Впервые об эмоциональном интеллекте (ЭИ) стали говорить в 1985 году. Рассказываем, что такое эмоциональный интеллект и зачем он нам, простыми словами.
Что такое эмоциональный интеллект и как его прокачать. Главное
Эмоциональный интеллект что это значит – кратко и простыми словами | Из чего состоит эмоциональный интеллект, как его развивать. |
Что такое эмоциональный интеллект (одной картинкой) — Кинжал | Рассказываем, что такое эмоциональный интеллект, в каких сферах жизни он нужен и как его развивать. |
Эмоциональный интеллект в бизнесе — ресурс, который увеличивает доходность на 28% | 1. Эмоциональный интеллект развивает способность управлять своим поведением. |
Эмоциональный интеллект что это такое | Что такое эмоциональный интеллект и почему высокий EQ важен для личности и для бизнеса? В блоге Авито — советы по развитию эмоционального интеллекта. |
Эмоциональный интеллект: что это такое и как он помогает в работе | способность эффективно разбираться в эмоциональной сфере человеческой жизни: понимать эмоции и эмоциональную подоплеку отношений, использовать свои эмоции для решения задач, связанных с. |
Понятие и особенности эмоционального интеллекта в психологии
Также они, благодаря своей эмпатии, умеют подбирать нужные подарки. Вручать презенты любят неожиданно, это производит сильнейшее впечатление на окружающих. Умение наслаждаться тем, что есть Люди с высоким уровнем эмоционального интеллекта каждый день находят, за что поблагодарить судьбу. Это повышает их настроение и дает жизненные силы для преодоления трудностей. Умение высыпаться Недостаток сна вредит нашим эмоциям.
Когда мы находимся в измотанном, уставшем состоянии, нам сложно спокойно реагировать на стрессовые ситуации или ситуации, близкие к ним. Также недосып снижает интеллектуальные способности. Сон перезаряжает наш мозг, проматывая, перерабатывая и сортируя воспоминания дня Все это помогает нам снизить эмоциональную нагрузку прошедших событий, а значит, восстановить свои психологические силы. И физические тоже.
Люди с высоким эмоциональным интеллектом обязательно заботятся о том, чтобы спать нужное количество часов. Умение радоваться, не опасаясь осуждения Эмоционально развитый человек радуется без оглядки на других, даже если все вокруг считают, что радуется он напрасно. Вот примеры фраз манипуляторов и завистников, мешающих радоваться и наслаждаться жизнью: «Все путешествуешь, обо мне бы подумала! Эмоционально развитый человек ограничивает общение с такими людьми, умеет ставить личные границы.
Также личность с высоким эмоциональным интеллектом не вручает ответственность за свое настроение окружающим. Например, если муж забыл подарить вам букет, вы покупаете себе цветы сами если хотите их прямо сейчас или спрашиваете, когда супруг подарит обещанное.
Нередко эти термины отождествляются, хотя это не совсем правильный подход. Кстати, оценить уровень своего эмоционального интеллекта Вы можете прямо сейчас, пройдя простой тест. Как появился термин? На рубеже XIX и XX веков исследователи начали проявлять повышенный интерес к интеллектуальным способностям человека. Были разработаны тесты, позволяющие определить уровень развития интеллекта и выразить его в виде численного значения — IQ Intelligence Quotient.
На тот момент это казалось прорывом. Считалось, что по IQ можно судить, насколько успешным будет человек в карьере и в жизни. На практике оказалось, что высокий коэффициент интеллекта далеко не всегда гарантировал успех. В то же время люди с относительно невысоким IQ часто строили головокружительные карьеры, создавали успешные компании, становились популярными политиками, удачно обустраивали личную жизнь и имели большое количество хороших друзей. Изучая их способности, исследователи пришли к выводу, что им помогает другой вид интеллекта — эмоциональный. Для его измерения был введён новый показатель — EQ Emotional Quotient. Первым, кто исследовал практическую важность эмоций, был Чарльз Дарвин.
В 1872 году он написал большую работу, описывающую проявления эмоциональности как важный фактор выживания и успешности в доисторическом обществе, а также в древних цивилизациях. Термин «эмоциональный интеллект» ввёл в начале 1960-х Майкл Белдок, опубликовав научную статью «Способность понимать эмоции в трех разных способах общения». Несколько позже, в 1980-х годах, в США и Европе начался расцвет теории эмоционального интеллекта. Ученые проводили исследования и посвящали этой теме огромные научные труды, считая это одним из важнейших открытий в психологии. Тогда же появилось основное количество тестов, позволяющих оценить эмоциональный интеллект человека. Составляющие эмоционального интеллекта Исследуя природу эмоционального интеллекта, ученые пришли к выводу, что он состоит из нескольких составляющих. Были предложены разные способы разделения, но наиболее точной и правильной на сегодняшний день считается модель Майера-Саловея-Карузо.
Согласно данной модели, эмоциональный интеллект состоит из 4 составляющих: 1. Понимание собственных эмоций — ключ к тому, чтобы суметь взять их под контроль, значительно развить силу воли и избавиться от лени. Адекватное восприятие своих способностей помогает стать более решительным, перестать зависеть от окружающих и научиться лучше контролировать собственное поведение. Человек с высоким EQ всегда стремится к саморазвитию и самоактуализации. Здесь присутствует и обратная связь — непрерывно развивающийся человек повышает собственный EQ. Развитый эмоциональный интеллект позволяет человеку быстрее вливаться в новый коллектив, легче переносить стресс, принимать правильные решения, находясь под давлением обстоятельств. Почему эмоциональный интеллект так важен?
В середине XX века ученые пришли к выводу, что высокий IQ не гарантирует успеха в жизни. Даже карьера у обладателей высокого интеллекта не всегда складывается удачно, а в общении они часто демонстрируют заметную социальную «неуклюжесть».
И наоборот.
Если вы в гармонии с собой, тогда и люди быстрее вам открываются, связь между вами налаживается быстрее и изначально более крепка. Человек, который любит себя и уважает свои особенности, свою природу, естественным образом начинает принимать окружающих и перестает их осуждать. Вы и ваши эмоции — одно целое Мы привыкли отделять себя от своих эмоций.
Мы говорим: «Ты меня злишь», хотя правильнее будет сказать: «Я злюсь, когда ты делаешь это». Потому что никто не виноват в том, что мы чувствуем себя определенным образом. Это только наши эмоции, и мы можем их контролировать.
Попробуйте противостоять своим эмоциональным импульсам Посмотреть на ситуацию со стороны и спросить себя: «Почему я злюсь? Уверен ли я, что мне стоит злиться? Как я могу по-другому выразить свои истинные эмоции?
Например, молодой человек не пришел вовремя к ужину, опоздал примерно на час. Девушка встречает его и начинает кричать, в чем-то обвинять. Злость — не её первоначальная эмоция.
Это может быть беспокойство и любовь, потому что мужа не было целый час, и он не позвонил, не предупредил об опоздании. Это может быть ревность, потому что она больше не чувствует себя красивой и желанной, а тут еще и молодой человек задерживается на работе. У наших эмоций гораздо более серьезные причины, чем может показаться на первый взгляд.
Поэтому важно уметь копать глубже. Так, девушка с развитым эмоциональным интеллектом, не стала бы кричать на опоздавшего парня, а сказала бы ему о своих переживаниях «Милый, я так тебя люблю и так переживаю, когда ты задерживаешься на работе и не предупреждаешь. Мне так важно, когда ты дома к ужину.
Пожалуйста, позвони мне, если когда-нибудь снова придётся задержаться». Поощряйте критику Критика может задеть те слабые места, которые мы усердно пытались спрятать от себя или попросту не видели. Если вы слышите какие-то замечания в свой адрес, обдумайте их.
Действительно ли это правда? Если да, то как можно исправить это? Если какие-то ремарки вас задевают, задумайтесь о причинах.
Сделайте паузу Для начала проследите, как вы ведёте себя в стрессовых ситуациях, как реагируете? Вините окружающих, порой даже неоправданно? Сильно расстраиваетесь, когда все идёт не по плану?
Наши чувства всегда с нами, но мы почти не прислушиваемся к ним.
Работа над своими эмоциями помогает человеку в бизнесе не только оставаться эффективным, но и выживать. Ведь бизнес-среда становится все динамичнее, жестче, а важность управления своей «человеческой» частью увеличивается. Зачем развивать эмоциональный интеллект Развивать эмоциональный интеллект нужно, чтобы иметь больше информации для принятия решений и, как следствие, получать более интересные результаты. Представьте, что вы перестали, например, получать сигналы об окружающем мире от своей кожи. Не можете понять, холодно или жарко, дует ли ветер — сложно принимать решения, когда нет полного объема информации. Так же и с эмоциями: если они по каким-то причинам недоступны, мы их не замечаем, не понимаем, или не разрешаем себе их испытывать, то большой пласт информации об окружающем мире выпадает. Появляются риски: Ошибиться: вы не заметите, что вы устали и пора отдохнуть, в итоге начнете испытывать эмоциональное выгорание.
Перестать понимать окружающих и быть понятным им: сигнал от других людей будет искажен. Например, подчиненный грустит, а вам кажется, что он ленится. И вести себя с ним вы будете как с лентяем, а не грустным человеком. Способы развития Существуют два способа развития эмоционального интеллекта: быстрый и медленный. Быстрый — работа со специалистом. Этим, на мой взгляд, очень много занимаются психологи, психотерапевты. Они учат клиента замечать, что с ним происходит и какие решения должны из этого следовать. Также хорошо работает развитие эмоционального интеллекта в группе — на курсах или тренингах.
Там можно делиться мыслями, проверять свои гипотезы. Медленный путь — саморазвитие. До определенных пределов можно самостоятельно развивать эмоциональный интеллект. Важно: делать это нужно в первую очередь в отношении себя, своих эмоций. А потом — в отношении эмоций других людей. Если человек не научился разбираться со своими эмоциями, ему будет сложно обрабатывать эмоции окружающих. Если он не знает, как выглядит его стыд, то не разглядит это чувство в коллеге или сотруднике. Другая возможная проблема — человек умеет замечать свои эмоции, но не умеет с ними обходиться.
Например, плохо переживает чувство вины, и, соответственно, плохо понимает того, кто испытывает вину. Как разобраться, какие эмоции вы сейчас испытываете, почему это часто не получается и представляет сложность для многих? Распространенные причины: в семье не принято признавать чувства, развита культура подавления. Или просто нет привычки понимать свои чувства. А еще на это могут влиять психологические травмы, связанные с этапами взросления. Например, в детстве случилось что-то неприятное, связанное с этим чувством пристыдили перед всем классом. И теперь человек не хочет иметь дело со своим стыдом. Как в этом случае развивать эмоциональный интеллект: Хороший способ получить информацию о своих эмоциях — сканировать свое тело.
Тело сложнее игнорировать, чем чувства, вы заметите, что у вас всегда есть телесные ощущения, например: бабочки в животе, трясутся руки. Когда вы что-то чувствуете, но не можете назвать, простой путь — заметить, что происходит в этот момент с телом. Сначала вы научитесь замечать телесные ощущения, а со временем начнете эти состояния узнавать.
Модели эмоционального интеллекта
- Каковы компоненты эмоционального интеллекта?
- Что такое эмоциональный интеллект и его диагностика | НЦРДО
- Что такое эмоциональный интеллект и как его «прокачать»? Отвечаем с помощью научных исследований
- Эмоциональный интеллект в бизнесе — ресурс, который увеличивает доходность на 28%
Значение словосочетания «эмоциональный интеллект»
Эмоциональный интеллект (Emotional Quotient, EQ) – это умение понимать, контролировать и использовать свои эмоции для успешной коммуникации с окружающими (для этого также нужно понимать истинные причины возникновения и последствия проявления эмоций других людей). В реальной жизни эмоциональный интеллект означает умение принимать, контролировать и выражать эмоции, чувства и настроения наиболее эффективным способом. Emotional Intelligence.
Как эмоциональный интеллект стал самым востребованным навыком
То есть таким, которые связаны с межчеловеческими взаимодействиями и нужны в любой сфере профессиональной деятельности, вне зависимости от того, занимаетесь ли вы разработкой ПО или работаете шеф-поваром. Какая польза от EQ на рабочем месте Эмоциональный интеллект бывает как индивидуальным, так и общим для конкретной компании или рабочей команды — это называют коллективным эмоциональным фактором. По словам американской специалистки в области организации труда Джуди Белл, коллективы, в которых EQ высок, имеют более высокую производительность, потому что специалисты лучше взаимодействуют между собой. В компаниях, где этот показатель низкий, отмечают более высокую текучесть, низкую производительность и снижение продаж. О том, что дела с эмоциональным интеллектом в коллективе обстоят плохо, свидетельствуют частые вспышки гнева сотрудников, конфликты, непонимание специфики работы соседних отделов и конкретных коллег, а также сложности во взаимодействии с заказчиками и подрядчиками. В американском исследовании 2005 года было выявлено, что четыре из пяти работников теряли ценное рабочее время, беспокоясь о неприятном инциденте, а больше половины опрошенных откладывали дела, избегая коллег, с которыми не складываются отношения.
Справедливо ли оправдание «нет времени на расшаркивания», если из-за невнимания к своим и чужим переживаниям производительность так сильно падает? Дойчендорф отмечает, что «сотрудники могут давать только то, что получают сами», а здоровая корпоративная культура — прямой путь к довольным клиентам. Казалось бы, все эти вещи, которые звучат как аргументы «за всё хорошее против всего плохого», понятны на интуитивном уровне, а значит, не требуют специальных умений и теоретических исследований. Однако, если бы всё было так просто, мы не попадались бы в однотипные ловушки и никогда не выходили бы из себя. Рассмотрим несколько рабочих ситуаций, в которых умение разбираться в подлинных эмоциях и желаниях может сослужить хорошую службу.
Специалист берет на себя слишком много Проблема. Работник или руководитель стремится решать все вопросы и вникать во всё сразу. Из-за этого его производительность падает, и в момент активного роста компании проблема особенно заметна. В такой ситуации для специалиста важно признать свои переживания, мешающие делегировать полномочия: например, страх потерять контроль или избыточное желание одобрения, которое ведёт к непродуктивному перфекционизму.
А не думаю, что теперь меня точно уволят и я умру под мостом. Уметь доверять друг другу, понимать, как мои поступки и слова влияют на другого, присоединяться к чужим чувствам, но понимать, что они не мои. Мне нравится модель эмоционального интеллекта Гоулмана, он много лет посвятил этой теме и хорошо раскрыл ее в книгах.
А еще я рекомендую книгу нейропсихолога Эстанислао Бахрах «Лимбический мозг. Как познать свои эмоции и обратить их себе на пользу». Он рассказывает о том, как работает лимбическая система, которая отвечает за эмоции, и как научиться ими управлять. Есть подход Патрика Кинга — он о том, что мы ищем врагов не друг в друге, а в барьерах коммуникации. Например, один из навыков этого подхода — умение давать обратную связь. Я могу дать человеку обратную связь одними и теми же словами, но с разной внутренней позицией. Первая позиция — отождествлять человека и проблему, а себя воспринимать как их оппонента.
Вторая позиция — быть на стороне человека, а не проблемы. Слова одни и те же, а результат разный. Получается, что проявление эмоционального интеллекта — это такое маленькое внутреннее движение: оно незаметно глазу, но меняет всё. Женя Венина, консультант по вопросам развития и создания эффективных команд в айти-сфере, коуч, фасилитатор: — Мне нравится метафора, что эмоциональный интеллект — это регулятор. В зависимости от контекста, он помогает найти баланс между тем, что мы чувствуем, и тем, как транслируем эти чувства в социум. При этом любая из моделей эмоционального интеллекта — это всего лишь ориентир, который может помочь построить собственную модель. Гоулман пишет для американской аудитории, российское же общество развивалось и находится в других ограничениях, поэтому мы не можем применить к нему эту модель без правок.
Российская практика» и «Эмоциональный интеллект в сложных коммуникациях».
Это не всегда хорошо, потому что, например, в напряженных условиях может повысить уровень депрессии или пессимизма. Ciarrochi, Dea, Anderson, 2002.
Следовательно, в такой ситуации преимущество на стороне низкой эмоциональной чувствительности. Существует и обратная ситуация. Поскольку высокий ЭИ — это обладание конкретными знаниями и навыками, то они предопределяют успешную коммуникацию в разных ситуациях.
Например, умение утешить близкого человека, когда тот расстроен. По мнению Р. Робертса, Дж.
Мэттьюса, М. Зайднера и Д. Люсина, такие навыки аналогичны когнитивным.
Приобретение и реализация эмоциональных навыков облегчаются, если есть уверенность в своей эмоциональной компетентности. Такие навыки могут быть открытыми или скрытыми. Последние можно соотнести с кристаллизованным интеллектом, открытые — с теоретическими представлениями об эмоциях Ackerman, 1996.
Конечно, знания и навыки в эмоциональной сфере играют положительную роль в адаптации. Важно, чтобы они соответствовали конкретной ситуации. Эмоциональная модель Основную модель эмоционального интеллекта предложили Дж.
Очень рекомендую к прочтению, ведь сейчас эта книга стала моим настольным пособием по прокачке EQ. Гоулман был первым, кто предположил, что «эмоциональный интеллект», термин, разработанный Саловеем и Майером 1989 , в два раза важнее когнитивного интеллекта IQ для прогнозирования карьерного успеха. Ведь высокий уровень эмоционального интеллекта улучшает рабочие отношения, помогает развивать навыки решения проблем, повышает эффективность и результативность и стимулирует разработку новых креативных подходов и стратегий.
Эмоциональный интеллект влияет не на результаты экзаменов или составление отчетов, а на то, как мы контролируем свои эмоции и справляемся с отношениями. Обойдусь без спойлеров, но всё же познакомлю вас с моделью, которая представлена в этой книге. Гоулман разработал модель EQ для оценки уровня эмоционального интеллекта сотрудников, а также для определения областей, требующих улучшения.
Модель состоит из пяти компонентов. Я также разбавила модель Гоулмана своими рекомендациями из жизни, которые помогают мне удержаться на плаву, изучать свои реакции и объективно распознавать эмоции других людей. EQ Модель Дэниеля Гоулмана 1.
Самосознание Self-awareness Люди с высоким уровнем эмоционального интеллекта чувствуют себя комфортно со своими мыслями и эмоциями и понимают, как они влияют на других. Понимание и принятие того, что вы чувствуете, часто является первым шагом к преодолению барьеров и улучшения социальных навыков. Высокий уровень самосознания, также влияет на уровень стресса и тревожности.
Рекомендация: Попробуйте знакомиться со своими чувствами, осознавайте их, ведите дневник чувств. Помочь вам сможет «ромашка чувств» по-научному «Колесо эмоций Роберта Плутчика». Наблюдая за своими эмоциями, Вы сможете прийти к понимаю их природы и разобраться с причиной их появления.
А еще даже в самых сложных ситуациях помните, что эмоция не долговечна. Зная, что самая сильная эмоция длится максимум 12 минут, можно пережить ее и дальше проанализировать сложившуюся ситуацию, исключая эмоциональную реакцию. Саморегуляция Self-regulation Также важно уметь контролировать и управлять своими импульсами и эмоциями.
Опрометчивые или неосмотрительные действия могут привести к ошибкам и часто вредят отношениям с клиентами или коллегами. Рекомендация: Попробуйте найти то, что вас наполняет и расслабляет. Я, к примеру, хожу в студию йоги 2-3 раза в неделю.
Важно поддерживать дисциплину через «усилия без насилия». Придумайте себе свои ритуалы.
Зачем нужен эмоциональный интеллект и как его развивать
Иными словами, эмоциональный интеллект – это когда ты смотришь в корень, в истинную причину эмоций. По словам Екатерины Егоровой, у людей с развитым эмоциональным интеллектом меньше проблем во взаимоотношениях — как в личных, так и в рабочих. Часть 1. Понятие эмоционального интеллекта. Почему он так важен в жизни каждого человека?Илья Шабшин:00:00 Вступление. Понятие эмоционального (социального) интеллекта появилось как реакция на частую неспособность традиционных тестов интеллекта предсказать успешность человека в карьере и в жизни.
Что такое эмоциональный интеллект и как его прокачать. Главное
Таким образом, эмоциональный интеллект — это способность быть компетентным в человеческих контактах и понимать себя. Что такое эмоциональный интеллект и как его развить? Эмоциональный интеллект можно совершенствовать, как и любой другой навык! В своей докторской диссертации психолог применил к эмоциональному интеллекту аббревиатуру EQ (Emotional Quotient) и подробно изложил его составляющие в виде психологической шкалы. В реальной жизни эмоциональный интеллект означает умение принимать, контролировать и выражать эмоции, чувства и настроения наиболее эффективным способом. Ответ прост — развивать эмоциональный интеллект ребёнка, учить его пониманию себя и других.
Эмоциональный интеллект в бизнесе и жизни
Страх — «бабочки в животе» , сухость во рту, короткое учащённое дыхание, напряжение вокруг рта и глаз. Грусть — ощущение пустоты в груди или животе , комок в горле, желание плакать, чувство, словно грудь сжали. Стыд — повышенная температура, неприятные ощущения в животе, сложно смотреть другим людям в глаза, тяжесть в груди, желание сжаться и стать невидимым. Это поможет вам немного успокоиться. По звуку хлопнувшей двери и звяканью ключей дети слышат, в каком расположении духа отец вернулся с работы.
IQ intelligence quotient - это коэффициент интеллекта. EIQ emotional intelligence quotient - это коэффициент эмоционального интеллекта. Раньше было модно говорить об уровне IQ как определяющей характеристике успешности человека. Однако сейчас все же говорят, что даже самый умный человек может не найти себе применения в жизни. Как пример - анекдоты про отличников, торгующих на базаре, и двоечников-троечников, собирающих одноклассников на своей яхте. Когда говорят об эффективности в контексте эмоционального интеллекта, то имеют в виду хороший уровень связей в общении с людьми, способность влиять на них, наличие лидерских качеств.
Таким образом, можно сказать, что у всех великих полководцев, правителей был высокий уровень эмоционального интеллекта. Сейчас между ними ставится знак равенства, а раньше первый вообще не учитывался. Сейчас только наступает осознание значимости эмоционального интеллекта. В том числе это происходит за счет процессов глобализации. Во-первых, становятся другими масштабы общения. Если раньше у человека круг общения составлял 50-100 человек семья, родственники, друзья, коллеги, соседи , то сейчас счет идет на тысячи. Во-вторых, увеличилось количество информации. Высокий эмоциональный интеллект нужен, если человек хочет выжить в колоссальном информационном потоке с обилием фактов и стрессов. В-третьих, развивается общение в Интернете и социальных сетях. Также появились такие ранее не существовавшие феномены общения, как троллинг провокация в Интернете и буллинг психологический террор, травля в Интернете.
То есть теперь опасность может идти и из мира виртуального.
Как определить уровень эмоционального интеллекта? Если учиться каждой из этих способностей, то можно взрастить свой эмоциональный интеллект. Однако прежде чем начать работать над ним, необходимо определить его уровень. Оценка «360» Подобный способ выглядит так: находясь в группе близких или друзей, давать оценку способностям друг друга. Однако и этот метод больше субъективный. Испытуемым предлагаются картинки с определенными выражениями лица человека, после чего задается вопрос, что за эмоции, по их мнению, испытывают люди, изображенные на картинке. Однако недостаток этого метода — это возможность пройти его только у специалиста, ввиду сложности интерпретации результатов. Методика Холла Этот метод является наиболее популярным на данный момент, потому как дает дифференцированную объективную оценку по каждой из характеристик эмоционального интеллекта и находится в свободном доступе в интернете.
Тест состоит из 30 вопросов по 6 на каждую категорию.
Когда EQ потеснил IQ, как его измерить и развивать — попробуем разобраться в этой статье. Эмоции, как важная часть человеческой сущности, волновали ученых и психологов с давних времен.
Еще в 1872 году, за несколько лет до возникновения психологии как науки, Чарльз Дарвин опубликовал книгу «Выражение эмоций у животных и человека», в которой представил эволюционную теорию их возникновения. Развитие психологии сместило фокус внимания на бессознательные процессы, и эмоции на время исчезли с радаров исследователей. Еще до возникновения концепции эмоционального интеллекта мир узнал об IQ — коэффициенте умственного развития.
В 1912 немецкий ученый Вильгельм Штерн презентовал идею IQ, положив начало развитию различных концепций человеческого интеллекта. В 20-ые годы 20-го столетия американский педагог и психолог Эдвард Торндайк представил научному сообществу идею социального интеллекта, в основе которой было умение распознавать свое поведение и поведение окружающих людей. В последующие 70 лет развития психологии эмоции отошли на второй план: бихевиористы с их поведенческой теорией сменили психоанализ, а когнитивная терапия сосредоточила свое внимание на мыслях человека.
Кульминацией дискуссий о том, что первично IQ или EQ стала разработанная в 1982 году израильским психологом Рувеном Бар-Оном модель эмоционального интеллекта. Годом позже Говард Гарднер, американский психолог, выступил с идеей множественного интеллекта человека, расширив модель до восьми составляющих: музыкальный, вербальный, лингвистический и прочие интеллекты. Вскоре после этого американский журнал Times вышел с обложкой, вопрошавшей читателей об их уровне эмоционального интеллекта и утверждавший, что именно он, а не IQ, определяет успех в жизни человека.
Вслед за Бар-Оном свои модели EQ представили несколько авторов. Однако сегодня весь мир прочно ассоциирует концепцию Эмоционального интеллекта с именем американского психолога Дэниела Гоулмана, чья книга 1995 года с аналогичным названием стала мировым бестселлером. Существующие схемы EQ имеют ряд различий: психологи Сэловей и Майер включают способность к адаптации и управление стрессом, тогда как Гоулман расширяет свою модель, добавляя в нее эмпатию и мотивацию.
Однако, несмотря на все различия, авторы отводят первое место в модели EQ самосознанию - краеугольному камню идеи эмоционального интеллекта. Не умея познать себя, человек не способен к пониманию и познанию других.
Как развивать эмоциональный интеллект?
В то же время многие учёные указывают на недостаточную научность этой модели. Саморегуляция — способность контролировать свои эмоции, сдерживать импульсы. Мотивация — способность стремиться к достижению цели ради факта её достижения. Эмпатия — способность учитывать чувства других людей при принятии решений, а также способность сопереживать другим людям. Социальные навыки — способность выстраивать отношения с людьми, манипулировать людьми, подталкивать их в желаемом направлении. Reuven Bar-On была представлена в 1996 году на собрании американской ассоциации психологов в Торонто Канада. Модель состоит из 15 способностей: [13] [14] Самоуважение — способность понимать и оценивать себя, видеть свои возможности и ограничения, сильные и слабые стороны, и принимать себя вместе со своими сильными и слабыми сторонами.
Эмоциональная осознанность — способность человека распознавать у себя наличие эмоции в конкретный момент, различать свои эмоции и понимать причины их возникновения. Независимость — способность полагаться на себя и эмоционально не зависеть от других. Эмпатия — это умение распознавать, осознавать и понимать чувства других людей. Социальная ответственность — способность идентифицировать себя как члена социальной группы, конструктивно сотрудничать с другими людьми, проявлять заботу и брать на себя ответственность за других людей. Межличностные отношения — способность конструктивного общения через вербальные и невербальные коммуникации, способность устанавливать и поддерживать взаимовыгодные отношения, основанные на чувстве эмоциональной близости, умение чувствовать себя свободно и комфортно в социальных контактах. Стрессоустойчивость — способность эффективно управлять своими эмоциями, быстро находить выход из ситуации.
Один из самых точных и серьёзных тестов — методика, разработанная Мэйером, Сэловеем и Карузо. Она состоит из 144 вопросов, и анализировать результаты лучше вместе с психологом. Ещё можно пройти тест «ЭмИн», разработанный Дмитрием Люсиным, или методику оценки эмоционального интеллекта Кимберли Бачард. По советам Елизаветы Радиной, сертифицированного тренера по развитию эмоционального интеллекта, люди с низким уровнем EQ сложны в поисках компромиссов, у них часто плохое настроение, не способны вовремя остановиться в собственных словах, неумышленно раня ими других, и не умеют радоваться за других. С ними трудно выстраивать дружеские отношения, у них может не быть увлечений и в плане жизни их может бросать из крайности в крайность: либо живут лишь чувствами, либо руководствуются исключительно логикой. Почему может быть опасен низкий уровень эмоционального интеллекта По мнению Лилии Шуваловой, члена Федерации психологов образования России, эмоциональный интеллект является одним из основных компонентов общего интеллекта человека.
Если он недостаточно развит, то это может указывать на сниженный уровень общей интеллектуальной функции. А это, в свою очередь, может затруднить построение экологичного общения, адекватное поведение в обществе, а также планирование и достижение целей. Причины низкого эмоционального интеллекта Ряд научных исследований показывает, что эмоциональный интеллект во многом зависит от генетической предрасположенности. Кроме того, существенное влияние оказывают особенности воспитания в детском возрасте — именно родители играют ключевую роль в развитии эмоционального интеллекта у детей. Поэтому взрослым важно обучать ребёнка распознавать эмоции и контролировать их. Например, расстройств аутистического спектра.
Порой даже при общем сохранном и весьма высоком интеллекте высокофункциональный аутизм. Низкие значения могут встречаться и при других неблагоприятных состояниях развития личности. Важность высокого уровня Люди с развитым эмоциональным интеллектом умеют эффективно реагировать на негативные ситуации, выстраивать грамотную коммуникацию и принимать взвешенные решения. Они спокойно воспринимают критику и правильно оценивают эмоции окружающих. Поэтому эмоциональный интеллект и soft skills «гибкие навыки» — ключевые компоненты для успешной учёбы, карьеры и финансового благополучия. Высокий уровень эмпатии позволяет считывать эмоции других людей и находить наилучшие формы взаимодействия с ними, что особенно важно в рабочем коллективе.
Как развить эмоциональный интеллект? Виктория Моисеева предложила несколько простых практик, которые могут помочь развить эмоциональный интеллект: Дневник эмоций. Нужно записывать 3—5 эмоций, которые вы испытали в течение дня, а также ситуацию, которая их вызвала. Это поможет лучше понять, как чувства влияют на мысли и поведение.
Тогда ученые доказали, что, в большинстве своем, при принятии решений человек руководствуется не логикой, а эмоциями. Именно после этих исследований был введен, в противовес IQ, термин EQ, который означал степень способности генерировать эмоции и управлять ими так, чтобы осуществлять свой эмоциональный и интеллектуальной рост. Зачем это нужно? Причин множество: -эффективное общение с людьми — HR — управление коллективом, способность координировать люде Высоко развитый эмоциональный интеллект потребителя, в свою очередь, позволяет избегать маркетинговых ловушек. Кроме того, такой человек сможет эффективнее расставлять цели и приоритеты. Как развить эмоциональный интеллект? Вместо того, чтобы с головой погружаться в труды ученых, начните с простых шагов: Замечайте свои реакции на то или иное событие, отслеживайте эмоции.
Методы решения задач В основе этих диагностических методов лежит решение задач на определение эмоций, которые предлагаются испытуемым описание эмоций, понимание их состава, взаимосвязи, умение управлять ими. В задачах может быть несколько вариантов ответов, которые будут оцениваться по балльной шкале. В него входят определение эмоций, их понимание и управление ими, повышение эффективности мышления. Методы самооценки Методы данной группы работают с абстрактными ситуациями, с которыми соглашается или нет, испытуемый. К таким методам относятся: Опросник «EQ-i» Р. Холла N. Hall Emotional Intelligence Self-Evaluation — выявляет способность понимания отношений и управлении эмоциями. Self-ReportIndex — оценивает компоненты эмоционального интеллекта. Опросник эмоционального интеллекта Trait TEIQue — с помощью этого опросника можно оценить коммуникабельность, эмоциональное состояние, самоконтроль и эмоциональность. Опросник EII Emotional intelligence inventory — оценивает и измеряет компоненты эмоционального интеллекта. Опросник эмоционального интеллекта «ЭмИн» Д. Люсина — выявляется способность к пониманию и управлению чужими эмоциями, осознание и управление своими эмоциями. Улучшаем эмоциональный интеллект Что такое эмоциональный интеллект и его диагностика Теперь вы знаете, какую большую роль играет эмоциональный интеллект в нашей жизни. Возможно, даже успели пройти диагностику. Как быть, если эмоциональный интеллект не достаточно развит или вам хотелось бы улучшить отдельные его компоненты? Засучиваем рукава и принимаемся за работу! Эмоциональный интеллект — навык социальный, а не врожденный, а это значит, что над ним можно начать работать в любой момент жизни.
Что такое эмоциональный интеллект и как его прокачать. Главное
Что такое эмоциональный интеллект и как его «прокачать»? Отвечаем с помощью научных исследований | это способность человека распознавать свои и чужие эмоции, управлять ими и применять эти знания на практике в конкретных ситуациях. |
Эмоциональный интеллект | Что такое эмоциональный интеллект (emotional intelligence)? Определение эмоционального интеллекта звучит, как способность управлять своими эмоциями, распознавать собственные эмоциональные состояния, а также и понимать эмоции других людей. |
Эмоциональный интеллект что это значит – кратко и простыми словами
Развитие эмоционального интеллекта помогает управлять эмоциями своими и окружающих с целью решения задач в жизни, отношениях, на работе. Давай пройдёмся просто по этой самой модели Гоулмана эмоционального интеллекта с конкретными примерами, как это может проявляться в жизни. Рассказываем о том, что такое эмоциональная грамотность, чем проактивная агрессия отличается от реактивной и как развить эмоциональный интеллект. Эмоциональный интеллект (EI, от emotional intelligence или EQ, от emotional quotient) — это способность человека распознавать и понимать свои эмоции и чувства других людей и использовать эти навыки во взаимодействии с окружающими. Что такое эмоциональный интеллект простыми словами, как его развить у взрослых и детей, а также как определить его уровень, в материале от РИА Новости.
Что такое эмоциональный интеллект и его диагностика
Интерес к людям Люди с высоким эмоциональным интеллектом искренне интересуются окружающими. Их любопытство является следствием высокоразвитой эмпатии, то есть умения сопереживать, ставить себя на чужое место. Человек с высоким уровнем эмпатии более качественно общается, может предугадать какие-то фразы или поведение собеседника, умеет строить свое общение так, чтобы не задеть и не оскорбить другого. Благодаря эмпатии такие люди гораздо легче и с меньшими энергетическими затратами налаживают контакт с окружающими. Толерантность к изменениям Обладатели высокого эмоционального интеллекта постоянно меняются. Если все спокойно, они ищут то, чем можно наполнить свою жизнь: проходят полезные, интересные курсы, составляют нестандартные маршруты для путешествий, пробуют новое, не боятся менять работу, специальность. Изменение ситуации во внешнем мире на них особо не влияет, потому что перемены — их естественная потребность, естественное состояние. Они легко адаптируются к случившимся событиям, находят новые источники дохода и способы получения знаний, принимают нестандартные решения. Вместо того чтобы бояться будущего, они продумывают свои действия наперед. Умение отказывать Умение отказывать формируется из двух базовых понятий.
Первое: «Я имею право отказать. Если другой обидится, расстроится, разозлится или отнесется спокойно — это его право. Я не несу ответственности за его выбор эмоции». Второе: «Я понимаю свои эмоции. И если я действительно не хочу или не могу, у меня нет настроения, я откажу.
Мотивация — способность стремиться к достижению цели ради факта её достижения. Эмпатия — способность учитывать чувства других людей при принятии решений, а также способность сопереживать другим людям. Социальные навыки — способность выстраивать отношения с людьми, манипулировать людьми, подталкивать их в желаемом направлении. Reuven Bar-On была представлена в 1996 году на собрании американской ассоциации психологов в Торонто Канада. Модель состоит из 15 способностей: [13] [14] Самоуважение — способность понимать и оценивать себя, видеть свои возможности и ограничения, сильные и слабые стороны, и принимать себя вместе со своими сильными и слабыми сторонами.
Эмоциональная осознанность — способность человека распознавать у себя наличие эмоции в конкретный момент, различать свои эмоции и понимать причины их возникновения. Независимость — способность полагаться на себя и эмоционально не зависеть от других. Эмпатия — это умение распознавать, осознавать и понимать чувства других людей. Социальная ответственность — способность идентифицировать себя как члена социальной группы, конструктивно сотрудничать с другими людьми, проявлять заботу и брать на себя ответственность за других людей. Межличностные отношения — способность конструктивного общения через вербальные и невербальные коммуникации, способность устанавливать и поддерживать взаимовыгодные отношения, основанные на чувстве эмоциональной близости, умение чувствовать себя свободно и комфортно в социальных контактах. Стрессоустойчивость — способность эффективно управлять своими эмоциями, быстро находить выход из ситуации. Контролирование импульсов — способность сдерживать свои эмоции, воздерживаться перед соблазном. Оценка действительности — способность сверять свои мысли и чувства с объективной внешней реальностью.
Он помогает управлять эмоциями, разрешать трудные или напряженные ситуации, понимать последствия своих поступков и брать на себя ответственность за свое поведение. Социальные навыки Эта составляющая ЭИ отвечает за взаимодействие с другими людьми, понимание своих и чужих эмоций как средства повседневного общения и взаимодействия. К социальным навыкам относятся: активное слушание — умение вести беседу так, чтобы лучше понять мысли и чувства говорящего; вербальные коммуникативные навыки — умение общаться посредством языка; невербальные коммуникативные навыки — мимика, жесты; лидерство — способность взять ситуацию под контроль и организовать деятельность группы; умение договариваться и находить общий язык с людьми. Чем лучше развиты социальные навыки, тем больше шансов добиться успеха в учебе и карьере, построить гармоничные отношения. Эмпатия Эмпатия — это понимание чувств окружающих. Эта составляющая ЭИ позволяет человеку адекватно реагировать на эмоции других людей. Эмпатия также помогает понять структуру любых отношений, в том числе на рабочем месте: оценить расстановку сил, понять, как она влияет на чувства и поведение людей.
В 1940 году он написал публикацию, в которой разделил способности человека на «интеллектуальные» и «неинтеллектуальные», к числу последних он отнёс аффективные, личностные и социальные, и заключил, что именно «неинтеллектуальные» способности являются ключевыми при предсказании жизненного успеха человека. В 1964 году оно появилось в работе Майкла Белдока Michael Beldoch Sensitivity to expression of emotional meaning in three modes of communication, а в 1966 году в работе Ханскарла Лёйнера Emotional intelligence and emancipation. В 1975 году Клод Штайнер англ. Claude Steiner , один из основателей транзактного анализа , разработал концепцию эмоциональной грамотности и запустил программу тренинга эмоциональной грамотности, представленную в его книге Achieving Emotional Literacy изд. Avon Books , Нью-Йорк, 1997. Расцвет теории эмоционального интеллекта пришёлся на 1980-е и 1990-е. В 1983 году Говард Гарднер Howard Gardner опубликовал свою известную модель интеллекта, в которой разделил интеллект на внутриличностный и межличностный. В 1988 году Рувен Бар-Он в своей докторской диссертации ввёл понятие эмоционального коэффициента EQ англ. Emotional Quotient, по аналогии с англ. Intelligence Quotient, IQ. Наконец, в 1990 году вышла влиятельнейшая статья Питера Саловея и Джона Майера [en] «Эмоциональный интеллект» англ. Emotional Intelligence , фактически определившая всё современное понимание эмоционального интеллекта. В 1995 году научный журналист Дэниел Гоулман Daniel Goleman опубликовал научно-популярную книгу Emotional Intelligence , в которой описал историю развития теории эмоционального интеллекта, дал обзор современных научных представлений об эмоциональном интеллекте и даже представил собственную модель эмоционального интеллекта, получившую впоследствии название смешанной модели.