На банки могут наложить обязательство возвращать россиянам деньги, которые были похищены мошенниками.
Путин обязал банки возвращать их клиентам украденные со счетов деньги
В 2024 году банки начнут возвращать клиентам украденные мошенниками денежные средства по новой схеме: в течение 30 дней после получения соответствующего заявления от клиента и в случаях, установленных законом. При трансграничном денежном переводе банк или другой оператор перевода обязаны возместить денежную сумму неподтверждённой клиентом операции, средства — уже в течение 60 дней. С июля банки будут возвращать отправленные мошенникам деньги в досудебном порядке.
Депутат Гаврилов разъяснил, в каких случаях банк вернет деньги жертвам мошенников
Для возврата денег банк должен точно знать, что перевод осуществляется в пользу мошенников и это происходит не по желанию клиента. "У граждан похищают денежные средства чаще всего методами социальной инженерии, при которой лицо самостоятельно переводит деньги мошеннику. Вернуть средства назад возможно лишь в случае если они были застрахованы, либо если правоохранительные органы найдут воришек. По закону банки не обязаны возвращать деньги гражданам, которые подвергшись психологической обработке мошенников, собственноручно переводят на их счёта свои средства. Но тем не менее небольшую преграду новый закон устанавливает и здесь. В начале октября банк вернул Родиону Жекову украденные мошенниками деньги. Банки будут тщательнее отслеживать операции физических лиц, предупреждать клиентов о возможных рисках и даже возвращать переведенные мошенникам деньги из своего капитала.
ЦБ хочет, чтобы банки возвращали похищенное мошенниками. Почему эксперты против этой идеи
Банки должны будут проверять денежные переводы клиентов и в течение 30 дней возмещать им похищенные средства. В этом году банки начнут возвращать клиентам украденные мошенниками деньги по новой схеме. По закону банки не обязаны возвращать деньги гражданам, которые подвергшись психологической обработке мошенников, собственноручно переводят на их счёта свои средства. Но тем не менее небольшую преграду новый закон устанавливает и здесь. Банки начали по собственной инициативе возвращать клиентам украденные мошенниками деньги, не дожидаясь вступления в силу нового закона, пишут «Известия». Тинькофф Банк компенсировал уже 4,5 млн рублей в рамках своего сервиса «Защитим или вернем деньги». Банки, которые не будут исполнять новые обязательства, отмечается на сайте Госдумы, должны будут вернуть россиянам украденные мошенниками средства. Банки обяжут проверять поступление денег на признаки мошенничества, а также возвращать гражданам средства, если операции совершались без их согласия.
В России банки будут возвращать клиентам деньги, похищенные мошенниками
За девять месяцев 2023 года банкам удалось отразить более 20 млн руб. попыток похитить деньги со счетов их клиентов и спасти тем самым от кражи 3,3 трлн руб. Но скоро они должны будут компенсировать средства, которые мошенникам все же удалось вывести. Через год после опубликования вступит в силу закон, обязывающий банки возвращать клиентам деньги, которые похитили мошенники. Сейчас вернуть украденные деньги непросто, но возможно. Документ обязует банки возмещать клиентам похищенные деньги. Банки будут возвращать россиянам похищенные мошенниками деньги по новой схеме.
Похищенные мошенниками деньги банки возместят клиентам
Мошенники похитили — банки возместили: как будет работать закон о возврате денег, украденных со счета. Россияне смогут возвращать деньги, похищенные мошенниками, даже если сами подтвердили перевод из банка. Операторов по переводу денежных средств — банки, платежные системы — также обяжут проверять подозрительные транзакции и приостанавливать операции с признаками мошенничества, даже если имеется согласие клиента. Банки с 25 июля 2024 года начнут по новой схеме возвращать клиентам деньги, украденные мошенниками, сообщили в ЦБ. Средства будут поступать в течение 30 дней с момента подачи соответствующего заявления от клиента. Вернуть средства пострадавшим удалось всего в 4,4% случаев.
Госдума обязала банки возвращать гражданам похищенные с их счетов средства
Серегин пояснил, что основой принципа действия данного механизма является сформированная Банком России база данных, в которой содержится информация о мошенниках и мошеннических переводах, совершенных во всех банковских структурах страны. Доступ к ней также имеют все банковские организации, — продолжил эксперт. И в случае подтверждения риска перевода денег мошенникам — блокирует перевод средств", - пояснил он. Если банк по какой-то причине совершает перевод по реквизитам мошеннического счета из списка, то организация обязана в досудебном порядке вернуть средства владельцу счета.
Указывается, что оператор банк будет обязан проверить перевод денег, если есть подозрения, что он проводится без согласия клиента, причем это должно проходить до момента перевода. Если подозрения подтверждаются, то оператор должен приостановить перевод на два дня со счетов, а при попытке перевода с платежных карт и по системе быстрых платежей СБП — отказать в нем. После этого оператор должен сообщить клиенту о попытке перевода без его ведома. Для банков в законе прописан механизм анализа попыток мошеннических переводов. Если оператор, несмотря на предупреждение от Центробанка о признаках мошенничества, осуществил перевод без ведома клиента, то он обязан возместить гражданину всю сумму.
Срок возмещения — 30 дней с момента получения соответствующего заявления от клиента.
Так, на возврат можно рассчитывать, если финансовая организация допустила перевод средств на мошеннический сайт, который находится в специальной базе Банка России «О случаях и попытках осуществления перевода денежных средств без согласия клиента». В ней содержится информация о совершенных операциях, о плательщиках и получателях денежных средств. Все кредитные организации получают сведения из этой базы, — отметили Банке России. Также возврат денежных средств по заявлению предусмотрен, если кредитная организация не отправила клиенту уведомление о совершении перевода, который был осуществлён без его согласия или если человек потерял свою банковскую карту и ей воспользовались третьи лица.
В последнем случае человеку пойдут навстречу, если он уведомил банк о происшествии и снятии денег. Если перевод был сделан за границу, то возврат произведут за 60 дней.
Тогда возмещения денег не произойдет. Закон вступит в силу через год.
Он был принят Госдумой ранее в июле. Напомним, что проблема телефонных мошенников остро стоит в Хабаровском крае. Ранее аферисты обманули супружескую пару на четыре миллиона. Изначально злоумышленники звонили только пенсионеру, но жена вмешалась в разговор.
Банки начнут возвращать клиентам украденные мошенниками деньги по новой схеме
Там четко прописано, что он не имеет права передавать кому-либо данные по своей карте. Если договор нарушен, банк снимает с себя всякую ответственность за последствия. Банки сообщают, что деньги клиентам они вернут лишь в том, случае, если человек докажет свою непричастность к мошеннической операции. Но в большинстве случаев человек сам оказывается виноват в том, что случайно сообщил данные мошенникам. Оксана Васильева, к. Поэтому, считает эксперт, возмещать ущерб должны сами мошенники по решению суда, а вычислять и привлекать их к ответственности — работа полиции. Другие эксперты тоже посчитали идею неоднозначной. Например, финансовый аналитик Николай Неплюев указывает на то, что не до конца понятен механизм компенсаций клиентам с низкой финансовой грамотностью и тем, кто инсценировал кражу своих денег — банки просто будут не в состоянии распознать и отделить друг от друга такие случаи. А когда в дело вступает социальная инженерия, предотвратить мошенничество становится практически невозможно.
Поэтому сначала нужно думать именно о предотвращении, а не о компенсациях. О том, что банки не должны отвечать за ошибки клиентов, говорит и эксперт в области права в ИТ Евгений Царев. По его словам, клиенты банков сами часто теряют бдительность, но делать «крайним» именно банк — незаконно: Ответственность банков за похищенные средства, очевидно, должна быть. Но делать ответственным того, кто не может помешать факту мошенничества — крайне неэффективная мера. В случаях социальной инженерии, например, вины банка нет фактически никакой — клиент сам, нарушая все ИБ-требования банка, отдает мошенникам деньги. Безусловно, косвенная вина финансовой организации может быть при утечке данных. Однако, не имея доказанного факта утечки, делать банк «крайним» — мягко говоря, незаконно. Гораздо логичнее было бы дать возможность банкам, например, задерживать подозрительные платежи и передавать друг другу требования о задержке например, по заявлению клиента.
И тогда уже, при нарушении этой процедуры, взыскивать с недобросовестного банка средства. Вариант задержки перевода, например, на сутки, вне зависимости от подозрений также снизит поток хищений. Но на это должна быть воля клиентов, а ее ожидать не приходится. Менее одного процента клиентов банков ставят сами себе ограничения на ежедневные переводы — никто не хочет себя ограничивать. В этой ситуации, опять же, заставлять банки нести ответственность — как минимум, незаконно.
После этого перевод задержится ещё на два дня. Затем отправителю снова потребуется подтвердить отправку. Если он это сделает, то при потере средства банк не будет нести ответственности и возвращать средства пользователю. Если же система переведёт деньги на опасный адрес сразу, не предупредив клиента о рисках, он сможет получить компенсацию.
Поделиться: Ипотека на каникулах, или как поставить на паузу выплаты в Сбербанке 27 апреля 2024 Досудебное урегулирование налоговых споров: предпоследняя схватка 27 апреля 2024 Коллекторское агентство «ИЛМА»: нарушает ли оно закон?
Разбираемся, как он будет работать. Как банки будут проверять переводы Центробанк ведет базу данных случаев и попыток финансового мошенничества, в том числе переводов денег без согласия владельца. Там есть информация о получателях таких переводов и их счетах — банки будут должны сверяться с этой базой. Информацию для базы предоставляют банки и операторы платежных систем — они сообщают о жалобах клиентов на операции, проведенные без их согласия. Каждая жалоба оценивается по разным параметрам, чтобы в «черный список» случайно не попали добросовестные клиенты. Сейчас в базе несколько десятков тысяч подозрительных счетов, а с октября 2023 года ее будут пополнять не только банки, но и МВД. Согласно новому закону, банки обязаны проверять каждый перевод на признаки мошенничества и приостанавливать подозрительные операции. Центробанк называет три таких признака: Перевод отправляют на счет использоваться может иной идентификатор — телефон, номер карты из «мошеннической» базы Центробанка Для перевода используют устройства, которые до этого использовали мошенники Перевод отличается от операций, которые обычно совершаются по счету. Например, деньги отправляют из новой локации, или переводят нетипичную для этого клиента сумму Что будет, если я переведу деньги мошенникам?
Новый закон прописывает банкам четкий алгоритм действий.
Этот законопроект готовился, чтобы защитить сбережения людей, и чтобы пресекать деятельность мошенников. Банкам и кредитным организациям дано время отработать эту схему, — сообщил Алексей Волоцков. Гражданин пишет заявление в банк, он возвращает средства. Этот вопрос будет прорабатываться Центробанком.
Банки начнут возвращать клиентам украденные мошенниками деньги по новой схеме
Политика, экономика, происшествия, общество. Экспертный взгляд на жизнь регионов РФ Информационное агентство «ФедералПресс» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций Роскомнадзор 21. При заимствовании сообщений и материалов информационного агентства ссылка на первоисточник обязательна.
Этот законопроект готовился, чтобы защитить сбережения людей, и чтобы пресекать деятельность мошенников. Банкам и кредитным организациям дано время отработать эту схему, — сообщил Алексей Волоцков.
Гражданин пишет заявление в банк, он возвращает средства. Этот вопрос будет прорабатываться Центробанком.
Также банки смогут на два дня блокировать переводы на подозрительный счет и уведомлять об этом клиентов. За этот период человек должен подтвердить или отказать в проведении перевода, если поймет, что находится под влиянием злоумышленников.
Также сообщается, что банки получат возможность блокировать переводы на подозрительный счет и уведомлять об этом клиентов. За этот период человек должен подтвердить или отказать в проведении перевода, если поймет, что находится под влиянием злоумышленников. Кроме того, в случае, если в МВД поступила информация о том, что клиенты выводят и обналичивают похищенные средства в банках, последние будут обязаны отключать доступ к дистанционному обслуживанию этих клиентов.
В России банки будут возвращать клиентам деньги, похищенные мошенниками
Отмечается, что банки и до закона вели работу по противодействию мошенникам. Для этих целей даже была создана база «Банка России», к которой у финансовых организаций есть доступ. К слову, для клиентов банков введут двухдневный период охлаждения.
Законом предусмотрен комплекс механизмов, которые направлены на то, чтобы стимулировать банки улучшать качество работы своих антифрод-систем", — сказал РБК представитель Банка России. Также сообщается, что банки получат возможность блокировать переводы на подозрительный счет и уведомлять об этом клиентов. За этот период человек должен подтвердить или отказать в проведении перевода, если поймет, что находится под влиянием злоумышленников.
Они закрепляют обязанность операторов возвращать клиенту сумму перевода или восполнять остаток денег на карте в полном объеме, если оператор получил информацию о ЦБ о том, что операция была выполнена без согласия клиента. Сроки возмещения средств — до 30 дней. Если заявление о возмещении подал клиент-физлицо, срок увеличивается до 60 дней. Исключение составят случаи, когда оператор докажет, что клиент сам нарушил порядок использования электронных платежей.
Ведь большинство мошеннических действий осуществляются с использованием социальной инженерии — вводят в заблуждение, убеждают и запугивают человека, который фактически сам делает непоправимое и отдает деньги мошенникам. Два дня — срок для того, чтобы здравомыслие победило, а перевод мог быть отменен. Однако, если человек спустя это время будет настаивать на переводе, банк уже не будет нести ответственность за потерянные деньги» Узнать подробнее Если банк видит, что получатель находится в списке недобросовестных клиентов, то перевод будет заблокирован. Если банк замечает что-то сомнительное, то просто предупредит своего клиента и даст 2 дня на отмену операции. А если не обнаруживает ничего подозрительного, то деньги будут отправлены. И ничего здесь нельзя изменить — отмечает Олег Матюнин. Это означает, что будет существовать риск того, что через фильтр смогут проскакивать новые способы мошеннического отъёма денег, не подпадающие под признаки подозрительности на текущий момент» Узнать подробнее Кроме того, возможна ситуация, когда банки будут относиться с недоверием к заявлениям о возврате средств. Эксперты предупреждают о возможном риске, что люди, осуществившие законный перевод оплатившие за товар или услугу, одолжившие деньги знакомому , могут злоупотребить этим законом и требовать компенсацию от банков. Такое мнение разделяет Руслан Захаркин. Банк-отправитель должен устанавливать контакт с банком-получателем для проведения проверок и усложнять свои процедуры. Кроме того, все расходы на возврат будет нести сам банк-отправитель. С точки зрения банков, это вызывает определенные сомнения. По мнению Александра Петровского, банки готовы выполнить любое требование, но только за счет клиента.