Ближайшие – это Всебелорусское народное собрание, которое соберется уже в новом статусе весной 2024 года (на неделе Президент подписал соответствующий закон), и выборы в парламент и в Советы депутатов.
Белоруссия показала, какой накал может быть в России в 2024 году
В единый день голосования избиратели получат: в Минске — по 2 бюллетеня: по выборам депутатов Палаты представителей и Минского городского Совета депутатов; в областных и районных центрах — по 3 бюллетеня: по выборам депутатов Палаты представителей, облсовета, горсовета или райсовета; в сельской местности — по 4 бюллетеня: по выборам депутатов Палаты представителей, облсовета, райсовета, сельского или поселкового Совета. В печатных СМИ в сообщении об образовании избирательной комиссии будут указываться количественный состав комиссии, способ выдвижения и контактные данные комиссии адрес и номер телефона без персональных данных членов комиссии. Избиратели, которые не зарегистрированы на территории участка для голосования, но имеют документ, подтверждающий проживание на данной территории, имеют право быть включенными в список избирателей до дня выборов не позднее 24 февраля 2024 года.
В законодательстве установлены определённые требования, предъявляемые к гражданам, которые намерены выдвигаться кандидатами в депутаты Палаты представителей [7] : 1 гражданство Республики Беларусь; 2 достижение возраста 21 года; 3 постоянное проживание на территории Республики Беларусь; 4 отсутствие судимости. Распределение избирательных округов по регионам Регион.
Исследователь электоральных трендов, физик Сергей Шпилькин опубликовал собственную оценку явки на досрочном голосовании. Он обнаружил, что график, демонстрирующий явку на участках по данным из официальных протоколов не совпадает по форме с графиком явок по данным наблюдателей и «имеет сильно затянутый хвост в сторону высоких явок». При этом в большинстве случаев явка по официальной статистике либо равняется данным наблюдателей, либо превышает их. Читайте также Напомним, после удачного эксперимента с голосованием по конституционным поправкам, которое проходило в Российской Федерации на протяжении недели, с 25 июня по 1 июля, Госдума поддержала законопроект , который разрешает голосование в течение нескольких, а именно трех дней. На прошедшем в июне плебисците, впрочем, даже по мнению большинства оппозиционеров явка и результаты, если и были накручены, то на конечный результат не повлияли: народ поправки действительно поддержал. Что в конечном итоге привело к отсутствию явного негативного настроения в отношении такой формы организации голосования. Однако, как будет развиваться ситуация и насколько люди будут верить результатам в 2024 году, сейчас сказать сложно. Как минимум потому, что на данный момент достоверно не известны даже кандидаты.
Так что новые выборы, а речь о парламентских, отличаются от предыдущих. При этом выборы — это тема, которая в обществе всегда воспринимается внимательно, даже если речь не о президентских. Но сегодняшняя встреча Александра Лукашенко и Игоря Карпенко — это скорее инициатива главы ЦИКа, предложенные им вопросы обсуждали в рабочем кабинете Главы государства. Инициативно и превентивно. Очевидная новизна президентского Указа по выборам, который, забегая вперед, стоит ждать к ноябрю — в Беларуси появляется Единый день голосования. Собственно, у Игоря Карпенко, который Центризбирком возглавляет полтора года, это будет первая проведенная кампания. Какой будет формула голосования — еще прорабатывается, но ранее Игорь Карпенко не скрывал, что где-то, возможно, будут сложности. Не в голосовании, а в организации — теоретически тот, кто проживает в сельской местности, может в Единый день получить сразу 4 бюллетеня: один — по выборам депутата Парламента, другой — депутата облсовета, третий — депутата райсовета, четвертый — поселкового. В Минске — проще, там бюллетеня два: один по выборам в Палату представителей, другой — депутат горсовета. Какой бы ни была формула, ее нужно будет объяснить гражданам. Для этого нужна толковая информационная работа, а это не только напечатать Указ в газете.
Главное о предстоящих в Беларуси выборах-2024
На 25 февраля 2024 года назначены выборы депутатов Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь 8-го созыва и местных Советов депутатов 29-го созыва. Если эти выборы будут проводиться одновременно с парламентскими выборами 2024 года, то оппозиция сможет воспроизвести свое влияние на ядро своих сторонников, а также придать Координационному Совету альтернативную легитимность. Прежде всего, это начало большого цикла электоральных кампаний, потому что 2024 год – это выборы и парламента, и местных советов, а 2025 год – выборы президента Республики Беларусь. По мнению группы наблюдателей от Парламентского Собрания, процесс голосования соответствовал требованиям законодательства страны, выборы в Палату представителей Национального собрания восьмого созыва были открытыми, демократичными и легитимными. Нижнюю палату парламента Белоруссии избрали в полном составе, сообщил председатель Центральной избирательной комиссии (ЦИК) Игорь Карпенко.
Читайте по теме:
- Главное о предстоящих в Беларуси выборах-2024
- Эксперт о политической повестке Беларуси в 2024 году
- Лукашенко оценил прошедшие выборы в Белоруссии словами "на удивление спокойно"
- Выборы в парламент и Советы депутатов уже в 2024-м. Как изменится избирательная кампания?
- Белоруссия показала, какой накал может быть в России в 2024 году
В Белорусии назвали сроки президентских выборов
Фотографировать и снимать на видео заполненный бюллетень нельзя, теперь это считается нарушением. Также нельзя выносить бюллетень за пределы избирательного участка, а взамен испорченного можно будет получить всего один бюллетень. О своем намерении баллотироваться на предстоящих президентских выборах в 2025 году заявил сегодня глава государства Александр Лукашенко. Об этом он рассказал, отвечая на вопросы журналистов на избирательном участке в Минске. И загрузить на себя в нынешней ситуации этот груз нашей страны не каждый решится. Точно так и парламент», — отметил Александр Лукашенко. Он также рассказал, что роль парламента будет повышаться: «Часть полномочий мы уже передаем парламенту и другим органам власти.
Какой путь избрала Беларусь? Результаты парламентских выборов - 2024 2 марта 128 прочитали На прошлой неделе, а именно 25 февраля, в Республике Беларусь прошел, по подобию выборов в России, единый день голосования или выборы депутатов Палаты представителей Национального собрания 8-ва созыва.
Как я понимаю, отличие состоит лишь в том, что в России в такой день проходят выборы на всех уровнях власти, где это необходимо по срокам: в селах, деревнях, городах, на местном уровне или же федеральном, выборы глав субъектов РФ и мэров городов. В Беларуси выбирали только кандидатов в Палату представителей Национального собрания по статусу, как у нас Государственная Дума Федерального Собрания. Выборы проходили один день. Оппозиция негативно относящаяся к действующему президенту и правительству, например, "Белорусская социал-демократическая партия Грамада " или "Белорусский народный фронт" БНФ , как и прежде, допущены к участию в выборах не были. Как вы видите, белорусская ситуация, в целом, идентична российской. В парламенте присутствует лояльная правительству и президенту оппозиция, но, все же оппозиция. До этих выборов ситуация в парламенте отличалась от российской одним фактором - в парламенте Беларуси большинство было у самовыдвиженцев, выступающих в поддержку президента Александра Лукашенко, в то время как в России большинство с 2001 г. Что касается моего мнения, то выразить его мне сложно.
Ведь, я не гражданин Беларуси. Тем не менее, передать свои ощущения вполне возможно.
Но там, где надо этого избирателя заставить сделать, заставьте! Чем менее они будут политизированы — тем лучше.
На встрече с руководителями Администрации Президента и Совета Республики Лукашенко указал , что «нужно приложить усилия, чтобы не раскачалась страна и общество, как это было в предыдущую избирательную кампанию». Институционально ничего беды не предвещает: порог явки отсутствует как на местном уровне, так и на национальном, выборы проводятся в один тур и победитель определяется простым большинством голосов, оппозиционные партии ликвидированы и для независимых кандидатов будет невероятно сложно получить место в бюллетене. Но необходимо также добиться и максимального успокоения населения по экономическим и социальным вопросам. Поэтому сейчас этим темам власти уделяют наиболее пристальное внимание, то и дело указывая на то, что «где-то дорога не заасфальтирована, где-то мусор не вывезен».
Широкомасштабные репрессии и закручивание всех гаек привели к резкому росту толерантности протестно настроенных граждан к насильственным действиям. С 2020 года в Беларуси произошел ряд силовых акций, таких как сброс с дрона канистры с горючим на базу минского ОМОНа в 2020 году, поджог дома лидера Либерально-демократической партии ЛДПБ Гайдукевича, поджог дома милиционера в Волковыске, поджоги релейных шкафов в начале войны России с Украиной, подрыв российского военного самолета на авиабазе в Мачулищах. В 2021 году во время облавы на «лиц, причастных к террористической деятельности» был убит сотрудник КГБ Дмитрий Федосюк, что вызвало волну поддержки среди протестно-настроенных граждан, из-за чего белорусская милиция начала массово задерживать оставлявших комментарии в интернете. Задержали и журналиста «Комсомольской правды», написавшего статью об Андрее Зельцере, убившем Федосюка.
Формирование за пределами Беларуси военных таких как «Полк Кастуся» Калиновского в составе Интернационального легиона ВСУ и парамилитарных таких как «Посполитое рушенне» в Польше структур также беспокоит белорусские власти; и сейчас чуть ли не основной причиной для беспокойства называются возможные теракты со стороны оппозиции. Однако за пределами этой установки на «спокойные выборы» сложно разглядеть какую-либо внятную стратегию или план действий на выборы. В отсутствие оппозиции, каких-либо электоральных задач перед властями не стоит. Тем не менее выборы 2024 года являются своего рода перепутьем, где власти могут выбрать из ряда опций и решить задачи, которые встали перед ними после 2020 года.
Вместе с зачисткой политического поля власти сделали некоторые шаги в сторону новой публичной политики, чего очень долго добивалась часть белорусской бюрократии, нуждавшаяся в социальных лифтах. В 2022 году Лукашенко дал добро на создание новой провластной партии «Белая Русь», чего часть белорусской бюрократии добивалась с 2007 года. Эта партия имеет амбиции правящей, в нее вступили и заняли места в руководстве видные чиновники второго эшелона в т. В политсовет партии вошли также пропагандист Григорий Азаренок ведущий программ «Потаенное», «Тайные пружины политики», «Паноптикум» и Александр Шпаковский бывший неонацист, член «Правого Альянса», участвовавший в оппозиции, а затем перешедший на сторону Лукашенко, который возил в Беларусь членов итальянской «Новой Силы» и Британской национальной партии.
Помимо «Белой Руси», после зачистки политических партий в стране осталось еще три легальных провластных партии: Коммунистическая, Либерально-демократическая, партия Труда и справедливости. В отличие от первой, у них нет таких представительных фигур в руководстве, неизвестно также и об интересе бизнеса к ним. Выборы 2024 года покажут, готовы ли власти формировать партийный парламент и местные советы, готовы ли они усилить «Белую Русь» и создать альтернативную вертикаль власти, параллельную административному аппарату. Вряд ли правящая группа в Беларуси решиться на создание партии власти: в «Белую Русь» пока не вступили самые влиятельные белорусские чиновники и бизнесмены.
Однако, такая возможность есть и если они все же решаться на создание правящей или даже лидирующей партии контролирующей большинство в парламенте и местных советах , то это может привести к дополнительным конфликтам внутри системы. Если же парламент и местные советы оставят преимущественно беспартийными, то у властей под боком образуется значимая организованная сила, которая будет лоббировать усиление роли партий. После выборов 2020 года перед вторым и третьим эшелоном белорусской бюрократии встал вопрос «патриотической общественности», которая начала «огонь по штабам» и ищет крамолу в государственных организациях и учреждениях, коммерческих структурах, культурных учреждениях. Они развязали кампанию за замену белорусского языка в латинской графике на остановках и указателях на русский язык, добились отмены присвоения имени Адама Мальдиса региональной библиотеке, регулярно совершают рейды на музеи и выставки и строчат доносы в силовые структуры.
Придерживаясь преимущественно крайне правых взглядов, они постепенно вливаются в политические партии и, возможно, захотят принять участие в выборах. Деятельность таких «активистов» у многих чиновников вызывает раздражение, возник даже специальный уничижительный термин для их обозначения: «вомбаты». Будут ли они допущены к выборам и займут ли места в советах депутатов — еще одно перепутье выборов 2024 года. Если представители «патриотической общественности» будут интегрированы в систему — это станет следующим шагом к фашизации государственного аппарата и окончательно развяжет руки «активистам».
Планы оппозиции 6 августа 2023 года в Варшаве прошла конференция «Новая Беларусь», перед которой был принят ряд резолюций, описывающих позицию белорусской мейнстримной оппозиции. Один из таких документов — это заявление демократических сил Беларуси «Выборы 2024 — это обман и провокация». В нем оппозиционные силы отвергают легитимность выборов, призывают международные организации не признавать их результатов, призывают провести гражданскую кампанию с разъяснением, почему выборы незаконные. Также оппозиция призывает своих сторонников выразить протест против выборов и не принимать в них участие.
Фактически в рамках своей стратегии оппозиция дает властям простор действий, чтобы проводить выборы так, как власти сами посчитают нужным. Кроме того, внутри Беларуси, с учетом проводимых в стране репрессий, агитация за бойкот не безопасна, т. Произвольная практика трактования статей административного и уголовного кодекса позволит властям перед выборами пройтись по неодобрительным комментариям в сети, отправив людей на сутки или лишив их свободы на продолжительный срок.
Источник: Sputnik. Президент Александр Лукашенко встретился с председателем Совета Республики Натальей Кочановой, сообщила пресс-служба белорусского лидера. Главной темой встречи стала предстоящая электоральная кампания, которая стартует в феврале 2024 года с парламентских и местных выборов. Она будет длительной: и этот, и следующий год, начиная с местных органов власти, местных советов, Всебелорусское народное собрание и заканчивая президентскими выборами.
Выборы депутатов в Беларуси прошли без нарушений
Хорош ли такой отказ Белоруссии от либеральной демократии в глазах русских православных консерваторов? В целом да, особенно в условиях духовно больного в силу секуляризации и длительного воздействия западной цивилизации народа. Хотя, конечно, этот усовершенствованный «неосоветский» порядок еще далек от идеала народной соборности: хотя бы по этой самой советскости, которой в СССР не было фактически до последних выборов народных депутатов накануне краха государства. Здесь важно помнить, что избранная Палата Представителей Национального Собрания и местные советы вкупе со скорым обновлением Сената Совета Республики станут костяком приближающегося учреждения Всебелорусского народного собрания ВНС — подлинного Земского собора с постоянно действующим Президиумом — по сути, Государственным Советом , созываемого на русских землях впервые со времен государя Алексея Михайловича. ВНС будет состоять из представителей всей управленческой элиты, исполнительной и представительской, а также признанных государственно значимыми общественных союзов. При этом уже само депутатское представительство в Беларуси традиционно формируется по сословно-территориально-возрастному и трудовому от трудовых коллективов принципу, который еще столпами русской консервативной мысли обозначался как цель политических преобразований Российской Империи, которая, увы, так и не была достигнута. Чего не хватает в этом порядке — это участия в нем Церкви, которое обеспечивало бы религиозно-нравственный стержень избраний. Идеалом, конечно, было бы полное преодоление рудимента западной парламентской демократии с выбором бескачественной группой людей неизвестно откуда как минимум, для нее взявшихся кандидатов. Но до этого, конечно, должен дорасти сам народ.
Досрочное голосование прошло с 20 по 24 февраля. Проголосовать можно было с 12. Участки работали без перерыва на обед.
Поэтому этот вопрос надо держать под контролем, опыт у вас есть». Единый день голосования на парламентских и местных выборах в Белоруссии назначен на 25 февраля 2024 года, а затем, в течение 60 дней после них состоятся выборы во Всебелорусское народное собрание. И наконец, в июле 2025 года в стране должны пройти судьбоносные выборы главы государства. Прошедшая встреча явно продемонстрировала высокий уровень доверия, которым пользуется у президента Наталья Кочанова. Это особенно симптоматично на фоне активно обсуждающейся в среде оппозиционных аналитиков версии, что Александр Лукашенко не будет участвовать в президентских выборах, а займет пост главы Всебелорусского народного собрания. При этом большинство экспертов прочат позицию преемника Лукашенко в президентском кресле именно Наталье Кочановой. Этот выбор обусловлен, конечно, не только остроумным, своего рода «отзеркаливанием» другой женщины-лидера — Светланы Тихановской. Активный оппозиционный деятель, бывший успешный ресторатор, а затем один из организаторов подразделений белорусских добровольцев Вадим Прокопьев в своем выступлении на популярном канале «Ток» достаточно высоко оценил политический потенциал Кочановой. Например, когда силовики набрали в рот воды, были не в состоянии разговаривать с протестной аудиторией, она пыталась с комсомольским талантом заходить в Лингвистический. Надо сказать, что у нее лучше получалось, чем у всех силовиков. Кубраков тоже ходил в Лингвистический, но с Кочановой не сравнить. У нее есть некоторые административные таланты.
В соответствии с требованиями обновленной Конституции и Избирательного кодекса: кандидатами в депутаты Палаты представителей, в члены Совета Республики не могут быть выдвинуты граждане, в отношении которых имеется вступивший в законную силу обвинительный приговор суда; кандидатами в депутаты местных Советов не могут быть выдвинуты граждане, имеющие неснятую или непогашенную судимость; вправе будут избирать и быть избранными лица, в отношении которых избрана мера пресечения в виде содержания под стражей; кандидатами в депутаты, в члены Совета Республики не могут быть выдвинуты граждане, имеющие гражданство подданство иностранного государства, иной документ иностранного государства, предоставляющий права на льготы и преимущества в связи с политическими, религиозными взглядами или национальной принадлежностью. В единый день голосования избиратели получат: в Минске — по 2 бюллетеня: по выборам депутатов Палаты представителей и Минского городского Совета депутатов; в областных и районных центрах — по 3 бюллетеня: по выборам депутатов Палаты представителей, облсовета, горсовета или райсовета; в сельской местности — по 4 бюллетеня: по выборам депутатов Палаты представителей, облсовета, райсовета, сельского или поселкового Совета. В печатных СМИ в сообщении об образовании избирательной комиссии будут указываться количественный состав комиссии, способ выдвижения и контактные данные комиссии адрес и номер телефона без персональных данных членов комиссии.
Выборы депутатов в Беларуси прошли без нарушений
Это естественно», — заявил Александр Лукашенко, призвав в этом вопросе не строить из себя «целомудренных» и заверив, что на Западе тоже все так делают. После чего призвал способствовать продвижению в парламент и другие выборные органы «патриотов и профессионалов». Интересно следующее. Как правило, ранее, после очередных выборов в Палату представителей ее состав обновлялся примерно на треть, при этом существовало негласное правило: депутатом парламента можно было не более двух сроков подряд. Депутаты, у которых заканчивался второй срок полномочий, на третий срок обычно не выдвигались. Это обеспечивало ротацию депутатского корпуса: за три электоральных цикла парламент обновлялся практически полностью.
Разумеется, в этом правиле бывали и исключения, но они касались, в основном, руководства нижней палаты парламента. Если продолжать следовать этой логике, то сейчас примерно 70-75 народных избранников должны были сохранить свои мандаты, а на 35-40 мест могли быть избраны новые лица. Однако после Единого дня голосования только 20 из 110 депутатов предыдущего созыва были переизбраны в новый состав Палаты. Если быть точным — 20 из 107 действующих депутатов, так как трое, к сожалению, прекратили своей полномочия досрочно по причине смерти. Судя по всему, процесс по омоложению или, как в последнее время часто говорит Президент, по смене поколений, запущен.
Было установлено обязательное наличие организационных структур партии во всех областях и Минске, а также не менее чем в одной трети районов каждой из областей и не менее чем в одной трети районов Минска. Также в соответствии с Законом Министерство юстиции в течение шести месяцев после вступления его в силу должно было перерегистрировать политические партии. Деятельность партий, не прошедших перерегистрацию и не принявших решение о ликвидации, могла быть прекращена по решению Верховного Суда. В итоге перерегистрацию прошли только 3 из 15 зарегистрированных на тот момент политических партий: Либерально-демократическая партия Беларуси ЛДПБ , Коммунистическая партия Беларуси и Республиканская партия труда и справедливости РПТС. Четвертая партия, «Белая Русь», была зарегистрирована в марте того же года.
Важно отметить, что как общественное объединение оно было создано еще в ноябре 2007-го и с того момента время от времени в информационном поле то и дело возникали шумы на тему превращения ее в политическую партию. Причем нередко открыто предлагалось сделать ее «партией власти», чему, по ряду причин, противились на самом верху. Вернее, не столько противились, сколько, судя по всему, держали в качестве «замороженного проекта». И вот пришло время этот проект «разморозить» — в аккурат перед выборами депутатов Палаты представителей и местных Советов. Что касается партий, не прошедших перерегистрацию в соответствии с новыми требованиями законодательства, то тут все просто.
Большинство этих партий создавались в начале 1990-х годов, некоторые из них не скрывали своего оппозиционного отношения к действующей власти, активизировались только во время выборов и вообще чуть ли ни финансировались из-за рубежа на последнее государственными пропагандистами обычно делается особый акцент. В общем, только и занимались тем, что раскачивали нашу синеокую стабильность и даже иногда покушались на безопасность нашего хрустального сосуда. Но самое главное: подавляющее большинство этих партий имело проблемы с численным составом и просто физически не могли соответствовать изменившимся требованиям законодательства. И это я еще не говорю о кризисе их ценностей и идей, что также не способствовало привлечению в ряды этих партий новых членов. Получается, что из «старых» партий остались наиболее жизнеспособные, или, проще говоря, те, кому это действительно было нужно.
Поэтому ни о какой «зачистке партийного поля и его очищения от нелояльных партий» о чем любят говорить и писать некоторые политические обозреватели речь не идет. Власть просто юридически оформила «смерть» этих структур — а «умерли» они намного раньше и без участия нашей власти. Но вернемся к выборам-2024. Отчасти это могло выглядеть, что система борется сама с собой. Хотя, наверное, просто немного «перестарались».
Спишем это издержки роста новой партийной системы. При этом 40 из 110 депутатов на данный момент являются беспартийными. При этом нельзя исключать, что кто-то из числа последних в будущем не изъявит желания вступить в одну из четырех существующих политических партий. Главное, чтобы это не мешало их личной работоспособности и работоспособности парламента в целом. Возможно ли в будущем появление новых партий, способных провести своих кандидатов в парламент?
Будем надеяться, что через 2-3 созыва парламента мы сможем получить сбалансированную партийную систему. Причем все эти партии могут быть представлены в парламенте. Ведь как сказал Александр Лукашенко в ноябре 2023-го года на встрече с руководителями четырех политических партий: «Предназначение партий — не бороться с государством, а конкурировать между собой на уровне проектов, законодательных инициатив». Ликвидация практически всех «мерзопакостных НКО», многие из которых в былые годы являлись участниками электорального процесса, начавшаяся еще летом 2021-го года и на сегодняшний день практически завершенная. Не буду сильно углубляться в суть вопроса, поясню на простом примере.
В Минске в основной день голосования на нескольких избирательных участках видел такую картину: наблюдатели откровенно скучали. То ли было раньше — приходишь на участок, а тут тебе представители и БХК и «Вясны» в настоящее время обе организации ликвидированы , знай, себе на листочках в блокнотиках точки ставят: сколько-то избирателей пришло, сколько-то взяли бюллетени для голосования, столько-то проголосовало. А после вскрытия урн, проведения подсчета голосов и вывешивания итогового протокола на всеобщее обозрение, то тут — то там слышно: «ой, у меня данные на 2 человека с протоколом расходятся», а второй такой: «а у меня аж на 3 человека не срастается». И давай жалобы писать в окружную избирательную комиссию, а то и сразу в ЦИК или даже прокуратуру. Надо же отрабатывать свой «правозащитный» хлеб.
Наелись результатами всего этого в 2020-м. На единый день голосования было аккредитовано более 45 000 национальных наблюдателей от патриотически настроенных общественных организаций и политических партий. Ибо лимит на «треш и угар» мы вычерпали с лихвой в том же 2020-м году — хватит лет на десять в духе «никогда больше». Выборы для себя «Беларусь проводит выборы для себя, а не для каких-то наблюдателей от ОБСЕ и не в угоду политическим заявлениям или рекомендациям, которые будут сыпаться из-за рубежа. Цель одна — провести избирательную кампанию безупречно и в соответствии с законом» — сказал в ноябре 2023-го года во время выступления на круглом столе по разъяснению новаций избирательного законодательства, особенностей проведения выборов депутатов в Единый день голосования и выборов делегатов ВНС первый замглавы Администрации Президента Максим Рыженков.
Об этом заявил журналистам постоянный представитель нашей страны при международных организациях в Вене Андрей Дапкюнас. Спустя несколько дней после этого председатель ЦИК Игорь Карпенко, комментируя новость о том, что Беларусь воздержится от приглашения на выборы наблюдателей от ОБСЕ, подчеркнул, что это решение было предсказуемым: «ОБСЕ запятнала себя ангажированными политическими решениями в отношении нашей страны. Еще в мае 2023-го года на сайте ОБСЕ появился доклад «о серьезной угрозе человеческому измерению в Беларуси», где в негативных и политизированных тонах были оценены все политические изменения в стране после 2020-го года, включая решение Конституционного референдума. Карпенко также напомнил, что выборы мы проводим для себя, а не для зарубежья, и что функция международных наблюдателей — ответить на главный вопрос: соответствовал ли избирательный процесс национальному законодательству, все ли было организовано в соответствии с этим законодательством. В основной день голосования фразу «о выборах для себя» повторил Глава государства, во время традиционного общения с журналистами на избирательном участке: «Мы будем делать так, как выгодно нашим людям.
Мы делаем это для себя». При этом не упустил возможность попенять Западу, что наблюдатели ОБСЕ не просились приехать на выборы в Беларусь, а «если бы ОБСЕ захотело к нам приехать и сделало бы такой запрос, мы бы его рассмотрели и, скорее всего, положительно». Международные наблюдатели все же имели возможность приехать в Беларусь и посетить избирательные участки уже в дни досрочного голосования и в основной день выборов. ЦИК Беларуси аккредитовал 294 таких лиц, причем в основном от авторитетных международных организаций и союзов, участницей которых является Беларусь или планирует полноценное членство в самом ближайшем будущем. Также 11 наблюдателей были аккредитованы от центральных избирательных органов Азербайджана, Армении, России, Кыргызстана, Таджикистана, Узбекистана, Казахстана, а 22 — от Шанхайской организации сотрудничества ШОС.
На этом фоне несколько выделялась группа 23 представителей зарубежных стран, которые тоже получили аккредитацию в качестве международных наблюдателей. При этом они не представляли какие-либо наблюдательные миссии или международные организации, а выступали исключительно как независимые эксперты. Большинство из этих общественных иностранных наблюдателей можно было и не приглашать, т. На их общем фоне еще более-менее выделялись Драгомир Карич из Сербии, являющийся почетным консулом Беларуси в Белграде, а также депутатом Народной скупщины, и Кшиштоф Толвинский из Польши — фермер, в разные годы занимавший должности заместителя маршалка Подляского воеводства, заместителя министра государственного казначейства, и даже являлся депутатом Сейма Польши. В отличие от статусных наблюдателей от СНГ, СГ и прочих серьезных структур и организаций, данная группа лиц являлась, скорее, классическими политическими туристами.
При этом сейчас у нас, мягко говоря, контакты высокого уровня с Западом поставлены на паузу которая непонятно когда закончится и неясно закончится ли когда-нибудь вообще. Тамошний «статусный» народ к нам, за редким исключением вроде визита министра иностранных дел Венгрии Петера Сийярто в октябре 2023-го года, не ездит. Значит пока что и такие сгодятся. Все же «народная дипломатия», пусть и такая. Кстати, белорусские государственные СМИ использовали визит группы зарубежных общественных наблюдателей по максимуму, что тоже весьма неплохо.
Международные наблюдатели от СНГ по окончанию единого дня голосования оценили положительно уровень организации наших выборов, а также отметили, что выборы соответствуют самым высоким стандартам. В интервью белорусскому ТВ один из них, то ли в шутку, то ли в серьез, сказал, что он-то даже специально хотел найти хоть какие-то нарушения, но их не было. Объективности ради, и, при всем уважении к данному господину, не уверен, что он был посвящен во все тонкости нашего избирательного законодательства, тем более, сравнительно недавно обновленного.
При этом победители выборов были в основном предопределены. Хорош ли такой отказ Белоруссии от либеральной демократии в глазах русских православных консерваторов? В целом да, особенно в условиях духовно больного в силу секуляризации и длительного воздействия западной цивилизации народа. Хотя, конечно, этот усовершенствованный «неосоветский» порядок еще далек от идеала народной соборности: хотя бы по этой самой советскости, которой в СССР не было фактически до последних выборов народных депутатов накануне краха государства. Здесь важно помнить, что избранная Палата Представителей Национального Собрания и местные советы вкупе со скорым обновлением Сената Совета Республики станут костяком приближающегося учреждения Всебелорусского народного собрания ВНС — подлинного Земского собора с постоянно действующим Президиумом — по сути, Государственным Советом , созываемого на русских землях впервые со времен государя Алексея Михайловича.
ВНС будет состоять из представителей всей управленческой элиты, исполнительной и представительской, а также признанных государственно значимыми общественных союзов. При этом уже само депутатское представительство в Беларуси традиционно формируется по сословно-территориально-возрастному и трудовому от трудовых коллективов принципу, который еще столпами русской консервативной мысли обозначался как цель политических преобразований Российской Империи, которая, увы, так и не была достигнута. Чего не хватает в этом порядке — это участия в нем Церкви, которое обеспечивало бы религиозно-нравственный стержень избраний. Идеалом, конечно, было бы полное преодоление рудимента западной парламентской демократии с выбором бескачественной группой людей неизвестно откуда как минимум, для нее взявшихся кандидатов.
И мы прекрасно понимаем, что все мессенджеры, которые у нас есть в социальных сетях, управляемых внешними управляющими за пределами страны, могут быть отключены, заблокированы и т. Поэтому будем ориентировать всех на то, что первая и самая достоверная информация Центральной избирательной комиссии будет размещаться на сайте ЦИК. Об участии иностранных наблюдателей: — Данный вопрос прорабатывается теми субъектами, кто может приглашать иностранных наблюдателей кроме ЦИК, таким правом обладает Президент Беларуси, обе палаты Парламента, Совет Министров и МИД. Но пока говорить о приглашении — по крайней мере, официальном — рано, потому что нужно дождаться выхода указа Главы государства мы ожидаем его в середине ноября , который обозначит начало избирательной кампании. Могу сказать, что на заседании Консультативного совета, который проходил в Узбекистане в период президентских выборов в этой стране, я пригласил своих коллег — председателей ЦИК стран СНГ, входящих в Консультативный совет руководителей избирательных органов государств — стран СНГ, — приехать и принять участие в наблюдении за единым днем голосования. О просветительской работе ЦИК: — Центральная комиссия регулярно проводит встречи со слушателями Академии управления при Президенте, семинары в регионах для представителей организационно-кадровых и идеологических служб, которые принимают непосредственное участие в подготовке к выборам. Особенности организации единого дня голосования и выборов делегатов Всебелорусского народного собрания обсуждаются в рамках встреч в трудовых коллективах, учреждениях образования, даются разъяснения на телевидении и в печатных средствах массовой информации. С начала этого года с выездом в регионы проведено около 50 таких мероприятий. ЦИК также провела семинары для представителей СМИ, где обучение прошли более 40 представителей республиканских и региональных печатных изданий и телерадиокомпаний. О медийной открытости избирательного процесса: — Мы намерены активно работать с прессой, традиционно будет действовать многоканальная прямая телефонная линия. Фото: Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки. Заметили ошибку?
Нарушений никаких не обнаружили. Миссия наблюдателей от ШОС признала прошедшие выборы в Беларуси легитимными и прозрачными. Выборы в штатном режиме Центр общественного наблюдения также отметил, что выборы в стране прошли "в спокойной атмосфере". Об этом шла речь на конференции Федерации профсоюзов. Правда, были и некоторые инциденты. Связаны они в основном были с фотосъемкой: фотографироваться на участке можно только с разрешения председателя комиссии, а бюллетени фотографировать нельзя и вовсе. Как отметили в Федерации профсоюзов, не все граждане понимали эти нюансы законодательства. Но такие случаи были единичными. Обращались граждане и в чат-бот Telegram-канала, созданный ЦИК. Всего было около 400 сообщений, в основном они касались консультаций — люди спрашивали адреса участков для голосования, интересовались программами кандидатов и говорили, что кому-то не хватило подарочных изданий Конституций такие выдавали впервые голосующей молодежи.
ВЫБОРЫ-2024. ЕДИНЫЙ ДЕНЬ ГОЛОСОВАНИЯ
Так, минчанам выдадут два бюллетеня (по выборам депутатов в парламент и Мингорсовет), жителям областных и районных центров — по 3 бюллетеня (по выборам депутатов в парламент, облсовет, горсовет или райсовет), жителям сельских населенных пунктов — по 4. 4 апреля 2024 года пройдут выборы членов Совета Республики, затем – делегатов Всебелорусского народного собрания от субъектов гражданского общества и местных Советов депутатов. Беларусь готовится к выборам Дата проведения выборов президента Беларуси 2024 пока не объявлена, однако они должны состояться в течение конституционного срока, который истекает в августе 2024 года. На прошедших в Беларуси парламентских выборах избраны все 110 депутатов Палаты представителей Нацсобрания восьмого созыва. На 25 февраля 2024 года назначены выборы депутатов Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь 8-го созыва и местных Советов депутатов 29-го созыва.
В Белоруссии заявили, что Запад попытается дискредитировать выборы в 2024-2025 годах
Дата выборов президента Беларуси 2024: когда состоятся выборы в стране. Выборы в Беларуси 2024 года: новости, кандидаты, прогнозы. Президент Белоруссии собирается перенести свое переизбрание с 2022 года на весну 2024 года, когда в России также пройдут выборы главы государства, заявил НСН беглый политолог. Главная» Новости» Выборы в беларуси в 2024 в россии.
ВЫБОРЫ-2024. ЕДИНЫЙ ДЕНЬ ГОЛОСОВАНИЯ
Очередные выборы в Палату представителей Национального собрания Беларуси должны пройти в единый день голосования 25 февраля 2024 г. Об этом заявил председатель Палаты представителей Владимир Андрейченко на встрече с президентом Беларуси Александром. Панорама» на канале «БТ | Беларусь 1: новости и эксклюзив» в хорошем качестве и бесплатно, опубликованное 26 апреля 2024 года в 19:59, длительностью 00:13:32, на видеохостинге RUTUBE. Выборы президента Беларуси 2024: дата, кандидаты, последние новости. Ближайшие – это Всебелорусское народное собрание, которое соберется уже в новом статусе весной 2024 года (на неделе Президент подписал соответствующий закон), и выборы в парламент и в Советы депутатов. Выборы в Беларуси 2024: все, что нужно знать.
Глава ЦИК Беларуси не исключает провокаций во время выборов в 2024 году
Нарушений никаких не обнаружили. Миссия наблюдателей от ШОС признала прошедшие выборы в Беларуси легитимными и прозрачными. Выборы в штатном режиме Центр общественного наблюдения также отметил, что выборы в стране прошли "в спокойной атмосфере". Об этом шла речь на конференции Федерации профсоюзов. Правда, были и некоторые инциденты. Связаны они в основном были с фотосъемкой: фотографироваться на участке можно только с разрешения председателя комиссии, а бюллетени фотографировать нельзя и вовсе.
Как отметили в Федерации профсоюзов, не все граждане понимали эти нюансы законодательства. Но такие случаи были единичными. Обращались граждане и в чат-бот Telegram-канала, созданный ЦИК. Всего было около 400 сообщений, в основном они касались консультаций — люди спрашивали адреса участков для голосования, интересовались программами кандидатов и говорили, что кому-то не хватило подарочных изданий Конституций такие выдавали впервые голосующей молодежи.
По словам министра, серьезной остается угроза со стороны украинских диверсионных групп. Наконец, в Минске сообщают, что не снижает активности белорусская оппозиция.
По словам Лукашенко, «беглые» и их зарубежные кураторы прорабатывают три основных сценария захвата власти. Это для них самый желанный, но и самый маловероятный вариант», — отмечал белорусский лидер. По его словам, третий сценарий предполагает игру вдолгую, активное использование инструментов «мягкой силы» с целью «влезть в умы и души людей». Лукашенко запретил выдавать документы беглым оппозиционерам Что говорят эксперты Старший научный сотрудник Центра белорусских исследований Института Европы РАН Всеволод Шимов отмечет, что нынешние выборы в Белоруссии станут первыми после политического кризиса 2020 года, а также первыми, которые пройдут в формате единого дня голосования. Раньше в стране насчитывалось 15 политобъединений, сейчас произошло укрупнение, осталось только четыре. В Белоруссии партии всегда были слабыми.
Возможно, в этот раз они улучшат свой результат и получат больше мандатов. Впрочем, оппозиции в западном смысле слова в стране всё равно нет, все партии выступают в поддержку президента Лукашенко, программы отличаются только деталями, — подчеркивает он. На данный момент мы видим, что власти с этой задачей справляются. В целом нынешние выборы открывают новый политический цикл. Сейчас будет сформирована нижняя палата парламента и местные советы.
От них уже нельзя было отмахнуться сославшись на нарушения при подаче документов инициативными группами или отпиской. Поэтому в 2021 году парламент принял поправки в Конституцию , которые вводили единый день голосования и переносили местные выборы с 2022 на 2023 год. После референдума 2022 года выборы отодвинули еще дальше — на февраль 2024 года. Таким образом, правящие элиты в Беларуси смогли отодвинуть выборы на 3 года. Подготовка к экзаменам Но зачем? Неужели им было чего бояться? Скажем так: опасения просто должны были поселиться в головах у белорусской номенклатуры. В белорусских государственных СМИ чиновники различного уровня и пропагандисты регулярно говорят о выборах, как об «экзамене». Вскрылась полнейшая импотенция государства в электоральной политике, были допущены крупнейшие в истории страны протесты, вся система не смогла обеспечить на местах необходимый результат и объявленные ЦИК цифры были просто выдуманы и совершенно не соотносились с данными с избирательных участков. Для переноса выборов с 2023 на 2024 год была еще одна причина: после изменений в Конституцию, планируемых властями на 2022 год, необходимо было принять огромное количество законов. Полностью подконтрольный парламент, показавший, что готов голосовать за какие угодно законы и оставшийся верным даже во время протестов, для этого подходил как нельзя лучше. Своеобразным «зачетом» перед «экзаменом» для властей стал конституционный референдум, прошедший 27 февраля 2022 года. Его официальные итоги для режима были, разумеется, приятны: за предложенный вариант конституции «проголосовало» 82. Опрос после референдума также показал, что кампания прошла по плану властей: около половины сказали, что пришли на референдум, большинство респондентов ответило, что голосовало «За» поправки. Протесты же в день референдума были связаны с началом войны России против Украины, а не с результатами референдума. Тем не менее выборы все равно беспокоили белорусскую номенклатуру. После референдума Лукашенко публично сожалел , что не решился внести в конституцию норму, согласно которой президент избирается Всебелорусским народным собранием невыборный корпоративный орган, наделенный широкими полномочиями, который предусматривается новой редакцией конституции. Кроме того, в рамках приведения законов в соответствие с новой конституцией власти еще сильнее ужесточили избирательное законодательство. Кандидатами в депутаты запретили быть гражданам, имеющими второе гражданство, а также «документы от иностранных государств, предоставляющих права на льготы и преимущества». Власти убрали порог явки на выборах в нижнюю палату парламента, а также значительно ограничили возможности для наблюдения и альтернативного подсчета голосов запрет на фото и видеосъемку заполненного бюллетеня, вынос бюллетеня за пределы участка, изменение сроков аккредитации наблюдателей. Также власти отказались от создания участков для голосования за рубежом. В итоге, узкие места, проявившиеся на выборах 2020 года, были закрыты. На прошлых выборах оппозицией был организован сбор протоколов с избирательных участков и альтернативный подсчет голосов. Собранные ими данные показали: даже небывалый размах фальсификаций не смог обеспечить Лукашенко нужный результат на местах. Запрет на фото и видеосъемку бюллетеней закрывает возможности для альтернативного подсчета голосов. Нивелировали власти и угрозу со стороны независимых наблюдателей: за прошедшие два года к большинству из них наведывались сотрудники белорусской политической полиции — ГУБОПиК — с разговором. Внешнее влияние, как им кажется, они устранили, запретив выдвигаться гражданам со вторыми паспортами, ВНЖ и картами поляка, а также дополнительно запретив финансирование кандидатов из-за рубежа. С такими «шпаргалками» белорусские топ-чиновники рассчитывают пройти «экзамен» без проблем. Успех властей на референдуме 2022 года был достигнут из-за демобилизующей стратегии оппозиции, которая стремилась представить референдум как голосование за старую или новую конституцию. Кроме того, выборы 2020 года показали властям, насколько много у них противников среди граждан и, главное, среди работников государственного аппарата. На выборах 2020 года в поддержку Виктора Бабарико, главного соперника Лукашенко, собрали 435 тысяч подписей 6. В его избирательной кампании работали бывшие чиновники, отставные сотрудники спецслужб, множество действующих чиновников подписывалось за него на выборах. На протестах был замечен даже бывший премьер-министр Беларуси. Наконец, в сам день выборов на множестве участков инициатива Голос, признанная в Беларуси экстремистской, насчитала таких 197 члены комиссии не фальсифицировали результаты. Но зачистке подвергли не только партии, они даже не были первыми в списке на запрет. Силовикам был дан карт-бланш на очищение всех сфер от нелояльных. Подписные листы за кандидатов, в отличие от бюллетеней, не уничтожались, а обрабатывались ; личности подписавшихся за альтернативных кандидатов устанавливали, а затем соответствующие списки нелояльных спускались в организации с требованием либо провести беседу, либо уволить нелояльных сотрудников.
Ничего нового. Выборы прошли в атмосфере страха, в которой ни один избирательный процесс нельзя было назвать демократическим», — говорится в заявлении на сайте Госдепа. Белорусский избирком на заявление Госдепа отреагировал сдержанно. Но они уже очень попахивают старыми шарповскими методичками». Наблюдателей из ОБСЕ в этот раз в Минск специально не приглашали, но отметили — если бы захотели сами — никаких проблем. Александр Лукашенко рассказал исторический теперь уже анекдот с прошлой кампании. Александр Лукашенко, президент Белоруссии: «Они приехали, мы их встречали. Как обычно, гостеприимство. Они заранее подготовили протокол, заключение и потеряли. Естественно, наши ребята нашли, сфотографировали — и мне на стол.
Выбор редакции
- Выборы депутатов в Беларуси прошли без нарушений
- Выборы в парламент и Советы депутатов уже в 2024-м. Как изменится избирательная кампания?
- Белоруссия показала, какой накал может быть в России в 2024 году
- Георгий Сатаров: Трехдневное голосование — наглая уловка, но она не отменяет возможности выбора
- Выборы в парламент и Советы депутатов уже в 2024-м. Как изменится избирательная кампания?
Аналитика и комментарии
- Единый день голосования-2024: полный обзор прошедших выборов в Беларуси
- В Белоруссии подвели итоги выборов: Белоруссия: Бывший СССР:
- Главное о предстоящих в Беларуси выборах-2024
- Стало известно, когда в Беларуси пройдут парламентские выборы — Блог Гродно s13
- Стало известно, когда в 2024-м в Беларуси пройдут парламентские выборы
Белоруссия показала, какой накал может быть в России в 2024 году
В Беларуси раскрыли, как изменится процесс выборов в 2024 году с принятием поправок в Избирательный кодекс республики. В Беларуси раскрыли, как изменится процесс выборов в 2024 году с принятием поправок в Избирательный кодекс республики. Какие дополнительные требования появились к кандидатам?