Восстание в Твери в 1327 году против Чолхана и Золотой орды. первое на Руси широкое выступление против монголо-татарского ига. первое масштабное восстание русского народа против монголо-татарского ига. Это антиордынское восстание в Твери повлияло на перестроение сил в пользу Москвы и подвело итог в соперничестве Москвы с Тверью за власть в Северо-Восточной Руси.
Антиордынское восстание в твери
Восстанию в Твери против ханского баскака Чол-хана (Шевкала, Щелкана) посвящены «Повесть о Шевкале» и песня «О Щелкане Дудентьевиче». Восстание в Твери против Ордынцев. Восстание против монголо-татар в Твери 1327 г. Тверское восстание 1327 года является первым крупным восстанием русского люда против монголо-татарского ига. Народное восстание в Твери вспыхнуло из-за недовольства населения монгольским засильем, подавлено войсками хана и московского князя.
Восстание в Твери 1327 года
Восстание против Щелкана в Твери, 1327 год. Бунт Твери против Орды. Скорее всего, антиордынское восстание в Твери обошлось без активного участия Александра Михайловича. Князь понимал, что изгнание, а тем паче убийство Щелкана не избавят Тверь от татарского владычества; более того, повлечёт новые разорения. В 1327 году в Твери стихийно вспыхнуло народное восстание против ордынцев.
Туралыкова рать: как Золотая Орда подавила восстание в Твери в 1327 году
XIV в. Пьянь, московская рать разбита. Войско мурзы Бегича разбито. Куликовская битва. Попытался восстановить господство Золотой Орды над Русью.
Союз с литовским князем Ягайлом и Олегом Ивановичем Рязанским. Повели войска на Русь, а потом вернулись назад ой! Княжеские дружины и ополчение — в Коломне. Двинулись навстречу татарам, пытаясь опередить их.
Дмитрий: решение переправиться через Дон на чужую территорию и принять бой там.
Но в так называемой Тверской летописи Шевкалово дело рассказано подробнее, естественнее и без упоминовения о замысле Шевкала относительно веры: Шевкал, говорится в этой летописи, сильно притеснял тверичей, согнал князя Александра со двора его и сам стал жить на нем; тверичи просили князя Александра об обороне, но князь приказывал им терпеть. Несмотря на то, ожесточение тверичей дошло до такой степени, что они ждали только первого случая восстать против притеснителей; этот случай представился 15 августа: дьякон Дюдко повел кобылу молодую и тучную на пойло; татары стали ее у него отнимать, дьякон начал вопить о помощи, и сбежавшиеся тверичи напали на татар. Соловьев С. История России с древнейших времен: В 15 кн. Источниковедческие исследования этих памятников показали, что в них наличествуют поздние наслоения. Ранние достоверные свидетельства о восстании содержат Новгородская первая летопись старшего извода и вторая часть «тверской» версии, дошедшая в составе Рогожского летописца и Тверского сборника.
Сопоставление даты восстания 15 августа 1327 г. Что касается характера восстания, то, согласно тверской версии, оно носило стихийный характер, будучи ответом на чинившиеся татарами притеснения, а по новгородской - инициатива избиения татар исходила от великого князя. Последнее может быть интерпретацией новгородского летописца - современника событий, сделанной в начале 30-х годов XIV в. Иван Калита, узнав о случившемся, отправился в Орду. Александр Михайлович бежал в Новгород; новгородцы его не приняли, и бывший великий князь отправился в Псков. В 1329 г. Последний вынужден был бежать в Литву, но спустя два года вернулся оттуда и сел в Пскове «из руки» великого князя литовского Гедимина.
Здесь он княжил 6 лет. После смерти в 1331 г. Александра Васильевича Иван Калита вновь отправился в Орду. Здесь путем щедрых даров и обещания больших выплат ему удалось получить все великое княжение и вдобавок половину Ростова. Еще в 1335 г. На следующий год Александр сам наведался в Тверь и забрал в Псков вернувшегося от Узбека сына. Наконец, в 1337 г.
Александр из Пскова приехал в Орду и повинился перед ханом: «Господине царю, аще много зло сътворих ти, во се есмь предъ тобою, готовъ семь на смерть. И отъвеща ему царь, аще тако еси сотворилъ, то имаши животъ полоучити, много бо послы слахъ, не приведоша тя. Таким образом, Узбек вернул Александру тверской стол. Под следующим, 6846 г. На ту же зимоу прииде князь великий Александръ изъ Орды во Тферь, а съ нимъ послы силны Киндякъ и Авдулъ, бъяше въ годину осеннюю и много сътворишеться тягости християномъ». Между тем Троицкая и Симео-новская летописи говорят только об одной поездке, датируемой как раз 6846 г. Поскольку «пожалование живота» в Рогожском летописце упоминается в известии о поездке 6845 г.
В том же году «приде изъ Орды князь великий Иванъ, а въ свою отчину, пожалованъ Богомъ и царемъ». Можно полагать, что «пожалование» заключалось в подтверждении более высокого статуса Ивана по отношению к Александру.
В Новгородскую вечевую республику князя просто приглашали, а управлял ей посадник. В 1325 году тверской князь Дмитрий убил Юрия и в 1326 году, а ярлык на великое княжение от хана Узбека достался его брату Александру. Осенью 1327 года в Тверь прибыл знатный ордынец Чолхан, двоюродный брат хана Узбека. С ним прибыли свита и караван восточных купцов.
Он выгнал князя из княжеского дворца и сам в нём разместился. Свита Чолхана вела себя в городе так, как будто захватила его, начались грабежи и избиения горожан. Кто-то пустил слухи, что Чолхан сам хочет стать тверским князем и обратить своих новых подданных в ислам. Датой начала восстания является 15 августа 1327 года. В Лицевом летописном своде XVI века сохранилась миниатюра с его упоминанием. Поводом к бунту против ордынцев в Твери стала попытка людей из свиты Чолхана отнять кобылу у дьякона.
За последнего вступился простой народ и начались нападения на татар по всему городу.
Примерно год спустя в Тверь приехал Чолхан Щелкан , двоюродный брат хана. Он поселился с огромной свитой в княжеском дворце и начал всячески притеснять тверичан. Княжеский дворец сожгли, а всех татар, которые находились в Твери, перебили. Иван Калита решил воспользоваться ситуацией и отправился в Орду, где предложил Чолхану помочь восстановить власть над Тверским княжеством. Хан выделил Калите 50-тысячное войско, к которому присоединились силы Александра Васильевича Суздальского.
Восстание в твери 1327
И велел ему царь так и сделать. Беззаконный же Шевкал, разоритель христианства, пошел на Русь со многими татарами, и пришел в Тверь, и прогнал князя великого со двора его, а сам остановился на дворе великого князя, полный гордыни. И начал великое гонение на христиан: насилие, и грабеж, и избиение, и поругание. Народ же, все время оскорбляемый гордыней поганых, много раз жаловался великому князю, прося у него защиты; он же, видя озлобление людей своих и не в силах их защитить, велел им терпеть.
Тверичи же не хотели терпеть и искали удобного времени. И было так, что в пятнадцатый день августа, рано утром, когда торг собирается, некто дьякон тверитин, по прозвищу Дудко, повел кобылу молодую и очень тучную поить на Волге водой. Татары же, увидев, отняли ее.
Дьякон же пожалел и начал громко кричать: «О, мужи тверские! Не выдайте! Татары же, надеясь на свою власть, начали сечь мечами.
И тотчас сбежались люди, и взволновались, и ударили в колокол, и стали вечем, и узнал об этом весь город, и собрался народ, и было смятение, и кликнули тверичи, и начали избивать татар, где кого застали, пока не убили и самого Шевкала и всех подряд. Наиболее обширная Повесть читается в Летописце Рогожском и Летописи Тверской, содержащих за 1285—1375 гг. XIV в.
Повесть помещена здесь под 6834 1326 г. Первая часть Повести повествует о «диавольских» советах «безбожных татар» и «беззаконного Шевкала» татарскому царю хану Узбеку «разорить христианство» и погубить великого князя Александра Михайловича Владимирского и Тверского. Послушавшись этого злого совета, царь отправляет Шевкала в Тверь, где татарский наместник прогоняет «князя великого со двора его», сам поселяется на великокняжеском дворе и воздвигает «гонение велико на христианы насилством, и граблением, и битием, и поруганием».
Александр, «видя озлобление людий своих и не могы их оборонити», призывает тверичей терпеть. Этикетный, традиционный характер этих речей свидетельствует о том, что первая часть Повести не была непосредственной записью событий, а имела вторичное, литературное происхождение. Иной характер носит вторая часть Повести.
Это вполне конкретный рассказ о событиях, приведших к восстанию 15 августа, — о лошади диакона Дудко, захваченной татарами, о драке между тверичами и татарами, об избиении всех татар спаслись только татарские пастухи, находившиеся за городом — они-то и принесли в Орду весть о восстании. Эта часть рассказа имеет все признаки современной записи. Повести о Шевкале.
Потом, немного дней спустя, из-за умножения наших грехов, когда Бог позволил дьяволу вложить в сердце безбожных татар злую мысль, сказали они своему беззаконному царю: «Если не погубишь князя Александра и всех князей русских, то не получишь власти над ними». Тогда беззаконный и проклятый зачинатель всего зла Шевкал, разоритель христианства, отверз свои скверные уста и начал говорить, наученный дьяволом: «Государь царь, если ты мне велишь, я пойду на Русь, разорю христианство, убью их князя, а княгиню и детей приведу к тебе». И царь велел ему так сотворить.
Беззаконный же Шевкал, разоритель христианства, пошел на Русь со многими татарами, и пришел в Тверь, и выгнал великого князя с его двора, а сам поселился на великокняжеском дворе, исполненный гордости и ярости. И сотворил великое гонение на христиан - насилие, грабеж, избиение и поругание. Люди же городские, постоянно оскорбляемые нехристями, много раз жаловались великому князю, прося оборонить их.
Он же, видя озлобление своих людей и не имея возможности их оборонить, велел им терпеть.
Здесь подобная связка выглядит странно, так как в рассказе указан точно день восстания, и можно удивляться, что дата появлений Шевкала в Твери выпала. Текст Рогожского летописца, отражающий редакцию Тверского свода 1455 г.. После заключения рассказа 1327 г. Попытка упразднить повторение путём его некоторого изменения лишь ярче подчёркивает факт разрыва последовательного летописного текста вставным повествованием о Шевкале. Всё изложенное приводит к выводу, что интерполированный в Тверскую летопись рассказ о Шевкале представляет запись народного живого рассказа, сохранившего непосредственную свежесть пережитых событий. Для уточнения даты записи существенно то обстоятельство, что она не содержит описания последовавшего за восстанием 1 Соловьёв С. Летописные своды Тверского княжества. Ноябрь - декабрь 1926 г.
Рогожский летописец, ст. В этом можно видеть указание на то, что рассказ записан в том же, 1327 году, до прихода карательной экспедиции Калиты. Как увидим ниже, эта же особенность характерна и для "Песни о Щелкане", что отмечалось исследователями как историческая погрешность "Песни", образовавшаяся в результате позднейших её переработок. Рассказ о 1327 г. Политический смысл этого включения очевиден: согласно этому рассказу, Александр не повинен в восстании, это - стихийное возмущение народа, не внявшего призывам князя к терпению. Это было очень существенно для тверского князя, только что облечённого, волею хана, великокняжеским достоинством. Эта версия оправдывала его перед судом истории и ограждала от возможных преследований со стороны хана1. В этом смысле вторая версия рассказа о Шевкале отражает противоположную тенденцию. Не народ восстал, но князь призвал тверичей к оружию, он приказал зажечь двор отца своего, где скрывались татары, - за это и обрушивается на Тверь карательная экспедиция Калиты и затем начинается преследование Александра.
Мы уже отмечали книжный характер данной обработки сюжета. Решив истребить тверичей, собравшихся в день праздника Успения, Шевкал не знал? Александр, призывая народ к оружию, говорит: "Не аз почах избивати" и пр. Столкновение с татарами изображено как организованное выступление народа. Но в то же время во второй версии сохраняется вступление к рассказу вполне фольклорного типа, отражавшее носившиеся а народе в связи с приездом Шевкала тревожные слухи. Сохраняется и точная дата события - 15 августа, на праздник Успения. Для этой второй летописной версии о восстании 1327 г. Эта особенность рассматриваемого рассказа позволяет выяснить время его возникновения. Повествование о Шевкале нашло вторичное отражение в том же Тверском сборнике, в его последней части - "Летописце княжения Тферского благоверных великих князей тферьских", составленном по инициативе князя Бориса Александровича3.
Задачей этого произведения, возникшего в 1455 г. Центральной фигурой "Летописца" является князь Михаил Александрович, которому посвящен обширный текст. Приступая к биографии князя Михаила, автор упоминает о его отце, а в связи с этим рассказывает и историю о Шевкале. Шевкал представлен как "притеснитель православного града Твери", "христианский губитель" и "церковный боритель". Александр выступает защитником православия. Напротив, пришедший с татарами "Иван Московский... Гибель Александра в Орде 1339 изображена как мученическая кончина за веру: "Получи желание свое, еже за христианы течение съверьшити, и въсприят мучениа добро победный венец от рукы Вседрьжителя"4. В этой версии "Летописца" князя Бориса Александровича, повидимому, и следует видеть источник вполне книжной версии рассказа о Шевкале, условно названного нами вторым типом рассказа и носящего на себе следы московской политической редакции5. Лурье показал связь сюжета "Песни о Щелкане" с изображениями на рогатине князя Бориса Александровича тверского, тем самым вскрыв большую популярность этого произведения в Твери первой половины XV века.
Автор склонен отнести к этому времени возникновение и "Песни о Щелкане"6. Тем самым он положил конец попытке истолковать "Песню о Щелкане" как сатирическое произведение скоморохов Москвы XVI в. Лурье дополнительно отметил, что отношение "Песни" к татарам, которые представлены в ней без издевки и насмешки, как реальная и грозная власть, не позволяет 1 Любопытно, что в Симеоньевской летописи, отразившей свод 1327 г. Летописные своды Тверского княжества, стр. В смысле проведения той же тенденции любопытна замена новгородского архиепископа Василия в рассказе об обучении юного князя Михаила Александровича "митрополитом Киевьским Фегнастом". Однако эта же черта песни, как нам кажется, ведёт не к первой половине XV в. С конца XIV в. В это время и в первой половине XV в. Международный авторитет Тверского княжества этого времени также способствовал переоценке отношения к недавно безраздельной власти монголов.
Это позволяет думать, что "Песня о Щелкане" с её ясно выраженным пиететом к монголам возникла ещё до периода князей Михаила и Бориса Александровичей, с именами которых связан зенит политического могущества Твери. Нам представляется более вероятным отнести появление "Песни" ко времени второй четверти XIV в. Реализм и историческая конкретность "Песни" указывают, как мы отмечали, что она слагалась под свежим впечатлением события, сохранив многие бытовые и исторические его подробности, особенно яркие в варианте Кирши Данилова, стоящем, несомненно, ближе других к первоначальному содержанию и характеру произведения. Мы видели выше, что ходячий народный рассказ о шевкаловщине был внесен в Тверскую летопись, сохранив почти в нетронутом виде свою непосредственную свежесть и простоту. Не менее симптоматично появление в великокняжеском своде 1305 г. Это повествование носит характер устного народного рассказа, сложившегося из сообщений купцов, как предполагает М. Приселков, где-либо во Владимиро-Суздальской или Новгородской области3. Едва ли есть необходимость в этом территориальном ограничении, так как Тверь была одним из крупнейших торговых центров русского средневековья, и здесь этот бродячий рассказ мог услышать тверской сводчик 1305 года. Стоит напомнить сюжет данного повествования: некий "бесерменин злохитр и вельми зол", по имени Ахмат, державший "баскачьство Курьскаго княжениа", откупал дань, отягощая князей и чёрных людей.
Его отрады, стоявшие в двух слободах на земле князя рыльского Олега, опустошали поборами и насилиями округу. По жалобе Олега хану Телебуге Олег и Святослав князь липовичьский силами татарского отряда изгоняют отряды Ахмата из этих слобод. Ахмат донёс хану Ногаю о происшедшем; Олег был вызван к хану, но он побоялся ехать в ханскую ставку. Тем временем князь Святослав липовичьский, без извещения Олега, снова ударил на татарские слободы "в ночи - разбоем". Ногай послал карательный отряд в землю Олега; князь бежал к своему хану Телебуге, а Святослав скрылся а Воронежских лесах; татары, ограбив землю, восстановили разбитые Олегом слободы, куда свели полон и награбленное добро. Приведённые к Ахмату бояре были казнены; их одежды были отданы находившимся тут "гостям-паломникам", с тем чтобы они ходили по землям и разносили молву, что такая же казнь ждёт всякого, кто будет противиться баскакам. Трупы обезглавленных бояр были повешены на деревьях, а их отрубленные головы и правые руки татары собирались послать для устрашения "по землям", но так как округа была опустошена и устрашать было некого, бросили "псам на снедь".
Оставшиеся в живых пастухи орды бросились в Москву. Александр обратился за помощью к соседям, но никто не захотел ему помочь. Разрушение Твери Армия Федорчука Московский князь Иван Калита вместе со своим суздальским князем отправил карательную экспедицию в Тверь. Их поддержали войска хана Узбека. Тверь была полностью разрушена и сожжена. Ход восстания В восстании 1327 обычно делится на 3 фазы. Они связаны с динамикой развития повстанческого движения. Этапы Тверского восстания: «Щелкановщина». Название этот период получил по имени ставленника хана Узбека в Твери Щелкана Дудентьевича. Это предварительный этап, в ходе которого копилось недовольство горожанами действиями ханских баскаков. Длился на протяжении лета 1327. Расправа с ордынцами. Кровавые стычки начались 15 августа 1327 с инцидента с дьяконом Дудко, продолжались в течение всей осени. На финальном этапе восстание было жестоко подавлено русско-татарским войском под командованием Федорчука. Это произошло зимой 1327-1328. Восстание носило крайне жесткий характер. Жители Твери, уставшие от жестокости орды, приняли не только друзей Джелькана, но и всех лиц монголо-татарского происхождения, включая купцов. Только пастухам из орды удалось спастись. Они взяли с собой лучших коней, приехали с ними в Москву, а затем в Орду, где сообщили о произошедших трагических событиях. Щелкан и его приближенные были заперты в резиденции князя и сожжены заживо. Останки свиты убитого хана были спрятаны во дворце накануне. Они были сожжены вместе с другими полчищами. Участники и руководители восстания В Тверском восстании В нем приняли участие все жители города и его окрестностей, независимо от их статуса. Это был действительно популярный восстание.
Щелкан, поселившись во дворце, начал проявлять жестокость по отношению к местным жителям, совершал грабежи и насилие. Тверичи стали ожидать худшего в своей жизни. В городе среди жителей появились слухи о планах баскаков совершить убийство князя, с целью занять его место в тверском княжестве. Как говорили жители города, русские люди должны были под давлением монголо-татар отказаться от православия и принять мусульманскую веру — ислам. Против Щелкана назревало народное недовольство, но Великий князь Александр, зная о жестоком нраве татарского Хана, просил сохранять спокойствие жителям города. Участники Тверское восстание, как любое историческое событие, имело своих участников: с одной стороны выступали тверичи и их предводитель Александр Михайлович его личное участие остается у историков под вопросом, хотя со своей стороны Александр не предпринял каких-либо действий для усмирения горожан ; с другой стороны выступали: представитель Золотой орды — Хан Узбек, князь из города Москвы — Иван Калита, суздальский князь Александр Васильевич. Начало восстания Народное недовольство росло и неожиданно проявило себя. Вспыхнуло народное восстание в Твери. Началом восстания считается дата 15. По одним из источников, началом восстания была ссора монголо-татар из прислуги Щелкана с дьяконом Дудко. Священнику пришлось защищать свою лошадь, на которую напали недоброжелатели. На защиту священника поспешили многочисленные жители города. Начался погром иноземцев во всем городе, в результате которого был уничтожены все монголо-татары в Твери, включая самого Хана Щелкана. Он был сожжен заживо во дворце Великого князя Александра. Таково было начало восстания, которое имело значительные исторические последствия.
14 в. 1327 г.
Случайно уцелели только пастухи, которые вовремя вывели лошадей на водопой и сумели бежать. Подавление восстания Бежавшие монголы быстро добрались до Москвы. Князь Иван, признанный мастер политической интриги, верно оценил шаткое опасное положение тверского владетеля и его княжества и действовал энергично. Когда была Сталинградская решающая битва : кратко о сражении Поход объединенных сил В ставке Орды были всерьез озабочены и встревожены, монголы заподозрили в неповиновении и бунте и других русских князей. Простить убийство баскака Узбек не мог и готовил месть непокорным. Однако Русь не была еще готова скинуть иго, разобщенные князья боялись возмездия за «самоубийственное» возмущение тверян. Когда князь Калита предложил Узбеку свою помощь в подавлении восстания в обмен на ярлык на великое княжение, он легко получил поддержку из 50 тысяч воинов под началом пяти темников и воеводы Федорчука. Московская дружина, усиленная татарской конницей, выдвинулась для подавления тверского восстания.
К войску присоединились силы суздальского князя Александра Васильевича. Действовали решительно и жестоко. Объединенное русско-монгольское войско мечом и огнем прошло по тверским городам и весям. Была разрушена и сожжена столица. Так кто же подавил первое восстание против монголо-татарских захватчиков в Твери? Народное возмущение было жестко подавлено князем московским Иваном Даниловичем, князем суздальским Александром Васильевичем и пятидесятитысячным войском хана Узбека под командованием воеводы Федорчука. Бегство князя Александр Тверской спешно покинул разоренное княжество.
Великий Новгород не принял беглого князя, а от преследовавшей его федорчуковой рати он откупился двумя тысячами гривен. Пристанище нашлось в новгородском пригороде — Пскове. Преследователи подошли вплотную к городу и потребовали выдачи беглеца, митрополит Феогност отлучил Александра и всех псковичей от церкви. Князь предпочел не подвергать приютивший его город опасности и перебрался в Литву. Тверской стол взял его брат Константин Кашинский, признавший главенство Москвы и подчинившийся воле Ивана Калиты.
И кто руководил восстание, существовало два противоположных мнения: Князь Александр Михайлович. Согласно этой версии, сам тверской князь из династии Рюриковичей встал во главе повстанческого движения. В некоторых летописных источниках указывается, что он лично поджигал Щелкана в княжеской резиденции. Стихийный характер восстания. Многие историки считают, что именно лидер народа был наиболее активен в борьбе против города.
Есть много лидеров, которые считают, что лидеров не было. В пользу этой версии говорит тот факт, что князь Александр не мог не заметить, как самоубийство восстание против многократно превосходящих сил Золотой Орды. Даже если Александр Михайлович не обращался к народу напрямую, факт остается фактом. Летописи сообщают, что после расправы над ордынцами он обратился за помощью к другим русским князьям. Никто не ответил на его обращение. Более того, некоторые князья встали на сторону Ордеи и приняли участие в разгроме повстанцев. Подавление восстания Московский князь Иван Калита сыграл активную роль в разгроме восставших тверичей. Воспользоваться ситуацией решил старый политический соперник Александра Михайловича. Калита лично отправился к хану Узбеку и предложил свою помощь. Он согласился и предоставил князю армию в 50 000 человек во главе с пятью темниками — военачальниками из ордынской знати.
По пути к ним присоединилось войско суздальского князя Александра. Во главе объединенного войска стоял командующий Ордой Федорчук, набожный христианин. Сражаться против такой большой армии было абсурдно. Александр Тверской бежал сначала в Новгород, а затем в Псков. Тем временем объединенная армия провела настоящую карательную акцию. Была разрушена и сожжена не только Тверь, но и все окрестные пригороды и деревни. Тысячи людей были взяты в плен, и все живое было сожжено огнем и мечом. Причины поражения восстания: Отказ других древнерусских князей поддержать Александра Михайловича. Политическая борьба Москвы и Твери.
Причины и предпосылки Находясь под властью Золотой Орды, жители Руси в целом и города Твери в частности страдали от необходимости постоянно платить высокую дань, подчинятся насилию, проявляемому баскаками, терпеть унижение и боль. Баскаками в то время называли монгольско-татарских воинов, которые производили поборы на русской земле и подавляли местных жителей. В 1326 году великий князь Александр Михайлович, получив от представителя Золотой Орды Узбека ярлык на княжение Владимирское, вступил во власть в тверском княжестве. Спустя время, в город Тверь приехал родственник Узбека — Щелкан, являющийся его двоюродным братом. Также он известен под именем Чолхан. Хан решил поселиться во дворце Великого князя. Сам князь тверского княжества — Александр Михайлович был вынужден покинуть свой собственный дом. Щелкан, поселившись во дворце, начал проявлять жестокость по отношению к местным жителям, совершал грабежи и насилие. Тверичи стали ожидать худшего в своей жизни. В городе среди жителей появились слухи о планах баскаков совершить убийство князя, с целью занять его место в тверском княжестве. Как говорили жители города, русские люди должны были под давлением монголо-татар отказаться от православия и принять мусульманскую веру — ислам. Против Щелкана назревало народное недовольство, но Великий князь Александр, зная о жестоком нраве татарского Хана, просил сохранять спокойствие жителям города. Участники Тверское восстание, как любое историческое событие, имело своих участников: с одной стороны выступали тверичи и их предводитель Александр Михайлович его личное участие остается у историков под вопросом, хотя со своей стороны Александр не предпринял каких-либо действий для усмирения горожан ; с другой стороны выступали: представитель Золотой орды — Хан Узбек, князь из города Москвы — Иван Калита, суздальский князь Александр Васильевич. Начало восстания Народное недовольство росло и неожиданно проявило себя. Вспыхнуло народное восстание в Твери.
Попытался восстановить господство Золотой Орды над Русью. Союз с литовским князем Ягайлом и Олегом Ивановичем Рязанским. Повели войска на Русь, а потом вернулись назад ой! Княжеские дружины и ополчение — в Коломне. Двинулись навстречу татарам, пытаясь опередить их. Дмитрий: решение переправиться через Дон на чужую территорию и принять бой там. Поставил цель не дать войскам Ягайло и Мамая объединиться до боя. Начало — в 4 утра. Туман рассеялся в 11 утра. Сражение Челубея и Пересвета.
Восстание против монголо-татар в Твери (1327 г.)
Поводом послужило то, что баскак сборщик налогов Чолхан отобрал у местного дьякона лошадь, и тот призвал на помощь земляков. Быстрее всех отреагировала Москва: она оперативно выступила своей дружиной и примерным образом расправилась с Тверью. Город был сожжён, а население перебито или уведено в рабство.
Приселков, где-либо во Владимиро-Суздальской или Новгородской области3. Едва ли есть необходимость в этом территориальном ограничении, так как Тверь была одним из крупнейших торговых центров русского средневековья, и здесь этот бродячий рассказ мог услышать тверской сводчик 1305 года. Стоит напомнить сюжет данного повествования: некий "бесерменин злохитр и вельми зол", по имени Ахмат, державший "баскачьство Курьскаго княжениа", откупал дань, отягощая князей и чёрных людей. Его отрады, стоявшие в двух слободах на земле князя рыльского Олега, опустошали поборами и насилиями округу. По жалобе Олега хану Телебуге Олег и Святослав князь липовичьский силами татарского отряда изгоняют отряды Ахмата из этих слобод.
Ахмат донёс хану Ногаю о происшедшем; Олег был вызван к хану, но он побоялся ехать в ханскую ставку. Тем временем князь Святослав липовичьский, без извещения Олега, снова ударил на татарские слободы "в ночи - разбоем". Ногай послал карательный отряд в землю Олега; князь бежал к своему хану Телебуге, а Святослав скрылся а Воронежских лесах; татары, ограбив землю, восстановили разбитые Олегом слободы, куда свели полон и награбленное добро. Приведённые к Ахмату бояре были казнены; их одежды были отданы находившимся тут "гостям-паломникам", с тем чтобы они ходили по землям и разносили молву, что такая же казнь ждёт всякого, кто будет противиться баскакам. Трупы обезглавленных бояр были повешены на деревьях, а их отрубленные головы и правые руки татары собирались послать для устрашения "по землям", но так как округа была опустошена и устрашать было некого, бросили "псам на снедь". Многие люди, ограбленные донага, замёрзли; "Се же великое зло сътворися грех ради наших; Бог бо казнить человека человеком, тако сего бесерменина навёл злаго за нашу неправду, мню же, - поясняет сводчик, - и князей ради, понеже живяху в которе. Много имам писати, но то оставим".
Далее под 1284 г. Братья Ахмата, оставленные им в слободах, бежали к нему в Курск. Олег потребовал, чтобы Святослав шёл Орду держать ответ перед ханом, но тот отказался. Олег привёл татар "и уби князя Святослава по царёву слову, и потом брат Святославль князь Александр уби князя Олега и Давида сына его, на едином месте, и сътворил радость диаволу и его поспешнику бесерменину Ахмату"4. Политическая мораль этого повествования совершенно недвусмысленно подчёркнута автором и более ярко и сильно была выражена столетием раньше в "Слове о полку Игореве". Это-гибельность для Руси княжеских "котор", которые к тому же осложнялись устанавливавшимся двоевластием в самой Орде. Оттенённые в конце повествования взаимное истребление князей я роль в этом татар как бы дополняли курской иллюстрацией те кровавые раздоры, которые происходили в среднерусских княжествах.
Рассказ о баскаке Ахмате ярко иллюстрирует отмеченную К. Марксом политику, которая состояла в сталкиваний княжеских интересов и в истощении русской силы в бесплодных "которах". Лаврентьевская летопись история текста. Симеоньевская летопись 1283 - 1284 гг. Описываемые события относятся к 1287 - 1293 гг. По политическим соображениям, автор рассказа об Ахмате умолчал о своих дальнейших умозаключениях "много имам писати, но то оставим" 2. Ой, видимо, рассчитывал на возможность объединения усилий князей в борьбе против татар.
Смысл повести заключается не в устрашении читателя рассказом о расправе Ахмата, а в возбуждении ненависти к баскакам и укреплении у читателя мысли о реальной возможности борьбы с ними при условии, если будут ликвидированы княжеские "которы". Реальный выход указывала сама "жизнь - усиление великокняжеской власти, за которое и шла борьба между Москвой и Тверью. Характерно, что это повествование, тематически не связанное с содержанием летописного свода, вошло в его состав наряду с официальными летописными источниками. Несомненно, введение в изложение великокняжеского свода народного рассказа о баскаке Ахмате не было личной инициативой сводчика и, во всяком случае, было согласовано с заказчиком свода Михаилом Ярославичем. Отсюда можно заключить о политической преднамеренности занесения данного сюжета в официальный свод тверского князя3. Народное возмущение против татар накапливалось в Твери ещё задолго до восстания 1327 г. Сообщение летописи о Дюденевой рати 1293 г.
Тогда велика бысть печаль Тферичем, понежь князя их Михаила не бяше в земли их, но в Орде, и Тферичи целоваша крест, бояре к черным людем, такоже и черныя люди к бояром, что стати с единого, битися с Татары; бяше бося умножило людей и прибеглых в Тфери и из иных княженей и волостей перед ратью". Тем временем подоспел князь Михаил, и татары, узнав об его прибытии, "не поидыша ратью к Тфери", свернув на Волок. Однако зимой того же 1293 г. Тверь не избежала расправы карательного отряда "царя Токтомеря" хана Тохты за попытку князя Михаила завязать связь с ордой хана Ногзя4. Текст подчёркивает единство низов и боярских кругов города в стремлении сопротивляться татарам; это находит отклик в "Песне о Щелкане", где Борисовичи - тысяцкий Михайло Шетнев вместе с братом - являются участниками расправы над Шевкалом. Приведённые факты показывают, что в этой напряжённой обстановке в Твери особенно внимательно следили за деятельностью татар. В народных массах слагались рассказы на эту тему.
Одно из таких народных сказаний - о баскаке Ахмате - было лаже внесено в великокняжеский свод 1305 г. Естественно, что взрыв народного гнева - восстание 1327 г. По своей форме и стилю "Песня о Щелкане", бесспорно, стоит в начале развития данного жанра русской устной словесности: при краткости и собранности изложения она носит характерные зля былинного эпоса черты повторения, общие места, былинная ритмика, эпический характер повествования об убийстве Шевкала Но вместе с этим её "зачин" уже носит облик исторического ввеления к конкретной тверской теме "Песни" - в обобщённых формулах дано верное определение "старой, богатой Твери" и любовно сохранено родовое отчество героев 1327 г. Борисовичей - тысяцкого Михаила Фёдоровича с братом. Примечательными и характерными чертами "Песни" являются выраженные в ней глубокий оптимизм и вера в конечную победу над угнетателями. Напомним, что и рассказ, внесённый в Тверскую летопись, заканчивается 1 K. Secret diplomatic history...
London 1889. Весьма характерно, что борьба между Москвой и Тверью за великое княжение в глазах тверского летописца представляется результатом татарской политики. В Тверд хорошо понимали, что татары - главная сила, мешающая объединению Руси. Так, например, освещена история с послом Сарыкожей, перешедшим на сторону Димитрия Московского, и покупкой последним ярлыка на великое княжение. Рогожская летопись. Так, например, А. Насонов предполагает, что известия о великом баскаке владимирском Иаргамане и его зяте Айдаре, сохранённые под 1269 и 1273 гг.
Насонов А. Симеоньевская летопись 1293 г. Монголы и Русь, стр. Это дало нам основание предположить, что рассказ этот возник под свежим впечатлением события в том же 1327 году. Не в этом ли году сложилась и тверская часть варианта "Песни о Щелкане", сохранённого Киршей Даниловым? Характерно, что эта наиболее конкретная и носящая местный характер часть "Песни" не была повторена вариантами А.
Когда оно началось, князь Александр Михайлович не предпринял никаких попыток успокоить народ. Подавление восстания в Твери московским князем Иваном Калитой Согласно одной из версий, шапка Мономаха, традиционный головной убор русских князей и царей, была даром хана Узбека Ивану Калите Узнав о происходящем в Твери, где Щелкан и все его люди уже были перебиты, московский князь решил воспользоваться ситуацией. Он предложил хану Узбеку подавить восстание, и тот согласился, пообещав взамен сделать Ивана Калиту великим князем Владимирским, чего тот и добивался.
Получив от Узбека 50 тысяч воинов, Иван Калита с помощью дружины Суздаля разграбил и разорил Тверское княжество, утвердив тем самым своё главенство на Руси. Тверской князь Александр бежал сперва в Великий Новгород, затем в Псков, а потом в Литву, так как Орда требовала его выдачи.
Тверитяне стали возвращаться в родные места, сожжённые храмы восстанавливались. Находившийся в изгнании Александр назвал своего брата «наставником и собирателем отчины». Словом, Константин, как того и требовала ситуация, направил все силы на восстановление княжества. Ни о каком противодействии Москве и речи быть не могло, не говоря уже о татарах... Избиения тверитя-нами Щелкана «сотоварищи» в Орде не могли скоро забыть. Тем временем Узбек потребовал к себе Александра, послал русских князей найти его. Как мы помним, Александр Михайлович был в Пскове, однако митрополит Феогност потребовал от псковитян расстаться с бывшим тверским князем, находившимся в немилости у хана. В итоге князья, в том числе младшие Михайловичи, Константин и Василий, послали сказать Узбеку, что Александр ушёл в Литву.
Что до Константина, то он и не пробовал искать ярлыка на великое княжение «под Калитой». Наоборот, тверскому князю приходилось подчиняться Ивану Даниловичу, в частности, ходить с ним опустошать новгородские волости. Видимо, только так, выполняя волю Калиты, Константин мог уберечь свои земли от новых ударов. Надо сказать, это ему удавалось. И вот в 1337 г. Ещё в 1335 г. Узбек же ждал самого Александра. А в 1337 г. Там волею Узбека он вернул-таки себе право княжить в Твери. Не исключено, что на хана подействовали щедрые дары Александра, долго жившего в богатом Пскове.
685 лет назад в Твери произошло одно из самых крупных на Руси восстаний против татар
Восстание в Твери против Щелкана. В Твери вспыхнуло восстание против насилий чинимых Чолханом (на Руси его называли Щелканом). Визит в Тверь Чолхана. Тверское восстание 1327, антиордынское выступление жителей г. Тверь. Поводом к нему послужило прибытие в столицу Тверского княжества в 1327 г. Результатом подавления восстания в Твери стало изменение расстановки сил в северо-восточных русских княжествах. Результатом подавления восстания в Твери стало изменение расстановки сил в северо-восточных русских княжествах.