Новости в чем ценность метода майевтики

Майевтика — термин диалога Платона «Теэтет», означающий метод философствования, созданный Сократом, заключающийся в раскрытии истины путём последовательных вопросов. Ценность метода майевтики Сократа — откровение истины через диалог.

Майевтика: ценность метода и его философия

Научный результат. Социальные и гуманитарные исследования В них Сократ, в частности, раскрывая смысл своего вопросно-ответного метода (диалектики), говорит, что его искусство сродни искусству повивальной бабки (по древнегречески – майевтики).
В чем ценность метода Майевтики Сократа? Майевтика будет заключительной частью этого метода, когда знание «рождается» из выводов собеседника.

Основатель майевтики как способ ведения диалога

Метод Майевтики: незаменимый метод постижения истины. Майевтика, философский метод, впервые предложенный Сократом, может быть полезным инструментом раскрытия ценности и осознания себя в повседневной жизни. Ценность метода майевтики заключается в том, что он позволяет человеку исследовать. Что касается майевтики, то она основана на теории воспоминания, так что, в то время как сократический метод исходит из идеи предубеждения, майевтика считает, что знание скрыто в сознании, ожидающем открытия. В психологии майевтика используется как метод исследования и помощи клиентам в обнаружении их собственных ресурсов и решении проблем. Ценность метода майевтики Сократа — искусство приводить к истине через вопросы.

«Майевтика: искусство отвечать на вопросы и задавать их»

Медиаконтент иллюстрации, фотографии, видео, аудиоматериалы, карты, скан образы может быть использован только с разрешения правообладателей.

В космогоническом учении П. Человеческая душа независима от тела и бессмертна. Душа состоит из 3 частей: разумной, к-ая создается самим творцом, аффективной и вожделеющей, к-ые создаются низшими богами. Победа разумной части над страстями и вожделениями соответствует воспитании.

Гос-во основано на разделении труда между разрядами свободных граждан. Платон впервые структурировал бытие. В истории философии впервые проблема сознания была поставлена Платоном. Он выделяет идеальное как особую сущность, к-ая не совпадает с чувственным, предметным, материальным миром. Поэтому у Платона мир распадается на две части: мир идей и вещей.

Терапевты используют вопросы, чтобы помочь клиентам осознать и разобраться в своих мыслях, эмоциях и убеждениях. Это позволяет клиентам найти решения и принять их собственные решения. Метод майевтики также используется в педагогике для создания интерактивного и повышенного вовлечения учебного процесса.

Учителя могут задавать открытые вопросы и стимулировать диалог, чтобы помочь учащимся лучше понять и запомнить информацию. В личном развитии метод майевтики может быть использован для самоанализа и постановки целей. Он позволяет людям задавать себе вопросы и искать ответы для лучшего понимания себя и своих целей. Примеры вопросов для метода майевтики: Вопрос Что вы думаете об этом?

Позволяет людям выразить свое мнение и проверить свои суждения Почему вы считаете это правильным? Побуждает людей анализировать и обосновывать свои убеждения Какие факты или доказательства подтверждают вашу точку зрения? Поощряет людей искать подтверждение своих убеждений и суждений Какие противоположные аргументы могут быть приведены против вашей точки зрения? Заставляет людей рассмотреть альтернативные взгляды и учесть все стороны вопроса В целом, метод майевтики остается важным и эффективным инструментом для поиска истины и развития мышления.

Он помогает людям осознать свои идеи, убеждения и ограничения, а также поощряет критическое мышление и саморефлексию. Ключевые принципы и особенности сократовской майевтики 1. Принцип диалога и вопроса. Сократовская майевтика основывается на постановке вопросов и проведении диалога между участниками.

Сам Сократ считал, что истинное знание не может быть просто передано, оно должно быть добыто путем размышления и обсуждения. Принцип самооткрытия. Сократ верил, что каждый человек в себе содержит уже имеющиеся знания, но может о них не знать или не осознавать их. Майевтика помогает людям обнаружить и получить доступ к своим скрытым знаниям.

Принцип иронии. Сократ использовал иронию, чтобы подчеркнуть неопределенность и неадекватность знания. Он задавал уточняющие вопросы, которые заставляли людей самим прийти к выводу о недостаточности своих знаний. Принцип открытости и готовности к изменению.

Сократ учил, что необходимо быть открытым для новых идей и готовым изменить свои убеждения.

Пратт, А. Роджерс, Дж. Сантаяна, Р. Селлерс и Ч. Стронг выпустили в 1920 «Очерки критического реализма», где была дана детальная... Теория действия — область философского исследования, предметом которой являются действия, прежде всего действия человека. В центре современных дискуссий вопросы природы действий, их адекватного описания и объяснения.

Дильтея, Г. Зиммеля, Ф. Мейнеке, Г. Риккерта, М. Вебера, Э. Метатеория — теория, анализирующая методы и свойства другой теории, так называемой предметной или объектной теории. Абдукция от лат. Понятие применяется в философии, физике, психологии, политологии, географии, пространственном анализе, медицине, богословии и биологии в отношении причин разнообразных феноменов и сущностей, вне контекста их свойств.

Этиологическим называется миф, объясняющий происхождение отдельных вещей или явлений например животных , имён, фамильных родов или рассказывающий мифическую... Противоположностью синтетического суждение является аналитическое суждение. Истинность синтетических суждений может быть установлена «только в процессе их сопоставления с той реальностью, о которой они говорят». Примером синтетического суждения является утверждение «Все лебеди белые» при условии что слово лебедь не подразумевает белый цвет птицы , поскольку оно обобщает и дает новую информацию о таком предмете... Врождённые идеи — представления и знания, которые не могут быть приобретены, поскольку они не имеют отношения к чувственному миру напр. Философия психологии — сравнительно молодой специальный раздел философии науки, занимающийся исследованием и изучением методологии эмпирической психологии, знаний, полученных в науке психологии. Verstehende Psychologie — идеалистическое направление в немецкой философии и психологии, развившееся в конце XIX — начале XX веков и разработавшее особый метод психологического исследования, который заключается в соотнесении переживаний внутренней, душевной жизни индивида с окружающими его культурно-историческими ценностями. В отличие от большинства досократиков, элейцы не занимались вопросами естествознания, но разрабатывали теоретическое учение о бытии предложив впервые сам этот термин , заложив фундамент классической греческой онтологии.

Исправление имён , чжэнмин, кит. Нейтральный монизм — метафизическое воззрение, согласно которому психическое и физическое являются двумя способами организации или описания тех же самых элементов, которые сами по себе являются «нейтральными», то есть не носят ни физического, ни психического характера.

«Майевтика: искусство отвечать на вопросы и задавать их»

Правда в том, что сами боги вынуждают меня к этому повивальному делу, запрещая мне рожать самому. По сути, я во всем не то, что есть мудрец, из меня не родилось ни одного мудрого открытия, что было бы детищем моей души. Те же, коим нравилось быть со мной, пусть поначалу лишь видимым образом, некоторые во-все несведущие, следуя за мной, действительно нечто производили, по благости необычайной богов, которые им это разрешали. Сократ выбирал известного политического деятеля или просто известного человека, после того, как тот прочитал свою речь, и Сократ начинал задавать свои знаменитые вопросы.

Причем вначале философ безудержно хвалил своего собеседника, говорил, что он такой умный, известный человек в городе, и что ему не составит труда ответить на такой элементарный вопрос. Сократ задавал свой действительно элементарный вопрос, но только на первый взгляд. Собеседник нехотя отвечал на него, Сократ в свою очередь задавал очередной вопрос, касающийся все того же вопроса, собеседник опять отвечал, Сократ спрашивал снова, и это доходило до того, что собеседник, в конце концов, своим последним ответом противоречил своему первому ответу.

Понятное дело собеседник очень злился на него. Тогда взбешенный собеседник спрашивал Сократа, а сам то он знает ответ на этот вопрос, Сократ же совершенно спокойно отвечал, что не знает, и спокойно удалялся. Сократ - принципиальный враг изучения природы.

Работу человеческого разума в этом направлении он считает нечестивым и бесплодным вмешательством в дело богов. Мир представляется Сократу творением божества, "столь великого и всемогущего, что оно все сразу и видит, и слышит, и повсюду присутствует, и обо всем имеет попечение". Нужны гадания, а не научные исследования, чтобы получить указания богов относительно их воли.

И в этом отношении Сократ ничем не отличался от любого невежественного жителя Афин. Он следовал указаниям дельфийского оракула и советовал делать это своим ученикам. Сократ аккуратно приносил жертвы богам и вообще старательно выполнял все религиозные обряды.

Основной задачей философии Сократ признавал обоснование религиозно-нравственного мировоззрения, познание же природы, натурфилософию считал делом ненужным и безбожным. Сомнение "я знаю, что ничего не знаю" должно было, по учению Сократа, привести к самопознанию "познай самого себя". Только таким индивидуалистическим, путем, учил он, можно прийти к пониманию справедливости, права, закона, благочестия, добра и зла.

Материалисты, изучая природу, пришли к отрицанию божественного разума в мире, софисты подвергли сомнению и осмеяли все прежние взгляды, - необходимо поэтому, согласно Сократу, обратиться к познанию самого себя, человеческого духа и в нем найти основу религии и морали. Таким образом, основной философский вопрос Сократ решает как идеалист: первичным для него является дух, сознания, природа же - это нечто вторичное и даже несущественное, не стоящее внимания философа. Сомнение служило Сократу предпосылкой для обращения к собственному Я, к субъективному духу, для которого дальнейший путь вел к объективному духу - к божественному разуму.

С помощью вопросов и диалога майевтический процесс позволяет осознать свои собственные мысли и преодолеть логические противоречия. Майевтический диалог строится на принципе, что истина уже находится внутри каждого человека и может быть открыта путем задания правильных вопросов. Вопросы в майевтике необходимы, чтобы вызвать мышление и получить глубокий ответ, который будет являться результатом самопознания и саморазвития. Майевтика как искусство рождать идеи имеет широкое применение в различных областях, включая философию, психологию, менеджмент и творческое мышление. Этот метод позволяет преодолеть паттерны мышления, взгляды и ограничения, открывая новые возможности и перспективы.

В итоге, благодаря майевтике, мы можем разбудить свою внутреннюю мудрость и способность генерировать новые идеи. Это искусство помогает нам стать более гибкими и творческими мыслителями, способными обнаружить истину и решить сложные проблемы, которые могут возникнуть перед нами. В своих беседах Сократ приравнивал себя к акушеру, который помогает «рождать» истины из ума своих собеседников. Майевтика Сократа основана на убеждении, что истинное знание находится внутри каждого человека, и его задача помочь ему осознать и проявить это знание. Вместо того чтобы давать ответы, Сократ задавал вопросы, чтобы учить людей мыслить критически и развивать свою собственную философию. Сократ считал, что истина может быть достигнута только через диалог и обсуждение.

Он верил в силу аргументации и доказательства, и призывал своих собеседников анализировать свои убеждения и раскрывать их противоречия. Майевтика Сократа имеет глубокое влияние на развитие западной философии и на постановку вопросов в процессе обучения и поиска истины. Методика Сократа стала основой для развития диалектики, самосознания и критического мышления. В итоге, майевтика Сократа предлагает людям не принимать информацию как истину в последней инстанции, а проводить собственный анализ и искать ответы на вопросы самостоятельно. Этот подход рождает самодостаточность мышления, развивает критическое и аналитическое мышление, а также помогает открывать новые идеи и пересматривать старые убеждения. Майевтика и современная психология Майевтика, или метод анализа с помощью атаки вопросами, имеет свои корни в древнегреческой философии и искусстве Сократа.

Он использовал этот метод для помощи людям исследовать свои мысли и обрести истинное понимание.

Затем он задавал первый простейший вопрос и дожидался, пока собеседник на него ответит. После он задавал следующие вопросы и так далее.

Всё заканчивалось тем, что отвечая на последний вопрос, собеседник Сократа противоречил ответу, который он дал в самом начале.

Такого типа образование должно приводить к развитию способности человека в проблемной ситуации принимать самостоятельное, новое, творческое и ответственное решение, которое опираясь на собственную систему ценностей, приводит к смене, к развитию собственной позиции под влиянием рациональной критики и самокритики и вновь открывшихся смыслов. Дадим определение позиции, опирающееся на исследования в этой области Ю.

Позиция — обнаруживаемый в ходе коллективной работы в проблемной ситуации индивидуальный способ понимания происходящего, задаваемый имеющимся у человека набором средств, необходимым для реализации его ценности, и определяющей его последующую деятельность. Из этого определения понятно, решающее значение для формирования личностной позиции имеет способ понимания. Под способом понимания человека нами подразумевается выделяемые им условия для принятия ответственного решения соответствующего его представлению о благе.

Он может быть обнаружен в проблемной ситуации в коллективном мыслительном проектировании. Обнаружение и развитие своего способа понимания как возможности развития собственной позиции и является ядерной идеей образовательного процесса в «Школе майевтики». Нами разработана методика обучения развития собственной позиции посредством организационно-деятельностной игры ОДИ.

Она основана на идее стыке традиции организации коллективной мыслительной деятельности и процедуре редискрипции Р. Рорти , то есть переписыванию культурного текста. Переписывание раз за разом текста, сначала на основе своего первичного способа понимания, затем в результате многоразовой критики этого текста и развития своего способа понимания, и так до получения продукта, либо, по минимуму - удовлетворяющего участников дискуссии, либо, по максимуму — сравнимого по значимости и осмысленности с взятым для переписывания культурным эталоном - мы далее будем называть гуманитарным проектированием.

Гуманитарный проект - это особый тип проектирования, предполагающий обязательное изменение позиции способа понимания в ходе специально организованного «ценностного конфликта» позиции проектировщика с другой позицией, уже существующей в культуре. Он направлен на творение человеком своего нового смысла в ходе коллективной рефлексии, а также разработки способа его реализации в форме понятия. Он предполагает также обязательное культурно-ценностное самоопределение проектировщика, то есть взятия им ответственности в его будущей жизни за реализацию своего нового смысла и построенного соответствующего ему понятия, в рамках определенной культурной традиции.

Итак, в предметной плоскости мы фиксируем интерпретированный и переписанный культурный текст с новым смыслом, а в гуманитарно - методологической плоскости — специфику способа понимания, его возможности и границы. Как уже было описано выше обнаружение своего способа понимания и его развитие проявляет и усиливает личностную позицию. Но что в философски-методологическом контексте означает наличие у человека своей личностной позиции?

Человек, занимающий даже самую сильную позицию, если он человек умный, прекрасно понимает, что его, даже самая замечательная позиция в границах духовной культуры всего человечества, всех живущих людей на планете Земля, природы и космоса частична, аспектна, ограничена и конечна. Более того, как сказал бы Ж. Сартр, «ничтожна».

Все великие исторические личности по большей части получили всемирную известность благодаря произведенным ими масштабным разрушениям культуры и социума из-за чрезмерного самомнения. Щедровицкий , выход из занимаемой человеком позиции называется трансценденцией. Хайдеггера трансценденция определяется как «переход от несобственного человеческого существования к полноценному существованию, экзистенции».

Экзистенция же у него определяется как «бытие-впереди-самого-себя», проецирование себя в будущее, проектирование. В современной философии в феноменологии, экзистенциализме, персонализме экзистенция характеризует бытие человека как динамической и открытой реальности, которая «должна делать себя», у которой «существование предшествует сущности» Ж. Сущностная характеристика человека как экзистирующего существа состоит в том, что оно есть «нехватка», «неполное», «незавершенное» существование, но способного к пониманию, истолкованию и выбору вектора самодвижения и поэтому и строительству себя самого.

Экзистенция — постоянный выбор человеком своих возможностей, своего будущего, постоянное доопределение человеком себя в акте своего радикального решения о мире и своем собственном способе быть в нем. Человеческое бытие всегда является «незавершенным», но у него всегда «есть шанс». Оно является постоянным «выпрыгиванием» не только из занимаемой позиции как по отношению к миру, так и по отношению к себе самому, к своему прошлому, постоянным трансцендированием из наличной ситуации, «выходом из себя», «бытием-впереди-самого себя», выбором и проектированием себя к своим возможностям.

Итак, развитие человека необходимо трактовать как саморазвитие при помощи освоения им рефлексии. Рефлексия позволяет зафиксировать личностную позицию в проблемных ситуациях и, главное, личный способ понимания. Интерпретация культурных текстов, их переписывание, коллективное критическое обсуждение является методом развития личного способа понимания и соответственно личностной позиции.

Процесс развития, восполнения личностной позиции ценностями и смыслами других культурных людей мы называем трансценденцией. Экзистенцией же будет являться готовность, открытость человека к новым возможностям, предоставляемым ситуацией, способность к самоопределению. Таким образом, образование, построенное на методологии гуманитарного проектирования, предполагает формирование у детей и взрослых отношения к любой жизненной ситуации как к новой и предлагает на основе культурно-ценностного самоопределения методологию проектирования в ней своей новой позиции.

Появление осмысленной собственной системы ценностей и ее постоянное развитие приводит «ко второму» рождению человека как духовного создания, способного к постоянному самодвижению и саморазвитию. Это и отражено в названии «Школы майевтики». Культурно-исторические основания.

Несколько слов о культурно-исторической традиции. Значение понятия "майевтика" раскрывается в I томе собраний философских сочинений Платона, состоящего из ранних сократических диалогов. В них Сократ, в частности, раскрывая смысл своего вопросно-ответного метода - диалектики, говорит, что его искусство сродни искусству повивальной бабки.

Повивальное ремесло по древнегречески — майевтика. Оно помогает рождению человека, а вопросы Сократа помогают рождению самостоятельно сформулированных понятий о благе в сознании беседующих с ним людей. В культурной истории человечества есть твердо установленный факт, что ученики Сократа основали различные философские школы, стоящие на разных ценностных основаниях.

Так киники поставили главной задачей разработку метода автаркического греч. Киренаики основной жизненной задачей считали достижение удовольствия, однако совершенно определенного: мудрец наслаждается удовольствием, не поддаваясь тому, чтобы оно овладело им.

Научный результат. Социальные и гуманитарные исследования

«Развернутое описание «метода» майевтики осуществил Платон: «Теперь мое повивальное. Майевтика, сократический метод отыскания истины и способ обучения, основанный на допущении, что истина как форма врождённого знания «скрыта» в уме. В них Сократ, в частности, раскрывая смысл своего вопросно-ответного метода (диалектики), говорит, что его искусство сродни искусству повивальной бабки (по древнегречески – майевтики). В них Сократ, в частности, раскрывая смысл своего вопросно-ответного метода (диалектики), говорит, что его искусство сродни искусству повивальной бабки (по древнегречески – майевтики). Майевтика будет заключительной частью этого метода, когда знание «рождается» из выводов собеседника.

Вы точно человек?

Ценность метода майевтики заключается в том, что он позволяет человеку исследовать. Ценность майевтики заключается в том, что она помогает развить критическое мышление, способность к саморефлексии и анализу собственных мыслей. Майевтика — термин диалога Платона «Теэтет», означающий метод философствования, созданный Сократом, заключающийся в раскрытии истины путём последовательных вопросов. Свой метод собеседования Сократ называл майевтикой («повивальным искусством»), имея в виду, что только помогает «рождению» знания, но сам не является его источником: так как не вопрос, а ответ является положительным утверждением, то «знающим» считался собеседник. Смысл майевтики Сократа – в противопоставлении внешнего софистического знания и внутреннего философского, которому научить нельзя, но можно открыть в себе самом.

Метод майевтики: незаменимый метод постижения истины

Суть этого метода состоит в противопоставлении внешнего софистического знания внутреннему философскому знанию, которое каждый носит в себе и может в себе открыть [1]. Как утверждает Сократ в диалоге Платона «Теэтет» , он промышляет тем же, чем занималась его мать Фенарета, бывшая повитухой , с той только разницей, что он помогает разрешаться от бремени не женщинам, а мужчинам, и рождают они не дитя, а знание. Себе он отводит скромную роль, уверяя, что сам он пуст и каждый производит с его помощью то, чем чреват сам [3].

Путем активного задавания вопросов и активного слушания ответов, ученик развивает умение выразить свои мысли и идеи ясно и логично. Кроме того, этот метод помогает ученику научиться слушать и понимать точки зрения других людей, а не только защищать свои собственные.

В результате, ученик становится более эмпатичным и умеет строить конструктивные диалоги и обсуждения. Метод майевтики также обладает значительной ценностью в контексте развития личности. Он учит ученика быть самостоятельным мыслителем и не принимать информацию на веру, а всегда анализировать и оценивать ее. Этот метод способствует формированию сильного критического сознания и стремлении к постоянному самосовершенствованию.

В итоге, метод майевтики Сократа имеет огромное значение в развитии критического мышления, коммуникативных навыков и личностного роста. Он помогает ученикам стать лучшими аналитиками, обладающими способностью критического мышления, аргументации и принятия информированных решений. Основные преимущества метода майевтики Сократа Метод майевтики, разработанный Сократом, имеет ряд существенных преимуществ, которые делают его одним из наиболее эффективных и ценных подходов к обучению и развитию мышления. Активное участие обучаемого.

Майевтика основана на диалоге и включает обучаемого в активное обсуждение и анализ. Это помогает развить критическое мышление, умение анализировать и рассуждать, а также способствует развитию самосознания. Системный подход. Метод майевтики учитывает все аспекты проблемы или вопроса, не ограничиваясь поверхностным рассмотрением.

С помощью постепенного продвижения от общего к частному, он помогает обнаружить скрытые причины и связи. Развитие критического мышления. Майевтика позволяет обучаемому стать критическим мыслителем, способным анализировать и оценивать различные точки зрения, а также осознавать ограничения своих знаний и умений. Развитие навыков коммуникации и аргументации.

С помощью майевтики обучаемый учится выстраивать логические аргументы и объяснять свои мысли, а также убеждать и увлекать других участников диалога.

Свободный человек; человек, нашедший свое призвание; творческая деятельность — все это изредка появляется и присутствует в нашем социуме не благодаря, а скорее вопреки, правилам функционирования существующего массового образования. Какой неутешительный вывод можно сделать из всего вышеизложенного? В современном российском образовании нет свободы выбора и условий проявления своей точки зрения на предлагаемый учебный материал, возможности формирования внутреннего опыта; самореализации в собственном призвании, понимаемом как постоянная организация ситуаций, создающих условия для самоопределения, личностного развития и творческого отношения к жизни.

Тогда что есть современное образование? Специально организованная система организации дрессуры детей по схеме «стимул — реакция», как это делал со своими собаками И. Павлов, приводящая в конце пути, в лучшем случае, к жизненной позиции бездумного исполнителя чужой воли по схеме П. Гальперина «ориентировка — исполнение — контроль» переинтерпретированная В.

Зарецким и Р. Каменским как схема ситуативного самоопределения или — по большей части, к позиции хитроватого себе на уме имитатора деятельности, с одной стороны - достаточно успешного в социальном плане, но, с другой - деградирующего как личность. Что мы можем противопоставить системе утилитарно-исполнительского самоопределения, формируемого существующим общим образованием? Организацию образовательной системы на основе культурно-ценностного самоопределения.

В культурно-ценностном самоопределении включается по В. Франклу «воля к смыслу». В ходе такого самоопределения человек, говоря его словами, «вверяет себя чему-то, что выше него, делу, более великому, чем он сам». Таким образом, культурно-ценностное самоопределение в нашем понимании есть ситуация поиска, открытия и ценностного выбора человеком не реализующегося должным образом не актуализированного, «заброшенного» культурного проекта и взятие ответственности за его восстановление и дальнейшее развитие.

Такой тип самоопределения предполагает веру в то, что в архиве духовной культуры человечества обязательно находятся настоящие смыслы жизни благодаря творчеству предыдущих поколений людей , но их еще необходимо найти и расшифровать. В практике московского образования в системе организации проектно-исследовательской деятельности учащихся с 2001 года существует детско-взрослое философско-методологическое образовательное сообщество, которое сформировалось в результате совместной деятельности ученых, педагогов, студентов и школьников города Москвы, направленной на создание и развитие теории гуманитарного проектирования. Сац, 113, 274, 185, 1678, 1681, 170 им. Волонтерами «Школы майевтики» — выпускники вышеперечисленных школ, а ныне студенты и выпускники различных московских ВУЗов.

Работа сообщества в основном происходит на выездных проектных сессиях 4 — 5 раз в год. Замысел образовательного процесса в «Школе майевтики» предполагает становление ее учеников, как творцов своей жизни взятой в ее идеальном, смысловом выражении, то есть проектировщиков собственной развивающейся системы ценностей. Формирование системы ценностей осуществляется в процессе свободной интерпретации культурных текстов и в рамках коллективной дискуссии. Такого типа образование должно приводить к развитию способности человека в проблемной ситуации принимать самостоятельное, новое, творческое и ответственное решение, которое опираясь на собственную систему ценностей, приводит к смене, к развитию собственной позиции под влиянием рациональной критики и самокритики и вновь открывшихся смыслов.

Дадим определение позиции, опирающееся на исследования в этой области Ю. Позиция — обнаруживаемый в ходе коллективной работы в проблемной ситуации индивидуальный способ понимания происходящего, задаваемый имеющимся у человека набором средств, необходимым для реализации его ценности, и определяющей его последующую деятельность. Из этого определения понятно, решающее значение для формирования личностной позиции имеет способ понимания. Под способом понимания человека нами подразумевается выделяемые им условия для принятия ответственного решения соответствующего его представлению о благе.

Он может быть обнаружен в проблемной ситуации в коллективном мыслительном проектировании. Обнаружение и развитие своего способа понимания как возможности развития собственной позиции и является ядерной идеей образовательного процесса в «Школе майевтики». Нами разработана методика обучения развития собственной позиции посредством организационно-деятельностной игры ОДИ. Она основана на идее стыке традиции организации коллективной мыслительной деятельности и процедуре редискрипции Р.

Рорти , то есть переписыванию культурного текста. Переписывание раз за разом текста, сначала на основе своего первичного способа понимания, затем в результате многоразовой критики этого текста и развития своего способа понимания, и так до получения продукта, либо, по минимуму - удовлетворяющего участников дискуссии, либо, по максимуму — сравнимого по значимости и осмысленности с взятым для переписывания культурным эталоном - мы далее будем называть гуманитарным проектированием. Гуманитарный проект - это особый тип проектирования, предполагающий обязательное изменение позиции способа понимания в ходе специально организованного «ценностного конфликта» позиции проектировщика с другой позицией, уже существующей в культуре. Он направлен на творение человеком своего нового смысла в ходе коллективной рефлексии, а также разработки способа его реализации в форме понятия.

Он предполагает также обязательное культурно-ценностное самоопределение проектировщика, то есть взятия им ответственности в его будущей жизни за реализацию своего нового смысла и построенного соответствующего ему понятия, в рамках определенной культурной традиции. Итак, в предметной плоскости мы фиксируем интерпретированный и переписанный культурный текст с новым смыслом, а в гуманитарно - методологической плоскости — специфику способа понимания, его возможности и границы. Как уже было описано выше обнаружение своего способа понимания и его развитие проявляет и усиливает личностную позицию. Но что в философски-методологическом контексте означает наличие у человека своей личностной позиции?

Человек, занимающий даже самую сильную позицию, если он человек умный, прекрасно понимает, что его, даже самая замечательная позиция в границах духовной культуры всего человечества, всех живущих людей на планете Земля, природы и космоса частична, аспектна, ограничена и конечна. Более того, как сказал бы Ж. Сартр, «ничтожна». Все великие исторические личности по большей части получили всемирную известность благодаря произведенным ими масштабным разрушениям культуры и социума из-за чрезмерного самомнения.

Щедровицкий , выход из занимаемой человеком позиции называется трансценденцией. Хайдеггера трансценденция определяется как «переход от несобственного человеческого существования к полноценному существованию, экзистенции». Экзистенция же у него определяется как «бытие-впереди-самого-себя», проецирование себя в будущее, проектирование.

Майевтика — подробное исследование истинности приводимых ответов. Майевтика Сократа была одним из ключевых элементов практики и изучения философии в Древней Греции. Метод диалога и поиска истины через вопросы и обсуждение стал одним из фундаментов западной философии. Ценность метода майевтики Сократа Метод майевтики, разработанный Сократом, имеет огромную ценность в философии и практической жизни. Он призван помочь человеку развивать свое критическое мышление и достигать истинного понимания.

Научный результат. Социальные и гуманитарные исследования

Это помогает им углубить свое понимание и лучше запомнить материал. В психологии метод майевтики используется для помощи клиентам в осознании и разрешении проблем. Терапевты используют вопросы, чтобы помочь клиентам осознать и разобраться в своих мыслях, эмоциях и убеждениях. Это позволяет клиентам найти решения и принять их собственные решения. Метод майевтики также используется в педагогике для создания интерактивного и повышенного вовлечения учебного процесса. Учителя могут задавать открытые вопросы и стимулировать диалог, чтобы помочь учащимся лучше понять и запомнить информацию.

В личном развитии метод майевтики может быть использован для самоанализа и постановки целей. Он позволяет людям задавать себе вопросы и искать ответы для лучшего понимания себя и своих целей. Примеры вопросов для метода майевтики: Вопрос Что вы думаете об этом? Позволяет людям выразить свое мнение и проверить свои суждения Почему вы считаете это правильным? Побуждает людей анализировать и обосновывать свои убеждения Какие факты или доказательства подтверждают вашу точку зрения?

Поощряет людей искать подтверждение своих убеждений и суждений Какие противоположные аргументы могут быть приведены против вашей точки зрения? Заставляет людей рассмотреть альтернативные взгляды и учесть все стороны вопроса В целом, метод майевтики остается важным и эффективным инструментом для поиска истины и развития мышления. Он помогает людям осознать свои идеи, убеждения и ограничения, а также поощряет критическое мышление и саморефлексию. Ключевые принципы и особенности сократовской майевтики 1. Принцип диалога и вопроса.

Сократовская майевтика основывается на постановке вопросов и проведении диалога между участниками. Сам Сократ считал, что истинное знание не может быть просто передано, оно должно быть добыто путем размышления и обсуждения. Принцип самооткрытия. Сократ верил, что каждый человек в себе содержит уже имеющиеся знания, но может о них не знать или не осознавать их. Майевтика помогает людям обнаружить и получить доступ к своим скрытым знаниям.

Принцип иронии. Сократ использовал иронию, чтобы подчеркнуть неопределенность и неадекватность знания. Он задавал уточняющие вопросы, которые заставляли людей самим прийти к выводу о недостаточности своих знаний.

Сократ считал, что человек должен стремиться к познанию истины и развитию своего мышления не ради самого знания, а во имя добра. Он утверждал, что только владение истинными знаниями позволяет человеку принимать правильные решения и поступать морально. Майевтика помогает собеседнику осознать свои убеждения, обнаружить противоречия и недостатки своей логики, и, как результат, развить моральность и этическую осознанность. Таким образом, метод майевтики Сократа имеет огромную ценность для саморазвития и развития мышления. Он позволяет человеку не только обрести знание, но и развить свой критический анализ, мыслительные навыки и способность принимать этически верные решения.

Майевтика является не только философским методом, но и практическим инструментом, который может быть применен для развития самого себя и своего разума. Майевтика подразумевает активное поисковое обсуждение, которое помогает человеку обнаруживать свои скрытые мысли и чувства. Сократ применял метод майевтики, чтобы помочь своим собеседникам достичь истины, не предлагая готовых ответов или учений. Вместо этого, он задавал вопросы, которые заставляли людей размышлять и искать ответы в себе. Он верил, что истинное знание уже присутствует у каждого человека, и его задача заключается в том, чтобы помочь ему обнаружить и осознать это знание. Майевтика пришла к современности как эффективный способ развития мышления и самоанализа. Она позволяет развить умение анализировать, критически мыслить и искать глубокие истинные ответы. Метод майевтики может быть использован в различных сферах жизни, включая образование, психологию и саморазвитие.

Саморазвитие через майевтику Один из ключевых принципов майевтики — самообучение.

Сократ верил, что истинное знание уже присутствует в каждом человеке, и его задача — лишь помочь выявить и раскрыть это знание. Через постановку вопросов и совместное обсуждение Сократ стимулировал мышление и помогал людям осознать свои убеждения и идеи. Этот процесс не только помогает открыть новые знания, но и развивает интеллектуальную и эмоциональную интеллигентность. Майевтика также помогает развивать навыки самоанализа и самооценки. Понимание личных убеждений, ценностей и мировоззрения является важным шагом к саморазвитию. Диалог с другими людьми под руководством профессионального майевтика также способствует развитию навыков коммуникации и межличностной эмпатии. В результате использования метода майевтики, человек не только получает новые знания и навыки, но и обретает новый уровень самосознания и самоопределения. Он становится более открытым к новым идеям, готовым обсуждать разные точки зрения и искать альтернативные решения.

Майевтика — это не только метод обучения, но и инструмент саморазвития. Он является основой формирования критического мышления, развития аналитических и абстрактных способностей, а также улучшения коммуникативных навыков. Путешествия в мир майевтики помогают расширить свой кругозор, добиться понимания себя и других людей, а также стать более гармоничной и интеллектуальной личностью. Развитие мышления с помощью майевтики Майевтика помогает развить критическое мышление, способность анализировать информацию, аргументировать свои взгляды и логически мыслить. Путем постепенного проникновения в суть проблемы и раскрытия аргументации, майевтика позволяет участвующим в диалоге людям лучше понять себя, свои убеждения и ценности, а также узнать новые точки зрения и взгляды. Одно из главных преимуществ майевтики заключается в том, что она помогает развить навыки эмпатии и понимания других людей.

Противоположностью аналитического суждения является синтетическое суждение. Истинность аналитических суждений может быть установлена без обращения к реальному миру. Примером аналитического суждения является утверждение «Всякий холостяк не женат», поскольку слово «холостяк» и выражение «не женат» одинаковы по смыслу. Таким образом, это суждение не добавляет никакого нового смысла. Имморализм лат. Апоретическое апорийное суждение фиксирует несоответствие эмпирического факта и описывающей его теории. Апории известны со времён Сократа. Наибольшую известность получили апории Зенона из Элеи. Название закрепилось в научном обороте благодаря одноименной работе Хаима Перельмана. Лингвистический поворот — явление в философии XX века, связанное с переосмыслением понятия и роли языка, а также одноимённая антология англ. Скептицизм может варьироваться от сомнений в современных философских подходах до агностицизма и отрицания реальности внешнего мира. Объективизм предполагает учёт максимального количества факторов при создании общей картины действительности. Осевое время нем. Achsenzeit — термин, введённый немецким философом Карлом Ясперсом для обозначения периода в истории человечества, во время которого на смену мифологическому мировоззрению пришло рациональное, философское, сформировавшее тот тип человека, который существует поныне. Ясперс датирует осевое время 700—200 годами до новой эры. По его мнению, все учения осевого времени которые в изменённом виде существуют до сих пор отличаются рационализмом и стремлением человека к переосмыслению существовавших... Основной вопрос философии — метафилософская и историко-философская концепция в философии марксизма, согласно которой основной проблемой философии на протяжении всей её истории является вопрос об отношении сознания к материи, мышления к бытию, духа к природе. Имеет онтологический и гносеологический аспекты. Обычно проблематизируется в форме вопроса: «Что первично, дух или материя? Марксизм выделяет два основных варианта решения основного вопроса философии: материализм, при котором материя обладает... Необходимость — характеристика явления, однозначно определённого некоторой областью действительности, предсказуемого в рамках знания о ней. Необходимость противопоставляют случайности. Кризис Средневековья породил интерес к античной мысли, в том числе к философии эпикуреизма. Французские материалисты Гассенди, Гельвеций, Гольбах, Дидро, Кондорсе, Ламетри, Кабанис, Нежон , вслед за итальянскими неоэпикурейцами Лоренцо Валла , в основу своей философии ставили этику удовольствия как антитезу средневековой этики долга. Благодаря этому они получили имя либертинов...

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий