Интерфакс: Правительство РФ приняло решение об отмене экспортных пошлин на энергетический уголь и антрацит на период с 1 мая по 31 августа 2024 г., сообщила пресс-служба кабмина. Навалочный терминал ОТЭКО в порту Тамань обновил рекорд по суточной перегрузке угля на морские суда, достигнув показателя в 216,1 тыс. тонн. Согласно данным ИПЕМ, уголь по-прежнему остаётся основной номенклатурой груза, следующей в порты Северо-Запада.
В ноябре в Приморье заработает новый угольный порт
Интерфакс: Правительство РФ приняло решение об отмене экспортных пошлин на энергетический уголь и антрацит на период с 1 мая по 31 августа 2024 г., сообщила пресс-служба кабмина. Интерфакс: Правительство РФ приняло решение об отмене экспортных пошлин на энергетический уголь и антрацит на период с 1 мая по 31 августа 2024 г., сообщила пресс-служба кабмина. Строящийся терминал для якутского угля включили в границы порта Ванино. Экспорт российского энергетического угля оказался на грани рентабельности из-за снижения мировых цен.
В Мурманске строят порт «Лавна» для выхода на рынок Азиатско-Тихоокеанского региона
Открытая перевалка угля в порту Красноярска для отправки на Таймыр осенью 2022 года. Навалочный терминал «ОТЭКО» в порту Тамань установил новый суточный рекорд по отгрузке угля. Уголь находится за бетонными упорами, а для предотвращения распространения угольной пыли за территорию рабочей площадки на предприятии внедрена система пылеподавления».
Первый состав с углем в порту Лавна планируют принять уже в декабре
Сухогруз с флагом Либерии, который вынесло к берегу Углегорска, отправился в угольный порт Шахтерск. Москва рассчитывает, что вскоре начнутся перевозки грузов РФ, в том числе угля, для перевалки в северокорейском порту Раджин, вопрос обсуждается, заявил в интервью РИА Новости посол России в Пхеньяне Александр Мацегора. Предприятие «Восточной горнорудной компании» (ВГК) — «Угольный морской порт Шахтерск» — в июне отгрузил потребителям 2,44 млн тонн угля. Рост железнодорожной транспортировки угля к дальневосточным портам в 2023 г. обусловлен относительно высокой доходностью экспорта в этом направлении. Напомним, 26 июля, около 8.00 мск из-за сильной влажности в Азовском морском порту произошло самовозгорание угля.
Порт стоп, мы подошли из-за угля. Балтика всё меньше грузит Китаю и Индии
Стало известно, что компания «Аттис Энтерпрайс» в январе этого года перевалила уголь при сильном порыве ветра, это привело к попаданию угольной пыли на поверхность ледового покрова акватории морского порта Находка. Москва рассчитывает, что вскоре начнутся перевозки грузов РФ, в том числе угля, для перевалки в северокорейском порту Раджин, вопрос обсуждается, заявил в интервью РИА Новости посол России в Пхеньяне Александр Мацегора. На февраль и март погрузки угля в порту не заявлены вовсе. Поставки угля в страны АТР через дальневосточные порты сейчас наиболее рентабельны, отмечает АЦ ТЭК.
Порт "Суходол" отгрузил первый уголь
В Азовском районе области транспортные полицейские поймали двух молодых людей при попытке украсть уголь в порту. До 2023 года терминал ООО "Порт Высоцкий" был одним из крупнейших по масштабам обработки угля в регионе. Первый состав с углем морской порт "Лавна" готовится принять уже в декабре 2023 года, когда будет открыто рабочее движение по железной дороге к порту.
Первый состав с углем в порту Лавна планируют принять уже в декабре
Площадь территории порта составит более 20 га. В комплекс войдут склады, где одновременно сможет храниться до 1 млн тонн готовой продукции. Как сообщало ИАА «ПортНьюс» ранее, с 2026 года терминал «Енисей» обеспечит дополнительную грузовую базу Северного морского пути в объеме более 5 млн тонн в год.
В частности, холдинг и НТК внедрили технологию планирования погрузки и продвижения груза, усовершенствовали работу станции примыкания к терминалам, которые сокращают оборот вагона. Что касается южного направления, то в НТК видят затруднения для грузоперевозок, которые связаны со значительным ростом пассажирского движения в этом направлении, говорит Евгений Гартвих. Из-за малого количества грузов сегодня терминалы в портах работают лишь наполовину своей мощности.
Фото из архива активистов Затем противники порта вновь собирались на митинги и проводили акции протеста.
Однако, несмотря на недовольство людей, в 2021 году проект всё равно утвердили на федеральном уровне. К этому моменту петербуржцы и жители Ленобласти собрали около 400 тысяч рублей на независимую общественно-экологическую экспертизу. Учёные исследовали документы государственной экспертизы Росприроднадзора, на основании которой «Приморскому УПК» и выдали разрешение на строительство. В госэкспертизе они обнаружили множество, по их мнению, неточностей и ошибок. При этом места стоянки нерп на льду они искали в июне. Неудивительно, что не нашли, — рассказывает Паркина.
Также независимые эксперты выяснили, что Росприроднадзор не учёл, что в проекте «Приморского УПК» не указаны ни меры по охране растений, ни места предполагаемой их пересадки из зоны строительства. Ошибки в экспертизе — не повод останавливать строительство Получив новые данные весной 2021 года, жители вновь обратились в суд — на этот раз они пытались оспорить выводы экспертизы Росприроднадзора. Разбираясь в вопросе, судья Куйбышевского суда Анжелика Панова в феврале этого года решила обратиться к судебно-экологической экспертизе, которая стала уже третьей в деле. Её результаты начали рассматривать в сентябре. Эксперты, проводившие новое исследование, оказались на стороне местных жителей. Читайте также Судьба строительства нового угольного порта в Приморске может зависеть от мха Также в ходе двухлетних разбирательств выяснили, что «Приморское УПК» другие варианты места постройки даже не рассматривало.
Представители самой организации также выступали в суде в качестве заинтересованного лица. Они настаивали на том, что новый порт можно строить только рядом с существующим. У судов противники порта также выступали с требованием запретить проект.
Это стало возможным за счет строительства нового терминала в Тамани, но не только. Одновременно росла перевалка на терминалах в Туапсе, Новороссийске и в портах Азова. Грузопоток через Балтику практически не изменился в 2019 году по сравнению с предыдущим. Распределение грузопотоков: российские порты и транзит через порты Прибалтики и Украины. Транзит российского угля через Украину в 2019 году прекратился. Из Прибалтики в 2019 году ушло 2,2 млн т российского угля, и примерно настолько же увеличилась перевалка в российских портах Балтики. При этом динамика по отдельным портам неравномерна. Некоторые порты Прибалтики увеличили грузооборот российского угля. На сокращение перевалки в Риге повлиял перенос мощностей терминалов на остров Криевусала. Новые мощности рижского порта заработали лишь в марте 2019 года. Крупнейшие угольные терминалы в 2019 году. Крупнейшие угольные терминалы в стране принадлежат угольным компаниям. Перевалка угля в портах РФ в 2018-2019 годах. На этой диаграмме показаны результаты деятельности по отдельным терминалам в 2019 году. Всего перевалка угля в 2019 году выросла на 14,6 млн т. Терминалы на графике отобраны и отсортированы по той доле, которую они внесли в изменение объемов. Какие-то терминалы росли, какие-то сокращали грузооборот. Наибольший вклад в динамку внес РТУ рост на 4,5 млн т , хотя здесь надо отметить, что это лишь возвращение к объемам 2017 года в 2018 году в связи с ремонтом оборудования терминал сократил грузооборот. Появились новые терминалы — «Отэко» и «Порт Вера». Наиболее сильное сокращение объемов — на независимых терминалах на Балтике, а также, несмотря на приоритетность дальневосточного направления, независимых терминалах дальнего востока. В целом можно отметить тенденции: — На Балтике сокращение грузооборота угля более заметно, чем на Дальнем Востоке; — Специализированные кэптивные терминалы чувствуют себя лучше, чем независимые с универсальной технологией. Перевалка угля отдельными терминалами РФ в январе 2020 года по сравнению с январем 2019 года. В январе 2020 года тенденции прошлого года только усиливались. Отдельно стоит отметить рост на терминале «Отэко», который перегрузил почти полмиллиона тонн за месяц. Новые угольные терминалы Дальнего Востока в 2019 году. Значимым событием прошлого года стал запуск новых терминалов. При этом, однако, грузооборот терминала увеличился не сильно. По каким-то причинам уголь не смог попасть в порт, хотя мощности самого терминала позволяют серьезный рост грузооборота. Терминал «Порта Вера» перегрузил в 2019 году около 1,3 млн тонн. Новые угольные терминалы в 2019 году. Терминал навалочных грузов в порту Тамань. В ходе расширенного заседания Коллегии и общественного совета Росморречфлота руководитель Росморречфлота Александр Пошивай сообщил, что к действующим мощностям терминала навалочных грузов в Тамани в 2020 году добавится еще 13 млн т. Перспективы развития угольных терминалов.
Конкурент Приморью: на Дальнем Востоке станет на один угольный порт больше
В Приморье премьер-министр РФ ознакомился с крупнейшими проектами из более 2 тысяч, реализуемых с государственной поддержкой. Среди пяти крупнейших проектов на 825 млрд рублей инвестиций, которые представили российскому премьеру, верфи крупнотоннажного судостроения "Звезда", угольно-морской порт "Судохол", Находкинский завод минеральных удобрений и транспортно-логистический узел ВСК. План развития портовой инфраструктуры до 2030 года премьеру представили на карте, по словам Алексея Чекункова, «при сегодняшнем грузообороте 149 млн тонн создаются еще мощности на 163 млн тонн». В конце 2022 было всего 17 резидентов, в 2023 году количество резидентов утроилось: плюс 43 резидента за еще неполный календарный год. Активы приближаются к 5 трлн рублей, но и бюджеты всех уровней ощутимую получают поддержку — 3,4 млн рублей», — сказал Михаил Мишустин.
Речь идет о Восточном полигоне - программе расширения БАМа и Транссиба, по итогам которой грузопоток на Восток сможет вырасти на 40 млн тонн. Но на это потребуется еще два года по плану работы продолжатся до конца 2024 года , а угледобывающим компаниям как-то нужно прожить этот период. В 2022 году это удалось сделать благодаря высоким ценам, но сейчас, в результате их падения экспорт в Азию через европейские порты становится все менее рентабельным. Почему же тогда продолжают увеличиваться отгрузки?
Причины роста, по мнению Белогорцевой, в том, что в условиях падающих цен морской экспорт энергетического угля из портов европейской части России даже на уровне нулевой рентабельности позволяет предприятиям не сокращать добычу и персонал в ожидании сезонного повышения цен. Кризис пока не затронул экспорт нашего коксующегося угля, он по-прежнему отправляется через порты Дальнего Востока Завкафедрой ГМУ Финансового университета при правительстве РФ Ольга Панина также подчеркнула, что у российского угля низка себестоимость добычи. Поэтому наши компании могут некоторое время работать даже на нулевой рентабельности. У конкурентов себестоимость добычи и обработки угля выше, и они могут быть выбиты с рынка частично или полностью в зависимости от того, как долго продержатся низкие цены на уголь, а это снизит объемы предложения угля и вызовет рост цен. При этом в сценарии стагнации цен или тем более их падения нашим экспортерам энергетического угля останется либо еще больше уходить в минус, или ждать окончания модернизации Восточного полигона. Как отмечает Белогорцева, длинное транспортное плечо влияет на рентабельность морских перевозок угля.
Сегодня "Спарк" не показывает информацию о владельцах АО. Продолжает в Усть-Луге по углю работать в плюс терминал "Ультрамар", который у многих ассоциируется с удобрениями. Первую очередь комплекса строили под зерно, но стартовала перевалка именно с угля. Итого к марту 0,8 млн тонн. Но здесь дело не в номенклатурной конъюнктуре. Этот актив в 2021 году был продан структурами Ильи Трабера компании "Русхимальянс". А теперь там на причалах мегастройка. С весны прошлого года комплекс в Высоцке начал первым в Ленобласти отправлять на экспорт зерно , но, как видно, работа с углём продолжилась.
В Тамани запустили самую мощную в России линию погрузки угля. На запуск новой линии прибыли ключевые фигуры правительства России и Краснодарского края. Журналистка Юга. Далее уголь по конвейеру такой же мощности поступит на причал и с помощью судопогрузочной машины загрузится в трюм балкера типа «Кейпсайз», — в прямом эфире прокомментировал события в порту директор терминала. Новая линия погрузки Таманского терминала навалочных грузов позволяет вдвое — с 48 до 24 часов — сократить время обработки самых больших сухогрузов, способных пройти через Босфорский пролив. Такие суда называют Capesize — от английского cape — «мыс» и size — «размер»: из-за глубины осадки и размеров они не могут пройти через Суэцкий и Панамский каналы, обходят Южную Америку и Африку у мысов Горн и Доброй Надежды.
Угольная перспектива
В мае 2023 года из Госдумы был отозван законопроект о них, внесенный правительством в 2021 году. Между тем в ОТЭКО не считают себя обязанными платить за нежелание угольных компаний пользоваться услугами порта. Источник на рынке также указывает, что РЖД обещали провоз в Тамань более 90 миллионов грузов, мощность порта была заложена на уровне 60 миллионов тонн, а на практике выходит в три раза меньше. Глава «Infoline-Аналитики» Михаил Бурмистров отмечает, что на юге России сложилась уникальная ситуация.
Затем, в 2018 г. Босова, а после его самоубийства в мае 2020 г. Авдоляна и Ростехом.
В 2022 г. Ростех вышел из проекта. Сейчас в перспективах порта Вера разочаровался и А. Его структуры привлекли Сбербанк в качестве консультанта по готовящейся сделке. Сделка может состояться в 2024 г. Стоимость актива может составлять до 19 млрд руб.
В числе потенциальных покупателей порта Вера эксперты называют Башкирский промышленный холдинг, купивший Сибантрацит у А-Проперти в ноябре 2023 г. Порт Вера и его инфраструктура Порт Вера расположен в районе мыса Открытый, к югу от г. Большой Камень Приморского края.
Именно поэтому с первого взгляда и не понятно, что работа идёт с внушительным объёмом угля. А это не что иное как пыль. Всё, что остается в воздухе, даже маленькие частицы, собирают вакуумом и формируют такие брикеты, которые тоже идут на отгрузку. Выходит, здесь безотходное производство.
В нескольких метрах возводят очередной этап с приставкой «- эко»: пылеветрозащита. Экран высотой от 19 до 25 метров опоясывает угольный склад. Таких сооружений в стране единицы. Наталья Мизонова, инженер-эколог АО «Дальтрансуголь»: «Экраны выполняют функцию погашения скорости ветра на территории складов, что способствует минимизации угольной пыли за территорию площадки». Этот терминал сегодня крупнейший в регионе. Но даже при нынешнем объёме перевалки есть свободные мощности. И тем не менее ставка — на расширение.
Все документы и экспертизы на строительство практически такого же комплекса готовы.
Строительство терминала обошлось угледобывающей компании в 435 миллионов долларов. Но уже сейчас выручка терминала превышает восемь миллиардов рублей в год. Откуда пылит Появление угольной пыли, увы, неизбежный процесс. Главный вопрос в том, как остановить ее распространение. Сегодня уголь из России вывозят через 27 портов.
Пока только в четырех из них действуют специализированные терминалы, которые оборудованы необходимыми устройствами для пылеподавления и пылеуправления. Это три терминала на Дальнем Востоке: Восточный порт оборот — 24,3 миллиона тонн угля в год в Находке, «Дальтрансуголь» 24 миллиона в Ванино, Торговый порт Посьет 5,9 миллиона в Посьете. И один терминал на Балтике — «Ростерминалуголь» 16 миллионов тонн в Усть-Луге. Бухта Врангеля, где находится пункт перевала, зимой покрывается облаком угольных частиц. Почему профильный терминал не справляется с выхлопом, нам объяснил Артем Трембовлев: «Порт «получил» свою специализацию во времена Советского Союза, когда объемы перевалки угля были минимальными. Причем в основном груз предназначался для внутреннего пользования.
Сейчас, когда терминал переваливает огромное количество тонн угля в год, он просто не справляется. Поэтому выхлоп пыли идет просто адский». За 2017 год морские терминалы включая универсальные отгрузили 154,4 миллиона тонн угля. Причем именно на специализированные причалы пришлась самая большая нагрузка — 108,4 миллиона тонн. В некоторых случаях объем превышал номинальную мощность пункта. Угольная пыль и экология Увеличение объема перевалки — большая угроза для здоровой экологической среды.
В Находке концентрация угольной пыли уже в 1,5-3 раза превысила норму. А это кормовая база, от которой зависит и крупная рыба, и млекопитающие. То есть вымирает вся цепочка». Для человека пыль не менее опасна.
В ноябре в Приморье заработает новый угольный порт
Порт Вера по степени автоматизации отстает от своих конкурентов - портом Восточный, Ванинотрансуглем и Дальтрансуглем. После выгрузки вагонов уголь попадает на ближайший склад железнодорожный грузовой фронт , до моря везется автотранспортом и только там попадает на судопогрузочную машину. Ситуация для порта Вера может ухудшится в связи с запуском порта Суходол к северу от г. Большой Камень, который считается фаворитом в конкуренции за провозную способность железной дороги по углю. В рамках 2 го этапа модернизации Восточного полигона его пропускная способность к концу 2024 г. В 2025 г. Однако на текущий момент конкуренция за провозные мощности Восточного полигона остаются высокими, а соблюдение сроков расширения остается под вопросом. Авдолян сосредотачивает внимание на своем крупнейшем угольном проекте - Эльга.
В 2021 г. Авдолян и М. Барский выкупили у наследников Д. Босова Сибантрацит, а в августе 2022 г.
Добавим, прошлый суточный рекорд, установленный в 2021 году, равнялся 188 тыс. Скопировать ссылку.
По его словам, отечественные промышленники получили новый экспортный канал с эффективной перевалочной инфраструктурой и возможностью фрахта судов типа Capesize. Кроме того, это доступ к рынкам Китая, Пакистана, Индии и Турции — они показывают впечатляющую динамику потребления угля на фоне декларируемого Западом, но плохо прогнозируемого перехода к углеродной нейтральности. Увеличивать объемы Глава концерна «Национальные телематические системы» — о новых разработках в сфере грузоперевозок Объемы перевалки грузов через порт Тамань растут рекордными темпами: по итогам девяти месяцев 2021-го перевалка навалочных грузов выросла в 2,5 раза по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
В составе кластера ОТЭКО помимо навалочного терминала действует перегрузочный комплекс нефти, нефтепродуктов и сжиженных углеводородных газов мощностью 20 млн т в год. Ожидается, что общий объем перевалки в 2021 году превысит 30 млн т. Порт Тамань в последние годы получает всё большее значение как транспортный хаб для экспорта российского угля, включая высокомаржинальный антрацит.
По сути, возможности порта как новых транспортных ворот страны ограничены только пропускной способностью Босфорского пролива. С одной стороны, по нему могут пройти даже сухогрузные балкеры класса Capesize. Они так называются от англ.
Монополист предлагает вернуться к идее заключения взаимообязывающих долгосрочных договоров на перевозки грузов на принципах ship-or-pay при выдаче исходных данных на примыкание путей необщего пользования к инфраструктуре ОАО «РЖД», такие договоры должны включать «условия об обязательствах и ответственности сторон за их несоблюдение». Соответствующий проект был внесен в Госдуму в 2021 году, но в мае 2023 года был отозван правительством. ОАО «РЖД» как железнодорожный перевозчик, являющийся одновременно владельцем инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования, не имеет гарантий грузоотправителей по предъявлению грузов к перевозке, говорят в монополии. С большой долей вероятности можно утверждать, что именно хронический недовоз и спровоцировал текущий кризис, — поделился с «Ъ» источник на рынке. Глава «Infoline-Аналитики» Михаил Бурмистров говорит, что для портов на Северо-Западе и Дальнем Востоке механизм ship-or-pay точно не нужен, потому что там есть достаточный уровень конкуренции.