Численность немцев в России. Таковы недавно опубликованные результаты переписи населения России, которая проходила осенью 2021 года. Об этом заявил на днях известный в Германии политик, депутат Бундестага Вальдемар Гердт, возглавляющий международный совет российских немцев.
Немец, строящий деревню в Богородском районе, рассказал, чем его покорила Нижегородская область
А с 1764 г. Первые колонии. Под первые 5 колоний были выделены земли в Сосновке, Добринке и Усть-Кулалинке. Через год основано еще 8 коронных колоний и первая вызывательская, которая стала резиденцией Жана Дебофа. В итоге за 10 лет было создано 105 колоний, где обитали 23 200 колонистов.
Последней волной эмиграции из Пруссии считается заселение меннонитов в Самарском и Новоузенском уездах. В период с 1876 по 1913 годы в Россию эмигрировало около 100 тысяч человек. Немецкая колония Блюменфельд. По этой причине часть из них самовольно расселялись в сторону Ставропольской губернии и на Кавказ, где создавали «дочерние» колонии.
Ускоренная ассимиляция с населением, вероисповедание и обычаи Российским немцам было разрешено беспрепятственное культурно-национальное развитие. Вскоре они основали на новых землях знаменитую Немецкую слободу. Их обеспечили не только собственным жильем, но и сельхозинвентарем. Многие семьи получали скот — по 2 лошади и корову.
Немцы быстро освоились в чужом краю. Больше половины из них являлись хлебопашцами, остальные владели 150 различными профессиями. Поэтому в первую очередь колонисты начали распашку выделенных им плодородных земель — выращивали овощи, увеличили посевы льна, овса, ржи, конопли, а главное — ввели картофель и белотурку. Остальные занимались рыбным промыслом и скотоводством.
Алиханов уточнил , что аренда квартиры, оплата ЖКХ за четыре месяца в Калининграде равны одному месяцу в Дюссельдорфе. Так, в одном из районов стоимость топлива выросла сразу в пять раз. Ярмарки остались без гирлянд, катков и традиционных зазывал на рынках. Счет за каждую гирлянду составит примерно четыре евро.
Так постепенно местные жители осознали, что поволжские немцы — это практически коренной этнос в многонациональной России, прониклись их трудолюбием и культурой. Хлебная пристань Маркса, где установлен памятник норвежскому общественному деятелю Фритьофу Нансену, который во время голода в Поволжье организовал хлебные экспедиции. Анна Сорокина В Российско-немецком доме сейчас проводят занятия для каждого: свои клубы по интересам есть и для молодежи, и для людей преклонного возраста. Мы сотрудничаем со всеми немецкими культурными центрами в Саратовской области, а их здесь 22. И эти социальные проекты не только для немцев, они для всех жителей города», - говорит Елена. Рождественский концерт в лютеранской церкви Маркса и в российско-немецком центре в городе Энгельсе недалеко от Саратова. Анна Сорокина «О поволжских немцах я знал, конечно, с детства, моя мама жила в селе Нидермонжу [сейчас Бобровка] в Марксовском районе, - говорит Александр Шпак из Волгоградской области, - но только нигде не было упоминания о Республике немцев Поволжья [в ранние советские годы и до депортации это было государственное образование, Автономная Социалистическая Советская Республика Немцев Поволжья. Она занимала часть современных Волгоградской и Саратовской областей вдоль Волги]. Так что искал информацию по крупицам». В 2009 году он решил проехаться по бывшим немецким кантонам так назывались немецкие районы в ранние советские годы и составил интерактивную карту с указанием старых и новых названий, которые появились еще в Российской империи. Российско-немецкий дом в Марксе. Анна Сорокина «Сейчас, если не знать историю, никогда не скажешь, что то или иное село когда-то было немецким. Конечно, если бы не все эти разрушенные церкви», - говорил Александр. Сами населенные пункты издалека выглядят обыкновенно, необычный колорит им придают каменные лютеранские кирхи и протестантские костелы посреди поволжской степи. Цюрих в русской глубинке Лютеранская церковь в селе Зоркино. Анна Сорокина Бывшие немецкие селения растянулись вдоль Волги на сотни километров. Но это сейчас здесь и дорога, и заправки, и кафетерии. А 250 лет назад места были, как в русской песне - «степь да степь кругом». По бывшим колониям разбросаны десятки старинных лютеранских и католических церквей, большинство из которых стоят сегодня заброшенными, причем такая печальная участь постигла их не во время борьбы большевиков с религией в 1930-х, а на фоне кризиса после распада СССР.
По состоянию на 1913 год в Российской империи проживало около 2,4 млн немцев. Основная статья: Немцы Петербурга Начиная с эпохи Петра I широко практиковалось приглашение в Россию иностранных учёных, военных, дипломатов, деятелей искусства, и некоторые из них были немцами. Потомки этих людей зачастую оседали в России, в значительном числе случаев не только сохраняя немецкий язык в качестве своего основного языка, но также и сохраняя в себе немецкое национальное самосознание, принадлежность к лютеранской или католической церкви, а также практиковали компактное проживание. Даже сама правящая династия Романовых , начиная с брака родителей Петра III — цесаревны Анны Петровны и герцога Гольштейн-Готторпского Карла Фридриха , активно роднилась с представителями немецких правящих династий. В результате все последующие российские правители дома Романовых имели большую долю «немецкой крови», некоторые из них, в силу династических обстоятельств, были рождены в Германии и говорили по-русски с заметным акцентом. А сама династия Романовых превратилась в ответвление Ольденбургской династии под наименованием Гольштейн-Готторп-Романовы , которое сохраняется в официальном титуле до сих пор. Значительное количество немцев приняло участие в государственном управлении на самых различных его этажах и направлениях. Что и существенно отразилось на выборе столицы, как преимущественного места приложения своих способностей и знаний. Поскольку Петербург с самого своего обоснования стал не только административной столицей России, но и крупнейшим промышленным научным и торговым центром, значительное количество немцев оседало в нём и давало потомство, принимавшее участие в самых разнообразных отраслях хозяйства. В результате многих сложных процессов в регионе образовался специфический субэтнос — Петербургские немцы, относивший себя к культуре западного христианства, в первую очередь, к лютеранству и католичеству. В городской среде образовались районы, где концентрация немецкого населения была настолько велика, что немецкий язык можно было слышать так же часто, как и русский, например, район Васильевского острова [10]. Погромы и планирование депортации немцев России в период Первой мировой войны[ править править код ] В разделе не хватает ссылок на источники см. Информация должна быть проверяема , иначе она может быть удалена. Вы можете отредактировать статью, добавив ссылки на авторитетные источники в виде сносок. В связи с войной российское правительство приняло законы о принудительном отчуждении земель у выходцев из Германии и Австро-Венгрии в западных губерниях. Решением Сената подданные враждебных государств лишались судебной защиты; закрывались немецкие школы и газеты в России; немцы подлежали высылке из местностей, объявленных на военном положении. Из Москвы было выслано около двух тысяч германских и австрийских подданных.
За последнее время число немцев, желающих приехать в Россию, выросло вдвое
Население россии и германии - 85 фото | Германия является самой населенной страной в Евросоюзе и второй по населению в Европе после России. |
Сколько немцев живет в России !? - Немецким переселенцам | О нововведениях, темпах сокращения численности немцев и важности участия в мероприятии в интервью «МНГ» говорит ведущий специалист в нашей стране по этнографии российских немцев Татьяна Смирнова. |
Немцы бегут в Россию и уже основывают свои поселения | InfoRuss | Количество российских виз, выдаваемых гражданам Германии, за последние 2 месяца увеличилось вдвое. |
SZ: сотни немцев покинут Россию по решению Москвы | Этнографический уникум народ немцы, родом из Германии, их численность в России, особенности этой национальности, языка и традиций. |
«Германия умерла»: благополучные жители ФРГ массово переезжают в российскую деревню
Российские немцы в Германии отмечают 100-летний юбилей основания автономии немцев Поволжья. [4] Российские немцы – целая федеральная земля Германии, «Русская Германия», №50, 2010 г. Парламентский статс-секретарь МВД Германии Махмут Оздемир назвал количество депортированных в Россию за последние два года россиян. Численность в Германии 83 млн человек (2019, оценка; при статистических подсчётах в Германии под немцами. Российские немцы, или немцы России[3], а также советские немцы (нем. Русскоговорящая община Германии, включающая представителей малого и среднего бизнеса, который Вашингтон загнал в предбанкротное состояние, могла бы – Самые лучшие и интересные антифишки по теме: 5 млн русских немцев, Немецкий политик.
Число желающих въехать в Россию граждан Германии с ноября выросло вдвое
Вы вручили русским оружие, которым они избили нас. Сегодня этим кнутом они лупят вас». Позже слобода вновь отстраивается, возводится новая церковь. Объективный исторический анализ всё же подтверждает, что в целом в период царствования Ивана Грозного протестантам жилось в России лучше, чем во многих других странах Европы. Но почему всё же милости, оказываемые Иваном Грозным лютеранам, закончились разгромом опричниками немецкой слободы и уничтожением лютеранской кирхи? Формальным поводом к этому послужило бегство в Польшу двух бывших немецких военнопленных — Крузе и Таубе. Основные же причины коренились в изменении политической обстановки — из-за поражения России в войне с Ливонией и начавшейся борьбы России с лютеранской Швецией. Военные действия сопровождались конфессиональным противопоставлением сторон: царь обвинял ливонцев в том, что они «нарушили наказ Господний» и «переняли учение Лютера». Число живущих в России немцев заметно выросло в царствование Фёдора Иоанновича 1584-1598 и Бориса Годунова 1598-1605 При первом из них уже до 5 тысяч протестантов в основном немцев-лютеран служат в русских войсках, занимая, как правило, руководящие должности. Борис Годунов продолжал вызывать в Россию немецких ремесленников и техников, специалистов-медиков.
Кроме того, он предлагал выписать из Германии, Англии, Дании, Франции, Италии учёных, чтобы учредить преподавание разных языков. При нём была основана первая в Москве немецкая школа, существовавшая при лютеранской кирхе. В ней обучалось около 30 учеников. Не являясь наследственным правителем и рассчитывая на поддержку иностранцев во внутренней и внешней политике, «Борис был очень расположен к немцам» по свидетельству иностранных современников. Наряду с полной свободой и правами гражданства в Москве, которые Годунов предоставил иностранцам наравне с московскими купцами, он даровал немцам свободу совершать богослужения, иметь свою церковь и жить в их «немецкой вере». Желая породниться с чужеземными государями, Борис Годунов предполагал выдать свою дочь сначала за герцога Густава, сыны шведского короля Эрика, затем — за одного из братьев датского короля. Она выходит замуж за немецкого принца Иоганна второй случай в русской истории династического брака представителей разных конфессий. Этим бракам предстояло ещё сыграть свою важную роль в истории России. Политическая ориентация Годунова на иностранцев-иноверцев, или «нехристей, как называли московитяне каждого иностранца», вызывала недовольство московской знати и явилась одной из безусловных причин падения престижа Бориса Годунова в условиях прогрессирующего в стране социального кризиса.
К 1643 году в столице насчитывается около 400 немецких дворов. В период междоусобиц Смутного времени они не оказались в стороне. Их то защищает Лжедмитрий I, то преследует Лжедмитрий II немцы — московские жители и наёмные немцы — принимали участие в военных действиях с обеих сторон. Даже это — свидетельство общности судьбы наших предков, ставших российскими немцами, с её народами, и прежде всего русскими, испытавшими и милость, и гнёт царей. Установившееся после Смутного времени благоприятное для немцев-лютеран трёхсотлетнее правление дома Романовых сказалось на росте их численности в России и увеличении территории их расселения. Число немцев-лютеран из года в год увеличивалось и к концу его царствования составило около 1000 семейств. Образовывались новые лютеранские общины. В 1626 часть московских лютеран образовала новую общину, устроив себе церковь в Белом городе. От неё, как считает известный отечественный исследователь протестантизма Дмитрий Цветаев, ведёт своё начала лютеранская община свв.
Петра и Павла в Старосадском переулке. Но симпатии царя были, естественно, отнюдь не на стороне чужеземцев. В результате реализации указа лютеранские церкви, одна из которых находилась в Земляном городе, а другая в Белом, были сломаны. При царе Алексее Михайловиче 1645-1676 приток иноземцев продолжился. Это было связано с усилившейся эмиграцией протестантов из Западной и Центральной Европы во время Тридцатилетней войны, а также ведение войны Росси с Польшей за Малороссию, потребовавшей призыва военных специалистов из иноземцев. В течение только двух лет 1662 и 1663 , по свидетельству дипломата Гордона, В Россию прибыло большое количество иноземных офицеров, некоторые из которых приехали с жёнами и детьми. Военные, которые в большом количестве с прекращением войны 1658-1659 возвращались в Москву, явились основным ядром для образования в столице новой евангелическо-лютеранской общины. В 1662 в Москве образовалась саксонская лютеранская община. С её возникновением в Россию из Дрездена в 1662 году был прислан пастор Иоганн Готфрид Грегори, деятельность которого способствовала укреплению связей лютеран Саксонии с лютеранами, проживавшими в России.
Постоянные и щедрые пособия московской саксонской общине предоставлял герцог Эрнст Благочестивый. На эти средства в Москве была основана школа для детей лютеран. Правители Саксонии курфюрст Иоганн Георг II и герцог Христиан, позже саксонский герцог Эрнст посылали в Москву грамоты, ходатайствуя перед царём за лютеран, покровительствовали жившим в России единоверцам. Среди русских лютеран не было, православное духовенство стремилось ограничить иноземное влияние на свою паству. В этом оно находило поддержку у царя. Алексей Михайлович подтвердил постановление своего предшественника и запретил иноземцам покупать у русских людей дворы, селиться в Китай-, Белом и Земляном городе, держать в услужении русских людей и иметь кирхи «вблизи от церквей Божьих». Указ 4 октября 1652 года «Об отводе земли под строения в Немецкой слободе» устанавливал порядок расселения иноземных людей разных сословий за Земляным городом. Таким образом основывалась Новоиноземная слобода — вновь созданное московское предместье на правом берегу Яузы. По указу 1652 года тот, кто из немцев не хотел перекреститься по русскому обряду, был обязан в течение короткого времени выехать вместе со своим имуществом за Покровские ворота.
На стороне православной церкви стояло государство: по закону царя Алексея Михайловича, не отменённому Петром, за пропаганду своей религии всем инославным и иноверцам предусматривалась высшая мера наказания — смертная казнь. Среди иноземцев лютеранского вероисповедания в большинстве своём немцев времён Алексея Романова были лица разных профессий и специальностей. Некоторые из них занимались культурно-просветительской деятельностью. Большой вклад внесли немцы в становление русского театра, начальный период истории которого связан с возникновением в конце XVII — начале XVIII веков придворного и школьного театра. Задолго до первой в России театральной постановки 1672 царь Алексей Михайлович пытался организовать театр, давая иноземцам поручение найти в немецких землях мастеров и приглашая в Москву из Курляндии, Швеции, Пруссии музыкантов и людей, «которые умели бы всякие комедии строить». После неудачных попыток по устройству театра царь дал распоряжение найти подходящих людей в московской немецкой слобод, и подготовка первого спектакля была поручена жившему там пастору лютеранской церкви упомянут выше Иоганну Готфриду Грегори. Этот европейски образованный человек, знакомый с немецким и голландским театром, явился создателем первого спектакля русского театра. Грегори на немецком языке при участии лейпцигского студента-медика Лаврентия Рингубера. По предложению И.
Кудрявцева пьеса, сразу же переведённая на русский язык переводчиками Посольского приказа, исполнялась перед царём на русском языке иноземцами, участниками школы И. Для постановки первых пьес русского театра использовалась не только школьная молодёжь из Немецкой слободы, но и русские отроки. К иноземцам же в Немецкую слободу русские люди ездили советоваться, как «потешные дела» устраивать. Слобода в царствование Алексея Митхайловича вновь расцветает, здесь живёт до 1100 протестантских семей, появляются кирхи, своя школа, театр. Именно здесь юный Пётр познакомился с европейской культурой, обрёл единомышленников и сподвижников в своих будущих великих делах. Отличие и определённое превосходство западноевропейской культуры влияло на русский народ и отдельных его представителей. И необходимости соответствующих преобразований в стра-не не могли не почувствовать и русские цари. Период, когда у власти находился Петр I 1682 1689 -1725 , занимает особое место в истории поселения немцев в России. Эта страница истории широко известна.
Необходимо подчеркнуть лишь одну деталь, характерную для времени Петра I. Когда сегодня говорят о российских немцах, речь идет преимущественно о том, что немецкие переселенцы и их потомки были и есть-де главным образом землепашцы, хлеборобы и старательные рабочие. Но среди предков нынешних российских немцев было много и тех, кто в далекие времена вместе с истинными патриотами страны развивали русскую науку, искусство, литературу, составляли ее гордость и славу. И эра Петра I особо примечательна в этом смысле. Его самого называли «учеником Немецкой слободы». Второе переселение немцев началось не при Екатерине II, как утверждает ряд современных авторов, а ещё при Петре I. И при нём переселение осуществлялось на основе Манифеста от 10 апреля 1702 года, который первым положил начало систематическому привозу иностранных специалистов в Россию. На призыв Петра I переехать в Россию откликнулись десятки и даже тысячи военных, учёных, учителей, художников, архитекторов, вставших под знамёна молодого царя и помогших ему «прорубить окно в Европу» и построить новую столицу Российской державы. Один любопытный факт.
Ко времени смерти Петра I в Петербурге проживало 70 тысяч человек. Среди них было очень много иностранцев, и, прежде всего, немцев. Интересно, что столько же советских немцев проживало в Ленинграде к началу 1941, на берегах Невы своё появление многие из них исчисляли от времен Петра. При Петре расцвет Немецкой слободы продолжался. Откликнувшиеся на его Манифест немцы и в их числе много голландцев дали мощный импульс развитию в России военного дела, промышленности, строительства, медицины, изящных искусств, науки, педагогики, создали первую Академию и гимназии. Они же заложили основы современной русской словесности. В составе российских полков и на русских кораблях служило немало немецких офицеров, сражавшихся и отдававших жизнь во славу России. Всех этих людей вдохновляла вера в великое будущее их новой Родины, будущее русского народа. Таких взглядов придерживался и известный философ, ученый Г.
Лейбниц, находившийся на российской службе в качестве наставника императора. Такая психологическая атмосфера в ближайшем окружении создавала твёрдый настрой царя на великие свершения. Всего в годы царствования Петра в России проживало около 18 000 немцев, которые занимали важнейшие позиции в административном аппарате, в сфере образования, в промышленности, армии, при дворе и активнейшим образом содействовали проводимым императором реформам. Немцы сыграли ключевую роль в становлении российской науки и отвечавшему стандартам того времени искусства. Немецкие кирхи в России пользовались покровительством царя, который помогал им строиться. Считают, что Пётр I явился основателем лютеранской церкви в Санкт-Петербурге, освящённой в 1708 году во имя свв. Петра и Павла. При ней была открыта большая гимназия, в которой готовились царские служащие. Пётр позволил построить и новую каменную кирху близ лефортовского дворца в Москве, названную именами св.
На данный момент таких — порядка 300. Естественно, корреспондент задал интересующий всех вопрос о причинах переезда. На что получил ответ, что люди не согласны с современным курсом ЕС и устали от глупых политиков, которые спровоцировали нынешний кризис.
Ремо Кирш: «Многие русские думают, что в Германии рай — хорошее образование, воспитание, промышленность, жизнь хорошая, экономика, рай. Это больше не так. Лучшие машины, лучшая медицина — это время давно прошло.
В том понимании, которое было у россиян, Германия умерла лет 10—15 назад». Другой фактор, спровоцировавший отъезд — лживость СМИ, тотальная слежка и цензура. В 2020 году вдруг стали, наоборот, говорить, что все хорошо, это наши друзья.
И стала внедряться американская система существования всего, dictatura americana». Кирш утверждает, что желающих переехать в Россию намного больше, чем может показаться с первого взгляда. Но люди просто боятся.
Даже написать ему. А, если это и делают, то под фальшивыми никами. Поскольку всё отслеживается спецслужбами и не дай Бог, кто-то усомнится в том, что Германия — «рай на земле».
При этом, сбежать из той самой «счастливой жизни» мечтают люди буквально всех профессий.
Проживают бывшие баденцы, померанцы, пруссаки в Бразилии примерно с 1820-х годов — в основном в штатах Риу-Гранди-ду-Сул там бразильских немцев почти 40 процентов населения , Санта-Катарина, Сан-Паулу, Эспириту-Санту. Более 3 миллионов говорит по-немецки или имеет немецкие корни в Канаде. Значительные немецкоязычные общины находятся в Чили 70 тысяч , Бельгии около 70 тысяч, культурно-языковая автономия , Румынии почти 60 тысяч , Швеции 47 тысяч. Небольшая община босфорских немцев-иммигрантов Bosporus-Deutsche есть в Турции. Кстати, значительная часть населения Австрии, Швейцарии, Лихтенштейна и Люксембурга, где немецкий язык получил национальные варианты, считает себя уже австрийцами, швейцарцами и т. Перепись населения 2011 года в Польше показала: в республике 152 900 этнических немцев. При этом 239 300 человек обладают польским и немецким гражданством, а 5200 и вовсе исключительно немецким. Конечно, это не 1946 год, когда в стране проживало свыше 2,3 млн.
И, наконец, Российская Федерация. По данным переписи населения, проведенной в 2010 году, их там проживало 394 138 человек, плюс примерно 1,5 миллиона человек являются потомками российских немцев с той или иной степенью родства. А вот по состоянию на 1913 год в Российской империи немцев было около 2,4 млн. Современное сообщество российских немцев организовало более ста различных локальных, всероссийских и международных организаций с целью сохранения своей культурной идентичности, восстановления и сохранения национальных традиций, национального языка и его диалектов, истории немецкого народа. И ещё один примечательный факт. В послевоенные годы в Германию прибыло порядка 2,5 миллионов российских немцев и членов их семей других национальностей. Уже здесь у них родилось более 500 тысяч детей. В сумме, с учётом естественной убыли, это больше населения таких федеральных земель, как Саар, Мекленбург-Передняя Померания, Тюрингия, Саксония-Анхальт и Бранденбург.
Вторые были обычными крестьянами. Переселенцы были высокими, хорошо сложенными, выносливыми и сильными. Большая их часть была брюнетами, редко — блондинами. В отличие от соседних славян, немцы брили усы и бороды и расчесывались на прямой пробор. В те годы «немцами» называли всех переселенцев из Германии. Сами они себя называют "дойчен" а жителей Германии - "германцами". Более двух веков российские немцы практически не контактировали со своими соотечественниками в Германии, поэтому сильно отличаются от них по материальной и духовной культуре. Что касается языка российских немцев, то переселенцам, прибывшим из разных районов Германии, из-за обилия диалектов, пришлось найти общий язык. В открывающихся начальных школах их детям преподавали литературный немецкий язык.
А. Рар: Не надо иллюзий — единицы немцев стремятся в Россию на ПМЖ
Россия проинформировала генконсульство ФРГ о задержании немца в Петербурге. Главные новости последнего часа Немецкая Волна на русском, RSS лента новостей Deutsche Welle, самые свежие новости дня в России и мире, вести СМИ, лента 24. Речь идёт о мигрировавших в ФРГ гражданах России и СНГ. В ОП РФ рассказали о «сотнях тысяч» желающих вернуться в РФ русских немцев. За последние два месяца количество российских виз, выдаваемых гражданам ФРГ, увеличилось в два раза. [4] Российские немцы – целая федеральная земля Германии, «Русская Германия», №50, 2010 г. Сколько немцев в РФ?
РОССИЙСКИЕ НЕМЦЫ: ПОСЛЕДНЕЕ ДЕСЯТИЛЕТИЕ СУЩЕСТВОВАНИЯ?
Наш народ — российские немцы — сложился к настоящему времени как субэтнос немецкого и русского этносов. Диц Общественный деятель При переселении в Россию первых поколений немцев русская российская культурная и тем более генетическая составляющие у наших предков полностью отсутствовали. Но ведь когда-то не было ещё на планете ни немцев, ни русских. В какой-то мере случайным совпадением можно считать то обстоятельство, что возникли эти народы практически одновременно — в IX-X вв. Родственные будущим немцам готы и герулы кстати, их прямыми предками даже не являющиеся появились впервые в земле Ойум Северное Причерноморье , на земле будущих Руси, Российской империи, Украины и России, ещё в III в. В 258 готы захватили Крым. В XVI в. Первые контакты немцев с жителями Киевской Руси восходят к концу первого тысячелетия нашей эры. Так, в 961 в Киев по приглашению вдовы князя Игоря Ольги из германских земель была направлена представительная делегация во главе со священнослужителем Адальбертом.
С течением времени немцы стали появляться на Руси всё чаще, причём не только как послы, путешественники и купцы. Многие из них приезжают навсегда и остаются как в Киеве, так и в близлежащих землях. Кстати, русские торговые люди также имели свои дворы в целом ряде германских городов. Приезжали на Русь немецкие мастера и ремесленники, кто добровольно, а кто и по приказу: например, князю Андрею, сыну Юрия Долгорукого, германский император Фридрих Барбаросса прислал для строительства Суздаля своих архитекторов. Заключались и двусторонние браки между знатью. Через брачные союзы русские князья постепенно завязывают с немцами родственные отношения. Князь Владимир Красное Солнышко взял в жёны дочь немецкого графа Куно фон Эннингена, на немецких принцессах были женаты трое сыновей Ярослава Мудрого. Во многих русских городах немцы оседают в связи с широким развитием торговли.
До нас дошло множество договоров новгородских и псковских купцов с немецкими торговцами конца XII века. В средние века купцы немецкой Ганзы часто селились в городах Северо-Западной Руси. Для удовлетворения религиозных нужд иностранцев, остававшихся здесь жить, строятся кирхи. Исторический анализ показывает, что часть современных российских немцев является потомками немецких рыцарей, которые, начиная с конца XII века, вторгались в прибалтийские земли. Другие появились на Руси по приглашению восточнославянских князей. Значительную группу современных российских немцев составляют потомки приглашенных в Россию в разные времена немцев-ремесленников, врачей, ученых, военных, содействовавших развитию ремесел и мануфактур. И, наконец, преобладающая часть сегодняшних российских немцев — это потомки колонистов, поселившихся на основе указов русских царей в Поволжье, Сибири, многих других районах нынешней РСФСР, на Украине, в Крыму, в Бессарабии, Закавказье, Казахстане, республиках Средней Азии. На службу Московскому государству приглашались оружейники, архитекторы, врачи, горнорабочие, художники, офицеры и др.
Многие из них знанием военного искусства, секретов личных ремесел помогали русскому народу в подготовке к избавлению от татаро-монгольского ига. При их помощи, по свидетельству Карамзина, строятся военные укрепления и крепости, готовятся взрывники и минеры. В эти годы немецкие купцы и торговцы прокладывают через Россию торговые пути в Индию и на Ближний Восток. Заинтересованные в западных специалистах русские цари приглашали ко двору и на службу лиц различной этнической принадлежности: шведов, финнов, немцев, датчан, голландцев, французов, англичан и др. Им давалось общее название — «немцы», возможно, из-за непонятной речи ср. В конце 1480-х Иван III специально направил в германские земли грека Юрия Траханиотиса, который привёз в Москву помимо обладателей вышеназванных специальностей каменщиков, кузнецов, медников, врача, специалиста по изготовлению церковных органов и других умелых людей. Многие из них взяли русских жён и поселились в пригороде на северо-востоке столицы. При упоминании Стрелецкой слободы в Москве источники сообщают, что она была выстроена для иноземных солдат поляков, литовцев и немцев.
При Василии III 1524 были установлены торговые связи с Германией, что усилило приток в Россию торговых людей из числа немцев. Ко времени правления Ивана Грозного 1547-1584 относится появление в царском окружении немалого числа немцев, хотя в этот период миграция немцев на Русь в целом замедлилась. В самой Москве немцы селились в Китай-городе, на Земляном валу. За рекой Кокуй была устроена особая слобода, которая первоначально так и называлась — Кокуй, или Кукуево. С 1652, уже на реке Яузе на северо-востоке Москвы , возникает поселение, получившее название Новой иноземной слободы, а с начала XVIII — Немецкой слободы, где жили не только немцы, но и другие иностранцы. Здесь мирно уживались друг с другом представители разных национальностей и конфессий. В Москве и слободе немцы-протестанты имели свои церкви. С этого года известно имя первого лютеранского пастора Тимана Бракеля.
Окончательно московская лютеранская община складывается с появлениекм в Москве лютеранской церкви и постоянно живущего в городе духовенства. Первое упоминание о сооружённой в городе кирхе относят к 1576 году. Её существование было документально засвидетельствовано в письме Магнуса Паули, найденном в Ревельском городском архиве. В письме говорится о разрешении Великого князя Ивана IV немцам открыто придерживаться здесь чистого евангельского учения аугсбургского вероисповедания и дарования им церкви. Самая старейшая в России община, названная именем св. Михаила, начало истории которой относится к XVI веку, оставалась действующей в течение более чем 350 лет, несмотря на то, что церковное здание лютеранской общины за это время не раз разрушалось и возводилось снова. Они сначала появлялись в городах в качестве пленных, но затем оставались здесь жить вместе с семьями. К существенному росту числа таких людей привела затянувшаяся Ливонская война 1558-1583.
Кстати, из целого ряда мест поселений лифляндцев только в Нижнем Новгороде образовалась постоянная община со своим проповедником пастор Скультет. Племянница Ивана Грозного была первой православной христианкой на Руси, выданная замуж за лютеранина по вероисповеданию герцога Магнуса фон Озеля старшего сына Христиана, герцога Голштинии. Царь пытался таким образом упрочить свои позиции на международной арене. Немцы-лютеране появлялись в России отнюдь не только в качестве пленников. Одной из немаловажных причин эмиграции немцев-лютеран с их исторической родины в Россию как и в другие страны послужило противодействие, которое встретило лютеранское вероисповедание с самого начала своего существования со стороны римского папы и католических государей. Вормский эдикт 1521 года запрещал исповедовать лютеранство, предписывал сжигать лютеранские книги, обязывал граждан выступать против нового вероучения. Притоку и оседанию лютеран в России, напротив, способствовала существовавшая в стране религиозная терпимость к протестантам: им предоставлялась здесь свобода в исповедании веры и отправлении культа, разрешалось строить свои церкви. Власти сознательно отдавали предпочтение лютеранам протестантам , поскольку протестантизм представлял собой меньшую опасность для ортодоксальной церкви и протестантской веры, чем католичество.
Путешествовавший по России иностранец де ла Невилль отмечал, что ни одно из вероисповеданий, за исключением католического, не находит себе в Московии запрещения». Распространению немцев-лютеран в России благоприятствовали также политические условия, когда Россия имела напряжённые отношения с католическими Польшей и Литвой и ориентировалась на лютеранские страны. Объективности ради следует заметить, что жизнь поселившихся в России иностранцев была нелегкой. Известен такой эпизод. Взять Казань штурмом царю помог знаменитый оружейный мастер — немец Фюльстерберг. Когда в приступе гнева Грозный сжег Кокуй и многих немцев поместил в тюрьму вместе с татарами, пленённый ранее татарский хан, имея это в виду, воскликнул: «Вам, немецким собакам, так и надо! Вы вручили русским оружие, которым они избили нас. Сегодня этим кнутом они лупят вас».
Позже слобода вновь отстраивается, возводится новая церковь. Объективный исторический анализ всё же подтверждает, что в целом в период царствования Ивана Грозного протестантам жилось в России лучше, чем во многих других странах Европы. Но почему всё же милости, оказываемые Иваном Грозным лютеранам, закончились разгромом опричниками немецкой слободы и уничтожением лютеранской кирхи? Формальным поводом к этому послужило бегство в Польшу двух бывших немецких военнопленных — Крузе и Таубе. Основные же причины коренились в изменении политической обстановки — из-за поражения России в войне с Ливонией и начавшейся борьбы России с лютеранской Швецией. Военные действия сопровождались конфессиональным противопоставлением сторон: царь обвинял ливонцев в том, что они «нарушили наказ Господний» и «переняли учение Лютера». Число живущих в России немцев заметно выросло в царствование Фёдора Иоанновича 1584-1598 и Бориса Годунова 1598-1605 При первом из них уже до 5 тысяч протестантов в основном немцев-лютеран служат в русских войсках, занимая, как правило, руководящие должности. Борис Годунов продолжал вызывать в Россию немецких ремесленников и техников, специалистов-медиков.
Кроме того, он предлагал выписать из Германии, Англии, Дании, Франции, Италии учёных, чтобы учредить преподавание разных языков. При нём была основана первая в Москве немецкая школа, существовавшая при лютеранской кирхе. В ней обучалось около 30 учеников. Не являясь наследственным правителем и рассчитывая на поддержку иностранцев во внутренней и внешней политике, «Борис был очень расположен к немцам» по свидетельству иностранных современников. Наряду с полной свободой и правами гражданства в Москве, которые Годунов предоставил иностранцам наравне с московскими купцами, он даровал немцам свободу совершать богослужения, иметь свою церковь и жить в их «немецкой вере». Желая породниться с чужеземными государями, Борис Годунов предполагал выдать свою дочь сначала за герцога Густава, сыны шведского короля Эрика, затем — за одного из братьев датского короля. Она выходит замуж за немецкого принца Иоганна второй случай в русской истории династического брака представителей разных конфессий. Этим бракам предстояло ещё сыграть свою важную роль в истории России.
Политическая ориентация Годунова на иностранцев-иноверцев, или «нехристей, как называли московитяне каждого иностранца», вызывала недовольство московской знати и явилась одной из безусловных причин падения престижа Бориса Годунова в условиях прогрессирующего в стране социального кризиса. К 1643 году в столице насчитывается около 400 немецких дворов. В период междоусобиц Смутного времени они не оказались в стороне. Их то защищает Лжедмитрий I, то преследует Лжедмитрий II немцы — московские жители и наёмные немцы — принимали участие в военных действиях с обеих сторон. Даже это — свидетельство общности судьбы наших предков, ставших российскими немцами, с её народами, и прежде всего русскими, испытавшими и милость, и гнёт царей. Установившееся после Смутного времени благоприятное для немцев-лютеран трёхсотлетнее правление дома Романовых сказалось на росте их численности в России и увеличении территории их расселения. Число немцев-лютеран из года в год увеличивалось и к концу его царствования составило около 1000 семейств. Образовывались новые лютеранские общины.
В 1626 часть московских лютеран образовала новую общину, устроив себе церковь в Белом городе. От неё, как считает известный отечественный исследователь протестантизма Дмитрий Цветаев, ведёт своё начала лютеранская община свв.
Туда они попали после 1940 года в рамках насильственного переселения «неблагонадёжных этнических элементов». Республика немцев Поволжья — существовала в РСФСР и такая — была ликвидирована, а её земли переданы в основном Саратовской и частично нынешней Волгоградской областям. Город Энгельс знаете? Вот это бывшая столица автономии русских немцев. Но несмотря на эту трагическую страницу своей истории, поволжские немцы в большинстве своём никогда не испытывали ненависти ни лично к Сталину, ни к русским вообще. Что, как вы понимаете, по-хорошему выделяет их на фоне тех бывших народов СССР, активная часть которых после обретения независимости возвела русофобию в ранг национальной религии. И всё же обида у них была. Обида на казахских националистов, которые в конце 80-х годов прошлого века при полнейшем попустительстве тогдашнего руководства республики немало поспособствовали возникновению у русских немцев желания сорваться с насиженных мест.
Трудолюбивый и домовитый, никогда не чуравшийся ручного труда русский немец считал своим долгом построить дом для всей своей, как правило, многочисленной семьи. И то, что, уезжая, ему пришлось этот дом оставить — даже не продать, а попросту бросить — долгие годы отдавалось болью у него в сердце. И потому, приехав в Германию, немцы прежде всего стремились воссоздать утраченное. Брались за любую работу, собирались всем миром, и уже через 7-10 лет у каждого, кто этого хотел, был свой собственный дом. Я сам тому живой свидетель. Кстати, такой подход выгодно отличал их от местных аборигенов, больше всего на свете ценивших свою мобильность и независимость. Удалось ли нашим говорю это без капли иронии немцам за эти годы интегрироваться в германское общество, германскую экономику и стать там по-настоящему своими как в социо-культурном, так и в ментальном плане? И да, и нет. Русские немцы никогда не противопоставляли себя немцам германским, не качали права, не настаивали на своей самобытности, на каком-то особом к себе отношении, не выдвигали политических требований. Весьма набожные и религиозные в массе своей люди, они прекрасно помнили поговорку про чужой монастырь, в который со своим уставом, как известно, не ходят.
Потом заходят в огромный кабинет, садятся на деревянный стул напротив чиновника, как на допрос. В Геленджике полки ломятся, но только потому что это курорт. Бензин дешёвый.
Стоимость коммуналки поразила. За квартиру 79 «квадратов» я плачу 50 евро. В Германии за «двушку» отдавал около 400 евро.
А вот техника и машины взлетели в цене. Полтора года назад я покупал холодильник за 17 тысяч рублей, сейчас он 40. Если есть накопленная сумма, то её быстро потратишь и останешься один на один со своими проблемами.
Помощи от государства не дождешься. Старшего я сразу предупредил: если захочешь обратно, то я тебя отправлю. Он пока не собирается.
Поначалу его только напрягало, что одноклассники называли его немцем. У мелкого так вообще всё нормально, вон во дворе с детьми бегает. Родственники, друзья, знакомые и не собирались.
Женщина переехала в Москву после 22 лет в Германии. Там русских детей не любили. Хотя я разговариваю по-немецки без акцента.
Фамилия у меня Райх. В школе нам рассказывали, что Сталин хуже Гитлера. И если бы Гитлер не напал на Россию, то завтра бы Сталин напал.
Абсурд, - говорит Татьяна. Работала ассистентом проектного менеджера. Мне шеф всегда говорил: пойми, для местных ты и твои дети всегда будут русскими, даже если по крови вы немцы.
Может быть внуки станут немцами, но под большим вопросом. Я не понимала, как же так. Мои родители — поволжские немцы, жили в Казахстане.
В детстве мне всегда говорили: ты немка. А приехала в Германию - и слышу: ты всегда будешь русская. Так зачем себя мучить, чувствовать человеком третьего сорта?
Лучше вернуться на родину. А желающих два-три миллиона. Целые семьи годами ждут очереди, чтобы попасть в программу.
По ней государство гарантирует рабочее место, жилье, компенсируется переезд. Самостоятельно сложнее закрепиться в стране. Я переехала в Россию без программы, сама по себе, решила, с меня хватит.
Прошла сложный путь с оформлением ВНЖ, потом получила гражданство. Зачем что-то менять? До 2014 года немцы считали, что Россия - это развалюха, шапка-ушанка, водка и медведь.
Я пыталась донести, что в РФ такие технологии, которые вам и не снились. Мне никто не верил. Когда я рассказывала об этом в соцсетях, меня блокировали.
И я поняла, что свободы слова в Германии нет. Мы с мужем первоначально обсуждали Благовещенск. Но супруг родом из Москвы, поэтому приехали в столицу.
Сейчас я уговариваю его уехать в глубинку, открыть ферму и разводить курочек. В России ты можешь собраться и уехать в любой регион. В Германии сложно переехать из города в город.
Потому что придется объяснять, почему вы переехали, оформлять кучу документов. А тут человек сам решает, как и где жить. Это и есть свобода.
Я скучаю по немецкому хлебу. Скучаю по маме, сестре и бабушке, которые остались там. Мама боится, что не выдержит переезда.
Но у нас в планах купить для неё домик где-нибудь в Краснодарском крае и перевезти.
До 2014 года, пока Крым был в составе Украины, таких обращений в наш адрес не поступало. Наоборот, был отток и много желающих выехать в ту же Германию.
За прошлый год порядка 220 семей российских немцев - тех, кто вернулся на постоянное место жительство к нам в Республику Крым", - сказал собеседник агентства. Как отметил Гемпель, вернувшиеся семьи отличаются интегрированностью в общество в Германии, в основном это люди от 40 лет и старше.
Немцы бегут в Россию и уже основывают свои поселения
Российские немцы – народ России, осознающий себя частью немецкой культуры. Одна из бывших жительниц Германии Татьяна Райх рассказала, что переехать в Россию хотят буквально миллионы человек. Об иммиграции граждан Германии в республику рассказал глава комитета парламента республики по народной дипломатии и межнациональным отношениям Юрий Гемпель. [4] Российские немцы – целая федеральная земля Германии, «Русская Германия», №50, 2010 г. Об этом заявил на днях известный в Германии политик, депутат Бундестага Вальдемар Гердт, возглавляющий международный совет российских немцев. Парламентский статс-секретарь МВД Германии Махмут Оздемир назвал количество депортированных в Россию за последние два года россиян.
SZ: сотни немцев покинут Россию по решению Москвы
Культурные особенности: большинство российских немцев являются потомками разнообразных немецких специалистов, наем которых практиковался в России со времен Новгородской республики. Немцы в политике России — феномен колоссального обилия немцев — государственных, военных и политических деятелей в русской истории. Русский немец хорошо помнит уроки истории и потому ратует за безусловную дружбу Германии и России.
В Крым вернулись около 220 семей российских немцев из Германии в 2023 году
Депутат Гемпель: Свыше 200 семей русских немцев переехали в Крым - Российская газета | Сейчас немцы усиленно учат русский, чтобы полноценно работать и строить бизнес в России. |
Свои среди чужих, чужие среди своих: что стало с немцами Поволжья | Международный совет российских немцев ведет переговоры с властями России о выделении земель для компактного проживания переселенцев, с предоставлением этой территории статуса Свободной Экономической Зоны для малого и среднего бизнеса. |
«Германия умерла»: благополучные жители ФРГ массово переезжают в российскую деревню | Сегодня в России существует большое количество объединений российских немцев на местном, региональном и общероссийском уровне. |
РОССИЙСКИЕ НЕМЦЫ: ПОСЛЕДНЕЕ ДЕСЯТИЛЕТИЕ СУЩЕСТВОВАНИЯ?
Численность в Германии 83 млн человек (2019, оценка; при статистических подсчётах в Германии под немцами. Российские немцы – народ России, осознающий себя частью немецкой культуры. Около 220 российских семей, уехавших в свое время на постоянное место жительство в Германию, вернулись в 2023 году в Крым. Около трёхсот немцев готовы переехать из Германии в Россию в 2023 году, сообщает ТАСС. Об этом заявил на днях известный в Германии политик, депутат Бундестага Вальдемар Гердт, возглавляющий международный совет российских немцев.