Нужно внимание и забота, как и при общении с любым человеком. «Не нужна какая-то особая вежливость. 8 ноября 2022 года прошел третий, заключительный семинар в рамках апробации Руководства по созданию в школе дружелюбной среды для детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью (СДВГ), дислексией/дисграфией и детей из семей иностранных граждан.
Эпидемия аутизма. В чем причина?
Юлия расскажет о том, как ведут себя взрослые люди с РАС и СДВГ: с чем они сталкиваются на работе, в отношениях и материнстве, а также поделится способами помочь детям и взрослым. С 23 ноября по 26 ноября 2023 года в формате онлайн проходила IX Международная конференции «PRO Комплексный подход к работе с детьми с РАС и СДВГ» инициатором которой был Институт нейропсихологии и нейрофизиологии развития ребенка PROШКОЛА. В этом исследовании исследователи провели ЭИАТ 30 детям с РАС, 20 детям с коморбидным РАС и дефицитом внимания/гиперактивным дефицитом (СДВГ) и 63 обычно развивающимся детям с высоким и низким уровнем аутистических черт. СДВГ является наиболее распространенным коморбидным заболеванием у детей с расстройствами аутистического спектра (РАС) и встречается примерно у 40-70% деток с РАС. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ). СДВГ связан с недостатком внимания при выполнении рутинных действий и чрезмерными физическими движениями, а также с эмоциональным беспокойством, например, с бесконечными мыслями или разговорами. Ряд исследований за последние несколько лет выявил связь между аутизмом и тайленолом, который также связан с синдромом дефицита внимания / гиперактивности (СДВГ) и другими проблемами развития. Более 100 семей подают в суд на Тайленол.
СДВГ. История Андрея
Воля, самоконтроль и внимание до 3 лет неразвито, поэтому и СДВГ не ставят. Но одни дети более усидчивые, другие только несколько секунд внимание держат и это считается нормой. Ученые из США обнаружили связь между расстройством аутистического спектра и СДВГ у детей с метаболизмом пластификаторов (компонентов пластмассы), пишет портал Naked Science со ссылкой на статью в научном журнале PLOS One. Кстати, с возрастом гиперактивность уходит и остаётся дефицит внимания.
Пограничное расстройство личности, СДВГ и аутизм
Ученые из США обнаружили связь между расстройством аутистического спектра и СДВГ у детей с метаболизмом пластификаторов (компонентов пластмассы), пишет портал Naked Science со ссылкой на статью в научном журнале PLOS One. Из-за этого часто вместо СДВГ ставят тревожность, особенно во взрослом возрасте, когда все внешние проявления, которые были в детстве, просто ушли внутрь и стали доставлять дискомфорт, так схожий с тревогой, но ей не являющийся. У аутизма и синдрома дефицита внимания и гиперактивности (далее – СДВГ) есть немало общих симптомов. Синдром дефицита внимания и гиперактивности: насколько распространено это расстройство (его диагностировали у актрисы Эммы Уотсон и предпринимателя-миллиардера Ричарда Брэнсона!), как отличить СДВГ от обычной невнимательности и чем лечить? В ликбезе. расстройствах аутистического спектра и синдроме дефицита внимания и гиперактивности: о том, как они проявляются у детей и взрослых, о социализации детей с такими расстройствами, о лечении и первых признаках этих расстройств, на которые стоит обратить внимание родителям. СДВГ является наиболее распространенным коморбидным заболеванием у детей с расстройствами аутистического спектра (РАС) и встречается примерно у 40-70% деток с РАС.
Обнаружена генетическая связь между временем, проведенным за экраном, аутизмом и СДВГ у детей
Изменилось описание расстройства аутического спектра (РАС) и синдрома дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ). Так, нарушение внимания более выражено у детей с РАС и с СДВГ, чем у детей только с РАС. встречается у 8-10% детей.
СДВГ у детей
Раиса Романова Краткое содержание. Синдром дефицита внимания и гиперактивности СДВГ и расстройства аутистического спектра РАС являются одними из самых распространенных неврологическо-поведенческих нарушений развития. Схожесть проявления и течения некоторых симптомов этих нарушений приводит ученых к предположению об их клинической схожести.
Ребенок буквально одержим тем, что его интересует.
При этом ему трудно сосредоточиться на вещах менее увлекательных. Дети с аутизмом иногда не в состоянии заниматься предметами, которые для них скучны. Коммуникация Особенности коммуникации детей с СДВГ проявляются в следующем: они говорят очень много, преобладает монологическая речь; стремятся сделать так, чтобы последнее слово оставалось за ними; не замечают, как их слова могут повлиять на собеседников; постоянно прерывают и перебивают.
Для ребенка с РАС характерны проблемы в общении: испытывают трудности с выражением своих эмоций и мыслей; не могут дополнять коммуникацию жестами; не поддерживают зрительный контакт; концентрируются только на одной теме разговора; не умеют общаться в диалоге; не проявляет ответной реакции на социальные взаимодействия. Повседневные привычки Гиперактивные дети быстро устают от повторяющихся структур например, определенный вид деятельности на уроке и рутинных действий.
Кушкуль г. Оренбург; «Крымско-татарский добровольческий батальон имени Номана Челебиджихана»; Украинское военизированное националистическое объединение «Азов» другие используемые наименования: батальон «Азов», полк «Азов» ; Партия исламского возрождения Таджикистана Республика Таджикистан ; Межрегиональное леворадикальное анархистское движение «Народная самооборона»; Террористическое сообщество «Дуббайский джамаат»; Террористическое сообщество — «московская ячейка» МТО «ИГ»; Боевое крыло группы вирда последователей мюидов, мурдов религиозного течения Батал-Хаджи Белхороева Батал-Хаджи, баталхаджинцев, белхороевцев, тариката шейха овлия устаза Батал-Хаджи Белхороева ; Международное движение «Маньяки Культ Убийц» другие используемые наименования «Маньяки Культ Убийств», «Молодёжь Которая Улыбается», М. Казань, ул. Торфяная, д.
Самары; Военно-патриотический клуб «Белый Крест»; Организация - межрегиональное национал-радикальное объединение «Misanthropic division» название на русском языке «Мизантропик дивижн» , оно же «Misanthropic Division» «MD», оно же «Md»; Религиозное объединение последователей инглиизма в Ставропольском крае; Межрегиональное общественное объединение — организация «Народная Социальная Инициатива» другие названия: «Народная Социалистическая Инициатива», «Национальная Социальная Инициатива», «Национальная Социалистическая Инициатива» ; Местная религиозная организация Свидетелей Иеговы г.
Основные причины, приводящие к этим нарушениям — быстро развивающиеся в пренатальном онтогенезе внутриутробном развитии первично-органические дефекты функциональных систем ствола мозга: ретикулярной формации, подкорковых образований, структур лимбической системы, нарушение обмена катехоламинов, частичная потеря тормозных синапсов, нарушение образования функциональной специализации полушарий головного мозга. Вследствие этого ослабевает контроль ретикулярной формации ствола мозга над таламическими неспецифическими структурами, которые играют главную роль в согласованности функционирования между различными отделами головного мозга, принимающими участие в формировании памяти и обеспечивающими сохранность интеллекта у больного СДВГ. Связь ретикулярной формации ствола мозга с таламическими структурами Повреждения в стволовых и лимбических системах при СДВГ ведут к угнетению синтеза белков нейронов, разрежению клеточных слоёв и нарушению дифференцировки нейронов. Наблюдаются нарушения обмена катехоламинов с развитием характерной гиперактивности.
Нарушение обмена катехоламинов Гиперактивность выступает в роли своеобразного защитного механизма, который поддерживает определённое функциональное взаимодействие между структурами мозга, обеспечивающими его нормальное развитие.
Пограничное расстройство личности, СДВГ и аутизм
Импульсивность: еще один важный аспект СДВГ включает в себя внезапные, импульсивные действия, часто — без полного осознания текущей ситуации. Это так же присуще и людям с РАС. Точно такая же картина наблюдается и в случае РАС. Таким образом, мальчики болеют СДВГ в 2,5 раза чаще девочек. Для аутизма гендерная разница еще более выражена: мальчики получают диагноз РАС почти в 5 раз чаще девочек. Возраст диагностики Обычно аутизм диагностируется в более раннем возрасте, чем СДВГ, хотя это зависит от выраженности расстройства.
Для низкофункционального аутизма этот возраст существенно ниже — четыре года. Здесь важно то, что при аутизме отсутствие прогресса в развитии более заметно, чем при СДВГ. Кроме того, нередки ситуации, когда поставленный в раннем возрасте диагноз СДВГ приводит к тому, что дополнительный диагноз — аутизм — ставится ребенку с существенной задержкой.
Это специальное оборудование, мягкие зоны, комнаты для релаксации. Создание психолого-педагогических условий предусматривает активизацию всех форм и направлений деятельности педагога-психолога, включая диагностику и коррекцию детей с СДВГ, просвещение родителей и педагогов. И чем ранее начнется коррекционно-развивающее сопровождение гиперактивных деток, тем быстрее и эффективнее можно компенсировать их поведенческие проявления и адаптировать к учебному процессу», - сказала Оксана Драганова. Декан факультета «Клиническая и специальная психология» МГППУ Ева Артемова отметила, что в учебном заведении планируют разработать программы курсов повышения квалификации для педагогов-психологов, учителей-дефектологов, тьюторов, учителей-предметников, классных руководителей, воспитателей дошкольных упреждений; проводить мастер-классы для родителей. Подготовка специалистов обусловлена потребностью детей с синдромом дефицита внимания с первых дней в детском саду или в школе не отставать в достижениях от своих сверстников.
По итогам сессии экспертные группы разработали предложения по развитию организационных, кадровых, методических ресурсов. Особое внимание уделено регламенту межведомственного взаимодействия организаций системы образования, здравоохранения, социальной политики; алгоритму работы педагогов по сопровождению детей с СДВГ, рекомендациям по развитию деятельности психолого-педагогического консилиума.
Маленькие домашние задания от логопеда давались так тяжело, что мне было уже тогда ясно как день: если он пойдет в обычную школу, наша жизнь превратится в ад. Я еще не догадывалась об СДВГ у сына и не знала о том, что для детей с таким диагнозом очень хорошо подходит система Монтессори, но мне трижды повезло: во-первых, несколько моих близких подруг — монтессори-педагоги и я еще до рождения детей была наслышана об этой системе; во-вторых, там, где мы живем, есть монтессори-школа; и в-третьих, бюджет семьи, хоть и с большим скрипом, но все-таки позволил оплатить такую школу. В плане финансов это было рискованное решение, которое нам непросто далось. Но оно оказалось верным. Одно-единственное в неделю, крошечное, чисто символическое домашнее задание, которое задают в этой школе, приходится жестко контролировать, терпя гневные крики, швыряние предметами, необходимость подолгу уговаривать и физически вытаскивать сына из угла или кровати, стоны «оно слишком сложное, я его никогда не сделаю» и картинное стекание со стула на пол. Но зато вся остальная учеба проходит в школе, где он может свободно двигаться в любой момент, его руки заняты работой с увлекательным учебным материалом, а его интеллектуальные способности как и у многих сдвгшников, довольно выдающиеся находят себе применение.
Уже к восьми годам он разобрался с материалом по математике, рассчитанным на 12-летних детей, и обучает своих более старших одноклассников в монтессори-школе дети учатся в разновозрастных группах. При этом он ведет себя в школе далеко не идеально: то залезет на высокий книжный шкаф, то вознамерится сунуть в розетку оголенные провода, то лезет к одноклассникам разными раздражающими способами у него заметные трудности с коммуникацией , то ломает учебные материалы. Были и особенно сложные инциденты, когда он набрасывался на одноклассника, пытаясь задушить, и намеренно испортил несколько вещей одноклассницы. Это типичная импульсивность сдвгшника с оппозиционно-вызывающим расстройством. Не меньше сотни раз за последний год я с ужасом думала, что было бы, если бы он учился в обычной школе. И как нам повезло, что здесь педагоги изо всех сил стараются найти к нему подход. И какой правильный выбор мы сделали.
У одной девочки вижу нарушение мышления, эмоциональное обеднение и коммуникативный дефицит, укладывается в шизофренический симптомокомплекс. А изначальные жалобы были на гиперактивность. Нет, не оно. Направляю к психиатру. У одного парнишки уже укрепилось протестное поведение, на любое своё предложение слышу отказ. Трудности с эмоциональным контактом, при этом в лоб: «Хочу это! Он уже «в обороне» и по-другому не умеет. Еще от одного получаю несколько раз мячом в голову, пока разговариваю с мамой. Хочется сказать словами из рекламы: «Мы все такие разные и всё-таки мы вместе!
Пограничное расстройство личности, СДВГ и аутизм
Зато то, что им нравится, могут делать без усилий часами. Дети с СДВГ ненавидят одно и то же. Они любят посещать новые места, с куда большей вероятностью будут каждый раз заказывать новое блюдо. Привязанности к вещам, игрушкам, как правило, нехарактерны - это люди настроения: сегодня они любят мишку, а завтра свинку. Рутина для них это боль. Как говорит Лёва: "Ну почему каждый день одно и то же?! В плане занятий такие дети тоже отдадут предпочтение новому, пусть и гораздо более сложному, чем старому и легкому. А почему? Потому, что новое и всё тут. Монотонных заданий, требующих хоть какого-то сосредоточения, типа чтения, они стараются избегать. Если мозги ничем не заняты, ребёнок начинает занимать себя сам.
Увы, обычно это что попало, лишь бы сбросить лишнюю энергию. Он может начать вскакивать со стула и ходить по классу, лезть к соседу по парте, выкрикивать что-то и всех отвлекать. Из-за этого СДВГшек обычно не любят и стараются выпихнуть на домашнее обучение. Кроме того, эти нарушения отличаются по прогнозам. К подростковому возрасту половина детей "перерастает" свою гиперактивную невнимательность вследствие того, что наконец-то дозревает мозг - до этого момента на ЭЭГ многих детей с СДВГ часто видны признаки общей незрелости и преобладания возбуждения над торможением. Главное не сделать такого ребёнка забитым. Постоянные попрёки взрослых могут привести к вторичным нарушениям поведения, депрессии и социопатии. Ребёнок начинает действовать по принципу "Я всё равно для всех плохой. Так зачем стараться? Депрессия во взрослом возрасте может переходить в алкоголизм и наркоманию с целью забытия.
J Neurophysiol. Transl Psychiatry. J Neural Transm Vienna. Epub 2016 Dec 21. JAMA Psychiatry. World J Biol Psychiatry. Epub 2010 Sep 29. PMID: 20879808. Early visual cortex organization in autism: an fMRI study.
PMID: 15076750. Electronic address: plee0 mgh. Front Psychiatry.
Единый реестр иностранных агентов: «Евразийская антимонопольная ассоциация»; Ассоциация некоммерческих организаций «В защиту прав избирателей «ГОЛОС»; Региональная общественная правозащитная организация «Союз «Женщины Дона»; Автономная некоммерческая научноисследовательская организация «Центр социальной политики и гендерных исследований»; Региональная общественная организация в защиту демократических прав и свобод «ГОЛОС»; Некоммерческая организация Фонд «Костромской центр поддержки общественных инициатив»; Калининградская региональная общественная организация «Экозащита! Реалии»; Кавказ. Реалии; Крым.
НЕТ»; Межрегиональный профессиональный союз работников здравоохранения «Альянс врачей»; Юридическое лицо, зарегистрированное в Латвийской Республике, SIA «Medusa Project» регистрационный номер 40103797863, дата регистрации 10. Минина и Д.
В ходе обсуждения Руководства о необходимости формирования и поддержания дружелюбной, психологически безопасной образовательной среды говорили все участники, принявшие участие в семинарах: представители вузов и институтов развития образования, педагоги, психологи, директора школ, представители родительского сообщества. Ирина Владимировна Дубровина , доктор психологических наук, главный научный сотрудник Психологического института РАО, подчеркнула, что школьная психологическая служба задумывалась для создания именно дружелюбной образовательной среды, поскольку именно в такой среде, поддерживающей успехи ребенка, наполненной дружественным вниманием взрослого к каждому ребенку, происходит нравственное становление личности.
Татьяна Николаевна Клюева , кандидат психологических наук, директор центра повышения квалификации «Региональный социопсихологический центр», главный внештатный педагог-психолог Самарской области, указала на то, что психологически безопасная образовательная среда необходима не только для детей, но и для учителей, специалистов школы, родителей. Людмила Сергеевна Межевова, координатор проектов Межрегиональной организации родителей детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности «Импульс» убеждена, что дружелюбная образовательная среда должна стать критерием оценки качества работы школы, и Руководство в этом — первый шаг.
Главное сегодня
- Эпидемия аутизма. В чем причина? - Телеканал Доктор
- Лекция Юлии Строговой «РАС и СДВГ: Нейроотличность у детей и взрослых»
- Взрыв показателей развития рынка лечения аутизма прогнозируется к 2028 году
- СДВГ у взрослых: особенности заболевания, симптомы и способы коррекции
- Платный доступ
- Гиперактивность и аутизм - как различаются синдромы
Лекция Юлии Строговой «РАС и СДВГ: Нейроотличность у детей и взрослых»
Кстати, про медикаменты. Препараты, которые применяют при СДВГ, можно поделить на несколько групп. Психостимуляторы: метилфенидат, амфетамин и его соли, дексамфетамин Плюсы Эти препараты стимулируют головной мозг, повышают и уравновешивают уровень нейротрансмиттеров. Человек становится спокойнее и внимательнее, лучше контролирует своё поведение. Метилфенидат способствует обратному захвату так необходимых норадреналина и дофамина из синаптического пространства то есть места, где нейроны связываются через нейротрансмиттеры для передачи сигналов в пресинаптические нейроны. Амфетамин же на обратный захват никак не влияет, но зато стимулирует выброс большого количества катехоламинов то есть дофамина и норадреналина в синаптическую щель. При этом амфетамин состоит из смеси зеркальных стереоизомеров. Для оптимизации терапевтического эффекта иногда используют высокоочищенный правовращающий стереоизомер дексамфетамин. Он отличается более сильным взаимодействием с дофаминовыми рецепторами. После того как уровни нейромедиаторов повышаются, пациенту становится легче сосредоточиться. Это улучшает качество жизни.
К сожалению, амфетамин и его производные могут использоваться в «развлекательных» целях и формировать зависимость. При регулярном употреблении в больших дозах этот психостимулятор приводит к истощению и амфетаминовым психозам. Поэтому препарат разрешён в ограниченном количестве стран и строго контролируется. Минусы При бесконтрольном приёме препаратов возникает эффект эйфории. По последним данным, злоупотребление стимулирующими препаратами среди студентов и подростков как с СДВГ, так и без него неуклонно растёт. Психостимуляторы помогают им концентрироваться, улучшают память и ускоряют скорость реакции в обмен на нарушения сна , панические расстройства, суицидальные мысли и потерю связи с реальностью. А ещё в Америке происходит интересная история , связанная с препаратом аддералл , который состоит из нескольких солей амфетамина. А некоторые ещё и подворовывали эти таблетки у своих детей. Аддералл нужен был им всем для того, чтобы быть теми самыми идеальными «супермамами» из соцсетей. Держать марку.
Вести активную жизнь, строить карьеру, содержать дом чуть ли не в стерильности, активно сбрасывать вес есть у препарата и такой эффект и успевать вообще всё. Остаётся только добавить, что в США эти препараты относятся к подлежащим контролю психотропным веществам, а в России они приравнены к наркотикам и строжайше запрещены. Поэтому для пациентов нашей страны это направление терапии недоступно. Ингибиторы обратного захвата норадреналина. Атомоксетин в России основной торговый препарат — «Страттера» Плюсы Контролирует симптомы на время приёма. Довольно неплохо. Минусы Снова большой список побочных эффектов: тошнота, головокружение, тахикардия, бессонница, боли в животе, агрессивное поведение и так далее. Антагонисты адренорецепторов: гуанфацин и клонидин вы все слышали его второе название — клофелин Плюсы Эти препараты убирают избыточную реакцию нервной системы. Минусы Они не так эффективны, как нам хотелось бы. Имеют свой обширный список побочных эффектов, среди которых — выраженная седация, головокружение, раздражительность, ортостатическая гипотензия, сухость слизистых, запоры.
И сонливость — такая сильная, что мешает учиться. К тому же ещё с лихих 90-х за клонидином под торговым названием «Клофелин» тянется дурная слава. Гуанфацин найти на российских прилавках невозможно. Антидепрессанты с эффектом обратного захвата норадреналина: нортриптилин, дезипрамин, имипрамин, запрещённый в России бупропион Плюсы Нормализация настроения и снижение чувства тревоги. Влияние препаратов на нейромедиаторы, норадреналин и серотонин. Минусы Достаточно большой список побочных эффектов и ограничений. Ограниченное использование у детей. Также несколько слов хочется сказать про наши «дорогие» ноотропы, нейтротрофики и иже с ними пантогам, фенибут, кортексин, церебролизин. Данные препараты не имеют какой-либо серьёзной доказательной базы и не должны назначаться в принципе и у детей с СДВГ — в частности. Если принято решение о корректировке СДВГ с помощью лекарств, то все они подбираются индивидуально, максимально осторожно и медленно, с оглядкой на эффективность и побочные эффекты.
Но всё-таки мы стараемся адаптировать детей без медикаментов там, где это возможно. Как подбирают лекарства? Чтобы перейти от психологической поддержки к медикаментозной терапии, нужны очень чёткие показания. Для детей дошкольного возраста делать это вообще нежелательно. Для них терапия первой линии — это программа обучения родителей. Для школьников и молодых людей с умеренными нарушениями к этим программам добавляется когнитивно-поведенческая терапия. Фармакологическое же лечение назначается для: детей с тяжёлыми симптомами и нарушениями; тех, кто отказывается от немедикаментозных вмешательств; тех, кому поведенческая терапия помогает недостаточно хорошо.
Часто проявляет забывчивость в повседневных ситуациях например, при выполнении домашних обязанностей и поручений; старшие подростки и взрослые забывают перезвонить, оплатить счета, прийти на назначенную встречу. Гиперактивность и импульсивность Зачастую беспокойно двигает или отбивает ритм кистями или ступнями, или сидит извиваясь. Часто покидает своё место в ситуациях, когда это не приветствуется в классе, в офисе или ином рабочем помещении, а также в иных ситуациях, требующих усидчивости. Часто носится вокруг или куда-то карабкается в ситуациях, когда это неприемлемо. У подростков или взрослых непоседство может внешне не проявляться. Обычно не может тихо, спокойно играть или заниматься чем-либо на досуге. Часто суетится как заведённый например, для него невозможно или дискомфортно в течение длительного времени спокойно сидеть в ресторанах, на совещаниях; может восприниматься другими как беспокойный, с кем трудно контактировать. Часто проявляет чрезмерную говорливость. Зачастую выпаливает ответ, не дослушав вопроса например, завершает предложения людей, не может дождаться своей очереди говорить. Обычно с трудом дожидается своей очереди например, в живой очереди. Часто перебивает или вторгается к другим например, встревает в разговоры, игры или дела; может начать пользоваться вещами других людей, не спросив или не получив разрешения; подростки и взрослые могут вмешиваться в чужую работу или перехватывать её выполнение.
Не было выявлено очевидных различий в дельта- или бета-активности. Однако авторы делают вывод, что в исследованиях есть противоречия и метод ЭЭГ ещё рано рекомендовать для точной диагностики. В 2018 году было проведено исследование о взаимосвязи РАС и СДВГ под названием [20]: «Совпадения и различия между синдромом дефицита внимания и гиперактивности и расстройством аутистического спектра в молодом взрослом возрасте: систематический обзор и руководящие принципы для ЭЭГ-исследований». Всего было изучено 75 исследований с 2000 года. Авторы исследования отмечают, что и СДВГ, и РАС были отмечены, как имеющие связь с атипичным распределением ресурсов внимания и атипичным мониторингом деятельности, но существуют также атипичные аспекты обработки информации, специфичные для каждого отдельного расстройства. При СДВГ значительная часть атипичных процессов в области внимания связана с ориентацией на сигналы, говорящие о подготовке ответа, в то время как при расстройствах аутистического спектра она более специфична для новизны, что может быть обусловлено, по крайней мере, частично, повышенной перцептивной способностью и повышенной сохранностью визуальных стимулов в рабочей памяти. СДВГ может быть связан с нетипичным мониторингом конфликта и полезной обратной связи, в то время как РАС связано с нетипичной обработкой обратной связи, включающей социально значимые стимулы. Как СДВГ, так и РАС также были связаны с нетипичной обработкой лиц и атипичной ранней сенсорной обработкой как в зрительной, так и в слуховой областях. Однако профили, специфичные для конкретного расстройства, могут квалифицировать каждое расстройство. При РАС доказательства атипичной обработки лица неоднозначны, по крайней мере в молодом возрасте, и могут зависеть от качества саморелевантности стимулов, тогда как при СДВГ атипичная обработка может быть специфична для эмоций гнева. К сожалению, в ней много пустых мест, так как многие области ещё недостаточно изучены для каждого расстройства. Исследования с использованием МРТ Метод магнитно-резонансной томографии произвёл целую революцию в медицине, позволив с высокой точностью исследовать внутренние органы и ткани человека. В последние годы для исследования данных, полученных при помощи МРТ и других методов диагностики, всё чаще используется искусственный интеллект, который позволяет выявлять закономерности, которые упустил бы человек. В 2018 году вышло исследование «Использование функциональной МРТ в состоянии покоя для создания персонализированной системы диагностики аутизма» [21], в нём подчёркивается важность феномена связности в мозге. В работе говорится о том, что по результатам генетических исследований есть данные о связи мутаций в вовлеченных в синаптическую передачу белках с частотой развития аутизма. Важной аномалией связности, которая была обнаружена в белом веществе аутичных субъектов, является снижение связности на большие расстояния и увеличение связности на короткие и средние расстояния. Другие исследования также говорят об аномальной связности в регионах мозга, отвечающих за социальное взаимодействие. Ранее, в 2017 году было проведено исследование «Возможные биомаркеры у детей с расстройствами аутистического спектра: обзор исследований МРТ» [22], а в 2018 году — «Систематический обзор структурных биомаркеров МРТ при расстройствах аутистического спектра: перспектива машинного обучения» [23]. Эти исследования обобщили опыт больше сотни других раннее проведенных работ по анализу структурных особенностей мозга при РАС. Учёные выделяют следующие особенности: увеличение объема мозга в возрасте до 6 лет, увеличение объема лобной и височной долей, увеличение толщины коры в лобной доле, увеличение площади поверхности и кортикальной складчатости мозга, увеличение объема ликвора, также различия коснулись объема гиппокампа, миндалевидного тела, базальных ганглиев и таламуса. Совсем недавно, в 2022 году вышел систематический обзор «Микроструктура белого вещества у детей и подростков с СДВГ» [24]. Было изучено 46 исследований, посвящённых анализу белого вещества по данным МРТ. Результаты этого систематического обзора говорят о широком распространении нарушений микроструктуры белого вещества у детей и подростков с СДВГ. Выявлена нетипичная организация белого вещества, с наиболее заметными проявлениями в лобно-стриатальных трактах, мозолистом теле, верхнем продольном пучке, поясном пучке, таламических излучениях, внутренней капсуле и лучевой короне. С точки зрения структуры нейрональных связей учёные предполагают глобальную недостаточную связность в соединениях между функционально специализированными сетями, а также региональное снижение сетевой эффективности в лобной и теменной долях, стриатуме, затылочной областях и мозжечке. Однако в некоторых участках белого вещества наоборот сообщалось о повышенной связности. В 2017 году вышла работа «Анатомия мозга у молодых людей с СДВГ — исследование с помощью магнитно-резонансной томографии». Было изучено 72 участника 31 участник с СДВГ и 41 в контрольной группе [25]. Диагноз СДВГ был связан с аномальной концентрацией серого и белого вещества. Результаты показали: 1. По мнению этих учёных ключевой отличительной чертой этих расстройств и подтипов могут быть различные возрастные изменения истончение передней поясной извилины коры головного мозга и прилегающих к ней связей с другими префронтальными областями. Эти зоны чрезвычайно важны для когнитивного и волевого контроля, а также социо-эмоционального развития. Единое расстройство? Одними из первых заговорили о необходимости детально исследовать взаимосвязь и пересечение СДВГ и РАС авторы исследования «Общая наследуемость синдрома дефицита внимания и гиперактивности и расстройств аутистического спектра» [28]. Это исследование вышло в 2010 году, ещё до принятия DSM-V. В следующем году коллектив тех же авторов выпустил ещё одну работу «Обзор когнитивных и мозговых эндофенотипов, которые могут быть распространены при РАС и СДВГ и облегчают поиск плейотропных генов» [29]. Эндофенотип — промежуточная особенность, лежащая на полпути между генетическими предпосылками сложного заболевания и собственно комплексом симптомов. Интригующей является модель 2, в которой РАС и СДВГ на самом деле являются разными проявлениями одного и того же широкого расстройства. Проявления которого варьируются от СДВГ с небольшим количеством социальных проблем, если таковые вообще имеются, до СДВГ с большим уровнем социальных и коммуникативных проблем, и до РАС как наиболее тяжелого подтипа, характеризующегося дополнительными, более серьезными социальными проблемами. Таким образом, с этой точки зрения СДВГ можно рассматривать как легкий подтип с меньшими нарушениями в рамках более тяжелого спектра РАС. Эндофенотипические данные, по-видимому, наиболее согласуются с моделью 2.
Совершенно необходимо дополнить подготовку педагогических специалистов серьезными знаниями по работе с детьми с особыми образовательными потребностями и обязательной широкой практической подготовкой. Но также важно найти пути заинтересовать и давно практикующих специалистов в изучении и применении новых методик работы и осознания того, что «новые» дети совсем не те, что были даже 5 лет назад, что структура популяции, здоровье детей меняются, и для работы нужны новые подходы», - комментирует эксперт. Ногинск, обратила внимание, что основная цель деятельности педагогов и специалистов помогающих профессий переориентируется в Руководстве на определение приоритетов для построения на территории образовательной организации доброжелательной среды для детей с особыми образовательными потребностями, способной обеспечить воспитательную ценность общего и дополнительного образования. Участники экспертной апробации подчеркнули необходимость внедрения Руководства в практику общеобразовательных организаций, разработку курсов повышения квалификации для специалистов системы образования на его основе.