Новости рубинштейн с л биография

Биография. С. Л. Рубинштейн родился в Одессе в семье успешного адвоката, где витал дух интеллигентства.

Сергей Леонидович Рубинштейн — краткая биография

В рамках этой теории вполне естественно возник гуманистический подход Рубинштейна к личности учащегося в педагогике. Однако наметившиеся в государстве тенденции к уравниловке, обезличиванию ярко контрастировали с пропагандируемой ученым заботой о развитии индивидуальности субъекта. Несмотря на это, Сергей Леонидович настаивал на необходимости индивидуального подхода в обучении и воспитании. В этом произведении Сергей Леонидович обратился к проблеме сознания, считая его важнейшей составляющей, а также способом выражения отношения личности к миру — переживание.

Предметом особо пристального внимания Рубинштейна стала коммуникативная функция сознания, связанная с речью Он рассматривал 2 онтогенетических этапа развития речи в контексте психологических коммуникативных задач, возникающих на разных этапах жизни ребенка. На первом этапе такой задачей является стремление ребенка понять взрослых, на втором — стремление быть ими понятым. До 19 марта 1942 г.

Рубинштейн оставался в Ленинграде, где руководил подготовкой научных работников, приехавших в ЛГПИ из других городов Ярославского, Вологодского, Уральского пединститутов , во время Великой Отечественной войны он участвовал в обороне города. В марте ЛГПИ был эвакуирован в разные города, и Сергей Леонидович вместе с кафедрой психологии переехал в Кисловодск, но пробыл там недолго. Осенью 1942 г.

В 1946 г Рубинштейн опубликовал второе доработанное и расширенное издание «Основ общей психологии», которое сыграло роковую роль в его жизни Психолог был обвинен в космополитизме, недопустимом для советского ученого, в «преклонении перед иностранщиной» и недооценке отечественной науки. В 1948—1949 гг. Давление критики было огромно.

Рубинштейна не печатали, и он посвятил это время работе над углублением теории деятельное -тного подхода, написал фундаментальную работу «Бытие и сознание», опубликованную только в 1957 г. Последние несколько лет своей жизни ученый посвятил разработке концепции человека, изданной после его смерти, в 1973 г. Основной проблемой для Рубинштейна стал в то время вопрос о сохранении этичности, способности к творчеству, индивидуальности личности в условиях, противоречащих ее достоинству, отрицающих ее право на выбор.

Центр жизни ученый видел в конкретном человеке, личности, в ее жизненной борьбе и личностных победах. Сергей Леонидович Рубинштейн умер в 1960 г Его педагогическая концепция стала важным этапом в развитии педагогики и психологии, так же как и его поздние теории человека. Сергей Леонидович Рубинштейн развивал гуманистическую концепцию личности, что в условиях сложившейся в стране идеологии было недопустимо Его творчество было подвергнуто осуждению, а все его заслуги и теории низложены Однако это не сломило дух ученого, а лишь наложило своеобразный отпечаток на его творчество.

Этот период был удачным и для его научной деятельности. В Одессе С. Рубинштейн выпустил ряд статей, в том числе «Развитие мышления у подростков». В 1930 г. Рубинштейн переехал в Ленинград, где возглавил кафедру психологии Ленинградского педагогического института. Работая в Ленинграде, он издал в 1935 г. По его мнению, в педагогическом процессе все отношения, влияющие на сознание человека и на формирование его личности, принимают специфический характер. При этом в сотрудничестве ученика и учителя важно учитывать, что первый еще не может преобразовывать объективную действительность, создавать новые понятия и знания.

Ему пока доступно только усваивание содержания уже сложившегося знания. На качество обучения, по мнению Рубинштейна, влияют не только интеллектуальные данные учеников и постановка обучения, но и отношение учащихся к предмету и преподавателю. Рубинштейн обращал внимание на то, что отношения педагога к ученикам и учеников к педагогу, которые определяют сущность педагогической ситуации, далеко не равнозначны. На основании всех вышеизложенных положений ученый сделал следующий вывод: педагог должен заботиться об установлении правильных отношений с учащимися, если он ставит перед собой задачу не только передачи знаний, умений и навыков, но еще и формирования личности. Также Рубинштейн показал в этой книге исследование творческих процессов мышления. По его мнению, основной способ существования психического — это существование в качестве процесса или деятельности. На основании этого он определяет мышление как процесс, составляющий непрерывное взаимодействие субъекта с объектами познания. Наиболее ярко этот процесс выступает при решении человеком проблем, выдвигаемых различными сферами жизни — экономикой, юриспруденцией, педагогикой, производством, наукой и т.

Это происходит, как считал Рубинштейн, потому, что проблемность является неотъемлемой чертой познания. Мышление же, являясь опосредствованным познанием, имеет основу в его проблемности. Эта теория была впоследствии подтверждена ученым экспериментально.

С конца 1953 г. В 1956 г. В 1957 С. Рубинштейн назначен главой советской делегации психологов на XV Международном психологическом конгрессе в Брюсселе, но не участвовал по болезни.

В 1959 С. Рубинштейн был назначен Президиумом АН СССР организатором крупнейшего Всесоюзного совещания по проблемам соотношения социального и биологического, к участию в котором он привлёк самых авторитетных специалистов — П. Анохина, Асратяна, Гращенкова, П. Симонова и многих других. Рубинштейна на соискание Ленинской премии. Детство и юность Ученый родился в июне 1889 года в Одессе в семье адвоката Леонида Лазаря Рубинштейна и его жены Полины. У Сергея было три брата, наибольшую известность из которых получил Николай, написавший учебник «Русская историография».

В молодости глава семьи дружил с Георгием Плехановым, и в доме Рубинштейнов часто собирались одесские интеллигенты. Однако упаднические настроения и разговоры приятелей отца Сергея тяготили. Об этом психолог написал в набросках к автобиографии. Марксизм интересовал юношу не как руководство к действию, а как одна из множества философских систем. К идее экспроприации экспроприаторов отпрыск обеспеченной семьи относился негативно. Психолог Сергей Рубинштейн В 19 лет Сергей с золотой медалью окончил престижную Ришельевскую гимназию. Однако в Новороссийский Одесский университет медалист поступать отказался, поскольку считал, что в этом вузе учатся преимущественно дети нуворишей.

Выбор одаренного юноши пал на Фрайбургский университет. Впрочем, через 2 семестра одессит перевелся в Марбургский университет, основанный в 1527 году Филиппом Великодушным. Вскоре после защиты Сергеем докторской диссертации началась Первая мировая война. Рубинштейн вернулся в Одессу и начал преподавать в гимназиях черноморского города. В 30 лет при содействии Николая Ланге Сергей Леонидович стал приват-доцентом университета, отвергнутого им в юности. Вуз к 1919 году стал называться Одесским институтом народного образования. Рубинштейну Категория развития, будучи фундаментальной философской категорией, является ведущей и в системе понятий психологической науки.

Идея развития вошла в психологию под влиянием эволюционной теории Ч. Дарвина и легла в основу формирования вначале детской, а затем возрастной психологии. Важной вехой, ознаменовавшей преобразование понятия «развитие» в фундаментальную категорию психологии, стало его включение Рубинштейном в систему понятий общей психологии и возведение в статус важнейшего методологического принципа психологической науки. Вот что писал С. Л Рубинштейн об этом: «Развитие психики является для нас не только более или менее интересной областью исследования, но и общим принципом или методом исследования всех проблем психологии.

Категории субъекта, личности, единства сознания и деятельности, рассматривались через призму личности С.

Рубинштейна — гения и борца. Ответ на вечный вопрос педагогики и психологии, «как воспитывать? Рубинштейна звучит сверхактуально в современном образовании: «…самому жить настоящей жизнью и включать в нее тех, кого воспитывают... Это значит совершать поступки, которые сами были бы этими человеческими этическими условиями жизни для другого человека, а не только создавать вещные материальные условия жизни для него».

Слайд 3: Биография Сергея Леонидовича Рубинштейна

  • Рубинштейн С.Л.. Книги онлайн
  • С л рубинштейн биография кратко
  • С Л Рубинштейн и его вклад в психологию
  • Читайте также
  • Из Википедии — свободной энциклопедии

Биография С.Л. Рубинштейна (стр. 1 из 2)

Он принимает активное участие в развитии библиотечного дела в России. С середины 1928 г. Этот период был успешным для его научной деятельности, «период его становления как психолога». Первый «психологический» период: Ленинград, 1930—1942 В 1930 г. В 1937 утвержден ВАК в учёной степени доктора педагогических наук без защиты диссертации и в учёном звании профессора. Возглавлял секцию педагогической психологии в Государственном институте научной педагогики. До октября 1942 г. Во время блокады Ленинграда оставался в городе до марта 1942 г.

В 1942 году за работу «Основы общей психологии» 1940 был удостоен Сталинской премии второй степени в категории Философские науки премия за 1941 год, присуждена постановлением СНК СССР от 10 апреля 1942 года. Второй «психологический» период: Москва, 1940-50е годы Директор Института психологии с 1 октября 1942 г. Oрганизатор и первый заведующий кафедрой психологии 1942 , а затем отделения психологии 1943 на философском факультете МГУ им. Ломоносова и отделения языка, логики и психологии на филологическом факультете.

Он был принят в аспирантуру Московского университета, где продолжил исследования в области психологии и философии. Под руководством выдающегося психолога Александра Михайловича Залкина Рубинштейн начал изучать актуальные проблемы психологии и разработал собственную теорию развития личности. Карьера и научные работы С. Рубинштейн был одним из ведущих российских психологов-экспериментаторов и он сыграл важную роль в развитии психологии в СССР. Рубинштейн начал свою карьеру в 1914 году, когда он был назначен преподавателем в Казанском университете.

Позже он работал в Московском государственном университете, где основал отделение психологии второго психологического института в России. В своих исследованиях Рубинштейн сфокусировался на понимании человеческого поведения и психических процессов в контексте социальной среды. Он разработал концепцию «живого организма», которая описывает сложные взаимодействия между человеком и его окружением. Кроме того, Рубинштейн провел много исследований по проблемам обучения и развития ребенка. Он предложил теорию зон ближайшего развития, которая считается одной из основных концепций современной психологии. Работы Рубинштейна в области психологии оказали значительное влияние на развитие не только отечественной, но и зарубежной психологии. Его идеи активно внедряются в практику педагогики и лечебной психологии. Рубинштейн считается одним из основателей советской психологической школы. Его научные работы останутся важными источниками для будущих поколений психологов, специалистов в области образования и психотерапии.

Развитие психологической науки С. Рубинштейн внес значительный вклад в развитие психологической науки. Он разработал теорию функциональных систем, которая стала важным фундаментом для понимания человеческого поведения и психических процессов. Рубинштейн активно исследовал такие важные темы, как восприятие, память, мышление и эмоции. Он выделил три основных компонента функциональных систем: деятельность, сознание и личность. Он утверждал, что эти компоненты взаимосвязаны и влияют друг на друга. Рубинштейн также придал большое значение активной роли личности в ее взаимодействии с окружающей средой и осознанию ее собственных потребностей и целей. Рубинштейн разработал концепцию психологических систем, которая стала основой для изучения различных аспектов поведения и психических процессов. Он придал большое значение роли взаимодействия между внутренними и внешними факторами, а также между индивидом и средой.

Кроме того, Рубинштейн разработал методологические принципы и подходы к исследованию психологических процессов, которые с тех пор стали фундаментальными для психологии. Он подчеркивал важность комбинирования экспериментальных и наблюдательных методов и использования объективных данных.

Однако местная профессура встретила новоиспеченного марбургского доктора философии настолько ревниво и недоброжелательно, что свой пост он почти сразу оставил и предпочел преподавать философию, психологию и логику гимназистам. Лишь после революции, в 1919 году, он возвратился в университет в должности доцента, а в 1921 году был избран профессором кафедры психологии, сменив на этом посту скончавшегося перед тем одного из крупнейших дореволюционных психологов России — Н. Исключение составляет лишь работа «Принцип творческой самодеятельности», опубликованная в «Ученых записках высшей школы г. Одессы» в 1922 году.

В этой новаторской статье были изложены исходные основы того общеметодологического подхода, который теперь называется деятельностным, или субъектно-деятельностным. Нелишне отметить, что термин «деятельностный подход» в трудах самого Рубинштейна, в том числе и более поздних, не встречается. Сущность этого подхода была выражена так: «... Субъект в своих деяниях, в актах творческой самодеятельности не только обнаруживается и проявляется; он в них создается и определяется. Поэтому тем, что он делает, можно определить то, что он есть; направлением его деятельности можно определять и формирование его самого. На этом только зиждется возможность педагогики...

Но в Москве Рубинштейн оказался не сразу. Назначение состоялось благодаря поддержке авторитетного в то время крупного ленинградского психолога М. Басова, который по некоторым суждениям, в том числе и под влиянием статьи Рубинштейна «Принцип творческой самодеятельности» с середины 20-х годов также начал разрабатывать проблему деятельности. Другими психологами эта проблема в то время не рассматривалась. Тогдашний директор Московского института психологии К. Корнилов — создатель реактологии учения о реакциях, а не о действиях и поступках — не пожелал сотрудничать с Рубинштейном и отказался принять его в свой институт.

Крупным событием в разработке методологических основ психологической науки в нашей стране стала публикация программной статьи Рубинштейна «Проблемы психологии в трудах Карла Маркса» 1934. В ней он отверг попытки соединить субъективную психологию сознания с трактовкой поведения как совокупности реакций. Именно на этой основе утвердился принцип единства сознания и деятельности, ставший ведущим для нового периода в развитии отечественной психологии. Согласно этому принципу, человек и его психика в частности, сознание формируются, развиваются и проявляются изначально в практической деятельности. А потому и изучаются они прежде всего через проявление в деятельности игровой, учебной, трудовой и др. Так Рубинштейн конкретизировал идущую еще от Гете общую идею: в начале было дело а не ветхозаветное слово.

Обосновав принцип единства сознания и деятельности, Рубинштейн фактически положил конец малопродуктивным дискуссиям о соотношении сознания и поведения, которые в течение многих лет велись в психологическом сообществе. На этом основании он провел методологический анализ кризиса в мировой психологии. Им была вскрыта уязвимость проекта преодоления кризисной ситуации, который был предложен австрийским психологом Карлом Бюлером. Последний считал, что необходимо соединить в некое целое разнонаправленные ветви психологической мысли — интроспекционизм, бихевиоризм и культурно-историческую психологию. Следует отметить в связи с этим важнейшую личностную характеристику творчества Рубинштейна — способность охватить всю панораму мировой психологической науки, как в ее деталях, так и в общих тенденциях развития. Это позволяло ему избегать провинциализма, которым иной раз грешат отечественные психологи по сей день.

Отечественная и западная психология выступали перед его умственным взором не как антагонисты, а как различные направления мировой психологической мысли. В дальнейшем такой подход ему дорого обошелся. В эпоху пресловутой борьбы против космополитизма он подвергся жесткой и совершенно необоснованной критике и административным преследованиям. Понимая необходимость подготовки молодого поколения психологов, Рубинштейн в 1935 году опубликовал психологический труд, обобщивший состояние мировой и отечественной психологической науки на рубеже 20—30-х годов. Первый в то время общий курс психологии был составлен им не в виде академической монографии, а как учебное пособие «Основы психологии».

Басова перебрался в Ленинград, встал во главе кафедры психологии в педагогическом институте им. Герцена, одновременно став заместителем директора Центральной научной библиотеки. На базе положений Маркса, Сергей Леонидович показал идею целостности сознания и труда — в соответствии с закономерностями, человек и его психика совершенствуются только в реальном и постоянном функционировании. Необходимо особо выделить создание в 1940 году фундаментальной книги «Основы общей психологии», которая представила собой итог многолетних исследований и достижений всемирной психологии. Деятельность во время Великой Отечественной войны Продемонстрировав твердость духа, Рубинштейн добровольно остается в Ленинграде проректором института. Несмотря на слабое сердце, принимает участие в подготовке обороны города, поддержке населения, знакомит командование со спецификой психологии фашизма. С 1 октября 1942 года — эвакуирован в Москву. Возглавил психологический институт Российской академии образования. Приглашает к сотрудничеству А. Леонтьева, А. Лаурию, Б. Теплова и своих учеников. В этом же 1943 году — возникает идея построения нового института для реализации современных положений психологического познания. На этом трудном для страны этапе, ученый на базе знаний о нейрофизиологии, занимается задачей восстановления трудоспособности раненых. По его проекту, в Институте философии оборудованы специализированные помещения для научных экспериментов в области психологии с использованием европейской аппаратуры.

Рубинштейн Сергей Леонидович

Исследовал понятие личности и создал собственную концепцию, известную как теория самореализации. Эта концепция повлияла на понимание личностного развития и самоосуществления, став одной из основных в современной психологии. Разработал методику тестирования личностных особенностей и индивидуальных различий. Его методика получила широкое признание и используется в практической психологии для определения профессиональных предпочтений и анализа индивидуальных характеристик личности. Творчество и исследования Сергея Рубинштейна оказали огромное влияние на развитие психологии. Его работы являются основой для многих современных теорий и методик и продолжают быть актуальными и значимыми в нашей психологической практике.

Находясь в эвакуации, вместе со своими коллегами по институту он занимался психолого-педагогическим обследованием средних школ, проводил показательные уроки, регулярно организовывал конференции для учителей, лекции для населения, выступления в госпиталях. Здесь же, в Кисловодске, он узнал о присуждении ему Сталинской премии за фундаментальный труд "Основы общей психологии".

В военные годы психологическая наука укрепилась и организационно. Осенью 1942 г. Рубинштейна вызвали в Москву и назначили директором Института психологии. Он внес большой вклад и в восстановление деятельности кафедры психологии в МГУ он создал отделение психологии на философском факультете МГУ. К работе на кафедре психологии С. Рубинштейн привлек крупных ученых Москвы — прежде всего из Психологического института, а также из других научных институтов. На кафедре в ее первом составе работали: А.

Леонтьев, Б. Теплов, А. Смирнов, П. Гальперин, К. Гуревич, С. Кравков, Н. Ладыгина-Котс, А.

Запорожец, А. В 1943 г. По его проекту в Институте философии были построены специальные помещения для проведения экспериментов, оснащенные новейшей аппаратурой, полученной по репарациям из Германии. Благодаря его усилиям, была открыта аспирантура, в которой, среди других аспирантов, обучались Е.

Рубинштейна на соискание Ленинской премии [12]. Научная деятельность[ править править код ] Научные исследования Рубинштейна в области психологии получили широкое развитие после его переезда в Ленинград в 1930 году. Здесь он положил начало крупной научной философско-психологической школы. Область научных интересов — теория и методология общей психологии, педагогическая психология, философия, логика, психология мышления, история психологии, психология эмоций , темперамента, способностей. Одним из первых отечественных психологов сформулировал принцип единства сознания и деятельности — центральный в теории деятельностного подхода в психологии 1922. В 1930-е годы содержательно обосновал этот принцип, суть которого состоит в том, что человек и его психика формируются и проявляются в деятельности изначально практической, сформулировал программу создания психологии на основе философии марксизма , разработал новые методологические принципы психологической науки, в частности, принцип детерминизма «внешние причины действуют через внутренние условия» , создал концепцию психического как процесса, реализованную в исследовании процессов мышления его учениками А. Брушлинским , К. Абульхановой-Славской и др. Важными вехами в истории советской и российской психологии стали юбилеи С. Рубинштейна, начиная с 1989 года, отмечаемые международными конференциями и публикациями [13]. При Институте психологии РАН создано научное Рубинштейновское общество, мемориальный кабинет и электронный журнал «Человек и мир» [14]. В июне 2022 года создан общественно-научный «Международный центр рубинштейноведения» [15] , осуществляющий архивную и исследовательскую деятельность по развитию научной школы С. Рубинштейна — К.

В 1957 С. Рубинштейн назначен главой советской делегации психологов на XV Международном психологическом конгрессе в Брюсселе , но не участвовал по болезни. В 1959 С. Рубинштейн был назначен Президиумом АН СССР организатором крупнейшего Всесоюзного совещания по проблемам соотношения социального и биологического, к участию в котором он привлек самых авторитетных специалистов - П. Анохина, Асратяна, Гращенкова, П. Симонова и многих других. Рубинштейна на соискание Ленинской премии. Научная деятельность Научные исследования Рубинштейна в области психологии получили широкое развитие после его переезда в Ленинград в 1930. Здесь он положил начало крупной научной философско-психологической школы. Область научных интересов — теория и методология общей психологии, педагогическая психология, философия, логика, психология мышления, история психологии, психология эмоций, темперамента, способностей. Одним из первых отечественных психологов сформулировал принцип единства сознания и деятельности — центральный в теории деятельностного подхода в психологии 1922. В 30-е годы содержательно обосновал этот принцип, суть которого состоит в том, что человек и его психика формируются и проявляются в деятельности изначально практической, сформулировал программу создания психологии на основе философии марксизма, разработал новые методологические принципы психологической науки, в частности, принцип детерминизма «внешние причины действуют через внутренние условия» , создал концепцию психического как процесса, реализованную в исследовании процессов мышления его учениками А.

Классик мировой философско-психологической мысли Сергей Леонидович Рубинштейн (1889–1960)

Сергей Леонидович Рубинштейн (18 июня 1889, Одесса — 11 ноября 1960, Москва) — российский психолог и философ, член-корреспондент Академии наук СССР, один из. Первая статья, которую выпустил С.Л Рубинштейн, пребывая в новой должности, была посвящена памяти Ланге и называлась «Принцип творческой самодеятельности». Рубинштейн Сергей Леонидович советский психолог и философ фото биография.

Жизнь и творчество Сергея Леонидовича Рубенштейна

Рубинштейн и Леонтьев разрабатывали теорию параллельно и независимо друг от друга. При этом они опирались на труды Л. Выготского и на философскую теорию К. Маркса, поэтому в их работах много общего. Базовый тезис теории формулируется следующим образом: не сознание определяет деятельность, а деятельность определяет сознание. На основе этого положения в 30-х годах Рубинштейн формирует основной принцип: «единство сознания и деятельности». Психика и сознание формируясь в деятельности, в деятельности и проявляются.

Деятельность и сознание -это не две разные стороны обращенных аспектов, они образуют органическое единство но не тождество. Деятельность не является совокупностью рефлекторных реакций на внешний стимул, так как регулируется сознанием. Сознание рассматривается как реальность, которая не дана субъекту непосредственно для его самонаблюдения. Сознание может быть познано лишь через систему субъективных отношений, в том числе через деятельность субъекта, в процессе которой субъект развивается. Леонтьев уточняет положение Рубинштейна: «Сознание не просто проявляется как отдельная реальность, сознание встроено и неразрывно связано с ним». Теория деятельности- система методологических и теоретических принципов изучения психических феноменов.

Основным предметом исследования признается деятельность, опосредствующая все психические процессы. Данный подход начал формироваться в отечественной психологии в 20—е гг. В 1930—е гг. Рубинштейна 1889—1960 , который сформулировал принцип единства сознания и деятельности, и А. Леонтьева 1903—1979 , который совместно с другими представителями Харьковской психологической школы, разработал проблему общности строения внешней и внутренней деятельности. Деятельность — это совокупность действий, направленных на достижение целей по Рубинштейну.

Принцип развития по С. Рубинштейну Категория развития, будучи фундаментальной философской категорией, является ведущей и в системе понятий психологической науки. Идея развития вошла в психологию под влиянием эволюционной теории Ч. Дарвина и легла в основу формирования вначале детской, а затем возрастной психологии. Важной вехой, ознаменовавшей преобразование понятия "развитие" в фундаментальную категорию психологии, стало его включение Рубинштейном в систему понятий общей психологии и возведение в статус важнейшего методологического принципа психологической науки. Вот что писал С.

Рубинштейн об этом: "Развитие психики является для нас не только более или менее интересной областью исследования, но и общим принципом или методом исследования всех проблем психологии. Закономерности всех явлений, и психологических в том числе, познаются лишь в их развитии, в процессе их движения и изменения, возникновения и отмирания". В трудах С. Рубинштейна, созданных на рубеже 40х годов, в проблематику общей психологии был включен весь жизненный путь человека и показана зависимость развития всех сторон его сознания и личности от особенностей генеральной линии жизни индивида. Развитие стало пониматься как основной способ существования личности на всем протяжении её индивидуального пути. Многокачественное содержание категории развития в психологии было раскрыто в коллективном труде "Принципы развития в психологии" 1978.

В нем была подчеркнута необходимость соединения принципа развития с принципом системности, реализация которого позволяет рассмотреть и сам процесс психического развития как сложно организованную целостность. Таким образом, для психологии принцип развития имеет особенно большое значение, поскольку изучаемые ею явления отличаются "исключительно высокой динамичностью". Принцип детерминизма С. Рубинштейна Положения диалектико-материалистического принципа детерминизма были развиты С. Л, Рубинштейном в связи с анализом философских проблем психологии изучением природы психических явлений. Здесь происходит двухсторонний процесс: развитие психологической теории на философской основе диалектического материализма и развитие самих философских проблем на материале конкретной науки - психологии.

Рубинштейну принадлежит заслуга распространения диалектико-материалистического принципа детерминизма на анализ психических явлений вообще и явлений мышления в частности. Философский анализ, проделанный ученым, показал, что принцип детерминизма является узловым, объединяющим марксистско-ленинскую теорию отражения и рефлекторную теорию психического - основные философские положения, без которых невозможно понимание природы психического вообще и мышления в особенности. Теория отражения дает понимание мышления как активного процесса мысленного восстановления объекта, действительности во всей её конкретности, как процесса взаимодействия субъекта и объекта. Теоретический анализ дал возможность превратить принцип детерминизма в принцип экспериментального психологического исследования мышления. Анализ проблем, перед которыми остановилась мысль зарубежных ученых, не вооруженных соответствующей методологией, дал С. Л, Рубинштейну возможность выдвинуть новую постановку этих проблем, а также наметить новые, которые могли возникнуть только в результате применения этой методологии к решению проблем мышления.

Анцыферова и М. То есть в это время С. Рубинштейн возглавлял три крупных психологических центра в Москве, а также был председателем Ученого совета в ЛГПИ им. Герцена в Ленинграде. Соболев, автор труда о деятельности ленинградских ученых в годы войны, указывает, что работники педагогического института, в первую очередь, профессора В. Вернадский и С.

Рубинштейн, делали все возможное, чтобы жизнь в институте не замирала. И жизнь продолжалась: в 1942—1943 гг. Некоторые психологи в годы войны проходили переподготовку. Огромный груз сложной организаторской работы С. Рубинштейн совмещал с интенсивной научной работой: с первых дней войны начал работать над подготовкой второго издания "Основ психологии". В научной деятельности Рубинштейн интегрировал основные направления и функции психологической науки — философско-методологическое обоснование теоретических и эмпирических исследований и их осуществление, применение психологии на практике.

Все это позволяет оценить масштаб личности Рубинштейна — теоретика психологии и практика — организатора науки. Важнейшее значение для всего хода последующего развития психологии в СССР имело создание в октябре 1943 г. Академии педагогических наук АПН. Рубинштейн входил в состав комиссии по подготовке материалов по организации АПН. Необходимо было разрабатывать новые научные основы педагогики и психологии, готовить научно-педагогические кадры для вузов и научно-исследовательских институтов по педагогике и психологии. В годы войны С.

Рубинштейна как ученого по-прежнему интересовала главным образом проблема сознания в его единстве с деятельностью. Сознание, психика с точки зрения Рубинштейна должны рассматриваться не как нечто пассивное, созерцательное, рецептивное, а как процесс, деятельность субъекта, реального индивида.

Вспоминая об этом времени, Андрей Владимирович Брушлинский отмечал, что с первых дней войны Сергей Леонидович, немолодой и слабого здоровья человек, начал ходить в тир, чтобы научиться владеть оружием. В годы войны Рубинштейн проявил незаурядное мужество.

Блокадной зимой 1942 г. Внешне очень сдержанный, Рубинштейн всегда очень заботился о своих учениках, а нуждающимся студентам давал деньги без отдачи. За проявленное при обороне Ленинграда мужество и отвагу С. Рубинштейн был награжден несколькими правительственными наградами.

Когда Ленинградский пединститут был эвакуирован, Сергей Леонидович вместе с кафедрой психологии переехал в Кисловодск. Находясь в эвакуации, вместе со своими коллегами по институту он занимался психолого-педагогическим обследованием средних школ, проводил показательные уроки, регулярно организовывал конференции для учителей, лекции для населения, выступления в госпиталях. Здесь же, в Кисловодске, он узнал о присуждении ему Сталинской премии за фундаментальный труд "Основы общей психологии". В военные годы психологическая наука укрепилась и организационно.

Осенью 1942 г. Рубинштейна вызвали в Москву и назначили директором Института психологии. Он внес большой вклад и в восстановление деятельности кафедры психологии в МГУ он создал отделение психологии на философском факультете МГУ. К работе на кафедре психологии С.

Рубинштейн привлек крупных ученых Москвы — прежде всего из Психологического института, а также из других научных институтов. На кафедре в ее первом составе работали: А. Леонтьев, Б. Теплов, А.

Смирнов, П. Гальперин, К.

Согласно С. Рубинштейну: «…творческой является всякая деятельность, создающая нечто новое, оригинальное, что притом входит не только в историю всякого творца, но в историю развития науки, искусства и т. Рубинштейн С.

Сергей Леонидович Рубинштейн предложил модель мышления, увы, не отличающуюся научной новизной: а Осознанная постановка проблемы; б Разрешение проблемы в форме гипотезы; в Критическая проверка гипотетического решения; г Формирование решения в виде суждения. Рубинштейн, осмысляя жизненный путь личности перед лицом смерти, в некрологе, посвящённом Н. Ланге, если взглянуть на соотношение трёх составляющих жизни личности - на её «деяния», на неё как «деятеля» и на масштабы деяний и деятеля на протяжении жизни, то у разных людей эти соотношения окажутся различны. Лишь некоторые, вкладывая все свои силы в свои творения, тем не менее не исчерпали в них себя, не изжили себя как личности до своей смерти. Но те, другие, которые оказались не способными полностью отдаться своем делу, скупо вложив в него лишь часть своих сил, парадоксальным образом исчерпали себя как личности».

С л рубинштейн биография кратко

С 1992 вручается Премия РАН имени С. Л. Рубинштейна за выдающиеся научные работы в области психологии. тейн оставил после себя нескольких учеников и последователей, которые теперь развивают дальше его теории. В 1957 г. С. Л. Рубинштейн назначен главой советской делегации психологов на XV Международном психологическом конгрессе в Брюсселе, но не участвовал по болезни. Серге́й Леони́дович Рубинште́йн — советский психолог и философ, член-корреспондент Академии наук СССР (1943, Отделение истории и философии).

Биография С.Л. Рубинштейна - реферат

С.Л. Рубинштейн считал проблему мотивов человеческого поведения одной из важнейших для отечественной психологии. В 1945 г С Л. Рубинштейн создал сектор психологии в Институте философии АН СССР и возглавил его. РУБИНШТЕЙН Сергей Леонидович (1889—1960) — российский психолог и философ, методолог психологии, один из создателей деятельностного подхода в психологии. В 1945 г С Л. Рубинштейн создал сектор психологии в Институте философии АН СССР и возглавил его. Биография Сергей Рубинштейн — первый психолог, удостоенный избрания членом-корреспондентом Академии наук СССР.

Форма поиска

  • Непобедимая наука. С.Л. Рубинштейн – исследователь и организатор психологических достижений | МГППУ
  • С.Л. Рубинштейн и его вклад в совершенствование отечественной психологии ::
  • Форма поиска
  • Биография Рубинштейна Сергея Леонидовича: жизненный и профессиональный путь психолога
  • Ранние годы и образование
  • О знаменитости

Сергей Леонидович Рубинштейн — краткая биография

В 1957 г. С. Л. Рубинштейн назначен главой советской делегации психологов на XV Международном психологическом конгрессе в Брюсселе, но не участвовал по болезни. В издании представлены фундаментальные труды выдающегося русского психолога и философа тейна. В период доминирования вульгарного социологизаторства Рубинштейн выступил с концепцией внутриличиостной детерминации поведения. Рубинштейн Сергей Леонидович Сергей Леонидович Рубинштейн родился 18 июня 1889 года в Одессе. Философское и психологическое образование получил в Марбурге. Серге́й Леони́дович Рубинште́йн — советский психолог и философ, член-корреспондент Академии наук СССР (1943, Отделение истории и философии).

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий