Устройство и техника звукоизвлечения Шэн – считается родоначальником музыкальных инструментов, характерной чертой которых является язычковый способ извлечения звука. Турецкий музыкант Гёркем Шен создал необычный акустический музыкальный инструмент и теперь борется за то, чтобы его признали классическим. Шэн – язычковый духовой музыкальный инструмент. Шэн – язычковый духовой музыкальный инструмент.
Шэн – очень древний деревянный духовой инструмент
Шен музыкальный инструмент. Шэн Этнические инструменты Народ музыкальные инструменты Музыкальные инструменты Все категории один из древнейших музыкальных инструментов Китая.
Шэн – очень древний деревянный духовой инструмент
В передаче «Нота классики» от 5 августа – рассказ о древнейшем китайском язычковом духовом музыкальном инструменте шэн (笙). Вы узнаете интересные факты, связанные, в частности, с историей развития и техническими особенностями этого музыкального инструмента. В крупном симфоническом оркестре национальных музыкальных инструментов иногда используют «шэн-верхи», «шэн-альт» и «шэн-бас». Шэн – китайский язычковый духовой музыкальный инструмент, один из древнейших представителей семейства гармоник. Шэн Этнические инструменты Народ музыкальные инструменты Музыкальные инструменты Все категории Традиционно шэн использовался как инструмент аккомпанемента для сольных суона или дизи выступлений.
Китайские музыкальные инструменты: Шэн
Игра уличных музыкантов и необычный звук инструмента настолько увлекли европейца, что он приобрел в качестве сувенира «губной орган» и отвез его на родину. Так по легенде и произошло распространение шэна в Европе мире. Однако некоторые историки считают, что инструмент оказался на континенте значительно раньше, в X-XIII веках. Звучание шэна Если вы когда-нибудь отправитесь в Китай, обязательно найдите тех, кто умеет музицировать на шэне. Только там вы услышите исполнение мастеров и тот яркий выразительный звук, который могут извлечь из инструмента истинные виртуозы. Среди прочих китайских музыкальных инструментов шэн один из немногих, что идеально вписывается в совместное исполнение в составе оркестра. В больших фольклорных ансамблях зачастую применяют шэн-бас и шэн-альт.
Устройство, звучание, особенности[ править править код ] Шэн состоит из деревянного или медного в древности тыквенного чашеобразного корпуса с мундштуком , сверху которого вставлены бамбуковые или тростниковые трубки разной длины. Трубок, как правило, 17, из которых 3, 4 или 7 являются декоративными и не участвуют в звукообразовании [1]. На крышке чаши по окружности расположены отверстия, в которые вставлены тростниковые или деревянные трубки с медными язычками в основании. У каждой трубки в нижней части имеется одно боковое отверстие, которые закрывают пальцами.
В современном понятии шэны делятся на три основных вида: большой — дашэн — 800 мм от основания, средний — гжуншэн — 430 мм, малый — сяошэн — 405 мм. Фактически шэн был одним из самых ранних предков органа, баяна, то есть одним из первых многозвучных духовых инструментов. Это позволяет предположить, что в то время, как почти повсюду в древнем мире, музыка была одноголосной, в древнекитайской музыке существовали уже элементы многоголосия. Шэн может выступать соло, в ансамбле или же аккомпанировать пению. Шэн отличается яркой выразительностью и невероятной грациозной вариативностью. В невероятно чистом, ярком, выразительном звучании инструмента преобладают высокие тона, верхние — более звонкие, альт более полный и мягкий, а баз низкий и глубокий. Шэн является неотъемлемой составляющей фольклорных концертов для духовых и ударных инструментов. Именно поэтому шэн всегда считался в Китае, Японии и других странах «чистым» инструментом, то есть пригодным для исполнения священной музыки. В начале правления Танской династии около 700 г. На нем можно было играть в 12 тональностях, для этих инструментов был создан учебник гармонии. Диапазон инструмента довольно обширный — до полутора октав. Это позволяет исполнять на нем разнообразные произведения и всевозможные импровизации. Между прочим, среди всех традиционных китайских музыкальных инструментов, лишь только шэн можно использовать в ансамбле с другими инструментами для гармонизации тембра и обогащения звучания оркестра. В крупном симфоническом оркестре национальных музыкальных инструментов иногда употребляют «шэн-верхи», «шэн-альт» и «шэн-бас». Схема расположения звуков шэна 13 звучащих трубок Наиболее употребительные звукосочетания в пределах диапазона шэна В настоящее время есть реконструированный шэн с хроматическим звукорядом двенадцатиступенного современного строя, исполняются на нем как переложения древних мелодий, так и новые сочинения. Примерные схемы расположения трубок в шэна Существует красивая легенда, связанная со звучанием шэнга. Считается, что звучание этого инструмента похоже на крик птицы Феникс. Даже сама форма шэнга напоминает эту птицу со сложенными крыльями. Это сравнение наглядно доказывает, что шэнгу отводится важная роль в мировой музыкальной культуре. Послушать шэн Существует легенда и о создании этого инструмента В древнем Китае особо почиталась богиня Нюйва Нюй-ва — небесная прародительница людей. Нюйва установила для людей брачные отношения и сама стала первой свахой. Поэтому последующие поколения почитали ее как богиню сватовства и бракосочетания. Люди приносили жертвы этой богине, причем церемонии в ее честь были необычайно пышными: за городом в поле строили алтарь, воздвигали храм и во время праздника приносили ей в жертву свиней, быков и баранов. В преданиях сказано, что Нюйва еще создала музыкальный инструмент шэнхуан и подарила его людям. Это был губной органчик шэн , с тоненькими листочками-язычками хуан ; стоило только подуть, как из него лились звуки. Он имел тринадцать трубочек, которые были вставлены в полую половину тыквы-горлянки.
В 1740 году Иоганн Вильде путешествовал по Китаю , где и познакомился с музыкальным инструментом шэн; он же считается его распространителем в Европе. Однако некоторые[ кто? В 1978 году в провинции Хубэй при раскопках было обнаружено несколько шэнов, которые датируются временем более чем двухтысячелетней давности. В начале XIX века элемент инструмента явился прототипом для изобретения фисгармонии и аккордеона.
Звучание природы. 8 традиционных китайских музыкальных инструментов
Шэн приобрел популярность в эпоху правления династии Чжоу, так как его часто использовали в качестве аккомпанементного инструмента для придворных певцов и танцоров. Все инструменты имели 17 трубок с длинным изогнутым мундштуком и очень похожи на традиционный шэн, используемый сегодня. Шен, шэн — китайский духовой музыкальный инструмент со свободным язычком.
Японские музыкальные инструменты. "Сё"- губной орган из семнадцати бамбуковых трубок...
Древний китайский инструмент шэн справа Фото: Александр Огородников, личный архив Доподлинно неизвестно, как о шэне узнали европейцы. Гармоника Франтишека Киршника Узнав о существовании шэна, европейские изобретатели стали экспериментировать над формой нового музыкального инструмента, вдохновленного устройством китайского собрата. Одной из первых таких разработок стала регаль-библия, созданная в 1575 году. Она была переходной ступенью от органа к ручной гармонике.
Свое название этот музыкальный инструмент получил из-за схожести с большой «книгой-библией». За звание родины первой настоящей гармоники «спорят» Германия и Россия. Долгое время ее годом «рождения» считался 1822 год — тогда она была представлена в Берлине.
Однако в своих исследованиях Альфред Мирек утверждал, что в Российской империи подобный инструмент появился более чем на 40 лет раньше. В Голландии, Германии, Дании и других странах он изучал секреты местных органных мастеров. После многих путешествий он поселился на Васильевском острове в Санкт-Петербурге.
В 1780 году начал разработку принципиально нового музыкального инструмента и уже через три года представил петербургской публике свою «гармонику». Очень быстро она завоевала большую популярность у представителей высших слоев российского общества. Изобретение Киршника больше напоминает маленькое переносное фортепиано, но принцип звукоизвлечения у него такой же, как и у современной гармошки.
Экземпляр, представленный в экспозиции Музея русской гармоники, по сохранившимся чертежам воссоздал сам Альфред Мирек. Саратовские гармоники Спустя несколько десятков лет после представления гармоники Киршника российской знати этот инструмент в усовершенствованном виде перекочевал из дорогих петербургских салонов на базары, улицы и площади, став одним из самых ярких и узнаваемых символов русской народной культуры. Венецианов, «Девушка с гармошкой», 1840 г.
Фото: artchive. В 1830-х тульский оружейник Иван Евстратьевич Сизов привез с Нижегородской ярмарки иностранную гармонь.
О шэне, а также других интересных, редких и необычных экспонатов музея можно узнать в нашем подкасте. Отправляемся в Музей музыки! Вы с нами?
Деревянный, а позднее и металлический, корпус из 13, 16 [1] или 17 трубок разной длины снабжен чашеобразным лепдистуком, натрубком. На крышке чаши по окружности расположены отверстия, в которые вставлены тростниковые или деревянные трубки с медными язычками в основании. У каждой трубки в нижней части имеется одно боковое отверстие, которые закрывают пальцами. Шэн имеет хроматический 12-ступенный звукоряд.
Инструмент относится к группе аэрофонов. Это означает, что звуки производятся при помощи вибрации воздушного столба. Снаружи в каждой трубке просверлено круглое отверстие. Звук возникнет в трубке, только если закрыть отверстие пальцем. С внутренней стороны трубок вверху вырезаны продольные проемы, чтобы столб воздуха колебался в резонанс с помещенным внизу язычком, — это усиливает звучание. Звукообразование в шэне: через мундштук, имеющийся сбоку корпуса, вдувается или втягивается воздух. Так как внизу корпуса а в больших шэнах — и вверху имеются отверстия, струя воздуха, проходя через корпус, создает разрежение. Происходит подсос воздуха из трубок. В тех трубках, где исполнитель зажал отверстия, возникает звук. Корпус шэна держат обеими руками, как чашу; нижнее отверстие резервуара должно находиться между ладонями, а кончики пальцев, поднятых вверх, могут закрывать отверстия в нижней части трубок. При одновременном закрывании нескольких отверстий получается аккордовое звучание; для шэна характерны квинтовые или квинто-квартовые интервалы. Современный шэн имеет хроматический 12-ступенный звукоряд, основанный на равномерно темперированном строе. Диапазон зависит от числа и размера трубок. Схема устройства шэна в разрезе : 1 — корпус, 2 — патрубок, 3 — пластинки с язычками голосами , 4 — отверстия, закрываемые при игре пальцами исполнителя, 5 — трубки, 6 — прорези с внутренней стороны для подстройки, 7— движение воздуха Шен отличается компактными размерами, что значительно облегчает его транспортировку. В современном понятии шэны делятся на три основных вида: большой — дашэн — 800 мм от основания, средний — гжуншэн — 430 мм, малый — сяошэн — 405 мм. Фактически шэн был одним из самых ранних предков органа, баяна, то есть одним из первых многозвучных духовых инструментов. Это позволяет предположить, что в то время, как почти повсюду в древнем мире, музыка была одноголосной, в древнекитайской музыке существовали уже элементы многоголосия. Шэн может выступать соло, в ансамбле или же аккомпанировать пению. Шэн отличается яркой выразительностью и невероятной грациозной вариативностью. В невероятно чистом, ярком, выразительном звучании инструмента преобладают высокие тона, верхние — более звонкие, альт более полный и мягкий, а баз низкий и глубокий. Шэн является неотъемлемой составляющей фольклорных концертов для духовых и ударных инструментов. Именно поэтому шэн всегда считался в Китае, Японии и других странах «чистым» инструментом, то есть пригодным для исполнения священной музыки. В начале правления Танской династии около 700 г. На нем можно было играть в 12 тональностях, для этих инструментов был создан учебник гармонии. Диапазон инструмента довольно обширный — до полутора октав. Это позволяет исполнять на нем разнообразные произведения и всевозможные импровизации.
Китайские музыкальные инструменты: Шэн
Знаток русской гармони рассказал о ее прародителе - музыкальном инструменте - шэне | Устройство Шэн также известный как «шенг» — это музыкальный инструмент, состоящий из корпуса из дерева или металла, трубок с медными язычками и патрубка мундштука, через который музыкант дует в инструмент. |
Китайские музыкальные инструменты: Шэн - Блог «Шэнсяо» | Музыкальная программа группы Ум Ясен band и Шэн Файн на арт площадке "Вертолёт" города ХолмскПодробнее. |
Кнопочки баянные | Шен, шэн — китайский духовой музыкальный инструмент со свободным язычком. |
Шэн — "Энциклопедия. Что такое Шэн | В 1978 году в провинции Хубэй при раскопках было обнаружено несколько шэнов более чем двухтысячелетней давности. |
Шэн музыкальный инструмент
Шен, китайский духовой орган | Шэн – первый язычковый инструмент Первому язычковому музыкальному инструменту предположительно около 2 тысяч лет. |
Шэн музыкальный инструмент - 71 фото | Среди прочих китайских музыкальных инструментов шэн один из немногих, что идеально вписывается в совместное исполнение в составе оркестра. |
Шэн — Википедия с видео // WIKI 2 | Шен музыкальный инструмент. |
Шэн – инструмент совершенной мудрости
- Шэн музыкальный инструмент
- Звучание природы. 8 традиционных китайских музыкальных инструментов
- Знаток русской гармони рассказал о ее прародителе - музыкальном инструменте - шэне
- История музыкального инструмента Шэн или шенг, кто его придумал и когда
- Звучание природы. 8 традиционных китайских музыкальных инструментов
- #Этоинтересно
Шэн (инструмент) - Sheng (instrument)
Звучание природы. 8 традиционных китайских музыкальных инструментов | Музыкальные инструменты в Китае Шэн. |
Звучание природы. 8 традиционных китайских музыкальных инструментов | Шэн — Шенг, китайский духовой язычковый музыкальный инструмент, род губной гармоники (См. Губная гармоника) с резонаторными трубками. |