Громница (Громницы) один из старинных славянских святодней Кологода, связанный с почитанием Огня, Света и Грозы.
Громница: традиции праздника, обряды и ритуалы
Громница — Сретение считается единственным зимним днем, когда случается первая гроза. Дата Громницы (это название более характерно для белорусских земель) напрямую связана с солнечным календарем, это сороковой день после Коляды. В деревне Грибаны Могилевского района воссоздали аутентичный славянский праздник Громницы. Громница у славян Ряд обрядов, происходивших на Громницу, связаны с огнем (свечками) и водой. Не все знают, что 2-15 февраля отмечается славянский праздник, который называется «Громница».
2 февраля Громница: как празднуем?
Среди древних славянских праздников особенной важностью пользовалась Громница. Языческий праздник Громница – один из старинных славянских праздников, связанный с почитанием Огня, Света и Грозы, праздновался 1-2 февраля. В данной статье мы разберём традиции февраля и праздник зимней Громницы. Узнайте как и когда праздновать славянский праздник Громница в 2024 году: обряды, традиции, поверья, а также история праздника. Громница – архаичный славянский праздник, входящий в Кологод, праздник, который связан с Огнём, Светом и Грозой. Громница у славян Ряд обрядов, происходивших на Громницу, связаны с огнем (свечками) и водой.
Славянский праздник Громницы
Кроме того, известна фраза «на Громницы час прибавился» чеш. Судили о погоде, если в этот день ясное небо и виден заход солнца — зима продлиться ещё долго, но богаче будет урожай в этом году. Кроме того, говорили, что в этот день первый жаворонок прилетает, даже если он и замёрзнет потом. С Громниц иногда начинаются карнавалы и праздничные гулянья — время радости и изобилия в еде, продлящееся до Пепельной среды Великого поста. Но во многих местах существовал запрет на танцы, считали, кто будет танцевать — тот умрёт в течение года.
Поговорки и приметы В феврале зима с весной встретится впервой. Зима с летом встретилась белорус. На Громницы половина зимицы белорус. Покров не лето, Встретенье не зима.
О Сретенье солнце на лето, зима на мороз. На Сретенье зима весну встречает, заморозить красную хочет, а сама — лиходейка — со своего хотенья только потеет. На Сретение яйца не бьют и не варят — это к бесплодию. На Сретенье кормят закармливают племенных птиц.
Корми в Сретенье кур овсом — весной и летом будешь с яйцом. На сретеньев день льды опятнает архангельск. Что сретенский мороз — пришёл батюшка-февраль, так и мужик зиму перерос. Если на Громницы петух из-под стрехи крыши напьётся водицы, то на Юрья — вол подъест травицы белорус.
На Овечницу медведь ложится в берлогу и начинает сосать лапу, на Сретенье переворачивается и сосёт другую лапу, а на Благовещенье — выходит из берлоги белорус. Сретенье зима с летом встретились. На Сретение зима борется с летом: кому идти вперед, кому назад. На Сретенье солнце на лето, зима на мороз поворотила.
К Сретенью у дня больше света, у ночи меньше стужи. О погоде и урожае Какая погода на Сретенье, такая и весна: если оттепель, то весна будет ранняя и теплая; если холодно весна поздняя; если снег весна дождливая. Тепло на Сретенье весна ранняя и теплая. Какой день на Сретенье, такового ожидай и на первый день Пасхи воронеж.
Капель на Сретенье урожай пшеницы. На Сретенье снежок пригонит на весну дожжок. В Сретеньев день снежок во всю весну дожжок. На Сретеньев день от воробья стена мокра.
Предлагаем посмотреть видео о празднике Громница или Сретенье Господне: Славянские боги и богини, которых чествуют в этот день В Громницу вспоминали таких богов и богинь, как: Богиню Лёлю. Она олицетворяет весну, любовь и красоту. Это образ нежной, юной и искренней девушки. Она всегда изображается в окружении природы — у реки, леса, на поляне. Символ Лёли — берёза, такая же утончённая, немного грустная и беззаботная. Сестру Лёли — Морену, которая олицетворяет зиму. Её имя упоминается в северных заговорах. Считают, что именно Морена способна прогнать болезни, которые приходят с холодами. Её символ — ель.
Перуна — Бога молний и грома. Его изображают в просторном красном плаще, с богатырским конём и стопудовой палицей. Символ Перуна — топор. Богиню- покровительницу молний и небесной влаги Диву-Додолу. Она является женой Перуна.
Однако, на просторах всемирной сети можно обнаружить и иные описания этого торжества. Здесь, ведущую роль играет богиня Перуница. Кто это, мы с вами и попытаемся понять. Ранее мы говорили о том, что в праздник Сретения древние славяне чествовали бога Перуна и его божественную супругу — богиню Паляницу. Но по иной версии, она была не супругой, а девственной дочерью громовержца Перуна. Само имя богини Паляница, согласно этой теории, происходит от слова «поле». Стоит отметить, что богиня Паляница Перуница выступала в роли сильного женского начала, в образе женщины — воительницы. Таким образом, можно логически связать теорию о происхождении имени богини со словом «поле», ведь именно там и разворачивались всякие сражения и битвы. Здесь же можно провести некую параллель, между славянской богиней Перуницей и древнегреческой Афиной. Эта богиня так же являлась дочерью громовержца, бога Зевса, который породил её самостоятельно, из собственной головы. Таким образом, Афина выступала в образе продолжения сущности своего отца, женской ипостасью мужского и сильного начала. Она так же, как и Перуница, была девственной богиней, воительницей и покровительницей мудрости. Её главным атрибутом являлось копьё, как символ молний её отца. Богиня Перуница, так же изображалась вооружённая золотым копьём. Интересную параллель проводят некоторые с кельтской богиней Бригитой, которая до пришествия христианства, почиталась кельтами, как покровительница всяких ремёсел. В основном, её стезёй выступала именно кузничное дело, которое неразрывно связанно с культом огня и богов грома. Легенда о громовержце змее и Оленухе. Автор в своих поисках наткнулся на очень интересную легенду, которая может показать нам суть многих славянских праздников, с совершенно другого ракурса. Итак, перед нами очень интересная легенда о змее громовержце, который спит себе спокойно, в своих подземных владениях. На груди у спящего змея покоится дивное ожерелье, которое носит ещё более дивное название — Огнедева автору откровенно и честно слышится Огненная Дева. Так вот, это ожерелье является источником огромной силы, и является воплощением Живого огня, того самого, который дал начало всему мирозданию. В подземную обитель спускается сама Оленуха — олицетворение матушки природы. Она, пользуясь своей красотой, искушает и соблазняет бедного громовержца. После обманного манёвра матушка всего живого, забирает у хвостатого чудища его чудодейственное ожерелье, выносит его на поверхность, к своим земным детям. Силой ожерелья Оленуха наполняет землю сиянием и новой жизнью. Данное явление символизирует перелом зимнего времени на весеннее, то есть речь идёт о двух больших славянских праздниках — Громница и Масленица. Когда змей громовержец замечает пропажу своего ожерелья, он наполняется свирепостью и вслед за матушкой Оленухой поднимается из своей подземной обители на поверхность. Подобное явление символизирует весеннее равноденствие. Змей хочет настигнуть ту, что украла у него Огнедеву, но матушка Оленуха не теряет время зря, и в попытках уйти от преследования, поднимается в небесную обитель. Это символизирует славянский праздник Русалий день, и конечно Белтан. Всё же матери всего живого не удаётся избежать участи попавшиеся в лапы чудища жертвы, но настигнув её великий змей не в силах противостоять очарованию и притяжению богини. Таким образом оба божества соединяются в лихорадочном любовном экстазе, чем олицетворяют единство мужского и женского начала, и неизбежность притяжения между ними. Подобное божественное соитие находит свой отклик в таком славянском празднике, как Купала. Великий змей возвращает себе своё чудодейственное оружие, тем самым возвращая самому себе силы. После этого, змей не желая расставаться со своей возлюбленной Оленухой, увлекает её за собой, в свои подземные чертоги. Когда богиня повторно спускается в подземные владения великого змея, она избавляется от своих рогов автор немного в шоке, хотя наверно имя Оленуха, богиня получила не просто так.
Евгения Родочинская Кроме того, язычники посвящали Перуну и его жене "громничные свечи". По традиции их делали женщины или девушки. Три свечки сплетали в косу, и кверху они расходились небольшим трезубцем. Это был символ единства трех сторон бытия. Свечи хранили в укромном месте в течение года и зажигали по праздникам и большим событиям. На 15 февраля выпадали не только Громницы, но и православный праздник Сретение. Слово "сретение" означает встречу.
30 апреля - 1 мая "Живин день", "Бельтайн", "Вальпургиева ночь", "Ночь костров".
встреча Зимы с Весной на Мироколице Яви, когда силы Юной Весны дают первый бой силам Морены-Зимы, и единственный раз в зимнее время когда гремит Перунов Гром и можно увидеть молнии. Славянский праздник Лельник: значение. Колесо года 2 февраля: Славянский праздник Громница Громница — один из старинных славянских праздников Колеса года, которому соответствует кельтский Имболк. ГРОМНИЦА — так в современном Славянском Родноверии называют праздник первой встречи уходящей зимы с грядущей весной, когда силы обновляющейся Жизни дают первый «бой» слугам Морены-Зимы и, как верят в народе, может прогреметь Перунов Гром.
Праздники Кологода. Громница, Сретение, Имболк - 2 февраля
Так освещаясь небесным племенем, народ зажигал как большие, так и маленькие огни. Подобные «громовые свечи» дошли и до христианских обычаев. Данные свечи могли изготовлять только девушки. А в обычаях русинов громницы такие свечи переплетались в косу и заканчивались маленьким Триглавом, что означало символ единства Нави, Прави и Яви, в которых заключалось строение Всесвета.
Кроме того, считалось что данные свечи обладают магической силой и с их помощью можно было очистить воду, а вода, освящённая на Перуницу, ничем не уступает святой ЯР-Данськой воде. Их изготавливали только мужчины. Перед праздником посвящённый Предкам, в субботу, такую сечу отливал из воска хозяин дома, и чем больше была Громничная свеча, тем лучше будет текущий год.
Сретенье считается неким переломом зимы, в эту пору Хозяин Леса, любимец Велеса , обычно переворачивался в своей берлоге на другой бок, как бы чувствуя, что скоро нужно будет просыпаться. В народе существует такая примета, что если на Сретение холода будут, то весна будет холодной и поздней, а тихий и облачный денёк на Сретенье к хорошему урожаю. Если на Сретенье видно небо звёздное, то весна не скоро придёт.
Кроме того, в этот день вечером заклинали Солнце.
Славянские народы верили, что огонь такой свечки защищает жилище, привлекает благополучие, дает здоровье. Девичья «косичка» Такую свечу изготавливали девушки. Это можно было сделать и заранее — в последнюю субботу перед Громницей, а освятить и заговорить в праздник. Громничная девичья свеча изготавливалась в виде косички — три тонких восковых свечи сплетались между собой. Громничная девичья свеча изготавливалась в виде косички Для этого нить макали в растопленный воск до тех пор, пока на ней не образовывался нужный слой.
Девичьих свечей могло быть несколько, но все они обязательно заговаривались. Заклички Весны и «продажа» ребенка Народные обычаи, известные на сегодняшний день, не оканчивались изготовлением громничных свечей. В этот день февраля закликали весну. В обряде принимали участие только девушки и дети. Они собирались в доме или во дворе и тихонько пели обрядовые песни, призывая весну: Девушки и дети собирались в доме или во дворе и тихонько пели обрядовые песни, призывая весну Чтобы ребенок вырос здоровым и счастливым, матери приглашали знахарку. Она должна была выкупить малыша за символическую сумму.
Ребенка передавали ей в руки через окно. Женщина тут же его возвращала со словами: «Живи на мое счастье! Приметы Народные приметы на Громницу связаны с будущим урожаем и погодой. Их много: Народные приметы на Громницу связаны с будущим урожаем и погодой, актуальны и по сей день Если в праздник капель — весна будет ранней, а урожай пшеницы хороший.
А еще девушки тянули жребий с именем суженого. Приметы и поверья на Лельник На Лельник славяне украшали дома, домашнюю утварь и одежду изображениями птиц, посвященных богине Леле, ведь именно птицы по славянским поверьям «приносят на своих крыльях весну». Для бездетных женщин он считался единственным днем в году, когда они могли получить детородную силу без помощи знахарок. Для этого нужно было встать до зари и к рассвету прийти на небольшую поляну в лесу, где от холодной утренней росы струился вешний пар, обладающий чудодейственными свойствами. Также девушки обращались к Леле о содействии в удачном замужестве и взаимопонимании с возлюбленным.
Брачный союз, заключенный в Лельник, считался вечным и счастливым. А вот отсиживаться дома «девкам» считалось плохой приметой: либо они вовсе не выйдут замуж, либо найдут неказистого мужа, поскольку всех видных парней успеют расхватать другие. Александр Угланов. Девы Также в этот праздник люди заботились об очищении своей души и просили прощения у родных за причиненные обиды. Если на Красную горку шел дождь, им умывались. Эта «небесная водица» по древним поверьям приносила счастье, сохраняла красоту и продлевала молодость. По погоде судили о будущем урожае, предстоящем лете и зиме: громкие раскаты грома предвещали дождливое лето; безветренный и туманный день обещал богатый урожай зерновых, а непродолжительный дождик — обилие грибов; радуга на небе означала хорошую погоду; ясный погожий денек говорил о теплом солнечном лете, а осадки в виде дождя или мокрого снега — о прохладном и дождливом; небольшое количество яиц в птичьих гнездах сулило неурожайный год; успевшие распуститься к 22 апреля первые листочки на деревьях указывали на короткую и мягкую зиму, их отсутствие — долгую и холодную. И если девичий праздник в бОльшей степени наполнен песнями и хороводами, то праздник юношей — это день, который по приметам следовало провести в работе. В этом также отражается дохристианская концепция об активном созидательном мужском и пассивном охраняющем женском начале.
Завершаются же праздники уже общими хороводами, песнями и играми во время которых незамужние ищут себе пары и договариваются о женитьбе. Литература, использованная при написании статьи: 1.
Громничная свеча может быть изготовлена заранее перед праздником. Как правило, её делают в ближайшую субботу перед Громницей, а в сам день праздника только освящают. Обряды праздника Громница Кроме зажжения громничной свечи известны такие обряды праздника: Первые Заклички Весны. На Громницу весну закликают тихо, участвуют в этом только девушки и дети. Пока что песни-заклички поют чуть слышно, только у себя на дворе, когда рядом нет других людей.
Обряд «продажи ребенка» для его счастья и здоровья. Мать ребенка зовет знахарку, которая символически выкупает ребенка. Младенца передают знахарке через окно, а после она возвращает ребенка со словами «Живи на мое счастье». Деньги, полученные за «продажу» ребенка, тратят на покупку свечей.
Новости страны Северной
Молния, как символ Небесного огня, посланный после грома, является ключевым элементом этого языческого праздника. В те дни, когда отмечался праздник Громовика и Молнии, привыкли зажигать большую восковую свечу. Обряды на день богини Додолы Перед введением христианства на Руси, язычники использовали громовую свечу, которую зажигали на Перуновом капище. Однако после крещения славян, христианская церковь начала использовать свечи во время богослужений в церкви. Когда свеча была освещена на Перуновом капище, она затем приносилась домой, где проводились громничные языческие обряды. Над головой каждого члена семьи рисовали огненные кресты, после чего обходили каждый угол и весь дом с зажженной свечой с целью очистить его от всех отрицательных сил, скрытых в углах. На стенах дома также размещались огненные кресты, призванные защитить это жилище.
Как Додола додающая, поддерживающая, наполняющая как воплощение плодородия и додающая подающая благо: усиление привязанности, нежности, красоты, удачи, богатства и успеха. Совокупно она Богиня плодородия и любви, достака и удачи, войны, сражений и соревнований. Является покровительницей продовольствия, приплода, подательница обильных урожаев, творящая победу и правосудие, покровительница семейной жизни. Считается одной из великих богинь Матерей Рожаниц.
Додола также Богиня-Покровительница перевоплощений, дарующая право человеку избавиться от совершенных ошибок и выполнить свое Предназначение. Защитница и покровительница всех людей, растительности, плодородия, особенно девушек и женщин. Молодую девушку княгиню праздника Перуна в честь Додолы украшают богатыми венками и гирляндами их трав и цветов. Додола в этом аспекте родственна Живе.
Она обладает стихией активной небесной оплодотворяющей воды, именно она может вызвать дождь, наполняющий Матерь Землю Макошу. Когда ведические славяне стремятся вызвать дождь, то обращаются именно к Додоле, кумир которой обрядово обливают водой из ведер. В этой точке Годового Круга, годового кругооборота — эти два противоположных времени года «посматривают» друг на друга. И «мостиком» между ними является именно Додола-Перуница.
Это единственный день зимой, когда можно услышать гром и увидеть молнию.
Афанасьев, «Древо жизни»: «Небесная гроза, с её бурными вихрями и дождевыми ливнями, обожалась литовско-славянским племенем в образе Перуна, память о котором до сих пор живо сохраняется у белорусов и литовцев. Белорусы представляют его статным, высокого роста, с чёрными волосами и длинной золотой бородою: восседая на пламенной колеснице, он разъезжает по небу, вооружённый луком и стрелами, и разит нечестивых. А литовцы ещё помнят о девяти силах Перкуна и тридевяти его названиях.
Как божество, посылающее дожди, Перун явился творцом земных урожаев, подателем пищи, установителем и покровителем земледелия. Земля, по народному русскому поверью, не растворяется не открывает своих недр на рождение злаков до первого весеннего грома, т. Следовательно, и деревья начинают распускаться только с пробуждением бога-громовника, в свите которого шествуют весенние ветры, пригоняющие дождевые облака…» Рис. В этот день начинали закликать весну да солнышко красное звать — это были первые заклички весны существуют ещё вторые и третьи.
Первый раз весну закликают только девушки и дети, а песни-заклички поют чуть слышно. Считается, что в этот день вода особенно дождевая тоже обладает особой силой, поэтому ею запасались для разных обрядов и нужд. Так же, как и на Водокрес, полезно окунаться в природные источники и умываться водой, собранной в этот день. Ею брызгали больных родственников и скотину, купали и поили детей.
А в Белоруссии, к примеру, до сих пор жива традиция «освящать» такой водой сына, уходящего служить в армию. Их принято изготавливать и заговаривать именно в этот день, но приготовить можно также в субботу перед Громницей, а в этот день заговорить и использовать для обрядов. Способов изготовления таких свечей немало, можете поискать самостоятельно в Интернете. Степанов об изготовлении громничных свечей пишет следующее: «Громничная или Сретенская свеча тем и отличается от всех прочих, что ей приписывают наиболее чудодейственную силу.
Уже самый корень словопроизводства показывает, что в громничной свече заключается именно та скрытая благодающая сила, которая оберегает всякий дом, где хранится свеча, от грома и молний. Как и все другие, она сучится толсто и грубо, кое-как, и, раз заделанная, она ежегодно увеличивается прибавкою нового воска. Когда дойдёт она до одного пуда весом 48 , её сдают в церковь, откуда и берут на дом по мере необходимости и с соблюдением строгой очереди… Пришедшие домой спешат огнём громницы подпалить себе вдоль и поперёк волосы. Потушенная свеча разламывается на кусочки, которые раскладываются по клетям и в хлевах, чтобы спасти скотину от падежа и чумной заразы… Свечу берут на поля при начале сева и жнитва.
Она охраняет межи, предотвращает заломы в хлебе, истребляет куколь 49 в нивах. Громницу же дают покойнику в минуту кончины и зажигают её, чтобы пламя спасло этого человека на пути загробных мытарств и во время хождения по мукам среди геенны огненной…» Глава семьи обязательно делал большую свечу до десяти ладоней в высоту , которая зажигалась от ритуального костра на капище 50 , а затем приносилась в дом. Считалось, чем больше громовая свеча, тем больше счастья и достатка она принесёт в дом. Вместе с этой свечой обходят по кругу всё жильё, двор и хлев, ею же сотворяется обережный круг вокруг каждого члена семьи и домашнего скота.
Затем свечу можно потушить и зажигать только по праздникам в течение года или во время грозы. Если капища нет, можно зажечь свечу на домашнем алтаре, но тогда её не нужно делать такой большой. Зажигайте перед кумирами Перуна или Додолы и просите их благословения.
Анна Пророчица: На иконе также может быть изображена пророчица Анна, которая также благодарила Бога за Иисуса и пророчески говорила о Нем. Символы святости: Икона может содержать символы святости, такие как световой луч, исходящий от младенца Иисуса, обозначающий Его божественную природу.
Текст из Евангелия: На некоторых иконах может быть изображен текст из соответствующего участка Евангелия от Луки, описывающего событие Сретения. Икона Сретения Господня имеет большое духовное значение для христиан. Она напоминает о пророчествах, связанных с пришествием Иисуса Христа, и о Божьем обещании спасения для всех народов мира. Обычай освящения свечей: ритуалы света в день Сретения Господне Ритуал освящения свечей обычно проводится в храме во время богослужения, но также может происходить и в домашних условиях. Вот общий порядок освящения свечей в день Сретения Господня: Приобретение свечей: Верующие приносят свечи для освящения.
Эти свечи символизируют Христа, Который является светом мира. Богослужение в храме: В храме священник проводит особенное богослужение, включающее молитвы и благословение. Здесь также может встречаться чтение отрывков из Евангелия, связанных с Сретением Господним. Освящение свечей: Священник освящает свечи, благословляя их на память о Сретении Господнем. Обычно это сопровождается молитвами за здоровье и благополучие.
Распределение свечей: После освящения свечи могут быть распределены верующим. Они могут держать эти свечи в своих домах как символ света Христа. Домашние молитвы: Верующие могут провести молитвы дома, используя освященные свечи. Это может включать молитвы благодарения, моления о здоровье и благословении для своих семей. Почему Сретение празднуют на 40-й день после Рождества?
Исторический контекст и значение Сретение, или Сретение Господне, также известное как Христово сретение во Храме, отмечается православными христианами на 40-й день после Рождества Христова. Этот праздник имеет свои корни в библейском событии, описанном в Евангелии от Луки. Согласно этому евангельскому тексту, Мария и Иосиф принесли младенца Иисуса в храм Иерусалима, чтобы исполнить предписание Закона Моисеева о первородном сыне. Это предписание требовало принесения жертвы и освящения первенца в храме на 40-й день после его рождения. Когда они пришли, они встретили праведного старца Симеона и пророчицу Анну, которые благословили младенца и произнесли пророчества о Нем.
Сретение празднуется как память об этом событии, когда младенец Иисус был принесен в храм и принял благословение Симеона и Анны. Это событие также символизирует освящение Христа и Его предназначение быть светом для всех народов и источником спасения. Традиционно этот праздник также ассоциируется с очищением Богородицы после рождения Иисуса. Она пошла в храм вместе с Иосифом и Иисусом, чтобы исполнить обряд очищения, установленный законом для женщин после рождения дитяти. Таким образом, Сретение отмечает важные библейские события, связанные с Иисусом Христом в раннем детстве и является праздником благословения и освящения.
Песнь Симеона Богоприимца: музыкальное сопровождение Сретения Господне Песнь Симеона Богоприимца», также известная как «Ныне отпущаеши», является христианским стихом, который обычно используется во время Богослужения Сретения Господня 15 февраля. Этот текст взят из Евангелия от Луки, глава 2, стихи 29-32, и представляет собой молитву преподобного Симеона, который, увидев Христа младенцем, благословляет Бога и прощается с жизнью, поскольку видел своего Спасителя. В православной традиции «Песнь Симеона» часто исполняется во время вечерней и утренней службы Сретения Господня. Музыкальное сопровождение может различаться в зависимости от храмовой традиции и местных обычаев, но часто используется простая и торжественная музыка. Богослужение Сретения: ход и церковные обряды Ход богослужения Сретения: Входные молитвы: Служба начинается с традиционных входных молитв, которые подготавливают прихожан к богослужению.
Чтение Евангелия: В центре богослужения стоит чтение соответствующих отрывков из Евангелия от Луки Лк 2:22-40 , где рассказывается о принесении младенца Иисуса в храм и встрече с пророчицей Анной и праведным Симеоном. Просительные молитвы: После чтения Евангелия следуют молитвы за мир, единство христиан, здравие, благосостояние и другие нужды. Свечное богослужение: Во время богослужения часто освящают свечи, символизируя Христа как Свет мира, который пришел в мир. Храмовая процессия: В ряде церквей после богослужения может проводиться процессия вокруг храма с иконой Сретения. Обращение к Пресвятой Богородице: Традиционно в этот день обращаются к Пресвятой Богородице с молитвами и песнями.
Символика и значения: Представление Господа в храме: Согласно библейскому повествованию, святая семья принесла младенца Иисуса в храм через 40 дней после Его рождения. Встреча с Пророчицей Анной и Праведным Симеоном: Симеон и Анна были праведными и благочестивыми людьми, которым было предсказано увидеть Мессию. Встреча с Иисусом символизирует пришествие Спасителя для всех народов. Свечи как символ света Христа: Освящение свечей в церкви является символом Христа, Света мира, который пришел во тьму. Благословение детей: Во многих церковных традициях в этот день также осуществляется благословение детей.
Что можно и нужно делать в этот день: рекомендации и обряды Одним из традиционных обрядов Сретения является готовка блинов. Блины, тонкие лепешки из теста, стали неотъемлемой частью праздничного стола. Часто их готовят с разнообразными начинками: от традиционной икры и сметаны до сладких вариаций с медом, вареньем или творогом. Этот обычай символизирует изобилие и обещание богатства на предстоящий год. По народной примете, количество съеденных блинов в этот день напрямую связано с уровнем веселья и счастья в предстоящем году.
Таким образом, приготовление и употребление блинов становятся не только кулинарным удовольствием, но и своеобразным ритуалом для привлечения благополучия. Для многих верующих людей, начало этого светлого дня начинается с посещения храма. Молитвы, произносимые в этот день, направлены на прославление и благословение семьи, а также на исцеление близких и дорогих сердцу людей. Сретение становится временем обращения к высшим силам с благодарностью и мольбами о защите и руководстве. В старину, помимо блинов, особое внимание уделялось заботе о домашних птицах.
Их кормили овсом, принося им тепло и заботу в холодные зимние дни. Этот обычай говорит о важности заботы о животных и подчеркивает принцип сострадания и доброты, заложенный в русской культуре. Сретение Господне также стало источником множества поговорок и выражений, отражающих народную мудрость. Короткие, образные высказывания передают глубокие истины о жизни, обществе и мире. Они становятся своеобразным зеркалом, отражающим душу русского народа и его способность видеть истинные ценности вокруг себя.
Громница 2021
Православные на Сретение также святили свечи, но дом обходили с иконой Сретения Господня. У нее просили спасения и заступничества. О здоровье молились Пресвятой Богородице. Традиции Праздник у славян начинался накануне, с Великой вечерни. Утром проводилась литургия с освящением свечей, которые забирали домой. Сретение богато и другими традициями: В полночь набирали воду из трех колодцев. По своей силе она приравнивается к крещенской. Священной также считалась вода с растаявших сосулек, собранных в этот день.
В сумерках дети выходили на пригорок и напевали солнышку заклинание, призывая его показаться. Если оно перед закатом выглядывало — будет тепло, если нет — еще будут холода. Родители«продавали» ребенка.
Нельзя проводить какие-либо магические обряды. Что можно делать сегодня 15 февраля 2024 по церковному календарю 15.
Особенно важно в этот день молиться, обращаясь к Богу с просьбами о благословении, здоровье и защите для себя и своих близких. Отличный повод для чтения Евангелия, особенно тех отрывков, которые рассказывают о встрече Младенца Христа с праведным Симеоном и пророчицей Анной. Будьте готовы признавать свои ошибки и обращаться за помощью к Богу и ближним. Смиренность помогает совершенствоваться в духовной зрелости. Верьте в милость и прощение, стремитесь к этому даже в самые трудные времена.
Божья любовь и милосердие бесконечны, и Он всегда готов принять к себе тех, кто обращается к Нему с искренним сердцем. В народном сознании Сретение стало выражением надежды на скорое обновление природы и приход тепла. Приносили свечи в церковь для их освящения. Затем такие свечи использовались во время грозы. Свечи Громницы также давали в руки умирающим, так как они могут защитить душу от злых духов.
В этот день можно услышать гром и увидеть молнию — редкое для зимы явление. Такое природное событие наполняло людей уверенностью в том, что даже в самые тяжёлые времена можно найти источник света и надежды. Вода, набранная в день Сретения, считалась столь же священной, как и крещенская. Её собирали с тающих сосулек. Такая вода способна исцелить болезни, защитить в дороге или помочь перед началом важного дела.
Женщины выпекали блины, которые символизировали солнце, напоминая тем самым о приближении весны и возрождении природы. Для примирения с человеком нужно с ним поздороваться в этот день. Сретение станет началом новой, более гармоничной стадии отношений. Домашнюю птицу кормили овсом — чтобы неслась хорошо. Если подкормить бездомное животное, то в течение года не будет нужды.
Если на Громницы петух из-под стрехи крыши напьётся водицы, то на Юрья — вол подъест травицы белорус. На Овечницу медведь ложится в берлогу и начинает сосать лапу, на Сретенье переворачивается и сосёт другую лапу, а на Благовещенье — выходит из берлоги белорус. Сретенье зима с летом встретились. На Сретение зима борется с летом: кому идти вперед, кому назад. На Сретенье солнце на лето, зима на мороз поворотила. К Сретенью у дня больше света, у ночи меньше стужи. О погоде и урожае Какая погода на Сретенье, такая и весна: если оттепель, то весна будет ранняя и теплая; если холодно весна поздняя; если снег весна дождливая. Тепло на Сретенье весна ранняя и теплая. Какой день на Сретенье, такового ожидай и на первый день Пасхи воронеж.
Капель на Сретенье урожай пшеницы. На Сретенье снежок пригонит на весну дожжок. В Сретеньев день снежок во всю весну дожжок. На Сретеньев день от воробья стена мокра. То есть начинает притаивать на стенах на солнечной стороне дома. В одних местах появляющаяся в этот день оттепель предвещает худую и гнилую весну, в других считается признаком того, что будет хорош урожай пшеницы. На Сретение небо звездное — зима не скоро начнёт плакать, весна ожидается поздняя. Если солнце перед закатом выглянет — прошли последние морозы, а если не покажется, то будут сильные власьевские морозы. На Сретение капель — урожай на пшеницу, а если вьюга, то хлеба не будет. На Сретенье утром снег — урожай ранних хлебов; если в полдень — средних; если к вечеру — поздних южн.
На Сретенье капель — урожай на пшеницу. Если небо белозвёздно, то зима заплачет поздно. Если с вечера в канун Сретенья небо будет усеяно звёздами, то и зима ещё не скоро «зачнёт плакать», и весна зацветёт на Руси позднее обыкновенного. Существовало такое сретенское гадание: поперек дороги клали палку и наблюдали, если снег заметет ее, то "корм для скота подметет", то есть сено и другой корм будет дорог или из-за поздней весны его едва хватит до выгона скота на подножный корм. В Сретенье метель дорогу переметает, корм подметает. Банатские болгары рассказывали о поведении медведицы в этот день: «Медведица на Сретенье вылезает из берлоги, чтобы увидеть свою тень. Если день солнечный и медведица видит свою тень, она поворачивается на другой бок, чтобы продолжить свой сон. Это значит, что ещё 40 дней будет холодно». Освящение громничной свечи-оберега. Ее изготавливают самостоятельно из пчелиного воска, в ближайшую субботу перед Громницей.
После зачина начинается тризна: воины на горе "боряхуся по мертвецы", показывая своё боевое искусство. С высокой горы катают крашенные яйца, соревнуясь. Побеждает тот, чьё яйцо укатится дальше, не разбившись. К полуночи, на той же горе раскладывают дрова для большого костра. Май Травень 1 мая травеня , заполночь начинается праздник - Живин День.
Жива сокр. Дочь Лады, супруги Дажьбога. Она - Богиня Животворящих сил природы, весенних бурлящих вод, первых зелёных побегов; покровительница юных девушек и молодых жён. С приходом христианства её культ заменила собой Параскева Пятница. С 1 по 7 мая травеня проходят Вешние Деды Навья Седмица - череда святодней, предшествующих Дню Земли, седмица поминовения Предков, когда навии души умерших посещают живых на Земле.
Празднование Дня Всходов начинается на вершинах гор или холмов. Ещё несколько дней назад земля была пуста - и вот уже всё оживает прямо на глазах, а с вершины холма это особенно хорошо видно. Всё начинает расти, цвести, благоухать совершенно особым весенним запахом, поют соловьи. Весна пришла на Русскую Землю! В этот день почитают русалок, на травах образуется особенная роса, потому они и считаются целебными.
На Киевщине в Русалкин четверг с восходом солнца девушки шли в поле, предварительно взяв с собой ржаной хлеб и священной воды. В поле девушки делили хлеб поровну. Потом каждая шла на жатву своего отца. Там на краю поля она и оставляла тот хлеб для мавок - "чтоб рожь родила"... Дажьбог - Бог плодородия и солнечного света, живительной силы.
Первопредок славян по тексту "Слова о полку Игореве" славяне - дажьбожии внуци. По славянским преданиям, Дажьбог и Жива вместе возродили мир после Потопа. Лада, матерь Живы, соединила браком Дажьбога и Живу. Затем обручённые боги родили Ария, ставшим по легендам прародителем многих славянских народов и племён - чехов, хорват, киевские полян. В этот день совершаются обережные обряды пробуждения земли в частности обряд опахивания , приносящие силу, здоровье и удачу.
Это святодень, в который воскресает богиня Жива - и чествуется как именинница. В этот день совершается возжжение священного огня, знаменующего начало лета. Проходят широкие народные гуляния, скоморошьи забавы, игры, хороводы, песни и пляски под традиционные славянские инструменты: барабан, кугиклы, дудки, свирели. Считается, что в этот день Земля "отдыхает", поэтому её нельзя пахать, копать, боронить, в неё нельзя втыкать колья и метать ножи. Особливо чтутся во сей день Велес и Макошь - земные заступники.
Волхвы выходят в поле, ложатся на траву и слушают Землю. С 20 по 30 мая травня отмечается "Грудие Росное" неделя Рода. В эти дни волхвы приносили жертвы и молили Рода о дожде и хорошем урожае. С 26 мая травеня по 2 июня кресеня отмечаются Зелёные Святки Вторые Русалии - череда святодней, предшествующих Яриле Мокрому, чародейная седмица, посвящённая проводам весны и сопутствующих ей женских духов - русалок-берегинь. Время, когда на смену юной Деве Леле приходит зрелая женщина - Жена Лада.
О сию пору провожают Кострому - Ярилину сестру, макая её чучело которое обычно плетут из травы и украшают цветами в воду, а затем разрывая его и размётывая остатки по полю. Творят сие священнодействие вещие девы, облекшиеся в личины русалок и рубахи-долгорукавки без оберегов. Свадьба Велеса и Живы. В начале июня природа радует глаз буйством красок. Ярило открывает небо, и зелёные травы наливаются волшебной силой.
Уходит весна, приходит лето. До восхода Солнца умываются целебной росой, обходят нивы с хлебом, освещают дома и ворота. В этот день Ярило-Солнце показывает свою силу. На зачине Огонь горит необычайно жарко. Семаргл-Огнебог помогает своему небесному брату.
После дня Ярилы обычно устанавливается жаркая погода дней на семь. Оттого праздник сей также называется Семик. В этот день приносят требу ветру - разбрасывают на все четыре стороны вокруг дома куски хлеба. Затем с высокого места сыпят на ветер муку или пепел от костей жертвенного петуха. В этот день особенно запрещается "бросать слова на ветер", хотя и в остальные дни это не приветствуется.
С 19 по 24 июня кресеня проходят Русальи Дни, в которые проходит важный цикл обрядов, связанный с "проводами русалок", "яичным заговеньем", "русальным заговеньем". Русальные дни проходят после "Семика" Ярилина Дня. Глиняный календарь IV века определяет особую череду дней непосредственно перед Купалой, включая в себя и сам великий праздник. С 23 на 24 июня кресеня, червня празднуется великий праздник "Купала" приурочен ко дню летнего солнцеворота солнцестояния. Датой начала празднества может быть также 21 и 22 июня.
Праздник Солнца и Воды, дающих начало всему живому, пора расцвета сил Матушки-Природы. Православные христиане отмечали 24 июня день Иоанна Крестителя Ивана Купалы. Вечером, когда заходящее солнце краешком ещё не касается леса, начинается праздник. Всё действие происходит на поляне у речного берега. Заранее приготавливают костёр-купалец с длинным шестом посередине, на который насаживают купальское колесо с шестью спицами.
Отдельно сооружают погребальную краду для куклы и малый купалец, через который будут прыгать суженые. Он должен гореть неподалёку от большого купальца, но так, чтобы можно было водить хоровод. В этот день совершается чествование Небесного Сварожьего Огня и Солнца, как правило, приходящееся на самый разгар летней жары... Это один из тех обрядов и празднеств, что в суете и мимолётности будней зачастую проходит мимо нас. На эту же дату у православных христиан приходился Петров день День Петра и Павла.
Июль Липень 5 июля липеня отмечаются Именины Месяца - праздник, посвящённый чествованию ясного Месяца и его вышних покровителей - Велеса Рогатого и Мары Луноликой. В пору двоеверия на Руси на эту дату приходился день Афанасия Афонского. В народе говорили: "Афанасьев день - Месяцев праздник". О сию пору выходят смотреть на "играние" Месяца. Если Месяц при восходе виден, то кажется как будто перебегающим с места на место, или изменяющим свой цвет, или то прячется за облаками, то из-за них выходит.
Всё это происходит оттого, что Месяц справляет в этот день свои Именины. Дни убивают, а жара прибывает. С сего дня начинают косить и заготавливать сено. В эти дни кончали пахать и начинали готовится к озимому севу. Бытовала такая пословица: "До Велесова дня вспахать, до Перунова дня взборонить, до Спаса посеять".
Громница, славянский праздник, кого чествуем сегодня?
- Лельник — суть и смысл праздника
- Громницы. Традиции праздника | Народное славянское радио
- Лельник — суть и смысл праздника
- Сретение Господне (Громницы) – 15 февраля: история, традиции, обычаи
- Лельник или Красная горка – древний праздник славян. Суть, история и традиции.
Громница и традиции февраля
- Приметы на 15 февраля: что нельзя делать в Сретение Господне
- Содержание
- Громница 2021 | Официальный сайт Надежды Шевченко
- Приметы на 15 февраля: что нельзя делать в Сретение Господне
- Громница, славянский праздник, кого чествуем сегодня?
- Что нельзя делать сегодня 15 февраля 2024 по церковному календарю