Смотрите видео онлайн «Эксперт объяснил, что означает приостановка договора СНВ-III | новости» на канале «СНЧ» в хорошем качестве и бесплатно. Поэтому мы с озабоченностью отмечаем, что Россия не выполняет юридически обязывающие обязательства по Договору СНВ-3. Приостановка участия РФ в Договоре о СНВ означает, что Россия прекратит выполнять свои обязательства в одностороннем порядке, пояснил Москве 24 военный эксперт Виктор Литовкин. договоры серии СНВ всегда «опирались» на ДРСМД как на константу, исходя из того, что наземных ракет с дальностью 500–5500 км не существует.
Россия в глобальной политике
СНВ-3 – это единственный на сегодня действующий договор об ограничении вооружений между Россией и США. Госдума единогласно приняла закон о приостановлении участия РФ в Договоре по сокращению стратегических наступательных вооружений (ДСНВ, СНВ-3). Россия приостановит действие договора о Стратегических наступательных вооружениях (СНВ), а также будет готова провести испытания ядерного оружия, если это сделают США. Кроме того, вопиюще провокационными и крайне рискованными стали известные попытки США «прощупать» защищённость ряда заявленных по Договору российских объектов СНВ.
Военный эксперт рассказал, что означает приостановка Договора о СНВ
Пятый канал собрал реакцию западных политиков и СМИ на приостановку Россией договора СНВ-3 — читайте подробности на сайте Договор СНВ-III ограничивает все развернутые Россией ядерные средства межконтинентальной дальности, включая каждую российскую ядерную боеголовку. В 2002 году США вышли из договора по ПРО от 1972 года, с которым был увязан СНВ-2. Госдума единогласно приняла закон о приостановлении участия РФ в Договоре по сокращению стратегических наступательных вооружений (ДСНВ, СНВ-3). Одна из главных новостей последних дней: США призывают Россию немедленно вернуться к исполнению СНВ-3. Очень уж американцев этот договор беспокоит.
Эксперт объяснил, что означает приостановка договора СНВ-III | новости
Новый договор СНВ является преемником договора СНВ I. Договор СНВ II был подписан, но не ратифицирован, а переговорный процесс по СНВ III не увенчался успехом. Политика - 21 февраля 2023 - Новости. Политика - 21 февраля 2023 - Новости.
«Поделом вам!». Кто и как отреагировал на приостановку участия России в ДСНВ
Договор СНВ-3 предусматривает процедуру выхода из него (ч. 3 ст. XIV), но не «приостановления». FP: приостановка участия России в договоре СНВ-III не знаменует начало гонки вооружений. Новый договор СНВ об ограничении стратегических наступательных вооружений был подписан в 2010 году Соединенными Штатами и Россией сроком на 10 лет, который был продлен в 2021. Бесконтрольный рост СНВ всегда может усилить в Вашингтоне соблазн применить его первыми. Смотрите видео онлайн «Эксперт объяснил, что означает приостановка договора СНВ-III | новости» на канале «СНЧ» в хорошем качестве и бесплатно. Приостановка участия России в договоре формально означает, что страна может наращивать ядерное вооружение, проводить испытания и готовить его к запуску.
Россиянам рассказали о последствиях приостановки договора с США о ядерном оружии
Россия и США подписали договор СНВ-3 в апреле 2010 года. Договор о сокращении стратегических наступательных вооружений, ДСНВ, СНВ-3 простыми словами: кто и когда подписал, что такое наступательные вооружения и ядерное оружие, суть. «Думаю, неожиданным для недружественных стран стало решение о приостановлении участия России в договоре СНВ. США считают решение Владимира Путина приостановить участие России в Договоре об ограничении стратегических наступательных вооружений (ДСНВ) безответственным и. Россия по-прежнему соблюдает все пункты Договора о мерах по дальнейшему сокращению и ограничению стратегических наступательных вооружений (СНВ-3).
США хотят вернуть Россию в ДСНВ. Чего испугались американские власти и пойдет ли на это Москва
Надо будет увеличить количество боезарядов — увеличим, надо будет увеличить количество носителей — увеличим, это наше право». Ядерные державы не проигрывают войны. Не сомневаюсь, что он получит единогласную поддержку». Вице-спикер Совета Федерации Константин Косачев «Приостановка означает, что соглашение сохраняет свою юридическую силу.
Но определять это должны наши военные. Но с моей точки зрения, непосредственное следствие из решения президента о приостановке означает, что мы прекращаем на данном этапе любое взаимодействие с США в рамках этого договора». Это и предупреждение: курс Запада на стратегическое поражение России является несовместимым с сохранением действующей системы глобальной ядерной безопасности, важнейшей частью которой является договор СНВ-3».
Бывший начальник Генштаба ВС России генерал армии Юрий Балуевский «Сам факт проведения ядерных испытаний заставит наших оппонентов на Западе задуматься о серьезности намерений России защищаться всеми доступными средствами». У него даже скрок окончания тикает до 2026.
Об этом я частично писал в других своих статьях, например в статье " Озера с радиоактивными отходами на территории России и опыт их ликвидации" , в "Промышленные уран-графитовые реакторы для наработки плутония" или в "Японский ядерный могильник в Приморье или место утилизации АПЛ Тихоокеанского флота". Так что в экологическом плане ядерное оружие нанесло больше ущерба тем странам, которые его создавали, чем тем, против которых оно создавалось. В результате после кризисов и обострения ситуации в начале 1960-х наступила разрядка, и 5 августа 1963 года в Москве состоялась церемония подписания Договора о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, космическом пространстве и под водой ДЗЯИ полный текст на русском между США, СССР и Великобританией. С тех пор испытания эти страны проводили, но уже только под землей. Это позволило продолжить совершенствование ядерного оружия усмирив противников договора со стороны "ястребов", но уже с гораздо меньшим воздействием на окружающую среду.
Соотношение атмосферных и подземных испытаний ядерного оружия по странам. Последним трем участие в этом договоре не помешало получить собственное оружие. Индия и Пакистан без нарушения договора даже провели его подземные испытания в 1974 и 1998 годах соответственно. Франция и Китай этот договор не подписали, проведя свои последние атмосферные испытания в 1974 и 1980 годах, соответственно. Но в 1996 году они присоединились к расширенной версии договора. Договор вступил в силу в октябре того же года после его подписания Кеннеди и Хрущевым. Договор подписали 185 стран, из которых 169 его уже ратифицировали.
В том числе три обладателя ядерного оружия: Франция, Россия и Великобритания. Франция даже стала единственно страной, которая ликвидировала свой ядерный полигон. Но для вступления договора в силу его должны ратифицировать 44 конкретных страны-обладателя ядерных технологий. А Индия, Северная Корея и Пакистан его даже не подписали. Тем не менее, по факту этот договор добровольно выполняется его участниками. Еще до его согласования, в 1990-м, Россия предложила ввести моратория на испытания ядерного оружия и его поддержали США и Великобритания. Россия последний раз провела ядерные испытания в 1990 г.
Индия и Пакистан договор не подписали, и в 1998 году по два раза провели подземные испытания на фоне обострения отношений между собой. С 2006 по 2017 годы они провели 6 подземных ядерных взрывов. Еще одно важное последствие этого договора ДВЗЯИ - создание подготовительной организации по выполнению договора Comprehensive Nuclear-Test-Ban Treaty Organization - CTBTO и сети мониторинга ядерных испытаний из более 300 сейсмических, гидроакустических и радиационных станций и лабораторий по всему миру. Собственно, они и фиксировали те 10 испытаний, которые были проведены в трех странах после 1996 года. Помимо контроля за испытаниями сеть мониторинга используется и в научных и прикладных целях, например, предупреждая о землетрясениях и цунами. CTBTO и ее сеть мониторинга фиксировали и проводили анализ выброса после аварии и радиационного инцидента в Неноксе в 2019 году. Вступил в силу в 1970-м.
Суть договора выражена в названии - он призван способствовать тому, чтобы число стран, обладающих ядерным оружием, не увеличивалось. Те, у кого оно есть, обязуются не передавать его третьим странам и не помогать им его создать, а те, у кого нет - не пытаться его создать. К обладателям ядерного оружия договор причисляет тех, кто создал его до 1 января 1967 года. Причем, Франция и Китай договор подписали лишь спустя 22 года, в 1992. На текущий момент ДНЯО подписали более 170 стран. Но ядерное оружие вопреки усилиям этого договора с тех пор заполучили еще 4 страны - Индия, Пакистан, Израиль и Северная Корея, которые не подписали договор. На первый взгляд может показаться, что это несколько лицемерный договор, пытающийся закрепить статус-кво и обеспечить ядерным державам превосходство, не дав другим неядерным странам подняться на их уровень и создать свою атомную бомбу.
Судя по результатам, некоторые страны так его и восприняли. Однако если посмотреть глубже, то определенная логика в этом договоре есть. Все участники договора признают, как это отмечается и в других упоминаемых ранее договорах, что ядерное оружие - это угроза человечеству, и необходимо всячески способствовать ядерному разоружению и сокращению ядерных арсеналов мира. И имеющие ядерное оружие реально сокращают арсеналы, как мы еще увидим ниже, так что это не просто красивые слова. Те же у кого оружия нет разделяют этот взгляд на него и не пытаются его создать, тем более что для многих это и так неподъемная и дорогая задача. К тому же для добровольно отказывающихся от ядерного оружия стран предусмотрены определенные плюшки. Во-первых, дополнение к договору от 19 июня 1968 года гарантирует его участникам безопасность и защиту со стороны подписавших договор ядерных держав США, СССР и Великобритания в случае, если они подвергнутся ядерному нападению со стороны третьих стран.
Этот пункт призван снизить риск ядерного конфликта и мотивацию желающих получить ядерное оружие, и тем более его применять. Кроме этого договора, США и СССР прикрывали "ядерным зонтиком" своих союзников, что для многих снимало необходимость делать свою бомбу. Во-вторых, договор закрепляет за всеми участниками право на мирное использование атомной энергии и получение всех благ ядерных технологий, и гарантирует, что отказавшиеся от идеи создания ядерного оружия страны получат в этом помощь со стороны ядерных держав. В некотором смысле это развитие идеи, высказанной Эйзенхауэром в 1953 году в своей речи "Атом для мира". В рамках Международного агентства по атомной энергии МАГАТЭ страны-участники могут получить доступ к результатам исследований, научной и технической информации, опыту применения мирного атома, получать техническую помощь, материалы и оборудование. Участники имеют право пользоваться международной системой ядерной информации ИНИС , содержащей более 500 тыс. Ядерные державы, в т.
Например, нормы радиационной безопасности и многие другие нормативные документы базируются на обобщенных докладах и рекомендациях МАГАТЭ. МАГАТЭ же обеспечивает контроль за тем, чтобы эти знания и материалы не использовались участниками для создания оружия. Такой подход дал свои результаты. Действительно, атомная энергетика сегодня есть в 31 стране, из которых ядерное оружие есть лишь у 7. Использование ядерных технологий в науке, медицине, сельском хозяйстве, охране окружающей среды, промышленных технологиях, технологиях безопасности и других направлениях теперь доступно более чем 170 странам, для которых МАГАТЭ в рамках технического сотрудничества сейчас ведет более 850 проектов. Впрочем, нельзя сказать что этот договор полностью выполняет свое предназначение. Как я уже писал, 4 страны, несмотря на ДНЯО, получили ядерное оружие.
Но не без проблем для себя. Некоторые исключения - Израиль, Северная Корея, Индия, Пакистан и Иран Израиль официально не подтверждает и не опровергает наличие у себя ядерного оружия, а мирной атомной энергетики не имеет. При этом активно борется с попытками получить атомное оружие у недружелюбно настроенных к нему соседей. А в Иране в ходе спецопераций и покушений периодически погибают видные участники ядерной программы , в чем тоже обвиняют Израиль. Ее ядерная программа 1970-х годов включала строительство исследовательских реакторов и планы по строительству нескольких АЭС с помощью СССР. Однако при этом корейцы тайно сотрудничали с Китаем по военным программам. Несмотря на некоторые успехи в переговорах по улаживанию ситуации с администрацией Клинтона в 1990-е и шестисторонние переговоры в 2000-е, Северная Корея вышла из МАГАТЭ в 1994, из ДНЯО в 2003, создала ядерное оружие и провела 6 испытаний с 2006 г.
При этом термин "страна-изгой" - это практически определение нынешней Северной Кореи. Судя по всему, поиск решения корейского вопроса быстрым не будет. Индия и Пакистан, два антагониста в своем регионе, между которыми было минимум три войны, обзавелись ядерным оружием в обход всех международных договоров, в которых они не участвовали. Индия в 1974-м, Пакистан в 1998-м. При этом в отличие от КНДР странами-изгоями они не стали - большая включенность в мировую экономику, относительно демократические режимы, понятные проблемы не направленные вовне - все это делает их куда более предсказуемыми партнерами. Но санкций они не избежали. Но после испытания индийской атомной бомбы в 1974 году сотрудничество прекратилось.
После индийского прецедента ядерные державы создали объединение - группу ядерных поставщиков ГЯП. Эти основные поставщики технологий, материалов и оборудования в атомной сфере договорились не поставлять их в те страны, которые не поставили свои ядерные объекты под контроль МАГАТЭ. Поэтому создание атомной бомбы Индией закрыло для нее возможности в иностранной помощи с развитием своего мирного атома. Индия пошла своим путем в атомной энергетике, что сделало его весьма непохожим на другие. Из-за ограниченности собственных запасов урана, Индия сделала ставку на реакторы на тяжелой воде как и CANDU собственного производства, которые не требуют обогащения топлива и могут работать на природном уране, на строительство быстрых реакторов-размножителей сейчас долго и мучительно строится первый из них и исследования возможностей ториевого топливного цикла. Это открыло возможности для поставок ГЯП и дало Индии доступ к мировому ядерному рынку. В 2013 и 2016 Россия построила и сдала в эксплуатацию два энергоблока индийской АЭС Куданкулам, сейчас строит 3-й и 4-й блоки, и есть договоренность о строительстве 5-го и 6-го блоков и еще одной АЭС на другой площадке.
Индия планирует у троить мощности АЭС за 10 лет и без иностранной помощи тут не справиться. Первая очередь АЭС Куданкулам в Индии, построенная Росатомом Пакистан после очередного поражения в войне с Индией в 1971-м году тоже занялся своей ядерной программой. Свою бомбу они испытали в 1998 году. В том году они с Индией устроили по два показательных подземных ядерных взрыва. При этом Пакистан готов подписать договор о нераспространении и договор о запрете испытаний, если их подпишет Индия. Но Индия не особо на это идет, видя главную атомную угрозу даже не в Пакистане, а в Китае, который за ним стоит. Собственно, в ответ на появления ядерного оружия у Китая Индия и начала создавать свое.
Отдельно стоит сказать пару слов о ситуации с Ираном, который вполне может стать 10-м обладателем ядерного оружия. Эта страна имеет мощности для обогащения урана, исследовательские реакторы и научные кадры, то есть Иран вполне обладает всем необходимым для создания ядерного оружия. Вопрос лишь во времени и политической воле. Но Иран заявляет что намерен развивать лишь мирное использование атомной энергии. Однако отношения в регионе мягко говоря непростые. Иран давно под санкциями США и ЕС, и там и без ядерных вопросов полно поводов для недоверия и конфликтов. В 2003-2004 Иран начинают подозревать в работе по созданию ядерного оружия, возникают сложности с инспекциями МАГАТЭ и обвинения Ирана в том что он нарушает соглашения договора о нераспространении.
С тех пор идут почти безуспешные переговоры о том как обеспечить хоть какой-то вариант взаимодействия и контроля. И все бы хорошо, но в 2018 году Трамп в одностороннем порядке вывел США из сделки. Так что остается надеяться на то, что новая администрация Байдена найдет подход и способ восстановить сделку. В итоге, по данным ежегодного обзора мировых вооружений СИПРИ доступен по ссылке на русском за 2020-й год , ядерные силы стран мира выглядят примерно так: Но есть и успехи Глядя на то как круг стран, обладающих ядерным оружием, медленно расширяется, может показаться, что усилия международных договоров не приносят нужных результатов. На самом деле это не так. Во-первых, видно, что решение получить ядерное оружие обходится режимам и странам довольно дорого. Если вы не сторонник идеи Чучхе, или не завязли в многолетнем конфликте в своем регионе, где ваш оппонент имеет ядерное оружие - то особых стимулов к его созданию у вас нет.
При этом он со знанием дела показал ошибочность расчётов, содержавшихся в выступлении Моисеева. Зайков старался примирить позиции участников совещания. Понятно, что принятые на такой основе директивы не давали никакого выхода на решение проблемы. Чтобы не повторять то, что уже было мной написано в упомянутой книге, расскажу кратко об этом решении. Весьма драматично сложилось решение проблемы КРМБ. Наши позиции с американской стороной были весьма далеки друг от друга. Главные разногласия заключались в том, чтобы 1 установить предел на их количество и 2 договориться о том, где эти пределы должны быть зафиксированы — в тексте договора или вне его например, с помощью соответствующих взаимных обязательств в связи с Договором. В конечном счёте проблема была решена договорённостью о принятии при подписании Договора политических обязательств в течение всего срока действия документа обмениваться информацией о планах развёртывания ядерных КРМБ дальностью свыше 600 км, число которых никогда не должно превышать 880 единиц. По тяжёлым ракетам наземного базирования США сняли своё предложение об их полном уничтожении, а мы согласились на их сокращение наполовину и на запрет создавать новые шахтные пусковые установки ШПУ , кроме как вместо ликвидированных. На наземные мобильные ракеты был установлен подуровень в 1100 боеголовок в рамках общего уровня 6 тысяч боеголовок он нас не ущемлял.
Кроме того, мы согласились на некоторые ограничения при передвижении мобильных ракет. Оставались и ещё некоторые проблемы. Но есть в переговорной практике такой приём: отложить на будущие переговоры то, что нельзя решить сейчас. Это что-то вроде заметания пыли под ковёр. Это хотя и временный, но выход. Как я уже упоминал, в делегацию по моему настоянию был включён в качестве советника Алексей Арбатов. С его участием возникли сложности. Хотя Арбатов и был оформлен с допуском к совсекретным документам, военная часть нашей делегации категорически отказалась обсуждать при нём секретные вопросы. Мне было сказано: «Юрий Константинович, мы ему не доверяем и не будем при нём обсуждать наши дела». Пришлось организовать работу так: с военными я разговаривал отдельно, а потом встречался с Алексеем и выслушивал его суждения, которые были для меня, безусловно, полезны, особенно по общим вопросам стратегической стабильности.
Эти беседы навели меня на мысль о том, что стоило бы подготовить заявление на высшем уровне по стратегической стабильности, в котором наметить контуры будущего продолжения диалога и списать туда некоторые нерешённые вопросы текущих переговоров. К тому же было важно обеспечить непрерывность процесса сокращения стратегических вооружений. Я высказал свою идею Ричарду Бёрту, он её подхватил с энтузиазмом, и мы начали неофициальные консультации по подготовке проекта такого заявления. Неофициальные потому, что ни он, ни я не имели разрешения на этот счёт. Мне в Москве было сказано: «Если получится проект такого заявления, присылайте, мы рассмотрим». Подготовка документа оказалась делом непростым. Сложность состояла в том, что позиции сторон расходились по трём основным проблемам: 1 по взаимосвязи между СНВ и оборонительными вооружениями США настаивали на продолжении переговоров по ПРО и космосу с целью пересмотра Договора по ПРО ; 2 уменьшению концентрации боезарядов на МБР с разделяющимися головными частями индивидуального наведения РГЧ ИН и дальнейшему сокращению тяжёлых МБР; 3 вовлечению в переговоры других ядерных держав США из-за своих союзнических обязательств оглядывались на Англию и Францию, которые не хотели сокращать свои ядерные вооружения. Всё-таки удалось сплести некое кружево компромиссных формулировок, которое было утверждено и Москвой, и Вашингтоном. Это заявление было сделано Горбачёвым и Бушем в 1990 г. В нём закладывались основы для будущих переговоров по СНВ-2.
Правда, последовавшие вскоре бурные политические события в нашей стране практически скомкали все эти основы. В результате переговоры по СНВ-2 начались на совершенно иной — козыревско-ельцинской, то есть бейкеровско-бушевской основе. А тем временем переговоры по СНВ-1 продвигались вполне успешно, пока не упёрлись в вопросы, решение которых зависело на сто процентов от военного руководства. Назову два из них, наиболее крупных. По Договору стороны имели право на понижение засчитываемого числа боезарядов на своих МБР и БРПЛ, но не могли договориться об условиях такого понижения. А от них зависела возможность получения преимущества при восстановлении числа боезарядов в случае разрыва Договора. Решение этой проблемы зависело от Генштабов обеих стран. Другой нерешённой проблемой оставалось определение «нового типа баллистической ракеты». Все существующие на момент подписания типы баллистических ракет с указанием их технических характеристик были перечислены в приложенном к Договору Меморандуме. За новыми типами нельзя было зачислять количество боезарядов, превышающих наименьшее количество боезарядов, которое числится за любой баллистической ракетой существующего типа.
Но где грань между модернизацией существующего типа и новым типом? Каждая сторона имела свои планы создания новых типов баллистических ракет. Знать эти планы могли лишь военные.
Сейчас действует третья версия соглашения — в 2021 году его продлили до 5 февраля 2026 года. Приостановка участия России в договоре формально означает, что страна может наращивать ядерное вооружение, проводить испытания и готовить его к запуску.
Госдума приняла закон о приостановке участия РФ в ДСНВ
Значит, она потеряла терпение, видит реальную угрозу своему существованию», - отметил член Совета Федерации. Он добавил, что Россия вернется к участию в договоре СНВ-3, если «увидит, что ядерный паритет соблюдается», даже готова обсуждать и новые документы о сдерживании гонки вооружений. Реакция западных стран на решение России приостановить участие в договоре СНВ-3 говорит о том, что оно «попало в точку». Средство массовой информации, Сетевое издание - Интернет-портал "Общественное телевидение России".
И в этом вопросе для американцев СНВ-3 не помеха». Эта сумма на порядок меньше той, что на подобные цели использует Россия. И лишь потом против Китая, Ирана и т. Западные СМИ сообщают, что спикер Палаты представителей Конгресса США Майк Джонсон представил на закрытой встрече с конгрессменами четыре отдельных законопроекта о помощи Украине, Израилю, Тайваню, а также о приоритетах национальной безопасности.
Правда, пока не известно, когда точно произойдет обсуждение этих документов. Не известны и количественные параметры этих пакетов помощи. Ранее Белый дом настаивал на выделении Украине помощи в размере 60 млрд долл.
На мой взгляд, это говорит о глубокой интеграции ЕС и США, что они выступают одним фронтом, и это подтверждает, что мы противостоим сегодня всему коллективному Западу», - отметил собеседник издания. Джабаров напомним, что «СНВ-3 - это последний договор, который сдерживает гонку вооружений».
При этом Владимир Путин в своем послании ФС подчеркнул, что Россия не выходит из этого договора, а только «сознательно приостанавливает свое участие в нем». Значит, она потеряла терпение, видит реальную угрозу своему существованию», - отметил член Совета Федерации.
В Госдепе признали соблюдение Россией договора СНВ-3 В августе этого года запланирована обзорная конференция Договора о нераспространении ядерного оружия. Это ключ к достижению конечной цели - мира без ядерного оружия. Россия по-прежнему соблюдает новый ДСНВ», - сказал он.
Что есть у Франции и Британии
- Сенатор назвал условия для возобновления участия РФ в ДСНВ-3 | ОТР
- Главное за день
- Путин объявил о приостановке участия России в договоре СНВ — Новости Омска и области - Город55
- Госдума приняла закон о приостановке участия РФ в ДСНВ
- Почему Россия приостановила действие ДСНВ
- Стратегический разворот: Что будет после приостановки Россией СНВ-3
Подписан Договор о сокращении стратегических наступательных вооружений (СНВ-2)
Разбираемся, что это означает. Суть соглашения в том, что обе страны ограничивают свое вооружение: Не более 700 развернутых межконтинентальных баллистических ракет, баллистических ракет подводных лодок и тяжелых бомбардировщиков; Не более 1 550 боезарядов на упомянутом вооружении; Не более 800 единиц для развернутых и неразвернутых пусковых установок и упомянутом вооружении. Впервые договор подписал Михаил Горбачев в 1991 году.
По данным на 1 сентября 2020 года, Россия имела 510 развернутых носителей ядерных вооружений, 1 447 ядерных боезарядов и 764 развернутые и неразвернутые пусковые установки. По словам российского лидера, перед тем как вновь начать обсуждать ДСНВ, РФ должна понять, как учитывать ядерные арсеналы Франции и Великобритании Страны тоже обладают ядерным оружием и при этом не входят в договор. Кроме того, для возвращения в договор российской стороне нужно узнать, как будет учитываться совокупный ударный арсенал Североатлантического альянса.
В 2002 году США в одностороннем порядке вышли из договора о противоракетной обороне вторая часть системы глобального ядерного сдерживания , в ответ на это РФ вышла из СНВ-2. До 2010 года вместо него действовал договор о сокращении стратегических наступательных потенциалов.
По оценкам экспертов , в 2020 году Россия имела 510 развернутых носителей ядерных вооружений, 1447 ядерных боезарядов и 764 развернутые и неразвернутые пусковые установки. До лимита по развернутым зарядам нам близко около 1500 из зачетных 1550. До лимита по развернутым носителям очень далеко примерно 530 из 700. С учетом предстоящего вывода по возрасту группировки «Воевод» и неясности с развертыванием «Сармата», численность носителей будет в ближайшие годы расти незначительно за счет производства «Ярса» и ввода в ближайшие два года еще двух РПКСН ракетных подводных крейсеров стратегического назначения , численность зарядов будет сохраняться примерно на том же уровне. Реальный рост за лимиты СНВ по зарядам будет возможен при выходе на серийное производство и развертывание «Сармата» до 10 блоков на одну ракету при наличии тяжелых элементов КСП ПРО, до 15 — при отсутствии таковых , и фактическое их превышение по числу зарядов состоится уже после 2026 года. Ускоренный рост в виде срочного развертывания на имеющихся носителях голов возвратного потенциала возможен, но, учитывая слова «приостанавливаем, а не выходим», вряд ли планируется. Вывод: приостановка действия договора является политическим жестом в рамках, собственно, российско-американского противостояния, суть которого — взаимное признание права на интересы и сферу влияния.
Короткую лекцию о ядерном сдерживании, искусстве возможного и человеческом страхе «Фонтанке» прочитал заведующий кафедрой политического анализа РЭУ им. Плеханова, полковник запаса, эксперт Ассоциации военных политологов Андрей Кошкин. Без всяких условий Джо Байден продлил его до 2026 года. Так что мы должны взаимно контролировать стратегические ядерные объекты. Но нас не пускали контролировать — из-за санкций нашим экспертам сейчас не попасть в США. Вот и мы не пустили в ответ, и тогда они подняли шум. Нам приходится объяснять: вы в СВО помогаете против нас и при этом хотите наши ядерные объекты контролировать.
А сами хотите прийти и увидеть наши новейшие разработки?
Все пусковые установки тяжелых ракет, а также сами ракеты подлежали уничтожению. Исключение сделано для 90 пусковых установок, которые могут быть переоборудованы для размещения моноблочных ракет при условии соблюдения специальной процедуры. Датой окончательного завершения сокращений было установлено 1 января 2003 г.