Мировая добыча угля в 2023 году, согласно текущим ожиданиям, вырастет на 5,4% до 8,3 млрд тонн. Власти Великобритании в разгар энергетического кризиса решили вернуться к добыче угля. Добыча угля может достигнуть по итогам этого года 8,3 млрд тонн, что станет самым высоким показателем за всю историю ведения статистики.
Почти половина угольных компаний России оказались убыточны
актуальная информация о финансовых, экономических и политических моментов данной промышленности. Китай добывает его больше всех в мире, но ему все равно не хватает, он также и крупнейший импортер угля, а нам наиболее удобен для географически. Развитие угольной промышленности и угольного рынка. Добыча угля в России снизилась на 9%. Развитие угольной промышленности и угольного рынка.
Франция и США угрожают российскому угольному экспорту
Минэнерго РФ прогнозирует сохранение добычи угля в 2023 году на уровне 2022 года. Добыча бурого угля (лигнита) составила 4 млн тонн, добыча угольного концентрата — 3 млн тонн, пишет При анализе развития мирового угольного рынка, как и в предыдущем обзоре «Будущее угольной индустрии: рынок России до 2050 г.», мы рассмотрели три сценария – «Базовый», «Ускоренный переход» и «Рецессия». Он также сообщил, что добыча угля в третьем и четвертом квартале должна быть выше, чем в первой половине года. Добыча угля может достигнуть по итогам этого года 8,3 млрд тонн, что станет самым высоким показателем за всю историю ведения статистики.
Евгений Ренге: Проблемы и перспективы угольной отрасли РФ
Текущая динамика рынка угля предполагает тенденцию относительно стабильного роста добычи сырья в этом году по сравнению со скромным ростом на 2,9% в предыдущем. В РФ добыча угля в I квартале сохранилась на уровне 2023 года. Все новости угольной отрасли: добыча, перевалка, экология и немного протестов. Добыча угля в Туве достигла исторических показателей: более 1,5 млн т в 2023 году. Сергей Иванов: Россия завоевывает лидирующие позиции в мире по добыче угля.
МЭА: добыча угля в России к 2026 году снизится почти на 4%
Обзоры включают в себя последние новости мировой угольной промышленности и международного рынка угля, содержат аналитический и справочный материал по состоянию дел в угольной промышленности отдельных стран. Главное по теме «Угольная промышленность» – читайте на сайте Напротив, в США, бывших когда-то ведущим мировым производителем угля, наблюдается значительное снижение добычи с момента ее пика в 2008 году. Мировая добыча угля в 2023 году, согласно текущим ожиданиям, вырастет на 5,4% до 8,3 млрд тонн.
МЭА: добыча угля в мире в 2023 году достигнет рекордных 8,7 миллиарда тонн
Но долгосрочные перспективы будут зависеть от нескольких ключевых факторов: цена зимой она будет расти , спрос и предложение Китай и Индия сами наращивают добычу и это риск и, конечно, состояние инфраструктуры в России. А состояние инфраструктуры - ограниченная пропускная способность железных дорог Восточного полигона - давняя проблема угольщиков уже ведутся работы по увеличению провозной способности до 180 млн т. Экономика поставок из портов Европейской части России не слишком хорошая. По состоянию на сентябрь FCF всех таких поставок был отрицательным. А по коксующемуся углю с доставкой в Индию он был отрицательным и при отправлении из Находки Индия располагает собственными большими запасами коксующегося угля, поэтому цены на него там относительно невысоки », - объяснил Коптев. Шахты закрываются?
В 2021 году российские угольные компании добыли 439,5 млн т угля более 52 млн т ушло в отходы при обогащении. На рынок было выведено 386,8 млн т. Но по итогам 2022 года точно будет спад.
И это при том что руководство страны в целом заявляет о постепенном отказе от угля в пользу более чистых видов топлива. Давайте обратимся к статистике по структуре мирового производства энергии по видам топлива за последние 50 лет и прогнозным значениям на ближайшие 20 лет.
Уголь — традиционное второе место, хотя газ вытесняет этот вид топлива. Мир все-таки побаивается этого вида энергии: слишком опасна эксплуатация. Текущее состояние отрасли в России По состоянию на 2020 год, Россия занимает второе место в мире по запасам угля после США. По прогнозам, с учетом текущего объема добычи в размере 440 млн тонн в год, запасов хватит на 370 лет. Отрасль обеспечивает большое количество рабочих мест 150 тыс.
Позиции российских угольных компаний конкурентны по себестоимости, что позволяет проходить времена низких цен на рынке. Волатильность цен на уголь является основным риск-фактором этой индустрии. Угольная отрасль — первая в нашем ТЭК, которая прошла путь реформ от дотационной до полной адаптации к рыночным конкурентным условиям. Были проведены реструктуризация, обновление основных фондов, повышение производительности. В отрасли представлены в основном частные компании, которые осуществляют добычу и поставку угля на внутренний рынок для нужд энергетиков и металлургов и на рынки Европы, Азии, Ближнего Востока.
Активно развиваются новые месторождения, строятся терминалы по перевалке угля. За последние 5 лет объем добычи вырос в 1,3 раза, было введено порядка 300 млн тонн новых добывающих мощностей. В отрасли оперируют 58 шахт и 133 разреза, половина которых введена в эксплуатацию после 2000 года.
За этот период объемы добычи на предприятии составили [читать далее] Цифровые инструменты геологоразведки позволяют Распадской оптимизировать горные работы 11 апреля 2024 В День геолога в Распадской угольной компании подвели итоги цифровизации в области геологоразведочных работ за последние годы. Одним из достижений является создание 3D-моделей для всех [читать далее] «Эльгауголь» установила оборудование для испытания угольного концентрата 4 апреля 2024 На «Эльгауголь» входит в состав УК «ЭЛСИ» прошел ввод в эксплуатацию новой коксовой печи. Оборудование представляет собой специализированный лабораторный комплекс, при помощи которого будут проводиться [читать далее] Распадская угольная компания разработала специализированное ПО для информационной безопасности 2 апреля 2024 Распадская угольная компания представила цифровое решение для обеспечения информационной безопасности. Созданное ПО осуществляет идентификацию пользователей, которые присоединяются к созданной на промплощадках компании вай-фай сети.
Дорога до лавы заняла больше часа. Дальше там, где стоит проходческий комбайн, приходится продвигаться почти ползком. Шахтеров здесь немного. В смене до 30 человек и все они разбросаны по многим километрам шахты. Чтобы гигантский механизм по добыче угля работал без перебоев. Запустилась добыча — пошел самый северный на планете уголь. Это, по сути, первый пробный запуск комбайна за день. Шахтеры должны проверить все системы. Искры, как и любой огонь — смертельный враг шахтера. А на руднике "Баренцбург" и так концентрация метана значительно больше обычного. Но есть и другие опасности. А так, шахта у нас своеобразная — северная, действующая. Есть, конечно, некоторые моменты, которым уделяется внимание более внимательно.
Уголь — есть ли перспективы?
По замыслу руководства КНР, такая экономическая стимуляция должна была задействовать рычаги налаживания отношений со странами Азиатско-Тихоокеанского региона, в том числе с представителем западной коалиции, Австралией. Однако особой разрядки не произошло, что очевидно. Зато для внутреннего рынка опрометчивый шаг принес удорожание в разгар сезона повышенного потребления электричества и любой другой энергии. Для компенсации роста и стабилизации рынка испытавшего недоумение и шок возможны лишь два варианта — увеличение собственного производства и возобновление полномасштабных поставок из России. У РФ есть свои проблемы с поставками сырья на рынок Поднебесной, однако в любом случае сотрудничество добывающей отрасли нашей страны с китайскими клиентами выгодно обеим сторонам.
Власти штата Нью-Йорк начали реализацию проекта «Новые зелёный путь», который регулирует меры по полному переходу одноимённого города на возобновляемые источники энергии уже к 2040 году. В рамках его выполнения планируется увеличить мощность вырабатываемого электричества на солнечных электростанциях в 2 раза, ветряных — в 3,75 раз за счёт постройки новых установок и максимизировать генерацию с помощью уже существующих. Для обеспечения возможности запаса такого количества энергии власти города к 2030 должны завершить строительства хранилищ, рассчитанных на 3000 Мвт. Большая часть неопределенности рынка в 2019 году связана с вопросом о контроле импорта в Китае. Аналитики предполагают, что в этом году импорт угля в Китай останется на уровне 2018 года, и составит 180-190 млн. В последние два года Китай заменил 700 миллионов тонн в год нелегальной и мелкомасштабной добычи новыми и более эффективными мощностями, объем производства угля вырос до 3,88 миллиарда тонн к концу 2018 года.
Экспортная выручка России по товарам в 2019 году, млн долл. Рисунок 12. Рисунок 13. Консервативный сценарий основывается на прогнозируемом снижении потребления угля в коммунально-бытовом секторе, стагнации объемов потребления угля в российской электроэнергетике 87 млн тонн в 2035 году , минимальном уровне прогнозируемых цен на международном рынке энергетического угля, а также на возрастающих затратах на производство угля и его экспорт.
Оптимистический сценарий, в свою очередь, предполагает добычу угля в 2035 году в объеме 668 млн тонн, в том числе 150 млн тонн коксующегося угля и 518 млн тонн энергетического угля. Кроме того, оптимистический сценарий предусматривает максимальные объемы потребления угля российской электроэнергетикой на уровне 120 млн тонн в 2035 году, а также более благоприятную конъюнктуру мировых цен на энергетический уголь и прогнозируемое развитие возможностей Восточного полигона согласно Долгосрочной программе развития ОАО «РЖД». Развитие транспортной и портовой инфраструктуры в России На протяжении последних 15 лет экспорт российского угля устойчиво растет вне зависимости от динамики цен на мировых рынках. Основной объем экспорта идет через порты Балтийского и Дальневосточного бассейнов; с учетом ценовой конъюнктуры восточное направление последние несколько лет является наиболее приоритетным и, соответственно, активно развивается с точки зрения портовой и железнодорожной инфраструктуры.
Рисунок 14. Объемы перевалки угля в портах России, млн тонн Источник: ООО «Морстройтехнология» Крупнейшие угольные терминалы в стране принадлежат угольным компаниям. Рисунок 15. Таким образом, если планы по строительству заявленных терминалов реализуются, то к 2024 году совокупные перевалочные мощности в Приморье увеличатся с текущих 60 млн тонн в год до 180 млн тонн в год.
В марте 2020 года в порту Ванино бухта Мучке завершилось строительство первого этапа специализированного угольного перегрузочного комплекса АО «ВаниноТрансУголь». Мощность первого этапа составляет 12 млн тонн в год, после завершения в 2022 году строительства второго этапа этот показатель будет удвоен. В перспективе пяти лет в порту Ванино должен появиться еще один терминал в рамках реализации комплексного проекта по освоению Элегестского угольного месторождения, который реализует АО «ТЭПК». С учетом всех заявленных проектов совокупные перевалочные мощности в порту Ванино будут увеличены с 25 млн тонн в год примерно до 70 млн тонн в год.
Проекты на Балтике. В сравнении с восточным направлением, новые угольные терминалы на Балтике не столь масштабны, что говорит о меньшей популярности этого направления для угольных компаний. Бум запуска новых проектов на Балтике пришелся на 2017—2018 годы, когда цены на уголь были достаточно высокими. Многие терминалы успели запустить первую фазу — перевалку по универсальной или комбинированной технологии и планировали построить специализированные терминалы большей мощности.
О закрытии проектов пока никто не объявлял, однако и с запуском вторых очередей по расширению мощностей специализированных угольных терминалов инвесторы не спешат, так как ценовая конъюнктура угля на западных рынках не внушает оптимизма. Основными проектами по строительству терминалов на Балтике являются проекты в портах Усть-Луга, Высоцк, Приморск и Мурманск. В случае реализации всех заявленных проектов установленная совокупная мощность по перевалке угля на Балтике возрастет с 30 млн тонн в год до более чем 70 млн тонн в год.
Две трети угля поставляются в Азию: на Китай, Японию и Индию приходятся самые крупные доли всего импорта.
Крупнейшие добывающие компании — «Распадская» и «Мечел», а их основные месторождения находятся в Кузбассе, где добывается половина российского угля. Фото: ПАО «Распадская» «Распадская» ПАО «Распадская» входит в структуру Evraz выступает ключевым поставщиком коксующегося угля для Магнитогорского и Новолипецкого металлургических комбинатов, а на экспорт поставляет около половины своей добычи. На экспорт «Распадская» отправила около половины добычи — 6,7 млн тонн, большая часть отгрузок пришлась на страны Азиатско-Тихоокеанского региона. Несмотря на ограничения, добыча и реализация возвращаются к прежнему уровню, что сигнализирует о нормализации цепочек поставок.
Преимущество «Распадской» — низкая себестоимость добычи на фоне конкурентов. К тому же в долгосрочной перспективе компания собиралась нарастить объемы добычи до 30 млн тонн в год к 2030 году за счет высококачественных марок угля и конвертировать его в рост денежного потока. В 2021 году компания зачислила в свой актив шахту «Южкузбассуголь», диверсифицировав портфель.
Даёшь Европе угля, мелкого — но много!
Две аварии, в которых погибло более 60 человек, побудили администрацию по безопасности шахт объявить о внесении изменений в закон о безопасности шахт. Подчеркивая внимание к безопасности, министерство по чрезвычайным ситуациям в начале этого месяца призвало ограничить перепроизводство на угольных шахтах. Главный центр добычи угля в Китае, Шаньси, также призвал к усилению проверок безопасности в четвертом квартале. Обычно шахтам приходится останавливать производство во время проверок, но многие шахты возобновили работу после предыдущих проверок безопасности.
Бум запуска новых проектов на Балтике пришелся на 2017—2018 годы, когда цены на уголь были достаточно высокими. Многие терминалы успели запустить первую фазу — перевалку по универсальной или комбинированной технологии и планировали построить специализированные терминалы большей мощности. О закрытии проектов пока никто не объявлял, однако и с запуском вторых очередей по расширению мощностей специализированных угольных терминалов инвесторы не спешат, так как ценовая конъюнктура угля на западных рынках не внушает оптимизма. Основными проектами по строительству терминалов на Балтике являются проекты в портах Усть-Луга, Высоцк, Приморск и Мурманск. В случае реализации всех заявленных проектов установленная совокупная мощность по перевалке угля на Балтике возрастет с 30 млн тонн в год до более чем 70 млн тонн в год. Проекты на юге. На южном направлении проектов еще меньше, чем на Балтике. Тем не менее в 2019 году грузооборот порта составил всего 1,8 млн тонн угля. Еще один крупный проект на юге — сухогрузный район порта «Тамань». Однако на фоне снижения цен на уголь инвесторы пересмотрели свои планы, и в настоящий момент строительство этих терминалов не стоит на повестке.
Волатильность цен на уголь — основной фактор риска Высокая волатильность цен на угли на мировых рынках — ключевой фактор риска для российских угольных компаний, так как от угольных котировок зависит прибыльность экспортных поставок и, соответственно, возможность инвестировать в развитие своих портовых терминалов. В период с 2015 по 2020 год можно было наблюдать формирование очередного цикла, в рамках которого цены на энергетический уголь варьировались от 42 долл. США за тонну. Волатильность цен в основном была обусловлена пересмотром многими странами своих энергетических доктрин в пользу ВИЭ, погодными условиями и авариями на крупнейших добывающих угольных активах. Но если погодные условия и периодические перебои с поставками оказывают ощутимое влияние на цены на уголь в краткосрочной перспективе, то эффект от отказа от угля в пользу чистых технологий для угольных котировок будет ощутим на долгосрочном горизонте. Так, теплая зима в 2019 году и снижение деловой активности в 2020—м на фоне пандемии коронавируса спровоцировали снижение цен на уголь. Однако в последнее время в связи с похолоданием, особенно в Европе, наблюдается обратная ситуация — спрос на уголь на электростанциях растет, что в свою очередь способствует восстановлению цен. Рисунок 16. Цены на уголь, долл. США за тонну Источник: Металл Эксперт По мнению АКРА, в долгосрочной перспективе цены на уголь будут определяться, с одной стороны, глобальным снижением спроса, а с другой —средней себестоимостью добычи угля в основных стран-поставщиках.
Последняя со временем будет, скорее всего, иметь тенденцию к повышению вследствие инфляции и исчерпания запасов угля с низкой себестоимостью добычи. Рисунок 17. Учитывая, что основной объем предложения энергетического угля на мировом рынке реализуется по себестоимости добычи начиная от 45—50 долл.
В 2022 году предприятия «Мечела» получили 250 новых единиц техники и оборудования, что позволит нарастить выработку. Но в 2022 году компания не стала перечислять дивиденды акционерам из-за нестабильной ситуации на рынке, а сумма чистых активов по итогам минувшего года снизилась, что уменьшает вероятность дивидендов. Денежный поток компании в 2023 году в большей мере будет зависеть от конъюнктуры на мировых рынках угля. Есть ли будущее у рынка угля и что будет на него влиять Коксующийся уголь выступает основным топливом для производства стали, поэтому надежды на рост котировок связаны с восстановлением сталелитейной промышленности в КНР после постепенного снятия коронавирусных ограничений. Ключевой вопрос здесь — сможет ли Китай сохранить темпы восстановления сталелитейного сектора, поскольку за вычетом Поднебесной производство металла растет только в Индии.
На рынок энергетического угля в долгосрочной перспективе давит политика ESG-перехода, в ходе которой приоритет отдается возобновляемым источникам и более экологически чистому ископаемому топливу — например, сжиженному природному газу. Риски дополняет возможный рост налоговой нагрузки на предприятия в случае использования угля в производстве. Тем не менее эмбарго на топливо из России внепланово подогрело цены на рынке угля в августе 2022 года, и этот фактор в краткосрочной перспективе может поддержать цены на уровнях выше предыдущих лет.
А метан — это очень опасно. Дорога до лавы заняла больше часа. Дальше там, где стоит проходческий комбайн, приходится продвигаться почти ползком. Шахтеров здесь немного. В смене до 30 человек и все они разбросаны по многим километрам шахты. Чтобы гигантский механизм по добыче угля работал без перебоев.
Запустилась добыча — пошел самый северный на планете уголь. Это, по сути, первый пробный запуск комбайна за день. Шахтеры должны проверить все системы. Искры, как и любой огонь — смертельный враг шахтера. А на руднике "Баренцбург" и так концентрация метана значительно больше обычного. Но есть и другие опасности. А так, шахта у нас своеобразная — северная, действующая.
Промышленность и экономика под угрозой: зачем Польша рекордно сократила добычу угля
Т угля, что является серьезным объемом, который ранее не поставлялся ни одной страной, — рассказывает Станислав Кондрашов Telf AG. Напротив, в США, бывших когда-то ведущим мировым производителем угля, наблюдается значительное снижение добычи с момента ее пика в 2008 году. За прошедшие годы объем добычи сократился более чем в два раза, что отражает изменение динамики мирового рынка угля и отказ страны от него в пользу других источников энергии. Несмотря на растущее внедрение возобновляемых источников энергии в некоторых азиатских странах, уголь остается важнейшим компонентом их энергетического баланса в связи с быстрым экономическим ростом и промышленным развитием. Какой будет динамика цен на уголь к концу 2023 года, прогноз Станислава Кондрашова из Telf AG После экстремальной волатильности и резкого роста цен в предыдущем году в первой половине 2023 года цены на уголь значительно снизились и достигли уровня, сопоставимого с тем, который наблюдался летом 2021 года. Эта тенденция была обусловлена несколькими факторами, в том числе избытком предложения и снижением цен на природный газ. В этот период также произошел сдвиг в ценовой динамике: цены на энергетический уголь вновь стали ниже цен на коксующийся уголь.
Кроме того, заметная премия, которую обычно получал австралийский уголь на мировом рынке, сократилась в связи с ослаблением разрушительных погодных условий Ла-Нинья, которые ранее сдерживали добычу в этом регионе. К тому же, российскому углю, столкнувшемуся с ограничениями в Европе, удалось найти новые рынки для экспорта, хотя зачастую и со значительными скидками. Особенно важным аспектом станет объем морской торговли углем, который приблизится или даже превзойдет рекордный уровень, зарегистрированный в 2019 году и составивший 1,3 миллиарда тонн.
Но поставить больше, чем можно провести по железной дороге, не получается.
А издержки российских угольных компаний и без этого возросли. А ведь есть еще Индия, Вьетнам, Пакистан и другие страны - импортеры нашего угля, куда доставка обходится "в копеечку", а объемы поставок опять же ограничены возможностями инфраструктуры. Чтобы у России была возможность наращивать экспортные поставки угля и сохранить долю на мировом рынке, требуется своевременная и масштабная модернизация железнодорожной инфраструктуры. Как отмечает глава Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов, вопросы с внутренней инфраструктурой могут быть решены собственными силами.
Необходимо только расставить приоритеты. И это станет хорошим противодействием санкциям, а мы сейчас больше сосредоточены на том, как их обойти. Но также есть вопросы с вывозом нефти трубопроводным транспортом. В контексте борьбы с нашим танкерным флотом эта тема обязательно будет выплывать.
Нас будут пытаться и дальше ограничить в морских перевозках. И в этом плане логично рассмотреть варианты расширения трубопроводной инфраструктуры, в том числе экспортной, в Китай", - говорит эксперт. Дефицит инфраструктуры присутствует не только на восточном направлении, подчеркивает Симонов. Парадокс в том, что для энергетических проектов он есть и на Черноморско-Азовском направлении, и даже на Балтийском.
Уголь Рубрика: Уголь Значение угольной отрасли всегда имело огромный вес для всей мировой экономики. Более того, она и на сегодняшний день оставляет за собой колоссальное влияние.
Одним из потенциальных путей роста является установление новых экономических связей и партнерских отношений со странами, которые могут стать значительными потребителями российского угля. Необходимо предпринимать активные усилия для изменения структуры импорта угля в пользу российских продавцов. Для Европейского Союза закупки угля, особенно антрацита, будут становиться все более дорогостоящими. ЕС будет вынужден искать различных поставщиков по всему миру, что потенциально может привести к тому, что уголь станет более доступным в других регионах, где Россия стремится увеличить поставки из-за переизбытка предложения. Аналогичная ситуация наблюдалась и на нефтяном рынке: Иран снизил цену на свою нефть, поставляемую в Китай, чтобы конкурировать с недорогими российскими поставками.
Подобные действия могут быть предприняты и такими странами, как Индонезия и Австралия, в угольном секторе. Что касается транспортировки угля, то рентабельность может быть достигнута только за счет морских или железнодорожных перевозок, хотя и условно. Давайте рассмотрим последний вариант. Транссибирская магистраль и Байкало-Амурская магистраль БАМ близки к максимальной пропускной способности из-за роста торговли с восточными направлениями, особенно с Китаем, после запрета ЕС на импорт товаров. Жесткая конкуренция между грузоотправителями, включая производителей угля, привела к перегрузке железнодорожной инфраструктуры. В апреле 2022 года Энергетическая комиссия Государственного совета рекомендовала полностью прекратить транзитные контейнерные перевозки по Транссибирской магистрали и БАМу до снятия давления внешних санкций. Сторонники этой рекомендации утверждают, что в то время как тонна транзитного груза приносит России 30 долларов дохода, экспорт сырья приносит 600 долларов.
С аналогичным предложением выступил и губернатор Кузбасса Сергей Цивилев, который напрямую обратился к президенту РФ.
Уголь выведут из-под пошлины: правительство думает, как вывести отрасль из кризиса
Резкий рост цен на ископаемое топливо также заставил потребителей вернуться к углю, который продается по более конкурентоспособным ценам. Добыча угля характеризуется тем, что в процессе в атмосферу выделяются не только углерод, но также диоксид серы, твердые частицы и оксиды азота. Читайте также: SOCAR начнет поставлять газ в Венгрию в четвертом квартале 2023 года Китай и Индия являются двумя крупнейшими производителями угля в мире, на которые приходится две трети мирового спроса на данное топливо. Хотя обе страны взяли на себя обязательство достичь нулевых выбросов углерода к 2060 и 2070 годам соответственно, их зависимость от угля делает многие из климатических целей Пекина и Нью-Дели нереальными.
Например, хотя Китай объявил, что больше не будет инвестировать в строительство новых угольных электростанций за рубежом в начале этого года. Однако он все еще реализует планы по строительству 60 угольных электростанций внутри страны.
Именно в этот момент можно будет вести переговоры о выгодных условиях. Учитывая основную государственную монополию на железнодорожные перевозки в России, это дальновидный шаг. История развития американских железных дорог, всегда находившихся в частном владении, дает ясное представление о том, какие перекосы могут возникнуть. Только после возникновения проблем в США появился государственный оператор.
Эти факторы делают российскую угольную промышленность ключевой в мире. Россия является надежным поставщиком высококачественного угля для Китая и Индии, и ее роль будет становиться все более значимой по мере увеличения потребностей этих стран. Это открывает новые перспективы для развития угольного сектора в России и для укрепления ее экономической позиции в мировой арене.
Проблема в том, что Польша является частью Евросоюза, а здесь есть как свои плюсы, так и очевидные минусы. И главный из них — необходимость следовать общей повестке, в том числе в области "зеленой" энергетики. Еще в феврале 2021 года правительство Польши приняло постановление "Программа для энергетики PEP 2040". Оно предполагало постепенное снижение угля в экономике страны. К 2049 году Польша должна полностью отказаться от этого энергоносителя. Конечно, польские власти эту сумму не выплачивают, но она продолжает висеть над ними дамокловым мечом, что тоже не особо приятно. После начала СВО Варшава решила, что "зеленой" сделки недостаточно, нужно еще сильнее усложнить себе жизнь, после чего отказалась от поставок российского газа и угля.
Разумеется, сразу же начался дефицит, и всего через полгода цена на уголь поднялась в два раза. Но при этом восточноевропейская страна не отказалась и от своей цели полностью уйти от "самого грязного источника энергии". И стоит признать, у Польши это получается. Правда, только в отношении первого пункта — избавиться от угля. Прогресс в сфере возобновляемых источников энергии пока достаточно посредственный, особенно учитывая тот факт, что атомную энергетику развивать не получается. Соглашение с американскими Westinghouse и Bechtel, конечно, подписано, но запустить в 2033 году первый реактор вряд ли получится, так как этот план назвали "слишком рискованным". Но несмотря на отсутствие реальных альтернатив, польское правительство все же стремится избавиться от угольной генерации. Как рассказал в беседе с Baltnews политолог Станислав Стремидловский, в Евросоюзе поставлена задача к 2050 году создать полностью безуглеродную экономику. И вряд ли правительство Дональда Туска будет помогать угольщикам. Это не их электорат, да и следующие выборы в Сейм будут только через четыре года, а президентские — через два.
Им нет смысла поддерживать Силезию.
У республики нет альтернативы дешевому и доступному источнику топлива для обеспечения энергетической безопасности населения. Утроение добычи угля к 2028 году под землей поможет компенсировать истощение запасов в открытых карьерах и поэтапно отказаться от импорта, сказал он. Импорт угля Индией составляет 90 млн тонн в год, но он будет прекращен с переходом на экспорт после увеличения его производства в стране, несмотря на то, что к 2030 году внутренние потребности республики в топливе достигнут 1,5 млрд тонн в год.