Новости дата урочные лета

Урочные лета Уро чные ле та на Руси в исторической литературе срок давности до истечения которого владельцы крепостных к. Концепция «урочных лет», якобы применявшихся для сыска беглых крестьян в России конца XVI в., не обладает всеми признаками доказательности. УРОЧНЫЕ ЛЕТА, в России 16-17 веков - срок, в течение которого владельцы могли возбудить иск о возвращении им беглых крепостных крестьян (см. КРЕПОСТНОЕ ПРАВО).

2 июня 1648 - Соляной бунт произошел в Москве

Через несколько месяцев в поместье прибыли государевы «большие» писцы. Они описали барскую усадьбу и пустые крестьянские дворы, но ни словом не обмолвились о беглых Гавриловых. Кажется, они сами не подозревали о том, что проводят описание в «заповедном» году. Предположительно царь Иван издал закон против выходов незадолго до того, как писцы приступили к делу. Явившись в поместье Непейцына, писцы обязаны были записать имена по крайней мере тех крестьян, которые покинули помещика буквально у них под носом, грубо нарушив только что изданный государев указ. Если писцы не сделали этого, значит, у них не было инструкций насчет «заповедных лет» в деревских поместьях. Из двух противоречивых показаний предпочтение следует отдать более раннему и более авторитетному показанию — писцовым книгам. Запоздалые «речи» Непейцына, очевидно, отразили реальность более позднего времени. Использовать их для характеристики времени Ивана IV было бы опрометчиво. Определяя географию «заповедных лет» при Грозном, С. Веселовский указывал на Деревскую пятину и вотчины Иосифо-Волоколамского монастыря как сферу действия ранней «заповеди».

Свидетельства об иоснфо-волоколамских крестьянах бесспорно заслуживают внимания. Историки извлекли их из подлинных приходо-расходных книг монастыря за 70—80-е годы XVI века. Самые ранние книги пестрят записями о выходах монастырских крестьян. На период с 7 апреля 1579 года по 29 марта 1580 года расходные книги зафиксировали 96 крестьянских переходов, на период с 1 мая 1581 года по 18 мая 1582 года — всего один. Итак, к весне 1580 года число «выходных» записей достигло максимума, а с весны 1581 года такие записи за единичным исключением навсегда исчезли со страниц монастырских расходных книг. На основании этого факта можно заключить, что нормы выхода крестьян в Юрьев день перестали действовать в пределах волоколамских вотчин по крайней мере с мая 1580 года, то есть с того времени, когда гипотетический указ о «заповедных» годах не был и не мог быть издан. Можно ли приобщить эту новую улику к делу о «заповедных летах»? Если монахи знали о царском «заповедном» указе, почему они ни разу не упомянули о «заповедных летах» ни в приходных книгах, ни в прочей монастырской документации? Чтобы оценить достоверность свидетельского показания, надо прежде всего выяснить степень осведомленности свидетеля. Бесполезно спрашивать его о том, чего он не знает.

Монахи вели учет крестьянского населения с помощью писцовых книг, которые не сохранились до наших дней. В приходных книгах они фиксировали не крестьянские передвижения, а оборот денег в монастырской казне. По этой причине в их финансовых ведомостях фигурировали лишь те переходы, при которых крестьяне выплачивали монастырю предусмотренную законом рублевую пошлину — «пожилое». Таким образом, исчезновение записей о переходах из приходных книг свидетельствовало не о прекращении крестьянских переходов, а лишь о прекращении денежных операций, связанных с выплатой «пожилого». Это заключение подтверждают другие документы. Попробуем заглянуть к соседям волоколамских крестьян — тверским крестьянам, жившим в вотчинах Симеона Бекбулатовича Тверского. Обеспокоенный повальным бегством крестьян, служилый хан в 1580 году послал в свои вотчины писцов, чтобы выяснить причины бедствия. Описание обнаружило любопытные факты. Оказалось, что из 200 отсутствовавших крестьян лишь считанные единицы покинули свои деревни с уплатой «пожилого» в Юрьев день. В подавляющем большинстве крестьяне сбежали из вотчины в голодные весенние месяцы, не заплатив пошлины.

Многих свезли к себе соседние феодалы, также без соблюдения правил Юрьева дня. К началу 80-х годов значительная часть сельского населения либо разбежалась, либо вымерла. Деревня напоминала огромный пустырь. Крестьяне пахали лишь малую часть той пашни, которая кормила их прежде. Под тяжестью катастрофы старый порядок перехода в Юрьев день полностью разладился. Этот сдвиг и запечатлелся в документах о волоколамских крестьянах. Никаких следов законодательной отмены Юрьева дня в них не обнаруживается. При царе Василии Шуйском в 1607 году Поместный приказ издал пространное Уложение о крестьянах, в текст которого была включена своего рода историческая справка. Компетентность составителей Уложения не вызывает сомнения. Уложение вышло из стен того самого Поместного приказа, который издавал и хранил все законы о крестьянах.

Этот источник имеет первостепенное значение. Он окончательно разрушает представление о том, что крестьяне утратили выход при Грозном. Предполагали, что царь Иван, введя «заповедь», провел перепись земель, чтобы закрепить крестьян за землевладельцами. По Уложению, перепись провел не Иван, а Федор. Факты целиком подтверждают эту версию. При Грозном писцы побывали лишь в Новгороде. Общее описание государства было сделано после его смерти. Справку Поместного приказа 1607 года можно проверить с помощью более ранних документов. В 1595 году старцы Пантелеймонова монастыря Де-ревской пятины в своем прошении напомнили царю Федору, что ныне по его царскому указу «крестьяном выходу нет». Поместный приказ, принявший челобитную, не только не опротестовал это заявление монахов, но и процитировал его в своем судном решении.

И челобитная, и решение суда сохранились в оригинале, что придает им особую ценность. Подлинные документы 1595 года, таким образом, полностью подтверждают справку Поместного приказа 1607 года и тем самым дают в руки исследователя неопровержимые доказательства того, что у истоков крепостного режима стоял не Грозный, а Годунов. Но как объяснить тогда другой документ, найденный В. Корецким,— краткую летопись, сообщавшую, что «законный и благочестивый царь» Иван Васильевич наложил «заклятие» на крестьянский выход, а узурпатор Борис нарушил его волю и возобновил Юрьев день во время сильного голода в 1601 —1603 годах? Прежде всего попробуем ответить на вопрос: кем был этот новый свидетель, решительно опровергший заявления Поместного приказа? Может быть, это современник Грозного, непосредственный очевидец событий тех лет? Нет, это не так. Ее составил безвестный провинциальный дворянин-крепостник, апеллировавший к памяти «благочестивого царя» ради оправдания установившегося режима. Нет и намека на то, что летописец имел под руками подлинные документы о закрепощении: заметка носит чисто литературный характер. Иски помещиков Деревской пятины и записи монахов Иосифо-Волоколамского монастыря очень невнятно рассказали о «заповедных летах».

Значительно больше сведений о новых нормах можно почерпнуть из жалованной грамоты городу Торопцу, составленной Поместным приказом дьяка Андрея Щелкалова в 1590 году. Городские власти получили в то время разрешение вернуть на посад своих тяглецов людей, плативших государеву подать — тягло , которые ушли на земли помещиков и монастырей «в заповедные лета».

Продление урочных лет в первой половине XVII века Впоследствии продолжительность срока, в течение которого государство искало и возвращало сельских жителей, увеличивалась. Царь Василий Шуйский продолжил ее до пятнадцати лет. Царь Михаил Федорович Романов сначала вернул опять пять лет, но потом увеличил продолжительность до девяти, а потом еще до десяти и при определенных случаях до пятнадцати лет. А в 1649 году они вообще оказались упразднены, поскольку по новому закону сбежавших следовало искать бессрочно. Этот закон ученые характеризуют как одну из мер, которая вела к формированию крепостного права.

Понравилась статья?

В этот период и появилась поговорка «Вот тебе, бабушка, и Юрьев день! И будто он сидел на полу, скорчившись, и два раза сряду повторил: «Вот тебе, бабушка, и Юрьев день! Иван Тургенев.

Он определял пятилетний срок сыска беглых крестьян, и если в течение «урочных лет» помещик не находил своего крестьянина, то терял право на него, а крестьянин закреплялся за новым владельцем. Через 50 лет приняли Соборное уложение, где юридически закрепили бессрочный сыск беглых крестьян и их возвращение. Сергей Иванов. Юрьев день.

Сцена из крепостного быта.

Это было сделано под предлогом проведения переписи, в ходе которой все земли и крестьяне были занесены в писцовые книги. По факту, каждого крестьянина закрепили за определённым земельным участком и землевладельцем — его будущим хозяином. А уже в 1592 году введённые в качестве временной меры заповедные лета стали мерой более чем постоянной — право перехода крестьян в Юрьев день отменили указом всё того же Фёдора Иоанновича. Введение урочных лет было одним из этапов закрепощения крестьянства и превращения их из лично свободных людей в крепостных, а по сути, рабов. Не прошло и десяти лет, как в царствование боярского царя Василия Шуйского власти попытались увеличить срок урочных лет до 15. В 1607 году был издан соответствующий царский указ.

Кто отменил Юрьев день

Срок давности по сыску крестьян менялся со временем: 5-летний срок введён в 1597 году после введения заповедных лет; Лжедмитрий I издал указ, продлевающий урочные лета ещё на полгода, таким образом, общий срок стал равен 5. Термин закрепился к 1642 году, когда указ об установлении десятилетней давности сыска уже исключительно пользуется словосочетанием «урочные лета». Срок давности по сыску крестьян менялся со временем: 5-летний срок введён в 1597 году после введения заповедных лет; Лжедмитрий I издал указ, продлевающий урочные лета ещё на полгода, таким образом, общий срок стал равен 5. Урочные лета, в России — срок, в течение которого владельцы могли возбудить иск о возвращении им беглых крестьян. «Заповедные» и «урочные лета» продолжили цепочку превращения крестьян в крепостных и складывания в стране крепостного права.

2 июня 1648 - Соляной бунт произошел в Москве

Урочные лета стали важным этапом на пути закрепощения крестьянского населения. Принятые в 1597 году, они действовали 40 лет, после чего были увеличены на срок в 9 лет. урочные лета это срок розыска беглых крестьян. - урочные лета заповедные годы когда появляются эти понятия и что означают. Урочные лета — Урочные лета, на Руси срок, в течение которого владельцы могли возбудить иск о возвращении им беглых крестьян. период, в течение помещик может подать на крестьянина в суд, требуя его возврата.

Значение УРОЧНЫЕ ЛЕТА в Большой советской энциклопедии, БСЭ

Поэтому указ о 15-летнем сыске фактически не применялся. При первом Романове — Михаиле Фёдоровиче — был 5-летний сыск В 1639 году им же сыск увеличен до 9 лет. В 1642 году снова увеличение сыска беглых крестьян Михаилом Романовым — до 10 лет. Точка была поставлена в 1649 году. Соборное уложение отменило срок давности, сыск стал бессрочным. Юридически оформилось крепостное право в России, просуществовавшее до 1861 года.

До 7 класса: Алгоритмика, Кодланд, Реботика. Английский: Инглекс, Puzzle, Novakid. Урочные лета Используя знания по истории России, раскройте смысл понятия «урочные лета». Приведите один исторический факт, конкретизирующий данное понятие применительно к истории России. Приведенный факт не должен содержаться в данном Вами определении понятия.

У крестьян отобрали последнюю надежду на освобождение от рабской зависимости. В 1649 году родилось крепостное право, которое было отменено лишь в 1861. В XVII веке закабаление крестьян принесло пользу государству. Страна жила за счет земледелия. Крестьяне были единственным что-то производящим сословием, за счет которого наполнялась казна. Но в будущем крепостное право обернулось против России, отбросив ее в развитии далеко назад. Средневековый уклад мешал идти в ногу со временем. Поэтому отмена крепостничества в середине XIX века была необходима не только крестьянам, но и всему государству. Раб британских колоний Крепостной крестьянин Субъект права Был неправомочен: в суде за проступки раба нёс ответственность его владелец. В отношении самого невольника всю степень его ответственности определял сам рабовладелец, он мог назначить любое наказание, вплоть до казни.

В отличие от раба, сам представлял себя в суде, мог выступать свидетелем, в том числе и против помещика. За убийство крепостных помещиков судили. С 1834 по 1845 годы было привлечено к суду 2 838 дворян, 630 из них было осуждено. Самым громким процессом был суд над помещицей Дарьей Николаевной Салтыковой. За убийство нескольких десятков крепостных она была лишена дворянства и приговорена к смерти, которую заменили пожизненным заключением. Собственность Раб не мог владеть собственностью. Его жилище, одежда, питание и орудия труда принадлежали плантатору. Крепостной жил в собственном жилище, работал своими орудиями, сам обеспечивал себя. Мог заниматься отхожим промыслом. В месяцы, не занятые работой на земле, крестьяне отправлялись на стройки, в шахты, на фабрики, занимались извозом и мелким производством.

В XIX веке ежегодно на отхожие промыслы уходило более 5 миллионов человек Семья Раб не мог иметь семью. Крепостной венчался с женой и его брак был освящён церковью Возможность освобождения Возможность освободиться была только в некоторых штатах. Получившего свободу раба могли опять продать на аукционе в штатах, где рабство было закреплено законодательно. Крепостной мог выкупиться у помещика. Так, родоначальник династии меценатов Морозовых, Савва Васильевич, начав с работы ткачом-кустарем, выкупился у помещика с пятью сыновьями за немыслимые по тем временам деньги — 17 тысяч рублей. Гучковы, Рябушинские и многие другие богатые династии были выходцами из крепостных. Зачастую законные права крепостных не соблюдались, указы государей носили рекомендательный характер. Поэтому жестокое обращение и произвол помещиков были не исключением, а правилом в Российской Империи. Самыми бесправными были не крестьяне за них вступалась община и государственные чиновники , а дворня — слуги, живущие при поместьях или городских домах помещиков. Становление крепостного права Ключевые изменения происходили в Московском царстве на протяжении конца 14 — середины 17 веков путем принятия новых нормативных документов, которые ограничивали свободу крестьянства, постепенно ограничивая возможности для смены барина.

В нем было ограничено понятие «право перехода крестьян». Теперь крестьяне могли переходить к другому земельному собственнику только неделю до 26 ноября и неделю после этой даты. Дело в том, что 26 ноября — это Юрьев день, или день Святого Георгия, и именно в это время завершались сельскохозяйственные работы, а значит, крестьянин после выполнения долга перед хозяином земли мог переходить к другому. Для того, чтобы уйти крестьянину нужно было заплатить «пожилое», то есть арендную плату. Главная причина, почему ввели ограничения на крестьянский переход только в вышеуказанное время, заключается в том, что бояре пытались обезопасить себя от возможного ущерба в случае неожиданного ухода крестьян, когда землю будет некому обрабатывать. А так, вне зависимости от условий, которые барин утвердил, нужно отрабатывать вплоть до 26 ноября. В нем сохранялось понятие «Юрьев дней» в отношении права перехода крестьян, однако существенно увеличивался размер «пожилого». Фактически ничего кординального в этом документе, что б отличало его от Судебника Ивана 3, не было. Но было еще большее ужесточение условий, поскольку выплачивать стоимость перехода могли себе позволить далеко не все крестьяне. Формально они еще оставались свбодными, но фактически многие из них уже попали в зависимость.

Дело в том, что царем было принято решение в течении 1581-1590 годов проверить состояние хозяйства в некоторых районах России. Для этого Иван 4 запретил на момент проведения переписи и других проверок переход крестьян накануне и после Юрьева дня. После окончания проверок право перехода должны были вернуть, однако, по мнению многих историков, Борис Годунов в 1592 году попытался утвердить запрет на переход. Однако его указ не сохранился а возможно его и не было , однако известно, что право на переход к концу 16 столетия было полностью ограничено.

Одним из обязательств, взятых на себя Ягайло, была христианизация языческих земель на северо-западе княжества в течение четырёх лет. С этого времени влияние католицизма, пользующегося сильной государственной поддержкой, в Великом княжестве Литовском постоянно росло. Через несколько лет после заключения унии в результате династической борьбы Ягайло фактически утратил контроль над Великим княжеством Литовским, но при этом формально оставался главой государства. Великим князем Литовским стал его двоюродный брат Витовт, почти сорокалетнее правление которого считается расцветом государства.

В его правление были окончательно подчинены Смоленск и Брянск, на некоторое время под контролем Великого княжества Литовского оказались Тверь, Рязань, Пронск, Великий Новгород и ряд других русских городов. Витовту почти удалось избавится от польского влияния, но его планы были сорваны разгромным поражением от татар в битве на Ворксле. Современники отмечали, что Витовт, ещё при жизни прозванный Великим, был куда более влиятельной особой, чем сам Ягайло. После неожиданной смерти Витовта накануне готовящейся коронации в 1430 году в Великом княжестве вновь разразилась борьба за власть. Необходимость привлечения на свою сторону православной знати повлекла уравнивание в правах православных и католиков. Ситуация стабилизировалась в 1440 году, когда великим князем был избран молодой сын Ягайло Казимир, на более чем полувековое правление которого приходится период централизации государства. В 1458 году на подвластных Казимиру русских землях была образована киевская митрополия, независимая от московской митрополии «всея Руси». Постепенное ослабление княжества и невозможность самостоятельного ведения борьбы со всё усиливающимся Московским государством привели к увеличению зависимости от Польши.

Тяжелая в материальном плане Ливонская война стала одной из основных причин заключения новой унии, объединившей Великое княжество Литовское и Королевство Польское в конфедерацию, получившую название Речь Посполитая. Несмотря на существенное ограничение суверенитета Великого княжество Литовского, а также потерю целого ряда территорий, сепаратистские тенденции в нём далеко не были исчерпаны, что выразилось в принятии третьей редакции Статута в 1588 году. В этот период Великого княжества достигли европейскиеренессансные веяния, на этой территории непосредственно связанные с пришедшей из немецких земель Реформацией. Из Ливонской войны Великое княжество Литовское вышло победителем, но несмотря на это, её последствия для страны были очень тяжёлыми. Последующие столетия отмечены нарастанием полонизации, постепенно приведшей к размытию «литвинского» самосознания доминирующего сословия. Полонизация сопровождалась активным окатоличиванием шляхты, что поставило под удар положение православной церкви. Экономические трудности, внутренние и внешние конфликты, а также в целом посредственное управление привели к ослаблению Речи Посполитой, которая вскоре подпала под влияние более могущественных соседей и с течением времени лишилась политической самостоятельности. Попытки реформирования государства вылились в открытое противодействие с соседними государствами и внутренней реакцией.

В целом достаточно слабые и неорганизованные усилия привели к иностранной интервенции, а вскоре и разделу государства между Россией, Пруссией и Австрией. Неоднократные попытки возрождения государства, причём как Речи Посполитой, так и самостоятельного Великого княжества литовского, окончились безрезультатно. В первые годы XIV века присоединило ряд сопредельных территорий и стало соперничать с Тверским княжеством. В 1328 году вместе с ордынцами и суздальцами разгромило Тверь, и вскоре московский князь Иван I Калита стал великим князем Владимирским. Впоследствии титул за редким исключением сохранялся за его потомством. После победы на Куликовом поле за Москвой закрепилось значение центра объединения русских земель. В 1389 году Дмитрий Донской передал великое княжение по завещанию своему сыну Василию I, что было признано всеми соседями Москвы и Ордой. В 1439 году московская митрополия «всея Руси» не признала Флорентийскую унию греческой и римской церквей и стала фактически автокефальной.

После вокняжения Ивана III 1462 процесс объединения русских княжеств под властью Москвы вступил в решающую фазу. К концу правления Василия III 1533 Москва стала центромРусского централизованного государства, присоединив помимо всей Северо-Восточной Руси и Новгорода также смоленские и черниговские земли, отвоёванные у Литвы. В 1547 годувеликий князь Московский Иван IV был венчан на царство. В 1549 году был созван первый Земский собор. В 1589 году московская митрополия была преобразована в патриархию. В 1591 году в царстве был ликвидирован последний удел. Исследование исторического портрета Александра II важно, так как он оставил глубокий след в истории, ему удалось сделать то, за что не могли сделать другие самодержавцы. Современные политики могут получить опыт управления страной в период, когда государству требуются реформы, осознать необходимость некоторых реформ.

В отношении внешней политики Александр явился продолжателем "начал Священного Союза", руководивших политикой и Александра I, и Николая I. Платонов в работе "Лекции по русской истории" 1993 г. Перед страной стоял ряд сложных внутри- и внешнеполитических вопросов крестьянский, восточный, польский и другие ; финансы были крайне расстроены неудачной Крымской войной, в ходе которой Россия оказалась в полной международной изоляции. Александру предстояло решение очень важных проблем. Орлов в книге "Учебник русской истории" 1993 г.

После Островского соглашения автономия Брянского княжества была ликвидирована, Роман Михайлович стал литовскимнаместником в Смоленске, где был убит в 1401 году. Консолидирующим фактором в формировании государства считается агрессия крестоносцев, с которой Великое княжество Литовское успешно боролось на протяжении почти двух сотен лет, и постоянная опасность со стороны Орды. В 1320—1323 годах великий князь литовский Гедимин провёл удачные походы на Волынь и Киев. После установления в 1362 году Ольгердом Гедиминовичем контроля над Южной Русью великое княжество литовское стало государством, в котором при наличии литовского языческого ядра большинство населения составляли русские, а преобладающей религией было православие. Княжество выступило соперником другого возвышающегося в то время центра русских земель — Московского княжества. Попытки Ольгерда и его преемников расширить влияние на Северо-восточную Русь окончились неудачно. Ключевым моментом в истории Великого княжества Литовского стало заключение в 1385 году личной унии с Королевством Польским. Великий князь литовский Ягайло, женившись на наследнице польского престола Ядвиге, был коронован как король польский. Одним из обязательств, взятых на себя Ягайло, была христианизация языческих земель на северо-западе княжества в течение четырёх лет. С этого времени влияние католицизма, пользующегося сильной государственной поддержкой, в Великом княжестве Литовском постоянно росло. Через несколько лет после заключения унии в результате династической борьбы Ягайло фактически утратил контроль над Великим княжеством Литовским, но при этом формально оставался главой государства. Великим князем Литовским стал его двоюродный брат Витовт, почти сорокалетнее правление которого считается расцветом государства. В его правление были окончательно подчинены Смоленск и Брянск, на некоторое время под контролем Великого княжества Литовского оказались Тверь, Рязань, Пронск, Великий Новгород и ряд других русских городов. Витовту почти удалось избавится от польского влияния, но его планы были сорваны разгромным поражением от татар в битве на Ворксле. Современники отмечали, что Витовт, ещё при жизни прозванный Великим, был куда более влиятельной особой, чем сам Ягайло. После неожиданной смерти Витовта накануне готовящейся коронации в 1430 году в Великом княжестве вновь разразилась борьба за власть. Необходимость привлечения на свою сторону православной знати повлекла уравнивание в правах православных и католиков. Ситуация стабилизировалась в 1440 году, когда великим князем был избран молодой сын Ягайло Казимир, на более чем полувековое правление которого приходится период централизации государства. В 1458 году на подвластных Казимиру русских землях была образована киевская митрополия, независимая от московской митрополии «всея Руси». Постепенное ослабление княжества и невозможность самостоятельного ведения борьбы со всё усиливающимся Московским государством привели к увеличению зависимости от Польши. Тяжелая в материальном плане Ливонская война стала одной из основных причин заключения новой унии, объединившей Великое княжество Литовское и Королевство Польское в конфедерацию, получившую название Речь Посполитая. Несмотря на существенное ограничение суверенитета Великого княжество Литовского, а также потерю целого ряда территорий, сепаратистские тенденции в нём далеко не были исчерпаны, что выразилось в принятии третьей редакции Статута в 1588 году. В этот период Великого княжества достигли европейскиеренессансные веяния, на этой территории непосредственно связанные с пришедшей из немецких земель Реформацией. Из Ливонской войны Великое княжество Литовское вышло победителем, но несмотря на это, её последствия для страны были очень тяжёлыми. Последующие столетия отмечены нарастанием полонизации, постепенно приведшей к размытию «литвинского» самосознания доминирующего сословия. Полонизация сопровождалась активным окатоличиванием шляхты, что поставило под удар положение православной церкви. Экономические трудности, внутренние и внешние конфликты, а также в целом посредственное управление привели к ослаблению Речи Посполитой, которая вскоре подпала под влияние более могущественных соседей и с течением времени лишилась политической самостоятельности. Попытки реформирования государства вылились в открытое противодействие с соседними государствами и внутренней реакцией. В целом достаточно слабые и неорганизованные усилия привели к иностранной интервенции, а вскоре и разделу государства между Россией, Пруссией и Австрией. Неоднократные попытки возрождения государства, причём как Речи Посполитой, так и самостоятельного Великого княжества литовского, окончились безрезультатно. В первые годы XIV века присоединило ряд сопредельных территорий и стало соперничать с Тверским княжеством. В 1328 году вместе с ордынцами и суздальцами разгромило Тверь, и вскоре московский князь Иван I Калита стал великим князем Владимирским. Впоследствии титул за редким исключением сохранялся за его потомством. После победы на Куликовом поле за Москвой закрепилось значение центра объединения русских земель. В 1389 году Дмитрий Донской передал великое княжение по завещанию своему сыну Василию I, что было признано всеми соседями Москвы и Ордой. В 1439 году московская митрополия «всея Руси» не признала Флорентийскую унию греческой и римской церквей и стала фактически автокефальной. После вокняжения Ивана III 1462 процесс объединения русских княжеств под властью Москвы вступил в решающую фазу. К концу правления Василия III 1533 Москва стала центромРусского централизованного государства, присоединив помимо всей Северо-Восточной Руси и Новгорода также смоленские и черниговские земли, отвоёванные у Литвы. В 1547 годувеликий князь Московский Иван IV был венчан на царство. В 1549 году был созван первый Земский собор. В 1589 году московская митрополия была преобразована в патриархию.

Урочные годы - это один из этапов закрепощения крестьян

Разбираемся, что такое Заповедные и Урочные лета, выясняем различия и запоминаем! Урочные лета, в России — срок, в течение которого владельцы могли возбудить иск о возвращении им беглых крестьян. Через три года после отставки дьяка Годунов облек установления Щелкалова о пятилетнем сроке сыска крестьян в форму развернутого законодательного акта. Урочные лета стали важным этапом на пути закрепощения крестьянского населения. Принятые в 1597 году, они действовали 40 лет, после чего были увеличены на срок в 9 лет.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий