Великий пост появился на заре христианства, но не всегда был таким, каким мы знаем его сегодня. Великий пост — наиболее строгий и длительный период воздержания для верующих, направленный на духовное обновление и подготовку к празднованию Светлого Воскресения. Великий пост — традиционный православный праздник, который посвящен духовному очищению.
Великий пост 2023: даты, суть, календарь питания
Первая неделя Великого поста (18−24 марта в 2024 году) посвящена окончательной победе над еретиками-иконоборцами. Рассказываем, когда начинается Великий пост в 2024 году, как вести себя в период говенья и как правильно начать поститься. 27 февраля у православных христиан начался Великий пост, который продлится до 15 апреля. Установление недельного поста, предваряющего Великий пост, относится приблизительно к VII веку. Великий пост 2024: что категорически нельзя делать. Великий пост установлен в память о сорока днях, которые Христос провел в пустыне.
В чём смысл Великого поста?
Великий пост 2023 года начнется сразу после завершения Сырной недели, или Масленицы. Так на вопрос редакции «Столицы 58» о том, каков плод любого поста ответил священник Виталий Зорин, настоятель Храма Иоанна Предтечи в городе Заречном. Великий пост это важнейший и самый древний из многодневных постов, это время подготовления к главному православному празднику — Светлому Христову Воскресению. Рассказываем, сколько дней длится и когда заканчивается Великий пост в 2024 году. Великий пост в 2024 году начинается 18 марта – 4 мая. Великий пост длится 48 дней, начинается ровно за семь недель до Пасхи.
Традиции, ограничения и послабления: все о Великом посте в 2024 году
Продлится Великий пост вплоть до праздника Пасхи, который в 2024 году выпадает на 5 мая. Великий пост (Великая Четыредесятница со Страстной седмицей) — центральный пост во всех исторических церквях, цель которого — подготовка христианина к празднованию Пасхи. Великий пост в 2024 году длится с 18 марта по 4 мая (включительно). Великий пост длится 48 дней, начинается ровно за семь недель до Пасхи. 2024: как православным нужно питаться и что можно и нельзя делать в этот период, читайте на ФедералПресс. Какие названия имеют недели Великого поста, чем РИА Новости, 27.03.2024.
Почему в Церкви четыре поста?
Вторая неделя Великого поста посвящена Григорию Паламе. Таким образом, Великий пост (Святая Четыредесятница) в том виде, как он существует ныне, сложился постепенно. 2 марта у православных христиан начался Великий пост, который продлится 47 дней и 19 апреля закончится Светлым Воскресением Христовым. И Великий пост нужен как раз для того, чтобы мы сделали паузу и хотя бы небольшую часть года посвятили не внешнему, а внутреннему, заглянули в свое сердце, очистили душу. Длительность Великого поста так или иначе связана с числом 40, однако фактическая его продолжительность зависит от правил исчисления, принятых в данной конкретной конфессии.
О Великом посте
18 марта в России начинается Великий пост — самый продолжительный из православных постов. Праздник проходит во время Великого поста, поэтому торжества и обильное застолье находятся под запретом. В 2024 году Великий пост продлится с 18 марта по 4 мая включительно. Великий пост — наиболее строгий и длительный период воздержания для верующих, направленный на духовное обновление и подготовку к празднованию Светлого Воскресения. 27 февраля у православных христиан начался Великий пост, который продлится до 15 апреля.
Великий пост в 2023 году: когда начнется, история, традиции, календарь питания, запреты
Там, внутри нас, Царствие Небесное должно быть! А мы отрекаемся в нашей повседневной жизни, в нашем быте мы отказываемся от Царства Христова. Почему отказываемся? А потому, что истинный гражданин некоего Царства — только тот, кто слушает своего Государя. Значит, вот с 8 до 8. А вот начиная с 8. Потом вечером вернусь, вечернюю молитву почитаю — с 10 до 10. Что сделает император с таким гражданином, который так ему заявит? Ну, вряд ли похвалит. А ведь мы так и обращаемся с Богом. Потом мы забываем и о молитвах.
Мы забываем о Твоих заповедях и живём по стихии мира сего. Все врут — и мы лжём. Все крадут — и я краду. Все проходят мимо чужой беды — и я пройду. Для того, чтобы назвать себя рабом Божиим, великое дерзновение надо иметь. Не лжём ли мы, когда мы говорим, что мы рабы Божии? Мы рабы Бога или рабы чего-то другого? Рабы греха? Что вторгается в нашу жизнь, что подчиняет её? Каждый из нас — это такой ходячий парламент, Государственная Дума.
Теперь что вы скажете по этому вопросу? Вот наступает какой-нибудь вечерок. В храм дорогу помнишь ещё? Какие книжки, какие молитвы, парень?! И есть ещё масса иных фракций со своими специфическими проблемами. Их много, а я один. Этих фракций много, а в каждый конкретный момент я могу делать только что-то одно. Твоя воля. В надежде на то, что как бы если воля этой фракции, наглой такой фракции, понимаете, будет исполнена, авось, на полдня она отстанет, не будет больше приставать, а я в это время какими-нибудь другими делами займусь. Так вот, во мне идёт такая бесконечная парламентская буза.
Иногда его находят, а по большей части нет. Но Царствия Божия там напрочь нет. Диктатуры совести там нет. Есть что-то совершенно другое. Давайте посмотрим правде в глаза. Мы не шибко-то христиане. Про Христа — то мы в течение года…радость Пасхи мы потеряли! То дивное чувство, что мы, действительно, не рабы уже, но сыновья! Вот это пасхальное чувство соучастия в Таинстве Христа мы уже потеряли… Ну, что ж, давайте теперь оглянемся и подумаем: где мы? А мы уже в Вавилон приехали, оказывается.
Нас пленили наши страсти и наши грехи. Раз так, с чего может начаться восстание? С осознания того, что так жить нельзя. Дальше так жить нельзя. Где я? Каким я пред Богом предстану? И так человек понимает, что он в неправильном состоянии, в плененном. Значит, надо бороться за потерянную свободу. За свободу быть христианином, за свободу жить по совести. И вот тогда даётся совет, как обрести свободу: младенцев избивай!
Вот эти младенцы Вавилона — это символ греха. Грех этот тебя поработил через то, что сначала постепенно гадкие мыслишки вползали в твою голову, а потом они уже развились в дебёлые, матёрые страсти. Так вот, пока маленькая гадкая грешная мыслишка не развилась в огромную страсть, вот здесь её поймай и разбей о камень. А камень что такое? Камень веры — Иисус Христос. Через молитву ко Христу разбиваются греховные помыслы. Чувствуешь, что в твоё духовное пространство вторгся вор и разбойник — кричи! Вот проходят эти подготовительные дни Великого поста, и вот Масленица, конечно. Масленица — удивительное время. С одной стороны говорят, что это вроде дни языческого происхождения, ещё старославянского.
Может быть, может быть… Но, вы знаете, что одна из тех черт, которые, к сожалению, почти утратило современное общество, но которые были живы в традиционной Руси ещё прошлого века, и которые в общем-то ещё есть в Церкви, — это умение организовывать время. Понимаете, время — это пространство, в котором живёт человек. Вот человек приезжает в новый дом. Приехали вы в новый дом, — вы должны своим дыханием этот дом согреть. Даже если этот дом достался вам со всей мебелью, вы всё равно по-своему что-то переставите, чтобы отпечаток вашей хозяйской души лежал на этом доме. Получили вы на работе какой-то новый кабинет или там за новый стол вас посадили — то же самое. Неуютно себя чувствуешь, когда в этот кабинет въехал, просто сел, и всё осталось на месте. Хоть пепельницу новую завести, — а надо ж. Очеловечить, одомашнить, свой отпечаточек на всём оставить. Так вот и время — это не просто время, когда движутся созвездия, планеты летят и так далее.
Время — это время человека. Человек должен жить в человеческом времени, а не в космическом. И вот для того, чтобы оставить свой след на времени, человек создал календарь. Для того, чтобы у каждого дня было своё имя, чтобы у каждого дня было своё лицо, чтобы дни были не похожи друг на друга. И каждый день чем-то отличается в Церкви. Они перестают быть просто как, помните, в советских календарях 30-х годов писалось? Всё в голый механизм превратилось. Клички вместо имён. Номера, лагерные номера вместо имён. Так вот, традиционное общество, оно умеет так очеловечивать время, что возникает эффект контраста.
Будни и праздник. Есть будничное время — время труда. Он Богу лицо в лицо должен смотреть в этот день. Встрепенулась душа, и человек почувствовал, что он не просто гражданин мелкого уездного княжества, он — сын Божий, он — гражданин Вселенной. Так вот, это уменье — уменье контрастно стоить время — сегодня стёрлось. Буйство красок. Буйство плоти даже в некотором смысле. На Масленицу карнавалы проходят. Как раз заговение на мясо, поэтому последние дни гуляют, а потом Великий Пост. Вы знаете хотя бы одного тележурналиста, который бы вам об этом рассказал?
Рассказал бы, что после карнавала начинается Великий Пост? Я никогда такого не слышал, чтоб наши телевизионщики об этом рассказали. Это странно: как люди грешат, об этом рассказывают. Хм, а о том, как каются, не любят рассказывать. Наверное, снять на видеокамеру это тяжелее. Ну, так вот. И у нас Масленица, хорошо, погуляли. Затем Великий Пост тут же, без перерыва почти начинается. Совершенно другое ощущение души, другой опыт. И затем радость Пасхи.
Вроде бы: вот радость Масленицы, и вот радость Пасхи. Какие они разные, эти радости… Радость плоти, радость желудка — блинная радость Масленицы, и светлая, именно духовная радость Пасхи. А теперь я вам скажу ещё, признаюсь ещё в одном обстоятельстве, ради которого я люблю Православие. Я не говорю, что только ради этого, но как бы вот среди многих-многих. Это обстоятельство я бы выразил так: трезвость. Удивительная трезвость. Знаете, ведь Православие — это огромный мир, который в себя вбирает очень многое. Здесь есть поразительная мистика: в Православии нет потолка — то есть, ввысь, для восхождения. И православное богословие говорит о таинстве обожения, теозиса человека. О том, что человек может глазами созерцать нетварного Бога, просвещаться Его нетварным Светом.
Католики этого боятся. Опыт наших святых отцов говорит: может! Но при этом Православие оказывается способным, призывая к великому, благодарно замечать маленькое. Масса таких сект! Православие умеет ценить человеческое добро. Да, оно говорит о сверхчеловеческом мире, но умеет ценить человеческое добро. И умеет понимать, что человек сложный. Я к чему об этом заговорил. Знаете ли вы, какое первое установление Великого Поста? Это книга, в которой содержится богослужебный Устав Православной Церкви.
Ведь в Православной Церкви каждый день есть какой-то праздник. Кроме того, каждый день недели имеет свою символику. Каждый день недели приближает или отдаляет нас от Пасхи, и т. И вот как служить? Это очень сложное искусство, как строить службу, чтобы все эти краски, календари, циклы в ней совместились. Это книга для священников и для хора. Для регента хора, прежде всего, — уставщика. И, кроме того, эта книга по происхождению монашеская. То есть в ней рассказываются правила жизни монастыря на год. Надо заметить, что это некоторая сложность в жизни Русской Православной Церкви.
Сложность заключается в том, что у нас есть Устав монастырской жизни, но у нас нет узаконенного Устава приходской жизни. И это создаёт определённые сложности. Скажем, ещё в XII веке византийские богословы обсуждали, должны ли миряне поститься столько же, сколько монахи? Понимаете, эти проблемы, конечно, есть.
Жертва Богу — дух сокрушенный Пс.
Суть поста не в том, чтобы отказаться от некоторых видов пищи или развлечений, и даже от насущных дел как понимают жертву католики, иудаисты, язычники , а в том, чтобы отказаться от того, что всецело поглощает нас и удаляет от Бога. В этом смысле и говорит преподобный Исаия Отшельник: «Душевный пост состоит в отвержении попечений». Пост — это время служения Богу молитвой и покаянием. Пост утончает душу для покаяния. Когда усмиряются страсти — просветляется духовный разум.
Человек начинает лучше видеть свои недостатки, у него появляется жажда очистить свою совесть и покаяться пред Богом. По словам святителя Василия Великого, пост делается как бы крыльями, возносящими молитву к Богу. Святитель Иоанн Златоуст пишет, что «молитвы совершаются со вниманием особенно во время поста, потому что тогда душа бывает легче, ничем не отягощается и не подавляется гибельным бременем удовольствий». Для такой покаянной молитвы пост — самое благодатное время. И действительно, «можно ли назвать постом только соблюдение одних правил о невкушении скоромного в постные дни?
До поста род человеческий не знал победы и диавол никогда не испытывал поражений... Господь наш был вождем и первенцем этой победы... И как скоро диавол видит это оружие на ком-нибудь из людей, этот противник и мучитель тотчас приходит в страх, помышляя и вспоминая о поражении своем в пустыне Спасителем, и силы его сокрушаются». Пост установлен для всех: и монахов, и мирян. Он не является повинностью или наказанием.
Его следует понимать как спасительное средство, своего рода лечение и лекарство для каждой человеческой души. Святитель Игнатий Брянчанинов отмечает, что «укрощенное постом тело доставляет человеческому духу свободу, силу, трезвенность, чистоту, тонкость». Но при неправильном отношении к посту, без понимания его истинного смысла, он может, наоборот, сделаться вредным. В результате неразумного прохождения постных дней особенно многодневных часто появляются раздражительность, озлобленность, нетерпеливость или же тщеславие, самомнение, гордость. А ведь смысл поста заключается именно в искоренении этих греховных качеств.
Отяжеленная ею, душа и без избытка телесной пищи впадает в сладострастие. Злословие есть вредная пища для души, и притом приятная. Гнев есть также пища ее, хотя вовсе не легкая, ибо часто питает ее неприятной и отравляющей пищей. Тщеславие — пища ее, которая на время услаждает душу, потом опустошает, лишает всякой добродетели, оставляет бесплодной, так что не только губит заслуги, но еще и навлекает большое наказание». Цель поста — искоренение пагубных проявлений души и стяжание добродетелей, чему способствуют молитва и частое посещение богослужений в храме по преподобному Исааку Сирину — «бодрствование в службе Божией».
Святитель Игнатий по этому поводу также отмечает: «Как на ниве, тщательно обработанной земледельческими орудиями, но не засеянной полезными семенами, с особенною силою вырастают плевелы, так в сердце постящегося, если он, удовлетворяясь одним телесным подвигом, не оградит ум подвигом духовным, то есть молитвою, густо и сильно вырастают плевелы самомнения и высокомудрия». О, непонимание духа Христова, духа веры христианской! Не внутренней ли чистоты, не кротости ли и смирения требует от нас прежде всего Господь Бог наш? Пост есть удаление от зла, обуздание языка, отложение гнева, укрощение похотей, прекращение клеветы, лжи и клятвопреступления... Ты постишься?
Напитай голодных, напои жаждущих, посети больных, не забудь заключенных в темнице, пожалей измученных, утешь скорбящих и плачущих; будь милосерден, кроток, добр, тих, долготерпелив, сострадателен, незлопамятен, благоговеен и степен, благочестив, чтобы Бог принял и пост твой, и в изобилии даровал плоды покаяния». Смысл поста — в совершенствовании любви к Богу и ближним, потому как именно на любви основывается всякая добродетель. Преподобный Иоанн Кассиан Римлянин говорит, что мы «не полагаем надежды на один пост, но, сохраняя его, хотим достигнуть чрез него чистоты сердечной и апостольской любви». Ничто — пост, ничто — подвижничество при отсутствии любви, потому как написано: Бог есть любовь 1 Ин. Рассказывают, что, когда святитель Тихон жил на покое в Задонском монастыре, однажды в пятницу на шестой неделе Великого поста он посетил монастырского схимника Митрофана.
У схимника в это время был гость, которого за его благочестивую жизнь любил и святитель. Случилось, что в этот день знакомый рыбак принес отцу Митрофану для Вербного воскресенья живого верезуба. Так как гость не рассчитывал пробыть до воскресенья в обители, то схимник распорядился сразу же приготовить из верезуба уху и холодное. За этими яствами и застал святитель отца Митрофана и его гостя. Схимник, испугавшись такого неожиданного посещения и считая себя виновным в нарушении поста, пал к ногам святителя Тихона и умолял его о прощении.
Но святитель, зная строгую жизнь обоих друзей, сказал им: «Садитесь, я знаю вас. Любовь — выше поста». При этом сам сел за стол и стал есть уху. О святителе Спиридоне, Тримифунтском чудотворце, рассказывается, что во время Великого поста, который святой держал очень строго, зашел к нему некий путник. Видя, что странник очень устал, святитель Спиридон велел своей дочери принести ему еды.
Та отвечала, что в доме нет ни хлеба, ни муки, так как в преддверии строгого поста едой не запаслись. Тогда святитель помолился, попросил прощения и приказал дочери изжарить оставшегося от мясопустной седмицы соленого свиного мяса. После его изготовления, святитель Спиридон, посадив с собой странника, принялся есть мясо и угощать им своего гостя. Странник стал отказываться, ссылаясь на то, что он христианин. Тогда святитель сказал: «Тем менее надобно отказываться, ибо Слово Божие изрекло: для чистых все чисто Тим.
Кроме того, апостол Павел сказал: если кто из неверных позовет вас и вы захотите пойти, то все предлагаемое вам ешьте без всякого исследования, для спокойствия совести 1 Кор. Но это случаи особенные.
Другое меня беспокоит — что не всегда люди правильно это понимают и относятся к посту как к диете. А надо всё-таки к посту приложить ещё молитву храмовую. Тогда легче будет поститься и пользы будет намного больше», — уверен отец Игорь. Молятся, собирают травы и ждут гостей: как живёт ставропольский монастырь у святого источника По мнению священника, практически любой человек может сделать для себя ограничения на время поста. Это потребует усилий, но не чрезмерных. Например, курильщики могут сократить количество сигарет, кофеманы — количество выпитых чашек любимого напитка, а любители поговорить по телефону — уменьшить время такого общения. И это тоже будет небольшим подвигом. Открыть Библию — почитать, открыть творения святых отцов — почитать.
Быть может, даже с того же телефона», — советует священник. Простые рецепты блюд к Великому посту Полезным будет и чтение произведений классиков: Пушкина, Лермонтова, Тютчева, Чехова, раннего Толстого. Кроме того, в жизни всегда есть место добрым делам. Всегда можно найти, чем заняться полезным», — говорит священник. Но нередко бывает и так, что постится только муж или только жена. В этом случае пост не должен быть поводом для раздоров, убеждён отец Игорь. Тут любовь и понимание должны быть с обеих сторон. Есть возможность у супруги приготовить два-три блюда разных — Господь её возблагодарит за это здоровьем и благополучием. Если у неё нет такой возможности — работа, занята, не успела — муж должен это понять, не сердиться, не ворчать. Значит, самому нужно подумать — гречку в мультиварку бросить или ещё что-нибудь.
Но ещё раз говорю: главное, чтобы это не приводило ни к каким раздорам ни в коем случае», — увещевает отец Игорь. Держать ограничения вполне естественно для тех подростков, кто родился и вырос в церковных традициях, а вот тем взрослым, кто только начинает выстраивать свою духовную жизнь, — не следует давить на своё чадо. Для ребёнка 12—14 лет и старше почти всегда, когда мама с папой что-то предлагают, — это нарушение его свободы, и такие действия вызывают протест. Поэтому тут очень разумно надо подходить. Объяснять, подсказывать. И, конечно, должен быть пример.
И некоторые из нас, особенно девушки, любят приурочивать очередной этап похудения или диеты к началу поста. Дескать, и "попощусь", и похудею, и здоровье поправлю. Однако заблуждаться не стоит. И разделять пост, диету и популярное нынче веганство тоже необходимо четко. Диета — это временные ограничения тех или иных продуктов ради достижения приятного отражения в зеркале. Веганство, или вегетарианство — не только отказ от мяса, но во многом идеология. Представители данной культуры уверены в невозможности употребления животной пищи в связи с убийством животных. Главная цель поста — духовная, а не кулинарная. Можно есть привычную еду, но отказавшись от сериалов в пользу чтения духовной литературы и от походов в бары, чтобы пожертвовать сэкономленные деньги нуждающимся, и при этом быть постящимся человеком. В то же время строго ограничивающий себя в еде человек, который не посещает службы в церкви, не молится, и не посвящает свое время духовному росту, таковым считаться не будет. Психология поста: тренируем силу духа Предлагая ограничиваться в питании, в церкви часто сравнивают человека и животное. Дескать, главное отличие человека от животного состоит в силе духа. Животное будет есть все, что хочет, а человек в состоянии управлять своим духом и делать осознанный выбор во всем — от приземленного питания до духовного развития. Смысл в этом видят и современные психологи и коучи разного толка. Даже оставив в стороне сугубо религиозную часть поста, мы вряд ли будем спорить с тем, что живя в определенном достатке и изобилии, мы сегодня перестаем видеть и ценить те самые простые и важные вещи, которыми обладаем — здоровье, крышу над головой, близких и родных, возможность учиться, работать и зарабатывать, и многое другое.
Великий пост: Что можно и чего нельзя делать целых 48 дней
Важнее в это время уделить больше внимания молитве, покаянию и добрым делам. Вот несколько статей об этом. Где грань между тем, чтобы принести пользу душе и не навредить телу, размышляет протоиерей Димитрий Симонов.
Это печенье потом съедали в поле во время сева. Крестьяне верили, что выпечка даёт силу зерну. В неё прятали мелкие "сюрпризы" в виде монеток или цельного зерна. А старушки в этот день шутили над детьми и стучали под лавками: уверяли ребятишек, что этот "пост напополам ломается".
Рыбаки считали, что с этой среды на реке щуки начинают "разбивать хвостом лёд". Пятую неделю поста звали "похвальной". Во вторник молодые семьи звали в гости родню со стороны жены, а в субботу устраивали "званые поминки". Блины пекли только постные. А на шестой неделе приносили в дом распустившуюся вербу. Втыкали её в матицу и начинали готовиться к празднику Вход Господень в Иерусалим.
За праздниками следует Страстная неделя — время "сугубого поста", когда действует ещё больше ограничений. Поэтому мирянам следует соизмерять силы. Монахи в пост придерживаются строгих ограничений. По понедельникам, средам и пятницам у них сухоядение, по вторникам и четвергам — горячая пища без масла. А по выходным — горячая пища с растительным маслом. Под запрет подпадают любое мясо, яйца, молоко и молочные продукты, рыба.
Рыбу можно отведать только один раз за всё время поста — в Вербное воскресенье, а в Лазареву субботу полагается есть икру.
В остальной период рекомендуется сохранять умеренность в еде. Под запретом находятся мясо, яйца и молочные продукты, то есть продукты животного происхождения. Согласно правилам, в будние дни едят один раз в день — вечером. По субботам и воскресеньям два раза — в обед и вечером. Однако в Великий пост, как и любой другой, не стоит забывать и о духовной работе. В этот период следует уделять внимание молитве, чтению Святого писания, посещению храма, подкрепляя таким образом телесную практику поста. Кому можно не придерживаться поста? Согласно церковным правилам, беременные женщины, болеющие, занятые тяжелым трудом, путешествующие, а также люди пожилого возраста могут не соблюдать эти правила. Строго следовать церковному уставу обязаны лишь священнослужители, монахи и послушники.
Что означают недели Великого поста?
В этот период церковь напоминает верующим об искуплении грехов. Четвертая неделя называется Средокрестной, пятую называют неделей Преподобной Марии Египетской, шестую — Вербной. В эти седмицы церковь все также советует продолжать есть постную пищу, молиться, ежедневно читать Святое писание и посещать храмы. Последняя неделя Великого поста называется Страстной седмицей. Она посвящена последним дням земной жизни Христа.
В церквях в эти дни читают главы Евангелия о Тайной Вечере, предательстве Иуды, суде, распятии и воскрешении. Самым скорбным днем считается Великая Пятница — день распятия и смерти Христа. Страстная неделя считается самой строгой в Великом посте. Первые три дня недели православные должны употреблять пищу без термической обработки. В четверг разрешено есть вареные и тушение блюда без масла.
У православных христиан начался Рождественский пост. Какие посты еще существуют?
- Кратко о том, что нельзя есть во время Великого поста
- Посты православной церкви
- Традиции и обряды
- Укрепляя душу и телу. Правила и история Великого поста
- Великий пост 2024: когда начинается, что можно и что нельзя, календарь питания по дням
Духовное содержание Великого поста
- Великий пост 2024: календарь питания по дням, какого числа начинается и когда заканчивается
- Великий пост: зачем соблюдать и откуда он взялся | Преображенское братство
- Великий пост: как проводится, история и традиции - Новости
- «Это не диета»: зачем нужен пост и как ставропольцам его выдержать
- В чём смысл Великого поста?
- СМЫСЛ ВЕЛИКОГО ПОСТА И ЕГО РОЛЬ В ЖИЗНИ ВЕРУЮЩЕГО