5 ноября 2023 года, в день памяти апостола Иакова, брата Господня по плоти, в Благовещенском греческом храме города Ростова-на-Дону была совершена Литургия святого. За Литургией апостола Иакова читается обычно три зачала — из Книги пророка Исайи, послания к Галатам и Евангелия от Матфея. 5 ноября день памяти апостола Иакова, одного из 70 апостолов, брата Господня и первого Епископа Иерусалима.
Архив новостей
- 5 ноября 2023. Апостола Иакова, брата Господня | Свято-Троицкий мужской монастырь города Рязани
- Последние выпуски
- Литургия в день памяти святого апостола Иакова, брата Господня / Новости /
- Содержание
- Церковь вспоминает святого апостола Иакова, брата Господня
- Найдена первая греческая копия тайных откровений Иисуса Христа своему «брату» Иакову
[05.11.2023] Святой апостол Иаков, брат Господень
Не прозовется ктому имя твое: Иаков, но — Израиль Богоборец. И нарек Иаков имя месту тому Пенуэл Лицо Божие , ибо, — говорил он, — я видел Бога лицом к лицу, и сохранилась душа моя. И взошло солнце, когда он проходил Пенуэл; и хромал он на бедро свое. Поэтому и доныне сыны Израиля не едят жилы ntrvus ischiadicus которая на суставе бедра, потому что боровшийся коснулся жилы на суставе бедра Иакова». Когда Исав был уже вблизи, Иаков подошел к нему и поклонился семь раз до земли. Увидев Иакова, Исав поспешил к. Тут подошли служанки с детьми и сделали поклон; за ними подошла Лия с детьми и также поклонилась; то же сделали, наконец, и Рахиль с Иосифом. Проводивши взглядом последних, Исав обратился к брату: «А для чего у тебя то множество стад, которое я встретил по пути? И ты был благосклонен ко мне! Прими же благословение мое, которое я принес тебе, потому что Бог даровал мне все это. Исав согласился.
Непосредственная натура «человека полей» не умела себя сдерживать. Отдавшись благодушию, Исав захотел довести его до конца. Когда пришло время двинуться в путь, он предложил брату: «Поднимемся и пойдем! Я пойду пред тобой, для твоей безопасности. Но Иакову не могло понравиться такое предложение: при всем дружелюбии брата, продолжительное присутствие последнего с многочисленною вооруженною свитой оказалось бы в конце концов стеснительным для патриарха. А потому он отвечал: «Господин мой знает, что дети нежны, а мелкий и крупный скот у меня дойный. Если погнать его хотя бы один день так, как привык ходить господин мой, то, помрет. Пусть господин. И приду я к господину моему в Сеир Идумею ». Только бы мне сохранить благоволение в очах господина моего!
Иаков двинулся в Сокхоф, расположенный недалеко от впадения потока Иавок в реку Иордан Быт. Утомление от длинного пути, тревоги, встречи с тестем и братом заставили патриарха остановиться в Сокхофе на довольно продолжительное время, достаточное для того, чтобы спокойно, без помехи передвижении, отдаться внутреннему переживанию того, что случилось. Беспристрастный самоанализ не мог не подсказать Иакову много такого, что должно было иметь решающее значение в дальнейшем формированы его характера. Патриарх не мог не сознать, что его природные дарования: ум, находчивость, такт проявлялись до сего времени не всегда в безукоризненной форме. Вместе с этим не мог не заметить он и того обстоятельства, что нажитое человеческими усилиями имение далеко не отличается тою безусловною прочностью, которую он, быть может, ему приписывал, если Лаван и Исав одним ударом могли лишить его всего, что было приобретено им с огромным старанием. В патриархе начинает практически укрепляться то теоретическое убеждение, что один только Иегова есть безусловный источник и защитник благ человеческих. Случившиеся вслед за вступлением Иакова в Ханаан прискорбные события в его жизни: обесчещение дочери Дины князем Сихемом; ссора из-за этого с сихемлянами; буйное своеволие Симеона и Левия, наказавших сихемлян вероломным избиением; поспешное бегство из окрестностей Сихема Быт. Иосиф , — должны были иметь завершающее значение в ходе нравственного преобразования и закрепления характера патриарха. Если Иаков первой половины своей жизни заставляет иногда сомневаться в полной нравственной одобряемости некоторых своих поступков, то Иаков второй половины своей жизни представляет собою законченный тип ветхозаветного праведника-патриарха. Достигнув Хеврона, Иаков застал еще в живых своего отца Исаака.
По смерти последнего через 13 лет после прибыли сына , Иаков остался на месте, продолжая ту полуоседлую, номадо-земледельческую Быт. Потрясение, испытанное им при получении известия о мнимой смерти Иосифа почти аналогичное тому, какое испытал на склоне своей жизни патриарх Авраам: Быт. Радостным лучом, озарившим собою закат жизни многострадального человека, послужило его свидание с любимым сыном Иосифом и переселение на плодородные земли египетского округа Гесем, в соседстве и под охрану Иосифа Быт. В Египте Иаков прожил 17 лет. Почувствовав приближение смерти, патриарх пророчески благословил своих сыновей, а также сыновей Иосифа от дочери илиопольского жреца Асенефы: Быт. Благословение и обетования первородства получил Иуда. Обращаясь к нему, патриарх произнес: «Иуда, тебя восхвалят братья твои. Рука твоя на хребте врагов твоих. Поклонятся тебе сыны отца твоего. Молодой лев Иуда, с добычи, сын мой, поднимается.
Осколец, иеромонаха Стефана Гонтарь , настоятеля Свято-Троицкого храма пос. Троицкий, иеромонаха Мануила Чабанова и диакона Павла Щевелева. После прочтения отрывков из Священного Писания Ветхого Завета, Евангельского зачала и Апостольского послания протоиерей Димитрий Карпенко произнес проповедь на тему евангельской притчи о богаче и Лазаре. В престольный день большая часть молившихся прихожан приступила к таинству Святого Причащения.
Святой умер не сразу, но, собрав последние силы, молился Господу за своих врагов, которые в это время добивали его камнями. Мученическая кончина святителя Иакова произошла около 63 года. Святой апостол Иаков составил Божественную литургию, которая легла в основание литургий, составленных святителями Василием Великим и Иоанном Златоустом. Церковь сохранила Послание апостола, которое под его именем включено в книги Священного Писания Нового Завета. Церковь отличает апостола Иакова, брата Господня, от Иакова Зеведеева память 30 апреля и Иакова Алфеева память 9 октября.
Как и многие апостолы, Иаков был убит. При жизни он пользовался огромным авторитетом даже у язычников, и благодаря своему благочестию обратил в христианство множество иудеев. Книжники и фарисеи насторожились и решили убить святого. Они воспользовались удачным моментом: в то время в Иерусалиме не было проконсула правителя — старый умер, а нового из Рима еще не успели прислать. Анания, иудейский архиерей, вместе с остальными фарисеями вывел Иакова на крышу храма для проповеди людям, но когда апостол заговорил о Христе, скинули его вниз. Там его искалеченного кровожадная толпа добила камнями.
Также рекомендуем
- Был ли у Иисуса брат: Скандальная находка XXI века
- Апостол Иаков, брат Господень
- Был ли у Иисуса брат: Скандальная находка XXI века
- Все материалы с ключевыми словами
Был ли у Иисуса брат: Скандальная находка XXI века
5 ноября 2023 года, в Неделю 22-ю по Пятидесятнице, день памяти апостола Иакова, брата Господня по плоти, в храме апостола Андрея Первозванного г. Святой жизнью и строгим соблюдением закона брат Господень Иаков заслужил великое уважение не только апостолов и христиан, но и иудеев. Иаков брат Господень.
Неделя 22-я по Пятидесятнице. Апостола Иакова, брата Господня по плоти
Апостол Иаков, брат Господень | Церковное предание сохранило за Иаковом, братом Господним, имя Иаков Праведный: он неукоснительно соблюдал установления ветхозаветного закона. |
5 ноября — день памяти святого апостола Иакова, брата Господня | В день памяти апостола Иакова, брата Господня по плоти, в Знаменском скиту Серафимо-Дивеевского монастыря отмечается престольный праздник. |
Родной брат Иисуса Христа. За что его казнили? | Иакова 4:6. Гордыня предшествует падению! |
Святой апостол Иаков Зеведеев (44)
Апостол Иаков, брат Господень — сын праведного Обручника Иосифа. Апостол от 70 Иаков, брат Господень по плоти Святой Иаков – первый апостол, которому явился Иисус Христос после воскресения из мертвых. Вместе с младшим братом, будущим евангелистом Иоанном Богословом, Иаков помогал отцу в его рыбном промысле на Генисаретском озере. 5 ноября 2012 года, в день памяти святого апостола Иакова, брата Господня, первого епископа Иерусалима, в ряде храмов Русской Православной Церкви совершалась Литургия апостола. Чтобы предохранить Иакова от мести старшего брата, родители решаются отправить его в месопотамский город Харргин, к дяде Иакова (брату Ревекки) Лавану.
5 ноября – день памяти апостола Иакова, брата Господня
Голос его здесь фактически был решающим, и предложение, сделанное им, стало резолюцией Апостольского собора Деян. Это обстоятельство имеет важное значение, ввиду притязаний католиков возвысить апостола Петра на степень главы Церкви для того, чтобы затем утвердить это главенство за Римским папой. Значение апостола Иакова еще более укрепляла его подвижническая жизнь. Он был строгий девственник, не пил ни вина, ни других спиртных напитков, воздерживался от мяса, носил одежду только льняную.
Имел он обыкновение уединяться для молитвы в храме и там коленопреклонно молился о своем народе. Он так часто простирался на землю в молитве, что кожа на коленях его огрубела. Служение апостола Иакова было трудное: среди множества самых ярых врагов христианства.
Но он поступал с таким благоразумием и справедливостью, что его уважали не только христиане, но и иудеи, и называли опорой народа и праведником. Пребывая в должности Иерусалимского епископа около 30 лет, он распространил и утвердил святую веру в Иерусалиме и во всей Палестине.
Обет назорейства означал жизнь чистую и святую, заповеданную некогда Господом всему Израилю. За Богоугодную жизнь он был избран первым епископом Иерусалимской Церкви. За тридцать лет епископства апостол многих иудеев обратил в христианство. Недовольные этим книжники и фарисеи замыслили убить святого Иакова. Возведя святителя на кровлю храма, они приказали, чтобы отрекся от Спасителя мира.
Ну свои какие-то внутренние переживания я оставляю при себе.
Люди смотрят на вас в первую очередь как на священников. Неосторожные, а порой эпатирующие высказывания отдельных клириков бросают тень на всю Церковь Божию, вызывают в блогосфере волны ответных становится не столько сам автор строк, сколько Русская Православная Церковь в целом. Наследие Депутат Евгений Примаков: «Я — нанятый вами сотрудник» Как возникла «Русская гуманитарная миссия» и какими проектами она занимается? В чем смысл работы депутата и как в жизни появилась вера? Наследие Артём Оганов: «Ученый, который нечестен - это мертвый ученый» Наука не прощает нечестности. К сожалению, категория ученых, занимающихся подтасовками, подделками, натяжками - не такая редкая. Есть ряд примеров людей, которые на этом сделали блестящую карьеру, а потом полностью погорели, потому что рано или поздно тайное становится явным. И уже тогда этого человека не убережёт ничто, наука будет беспощадна.
Это была династия идумейского происхождения. И наконец сам Рим, по некоторым преданиям, был связан при своем возникновении с эдомитянами. Когда Ромул, основатель города, собирал разноплеменных жителей, чтобы заселить Рим, среди них было много выходцев с Востока, в том числе, согласно свидетельствам римских историков, носивших финикийские имена. Среди них, очевидно, вполне могли быть эдомитяне, — поэтому в более поздних источниках Рим носит имя «Едом Эдом ». И то, что рассказано в Книге Бытия об Иакове и Исаве, переносится символически на взаимоотношения Римской империи и иудейского народа... Потом вышел брат его, держась рукою своею за пяту Исава; и наречено ему имя: Иаков... Ибо там, где кончается плотский человек, символизируемый Исавом а человек «кончается» там, где пята его; и символизирует плотского человека именно пята, которая касается земли и поэтому обозначает самую низменную, непосредственно примыкающую к праху, часть человеческой сущности ; так вот, где кончается человек плотский, Исав, там начинается человек духовный, Иаков.
Этот последний имеет символом своим руку, т. В девтероканонической Третьей Книге Ездры об этом говорится:... Рука Иакова держала от начала пяту Исава. Конец сего века — Исав, а начало следующего — Иаков. Рука человека — начало его, а конец — пята его... III Ездр. И в Послании к Римлянам мы об этом читаем:...
И не все дети Авраама, которые от семени его, но сказано: в Исааке наречется тебе семя. То есть не плотские дети суть дети Божии, но дети обетования признаются за семя. Ибо, когда они еще не родились и не сделали ничего доброго или худого дабы изволение Божие в избрании происходило Не от дел, но от Призывающего , сказано было ей: больший будет в порабощении у меньшего, Как и написано: Иакова Я возлюбил, а Исава возненавидел. Мы не будем касаться более глубоких и таинственных причин этого избрания, а скажем только, что Бог провидел злые дела Исава и благочестивые дела Иакова, и поэтому, сообразно строю их душ, одного возлюбил, а другого отверг. История Иакова, к которой мы теперь переходим, имеет четыре основных смысла: буквальный смысл, т. Во-первых, в лице Иакова представлена история его потомков, народа израильского; во-вторых, Иаков указывает на Мессию — Иисуса Христа; и наконец Иаков изображает внутреннего человека. Дети выросли, и стал Исав человеком искусным в звероловстве, человеком полей; а Иаков человеком кротким, живущим в шатрах.
Кто собственно был первым звероловом? В 10-й главе Книги Бытия ст. Таким образом, Исав — это духовный наследник Нимрода, тирана и отступника. Что означает здесь эпитет «зверолов», в духовном смысле? Кроме того, Исав — «человек полей», т. Может ли такой человек претендовать на то, чтобы унаследовать благословение Божье — благословение, данное еще Симу? Вспомним его: Да распространит Бог Иафета, и да вселится он в шатрах Симовых...
Теперь, каков же Иаков? Об Иакове сказано, что он «человек кроткий, живущий в шатрах». О шатрах, предназначенных для потомков Симовых, говорится не только в девятой главе Книги Бытия, но, например, в Книге Чисел, где передается благословение Валаамово, которое должно почить на Израиле:... Как прекрасны шатры твои, Иаков, жилища твои, Израиль! Расстилаются они как долины, как сады при реке, как алойные дерева, насажденные Господом, как кедры при водах... Что же означает, что Иаков жил в шатрах? Это имеет два значения: буквальное — он стал скотоводом, пас овец, живя в шатрах пастушеских; и символическое — он «обитал», т.
И далее говорится: Исаак любил Исава, потому что дичь его была по вкусу его, а Ревекка любила Иакова. Исааку как бы не хватало некоей жизненной естественности, порывистости Исава, его «природности». Ревекка же в старости своей целиком сохранила пророческую интуицию, поэтому она так любила Иакова. Итак, Иаков и Исав представляют собой многогранные прообразы будущих «народов»: народа Божьего и «рода» нечестивцев. Сказано об Иакове, что он был кроток. Кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую... Народом Божьим руководит духовный пастырь — пророк, и народ Божий — это сообщество «агнцев», кротчайших и смиренных, о которых сказал Иисус Христос, что овцы его повинуются его голосу Иоан.
Кроме того, народ Божий обитает в «шатрах учения» и внемлет учению Господа, как и Иаков жил в шатрах Авраама и Исаака. Общество такого рода организовано по образцу разбойничьей шайки. Исав — это «человек поля»; разбойники обычно обитают в полях, лесах, степях, — в отдалении от мирных поселений. Перейдем ко второму слою символов. Иаков есть прообраз Мессии: он человек кроткий, или «целостный». Иаков живет в шатрах как пастырь и Христос — пастырь, отдающий жизнь свою за овец Иоан. Иисус призывает учеников в «шатры» для изучения слова Божьего, как и Иаков обитал в шатрах отцов своих, познавая волю Создателя.
Противоположностью Христу является, как известно, антихрист, которого прообразует Исав: он — хищник, зверолов, он расставляет невидимые капканы, улавливает души; он — убийца, он живет за счет жизней других. В то время как истинный пастырь полагает душу свою за овец, антихрист постоянно убивает, дабы присваивать себе жизненную силу своих жертв, на чем, как известно, основана черная магия. Самый яркий пример тому — нацизм: его суть — устройство колоссальных мест массового жертвоприношения в виде концлагерей, пожирание жизненной силы других людей и целых народов, одним словом — сатанизм. Третий ряд символов: Иаков представляет духовного, внутреннего человека — ему свойственна кротость, незлобивость. Дух повелевает, а все остальное в человеке подчиняется, служит ему; это и есть основа внутренней жизни духовного человека. И наконец духовный человек обитает в «шатрах». Духовный человек обитает в «шатрах» в том смысле, что желает уединения с Богом, он желает заключиться в своем внутреннем Храме и внимать живому голосу Духа Святого.
Затем внутренне он устроен точно так же, как общество, созданное по типу Исава: его внутренняя жизнь подобна жизни шайки или орды во главе с атаманом; а атаманом является его собственная, ничем не ограниченная воля. И сказал Исав Иакову: дай мне поесть красного, красного этого, ибо я устал. От сего дано ему прозвище: Едом. Мы помним, что Исав родился в красной «рубашке», потому что уже от рождения был предрасположен к кровопролитию. Еще один признак Исава находим мы здесь: он «устал». Его образ жизни ведет к изнеможению и внутреннему опустошению в отличие от Иакова, который всегда бодр ср. А надеющиеся на Господа обновятся в силе: поднимут крылья, как орлы, потекут — и не устанут, пойдут — и не утомятся».
Но Иаков сказал: продай мне теперь же свое первородство. Исав сказал: вот, я умираю, что мне в этом первородстве? Неужели ради того, чтобы иметь какие-то материальные преимущества? Ни в коем случае. Он знает нрав Исава, он предугадывает, что впоследствии ему самому придется бежать из дома и быть странником и скитальцем, опасаясь мести брата; он знает, что никаких материальных преимуществ он не получит. Когда мы до конца дочитаем историю Иакова, то узнаем, что он их так и не получил: богатство, которое он имел, было послано ему Богом, имуществом же отца — Исаака — завладел Исав. И поэтому он согласился перенести любые лишения — нужду, скитания, странничество, — только бы получить живое общение с Богом, это ни с чем не сравнимое благо, это величайшее благословение.
А Исав, как мы видим, относится к своему первородству с крайним пренебрежением. Он говорит: «... Вот, я умираю, что мне в этом первородстве?.. Зачем нужна духовная жизнь вообще? Дайте мне вот сейчас реальное, вещественное благо, дайте мне насытиться, и я за это отдам с удовольствием, как бы говорит он, все свои духовные преимущества. Итак, Исав — это человек, не верящий в бессмертие духа, в будущую жизнь; человек, который хочет сейчас, в сей миг, насладиться миром материальным. Он полностью отождествляет себя со своим смертным телом, с животной природой: «...
Он поклялся ему, и продал первородство свое Иакову. И дал Иаков Исаву хлеба и кушанья из чечевицы; и он ел и пил, и встал и пошел; и пренебрег Исав первородство.
Церковь чтит память апостола Иакова, брата Господня по плоти
Православные вспоминают апостола Иакова, брата Господня | Относительно родства св. апостола Иакова с Господом Иисусом Христом и наименования его «братом Господним по плоти» существует несколько исторических версий. |
Найдена первая греческая копия тайных откровений Иисуса Христа своему «брату» Иакову | Братья Иаков и Иоанн (апостол номер 5) в Евангелиях именуются сыновьями Зеведеевыми по имени их отца Зеведея. |
ВОСКРЕСНАЯ БОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТУРГИЯ. ДЕНЬ ПАМЯТИ АПОСТОЛА ИАКОВА, БРАТА ГОСПОДНЯ - Телеканал «СПАС» | Славный храм святого апостола Иакова, известный среди губкинцев, как храм у старого парка, летом 2022 года отметил своё 20-летие. |
День памяти апостола Иакова, брата Господня | Апостол Иаков, брат Господень – сын праведного Обручника Иосифа. |
Святой апостол Иаков Зеведеев (44)
Память 23 октября , 1 декабря - перенесение мощей в 351 году Греч. От юности возлюбил он строгое житие и сделался назореем , посвятив себя Богу и соблюдая строгое воздержание. Святитель Феофилакт Болгарский , объясняет эти слова так: в начале земного служения Господа Иисуса Христа сыновья Иосифа не верили в Его Божественную сущность. Когда праведный Иосиф Обручник, возвратившись из Египта , стал делить между сыновьями принадлежавшую ему землю, он пожелал выделить часть и Христу Спасителю. Братья воспротивились этому, и только старший из них, Иаков, принял Христа Иисуса в совместное владение своей долей и за это был назван братом Господним. Позднее, когда Иуда поверил во Христа Спасителя, он по смирению именовал себя лишь братом Иакова. Еще одной причиной, почему именно Иакова называют братом Божиим, было то что он сопутствовал воплотившемуся Христу, Пречистой Богородице и святому Иосифу, когда они бежали в Египет. Когда Спаситель начал учить народ о Царствии Божием, святой Иаков уверовал во Христа и стал вести жизнь еще более строгую и благочестивую. И Господь особенно возлюбил святого Иакова.
Так, после воскресения Своего из мертвых, Христос явился особо от других апостолов Иакову, брату Своему по плоти 1 Кор. Предание добавляет, что в продолжение страстей Христовых апостол Иаков скрывался в одной пещере, в долине Иосафатовой, дав обет не вкушать пищи, до тех пор пока Господь не воскреснет из мертвых, и что Господь, по воскресении Своем, удостоил его Своего особенного явления в этой самой пещере. Видя его праведное житие, Иакова нарекли праведным, и он был причтен к числу семидесяти апостолов. По словам Климента Александрийского , Евсевия Кесарийского и других древних писателей, по вознесении Спасителя, апостолы Петр , Иаков Зеведеев и Иоанн , хотя и предпочтенные от Господа, не стали спорить о чести, но избрали святого Иакова епископом и предстоятелем Иерусалимской Церкви — матери христианских церквей, согласно предъизбранию его и назначению к сему служению Самим Христом. Пася в Иерусалиме стадо Христово, за тридцать лет святительства он многих иудеев и еллинов своим учением обратил к Богу и наставил на правый путь.
Иаков, брат Господень, по преданию был старшим сыном Иосифа, который после кончины своей первой супруги вел до старости праведную жизнь и был обручен Пресвятой Деве Марии. По преданию, Иаков сопровождал Святое Семейство во время бегства в Египет. Господь Иисус Христос явился ему после Воскресения и поставил епископом Иерусалимской церкви. Иаков вел столь благочестивую жизнь, что заслужил почет и среди христиан, и среди простых иудеев, и даже у римских властей.
После выхода Спасителя на проповедь брат Господень стал одним из первых, кто поверил Ему и пошел за Ним как апостол от семидесяти. За святую жизнь Иерусалимская Церковь избрала апостола Иакова своим первым епископом. Уже будучи святителем, он составил одну из первых Божественных литургий, ставшую основанием для Литургий святителей Василия Великого и Иоанна Златоуста. В течение тридцати лет апостол Иаков проповедовал евангельское благовестие среди иудеев и многих привел к Богу, за что в 63 году претерпел мученическую смерть от книжников и фарисеев.
Чудесным образом эта лодка приплыла в Испанию, где святой проповедовал ранее, и была выброшена на берег реки Сар в городе Ирия Флавия. Затем тело апостола Иакова было перенесено двумя его учениками на гору Либредон в 17 км от Ирии Флавии и захоронено. В 813 году , как гласит церковное предание, живший в этой местности монах-отшельник Пелайо, следуя за некоей путеводной звездой, обнаружил гробницу с мощами апостола Иакова, которые оставались нетленными. На этом месте впоследствии возник город Сантьяго-де-Компостела [6] [7] [8].
В 896—899 годах король Альфонс III издал указ, и на месте находки над мощами была построена небольшая церковь. Само место было названо Компостелла лат.
До сих пор считалось, что ни один фрагмент Первого Апокалипсиса на греческом языке не сохранился
- НЕДЕЛЯ 22-Я ПО ПЯТИДЕСЯТНИЦЕ. ПАМЯТЬ АПОСТОЛА ОТ 70-ТИ ИАКОВА, БРАТА ГОСПОДНЯ
- Православные вспоминают апостола Иакова, брата Господня
- 07.11.2022 15:07:05
- Навигация по записям
В Лавре почтили память апостола Иакова, брата Господня по плоти
При таком понимании апостол Иаков, «брат Господень», сливается в одно лицо с Иаковом Алфеевым, одним из 12 апостолов, входивших в ближний круг. Тропарь апостолу Иакову, брату Господню по плоти, глас 2. Богослужение сопровождалось песнопениями знаменного распева в исполнении хора храма святого апостола Иакова под руководством матушки Анастасии Половинкиной.
В Иерусалиме прошла Патриаршая Литургия в день памяти святого Апостола Иакова брата Божия
Назореи давали обет соблюдения девства, воздержания от вина, не вкушали мясной пищи, не стригли волос. Обет назорейства означал жизнь чистую и святую, заповеданную некогда Господом всему Израилю. Апостол Иаков, по преданию, сопровождал святое семейство при бегстве в Египет и пребывал там вместе с Богомладенцем Иисусом, Богоматерью и Иосифом, служа им, и с ними же вернулся в Иудею. Когда Спаситель начал учить народ о Царствии Божием, святой Иаков уверовал во Христа и стал его апостолом. После Вознесения Господня Иаков был первым Иерусалимским епископом, пользовался великим уважением не только у христиан, но и среди иудеев. Таким образом, на долю апостола Иакова выпала особенная деятельность: он не путешествовал с проповедью по разным странам, как остальные апостолы, а учил и священнодействовал в Иерусалиме, имеющем столь важное значение для христианского мира. Как глава Иерусалимской церкви, он председательствовал на Апостольском соборе в Иерусалиме в 51 году.
Когда некоторые из фарисейской ереси уверовавшие Деян. Иаков — святитель: в 34 году по Р. Евсевий сообщает об огромном уважении и почитании, которыми был окружен праведный Иаков в Иерусалиме, причем не только среди христианского населения: иудейские священники, служители Храма, позволяли ему входить во Святая святых — туда, куда только первосвященник мог войти, и то лишь раз в году. Иаков часто молился там за свой народ. Он принял мученическую кончину в 62 году по Р. Книжники и фарисеи, поставив епископа Иакова на кровлю храма, пытались заставить его публично отречься от Христа и тем самым «отрезвить» других христиан, но старец «громким голосом» исповедал Сына Человеческого. Его сбросили вниз, стали закидывать камнями. Он умер не сразу, продолжал молиться за своих убийц; и тогда некий суконщик ударил его по голове скалкой, на которую обычно наматывали сукно. Такие конкретные детали всегда убеждают в истинности рассказанного. Это удивительный документ, свидетельство духовной высоты раннего христианства; это краткий, но глубокий и точный учебник христианской жизни вообще.
На пути в Харран Иаков ложится спать, положив по голову камень земли той. Несомненно, что упоминание камня должно нести в себе какой-то подспудный символизм, однако нам так и не удалось его нащупать. Возможно впрочем, что случившееся этой ночью было как раз-таки навеяно этим камнем, а именно особо неудобным и острым его выступом, дававшем на голову спавшего на нем Иакова. Правда, ничего особенного с ним не случилось. Просто его в который раз посетили с неба, чтобы напомнить ему о том, в каком большом количестве его собираются в ближайшем будущем размножить и что потомство это заселит всю землю, по которой он сейчас путешествует. Поднявшись поутру, Иаков ставит свой камень-подушку плашмя, делая из него памятник и, обильно полив его оливковым маслом, обещает богу, что из того, что этот бог даст ему, он вернет ему десятую часть. Этот поразительный пример иудейской щедрости демонстрирует нам широту души прославенного Иакова. Надо будет впоследствии проследить за тем, чтобы Иаков не забыл выполнить свой замечательный обет. Иаков приходит в стан Лавана, брата Ревекки. Там он встречает Рахиль, которая ему нравится и которую он тут же у колодца целует. После этого Иаков предлагает Лавану сделку, по которой он будет работать на него семь лет, по прошествии которых Лаван отдаст ему свою дочь Рахиль в жены. Лаван соглашается. Иаков, как договаривались, служит ему семь лет, по прошествии которых Лаван его вероломно обманывает. Делает он это весьма интересным образом: в свадебную ночь подсовывает Иакову вместо Рахиль свою вторую дочь, подслеповатую и некрасивую Лию. Не замечая подмены, Иаков проводит счастливую брачную ночь с другой женщиной, лишь только утром обнаруживая, что на самом деле спал с кем-то другим. Честно говоря, примеров того, как любящие мужчины проводит первую брачную ночь с чужой женщиной не так уж и мало. Однако, чаще всего делают они это с проститутками. После семи лет воздыханий по своей любимой не заметить, что ты обнимаешь кого-то другого? Представить такое довольно сложно. Возможно конечно, что все дело в нравах того времени. Возможно, Иакову даже не полагалось видеть лица той, с которой он занимался любовью. Возможно, что и разговаривать им тоже было строго запрещено. Возможно также, что за все эти семь лет он ни разу не подходил к своей возлюбленной настолько близко, чтобы почувствовать её запах. А запахи, кстати, тогда были довольно сильные, так как ни мыла, ни зубных щеток, ни туалетной бумаги в то время еще не изобрели. Иаков жалуется на подмену: 25 Утром же оказалось, что это Лия. И [Иаков] сказал Лавану: что это сделал ты со мною? Из ответа Лавана следует то, что это с самого начала был его продуманный план: 26 Лаван сказал: в нашем месте так не делают, чтобы младшую выдать прежде старшей; 27 окончи неделю этой, потом дадим тебе и ту за службу, которую ты будешь служить у меня еще семь лет других. С одной стороны еще целых семь подневольной работы на хитрого тестя, с другой: как бонус, Иаков получает за это целых две жены. Вторая, правда, глухая уродина, но, возможно у неё были какие-то скрытые достоинства. Скоро узнаем. Тут вмешивается Элохим и из жалости к Лии организовывает для неё роды. Рахиль же он оставляет бесплодной. Давайте поищем здесь ускользающую мораль. Почему вина за то, что Лия нелюбима, падает на Рахиль? Почему Элохим не помог также зачать и ей? Кроме того, неужели еврейское божество не беспокоят странные обстоятельства этого любовного треугольника? Разве справедливо то, что этот Лаван обманом заставил Иакова работать на себя еще целых семь лет? Или в среде древних иудеев такое кидалово было настолько в норме вещей, что даже Яхве не видел в этом ничего особенного? Иаков любит девушку. Он работает семь лет в качестве выкупа за неё. В итоге эту его честно заработанную любовь бог не поощряет счастливым деторождением. Вместо Рахиль, Яхве распоряжается родить другой. Разве это справедливо? Итак, решив, что, став отцом её детей, Иаков начнет её любить, Лия родила первого сына, Рувима. Затем, чтобы привязать к себе Иакова еще больше, родила ему Симеона. Затем родила Левия, решив на этом, что теперь Иаков точно уже к ней привязался. Правда, затем она родила еще и Иуду, после чего рожать временно перестала. Рахили тоже хотелось иметь детей, причем настолько, что она положила в постель с Иаковом свою служанку Валлу. Иаков, понятное дело, согласился, став отцом и ребенка Валлы. Правда, по странной иудейской логике Рахиль считала этого ребенка своим. Посему нарекла ему имя: Дан. Потом через Валлу она получила второго приемного ребенка. После этого Рахиль произносит одно немного странное изречение: 8 И сказала Рахиль: борьбою сильною боролась я с сестрою моею и превозмогла. И нарекла ему имя: Неффалим. Таким образом, получается, что её борьба заключалась в том, чтобы давать своему мужу переспать со служанкой, а потом отнимать у этой служанки её ребенка, самой давать ему имя и считать его своим собственным? Надеемся, что мы правильно все понимаем. Странно еще то, что ребенок этот остается жить вместе с обеими матерями в пастушьем поселении. Как интересно они потом делили между собой этих детей? Кто кормил их грудью, ведь за бесплодностью, молока у Рахили скорее всего не было. Очень все это трудно себе представить. Но тут к гонке деторождения подключается Лия, которая, давно не рожав, чувствует, что начинает отставать. Ничтоже сумняшеся она выдает Иакову свою служанку, Зелфу. Родившегося у Зальфы сына она точно так же забирает себе, дав ему оригинальное имя Гад. Второго она назвала Асиром. Тем временем подрастающий Рувим нашел в поле мандрагоровые яблоки ядовитое растение семейства Паслёновые с галлюциногенным действием и принес их Лии. Рахили захотелось яблочек, но Лия жадничала: 15 Но [Лия] сказала ей: неужели мало тебе завладеть мужем моим, что ты домогаешься и мандрагоров сына моего? Рахиль сказала: так пусть он ляжет с тобою эту ночь, за мандрагоры сына твоего. Тут какой-то бардак с правами на обладание Иаковом: за мандрагоры Рахиль "разрешает" переспать Иакову с Лией, хотя последний, такой же муж Леи, как и её, четырнадцать лет отработавший за право спать с ними обеими. И лег он с нею в ту ночь.
Храмовая икона св. Дар ктитора храма Юрия Сидоренко. Написана супругой ктитора Еленой Сидоренко. Древнейших чин богослужения совершил настоятель храма архимандрит Александр. К этому дню церковный приходской хор под управлением регента Марины Аксеновой тщательно и с любовью подготовил и исполнил необходимые за Литургией песнопения. За богослужением по древнему чину были прочитаны на середине храма паремия из Ветхого Завета, Апостол и Евангелие лицом к народу. Ектении диаконские также возглашались лицом к народу. Многие из молящихся подошли к Причастию под двумя видами: отдельно Тело Христово, отдельно Кровь Христова. По окончании Литургии отец настоятель произнёс проповедь об апостоле Иакове, который был сыном праведного Иосифа Обручника от первого брака и воспитывался вместе с младенцем Иисусом.