жаловался Достоевский сестре Сусловой после их окончательного разрыва. Черты Аполлинарии Сусловой просматриваются в Настасье Филипповне из романа «Идиот», а её отношения с самим Достоевским стали основной ещё не для одного художественного. Аполлинария Суслова постоянно устраивала любовнику скандалы, то требуя того, чтобы он наконец ушел «от этой чахоточной». В начале декабря 1865 года в Иваново приехала Аполлинария Суслова. Рамблер/новости.
Мучительница
Первая биография А. П. Сусловой основана на документальных, биографических, автобиографических и художественных свидетельствах, почерпнутых из самых разных. Федор Достоевский и Василий Розанов? 1919. Писательница, жена В.В. Розанова. Аполлинария Прокофьевна Суслова была тесно связана с Федором Михайловичем Достоевским и стала прототипом нескольких ключевых женских образов в его романах. Да, по моему глубокому убеждению, Аполлинария Суслова – самая главная удача в жизни Достоевского. Аполлинария Суслова была ярой феминисткой, а также эгоцентристкой, которая до 23 лет не знала любви (в то время женщины познавали любовь многим раньше и это было нормально).
Роковая любовь Достоевского: кем была Аполлинария Суслова — прототип многих героинь писателя
жаловался писатель сестре Сусловой после их окончательного разрыва_. Аполлинария только ядовито усмехнулась на это требование и показала законному мужу кукиш. В 1861 году Аполлинария Суслова впервые услышала Достоевского. Здесь в позапрошлом веке проживала возлюбленная Федора Достоевского Аполлинария Прокофьевна Суслова.
Любовь и ненависть Аполлинарии Сусловой
This work is a film a video fragment or a single shot from it : a which was first shown before January 1, 1943[2] or b which was created by legal entity between January 1, 1929 and January 1, 1954, provided that it was first shown in the stated period or was not shown until August 3, 1993. If the work was first published after the death posthumous rehabilitation of the author, copyright term is counted from January 1 of the year following the year of publication, provided that the work was published within 50 years after the death of the author who died and was not posthumously rehabilitated before January 1, 1943, or within 70 years after the death posthumous rehabilitation of the author who died rehabilitated posthumously between January 1, 1943 years before January 1, 1954.
Женщинам в то время нельзя было получить высшее образование, но посещение лекций не возбранялось — и сестры ходили в Санкт-Петербургский университет как вольнослушатели. Там они получали знания и знакомились со студентами, благодаря которым могли посещать балы и литературные вечера.
Встреча с Достоевским В 1861 году 21-летняя Суслова познакомилась с Федором Достоевским, чьи лекции и произведения имели большой успех у прогрессивной молодежи. На момент их встречи писателю было 40 лет. К этому времени он выпустил повесть «Записки из Мертвого дома» об опыте каторги, издавал с братом Михаилом литературно-политический журнал «Время» и состоял в первом браке с Марией Исаевой , которая болела туберкулезом. Писатель уже тогда был довольно известен, но свои главные произведения написал после встречи с Сусловой.
А именно — великое пятикнижие, в которое вошли романы «Преступление и наказание» 1866 , «Идиот» 1866 , «Бесы» 1872 , «Подросток» 1875 и «Братья Карамазовы» 1880. Дочь писателя Любовь Достоевская утверждала, что Аполлинария посещала все светские вечера, активно знакомилась с людьми и первой проявила симпатию к Федору Михайловичу. Достоевский не замечал этого. Тогда она написала ему письмо с объяснением в любви.
Это письмо было найдено в бумагах отца, оно было простым, наивным и поэтичным. Можно было предположить, что писала его робкая молодая девушка, ослепленная гением великого писателя. Достоевский, растроганный, читал письмо Полины», — писала дочь.
Как произошло знакомство? По одним данным, Аполлинария Суслова подошла к писателю на студенческом вечере, по другим - она принесла в журнал, который Достоевский издавал вместе с братом Михаилом, свой рассказ.
Вскоре в 5-ом номере журнала "Время" за 1861 год появилась повесть "Покуда". Автор подписался: "А. Автором являлась Аполлинария Суслова. Что же привлекло в ней Достоевского? Литературного таланта у девушки явно не было.
О бурной судьбе Аполлинарии Сусловой расскажет историк Егор Яковлев, автор проекта «Цифровая история». Билет на лекцию включает в себя посещение анфилады парадных залов Шереметевского дворца.
Злой гений Достоевского и Розанова: Как Аполлинария Суслова перевернула жизни двух литературных
1918 Если бы Аполлинария Суслова появилась на свет не в 1840 году, а, скажем, на век позже, то она оказалась бы вполне на своем месте, органично вписавшись в. Образ Аполлинарии Сусловой, своенравной красавицы с дурным нравом, страстной натуры, волевой, противоречивой, для Достоевского оказался источником целой плеяды его героинь. В «Современнике» уже вышел рассказ Надежды Сусловой, а Аполлинария всё ещё в задумчивости грызла перо. В начале декабря 1865 года в Иваново приехала Аполлинария Суслова. Аполлинария Суслова родилась в семье бывшего крепостного крестьянина, который сумел стать управляющим имениями графа Шереметева. Книга известного историка литературы, специалиста по творчеству Ф. М. Достоевского Людмилы Сараскиной посвящена Аполлинарии Сусловой — возлюбленной великого писателя.
Суслова, Аполлинария Прокофьевна
Но сегодня загадка ее личности, перипетии ее отношений с выдающимися современниками вызывают все больший интерес. Первая биография А. Сусловой основана на документальных, биографических, автобиографических и художественных свидетельствах, почерпнутых из самых разных источников. Особый интерес представляют архивные материалы, многие из которых публикуются впервые.
Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице.
Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и законодательства Российской Федерации.
Они собирались ехать вместе в Италию , однако дела вынудили Федора Михайловича задержаться. Полина решила ехать одна в Париж. И хотя писатель собирался к ней присоединиться, ее самостоятельное путешествие напоминало бегство. Во Франции Суслова познакомилась с молодым испанцем Сальвадором, чья деятельность была связана с медициной. Девушку пленил этот мужчина, пусть и не одаренный творчески, но простой в общении. Она бросилась в чувства как в омут с головой. Новые отношения Полины продлились недолго: всего несколько месяцев. Сальвадор очень быстро охладел к девушке, в то время как она хваталась за их союз как за спасительную соломинку.
Ей приходилось унижаться в надежде сохранить любовь. Суслова пыталась прельстить Сальвадора деньгами отца, писала ему сентиментальные или грубые письма, а также выслеживала его на улице. Однако мужчина был непреклонен. Наигравшись с девушкой, он ушел, оставив в ее сердце неизгладимый след. Порой она просыпалась среди ночи и начинала плакать. Она испытывала также жгучее чувство стыда перед Федором Михайловичем. Приближалась дата их встречи, и Суслова хотела избежать ее. Девушка поспешила написать Достоевскому письмо с укором: «Ты едешь немножко поздно... Все изменилось в несколько дней».
В то же время она описывала его в дневнике как великодушного и благородного человека, с которым ей грустно прощаться. Однако Федор Михайлович не успел получить то письмо: он уже был на пути к Сусловой. Когда бывшие возлюбленные встретились, Полина рассказала все о своем несчастливом романе. Писатель упал к ногам девушки и зарыдал: «Я потерял тебя, я это знал! Во время их путешествия Суслова пребывала в горестных мыслях, а Федор Михайлович был жизнерадостен как никогда. Биографы считают, что измена возлюбленной не оттолкнула Достоевского, а, напротив, разожгла огонь еще больше.
Позже Достоевский понял, что этим спас себя от помешательства. Эгоизм и самолюбие в ней колоссальны… Я люблю ее еще до сих пор, очень люблю, но я уже не хотел бы любить ее. Она не стоит такой любви. Мне жаль ее, потому что, предвижу, она вечно будет несчастна.
Она никогда не найдет себе друга и счастья. Кто требует от другого всего, а сам избавляет себя от всех обязанностей, тот никогда не найдет счастья», — сокрушался он. Портрет писателя Ф. Фрагмент Фото: tretyakovgalleryshop. В 30 лет она вдруг решила кардинально изменить свою жизнь и отправилась трудиться рядовой учительницей в глухое село под Тамбовом, где жили ее родители. Однако там она вскоре заскучала и опять отправилась на поиски приключений. Ее новой «жертвой» стал 20-летний студент историко-филологического факультета Василий Розанов. Спустя 4 года они поженились. Сусловой на тот момент был 41 год. Василий Розанов в молодые годы Фото: bearloka.
Он писал ей письма, полные отчаяния и бессильной злобы: «…Вы меня позорили ругательством и унижением, со всякими встречными и поперечными толковали, что я занят идиотским трудом.
Роковая любовь Достоевского: кем была Аполлинария Суслова — прототип многих героинь писателя
На момент их встречи в 1861 году писателю было сорок лет, Сусловой — двадцать один. Полина, как ее звали домашние, не терпела намеков на свою красоту. Хотя ей было чем похвалиться: фигурка хрупкая, однако с плавными, соблазнительными формами, тонкий овал, чистые и правильные черты лица. Вскоре у Достоевского и его поклонницы завязался роман. Дальнейшие их отношения можно охарактеризовать как "любовь-ненависть". Федор Михайлович постоянно слышал от Аполлинарии упреки, требования развестись со "своей чахоточной женой". Эгоизм и самолюбие в ней колоссальны. Она требует от людей всего, всех совершенств, не прощает ни единого несовершенства в уважении других хороших черт, сама же избавляет себя от самых малейших обязанностей к людям", — писал Достоевский в письме Надежде Сусловой, сестре Аполлинарии. Вместе с тем сам Достоевский оказался страшным ревнивцем и устраивал Сусловой сцены. Лицо его в моменты припадка ревности было отталкивающим, голос звучал визгливо и совершенно по-бабьи.
Вслед за ней в Европу поехал и писатель, но нагонять любовницу не торопился: играл в рулетку. Она разорвала отношения письмом. Достоевский вернулся в Россию, к постели умирающей жены. Их переписка с Сусловой длилась еще много лет. Анна Корвин-Круковская В 1864 году в редакцию журнала "Эпоха" пришли две повести, переписанные женской рукой и подписанные именем Юрия Орбелова. Писатель оценил дарование неизвестного автора. Вскоре произошло знакомство Достоевского с юной девушкой, скрывавшейся за псевдонимом — это была Анна Корвин-Круковская. Высокая, стройная, с длинными белокурыми волосами и лучистыми зелеными глазами девушка покорила писателя и едва не стала невестой. Достоевский ценил и поощрял ее талант, однако мировоззрения обоих были несовместимы: хотя Достоевский одно время и увлекался социалистическими идеями, к 1860-м годам он все больше тяготел к религии и консерватизму.
Она — чрезвычайно умна, развита, литературно образована, и у нее прекрасное, доброе сердце. Это девушка высоких нравственных качеств; но ее убеждения диаметрально противоположны моим, и уступить их она не может, слишком уж она прямолинейна. Навряд ли поэтому наш брак мог быть счастливым". Со своей стороны, Анна говорила: "Ему нужна совсем не такая жена, как я. Его жена должна совсем посвятить себя ему, всю свою жизнь ему отдать, только о нем думать. А я этого не могу, я сама хочу жить! Детской любовью в Достоевского влюбилась и младшая сестра Анны — Соня, которая спустя несколько десятилетий стала известна всему миру как выдающийся математик Софья Ковалевская. А в романе "Идиот" появились сестры Епанчины. Анна Сниткина В 1866 году писатель, испытывавший тяжелую нужду, был вынужден заключить договор с издателем Федором Стелловским, по которому он продал Стелловскому право на издание полного собрания сочинений в четырех томах и обязался написать для него новый роман объемом 12 печатных листов к 1 ноября 1866 года.
Он обратился за помощью к знакомому профессору Павлу Ольхину, и тот порекомендовал ему свою лучшую ученицу, 20-летнюю Анну Сниткину. И сделал девушке предложение. А мне она все более и более нравилась. Так как со смерти брата мне ужасно скучно и тяжело жить, то я предложил ей за меня выйти.
К этой страсти со временем примешалась чудовищная ревность ко всему её кругу общения.
В минуты скандалов «Сияющий», как называла его Аполлинария, выглядел просто отталкивающе: кричал, переходил на визг, потом падал на колени, плакал, извинялся. Впрочем, нервы сдавали и у неё. Всегда считавшая себя выше брачных предрассудков, Суслова вдруг начала требовать, чтобы Достоевский бросил «эту чахоточную». Объяснения, что он не может оставить больную женщину, её не устраивали. В конце концов Аполлинария собрала вещи и уехала в Париж — успокоиться, поизучать языки, историю.
Но попытка расстаться с «мучителем» оказалась неудачной: вскоре Достоевский примчался в Париж, и страсти закипели снова. Униженные и оскорблённые На этот раз она мучила его совершенно сознательно. Апполинария с порога объявила Фёдору Михайловичу, что влюблена в местного врача Сальвадора. Достоевский плакал, когда узнал, что его возвышенная возлюбленная опустилась до страсти к «красивому зверю», а она упивалась своим «падением». Все эти русские страсти очень скоро надоели французу, и он бросил Суслову.
А Достоевский повёз свою подругу залечивать душевные раны в Германию и Италию. Пообещав, что будет ей «только братом», он селился с Аполлинарией в разных номерах и подолгу сидел у неё вечерами. А она как будто нарочно распаляла его и потом выставляла за дверь. Достоевский снова плакал и искал утешения в игре, униженно занимая деньги у знакомых «на написание нового романа». Справедливости ради, Суслова не раз помогала писателю материально.
Но продолжала играть с его чувствами, то приближая, то отталкивая. В итоге они разругались окончательно, и Достоевский вернулся в Петербург. Позже он говорил, что тем самым спасся от неминуемого помешательства. При этом Аполлинария Суслова оставила неизгладимый след в жизни и творчестве писателя. Страдалица и мучительница в одном лице — любимый женский типаж Фёдора Михайловича.
Впрочем, придя в себя после этих отношений, он удачно женился на своей стенографистке Анне Сниткиной, которая стала ему и верной спутницей, и помощником, и другом. Она переписывала рукописи, общалась с издателями, контролировала финансы и буквально вытащила мужа из игромании. Достоевский умер, когда ей было всего 35 лет, но Анна больше не выходила замуж и всю оставшуюся жизнь посвятила сохранению наследия писателя.
Ссоры и расставание Отношения Сусловой и Достоевского были сложными и постоянно варьировались от любви до ненависти. Девушка часто упрекала возлюбленного по разным поводам и просила его развестись с «чахоточной женой». Позднее Достоевский в письме Надежде Сусловой назвал свою избранницу «больной эгоисткой»: «Эгоизм и самолюбие в ней колоссальны. Она требует от людей всего, всех совершенств, не прощает ни единого несовершенства в уважении других хороших черт, сама же избавляет себя от самых малейших обязанностей к людям».
В 1863 году влюбленные должны были поехать в Париж, но из-за сильной ссоры Полина отправилась туда одна. Во Франции девушка завела роман с учителем пения, но тот ее обманул. Так как Достоевский медлил с приездом, Полина грозилась [совершить самоубийство] — излюбленная угроза русских женщин. Напуганный отец наконец поехал во Францию и сделал все возможное, чтобы образумить безутешную красавицу». После этого Суслова помирилась с Достоевским, и они поехали в совместное путешествие в Германию. Писатель увлекся азартными играми и тратил на них много денег. Это очень тревожило Аполлинарию, которой приходилось закладывать свои вещи ради средств для жизни.
Когда первая жена Достоевского скончалась от туберкулеза в 1864 году, писатель сделал Сусловой предложение — и получил отказ. Уже после расставания он писал о Полине: «Я люблю ее до сих пор, очень люблю, но уже не хотел бы любить ее».
Достоевский с Сусловой хотят поехать в Европу... Она уехала в Париж и завела любовника. Он приехал спустя некоторое время проблемы с журналом, жена больна , она уже влюбилась в другого... На фото: 1.
Аполлинария Суслова 2. Мария Исаева жена Достоевского.
Какой была истинная муза Достоевского — Аполлинария Суслова
Купите книгу на литресе по кнопке со скриншота Пример кнопки для покупки аудиокниги Если книга "Аполлинария и Надежда Сусловы. Черты Аполлинарии Сусловой просматриваются в Настасье Филипповне из романа «Идиот», а её отношения с самим Достоевским стали основной ещё не для одного художественного. Суслова Аполлинария Прокофьевна. 1839 – 1918 Публицист. Родилась в селе Панино Горбатовского уезда Нижегородская губернии, ныне Сосновского муниципального округа. В фильме "Двадцать шесть дней из жизни Достоевского" с чудесной Симоновой (стенографистка, да) мелькнула пару раз Аполлинария Суслова.