Земский Собор, одобривший челобитную Войска Запорожского. Земский Собор — высший сословно-представительный орган Русского царства, существовавший с середины XVI века до конца XVII века. Земский собор в Москве и Всеукраинская Рада в городе Переяславле утвердили воссоединение Украины с Россией законодательно. С сей целью заранее был созван в Москве обычный Земский собор из духовенства, бояр, дворян, торговых и всяких чинов людей. Решение Земского собора. Русское посольство.
Причины созыва Земского собора
- Предыстория
- Земские соборы: возникновение, состав и особенности функционирования
- Переяславская рада 1654 года: причины проведения и итоги
- Telegram: Contact @Russia_Monarchism
- Предыстория
- Как Россия и Украина договаривались 350 лет назад
Церковный раскол XVII века
самый представительный и многочисленный из всех, какие только собирались в XVI - XVII вв. Из данной статьи вы узнаете о положении в Москве после освобождения в 1612 г., а также о созыве Земского собора 1613 г. Земский собор опять превращался в собрание столичных служилых и торговых чинов. 11 октября 1653 года Земский собор, проходивший в Москве, принял решение о принятии Гетманщины в подданство Русского государства. Военные новости.
ЗЕМСКИЙ СОБОР 1654 г
Так, выстроенная еще во Владимиро-Суздальском княжестве модель «вертикали власти» великого князя была перенесена на политическое устройство всего российского государства. Васнецов «Новгородское вече». Русские Земские соборы в некоторой степени выполняли функцию органов местного самоуправления. В работе первых соборов принимали участие представители довольно широких слоев общества. Главным действующим лицом, безусловно, был царь, который мог инициировать созыв этого совещательного органа, а его финальное решение становилось буквой закона и не подлежало оспариванию. Активную роль в деятельности русского протопарламента играли Освященный собор из ключевых представителей духовенства, Боярская дума, наиболее родовитые дворяне и состоятельные купцы. Интересно, что в процессе эволюции Земских соборов число народных представителей, принимавших участие в их деятельности, постепенно увеличивалось.
Так, к работе в соборе в 1598 году были допущены выборные представители от городского дворянства 34 делегата , а в конечный период Смутного времени 1610 — 1613 Земский собор фактически стал основным легитимным органом власти, в компетенции которого входили и законодательные, и исполнительные полномочия. Земский собор 1613 года, положивший начало новой династии. Начальный период существования протопарламента 1549 — 1584 связан с деятельностью Ивана Грозного.
Начало войне положило восстание в Запорожской Сечи в январе 1648 г. Во главе восстания стоял Богдан Хмельницкий. Одержав ряд побед над польскими войсками, повстанцы взяли Киев. Заключив перемирие с Польшей, Хмельницкий в начале 1649 г.
Отклонив эту просьбу из-за сложного внутреннего положения в стране и неподготовленности к войне с Польшей, правительство в то же время начало оказывать дипломатическую помощь, разрешило ввоз на Украину продовольствия и вооружения. Весной 1649 г.
Казаки и татары окружали поляков, и их войска оказались на грани катастрофы.
Из этой ситуации наибольшую выгоду извлекли татары, которые провели сепаратные переговоры с королем и подписали Жванецкий мир, дававший им большое преимущество. При этом Крымское ханство получило большие денежные выплаты. На казачество Жванецкий договор произвел обратный эффект.
Казаки расценили поведение хана как предательство, и эго еще больше способствовало их сближению с Москвой. На Украину было отправлено российское посольство в составе боярина В. Бутурлина, окольничего И.
Алферьева, дьяка Л. Украина признавала верховную власть российского царя, но полностью сохраняла внутри России свою республиканскую по форме государственность. Сохранялись общеукраинская рада как высший орган законодательной власти, должность гетмана, выборность местных и центральных властей и т.
Москва не покушалась на административное деление, финансовую и налоговую системы, формы земельной собственности. Украина обладала своей армией, судопроизводством, могла проводить самостоятельную внешнюю политику. Казакам и крестьянам гарантировалось соблюдение их традиционных привилегий.
По итогам Переяславской рады Речь Посполитая теряла чуть ли не треть своих владений. Было очевидно, что она с этим не смирится. Россия начала готовиться к войне.
Первым шагом стала отправка посольств в страны Европы с призывом заключить антипольский союз. Акция имела небывалый размах. Запад не поддержал Москву и предпочел соблюсти нейтралитет.
Большинство стран вежливо поздравляли русского царя, но не спешили признавать включение новых земель в его титул. Намерение напасть на Польшу изъявила только Швеция, давний заклятый враг Речи Посполитой. Она обещала в случае успехов Хмельницкого выдвинуть 80-тысячный корпус в Лифляндию и Бранденбург.
Россия планировала ударить на Речь Посполитую в трех направлениях. Как показал А. Малов, главный удар на Смоленск должна была нанести армия Я.
Черкасского, Н. Северо-западная армия под началом В. Шереметьева планировала двинуться на Полоцк и Витебск.
Юго-западная Севская армия князя A. Трубецкого должна была наступать от Брянска на Ростиславль, Мстиславль и Борисов. Действия трех русских армий должны были поддержать своим выступлением на Украине Богдан Хмельницкий с казаками, которым в помощь придавался семитысячный Белгородский полк B.
На земли Великого княжества Литовского послали полковника И. Золотаренко с 20-тысячным войском. Одоевского начал осаду Смоленска.
Смоленск вернулся в состав Российского государства. Из других успехов 1654 г. Стоит также напомнить, что после Переяславской рады под контролем России оказался Киев, население которого присягнуло Алексею Михайловичу.
Осенью 1654 г. Польша и Крымское ханство выступили совместно против России. Одновременно в войска Хмельницкого влился корпус В.
Между городами Ставищи и Ахматов произошло одно из крупнейших сражений этой войны, которое длилось с 19 по 22 января 1655 г. Польский полководец Станислав Потоцкий потерпел сокрушительное поражение, в котором шляхта винила крымцев. Дальнейшие боевые действия проходили с переменным успехом при постепенном наращивании преимущества российской стороной.
В мае 1655 г. Были захвачены ключевые крепости Великого княжества Литовского на этом направлении — Минск, Гродно и Ковно. В июле 1655 г.
Хмельницкий при поддержке русских частей под командованием В. Бутурлина занял Брацлавщину, Подолию, Волынь. В сентябре был осажден Львов.
На этом этапе в войну вмешалась Швеция. Шведский удар оказался неожиданным и поставил Речь Посполитую на грань катастрофы. В польской историографии применительно к этим событиям употребляется термин "Потоп " — он показывает, что шведское нашествие для поляков было сродни библейскому Потопу.
В начале сентября 1655 г. Король Ян-Казимир бежал в Силезию. Его власть признавали только Львов, Торунь, Брест и Ченстохов.
Гетман Великого княжества Литовского Януш Радзивилл еще 17 августа 1655 г. Это означало фактический распад Польского государства. Нападение Швеции поставило Россию в трудное положение.
Если бы она продолжила активные боевые действия против Речи Посполитой, то, несомненно, польско-литовское государство постигла бы скорая гибель. Но одновременно это означало бы и чрезмерное усиление Швеции, и вообще резкие перемены в раскладе сил в регионе. Россия не хотела возвышения Швеции и потому совершила ошибку: остановила войну с Польшей, заключила с ней перемирие и напала на Швецию.
Это был серьезный политический промах. Во-первых, война не принесла удачи. Во-вторых, Речь Посполитая получила необходимую передышку, сумела преодолеть военно-политический кризис и уже в 1656 г.
В-третьих, осложнились отношения России и Украины, так как Богдан Хмельницкий, рассчитывавший на помощь Швеции в войне с Польшей, не понял дипломатических кульбитов русской дипломатии. К моменту окончания русско-шведской войны Польша смогла заключить союз с Империей и Бранденбургом, что значительно усилило ее позиции. Кроме того, 27 июля 1657 г.
В многовековой борьбе Руси с Польшей он дал решительный поворот на сторону Руси и нанес аристократическому строю Полыни такой удар, после которого этот строй не мог уже держаться в нравственной силе. Хмельницкий в половине XVII века наметил то освобождение русского народа от панства, которое окончательно совершилось в наше время. Этого мало: его старанием Западная и Южная Русь была уже фактически под единою властью с Восточною Русью.
Не его вина, что близорукая, невежественная политика боярская не поняла его, свела преждевременно в гроб, испортила плоды его десятилетней деятельности и на многие поколения отсрочила дела, которое совершилось бы с несравненно меньшими усилиями, если бы в Москве понимали смысл стремлений Хмельницкого и слушали его советы". Иван Выговский, избранный новым гетманом, в 1658 г. Выговский хотел сыграть на противоречиях Москвы и Варшавы и создать Украинское государство под протекторатом соседней державы.
В выборе между Россией и Речью Посполитой новый гетман выбрал последнюю. Эго резко осложнило ситуацию на Украине. Гадячский договор означал отказ от решений Переяслаской рады, разрыв с Москвой.
Далеко не все казаки были с этим согласны: ведь это означало отказ от всех завоеваний Богдана Хмельницкого. Было очевидно, что и Россия без борьбы не откажется от достигнутых соглашений, ее нельзя было выгнать с приобретенных земель простым росчерком пера. Возник раскол среди казачества лидерами оппозиции Выговскому были полковник Мартын Пушкарь и кошевой атаман Яков Барабаш , начались восстания в разных краях Украины, ожесточились боевые действия на фронтах русско-польской войны под Вильно, Мстиславлем, Старым Быховым и др.
Поступок Выговского Алексей Михайлович расценил как измену. Крупнейшим сражением на этом этапе войны считается битва под Конотопом 28 июня 1659 г. Пожарского и С.
Потери российской стороны составили около 5 тыс. Однако это поражение мало изменило общую ситуацию на фронте: была проиграна битва, но не война. Летом 1659 г.
Выговского свергли. Вместо него избрали Юрия Хмельницкого, сына Богдана Хмельницкого. Он стал проводить политику, направленную на союз с Россией.
В начале 1660 г. Князь И. Хованский 3 января взял Брест.
Но весной 1660 г. Хованского и С. Осенью ожесточенные сражения развернулись на р.
Русские гарнизоны в городах Великого княжества Литовского сидели в осаде большей частью успешно отражая нападения войск Речи Посполитой. Осенью 1660 г. Они были разбиты поляками у Чуднова.
Шереметева сдалась польско-татарской армии Шереметев до самой старости будет сидеть в татарском плену. Историк А. Малов называет Чудновское поражение самой тяжелой военной катастрофой России в русско-польской войне 1654-1667 гг.
Еще 17 октября 1660 г. Юрий Хмельницкий подписал с Речью Посполитой Слободищенский трактат, во многом повторявший условия Гадячского договора 1658 г. Фактически казачество опять подчинялось Польше и принимало обязательство воевать против России.
Алексей Михайлович расценил поступок Хмельницкого как измену. Положение спас киевский комендант Юрий Барятинский, отказавшийся выполнять приказ воеводы Василия Шереметева о сдаче Киева. Ему приписывают знаменитую фразу: "Я повинуюсь указам царского величества, а не Шереметева; много в Москве Шереметевых!
Его противников возглавили полковники Яким Сомко и Василий Золотаренко. Речи Посполитой не удалось развить успех, и она отвела войска за Днепр. Неудачно для России развивается война и в конце 1661 г.
В октябре русские войска терпят поражение в сражении на Кулишковых горах. В ноябре 1661 г. К моменту его взятия из состава гарнизона оставалось в живых 78 человек.
Зимой 1662 г. В июне 1662 г. В ноябре 1663 г.
Тетери вторглась на Украину. Они рассчитывали, что большинство крепостей откроет им ворота, но этого не случилось, напротив, начались тяжелые бои в частности, осада Глухова. Поход Яна Казимира не достиг успеха, в марте 1664 г.
Война распалась на множество небольших театров военных действий по всей Украине и Белоруссии, в которых к 1664 г. Россия и Речь Посполитая совершенно измотали друг друга. Весь 1664 и 1665 г.
Малова, "мелкими взаимными набегами". Стало ясно, что войну пора заканчивать. Мирные переговоры начались в апреле 1666 г.
Русскую делегацию возглавлял опытный дипломат А. Польша признавала, что за Россией остается Левобережная Украина. Киев планировалось оставить России только на два года, но он так и не был возвращен Речи Посполитой.
Апдрусовское перемирие 1667 г. Польша так до конца и не оправилась после войн середины XVII в. Факт перехода Украины "под высокую руку царя московского" получил в исторической науке различную оценку.
К этому событию в российской и советской историографии долгое время прилагался термин "воссоединение Украины и России". В его использовании есть логика: и Украина, и Россия являются наследниками Киевской Руси, имеют единые исторические корни, а потому имеются основания говорить не о присоединении Украины к России, по о воссоединении Украины и Россией. В советской и российской исторической науке всегда говорилось о братской дружбе русского и украинского народов, добровольном характере объединения России и Украины в 1654 г.
В украинской национальной историографии подчеркивается "агрессивная роль" Москвы, которая во второй половине XVII в. Таким образом, украинская историография считает, что Москва не столько оказала помощь в освободительной борьбе украинского народа, сколько, наоборот, хотела воспользоваться ситуацией и подчинить себе Украину. Период 1650—1680-х гг.
Важно отметить, что в середине XVII в. Россия своим врагом видела не православных казаков, а Речь Посполитую. Присоединение Украины надлежит рассматривать прежде всего в контексте русско-польского конфликта.
Целью России было нанести поражение Речи Посполитой, отторгнуть от нее новые земли так, как это делало Московское государство в ходе "порубежных войн" конца XV — начала XVI в. Эти территории в Москве считались бывшими русскими землями, "вотчиной Рюриковичей", что соответствовало исторической действительности: ведь на самом деле это были земли бывшей Киевской Руси, владений династии Рюриковичей. Украина же сама но себе для Алексея Михайловича не была военным и политическим противником, в ней, наоборот, хотели видеть союзника.
Россия изначально воевала не с Украиной, а с Польшей. В Москве в 1653—1654 гг. Напротив, поддержка движения Богдана Хмельницкого расценивалась как солидарность с православными братьями.
Другое дело, что включение в состав Российской державы новых, украинских земель привело к конфликту политических культур. Украинское казачество было воспитано в вольностях Речи Посполитой и вело себя соответственно, что далеко не всегда отвечало ожиданиям России. Непонимание возникло уже при заключении договора Переяславской рады.
Русское посольство во главе с В. Бутурлиным требовало присяги на верность от казацкой старшины. Однако выборный казачий орган сам хотел добиться присяги русских послов гетману от имени царя Алексея Михайловича в том, что Россия "не выдаст" запорожцев Польше и никогда не нарушит их вольностей.
Изумленный Бутурлин заявил, что русский царь не может приносить клятву своим подданным. Казаки же апеллировали к опыту Речи Посполитой, где польский король присягает своим подданным. Богдан Хмельницкий сумел погасить начавшийся конфликт, уговорив старшину принести одностороннюю присягу.
Но таких эпизодов в дальнейшем было немало, и они демонстрировали принципиальную разницу политических культур. Москва смотрела на Украину, как на любую другую присоединенную территорию: раз казаки обратились с просьбой принять их "под высокую руку царя московского", то они стали его подданными и должны соответствовать этому статусу. Казаки же хотели оставить за собой право поступать по своей воле, вплоть до выбора внешнеполитических союзников, пересмотра договоров и пр.
Москва видела в этом опасность измены, бунта, сотрудничества казаков с военными противниками России. Происходила взаимная трагедия непонимания сторон, что довольно часто сопровождает объединительные процессы, создание империй и держав вспомним присоединение Новгорода Иваном III и т. Ситуацию осложняло то обстоятельство, что для казачества требовать от властей удовлетворения своих нужд в обмен на политическую лояльность, грозить бунтом правителю, торговаться с властью было привычной в рамках Речи Посполитой моделью поведения.
В России же такой стиль отношений был невозможен и считался изменой, мятежом. Вот почему попытки некоторых украинских политиков XVII в. В этом и крылись причины осложнения русско-украинских отношений во второй половине XVII в.
Украинские казаки участвовали в боевых действиях против России наиболее известно Конотопское сражение 1659 г. Ситуация усугублялась тем, что среди украинской верхушки не было единства и ее представители нередко сами слали доносы в Москву, обвиняя друг на друга в "измене". Мало того, с 1658 г.
Гетманы, полковники, казацкая старшина, сторонники России, Полыни, Турции и просто своих "полевых командиров" начали воевать друг с другом. По сути, во второй половине XVII в. Сражения с Турцией во время так называемых Чигиринских войн 1677—1681 гг.
Это и в самом деле была "Руина". Яковенко, она закончилась только в 1680-е гг. Некоторая стабилизация в украинских землях начинается только после 1687 г.
Пришедший к власти новый гетман Иван Мазепа 1687—1709 сумел подавить все внутренние выступления и наладить отношения с российской монархией. В 1687 г. По ним и "малороссийский", и "великороссийский" народы уравнивались в статусе и назывались теперь "везде единогласно": "подданные Их Царского Пресветлого Величества самодержавной державы" российского царя.
Воссоединение Украины с Россией 1654 год Другая огромная проблема правления Алексея Михайловича снова была в казаках. Эта проблема называлась Богдан Хмельницкий. Поднявший бунт на своей казацкой окраине в Польше, имея надежду добиться выгод от короля, Богдан всеми силами пытался втравить в новую войну русского царя.
Он писал в Москву грамоты, объявляя, что готов передаться под власть царя, если тот пришлет денег и войска.
Важным результатом Земского собора стало принятие Уложения, которое определяло права и обязанности государственных органов и населения. Это было первым актом украинского парламентаризма и являлось важным шагом на пути к национальному самоопределению. Переяславская Рада 1654 года также играет важную роль в борьбе за свободу.
Рада состоялась в городе Переяславе, где собрались представители запорожских казаков и украинских князей. На Раде принялось решение о заключении союза с Московским царством. Подписание Переяславской Рады имело стратегическое значение, так как укрепило позиции украинцев в борьбе против польского господства.
Созыв Земского собора 1613 г.
11 октября (н.с.) 1853 года в Москве состоялся Земский собор, фактически лишь утвердивший уже принятое царем Алексеем Михайловичем решение «гетмана Богдана Хмельницкого и все Войско Запорожское с городами и с землями принять». После решения Земского собора о принятии Войска Запорожского в российское подданство 8 (18) января 1654 г. в тогдашней столице войска Переяславе состоялось собрание представителей запорожского казачества и переяславского мещанства во главе с гетманом. Список всех Земских соборов. Земский собор — это собрание представителей всех сословий в XVI-XVII веках на Руси. В 1649 г. Земский собор принял свод законов — Уложение, отменяющее право крестьян уходить от барина. Осенью 1653 года Земский собор, проходивший в Москве, принял решение о включении Левобережных территорий Днепра в состав Московского государства.
ПЕРЕЯСЛА́ВСКАЯ РА́ДА 1654
Прекратил деятельность Земских соборов (последний Земский собор созван в 1653 г.). Военные новости. Земский собор неотделим от власти царя и боярской Думы, в принципе не мог быть оппозиционным органом (при всех расхождениях материальных интересов сословий) и в этом смысле в чистом виде не являлся ни только законодательным. Земский собор 1653 года — земский собор по поводу объявления войны польскому королю Яну Казимиру, за нарушения им мирных между государств.
8(18) января 1654 созвана Переяславская рада: решение о воссоединении Украины с Россией
В ходе денежной реформы 1654 – 1663 годов предполагалось ввести в дополнение к уже существовавшим в обращение новые номиналы. Раскол Русской Православной Церкви на староверов (старообрядцев) и никонианцев 1653 г. — последний Земский Собор 1654 г. — Переяславская Рада, вхождение Левобережной Украины и Киева в состав России 1654–1667 гг. — Русско-польская война 1656 г. 11 октября 1653 г. в Московском Кремле собрался Земский собор, который принял решение о воссоединении Левобережной Украины с Россией. Страница рукописи с решением Земского собора 1 октября 1653 года о воссоединении Украины с Россией.
Решение земского собора о воссоединении Украины с Россией
А в середине 17 века было мощное антипольское восстание запорожских казаков под руководством Богдана Хмельницкого. Основная цель — независимость от Речи Посполитой. Поначалу на стороне Хмельницкого выступал крымский хан. Но он перекинулся на сторону польско-литовского государства. Лишившись союзника и оказавшись меж двух огней, Хмельницкий понял: речь идет о выживании казаков. Контролируемая ими территория на левобережье Днепра сокращалась. Оказавшись на грани уничтожения, Запорожская сечь вынуждена была обратиться к русскому царю Алексею Михайловичу. Если б казаки не потерпели несколько поражений подряд — они, может, и не обратились к Москве с таким предложением. Но поляки Сечь приперли к стенке. И Хмельницкий предложил царю принять под покровительство России контролируемые казаками территории, Гетманщину - на правах широкой автономии.
Москва сохраняла им почти полностью самостоятельное управление этими территории гетманом, которого избирали казаки. Подразумевался сам Хмельницкий. Сохранялись все привелегии казаков. Финансирование казацкого войска шло из русской казны, но управлялось войско самими казаками. И большая часть налогов, собираемых на данных территориях должна была оставаться у самих казаков. Да всего населения Малороссии. Чтобы ничего явно не навязывать — народ сам решает. Хотя все было решено до января 1954-го. С просьбой принять в подданство из Сечи обращались к царю еще в 1653-м.
Созвали Земский собор в Москве. Письмо Гетмана Богдана Хмельницкого царю Алексею Михайловичу с сообщением о победах над польскими войсками и желании запорожских казаков вступить в русское подданство. Фото: wikimedia. С другой стороны, это вело к войне с Речью Посполитой.
Результатом Собора стало то, что на царство был избран Михаил Романов, которому на тот момент было всего 16 лет. Однозначного ответа «Почем именно он? Историки говорят о том, что это была фигура наиболее удобная всем династиям. Якобы молодой Михаил был крайне внушаемым человеком и им можно было бы «управлять как нужно большинству». По факту же вся полнота власти особено в первые годы правления Романова была не у самого царя, а у его отца, патриарха Филарета. Именно он фактически правил Россией от имени своего сына. Особенность и противоречие Главная особенность Земского Собора 1613 года заключалась в его массовости. В решении будущего страны принимали участие представители всех классов и сословий, за исключением холопов и безродных крестьян. Фактически речь идет о всесословном Соборе, аналогов которому еще в истории России не было. Вторая особенность заключается в важности решения и в егосложности. Однозначного ответа почему выбрали именно Романова нет. Ведь это была не самая очевидная кандидатура.
Наиболее активной группой были казаки, которые становились зачинщиками и боевым ядром восставших масс. Богдан Хмельницкий как раз и стоял во главе этого сопротивления. С 1611 года древний русский город Смоленск находился под польско-литовским владычеством. В 30-х годах Россия попыталась отбить Смоленск, но война завершилась неудачей. Осенью 1653-го Москва решилась на новую попытку. Начало войны было удачным для русских войск. Поляки не имели значительных сил на восточной границе. Многие войска были отвлечены на борьбу с казаками и восставшими крестьянами. К тому же русское население не хотело воевать со своими братьями, часто горожане просто сдавали города. Войско царя Алексея Михайловича направилось из Москвы к Смоленску и начало осаду города. Приступ поляки отразили. Однако на этом успехи польского гарнизона закончились. Польское командование не смогло организовать горожан на оборону города. Шляхта отказывалась повиноваться, не хотела идти на стены. Казаки чуть не убили королевского инженера, который пытался их выгнать на работы, толпами дезертировали. Горожане не хотели участвовать в обороне города. В результате руководители обороны Смоленска воевода Обухович и полковник Корф 10 сентября начали переговоры о сдаче города. Однако население не желало ждать и само отворило ворота. Горожане толпой повалили к царю. Смоленск снова стал русским. Польскому командованию разрешили вернуться в Польшу. Шляхта и мещане получили право выбора: остаться в Смоленске и присягнуть русскому царю или уехать. Его бедные родители заметили в нем с самых ранних лет большую охоту к ученью и потому очень обрадовались, когда один добрый монах из монастыря, находившегося недалеко от Нижнего Новгорода, вызвался выучить его грамоте. Мальчик же обрадовался больше их и начал так прилежно твердить свои уроки, что за короткое время уже научился читать часовник и псалтырь. В старину это были первые книги, даваемые детям, начинающим читать. Я думаю, вам не нужно говорить, друзья мои, что часовник - это книга, заключающая в себе службу часов, а псалтырь - псалмы Давида. Маленький Никита, проводя почти все свое время в монастыре, полюбил монашескую жизнь и, когда вырос, очень хотел постричься там, но его родителям это не нравилось: они тосковали по милому сыну, просили его не разлучаться с ними и со светом так рано, и Никита послушался их, оставил монастырь, а чтобы совершенно успокоить и утешить их, женился и жил с ними. Его благочестие и знание всей церковной службы скоро обеспечили ему место приходского священника. Никита был совершенно счастлив и доволен своей судьбой. Вдруг у него умирают родители, потом все дети. В сильном горе он подумал, что Бог хотел показать ему этими несчастьями, что он предназначал его не для светской, а для монашеской жизни. Как только пришла ему в голову эта мысль, он уже не мог больше оставаться в свете, уговорил свою жену расстаться с ним и уехал на остров Анзерский, расположенный в Белом море, недалеко от Соловецкого. Там был в то время монастырь, называвшийся Анзерский скит. Этот монастырь славился строгими правилами монахов: сюда-то спешил Никита и вскоре после своего приезда постригся и был назван Никоном. Его примерная жизнь, несмотря на отдаленность пустынного острова, обратила на себя внимание высшего Московского духовенства, и Никон был сделан настоятелем Кожеозерского монастыря на Онежском озере. Мои читатели знают, что это озеро гораздо ближе к нашей древней столице, чем Белое море, да к тому же и Никон был теперь уже не простым монахом, а начальником монастыря и, значит, занимался вопросами, для решения которых должен был ездить в Москву. Вот в один из таких приездов ему и удалось увидеть царя. Алексей Михайлович, умевший быстро различать людей и ценить их истинные достоинства, заметил необыкновенный ум Никона, и его повелением настоятель неизвестного Кожеозерского монастыря был поставлен архимандритом Новоспасского монастыря в Москве. В этом звании Никон провел счастливейшие дни своей жизни. Его душа не имела еще и тени того честолюбия, каким овладела она впоследствии; она наполнена была только пламенной любовью к Богу, неограниченным усердием к государю, нежным состраданием ко всем ближним. Помогать несчастным и просить за них царя было единственным занятием архимандрита Никона в то время, когда он не стоял на молитве. Его любимым днем была пятница: в этот день он ездил к государю. Алексей Михайлович так любил разговаривать с умным архимандритом, что приказал ему каждую неделю приезжать во дворец. Здесь-то совершилось множество добрых дел, которые прославили Никона! Здесь-то он был ходатаем за всех обиженных, за всех несчастных, не имевших случая и возможности излить свои жалобы самому государю. Алексей Михайлович, уверенный в справедливости поступков своего любимца, исполнял все его просьбы, и часто добрый Никон прямо из дворца спешил в жилища страдальцев отнести щедрое пособие или живительное царское слово… Так прошли три года, и архимандрит Новоспасский стал митрополитом Новгородским. Святейший Никон 1605—1681 , патриарх Московский и всея Руси, в миру Никита Минов, был избран патриархом в 1652 г. Он провел церковные реформы, которые фактически привели к расколу в Русской Православной Церкви. Вербное Воскресение при царе Алексее Михайловиче. Во времена Алексея Михайловича в последнее воскресенье перед Пасхой называемое Вербным устраивалось религиозное шествие, символизирующее торжественный въезд Иисуса Христа в Иерусалим за неделю до распятия. В процессии участвовали царь, патриарх, их приближенные и много народа. Процессия направлялась от храма Василия Блаженного в Кремль. Обычно впереди всех вместе с боярами торжественно шел царь; за ним верхом на «осляти» на лошади в специальной попоне с крестом в руке следовал патриарх. С теми же добродетелями, с той же любовью к народу Никон приехал к месту своего нового назначения. И здесь он сыпал благодеяния царские: устроил за счет казны четыре богадельни, где жили спокойно и счастливо старые люди и дети-сироты; смотрел за тем, чтобы чиновники хорошо исполняли свои обязанности; посещал темницы и, находя там иногда невинно заключенных, докладывал о них царю, с которым не только часто переписывался, но даже и виделся, так как Алексей Михайлович приказывал ему каждую зиму приезжать в Москву. Во время этих свиданий и сладких бесед Никон просил царя о тех милостях для жителей Новгорода, о которых они умоляли его перед отъездом. Но подумайте, друзья мои, насколько неблагодарными оказались Новгородцы, или лучше сказать - подивитесь, до чего могут дойти люди, если они решаются сбросить с себя власть, которой должны повиноваться, если они решаются делать, что хотят. Я говорю о том времени, когда Новгородцы, недовольные притеснениями боярина Морозова, вздумали взбунтоваться. Надо сказать вам, что главной причиной этого бунта был бессовестный купец Новгородский по имени Волк. Можно с уверенностью сказать, что это имя очень подходило ему! Вот этот Волк не любил иностранных купцов, которых всегда было много в торговом и богатом Новгороде. Он от природы был завистлив и досадовал, что многие из них были богаче его. Что же сделал этот злой человек? Он начал распускать в народе слухи, что иностранные купцы, скупив хлеб, самовольно повысили на него цену. Этого было довольно, чтобы взволновать всех Новгородцев, которые всегда любили своевольничать. Итак, дерзкий народ бросился на дома иностранцев и разграбил их. В эти ужасные минуты бунта, когда каждый заботился о своем спасении, митрополит думал только о том, как успокоить народ, и не нашел ничего другого, как, забыв собственную опасность, выйти к мятежникам и начать увещевать их. Но могли ли они послушать кого-нибудь, если бешенство помутило их рассудок? Безумные, вместо того, чтобы обратить внимание на слова своего добродетельного митрополита, бросились на него с колами и камнями, и пастырь едва не погиб под их ударами! Вы думаете, что это остудило его усердие? На другой же день он опять появился на площади, опять обращался к народу, и его слова уже не остались без внимания: они тронули жестокие сердца мятежников, смирили их гордость и заставили просить помилования у оскорбленного святителя. Вы можете себе представить, что им не надо было долго умолять Никона: он не только простил им собственную обиду, но выпросил прощение и у царя; только один купец Волк был казнен с главными своими сообщниками. Государь не знал, чем наградить верного подданного, благородного и неустрашимого любимца. За такое великодушное пожертвование собой только одна дружба царя могла быть достойной наградой, и Алексей Михайлович в полной мере наградил ею Никона. В 1654 году счастливый друг одного из лучших царей Земли возведен был в достоинство патриарха. Достигнув этого высокого звания - может быть, тайной цели своих давнишних желаний, Никон прославил себя делом таким же трудным, как и знаменитым. Обладая от природы тонким и проницательным умом, он быстро мог отличить хорошее от дурного и, любя Россию, искренно желал просветить и сделать счастливыми своих соотечественников. Просвещение тогда основано было в первую очередь на изучении церковных книг, а умный патриарх находил в некоторых из них ошибки, вкравшиеся по недосмотру переписчиков и подававшие повод к некоторым странным толкам. Например, говорили, что те люди, которые носили платья нового покроя и брили бороды, были беззаконники, достойные проклятия и отлучения от церкви. А бритье бороды считалось величайшим грехом. Вот патриарх Никон, видя зло, причиняемое этими предрассудками, решил уничтожить их, несмотря на всю опасность такого намерения: нельзя было надеяться, что народ с легкостью согласится отказаться от них. Никон предвидел, что многие будут противиться ему, и поэтому приступил к этому важному делу не один, а созвал собор из всего высшего духовенства и поручил ему рассмотреть недостатки церковных книг. Изображение некоторых атрибутов обрядности и символики, принятых в официальной православной церкви. Вводимые патриархом Никоном изменения в церковные обряды и богослужебные книги привели к расколу среди верующих. В 1653 г. До этого Русские православные христиане крестились двумя перстами. В ходе реформы были изменены также многие другие установления. Большой Московский Собор 1666—1667 гг. Красная площадь во второй половине XVII века. Недаром у иностранцев тогдашняя Россия была известна под названием Московия. Население ее составляло около 200 тысяч жителей. Земский собор в Москве и Всеукраинская Рада в городе Переяславле утвердили воссоединение Украины с Россией законодательно. По мере того как после Смуты в России было восстановлено хозяйство, укреплены государственные учреждения на местах и в центре, страна начала переходить от пассивной оборонительной внешней политики к активным действиям за пределами своих границ. И действия эти были в основном успешными. Жители этих западных и южных древнерусских земель и в XVII в. В тоже время, с XIV в. Речи Посполитой бывшая Западная и Южная Русь вошли в это единое польско-литовское государство. К XVII в. Вся совокупность прав и привилегий была у католического польского и литовского шляхетства дворянства , и особенно у крупных землевладельцев аристократов — магнатов. Суровое польское крепостное право стало распространяться на украинские и белорусские земли с появлением там поместий польских панов. Польский закон позволял панам даже убивать своих крепостных холопов. Католичество в Речи Посполитой было основной религией, православный «русский народ», как и протестанты, подвергались гонениям и принуждению к переходу в католицизм. Естественно, что в таких условиях зародилась национально-религиозная оппозиция «русского народа» польско-литовскому господству. Российские претензии и помощь Москвы постоянно подпитывали силы недовольных. Это было запорожское казачество, живущее на южных, опасных близостью к татарам, окраинах. Столица запорожского войска — Запорожская Сечь, служила постоянным центром, где находилась казацкая вольница, готовая к набегам на татар, турок и на самих поляков. Хотя казаки, записанные в королевский список — реестр, считались на службе у короля Речи Посполитой и получали за то жалованье деньгами, хлебом, порохом и оружием, они часто восставали, когда считали, что их права ущемлены. Тем более с ростом крепостничества на Украине к Днепру, за пороги, бежали крестьяне и холопы. Нереестровое казачество за счет них росло. Эти новые запорожцы жили, нанимаясь к зажиточным казакам, занимались ловлей рыбы, охотой, но, как и голутвенные казаки Дона, нереестровое запорожское казачество чаще промышляло военными набегами. В 1630 г. Речь Посполитая вдруг осознала, что от этой вольной пограничной стражи слишком много опасности, и пыталась держать казаков в узде. На границе с казачьими землями построили крепость Кодак, поместили туда немецкий наемный гарнизон. Целью гарнизона было препятствовать проникновению беглых в Запорожье и сдерживать активность самих запорожцев, стремящихся на север. Крепость мало помогла. Ее вскоре уничтожили вместе с гарнизоном восставшие нереестровые казаки во главе с атаманом Иваном Сулимой. А за 5 лет до этого отгремело восстание казаков Тараса Федоровича. Бунтовали казаки под предводительством Павлюка и Острянина в 1637-1638 гг. Все эти выступления были подавлены, но подавлены с трудом. Власти Речи Посполитой уничтожили выборность верховного запорожского атамана — гетмана, а также выборность прочих высоких казачьих должностей. Теперь король назначал запорожских вождей. Десять лет стояла тишина. Это была обманчивая тишина — та, что обычно наступает перед бурей. Буря грянула в 1648 г. Возглавил борьбу Богдан Хмельницкий. Он происходил из украинских шляхтичей. Когда-то Богдан занимал второй по значимости в запорожском войске пост войскового писаря. Поляки лишили Хмельницкого этого поста. Богдан имел все основания ненавидеть панов: один польский шляхтич дотла сжег его поместье и засек до смерти 10-летнего сына. Войско Богдана двинулось за пределы Сечи. В мае 1648 г. Весть о победах привлекла к Хмельницкому повстанцев со всей Украины. У него возникла массовая народно-казацкая армия. Союзником Хмельницкого выступил крымский хан. После битв у Пилявец сентябрь 1648 и у Зборова август 1649 король вынужден был поставить вопрос об автономии части украинских земель. Богдан не очень хотел идти на эти переговоры, но хан, получивший от поляков подарки, настаивал, угрожая встать на сторону Речи Посполитой. По Зборовскому договору, число реестровых казаков увеличивалось почти в 4 раза до 40 тыс. Хмельницкий управлял Запорожьем и Восточной Украиной. Но Богдан тогда уже грезил о великом украинском княжестве, включавшем все южнорусские земли. Беглые крестьяне, не попавшие в новый реестр, не желали возвращаться в крепостную неволю. Они жаждали биться с панами за веру и волю. Старшина и православные украинские шляхтичи не прочь были совсем вытеснить польских и литовских помещиков с украинских земель, они не хотели ограничиваться только уравниванием в правах с католическим шляхетством. В итоге началась новая война украинцев с польскими войсками. Шла она не так успешно, как первая. В решающем сражении под Берестечком в июне 1651 опять подвел союзник украинцев — крымский хан. Когда уже казалось, что народная армия вот-вот победит, он насильно увез с поля битвы Хмельницкого и отвел свою конницу. Белоцерковский мир, заключенный в сентябре 1651 г. Ясно, что этот мир был только передышкой. В Польше раздавались голоса, требовавшие покончить с запорожскими разбойниками окончательно. Богдан и старшина понимали, что для продолжения борьбы нужен надежный союзник. Хмельницкий не раз посылал гонцов к царю Алексею Михайловичу, которого звал не иначе, как «великий царь восточный», с просьбой взять восставшие территории под свою руку. В Москве медлили, потому что еще свежа была в памяти катастрофа под Смоленском, а принятие такого решения означало непременную новую войну с Речью Посполитой. Украинцы опять воевали с панами. Крымский хан опять им изменил в самый решающий момент битвы у Жванца 1653. За огромную сумму хан перешел на сторону Речи Посполитой. Без поддержки России выиграть войну с панами и крымцами войска Хмельницкого не имели шансов. В Москве собрали Земский собор. Украинская рада в г. Переяславле также одобрила воссоединение Московской и Южной или как тогда говорили Малой России. А в нынешнем во 162-м году октября в 1 день великий государь царь и великий князь Алексей Михайлович всеа Русии самодержец указал о том же литовском и о черкаском делех учинити собор, а на соборе быти великому государю святейшему Никону, патриарху московскому и всеа Русии, и митрополитом, и архиепискупом, и епископом, и черным властем, и бояром, и окольничим, и думным людем, и стольником, и стряпчим, и дворяном московским, и дьяком, и дворяном, и детем боярским выборным из городов, и гостем, и торговым и всяких чинов людем. И указал государь им объявити литовского короля и панов рад прежние и нынешние неправды, что с их стороны делаютца к нарушенью вечного докончанья, а от короля и от панов рад исправленья в том не бывало. И чтоб те их неправды ево государевым Московского государства всяких чинов людем были ведомы. Также и запорожского гетмана Богдана Хмельницкого присылки объявити, что они бьют челом под государеву высокую руку в подданство. И что ныне король и паны рады при государевых великих послех по договору исправленья не учинили и отпустили их без дела. Да в прошлых годех присылал ко государю царю и великому князю Алексею Михайловичу всеа Русии запорожской гетман Богдан Хмельнитцкой и все Войско Запорожское посланников своих многижда, что паны рада и вся Речь Посполитая на православную христианскую веру греческаго закона и на святые божии восточные церкви востали и гонение учинили большое. И их, запорожских черкас, от истинной православной християнской веры, в которой они издавна живут, учали отлучать и неволить к своей римской вере. И церкви божии запечатали, а в ыных учинили унею, и всякие над ними гонения, и поругания, и злости нехристиянские чинили, чего они и над еретиками и над жидами не чинят. И они, черкасы, не хотя благочестивые християнские веры отбыти и святых божиих церквей в разорении видети и видя себя в таком злом гоненье, поневоле, призвав к себе в помочь крымского хана с ордою, учали за православную християнскую веру и за святые божии церкви против их стояти. А у царского величества милости просят, чтоб он, великий християнский государь, жалея благочестивые православные християнские веры и святых божиих церквей и их, православных християн, невинные крови пролития, умилосердился над ними, велел их приняти под свою царского величества высокую руку. И выслушав, бояре приговорили: за честь блаженные памяти великого государя царя и великого князя Михаила Федоровича всеа Русии и за честь сына его государева, великого государя царя и великого князя Алексея Михайловича всеа Русии, стояти и против польского короля война весть. А терпети больше того нельзя, потому что многие годы в королевских грамотах и в порубежных листех писали их государские имянованъя и титлы мимо вечного докончанья и посольского договору, со многою пропискою. Послы эти прибыли на место 31 декабря 1653 года. Гостей с достодолжной почестью принял переяславский полковник Павел Тетеря. Съехались все полковники, старшина и множество казаков. Гетман говорил: «Господа полковники, есаулы, сотники, все войско запорожское! Бог освободил нас из рук врагов нашего восточного православия, хотевших искоренить нас так, чтоб и имя русское не упоминалось в нашей земле. Но нам нельзя более жить без государя. Мы собрали сегодня явную всему народу раду, чтоб вы избрали из четырех государей себе государя. Первый — царь турецкий, который много раз призывал нас под свою власть; второй — хан крымский; третий — король польский, четвертый — православный Великой Руси, царь восточный.
Могу привести такой пример. Годунов был злейшим врагом семейства Романовых, он едва не истребил их во время своего правления. Казалось бы, после своего избрания на царство Михаилу Федоровичу, в раннем детстве разлученному с опальными родителями, было бы логичным проклясть и забыть своего предшественника. Но «Утверженная грамота» Земского собора 1613 года в значительной степени ориентировалась на аналогичный документ собора 1598 года, избравшего царем Бориса Годунова. Как все эти болезненные процессы проходили в действительности, сказать трудно, поскольку очень много письменных источников того времени до нас не дошли. Мы не знаем достоверно, как именно после Смуты ее бывшие участники искали компромиссы и примирялись между собой. Судя по всему, не все прежние обиды сразу мгновенно забывались. Образно говоря, пожар Смуты, которая после избрания Михаила Романова на царство продолжалась еще пять лет, затухал медленно и постепенно. Властный патриархат Почему после 1619 года, когда из польского плена вернулся будущий патриарх Филарет, отец царя Михаила Федоровича, Земские соборы перестали регулярно собираться? Нет, на самом деле Земские соборы с 1613-го по 1622 год собирались ежегодно, практически превратившись в постоянно действующий орган власти наподобие парламента. Выход из Смуты оказался долгим и болезненным процессом Казна была пуста, и для восстановления разоренной страны приходилось вводить новые чрезвычайные налоги — пятинные и запросные деньги. Чтобы обеспечить их сбор, правительство Михаила Федоровича в первые годы его правления не могло обойтись без одобрения и поддержки русского общества, чьими представителями были делегаты Земских соборов. После возвращения из польского плена Филарета в 1619 году и поставления его патриархом в России установился необычный властный тандем: государь-отец на патриаршем престоле и государь-сын на царском троне. С 1622 года Земские соборы не созывались десять лет вплоть до Смоленской войны с Речью Посполитой. Потом в течение всего XVII века они будут регулярно собираться для обсуждения насущных вопросов внутренней и внешней политики. Последний Земский собор в русской истории состоялся при царе Петре. Такую политическую конструкцию с соправительством отца и сына можно назвать семейным двоевластием?
Решение Земского Собора 01 10 1653г. не отменено
Он был спровоцирован денежной реформой, которую царь Алексей Михайлович начал в 1654. ЗЕМСКИЙ СОБОР 1654 г. И государь царь и великий князь Алексей Михайлович всея Руси самодержец, пришел от праздника от Покрова пресвятые Богородицы для собору в Грановитую палате. Земский собор 1653 года — земский собор по поводу объявления войны польскому королю Яну Казимиру, за нарушения им мирных между государств. полное среднее образование с 1 по 11 класс дистанционно, возможность официальног. 1 октября 1653 г. Земский собор дал согласие на воссоединение Украины с Россией. 8 января 1654 г. в Переяславле состоялась всеукраинская Рада, на которой ее участники единодушно поддержали предложение гетмана Богдана Хмельницкого (1) о принятии русского подданства.