Печорин, несмотря на свою привлекательность и внешнюю успешность, оказывается внутренне разрушенным и неспособным найти истинное счастье в жизни. И именно поэтому Печорин никак не может стать счастливым, ведь боится этого. Любовь Печорина никому счастья не принесла, потому что он никого, на самом деле, не любил. Печорин тот тип героя, что из-за своих принципов и характера, можно сказать и не искал никакого счастья.
Что мешает Печорину быть счастливым?
Таким образом, Печорин не доказывает своей жизнью данную мысль, ибо утоление жажды этой самой гордости не приближает его к той отметке счастья, о которой он говорит в своем дневнике. По мнению Белинского, Печорин, «бешено гоняется за жизнью, ища ее повсюду». Почему Печорин не смог быть счастлив в своей среде. Доказывает ли Печорин своей жизнью мысль о счастье как о «насыщенной гордости»? Итак, все истории любви в жизни Печорина кончаются трагично, потому что сам он не верит в любовь.
Пара: Почему Печорин не может найти смысла жизни.
В итоге, Печорин не обрел счастья из-за своей постоянной неудовлетворенности, невозможности установить глубокие эмоциональные связи и отсутствия цели и смысла жизни. Печорин, несмотря на свою привлекательность и внешнюю успешность, оказывается внутренне разрушенным и неспособным найти истинное счастье в жизни. Любовь Печорина никому счастья не принесла, потому что он никого, на самом деле, не любил. Печорин не знает другого способа пробуждения души, чем приобщение к страданиям, так его любовь никому не принесла счастья. Таким образом, счастье и одиночество в жизни Печорина являются взаимосвязанными и имеют серьезные последствия для его личности.
Почему Печорин несчастлив и одинок в романе? (М.Ю. Лермонтов "Герой нашего времени")
Даже для любимых и близких людей Печорин не способен пойти на жертвы, он высасывает их чувства, и никто не получает в итоге счастья. Сочинение на тему Почему Печорин одинок и несчастлив? Печорин дает афористичные определения счастью, удаче, поэзии, своей жизни.
Почему печорин не нашел счастья в жизни и любви? сочинение
Почему печорин обречен на одиночество и гибель. Почему печорин не смог быть счастлив в своей среде. В случае Печорина, его смерть может быть символом того, что он не смог найти смысл в своей жизни. Заключительное слово учителя: Печорин не может быть счастлив и не может никому дать счастья – в этом его трагедия.
Почему печорин не нашел счастья в жизни и любви? сочинение
Почему Печорин не нашел счастья в жизни? Печорин не признает дружбы, он сопоставляет ее с рабством, где один человек обязан покоряться иному. Делается вывод о том, что именно выбранный Печориным образ жизни, основанный на манипулировании окружающими, привел его к почему печорин несчастлив и одинок. Печорин, несмотря на свою привлекательность и внешнюю успешность, оказывается внутренне разрушенным и неспособным найти истинное счастье в жизни.
Печорин и несчастье в его окружении
Он гордится своими взглядами на жизнь, не чувствует угрызений совести, причиняя боль другим людям. Он превратился в нравственного калеку и полностью отдает себе в этом отечет. Печорин демонстративно отвергает любовь и дружбу. Он утверждает, что презирает женщин, чтобы не любить, он боится, что иначе его жизнь превратится в мелодраму. Он не понимает и не принимает дружбу, считая, что при настоящей дружбе один обязательно становится рабом второго. В редкие минуты, когда Печорин слегка приоткрывает свою душу людям, он намекает на то, что его нужно жалеть. Герой видит, что причиняет боль другим людям, что из-за его прихотей ломаются судьбы, рушатся и заканчиваются жизнью. Окружающим он показывает безразличность к этому. Но так ли это на самом деле? Об этом читателю остается только догадываться.
Выбор Печорина В любой ситуации человек способен самостоятельно выбирать как себя вести.
Характер Тараса Бульбы особенно ярко раскрывается в главах повести, рассказывающих о боевых действиях запорожских казаков против польских войск. В сцене сыноубийства мы видим величие характера Тараса Бульбы. Свобода отчизны и казацкая честь для него - главнейшие понятия в жизни, и они сильнее отцовских чувств.
Поэтому, побеждая собственную любовь к сыну, Бульба убивает Андрия.
Общий тон ее оптимистичен. Последняя фраза Максима Максимыча о гибели Вулича в «Фаталисте»: «Впрочем, видно, уж так у него на роду было написано…», — говорит о мудром приятии того, что неизбежно и что уже случилось, и звучит спокойно. И только в повести «Максим Максимыч» в конце появляются ноты безнадежности и истинной печали: «Грустно видеть, когда юноша теряет лучшие свои надежды и мечты, когда пред ним отдергивается розовый флёр, сквозь который он смотрел на дела и чувства человеческие. Но чем их заменить в лета Максима Максимыча? Я уехал один. Все в повести в какой-то степени оттеняет и подчеркивает грустный итог встречи Печорина и Максима Максимыча. Автор, так ярко и эмоционально описывавший в «Бэле» картины природы, здесь чрезвычайно скуп на пейзажные зарисовки. И если полемический отказ от романтических штампов объясняет отсутствие описаний природы в начале повести, когда автор прямо говорит: «Избавляю вас от описания гор, от возгласов, которые ничего не выражают, от картин, которые ничего не изображают», — то краткость остальных пейзажей и общий характер их — уже не просто полемика с романтической традицией, а средство создать определенное настроение.
Так, день, предшествовавший приезду Печорина, «был сырой и холодный»,, Из окна гостиницы виднелись низенькие домики; «солнце пряталось за холодные вершины»; в долинах начинал расходиться «беловатый туман». От такой картины веет холодом, тоской. Яркие и веселые краски, мелькающие в природе, проходят словно бы незамеченные. Но автор останавливает вни-. Вот утро, «свежее, но прекрасное». Автор рисует веселую, шумную, оживленную картину» Но он сейчас же уводит от нее читателя своим замечанием: «я их прогнал: мне было не до них, я начинал разделять беспокойство доброго штабс-капитана». Грустным тоном повести подчеркивается печальный итог жизни Печорина.
Печорин не видит смысла своей жизни, у него нет цели. Он не умеет любить, потому что боится настоящих чувств, боится ответственности. Что ему остается?
Только цинизм, критика и скука. В итоге Печорин погибает. Ответ от Milana Tyz [гуру] Его образ является классическим образом лишнего человека... Ответ от Виктория [активный] Из-за родовой травмы, приведшей к его искаженному восприятию реальности. Непонятно, почему об этом моменте все забывают. Пушкина «Евгений Онегин» — произведение необычное. В нем мало событий, много отступлений от сюжетной линии , повествование как будто оборвано на половине. Вызвано это скорее всего тем, что Пушкин в своем романе ставит принципиально новые для русской литературы задачи — показать век и людей, которых можно назвать героями своего времени. Пушкин — реалист, а потому его герои не просто люди своего времени, но и, если так можно выразиться, люди того общества, которое их породило, т. Одним из ярких представителей своего времени и своего места является Евгений Онегин — главный герой романа.
Что же он собой представляет? Онегин — представитель высшего петербургского света. Его детство прошло под опекой иностранных гувернеров. Принятый в свете, Онегин по сути обречен на одиночество. Пестрая и однообразная жизнь Петербурга быстро наскучила Евгению, им овладевает «русская хандра». Чем заменить светские забавы? Онегин, к сожалению, не может найти себе применения в жизни. Он пытается спастись от безделья, пробует даже писать стихи, «ни труд упорный ему был тошен». Не находит герой радости и в чтении. Казалось бы, неожиданный поворот судьбы — необходимость уехать в деревню дяди — мог привести к переменам в жизни Онегина.
Но хандра ожидает его и среди «уединенных полей». Единственным другом Онегина «от нечего делать» становится Владимир Ленский. Между героями нет духовной близости, да и откуда она может взяться, если мысли Онегина занимает только сам Онегин. Не сумел понять Евгений и чистоту страстного чувства Татьяны Лариной. Возникший в нем в первую минуту после прочтения письма Татьяны «чувствий пыл старинный» был тут же погашен, потому что так было привычнее. Вообще история отношений Онегина с людьми доказывает, что Евгений постоянно ощущал свое превосходство над другими, может быть и не без оснований, но это превосходство делает его «чужим для всех» , обрекает его на одиночество. Онегин — человек, интеллектуально возвышающийся над другими людьми, над толпой. Им владеет стремление к счастью и свободе, но свободу эту он понимает как «свободу для себя». Конфликт героя романа с окружающей действительностью основан лишь на том, что эта действительность причиняет страдания ему лично, препятствует именно его счастью. В восьмой и девятой статье о Пушкине В.
Белинский характеризует Онегина как страдающего эгоиста. Евгений страдает, потому что его жизнь сложилась не так, как бы он того хотел, но он не может понять, что счастье заключается в умении быть среди близких людей: преданного друга, любящей его женщины. Чужой для всех, ничем не связан, Я думал: вольность и покой Замена счастью. Боже мой! Как я ошибся, как наказан! Но прозрение наступило слишком поздно: убит Ленский, «другому отдана» Татьяна… Финал романа открыт. Онегин остался на распутье, и мы не знаем, что стало дальше с Онегиным. Версии были самые разные: одни отправляли Онегина на Сенатскую площадь, другие рассуждали о возможности возникновения любовного треугольника. Трудно сказать, кто был прав, потому что неясно, способны ли к духовному и нравственному возрождению те, кто «почитает всех нулями, а единицами — себя». Печорин - это особенный, не похожий на других человек.
Он индивидуален, у него множество своих, очень редких особенностей. Он независим, живет своей жизнью, в своем мире. Это доказывает его встреча с Максимом Максимычем. Печорин - самолюбивый человек.
Почему ни одна история любви в жизни Печорина не имела счастливого конца
Из этого можно понять, почему Печорин никого не допускает в свою душу, а поэтому он очень одинокий человек. Он влюбится в Мери, но даже себе в этом не захочет признаться. Сделать ей предложение он не захочет, да и не сможет: «Двадцать раз жизнь свою, даже честь поставлю на карту…но свободы своей не продам». По-своему он любил Веру, но и эта любовь нашему герою ничего не дала. Он сам признается себе в этом:»Моя любовь никому не принесла счастья, потому что я ничем не жертвовал для тех, кого любил: я любил для себя, для собственного удовольствия…» Не только любовь, но и дружбу отвергает Печорин, потому что считает, что «из двух друзей всегда один раб другого».
Поэтому и доктор Вернер не может стать настоящим другом Печорина. Печорин невольно является причиной гибели людей или приносит им страдания. Погибает Бэла, страдает Мери, несчастлива Вера. Из-за любопытства рушится ненадежный мирок контрабандистов, застрелен на дуэли Грушницкий, трагически обрывается жизнь Вулича.
И только в дневнике Печорин раскрывает нам свою душу. Он признается, что смотрит на страдания и радости людей, как на пищу, которая поддерживает его силы. И человек, ставший эгоистом, равнодушным к другим людям, всегда будет одиноким. Пример сочинения 3 По-моему мнению, Печорин сделал всё для того, чтобы остаться одному.
По поводу его несчастья это ему самому уже решать. Но и когда у него всё было, кажется, нормально, был он не очень довольным, а когда уж совсем один — виновен в гибели людей, стольких сделал несчастными… Как ему быть довольным собой и счастливым? Печорин мог бы стать счастливым от того, что княжна полюбила его! Ей это было не так просто — пришлось «приручать» её.
Ещё и такие странные для настоящей княжны условия! Но её сердце всё-таки сдалось, вот радуйся, Печорин! Похитил ведь её, вырвал из привычной жизни, из-за своего каприза всё поменял, но добился цели. Какая эта цель не было, но можно порадоваться тому, что достиг.
И красавица-княжна рядом! Но ему стало скучно… И тут он не только отдаляется от неё, но и совсем её предаёт. Когда она из-за него погибает, даже не хочет подойти. Конечно, этим он и совесть свою пачкает, и отталкивает от себя всех окружающих, особенно Максима Максимовича.
Почему не живётся Печерину спокойно? Наверное, на этот вопрос мог бы ответить психолог. Почему он не может смотреть, как другие радуются жизни? Например, контрабандисты!
Но противоречия в природе не мешают чувствовать ее величие и грандиозность. Природа прекрасна, и общение с ней очищает и возвышает человека. Говоря так, автор помогает читателю почувствовать, что в Печорине многое объясняется «условиями общества», в котором он жил. Картины природы заставляют еще глубже задуматься над поставленными в романе вопросами, понять психологию действующих лиц, что дает право назвать пейзаж психологическим. Помимо этого, описание природы при перевале через Крестовую гору помогает в развитии сюжета. Вспомним, что оно дано после того, как Максим Максимыч прервал рассказ словами: «Да, они были счастливы». Счастью Печорина и Бэлы соответствует картина ослепительного утра, горящих «румянцем» снегов. Но внезапно налетевшая грозовая туча, град, снег, свист ветра в ущелье, мгновенно сменившие розовое утро, намекают на трагическую развязку повести. Печорин дан в «Бэле» в окружении простых и «естественных» людей. В заключение анализа повести можно кратко остановиться на вопросе, чем близок им герой и чем он отличается от них.
Если же учитель выделит специальный урок для образов горцев и контрабандистов, то этого вопроса можно коснуться более подробно. В целях оживления работы над повестью «Бэла» можно использовать на уроках иллюстрации художииков В. Серова, М. Врубеля, Д. Шмаринова и др. Используя иллюстрации, интересно раскрыть образ Бэлы.
Никитина Почему Печорин называет Вулича "существом особенным"? Печорин называет Вулича существом особенным, потому что в том сочетается особенная внешность и особенный характер: "Высокий рост и смуглый цвет лица, черные волосы, черные проницательные глаза, большой, но правильный нос, принадлежность его нации, печальная и холодная улыбка, вечно блуждавшая на губах его, — все это будто согласовалось для того, чтоб придать ему вид существа особенного, не способного делиться мыслями и страстями с теми, которых судьба дала ему в товарищи... Печорин называет таманскую незнакомку ундиной, потому что та живет на берегу моря и поет песни, стоя на берегу. Вообще же, ундины — это сказочные существа, русалки, которые своим пением и красотой заманивают людей в глубины моря. Именно поэтому Печорин называет таманскую контрабандистку ундиной. В каком городе происходят приключения Печорина? Описанные в романе приключения Печорина происходят в таких городах, как Тамань, Пятигорск и Кисловодск, а также в крепости N на Кавказе и в казачьей станице. Что случилось с Печориным в конце романа? Как известно, хронологический порядок глав в романе нарушен, поэтому читатели узнают о смерти Печорина уже в середине романа, а не в конце. В предисловии к "Журналу Печорина" автор сообщает читателям, что Печорин умирает по дороге из Персии в Россию. Судя по всему, герой умирает в возрасте около 30 лет. Какова причина смерти гибели Печорина? Автор почти ничего не рассказывает о том, как умер Печорин и в чем причина его смерти. Читателям лишь известно, что тот умирает, возвращаясь из своего путешествия из Персии.
Это было не просто смелостью — это было в... Хронологические рамки, которыми определяется основная работа над романом,- 1838-1839 гг. Последовательность создания отдельных его частей не документирована и устанавливается на основании косвенных свидетельств. Возможно, осенью 1837 г. Недаром помнит вся Россия Про день Бородина! Это название небольшой деревни, находящейся недалеко от Москвы, на старой Смоленской дороге, стало символом побед. Поэзия Лермонтова начала формироваться в эпоху романтизма, которая и оказала огромное влияние на творчество поэта. Чаще всего перед нами герой внутренне одинокий и противостоящий окружающему миру. Человек у Лермонтова всегда... Это обстоятельство приобретает особое значение, так как дает представление о логике художественного развития Лермонтова. Это сказывается в сюжете, стиле, антураже действия, образе главного героя. Для романтического повествования необходимы необычные деяния, проявления геройства,... Стихотворение написано в 1838 году, когда только формировалась новая русская интеллигенция и начиналась борьба между западниками... Если вспоминать наиболее известные стихотворения М. Это стихотворение небольшое по объему, однако очень запоминающееся. Оно не может оставить равнодушным. Среди русских поэтов Лермонтов занимает особое место. Поэтический мир Лермонтова — стихия мощного человеческого духа, отвергающего пошлую мелочность повседневности. Роман «Герой нашего времени» был написан в 1840 году, во времена политической и общественной реакции, которая привела к появлению так называемого образа «лишнего человека». Белинский утверждал, что главный герой произведения - Печорин — это Онегин своего времени. Печорин чувствует свое жизненное назначение, считая себя «необходимым действующим лицом всякого пятого акта». Он, как личность думающая и во многом талантливая, старается найти свое место в обществе, но все же обречен исторической действительностью на вечное одиночество. Кроме того, одним из наиболее ярких качеств характера Григория Александровича является эгоцентризм, который также заставляет героя чувствовать себя одиноким. Сталкивая Печорина сначала с «дикаркой» Бэлой, затем с «добрым» Максимом Максимычем, с «честными контрабандистами, Лермонтов неизменно показывает, что Печорин превосходит их, способен подчинить их своей воле или оказывается нравственно их благороднее. В «Фаталисте» Печорин сражается уже не с людьми, а с самой идеей судьбы, бросая ей вызов. Но все эти победы Печорина не приносят ему ни общественной чести, ни нравственного удовлетворения, более того, разрушают его, каждый раз лишь усиливая одиночество героя. Характер Печорина сложен и противоречив. Главный герой говорит о себе: «Во мне два человека: один живет в полном смысле этого слова, другой мыслит себя в душе стариком». По мнению Белинского, Печорин, «бешено гоняется за жизнью, ища ее повсюду». Но нигде герой не находит ни счастья, ни покоя. Причина подобного отношения к жизни - в самом обществе, которое построено на лицемерии и неискренности. В итоге он превратился в одинокого и несчастного человека, несмотря на всю «внешнюю оживленность» его существования. Печорин не видит смысла своей жизни, у него нет цели. Этот герой не умеет любить, потому что боится настоящих чувств, боится ответственности. Что ему остается? Только цинизм, критика и скука. В итоге Печорин погибает. В своем романе Лермонтов показывает нам, что в мире дисгармонии нет места человеку, который всей своей душой, хоть и неосознанно, стремится к гармонии. Таким образом, Лермонтов утверждает, что причина одиночества героя лежит в обществе, которое сформировало Печорина таким, каким он был. Но, кроме того, в этом «повинны» и внутренние качества героя, который позволил среде сделать из него холодного и равнодушного игрока на поле жизни. Печорин - это особенный, не похожий на других человек. Печорин - самолюбивый человек. Иногда проявляет себя как эгоист, иногда как благородный человек, поэтому очень трудно судить, каким был этот герой. Пожалуй, чаще всего он развлекается при помощи своего острого языка - он выставляет на посмешище кого захочет. И вместе с ней Печорин теряет часть своей души, часть самого себя. Мир чиновничества в «Ревизоре» Произведение Н. Гоголя «Ревизор» написано в жанре социально-политической комедии.
Почему Печорин одинок и несчастлив? | «Герой нашего времени»
Сочинение на тему «Почему Печорин одинок и несчастлив» | В тайне от других людей он также мечтает найти свое счастье. Но из-за своих принципов и характера, Печорин не имеет серьёзных отношений. |
Печорин Счастье есть насыщенная гордость (Екатерина Картер-Тупицына) / Проза.ру | Лермонтов М.Ю. - Герой нашего времени - Почему Печорин не смог быть счастлив в своей среде. |
Почему ни одна история любви в жизни Печорина не имела счастливого конца🔥 - Лермонтов М. Ю | Печорин тот тип героя, что из-за своих принципов и характера, можно сказать и не искал никакого счастья. |
Сочинение на тему: Почему несчастлив Печорин? в романе “Герой нашего времени”
Почему женщины любящие Печорина неизбежно становятся жертвами собственного чувства? Девушки становятся жертвами своего чувства, потому что Печорин умеет влюбить в себя, а потом бросает девушек. Почему после событий в станице казаков Печорин не стал фаталистом? Печорин не фаталист.
Он уверен, что лучше не знать о близкой смерти, тогда смелость, уверенность будут всегда рядом, жизнь наполнится яркими ощущениями. Человек может испытывать судьбу, но делать это нужно аккуратно, «лезть на рожон» не стоит. Судьба может изменить свою линию и привести к гибели гораздо раньше срока.
Ответы пользователей Отвечает Артур Половинкин Печорин эгоист, именно поэтому любовь и дружба ему чужды. Он сам считает себя злым человеком. Печорин не признает дружбы, он сравнивает ее с...
Отвечает Резеда Миллер Печорин — это особенный, не похожий на других человек. Он индивидуален, у него множество своих, очень редких особенностей. Он независим, живет своей жизнью,...
Отвечает Алексей Макаров хм.... Насыщенная гордость" - вот и ответ! Счастье для Печорина - краткий миг победы, когда он выиграл партию.
Найдя Веру, понимая, что он действительно любит ее, думая, что наконец-то и ему улыбнулось счастье, он теряет ее. И вместе с ней Печорин теряет часть своей души, часть самого себя. Наверное, дальнейшая жизнь представляется ему пустой, глупой и бессмысленной. А если у человека нет того, для чего стоит жить, то этот человек никогда не будет счастлив.
Но присмотримся внимательнее к тому, как Лермонтов изображает княжну Лиговскую, кратко проследим...
Печорина со штабс-капитаном Максимом Максимычем спустя пять лет после... Лермонтова — необычен тем, что состоит из пяти частей, каждая из которых может существовать самостоятельно, но вместе с... Максимов выступает непосредственным предшественником Толстого и Достоевского, сделавших главные художественные открытия в русской прозе XIXвека. Чернышевский , то Достоевский открывает двойственность человеческой души, переходящую в двойничество личности, характера. В романе Лермонтова остаётся ещё много тайн и загадок.
Об одной из них и пойдёт речь в этой статье. В повести «Тамань», открывающей «Журнал Печорина», главный герой романа описывает одно из приключений, происшедших с ним во время следования из Петербурга "в действующий отряд". Здесь характер героя раскрывается ещё не столько изнутри, сколько через действия и поступки. В Печорине, человеке "с большими странностями", ярко проявляются детское любопытство, интерес к жизни "честных контрабандистов", жажда приключений и борьбы, и в то же время в повести резким диссонансом этому звучит последняя фраза: "Да и какое дело мне до радостей и бедствий человеческих, мне, странствующему офицеру, да ещё и с подорожной по казённой надобности!.. Полонскому восхищался её языком, "доказывающим тесное родство сочного русского языка с изящной прозой", а в разговоре с Буниным говорил о мечте "написать такую вещь...
Прямо противоположное мнение высказал один из лучших русских стилистов XXвека В. Современный исследователь А. Жолковский считает, что повесть "образует очередное звено в русской анти романтической традиции, по-новому разрабатывая знакомую тему столкновения героя с «иной» жизнью, персонифицированной в виде экзотической героини... В повести, в сущности, ничего не происходит: герой оказывается в Тамани лишь по необходимости и лишь от скуки заинтересовывается героиней; они не влюбляются друг в друга; герою не удаётся соблазнить героиню, а ей - убить его; герой не умеет плавать, а его пистолет, вместо того чтобы стрелять, идёт на дно; вообще, герой не контролирует событий, но он и безразличен к их неудачному исходу" Блуждающие сны и другие работы. Именно из этой повести мы неожиданно узнаём о том, что Печорин не умеет плавать: "О, тут ужасное подозрение закралось мне в душу, кровь хлынула мне в голову!
Оглядываюсь - мы от берега около пятидесяти сажен, а я не умею плавать! И это тот самый Печорин, который подчиняет своей воле всё, что его окружает, в ком, по словам Веры, "есть власть непобедимая", есть сознание своей исключительности и чувство безусловного превосходства над другими, в ком отчётливо проявляются честолюбие, гордыня и самолюбие, кто в концовке повести «Княжна Мери» так живописно уподобляет себя "матросу, рождённому и выросшему на палубе разбойничьего брига", кого Лермонтов в черновиках к роману сравнивает с тигром. Можно ли представить себе матроса или тигра, не умеющих плавать? Обычно исследователи в этом не видят проблемы и не задают вопрос: почему? Мы неоднократно ставили этот вопрос в различных школьных и студенческих аудиториях и убедительных психологических объяснений этого факта не слышали.
Можно предположить, что это связано с проблемой художественного метода романа, "синтезирующего, романтико-реалистического метода" Б. Удодов , что это черта и свойство романтического героя , что это чисто "романтический элемент" философско-психологического романа. И тогда эта странность героя не требует условий реалистического правдоподобия и психологических мотивировок для объяснения. По словам А. Гурвича и В.
Коровина, авторов одной из статей в «Лермонтовской энциклопедии», "в натуре Печорина немало загадочного, рационально не объяснимого, психологически сходного с героями романтических произведений. Романтическое и реалистическое начала находятся в нём в сложном взаимодействии, в состоянии подвижного, динамического равновесия" с. Но эта же деталь - неумение героя плавать - в контексте всего произведения по законам русской классической литературы должна нести в себе определённую художественную идею, многозначную идею. Попробуем выделить несколько её граней. Неумение плавать говорит о детской беспомощности и беззащитности Печорина перед водной стихией, одной из основных стихий мироздания.
Если в бытовом мире - в обывательской среде драгунских капитанов, княжон, романтических фразёров и пьяных казаков - он всех побеждает, испытывая наслаждение в самой борьбе "... Они меня забавляют, волнуют мне кровь" , рискуя своей жизнью "Пуля оцарапала мне колено"; "Выстрел раздался у меня над самым ухом, пуля сорвала эполет" , то в мире бытия Печорин - ребёнок, не умеющий "плавать", испытывающий непреодолимый метафизический страх перед смертью. Вообще, в Печорине было много детского - высокого и низкого. Это и детская улыбка "В его улыбке было что-то детское" ; и детская внешность "Он был такой тоненький, беленький, на нём мундир был такой новенький... Какое-то отрадное чувство разлито во всех моих жилах.
Воздух чист и свеж, как поцелуй ребёнка; солнце ярко, небо синее - чего бы, кажется, больше? Нет женского взора, которого бы я не забыл при виде кудрявых гор, озарённых южным солнцем, при виде голубого неба или внимая шуму потока, падающего с утёса на утёс". И повествователь в повести «Бэла» пишет о детском чувстве природы в человеке: "... В тексте романа изображена только одна жизненная ситуация , когда Печорин чувствует себя слабым ребёнком. После дуэли с Грушницким, на которой он безжалостно и хладнокровно на краю пропасти расстрелял несчастного Грушницкого, а Вернер "с ужасом отвернулся" от убийцы, на которой Печорин убивает не только своего пародийного двойника, свою "обезьяну", но и лучшие чувства в себе "Я хотел дать себе полное право не щадить его, если бы судьба меня помиловала.
Кто не заключал таких условий с своей совестью? И вдруг Печорин преображается, единственный раз в романе молится и плачет: "Я молился, проклинал, плакал, смеялся... При возможности потерять её навеки Вера стала для меня дороже всего на свете - дороже жизни Этот эпизод имеет глубокое символическое значение. Печорин навсегда потерял не только Веру, любимую женщину, но и веру в Бога, надежду на будущее и любовь к людям, что, как показал Л. Толстой в своей автобиографической трилогии, дано от природы каждому ребёнку в детстве.
Герой Лермонтова безвозвратно утратил ту связь с людьми, то гармоническое мироощущение, которое свойственно человеку в детстве, когда "на душе легко, свежо и отрадно" и мечты "наполнены чистой любовью и надеждами на светлое счастье" Л. А беспомощный плач Печорина отражает состояние души человека в эпоху отрочества, самую трудную и болезненную эпоху в жизни человека, "пустыню отрочества", когда он вдруг с ужасом открывает в себе многие пороки, а "плотские инстинкты" и скептицизм уничтожают детскую чистоту и веру, когда перед ребёнком "встают все отвлечённые вопросы о назначении человека, о будущей жизни, о бессмертии души" Л. Толстой , но разрешение этих вопросов не дано "детскому слабому уму".
Он, как личность думающая и во многом талантливая, старается найти свое место в обществе, но все же обречен исторической действительностью на вечное одиночество. Кроме того, одним из наиболее ярких качеств характера Григория Александровича является эгоцентризм, который также заставляет героя чувствовать себя одиноким. Характер Печорина сложен и противоречив. Главный герой говорит о себе: «Во мне два человека: один живет в полном смысле этого слова, другой мыслит себя в душе стариком». По мнению Белинского, Печорин, «бешено гоняется за жизнью, ища ее повсюду». Но нигде герой не находит ни счастья, ни покоя. Причина подобного отношения к жизни - в самом обществе, которое построено на лицемерии и неискренности.