Новости мазепа при петре 1

Петр не верил доносам, доносчиков наказывал, а дружба с Мазепой только крепла.

Почему Мазепа изменил Петру I

Правда, регулярно в Москву на Мазепу поступали доносы об его тайной измене. Но в Украине это было в порядке вещей. Всегда у любого гетмана находились завистники, желавшие занять его место с помощью тайной интриги, или обиженные им, жаждавшие отомстить. Никаких улик против Мазепы не оказывалось.

Поэтому в Москве просто перестали придавать значение таким известиям, раз за разом убеждаясь в верности и преданности гетмана. А с доносчиками поступали так, как должны были поступить с Мазепой при его вине. Вот и очередной донос судьи Василия Кочубея и полковника Ивана Искры в 1708 году обернулся пытками и казнью для обоих: слишком известна всем была личная вражда челобитчиков к Мазепе.

Между тем, этот последний извет уже имел под собой реальную почву. Но Царь Пётр не придал ему значения. Кадр из фильма "Молитва о гетмане Мазепе" 2002г.

В реальной жизни вольности Центральноевропейских обществ давали элите богатство, власть и статус. Поскольку вольности были смыслом земной жизни, элиты за них были готовы платить жизнью. Во время этого «генерального кризиса» вольности центральноевропейских элит были поставлены под сомнение, поэтому их защищали во всех без исключения странах Центральной Европы. Подобные случаи произошли с трансильванским князем Ференцем Ракоци, бранденбургским кюрфюрстом Фридрихом I и польским королем Станиславом Лещинским. Украинская казацкая верхушка, речпосполитская и венгерская шляхты, молдавские бояре, ливонские бароны осознавали себя народом- политической нацией, от которой зависела жизнь их родины. Они в своих представлениях и идеях «заботились» о вольности «поспильства» — правах крестьян и мещан. Интересно, что простой народ, по историческим свидетельствам, в значительной степени также это признавал. В таких условиях казацкие интеллектуалы оправдывали пером вольности своего народа, то есть право своей родины на самобытное развитие.

Следствием интеллектуальной защиты украинской государственности стала идея происхождения казачества «от хазар». Автора этой идеи трудно найти по историческим свидетельствам прошлого. Хазарская идея использовалась в произведениях Григория Грабянки и авторов рукописей, которые он использовал , Пилипа Орлика и Самийла Величка. Хазарский миф стал украинским отзвуком распространенной в Речи Посполитой шляхетской сарматской идеи. Самийло Величко был одним из первых, кто объединил сарматскую и хазарскую легенды и отождествил «казацкий народ» с «сарматской шляхтой» Речи Посполитой. По «Летописи Гадяцкого полковника Григория Грабянки» «народ малороссийский, прозванный казаками, имеет очень древнее происхождение от скифского рода… от хазар…» Согласно хазарской версии корней казацкой истории «народ славенский или хазары, сначала будучи страшилищем для народов запада и востока, севера и юга, в ничто превратились после войны с французами. Остались только те хазары, которые издавна проживали над Черным морем… И хотя количественно это племя и уменьшилось, однако мужество их не оскудело… память о половцах и печенегах совсем пропала, а у хазар малорусские вои мало что изменили: изменили название, вместо хазар казаками именуются». С конца XVII в.

Заимствование мифа польского сарматизма очевидно указывает, что украинская верхушка была склонна к достижению подобного общественно-политического положения, элита довольствовалась польская шляхта. Важно, что создание исторического мифа было естественным для того времени. Самийло Величко часто цитировал документы из выдуманного диариуша воображаемого писаря Богдана Хмельницкого. История в то время «объявляет намъ всем, что въ свете памяти достойного до насъ происходило», а казацкие интеллектуалы придирчиво не относились к реальным историческим фактам. По хазарской терминологии Украина воспринималась как что-то отдельное от Московского государства. Древние казаки назывались хазарами, которые не имели этнического, политического, культурного и религиозного сходства с Московским государством.

Мазепа опирался на старшин, старался выделить их из казачьей массы, поднять над «голытьбой», превратить в класс шляхетства. Он и сам обогащался всеми способами: царскими земельными пожалованиями, собственными торговыми монополиями на Украине и т. Все его усилия в этом направлении встречали полную поддержку и одобрение царской власти. И царь, и гетман полусознательно, полуспонтанно вели дело к установлению на Украине крепостнических порядков, близких к тем, что господствовали в Московской Руси. Но казачьей массе было невдомёк, что это делалось с ведома и одобрения царя. В нововведениях, восстанавливавших ненавистные шляхетские порядки Речи Посполитой, сброшенные во времена Богдана Хмельницкого, они видели злую волю одного лишь гетмана, в котором подозревали поляка. Среди мотивов было и личное соперничество. Так, когда в 1707 году бывший генеральный писарь Войска Запорожского Василий Кочубей и бывший полтавский полковник Иван Искра представили Петру I в челобитной очередной донос на Мазепу, то Мазепа легко представил это дело личной местью противников. Известно было, что пожилой Мазепа влюбился в юную дочь Василия Кочубея, открыто жил с нею и хотел официально жениться, но Кочубей отказал гетману под предлогом того, что венчание невозможно возлюбленная Мазепы была его крёстной дочерью. Оба — и Кочубей, и Искра — были ещё раньше недовольны гетманом, из-за чего и оставили свои посты ещё в 1703 году. В доносе Кочубея и Искры, подробно разобранном Костомаровым, только один пункт из более чем тридцати указывал на действительный, как выяснилось позднее, факт государственной измены. Это было сношение гетмана с подозрительными людьми, являвшимися эмиссарами от претендента на польский престол Станислава Лещинского, поддерживаемого шведским королём Карлом XII. Все прочие пункты доноса были надуманными и продиктованными подозрением. Никакими точными фактами ни Кочубей, ни Искра подтвердить измену Мазепы не могли. Подвергнутые пытке, они признались, что донесли на гетмана по личной злобе. Пётр отправил их к Мазепе на войсковой суд.

По распоряжению племянника Войнаровского тело его было перевезено в Галац и там с большой пышностью похоронено в церкви Святого Георгия. Церковь и гробница были снесены в 1962 году [36]. По просьбе гетмана Скоропадского, ссылавшегося на случаи насилия по отношению к малороссам со стороны великороссов, 11 марта 1710 года царь манифестом строго запретил оскорблять «малороссийский народ», попрекать его изменой Мазепы, угрожая в противном случае жестоким наказанием и даже смертною казнью за важные обиды [37]. Тем не менее, согласно свидетельству датского посла Юста Юля , побывавшего в Гетманщине в 1711 году, со времени Мазепы царь «не очень-то доверял» казакам, которые, в свою очередь, были недовольны тем, что все гарнизоны и коменданты украинских крепостей были русскими [38]. Уничтожение Запорожской Сечи Основная статья: Запорожская Сечь К шведам, кроме отряда Мазепы, позднее присоединилась часть запорожского войска Чертомлыкская Сечь под началом кошевого атамана Константина Гордиенко в количестве до 1500 человек. По сведениям Д. Яворницкого, царь Пётр I отдал приказание князю Меншикову двинуть из Киева в Чертомлыкскую Сечь три полка русских войск под командованием полковника Яковлева с тем, чтобы «истребить всё гнездо бунтовщиков до основания» и 11 мая 1709 года Сечь была взята и разрушена. После жестокой свалки взяты были в плен кошевой атаман , войсковой судья, 26 куренных атаманов , 2 монаха , 250 человек простых казаков, 160 человек женщин и детей. Из того числа 5 человек умерло, 156 человек атаманов и казаков казнено, причём несколько человек были повешены на плотах и самые плоты пущены были вниз по Днепру на страх другим [39]. Костомаров так описывает «треугольник» Пётр — Мазепа — Сечь: «Перед царём, выхваляя свою верность, он [Мазепа] лгал на малорусский народ и особенно чернил запорожцев, советовал искоренить и разорить дотла Запорожскую Сечь, а между тем перед малоруссами охал и жаловался на суровые московские порядки, двусмысленно пугал их опасением чего-то рокового, а запорожцам сообщал тайными путями, что государь их ненавидит и уже искоренил бы их, если бы гетман не стоял за них и не укрощал царского гнева» [11]. Мазепа писал Головину о своём давнем недруге Косте Гордеенко : «Запорожцы ни послушания, ни чести мне не отдают, что имею с теми собаками чинити?

Связанные одной цепью

  • Артамонов Владимир | "Выбор" Мазепы | Журнал «История» № 11/2009
  • Как гетман Мазепа царя Петра предал
  • «Проклятая мазепа». Как украинские идеологи плюют в собственный народ | Аргументы и Факты
  • История Мазепы: Петр I в ярости повесил его манекен
  • Портрет идеального Мазепы на фоне эпохи

В Воронежской области демонтировали памятный знак встрече Мазепы с Петром I

Первые годы своего гетманства Мазепа показал себя рьяным сторонником Петра, вызвав недовольство со стороны, прежде всего, запорожского казачества. В 1689 одним из первых поддержал Петра I в его борьбе за власть с царевной Софьей Алексеевной. Когда царевна Софья низвергается Петром I, а он становится единоличным правителем, Мазепа снова меняет принципы.

«Проклятая мазепа». Как украинские идеологи плюют в собственный народ

Спасибо Ивану Степановичу. С казацкой вольницей и всякими поползновениями к самостийности Мазепа разбирался круто. Например, в 1704 г. И там, уже по собственному почину, вяжет руки легендарному фастовскому полковнику Семену Палию — победителю татар и поляков, батьке независимого казацкого улуса. Мазепа профессионально стряпает на него дело с наветами про антимосковские «заколоты» и передает Петру сермяжного полковника. После чего тот загремел в ссылку в Енисейск.

В 1707 г. Мазепа активно участвует в подавлении восстания Кондратия Булавина — ватажка донских казаков. Заслуги Мазепы в строительстве империи безусловны и неоспоримы. Гетман стал вторым человеком после Федора Головина — президента Посольских дел, генерал-фельдмаршала, удостоенным в 1700 г. Мазепа по делам обласкан был монаршей милостью.

Он гетман — фактический хозяин Малороссии. В своем батуринском дворце ведет роскошную жизнь. От талантов, Богом данных, Иван Степанович на досуге марает очередную поэтическую думу. Не отказывает себе в удовольствии волочиться за молодухами. В 63 года а может, и в 68, если верить Орлику соблазнил свою крестницу 16-летнюю Матрену Кочубей.

Разнообразит досуг профессиональным коллекционированием книг и оружия. И это не литературная гипербола. Малороссийские атаманы были самыми крупными землевладельцами России. Если у генерального судьи «поля необозримы», то что тогда говорить о гетмане, тем более таком домовитом, как Иван Степанович?! Владеет Мазепа сотней тысяч душ в Украине и двумя десятками тысяч в пограничных с Малороссией российских губерниях, которых отписал ему московский царь.

Строго взыскивает с полковников за бегство холопов из гетманского неоглядного хозяйства. А те всех уходящих «на свободы» ловят и «вязанием мордуют, киями бьют», а часто просто вешают.

На новом месте Мазепа тоже не задержался надолго и счел более выгодным для себя иметь иного «патрона» — гетмана Левобережной Украины и заклятого «оппонента» Дорошенко Ивана Самойловича, находившегося «под рукой» московского царя. Такой переход «справа налево» помог Ивану стать генеральным есаулом при гетмане. А позднее - «подсидев» его и очаровав своей показной преданностью тогдашнего фактического правителя России — фаворита царевны Софьи князя Василия Голицына, - Мазепа сам получил гетманскую булаву.

За избрание его правобережные запорожские казаки проголосовали 25 августа 1687 года здесь явно не обошлось без «административного ресурса» князя Голицына. На этом череда «смены мастей» для Ивана Степановича не закончилась. Стоило лишь пару лет спустя могуществу его кремлевских благодетелей пошатнуться, — Мазепа кинулся к занявшему русский престол Петру Алексеевичу и сумел убедить молодого царя, что является его самым преданным слугой. Император-преобразователь попался-таки в Мазеповы сети. Петр I оставил этого «конфидента» гетманом Малороссии, пожаловал ему обширные земельные владения, десятки тысяч крепостных, не скупился на денежные подарки… В итоге Мазепа к концу 17-го столетия стал одним из самых богатых европейских вельмож.

Молодой государь решил отметить своего верного соратника и еще одним, совсем уж эксклюзивным по тем временам образом. В 1698 году по указу Петра был учрежден первый российский знак высшего отличия — орден Андрея Первозванного. Так вот Иван Мазепа «за многие его в воинских трудах знатные и усердно-радетельные верные службы» стал зимой 1700 года вторым по счету кавалером этого ордена. Проныра-гетман продолжал благоденствовать под крылом российского монарха. Однако потом настало время вновь вернуться к любимой его игре и в очередной раз сменить покровителя.

С этим шведским королем Петр I, желая обеспечить России выход к Балтийскому морю, начал воевать еще в 1700 году. Военная кампания затянулась, войска шведов, признанные одними из лучших в Европе, весьма удачно действовали против недавно сформированной российской регулярной армии. Мазепе показалось, что война с северным соседом будет Петром скоро проиграна. А раз так — нечего оставаться на стороне неудачника! Иван Степанович сумел наладить контакты со шведским королевским двором, получил возможность через своих тайных посланников вести переписку с самим королем.

В 1708 году, когда Северная война подошла к, казалось бы, катастрофическому для русской стороны рубежу, Мазепа уже в открытую переметнулся к шведам. При этом он наобещал Карлу XII, что передаст для его армии большие запасы продовольствия, оружейных припасов, собранные в Малороссии, а также приведет с собой огромное гетманское войско, не желающее воевать за русского царя. Однако эти посулы оказались далеки от реальности. Вместе с Мазепой на сторону противника перешли лишь отряды численностью от 3 до 7 тысяч запорожских казаков.

И не случайно выходцем именно из этой среды, как считают историки, в первой половине XIX века был написан псевдоисторический документ под названием «История Русов». В «Истории Русов» Мазепа возводился в ранг народного героя и борца за обретение независимого украинского государства. Вышеупомянутый момент, когда Мазепа, приблизившись к шведскому лагерю, открыл свои истинные планы удивленным казакам, авторы «Истории Русов» превратили в громкую политическую прокламацию «к войску и народу Малороссийскому» на тему независимости и нейтралитета Украины: «Мы стоимъ теперь, Братiя, при двухъ пропастяхъ, готовыхъ насъ пожрать, ежели не изберемъ пути для себя надежнаго ихъ обойти. Понятие «мазепинцы» для характеристики сторонников гетмана-предателя среди старшины было введено в оборот в 1884 году вышеупомянутым историком Костомаровым в его работе «Руина, Мазепа, мазепинцы». Политический же окрас термин «мазепинцы» приобрел в последнем десятилетии XIX века в Галиции. Изначально галицкие русофилы употребляли его в отношении русинских политиков и общественных деятелей, чрезмерно лояльных к польской администрации Галиции. Но вскоре «мазепинцами» начали называть всех апологетов украинства — от умеренных «автономистов» до радикалов-«самостийников». В Российской империи термин «мазепинцы» распространился в 1908—1911 годах благодаря Киевскому клубу русских националистов ККРН и его председателю А. В резолюции клуба от 24 ноября 1911 года мазепинство называлось главной угрозой целостности страны. В своих докладах ККРН разделял политически активных малороссов на сторонников единства Малороссии и России, называвшихся «богдановцами» по имени Богдана Хмельницкого, и сепаратистов-«мазепинцев». Актуальным политическим содержанием понятие «мазепинство» наполнилось в период окончательного решения «русского вопроса» в Галиции, где в 1914—1917 годах австро-венгерские власти проводили геноцид русского населения. Первые концлагеря в Европе «Талергоф» и «Терезин» были построены именно в Австро-Венгрии для уничтожения русских. В 20-е годы бывшие узники этих концлагерей издали «Талергофский альманах», описывавший зверства австрийских и местных польских властей, осуществлявшиеся при непосредственной помощи сограждан-мазепинцев: «Роль этих народных предателей, т. Детеныши национального изменника русского народа из-под Полтавы, вскормленные под крылышком Австрии и Германии, при заботливом содействии польской администрации края, в момент войны Австрии с Россией… сыграли мерзкую и подлую роль… в отношении бесконечных жертв австро-мадьярского террора и насилия над карпато-русским населением». Стоит отметить, что в слово «украинец» тогда вкладывали политический, а не этнический смысл. Подобно «богдановцам» и «мазепинцам» Малороссии русины Галиции делились на русофилов и «украинцев». Местная польская и мазепинская печать с восторгом и злорадством сообщала всё новые известия об арестах и казнях, в особенности крестьян. Мазепинские газеты… печатали целые фельетоны о том, как вешали и расстреливали русских в провинции… и во Львове», — приводил «Талергофский альманах» свидетельство очевидца. Не правда ли, описываемая картина созвучна со злорадством современных украинствующих по поводу «горелой ваты» так на украинских интернет-форумах называли людей, сожженных националистами в Доме Профсоюзов Одессы и «оторванных лапок самки колорада» так на тех же форумах говорили о женщине с оторванными ногами в бомбардируемом киевскими снарядами Луганске? И такой донос, что тот или другой является человеком русских убеждений, довлел, чтобы его, как изменника или шпиона, сейчас же арестовали, а то и казнили даже», — свидетельствовал «Талергофский альманах». Что, согласимся, опять-таки невероятно созвучно с распространенными ныне на Украине призывами сдавать в СБУ «бытовых сепаратистов». Весьма внятно характеризует мазепинство того времени песня, бывшая популярной среди украинских сечевых стрельцов, служивших в галицийском австро-венгерском войске: Украинцы пьют-гуляют,А кацапы умирают. Украинцы пьют на гофе [нем. Где стоит столб телефона,Висит кацап вместо колокола. Уста его посинели,Черны очи побелели,На зубах кровь застыла,Шнуры шею перетерли. Как видим, за 25 лет до Волынской резни, за 100 лет до Одесской трагедии и войны в Донбассе мазепинство мало чем отличалось от сегодняшнего. С тех пор оно лишь дооформилось в полноценный политический концепт, ставший частью рассматриваемого нами конструкта «Украинство». Интересно, что к оформлению мазепинства сильно приложил руку главный идеолог «Организации украинских националистов» Дмитрий Донцов. В своих работах Донцов превращал Мазепу в «героя легенды»: «Имя Мазепы было флагом всех, кто не разочаровался в жизненной силе нации». Донцов заявлял, что среди всех украинских гетманов именно Мазепа особенно уникален благодаря совершенному им разрыву с Россией: «С именем Богдана Хмельницкого связаны в нашей памяти не только Желтые Воды [где казаки победили поляков], но и Переяславль, с именем Выговского не только Конотоп [где казаки сражались против русских], но и Гадяч [где гетман Выговский заключил соглашение с поляками], с именем Мазепы — Полтава, и только Полтава! На такой бескомпромиссный разрыв, утверждал Донцов, украинцы не шли ни до, ни после Мазепы: «После Хмельницкого, Выговского и др. После Мазепы — никто. После него наступил упадок автономистской идеи. На этом фоне, на фоне общей деградации национальной жизни на Украине, наступившей в XVIII веке, личность Мазепы выделялась особенно ярко». Донцов создавал из Мазепы нового героя украинского националистического пантеона, наделяя его характер романтическими чертами и чувством исторического предназначения: «Мазепа был романтиком, возможно даже позером, подобно Наполеону, который знал и слышал, что выполняет лишь волю того мистического абсолюта, который называют разумом мировой истории», — а также идейной убежденностью, граничившей с безрассудством: «Он вошел в историю как человек, который решился пробить головой стену и с этой точки зрения напоминал своего королевского союзника [Карла XII], который однажды, когда хотел войти в закрытую соседнюю комнату, разогнался, ударил в дверь головой и упал без сознания». Мазепа у Донцова — уже не просто защитник интересов народа и борец за «незалежность». Он производится в защитники западной цивилизации от «российской угрозы»: «Он понял или ощутил задачу своей эпохи — создать из земель так называемой Западной России т. Так радикал Донцов наделяет Мазепу отнюдь не свойственным тому в реальности радикализмом. Переход на сторону шведов превращался Донцовым в великий благородный поступок, выражение воли украинской нации, попранной проклятыми русскими: «Акция Мазепы была символом усилий нации к независимости — и этот символ растоптан в крови и грязи 10 июля 27 июня 1709 года». Отталкиваясь от образа мифического Мазепы, Донцов задавал основные константы будущей мазепинской идеологии, она же идеология украинства: «Все черты его характера и политики создают понятие мазепинства: невосприимчивость к чужим, ненациональным идеологиям, оценка всего с точки зрения национального эгоизма, расчетливость и благоразумие в политике, чувство бескомпромиссности — тот внутренний огонь, который делает из человека маньяка своей идеи, готового скорее погибнуть здесь и сейчас, чем сделать хотя бы шаг назад». По уверениям Донцова, после проигрыша Мазепы растоптана оказалась не только свободолюбивая нация, но и «благородные идеи мазепинства — патриотизм это же «шовинизм»! Кто такой этот нацист Донцов, идеолог кровавого бандеровского движения, творившего ужасы на Украине в эпоху ее оккупации Гитлером, — слишком хорошо известно. И слишком очевидно, что Донцова меньше всего волновала историческая правда. Что он занимался не только сменой политических акцентов или частичной подтасовкой фактов, но и сотворением своих, не имевших отношения к реальной истории, но необходимых ему «конструктов» на совершенно пустом — и гнилом — историческом месте. Теодор Шассерио. Казачка возле тела Мазепы, привязанного к лошади. Следуя заветам Мазепы, утверждал Донцов, мало лишить Россию мощи — нужно уничтожить «варварский» русский народ: «Идея, которой дышали мазепинцы, была идея не борьбы с одним царем, а с народом московским. Кто читал «Историю Русов», речи-декларации, вложенные автором в уста Мазепы или Полуботка, тот знает, каким чувством превосходства веяло от старшины по отношению к москалям, как нации варварской, некультурной и брутальной, — в сравнении с Украиной». При помощи мифа о Мазепе Донцов выдвигал на повестку дня идею создания националистического ордена, способного воплотить в жизнь «завещание» гетмана — покончить с Москвой: «Второй основной идеей внутренней политики Мазепы была консолидация старшины в отдельный слой населения, специально отобранный и специально духовно, политически и военно подготовленный к управлению государственным кораблем»… «Уже тогда, у него возникла мысль покончить с Москвой, прежде всего организовав и укрепив сильный орден из крепко разозлившейся казацкой верхушки — старшины, правящей касты гетманщины». Создавая миф о Мазепе как о борце за украинскую независимость и за раздел России, Донцов закладывал этот миф в основу украинства: «Имя Ивана Мазепы дорого нам по двум причинам: во-первых, как символ идеи политического украинского сепаратизма, более того! Оно нам дорого как доказательство огромной живучести украинской идеи». Архив Николая Мазепы Вращающийся памятник в Киеве, посвящённый гетману Мазепе Ценнейшей чертой характера Мазепы, необходимой «продолжателям» его дела, Донцов называл бескомпромиссность чувств: «Что особенно ценно в Мазепе, что особенно делает из его имени идею, достойную стать путеводной звездой нации, — это то, что он, в отличие от множества своих земляков не знал компромисса чувств». Подразумевалось, что с врагом можно идти на прагматический компромисс, но нельзя при этом перестать его ненавидеть: «Компромисс разума не отравляет душу нации, не делает ее недееспособной. Наиболее компромиссная политика, проводимая с трезвым расчетом, не унижает душу народа, ее унижает лишь чувственный компромисс, компромисс совести. Чувство не может пойти на компромисс без разложения самого себя, без уничтожения своих моральных основ». Донцов сооружал из Мазепы образ украинского нациста, основные характеристики которого он описал в своем «Национализме».

В 1700 году он получил из рук Петра I орден Святого Апостола Андрея Первозванного, незадолго до этого учреждённый царём. Мазепа стал вторым в истории кавалером этого высшего ордена Российского государства первым был дипломат Фёдор Головин в 1699 году. Мазепа регулярно отправлял украинских казаков в походы по царским указам. В 1687 и 1689 гг. В 1695 и 1696 гг. Мазепа водил своих казаков на Азов. Во время Второго Азовского похода казаки сыграли важную роль при взятии города. Пётр I имел все основания написать в указе о награждении Мазепы орденом Андрея Первозванного: «За многие в воинских трудах знатные и усердно-радетельные верные службы». Когда началась Северная война, гетман Мазепа также усердно выполнял приказы царя о присылке казачьих контингентов на войну, шедшую в Прибалтике, Польше и Белоруссии, а также на строительство Петербурга. В свою очередь, царь оказывал Мазепе большое личное доверие. Это выражалось, прежде всего, в том, что Пётр не давал никакого хода доносам против Мазепы, а если доносчик был известен, то выдавал его гетману головой. Установление шляхетских порядков при Мазепе Доносы на Мазепу стали поступать уже с начала 1690-х годов. Авторы «подмётных писем» не могли указать никакой конкретной измены Мазепы, а больше ставили ему в вину его шляхетское происхождение из Правобережной Украины, службу в молодости при польском королевском дворе и симпатии к Польше. Многие в Левобережной Украине, как отмечает историк Николай Костомаров, отмечали, что Мазепа был «лях по привычкам, образованию и воспитанию». Но никакой прямой вины за ним не обнаруживалось. Обилие доносов на Мазепу во все годы его гетманства следует объяснить естественными условиями эволюции украинского казачества на российской государственной службе.

Мазепа: путь от героя до предателя

В 1689 одним из первых поддержал Петра I в его борьбе за власть с царевной Софьей Алексеевной. К этому нас ещё сильнее побудила новость о том, что противник преследовал гетмана всей своей кавалерией. В Воронежской области демонтировали памятный знак встрече Мазепы с Петром I. Только актуальные события Воронежа и Воронежской области на сайте

Иван Мазепа — для него Пётр I приказал выковать «особый» орден [подробная статья]

Далее, несмотря на православное вероисповедание, отец отправил сына на обучение в Варшавскую иезуитскую академию, где юноша получил престижное по тем временам образование. Получив выпускные документы, Иван отправился в путешествие по Европе, в ходе которого выучил восемь иностранных языков и собрал шикарную библиотеку для личного пользования. Помня о заслугах Мазепы-старшего, польский монарх Ян Казимир взял молодого человека на службу в собственные покои. Коллег-поляков будущий воевода невзлюбил с первых же дней, и это чувство было взаимным. Сослуживцы откровенно издевались над новичком, называли его украинским холопом и еретиком. Желая отомстить, Иван обвинил самого активного обидчика по имени Пасек в краже государева имущества, но этот донос оказался клеветой. Возмущенный Пасек ударил Мазепу по лицу, тот в ответ вынул шпагу из ножен, что было категорически запрещено во дворце.

В итоге молодой человек был с позором изгнан со службы. Несостоявшийся королевский прислужник был отправлен на Волынь, где находилось имение его матери. Здесь с 22-летним красавцем снова случилась неприятность, в этот раз связанная с противоположным полом. На галантного и весьма привлекательного юношу стали заглядываться местные помещицы, а особенно молодая супруга польского предпринимателя Фальбовского. Между молодыми людьми завязался роман, который сопровождался тайными интимными встречами. Во время одного из таких свиданий отсутствовавший по делам пан неожиданно вернулся домой, где застал неверную супругу в объятиях горячего украинца.

Разгневанный рогоносец приказал привязать полуголого Мазепу к лошади и отпустить последнюю на свободу. Эта история была много раз описана в произведениях известных авторов, таких как Вольтер и Байрон. После такого довольно позорного случая Иван осел в отцовском имении и оставался там вплоть до кончины Мазепы-старшего. Стоит отметить, что в историю с Фальбовским верят далеко не все: многие историки склонны считать, что порочащий рассказ был выдуман Пасеком, который долго держал на Ивана злобу. Женщина была не самой привлекательной внешности, да и не первой свежести. Зато ее родственники обладали полезными связями и определенным влиянием, что позволило Мазепе устроиться на должность писаря к правобережному гетману Петру Дорошенко.

Однако и здесь украинцу не повезло: по пути с гетманской депешей в Турцию, он попал в плен к запорожцам. Казаки, имевшие предубеждение против поляков и их прислуги, готовы были разделаться с Иваном, но тому удалось вымолить у них снисхождение. Дар убеждать людей у Мазепы был развит с самых юных лет. Запорожцы отослали пленника на Левобережную Украину, к тогдашнему «русскому» гетману Ивану Самойловичу. По счастливому для Мазепы стечению обстоятельств, перевозимая им депеша содержала ценные для гетмана сведения, что помогло ему остаться в живых. Более того, бывший польский писарь был вскоре приставлен к детям Ивана Самойловича, а еще через некоторое время его сделали генеральным есаулом.

Почти каждый год гетман отправлял Мазепу в Москву, на поклон к царевне Софье и ее фавориту Василию Голицыну. Иван Степанович неизменно одаривал чету щедрыми подарками и лестными речами. Вскоре Голицын с треском провалил крымский поход, но от опалы его спас не кто иной, как Иван Мазепа. Он посоветовал фавориту государыни возложить всю вину на гетмана Ивана Самойловича, после чего последний был сослан в Сибирь. В 1687 году, заручившись поддержкой Голицына, Иван занял пост гетмана вместо старого военачальника.

Московское правительство не сомневалось в лояльности Мазепы, игнорируя все поступавшие сигналы о его неблагонадёжности. Известно дело полтавского полковника Ивана Искры и генерального судьи Василия Кочубея, которые сообщили Петру I о предательстве Мазепы, но были, как злонамеренные клеветники, выданы гетману на расправу и подвергнуты в июле 1708 года мучительным пыткам и казни. Историк Николай Павленко заключает: «В истории с Мазепой значительную долю вины несет сам царь. Измена гетмана могла быть пресечена задолго до её совершения, не прояви Петр и его окружение излишнего к нему доверия». Мазепа был обласкан Петром. О многом говорит тот факт, что он стал вторым в истории кавалером Ордена Андрея Первозванного сам Пётр получил этот орден шестым. Близорукость и даже слепота московского правительства поражает. А уже 26 октября, понимая, что Пётр не сразу поверит в предательство своего любимца, Меншиков вынужден убеждать царя: «И тако об нем инако разсуждать не изволте, толко что совершенно изменил». Перебежав — в буквальном смысле — к шведам, Мазепа вскоре был готов предать и своего нового союзника: в конце 1708 — начале 1709 года он вступил в переговоры с Петром, обещая выдать Карла XII или одного из его сановников... Данный штрих завершает политический портрет гетмана. А символическим завершением его нравственного образа может считаться изготовленный в России специально для Мазепы в единственном экземпляре «Орден Иуды». Этим символом позора весом в десять фунтов 5 кг , с изображением повесившегося предателя и надписью «треклятый сын погибельный Иуда, еже за сребролюбие давится» планировали «наградить» бывшего гетмана, если бы его удалось взять живым. Этого не случилось, и «орден» стал непременной принадлежностью придворных шутов вплоть до времён Анны Иоанновны. Представленные в электронной публикации документы позволяют реконструировать историю предательства гетмана Мазепы. Они относятся к лету 1708 — осени 1709 г. В подборку вошла переписка графа Г. Головкина с И. Мазепой, переписка русских военачальников, посвященная участию гетмана и запорожских казаков в военных действиях на территории Белоруссии и Украины, сообщения о контактах Мазепы со сторонниками польского короля С. Лещинского, союзника Швеции, документы об измене гетмана, чин предания его анафеме, дипломатическая переписка вокруг выдачи его из Бендер и другие источники. Представленные документы хранятся в Российском государственном архиве древних актов и ранее были опубликованы в сборнике «Полтавская битва 27 июня 1709 года: Документы и материалы» М.

Карл XII нанёс окончательное поражение союзнику России — саксонскому и польскому королю Августу II — и принудил его заключить мир, в котором тот отказывался от польской короны. Русская армия не смогла оказать ему помощи, но, преследуемая Карлом, во главе с самим Петром спешно бежала из-под Гродно, чтобы избежать разгрома. В это время Пётр задумывался о мире. Он через посредников присылал Карлу условия мирного договора со Швецией. Царь был готов отказаться не только от завоеваний в Прибалтике, но даже соглашался отдать шведам старинный русский город Псков. Но в то же время Пётр хотел во что бы то ни стало сохранить за собой устье Невы с заложенным там Санкт-Петербургом. При этом за землю под Петербургом царь был согласен выплатить шведам большую денежную компенсацию. Шведский король в 1708 году начал свой поход через Белоруссию на Россию. А Мазепа решил, что вторжение Карла в русские пределы представляет собой самый удобный случай отдалиться от России и перейти под протекцию Швеции. Был ли Мазепа борцом за независимость Украины или конъюнктурщиком? Вынашивал ли Мазепа план создания независимой Украины протекторат далёкой Швеции, несомненно, был равнозначен независимости всё время своего гетманства? Или это была спонтанная идея, сложившаяся под влиянием событий Северной войны? Мазепа был гибким политиком, чутко откликавшимся на выгодную политическую конъюнктуру. Недаром его любимой книгой был «Государь» Николо Макиавелли. К тому же свои истинные намерения гетман всегда умел скрывать. Вряд ли на заданные вопросы можно ответить точно.

Это шаг в значительной степени был обусловлен тем, что гетман и часть казацкой старшины с самого начала Северной войны убеждались в том, что царское правительство не считалось с интересами Украины и проводило курс, направленный на ликвидацию политической автономии украинских земель. В этих условиях они искали выход с целью сохранения государственности Украины и своей власти. В конечном счете, у Мазепы созрел план освобождения украинских земель из-под власти России с помощью шведов. Подобные отношения были характерны для того времени в Европе. Если сюзерен не выполнял своих обязательств относительно вассала, то последний оставлял своего покровителя-сюзерена и переходил под протекцию другого. В 1708 году Мазепа подписал договор с Карлом XII, в котором указывалось следующее: 1 шведский король обязывался защищать Украину, которая должна была стать независимой державой с титулом княжества; 2 территорию независимой Украины должны были составлять отвоеванные от России украинские земли; 3 гетман и все сословия украинского общества сохраняли свои права; 4 Мазепа признавался пожизненным правителем Украины, а после его смерти генеральная рада имела право избрать нового гетмана; 5 на время ведения войны шведам передавались следующие города: Полтава, Гадяч, Батурин и др. Во время похода Мазепа обратился к народу Украины с воззванием. Суть воззвания: - продолжение войны отрицательно отразится на положении Украины. Если победу одержит Швеция, то Украина может быть возвращена Польше. Если победит Петр I, то он окончательно ликвидирует автономию украинских территорий. Это возможно в том случае, если казачество перестанет поддерживать царя и перейдет на сторону Шведов, но не обязательно воевать на их стороне. Этот переход вынудит Петра I идти на мирные переговоры. Мазепа подчеркивал, что не ищет в этом никакой личной пользы. Большинство казаков не поняло планы Мазепы, оставило гетмана и ушло на соединение с армией Петра I. С гетманом осталось несколько тысяч человек. В октябре 1708 года Мазепа, генеральная старшина, 7 из 12 полковников и 4 тыс. Петр I конечно же сильно удивился и в ответ в манифесте к украинскому народу обвинил Мазепу в предательстве якобы в его намерении вернуть Украину под власть Польши. При этом царь призвал население Украины к борьбе против шведских интервентов. Несколько дней спустя командующий российскими войсками в Украине князь Меньшиков напал на гетманскую столицу Батурин и вырезал все 6 тыс. Слухи о батуринской резне и устроенная российскими войсками по всей Украине кампания террора по малейшему подозрению в симпатиях к "бунтовщику" любой мог быть подвергнут аресту и казни изменили планы многих предполагаемых сторонников Мазепы. Тем временем Петр I приказал той старшине, что не пошла за Мазепой, избрать себе нового гетмана, и 11 ноября 1708 года им стал И. Так или иначе, многие украинцы за Мазепой не пошли. Ужасная участь Батурина напугала их. Крупной единственной силой, которая сразу и безоговорочно перешла на сторону гетмана, как ни странно, были запорожцы: ненавистный элитарист Мазепа представлялся им все же меньшим злом, чем еще более ненавистный царь. И они дорого поплатились за свое решение. В мае 1709 года российские войска разрушили Сечь.

Петр I: Мазепа (1639-1709) | Курс Владимира Мединского | Петровские времена

Еще одной причиной, по которой Петр I не поверил в предательство Мазепы, было неудачное сватовство гетмана. Иван Мазепа, гетман Войска Запорожского, прославился прежде всего тем, что предал российского императора Петра I. Упрёки, что Пётр I нарушал обещание защищать «верного вассала», принятое Россией при избрании Мазепы в 1687 г.22, несправедливы. В Северной войне Мазепа выступал на стороне Петра I, но после ряда поражений русской армии он уверовал в непобедимость Карла XII. В нем Мазепа описывал свою долговременную службу, свою верность царю и умолял Петра I прислать клеветников в Киев для праведного суда. И недаром для бывшего гетмана при Петре I была изготовлена специальная награда – «орден Иуды» с изображением повесившегося на осине бывшего ученика Христа, предавшего своего Учителя.

История Мазепы: Петр I в ярости повесил его манекен

А царь Петр Первый 11 марта 1710 года издал манифест, в котором говорилось о запрете укорять и ставить в вину украинцам и всем казакам предательство Мазепы. Петр восхищался в Мазепе качествами, которые все еще были столь редки среди его соотечественников. В ходе Северной войны Петр I столкнулся не только со шведской армией, но и с изменой бывшего друга – гетмана Украины Ивана Мазепы.

Мазепа, Иван Степанович

Сам документ не сохранился, но приблизительный пересказ о нем принадлежит придворному летописцу Карла Адлерфельду. Мазепа обещал расквартировать шведов на Северщине, собрать 20-тысячное войско, присоединить к нему казаков, обитающих у Белгорода и Дона. Кстати, Мазепа допускал вероятность появления панов и польской шляхты на украинских землях. Как быть с этим?

Вопрос к тем деятелям современной Украины, которые награждают своих лучших людей Крестом Ивана Мазепы.

Не поддержал Переяславский договор [ источник не указан 521 день ] и в дальнейшем принимал участие вместе с гетманом Выговским в создании Великого княжества Русского в составе Речи Посполитой, однако результатов не добился. В 1662 году польским королём был назначен на должность подчашего Черниговского и эту должность занимал вплоть до своей смерти в 1665 году [6]. Мать Ивана Мазепы, Марина Мокиевская , происходила из старинного шляхетского православного рода на Белоцерковщине , которые занимали руководящие должности в Киевском казачьем полку [7].

Современный российский исследователь Т. Таирова-Яковлева в своей монографии «Мазепа» утверждает, что отец и брат Марины были старшинами у Хмельницкого и погибли в боях с поляками — отец под Чортковом 1655 , а брат на Дрожи-поле 1655. После смерти мужа приняла постриг под именем Мария и была настоятельницей Киево-Печерского Вознесенского и игуменьей Глуховского женских монастырей. В 65-летнем возрасте Мазепа влюбился в собственную крестницу Матрёну у Пушкина в поэме « Полтава » названа Марией , дочь Василия Кочубея.

Однако такая связь по каноническому праву является запретной и приравнивается к инцесту , поэтому венчаться они не могли [8] [9]. Переписка Мазепы с Матрёной частично сохранилась. Образование и жизнь при дворе польского короля Иван Мазепа учился в Киево-Могилянском коллегиуме , затем — в Иезуитском коллегиуме в Варшаве. Позже, по воле отца, был принят при дворе польского короля Яна Казимира , где состоял в числе «покоевых» дворян.

Близость к королю позволила Мазепе получить образование: он учился в Голландии, Италии, Германии и Франции , свободно владел русским, польским, татарским, латынью. Знал он также итальянский, немецкий и французский языки [10]. Много читал, имел прекрасную библиотеку на многих языках. Его любимая книга — « Государь » Никколо Макиавелли.

Костомаров пересказывает записки Пасека, польского придворного, служившего вместе с Мазепою при дворе Яна-Казимира. Из записок следует, что в 1661 году Мазепа оговорил перед королём своего товарища Пасека, которого арестовали, разобрали дело, оправдали и король подарил ему 500 червонцев, а Мазепа был временно удалён от двора. В следующем 1662 году Пасек, не забыв причинённого ему оскорбления и будучи навеселе, ударил Мазепу, тот схватился за оружие. Одни из свидетелей приняли сторону Мазепы, остальные сторону Пасека.

Король сказал: «Клевета показывается больнее раны». Он призвал к себе Пасека и Мазепу, приказал им перед своими глазами обняться и простить друг другу взаимные оскорбления [11]. Жизнь православного Мазепы при католическом дворе Яна Казимира была сложна. Вот как описывает её окончание Костомаров: «Сверстники и товарищи его, придворные католической веры, издеваясь над ним, додразнили его до того, что против одного из них Мазепа в горячности обнажил шпагу, а обнажение оружия в королевском дворце считалось преступлением, достойным смерти.

Но король Иоанн Казимир рассудил, что Мазепа поступил неумышленно, и не стал казнить его, а только удалил от двора. Мазепа уехал в имение своей матери, на Волынь» [12]. Пасек в своих записках утверждает, что Мазепа окончательно оставил двор из-за случившейся там, на Волыни , истории с женой пана по фамилии Фальбовский, который, якобы, обнаружив связь жены с Мазепой, привязал обнажённого Мазепу к коню, напугал коня плетьми, криками и выстрелами и пустил вскачь средь зарослей дикого шиповника и терновника [11]. Однако летопись Величка также цитируемая Костомаровым , сообщает, что «Мазепа оставил придворную службу тогда, когда король Ян-Казимир предпринял поход с войском на левую сторону Украины под Глухов и на пути остановился в Белой Церкви, следовательно, в конце 1663 года.

Здесь Мазепа отклонился от войска короля и остался при своём старом отце, жившем в своём имении, в селе Мазепинцах» [11]. Карьера Памятник в Коломаке Харьковская область на месте избрания Мазепы гетманом Украины В 1665 году , после смерти своего отца, занял должность подчашего Черниговского [13]. В 1668 Мазепа женился на Анне Фридрикевич, вдове белоцерковского полковника. В конце 1669 года его тесть, генеральный обозный Семён Половец помог ему выдвинуться в кругу гетмана Дорошенко : Мазепа стал ротмистром гетманской надворной гвардии, потом генеральным писарем.

В июне 1674 года Дорошенко отправил Мазепу посланником в Крымское ханство и Турцию. Делегация везла султану 15 левобережных казаков в качестве невольников-заложников. По дороге в Константинополь делегация была перехвачена кошевым Иваном Серко [14]. Схватившие Мазепу запорожские казаки хотели его казнить за участие в конвоировании их товарищей в неволю, но затем переправили его левобережному гетману Самойловичу.

Тот поручил Мазепе воспитание своих детей, присвоил звание войскового товарища, а через несколько лет пожаловал его чином генерального есаула [12]. В правление Софьи власть фактически находилась в руках её фаворита Голицына. Мазепа снискал его расположение, а после падения Самойловича Голицын оказал решающее влияние на избрание Мазепы левобережным гетманом 25 июля 4 августа 1687 год на раде под Коломаком ныне Коломакский район Харьковской области. Когда, после неудачного крымского похода, нужно было свалить вину на кого-нибудь, Голицын свалил её на гетмана Самойловича: его лишили гетманства, сослали в Сибирь с толпою родных и сторонников, сыну его Григорию отрубили голову, а Мазепу избрали в гетманы, главным образом оттого, что так хотелось этого любившему его Голицыну» [12].

Здесь же были подписаны Коломакские статьи гетмана Мазепы. В своей книге «Русская история в жизнеописаниях её главнейших деятелей» Н. Костомаров пишет: «Мы не знаем степени участия Мазепы в интриге, которая велась против гетмана Самойловича, должны довольствоваться только предположениями, и потому не вправе произносить приговора по этому вопросу» [12]. Следует заметить, что в книге «Мазепа» глава 1 Н.

Костомаров упоминает «его интриги, употреблённые им перед всемогущим временщиком князем Василием Васильевичем Голицыным для погубления гетмана Самойловича», а в книге «Руина» описывает эти интриги подробнее.

Во внутренней политике гетман опирался на казацкую старшину, рядом законов обособив казачество как класс, провел реформу судопроизводства и налоговой системы, установил максимальную барщину два дня в неделю, разрешил крестьянам винокурение на собственные нужды, организовал и финансировал строительство церквей по всей Гетманщине, был меценатом науки и искусства. Однако Иван Мазепа так и не сумел найти общий язык с Запорожьем, куда стекались недовольные промосковским курсом гетмана, в 1692 году подавил восстание Петрика Иваненко, пытавшегося при помощи союза с крымскими татарами присоединить к Гетманщине Правобережную Украину, Слобожанщину и отделить ее от Московского царства.

В 1689 и 1695 годах Мазепа принимал участие в походах Петра I, которые были направлены на завоевание Крыма и Приазовья, которые, несмотря на надежды гетмана, не принесли Украине никаких благоприятных результатов. Весной 1704 г. После конфликта с фастовским полковником Семеном Палием, который с 1700 года участвовал в украинско-польской войне на Правобережье, и честолюбивые намерения которого казались Мазепе угрозой собственному гетманскому положению, безосновательно арестовал его а Петр I сослал в Сибирь и присоединил к Гетманщине правобережные полки, количество которых увеличилось до семи.

Эти переговоры велись в тайне вплоть до 1708 года — Мазепа предпочел дождаться решающего сражения в Северной войне, которую в 1700 году Петр I начал против шведского короля Карла XII.

При этом Мазепа не упускал случая заявить о своей лояльности. Вот образец стиля его посланий царю Петру: «...

Московское правительство не сомневалось в лояльности Мазепы, игнорируя все поступавшие сигналы о его неблагонадёжности. Известно дело полтавского полковника Ивана Искры и генерального судьи Василия Кочубея, которые сообщили Петру I о предательстве Мазепы, но были, как злонамеренные клеветники, выданы гетману на расправу и подвергнуты в июле 1708 года мучительным пыткам и казни. Историк Николай Павленко заключает: «В истории с Мазепой значительную долю вины несет сам царь.

Измена гетмана могла быть пресечена задолго до её совершения, не прояви Петр и его окружение излишнего к нему доверия». Мазепа был обласкан Петром. О многом говорит тот факт, что он стал вторым в истории кавалером Ордена Андрея Первозванного сам Пётр получил этот орден шестым.

Близорукость и даже слепота московского правительства поражает. А уже 26 октября, понимая, что Пётр не сразу поверит в предательство своего любимца, Меншиков вынужден убеждать царя: «И тако об нем инако разсуждать не изволте, толко что совершенно изменил». Перебежав — в буквальном смысле — к шведам, Мазепа вскоре был готов предать и своего нового союзника: в конце 1708 — начале 1709 года он вступил в переговоры с Петром, обещая выдать Карла XII или одного из его сановников...

Данный штрих завершает политический портрет гетмана. А символическим завершением его нравственного образа может считаться изготовленный в России специально для Мазепы в единственном экземпляре «Орден Иуды». Этим символом позора весом в десять фунтов 5 кг , с изображением повесившегося предателя и надписью «треклятый сын погибельный Иуда, еже за сребролюбие давится» планировали «наградить» бывшего гетмана, если бы его удалось взять живым.

Этого не случилось, и «орден» стал непременной принадлежностью придворных шутов вплоть до времён Анны Иоанновны. Представленные в электронной публикации документы позволяют реконструировать историю предательства гетмана Мазепы. Они относятся к лету 1708 — осени 1709 г.

В подборку вошла переписка графа Г. Головкина с И. Мазепой, переписка русских военачальников, посвященная участию гетмана и запорожских казаков в военных действиях на территории Белоруссии и Украины, сообщения о контактах Мазепы со сторонниками польского короля С.

Лещинского, союзника Швеции, документы об измене гетмана, чин предания его анафеме, дипломатическая переписка вокруг выдачи его из Бендер и другие источники.

Миф о Мазепе, или Предательство как национальная идея —«Украинство...» XXII

Ива́н Степа́нович Мазе́па (Мазепа-Колединский; укр. Іва́н Степа́нович Мазе́па (Іван Мазепа-Колединський), польск. Iwan Mazepa herbu Kołodyn (Jan Mazepa Kołodyński), лат. Не подлежит сомнению, что измена Мазепы для Петра I и его приближенных оказалась полной неожиданностью, хотя некоторые украинские историки без достаточных оснований отрицают этот факт (11). Мазепа, как опытнейший политический игрок, в какой-то мере даже способствовал воцарению Петра, ибо в тогдашней «схватке за Кремль» не поддержал Софью и своего благодетеля боярина Голицына во время их попытки перехватить легитимную власть. В 1708 году Мазепа неожиданно предал Петра I и перешёл на сторону шведского короля Карла XII.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий