Новости и события. Краткое содержание.
МЫ ЖДАЛИ ТЕБЯ, «ЭСМЕРАЛЬДА»!
балет в трех действиях, 5 картинах, либретто Ж. Перро, музыка Ц. Пуни, музыка отдельных номеров - Р. В либретто «Эсмеральды» Перро сохранил сюжетную линию первоисточника, однако социальная тема, столь ярко выраженная у Гюго, в балете была переведена в личную драму. Краткое содержание Пролог Ночь. Краткое содержание. Новости и события. Краткое содержание В красавицу Эсмеральду влюблены все.
Балет эсмеральда в театре немировича данченко. Эсмеральда
Краткое содержание. В либретто и своей постановке «Эсмеральды» Перро сохранил сюжетную линию первоисточника, однако социальная тема, столь ярко выраженная у Гюго, в балете была переведена в личную драму. Краткое содержание «Эсмеральды». Все события разворачиваются в конце XV века. Краткое содержание балета Пуни «» и множество интересных фактов об этом произведении читайте на нашей странице. Действующие лица. Описание.
«Эсмеральда» – балет, написанный по канонам романтического театра середины XIX века.
Толпа ликует. Лишь Фролло недоволен, он срывает со звонаря «царственные» одежды. Из ворот тюрьмы выводят на казнь Эсмеральду. Она прощается с Пьером и просит, чтобы шарф любимого положили вместе с ней в могилу.
Фролло предлагает девушке жизнь, если она отдаст ему свое сердце. Цыганка проклинает его, Фролло в ответ велит ускорить казнь. Неожиданно появляется Феб, рана которого оказалось несмертельной.
Он обвиняет в попытке убийства священника. Видя, что Эсмеральда и Феб невредимы и счастливы, Клод в безумии бросается с кинжалом на цыганку, но Квазимодо перехватывает оружие и вонзает его в грудь своего хозяина. Общее ликование, праздник возобновляется.
Балет «Эсмеральда», увидев свет рампы в Лондоне, обошел все европейские сцены, кроме французских, обрел приют в России, дожив здесь до наших дней. Он стал эстетическим манифестом балетмейстера Жюля Перро 1810-1892 - одного из столпов романтического балета. В этом балете кипение человеческих страстей на фоне реальной жизни противопоставлялось неземной романтике «Сильфиды » и «Жизели ».
Основой спектакля стал не столько сам роман «Собор Парижской Богоматери» другого классика романтизма Виктора Гюго, сколько сочиненный писателем сценарий одноименной оперы 1835, композитор Луиза Бертень. Однако объемность и реалистичность главных образов балета - заслуга хореографа. Образ поэта вобрал в себя черты личности и судьбы хореографа, не отличавшегося телесной красотой.
В сцене, где Эсмеральда учит танцам бестолкового неудачника, Перро иронизировал над своей жизнью: он некогда сочинил для любимой блондинки Карлотты роль Жизели, а теперь она - признанная звезда, а он, увы, почти отставленный муж. Уже в первой сцене «Вальс старого Парижа» танцевали не нарядные испанцы или цыгане, а толпа оборванцев. Далее экспонировался образ Гренгуара, в котором через маску шута проступало благородство непонятой поэтической души.
Эсмеральда возникала на фоне калек и бродяг, как идеальный облик красоты и таланта. В дальнейших постановках «Эсмеральды» Перро видоизменил сцену у Флер де Лис. Феб лишился своего танцевального номера, зато возник великолепный пример содержательного "pas d"action".
Гренгуар ударом бубна останавливал Эсмеральду, пытавшуюся убежать со свадьбы. Последовавший затем танец цыганки вносил трагические ноты в ее образ и для многих балерин стал эмоциональным центром балета. В финальном акте толпа жила в поэтическом беспорядке в пантомимных сценах и становилась образцовым кордебалетом в танцевальных эпизодах, сохраняя, впрочем, и здесь нарочитую грубоватость.
Счастливый конец судьбы героев был в то время почти обязателен. Уступкой клерикальным зрителям было и превращение Клода Фролло из священника лишь в синдика, то есть гражданского старшину общины собора. Автор музыки «Эсмеральды» итальянец Цезарь Пуни написал за свою жизнь более 300 балетных партитур.
Он сотрудничал с Перро в Лондоне, приехал за ним в Россию и остался здесь до конца своих дней, служа штатным композитором балета Императорских театров. В его время в балетных спектаклях на смену попурри, составленных капельмейстером из отдельных готовых номеров и отрывков, пришли пусть незамысловатые, но специально, по плану хореографа, написанные партитуры. Музыка Пуни или, как теперь иногда пишут, Пуньи отличается мелодичностью и танцевальностью, иногда передавая требуемый национальный оттенок.
В Петербург «Эсмеральду» привез сам Перро в 1848 году. Участие в спектакле Фанни Эльслер сделало заглавную роль более драматичной. Для другой заезжей знаменитости Вирджинии Цукки в 1885 году обновляет балет Мариус Петипа , сделав его уже четырехактным.
В сцене на балу появляется "pas de six" на музыку Р. Дриго, где танец Эсмеральды и Пьера сопровождают четыре цыганки. С 1899 года в Мариинском театре балет становится любимым спектаклем Матильды Кшесинской , которая для него держит на даче двух козочек одна участвует с хозяйкой во второй картине, вторая находится в резерве.
Известная петербургская балерина второй половины девятнадцатого века Екатерина Вазем на склоне лет вспоминала: «Все балеты Перро резко отличались от произведений других современных ему и последующих балетмейстеров преобладанием в них драматической стороны над танцевальной.
Оставшись одна в своей комнате, Эсмеральда любуется подарком Феба. Вспоминая об офицере, она повсюду пишет его имя.
Появляется Гренгуар. Он пытается обнять молодую жену, но Эсмеральда в ответ на его настойчивость угрожает ему кинжалом — он может быть лишь ее спутником и плясать с ней на улице. Гренгуар вынужден покориться и уйти.
Оставив за порогом Квазимодо, в комнату Эсмеральды проникает Клод Фролло. Он давно любит девушку и умоляет ее ответить на его чувства. Эсмеральда объясняет, что она любит молодого офицера и велит священнику удалиться.
В душе взбешенного Фролло рождаются планы мести.
Премьера Премьера прошла в Королевском театре Ее Величества 9 марта 1844 года. Художники постановки: У. Грив декорации и мадам Копер костюмы ; исполнители: Эсмеральда — К. Гризи , Гренгуар — сам балетмейстер Ж.
Перро , Феб — А. Российская премьера Проработав еще какое-то время в Лондоне, Жюль Перро был приглашен в театры других стран в 1848 году поставил в Милане, в театре Ла Скала, балет « Фауст » для Фанни Эльслер — и сам исполнил в нём роль Мефистофеля [4] , и в 1848 году он прибыл в Россию — в поисках «стабильной занятости» [4]. Российские императорские театры славились на всю Европы длительными контрактами и несусветными гонорарами, которые платились европейским гастролерам. Для России это время было важным — закладывалась европейская культура, Россия должна была встать в один ряд с западно-европейскими державами, а потому не скупилась на приглашение европейских деятелей культуры и науки. А те — исправно прибывали за заработком в «дикую» страну с крепостными-полурабами.
Так что подобная российская политика себя вполне оправдывала. Прибыв в Петербург, балетмейстер тут же предложил свои услуги императорской балетной труппе, которая на весьма немалую часть состояла из европейских артистов. Работу в России Жюль Перро начал с возобновления балета «Эсмеральда». Дидье [5]. Другие источники утверждают: Клод Фролло — Н.
Гольц , Квазимодо — П. Дидье [7]. Представление прошло с огромным успехом, особенно петербургская публика восторгалась исполнительницей главной роли Фанни Эльслер, хотя ей к этому времени было уже около 40 лет, что не помешало ей превосходно справиться с партией юной цыганочки [2]. В России В 1850 году Жюль Перро перенес свою постановку во вторую российскую столицу, в Москву; балет «Эсмеральда» прошел на сцене московского Большого театра 22 ноября 1850 года; художники И. Браун, П.
Исаков, Ф. Шеньян, дирижер Д. Смирнова [8]. Премьера прошла удачно, даже более того — это был не просто успех, это был фурор, триумф. И спектакль остался на несколько лет в репертуаре Большого театра; позже главную партию Эсмеральды исполняли Е.
Санковская ввод, 1853 г. Лебедева , Л. Гейтен и др. Исполнением партии Феба прославились в московской труппе танцовщики Вацлав Рейзингер [9] и Д. Кузнецов [10].
Драматический актер Петербургской императорской труппы A. Нильский писал в своих воспоминаниях, как он 10-летним мальчиком смотрел московскую премьеру «Эсмеральды» в бенефис Фанни Эльслер : «Мне особенно памятен ее последний бенефис. Таких триумфов мне более не приходилось видеть. От публики любимой танцовщице был подан драгоценный подарок: серебряный калач, представлявший из себя футляр для массивного браслета с шестью дорогими по величине и качеству камнями. Аплодисменты не смолкали долго, а затем толпа поклонников ждала танцовщицу у дверей и какие-то молодые люди, сами впряглись в ее карету вместо лошадей и повезли на себе.
По воспоминаниям будущего директора императорских театров В. Это действительно было так: Владимир Хлопов при московском военном генерал-губернаторе А. Закревском был уволен из-за общественного резонанса, вызванного его пылким отношением к искусству прославленной балерины Фанни Эльснер и на должность редактора срочно заступил Михаил Никифорович Катков [13]. Московская премьера «Эсмеральды» оставила неизгладимый след в жизни москвичей.
В Куйбышеве «Эсмеральду» ставил в 1951 году Юрий Ковалёв 1906-1972. В 1997 году в Самаре «Эсмеральду» поставила Александра Тихомирова, художественным руководителем постановки был Никита Долгушин 1938-2012. Билеты от 300 рублей в продаже.
балет Эсмеральда (либретто) Кому интересно.
Купить официальные билеты на балет Эсмеральда в музыкальный театр им. Станиславского и Немировича-Данченко от 4000 руб. Либретто балета написано балетмейстером Жюлем Перро по мотивам оперного либретто В. Гюго «Эсмеральда», в свою очередь основанного на его романе «Собор Парижской Богоматери». балет в трех действиях и пяти сценах, вдохновленный романом Виктора Гюго "Собор Парижской Богоматери" 1831 года, первоначально поставленный Жюлем Перро на музыку Чезаре Пуни, с декорациями Уильяма Грива и костюмами мадам Гюго. Расписание сеансов и продажа билетов. В либретто и своей постановке «Эсмеральды» Перро сохранил сюжетную линию первоисточника, однако социальная тема, столь ярко выраженная у Гюго, в балете была переведена в личную драму.
Содержание балета эсмеральда в кремлевском дворце. Балет "эсмеральда" возвращается на сцену
Феб спрашивает, в порядке ли она и узнаёт, кто она такая. На память он дарит ей свой шарф. По просьбе Эсмеральды стража освобождает Квазимодо. Картина вторая комната Эсмеральды Цыганка любуется подаренным шарфом и мечтает о прекрасном офицере, выкладывает его имя из букв и гравирует его ножом на стене. Вошедший Гренгуар предъявляет свои права супруга.
Эсмеральда отвергает его домогательства, объясняет, что она вышла за него замуж, чтобы спасти его от смерти, и что они будут только друзьями. Она учит Гренгуара танцевать. Она велит ему спать в соседней комнате, а сама ложится в этой. Как только она засыпает — в каморку входят Клод Фролло, Квазимодо и Клопен.
Они вновь пытаются похитить цыганку, но ей удается скрыться. Клод Фролло поднимает оброненный Эсмеральдой кинжал: в его голове рождается план мести. Действие второе Картина третья cад в замке Алоизии де Гонделорье Флер де Лис танцует со своими подругами. Входит её мать со свитой, затем — её жених Феб.
Флер замечает, что на нём нет шарфа, который она для него вышила. Эсмеральда, Гренгуар и четыре цыганки приглашены в замок — погадать невесте и развлечь гостей своими танцами. Эсмеральда предсказывает Флер де Лис счастливое замужество. Цыганки начинают танец.
Эсмеральда замечает, что жених Флер — это спасший её офицер, в которого она влюбилась с первого взгляда. Ею овладевает отчаяние, но, побуждаемая Гренгуаром, она продолжает танцевать для гостей. Флер де Лис замечает на цыганке шарф Феба. От волнения она лишается чувств.
Гости взволнованно реагируют на происходящее. Гренгуар уводит Эсмеральду; Феб уходит за ними.
Боготворивший её горбун-звонарь Квазимодо в отчаянии сбрасывает своего хозяина с колокольни, а вскоре умирает и сам, не вынеся потери единственного существа, которое было ему дорого. Разбито сердце и у преданно любившего цыганку поэта Гренгуара. Что же до капитана королевских гвардейцев Феба де Шатопера, отвернувшегося от оклеветанной возлюбленной, то у него, на первый взгляд, все как раз таки неплохо, он женится на Флёр де Лис, дочери герцогини Алоизы Гонделорье. Вот только любит ли свою невесту харизматичный де Шатопер? Впрочем, в контексте разворачивающейся в спектакле трагедии это уже и не важно. Первое действие.
В балете Фролло не сбросил с башни Квазимодо, а зарезал, и характер Феба изменился: в романе он бессовестный соблазнитель женщин, в балете он очень любит Эсмеральду. Фанни Эльслер позже взяла на себя главную роль и танцевала ее несколько месяцев спустя в постановке Перро балета в Ла Скала в Милане. Последний раз " Эсмеральду" давали в Лондоне в 1857 году. В 1899 году состоялась последняя и окончательная редакция балета, за которым последовал Петипа, премьера которого состоялась 21 ноября. Примерно или вскоре после 1900 года хореография Петипа была написана степановскими нотациями. В 1923 году в Париже, после ухода со сцены, Кшесинская, как бывшая ведущая актриса, помогала в подготовке этих документов, которые сейчас находятся в коллекции Сергеева Гарвардского университета. В 1935 году Агриппина Ваганова представила новую версию Эсмеральды в Мариинском театре с Татьяной Вечесловой в женской роли. Хореография Вагановой во многих деталях стала эталоном для последующих постановок. Она дополнила знаменитое па-де-шесть Дриго для танцора Вахтанга Чабукиани мужской вариацией фигуры Пьера Гренгуара; музыка для него исходит от Le Talisman. Николай Бериосов отец прима-балерины Светланы Бериосовой поставил спектакль Эсмеральды с Лондонским фестивальным балетом сегодня: Английский национальный балет в 1954 году. Эта версия не имела особого успеха и вскоре исчезла с лондонской эстрады. Декка, без даты ошибочно? Задано как композиция Риккардо Дриго! Чезаре Пуни: Эсмеральда балет в трех действиях , с синопсисом и фотографиями постановки в Большом театре в Москве на английском языке; по состоянию на 8 ноября 2020 г. Эсмеральда , информация о балете Пуни, Рейнхольда Глиера, Сергея Василенко и Владимира Бурмейстера на сайте Сикорского по состоянию на 8 ноября 2020 г. Фотографии с спектакля " Эсмеральда" в Большом театре в Москве на личном сайте Василия Медведева по состоянию на 8 ноября 2020 г. Декка, без даты Эта страница последний раз была отредактирована 27 июня 2021 в 19:38. Балет был поставлен французским балетмейстером Жюлем Перро. Во многих театр этот балет ставится в трех актах, с элементами романтического спектакля. С крыши Собора Парижской Богоматери архидьякон Клод Фролло наблюдает, как на площади безмятежно танцует красавица Эсмеральда. Он уже давно страстно влюблен в нее. Двор чудес — приют бродяг, цыган, нищих, воров.
Вот это либретто и было взято за основу при создании балета — ведь именно на балетную сцену сюжет переносился впервые. Вы видите не полный текст статьи. Оформите подписку , чтобы увидеть материал целиком.
Собор Парижской Богоматери / Notre Dame de Paris
В Мариинском театре к праздничной дате и в преддверии Дня города пройдет серия показов спектакля в постановке Юрия Смекалова — 28 , 29 апреля в 12:00 и 19:00 и 1 мая в 14:00 и 19:30. Для зрителей перед спектаклем в день первого показа будет организована творческая встреча, в которой примут участие наследники композитора Олег и Ирина Глиэр, и. Показ самой знаменитой оперы композитора состоится 24 апреля на новой сцене.
Тем временем в 1851 году Перро был принят в Петербургскую труппу императорского театра сначала как танцор, а затем назначен главным балетмейстером. И тогда же — к нему в Петербург прибыла Карлотта Гризи. Они опять были вместе[4]. Она и стала исполнительницей партии Эсмеральды на сцене петербургского Большого Каменного театра. Ту же партию там же позже исполняли: Н. Богданова, К.
Кукки, Е. Соколова, М. Суровщикова-Петипа и др. Однако семейная жизнь Карлотты Гризи и Жюля Перро так и не наладилась. Танцевальная карьера её закончилась в 34 года. А Жюль Перро, ещё оставаясь в России, женился на купеческой дочери, ученице русского императорского театрального училища Капитолине Самовской, с которой покинул Россию навсегда в 1859 году, оставив свои балеты, еще долго входившие в репертуар русских театров, и уступив место главного хореографа Петербургской императорской труппы Артуру Сен-Леону. Возобновления балета 1856 году постановка прошла в Париже[1]. Виржиния Цукки в балете «Эсмеральда».
Петербургская императорская труппа. Блазис и Фанни Эльслер по хореографии Ж. Перро, дирижер П. Редакция Мариуса Петипа Мариус Иванович Петипа, уже будучи сам главным балетмейстером Петербургской императорской труппы, обратился через много лет к «Эсмеральде». В своей постановке он использовал хореографию Жюля Перро, но добавил несколько новых танцевальных сцен, музыку к которым сочинил Риккардо Дриго. Премьера прошла в Мариинском театре 17 декабря 1886 г. Петипа , дирижер С. Рябов; Эсмеральда — Л.
Гейтен, Гренгуар — Н. Манохин, Феб — И. Хлюстин, Клод Фролло — В. Гельцер, Квазимодо — В. Еще когда Мариус Петипа в Петербурге только приступал к постановке, его одолевала будущая балетная звезда, а тогда ученица балетного отделения Петербургского театрального училища Матильда Кшесинская, чтобы он дал партию Эсмеральды исполнять ей. Но балетмейстер не доверил юной танцовщице такую сложную партию[2]. А по прошествии 13 лет Мариус Петипа вновь возобновил постановку, на этот раз партию Эсмеральды готовила к этому времени уже известная балерина Петербургской императорской труппы М. Тут можно отметить интересный момент: чтобы совсем вжиться в образ Эсмеральды, Кшесинская специально завела и приручила козочку по имени Джали для выступлений с ней[14][15][16] — в романе Гюго у Эсмеральды была ручная козочка по имени Джали.
Премьера балета прошла в Мариинском театре 21 ноября 1899 года. В других ролях: Клод Фролло — Н. Аистов, Феб — И.
Завороженный ее красотой, он забывает о невесте и заклинает Эсмеральду танцевать с ним. Смущенный Феб холодно заверяет невесту, что любит ее. Эсмеральда начинает танцевать с Гренгуаром, но, чтобы показать Фебу, что продолжает его любить, показывает тому подаренный им шарф. Флер де Лис вырывает шарф из рук цыганки и, осыпая неверного возлюбленного упреками, лишается чувств. Несчастную Флер де Лис уносят.
Гренгуар защищает Эсмеральду от ярости гостей; за ними уходит и Феб. Картина четвертая. Любовь и ревность. Помещение в таверне с окном, выходящим на реку. Входит Клопен с факелом в руке, за ним следует Фролло. Фролло извлекает из-за пазухи кинжал Эсмеральды, но, услышав шаги на лестнице, прячется. Появляются Феб и Эсмеральда. Эсмеральда спрашивает, что это за любовь, которая может одновременно быть обращена на двух, и в приступе ревности бросает кольцо, подаренное ей Флер де Лис.
Феб продолжает заверенья в любви. Когда же Феб увлекает цыганку в соседнюю комнату, он следует за ними. Слышны удар и стон, затем звук падающего тела. Он возвращается, сообщая: было совершено убийство, в нем виновна Эсмеральда. Девушку хватают и уволакивают вон, несмотря на ее протесты и слезы. Картина пятая. Праздник шутов. За ними следует толпа.
Ворота тюрьмы отворяются, появляются стражи, ведущие Эсмеральду на казнь. Она просит Пьера, чтобы шарф Феба похоронили вместе с ней. В толпе появляется Феб, рана которого оказалась несмертельной. При виде его Эсмеральда лишается чувств. Радость озаряет ее лицо. При виде радости влюбленных Фролло доходит до безумия.
Для зрителей перед спектаклем в день первого показа будет организована творческая встреча, в которой примут участие наследники композитора Олег и Ирина Глиэр, и. Показ самой знаменитой оперы композитора состоится 24 апреля на новой сцене. В новом сезоне впервые за всю историю фестиваля в нем примут участие артисты Большого театра — симфоническую программу представит сводный симфонический оркестр Мариинского и Большого.
балет Эсмеральда (либретто) Кому интересно.
В качестве заказчика этого произведения выступил один из наиболее известных балетмейстеров той эпохи — Жюль Жозеф Перро. Этот человек, выступавший в качестве танцовщика с детства, весьма высоко ценил Цезаря Пуни как композитора — об этом говорит тот факт, что Жюль Жозеф Перро прибег к его услугам сразу же, как был назначен в 1943 году балетмейстером Королевского театра. Первой совместной работой Цезаря Пуни и Жюля Жозефа Перро стал балет « Ундина », впоследствии ставившейся под заглавием «Наяда и рыбак», а затем композитор и балетмейстер обратили взоры на роман Гюго «Собор Парижской богоматери». Балет «Эсмеральда» был не первым музыкально-сценическим воплощением произведения Виктора Гюго: примерно в те же годы оперу «Эсмеральда» создал Александр Сергеевич Даргомыжский, а несколько раньше — в 1836 году была поставлена опера «Эсмеральда», написанная французской поэтессой и композитором Луизой Бертен.
Солдаты ведут Квазимодо к позорному столбу, избивая его на глазах толпы. Лишь одна Эсмеральда испытывает жалость к звонарю. Милосердие прекрасной Эсмеральды глубоко потрясает Квазимодо. Картина шестая. Картина седьмая. Эсмеральда полна любви и нежности к Фебу. Он ведет ее в таверну, где вскоре они остаются одни. Из темноты за ними следит Клод Фролло. Вне себя то ревности он поражает Феба кинжалом и скрывается. Солдаты уводят Эсмеральду.
Картина восьмая. Картина девятая. Обвиненной в разврате, убийстве и колдовстве Эсмеральде не от кого ждать снисхождения. Подстрекаемый Клодом Фролло, народ требует для нее казни. Неожиданно появившийся Квазимодо вырывает Эсмеральду у стражи и скрывается с ней в Соборе, дающем право на убежище. Как ни велик гнев Клода Фролло, он вынужден остановить людей, пытающихся ворваться в Собор.
Оставшись одна в своей комнате, Эсмеральда любуется подарком Феба. Вспоминая об офицере, она повсюду пишет его имя. Появляется Гренгуар. Он пытается обнять молодую жену, но Эсмеральда в ответ на его настойчивость угрожает ему кинжалом — он может быть лишь ее спутником и плясать с ней на улице. Гренгуар вынужден покориться и уйти. Оставив за порогом Квазимодо, в комнату Эсмеральды проникает Клод Фролло. Он давно любит девушку и умоляет ее ответить на его чувства. Эсмеральда объясняет, что она любит молодого офицера и велит священнику удалиться. В душе взбешенного Фролло рождаются планы мести.
Но именно сейчас, с возвращением интереса к наследию советского балета и хореодраме, спровоцированному неординарными постановками Алексея Ратманского, пробил час Владимира Бурмейстера. Некогда воспитанная им труппа в последние сезоны расширила горизонты своих профессиональных интересов до сотрудничества с крупнейшими хореографами современности — Джоном Ноймайером, Начо Дуато, в конце этого сезона ожидается работа с Иржи Килианом. Состоялось знакомство со старыми мастерами — Августом Бурнонвилем и Фредериком Аштоном. Новое погружение в эстетику Бурмейстера придало этой встрече обостренную трепетность любовного свидания. И сопричастность ему захлестывает всех свидетелей. Коммерсант Прыжок в Париж 2 декабря 2009, Татьяна Кузнецова Владимир Бурмейстер, руководивший труппой тридцать лет с 1941-го по 1971-й с небольшим перерывом, — личный классик музтеатра Станиславского, как Мариус Петипа для Мариинки или Александр Горский для Большого. Однако в отличие от главных театров страны, музтеатр Станиславского со своим относительно молодым классиком с проблемой реконструкции не сталкивается. Основные балеты хореографа Бурмейстера из афиши никогда надолго не выпадали, при каждом очередном возобновлении старшее поколение исполнителей передает их «из ног в ноги» молодому, так что облик балетов сохраняется практически таким, каким был, — с поправкой на психофизику современных артистов. Тогда этот драмбалет выглядел экспонатом из музея восковых фигур: жизнеспособность танца была забита картонным пафосом пантомимных сцен. Единственным живым персонажем в том спектакле была Эсмеральда — Наталья Ледовская. Она станцевала эту партию и сейчас, спустя десять лет причем после рождения второго ребенка , и снова оказалась главной драгоценностью постановки. Это действительно уникальная балерина — таких тонких танцующих актрис современная отечественная сцена не знает. Ее блистательную технику невозможно отделить от роли: классический танец Натальи Ледовской непривычно и неприлично свободен, его не расчленить на пируэты-прыжки-адажио-пор-де-бра — это спонтанный импульсивный поток сознания героини. Однако свой главный подвиг балерина совершила там, где лишена танца: поразительной простотой и психологической точностью актерской игры она умудрилась очеловечить чисто мимическую и чудовищную по накалу патетики сцену казни Эсмеральды — сцену, доставшуюся в наследство от почти исчезнувшего жанра сталинского драмбалета, не слишком типичным представителем которого и является спектакль Бурмейстера. Вот эти-то, чисто танцевальные достоинства спектакля Бурмейстера и вышли на первый план при теперешнем возобновлении: сегодняшние исполнители уловили вневременную балетную логику «Эсмеральды». В оживлении классики ведущую роль сыграл мужской состав труппы: именно мужской кордебалет, ведомый тремя лихими «королями» нищих, придавал необходимую дикость народному разгулу на площади перед собором Парижской Богоматери. Именно пара офицеров Роман Маленко и Сергей Кузьмин , идеально синхронно и элегантно станцевавших трудную парную вариацию, внесла недостающий аристократизм в классическую сюиту «придворных» танцев. И самодовольный Феб Семен Чудин со своими дотянутыми стопами и нарочито деревянными воздушными турами в больших позах был как нельзя более уместен в раскладе мужских партий спектакля. Реконструировавший «Эсмеральду» главный балетмейстер труппы Сергей Филин просчитался только с главным злодеем, назначив на пантомимную роль монаха Фролло бывшего ведущего «классика» Виктора Дика: субтильный, с характерной премьерской походкой «от бедра», с жестами балетного принца, с глазами, обведенными черными кругами, он смахивал на мелкого отравителя из старинной немой фильмы. В отличие от явно прибавившего мужского состава, солистки своей традиционной провинциальности еще не преодолели. Труппе отчаянно не хватает породистых женщин: парижской аристократке Флер де Лис в бесхитростном исполнении Натальи Сомовой более пристал кокошник какой-нибудь Снегурочки, а придворные дамы выплетали положенные па вариаций с туповатым прилежанием крепостных кружевниц и тщетно пытались поспеть за музыкой.
БАЛЕТ ЭСМЕРАЛЬДА
Эсмеральда (балет) | Балет "Эсмеральда" знаменит уже прежде всего тем, что ему более полутора столетий. |
Балет эсмеральда краткое содержание | Содержание. О спектакле. |
Содержание балета эсмеральда в кремлевском дворце. Балет "эсмеральда" возвращается на сцену
Вбегает поэт Пьер Гренгуар и просит защиты от преследующей его толпы. Так как у бедняги в карманах нет ничего, кроме своей поэмы, которая никому из грабителей не нужна, то Клопен велит его повесить. Напрасны мольбы несчастного о пощаде, все лишь хохочут над ним. В шутку король бродяг вспоминает, что по местному закону его может спасти любая женщина, если согласится взять его в мужья. Все местные «дамы» отказываются от такой «чести», поэт в отчаянии.
Под восторженные крики появляется красавица цыганка Эсмеральда. Ее сердце тронуто, и она соглашается вступить в брак с неудачником. По местным обычаям, выносят глиняный горшок, Гренгуар разбивает его об пол - брак состоялся. Танцы возобновляются, пока не звучит сигнал тушить огни.
Толпа рассеивается. Соборный синдик Клод Фролло, давно влюбленный в красавицу плясунью, со своим звонарем, горбатым Квазимодо решают похитить Эсмеральду. Она отчаянно отбивается и кричит. Появляется ночной дозор во главе с блестящим офицером Фебом де Шатопер.
Фролло исчезает, но солдаты ловят звонаря. Эсмеральда благодарит Феба за спасение. Тот, пораженный красотой юной девушки, дарит ей свой шарф. Увидев, что солдаты избивают Квазимодо, девушка просит освободить его.
Феб великодушен, но намекает, что заслужил в награду поцелуй. Эсмеральда ускользает из его объятий и исчезает. Дозор продолжает свой путь, а Квазимодо с благодарностью смотрит вслед цыганке. Комната Эсмеральды.
Она любуются шарфом Феба и складывает из букв его имя. Сладостные мечты прерывает приход Гренгуара. Он смотрит на красавицу с восхищением и нежно обнимает ее. Девушка отшатывается, и когда ухаживания «мужа» становятся все настойчивее, то обнажает кинжал.
Эсмеральда объясняет, что она любит другого, а Пьера лишь пожалела. Впрочем, он может остаться, если согласен танцевать с ней на площадях. Они тут же репетируют «па сценик»: поэт учиться аккомпанировать танцу цыганке на бубне. Когда утомленный Пьер хочет лечь спать, Эсмеральда отводит его в соседнюю комнату.
Появляются Фролло и Квазимодо. Клод молит ее о любви, но цыганка указывает на имя своего истинного любимого. В ревнивом бешенстве Фролло снова пытается увести ее силой, но Квазимодо помогает девушке скрыться. Клод клянется отомстить счастливому сопернику.
Сад в замке Алоизы де Гонделорье. Ее дочь Флёр де Лис - невеста Феба, и в замке готовятся к венчанию. Флер вместе с подругами танцует «па цветов». Появляется Феб, он галантно целует руку невесте, но та замечает, что на женихе нет подаренного ею шарфа.
Собираются гости, праздник начинается.
Либретто было создано Ж. Перро, который в то время прославился, как один из самых знаменитых балетмейстеров. Конечно, первоисточник претерпел изменения, а самая главная линия противопоставления Квазимодо и Феба де Шатопера была сглажена. Тема матери Эсмеральды и вовсе отсутствует в балете. Несмотря на все изменения, принципы хореографической выразительности были определены романтической поэтикой автора романа.
Постановки Премьера балета с успехом прошла 9 марта 1844 года в Лондоне. Главные роли исполнили именитые танцоры того времени. В роли Эсмеральды выступила К. Гризи, Феба де Шатопера — А. Сен-Леон, а Гренгуара — сам Ж. В 1844 году публика Санкт-Петербурга смогла оценить произведение Пуни.
Главную партию в этом спектакле исполнила Фанни Эльслер. В 1850 году постановка состоялась в Москве. Премьера в московском Большом театре произвела настоящий фурор у публики. Спектакль решено было оставить на несколько лет в репертуаре. В 1886 году балет вновь вернулся в Санкт-Петербург, только теперь уже в редакции «первого русского Феба» Мариуса Петипа , который стал к этому времени главным хореографом.
Клод клянется отомстить счастливому сопернику. Сад в замке Алоизы де Гонделорье. Ее дочь Флёр де Лис - невеста Феба, и в замке готовятся к венчанию. Флер вместе с подругами танцует «па цветов».
Появляется Феб, он галантно целует руку невесте, но та замечает, что на женихе нет подаренного ею шарфа. Собираются гости, праздник начинается. Феб с двумя подругами невесты танцует «па-де-труа». На празднике развлекать гостей приглашена и Эсмеральда. С нею верный Пьер с гитарой и тамбурином. Невеста просит цыганку погадать, та предсказывает ее счастливый брак. Феб, увидев ночную красавицу, подходит к ней и предлагает цыганке танцевать с ним, Эсмеральда не может ему отказать. Вмешивается невеста, Феб холодно заверяет ее в своей любви. Танцуя с Гренгуаром, влюбленная девушка показывает всем шарф - подарок Феба.
Флер вырывает шарф из рук цыганки, гневно упрекает жениха и падает без чувств. Гренгуар защищает Эсмеральду от ярости гостей. За ними уходит и Феб. Комната в таверне. Клопен приводит сюда Фролло и показывает, где спрятаться. Приходят Эсмеральда и Феб. Девушка сначала упрекает юношу в ветрености, но затем ее чувство берет верх над разумом. Феб увлекает девушку в спальню. Мучимый ревностью Клод бросается за ними.
Слышен удар, стон и звук падающего тела. Фролло вылезает в окошко, на крики цыганки приходят люди. Клопен объявляет, что в убийстве офицера виновна Эсмеральда. Девушку уводят, несмотря на ее мольбы и слезы. Берег Сены. Направо тюрьма, вдали видны башни Собора Парижской Богоматери. Эсмеральду отводит в тюрьму отряд лучников во главе с Клодом Фролло. Пьер слышит смертный приговор - цыганку за убийство должны повесить. Поэт призывает толпу вмешаться, но той не до него.
Начинается шествие короля шутов. Бродяги вносят Квазимодо. Толпа ликует. Лишь Фролло недоволен, он срывает со звонаря «царственные» одежды. Из ворот тюрьмы выводят на казнь Эсмеральду. Она прощается с Пьером и просит, чтобы шарф любимого положили вместе с ней в могилу. Фролло предлагает девушке жизнь, если она отдаст ему свое сердце. Цыганка проклинает его, Фролло в ответ велит ускорить казнь. Неожиданно появляется Феб, рана которого оказалось несмертельной.
Он обвиняет в попытке убийства священника.
В момент безумной страсти архидьякон наносит удар кинжалом в спину офицера Феба. Эсмеральда схвачена. Ее ждет неминуемая смерть. На площади перед Собором толпа людей, среди которых и Квазимодо. Он выхватывает Эсмеральду из рук стражей и уносит в свою келью Собора Парижской Богоматери.
Только там ее ждет спасение. Клод Фролло пробирается в келью Эсмеральды. Он умоляет ее о любви, предлагает бежать из Парижа. Но Эсмеральда непреклонна. Она в гневе. Она не может видеть убийцу своего возлюбленного.
Гренгуар сообщает Клоду Фролло, что толпа нищих и бродяг готова штурмовать Собор Парижской Богоматери, чтобы забрать Эсмеральду. Фролло бежит с Эсмеральдой из Собора. Гренгуар трусливо покидает их. Мольбы о любви архидьякона Эсмеральда отвергает. Клод Фролло кидает несчастную в руки сумасшедшей Гудулы. В дикой страшной схватке Гудула срывает с шеи Эсмеральды башмачок.
Точно такой же она многие годы носит на своей груди. Она нашла дочь. На площади большое скопление народа и солдат. Выживший офицер Феб отдает приказ схватить Эсмеральду. Эсмеральда счастлива: она видит своего любимого живым.