В связи с подготовкой и проведением государственных мероприятий допуск посетителей в Мавзолей Владимира Ленина и к некрополю у Кремлевской стены с 23 апреля по 16 мая 2024 года осуществляться не будет. Примечательно, что этот показатель на 10% выше, чем еще несколько лет назад: такие данные были оглашены на конференции, прошедшей 24 апреля в РИА «Новости» на тему: «Владимир Ленин: когда захоронят тело вождя?».
Мавзолей В. И. Ленина на Красной площади
Труп лежит на Красной площади, пусть лежит, это такое же историческое явление как Зимний дворец и Эйфелева башня. Я против мумий, но это момент истории. Там лежит еще много людей, меня тоже это коробит. Коммунизм — такая же религия, есть идеологическая нагрузка. Социально-политической нагрузки уже нет, в ближайшее время ее не будет, раньше борьба с Лениным — это была борьба с политикой, а сейчас — борьба с мумией.
Большинство считает, что тот самый Мавзолей на Красной Площади расположен там с самого года смерти вождя, то есть с 1924.
Но, на самом деле, он был построен только в 1930-х годах, а до этого тело Ленина располагалось во временных деревянных мавзолеях. Сколько ещё это будет продолжаться? Разговоры о перезахоронении тела начались еще в 90-х годах после обвала СССР, но к никаким итогам это не привело. До сих пор доподлинно неизвестно, зачем Сталин принял такое противоречивое решение, ведь он прекрасно сознавал, что Ленин бы не оценил такого шага. Вот почему сторонники переноса тела вождя предлагают именно это место. Несмотря на все споры, россияне маловероятно дождутся момента перезахоронения Ленина.
Молотов, И. Зеленский и А. Председателем был назначен Феликс Дзержинский. Об участии в процессе «похоронного подотдела отдела благоустройства Московского коммунального хозяйства Моссовета», а равно заявлений родственников умерших и иных требуемых законом документов, информации в открытом доступе так же нет. Гроб с останками Владимира Ильича сохранить в склепе, сделав последний доступным для обозрения.
Склеп соорудить у Кремлевской стены на Красной площади среди братских могил борцов Октябрьской революции. На оригинале документа слово «останки» — попросту вымарано, а поверх написано «тело». Ленина; «о переименовании города Петрограда в Ленинград»; «об издании сочинений В. Ленина для организации помощи беспризорным детям»; а так же — Постановление «О сооружении склепа для помещения праха В. По сути, данный документ имеет юридическую силу, большую, чем все документы «похоронной реформы», так как был принят высшим органом государственной власти СССР до Конституции 1936 г.
Несмотря на юридическую силу Постановления II съезда Советов, низкая детализация его регулирования не отменяет и не заменяет имеющееся на тот момент законодательство, что и открывает простор для юридического дискурса. Например, по смыслу законодательства, родственники умершего являются непосредственными участниками процесса, хоть это и не было их обязательством или исключительной привилегией. После смерти В. Ульянова Ленина , в живых осталось несколько его близких родственников — сестры Анна и Мария, брат Дмитрий, племянница Ольга, а также — супруга, Надежда Константиновна Крупская. По законодательству того времени, сиблинги и супруг характеризовались как «близкие родственники».
Подобный тезис подтверждается, например, п. Однако исходя из ст. В любом случае участие близких родственников в непосредственной организации похорон законодательно не ограничивалось. По сути же, семья Ленина была полностью отодвинута от данного процесса, весьма семейного, с т. Данный тезис подтверждается, в частности, обращением Крупской от 29 января 1924 г.
Большая у меня просьба к вам: не давайте своей печали по Ильичу уходить во внешнее почитание его личности. Не устраивайте ему памятников, дворцов его имени, пышных торжеств в его память и т. Помните, как много еще нищеты, неустройства в нашей стране. Хотите почтить имя Владимира Ильича, — устраивайте ясли, детские сады, дома, школы, библиотеки, амбулатории, больницы, дома для инвалидов и т. Ленина», которая по своим полномочиям не только заменила и превзошла «похоронный подотдел отдела благоустройства Московского коммунального хозяйства Моссовета», но и исключила из участия по организации похорон — родственников.
Изъятие из процесса жены, с которой умерший состоял в браке с 1898 г. С учётом того факта, что завещания или иной официально-трактуемой «последней воли» о порядке захоронения, Владимир Ильич не оставил, именно Надежда Константиновна являлась его ближайшим родственником, а значит, и лицом, которое традиционно должно было принимать решения о порядке и форме его захоронения. Тем не менее, её мнение было проигнорировано. Не учитывалось мнение жены и при дальнейшем распоряжении государством телом её мужа. Что характерно, есть все основания предполагать, что Владимир Ильич и сам бы не допустил по отношению к себе подобного.
Глава III. Мумификация Как таковое бальзамирование умерших не являлось новацией в похоронной культуре. Кроме того, выставление тела умершего для широкой публики на длительный срок так же не было уникальным. Тем не менее, подобная практика, для российской похоронной традиции, имела исключительно конфессиональное обоснование, известная у православных как «обретение святых мощей». Исключением можно назвать мумификацию тела Николая Ивановича Пирогова, умершего в 1881 году.
Однако эта история так же связана с православием: Николай Иванович был глубоко верующим и воцерковлённым человеком, идея длительного бальзамирования была инициирована его вдовой, склеп расположен под церковью, а также получено разрешение Святейшего Синода. Вопрос о порядке захоронения Ленина мог подниматься заблаговременно, т. Например, по воспоминаниям Н. Валентинова заместитель ответственного редактора органа ВСНХ «Торгово-промышленная газета» , которые, как он сам признаётся, основываются на цепочке «Бухарин поведал Рязанову, а я узнал ее не прямо от него, а в передаче некоторых посредников», осенью 1923 г. Сталина, состоялась встреча с участием партийных деятелей, в рамках которой М.
Калининым был поднят вопрос об организации похорон. Сталин, согласившись с Калининым в необходимости организации «величественных» похорон, тем не менее полностью отвергает идею кремации, предлагая забальзамировать Ленина, в целях «позволить нашему сознанию привыкнуть к мысли, что Ленина среди нас все-таки нет». Свою позицию Сталин аргументировал в т. Троцкий прямо возразил Сталину, что его предложение есть ничто иное, как заменить мощи Сергия Радонежского, на мощи Владимира Ильича. Каменев поддерживает критику, говоря, что он: «видит в этом своеобразный и странный отголосок того «поповства», которое бичевал Ленин в своей философской книге».
Косвенное подтверждение возможности существования подобного разговора можно, например, найти в автобиографии Троцкого «Моя жизнь: Опыт автобиографии», впервые опубликованной в 1930 году. В ней Троцкий пишет: «Отношение к Ленину, как к революционному вождю, было подменено отношением к нему, как к главе церковной иерархии. На Красной площади воздвигнут был, при моих протестах, недостойный и оскорбительный для революционного сознания мавзолей. Учитывая тот факт, что на момент смерти Ленина, а равно во время похорон и их приготовлений Троцкий находился на лечении в Сухуме, не публикуя каких-либо сообщений в ходе возведения мавзолея, возможно, этот протест озвучивался им до смерти его близкого соратника. Официальная версия утверждает, что решение о бальзамировании «настолько надолго, насколько это возможно» было принято исключительно после смерти Ленина.
Она базируется на реальных письмах в Комиссию и в СМИ, от граждан, рабочих и партийных коллективов, партийных деятелей. Ленина от А. Из всех родственников умершего публичный протест озвучила лишь Надежда Константиновна, через газету Правда, однако, по воспоминаниям Бонч-Бруевича, не только Крупская, но и брат с сёстрами Ульяновы не поддерживали идею о мумификации: «Надежда Константиновна, с которой я интимно беседовал по этому вопросу, была против мумификации Владимира Ильича. Так же высказались и его сестры Анна и Мария Ильиничны. То же говорил и его брат Дмитрий Ильич.
Ни у граждан, ни у советской элиты она не прижилась и после. Преданы земле видные деятели у Кремлёвской Стены и на Марсовом Поле. Киров, В. Куйбышев, М. Горький, В.
Чкалов, Ю. Ларин, А. Цюрупа, К. Цеткин, В. Маяковский и многие другие.
Посмертный покой советская власть предоставляла и тем, кого обвиняла в т. Каменеву, Г. Зиновьеву, М.
Генеральный директор Института региональных проблем, государственный советник 3 класса, кандидат политических наук Дмитрий Журавлев подчеркнул, что правовые коллизии можно разрешить: — Но нужно ли? Когда Ленин умер, наверное, его нужно было похоронить, и его вдова была за погребение.
Труп лежит на Красной площади, пусть лежит, это такое же историческое явление как Зимний дворец и Эйфелева башня. Я против мумий, но это момент истории. Там лежит еще много людей, меня тоже это коробит. Коммунизм — такая же религия, есть идеологическая нагрузка.
Возложение цветов к Мавзолею В.И. Ленина в 154-ю годовщину со Дня его рождения
После этого Сталина похоронили у Кремлевской стены, недалеко от Ленина. Иосиф Сталин на советском плакате. Кто еще похоронен у Кремлевской стены В некрополе находятся братские могилы, в которых захоронены участники революции 1917 года. Остальные могилы встроены в саму стену. Их там 115. Первое захоронение такого рода появилось в Кремлевской стене в 1925 году, последнее — в 1994-м. Здесь покоится прах и первого космонавта Юрия Гагарина, и конструктора Сергея Королева.
Всего там находятся 115 захоронений. Ранее сообщалось , что в Барнауле на площади Советов огородили памятник Ленину.
Крупская, судя по ее собственным воспоминаниям, сопротивлялась подобному способу захоронения своего супруга. Она пыталась доказать необходимость привычного погребения. Однако слова вдовы никто не услышал. Также не были услышаны протесты брата и сестер Ленина, которые также имели вес в партии большевиков. Крупской было приказано выдать вещи мужа, что она со слезами на глазах и сделала.
Позже она так и не смогла сходить в мавзолей. Но это решился младший брат Ленина — Дмитрий Ульянов. Однако и он долго не выдержал печального зрелища и, увидев мавзолей Ленина внутри, вышел оттуда со слезами. Видеть своего брата в виде безжизненной куклы Дмитрий Ильич не мог. Почему Ленина не похоронили: версия о последней воле вождя В конце 80-х гг. Автором этой версии был историк А. Он полагал, что большевики, по-своему распорядившись телом вождя, фактически нарушили волю умирающего человека.
Год смерти Ленина был тяжелым для страны, в прессе тогда было опубликовано много писем «простых советских людей» о необходимости сохранения тела вождя. Однако историк считал, что не граждане, а сам Ленин был вправе решать о том, быть ли ему забальзамированным или все-таки удостоится обычного кладбищенского покоя. Но сегодня эта версия не выдерживает критики потому, что не сохранилось никаких письменных свидетельств ни самого Ленина, ни его близких, которые бы давали ясно понять, что В. Ульянов хотел быть погребен с матерью. Возможно, будучи атеистом, Ленин вообще не придавал значения месту своего захоронения.
Ленин показал, что за 5 лет можно четырежды изменить политику. Он все сделал для того, чтобы страна, убитая и разорванная в клочья в ходе Первой мировой войны, возродилась в виде советской республики. И он проводил эту политику, по историческим меркам, стремительно - от военного коммунизма, продразверстки, продналога до НЭПа и плана ГОЭЛРО, который осветил всю страну и поднял ее из руин и пепла. Сталин продолжил этот курс, проводя индустриализацию, коллективизацию и культурную революцию.
Перед войной за 10 лет было построено 9 тысяч на ту пору лучших заводов. И это был главный памятник тому курсу, который начинал и предначертал на будущее Ленин. И неслучайно вся Европа легла под фашистов, а мы расколотили это жуткое воинство, которое поставило своей задачей уничтожить нашу страну. И сегодня - самые талантливые и грамотные, кроме тех, кто предал нашу Победу, предал всех нас, кто положил страну в 1990-е годы под американский капитал, кто разворовал, растащил, уничтожил целые отрасли… Кроме всех этих - все остальные, в большинстве своём, уважительно относятся к нашим выдающимся деятелям и к нашей истории. А оплевывают ее только предатели, пьянь и законченные мерзавцы. Циолковский, открывший нам космическую эру, говорил: среди великих Ленин самый гениальный. Эйнштейн писал: такие люди, как Ленин, сберегают и приумножают совесть человечества. Бернард Шоу: если мир пойдет за Лениным, то я спокойно ухожу в мир иной, в противном случае нас всех ждут большие потрясения и несчастья. И ещё… Ленин остается самым читаемым в мире политиком.
Нет ни одной приличной библиотеки, где бы не было его полного собрания сочинений. Я вот долго размышлял: почему народ так относился к Ленину?
Я очень хотел бы знать, кто эти товарищи в провинции, которые, по словам Сталина, предлагают с помощью современной науки бальзамировать останки Ленина и создать из них мощи.
Я бы им сказал, что с наукой марксизма они не имеют ничего общего. Против этой идеи высказались Троцкий назвавший, по некоторым данным, эту идею «безумием» [36] , Каменев осудивший её как «поповство» и Бухарин высказавшийся против попыток «возвеличить прах» [27] :159. Однако после смерти Ленина никто из них открыто против бальзамирования уже не высказывался [27] :162.
Версия Арча Гетти Советолог Арч Гетти, изучив протоколы Комиссии по захоронению Ленина, пишет в книге «Практика сталинизма» [37] : Прежде всего, Сталин, видимо, практически не имел отношения к решению о постоянной демонстрации ленинских останков. Он не входил в комиссию по организации похорон под председательством Ф. Дзержинского, которая принимала такие решения, а его подручный К.
Ворошилов, член комиссии, яростно противился этой идее. Сталин являлся членом Политбюро, которое, оказывается, утверждало все рекомендации комиссии, но, кажется, активной роли в принятии решения не играл. По слухам, возникшим через несколько десятилетий в 1960-е гг.
Эта история выглядит весьма неправдоподобно. Мысль, что такой осторожный политический тактик, как Сталин, будет открыто предлагать способ распорядиться телом Ильича, пока тот ещё жив, да ещё в присутствии своего главного соперника Троцкого, почти смешна. Верховные руководители сочли бы обсуждение подобного вопроса при жизни своего драгоценного Ленина непростительным оскорблением, и Сталин точно не подставился бы так, на радость Троцкому.
Советская историография Согласно советской историографии, идея не захоронить тело Ленина, а сохранить его и поместить в саркофаг возникла в среде рабочих и рядовых членов большевистской партии, которые направили многочисленные телеграммы и письма об этом руководству Советской России. Официально это предложение выдвинул М. Постсоветская историография Большинство постсоветских историков полагало, что эта идея на самом деле была инспирирована И.
Сталиным , а корни этой идеи видели в желании некоторых большевиков см. По мнению некоторых историков, Сталин уже в то время намеревался восстановить историческую парадигму , дав народу царя в лице себя самого и бога в лице Ленина. Другие версии Также существует точка зрения, что идеологом посмертного сохранения тела Ленина был Леонид Красин он осуществлял надзор за бальзамированием тела Ленина , который разделял идеи Александра Богданова о физическом бессмертии и Николая Фёдорова о возможности физического воскресения умерших в будущем [27] :163-164.
Высказывается и точка зрения, что одной из причин, побудивших руководство страны сохранить тело Ленина, было стремление не допустить появления самозванцев , выдающих себя за Ильича, поскольку в народе стали распространяться слухи, что Ленин пытался убежать из Кремля и покаяться перед народом, однако был остановлен охраной у Иверских ворот и изолирован в Горках [38] :35-36[ неавторитетный источник ]. Лаборатория по сохранению тела Ленина[ править править код ] 26 февраля 1924 года была создана медицинская комиссия «по наблюдению за состоянием бальзамирования тела Владимира Ильича Ленина и своевременному принятию необходимых мер». Вопрос о сохранении тела обсуждали на заседаниях тринадцать раз [39].
Первое бальзамирование не могло долго сохранять тело Ленина, этому мешало и весеннее потепление. В начале марта академик Алексей Абрикосов сообщил о появлении на теле Ленина пигментации и изменении цвета кожи — начинались необратимые процессы. Требовалось новое, основательное бальзамирование.
Исполнительный комитет под председательством Вячеслава Михайловича Молотова принял решение об использовании низких температур для сохранения тела [40] [41].
В Госдуме рассказали, когда будет похоронен Ленин
Это ток-шоу «похоронить Ленина», которое начинается каждый год, но для реальной политики эта тема вообще не значима», – поясняет политолог. Сохраняющийся и по сей день культ Ленина является одной из причин того, что его тело до сих пор не предано земле. Новости ЦК КПРФ.
Тайна держалась почти 100 лет: вот почему не хоронят Ленина
Зеленский и А. Председателем был назначен Феликс Дзержинский. Об участии в процессе «похоронного подотдела отдела благоустройства Московского коммунального хозяйства Моссовета», а равно заявлений родственников умерших и иных требуемых законом документов, информации в открытом доступе так же нет. Гроб с останками Владимира Ильича сохранить в склепе, сделав последний доступным для обозрения. Склеп соорудить у Кремлевской стены на Красной площади среди братских могил борцов Октябрьской революции. На оригинале документа слово «останки» — попросту вымарано, а поверх написано «тело».
Ленина; «о переименовании города Петрограда в Ленинград»; «об издании сочинений В. Ленина для организации помощи беспризорным детям»; а так же — Постановление «О сооружении склепа для помещения праха В. По сути, данный документ имеет юридическую силу, большую, чем все документы «похоронной реформы», так как был принят высшим органом государственной власти СССР до Конституции 1936 г. Несмотря на юридическую силу Постановления II съезда Советов, низкая детализация его регулирования не отменяет и не заменяет имеющееся на тот момент законодательство, что и открывает простор для юридического дискурса. Например, по смыслу законодательства, родственники умершего являются непосредственными участниками процесса, хоть это и не было их обязательством или исключительной привилегией.
После смерти В. Ульянова Ленина , в живых осталось несколько его близких родственников — сестры Анна и Мария, брат Дмитрий, племянница Ольга, а также — супруга, Надежда Константиновна Крупская. По законодательству того времени, сиблинги и супруг характеризовались как «близкие родственники». Подобный тезис подтверждается, например, п. Однако исходя из ст.
В любом случае участие близких родственников в непосредственной организации похорон законодательно не ограничивалось. По сути же, семья Ленина была полностью отодвинута от данного процесса, весьма семейного, с т. Данный тезис подтверждается, в частности, обращением Крупской от 29 января 1924 г. Большая у меня просьба к вам: не давайте своей печали по Ильичу уходить во внешнее почитание его личности. Не устраивайте ему памятников, дворцов его имени, пышных торжеств в его память и т.
Помните, как много еще нищеты, неустройства в нашей стране. Хотите почтить имя Владимира Ильича, — устраивайте ясли, детские сады, дома, школы, библиотеки, амбулатории, больницы, дома для инвалидов и т. Ленина», которая по своим полномочиям не только заменила и превзошла «похоронный подотдел отдела благоустройства Московского коммунального хозяйства Моссовета», но и исключила из участия по организации похорон — родственников. Изъятие из процесса жены, с которой умерший состоял в браке с 1898 г. С учётом того факта, что завещания или иной официально-трактуемой «последней воли» о порядке захоронения, Владимир Ильич не оставил, именно Надежда Константиновна являлась его ближайшим родственником, а значит, и лицом, которое традиционно должно было принимать решения о порядке и форме его захоронения.
Тем не менее, её мнение было проигнорировано. Не учитывалось мнение жены и при дальнейшем распоряжении государством телом её мужа. Что характерно, есть все основания предполагать, что Владимир Ильич и сам бы не допустил по отношению к себе подобного. Глава III. Мумификация Как таковое бальзамирование умерших не являлось новацией в похоронной культуре.
Кроме того, выставление тела умершего для широкой публики на длительный срок так же не было уникальным. Тем не менее, подобная практика, для российской похоронной традиции, имела исключительно конфессиональное обоснование, известная у православных как «обретение святых мощей». Исключением можно назвать мумификацию тела Николая Ивановича Пирогова, умершего в 1881 году. Однако эта история так же связана с православием: Николай Иванович был глубоко верующим и воцерковлённым человеком, идея длительного бальзамирования была инициирована его вдовой, склеп расположен под церковью, а также получено разрешение Святейшего Синода. Вопрос о порядке захоронения Ленина мог подниматься заблаговременно, т.
Например, по воспоминаниям Н. Валентинова заместитель ответственного редактора органа ВСНХ «Торгово-промышленная газета» , которые, как он сам признаётся, основываются на цепочке «Бухарин поведал Рязанову, а я узнал ее не прямо от него, а в передаче некоторых посредников», осенью 1923 г. Сталина, состоялась встреча с участием партийных деятелей, в рамках которой М. Калининым был поднят вопрос об организации похорон. Сталин, согласившись с Калининым в необходимости организации «величественных» похорон, тем не менее полностью отвергает идею кремации, предлагая забальзамировать Ленина, в целях «позволить нашему сознанию привыкнуть к мысли, что Ленина среди нас все-таки нет».
Свою позицию Сталин аргументировал в т. Троцкий прямо возразил Сталину, что его предложение есть ничто иное, как заменить мощи Сергия Радонежского, на мощи Владимира Ильича. Каменев поддерживает критику, говоря, что он: «видит в этом своеобразный и странный отголосок того «поповства», которое бичевал Ленин в своей философской книге». Косвенное подтверждение возможности существования подобного разговора можно, например, найти в автобиографии Троцкого «Моя жизнь: Опыт автобиографии», впервые опубликованной в 1930 году.
По мнению историка РПЦ, пожелавшего остаться неизвестным, разговоры о захоронении тела Ленина напоминают сейчас национальную игру, но через некоторое время она закончится — с уходом эпохи и людей, которые пока не готовы её отпустить. Однако в сознательном возрасте выбрал путь богоборца и стал творцом "научного атеизма". Именно поэтому его не считают членом Церкви и к нему не могут применять погребальные христианские обряды, в том числе и отпевание. Книга хранится в Российском государственном архиве социально-политической истории. Таинство совершили св. Тайные похороны Сталина. Как "ведьма" просила вынести тело вождя из мавзолея Семья Ульяновых в праздники посещала Тихвинский храм, приглашала настоятеля храма Виктора Боголюбова в дом исполнять требы. Мария Александровна иногда посещала лютеранскую церковь. Много позже Ленин, отвечая на вопрос анкеты Всероссийской переписи членов РКП б "Если вы неверующий, то с какого возраста? По воспоминаниям Крупской, он сорвал с шеи крест в пятом классе гимназии после того, как один из педагогов, сетуя о том, что молодёжь мало ходит в храмы, сказал: "Сечь надо". Религию Ленин считал проявлением ума и воображения людей.
Игнорировать их, значит игнорировать его волю. Законы советской власти должны были распространяться на всех, в т. Если защита прав и интересов не распространяется на отца-основателя государства, то номенклатурный произвол в отношении остальных — неизбежен. Почему на захоронили Ленина? По официальной версии, мумификация — не более чем глубокое бальзамирование для длящегося прощания, по просьбам трудящихся, а похороны считаются состоявшимися. Также нельзя принципиально отрицать законность произошедшего, так как Съезд Советов, принявший постановление о захоронении, является высшим органом власти, а именно он определил и месторасположение и «доступность для обозрения». Тем не менее, мы также не можем игнорировать возникшие, при исполнении, коллизии и прямые нарушения прав и интересов умершего: систематическая эксгумация и перезахоронение, ограничение прав близких родственников при организации похорон и захоронения, публичное проведение научных экспериментов без согласия умершего или его родственников и т. Справедливыми будут вопросы о содержании трупа и склепа из бюджетных средств, учитывая что Крупская прямо указывала, что предпочтительнее потратить похоронные деньги на социальные нужды. Одна из неофициальных версий гласит, что Сталин, мумификацией Ленина, прямо хотел заменить обряд поклонения мощам. Согласно этой версии, к идее его подтолкнуло и семинарское образование и «политический гений» самого Сталина. Это был понятный православному обществу обряд, замена которого, на фоне «кампании по ликвидации мощей» могла ускорить политическую победу над верой, религией и церковью, которые оставались значимым конкурентом большевиков в борьбе за влияние на общество. Таким образом, мумификация Ленина стала лишь инструментом укрепления и сакрализации власти большевиков, путём использования древнейшего на территории Руси института выражения почитания и уважения верховным руководителям и военачальникам. В случае правдивости этой версии получается, что мавзолей, помимо склепа, может символизировать и торжество государственного произвола, ради достижения политических целей и задач. Поскольку сам Ленин последовательно придерживался антирелигиозных взглядов, крайне сомнительным можно считать допустимость использования его тела для обрядов, прямо ассоциирующимися с православным почитанием святых. В целом, как традиция, так и законодательство допускает существование отдельно-стоящих склепов, а равно доступ к ним всех желающих. Отношение же к находящемуся внутри склепа трупу, специально регулируется не только законодательными актами, но и нормами этики идейными, научными, культурными, государственными , как общества в целом, так и самого умершего. Тем не менее, произвол высших органов исполнительной и законодательной власти, завуалированный «просьбами трудящихся» — восторжествовал. Договор об образовании Союза Советских Социалистических Республик. Декрет СНК Российской республики об отделении церкви от государства и школы от церкви. Декрет СНК о кладбищах и похоронах от 07. Постановление НКВД. Инструкция о порядке похорон умерших граждан и пользования кладбищами. Правительственное сообщение о смерти В. Ленина в склепе, доступном для обозрения с результатами голосования. О сооружении склепа для помещения праха В. Принято 26-го января 1924 г. Постановление Народного Комиссариата Юстиции. О ликвидации мощей. Акт о вывозе тела В. Ленина в Тюмень. Просмотрено: 01. Соколова А. Бонч-Бруевич В. Малышева С. Гранина Н. Обращение Н. Крупской к трудящимся в связи со смертью В. Ленина для публикации в газете «Правда». Давыдов Е. Шевченко Ю. Жирнов Е. Валентинов Н. Письмо рабочего Окуловских писчебумажных фабрик В. Ленина Ф. Дзержинскому с просьбой забальзамировать тело В. Письмо рабочих ткацкой фабрики Трехгорной мануфактуры в редакции газет "Известия", "Правда", "Рабочая Москва", "Рабочая газета"; 25 января 1924 г. Письмо А. Ленина; 22 января 1924 г. Воспоминания о Ленине. Новому человеку — новая смерть? Новое литературное обозрение. Полякова из с. Юрьевского Абрамовской волости Малоярославецкого уезда Калужской губернии от 10 мая 1927 г. Записка А. Следственное дело патриарха Тихона. Машинописный текст. Протокол вскрытия мощей Сергия Радонежского. Закрытие Сергиевой Лавры и судьба мощей преподобного Сергия в 1918—1946 гг. Майорова Н. Материалы к заседанию СНК от 29 июля 1920 г. Предложение НКЮ о ликвидации мощей во Всероссийском масштабе. Нас слушала Москва. Беседа с музыкальным руководителем самодеятельного корейского хора при областном радиокомитете. Кравченко о пребывании группы польских художников в Москве. Москва, 14 декабря 1933 г. Спецсообщение Л. Берии И. Сталину о работах по сохранению тела В.
Но Геннадий Андреевич считает, что вопрос о захоронении должен решаться не по христианским законам, а исходя из воли родственников и того, что Красная площадь - мистический центр мира. Геннадий Зюганов: "Когда Ельцин тоже собирался раскопать это святилище. Ведь Красная площадь - для нас это мистическое сердце мира. Он запросил, есть ли заключение родственников. Ему ответили, нет никаких документов. И тогда он подписал закон о захоронении. В соответствии с этим законом право на перезахоронение могут дать только ближайшие родственники, которые сделают соответствующее обоснование". Ольга Ульянова - не однофамилица Владимира Ильича. Она его племянница. Ольга Дмитриевна единственная, для кого Ленин, не вождь и не идол. А родной дядя. И она считает, что он уже похоронен. И я это говорила. Он же захоронен. Зачем его тормошить. Ну зачем человека, который лежит с 24 года уже восемьдесят лет, и зачем его снова хоронить". Александр Проханов читает отрывок из книги: "Чугунные двери распахнулись, и на плечах коммунистов показался стеклянный гроб. Сквозь прозрачную крышку пенилась белая ткань, над ней виднелась выпуклая желтоватая голова, странно розовели сложенные на груди руки". В новом романе Александра Проханова Ленина все же выносят из мавзолея, но тело не предают земле, а запускают в космос. Причем вынос происходит при всеобщем одобрении коммунистов и под ликование толпы. В реальной жизни, как считает Проханов, фарса не будет.
Куплю тело вождя за любые деньги: кто и куда хочет увезти Ленина из России
Владимир Ильич Ленин скончался в возрасте 53 лет 21 января 1924 года в 18 часов 50 минут в усадьбе Горки Подольского уезда Московской губернии. Одним из самых обсуждаемых событий начала этого года стало предложение вице-спикера Госдумы Бориса Чернышова перенести мемориальное кладбище с Красной площади страны и наконец-то уже предать земле тело Ленина. Похороны Ленина. Советский гражданин, Владимир Ильич Ульянов (Ленин), скончался в возрасте 53 лет 21 января 1924 года в 18 часов 50 минут. Тело Ленина похоронят через 10 лет? Церемония похорон. В СПЧ предлагают захоронить Владимира Ленина — КПРФ Москва. Главная» Новости» Похоронят ли ленина в 2024 дата. Тело Ленина похоронят через 10 лет? Церемония похорон. В СПЧ предлагают захоронить Владимира Ленина — КПРФ Москва.
Мавзолей Ленина закрылся
Однако в дневнике болезни вождя большевиков значилось, что умер он от кровоизлияния в четверохолмии мозга — типичного для аневризма при сифилисе, поразившем головной мозг. О последних минутах жизни Ильича оставил воспоминания Николай Бухарин , один из его ближайших соратников. Он лечился в санатории рядом с подмосковной усадьбой Горки, где жил и умер Ленин, и примчался туда на аэросанях. Его лицо откинулось назад, страшно побелело, раздался хрип, руки повисли. Ильича не стало», — вспоминал позднее Бухарин. Вскоре в Горки приехали и остальные соратники Ленина. Скульптор Сергей Меркуров снял с его лица посмертную гипсовую маску а также слепок с кистей рук. Патологоанатом Алексей Абрикосов руководил вскрытием и провел временное бальзамирование тела вождя — до похорон.
Вскрытие проводили в ванной комнате усадьбы. В брежневские годы на вокзале даже открыли музей — «Траурный поезд В. Цинковый, сделанный по спецзаказу гроб установили в Колонном зале бывшего Благородного собрания Московской губернии, ныне же — Дома Союзов. Искреннее сожаление Прощание с Ильичом продолжалось до 27 января. Гроб был задрапирован красными и черными тканями, вокруг были установлены корзины с цветами и пальмы.
Последний раз крупные социологические службы страны интересовались позицией россиян по этой теме в 2017 году. У ВЦИОМа результаты оказались иными: приблизительно по трети респондентов выступили за и против перезахоронения, а еще одна треть опрошенных поддержала идею переноса тела, "но не сейчас, а когда уйдет поколение, для которого Ленин по-прежнему дорог". Близкие к вциомовским результаты получил осенью 2020 года портал Superjob: 40 процентов выступили за перезахоронение вождя мирового пролетариата и еще 17 процентов за то, чтобы сделать это попозже. В общем, около двух третей российского общества поддерживают перенос кремлевских захоронений. Но даже одна треть противников этой идеи — слишком много, чтобы форсировать этот вопрос и тем самым вбивать новый клин в заживающие раны национального раскола. Кроме того, у данной темы есть еще одна оборотная сторона, которая способна вызывать раздрай. В Мавзолее и у Кремлевской стены похоронены крупные общественно-политические деятели, высокопоставленные государственные руководители, чей статус при жизни предполагает отдание им определенных почестей и после смерти — просто по формально-протокольным основаниям. Ведь — стоит повторить — перезахоронение, если или когда таковое состоится, ни в коем случае не будет означать надругательства над памятью и останками. Блогера Варламова затопчут поляки: как это будет Например, для Иосифа Сталина, как Верховного Главнокомандующего, под руководством которого страна одержала победу в Великой Отечественной войне, можно было бы рассмотреть новое место упокоения на федеральном военном мемориале "Пантеон защитников Отечества". Но нет сомнения, что тогда немедленно заявит о себе небольшое, но крайне громкоголосое меньшинство, для которого подобные почести "кровавому тирану" недопустимы.
Сегодня исполняется 150 лет с тех пор, как в 1870 году в семье симбирского инспектора народных училищ Ильи Николаевича и Марии Александровны Ульяновых родился будущий теоретик марксизма и первый руководитель советского правительства. Сторонников захоронения тела вождя очень много, так же как и противников этой идеи. После смерти Ленина 24 января 1924 года его тело было забальзамировано и помещено в мавзолей на Красной площади, где и покоится в настоящее время. Тело Ленина похоронят через 10 лет? Ульяновский музей-мемориал В. А у нас сторонников его идей с каждым годом становится всё меньше. Но пока ещё есть люди, которые почитают Ленина, и захоронение сейчас внесло бы дополнительную социальную напряжённость в общество. Это может произойти через десять лет. Пока есть сторонники, ветераны и пожилые люди, которые приходят в Мавзолей и проводят мероприятия, связанные с именем вождя социалистической революции, их нужно уважать и относиться с пониманием к их чувствам. Пока это вносит раскол в обществе, этого делать не надо. Но всё-таки надо выполнить его желание и волю, чтобы он был похоронен с матерью, как он хотел, — сказал ответственный секретарь СПЧ Александр Точенов.
Что именно мешает захоронить мумифицированное тело? Стоит ли это делать, или лучше оставить все как есть, ведь помимо самого Ленина в центре Москвы есть целое кладбище. По закону, если нет согласия живущих родственников, перезахоронить тело нельзя. Подробности в видеосюжете «ВМ»: Главный редактор открытой электронной газеты Forum. Кто-то обязательно поднимает вопрос захоронения в день рождения Ленина, в день его смерти или 7 ноября. По закону разорить захоронение нельзя.
Похороны и перерождение Ленина. Как обессмертили вождя
На сооружение первого, временного, мавзолея Щусеву отвели всего пару дней: он получил срочное задание в ночь на 24 января, а уже 26 января должны были состояться похороны Ленина (но из-за проблем со строительством срок сместили на день). В 2018 году российский депутат Владимир Петров предложил похоронить тело Ленина в 2024 году, к 100-летию со дня его смерти, поскольку размещение тела в мавзолее обходилось государству слишком дорого, и предложил заменить его восковой или резиновой моделью.[20]. Со временем тело Ленина захоронят на мемориальном кладбище, поскольку Парад Победы и праздники неуместны рядом с Мавзолеем, однако сегодня этот вопрос лучше не поднимать, сказал НСН Ярослав Нилов. Ленина если и похоронят то не в ваше и не в следующее поколение, тому есть масса причин.
Мавзолей В. И. Ленина на Красной площади
Главная» Новости» Похоронят ли ленина в 2024 дата. Когда Ленин умер, наверное, его нужно было похоронить, и его вдова была за погребение. Тело Владимира Ленина вряд ли захоронят в ближайшие десятилетия, считает депутат Госдумы от ЛДПР Василий Власов. Мавзолей Ленина на Красной площади будет закрыт с 13 февраля по 15 апреля в связи с профилактическими работами, сообщает «Интерфакс» со ссылкой на Федеральную службу охраны РФ.
Стало известно, когда можно будет захоронить Ленина
Свою позицию по дискутируемому вопросу высказал и руководитель пресс-службы Московской Патриархии, протоиерей Владимир Вигилянский. Он напомнил, что еще в начале 2000-х годов у Святейшего Патриарха Алексия II поинтересовались его мнением относительно захоронения тела Ленина. И тот согласился, что это необходимо, но потом эту тему больше не поднимал, дабы «не восстанавливать людей друг против друга. Как сказал отец Владимир, он предлагает избранному президенту после инаугурации отдать коммунистам их «святыню», то есть тело Ленина, и пусть они, что хотят, то с ним и делают: хотят — хоронят, хотят — выставляют в Шушенском, Разливе, Ульяновске, etc, или пускают смотреть на него за деньги, или без денег, или предают останки земле. Еще с 90-х годов, отметил глава патриаршей пресс-службы, его поражало то, что в стране продолжается жизнь многих слов и символов, принятых в советское время, что порождает принцип двойственности или тройственности, — когда думают одно, говорят другое, а делают третье. Сегодня многие символы потеряли свое значение, а слова не соответствуют собственному смыслу, — так, например, «самыми демократическими газетами» называют «Московский комсомолец» и «Комсомольскую правду». Владимир, — и мавзолей на Красной площади — это тоже огромное «как бы», и мы «как бы» не идолопоклонники.
Эта история выглядит весьма неправдоподобно.
Мысль, что такой осторожный политический тактик, как Сталин, будет открыто предлагать способ распорядиться телом Ильича, пока тот ещё жив, да ещё в присутствии своего главного соперника Троцкого, почти смешна. Верховные руководители сочли бы обсуждение подобного вопроса при жизни своего драгоценного Ленина непростительным оскорблением, и Сталин точно не подставился бы так, на радость Троцкому. Советская историография Согласно советской историографии, идея не захоронить тело Ленина, а сохранить его и поместить в саркофаг возникла в среде рабочих и рядовых членов большевистской партии, которые направили многочисленные телеграммы и письма об этом руководству Советской России. Официально это предложение выдвинул М. Постсоветская историография Большинство постсоветских историков полагало, что эта идея на самом деле была инспирирована И. Сталиным , а корни этой идеи видели в желании некоторых большевиков см. По мнению некоторых историков, Сталин уже в то время намеревался восстановить историческую парадигму , дав народу царя в лице себя самого и бога в лице Ленина.
Другие версии Также существует точка зрения, что идеологом посмертного сохранения тела Ленина был Леонид Красин он осуществлял надзор за бальзамированием тела Ленина , который разделял идеи Александра Богданова о физическом бессмертии и Николая Фёдорова о возможности физического воскресения умерших в будущем [27] :163-164. Высказывается и точка зрения, что одной из причин, побудивших руководство страны сохранить тело Ленина, было стремление не допустить появления самозванцев , выдающих себя за Ильича, поскольку в народе стали распространяться слухи, что Ленин пытался убежать из Кремля и покаяться перед народом, однако был остановлен охраной у Иверских ворот и изолирован в Горках [38] :35-36[ неавторитетный источник ]. Лаборатория по сохранению тела Ленина[ править править код ] 26 февраля 1924 года была создана медицинская комиссия «по наблюдению за состоянием бальзамирования тела Владимира Ильича Ленина и своевременному принятию необходимых мер». Вопрос о сохранении тела обсуждали на заседаниях тринадцать раз [39]. Первое бальзамирование не могло долго сохранять тело Ленина, этому мешало и весеннее потепление. В начале марта академик Алексей Абрикосов сообщил о появлении на теле Ленина пигментации и изменении цвета кожи — начинались необратимые процессы. Требовалось новое, основательное бальзамирование.
Исполнительный комитет под председательством Вячеслава Михайловича Молотова принял решение об использовании низких температур для сохранения тела [40] [41]. Против замораживания выступил профессор анатомии Владимир Воробьев : он считал, что это только ухудшит состояние тела [42]. Борис Збарский и Владимир Воробьёв предложили способ долговременного бальзамирования: Владимир Воробьёв занимался мумификацией животных и птиц, мумии хранились на кафедре в обычных условиях и за 15 лет сохранились в отличном состоянии. Учёным предложили провести бальзамирование [45]. Чтобы осуществить задуманное, Мавзолей снова закрыли, и 26 марта 1924 года устроили в нём лабораторию [46]. Задача требовала постоянного наблюдения и круглосуточной работы. По приказу Дзержинского к Мавзолею проложили трамвайные рельсы и электрические провода, был установлен специально оборудованный вагон, чтобы учёные могли отдыхать от работы в нормальных условиях [47].
Воробьёв использовал смесь из формалина, ацетата калия и глицерина. Для глубокой пропитки мышц формалином и бальзамирующим раствором на теле сделали разрезы [45]. В апреле Воробьёв с помощью пергидроля отбеливал потемневшие участки кожи. Когда тело Ленина переложили в ванну, в неё поочерёдно добавили спирт, глицерин , а в июне добавили ацетат калия.
Перед архитектором стояла сложная задача: нужно было органично вписать усыпальницу в сложившуюся застройку Красной площади и в то же время сделать ее новым композиционным центром ансамбля. При этом архитектурно-художественное решение здания должно было соединить в себе традиции русской архитектуры и новые веяния советской.
На сооружение первого, временного, мавзолея Щусеву отвели всего пару дней: он получил срочное задание в ночь на 24 января, а уже 26 января должны были состояться похороны Ленина но из-за проблем со строительством срок сместили на день. Работы велись в 30-градусные морозы и не прекращались ни днем, ни ночью. Один из участников строительства вспоминал, что ежедневно на стройку приходило много добровольцев и по окончании смены никто не хотел идти домой — все продолжали трудиться. Будучи большим знатоком древнерусской архитектуры, в творческих поисках Щусев намеренно не обращался к ее наследию — увековечивание памяти "отца революции" требовало принципиально нового подхода. Идея родилась из архитектурных символов вечности: в основу композиции первого мавзолея лег куб, увенчанный трехступенчатой пирамидой. Фактически постройка состояла из трех объемов: центрального куба, под которым находился склеп, и двух боковых — они служили входом и выходом.
Усыпальницу обшили тесаными досками в елочку и выкрасили в темно-серый цвет — все это вкупе с композицией создавало впечатление единого каменного монолита. Имя его навсегда, на вечные времена вошло в историю России, в историю человечества. Как нам почтить его память? Чем отметить его надгробие? У нас в зодчестве вечен куб. От куба идет все, все многообразие архитектурного творчества.
Алексей Щусев, архитектор Любопытно, что первый мавзолей, вопреки распространенному мнению, был не законченным произведением, а лишь частью первоначального проекта. Основной объем — куб — должен был стать постаментом для более величественного монумента в виде четырех колонн, перекрытых общим антаблементом — верхней частью архитектурного ордера. Но из-за трудностей, возникших в ходе строительства, от него пришлось отказаться. В конечном счете получилось максимально простое сооружение: единственным декоративным элементом стала надпись "Ленин" на фасаде. Первый мавзолей ожидаемо оказался не особо прочным. Он изначально подразумевался как временный склеп, в котором тело Ленина сможет пролежать некоторое время до принятия окончательного решения.
Поэтому уже весной 1924 года, сразу после закрытия мавзолея на перебальзамирование тела Ленина, началось строительство второго — более монументального, хотя и снова временного. Для подготовки к строительству каменного мавзолея требовалось больше времени, поэтому пока на базе старой усыпальницы решили возвести новую, более долговечную конструкцию — она простояла пять лет. К ее открытию был сделан стеклянный саркофаг по проекту архитектора Константина Мельникова. Алексей Щусев, архитектор Дать дереву монументальные формы и не перейти в бутафорию — это была задача настоящего мавзолея. Алексей Щусев, архитектор Второй деревянный мавзолей разительно отличался от первого: склеп был объединен вместе со входом и выходом в одно цельное сооружение, двери перемещены к центру фасада, а наверх добавлен небольшой объем, образованный квадратными столбами с венчающей их плитой. Принципиально новым стало появление боковых трибун, хотя мавзолей изначально стоял на месте, с которого Ленин обращался к народу.
В первом проекте объединять мемориальный памятник и главную трибуну страны не стали: сразу после смерти вождя революции постройка воспринималась исключительно как его могила. Деревянные мавзолеи Первый строили три дня, второй — полгода. Третий, постоянный, мавзолей должен был стать самым грандиозным. К составлению проекта привлекли лучших советских и зарубежных архитекторов. В январе 1925 года Президиум ЦИК СССР объявил международный конкурс, причем к участию в первом туре приглашались все желающие, вне зависимости от профессии. Принимались эскизы, наброски и даже текстовые описания идей.
Граждане Страны Советов с энтузиазмом подошли к задаче увековечивания памяти вождя. Крестьяне и рабочие, студенты и служащие присылали свои предложения в комиссию конкурса — всего было представлено 117 работ. Среди них встречались самые нетривиальные варианты: например, монумент в виде корабля "Октябрь" с фигурой Ленина на борту, сооружение в форме пятиконечной звезды или аналог египетской пирамиды. После завершения конкурса в проектировании постоянного мавзолея наступила пауза. К монументу вернулись только через четыре года. Тогда же было решено отталкиваться от ставшего уже привычным образа деревянного мавзолея, а строительство вновь поручить Алексею Щусеву.
Поиски архитектурного решения не прекращались: Щусев разрабатывал новые эскизы, корректировал пропорции и детали. Наконец, финальный проект был утвержден. Каменный мавзолей решили строить полностью из отечественных материалов: гранит для него везли со всех уголков Советского Союза — из карьеров Карелии, Урала и Украины.
Известно, что Владимир Ильич никогда не думал о похоронам в Мавзолее, его мысли были устремлены к матери и Волковому кладбищу в Петрограде, где и было упокоено ее тело. Вот почему сторонники переноса тела вождя предлагают именно это место. Несмотря на все споры, россияне маловероятно дождутся момента перезахоронения Ленина. Во-первых, Мавзолей Владимира Ильича включён в список объектов культурного наследия федерального уровня указом Президента от 1995 года.
Так что избавиться от сооружения государственной важности будет жутко непросто. В нем говорится: «Идя навстречу желанию, заявленному многочисленными делегациями, и обращениям в ЦИК Союза ССР и в целях предоставления всем желающим, которые не успеют прибыть в Москву ко дню похорон, возможности проститься с любимым вождем Исходя из этого, и был выдвинут приказ о сооружение мавзолея, который в документах значится как склеп. Согласно российскому закону, погребение может осуществляться путем предания тела или останков умершего земле. Под землей подразумевается могила или склеп, таким образом, Ленин формально захоронен.
Почему тело Ленина никак не вынесут из мавзолея?
Сохраняющийся и по сей день культ Ленина является одной из причин того, что его тело до сих пор не предано земле. Главная» Новости» Когда захоронят ленина. Когда Ленин умер, наверное, его нужно было похоронить, и его вдова была за погребение.