Празднование Собора новомучеников и исповедников Российских было определено Патриархом Тихоном и подтверждено Всероссийским Поместным Собором 1917-1918. Тем более надо стараться как можно больше узнавать о том, как жили те, кто сохранил веру, чтобы передать ее нам: читать жития новомучеников и исповедников Церкви Русской.
НОВОМУ́ЧЕНИКИ
НОВОМУЧЕНИКИ. принятое в правосл. традиции условное наименование мучеников пострадавших за веру в период после окончания гонений на христиан в Римской империи. Так кто они такие — Новомученики и Исповедники Российские? 4 февраля, в Неделю 35-ю по Пятидесятнице, Русская Православная Церковь совершает поминовение новомучеников и исповедников, пострадавших в годину гонений за веру Христову. После приведенной цитаты уже становиться очевидной нечистоплотность деятельности МП, выдающей себя за истинную Русскую Православную Церковь – Церковь Новомучеников и Исповедников Российских.
Собор Новомучеников и Исповедников Церкви Русской 2017
О том, как правильно чтить память наших новомучеников, и о причинах того, что современные христиане знают о них очень мало, рассказывает в интервью. Новомученики и исповедники – простые российские православные, священники, церковные иерархи, погибшие за веру и причисленные к лику святых. Празднование Собора новомучеников и исповедников Российских было определено Патриархом Тихоном и подтверждено Всероссийским Поместным Собором 1917-1918.
Виктор Саулкин: «Оптинские новомученики, молите Бога о нас!»
5 февраля Русская Православная Церковь празднует Собор новомучеников и исповедников Российских. А сегодня с автором и ведущим программы отцом Виталием Бочкарёвым мы поговорим о том, кто такие святые, как выбирают: кто будет святым, а кто нет и как принимаются решения о канонизации. Новомученики (новые мученики) — это люди, которые пострадали за веру сравнительно. Да, среди новомучеников были и такие, кто активно воспротивился очередному глумлению большевиков над святынями — например, «вскрытию мощей» или изъятию церковных ценностей «в помощь голодающим». Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской Протоиерей Павел родился в 1875 году в селе Новинки Серпуховского уезда в семье священника Василия.
Новомученики и Исповедники Церкви Русской. Кто они?
Дата памяти новомучеников и исповедников Церкви Русской в 2025 году выпадает на 9 февраля, воскресенье. Память собора Бронницких новомучеников – 1-я суббота октября. 4 февраля, в Неделю 35-ю по Пятидесятнице, Русская Православная Церковь совершает поминовение новомучеников и исповедников, пострадавших в годину гонений за веру Христову.
Новомученики
Сонм новомучеников и исповедников Церкви Русской прославлен был в 2000 г. Первая торжественная служба им состоялась на праздник Преображения Господня: вместо уничижения, побоев и мук насильственной смерти — преображение в славе Христовой. Новомучениками и исповедниками российскими именуют святых мучеников, которые претерпевали гонения за христианскую веру в России с периода советской власти. 7 февраля Русская православная церковь празднует память новомучеников и исповедников российских. Само название «новомученики» мы восприняли с ХУ1, ХУ11, ХУ111, XIX веков в связи со страданиями на Балканах греческих и сербских христиан, которых убивали только за то, что они отказались похулить веру во Христа и принять магометанство. Икона Собора новомучеников и исповедников Российских была создана иконописцами Православного Свято-Тихоновского Богословского института.
Виктор Саулкин: «Оптинские новомученики, молите Бога о нас!»
Согласно новому закону, религиозные организации лишались права собственности и юридического лица, а церковное имущество подлежало национализации. Примерно в это же время начались репрессии против духовенства, которые продолжались до начала Великой Отечественной войны. Антирелигиозные кампании советской власти включали в себя изъятие церковных ценностей, уничтожение храмов, монастырей, икон, запрет религиозных праздников и другие ограничения. Однако главным испытанием для православной церкви стали аресты верующих: мирян, монахов, священников, архиереев. Только с 1929 по 1933 год было арестовано около 40 тыс. Многие из них были расстреляны. А во время массовых репрессий 1937—1938 года число арестов среди духовенства превысило 130 тыс. Из них более 85 тыс. О чем просят святого и что делают в праздник В 1992 году в память о страшных событиях начала XX века Архиерейский собор РПЦ установил празднование, посвященное всем верующим, пострадавшим в послереволюционные годы, — Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской. Датой торжества стал день смерти митрополита Киевского и Галицкого Владимира в 1918 году — 7 февраля.
На момент расстрела императору Николаю было 50 лет, императрице Александре 46 лет, великой княгине Ольге 22 года, великой княгине Татьяне 21 год, великой княгине Марии 19 лет, великой княгине Анастасии 17 лет, цесаревичу Алексию 13 лет. Преподобномученица великая княгиня Елисавета Романова и инокиня Варвара Яковлева Память 18 июля 5 июля ст. Сестра императрицы-мученицы Александры Феодоровны, вдова убитого революционерами великого князя Сергея Александровича, после смерти мужа Елисавета Феодоровна стала сестрой милосердия и настоятельницей ею же созданной Марфо-Мариинской обители милосердия в Москве. Когда Елисавета Феодоровна была арестована большевиками, ее келейница инокиня Варвара, несмотря на предложение свободы, добровольно последовала за ней. Вместе с великим князем Сергеем Михайловичем и его секретарем Федором Ремезом, великими князьями Иоанном, Константином и Игорем Константиновичами и князем Владимиром Палеем преподобномученица Елисавета и инокиня Варвара были заживо сброшены в шахту близ г. Алапаевска и скончались в страшных мучениях. На момент гибели Елисавете Феодоровне было 53 года, инокине Варваре — 68 лет. Священномученик Вениамин Казанский , митрополит Петроградский и Гдовский Память 13 августа 31 июля ст. В 1922 году был арестован за сопротивление большевистской кампании по изъятию церковных ценностей. Фактическая причина ареста- неприятие обновленческого раскола. Вместе со священномучеником архимандритом Сергием Шеиным 52 года , мучеником Иоанном Ковшаровым адвокатом, 44 года и мучеником Юрием Новицким профессором Санкт-Петербургского университета, 40 лет он был расстрелян в окрестностях Петрограда, предположительно на Ржевском полигоне. Перед расстрелом все мученики были обриты и одеты в лохмотья, чтобы палачи не опознали духовных лиц. На момент гибели митрополиту Вениамину было 45 лет. Священномученик Иоанн Восторгов, протоиерей Память 5 сентября 23 августа ст. Известный московский священник, один из лидеров монархического движения. Был арестован в 1918 году по обвинению в намерении продать московский епархиальный дом! С началом «красного террора» во внесудебном порядке был казнен. Публично расстрелян 5 сентября 1918 года в Петровском парке, вместе с епископом Ефремом, а также бывшим председателем Государственного Совета Щегловитовым, бывшими министрами внутренних дел Маклаковым и Хвостовым и сенатором Белецким. После расстрела тела всех казнённых до 80-ти человек были ограблены. На момент смерти протоиерею Иоанну Восторгову было 54 года. Мученик Феодор Иванов , мирянин Память 11 сентября 29 августа ст. Болящий Феодор, с 16 лет страдавший параличом ног, при жизни почитался как подвижник верующими Тобольской епархии. Арестован НКВД в 1937 году как «фанатик-религиозник» за «подготовку к вооруженному восстанию против советской власти». В Тобольскую тюрьму доставлен на носилках. В камере Феодора положили лицом к стене и запретили ему разговаривать. Его ни о чем не спрашивали, на допросы не носили и следователь в камеру не входил. Без суда и следствия, по приговору «тройки», он был расстрелян на тюремном дворе. На момент расстрела — 41 год. Преподобномученик Лев Егоров , архимандрит Память 20 сентября 7 сентября ст. Известный миссионер, монах Александро-Невской Лавры, духовник Александро-Невского братства, один из создателей нелегального Богословско-пастырского училища в Петрограде. В 1932 году вместе с другими членами братства обвинен в контрреволюционной деятельности и приговорен к 10 годам заключения в Сиблаге. В 1937 году расстрелян «тройкой» НКВД за «антисоветскую пропаганду» то есть за беседы о вере и политике среди заключенных. На момент расстрела — 48 лет. Мученица Татиана Гримблит , мирянка Память 23 сентября 10 сентября ст. В 1920-30-е годы о ней знали христиане по всей России. Всю свою сознательную жизнь она посвятила помощи заключенным. Носила передачи, отправляла посылки. Помогала зачастую совершенно незнакомым ей людям, не зная, верующие они или нет, и по какой статье осуждены. Тратила на это почти все, что зарабатывала сама, и побуждала делать то же других христиан. Много раз подвергалась арестам и ссылкам, вместе с заключенными проехала по этапу через всю страну. В 1937 году будучи медсестрой в больнице г. Константинова, арестована по ложным обвинениям в антисоветской агитации и «сознательном умерщвлении больных». Расстреляна на Бутовском полигоне под Москвой в возрасте 34 лет. Первый Предстоятель Русской Православной Церкви, восшедший на Патриарший престол после восстановления патриаршества в 1918 году. В 1918 году анафематствовал гонителей Церкви и участников кровавых расправ. В 1922—23 году содержался под арестом. Несмотря на шантаж, отказался присоединиться к обновленческому расколу и пойти на сговор с безбожной властью. Скончался в возрасте 60 лет от сердечной недостаточности.
На разных этапах советской власти по-разному с Церковью боролись. Люди, которые в результате этой борьбы погибли, есть новомученики, а пострадавшие, но не умершие — исповедники Церкви Русской. В случае с мучениками — еще и правильную смерть, которая может быть признана смертью за Христа и за Церковь. В случае с XX веком признаком мученического героизма может быть такой важный момент: человек никого не предал, не сдал, не назвал на допросе и не признал свою вину. Получается, человек должен принадлежать Православной Церкви, не иметь серьезных нравственных проступков и — ключевой критерий — должен не стать причиной бед других людей. То есть не признать вину, ни на кого не показать, не свидетельствовать ни против кого из своих близких и дальних. Когда я кому-то объясняю, кто такие новомученики, я говорю, что это люди, которые стали святыми не благодаря своим выдающимся дарованиям, не благодаря своим аскетическим подвигам хотя они в такой ситуации тоже были , не благодаря дару молитвы или каким-то другим духовным дарам, которые Господь человеку дает в ответ на его праведное житие, а благодаря своей порядочности. Они остались людьми в ситуации, когда это было довольно сложно — в ситуации тоталитарной диктатуры, когда человек должен был встроиться в систему или исчезнуть. Они умудрялись не встраиваться и при этом оставаться людьми, христианами и не становиться причиной страданий других. Как мы можем эту ситуацию менять? Допустим, мы просто люди, миряне, которым это интересно. Надо узнавать о своих локальных новомучениках, рассказывать о них. Вот ходим мы в какой-то храм, или в городе в нашем есть или был храм, в котором служил кто-то из новомучеников. Нужно хранить о них память: ставить им иконы, детей в честь них называть, храмы в честь них строить. Кажется очень важным просто даже сделать так, чтобы в месте, где я молюсь, мои сомолитвенники, мои соприхожане видели икону Собора новомучеников и исповедников Церкви Русской. Чтобы они могли осознать, какая это огромная сумма святых, которые очень близки нам по времени и которым мы в общем-то обязаны тем, что наша церковная жизнь есть. Русская Церковь не ушла в небытие как раз благодаря таким людям, как новомученики, и эти люди пронесли сквозь свою жизнь что-то важное, что нам нужно у них воспринять. Важно помнить своих духовных прабабушек и прадедушек — тех людей, которые в ситуации, когда это было большим риском, несли веру сквозь свою жизнь и умудрялись в совершенно не благоприятствующих этому обстоятельствах сохранять свое христианство. Чем это может быть полезно для нас? Чтобы понимать древних святых, нам нужно узнавать о наиболее близких. Благодаря тому что эти люди жили в близком нам быту, их жизнь гораздо более понятна. Они говорили на том же языке, что и мы, пользовались теми же понятиями. Мы мало знаем о семейной жизни и тем более о дружбе древних святых, нам сложно представить, как они общались. А новомученики писали письма членам семьи и друзьям. И у нас есть возможность читать эти письма. Странно не пользоваться шансом чему-то научиться у своих единоплеменников. В проекте «Слово новомучеников» мы читаем письма святых ХХ века. В них мы видим их личные особенности: как они страдали, чувствовали свое несовершенство, молились, отчаивались, находились силы вновь молиться, бороться. Мы видим живых людей. В житиях бывает сложно разглядеть индивидуальность человека. Наш проект позволяет услышать слово новомучеников, которое было сказано ими самими, а не авторами житий. Через тексты мы можем увидеть не только тот результат жизни, который зафиксирован в житии, но и взглянуть на эту жизнь в разрезе.
В праздник новых мучеников и исповедников Российских, мы вспоминаем не только тех, кто принял страдания в годы коммунистических гонений, но и тех, кто пострадал за Христа в наши дни. Мы знаем имена иеромонаха Нестора, иеромонаха Василия и других Оптинских иноков, архимандрита Петра и многих невинноубиенных православных христиан, среди которых немало священников, монахов, девиц и детей. Многим известно об убийстве в Москве в 1997 году алтарника, отрока Алексия после ночной пасхальной службы, когда убийцы заставляли его снять с себя крест. Точно так же, как о зверском убийстве хранителя мироточивой Иверской иконы Божией Матери Иосифа и многих других. Наступившая эпоха, будем надеяться, принесет свой плод духовный в виде новых угодников Божьих. Среди них, безусловно, будут и святители, и преподобные, и праведные, возможно, миссионеры. Но исключить из их числа немногочисленных дай-то Боже новомучеников нам не позволяет ни христианская совесть, ни научная объективность. Мученичество в современном православном богословии Существуя с древних времен, мученичество не потеряло своего значения и сегодня. С древности к мученикам Церковь применяла слова Христа: «Нет больше той любви, как если кто положит душу за друзей своих» Ин. Современное Учительство Церкви не забывает напоминать верующим о том, какое значение для всех христиан имеет подвиг мучеников. Ведь, поскольку Иисус Христос, Сын Божий, явил Свою любовь, положив за нас Свою душу, то большой любви, чем у того, кто свою душу полагает за Него и за братьев своих, нет ни у кого. Уже с самого начала некоторые христиане были призваны - и всегда будут призываться - к тому, чтобы подать это величайшее свидетельство любви перед всеми, особенно перед гонителями. Поэтому мученичество, которым ученик то есть христианин, осознанно воспринимающий веру как бы «уподобляется» то есть следует по стопам своему Божественному Учителю, добровольно принявшему смерть ради спасения мира, и сообразуется Ему через пролитие крови, почитается Церковью как драгоценнейший дар и наивысшее доказательство любви. Особо отметим, что мученичество есть высшее свидетельство об истине веры. Оно означает свидетельство до смерти. Мученик свидетельствует о Христе умершем и воскресшем, с Которым он соединен любовью. Он свидетельствует об истине веры и христианского учения. Он принимает насильственную смерть. Церковь с самым бережным вниманием хранит воспоминания о тех, кто отдал свою жизнь, чтобы свидетельствовать о своей вере. Деяния мучеников составляют свидетельства Истины, написанные кровью. Ведь знаком истинности христианской любви, постоянным, но особенно красноречивым в наши дни, является память о мучениках. Их свидетельство не должно быть забыто. Церковь первого тысячелетия родилась из крови мучеников: «Sanguis martirum - semen christianorum» «кровь мучеников - семя христиан». Исторические события, связанные с Константином! Великим, никогда бы не обеспечили Церкви тот путь, который она прошла в первое тысячелетие, если бы не было посева мучеников и наследие святости, характеризующих первые христианские поколения. К концу второго тысячелетия Церковь стала вновь Церковью мучеников. Гонения наверующих - священников, монашествующих и мирян - вызвали обильный посев мучеников в разных частях света. Свидетельство, приносимое Христу, вплоть до свидетельства кровью, стало общим достоянием православных христиан. Это свидетельство нельзя забывать. Несмотря на большие организационные трудности, Церковь первых веков собирала свидетельства мучеников в мартирологи. В XX веке вновь явились мученики - часто неизвестные, они подобны «неизвестным солдатам» великого дела Божьего. Мы должны изо всех сил стараться не утерять для Церкви их свидетельства. Мы должны сделать все возможное, чтобы не канула в Лету память о тех, кто принял мученичество, и для этого собирать необходимые свидетельства о них. Провозглашая и почитая святость своих сынов и дочерей, Церковь воздала высшую честь Самому Богу. В мучениках она почитала Христа, источник их мученичества и святости. Позднее распространилась практика канонизации, и по сей день существующая в Православной Церкви. Причисление к Лику святых умножалось в последние годы. Они свидетельствуют о жизненной силе Церкви Христовой, которые ныне гораздо многочисленнее, чем в первые века и вообще в первое тысячелетие. Святая Православная Церковь не только не изменила своего благоговейного отношения к подвигу мученичества и к мученикам, но и постоянно напоминает о необходимости сохранять память об их свидетельстве. Богословское значение мученичества Размышляя о мученичестве с богословской точки зрения, мы можем понять его подлинное значение для христианской веры и жизни. Говоря вкратце, можно подчеркнуть несколько особенно важных моментов такого размышления: Мученический подвиг обращен ко Христу: Мученик соотносит всю свою жизнь со Христом, Которого рассматривает как Путь, Истину и Жизнь. Иисус Христос ставится для него центром истории - не только истории человечества, но и его собственной, личной истории. Христос для мученика центр всего мироздания и мера всех вещей и событий. Подлинную значимость жизнь человека обретает только в свете личности Иисуса Христа. Поэтому мученик осознает себя призванным следовать за Ним и подражать Ему во всем, включая и Его мученическую смерть на Кресте. Смерть мученика, благодаря ее устремленности ко Христу, становится, таким образом, знамением подлинной Жизни, а сам мученик входит в отношения глубочайшего единения и союза со Христом. Момент мученичества иногда даже уподобляют моменту бракосочетания между душой мученика и ее Господом. Мученический подвиг обращен к торжеству Царства Небесного: В смерти мученика осуществляется конечное торжество Царства Божьего, к которому была устремлена его жизнь. Мученичество ставит нас необходимостью заново осознать значение, смысл и конечную цель человеческой жизни и истории человечества. Мученическая смерть - это торжество царства благодати и жизни, Царства Божьего над царством греха и смерти, силами тьмы, действующими в преходящей реальности. Это событие, указывающее на то, что без присутствия Христа реальность не имела бы смысла и ценности. Мученический подвиг обращен к Церкви: Мученик умирает в Церкви и в вере Церкви. Он умирает не за убеждения или взгляды, а за Личность Христа, объемлющую всю полноту Истины. Поэтому смерть мученика немыслима вне Тела Христова, которым является Церковь. Умирая в вере Церкви, мученик рождается в новую жизнь и причисляется к Церкви Торжествующей, оставаясь причастным к жизни своей христианской общины, ходатайствуя о ней и укрепляя ее веру. Наконец, мученический подвиг обращен и к миру: Мученичество всегда является публичным свидетельством о Христе и Его истине перед лицом мира и перед лицом гонителей. Поэтому в своем подвиге мученик уподобляется Христу, пришедшему в мир, чтобы мир познал Отца. Принимая смерть за Христа, мученик возвещает о Нем всему миру. В каждом мученике за веру есть частица Духа Христова, частица Христовой судьбы. Их тяжелый крестный путь, страдания и муки стали нашим спасением. И именно благодаря ним, тем светлым и мужественным Христовым воинам Церковь наша окрепла и выстояла, а впоследствии - возродилась и вернулась в еще большей своей славе и величии. И даже теперь, пребывая с Господом где-то в ином, абсолютно совершенном мире вечного покоя, они остаются для нас тем ярким светочем, указывающим путь к Богу, нашими ходатаями перед Ним, нашим духовным спасением. Так как все они, как и Он, Богочеловек, избрали тернистый путь к свету, обрекли себя на терпения, страдания, на смерть ради спасения своего народа, ради правды, ради святой истины.
Клин православный
Только в день празднования Собора новомучеников и исповедников Церкви Русской совершается память святых, дата смерти которых неизвестна. В этот день Святая Церковь совершает поминовение и всех усопших, пострадавших в годину гонений за веру Христову. Поминовение это совершается по определению Священного Синода Русской Православной Церкви от 30 января 1991 года на основании решения Поместного Собора 1917—1918 годов. Жестокий и кровавый XX век стал особенно трагическим для России, потерявшей миллионы своих сынов и дочерей не только от руки внешних врагов, но и от собственных гонителей-богоборцев.
Летом местный совет постановил отобрать у церкви метрические документы. Прихожане отказались отдавать большевикам церковные книги.
Когда новые власти пришли за документами, кто-то из священников ударил в колокол и завязалась потасовка, однако вооруженные рабочие разогнали недовольных сельчан. Отца Петра обвинили в организации восстания, арестовали и увезли судить в Екатеринбург. Его заточили в одиночную камеру строгого режима арестантского дома. Через какое-то время отца Петра и других арестантов передали комиссару карательного отряда и увезли в Тюмень. Было понятно, что впереди - мученическая смерть.
Ожидая столкновений с армией Сибирского правительства, революционеры строили укрепления, заставляли тяжело трудиться заключенных. Отец Петр круглосуточно носил землю, пилил доски, не теряя бодрости духа даже в состоянии крайнего истощения. В один из вечеров Корелина повезли в грязном пароходном трюме к Тобольску. Ночью его заставили выйти на палубу, раздели, избили и, привязав камень, бросили в воду. Женщина молилась, чтобы монашеский постриг принял кто-то из ее детей.
Косьма мирское имя Кукши с детства любил одиночество, при этом очень внимательно относясь к окружающим. Как-то Косьма повез нездорового двоюродного брата к старику, изгонявшему злых бесов. Старец помог юноше, предупредив Косьму о том, что тот до конца жизни будет гоним врагами. В 20 лет Косьма после посещения горы Афон принял решение служить Богу. В 1896 году он стал насельником Русского Свято-Пантелеимонова монастыря.
В 1905-м послушника Косьму постригли в монашество. В 1913 году после требований властей Греции о выезде с Афона российских монахов, будущий священномученик вернулся в Россию, став послушником Киево-Печерской Лавры. Батюшка мечтал о великой схиме, но в силу молодого возраста ему отказывали. На 56 году жизни он тяжело и, как думали, смертельно заболел. Его в срочном порядке постригли в схиму, дав имя в честь иеромонаха Кукши Печерского.
При этом и сам далее писал: «Тот же еп. А деканонизирован без всякого соборного или даже синодального решения. Кто и кем уполномочен отменять решения Собора, даже если оно было поспешным и неправильным? Или, если бы канонизация произошла по приказу каких-то государственных или иных структур, имеющих возможность влиять на Собор. Но ведь таких доказательств и таких приказов нет. И, если о ком-то из прославленных тогда не стало известно что-то, не укладывающееся в обывательское представление о святом, то м. Вообще, можно почитать «Жития святых» святителя Димитрия Ростовского, чтобы убедиться, как много святых не вписываются в наши представления об «образцовом» человеке. Другая цитата протодиакона Андрея представлялась еще более спорной: «Можно предположить, что по мере погружения исследователей в архивно-ГПУшный материал были найдены документы и свидетельства, не соответствующие христианским представлениям о том, как святой не простой человек, а именно образцовый святой должен вести себя на допросе и даже под пыткой»[23]. Но где содержатся христианские представления о том, как святой должен вести себя под пыткой?
Разве первоверховный апостол Петр не отрекся трижды от Христа за одну ночь даже и без пытки и после покаяния не стал вновь апостолом? И разве мы можем забывать о том, что первым христианским святым, которого Сам Христос прославил, был разбойник, который висел рядом с Ним на кресте, но использовал последнее время жизни для покаяния и исповедания своей веры во Христа? И что это такое «образцовый святой»? И кто может доказать, что святитель Василий Кинешемский не покаялся если предположить даже, что он оговорил арестованную вместе с ним Ираиду Тихову? Хотя, как справедливо писал в 2004 году в ответ конкретно на это обвинение в адрес святителя, выдвинутое П. Проценко, иеромонах Макарий Маркиш «Владыка Василий был знаком с Тиховой в течение нескольких лет, жил у нее в доме и служил в храме, тайно устроенном у нее на участке. Арестованы они были одновременно, все эти факты следствию были известны, и ничего нового о ней из показаний епископа извлечь было невозможно»[24]. Возникал еще существенный вопрос. Протодиакон Андрей Кураев писал: «ФСБ больше не допускает церковных историков к архивам, разрешая знакомиться лишь с отдельными выписками из дела по усмотрению ФСБ »[25].
Так кто же конкретно видел документы, согласно которым следует, что святитель Василий «не соответствует» «требованиям» для его канонизации? Я лично работал в архиве УФСБ России по Ивановской области с несколькими томами его архивных уголовных дел за разные годы, так вот я там не видел ничего порочащего епископа Василия. Почему мы априори должны доверять какому-то исследователю, утверждающему обратное? И, если на то пошло, где гарантии, что подпись святителя под протоколами, на основании которых кого-то осудили если вообще есть такие протоколы подлинная? Например, игумен Дамаскин Орловский , много потрудившийся для прославления новомучеников и исповедников, как видно из его последних публикаций, чересчур доверяет советской репрессивной машине, что она якобы работала предельно точно, как часы, и архивные уголовные дела содержат только правду, хотя и преломленную особым образом в сознании тех, кто их вел. А это иногда могло быть так, а иногда могло быть и не так. В стране, где Конституция значила меньше закрытых постановлений, где высшие меры наказания назначали внесудебные органы, где писанные законы легко могли попираться волей тех, кто в этот момент мог это сделать перед тем, как потом самому стать жертвой этой же машины репрессий, где ложь и предательство были негласными добродетелями - откуда мы можем знать, достоверны какие-то конкретные уголовные дела или нет? Если, например, судебные процессы против бывших первых лиц государства в 1930-е годы носили показательный характер, на них были иностранные журналисты, пресса всего мира свидетельствовала о подлинности их признаний, то кто может подтвердить подлинность признаний безвестных и, в силу этого, "малозначимых", даже с точки зрения современного православного публициста мучеников и исповедников? И даже бывшие первые лица страны - что стояло за их признаниями?
Оруэлла в его романе «1984» есть интересная версия на этот счет. Действительно, формы психологического воздействия на человека, способные изменить его восприятие окружающего, говорить не то, что он думает, очень многообразны. С другой стороны: раз выявилось, что в работе комиссий по канонизации были ошибки, то значит правильно, что процесс дальнейших прославлений приостановлен. Но это совсем не повод говорить о «деканонизации». Потому что у Бога совсем другая логика, чем у людей. Но дальше протодиакон Андрей Кураев написал еще более странную вещь: «Древние мученики страдали и умирали прилюдно. На глазах всего города. Потому они и были - «свидетелями». Потому и прославлялись христианами немедленно и бесспорно.
Потому и была их кровь, пролитая во очию всех, «семенем Церкви». Новомученики допрашивались и казнились потаенно. Поэтому их казни не стали «семенем». На смену «павшим борцам» не вставали тысячи новых, зажженных примером их свидетельства до крови»[26]. Получается, что по его мнению именно публичность, иногда сопровождаемая театральными эффектами в казни первых христианских мучеников, стала причиной того, что они стали «семенем Церкви».
Весь клир храма, включая протоиерея Алексия Соколова , священника Николая Гаварина и служившего в этом же храме диакона сщмч. Елисея Штольдера , вынужден был перейти служить в Николаевский храм в селе Ромашково. В августе 1937 года следователь вызвал одного из жителей Кунцево , некоего Александра Ивановича, и предложил ему дать показания на священника Николая Гаварина. Свидетель был со священником незнаком и отказался давать показания.
Спустя некоторое время следователь сам сочинил протокола допроса и потребовал, чтобы свидетель его подписал, что тот, наконец, не читая, и сделал. Затем следователь позвал к себе приятеля первого свидетеля - Илью Тимофеевича, который также подписал заранее написанные протоколы «свидетельских показаний». Впоследствии, когда следователю понадобились лжесвидетельства против других людей, он, зайдя к Илье Тимофеевичу домой, попросил его подписать еще три пустых бланка протоколов, что тот и сделал. Для более эффективного ведения дел следователь привлек к следственному процессу председателя Ново-Ивановского сельсовета, который согласился вместе со следователем писать протоколы допросов от лица лжесвидетелей, как хорошо знавший людей, проживающих в этом районе. Следователь сначала составлял конспект об антисоветской и антигосударственной деятельности подозреваемого, потом писал протоколы, а затем вызывал того, от чьего лица протоколы были написаны, а председатель сельсовета — тех, за кого он писал протоколы. Так в течение короткого времени они вдвоем составили более полусотни протоколов показаний лжесвидетелей.
Кто такие новомученики и исповедники
На расстрел его повели в одном нижнем белье, босиком по снегу. Священномученик Серафим Чичагов , митрополит Память 11 декабря 28 ноября ст. Офицер царской армии, выдающийся артиллерист, а также врач, композитор, художник… Он оставил мирскую славу ради служения Христу и принял священный сан по послушанию своему духовному отцу — святому Иоанну Кронштадтскому. В тюрьму его везли на карете скорой помощи, на расстрел — вынесли на носилках. Священномученик Иларион Троицкий , архиепископ Верейский Память 28 декабря 15 декабря ст.
Выдающийся православный богослов, писатель, миссионер. Во время Поместного Собора 1917—18 годов тогда еще архимандрит Иларион был единственным не-епископом, которого в кулуарных разговорах называли в числе желательных кандидатов на патриаршество. Он принял епископский сан в разгар гонений на веру — в 1920 году, и вскоре стал ближайшим помощником святого патриарха Тихона. Ему было 43 года.
Мученица княжна Кира Оболенская, мирянка Память 17 декабря 4 декабря ст. На момент расстрела мученице Кире было 48 лет. Мученица Екатерина Арская, мирянка Память 17 декабря 4 декабря ст. Купеческая дочь, родилась в Петербурге.
В 1920 году она пережила трагедию: от холеры скончался ее муж — офицер Царской армии и староста Смольного собора, затем — пятеро их детей. Ища помощи у Господа, Екатерина Андреевна включилась в жизнь Александро-Невского братства при Феодоровском соборе в Петрограде, стала духовной дочерью священномученика Льва Егорова. На момент расстрела ей было 62 года. Мученик Михаил Новоселов, мирянин Память 21 января 8 января ст.
Историк, публицист, почетный член Московской Духовной Академии. Внук священника, в молодости он пытался создать собственную общину, живущую по учению графа Толстого. Затем вернулся в Церковь и стал православным миссионером. С приходом к власти большевиков, Михаил Александрович вошел во Временный Совет объединенных приходов города Москвы, который на первом же своем заседании призвал верующих встать на защиту храмов, оградить их от посягательств безбожников.
Священномученик Александр Туберовский, иерей Память 23 декабря 10 декабря ст. На момент революции он был мирянином, доцентом кафедры догматического богословия Московской Духовной академии. В 1919 году академической карьере пришел конец: Московская академия была закрыта большевиками, а профессура разогнана. Тогда Туберовский принял решение вернуться на родную Рязанщину.
В начале 20-х годов, в самый разгар антицерковных гонений, он принимает священный сан и вместе со своим отцом служит в храме Покрова Богородицы в родном селе. Отцу Александру Туберовскому на момент расстрела было 56 лет. Преподобномученица Августа Защук , схимонахиня Память 8 января 26 декабря ст. На момент расстрела схимонахине Августе было 67 лет.
Священномученик Сергий Мечев, иерей Память 6 января 29 декабря ст. На момент расстрела ему было 49 лет. Фотокарточки исповедников Трудности почитания Новомучеников и исповедников Российских в настоящее время Митрополит Климент: Нужно активно повествовать о подвиге новомучеников и исповедников ХХ век в истории России ознаменован жестокими репрессиями Советской власти против собственных граждан. Людей карали за малейшее несогласие с коммунистической идеологией и за религиозные убеждения.
Многие православные христиане стали жертвами большевиков, не отступив от своей веры. Новомученики и Исповедники Церкви Русской — сонм святых Русской Православной Церкви, принявших мученическую кончину за Христа или подвергшихся гонениям после Октябрьской революции 1917 года. Собор Новомучеников и Исповедников начал формироваться в 1989 году, когда был канонизирован первый святой — патриарх Тихон. Затем, по мере исследования биографий и других архивных документов, из года в год канонизировали несколько человек.
Среди Новомучеников и Исповедников есть священнослужители и миряне, люди разных профессий, званий и сословий, объединённые любовью к Богу и людям. Безбожная власть Христианство и коммунизм несовместимы. Их моральные нормы противоречат друг другу. Бог есть любовь, а не революционный террор.
Церковь учила не убивать, не красть, не лгать, не творить кумиров, прощать врагов, чтить родителей. А большевики убивали невинных, сокрушали традиции предков, растаскивали чужое имущество, насиловали, воспевали блуд в ущерб семье, на место икон вешали портреты Ленина и Сталина. С точки зрения христианина, строили Ад на земле. Легко представить, как такой лидер государства проявил себя в отношении Церкви, когда получил власть.
Взрыв православной церкви, 1918 год Разграбление церкви, послереволюционные годы Только с началом Великой Отечественной войны репрессии священнослужителей сократили свой размах. Поскольку Советское правительство решило использовать Церковь для патриотической пропаганды. Открывались храмы. Прихожане под руководством священников собирали деньги для фронта.
За период 1941-43 г. Но война окончилась, и неблагодарная власть более не нуждалась в Церкви. С 1948 года начинаются новые аресты духовенства, которые продолжаются весь период с 1948 по 1953 год, и снова закрываются храмы. Судили быстро, расстреливали сразу Над священнослужителями и монахами не было длительных процессов.
Их вина в глазах большевиков была бесспорной — религиозность, а лучшим доказательством преступления являлся крест на шее. Поэтому среди Новомучеников и Исповедников много тех, кто был убит на месте — там, где молился, там, где призвал Бога. А причину могли найти любую. Он был расстрелян 31 октября 1917 года за организацию Крестного хода, на котором, как решили красногвардейцы, молился за победу белоказаков, защищавших Царское Село, но вынужденных отступить.
На самом деле отец Иоанн и другие священнослужители хотели успокоить местных жителей, напуганных артиллерийским обстрелом, и возносили молитвы о мире. Вот как рассказывает о гибели священника очевидец: 25 января 1918 года в Киеве после большевистского погрома в Киево-Печерской Лавре, был убит митрополит Киевский и Галицкий Владимир Богоявленский. Его похитила и тут же расстреляла группа солдат. Фотография семьи императора Николая II 18 июля 1918 года в Алапаевске сбросили в шахту и забросали гранатами нескольких представителей Дома Романовых и близких к ним людей.
Русская православная церковь за границей канонизировала всех убитых под Алапаевском кроме управляющего Ф. Ремеза в лике мучеников. Русская православная церковь причислила к лику святых только двух из них — великую княгиню Елизавету Фёдоровну и инокиню Варвару, которые до казни вели монашескую жизнь. Елизавета Фёдоровна после смерти мужа от рук террористов основала Марфо-Мариинскую обитель милосердия, насельницы которой занимались лечением нуждающихся и благотворительностью.
Там и была арестована. Елизавета Фёдоровна и инокиня Варвара Среди новомучеников есть дети. Отрок Сергий Конев, воспитанник епископа Гермогена, считал Владыку дедушкой. После ареста и расстрела епископа мальчик сказал одноклассникам, что его дедушка пострадал за веру в Бога.
Кто-то передал это красноармейцам. Те изрубили мальчика шашками. Часто на допросах чекисты старались добиться, чтобы человек признался в антисоветских высказываниях. Нужен был формальный повод для осуждения его как врага революции.
Поэтому заставляли подследственных клеветать друг на друга, фабриковали дела о контрреволюционных организациях. Верующие люди не желали свидетельствовать против ближних, за это они подвергались пыткам. Жития Новомучеников и Исповедников безупречны. Они помнили слова Евангелия: Доносчики и клеветники впоследствии не были канонизированы.
В безвинности пострадавших от репрессий можно убедиться сразу. Священник Александр Соколов пострадал за то, что организовывал хождения с молебнами по окрестным сёлам. По мнению следствия, он намеренно отвлекал колхозников от уборки урожая. За что и был расстрелян 17 февраля 1938 года на полигоне Бутово.
Священник Василий Надеждин читал молодёжи Василия Великого, Иоанна Богослова, рассказывал о поездке в Дивеевский монастырь, за что был сослан в Соловецкий лагерь особого назначения, где заболел тифом и умер 19 февраля 1930 года. Священник Иоанн Покровский советовал местным школьникам молиться, чтобы уроки лучше запоминались. Один из учителей донёс на него. Обвинённый в религиозной пропаганде, священник был расстрелян 21 февраля 1938 года.
Кто-то пожалел о том, что больше не празднуют Рождество, кто-то принял у себя монахов и за это упокоился в братской могиле или пошёл по этапу на Север… Разумеется, были представители духовенства и миряне не только заявлявшие о своей вере, но и разоблачавшие Советскую власть. Эта критика была рождена христианскими убеждениями, которая не позволяла мириться с грабежами, насилием, разрухой, которые принесли большевики. Именно тогда Церковь показала, что она с народом, что священники, которых и в те времена социалисты обвиняли в стяжательстве, не стали обслугой новой власти, но обличили её. Священники сожалели о судьбах репрессированных христиан, носили им передачи, призывали молиться о спасении страны, объединяли прихожан утешительным словом, за что обвинялись в контрреволюционной деятельности.
Фреска в храме с Новомучениками и Исповедниками Понадобилось немало усилий карательных органов, прежде чем остатки священнослужителей были загнаны под каблук государства. Но десятки тысяч Новомучеников и Исповедников уже были далеко от земной юдоли, там, где нет ни болезни, ни печали, ни НКВД, но жизнь бесконечная. Многие репрессированные священники были многодетными отцами, долго ждали их маленькие дети, выбегая на дорогу или часами сидя у окна.
Их жизнь, кончина талантливо описаны в книге «Пасха Красная» писательницы Нины Павловой 1939-2015 гг. Порядок канонизации Значительная часть пострадавших за веру — более 1000 человек — прославлены в 2000 г. Однако процесс канонизации для общецерковного почитания продолжается до наших дней.
О множестве людей не сохранилось данных вообще, по другим — их недостаточно для решения вопроса о святости. Священный Синод утвердил рекомендации для комиссий по канонизации святых XX в. Для рассмотрения вопроса необходимо представить Патриархии: архивные документы, свидетельствующие о жизни человека, его исповедническом подвиге; это может быть следственное дело, публикации прессы, другие документы; свидетельства народного почитания праведника, чудес по его молитвам, которые должны иметь документальное подтверждение. Сколько новомучеников и исповедников прославлено к 2021 году? Сейчас число прославленных святых уже превысило 1700, то есть увеличилось почти вдвое сравнительно с Архиерейским собором 2000 г. Где посмотреть полный список на сайтах епархий — материалы о мучениках, пострадавших на той или иной территории; в журналах заседаний Св.
В их память освящаются престолы, строятся также новые храмы. Иконы Первая из них известна с 2000 г. Композиция образа довольно сложна: по центру — Храм Христа Спасителя , а также престол в красном облачении, символизирующем вечную Пасху Царства Небесного; вокруг — иерархи, начиная со свт. Тихоном, царь Николай, его семья, другие страдальцы за веру; в верхней части образа — Деисус, то есть изображение Иисуса Христа с предстоящими Богородицей, Иоанном Крестителем, другими святыми; на полях образа — клейма, представляющие кончину некоторых из великого множества святых. Храмы К настоящему времени их насчитывается 47. Большая часть церквейнаходится в России.
Храм Новомучеников и Исповедников Церкви Русскойв городе Апатиты Мурманской области Построен во имя тех, кто в годы советской власти пострадал за веру и Отечество. Апатиты, ул. Ленина, 40. Телефон: 8 815 55 6-19-90. Режим работы : с 8:00 до 18:00 без перерывов и выходных Сложилось ли народное почитание? Об этом существуют разноречивые мнения.
Все еще нередки ситуации, когда в церквях, связанных с именем того или иного пострадавшего за веру, нет не только его престола, но даже его иконы. Многие критикуют саму практику массовой, очень быстрой канонизации, когда попросту не удалось создать исторически достоверные, основанные не только на архивных делах, но на свидетельствах современников, живые жития святых. Но дело не только а может быть — не столько в этом. Вот что, например, говорит, протоиерей Кирилл Каледа, сын известного протоиерея Глеба, тесно общавшегося с сщмч. Владимиром Амбарцумовым, другими исповедниками: «Широкого почитания в массовом сознании, как в церковном, так и в светском, сохранения их памяти, все-таки нет. Мы живем к великому сожалению очень земными заботами.
Придя в Церковь, мы в первую очередь молимся о том, чтобы нам удачно поменять машину, чтобы дочка вышла хорошо замуж и так далее… А к новомученикам, у которых надо просить мужества стоять за Веру, крепости в вере, мы не обращаемся. Потому что, оказывается, эти духовные ценности для большинства из нас являются совершенно абстрактными и непонятными.
Мучеников почитали святыми с самого начала христианства. Это люди были тверды в своей вере и не хотели отречься от нее даже ценной собственной жизни. Первый христианский мученик был убит около 33—36 года Первомученик Стефан. Исповедники греч. Они также почитаются святыми. Значение понятия Те христиане, которые были убиты в 20 веке во время политических репрессий, носят название новомучеников и исповедников Росийских Мученический чин разделяется на несколько категорий: Мученики — христиане, отдавшие жизнь за Христа. Новомученики новые мученики — это люди, которые пострадали за веру сравнительно недавно.
Священномученик — человек в священническом сане, который принял мученическую смерть. Преподобномученик — монах, который принял мученическую смерть. Великомученик — мученик высокого рода или сана, который претерпел великие мучения. Для христиан принять мученическую смерть является радостью, так как умирая, они воскрешают для вечной жизни. Новомученики России После прихода большевиков к власти, их главной целью было ее сохранение и устранение врагов. Врагами они считали не только структуры, напрямую нацеленные на свержение советской власти белая армия, народные восстания и пр. Поскольку марксизм-ленинизм предполагал атеизм и материализм, то православная Церковь как самая многочисленная сразу стала их противником. Историческая справка Поскольку духовенство имело авторитет среди людей, оно могло, как думали большевики, натравить народ на свержение власти, а значит, представляли угрозу для них. Сразу после октябрьского восстания начались гонения.
Так как большевики не укрепились окончательно и не хотели, чтобы их правительство выглядело тоталитарным, устранения представителей Церкви не обусловливалась их религиозными убеждениями, а представлялась в виде наказания за «контрреволюционную деятельность» или за другие выдуманные нарушения. Формулировка подчас была абсурдна, например: «затягивал церковную службу с целью срыва полевых работ в колхозе» или «он умышленно придерживал у себя разменную серебряную монету, преследуя цель подрыва правильного денежного обращения».
Называются так в отличие от мучеников, которые были умерщвлены в ходе гонений на христиан… … Википедия Новомученики Бутырские — … Википедия Новомученики Российские — Собор святых новомучеников и исповедников российских российские святые, принявшие мученическую кончину за Христа или подвергшиеся гонениям после Октябрьской революции 1917 года; название праздника в их честь. Включает в себя Собор новомучеников … Википедия Новомученики и Исповедники Российские — Собор святых новомучеников и исповедников российских российские святые, принявшие мученическую кончину за Христа или подвергшиеся гонениям после Октябрьской революции 1917 года; название праздника в их честь. Включает в себя Собор новомучеников … Википедия Новомученики и исповедники российские — Собор святых новомучеников и исповедников российских российские святые, принявшие мученическую кончину за Христа или подвергшиеся гонениям после Октябрьской революции 1917 года; название праздника в их честь.
Новомученики российские: историческое содержание термина
Не оттого ли потянулось к Церкви в последние годы столько охваченных трепетом веры сердец, которые до того были отделены от неё долгими годами равнодушия и недоверия? Что же скажут они, что они почувствуют, когда и оттуда с высоты последнего прибежища отвергнутой мiром Правды, с высоты амвона зазвучат слова лицемерия, человекоугодничества и клеветы? Не покажется ли им, что ложь торжествует свою конечную победу над мiром и что там, где мерцал для них светом невечерним Образ Воплощенной Истины, смеется в отвратительной гримасе личина Отца Лжи? Как жалки сравнительно с ним лукавые мудрования и словоизвития Митрополита Сергия, которыми он пытается оправдать свой путь неправды, на какой он хотел увлечь всю Русскую Церковь. Продолжая развивать выдвинутые им аргументы, основанные на давнем нехристианском принципе: "цель оправдывает средства", его нынешние последователи дошли до того, что стали кощунственно проповедовать "святую ложь" и придумали особый "подвиг лжи" ради спасения Церкви. Можно ли дальше уклоняться "в словеса лукавствия непщевати вины о гресех чтобы придумывать извинения во грехах "? Дамаскин митр.
Сергий поколебался в уверенности во всемогущество Всепреодолевающей Истины, во Всемогущество Божие, в роковой миг, когда он подписывал декларацию. И это колебание, как страшный толчок, передастся Телу Церкви и заставит его содрогнуться. Не одно человеческое сердце, услыхав слова декларации в стенах храма, дрогнет в своей вере и в своей любви, и, может быть, раненое в самой сокровенной святыне, оторвется от обманувшей его Церкви и останется за стенами храма... Тысячеустная молва пронесет страшное слово в самую толщу народа, новой раной поразит многострадальную душу народную, и во все концы земли пойдет слух о том, что Царство Христа стало царством зверя... Учение в защиту Православной веры, в обличение атеизма и в опровержение доктрин неверия", в 2-х ч. Но вот, в современной Московской "патриархии" набирает скорость возрождение сергианства и недалёк тот день, когда его основоположника, митрополита Сергия Страгородского произведут в святые.
Напечатано уже и его "житие" под заглавием "Страж дома Господня". В предисловии к книге Сретенского монастыря о митр. При этом исповедников, не признавших сергиевой церкви, Алексий II ставит в один "опасный" ряд с обновленцами: «различные неканонические группировки, не смирившиеся с новым государственным устройством, стали не меньшей опасностью, чем гонения» "Страж Дома Господня". В издательской аннотации говорится о митрополите Сергии, что «светлый образ мудрого кормчего Церкви... На родине митр. Сергия в его честь "патриарх" Алексий II "благословил" создать целый "мемориальный комплекс": «Мемориальный комплекс включает в себя площадь, названную именем Патриарха Сергия Страгородского , памятник и музей, в котором будет открыта постоянная экспозиция, посвященная жизни и трудам Святейшего Патриарха Сергия».
Похоже, прославление такого "заслуженного деятеля церкви" само собой разумеющееся дело ближайшего будущего. Об этом писал еще пол-века тому назад исповедник проф. Андреев: «Защитники сов. Это утверждение глубоко ошибочно. Православная Церковь до 1927 г. Советское правительство потому и переменило свою тактику борьбы, что убедилось в непобедимости православной веры только преследованиями и гонениями.
Во время войны, если бы не было компромиссов Сергия и Алексия, советское правительство вынуждено было бы пойти на неизмеримо большие уступки чистой и безкомпромиссной Церкви мучеников и исповедников. Глубоко верно и справедливо пишет один зарубежный Архипастырь "Письмо пастыря пастырю", 1947 г. Париж по этому поводу: "Вследствие компромисса с властью митрополита Сергия и полного порабощения патриарха Алексия, власть продала свои уступки церкви страшно дорогой ценой, ПРОНИКНУВ в самый аппарат внешнего управления церковью. Вожжи всего руководства этими храмами, этими монастырями, этими богомольцами находятся всецело в руках советской власти через совершенно покорный ей церковный административный аппарат". Если бы все епископы в 1927 году последовали за митр. Андреев, "Благодатна ли советская церковь?
В публикациях, готовящих прославление митр. Сергия также часто указывается на то, что его "подвиг" выражался и в тех нравственных страданиях, которые он, якобы, претерпевал, "спасая Церковь". Но, даже если его действительно угрызала совесть, то это результат отнюдь не исповедничества! Вот что об этом писал цитированный нами настоящий исповедник И. Андреев: «Недавно нам пришлось встретить одного православного священника, который бежал из вост. Германии, где он пробыл около 3-х лет в "юрисдикции Москов.
Пока он рассказывал о том, как жестоко пострадали православные священники, не принявшие Московской патриархии, и о том, как после вызова "для бесед" в НКВД ныне МВД. ВСЕ православные священники в том числе и рассказывавший "не могли не войти в юрисдикцию Московской патриархии", а войдя, уже должны были исполнять и распоряжения МВД. Кающегося нельзя было ни обвинять, ни обличать за его малодушие. И мы все, слушающие, грустно молчали. Но когда он начал оправдывать себя тем, что он тоже "страдал", ибо ему было "тяжело подчиниться" и что его "нравственные страдания" были больше! Ибо тогда пришлось бы оправдать и Иудины страдания с его самоубийством.
Добавить, кажется, нечего. Иоанна Кронштадтского и включавшего первую в дореволюционной России публикацию Протоколов Сионских мудрецов. XII, I , уже находится в пустыне... А в пустыне что же иного делать, как только молиться? Господи, помилуй! Скажете: а причащаться где?
У кого? У нас в Чернигове, из всех церквей, только церковь Троицкая осталась верной Православию; но если и она сохранит поминовение Экзарха Михаила и, следовательно, молитвенное общение с ним, действующим по благословению Сергия митр. Веруем, что за веру нашу Господь пошлёт к нам во время благо-потребное, как преподобной Марии Египетской, своего Зосиму. Так веруем. Так исповедуем... Нилуса Л.
Были многочисленные случаи убийств не только духовенства, но и простых людей, исповедавших православную веру. Несколько тысяч верующих людей как в священном сане, так и мирян пострадали от советских властей. Среди убиенных духовных и лиц и мирян выделялись люди, известные своей святой жизнью. Таковых православная Церковь именует новомучениками российскими. Исповдниками российскими являются те, кто не принял смерть из-за мучений, но изрядно пострадал в годы гонений. Таковых святых людей также было множество. Многих архипастырей, обычных священников, дьяконов и мирян отправляли в различные ссылки и тюремные заключения за исповедание христианства.
В числе новомучеников и исповедников российских есть священномученики.
Фудель выжил, отец Валентин скончался в ссылке в Сибири. И это лишь одна история, через Бутырскую тюрьму прошло множество мучеников. Спустя какое-то время после этого случая я снова оказался в том же дворе — уже на съемках выпусков.
Оказываясь в подобных местах, ты прикасаешься к мученичеству, к людям, которые в этих камерах, в стенах, которые ты видишь сейчас перед собой, страдали, жили, молились. Расскажите об этом проекте. Сейчас мы работаем над вторым сезоном. Почти все наши действующие лица перемещаются в тюрьмы, лагеря, ссылки.
Пока ты находишься в Москве и других крупных городах, это осознать достаточно сложно. Ты просто понимаешь, что их высылали куда-то далеко. Для того чтобы дать людям прикоснуться к этому опыту, осознать его, мы едем в экспедиции. Два раза мы уже собирали деньги на Планете.
Был такой важный этап, не побоюсь этих слов, в жизни Русской Церкви — строительство Беломорканала. Событие совершенно экономическое, но каково количество задействованных в нем людей и страданий, которые они при этом претерпели… выкопали Беломорканал, построили вокруг него заводы. А кто за этой стройкой стоит? Те самые мученики.
Не только они, конечно, кроме них была куча народа, в общем-то ничего плохого не сделавшего. Этих людей отправили туда, где они никогда не хотели бы быть. И мы надеемся, что нам удастся это дело завершить. Но сделать все, что задумали, мы можем только в том случае, если соберем достаточное количество денег на Планете.
Пока у нас не очень хорошо получается, но мы не теряем надежду, что количество людей, которым небезразлична тема новомучеников, немало. Здесь есть еще одна большая задача, которую я вижу. Каждая такая экспедиция вызывает определенные изменения внутри участников съемок. Хочется, чтобы студенты, в том числе будущие священники, произнося слова новомучеников, перешли от восприятия их как благочестивого рассказа к тому, что имеет непосредственное отношение к их собственной жизни.
Сейчас, наблюдая за съемками, я понимаю, что ровно так это и происходит. Человек читает в первый раз в том же режиме, как он читает житие. Благочестивое, душеполезное чтение. Читает во второй раз и уже начинает проникаться.
В третий раз читает уже сквозь слезы. Ради этого уже стоит тратить время, деньги, силы. Ради того чтобы это переживание произошло с человеком. И мы очень надеемся, что люди, которые посмотрят выпуски, тоже смогут хотя бы немного его почувствовать.
Осталось совсем немного времени, чтобы поддержать проект, и мы будем очень благодарны тем, с чьей помощью он увидит свет.
Сергия, в котором, в частности, говорилось: «Ряд увещаний архипастырей, богомудрых отцов и православных мужей Церкви Российской не привели к сознанию м. Серия, продолжающего пагубную деятельность потрясения всех основ православия. В этого рода деятельности м. Лично же я считаю, что м.
Серий узурпировал власть, учинил раскол, впал в ересь и отступил от исповедничества православия. Узурпаторство власти мы признаем: в организации незаконного Синода 5 мая 1927 г. Петра, Патриаршего местоблюстителя, в которой явно оказывается, при посредстве незаконного Собора, определить форму правления Церкви, конечно, заместить Патриаршество Коллегией. Своим деянием м. Сергий исказил учение о Спасении и о Церкви, находя спасение только в видимой организации Церкви, таким образом отвергая внутреннюю силу Благодати Божьей, при которой Церковь может существовать и в пустыни.
Отступничество вытекает из еретического учения м. Серия о спасении и о Церкви, как земном учреждении, при существовании которого можно идти на все уступки, чем искажается самый призыв Христа к исповедничеству, так Господь Христос осудил Петра, сказав: "отойди от меня сатана... Не входя в разсмотрение остальных деяний м. Сергия за тот же период времени, Мы, по благодати, данной нам от Господа нашего И. Христа, объявляем м.
Серия, нарушившего чистоту православной веры, исказившего догмат о спасении и о Церкви, учинившего раскол и произнесшего хулу на Церковь Христову и на Ее исповедников, а в расточении Церкви и хулу на Духа Святого, объявляем м. Сергия лишенным молитвенного общения с нами и со всеми православными Епископами Русской Церкви, предаем его церковному суду с запрещением в священнослужении. Епископы, единомышленные с м. Сергием принимаются нами в молитвенное и каноническое общение, по чиноприему из обновленчества... Деяние Архиеп.
Угличского Серафима Самойловича. Ниже приводится отрывок из письма, не вошедшего в указанный сборник и адресованного одному епископу, неотошедшему от м. Лестчий дух сергианства не исповедует Христа во плоти пришедша, поэтому нельзя верить и сергианским устам. Поэтому и само сергианство есть одна лишь воплощенная ложь и духовная пустота и безсилие. Это еще не антихрист, но это уже его Антицерковь».
Новосёлов "Апология отошедших от м. Слово человеческое утратило всякую связь с истиной, с Предвечным Словом, потеряло всякое право на доверие и уважение. Люди потеряли веру друг в друга и потонули в океане неискренности, лицемерия и фальши. Но среди этой стихии всеобщего растления, ограждаемая скалой мученичества и исповедничества, непоколебимо стояла Церковь, как столп и утверждение Истины. Изолгавшиеся и истомившиеся в своей лжи люди знали, что есть место, куда не могут захлестнуть мутные воды неправды, есть престол, на котором сама Истина утверждает свое царство и где слова звучат не как фальшивая неимеющая ценности медянка, но как чистое золото.
Не оттого ли потянулось к Церкви в последние годы столько охваченных трепетом веры сердец, которые до того были отделены от неё долгими годами равнодушия и недоверия? Что же скажут они, что они почувствуют, когда и оттуда с высоты последнего прибежища отвергнутой мiром Правды, с высоты амвона зазвучат слова лицемерия, человекоугодничества и клеветы? Не покажется ли им, что ложь торжествует свою конечную победу над мiром и что там, где мерцал для них светом невечерним Образ Воплощенной Истины, смеется в отвратительной гримасе личина Отца Лжи? Как жалки сравнительно с ним лукавые мудрования и словоизвития Митрополита Сергия, которыми он пытается оправдать свой путь неправды, на какой он хотел увлечь всю Русскую Церковь. Продолжая развивать выдвинутые им аргументы, основанные на давнем нехристианском принципе: "цель оправдывает средства", его нынешние последователи дошли до того, что стали кощунственно проповедовать "святую ложь" и придумали особый "подвиг лжи" ради спасения Церкви.
Можно ли дальше уклоняться "в словеса лукавствия непщевати вины о гресех чтобы придумывать извинения во грехах "? Дамаскин митр. Сергий поколебался в уверенности во всемогущество Всепреодолевающей Истины, во Всемогущество Божие, в роковой миг, когда он подписывал декларацию. И это колебание, как страшный толчок, передастся Телу Церкви и заставит его содрогнуться. Не одно человеческое сердце, услыхав слова декларации в стенах храма, дрогнет в своей вере и в своей любви, и, может быть, раненое в самой сокровенной святыне, оторвется от обманувшей его Церкви и останется за стенами храма...
Тысячеустная молва пронесет страшное слово в самую толщу народа, новой раной поразит многострадальную душу народную, и во все концы земли пойдет слух о том, что Царство Христа стало царством зверя... Учение в защиту Православной веры, в обличение атеизма и в опровержение доктрин неверия", в 2-х ч. Но вот, в современной Московской "патриархии" набирает скорость возрождение сергианства и недалёк тот день, когда его основоположника, митрополита Сергия Страгородского произведут в святые. Напечатано уже и его "житие" под заглавием "Страж дома Господня". В предисловии к книге Сретенского монастыря о митр.
При этом исповедников, не признавших сергиевой церкви, Алексий II ставит в один "опасный" ряд с обновленцами: «различные неканонические группировки, не смирившиеся с новым государственным устройством, стали не меньшей опасностью, чем гонения» "Страж Дома Господня". В издательской аннотации говорится о митрополите Сергии, что «светлый образ мудрого кормчего Церкви... На родине митр. Сергия в его честь "патриарх" Алексий II "благословил" создать целый "мемориальный комплекс": «Мемориальный комплекс включает в себя площадь, названную именем Патриарха Сергия Страгородского , памятник и музей, в котором будет открыта постоянная экспозиция, посвященная жизни и трудам Святейшего Патриарха Сергия». Похоже, прославление такого "заслуженного деятеля церкви" само собой разумеющееся дело ближайшего будущего.
Об этом писал еще пол-века тому назад исповедник проф. Андреев: «Защитники сов. Это утверждение глубоко ошибочно. Православная Церковь до 1927 г. Советское правительство потому и переменило свою тактику борьбы, что убедилось в непобедимости православной веры только преследованиями и гонениями.
Во время войны, если бы не было компромиссов Сергия и Алексия, советское правительство вынуждено было бы пойти на неизмеримо большие уступки чистой и безкомпромиссной Церкви мучеников и исповедников.