На Руси о чудотворном образе Иверской иконы Божьей Матери узнали задолго до того, как архимандрит Никон заказал его список. Впервые список Иверской иконы Божией Матери появился в России в 1668 году. Достигнув Св. Горы, икона Божией Матери остановилась на воде близ пристани Успенского мон-ря (не названного в тексте Иверским). Сама Иверская икона Божией Матери находится в древнем Иверском монастыре на Святой горе Афон.
История Иверской иконы Божией Матери
Иверская икона Божией Матери: откуда на лике Богородицы глубокие шрамы | 26 октября, мой день рождения, поэтому я здесь». |
Иверская икона Божией Матери – главная святыня горы Афон - | «Иверская» икона представляет собой особый вариант Одигитрии, получивший в византийском искусстве название «Милостивая». |
Православный календарь 6 мая. Второе обретение списка иконы Божией Матери Иверской.
Один из воинов ударяет копьем, и происходит знаменательное, экстраординарное событие: на глазах у воинов и изумленной женщины из места удара проступают капли крови. Действительно, это не может никого оставить равнодушным. Женщина успокаивает воинов тем, что дает им деньги, чтобы они пощадили икону. Согласно преданию, воины должны были прийти на следующий день и икону каким-то образом уничтожить. В сердце благочестивой женщины возник план. Она со своим малолетним сыном, завернув икону в полотно, ночью решается бросить ее в море, помолившись, чтобы Господь Сам каким-то образом сохранил икону.
Икону опустили в воду, через какое-то время она поднялась и начала удаляться от берега. Согласно древним преданиям, мальчик, сын вдовицы, ушел на Афон, а женщина претерпела мучения от гонителей за то, что спасла икону. Далее двести лет об иконе было ничего не известно. Примерно через двести лет на Афоне некоторые из братии монастыря беседовали на берегу моря, и их внимание привлекло некоторое свечение, столп света. И пешком по отмели, и на лодке никто не мог достичь иконы.
Весь Афон говорил об этом событии. Через некоторое время пришел отшельник Гавриил, сказав, что ему было видение от Пречистой Владычицы Богородицы и ему надлежит пойти и взять эту икону. Он пошел по воде, с молитвой взял икону и принес ее в монастырь. Монахи Иверского монастыря приняли икону и внесли в главный храм обители. Но утром обнаружили, что иконы в храме нет.
А еще вчера они радовались обретению такой святыни, чуду в их жизни. Оказалось, что икона находится над вратами обители. Несколько раз монахи переносили ее в храм, но она всегда оказывалась на одном и том же месте.
Известно то, что это был точный список с афонской Иверской иконы. В грамоте, присланной архимандритом Пахомием, настоятелем Иверского монастыря вместе с самим списком написано: «И та икона не рознитца ни в чем от первой иконы, ни длиною, ни шириною, ни ликом». Однако иконописец иером. Ямвлих дополнил предназначенный для Москвы список живописными изображениями ангелов в углах средника и полуфигур 12 апостолов в овальных картушах на полях, которые, как и орнамент фона и венцов, передают орнаменты и чеканные изображения на окладе древней Иверской иконы. Некоторая схематичность в передаче складок мафория Богоматери и имитирующие драгоценные украшения звезды на Ее челе и плече также воспроизводят особенности грузинского оклада нач. XVI в. Тем не менее, иконография образа 1648 г.
Правая рука Богоматери, обращенная в молитвенном жесте к Сыну, помещена на уровне груди по центральной оси композиции, а взгляд обращен к предстоящему в молении перед иконой. Положение Младенца также стало иным: Его фигура больше не вписывается в абрис фигуры Матери, но поднята значительно выше, голова запрокинута больше, чем на древней иконе, так что взгляд, как и жест Его благословляющей правой руки, обращен вверх к лику Богоматери. Однако иконописец сохранил присущую древнему образу иконографическую деталь — кровоточащую рану на лике Девы Марии. В настоящее время икона находится в Государственном Историческом Музее «Новодевичий монастырь» в Москве. Второй список с Иверской иконы был привезен патриарху Никону с Афона. По предположению некоторых ученых, вероятнее всего он был написан для основанного патриархом Валдайского Иверского монастыря, строительство которого велось с период 1652 по 1658 гг.. По сообщению диакона Павла Алеппского, список был изготовлен в меру чудотворной иконы и «тем же образом», что и список 1648 г. Он же свидетельствует о запрете патриарха Никона копировать икону. Список привезли в Валдайский монастырь 12 февраля 1656 г. После революции 1917 г.
По иконографии этот образ, по данным публикаций XIX в. К особым спискам Иверского образа Божьей Матери следует отнести иконы, которые принадлежали дочерям царя Алексея Михайловича — царевнам Софии и Евдокии. Обе иконы в настоящее время находятся в Государственном Историческом Музее «Новодевичий монастырь» в Москве и написаны были, вероятно, на Афоне. Из дворцовых покоев вместе со своими владелицами иконы попали в Новодевичий монастырь, где по смерти царевен были помещены в их надгробные иконостасы в соборе монастыря. Икона, принадлежавшая Софии Алексеевне, среднего размера, с клеймами чудес, — заключена в серебряный оклад с золотыми дробницами, исполненными в технике выемчатой эмали. Характерна эта техника для московских мастеров, что позволяет предположить, что этот список, как и храмовый образ собора Валдайского Иверского монастыря, был сделан по заказу патриарха Никона и являлся его даром на день рождение царевны в сентябре 1657 г. Изменение пропорций отчасти повлияло и на иконографию средника. В общих чертах она близка к Иверской иконе 1648 г. На широких полях иконы помещены 12 клейм, иллюстрирующих сюжеты «Сказания об истории образа и о чудесах от Иверской иконы»: на верхнем поле: «Воины императора Феофила приказывают никейской вдове бросить икону Богоматери в море», «Вдова с сыном молятся перед иконой», «Вдова и ее сын опускают икону в море», «Икона в морских волнах»; на левом поле: «Иверские старцы впервые видят икону в море близ монастыря», «Икона Богоматери в огненном столпе в волнах и приближающиеся к ней на лодках иноки», «Иноки, молящиеся в обители»; на правом поле: «Икона в огненном столпе и плывущие к ней на лодках иноки», «Иноки, молящиеся в обители»; на нижнем поле: «Крестный ход из монастыря на берег моря для встречи иконы», «Инок Гавриил на берегу обретает икону», «Торжественное богослужение на морском берегу». Близость иконографии средника иконы к образцу Иверской иконы 1648 г.
Поддерживаемый незримой силой, образ встал на воде, и волны понесли его в море. Гавриил идёт по водам к Иверской иконе Божией Матери. Грузинская икона Прошло более полутора веков. В течение нескольких дней видя огненный столп в море, восходящий до неба, иноки пришли к берегу и нашли святой образ, стоящий на воде. Отцы несколько раз пытались вынести его на сушу, но икона отдалялась вглубь. После молебна о даровании монастырю явившейся святыни благочестивый инок Иверского монастыря святой Гавриил Грузин , по повелению Божией Матери, явившейся ему во сне, пошел по воде и принял святую икону. Тут же, на берегу моря, отслужили отцы благодарственный молебен, и в это время на месте, где была поставлена икона, забил живительный родник. После этого икону с почестями отнесли в Иверский монастырь и поставили в алтаре.
В 1669 году эту копию Иверской иконы поместили в Иверской часовне у Московского Кремля, при Воскресенских воротах Китай-города. По традиции всякий, кто шел на Красную площадь, прикладывался к иконе, которая снова прославилась как чудотворная. Настолько, что этот факт признавали и живущие в Москве католики. Московские итальянцы, например, говорили, что «эта мадонна творит истинные чудеса». Иверская часовня у Воскресенских ворот фото Карла Фишера, 1900-е гг. Фото: общественное достояние Едва ли удивительно, что сразу после революции часовня, которая упоминается во многих произведениях Л. Толстого, И. Бунина, М. Цветаевой, даже Герберта Уэллса , была разрушена, все ценности конфискованы, икона увезена в неизвестном направлении. Сейчас часовня восстановлена, на Афоне был сделан снова и привезен в Москву новый список с Иверской иконы. Прежняя икона хранится в запасниках Третьяковки. Казалось бы, дела давно минувших дней. Но вот с греческого Афона в канадский Монреаль был привезен новый список Иверской иконы. Ее хранителем был чилиец Хосе Иосиф Муньос Кортес 13 мая 1950 — 31 октября 1997 годы из католического латиноамериканского рода от испанских аристократов. Еще в Чили, 14-летним мальчиком, он принял православие, съездил в Иверский монастырь на горе Афон и привез современную копию иконы которая теперь называется Монреальская Иверская икона Божией Матери. В течение 15 лет эта икона мироточила, и Муньос Кортес ездил с ней по всему миру, вплоть до Австралии и Новой Зеландии.
Образ Казанской Божьей Матери, обретенный в огне пожаров
- Празднование иконе Божией Матери «Иверская»
- Православная мозайка - Чудеса по молитвам к Иверской иконе Божией матери
- История Иверской иконы Богородицы
- ИВЕРСКАЯ ИКОНА НА АФОНЕ | БОГОЯВЛЕНСКИЙ КАФЕДРАЛЬНЫЙ СОБОР В ЕЛОХОВЕ :: Официальный сайт
- Икона Иверская фото, значение, история, от чего помогает, молитва.
Об иконе Иверской Божией Матери
"Портаитисса", Иверская икона Божией Матери. Современная греческая икона. Икону Иверской Божией матери легко узнать среди других церковных образов. На щеке Богородицы остался кровавый след. День Иверской иконы Божией Матери отмечается 26 октября. Иверская икона Божией Матери Монастырь святой Екатерины на Синае, 19 век 20 января 2024 года в нашу обитель прибыла чудотворная икона Божией Матери "Иверская" с мощами святых апостолов. Главная святыня Иверского женского монастыря – Иверская икона Божией Матери афонского письма — список с чудотворного образа Богоматери, написанного, по преданию, апостолом и евангелистом Лукой.
Иверская икона Божией Матери
18 апреля – день Иверской иконы Божией Матери | У иконы Иверской Божьей матери целых три даты празднования: две постоянные и одна переходящая. |
Иверский женский монастырь – Иверская икона | История Иверской иконы Божией Матери» в православном онлайн журнале нового поколения Святые Online. |
Православная мозайка - Чудеса по молитвам к Иверской иконе Божией матери | К Иверской иконе Божией Матери православные христиане прибегают при необходимости защиты от разных бед и напастей. |
День Иверской иконы Божией Матери: о чем просить Богородицу 25 февраля | У иконы Иверской Божьей матери целых три даты празднования: две постоянные и одна переходящая. |
Иверская Богоматерь. Что можно и чего нельзя 26 октября 2023 года? | Аргументы и Факты | Значение Иверской иконы Божией Матери можно свести к обличению и вразумлению, которые не раз были дарованы монастырской братии. |
Иверская икона Божией Матери: откуда на лике Богородицы глубокие шрамы
Также Иверская икона Пресвятой Богородицы защищает от неурожая, стихийных бедствий, бытовых проблем. Иверская икона Божьей Матери. 1648 г. Афон. 20 января 2024 года в нашу обитель прибыла чудотворная икона Божией Матери "Иверская" с мощами святых апостолов.
Икона Иверской Божьей Матери
РИА Новости, 1920, 06.10.2023. Содержание статьи [скрыть]. Иверская икона Божьей Матери имеет чеканный оклад, изготовлен грузинскими мастерами в XVI веке. Икону Иверской Божией матери легко узнать среди других церковных образов. На щеке Богородицы остался кровавый след. Тихона (Агрикова) в день празднования Иверской иконе Божией Матери.
Иверская икона Божией Матери
Испросила Я у Господа милость вам, и доколе будете видеть икону Мою в своей обители, дотоле благодать Сына Моего к вам не оскудеет». После этого монахи построили храм над воротами монастыря и поместили туда обретенную икону. Она получила название «Портаитисса» — то есть «Вратарница» или «Привратница». Там она находится и теперь. Считается, что эта святыня не должна никогда покидать место своего пребывания, иначе она снова исчезнет. Но списки с нее делались много и часто. Первый список заказал афонским монахам царь Алексей Михайлович. К нему в 1647 году приезжала группа афонских монахов и рассказала о чудесном образе. Алексей Михайлович попросил привезти ему список с этой иконы.
Он был привезен в Москву в 1648 году. Встреча была очень торжественной и пышной. Образ был помещен в Успенском соборе Московского Кремля, а затем перенесен в Новодевичий монастырь, где пребывает и поныне. Второй список заказал в 1652 году митрополит Никон, вскоре ставший Патриархом Всея Руси. Список предназначался для вновь построенного им Иверского монастыря на Валдае.
Нельзя быть в скорби и держать в себе негатив в этот день. Иверская икона Божьей Матери, также известная как Вратарница или Привратница, является православной иконой, изображающей Деву Марию с Младенцем Христом. На иконе Богоматерь держит левой рукой Младенца, а правой указывает на Него как на Спасителя, в то время как Христос благославляет одной рукой. Икона получила свое название от Иверского монастыря на Святой Горе Афон, где она была обретена. Иверская икона считается чудотворной и помогает верующим в различных жизненных ситуациях, в том числе в исцелении, утешении, защите и взаимной любви.
У бедняка не было денег, и, удрученный, он пошел по дороге в Карею. Но по дороге встретилась ему удивительная Женщина, протянувшая ему золотую монету для оплаты ночлега. Тогда бедняк вернулся, чтобы дать эту монету привратнику и переночевать в монастыре. Монета оказалась очень древней, и бедного странника заподозрили в воровстве. В ответ на расспросы монахов он рассказал историю чудесной встречи. После его рассказа о Женщине собравшиеся пошли к иконе «Вратарница» и увидели, что эта монета — одна из многих пожертвованных Божией Матери.
Но и это еще не все — в ту ночь все продукты в Иверском монастыре разом испортились. Монахи усвоили этот урок и с тех пор строго соблюдают обет безмездного странноприимства 4. Раскачивание лампады В монастыре на Афоне перед Иверской иконой висит большая неугасимая лампада, называемая «Лампадой Вратарницы». Эта лампада имеет свойство раскачиваться сама по себе, безо всякого ветра или внешнего толчка. Давно заметили, что раскачиваться как маятник она начинает накануне очень важных событий или общемировых бедствий. Возможно, она вновь уйдет по воде — навстречу Спасителю.
Режиссёр Борис Шпис был счастлив: на одну из главных ролей ему удалось заполучить известного актёра ленинградского театра имени Пушкина — Василия Меркурьева. Нужно было отвезти ему сценарий картины, и режиссёр попросил об этой услуге свою ассистентку — Ирину Мейерхольд. Дочь знаменитого театрального режиссёра, Ирина Всеволодовна с юных лет шла по стопам отца. К моменту прихода на «Ленфильм» за её плечами уже был актёрский, режиссёрский и преподавательский опыт.
Меркурьева Ирина не раз видела на сцене. И всегда восхищалась его тонкой и талантливой игрой. Актёр радушно встретил девушку и усадил пить чай с пирожками. Поблагодарил за сценарий и сказал, что на днях уезжает на гастроли в Сочи. А к съёмкам сможет приступить, как только вернётся в Ленинград. На том и распрощались. Вроде бы, обычная деловая встреча. Но, возвращаясь домой, Ирина почему-то всё время думала о Меркурьеве, и сердце её радостно билось. Василий тоже не мог забыть хрупкую девушку с огромными, глубокими чёрными глазами.
Икона Иверской Божьей Матери
Но он не лег на волны, а остался стоять вертикально и двинулся по воде. Много позже икона с раной на лике приплыла к горе Афон. Братья Иверского монастыря увидели ее и сохранили. Монахи разместили образ в монастырском соборе, но он дважды исчезал с алтаря и появлялся над вратами. Затем одному из братьев в видении явилась сама Богородица и объяснила, что не монахи должны сторожить икону, а, наоборот, она сама станет хранителем и стражем их монастыря. Так святыня осталась над входом в обитель, а называть ее стали Вратарницей или по-гречески Портаитиссой. Иверская икона Божией Матери.
Он старательно пытался стереть кровь с острия копья, но она вновь и вновь выступала из наконечника. Ранним рассветным утром следующего дня, в бледном свете ещё не взошедшего из-за зубчатого скалистого горизонта солнца, Варвар увидел, как вдова с большим свёртком на спине, нести который помогал юноша, скорее, подросток, отправилась в неизвестный путь. Они оглянулись на город.
Сейчас двенадцатиметровые стены казались особенно высокими и стройными, несмотря на невидимую снизу толщину, которая во время осады позволяла разъехаться трём телегам, подвозившим боеприпасы и оружие. Правда, снизу толщина стен была не видна. Крепость всем своим тысячетонным весом, стенами и многочисленными башнями, а их было около сотни, уверенно попирала мягкую землю на озёрном берегу.
И земля не чувствовала тяжести. Она покорно несла на своём теле немало таких каменных, казавшихся неприступными, крепостей. Цитадель, крепость, вот с чем можно было бы сравнить веру иконопочитателей, мелькнула мысль у вдовы.
Они шли всю ночь южным берегом озера, чтобы выйти к заливу, а копьеносец, крадучись, то по песку, то по росистой траве, то по острым камням бесшумно следовал за ними. Несколько раз они делали короткие остановки для отдыха, и вдова читала речитативом молитвы, отдельные слова которых доносились до солдата, не выпускавшего из рук своё оружие с подсохшей кровью на острие. Под утро они достигли скалистого берега.
Утренние волны словно были не рады людям. Они набегали на узкую полоску песка между скалами, недовольно, но сдержанно роптали на что-то, почти не нарушая ранней свежей тишины, которая, казалось, разлилась по всему белому свету. Варвар размышлял.
Братом подросток быть никак не мог. Значит, это сын, которого накануне она, вероятно, спрятала у соседей или родни. В полусвете утра, на бледном фоне небес солдат видел мать и подростка в профиль.
Они были поразительно похожи друг на друга. Казалось, если их, как монеты, наложить друг на друга, абрисы ликов совпадут до мельчайших подробностей. Конечно, подросток станет мужчиной, лицо его приобретёт более строгие черты, и сходство уменьшится, но пока… Вдова развернула большой свёрток, в котором оказалась та самая икона.
Впрочем, Варвар давно догадался об этом. Икона стояла на влажном песке, поддерживаемая с одной стороны вдовой, а с другой — её сыном. Женщина встала на колени и долго прикладывалась к образу губами и лбом, нежно и почтительно гладила одеяния Пресвятой подушечками пальцев, как будто собирая, впитывая благодать и испрашивая прощение.
За ней то же самое проделал и её юный сын. Варвар продолжал наблюдать, опасаясь спугнуть почитателей чудесного образа. При восходе солнца, когда первый луч скользнул вверх, в небеса, а оттуда уже спустился к иконе Богородицы, Варвар ещё раз узрел кровавое пятно на ланите Богородицы — и первый раз в жизни заплакал, уткнувшись лбом, веками и носом во влажный песок.
Солёные слёзы мгновенно впитались в солёный морской песок. Когда он поднял голову, то увидел, как вдова с сыном входят в воду. Вот уже волны бьют их в пояс.
Бурные, они делают их подводную походку нетвёрдой, мать с сыном покачиваются из стороны в сторону, оступаясь, словно боясь уронить образ в воду. Может быть, ноги им режут острые камни. Но тогда для чего они вошли в солёные зеленоватые водные холмы, которые один за другим набегают на две хрупкие фигуры, упруго толкают их в живот, пытаясь заставить сделать шаг назад.
Иногда это удаётся, но вслед за тем люди опять медленно продвигаются на несколько осторожных шагов вперёд. Женщина перекрестилась и тихим уверенным голосом, глядя прямо в очи Богородице, произнесла: — Пресвятая Мати Дево, избави образ Твой святый от потопления воднаго! Лёгкий порыв ветра донёс до Варвара эти слова, и он невольно перекрестился вслед за женщиной.
Мать и сын, такие одинокие на фоне огромного моря и необъятного неба, ещё раз возложив на себя крестное знамение, положили икону плашмя на очередную волну, слегка подтолкнули доску в сторону открытого моря и опустили бессильные тонкие руки — женские и юношеские. И тут не только Варвар, но и вдова с сыном попятились. Икона вдруг встала во весь свой рост, а море утихло.
Такой водной глади они не видели больше никогда в жизни. Опустился сверху покой и безмолвие седьмого дня, когда Господь, сотворив Вселенную и человека, почил от трудов своих. Залив превратился в огромное живое овальное зеркало, в которое смотрелись лишь безоблачное небо и чудесный Лик богородичного образа.
Икона, как парус невидимого подводного корабля, стремительно понеслась в Мраморное море. Смирило себя и непокорное Эгейское море, «белый шквал» утих, растворился в воде и воздухе, и кто-то невидимый поддерживал скользящую в неведомое для нас, но открытое для святого чудотворного образа будущее. Вдова благословила сына пойти на Афон и принять монашеский постриг.
Сама же Анастасия вернулась в родную Никею и приняла мученическую кончину за сокрытие чудотворной иконы. Икона вдруг встала во весь рост, а море утихло. Такой водной глади они не видели больше никогда в жизни А Варвар?
Он последовал за сыном вдовы и стал как бы его названым братом. И самозваным сыном Анастасии. Копьё с пятнышком крови он метнул в волны.
Варвар долго смотрел на место падения привычного оружия, словно надеялся, что оно не утонет, а поплывёт в неведомые края вслед за иконой, которую оно ранило. Но тяжёлое копьё почти без брызг кануло на дно, и солёная вода растворила в себе святую кровь на его острие. Надо ли уточнять, что это была прославленная чудотворная Иверская икона Божией Матери, которая позже с раной на щеке приплыла на Афон и осталась там, получив имя Портаитиссы, Вратарницы знаменитого монастыря?..
Сподвижники и сопостники сына вдовы не раз, затаив дыхание, слушали его рассказ о том, как икона поднялась над морской гладью и унеслась в дальнюю даль, в сторону захода солнца. Много таинственных событий связано с чудотворными иконами. Вот и история Иверского образа Богородицы покрыта тайной.
Унеслась святая икона и исчезла. Два века ничего не слыхал о ней православный народ. Где она скрывалась?
У кого? Но вот однажды насельники Иверской обители на Афоне увидели в море напротив монастыря огненный столп, достигавший неба. Такой столп, наверное, видел избранный народ в своих скитаниях по пустыне.
Чудесное явление повторялось несколько дней и ночей. И боялись приблизиться к удивительному столпу. Сошлись к тому месту монахи из соседних монастырей и калив, стояли на берегу, поражённые чудом, крестились с благоговением, не решаясь сесть в лодку и приблизиться к огненному чуду.
Однажды ослабел свет, исходящий от столпа, и все увидели, что огненный столп уходит в небо от иконы Божией Матери. Тогда решились они взять лодку. Однако чем ближе подплывали они к сияющему образу, тем дальше в море отодвигалась икона и столп над ней.
Вернулись монахи в монастырь, вошли в храм и вместе с настоятелем со слезами стали молиться Богу и Божией Матери, чтобы удостоиться им принять на руки удивительную святыню, чтобы поставить её в обители для почитания и молитвы.
Он напомнил, что Иверская обитель на Валдае была возвращена Церкви в 1991 году, а в 2007 году по распоряжению Владимира Путина монастырь был восстановлен. Одним из пожеланий президента было объединение молодежи вокруг монастыря посредством устройства рядом с обителью различных молодежных лагерей интеллектуальных, спортивных и т. Так появился православный лагерь «Иверский городок», который уже много лет объединяет молодежь со всей Новгородской области». Владыка отметил, что Владимир Путин всегда уделял внимание Иверскому монастырю и не раз посещал его. Во время своего первого визита сюда он подарил обители Иверскую икону Богородицы, которая была возвращена сегодня.
В Монреальском университете он преподавал историю искусств и жил на подворье монашеского братства Иова Почаевского. В 1982 году он отправился в паломничество на Святую Гору Афон. Эта поездке было суждено навсегда изменить его жизнь. В один из дней паломничества Иосиф и его спутники были застигнуты сумерками в незнакомом месте и сбились с пути. Идя наугад по тропинке, они очутились у скромного скита, насельников которого и попросили о ночлеге. В ските жили и трудились четырнадцать монахов-иконописцев.
Немного отдохнув с дороги, паломники стали рассматривать их работы. Одна из них, выполненная в традиционной византийской манере, сразу приковала к себе взгляд Иосифа. Это был список чтимой Иверской иконы работы иеромонаха Хризостома. Иосиф попросил продать ему дивной работы образ, но получил отказ. Молясь ночью за литургией, он коленопреклоненно просил пресвятую Богородицу отпустить с ним икону — и вдруг почувствовал глубокое успокоение, как если бы важный для него вопрос был уже решён. Утром, когда паломники поблагодарив монахов за гостеприимство, собрались продолжить путь, вдруг появился игумен скита с той самой иконой в руках.
Он спустился по лестнице, подошел к Иосифу и передал ему бережно укутанный образ, сказав, что тот должен находиться у него.
Похищенную икону вернут в Иверский монастырь на Валдае. Ворам было бы непросто ее продать
Почему Богоматерь изображают с раной на лике? | — Обновившийся образ Иверской иконы Божией Матери был предан нашему мужскому Михаило-Архангельскому монастырю в начале 1999 года. |
ИВЕРСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ. ЛИКИ БОГОРОДИЦЫ | Иверская-Монреальская икона Божией Матери была написана на Афоне в 1981 году. |
26 октября 2023 года православные молятся Иверской иконе Богоматери.
У иконы Иверской Божьей матери целых три даты празднования: две постоянные и одна переходящая. Монреальская Иверская икона — список Иверской иконы Божией Матери, написанный в 1981 году на Афоне греческим монахом Хризостомом. Монреальская Иверская икона — список Иверской иконы Божией Матери, написанный в 1981 году на Афоне греческим монахом Хризостомом. День Иверской иконы Божией Матери празднуется несколько раз в году. Иверская икона Божьей Матери. 1648 г. Афон.
Там Иверское сердце…
Как Божия Матерь действует в нашей жизни сегодня? Истории икон и истории людей в документальном проекте «Лики Богородицы». Смотрите новый выпуск проекта «Лики Богородицы».
Иверская икона которая сейчас хранится на Афоне в IX веке находилась у одной благочестивой вдовы, жившей близ города Никеи. При императоре Феофиле 829 — 842 иконоборцы, уничтожавшие святые иконы, пришли в дом этой христианки, и один воин копьем ударил по образу Богородицы.
Тотчас из пораженного места потекла кровь. Вдова, боясь уничтожения святыни, пообещала императорским воинам деньги и просила их до утра не трогать икону. Когда они ушли, женщина вместе с сыном впоследствии афонским иноком , для сохранения святой иконы опустила ее в море. Икона, стоя на воде, приплыла к Афону.
История иконы Старейшая из известных Иверских икон Божией Матери возводимая народным преданием к апостольским временам — рассказал «360» профессор Свято-Филаретовского православно-христианского института, искусствовед Александр Копировский — хранится на Афоне и никогда его не покидала. В последующее время с нее написали множество списков — то есть различных вариантов оригинала. Есть ли у нее собственная история, сказать трудно. Но она очень почитается верующими на Валдае и во всей России.
Радостно, что эта святыня вернулась в монастырь», — добавил Копировский. Такие раритеты, как Иверская икона Божией Матери и другие святыни даже позднего времени — петровской, елизаветинской, александровской эпох, — подчеркнул профессор, давно приобрели музейное значение. Но главное, конечно, — ее духовное значение. И тот факт, что она возвращена церкви, повторяю, очень радует», — сказал Копировский.
На сайте Православной энциклопедии указывается, что ранее в Успенском соборе находилась другая икона Иверской Богоматери, которая в 1704 году чуть было не сгорела при пожаре.
Значимой иконографической деталью является изображение на лике Богоматери раны, из которой сочится кровь, что соответствует тексту никейской редакции «Сказания об иконе». Афонские списки Иверской иконы в России Что касается первого списка с Иверской иконы, то она, скорее всего, спустя некоторое время была установлена в нише Воскресенских врат Китай-города, которые в дальнейшем стали называться Иверскими, а затем была перемещена в одноименную часовню. Известно то, что это был точный список с афонской Иверской иконы. В грамоте, присланной архимандритом Пахомием, настоятелем Иверского монастыря вместе с самим списком написано: «И та икона не рознитца ни в чем от первой иконы, ни длиною, ни шириною, ни ликом». Однако иконописец иером. Ямвлих дополнил предназначенный для Москвы список живописными изображениями ангелов в углах средника и полуфигур 12 апостолов в овальных картушах на полях, которые, как и орнамент фона и венцов, передают орнаменты и чеканные изображения на окладе древней Иверской иконы.
Некоторая схематичность в передаче складок мафория Богоматери и имитирующие драгоценные украшения звезды на Ее челе и плече также воспроизводят особенности грузинского оклада нач. XVI в. Тем не менее, иконография образа 1648 г. Правая рука Богоматери, обращенная в молитвенном жесте к Сыну, помещена на уровне груди по центральной оси композиции, а взгляд обращен к предстоящему в молении перед иконой. Положение Младенца также стало иным: Его фигура больше не вписывается в абрис фигуры Матери, но поднята значительно выше, голова запрокинута больше, чем на древней иконе, так что взгляд, как и жест Его благословляющей правой руки, обращен вверх к лику Богоматери. Однако иконописец сохранил присущую древнему образу иконографическую деталь — кровоточащую рану на лике Девы Марии. В настоящее время икона находится в Государственном Историческом Музее «Новодевичий монастырь» в Москве.
Второй список с Иверской иконы был привезен патриарху Никону с Афона. По предположению некоторых ученых, вероятнее всего он был написан для основанного патриархом Валдайского Иверского монастыря, строительство которого велось с период 1652 по 1658 гг.. По сообщению диакона Павла Алеппского, список был изготовлен в меру чудотворной иконы и «тем же образом», что и список 1648 г. Он же свидетельствует о запрете патриарха Никона копировать икону. Список привезли в Валдайский монастырь 12 февраля 1656 г. После революции 1917 г. По иконографии этот образ, по данным публикаций XIX в.
К особым спискам Иверского образа Божьей Матери следует отнести иконы, которые принадлежали дочерям царя Алексея Михайловича — царевнам Софии и Евдокии. Обе иконы в настоящее время находятся в Государственном Историческом Музее «Новодевичий монастырь» в Москве и написаны были, вероятно, на Афоне. Из дворцовых покоев вместе со своими владелицами иконы попали в Новодевичий монастырь, где по смерти царевен были помещены в их надгробные иконостасы в соборе монастыря. Икона, принадлежавшая Софии Алексеевне, среднего размера, с клеймами чудес, — заключена в серебряный оклад с золотыми дробницами, исполненными в технике выемчатой эмали. Характерна эта техника для московских мастеров, что позволяет предположить, что этот список, как и храмовый образ собора Валдайского Иверского монастыря, был сделан по заказу патриарха Никона и являлся его даром на день рождение царевны в сентябре 1657 г. Изменение пропорций отчасти повлияло и на иконографию средника. В общих чертах она близка к Иверской иконе 1648 г.