Новости год рождения менделеева

Если рассказывать вкратце о биографии Менделеева, то родился великий ученый 27 января 1834 года. 8 февраля исполняется 190 лет со дня рождения Дмитрия Ивановича Менделеева, нашего выдающегося ученого, интересного человека с непростой судьбой, который известен во всем мире благодаря своим изобретениям и. В 1887 году Менделеев совершил рискованный полет на воздушном шаре для наблюдений за солнечным затмением. Отец его к тому времени в гимназии уже не работал (в год рождения последнего сына Иван Менделеев ослеп и вышел на пенсию), так что никаких поблажек новый ученик не получал. Дмитрий Менделеев родился 8 февраля 1834 года и был 17-м ребёнком в семье.

«Умел быть философом в химии»: 190 лет со дня рождения Дмитрия Менделеева

В последующие 2 года Менделеев устранил многочисленные несообразности, возникшие при уточнении положения некоторых элементов в периодической системе, опубликовав в 1871 г. Дмитрий Иванович Менделеев родился 27 января (8 февраля) 1834 года в Тобольске в семье Ивана Павловича Менделеева (1783—1847), в то время занимавшего должность директора Тобольской гимназии и училищ Тобольского округа, и Марии Дмитриевны Менделеевой. Лет двадцать Менделеев, по его собственному признанию, вынашивал мысль сопоставить близкие атомные массы (или, как тогда говорили, весá) различных химических элементов и их химические свойства. 8 февраля 1834 года, в Тобольске, в семье Ивана Павловича и Марии Дмитриевны Менделеевых родился семнадцатый ребенок. 1867 – Менделеев получает при институте кафедру неорганической (общей) химии, которую он занимает затем в продолжение 23 лет. Дмитрий Иванович Менделеев родился 27 января (8 февраля) 1834 года в Тобольске в семье Ивана Павловича Менделеева (1783—-1847), в то время занимавшего должность директора Тобольской гимназии и училищ Тобольского округа.

Человек своеобычный

Согласно книги из серии «Замечательная энциклопедия на мальчиков», Менделеев не мог поступить в университет из-за сложного экзамена по химии. На самом деле это миф: нельзя завалить то, что не спрашивают. Знание химии в то время не проверяли на вступительных экзаменах, а в Императорский Санкт-Петербургский Университет Менделеев не мог поступить из-за правил того времени — в главный вуз столицы не брали абитуриентов из Тобольска. Сам Менделеев хотел стать врачом. В медико-хирургической академии не было вступительных экзаменов, зато было испытание: пребывание в анатомическом театре.

И когда Менделеев увидел труп, то упал в обморок. Вообще, в этом здоровом мужике было много женского характера. На врача его, конечно, не взяли. Как говорится, нет дороги — иди в педагогику.

Он находился под одной крышей с университетом, и профессура в вузах была общая. Можно было получить хорошее образование за государственный счет. Менделеев поступает еле-еле: отчасти по блату, отчасти сам постарался Как Менделееву повезло? Вскоре после поступления у Менделеева умирает мать, а за ней и сестра.

Молодой человек понимает: с этого момента все зависит только от него, ждать помощи не откуда. Он совсем один в холодном и дорогом Петербурге. Интересно, что вместе с Менделеевым учился Николай Добролюбов, поэт и критик, представитель той самой разночинной интеллигенции. И у двух студентов складываются совершенно разные впечатления об институте.

Менделеев пишет в мемуарах: «Всем своим развитием я обязан Главному педагогическому институту». Добролюбов: «Все отнял этот проклятый институт, даже воспоминания детства». Сначала я думал, что это связано с особенностями юношеской биографии: у Менделеева было много романов в ту пору. Но потом я заметил, что Добролюбов жаловался на то, как плохо кормили.

Чая и сахара можно было брать сколько хочешь, а мяса, белка, явно не хватало. Менделеев как-то спокойно к этому относился, только сначала очень сильно болел. Вот представьте его настроение: знания не очень, мать умерла, сестра умерла, у самого началось кровохарканье. Он лежит в госпитале совсем один, в железной кровати.

Но Менделеев живет дальше, начинает постепенно поправляться и хорошо учиться. В итоге главный педагогический институт он оканчивает с золотой медалью. А в царское время обладатели золотой медали получали право за казенный счет поехать за границу для совершенствования в науках. Обычно направлялись в Германию.

Лекция Игоря Дмитриева Но это не значит, что получил диплом и поехал на вокзал. В министерстве деньги выделялись порциями, и своей очереди нужно было дождаться. А пока — где государство даст, там и возьмет. Тебя учили четыре года за государственный счет с супчиком?

А теперь соизволь восемь лет проработать учителем, куда пошлют. И послали Менделеева в Крым. А там в 1855-ом в самом разгаре идет Крымская война. Все гимназии переоборудовали под госпитали.

В итоге, Менделееву повезло — он устроился преподавателем в Ришельевском лицее в Одессе, через год защитил диссертацию и вскоре начал преподавать в Императорском Санкт-Петербургском университете. Чем Менделеев занимался в Германии? Менделеев приехал в Гейдельбергский университет в 1859 году изучать взаимосвязи химических и физических свойств веществ на основе свойства жидкостей под названием капиллярность. Но в Германии работа сразу не задалась.

Во-первых, ученому не понравилось оборудование в университете. Как привыкли работать химики в Петербурге? Если колба разбивалась, работали в черепках битой посуды. Менделеев не привык работать по другим немецким обычаям и потому оборудовал собственную лабораторию на кухне снимаемой квартиры.

Во-вторых, денег у Менделеева с лишком хватало на путешествия по Европе. Он брал друзей-соотечественников и оттягивался по полной в соседнем Париже.

Биография Мнение Великий российский учёный родился в небольшом городке в Сибири в многодетной семье.

Благодаря матери, которая всегда поддерживала его стремления, он сумел из двоечника превратиться в профессора и проявить себя в различных сферах деятельности: геологии, физике, химии и даже воздухоплавании. Семья и детство Дмитрий Менделеев родился в семье директора, отвечающего за местные гимназию и училища Тобольского округа. Дмитрий был последним, семнадцатым ребёнком.

Из всех детей выжить удалось лишь восьми, остальные умерли либо во младенчестве, либо в подростковом возрасте. В детстве и юности Менделееву было неинтересно учиться — он всё время приносил из гимназии низкие отметки, особенно трудно ему давалась латынь. Особенное место в жизни Дмитрия Менделеева занимала его мать.

Сама она не закончила никаких учебных заведений, но самостоятельно прошла весь курс гимназии, в которой учились её старшие братья. После болезни мужа, все тяготы легли именно на её плечи. А после его смерти, она содержала всю семью, управляя фабрикой брата.

Со временем, понимая, что её младшему сыну нужно хорошее образование, она собрала его и младшую дочь и уехала из родной Сибири в Москву, чтобы Дмитрий смог вступить в университет. Когда Дмитрия зачислили в Петербургский университет на физико-математический факультет, она неожиданно скончалась. Учёба и научная деятельность Несмотря на нелюбовь к учёбе в детстве, педагогический институт Менделеев закончил с золотой медалью.

В 1855 году у него обнаружили туберкулёз лёгких. Не откладывая лечение в долгий ящик, Менделеев уезжает в Крым, где тогда пребывал известный врач Пирогов. Несмотря на пессимистичные прогнозы питерских врачей, Пирогов после осмотра посоветовал Менделееву готовится к долгой жизни и просто беречь здоровье.

Как это ни удивительно, но вскоре будущий учёный полностью вылечился от сложной на то время болезни. Но в Симферополе он не только проходит курс лечения, а ещё и работает в местной мужской гимназии — преподаёт естественные науки. После лечение в Симферополе он переезжает в Одессу, где один учебный год преподаёт в Ришельевском лицее снова, после возвращается в тогдашнюю столицу — Петербург и защищает свою магистерскую диссертацию.

Вскоре его работу «Изоморфизм в связи с другими отношениями кристаллической формы к составу» издают в Петербурге отдельно, и Менделеев получает степень магистра. В начале 1857 года его берут на должность приват-доцента в Императорский университет Санкт-Петербурга на кафедру химии.

Через несколько недель после зачисления сына в вуз она умерла. В 21 год молодой человек оканчивает с особым отличием золотой медалью Главный педагогический институт в Санкт-Петербурге, недолго преподает в учебных заведениях Симферополя и Одессы. За это время написал диссертацию, получил степень магистра и уже в 23 года стал приват-доцентом столичного университета. Дмитрий Менделеев: деятельность, чем известен В зрелые годы Менделеев Дмитрий Иванович обозначил свои главные направления в служении России: Научная работа. Преподавательская деятельность. Содействие промышленному росту страны.

Жизнь и деятельность Менделеева показала, что во всех сферах он преуспел: Научные достижения Менделеева. Через несколько лет преподавательской работы в столице молодой ученый отправился в двухгодичную научную командировку в Германию. Он выбрал Гейдельбергский университет — учреждение наиболее соответствовало его научным изысканиям. Главный интерес Менделеева — физическая химия, а точнее — изучение взаимодействия молекул. В этой работе он достиг таких результатов: Создал свою исследовательскую лабораторию, приборы заказывал известным мастерам и делал их сам например, устройство для измерения плотности жидкости. Открыл критическую температуру, при которой жидкость становится паром. После возвращения в Россию молодой ученый в 1865 году защитил докторскую диссертацию, которая стала основой его учения о растворах. Вскоре был назначен экстраординарным профессором Санкт-Петербургского университета, а позже — руководителем кафедры общей химии на этом посту оставался более 20 лет.

Еще раньше, в 1861—1862 гг. Профессор Менделеев столкнулся с тем, что у студентов не было единого учебного пособия, и взялся написать его. В процессе работы над учебником «Основы химии» Менделеев раздумывает о природе химических элементов, ищет принципы их систематизации. Это приводит ученого к самому известному его открытию — табличной систематизации всех химических элементов по единому принципу. Первый вариант системы автор завершил 1 марта 1869 года.

Преподавание во 2-м кадетском корпусе, в корпусе инженеров путей сообщения, в Военно-инженерном училище и в Военно- инженерной академии. Работы по вопросам заводской, промышленной России. Поездка в Баку для ознакомления с условиями эксплоатации нефти.

Защита докторской диссертации «О соединениях спирта с водой», в которой Менделеев изложил свою теорию растворов. Ряд сельскохозяйственных опытов в Боблове. Поездка в Париж, на Всемирную выставку. Посещение ряда французских промышленных предприятий. Работа «О современном развитии некоторых химических производств в применении к России и по поводу Всемирной выставки 1867 года».

Четыре российские школьницы стали победительницами Европейской математической олимпиады

  • Тверские корни отца Периодической системы
  • «Год Менделеева»
  • Субханкулова В. | Жизненный путь Д.И.Менделеева | Журнал «Химия» № 9/2009
  • Биография Дмитрия Менделеева
  • Дмитрий Менделеев - биография
  • ВНИИМ :: Менделеев Д.И.

Детство в эпоху депрессии

  • О Д.И. Менделееве
  • Дмитрий Иванович Менделеев - биография, годы жизни, деятельность русского гения
  • «Умел быть философом в химии»: 190 лет со дня рождения Дмитрия Менделеева — РТ на русском
  • ОСНОВНЫЕ ДАТЫ ЖИЗНИ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Д. И. МЕНДЕЛЕЕВА
  • Дмитрий Менделеев: судьба в науке
  • Менделеев-гениальный химик, но плохой демограф

Таблица Менделеева продолжается: 13 марта великий ученый закончил составление периодической таблицы

Менделеев Дмитрий Иванович - биография, исследвания, достижения 175 лет со дня рождения.
В центре русской цивилизации. 190 лет со дня рождения Д.И. Менделеева Д митрий Иванович Менделеев родился 27 января (8 февраля)1834 года в Тобольске.

Дмитрий Менделеев - биография, новости, личная жизнь

Дмитрий Менделеев Дмитрий Менделеев, внук священника, родился в Тобольске, в семье директора местной гимназии.
Дмитрий Менделеев | это... Что такое Дмитрий Менделеев? Дмитрий Иванович Менделеев родился 8 февраля 1834 года в селе Верхние Аремзяны недалеко от Тобольска, в семье директора гимназии и попечителя училищ.
ОСНОВНЫЕ ДАТЫ ЖИЗНИ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Д. И. МЕНДЕЛЕЕВА 1 марта считается днем рождения Периодической таблицы Менделеева (17 февраля по старому стилю).
Исполнилось 185 лет со дня рождения Дмитрия Менделеева Он родился в 1834 году и семи лет поступил в гимназию, которую окончил в 1849 году.
УВЛЕКАТЕЛЬНЫЕ ФАКТЫ ИЗ ЖИЗНИ Д.И. МЕНДЕЛЕЕВА водка должна быть крепостью 40 градусов.

Дмитрий Менделеев - биография

Дмитрий Менделеев, внук священника, родился в Тобольске, в семье директора местной гимназии. 23 января 1907 года Д.И. Менделеева отпевали в домовой церкви Св. Георгия в Технологическом институте. Дата рождения Менделеева — 27 января 1834 года. Д. И. Менделеев родился 8 февраля 1834 года в Тобольске и прожил 73 года.

В центре русской цивилизации. 190 лет со дня рождения Д.И. Менделеева

Менделеева по отцовской линии Соколов Павел Максимович, был священником села Тихомандрицы Вышневолоцкого уезда Тверской губернии, расположенного в 2 километрах от северной оконечности озера Удомля. Только один из четверых его сыновей, Тимофей, сохранил фамилию отца. Как было принято в то время в среде духовенства, по окончании семинарии троим сыновьям Павла Соколова были даны разные фамилии: Александру — Тихомандрицкий по названию села , Василию — Покровский по приходу, в котором служил Павел Соколов , а Иван, отец Дмитрия, в виде прозвания получил фамилию соседних помещиков Менделеевых сам Дмитрий так толковал её происхождение: «…дана отцу, когда он что-то выменял, как соседний помещик Менделеев менял лошадей» [3]. Иван Павлович Менделеев — отец Д. Неизвестный художник первой половины XIX в. Окончив в 1804 год у духовное училище, Иван Менделеев поступил на филологическое отделение Главного педагогического института. В 1807 году после окончания института в числе лучших студентов, Иван был определён «учителем философии , изящных искусств и политической экономии» в Тобольск, где в 1809 год у женился на Марии Корнильевой происходила из старинного рода сибирских купцов и промышленников , внучке Корнилина Якова Григорьевича. В декабре 1818 года Иван Менделеев был назначен директором училищ Тамбовской губернии [4]. С лета 1823 по ноябрь 1827 года семья Менделеевых жила в Саратове , а затем возвратилась в Тобольск , где Иван Менделеев получил место директора Тобольской классической гимназии.

Его свойства ума, культура и творческое начало определяли педагогические принципы, которыми он руководствовался в преподавании своих предметов. В год рождения Дмитрия, Иван Менделеев ослеп, что вынудило его выйти на пенсию. Для удаления катаракты он в сопровождении дочери Екатерины отправился в Москву , где в результате удачной операции доктора Петра Броссе ему было возвращено зрение. Однако вернуться к прежней работе он уже не мог, и семья жила на его небольшую пенсию [4]. Мария Дмитриевна Менделеева урождённая Корнильева , мать. Мария Дмитриевна, мать Дмитрия Менделеева, сыграла особую роль в жизни семьи. Не имея никакого образования , она прошла самостоятельно курс гимназии со своими братьями. Вследствие стеснённого материального положения, сложившегося из-за болезни главы семьи, Менделеевы переехали в село Аремзянское.

Здесь находилась небольшая стекольная фабрика брата Марии — Василия Корнильева, жившего в Москве. Мать Дмитрия Менделеева получила право на управление фабрикой, и после кончины Ивана Менделеева в 1847 году большая семья жила на средства, получаемые от неё. Дмитрий вспоминал: «Там, на стекольном заводе, управляемом моей матушкой, получились первые мои впечатления от природы, от людей, от промышленных дел». Заметив особые способности младшего сына, мать сумела найти в себе силы навсегда покинуть родную Сибирь , уехав из Тобольска , чтобы дать Дмитрию возможность получить высшее образование. В год окончания сыном гимназии Мария Менделеева закончила и решила все дела в Сибири и вместе с Дмитрием и младшей дочерью Елизаветой выехала в Москву , чтобы определить сына в Московский университет. Но из-за бюрократических формальностей Дмитрия не приняли на учёбу. Спустя два года, через несколько недель после зачисления сына Дмитрия студентом Главного педагогического института в Санкт-Петербурге , Мария Менделеева скончалась [5].

Менделеев ратовал за промышленное развитие и экономическую независимость России, уделял большое внимание орошению земель Нижнего Поволжья, улучшению судоходства на реках России, строительству новых железных дорог, освоению Северного морского пути. Кстати, он ездил не только по стране, но и в Западную Европу и США, знакомясь с заводами и промышленными выставками. В последних своих сочинениях 1905-1906 гг. Менделеев выступал за реальное а не т. Особое значение придавал подготовке учителей и профессоров, был талантливым лектором. Дмитрий Иванович Менделеев в 1878-1888 гг. Он входил в состав Комиссии при Департаменте народного просвещения, созданной для обсуждения проекта по устройству зданий будущего Сибирского университета. Менделеевым совместно с профессором В. Флоринским была намечена структура помещений главного университетского корпуса, в частности. Менделееву принадлежало распределение помещений для кафедр химии, физики, ботаники, минералогии, геологии и зоологии. Он также предложил кандидатуру первого ректора университета Н. С нашим городом Томском у Дмитрия Ивановича была, можно сказать, «родственная связь, так как здесь работал смотрителем переселенцев Томской губернии его брат Иван, а также жили два племянника и племянница, муж которой А. Кулябко был известным доктором медицины и профессором университета.

Фото: noev-kovcheg. Научный руководитель лаборатории ядерных реакций имени Г. Флерова Объединенного института ядерных исследований в Дубне стал четвертым в истории ученым, при жизни которого его именем был назван химический элемент. Конечно, периодическая система химических элементов родилась в голове Менделеева не внезапно — за один день или одну ночь. Он и другие химики думали о группировании элементов не один год. Успехом завершился своего рода карточный химический пасьянс, когда Менделеев записал каждый из 63 известных тогда элементов на отдельной карточке и расположил их в вертикальных столбцах в соответствии с атомными массами — от малой к большой, а в горизонтальные ряды разместил элементы со схожими химическими свойствами. Более того, Менделеев на основании таблицы предсказал существование еще неоткрытых элементов и правильно спрогнозировал их свойства. Еще при его жизни три пустых места, оставленных им в таблице, были заполнены ранее неизвестными элементами — галлием, скандием и германием. В год смерти ученого был открыт получивший 71-й атомный номер лютеций.

Бром, например, имел атомную массу где-то между массами хлора и йода, и все эти три элемента демонстрировали сходное химическое поведение. Литий, натрий и калий также были триадой. Другие химики заметили связи между атомными массами и химическими свойствами , но лишь в 1860-х годах атомные массы стали достаточно хорошо поняты и измерены, чтобы выработалось более глубокое понимание. Английский химик Джон Ньюландс заметил, что расположение известных элементов в порядке увеличения атомной массы приводило к повторению химических свойств каждого восьмого элемента. Эту модель он назвал «законом октав» в статье 1865 года. Но модель Ньюландса не очень хорошо держалась после первых двух октав, что заставило критиков предложить ему расставить элементы в алфавитном порядке. И как вскоре понял Менделеев, отношение свойств элементов и атомных масс были чуть более сложными. Организация химических элементов Менделеев родился в Тобольске, в Сибири, в 1834 году и был семнадцатым ребенком у своих родителей. Он жил яркой жизнью, преследуя разные интересы и путешествуя по дороге к выдающимся людям. Во время получения высшего образования в педагогическом институте в Санкт-Петербурге он чуть не умер от тяжелой болезни. После окончания он преподавал в средних школах это нужно было, чтобы получать жалование в институте , попутно изучая математику и естественные науки для получения степени магистра. Затем он работал преподавателем и лектором и писал научные работы , пока не получил стипендию для расширенного тура исследований в лучших химических лабораториях Европы. Вернувшись в Санкт-Петербург, он оказался без работы, поэтому написал превосходное руководство по органической химии в надежде выиграть крупный денежный приз. В 1862 году это принесло ему премию Демидова. Также он работал редактором, переводчиком и консультантом в различных химических сферах. В 1865 году он вернулся к исследованиям, получил доктора наук и стал профессором Петербургского университета. Вскоре после этого Менделеев начал преподавать неорганическую химию. Готовясь освоить это новое для него поле, он остался неудовлетворен доступными учебниками. Поэтому решил написать собственный. Организация текста требовала организации элементов, поэтому вопрос их наилучшего расположения непрестанно был у него на уме. К началу 1869 года Менделеев добился достаточного прогресса, чтобы понять, что некоторые группы подобных элементов демонстрировали регулярное увеличение атомных масс; другие элементы с примерно одинаковыми атомными массами имели схожие свойства. Оказалось, что упорядочение элементов по их атомному весу было ключом к их классификации. Периодическая таблица Д. По собственным словам Менделеева, он структурировал свое мышление, записав каждый из 63 известных тогда элементов на отдельной карточке. Затем, посредством своего рода игры в химический пасьянс, он нашел закономерность, которую искал. Располагая карточки в вертикальных столбцах с атомными массами от низкой к более высокой, он разместил элементы со схожими свойствами в каждом горизонтальном ряд. Периодическая таблица Менделеева родилась. Он набросал черновую версию 1 марта, отправил ее в печать и включил в свой учебник, который скоро должен был быть опубликован. Также он быстро подготовил работу для представления Российскому химическому обществу. Тем временем, немецкий химик Лотар Мейер также работал над организацией элементов. Он подготовил таблицу, похожую на менделеевскую, возможно, даже раньше, чем Менделеев.

Дмитрий Иванович Менделеев

Сытые года с очень высоким урожаем, как 1913, стали бы исключением, а значит в итоге население не только перестало расти, но и начало сокращаться, так всегда бывает в природе, когда популяция животных чересчур разрастается, что ей перестает хватать пропитания. И Менделеев это отчетливо понимал, у него есть расчеты в данной книге, что так и будет, что надел земли на одного едока в России уменьшится до десятины. Его книга "Познание России" прежде всего обращена к чиновникам и к широкой общественности, что России нужны срочные реформы, что перенаселение страны грозит острой нехваткой еды и социальными катаклизмами. То, чего опасался Менделеев в итоге и произошло. Обе революции 1917 года были прежде всего крестьянскими и вызваны невыносимой бедностью жителей деревни.

Расчеты о будущей численности населения России, сделанные в начале 20 века на 100 лет вперед, - это не научные прогнозы Дмитрия Ивановича , предназначенные для ученых демографов, а социологические прикидки на глазок, чтобы заставить чиновников шевелиться перед угрозой социального взрыва. Расчеты Менделеева не учитывают и демографического перехода. Демографический переход — исторически быстрое снижение рождаемости и смертности, в результате чего воспроизводство населения сводится к простому замещению поколений. Этот процесс является частью перехода от традиционного общества для которого характерна высокая рождаемость и высокая смертность к индустриальному.

Демографический переход страны и регионы проходят в разное время. Демографический переход сопровождается ростом производительных сил и перемещением значительных масс населения из сел в город, повышением уровня жизни, пропадает необходимость выживать, а значит рожать больше детей, чтобы иметь дополнительные руки в хозяйстве, кроме того наличие пенсии, социального страхования также снижает рождаемость, так как дети перестают единственной гарантией обеспеченной старости, более того они становятся обузой, так как в развитом индустриальном обществе дети должны длительное время учиться, чтобы получить квалификацию, соответствующую современным требованиям. Это приводит к их выключению из хозяйственной жизни. Дети из помощников превращаются в обузу для взрослых.

Родители вынуждены тратить своё время и финансовые средства для достижения детьми высокого образовательного уровня. Они предпочитают вырастить лишь одного-двух «высококачественных» детей, так как большое количество детей в семье, как правило делают семью бедной, что отрицательно сказывается на их образовательном уровне и дальнейшей карьере. Но тут Менделеева можно простить, данный закон демографии был открыт позже. Кроме того, в конце 19 века был демографический бум в ведущих странах мира, самый большой рост в их истории, а Менделеев данный бум спрогнозировал на столетие вперед, что абсурдно.

То есть Менделеев в своих расчетах, касающихся нашей страны, совершил две ошибки. Не учел острую нехватку земли на одного едока в России в начале 20 века, а также демографический переход. Его ошибки относительности будущей численности населения других стран вызваны тем же демографическим переходом и историческими особенностями каждой из этих стран, развитием науки, социальными факторами, национальными особенностями и т. Демографы давно пришли к выводу, что длительные прогнозы относительно численности населения в будущем несостоятельны из-за множества факторов, которые влияют на демографию.

Учёный вывел формулу расчёта молекулярного веса газа, то есть впервые была дана формулировка закона Авогадро-Жерара. Позднее выдающийся русский физикохимик Е. Бирон напишет: «Насколько мне известно, Д. Менделеев первый стал считать, что можно уже говорить о законе Авогадро, так как гипотеза, в виде которой закон был сперва сформулирован, оправдалась при экспериментальной проверке…». Опираясь на колоссальный фактический материал в разделе «Удельные объёмы и состав кремнезёмных соединений», Д. Менделеев приходит к широкому обобщению. Не придерживаясь, в отличие от многих исследователей Г. Копп, И.

Шредер и др. Менделеев ищет не формальные количественные закономерности в объёмах, а старается установить связь между количественными соотношениями объёмов и совокупностью качественных характеристик вещества. Таким образом он приходит к выводу, что объём, подобно кристаллической форме, является критерием сходства и различия элементов и образуемых ими соединений, и делает шаг в направлении создания системы элементов, прямо указывая на то, что изучение объёмов «может служить на пользу естественной классификации минеральных и органических тел». Особый интерес представляет часть, именуемая «О составе кремнезёмных соединений». С исключительной глубиной и обстоятельностью Д. Менделеевым впервые изложен взгляд на природу силикатов как соединений, подобных сплавам оксидных систем. Учёным установлена связь между силикатами как соединениями типа MeO x SiO x и «неопределёнными» соединениями других типов, в частности, растворами, что выразилось правильной трактовкой стеклообразного состояния. Именно с наблюдения процессов стеклоделия начался путь Д.

Менделеева в науке. Возможно, именно этот факт сыграл определяющую роль в его выборе, во всяком случае, данная тема, непосредственно связанная с химией силикатов, в той или иной форме закономерно соприкасается со многими другими его изысканиями. Место силикатов в природе лаконично, но с исчерпывающей ясностью определено Д. Менделеевым: Как органическая материя обуславливается присутствием углерода и им изобилует, так и минеральное царство изобилует кремнезёмистыми соединениями. Эта фраза указывает и на понимание учёным первостепенного утилитарного значения силикатных материалов, древнейших и самых распространённых в практике, и на сложность химии силикатов; поэтому интерес учёного к данному классу веществ, помимо известного практического значения, был связан с развитием важнейшего понятия химии — химическое соединение, с созданием систематики соединений, с решением вопроса о соотношении понятий: химическое соединение определённое и неопределённое — раствор. Чтобы осознать важность и научное значения самой постановки вопроса, актуальность его и по прошествии более чем столетия, достаточно привести слова одного из специалистов в области химии силикатов, академика М. Изучение стекла помогло Д. Менделееву глубже понять природу кремнекислых соединений и на этом своеобразном веществе увидеть некоторые важные особенности химического соединения вообще.

Темам стеклоделия, химии силикатов и стеклообразного состояния Д. Менделеевым посвящено около 30 работ. Исследование газов Эта тема в творчестве Д. Менделеева связана, прежде всего, с поиском учёным физических причин периодичности. Так как свойства элементов находились в периодической зависимости от атомных весов, массы, исследователь мыслил возможность пролить свет на эту проблему, выясняя причины сил тяготения и посредством изучения свойств передающей их среды. Концепция «мирового эфира» имела в XIX века большое влияние на возможное решение данной проблемы. Предполагалось, что «эфир», заполняющий межпланетное пространство, является средой, передающей свет, тепло и гравитацию. Исследование сильно разреженных газов представлялось возможным средством к доказательству существования названной субстанции, когда свойства «обычного» вещества уже не способны бы были скрывать свойства «эфира».

Одна из гипотез Д. Менделеева сводилась к тому, что специфическим состоянием газов воздуха при большом разрежении и мог оказаться «эфир» или некий-то газ с очень малым весом. Менделеевым написано на оттиске из «Основ химии», на периодической системе 1871 года: «Легче всех эфир, в миллионы раз»; а в рабочей тетради 1874 года учёный выражает ещё более ясно ход мысли: «При нулевом давлении у воздуха есть некоторая плотность, это и есть эфир! Тем не менее, среди его публикаций этого времени таких определённых соображений не высказано Д. Попытка химического понимания мирового эфира. В контексте предположений, связанных с поведением сильно разреженного газа инертного — «наилегчайшего химического элемента» в космическом пространстве, Д. Менделеев опирается на сведения, полученные астрономом А. Белопольским: «Инспектор Главной Палаты мер и весов, обязательно снабдил меня следующими результатами новейших исследований, в том числе и г.

А далее он прямо ссылается на эти данные в своих выводах. При всей гипотетической направленности исходных предпосылок этих исследований, основным и наиболее важным результатом в области физики, полученным благодаря им Д. Менделеевым, явился вывод уравнения идеального газа, содержащего универсальную газовую постоянную. Также очень важным, но несколько преждевременным, было предложенное Д. Менделеевым введение термодинамической шкалы температур. Учёным также было избрано правильное направление для описания свойств реальных газов. Вириальные разложения, использованные им, соответствуют первым приближениям в известных сейчас уравнениях для реальных газов. В разделе, имеющем отношение к исследованиям газов и жидкостей, Д.

Менделеевым сделано 54 работы. Учение о растворах В 1905 году Д. Тут моё богатство. Оно не отнято у кого-нибудь, а произведено мною…». На протяжении всей своей научной жизни Д. Менделеева не ослабевал его интерес к «растворной» тематике. Наиболее значительные его исследования в этой области относятся к середине 1860-х, а важнейшие — к 1880-м годам. Тем не менее, публикации учёного показывают, что и в другие периоды своего научного творчества он не прерывал изысканий, способствовавших созданию основы его учения о растворах.

Концепция Д. Менделеева эволюционировала от весьма противоречивых и несовершенных первоначальных представлений о природе этого явления в неразрывной связи с развитием его идей в других направлениях, в первую очередь — с учением о химических соединениях. Менделеев показал, что правильное понимание растворов невозможно без учёта их химизма, отношения их к определённым соединениям отсутствия грани между таковыми и растворами и сложного химического равновесия в растворах — в разработке этих трёх неразрывно связанных аспектов заключается основное его значение. Однако сам Д. Менделеев никогда не называл свои научные положения в области растворов теорией — не сам он, а его оппоненты и последователи так именовали то, что он называл «пониманием» и «представлением», а труды настоящего направления — «попыткой осветить гипотетическим воззрением всю совокупность данных о растворах» — «…до теории растворов ещё далеко»; основное препятствие в её формировании учёный видел «со стороны теории жидкого состояния вещества». Нелишним будет отметить, что, развивая это направление, Д. Менделеев, поначалу априорно выдвинув идею о температуре, при которой высота мениска будет нулевой, в мае 1860 года провёл серию опытов. При определённой температуре, которую экспериментатор назвал «абсолютной температурой кипения», нагретый в парафиновой ванне в запаянном объёме жидкий хлорид кремния SiCl4 «исчезает», перейдя в пар.

В статье, посвящённой исследованию, Д. Менделеев сообщает, что при абсолютной температуре кипения, полный переход жидкости в пар сопровождается уменьшением поверхностного натяжения и теплоты испарения до нуля. Эта работа — первое крупное достижение учёного. Важен также тот факт, что теория растворов электролитов приобрела удовлетворительную направленность, только восприняв идеи Д. Менделеева, когда произошёл синтез гипотезы о существовании ионов в растворах электролитов с менделеевским учением о растворах. Растворам и гидратам Д. Менделеевым посвящено 44 труда. Комиссия для рассмотрения медиумических явлений Имевшие в середине XIX века немало сторонников в Западной Европе и Америке, к 1870-м годам получили некоторое распространение и в русской культурной среде — воззрения, подразумевающие поиск разрешения проблем непознанного в обращении к вульгарным формам мистицизма и эзотерики, в частности — к явлениям, именуемым с некоторых пор паранормальными, а в обыденном, лишённом наукообразия лексиконе — спиритуализмом, спиритизмом или медиумизмом.

Сам процесс спиритического сеанса преподносится адептами этих движений как момент восстановления нарушенного ранее временного единства материи и энергии и тем самым якобы подтверждается раздельное их существование. Менделеев писал об основных «движителях» интереса к такого рода спекуляциям соприкосновением умопостигаемого и подсознательного. В этой связи древних суеверий с новым учением — весь секрет интереса к спиритизму. Разве стали бы столь много писать и говорить о любом другом учёном разноречии — не стой тут сзади дух, няня и, любезное многим, детство народов. В числе лидеров круга склонявшихся к правомочности такого понимания мироустройства были: выдающийся русский химик А. Бутлеров в то время — сторонник теории «четвёртого» состояния материи, единомышленник убеждённого спиритуалиста У. Крукса , зоолог Н. Вагнер и известный публицист А.

Первоначально попытку разоблачения спиритизма предприняли академик П. Чебышев и профессор М. Цион, брат и сотрудник известного медика И. Циона, одного из учителей И. Павлова сеансы с «медиумом» Юнгом. В середине 1870-х годов по инициативе Д. Менделеева молодое ещё Русское физическое общество выступило с резкой критикой спиритизма. Опыты по изучению действий «медиумов», братьев Петти и госпожи Клейер, присланной У.

Круксом по просьбе А. Аксакова, начались весной 1875 года. В качестве оппонентов выступали А. Бутлеров, Н. Вагнер и А. Первое заседание — 7 мая председатель — Ф. Эвальд , второе — 8 мая. После этого работа комиссии была прервана до осени — третье заседание состоялось только 27 октября, а уже 28 октября педагог, деятель столичной думы Фёдор Фёдорович Эвальд, входивший в первый состав комиссии, пишет Д.

Менделееву: «…чтение книг, составленных господином А. Аксаковым и т. На смену ему в работу комиссии, несмотря на большую педагогическую загруженность, были включены физики Д. Бобылёв и Д. На разных этапах работы комиссии весна 1875-го, осень — зима 1875—1876 годов в её состав входили: Д. Бобылёв, И. Боргман, Н. Булыгин, Н.

Егоров, А. Еленев, С. Ковалевский, К. Краевич, Д. Лачинов, Д. Менделеев, Н. Петров, Ф. Петрушевский, П.

Фан-дер-Флит, А. Хмоловский, Ф. Комиссией был применён ряд методов и технологических приёмов, исключавших использование «магнитизёрами» физических закономерностей для манипуляций: пирамидальный и манометрический столики, устранение внешних факторов, препятствующих полноценному восприятию обстановки эксперимента, допускающих усиление иллюзий, искажение восприятие реальности. Результатом деятельности комиссии явилось выявление ряда специальных приёмов, вводящих в заблуждение, разоблачение очевидного обмана, констатация отсутствия каких бы то ни было эффектов при корректных условиях, препятствующих неоднозначному толкованию явления — спиритизм был признан следствием использования «медиумами» психологических факторов для управления сознанием обывателей — суеверием. Работа комиссии и полемика вокруг предмета её рассмотрения вызвала живой отклик не только в периодике, которая в целом заняла сторону здравомыслия. Менделеев, впрочем, в итоговом издании предостерегает журналистов от легкомысленного, однобокого и неправильного толкования роли и влияния суеверия. Свою оценку дали П. Боборыкин, Н.

Лесков, многие другие и, прежде всего, Ф. Критические замечания последнего в большей степени имеют отношение не к спиритуализму как таковому, противником которого сам он являлся, а к рационалистическим взглядам Д. В начале 21-ого века этот упрек сохраняет силу: «Не буду углубляться в описание технических приемов, которые мы вычитали в ученых трактатах Менделеева … Применив некоторые из них на опыте, мы обнаружили, что можем установить особую связь с какими-то непостижимыми для нас, но совершенно реальными существами. Менделеев указывает на различие, коренящееся в исходной нравственной позиции исследователя: в «добросовестном заблуждении» или сознательном обмане. Именно нравственные принципы он ставит во главу угла в общей оценке всех аспектов и самого феномена, его толкования и, в первую очередь, убеждений учёного, независимых от его непосредственной деятельности — и должен ли он их иметь вообще? В ответ на письмо «Матери семейства», обвинившей учёного в насаждении грубого материализма, он заявляет, что «готов служить, так или иначе, средством для того, чтобы было меньше грубых материалистов и ханжей, а побольше было бы людей истинно понимающих, что между наукою и нравственными началами существует исконное единство». В творчестве Д. Менделеева эта тема, как и всё в круге его интересов, закономерно связана сразу с несколькими направлениями его научной деятельности: психология, философия, педагогика, популяризация знаний, исследование газов, воздухоплавание, метеорология и т.

В то время как исследование газов косвенно, через гипотезы о «мировом эфире», например, имеет отношение к «гипотетическим» же факторам, сопутствующим основной теме рассматриваемых мероприятий в том числе колебания воздуха , указание на связь с метеорологией и воздухоплаванием может повлечь резонное недоумение. Однако они явились не случайно в этом перечне в виде смежных тем, «присутствуя» уже на титульном листе «Материалов», а слова из публичных чтений Д. Менделеева в Соляном городке лучше всего отвечают на вопрос о метеорологии: Как ни далеки кажутся два таких предмета, как спиритизм и метеорология, однако между ними существует некоторая связь, правда отдаленная. Воздухоплавание Занимаясь вопросами воздухоплавания, Д. Менделеев, во-первых, продолжает свои исследования в области газов и метеорологии, во-вторых — развивает темы своих работ, вступающих в соприкосновение с темами сопротивления среды и кораблестроения. Пикаром только в 1924 году. Менделеев также спроектировал управляемый аэростат с двигателями. В 1878 году учёный, находясь во Франции, совершил подъём на привязном аэростате Анри Жиффара.

Летом 1887 года Д. Менделеев осуществил свой знаменитый полёт. Возможным стало это и благодаря посредству Русского технического общества в вопросах оснащения. Важную роль в подготовке этого мероприятия сыграли В. Срезневский и в особой степени изобретатель и аэронавт С. Менделеев, рассказывая об этом полёте, разъясняет почему РТО обратилось именно к нему с такой инициативой: «Техническое общество, предложив мне произвести наблюдения с аэростата во время полного солнечного затмения, хотело, конечно, служить знанию и видело, что это отвечает тем понятиям и роли аэростатов, какие ранее мною развивались». Обстоятельства подготовки к полёту ещё раз говорят о Д. Менделееве, как о блестящем экспериментаторе здесь можно вспомнить о том, что он считал: «Профессор, который только читает курс, а сам не работает в науке и не двигается вперед, — не только бесполезен, но прямо вреден.

Он вселит в начинающих мертвящий дух классицизма, схоластики, убьет их живое стремление». Менделеев был очень увлечён возможностью с аэростата впервые наблюдать солнечную корону во время полного затмения. Он предложил использовать для наполнения шара не светильный газ, а водород, который позволял подняться на большую высоту, что расширяло возможности наблюдения. И здесь снова сказалось сотрудничество с Д. Лачиновым, приблизительно в это же время разработавшим электролитический способ получения водорода, на широкие возможности использования которого Д. Менделеев указывает в «Основах химии». Естествоиспытатель предполагал, что изучение солнечной короны должно дать ключ к пониманию вопросов, связанных с происхождением миров. Из космогонических гипотез его внимание привлекла появившаяся в то время идея о происхождении тел из космической пыли: «Тогда солнце со всей его силой само оказывается зависящим от невидимо малых тел, носящихся в пространстве, и вся сила солнечной системы черпается из этого бесконечного источника и зависит только от организации, от сложения этих мельчайших единиц в сложную индивидуальную систему.

В сопоставлении с другой гипотезой — о происхождении тел солнечной системы из вещества солнца — он высказывает такие соображения: «Как ни противоположны на первый взгляд кажутся эти понятия, они так или иначе уложатся, помирятся — таково свойство науки, которая содержит выводы мысли, испытанные и проверенные. Надо только не довольствоваться одним уже установленным и узнанным, надо не окаменеть в нём, всё дальше и глубже, точнее и подробнее изучать все явления, могущия содействовать разъяснению этих коренных вопросов. Этот полёт привлёк внимание широкой общественности. В Боблово 6 марта приезжает И. Репин, и вслед за Д. Менделеевым и К. Краевичем направляется в Клин. В эти дни им были сделаны зарисовки.

Менделеевым должен был лететь пилот-аэронавт А.

Это связано не с абстрактным пацифизмом учёного, а с тем, что он понимал миссию России как совершенно отличную от устремлений западных держав, рассматривавших Китай как свою потенциальную колонию. В спорах с европейцами, в том числе и расистски настроенными учёными, Менделеев вставал на сторону угнетённых народов колоний. Например, в споре с американским доктором, поборником здорового образа жизни, который обвинял индейцев в том, что они использовали табак с целью извести европейцев, русский учёный заметил, что рядом с фигурой индейца, протягивающего европейцу табак они часто ставились у табачных лавок вместо вывесок , следовало бы поставить и фигуру европейца, дающего индейцу бутылку виски. Крайне скептически он относился и к американской «демократии», при которой власть находится не в руках большинства, как в теории, а в руках организованного меньшинства, рассматривающего большинство лишь как «стадо» для сбора голосов. В статье «Об единице» 1877 Менделеев выступил против индивидуализма: «мы, каждый, считали себя значащими единицами, и, в сущности, каждый из нас сам по себе нуль. Ещё ступенью станем выше, и тогда единица будет высшего порядка — семья, общество, государство, человечество. И на этих ступенях наша жизнь построится лучше, и мы станем… понимать себя не больше, как микроскопическую клетку в целом организме». Позже он развил эти идеи в примечаниях к «Заветным мыслям»: «…падёт индивидуализм, тогда славянская общинная идея заменит современную идею об единице… Настанут вправду новые века и в мыслях, и в делах, в верованиях и народных судьбах.

И не бойтесь, вздорного будет меньше, ни древняя идея государства, ни новейшая, свободная единица не пропадут, им будет лучше, потому что будет больше правды и толку». Менделеев находится «по ту сторону левых и правых», ведь коллективизм — идея как «левая», связанная с социалистическими учениями, так и традиционалистская, восходящая к исходным общинным формам развития человечества. Традиционализм же обычно относят к «правым» идеям, хотя тогда возникает вопрос: в чём его сходство с другими «правыми» идеями, связанными как раз с капиталистическим индивидуализмом, и в чём вообще суть «правизны», если она объединяет такие противоположности? Менделеев — одновременно и «красный профессор», неоднократно конфликтовавший с руководством Министерства просвещения что в итоге закончилось его уходом из Петербургского университета в 1890 г. Кстати, «крайне правого» и «консервативного» министра Д. Толстого учёный упрекал именно в подражательности Европе его курса на насаждение «классического» образования, в частности, латыни. Он обладал обширными знакомствами среди русских философов, опять-таки разных направлений. Например, среди его близких знакомых 1860-х гг. Страхова, одного из представителей почвенничества, соратника Достоевского, Данилевского и Аполлона Григорьева, которого с Менделеевым сближала работа в сфере естественных наук.

Страхов помогал молодому Менделееву с публикацией статей. Сторонником социалистических идей учёный формально не был, но отмечал правду социализма, который «ответил известным образом преобразованию времени, когда начали уже понимать, что личное благо возможно только внутри, а внешнее удовлетворение более или менее необходимо для всех живущих — иначе наступит рано или поздно беда, даже личная». Фёдорова: «Жить не для себя и не для других, а со всеми и для всех». Вернадский, который сам в предреволюционные годы придерживался либерально-кадетских убеждений, относил своего учителя Менделеева к людям «очень умеренных, скорее консервативных взглядов», подчёркивая при этом: «Дмитрий Иванович, подымая нас и возбуждая глубочайшие стремления человеческой личности к знанию и его активному приложению, в очень многих возбуждал такие логические выводы и построения, которые были далеки от него самого». Кстати, аналогичные противоречия мы видим в восприятии либеральными кругами зятя Д. Менделеева — великого русского поэта Александра Блока видимо, не случайно судьба таким образом связала двух гениев, принадлежавших к совершенно разным сферам деятельности. До революции либерально настроенная З. Однако, как мы знаем, «черносотенец» Блок принял Октябрьскую революцию и большевизм, а Гиппиус — отвергла. И в этом была неизбежная логика — логика понимания революции как национальной стихии, освобождающей Россию от западничества правящего класса и «старой интеллигенции».

Блок писал о Менделееве: «Не укрывается от него ничего. Его знание самое полное. Оно происходит от гениальности, у простых людей такого не бывает. У него есть всё». Понятно, что отсутствие «убеждений», которые сам Блок ставит в кавычки, надо понимать не буквально: мыслитель поднимается над уровнем декларируемой «позиции» на более высокий — мировоззренческий — уровень. Вслед как за «правыми» славянофилами, так и «левыми» народниками Менделеев подчёркивал важнейшее значение для русской национальной экономики артельно-общинного принципа. В то же время он был категорическим противником устоявшегося мнения, что Россия — страна чисто земледельческая и развитие промышленности для неё не только не нужно, но и вредно а это мнение разделяли и многие «правые», и значительная часть народников. Смит и особенно его последователи, — отмечал русский учёный, — чересчур развили понятие о пользе специализации труда, и дело дошло до того, что между странами думали видеть потребность специализации усилий. На этом, в сущности, и основывается вся русская промышленная отсталость».

Так и вышло, что «русский мужик, переставший работать на помещика, стал рабом Западной Европы и находится от неё в крепостной зависимости, доставляя ей хлебные условия жизни». Размышляя о таком пути индустриализации, который не поставил бы Россию в зависимость от Запада, он писал: «В общинном и артельном началах, свойственных нашему народу, я вижу зародыши возможности правильного решения в будущем многих из тех задач, которые предстоят на пути при развитии промышленности и должны затруднять те страны, в которых индивидуализму отдано окончательное предпочтение». При этом он отводил важную роль в экономике государству, предлагая создание в России министерства промышленности. Понимая необходимость индустриализации и в связи с этим признавая на определённом этапе положительную роль национального капитала, учёный прекрасно осознавал, что капитализм является злом. Капитализм, по словам Менделеева, «не есть основная сущность дел фабрик и заводов, а только их неизбежная современная форма». В борьбе с этим злом Менделеев отмечал роль «артельно-кооперативного способа», который считал «наиболее обещающим в будущем и весьма возможным для приложения во многих случаях в России, именно по той причине, что русский народ, взятый в целом, исторически привык и к артелям, и к общинному хозяйству». Особенно это характерно для Урала, «где многие металлургические дела ведутся издавна артельными приёмами». По мнению мыслителя, «сделать русский народ богатым, трудолюбивым и образованным» поможет сочетание сельской общины с заводами и фабриками летом община ведёт земледельческую работу, зимой — промышленную на заводе или фабрике, находящейся в коллективной собственности , то есть преодоление разделения города и деревни. Концентрацию населения в городах он считал неизбежным для того времени процессом, который закончится тогда, когда и в сельской местности «будет скопляться такое количество жителей, что и там придётся строить многоэтажные дома и вызовется потребность в водопроводах, уличном освещении» и т.

Учёный подчёркивал, что «только независимость экономическая есть независимость настоящая, всякая прочая — фиктивная… Мы живём в эпоху, когда богатство и сила народов определяются преимущественно индустриею, а наши дети и внуки, вероятно, доживут до того, что богатства и вся сила народная будут определяться умелым сочетанием индустрии с сельским хозяйством». Он категорически возражал тем авторам, которые настаивали на том, что Россия — традиционно аграрная страна и должна оставаться в этом качестве и впредь. Ясно, что такая позиция была на руку западному капиталу, который стремился предотвратить индустриализацию России и её выход тем самым из экономической зависимости от Европы. В отличие от западных стран, где впервые произошла промышленная революция, Россия не имела колоний и могла в своём экономическом развитии опираться только на собственные ресурсы. Проект индустриализации страны, генетически связанный с менделеевским, был воплощён в жизнь уже следующим поколением — теми, кто пришёл к власти после Октябрьской революции. Территориально-производственные комплексы ТПК , созданные в советское время, — это тоже идея Менделеева. На основе некапиталистических принципов Менделеев решал и земельный вопрос: «Страны, подобные России, где и поныне лишь малая доля… земли находится в частной собственности, а большая доля удерживается самим государством, имеют впереди возможность распорядиться этою собственностью к наилучшей выгоде своего народа». Учёный писал: «наступит время, когда будет полезно для блага народного выкупить всю частную земельную собственность в пользу общегосударственного владения». Ещё более важной он считал общенародную собственность на земные недра с содержащимися в них полезными ископаемыми.

Таким образом, на словах Д. Менделеев выступал против социалистов и их идей, но фактически взгляды учёного развивались в том же направлении, что вообще типично для русской общественной мысли, включая религиозную. Она направляла свою критику не против социалистической идеи как таковой, а лишь против тех форм, которые последняя принимала в конкретный период «прогрессистский» атеистический социализм прозападного толка. Это было правильно оценено в советское время. Менделеев и уже упомянутый Н. Фёдоров, наряду с С. Подолинским, в одно и то же время стали говорить о перспективе «автотрофности» — получения продуктов питания из солнечной энергии и неорганических элементов. В 1903 г. Менделеев писал: «Как химик, я убеждён в возможности получения питательных веществ из сочетания элементов воздуха, воды и земли, помимо обычной культуры».

В качестве подступа к решению этой задачи он видел выращивание сельскохозяйственных растений «без прикосновения к земле», потому что «растениям, по существу, сама земля не надобна, а нужны вода и соли, в земле находящиеся». Менделеев считал, что человек не должен как слепо подчиняться природе, так и воспринимать себя как её неограниченного владыку. Таким образом, он, как и Фёдоров, приблизился к мировоззрению, которое в середине XX в. Одной из важнейших работ Менделеева стал труд «К познанию России», в котором учёный подробно проанализировал результаты первой и единственной в Российской империи переписи населения 1897 года. Кстати, М. Горький, создавая через несколько десятилетий свой роман-эпопею «Жизнь Клима Самгина», писал, что был бы счастлив, если бы его произведение можно было бы назвать так, как Менделеев назвал свою книгу. В этом сочинении Менделеев создал собственную систему районирования России, разделив её на 19 «краёв» и «земель», а также дал новую картографическую проекцию, более адекватно отражающую географическое строение нашей страны в её тогдашних границах, причём за нулевой меридиан предлагал взять не Гринвичский, а Пулковский. Говоря об оценках плотности населения, учёный предлагал заменить показатель числа жителей на единицу площади на обратный — число десятин на человека. Русский учёный резко выступал против западных мальтузианских идей об исчерпании ресурсов, необходимости ограничения рождаемости и сокращения населения — даже через войны и другие бедствия.

Здесь же Менделеев дал свой знаменитый демографический прогноз, который на самом деле может быть назван «прогнозом» лишь условно, потому что основан на экстраполяции существовавшего в начале XX в. На 1950 г. Либералы-западники, абсолютно чуждые взглядам русского учёного, тем не менее ссылаются на него для дискредитации Советского периода якобы революция привела к тому, что в России сейчас гораздо меньше населения, чем могло быть без неё. Нетрудно заметить, что цифра на 1950 г.

Открытие явилось результатом многолетних поисков. Он составил несколько вариантов периодической системы и на ее основе исправил атомные веса некоторых известных элементов, предсказал существование и свойства еще неизвестных элементов. На первых порах сама система, внесенные исправления и прогнозы Менделеева были встречены сдержанно. Но после открытия предсказанных им элементов галлий, германий, скандий , периодический закон стал получать признание. Периодическая система явилась своего рода путеводной картой при изучении неорганической химии и в исследовательской работе в этой области.

В 1877 году Дмитрий Иванович познакомился с Анной Ивановной Поповой, которая в 1881 году стала его второй женой. В этом браке появилось четверо детей, в том числе дочь Любовь, ставшая впоследствии женой знаменитого поэта Александра Блока. Летом 1880 года великий русский ученый прибыл на Северный Кавказ. Одной из его задач было изучение залежей кубанской нефти. В письме к начальнику области генералу Н. Кармалину Менделеев подтвердил богатые запасы нефти на Кубани и отметил, что А. Новосильцев основоположник механизированного бурения нефти в России, первый нефтедобытчик на Кубани правильно определил направление нефтяных залежей. Дмитрий Иванович высоко оценил достижения первых русских буровиков.

Как создавалась периодическая таблица элементов Менделеева

Дмитрий Менделеев: биография, личная жизнь, жена и дети, семья Дмитрий Иванович Менделеев родился 8 февраля (27 января по ст. ст.) 1834 г. последним, семнадцатым ребёнком в семье директора Тобольской гимназии и училищ.
8 февраля 1834 года родился Дмитрий Менделеев Всего за год до одного из своих самых величайших открытий Менделеев выступил инициатором создания Русского химического общества (РХО) — научной организации, объединившей петербургских химиков.
Великий ученый Дмитрий Менделеев 23 января 1907 года Д.И. Менделеева отпевали в домовой церкви Св. Георгия в Технологическом институте.
Менделеев-гениальный химик, но плохой демограф Отец его к тому времени в гимназии уже не работал (в год рождения последнего сына Иван Менделеев ослеп и вышел на пенсию), так что никаких поблажек новый ученик не получал.
УВЛЕКАТЕЛЬНЫЕ ФАКТЫ ИЗ ЖИЗНИ Д.И. МЕНДЕЛЕЕВА Сегодня, 8 февраля, исполняется 185 лет со дня рождения Дмитрия Ивановича Менделеева.

Человек своеобычный

В 1855 году Менделеев закончил институт (с золотой медалью) и начал преподавать. В 15 лет Дмитрий Менделеев окончил гимназию. Великий русский ученый Дмитрий Иванович Менделеев родился 27 января (8 февраля) 1834 года в сибирском городе Тобольске. Дмитрий Менделеев родился зимой 1834 года в многодетной семье директора Тобольской гимназии и училищ Тобольского округа. Д. И. Менделеев родился 8 февраля 1834 года в Тобольске и прожил 73 года. 1867 – Менделеев получает при институте кафедру неорганической (общей) химии, которую он занимает затем в продолжение 23 лет.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий