Фильм Андрея Кончаловского «Дорогие товарищи!» о расстреле рабочих в Новочеркасске вошел в короткий перечень из 15 иностранных картин, номинированных на премию «Оскар».
Общественно-политическая газета города Зверево
Лента выиграла в номинации «Лучший фильм на иностранном языке». Польское жюри отметило режиссерское мастерство Кончаловского, его «необыкновенное внимание к правде и деталям». Как указали члены жюри, фильм очень динамично построен и отличается эмоциональной интенсивностью.
И все ее слова — мешанина из Чехова, материнских причитаний и «партийной речи», льющейся из нее как из сомнамбулы, словно против воли — это и его слова. И трагедия бывшей фронтовички, держащей на стене портрет Сталина и одновременно участвующей в мелких экономических махинациях в подсобке продмага, гневно призывающей к расстрелу бунтовщиков на партсобрании и нарушающей все приказы властей в процессе поисков дочери за стенами горкома — это и трагедия Кончаловского. Неразрешимая дилемма одновременно европейца и русского почвенника, который с тоскливым презрением смотрит на негодный народ, «козье племя» по выражению покойного Эдуарда Лимонова , не понимающее иного языка, кроме языка насилия — но должен как-то держать себя в западных цивилизованных рамках, чтобы иметь возможность ставить оперы в Италии. И для Италии, точнее, Венеции, где «Дорогие товарищи» только что получили спецприз жюри, у Кончаловского есть другая, культурная трактовка фильма — это трагедия вроде античной, а Люда, мечтающая нормально похоронить свою дочь спойлер — конечно, в финале беда обойдет номенклатурную даму стороной, а как же иначе — это типа Антигона, которая похоронила своего брата-бунтовщика вопреки приказу царя Креонта. Но для нас настоящая коллизия «Товарищей» совсем другая. Совместимо ли искусство и пропаганда? Можно ли снять великую агитку?
Рабочие, оставшиеся на заводе с вечера, сделали попытку остановить продвижение техники, но им это не удалось. Зато возникли слухи о том, что несколько человек пострадали под гусеницами танков, и это всколыхнуло и без того накалившуюся обстановку. Утренняя смена заводчан даже не стала приступать к работе - несколько тысяч человек сразу заняли место в колоннах, двинувшихся на юг в направлении города. К зданию горкома партии и горисполкому пришли порядка 4-6 тысяч человек - всякая организация манифестантами была утрачена, инициатива перешла в руки наиболее агрессивно настроенных элементов. Фото с шествия к горисполкому Фото с шествия к горисполкому Действительно ли бунтовщикам удалось захватить здание горкома и отдела КГБ? В момент появления на площади перед горисполкомом первых протестующих, его покинули все местные руководители, а также московская делегация. Партийная верхушка переместилась в Первый военный городок на западе Новочеркасска, а здания горисполкома, горкома партии и даже управления местного КГБ оказались оставлены на попечение невооруженной и практически неподготовленной охраны. Бунтовщикам не составило труда занять несколько кабинетов в правительственных зданиях, устроить там погром и уничтожить несколько портретов Никиты Хрущева. Здание горисполкома Новочеркасска Здание горисполкома Новочеркасска Было ли вмешательство снайперов? В фильме Кончаловского сделан акцент на том, что ситуация вышла из-под контроля после того, как на площади открыли огонь по мирным манифестантам укрывшиеся на близлежащих крышах снайперы особого отдела КГБ.
О присутствии неких стрелков свидетельствовали многие очевидцы, но документально наличие снайперов никак не подтверждается. Кроме того, характер ранений, нанесенных погибшим и пострадавшим, бессистемный выбор жертв и факт захвата нескольких зданий восставшими рабочими без обнаружения в них посторонних стрелков говорят о том, что скорее всего никаких снайперов не было, расстрел стал результатом несогласованных действий привлеченных для разгона демонстрации военных. Мертвые дети - еще один миф Новочеркасской трагедии 1962 года. Согласно некоторым свидетельствам, стрельба солдат над головами демонстрантов оказалась фатальной для нескольких мальчишек, сидевших на деревьях, украшавших площадь перед горисполкомом. Якобы на асфальте после разгона толпы осталось лежать несколько детских трупов, окровавленные детские панамки и летняя обувь маленьких размеров. На деле никаких подтверждений этому нет - среди официальных погибших нет никого возрастом младше 15 лет, в милицию никто не заявлял об исчезновении или ранении детей. С другой стороны, нужно иметь ввиду, что на той же улице, где располагались горисполком, управление КГБ и отделение милиции, находился и городской детдом, воспитанники которого вполне могли покинуть здание, чтобы посмотреть на народные волнения. Жертвы среди детдомовцев вполне могли быть скрыты, но это всего лишь версия, подтверждений которой нет. Кстати, среди подростков, бывших свидетелями Новочеркасской трагедии, был и 13-летний будущий генерал Александр Лебедь, родившийся именно в этом городе. Он и его знакомые в указанных событиях не пострадали.
Фрагмент инсталляции с выставки памяти трагедии в Новочеркасске Фрагмент инсталляции с выставки памяти трагедии в Новочеркасске Погиб ли при расстреле кто-то не принимавший участие в восстании? Поскольку действия вооруженных солдат, подвергшихся нападению неуправляемой толпы, были хаотичными, стрельба привела к нескольким случайным жертвам. Как это показано в фильме, шальной пулей прямо внутри парикмахерского салона была убита женщина из числа работниц, в суматохе погиб и продавец продуктового ларька, прилегавшего к площади. Впрочем, и среди остальных жертв хоть сколько-то оправданных было совсем немного - к ним принято относить лишь тех, кто пытался завладеть оружием солдат или захватить оружейные комнаты в отделении милиции и управлении КГБ. Неизвестны также причины гибели двух человек, застреленных ночью - согласно рапортам они отказались подчиниться требованиям патрулей и были убиты. Да, здесь авторы фильма не погрешили против истины. Поскольку трагедия развернулась в полдень до самого вечера площадь была буквально залита кровью, и горячий асфальт успел впитать ее достаточно, чтобы следы нельзя было смыть. После того, как работа дворников по выведению кровавых следов завершилась провалом городской исполком принял решение срочно покрыть площадь слоем свежего асфальта, что и было сделано уже вечером 2 июня. Памятный камень у места событий в Новочеркасске Памятный камень у места событий в Новочеркасске Правда ли, что убитых в результате подавления бунта тайно захоронили на кладбищах других городов и поселков? Действительно, поступившие в городской морг тела погибших в количестве 23 человек было решено захоронить вне пределов Новочеркасска, чтобы не создавать повод для паломничества и дополнительного напряжения по итогам двухдневного противостояния.
О родных и близких погибших, конечно, никто не думал, поэтому под подпиской о неразглашении оказались даже места захоронений жертв расстрела. Лишь спустя 30 лет, в начале 1990-х были сняты грифы с документов тех лет и родственники убитых узнали, что их родные похоронены на кладбищах поселков Марцево и Тарасовский, а также на окраине Новошахтинска. Уже в после советское время останки погибших были эксгумированы и перезахоронены в Новочеркасске.
Но даже несмотря на это, у Кончаловского получилась махровая антисоветчина. Реакция советского правительства, которое тогда возглавлял считающийся сегодня либералом Никита Хрущев, оказалась еще более невообразимой — из Москвы приказали стрелять в протестующих. В результате 26 человек были убиты, 87 получили ранения. Через некоторое время семеро жителей Новочеркасска были назначены зачинщиками беспорядков, приговорены к смерти и расстреляны, еще 110 человек получили по десять лет тюрьмы. А со всех остальных новочеркассцев была взята подписка, по которой они обязались молчать об этих событиях под угрозой того же самого — расстрела. Гриф «совершенно секретно» был снят с этого дела только через 30 лет, после распада Союза.
В девяностые про расстрел начали снимать художественные фильмы и передачи на том еще НТВ, про Новочеркасск написал Солженицын. Жуткие подробности самой трагедии и последующих за ней жестокостей повергли жителей бывшего СССР в такой шок, что даже сейчас, спустя еще 30 лет, любая интеллигентная пенсионерка с легкостью расскажет вам, кто бастовал, кто стрелял и как это повлияло на политическую карьеру Хрущева. А вот люди помладше уже опять не в курсе дела, для них это странная какая-то история из далекого прошлого, все герои и злодеи которой давно умерли. И в этот момент на сцене появляется Андрей Кончаловский. Тут мы можем только гадать, чего он ждал столько лет. Живой классик давно достиг просветления и снимает о вечном. Последние его фильмы, сделанные в продюсерском тандеме с одиозным олигархом Алишером Усмановым, многое говорят о себе одними названиями. Вряд ли кто-то мог ожидать от 83-летнего Кончаловского такой жесткой конкретики в критике государства и спецслужб. Особенно сейчас, когда одновременно бастуют Минск, Ереван и Хабаровск.
Возможно, не последнюю роль в выборе новой темы сыграла жена патриарха. Юлия Высоцкая родилась в Новочеркасске.
Фильм Кончаловского о расстреле в Новочеркасске выдвинули на «Оскар»
Фильм Андрона Кончаловского «Дорогие товарищи!» вошел в шорт-лист премии Британской академии кино и телевизионных искусств в категории «Лучший неанглоязычный фильм». Фильм о расстреле в Новочеркасске получил премию Национального совета кинокритиков США. Как сообщили агентству InterMedia в пресс-службе проекта, фильм основан на реальных событиях и посвящен расстрелу мирной рабочей демонстрации в Новочеркасске в 1962 году. Подробности о причинах волнения в Новочеркасске, о расстреле советскими войсками безоружных людей и последствиях произошедших событий. Фильм о расстреле рабочих в Новочеркасске в 1962-м парадоксальным образом срифмовался с событиями в Белоруссии, но внешней рифмой сравнение исчерпывается. Новочеркасский расстрел советских рабочих в июне 1962 года и его последствия для страны: причины трагедии, ход событий, подавление восстания, итоги.
Фильм о расстреле в советском Новочеркасске победил на фестивале в Польше
Мертвые дети - еще один миф Новочеркасской трагедии 1962 года. Согласно некоторым свидетельствам, стрельба солдат над головами демонстрантов оказалась фатальной для нескольких мальчишек, сидевших на деревьях, украшавших площадь перед горисполкомом. Якобы на асфальте после разгона толпы осталось лежать несколько детских трупов, окровавленные детские панамки и летняя обувь маленьких размеров. На деле никаких подтверждений этому нет - среди официальных погибших нет никого возрастом младше 15 лет, в милицию никто не заявлял об исчезновении или ранении детей. С другой стороны, нужно иметь ввиду, что на той же улице, где располагались горисполком, управление КГБ и отделение милиции, находился и городской детдом, воспитанники которого вполне могли покинуть здание, чтобы посмотреть на народные волнения. Жертвы среди детдомовцев вполне могли быть скрыты, но это всего лишь версия, подтверждений которой нет. Кстати, среди подростков, бывших свидетелями Новочеркасской трагедии, был и 13-летний будущий генерал Александр Лебедь, родившийся именно в этом городе. Он и его знакомые в указанных событиях не пострадали. Фрагмент инсталляции с выставки памяти трагедии в Новочеркасске Фрагмент инсталляции с выставки памяти трагедии в Новочеркасске Погиб ли при расстреле кто-то не принимавший участие в восстании? Поскольку действия вооруженных солдат, подвергшихся нападению неуправляемой толпы, были хаотичными, стрельба привела к нескольким случайным жертвам. Как это показано в фильме, шальной пулей прямо внутри парикмахерского салона была убита женщина из числа работниц, в суматохе погиб и продавец продуктового ларька, прилегавшего к площади.
Впрочем, и среди остальных жертв хоть сколько-то оправданных было совсем немного - к ним принято относить лишь тех, кто пытался завладеть оружием солдат или захватить оружейные комнаты в отделении милиции и управлении КГБ. Неизвестны также причины гибели двух человек, застреленных ночью - согласно рапортам они отказались подчиниться требованиям патрулей и были убиты. Да, здесь авторы фильма не погрешили против истины. Поскольку трагедия развернулась в полдень до самого вечера площадь была буквально залита кровью, и горячий асфальт успел впитать ее достаточно, чтобы следы нельзя было смыть. После того, как работа дворников по выведению кровавых следов завершилась провалом городской исполком принял решение срочно покрыть площадь слоем свежего асфальта, что и было сделано уже вечером 2 июня. Памятный камень у места событий в Новочеркасске Памятный камень у места событий в Новочеркасске Правда ли, что убитых в результате подавления бунта тайно захоронили на кладбищах других городов и поселков? Действительно, поступившие в городской морг тела погибших в количестве 23 человек было решено захоронить вне пределов Новочеркасска, чтобы не создавать повод для паломничества и дополнительного напряжения по итогам двухдневного противостояния. О родных и близких погибших, конечно, никто не думал, поэтому под подпиской о неразглашении оказались даже места захоронений жертв расстрела. Лишь спустя 30 лет, в начале 1990-х были сняты грифы с документов тех лет и родственники убитых узнали, что их родные похоронены на кладбищах поселков Марцево и Тарасовский, а также на окраине Новошахтинска. Уже в после советское время останки погибших были эксгумированы и перезахоронены в Новочеркасске.
Процессия перезахоронения жертв расстрела в Новочеркасске Процессия перезахоронения жертв расстрела в Новочеркасске Правда ли, что на следующий день на площади были организованы танцы? Несмотря на то, что основная волна протестов расстрелом была подавлена, на следующий день 3 июня часть рабочих снова собралась у стен горисполкома. Около 500 рабочих требовали освободить задержанных, число которых приближалось к тысяче. Немногочисленную и разрозненную толпу удалось быстро разделить и выдавить с площади, но для соблюдения порядка власти приняли решение пусть по городу патрули и расставить караулы. Кроме того, в городе был введен комендантский час, что пресекало любую вечернюю и ночную активность. В ночь с 3 на 4 июня милицией были задержаны еще 240 человек, так что в Новочеркасске было не до танцев. Рабочие собираются на заводской территории. Информация о новочеркасских событиях в нашей стране была засекречена по решению Президиума ЦК КПСС, однако это не помешало провести открытый суд над "зачинщиками" восстания. Судебный процесс прошел в Новочеркасске 13-20 августа 1962 года, правда ни его ход, ни результаты в советской прессе опубликованы не были, хотя прежде власти практиковали "тактику запугивания", доводя до читателей газет страшные приговоры участникам забастовок и волнений в других частях страны. Несколько зарубежных изданий в своих заметках упоминали о трагедии, но в отсутствии подробностей и свидетельств очевидцев все свелось к каким-то неприемлемым для серьезных изданий слухам.
Фрагмент газеты 1989 года, рассказывающей о трагедии Фрагмент газеты 1989 года, рассказывающей о трагедии По какой статье были осуждены зачинщики волнений? Вопреки законам, логике и юридическим правилам организаторам волнений в Новочеркасске было предъявлено обвинение в бандитизме, хотя в событиях 1-3 июня не было ни предварительного овладения оружием, ни устойчивой преступной группы, что, собственно, и характеризует бандитизм.
Скажем: «Загремели выстрелы.
В дом родной вошла беда... Надо драться? Надо выстоять?
Идти готовы мы... Но скажи ты нам тогда: наши жены станут вдовами?!
И танки, и БТР были, но их не применяли, орудия не совершили ни одного выстрела. В фильме Кончаловского показаны снайперы КГБ, стреляющие по протестующим. Но характер ран, бессистемный выбор жертв и отсутствие стрелков в захваченных бунтовщиками зданиях эту легенду опровергают. XX съезд: предательство Хрущева Никита Сергеевич беззастенчиво лгал в своем докладе И мальчишки с деревьев не падали.
Среди погибших нет никого младше 15 лет, в милицию никто не заявлял об исчезновении или ранении детей. Пишут, что рядом был детдом, и смерть сирот как раз и скрыли. Но это все домыслы. А вот залп в воздух над головами буйствующий толпы был. После этого кто-то крикнул, что пули холостые, и у солдат стали отнимать оружие. Правдиво показана в фильме лишь, пожалуй, гибель парикмахерши и уличного продавца от шальных пуль - это отражено в протоколах.
Что тут скажешь? Гибель людей - это трагедия, в которой, вне всякого сомнения, виновата некомпетентная власть Хрущева и его сподвижников, во всех бедах страны обвинивших прежнее руководство. Но желающим на примере Новочеркасска выставить Советский Союз «кровавым мордором» можно сказать следующее. Тогда, в 1962 году, в советском городе погибли 24 человека и 70 были ранены. А вот в Лос-Анджелесе в 1965 году при расстреле толпы полицейскими погиб 31 человек и около тысячи были ранены. В Ньюарке, штате Нью-Джерси, в 1967 году при разгоне демонстрации погибли 23 человека, двое из которых дети.
Примерно тогда же в Детройте были расстреляны 43 человека и 467 получили ранения. На этом фоне убийство двух студентов в Оранджберге Южная Каролина и 28 раненых в 1968 году - вообще цветочки. И все это - лишь в 60-х. Ну и кто после этого «империя зла»?
Когда утихомирить народ не удается первому секретарю Ростовского обкома партии Александру Басову он вяло пытается увещевать толпу при помощи мегафона , к делу подключаются прибывшие из Москвы по распоряжению Никиты Хрущева «партийные тяжеловесы» — Фрол Козлов и Анастас Микоян. Их встречают портретами Ленина как в 1905-м демонстранты шли к Зимнему дворцу с портретами Николая II и плакатами с лозунгом «Хрущева на колбасу! Вождь пролетариата, как оказалось, превратился чуть ли не в икону недовольных. В решающий момент появляется и портрет Сталина: старые вожди идут в бой против новых. Активный участник Гражданской войны Микоян Козлов младше по возрасту сразу устанавливает предпосылки кризиса: « Ростовская область и особенно Новочеркасск — исторически центр контрреволюции. Всегда был настроен антисоветски». Надо по строгости закона. К высшей мере». В своей речи Микоян намекает на то, что именно в Новочеркасске в конце 1917 года для противоборства с захватившими власть в Москве и Петрограде большевиками под руководством бывшего начальника штаба Русской императорской армии Михаила Алексеева начала формироваться Добровольческая армия — одна из основных сил, сражавшихся с Красной армией во время Гражданской войны. Против красных выступили тогда и многие донские казаки. По логике Микояна из фильма «Дорогие товарищи! По иронии, одним из таких казаков-«недобитков» оказывается отец партийной активистки Семиной, в квартире которой на самом видном месте висит портрет Сталина. В разгар кризиса старик достает из сундука бережно сложенную казачью форму: оказывается, он имеет сразу четыре Георгиевских креста за отличие в Первой мировой войне. С внутренней стороны крышки приклеена истлевшая передовица журнала «Часовой» — самого известного издания не смирившейся с большевистским режимом части белой эмиграции. Этот журнал печатался только в Западной Европе, начиная с 1929 года. Сомнительно, что он мог как-то попасть к старому казаку из Новочеркасска. Среди своих реликвий он держит и икону Богоматери. Товарищ Семина смотрит на «чудачества» отца сквозь пальцы, хотя в ее понимании старик — настоящая «контра». Ее слепую веру в социализм неспособны поколебать и рассказы отца о расправах большевиков над казаками и членами их семей в ходе восстаний на Дону в начале 1920-х годов — в разгар расказачивания. Когда старый казак приводит ужасающие факты о своих родственниках изнасилования и зверские убийства , Семина лишь отмахивается: «А как надо было? Правильно, что вынесли из мавзолея», — говорит Семина-младшая и тут же получает по лицу от разгневанной матери. Ее мнение однозначно: «Был бы Сталин — давно бы коммунизм построили». По поводу методов разгона демонстрации власть в фильме не колеблется ни минуты. Пригоняют военных и бронетранспортеры. Высшее начальство приходит в ярость, когда узнает, что солдатам не выдали боеприпасы: «Солдат без патронов — не солдат! Командующий войсками Северо-Кавказского военного округа Исса Плиев сначала отказывается расстреливать безоружную толпу из танков, но после взбучки берет под козырек и бежит исполнять приказание. При этом в фильме почему-то проигнорирован поступок его заместителя Матвея Шапошникова, который отказался выполнить приказ об атаке на демонстрантов и велел своим подчиненным разрядить оружие. Неповиновение стоило ему военной карьеры, но в историю Шапошников вошел как герой.
Новочеркасская трагедия 1962: предыстория, фактаж и «Дорогие товарищи» Кончаловского
В 2016 году фильм Кончаловского «Рай», рассказывающий об ужасах холокоста, был удостоен «Серебряного льва» Венецианского кинофестиваля. Следующую картину «Грех» также должны были показать в Венеции, однако до начала смотра группа не успевала завершить монтаж, и картину отозвали с конкурса. Венецианский кинофестиваль стал первым киносмотром после начала эпидемии коронавируса.
Церемония вручения «Оскаров» пройдет, как ожидается, 25 апреля. Читайте также.
Вот на таком фоне и разыгралась трагедия. Фото: Kinopoisk. Накануне произошло значительное повышение цен на продукты - «по просьбам трудящихся». А на заводе повысили норму выработки на треть.
Учитывая денежную реформу, фактическая зарплата рабочих упала чуть ли не вдвое. Когда возмущенные заводчане пришли к директору Борису Курочкину, он ляпнул: «Нет денег на мясо, ешьте пирожки с ливером! Тон задавали бывшие уголовники, которых на заводе работало немало. А куда их было девать? Советская власть бездельничать не разрешала. После разгрома заводоуправления была перекрыта железнодорожная ветка, остановлен поезд Саратов - Ростов, который закидали камнями. И это, как хотите - считается преступлением в любой стране.
На следующее утро на площади собралось 5 тыс. Кто-то проник в горком, нашел там тарелку с колбасой и початую бутылку водки. Показал толпе, которая еще более раззадорилась. Горком и горисполком были разгромлены. Кстати, напомним, что совсем недавно в США при захвате здания Капитолия мирными протестующими охрана начала стрелять на поражение. И убила безоружную женщину, ветерана войны. В нашей же истории солдаты, стоявшие в оцеплении, не вмешивались.
Все это достоверно известно. А вот дальше началось мифотворчество.
Польское жюри отметило режиссерское мастерство Кончаловского, его «необыкновенное внимание к правде и деталям». Как указали члены жюри, фильм очень динамично построен и отличается эмоциональной интенсивностью. В главном конкурсе «Спутника» участвовали 12 новинок российского кино.
Настоящая история фильма «Дорогие товарищи!»: что на самом деле произошло в Новочеркасске
Фильм Андрея Кончаловского «Дорогие товарищи» — это история о расстреле протеста в Новочеркасске — о цене, которую рабочим Новочеркасского электровозостроительного завода пришлось заплатить за свое человеческое достоинство. Картина рассказывает о засекреченном в советское время расстреле мирной демонстрации в Новочеркасске в 1962 году. Новочеркасский расстрел: события, о которых снят фильм Андрея Кончаловского. 15 авг 2022. Пожаловаться. Чёрно-белая историческая картина о расстреле мирной демонстрации в Новочеркасске в 1962 году получила множество премий.
Новочеркасский расстрел: суд и приговор
В России показали, пожалуй, самый громкий отечественный фильм года — получив специальный приз жюри в Венеции, посвященные расстрелу рабочих в Новочеркасске «Дорогие товарищи!». В память о Новочеркасском расстреле в 1991 году активисты Фонда Новочеркасской трагедии установили в Платовском сквере монумент «Камень». В 60-ю годовщину трагедии в Новочеркасске «Известия» вспоминают о том кровавом дне. Подробности о причинах волнения в Новочеркасске, о расстреле советскими войсками безоружных людей и последствиях произошедших событий. массовое убийство безоружных гражданских лиц, собравшихся 2 июня 1962 года в советском городе Новочеркасске сотрудниками Советской армии и
Жуткий фильм о расстрелах в Новочеркасске включили в шорт-лист премии «Оскар»
Мне дорого то, что они поняли фильм, который я сделал о поколении наших родителей, прошедших войну, разрушивших нацизм и восстановивших потом страну в кратчайший срок. Это поколение очень чистых людей, и то, что коллеги оценили это, для меня лучшее признание, — сказал Андрей Кончаловский в интервью ТАСС. Будем надеяться. И не нужно забывать, что причинами выступления работников стало снижение расценок на труд и рост цен в магазинах — то есть причины носили абсолютно социально-экономический характер.
И это была абсолютно неадекватная реакция руководства завода на требования работников.
Окончательный список из пяти номинантов объявят 15 марта. Церемония вручения наград состоится 25 апреля. Как писал N, «Дорогие товарищи!
Пассажирский поезд попытались разгромить, а на тепловозе написали: «Хрущева на мясо». Рабочих, не пожелавших присоединиться к протесту, массово избивали. К концу для большинство протестующих были сильно нетрезвы, как вспоминают очевидцы. В итоге начались погромы, в частности, рабочие пытались взять штурмом административные здания. Теперь о политике.
Помимо погромов и хулиганств, из толпы раздавались вполне не невинные призывы «убивать ментов и коммунистов», особенно горячились бывшие ЗК, коих было на стороне протеста немало. Там же призывали к свержению Хрущева. И о «кровожадности» властей. В первый день не было предпринято никакой попытки «задавить» восстание, власти лишь пытались припугнуть людей своей силой и мощью — сначала приходила милиция, затем воинские подразделения, приезжали БТР-ы, но они не делали НИЧЕГО. А вот в их сторону — очень даже делали. Военнослужащие подвергались не только оскорблениям, но и побоям. Несколько человек к концу первого дня были госпитализированы с тяжелыми травмами.
А я чувствую в этом вашу горечь... Андрей Кончаловский: Конечно! Потому что и наша жизнь амбивалентна.
Нет виноватых! Это все жертвы. Я фактически продолжаю тему "Рая", именно там окончательно сформировалась идея "Дорогих товарищей! В "Рае" герой - аристократ и убежденный нацист - зеркальное отражение той идеологии. Я стараюсь снимать картины на вечные темы... А все параллели с текущей реальностью каждый зритель проводит и толкует по-своему У вас важное место занимают кадры из фильма Александрова "Весна" с духоподъемным "Весенним маршем" Дунаевского. Он звучит и на финальных титрах, перекликаясь с гимном СССР, который нас встречает вместо увертюры. Я люблю и фильм Александрова и марш Дунаевского и не считаю их пропагандой - они выражают важную часть реальных умонастроений "весны человечества", как писал цитируемый там Маяковский. Когда этим маршем завершается трагедия "Дорогих товарищей", в этом есть и горечь и одновременно некий странный, зыбкий, иррациональный свет. Андрей Кончаловский: Это все та же амбивалентность.
По слову Чехова, в жизни все перемешано: прекрасное с уродливым, умное с глупым, звериное с ангельским. Я тоже люблю этот марш, тем более что текст к нему написал мой отец и часто его напевал. Понимаешь, фильм ведь сочиняешь не с начала - он рождается от какого-то вдруг возникшего образа. Я представил себе сцену в машине, когда героиня, убедившись, что ее дочь мертва, срывающимся голосом поет этот марш: "Товарищ, товарищ, в труде и в бою... Когда этот марш становится спасением от смерти. Я сказал Юле, что она будет петь этот марш, и она усомнилась: "Не понимаю, почему! История-хромоножка Меня эта сцена поразила трагизмом и емкостью - в ней идеально отразилось время. Одновременно страшное и прекрасное - на разрыв души. Непримиримые внутренние противоречия огромного сообщества разных, но во многом единых людей. Вы и прежде снимали об особенностях русского мышления, о силах, которые колышутся в душах, но не находят выхода: в "Сибириаде", в "Романсе о влюбленных", где романтический порыв опрокидывался в прозу реальности, в процессах, которые произошли с Асей Клячиной в перерыве между "Хромоножкой" и "Курочкой Рябой".
Что, эта вечная упертость носом в стенку - особенность национального сознания? Андрей Кончаловский: Жизнь сама по себе безвыходна... Ну почему - мир продолжает двигаться. Это мы все время возвращаемся к давно скомпрометировавшим себя идеям. Андрей Кончаловский: Возвращение к антикапиталистическим настроениям абсолютно неизбежно, в этом смысле я - латентный марксист. Другой вопрос, в какой форме будет осуществляться насилие государства над человеком, чтобы подавить его алчность, индивидуализм, жажду власти. Но если этого не делать, мы приходим к империализму. Любое общество - подавление одного класса другим. Мы прошли через драматичный, но чрезвычайно важный исторический опыт, который дал стране мощный толчок. Не случайно даже Кисинджер сожалел о гибели Советского Союза.
Другой вопрос, что у нас, выросших в СССР, возникла к нему идиосинкразия и по-прежнему доминирует фантомное преклонение перед Западом. Когда тебе двадцать лет, джинсы, рок-н-ролл, Camel становятся символами свободы: что хочу, то и делаю! И все сверху донизу думали, что если мы сейчас с Западом обнимемся, у нас станет как там. Но из этих иллюзий вырос наш жуткий средневековый капитализм феодального типа. Масса оказалась неспособной создать гражданское общество, и страна стала добычей наиболее предприимчивых людей - из них и образовались олигархи. Русский капитализм сразу стал монополией. Что самое важное в зрелом капитализме? Буржуазия, средний класс, финансовые вложения которого и обусловливают его политическую независимость. А в русском варианте капитализма для него места нет. Но ориентация на Запад - не порождение советских времен: Толстой большую часть "Войны и мира" написал по-французски...
Слияние в Западом давно волнует русское общество, эта идея - одна из его корневых традиций. Андрей Кончаловский: Но тогда вспомним, скажем, пессимизм Чехова. Если глубже вслушаться в "Трех сестер" или "Вишневый сад", можно увидеть логику чеховского позитивизма. Вершинин в "Трех сестрах" говорит героиням: таких, как вы, в городе только три, но придет время - все будут жить по-вашему.
Выдвинули на "Оскар" фильм Кончаловского о массовом расстреле в Новочеркасске
После снижения заработной платы и повышения цен жители города выходят на мирную демонстрацию. Страсти быстро накаляются и приводят к трагедии — расстрелу советскими властями митингующих рабочих. Трагедию удастся замять, у свидетелей берут подписку о неразглашении, а все несогласные получают тюремные сроки. Убедившись в несправедливости властей, четверо героев организуют преступную группировку, розыском членов которой, начинает заниматься КГБ СССР.
В городе забыли, что такое белый хлеб, фигурировал так называемый обойно-обдирный. Мяса, колбасных изделий почти не видели. За молоком стояли длиннющие очереди». Объяснялась эта мера тем, что в стране надо избежать дефицита, но на деле он уже был. К тому же торговая сеть узнала о грядущем повышении раньше, и начались махинации: закупали по старым, низким, ценам и продавали «из-под полы» дороже, при переоценке товаров в ночь с 31 мая на 1 июня часть их утаивалась, прятали в основном особо дефицитные мясо и масло. В итоге 1 июня в магазинах опустели и без того полупустые полки. Недовольство нарастает 1 июня 1962 года рабочих сталелитейного цеха Новочеркасского электровозостроительного завода имени Будённого НЭВЗ ждала ещё одна плохая новость: понижались расценки на продукцию. То есть теперь за то же объём работы люди получали меньшую зарплату. Учитывая выросшие примерно на треть цены на продовольствие, положение складывалось критическое, и всё утро прошло в обсуждениях. Здание НЭВЗ. Основное требование было отменить распоряжение о снижении расценок. Делегаты дошли до директора Бориса Курочкина и задали ему прямой вопрос — что делать? Денег на еду не хватает. На что он ответил фразой, которая взорвала ситуацию: «Нет денег на пирожки с мясом — ешьте с ливером». Евгений Елин, работавший тогда в кузнечном цеху, вспоминал, что после обеденного перерыва к рабочим местам уже никто не вернулся, а заводской гудок известил о начале общей забастовки. Борис Курочкин. Как вспоминал Елин, недовольные перекрыли железную дорогу, по которой шёл поезд Саратов-Ростов, и паровозный гудок присоединился к заводскому. К 13 часам во дворе НЭВЗ были уже все рабочие первой смены. Руководители обкома и облисполкома, прибывшие на место, погасить конфликт не смогли. По инициативе слесаря Вячеслава Черныха появился лозунг «Мяса, молока, повышения зарплаты». Демонстрация недолго была мирной.
В Венеции режиссера сопровождала супруга Юлия Высоцкая, сыгравшая чиновницу Новочеркасского горкома. Трейлер опубликован на «Медузе» издание признано СМИ-иноагентом 7 сентября — в день премьеры. Источник: «Медуза» Подавление демонстраций и забастовок в Новочеркасске — одно из самых кровавых событий советской истории во второй половине ХХ века. Это случилось летом 1962 года , когда тысячи рабочих вышли на улицы города, требуя снижения цен и улучшения условий жизни.
Которое, впрочем, всё равно на следующий день скроют под слоем свежего асфальта. Самое удивительное здесь то, что Андрея Кончаловского нельзя назвать либералом, и его протест, думается, рождён не из тех побуждений, которые в итоге в фильме считываются. В недавнем интервью режиссёр и вовсе заявлял, что Хрущёву, дескать, не стоило развенчивать культ личности Сталина: получается, что сталинизм героини Высоцкой — не какая-то злая ирония, а вполне себе трансляция авторского взгляда. И, очевидно, когда он задумывал «Дорогие товарищи! Что в какой-то мере очень эффектно доказывает мысль Ролана Барта, писавшего, что автор сам по себе ничего в тексте не решает — он лишь скриптор, проводник образов и мыслей, диктуемых самим языком, контекстом, цайтгайстом. Поэтому даже не слишком идейно прогрессивный, но чуткий и чувствующий Кончаловский снял кино, которое говорит о «сейчас» с не то чтобы близкой ему политической позиции.