В конце концов Валерий Чкалов стал летчиком-истребителем Военно-воздушных сил Красной Армии. Как заверяли сценарист картины Алексей Поярков и режиссер Игорь Зайцев, они очень долго собирали материал о Валерии Чкалове, провели много времени на его родине, в городе Чкаловске, изучали документы в местном музее. погиб легендарный летчик Валерий Чкалов. Решимость лётчиков и пробивная сила Чкалова постепенно склонили власти к тому, чтобы вновь попытаться использовать потенциал самолёта Туполева.
Валерий Чкалов: лихая жизнь и странная смерть любимого «сокола» Сталина
Об успешной карьере летчика в детстве Валерий Чкалов мог только мечтать. Чкалов Валерий Павлович – лётчик-испытатель авиационного завода №39 имени В. Р. Менжинского Народного комиссариата тяжёлой промышленности СССР, командир экипажа АНТ-25 (город Москва). "Белые пятна" в биографии Про Чкалова написано очень много, поэтому мы попросили Валерия Борисовича рассказать о каких-либо малоизвестных фактах его биографии. Первое выдающееся достижение летчика Валерия Чкалова датируется двадцатыми числами июля 1936 года, тогда он стал во главе экипажа самолета АНТ-25 и впервые в истории пролетел без посадки из Москвы на остров Сахалин. 5 мая 1935 года летчик-испытатель Валерий Чкалов за испытание лучших самолетов-истребителей был награжден высшей правительственной наградой — орденом Ленина. Сцену обессмертил Михаил Калатозов в фильме Валерий Чкалов, что вышел через два года после гибели летчика.
Чкалов Валерий Павлович
Как заверяли сценарист картины Алексей Поярков и режиссер Игорь Зайцев, они очень долго собирали материал о Валерии Чкалове, провели много времени на его родине, в городе Чкаловске, изучали документы в местном музее. В 1935 году авиаконструктор Николай Поликарпов и летчик-испытатель Валерий Чкалов были награждены высшей правительственной наградой — орденом Ленина за создание лучших самолетов-истребителей. 15 декабря 1938 во время испытательного полета разбился легендарный летчик Валерий Чкалов. Биография Валерия Чкалова связана со многими городами бывшего СССР. Валерий Павлович Чкалов родился 20 января (2 февраля по н. ст.) 1904 года в селе Василёво (ныне Чкаловск) Нижегородской губернии.
Детство и юность
- Биография Чкалова
- Валерий Чкалов: Свой в небе - Молодежный журнал ИЛИ
- Валерий Чкалов. Краткая биография летчика-испытателя. Личная жизнь. Причина смерти
- Глава 1. Взлеты и падения Валерия Чкалова
- Request Rejected
- Как погиб легендарный летчик Чкалов: тайна, о которой спорят уже много лет
Валерий Чкалов: биография
В юности В 1919 году в Василёво приехал сосед Чкаловых — В. Фролишев, который служил авиамехаником в авиационном парке, стоящим в Нижнем Новгороде. По просьбе Валерия, Фролишев устроил его учеником слесаря по сборке самолётов к себе в бригаду. Авиационные школы В 1921 году, после настойчивых просьб Чкалова, его направили на учёбу в авиашколу, расположенную в Егорьевске. Так как учебное заведение именовалось теоретическим, то среди её слушателей оно получило смешное название — «Тёрка». Учёба давалась Чкалову легко, несмотря на обширность изучаемых в «Тёрке» дисциплин алгебра, тригонометрия, физика, моторы, аэродинамика и другие. Весной 1923 года после сдачи экзаменов Валерию, как и другим курсантам, присвоили звание красного командира краскома , и весь выпуск был направлен в авиационную школу Борисоглебска для практических занятий.
Курсантов, первое время, учили так называемой «рулёжке», имитировавшей разбег самолёта на взлёте. После этого начались полёты под присмотром опытных инструкторов. Осенью 1923 года практическая учёба закончилась. Валерия аттестовали как внимательного и уверенного в себе лётчика, способного подчинить своей воле боевую машину и рекомендовали для военной службы. После этого он получил направление в Московскую школу высшего пилотажа. Здесь Чкалов увлёкся воздушной акробатикой, постепенно освоив ряд очень сложных и опасных в исполнении фигур перевороты, мёртвую петлю, бочку и другие.
В 1924 году окончив школу с оценкой «очень хорошо» он был направлен в авиационную школу бомбометания, стрельбы и воздушного боя, расположенную в Серпухове. Здесь Валерий также неизменно добивался отличных результатов. По словам его инструкторов, он был «самородком», не знавшим в полёте колебаний и сомнений. Курсант Валерий Чкалов справа Военная служба и обвинение в воздушном лихачестве Летом 1924 года Чкалов прибыл на место военной службы — 1-ю краснознамённую истребительную эскадрилью имени легендарного лётчика Нестерова. Аэродром располагался в одном из районов Ленинграда. Размеренность службы, старая изношенная техника, всевозможные ограничения во время полётов тяготили Валерия Павловича.
Он то и дело нарушал их, за что неоднократно в качестве наказания сидел на гауптвахте. Желание лётчика всё более совершенствовать своё мастерство, порой принимало очень опасные формы. Однажды он пролетел под опорами Троицкого моста в Ленинграде, а через некоторое время заложил вираж между двумя деревьями, расстояние между которыми было намного меньше, чем размах крыльев его самолёта. В 1927 году Валерия Павловича утвердили, в качестве исполнителя пилотажных фигур высшей сложности на праздновании 10-й годовщины Октябрьской революции.
Дворец культуры имени В. Чкалова в Новосибирске. Чкалова в Белой Калитве. Имя Чкалова носит волжский трехпалубный теплоход проект 26-37. Имя «В. Одному из стратегических бомбардировщиков Ту-160 присвоено имя «Валерий Чкалов». Николаевский областной русский драматический театр имени В. Чкалова Николаев, Украина. Футбольный клуб «Сибирь» носил название «Чкаловец». Центральный аэроклуб имени В. Чкалова Памятники и монументы Памятный знак в Хабаровске на месте, где В. Чкалов выступал 2 августа 1936 года на митинге, посвященном окончанию беспосадочного перелета по «правительственному» маршруту. Днепре, Киеве, пгт Гостомель Киевская область, г. Ирпень на территории военного госпиталя. Кстово, Санкт-Петербурге два бюста на Чкаловском проспекте и мемориальная доска на доме, где жил Чкалов , Новосибирске, Химках. Мемориальная доска в Петрозаводске открыта 31 мая 2013 года. Несколько памятников установлены в Нижнем Новгороде: памятник на Волжском откосе возле Нижегородского кремля и на ул. Землячки, где жили предки летчика.
Он мог многим мешать. Валерия Чкалова положила жизнь, чтобы построчно опровергнуть все искажённые факты об отце Фото: Из личного архива Валерия Валерьевна умерла в апреле 2013-го. До конца жизни она с содроганием вспоминала 15 декабря 1938 года, когда отец разбился на испытаниях И-180, не дожив до 35-летия. Официальная версия катастрофы - отказ мотора. В книге Валерии Чкаловой «Чкалов без грифа секретно» много документов, опровергающих это. Приведена позиция советского лётчика-испытателя Георгия Байдукова: «Чкалова фактически убили, обязав лететь на недоделанном самолёте». Справка По официальной версии Валерий Чкалов погиб 15 декабря 1938 года при проведении первого испытательного полёта на новом истребителе И-180. Двигатель самолета остановился при заходе на посадку. Пилот до последнего момента управлял самолётом, однако машина зацепилась за провода и столб, а летчик ударился головой о металлическую арматуру на месте падения. Надо отдать должное Ольге Эразмовне: она с тяжёлым сердцем отпускала мужа в полёты, но мужественно переносила всё. После смерти супруга никому не жаловалась, хотя нужно было воспитывать детей - Игоря, Валерию и Ольгу. Вдове ещё удавалось помогать жёнам других лётчиков, попавших под маховик репрессий. Школьники с интересом ходят и в наш дзержинский музей, - рассказывает Зоя Михайловна. Мы обсуждали фильм с Валерией Валерьевной - по её словам, никто из съёмочной группы не обращался к семье Чкалова, при написании сценария никто с ними не консультировался. В сериале Чкалова показали разбитным выпивохой, хулиганом. Сейчас краевед поддерживает связь с зятем Чкалова Рэмом Ивановичем супруг Валерии , который регулярно присылает пухлые бандероли со статьями, книгами. Квартира нашей героини сама напоминает музей Чкалова - сколько здесь редких данных, литературы, статей, писем. Есть уникальный экспонат - родословная семьи Чкаловых длиной несколько метров. Её подарил нижегородец Алексей Александрович Чкалов, двоюродный племянник лётчика. В тему Отдельная страница жизни - Чкалов - депутат Верховного Совета. Ему удалось сделать многое. Советское правительство подарило Чкалову небольшой самолёт, он летал по всей Горьковской области, помогал людям. По словам Зои Припоровой, после рокового крушения И-180 в кармане гимнастёрки Чкалова нашли записи: детскому дому нужно то-то и то-то... В Дзержинске к депутату обратилась многодетная семья Трофимовых: 8 детей и родители ютились в одной комнатке. Вот что пишет Чкалов руководству завода, где работала мать семейства: «В порядке человечности прошу послать рабочих обследовать комнатушку Трофимовых. Таисья Фёдоровна на сносях, и как ей с такой большой семьёй выйти из положения…». В этом был весь Чкалов. Ему удалось тогда выбить Трофимовым жильё. Евгений Дятлов в роли летчика Валерия Чкалова. Кадр из сериала «Чкалов». Дочери героя, увидев 8-серийную ленту, возмутились. О том, почему режиссеры все время хотят сделать из отца хамоватого лихача, «АиФ» рассказала Ольга Валерьевна Чкалова. Создатели фильма, в частности продюсер Алексей Поярков, прокомментировать эти претензии отказались. Ольга Чкалова. Ольга Чкалова: В основном этим занимается моя сестра. Она человек обстоятельный, много провела в архивах и написала две книги. Одна, «Чкалов без грифа «секретно», освещает гибель отца. Трактовка документов субъективна, как это всегда бывает, но все доводы имеют ссылку на тот или иной архив. Вторая книга автобиографическая. И сейчас она продолжает работать с архивами. Я принимаю участие в телевизионных передачах, участвую в документальных проектах и стараюсь вести себя так, чтобы никаким образом не бросить тень на своих родителей. Она его почти не помнит, но какие-то ощущения, конечно, остались. Она считала, что отец был меньший ухарь. В нем была сцена, где Чкалов выступает в Америке и свистит, чтобы прекратили шум. Мама говорила, что отец так не мог бы поступить. Я просмотрела фильм с интересом: одно дело — изустное изложение, другое — видеоматериал. Сейчас я понимаю, что тот фильм в его создании принимал участие летчик Георгий Филиппович Байдуков, второй пилот при Чкалове в знаменитом полете в США более достоверен, он лучше передает действительность. Тот фильм я приняла, но мамина настороженность у меня осталась тоже. Это верно? Это было в 2007 году. Мы думать о нем забыли, решили, что фильма не будет. Потом я прочла в газете, что картина все-таки снимается. Я позвонила режиссеру Игорю Зайцеву и предложила услуги нашей семьи — могли потребоваться документы, у нас сохранился в первозданном состоянии кабинет отца… Он был очень вежлив, но сказал, что должен посоветоваться с продюсером и мне перезвонит. Он не перезвонил, когда я его разыскала, он сказал, что потерял мой телефон… И пропал снова. Больше не было ни звонков, ни попыток. Если бы я делала такой фильм, я показала бы его путь к славе, который был очень, очень труден. Три раза его выгоняли из армии, два из них — по его собственной вине. Первый раз — когда ему было лет 20, но возвратили. Второй раз — тоже по его вине, из-за аварии, когда он задел провода. А третий раз его выгнали по доносу. Но каждый раз его возвращали — не за красивые глаза, а за его умение… Валерий Чкалов. Фото: www. Но как они самосовершенствовались — не показано совсем. Его «воздушное хулиганство» было не ухарскими выходками. Это было его совершенствованием в пилотировании, выяснением возможностей машины самолеты были еще очень ненадежны и своих собственных возможностей. У нас есть письмо отца маме от 1927 года, когда его командировали из Ленинграда в Москву на парад, посвященный десятилетию Октябрьской революции, и разрешили делать все, что захочет. Он пишет нашей маме, что люди, видя его виражи, вставали от восторга! И в Большом театре потом было торжество, где был зачитан приказ, что старший летчик Валерий Чкалов награждается денежным призом. Позже, к концу 1928 года, он пишет своей жене: «Я должен быть готов к будущим боям, чтобы сбивать самому, а не быть сбитым». Примерно в это же время его осудили за аварию. Он пишет кассационную жалобу, где говорит, что подготовка военных летчиков ведется не совсем правильно, и выражает свои предложения на этот счет. Конечно, в нем играли молодые силы. Но не чтобы себя показать, а чтобы это помогло авиации вообще. Отец был от природы очень способен к полетам. Было в нем что-то, что позволяло ему хорошо летать. Не знает рамок и не прошел медные трубы. Когда закончилась последняя серия, мне стоило больших усилий буквально не завыть. Может, это была задумка режиссера — не искать портретного сходства. Но там даже отдаленно нет ничего общего! Вот летчик Громов — человек с аристократической внешностью, прямой спиной, застегнутый на все пуговицы, достойный человек. В фильме он старый, сморщенный, бессловесный! Слева - летчик Громов, справа - актер Коршунов в роли Громова. Авиаконструктор Андрей Туполев — это просто ужас какой-то. В этой шляпе он как гриб. Такие, как он — это пенсионеры, которые во дворах играют в домино. Анисимов — совершенно реальная фигура, друг Чкалова, блестящий летчик. Насколько я знаю, у него на педали лопнул трос, и он не смог выйти из фигуры высшего пилотажа, не смог выровнять самолет. Это была не его вина, а поломка. Байдуков в своей книге пишет, что когда Анисимов и мой отец устраивали показательные воздушные состязания, все выбегали смотреть: это было очень красиво, и ни один не хотел уступить другому. Но ухаживаний Анисимова за мамой никогда не было! У него была жена Бронислава, тетя Броня, которая бывала в нашем доме, когда уже не было в живых ни отца, ни Анисимова. Женщина с трудной судьбой, но милая, хорошая. Люди, которые сохранили свое человеческое достоинство, в этом фильме показаны как люди без достоинства. Отец незадолго до смерти говорил ей: «Ты даже сама не представляешь, что ты для меня сделала». Она сыграла огромную роль в жизни отца. Никогда не уходила от него, забирая детей! Это какая-то дикая выдумка… Отец очень любил семью и детей. А там это бессловесная идиотка. Еще есть сцена, когда отец Чкалова приезжает навестить сына. Чкалов обожал отца, он венчался с моей матерью в 27-м году, когда это было очень опасно, только потому, что его отец был очень верующим человеком. И только чтобы уважить отца, он рисковал всем и венчался. А тут - в первый же вечер Чкалов уходит, оставив отца, на танцульки к некой Марго. Такого быть не могло! Все, что создатели фильма придумали, они придумали в минус.
Однако в последнее время чаще именитая фамилия комбрига встречается не в статьях-упоминаниях, а в скандалах, связанных с его потомками. Мальчик родился в большой семье: был десятым ребенком. Юный Валерий окончил сельскую школу, а после училище в городе Череповец Вологодской области. Не стыдился черной работы, даже трудился кочегаром. На 16-м году жизни устроился работать в авиационные мастерские, где и познакомился с самолетами как снаружи, так и изнутри. К 19 годам он стал летчиком-истребителем. За его плечами Егорьевская школа авиации Рабоче-крестьянского Красного Воздушного флота и 2-я Военная школа летчиков Красного Воздушного флота в Борисоглебске. В последней, кстати, он совершил первый самостоятельный полет. После этого в числе лучших курсантов прошел в 1-ю Высшую школу Красных военных летчиков Рабоче-крестьянской Красной армии в Москве и Высшую военную авиационную школу воздушной стрельбы и бомбометания в Серпухове. Он освоил навыки высшего пилотажа, ведения воздушного боя, управления истребителями и не только. Чем прославился летчик-испытатель Летчик Чкалов был известен своими смелыми и рисковыми трюками за штурвалом самолета. Он испытывал более 30 типов самолетов, включая бомбардировщики и экспериментальные машины. Чкалов прославился участием в первом в стране воздушном параде и получил множество почестей. Память о нем на века сохранили в названиях улиц, школ и воинских частей.
Чкалов, Валерий Павлович
Чкалов испытывает множество самолетов: истребителей, бомбардировщиков, штурмовиков, экспериментальных машин. В 1935 году его награждают орденом Ленина. Чкалов не только выполняет фигуры высшего пилотажа, но и разрабатывает новые. Чкалов стал всенародным героем. Еще при жизни Чкалова его родной поселок Василёво переименовывают в Чкаловск. Погиб Чкалов при испытаниях нового истребителя И-180. Состояние Нижегородская земля помнит Чкалова. Имя Чкалова носит и еще один аэродром — «Чкаловский» в Московской области. В честь легендарного летчика названы горные вершины, заводы, теплоходы, самолеты, улицы, площади.
Чкалова назван астероид 2692 Чкалов. Дворец культуры имени В. Чкалова в Новосибирске. Чкалова в Белой Калитве. Имя Чкалова носит волжский трехпалубный теплоход проект 26-37. Имя «В. Одному из стратегических бомбардировщиков Ту-160 присвоено имя «Валерий Чкалов». Николаевский областной русский драматический театр имени В. Чкалова Николаев, Украина. Футбольный клуб «Сибирь» носил название «Чкаловец». Центральный аэроклуб имени В. Чкалова Памятники и монументы Памятный знак в Хабаровске на месте, где В. Чкалов выступал 2 августа 1936 года на митинге, посвященном окончанию беспосадочного перелета по «правительственному» маршруту. Днепре, Киеве, пгт Гостомель Киевская область, г. Ирпень на территории военного госпиталя. Кстово, Санкт-Петербурге два бюста на Чкаловском проспекте и мемориальная доска на доме, где жил Чкалов , Новосибирске, Химках. Мемориальная доска в Петрозаводске открыта 31 мая 2013 года. Несколько памятников установлены в Нижнем Новгороде: памятник на Волжском откосе возле Нижегородского кремля и на ул.
С 18 — 21 июня 1937 года впервые в истории мировой авиации экипаж в составе В. Чкалова, Г. Байдукова и А. Экипаж был в воздухе 63 часа 16 минут! За этот перелёт экипаж был награждён орденами Красного Знамени. Полет проходил в непередаваемо сложных условиях: практически нулевая видимость, обледенение… Но экипаж достойным образом преодолел 8. Наконец мечта Валерия Чкалова осуществилась. Странная смерть на взлете В 1938 году опытного испытателя вызвали для проверки нового истребителя. Он погиб во время первого вылета. Казалось, сама судьба предостерегала летчика от этого полета. Ведь при расследовании обстоятельств гибели оказалось, что самолет имел неисправности, а температура воздуха опустилась ниже 25 градусов. Но Чкалов никогда не пасовал перед трудностями и не смотря ни на что, вылетел. Двигатель остановился, когда самолет заходил на посадку. Летчик попытался приземлиться, но самолет зацепился за провода. Во время падения, Валерий Чкалов получил тяжелую травму головы и умер по дороге в больницу. Похороны состоялись в Москве. Урна с прахом Чкалова помещена в Кремлевскую стену. Все, кто был причастен к гибельным испытаниям, были осуждены на длительные сроки.
Нестерова Комендантский аэродром. За время службы в эскадрилье он проявил себя как дерзкий и отважный лётчик. Совершал рискованные полёты, за что получал взыскания и неоднократно отстранялся от полётов. Широко известен случай, когда Чкалов пролетел под мостом Равенства Троицким в Ленинграде. Для фильма «Валерий Чкалов» этот полёт совершил лётчик Евгений Борисенко. В то же время имел серьёзные проблемы с дисциплиной, которые окончились крупными неприятностями - 16 ноября 1925 года был осуждён военным трибуналом на один год лишения свободы за драку в пьяном виде. Затем срок был снижен до 6 месяцев. В 1926 году 1-я Краснознамённая истребительная авиационная эскадрилья перебазируется с Комендантского аэродрома на аэродром Троцка сегодня - Гатчина , где Чкалов служит с 1926 по 1928 год. В марте 1928 года он был переведён на службу в 15-ю Брянскую авиационную эскадрилью. В Брянске Чкалов совершил аварию, был обвинён в воздушном лихачестве и многочисленных нарушениях дисциплины. Приговором военного трибунала Белорусского военного округа от 30 октября 1928 года Чкалов был осуждён по статье 17 пункт «а» Положения о воинских преступлениях и по статье 193-17 УК РСФСР на один год лишения свободы, а также был уволен из Красной Армии. Отбывал наказание недолго, по ходатайству Я. Алксниса и К. Ворошилова , менее чем через месяц наказание было заменено на условное, и Чкалов был освобождён из Брянской тюрьмы. Будучи в запасе, в начале 1929 года Чкалов вернулся в Ленинград и по ноябрь 1930 года работал в Ленинградском Осоавиахиме, где руководил школой планеристов и был лётчиком-инструктором. За два года работы в НИИ он совершил более 800 испытательных полётов, освоив технику пилотирования 30 типов самолётов. Перебазирование из обыденного события превратилось в первый в СССР воздушный парад с пролётом над Красной площадью: 45 самолётов летели колонной по три машины в ряд, а во главе шёл бомбардировщик ТБ-3 с бортовым номером 311, управлявшийся экипажем Валерия Чкалова. Совместно со своим старшим товарищем Александром Анисимовым он испытывал новейшие самолёты-истребители 1930-х годов И-15 биплан и И-16 моноплан конструкции Поликарпова. Автор новых фигур высшего пилотажа - восходящего штопора и замедленной бочки. Весной 1936 года Чкалов, Байдуков и Беляков обратились в правительство с предложением провести такой перелёт, но Сталин указал другой план маршрута: Москва - Петропавловск-Камчатский, опасаясь повторения неудачной попытки Леваневского в августе 1935 года полёт С. Леваневского, Г. Байдукова и В. Левченко по маршруту Москва - Северный полюс - Сан-Франциско был прерван из-за неисправности. Чкалов, Байдуков и Беляков Перелёт экипажа Чкалова из Москвы на Дальний Восток стартовал 20 июля 1936 года и продолжался 56 часов до посадки на песчаной косе острова Удд в Охотском море. Общая протяжённость рекордного маршрута составила 9375 километров. Уже на острове Удд на борт самолёта была нанесена надпись «Сталинский маршрут», сохранённая и при следующем перелёте - через Северный полюс в Америку. Оба чкаловских перелёта официально носили это название вплоть до начала т. Кроме того, Чкалову был подарен личный самолёт У-2 сейчас находится в музее в Чкаловске. О большой пропагандистской важности этого перелёта для своего времени говорит то, что И. Сталин лично приехал 10 августа 1936 года на Щёлковский аэродром близ Москвы встречать возвратившийся самолёт. Валерий Чкалов и Сталин Чкалов продолжал добиваться разрешения на совершение перелёта в США, и в мае 1937 года разрешение было получено. Старт самолёта АНТ-25 состоялся 18 июня. Полёт проходил в значительно более сложных условиях, чем предыдущий отсутствие видимости, обледенение и т. Протяжённость перелёта составила 8504 километра.
Тайна гибели летчика №1 СССР Валерия Чкалова
По словам дочери Чкалова, обещание было выполнено с лихвой: большинство эпизодов фильма неизвестны даже семье знаменитого летчика. в отклонении от плана полета. Валерий Чкалов родился 20 января (2 февраля) 1904 года в селе Василёво Нижегородской губернии (ныне город Чкаловск) в семье котельщика казенных мастерских. Как заверяли сценарист картины Алексей Поярков и режиссер Игорь Зайцев, они очень долго собирали материал о Валерии Чкалове, провели много времени на его родине, в городе Чкаловске, изучали документы в местном музее.
Валерий Чкалов. Краткая биография летчика-испытателя. Личная жизнь. Причина смерти
У сослуживцев такая храбрость вызывала восхищение, а командиров приводила в ярость. Своенравный лихач регулярно получал дисциплинарные взыскания, отстранялся от полетов и даже попадал в тюрьму. Герой и любимец Сталина Несмотря на проблемы с дисциплиной и напряженные отношения с начальством, Валерий Чкалов построил блестящую карьеру. Всего за свою жизнь он совершил более 800 испытательных полетов и освоил управление около 70 самолетов. Всенародное признание и слава обрушились на Чкалова после его беспрецедентного перелета из Москвы на Дальний Восток. В 1936 году вместе с двумя другими летчиками Георгием Байдуковым и Александром Беляковым он преодолел больше девяти тысяч километров. Беспересадочный полет длился 56 часов в сложнейших погодных условиях. По возвращении в Москву экипаж встречал лично Сталин. Все трое пилотов получили звания Героев Советского Союза и ордена Ленина.
В компании тех же напарников он совершил беспосадочный перелет «Москва — Северный полюс — Ванкувер». Спустя 63 часа 25 минут летчики приземлились в назначенном пункте. В США воздушных асов встретили, как самых прославленных звезд. О них писали в американской прессе, в их честь проводили банкеты, а президент Рузвельт лично поздравил советских смельчаков в Белом Доме. На Родине же Чкалова ждало новое поощрение и прямое покровительство «вождя народов». Сталин следил за тем, чтобы знаменитый летчик присутствовал на всех торжественных государственных мероприятиях, приглашал на кремлевские обеды, устраивал семейные встречи на своей даче. К сожалению, «звездный период» Чкалова оказался недолгим.
Так, сын летчика, Игорь Валерьевич, неоднократно заявлял, что на отца в общей сложности было совершено восемь покушений и убили его преднамеренно. Придерживаются этой версии и некоторые серьезные исследователи… "В случившемся прошу никого не винить, виноват я сам" Чкалов погиб 15 декабря 1938 года при проведении первого испытательного полета на самолете И-180 конструкции Н.
Полетное задание предписывало совершить "первый полет без уборки шасси с ограничением скоростей … по маршруту Центральный аэродром, на высоте 600 м. В тот день был мороз около 25 градусов. Сталину и В. Молотову, говорилось: "Самолет оторвался от земли после разбега, примерно в 200-250 метров и, набрав высоту 100-120 метров, с виражом пошел на первый круг. Далее полет продолжался на высоте 500-600 метров. Не доходя до аэродрома один-полутора километра, с высоты около 100 метров самолет сделал вираж влево и скрылся за постройками. Самолет обнаружен на территории дровяного склада Магистральная ул. Самолет при снижении зацепил и оборвал провода на территории склада и, развернувшись, врезался в кучу дровяных отходов. При ударе т.
Чкалова выбросило вперед на 10-15 метров вместе с хвостовой частью фюзеляжа, управлением и сиденьем. Передняя часть самолета разбита. Пожара не было. Чкалов был тотчас же взят еще живым работниками склада и доставлен в Боткинскую больницу, где скончался через несколько минут". По другим данным, Чкалов был жив еще от 40 минут до двух часов. И последними его словами по воспоминаниям очевидцев были следующие: "В случившемся прошу никого не винить, виноват я сам". Сразу после гибели Чкалова начались аресты Тем не менее, сразу после катастрофы были арестованы заместитель Поликарпова Д. Усачев, начальник главка Наркомата авиационной промышленности С. Порай и др.
Гибель прославленного летчика породила массу слухов, легенд. И до сего времени, несмотря на заключения официально созданных комиссий, существует несколько версий о причинах падения самолета, которым управлял В. Все они сводятся к попыткам ответить на главный вопрос: это было роковое стечение обстоятельств или Чкалов стал кому-то неугоден и его убрали? Несмотря на существенные расхождения выводов, сделанных комиссиями 1938 и 1955 годов, основная причина трагедии названа ими одна и та же — переохлаждение двигателя самолета. При этом в акте от 17 декабря 1938 года формулировка следующая: "отказ мотора в результате его переохлаждения и ненадежной конструкции управления газом". Вторая экспертная комиссия, созданная в 1955 году на основании постановления Главной военной прокуратуры под председательством генерал-полковника авиации М. Громова, также констатировала, что многие узлы самолета И-180 являлись опытными и в воздухе до этого не были, "на самолете отсутствовала система регулируемого охлаждения, без чего производство полета и особенно первого вылета в морозный день -25 град. В качестве "наиболее верной причины вынужденной посадки самолета" эта комиссия назвала отказ мотора в результате его переохлаждения, умолчав о ненадежной конструкции управления газом. В одном комиссии были единодушны — самолет был недоработан Как бы там ни было, но обе комиссии пришли к выводу — самолет недоработан.
Первая комиссия, кроме того, прямо указала, что "гибель т. По поводу недоделок и дефектов в моторе, крыльях, шасси самолета, и, особенно, по поводу отсутствия снятия жалюзи, написаны десятки статей, собраны целые тома свидетельств очевидцев и непосредственных участников испытаний. На самолете действительно имелись многочисленные дефекты и недоделки, а при его сборке и испытаниях допущена недопустимая поспешность. Новый истребитель был явно сырым и не готовым к полетным испытаниям. Хронология совершенно неоправданного аврала и спешки при создании истребителя подробно отражена в материалах следственно-судебного дела, описана Г. Байдуковым, а затем уточнена и дополнена, со ссылками на архивные документы, старшей дочерью летчика В. Чкаловой в написанных ею книгах "Чкалов без грифа "секретно" и "Валерий Чкалов". Надо отметить, что помимо перечисления "усовершенствований" и недоработок, любая из которых, а не только переохлаждение мотора, могла сыграть тогда роковую роль, комиссия 1955 года назвала в числе основных виновников трагедии Н. Поликарпова и В.
Чкалова: "Поликарпов ответственен за то, что разрешил первый полет на опытном самолете, совершенно не подготовленном к полету при низких температурах воздуха: отсутствие жалюзей, регулирующих охлаждение мотора. Чкалов ответственен за то, что, имея богатый опыт эксплуатации истребителей в различных температурных условиях, согласился лететь без жалюзи.
Машины осыпали цветами, Чкалов и его товарищи стали народными героями. Буквально через несколько дней в «Правде» вышла первая статья самого Чкалова, где его былые художества предстали совершенно в ином виде: мол, он стремился готовиться к реальным воздушным боям, а это невозможно без смелых экспериментов и выхода за ограничения устаревших инструкций. Фото: Чкалов с пионерами в Хабаровске. Из архива А. Колесникова Чкалов стал борцом с рутиной и формализмом, его фокусы подавались как новаторство, проявление патриотизма и истинного народного геройства, а на тех, кто осуждал воздушное хулиганство, стали смотреть с подозрением — уж не вредители ли они? В следующем 1937 году экипаж в том же составе получил разрешение на перелет в Америку через Северный полюс. Риск был огромным, ведь любая поломка одномоторной машины неизбежно закончилась бы гибелью пилотов. К счастью, все прошло штатно.
Летчики стали героями мирового масштаба, символами мужества и послами нового социалистического строя. Былинный богатырь По возвращении волна славы окончательно накрыла Чкалова. Он располагал к себе харизматичностью, широкой открытой улыбкой, не стеснялся благодарить вождей и лично Сталина, отлично держался на публике. Биография, аккуратно отредактированная в центральных газетах, превратила его в былинного богатыря со всеми его подвигами и некоторыми перегибами. Богатыри ведь тоже иногда «шалили», но им это прощалось. Многие его прошлые «подвиги» стали легендарными, о них знали все. Правительство даже подарило пилоту личный самолет! Говорят, летчик даже осмелился обращаться к Сталину на «ты». Триумф Чкалова продолжался недолго, чуть больше года.
Мемориальный камень-глыба на краю Ходынского поля Резкий вызов Валерия Павловича из отпуска, спешка с вылетом, давление правительства — всё это вызвало у родных подозрение в причастности к смерти Чкалова людей из НКВД, а возможно и лично Иосифа Сталина и Лаврентия Берии. Члены правительства могли опасаться, и не без оснований, что для советских граждан великий летчик станет более важной фигурой, чем они сами. Евгений Дятлов в роли Валерия Чкалова В память о Валерии Чкалове установлено множество монументов и памятников, его именем называют города и улицы. И, конечно, о легенде отечественной авиации снимают кинофильмы. Большинство из них пользуются популярностью у зрителей, но не все были одобрены семьей. Например, последний телесериал «Чкалов», где главную роль сыграл актер Евгений Дятлов, был жестко раскритикован дочерьми Героя Советского Союза, которые обвинили создателей картины в значительной подмене биографических фактов. В 1937 году легендарный летчик впервые совершил длительный перелет в Америку и сразу же стал мировой знаменитостью. Валерий Чкалов родился в селе Василево, 2 февраля 1904 года. Теперь место рождения героя переименовано в город Чкаловск. Мама мальчика умерла, когда ему исполнилось 6 лет. Отец — Павел Чкалов работал котельщиком, сутками пропадая в сельских мастерских. В семилетнем возрасте Валера пошел в начальную школу, после окончания которой, по настоянию отца, поступил в училище с техническим уклоном. В настоящее время, данное учебное учреждение носит имя легендарного летчика. Фото: Валерий Чкалов Природа наделила его способностями к точным наукам и прекрасной памятью. Неконфликтный и выносливый паренек прекрасно плавал и играючи переплывал Волгу, бесстрашно подныривая по проходящие суда. Когда мальчику исполнилось 14 лет, училище закрылось и ему пришлось вернуться домой и стать подручным отца. Со временем подросток освоил ремесло молотобойца и кочегара. С малых лет Валерий был увлечен возможностями навигации и, выполняя работу кочегара на пароходе «Баян», мечтал о неведомых просторах. Начало пути Когда Валерию исполнилось 15 лет, он в первый раз увидел самолет и решил связать свою жизнь с авиацией. Став красноармейцем, юноша освоил специальность слесаря-сборщика самолетов. В течение трех лет Валерий трудился в авиационном парке, расположенном в Нижнем Новгороде. Целеустремленный парнишка мечтал о небе и, в конце концов, получил направление на учебу в школу ВВС. Через год Валерий поступил в школу военных летчиков, прошел обучение в школе высшего пилотажа и освоил тактику воздушного боя. Талантливый дебошир В 1924 году молодой летчик попал в эскадрилью им. Ленина, где проявил себя, как дерзкий, отважный и не знающий усталости летчик. За самоуверенные «выкрутасы» в небе его частенько отстраняли от полетов. В 21 год недисциплинированный Валерий попал под военный суд. Из приговора Военного трибунала: «…и будучи обязанным явиться на аэродром для совершения учебного группового полета к 3 часам дня, явился к указанному времени в совершенно пьяном состоянии…» Однако, отчаянного паренька пожалели и сократили срок вдвое. Но уже через три года он был снова приговорен на год тюрьмы. Тогда же его исключили из рядов Красной Армии. Однако по личному указанию Калинина наказание заменили на условное Освобожденный из-под стражи летчик стал руководителем школы планеристов. За это время летчик-испытатель совершил более восьмисот испытательных полетов, изучив и освоив технику управления тридцати типов самолетов. Личная жизнь В 1927 году Валерий женился на своей старой знакомой — Ольге Ореховой. Ольга Эразмовна преподавала в школе и до самой смерти любила своего супруга. Через год после свадьбы. Молодая супруга родила сына. Спустя семь лет, родилась Валерия. Когда Ольга была беременна третьим ребенком, Валерий погиб. Женщина дожила до преклонного возраста и охотно делилась воспоминаниями о жизни с Валерием. Новые высоты В 1933 году получает направление на московский завод авиации. Он с необыкновенным азартом испытывает всевозможные бомбардировщики и истребители. Как и прежде, Валерий не представляет свою жизнь без адреналиновых всплесков и осваивает сложные в исполнении фигуры. Первая награда В 1935 году получил высшую правительственную награду — Орден Ленина, создав лучшие истребители, в сотрудничестве с Н. Благосклонность Вождя Авиация стремительно развивалась и, чтобы показать достижения Советских конструкторов-авиаторов, 20 июля 1936 года было решено организовать очень рискованный перелет. Управлял экспедицией Чкалов. Перелет длился более двух суток. Самолет приземлился на острове, расположенном в Охотском море. На борту самолета написали: «Сталинский маршрут». Когда в августе 1936 года самолет приземлился на Щелковском аэродроме, летчиков встречал, не скрывающий радостных эмоций, И. Данное обстоятельство принесло Чкалову всесоюзную известность. За успешный перелет, каждый член экипажа удостоился звания Героя Советского Союза и получил Орден Ленина. Чкалову подарили персональный самолет, который до сих пор храниться в музее города Чкаловска. Покорение новых высот Получив разрешение на долгожданный перелет через Северный полюс в Америку, Валерий был по- настоящему счастлив. Летчик-испытатель давно просил разрешение на этот маршрут, но руководство страны с осторожностью относилось к данной просьбе. Только после триумфального возвращения экспедиции с Дальнего Востока, И. Сталин дал свое одобрение. С 18 — 21 июня 1937 года впервые в истории мировой авиации экипаж в составе В. Чкалова, Г. Байдукова и А. Экипаж был в воздухе 63 часа 16 минут! За этот перелёт экипаж был награждён орденами Красного Знамени. Полет проходил в непередаваемо сложных условиях: практически нулевая видимость, обледенение… Но экипаж достойным образом преодолел 8. Наконец мечта Валерия Чкалова осуществилась. Странная смерть на взлете В 1938 году опытного испытателя вызвали для проверки нового истребителя. Он погиб во время первого вылета.
Жажда высоты
- Валерий Чкалов: биография
- Чкалов, Валерий Павлович
- Чкалов, Валерий Павлович
- Валерий Чкалов: лихая жизнь и странная смерть любимого «сокола» Сталина
- Летчик Валерий Павлович Чкалов (история, биография, фото)
Биография Валерия Павловича Чкалова
- Что нам известно о Валерии Чкалове
- Валерий Павлович Чкалов
- Краткая биография Валерия Чкалова
- Валерий Павлович Чкалов
- «До последнего момента управлял самолётом»: 115 лет со дня рождения Валерия Чкалова
Глава 1. Взлеты и падения Валерия Чкалова
Соединяя континенты: о полете Валерия Чкалова через Северный полюс | 83 года назад советские летчики Валерий Чкалов, Георгий Байдуков и Александр Беляков на самолете АНТ-25 взлетели с подмосковного аэродрома Щелково, взяв курс на Северный полюс. |
Биография Валерия Чкалова | 15 декабря 1927 года старший лётчик Валерий Чкалов прибыл в город Брянск в 15-ю авиационную эскадрилью. |
Чкалов, Валерий Павлович | это... Что такое Чкалов, Валерий Павлович? | 2 февраля 1904 года в селе Василёво Нижегородской губернии (сегодня — город Чкаловск Нижегородской области) родился легендарный советский лётчик Валерий Чкалов. |
Валерия Чкалова: Мой отец был героем, а не пьяницей и хулиганом | Чкалов, Валерий Павлович — У этого термина существуют и другие значения, см. Чкалов. Валерий Павлович Чкалов Дата рождения 20 января (2 февраля) 1904(1904-02-02) Место рождения село Василёво, Балахнинский уезд, Нижегородская губерния. |
Воздушный хулиган и любимец Сталина: жизнь и смерть Валерия Чкалова
Воздушный хулиган и любимец Сталина: жизнь и смерть Валерия Чкалова | Валерий Чкалов – легендарный советский летчик-испытатель, чье имя стало символом отваги и мужества. |
Request Rejected | Для фильма «Валерий Чкалов» этот полёт совершил лётчик Евгений Иванович Борисенко[11]. |
Валерия Чкалова: Мой отец был героем, а не пьяницей и хулиганом | Валерий Павлович Чкалов был летчиком, ставившим рекорды, легендой своего времени. |
Биография Валерия Чкалова | 120-летие легендарного летчика Валерия Чкалова отмечают в Нижнем Новгороде. |
Валерий Чкалов. Легендарный авиатор и любимец Сталина
Полярный летчик Валерий Чкалов не терпел монотонности и рутины, игнорировал приказы и ненавидел дисциплину. Валерий Чкалов родился в 1904 году в небольшом селе Василёво Нижегородской губернии в семье котельщика. Как заверяли сценарист картины Алексей Поярков и режиссер Игорь Зайцев, они очень долго собирали материал о Валерии Чкалове, провели много времени на его родине, в городе Чкаловске, изучали документы в местном музее. легендарный советский лётчик-испытатель, Герой Советского Союза, совершивший первый беспосадочный перелёт через Северный полюс. Биография летчика Валерия Чкалова: личная жизнь, создание семьи, жена, рождение детей, сын.
Биография и достижения Валерия Чкалова — от нелегкого детства до легендарного летчика
легендарный советский лётчик-испытатель, Герой Советского Союза, совершивший первый беспосадочный перелёт через. 15 декабря 1927 года старший лётчик Валерий Чкалов прибыл в город Брянск в 15-ю авиационную эскадрилью. «Сталинский сокол», как называли Валерия Чкалова, за свою короткую жизнь, вместившую всего 34 года, заслужил не только звание летчика-аса.
Глава 1. Взлеты и падения Валерия Чкалова
Чтобы еще раз испытать АНТ-25 перед следующей попыткой перелета через Северный полюс, в июле 1936 года экипаж под командованием В. Для этого арктическую модель АНТ-25 доработали системой защиты механизмов от обледенения. Несмотря на то что летчики были снабжены большими аварийными запасами: едой, лодкой, палатками и оружием — «главный полярник» СССР Отто Шмидт выступал против полета. В случае катастрофы шансов выжить у экипажа практически не было, тем не менее Северный флот СССР находился в режиме готовности оказать помощь авиаторам. Штурман Беляков вел подробный бортовой журнал, и нам известны все перипетии, через которые пришлось пройти участникам полета. Над Арктикой температура в кабине все время держалась ниже нуля.
Сменяя друг друга, летчики старались отдыхать, выкраивая по 1,5-2 часа для сна. Несмотря на большие запасы еды, экипаж практически не ел, согреваясь горячим чаем и кофе из термосов. Лед на замерзших окнах срезали ножом-финкой. На крыле, стабилизаторе и антеннах также образовалась ледяная корка. Схема перелета Облачность оказалась выше, чем планировалось, и часть маршрута пришлось идти в слепом полете, благо второй пилот Байдуков был признанным в стране мастером полетов вслепую, и около двух третьих всего пути он уверенно вел самолет в облаках по приборам, не сбиваясь с маршрута.
Второй причиной, по которой последние 13 часов перед посадкой за штурвалом был не Чкалов, а Байдуков, стало кислородное голодание. Для экономии веса в трансконтинентальном перелете запасы кислорода на борту были ужаты до минимума. Кроме того, часто приходилось лететь выше запланированной высоты, и расход кислорода увеличивался. Экипаж страдал от гипоксии, больше всего досталось Чкалову, у которого шла носом кровь, поэтому на финише его подменил второй пилот Байдуков. Советский экипаж преодолел расстояние 9130 км из них 8504 по прямой за 63 часа 16 минут.
Американцы восторженно встретили летчиков. Среди встречающих были советский посол в США А. Трояновский и генерал Дж.
Экипаж наградили орденами Красного Знамени. В РФ именем легендарного лётчика названы свыше 1,7 тыс. А также дворцы культуры, самолёты и спортивные учреждения.
Учился средне, но выделялся отличной памятью и хорошими математическими способностями, имел спокойный, уравновешенный характер. Хорошо плавал — переплывал Волгу, нырял под плоты и пароходы.
Однако из-за материальных трудностей и нехватки преподавателей в 1918 году училище было закрыто. Валерий вернулся домой и стал работать с отцом подручным молотобойца, а с началом навигации, кочегаром на землечерпалке «Волжская-1» и пароходе «Баян». В 1919 году Валерий Чкалов впервые увидел самолёт и, загоревшись мечтой об авиации, уехал в Нижний Новгород, где встретил односельчанина Владимира Фролищева, который работал бригадиром по сборке самолётов в 4-м Канавинском авиационном парке.
По его совету Валерий в возрасте 15 лет вступил добровольцем в ряды Красной Армии и начал работать учеником слесаря-сборщика самолётов. После её окончания в 1922 году он был направлен на дальнейшую учёбу в Борисоглебскую военную авиационную школу лётчиков, где совершил свой первый самостоятельный полёт на самолёте Avro 504. По окончании училища, в 1923—1924 годах, в соответствии со сложившейся в то время практикой подготовки военных лётчиков, он прошёл обучение и в Московской военно-авиационной школе высшего пилотажа, где осваивал боевые самолёты истребители Martinsyde и Junkers.
Затем учился в Серпуховской высшей авиационной школе стрельбы, бомбометания и воздушного боя. Инструктор А. Жуков дал следующую характеристику Чкалову: «Закончил обучение с аттестацией «очень хорошо».
Как лётчик и человек очень спокойный. Нарушений дисциплины не наблюдалось». В июне 1924 года военный лётчик-истребитель Чкалов был направлен для прохождения службы в Ленинградскую краснознамённую истребительную авиаэскадрилью имени П.
Нестерова Комендантский аэродром. За время службы в эскадрилье он проявил себя как дерзкий и отважный лётчик. Совершал рискованные полёты, за что получал взыскания и неоднократно отстранялся от полётов.
Широко известен случай, когда Чкалов пролетел под мостом Равенства Троицким в Ленинграде. Для фильма «Валерий Чкалов» этот полёт совершил лётчик Евгений Борисенко. В то же время имел серьёзные проблемы с дисциплиной, которые окончились крупными неприятностями — 16 ноября 1925 года был осуждён военным трибуналом на один год лишения свободы за драку в пьяном виде.
Затем срок был снижен до 6 месяцев. В 1926 году 1-я Краснознамённая истребительная авиационная эскадрилья перебазируется с Комендантского аэродрома на аэродром Троцка сегодня — Гатчина , где Чкалов служит с 1926 по 1928 год. В марте 1928 года он был переведён на службу в 15-ю Брянскую авиационную эскадрилью.
В Брянске Чкалов совершил аварию, был обвинён в воздушном лихачестве и многочисленных нарушениях дисциплины. Приговором военного трибунала Белорусского военного округа от 30 октября 1928 года Чкалов был осуждён по статье 17 пункт «а» Положения о воинских преступлениях и по статье 193-17 УК РСФСР на один год лишения свободы, а также был уволен из Красной Армии. Отбывал наказание недолго, по ходатайству Я.
Алксниса и К. Ворошилова, менее чем через месяц наказание было заменено на условное, и Чкалов был освобождён из Брянской тюрьмы. Будучи в запасе, в начале 1929 года Чкалов вернулся в Ленинград и по ноябрь 1930 года работал в Ленинградском Осоавиахиме, где руководил школой планеристов и был лётчиком-инструктором.
За два года работы в НИИ он совершил более 800 испытательных полётов, освоив технику пилотирования 30 типов самолётов. Перебазирование из обыденного события превратилось в первый в СССР воздушный парад с пролётом над Красной площадью: 45 самолётов летели колонной по три машины в ряд, а во главе шёл бомбардировщик ТБ-3 с бортовым номером 311, управлявшийся экипажем Валерия Чкалова. Совместно со своим старшим товарищем Александром Анисимовым он испытывал новейшие самолёты-истребители 1930-х годов И-15 биплан и И-16 моноплан конструкции Поликарпова.
Автор новых фигур высшего пилотажа — восходящего штопора и замедленной бочки. Весной 1936 года Чкалов, Байдуков и Беляков обратились в правительство с предложением провести такой перелёт, но Сталин указал другой план маршрута: Москва — Петропавловск-Камчатский, опасаясь повторения неудачной попытки Леваневского в августе 1935 года полёт С. Леваневского, Г.
Байдукова и В. Левченко по маршруту Москва — Северный полюс — Сан-Франциско был прерван из-за неисправности. Чкалов, Байдуков и Беляков Перелёт экипажа Чкалова из Москвы на Дальний Восток стартовал 20 июля 1936 года и продолжался 56 часов до посадки на песчаной косе острова Удд в Охотском море.
Общая протяжённость рекордного маршрута составила 9375 километров. Уже на острове Удд на борт самолёта была нанесена надпись «Сталинский маршрут», сохранённая и при следующем перелёте — через Северный полюс в Америку. Оба чкаловских перелёта официально носили это название вплоть до начала т.
Кроме того, Чкалову был подарен личный самолёт У-2 сейчас находится в музее в Чкаловске. О большой пропагандистской важности этого перелёта для своего времени говорит то, что И. Сталин лично приехал 10 августа 1936 года на Щёлковский аэродром близ Москвы встречать возвратившийся самолёт.
Валерий Чкалов и Сталин Чкалов продолжал добиваться разрешения на совершение перелёта в США, и в мае 1937 года разрешение было получено. Старт самолёта АНТ-25 состоялся 18 июня. Полёт проходил в значительно более сложных условиях, чем предыдущий отсутствие видимости, обледенение и т.
Протяжённость перелёта составила 8504 километра. По просьбе жителей Василёва их посёлок был переименован в Чкаловск. Иосиф Сталин лично предложил Чкалову занять должность руководителя НКВД, но тот отказался и продолжал заниматься лётной испытательной работой.
Гибель Валерия Чкалова Чкалов погиб 15 декабря 1938 года при проведении первого испытательного полёта на новом истребителе И-180 на Центральном аэродроме. Полёт готовился в большой спешке, чтобы успеть до конца года. Выпуск самолёта на аэродром назначался на 7 ноября, 15 ноября, затем 25 ноября.
Поликарпов протестовал против ненужной гонки при подготовке И-180 к первому вылету, ввиду чего был отстранён от этих работ. Чкалов произвёл рулёжку самолёта по земле, при которой мотор часто глох. Валерий Чкалов должен был совершить только первый, самый дорогой по оплате, полёт, после чего машина переходила в руки другого лётчика — С.
По воспоминаниям Д. Поликарпов будто бы отговаривал Чкалова вылетать, но тот не согласился». Уже при заходе самолёта на посадку двигатель М-88 остановился.
Чкалов, как отмечено было в акте комиссии по расследованию причин аварии, «до последнего момента управлял самолётом и пытался сесть и сел вне площади, занятой жилыми домами». Но при посадке самолёт зацепился за провода и столб, а лётчик ударился головой об оказавшуюся на месте падения металлическую арматуру. Через два часа он скончался в Боткинской больнице от полученной травмы.
Похоронен Валерий Чкалов в Москве, урна с его прахом установлена в Кремлёвской стене. После гибели Чкалова был арестован ряд руководителей авиационного завода, причастных к организации этого полёта. Они были приговорены к длительным срокам лишения свободы за выпуск в полёт самолёта с многочисленными неисправностями, повлёкшими за собой гибель лётчика.
О том, что его прадед — великий человек, он знает с пятилетнего возраста. Сейчас, к сожалению, не так часто, как раньше, постепенно уходит старшее поколение, которое было организатором большинства встреч. Собирались на даче в Серебряном Бору, реже — в Чкаловске, там я впервые оказался уже в сознательном возрасте.
Старшие рассказывали мне, чей я правнук, и говорили: «Ты должен соответствовать». Из чьих воспоминаний о великом предке у вас формировался его образ? Валерия Павловича отчасти помнил мой дедушка — его сын.
У дедушки были эмоциональные воспоминания. Он рассказывал, что отец очень любил его и тетю Леру Валерия, средняя дочь. Прадед был семейным человеком, хотя редко бывал дома, находясь то в командировках, то на испытаниях.
А незадолго до смерти Валерий Павлович начал заниматься политической деятельностью, и времени стало еще меньше. Но все свободное время он старался проводить дома с женой и детьми. Можно хорошо проследить по книге Валерии Валерьевны Чкаловой, каким он был в семье.
В ней опубликованы письма, написанные с любовью, заботой и переживаниями. Благодаря Ольге Эразмовне, прабабушке, эта любовь просуществовала до конца ее дней, она больше не вышла замуж и всю свою жизнь посвятила детям. Но это была наземная служба.
Насколько мне известно, после гибели Валерия Павловича Ольга Эразмовна была категорически против, чтобы кто-то из семьи шел в авиацию. Ею было наложено вето. Он влюбился в авиацию в 14 лет, работая на Волге в речном пароходстве.
Увидел в небе самолет, и уже ни о чем другом думать не мог. Случилось так, что он поехал учиться в Нижний Новгород и встретил там односельчанина Фролищева, который помог ему устроиться работать и учиться на аэродроме. Можно сказать, что становление Валерия Павловича как летчика было многоэтапным.
Сначала он был механиком на аэродроме, затем поступил в летную школу, и в итоге его желание сбылось. Когда они познакомились с Ольгой Эразмовной, Чкалов уже был летчиком. Родители невесты были не в восторге — она из семьи преподавателей, сама преподаватель, а летчик — не совсем интеллигенция.
Они видели в этом мезальянс, не были за, но и не были откровенно против. Эта квартира до сих пор у семьи, в ней есть кабинет Валерия Чкалова, он полностью сохранен. Из полетов он возвращался в этот дом, к жене и детям.
Их брак длился чуть меньше 10 лет. Они очень дополняли друг друга, разные характеры, разное образование. Ольга Эразмовна прививала мужу любовь к прекрасному.
Возвращаясь из Америки, он привозил пластинки с классической музыкой. Очень ее любил, во многом благодаря супруге. Можно назвать его репетицией?
История была такой, что изначально на АНТ-25 должен был лететь экипаж Леваневского.