Биография Зураба Церетели: личная жизнь, последние новости 2018, музей, скульптуры, галерея, памятник Петру I, выставки.
Семь известнейших работ Зураба Церетели
Но разве Эйфелева башня сразу полюбилась парижанам, и стала одной из главных достопримечательностей Франции? Широко известен пример — Ги де Мопассан терпеть не мог Эйфелеву башню, но каждый раз обедал именно в ресторане Эйфелевой башни. Писатель объяснял это тем, что в Париже нет другого места, откуда не было бы видно этого сооружения. Монументы Зураба Константиновича Церетели даже те, что поначалу воспринимаются неоднозначно, со временем становятся неотъемлемыми и любимыми символами города. Церетели — мастер памятников, посвящённых личностям. В Сен-Жиль-Круа-де-Ви во Франции был установлен памятник Марине Цветаевой, куда она эмигрировала: он был приурочен к 120-летию поэтессы в 2012 году. На лавочке, где сидит Цветаева, много свободного места. Художник комментирует это так: "Я оставил пустое место на скамейке рядом с Мариной. А кто тут должен сидеть, пусть решат люди". Фото: www.
Он знаком со многими известными, гениальными людьми, которых посчитал нужным воспеть. Этому посвящён целый цикл горельефов "Мои современники", но начал он его именами, с которыми связаны огромные достижения культуры начала XX века. Начав скульптурный цикл с портретов великих предшественников, Церетели продолжил его, создав портретную галерею "шестидесятников", видных деятелей литературы и искусства этого времени. Художник создает образы тех, кто ему близок духовно — музыкантов, поэтов, артистов. Вся серия портретного цикла воспринимается как уникальная поэма о властителях дум многих поколений интеллигенции XX века.
Образы святых - повествование об утраченных нравственных ценностях Вопрос сохранения нравственных ценностей — один из тех, которые сегодня волнуют многих. В свое время Михаил Аникушин, размышляя о творчестве скульптора, отмечал: «Есть вечные человеческие ценности, есть благородные традиции — надо напоминать о них людям неустанно. Только так искусство воспитает гражданственность и высокую духовность». Подобный подход к творчеству характерен и для Зураба Церетели. Словно вторя эстетике классицизма, мастер создает произведения, проникнутые высоким нравственным идеалом , совершенствующим человека, воспитывающим в нем гражданские добродетели, преданность родине. Ведь в конечном счете главная задача художника — увидеть то, чего не смогли увидеть другие, и рассказать об этом так, чтобы и другие на это обратили внимание. С этой точки зрения, интересны два монумента работы Зураба Церетели, установленные в поселке Борисоглебск Ярославской области. Речь идет о памятниках двум инокам Борисоглебского монастыря — святому Александру Пересвету и святому преподобному Иринарху Затворнику. Первый памятник, установленный в 2005 году, был создан скульптором в честь 625-летия Куликовской битвы. Александр Пересвет — легендарный монах-воин, получивший благословение самого Преподобного Сергия Радонежского на участие в Куликовской битве вместе с воинами Димитрия Донского и павший в единоборстве с татарским богатырём Челубеем. Русская Православная Церковь причислила инока Пересвета к лику святых. Второй памятник, установленный годом позже, в 2006-м, посвящен Иринарху Затворнику — монаху Борисоглебского монастыря, благословившего гражданина К. Минина и князя Д. Пожарского возглавить народное ополчение для освобождения Москвы в 1612 году. В Борисоглебске имя святого Иринарха почитается издавна. В возрасте 30 лет он принял иноческий постриг в Борисоглебской обители, здесь же впоследствии упокоились и мощи святого. Эти два памятника вполне можно назвать парными. Как это не может показаться странным для творческого метода Зураба Церетели, в данном случае скульптуры объединяет схожесть пластического решения — фигуры святых в монашеском одеянии даны в полный рост , фронтально к зрителю. Александр Пересвет держит в одной руке копье, в другой — крест, словно передает благословение Преподобного Сергия Радонежского ныне живущим, за кого сам он сложил голову на поле брани. Святой Иринарх изображен с покрытой головой — отличительный элемент одеяния монаха-затворника, его правая рука приподнята для благословления. Каждый памятник имеет высоту 3,2 метра, включая гранитный постамент, на который он водружен. В пластической трактовке образов святых проявилось пристрастие автора к игре светотени, создаваемой глубокими складками одежды, что оживляет позы фигур, придавая им динамику. Но главное, что объединяет эти памятники, — это идея. Оба они посвящены двум важнейшим для сохранения Российской государственности событиям в отечественной истории — битве с татаро-монгольским войском Мамая в 1380 году на Куликовом поле и освобождению Москвы от польско-литовских захватчиков силами народного ополчения в 1612 году. Во всяком случае, благодаря подобным памятникам мы хотя бы вспоминаем историю своей страны. Сохранение исторической памяти — лишь одна сторона неустанной деятельности «безмолвного проповедника», по выражению митрополита Филарета Дроздова. Второй, не менее важный, — это разговор со зрителем о вершинах человеческого духа через образы подвижников, чьи отличительные характеристики — высокие нравственные качества , гражданская доблесть, истинный, а не квасной патриотизм. В современную эпоху отсутствия авторитетов, тех, кого принято называть «совестью нации», образы святых оказались чуть ли не единственными, не подверженными девальвации примерами для подражания. Поэтому в творчество Церетели естественно и логично вошли образы тех, кого издавна называли подвижниками. Два памятника одному из самых почитаемых святых на Руси — Святителю Николаю Чудотворцу работы скульптора установлены в итальянском городе Бари, 2003, и в поселке Хаапсала Выборгского района, 2002. Монумент святому князю Олегу Рязанскому сооружен в Рязани, 2007. О памятниках равноапостольной Нине , Георгию Победоносцу и великой княгине Ольге говорилось выше. Летом 2013 года в греческом городе Верия, в котором проповедовал апостол Павел, был открыт монумент святому. Скульптура, представляющая фигуру апостола , истонченного трудами и постами, с босыми ногами, но со взором убежденного праведника, прижимающего обеими руками к груди Священное писание, не оставляет равнодушным. Контраст между вдохновенным лицом человека, уверенного в благодатной силе проповедуемого им учения, и тщедушным босоногим телом, облаченным в свободный хитон, создает эмоциональное напряжение, заставляющее зрителя остановиться. Нарочитая простота в трактовке образа одного из величайших миссионеров христианства лишь приближает к нему зрителя. Внимание приковывает Вечная Книга, прижатая к груди. В образах святых скульптор видит примеры духовного величия и, ощущая запрос времени, повествует о них зрителю. При этом воображение автора, знание, насколько это возможно, историй жизни святых позволили ему создать иллюзию близкого знакомства с изображаемыми героями. Как пишет М. Одна из недавних работ скульптора, в которой он обращается к образу святых, — памятник Папе Римскому Иоанну Павлу II , открытие которого состоялось в Париже в октябре 2014 года. Наш современник, многократно прославленный своими делами добра и благотворительности, своей невероятной скромностью, миротворческими инициативами, Папа Иоанн Павел II был причислен католической Церковью к лику святых. Как бы это ни показалось странным, но автором первого памятника Папе Иоанну Павлу II во Франции стал не католик, а православный: монумент работы Церетели был открыт в городе Плоэрмель в 2006 году. Фигура возвышается на гранитном основании, общая высота монумента составляет 3,2 метра. В этом священном для французов месте никогда не было установлено ни одного памятника. Это большая честь для меня. Памятник передан в дар от российского народа, о чем сообщает надпись на основании монумента». Понятия нравственности, долга, достоинства занимают особое, почетное место в системе мировоззрения Зураба Церетели. И эта черта — одна из тех, которые позволяют говорить не только об историзме мышления художника, но о монументальном историзме. Рассматривая жизнь человека с позиции вечности, мастер четко выделяет самое важное и значимое для его благополучного существования на земле — сохранение духовности, приверженность многовековым нравственным ценностям. Поэтому в стремлении сделать собственные размышления более понятными для зрителя скульптор в своем творчестве выходит из портретного образа в символический. В данном случае пластической метафорой обозначенной темы является памятник «Русская Правда» , установленный в 2001 году в городе Когалым Ханты-Мансийского автономного округа. Скульптурную композицию образует столп из увражей. На корешке каждого четко выгравировано название: «Великие Четьи-Минеи», «Житие Преподобного Сергия Радонежского» и «Житие Александра Невского», «Повесть о Петре и Февронии Муромских», «Хронограф», «Сказание о битве новгородцев с суздальцами», Никоновская и Троицкая летописи, «Сказание о Мамаевом побоище», «Задонщина», «Слово о полку Игореве»… В свое время каждая из этих книг олицетворяла веху в русской истории, но сегодня лишь узкий круг специалистов знаком с большинством из них. И хотя эти труды посвящены историческим событиям, по мнению З. Церетели, они служат не только источником информации о происходившем столетия назад. С течением времени они трансформировались в рукописный свод нравственных постулатов, которые помогали русскому народу сохранять государственную независимость, строить великую державу. Создав метафорический образ вечных категорий, мастер призывает современников учиться на примере великих предков, включая в их число мудрых правителей, собиравших Россию по крупицам — удельным княжествам и потом стоявших не на жизнь, а на смерть за ее единство; героев, положивших свои жизни на Куликовом поле против полчищ Мамая; храбрых и мужественных новгородцев, не раз отбивавших атаки суздальцев, стремившихся подчинить себе независимый Великий Новгород. В число образцов высокой нравственности и духовности страны художник включает всех святых, жития которых из века в век передают «Четьи-Минеи», и в первую очередь — наиболее почитаемых в народе Сергия Радонежского и Александра Невского. Повторим: отсутствие идеала высоконравственного современника, способного объединить своих сограждан, — серьезная проблема для России сегодня. Художник это чувствует наиболее остро. В поисках метафорических образов вечных ценностей и высоконравственных принципов Зураб Церетели продолжает обращаться к прошлому и создает еще одну монументальную композицию, посвященную верности, долгу, любви. Иначе говоря, важнейшим ценностным ориентирам человека во все времена, но представляющим серьезный дефицит сегодня. Речь идет о скульптурном произведении «Жены декабристов. Врата судьбы » 2008, Музей современного искусства РАХ. Дюжина женских фигур, некоторые с детьми, стоят перед наглухо запертой массивной дверью с крошечным зарешеченным оконцем. Героиня в центре композиции, находящаяся ближе остальных к заветной двери, держит в руках икону Богоматери с младенцем. На лицах изящных молодых женщин в красивых платьях — смирение, обрученное с решимостью не оставлять возлюбленных мужей чего бы им это ни стоило, несмотря на условия жизни каторжников, суровый климат и т. Это памятник женской жертвенности, решимости круто изменить свою судьбу ради тех, кого любишь. Пока «врата судьбы» не распахнулись, у героинь есть возможность передумать, вернуться из далекой и холодной Сибири в привычный Петербург, но, похоже, малодушных среди них нет. Галерея «Мои современники» - пластическая симфония о высоте и силе человеческого духа Для Зураба Церетели существуют ориентиры и в сегодняшней жизни, представленные им в виде образов, знаковых для своего времени, представителей искусства — писателей и поэтов, музыкантов, танцовщиков и певцов, актеров и режиссеров, художников... Скульптурный цикл с традиционным названием «Мои современники» был начат в 2000 году и продолжает пополняться сегодня, насчитывая в настоящее время почти полусотни скульптур в бронзе. Часть из них представляет собой крупные горельефы, часть — полномасштабную портретную скульптуру, в том числе композиции с включением монументальных деталей, выполненных в технике эмали. Паоло Трубецкой, создатель одного из сильнейших по эмоциональному воздействию в русском искусстве памятника императору Александру III в Петербурге, говорил: «Без портретности не может быть памятника, а без символа — произведения искусства». Этому утверждению вторит портретная галерея «Мои современники» в трактовке Зураба Церетели. Бурганова пишет в своей монографии о монументальной скульптуре России XX века: «В 1970-1980 годы и в станковой, и в монументальной скульптуре одним из ведущих жанров становится портрет творческой личности. Жизнь писателя, поэта, художника, музыканта осмысляется как явление сомасштабное истории и даже как факт самой истории». В 1990-2000 годы эта тенденция не только продолжается, но и усиливается, что обусловлено снятием запретов на имена многих деятелей искусства, не лояльных к советской власти, и привлечением к ним повышенного внимания общества. Зураб Церетели не остался в стороне, начав создавать пластический цикл «Мои современники». Несколько слов о том, кто входит в круг портретируемых. Открывают цикл горельефные портреты поэтов и писателей Серебряного века — А. Ахматовой, М. Цветаевой, А. Блока, О. Мандельштама, И. Уже этот факт говорит о том, что концепция скульптора с самого начала предполагала создание портретной галереи знаменитых деятелей искусства не только из образов личных знакомых и живущих непосредственно в одно время с автором, но гораздо шире — галереи фигур, символизирующих русскую культуру XX столетия. Ту сферу, которой Россия, быть может, внесла наибольший вклад в общемировую кладовую цивилизации. С ее представителями, жившими и творившими на протяжении одного столетия русской истории, скульптор связывает свои глубокие размышления о судьбах современной России, о живой перекличке столь разных времен в пределах одного XX века, о нравственных проблемах , в частности о проблеме долга личности перед своей страной. Аникушин не сомневался, повторяя вслед за В. Мухиной: «По современным произведениям в будущем станут судить о нашей эпохе, и мы не имеем права забывать об этом».
Тогда Церетели предпринял попытки установить памятник на другом берегу Гудзона — напротив места трагедии — в Джерси-сити. Но и тут, муниципалитет отказался от дара, заявив, что большинство жителей не хотят видеть эту слезу, а в местной прессе будущий шедевр и вовсе окрестили «вульвой». Тем не менее, Церетели удалось найти для своего монумента Байонн — местечко в устье реки Гудзон, на заброшенном пирсе бывшей военной базы, где до сих пор красуются таблички: «Осторожно, зараженное место! В 2009 году в Баден-Бадене был установлен медный заяц ростом более трех метров — увеличенная в 30 раз копия серебряного зайца работы Фаберже [25]. Памятник является частью диптиха — другой частью которого является памятник Борису Пастернаку [26]. В этом доме Пастернак жил на протяжении десяти лет. Московский музей современного искусства З. Церетели является основателем Московского музея современного искусства. Музею принадлежит здание на улице Петровка , 25, Ермолаевском переулке , 17 и Тверском бульваре , 9. По этому адресу находится особняк Платона Зубова, внука полководца Александра Суворова.
Сегодня Зураб Церетели проживает в Москве, возглавляет Российскую академию художеств и Московский музей современного искусства, продолжает плодотворно трудится. Самый популярный художник-монументалист нашего времени появился на свет 4 января 1934 года в Тбилиси. Становление юного Зуpaба на путь творчества определила атмосфера, в которой рос мальчик. Родители не принадлежали к миру искусства: мать Тамара Нижарадзе посвятила жизнь дому и детям, отец Константин Церетели являлся горным инженером, трудился преподавателем в техническом вузе. Зато брат матери Ге opгий Нижарадзе был живописцем. Находясь в его доме, маленький Зураб не только учился рисовать, но и проникался аурой разговоров об искусстве, так как в гости к дяде приходили передовые люди того времени. В восемь лет Зураб поступил в Тбилисскую государственную академию художеств, которую закончил «на отлично» в 1958 году. Создавалось впечатление, что само время диктует художнику развитие в стиле монументального жанра. Эпоха шестидесятых, индустриализация, освоение целины, решение глобальных задач, массовые застройки и переселения — все это отразилось на желании Церетели внести новизну в то, чем он занимается. И первая работа — художник-архитектор — подарила такую возможность. В числе работ, выполненных в этот период, — художественные оформления курортных комплексов Грузии Гагры, Сухуми, Боржоми, Пицунда. Особенностью творчества мастера становится мозаичная живопись. Ярким ее примером были автобусные остановки в Абхазии, созданные на этапе раннего творчества в начале шестидесятых и представляющие собой удивительные арт-объекты в виде фантастических морских обитателей. Наряду с художественно-декоративной работой Церетели принимает участие в выставках. Первый успех принесло живописное полотно «На страже мира» на одноименной экспозиции в Москве. В 1967 году в Тбилиси прошла уже персональная выставка мастера. Параллельно с этим Церетели активно расширяет географию своей деятельности. Один за одним приходят заказы на дизайнерское оформление самых разных зданий и сооружений: Дом кино в Москве 1967-1968 , Дворец профсоюзов в Тбилиси, бассейн «Морское дно» в Ульяновске 1969 , курортный комплекс в Адлере 1973 , гостиница «Ялта-Интурист» в Крыму 1978 и многое другое. В период 70-80-х годов мэтр много и плодотворно трудится. С семидесятого года, являясь главным художником Министерства иностранных дел СССР, занимается художественным оформлением посольств Советского Союза за границей, много ездит, знакомится с популярными иностранными художниками. На родине тоже много трудился, особенно после назначения главным художником Олимпиады-80 в Москве. Все это приносит мастеру почетное звание Народный художник Советского Союза в восьмидесятом году. Работу над монументальными скульптурами художник начал еще в конце семидесятых. Ярким завершением труда оказалась скульптурная композиция «Счастье детям всего мира». В 1983 году в Москве открыт монумент «Дружба навеки», знаменующий двухсотлетний юбилей со дня подписания Ге opгиевского тpaктата между РФ и Грузией. В том же году в честь этой даты в родной Грузии художником построена и открыта Арка дружбы — мозаичное панно, которое и в наши дни дарит радость туристам на Крестовом перевале у Военно-Грузинской дороги. Ряд скульптур мэтр посвятил известным деятелям истории и современности. В позапрошлом году в Москве открылась Аллея правителей — галерея бронзовых бюcтов работы Зуpaба Церетели, изображающих лидеров Российского государства с эпохи Рюрика до революции 1917 года. А вот памятник Петру Первому вовлек имя художника в скандал. Общественность столицы очень негативно отнеслась как к скульптуре, так и к идее ее возведения, назвав первую, как сообщали «Известия», «уpoдующей город». Царь изображен во весь рост, стоящим на палубе очень большого парусника. Поднимался даже вопрос о сносе памятника, но сегодня страсти успокоились, и памятник продолжает стоять на искусственном острове на Москве-реке, оставаясь одним из наиболее масштабных в столице высота — 98 м, вес — более 2000 тонн. Церетели не привыкать находится под прицелом критики: работы мастера иногда обвиняют в гигантомании и безвкусии, как это было, к примеру, с «Адамовым яблоком», находящимся в открытой им Галерее искусств, или с «Деревом сказок» в Московском зоопарке. Сам автор воспринимает это спокойно. Я-то, как художник, знаю, что делаю», — сказал Церетели в интервью «Собеседнику». Еще учась в Тбилисской академии художеств, Зураб Церетели познакомился с будущей супругой Инессой Андроникашвили, происходящей из княжеского рода. Супруги прожили в бpaке более сорока пяти лет. В 1998 году, после cмepти Инессы Александровны, художник провел в Москве первую персональную выставку, названную в честь супруги. Жизнь Зуpaба Церетели тесно переплетена с благотворительностью. Некоторые работы созданы мастером безвозмездно, как дар тому или иному городу, учреждению, фонду. Художник принимает участие в благотворительных выставках и аукционах, направляя деньги от проданных произведений на борьбу с детскими заболеваниями. В прошлом году Зуpaбу Константиновичу исполнилось 84 года. Однако ритм творческой жизни не утихает. Мэтр творит, проводит выставки, организовывает мастер-классы для детей, с радостью участвует в интервью и позирует для фото, но самое важное — полон новых идей и проектов. В 2016 году распахнул свои двери дом-музей Церетели в подмосковном поселке Переделкино. В 2014 году художник-монументалист стал полным кавалером ордена «За заслуги перед Отечеством», удостоившись награды IV степени. Основным секретом здоровья и долголетия скульптор называет бесконечную работу «без всяких отпусков и перерывов на отпуск». Талантливый и творческий Зураб Церетели смог себя проявить пpaктически во всех сферах современного искусства — автору принадлежат картины, фрески, мозаики, барельефы, скульптуры, монументы и другие работы. Однако с особым вдохновением метр создает памятники монументального искусства, вкладывая в них свой талант, переживания и душу.
Зураб Церетели
- ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ РАЗДЕЛА "МУЗЕИ"
- Новости по теме
- Биография Зураба Церетели
- Семь известнейших работ Зураба Церетели
Зураб Церетели истратил на свой юбилей бюджет Грузии
В 1998 году в Малом Манеже прошла первая персональная выставка З. Церетели в Москве — «Посвящается Инессе». В 2003 году за особые заслуги З. Путиным ему было дано российское гражданство.
Церетели — дар россиян американскому народу в знак памяти жертв терактов 11 сентября 2001 года. В 2009 году в городе Баден-Баден Германия был установлен медный заяц ростом более трёх метров — увеличенная в 30 раз копия серебряного зайца работы Фаберже. Редкое упорство и недюжинная жизненная сила ощущаются в монументах, скульптурных композициях, интерьерах, создаваемых мастером.
Его произведения весомо входят в природное или архитектурное окружение, берут на себя ответственную роль ведущей художественной темы, выделяются яркостью красок, броскостью скульптурных форм, богатством силуэтной композиции, отчётливой декоративностью, чётким замыслом, использованием ассоциативного мышления, мифологии, народных преданий, традиций классического искусства. Живописное и графическое наследие более 5000 полотен З. Церетели поистине огромно.
Никто не знает, даже сам художник, сколько картин он создал за свою жизнь. Они переполняют его просторные мастерские, украшают экспозиции многих музеев, галерей и частных собраний наших прославленных современников. Однако, каждое полотно на счету.
Создаётся впечатление, что мастеру нелегко расстаться хотя бы с одним из них. Он очень редко и только в совершенно исключительных случаях дарит свои станковые произведения и то лишь специально написанные для близких друзей. Награждён советскими орденами Ленина 11.
В следующие 10 лет многочисленные памятники Церетели появляются в России и за рубежом. Его больше увлекают конструкции из металла, он делает много масштабных монументов, несколько экспериментальных проектов с витражами. В начале 90-х годов Церетели переезжает в Москву, где при активной поддержке мэра Юрия Лужкова создает множество монументальных композиций для столицы России.
Также на протяжении многих лет Зураб Константинович создает скульптурные портреты современников, которые установлены во многих города страны и мира. Важнейшей частью своего творчество сам Церетели считает живопись. За свою долгую жизнь он написал более 5000 полотен на различные темы.
Его работы находятся во многих частных и государственных собраниях мира. Религиозная тема в творчестве Церетели Важнейшей темой в искусстве Зураба Церетели является вера. Он активно участвовал в восстановлении храма Христа Спасителя, изменив первоначальный план.
Это вызвало возмущения историков, но Юрий Лужков принял сторону художника, и коррективы скульптора остались. Зураб Константинович неоднократно обращался к религиозной тематике. Но самой масштабной стала скульптура Иисуса Христа.
Художник задумал ее для олимпийского Сочи, но установить там монумент не удалось. Это неудивительно, ведь высота монумента вместе с постаментом составляет 80 метров. Петр Первый Скульптор Церетели всегда тяготел к масштабным сооружениям, и в 1997 году он получил от Московского правительства грандиозный заказ.
На искусственном острове на Москве-реке ему было поручено возвести масштабную скульптуру. Так появился памятник Петру Первому. Его высота составляет 98 метров.
Не могу успокоиться", — отметил мастер. На стенах дачи в Переделкине для картин почти не осталось места. Он создал больше 5 тыс.
Зураб Церетели: Не было. У меня, знаете, и мои родители, и мои педагоги меня так направили, поставили, что я их. Я их всех люблю. Например, Шухаев давал лишние часы, он сидел и наблюдал, как идет работа. Это было очень мудро. Это его большая заслуга, что я люблю работать. Вы и сейчас обливаетесь каждый день ледяной водой? Зураб Церетели: Да, чередую: горячая, холодная, горячая, холодная.
Это очень-очень помогает. И я понимаю, что вы не ждете каких-то наград, новых премий. В связи с этим, есть ли что-то, что вам будет приятно услышать и получить? Зураб Церетели: На меня хорошо действуют приятные слова, хорошая улыбка, особенно от близких людей. Зураб Церетели: Многие пишут приятные слова. Я стараюсь, многие пишут, но сразу сделать так много скульптур — это невозможно. Я никогда не забуду, как много лет назад я брал у вас интервью, и вы спросили: «Квартира в Москве есть? В итоге квартиру, которую мы получили на «Соколе», это было во многом благодаря вам.
Есть ли такие люди, которые за последнее время вам помог чем-то, при том, что у вас все есть? Зураб Церетели: Не знаю… - Вам ничего не нужно? Вообще, наверно, нужно, но я не замечаю. Вот мой показывает на мольберт. Нужны краски! Чтобы густо наливать и работать. Больше ничего. Зураб Церетели: Знаете, по пятницам, субботам, воскресеньям — много.
А с понедельника по четверг, когда заканчиваю работать в академии, убегаю, потом мастер-классы, дети. Это все движение, это работа. Такого, чтобы «ой, сегодня работать не буду, устал» — такой вещи у меня нет. Зураб Церетели: От работ нет. Зураб Церетели: «Устаете»?
90-летний Зураб Церетели раскрыл секрет долголетия и планы на будущее
Родился 4 января 1934 г. В 1958 г. Профессиональный путь С 1960 г. В 1963-1964 гг.
В 1964 г. В 1970-1980 гг. Зураб Церетели работал по заказам Министерства иностранных дел СССР, занимался художественным оформлением зданий советских посольств в зарубежных государствах.
В 1980 г. В 1981 г. С 1987 г.
В 1994-1996 гг. В 1996 г. С апреля 1997 г.
В 1999 г. Зураб Церетели при поддержке столичного правительства основал и возглавил Московский музей современного искусства является его директором по настоящее время. Начало собранию положила личная коллекция Церетели, включавшая более 2 000 произведений известных художников XX в.
С середины 2000-х гг. Зураб Церетели является профессором кафедры живописи и композиции Московского государственного академического художественного института им.
Этот опыт был решающим для Церетели, поскольку он изменил его понимание того, что значит быть художником. На него произвели большое впечатление методы работы Пикассо: виртуозное взаимодействие мастерства и воображения, свободный, беспрепятственный переход от живописи и рисунка к керамике и бронзовой скульптуре. Во время последующей поездки в город он также познакомится с Марком Шагалом, черпая вдохновение в детской непосредственности его поэтических пейзажей мечты в живописи и витражах. После возвращения на родину карьера Церетели приняла новый оборот, когда он стал главным проектировщиком советских курортных комплексов на Черном море, в частности в Пицунде 1967 и Адлере 1972. В этих масштабных работах он получил возможность реализовать свои идеи по сочетанию монументальной скульптуры, архитектурных пейзажей и ярких трехмерных мозаичных композиций с природными и символическими мотивами. Этими работами восхищался Дэвид Альфаро Сикейрос, который прилетел из Мексики и посетил художника в 1972-1973 годах. После проекта в Пицунде в 1967 году Зурабу Церетели было присвоено звание Заслуженного художника Грузии.
В 1970-е годы художник продолжал осуществлять многочисленные важные общественные проекты в Тбилиси, Ульяновске, Ялте и других городах.
Его работы находятся во многих частных и государственных собраниях мира. Религиозная тема в творчестве Церетели Важнейшей темой в искусстве Зураба Церетели является вера. Он активно участвовал в восстановлении храма Христа Спасителя, изменив первоначальный план. Это вызвало возмущения историков, но Юрий Лужков принял сторону художника, и коррективы скульптора остались. Зураб Константинович неоднократно обращался к религиозной тематике. Но самой масштабной стала скульптура Иисуса Христа.
Художник задумал ее для олимпийского Сочи, но установить там монумент не удалось. Это неудивительно, ведь высота монумента вместе с постаментом составляет 80 метров. Петр Первый Скульптор Церетели всегда тяготел к масштабным сооружениям, и в 1997 году он получил от Московского правительства грандиозный заказ. На искусственном острове на Москве-реке ему было поручено возвести масштабную скульптуру. Так появился памятник Петру Первому. Его высота составляет 98 метров. Возведение монумента вызвало огромные возмущения у общественности, и после ухода Лужкова с поста мэра поступали предложения убрать памятник.
Однако никто не взял на себя такой ответственности и расходов, и монумент до сих пор стоит в Москве. Знаменитые работы В огромном наследии Церетели трудно выявить самые значительные работы: их перечень получается очень длинным. Однако к наиболее резонансным и масштабным творениям можно отнести следующие: - мемориальный монумент на Поклонной горе в Москве; - торгово-развлекательный комплекс «Охотный ряд» в Москве; - монумент «Дружба навеки», посвящённый русско-грузинской дружбе Москва ; - скульптуры на Манежной площади в Москве; - композиция «Добро побеждает зло» в Нью-Йорке; - две версии скульптуры «Рождение Нового Человека» в Париже и в Севилье; - скульптура «Заяц» в Баден-Бадене; - памятник Зое Космодемьянской в Рузе. Общественное мнение и критика Нередко памятники Церетели вызывают очень большой резонанс, критику и даже неприятие. Многие его творения вызывали большое общественное волнение и отрицательные оценки со стороны специалистов.
Круглая сирота, жившая крайне бедно — не о такой партии мечтали родители Зураба. Брак сына тогда стал для них неожиданным потрясением. Но время все расставило на свои места. Инесса Андроникашвили стала главным помощником талантливого супруга, и сделала все возможное, чтобы о его способностях узнал весь мир. Дмитрий Кириллов: Вы полюбили Инессу с первого взгляда. Вы помните вашу встречу, вообще тот день, когда вы ее увидели? Зураб Церетели: Помню. Я шел в академию, у меня были грязные кисти. Я их брал дома. Вдруг вижу, две девочки. У одной косынка развевается, необычная походка, необычная форма. Стал, смотрю-смотрю — они прошли. Дмитрий Кириллов: Они шли по Тбилиси? Потом мой друг мне позвонил: "Зураб, день рождения. Приходи ко мне домой". Я побежал. Уже когда зашел, вижу, эта девушка, которая с косынкой, стоит на стуле и стихи читает. Это была Инесса. Мне, честно сказать, понравилось. Дмитрий Кириллов: Что-то нашел в ней свое? Зураб Церетели: Да-да. Много говорили. Я спросил: "Как мама? Никого нет?! А где они? А Инессу воспитывала сестра, они жили вместе, и воспитывал актер Смиранин. У них было две комнаты. Я попросил, если можно, арендую одну комнату, чтобы я сделал там диплом, потому что в академии места не было. Она сказала: "Пожалуйста". И я арендовал в этом доме. Они в одной комнате жили, и я в другой. Голос за кадром: Смиранин для Инессы был как отец. На Зураба, писавшего картины с обнаженными телами, он смотрел, естественно, с недоверием. Подружились они позже. А тогда молодой выпускник Академии художеств Церетели пошел просить руки возлюбленной у ее дяди, и тот тоже был поражен выбором Зураба, говоря: "Ты уникальный человек, Зураб. Все ищут богатых и здоровых, а ты нашел бедную сироту с больным сердцем". Инесса страдала пороком сердца, и потому врачи запретили ей рожать. Но разве это преграда для влюбленных? Молодые зарегистрировали брак 2 октября 1958 года. За 40 лет совместной жизни, по словам Инессы, муж спасал ее от смерти 18 раз. Инесса родила Зурабу дочь Лику. Позже появились внуки и правнуки. Любовь к Инессе продолжает жить в сердце Зураба, но это уже его личная история, которую художник предпочитает хранить в сердце подальше от посторонних. Дмитрий Кириллов: На стеле "Дружба навеки" высечены потрясающие слова о братстве. Сейчас они актуальны в наше время? Зураб Церетели: Искусство и культура не смотрят на политику. Дмитрий Кириллов: Вас всю жизнь критикуют некоторые профессионалы и дилетанты. Это завись? Зураб Церетели: Для меня это реклама, потому что знающие люди, кто правда знает искусство, они не критикуют. А кто что-то хочет — полное право. Пусть болтают, что хотят. Ведь в то время были утрачены все традиции храмового строительства. Это была авантюра — взяться за такое дело? Зураб Церетели: Никакой авантюры. Был конкурс. Я выиграл конкурс. Дмитрий Кириллов: Вы начали рисовать еще в детском саду, и самой любимой игрушкой был карандаш. Сейчас если мы быстро закончим нашу беседу, я побегу в мастерскую, чтобы я рисовал и работал, потому что каждый день у меня эта потребность есть. А вы сейчас перехватили меня, и я не рисовал. Я сам не знаю, но внутри я сейчас нервный. Дмитрий Кириллов: Пока вы не начнете работать, вы не успокоитесь? Голос за кадром: "Человек, труд, Солнце" — такова тема большинства произведений Зураба Церетели. Мотивы национального народного творчества использовал художник и в оформлении курортного комплекса в Пицунде.
Зураб Церетели: Я и мама, и папа, и тёща, и свекровь
Это не просто воспоминания об увиденном, это в его восприятии прошлое, обращенное в настоящее и будущее. Сцены и персонажи, запечатленные кистью живописца у Стены Плача в Иерусалиме, - монументально-обобщенные, пластически активно и выразительно написанные вневременные образы, олицетворяющие тысячелетние коллизии борьбы за веру. В них присутствуют внутренняя патетика, многоассоциативность и глубокий философский смысл, не поддающийся подстрочному словесному описанию»[2]. Сюжеты Священного Писания неисчерпаемы, они неотъемлемая важная часть всего творчества Зураба Церетели, поскольку для маэстро художественное воплощение текстов, смысловых мотивов, визуальных ощущений становится действом почти сакральным, литургическим. Возможно, именно такое проникновение в эмоционально-содержательный контекст запечатленных темпераментной кистью живописца конкретных и обобщенных моделей и ситуаций привносит в его живопись удивительную монументальность, синкретическую масштабность реального и воображаемого.
Здесь его полотна перекликаются с образами из римской серии Александра Дейнеки. Прошлое органично переходит в настоящее, превращаясь в своего рода реку времени, книгу бытия. Религиозная мотивация многих произведений Зураба Церетели незримо присутствует во всех его картинах, скульптурных композициях, эмалях, мозаиках, витражах, акварелях и рисунках. Независимо от видовой и жанровой принадлежности, материала и техники исполнения его работы словно изнутри наполняются божественным светом.
Религия, как одна из вечных констант, определяет наше отношение к общечеловеческим, гуманистическим ценностям. Отношение к национальной истории, истории России проявилось в величественном комплексе «История Грузии» и работе над воссозданием храма Христа Спасителя, инициатором, непосредственным участником и руководителем художественного проекта которого он был. Как писал один из самых авторитетных историков искусства Д. Швидковский, «памятник, созданный Зурабом Церетели, появившийся вблизи собора Парижской Богоматери, подтверждает...
И особенно поразительно удачное соединение скульптурного памятника с великим собором. Средневековье все еще говорит в этом пространстве в полный голос. Египетская мощь и христианства робость. Швидковский, цитируя великого русского поэта, очень точно расставляет акценты, характеризующие во многом всю гигантскую работу Церетели.
По образной драматургии, содержательной концепции, колористическому строю это живописное произведение напоминает роспись плафона Гранд Опера, созданную Марком Шагалом. Полотно Зураба Церетели также наполнено возникающими в воображении образами блестящих представителей мировой культуры в сопровождении отдельных персонажей и мотивов, напоминающих о великом духовном наследии предшественников. Эта работа - живописный гимн «празднику, который всегда с тобой», симфония, озвученная и одухотворенная полифонией цвета. Многоголосая палитра творчества маэстро порой обескураживает, но чаще удивляет и обезоруживает искренностью духовного порыва.
Феерия цвета, стихия красок, напряжение ритмов и форм соответствуют темпераменту и внутренней воле мэтра, его оптимистическому мироощущению и эстетическим идеалам. Необходимо отметить, что в картинах, графических листах, эмалях и скульптурных композициях присутствуют основные герои и персонажи Церетели. Они фигурируют и в реальных условиях, и в сюжетах, рожденных неудержимой фантазией автора. Для зрителя это и опосредованное напоминание о монументальных образах, в том числе библейских сюжетах, историко-аллегорических циклах художника.
Мстислав Ростропович.
Зураб Церетели истратил на свой юбилей бюджет Грузии 23 января 2019, 08:00 8432 поделиться с друзьями Зураб Церетели Зураб Константинович сделал себе хороший подарок к 85-летию Передо мной ни дать ни взять сидел образцовый африканский диктатор. Идеально сшитый костюм, красивые ордена и медали, трехкилограммовые часы и самоцветы на массивных перстнях по числу съеденных политических конкурентов.
Никто бы не мог принять такого солидного человека за какого-то там художника. Собственно к этому Зураб Константинович шел всю свою жизнь и вот наконец пришел. Что сказать, хороший подарок к 85-летию.
И сделал он его своими руками. День рождения отмечали в галерее у работ юбиляра. Среди циклопического интерьера люди оказывались ничтожными муравьями, приползшими поклониться чему-то недоступному их пониманию.
Стоя под фигурой одного из застывших в анабиозе истуканов, я держался за спасительную соломинку бокала и дрожал от охватившего меня ужаса и восхищения перед масштабами личности, с которой нам предстояло встретиться. Церетели принадлежит самая большая в мире художественная мастерская В таких случаях всегда интересно, из какого же зерна вырос этот колосс. В 1964 году Зураб Константинович учился во Франции, где общался с выдающимися халтурщиками от искусства Пабло Пикассо и Марком Шагалом.
Разглядывая сквозь рюмку шартреза интимные подробности несвежей натурщицы, они надоумили его обратить внимание на крупные формы. Ну правда, сколько человек одновременно могут наслаждаться какой-нибудь миниатюрой?
Власти навстречу жителям пошли, тогда Церетели предложил установить памятник городу Джерси-Сити, находящемуся на другом берегу Гудзона. Но и там от подарка отказались. В конце концов, творение удалось пристроить в соседнем с Нью-Йорком штате Нью-Джерси, и теперь оно красуется на заброшенном пирсе бывшей военной базы в устье реки Гудзон. Надгробные плиты на Поклонной горе вызвали ужас у москвичей и просьбы "перенести зомби куда-нибудь за музей". Поэтому памятник даже было решено передвинуть внутрь парка, подальше от глаз прохожих.
Однако критики назвали эту скульптурную композицию "лучшей работой Церетели". Гробами Зураб Константинович в последствие воспользовался еще раз, при создании памятника жертвам Беслана. По замыслу, ангелы из гробов возносят детей на небо. На пьедестале скульптуры разбросаны детские игрушки. Этот монумент ни у кого критики бы не вызвал, но пользователи интернета от души прошлись по сидящему на постаменте Буратино. Фото: Public domain.
Многие из них специально приезжали, чтобы посетить его персональные выставки и творческие мастерские. Высокие достижения Начиная с 1970 года, карьера и творчество Зураба Церетели стали развиваться еще стремительнее. Именно он в качестве художника-руководителя принял участие в подготовке московской летней Олимпиады, которая с успехом прошла в 1980 году. В 1997 году Зураб Церетели стал главой Российской академии художеств, где до этого назначения работал в должности вице-президента. Среди наиболее известных работ Церетели — участие в воссоздании Храма Христа Спасителя в Москве, художественном оформлении Манежной площади и Зоопарка. Монументы, созданные художником, расположены по всему миру.
90-летний Зураб Церетели раскрыл секрет долголетия и планы на будущее
"Солнечный сад" Зураба Церетели расцвел в Музее современного искусства - Российская газета | Зураб Церетели сегодня — Зураб Церетели рассказал об учебе у Пикассо и Шагала в Париже. |
Скульптор Церетели Зураб Константинович: биография, творчество | 4 января 1934 года родился Зураб Константинович Церетели, грузинский художник, плодовитый скульптор, главный ваятель земли русской, президент Российской академии художеств. |
Выставка «Зураб Церетели. Гений современности» | Зураб Церетели, которого газета The Georgian Times в 2007 году включила в десятку самых богатых грузин в мире с оценкой состояния $2 млрд, на самом деле преуспел больше Тициана: у него практически нет даже недоброжелателей. |
ГЕНИЙ КИТЧА: КАК ЗУРАБ ЦЕРЕТЕЛИ СТАЛ ГЛАВНЫМ СКУЛЬПТОРОМ МОСКВЫ
4 января 1934 года родился Зураб Константинович Церетели, грузинский художник, плодовитый скульптор, главный ваятель земли русской, президент Российской академии художеств. Зураб Константинович Церетели появился на свет в Тифлисе 4 января 1934 года в семье инженера-строителя. 4 января 1934 года родился Зураб Константинович Церетели, грузинский художник, плодовитый скульптор, главный ваятель земли русской, президент Российской академии художеств. Содержание Работы Церетели почитают во всех уголках мира Биография Зураба Церетели Признание великого скульптора и художника Российский и советский художник Зураб Церетели является автором известных во всем мире работ. Зураб Церетели родился 4 января 1934 года в городе Тбилиси, Грузия.
Зураб Церетели написал картину на открытии собственной выставки
Биография Зураба Церетели: личная жизнь, последние новости 2018, музей, скульптуры, галерея, памятник Петру I, выставки. Биография Зуpaба Церетели: личная жизнь, последние новости 2018, музей, скульптуры, галерея, памятник Петру I, выставки. #3/2019 Зураб Церетели фото эксклюзив. Жириновского отлили из бронзы - прижизненный монумент политику подарили друзья, а изготовил его Зураб Церетели. биография, новости, личная жизнь -
Зураб Константинович Церетели (художник) - краткая биография
Скульптор Церетели Зураб Константинович: биография, творчество | Зураб Церетели — все новости о персоне на сайте издания Силовую «крышу» Шакро защитила давность. |
Зураб Церетели - биография, новости, личная жизнь | Знаменитый скульптор Зураб Церетели ответил на вопрос, каким должен быть памятник ему самому. |
Гости на юбилее Зураба Церетели - Экспресс газета | Знаменитый скульптор Зураб Церетели ответил на вопрос, каким должен быть памятник ему самому. |
"Солнечный сад" Зураба Церетели расцвел в Музее современного искусства | Зураб Константинович Церетели родился в Тбилиси 4 января 1934 года. |
Выставка «Зураб Церетели. Гений современности» | ГЛАВА ВТОРАЯ, уточняющая некоторые факты биографии художника, начавшейся в Тбилиси в семье советского молодого специалиста инженера Константина Ивановича Церетели. |
Скульптор Церетели Зураб Константинович: биография, творчество
Великому скульптору — 90 лет! #зураб_церетели #москва #новости | Вступай в группу Комсомольская правда в Одноклассниках. Зураб Церетели – известный грузинский, советский и российский скульптор, художник-монументалист, живописец, скульптор, педагог. Зураб Константинович Церетели родился в Тбилиси 4 января 1934 года. Родился Зураб Церетели 4 января 1934 года в Тбилиси в грузинской семье с княжескими корнями. В 1997 году Зураб Церетели стал главой Российской Академии художеств.