В этот день в 1814 году русские войска и их союзники вступили в Париж.
«Вежливые люди» 1814-го: русские в Париже
Взятие Парижа (1814) Война Шестой коалиции Русская армия вступает в Париж Дата 30 марта 1814 Место Париж, Франция Итог Капитуляция Парижа Стороны Россия Пруссия Вюртемберг Франция Командующие ген. Барклай-де-Толли ф.-маршал Блюхер маршал Мармон маршал. В конце августа того же 1814 года манифестом императора Александра I была учреждена наградная серебряная медаль «За взятие Парижа». В этот день в 1814 году русские войска и их союзники вступили в Париж. Памятная дата военной истории России. В этот день в 1814 году русские войска и их союзники вступили в Париж.
Александр Михайловский-Данилевский: "Жители останавливали на каждом шагу лошадей наших..."
Сокуров рассказывает об удивительном эпизоде пасхального молебна в первые дни оккупации Парижа русской армией. Враг, принёсший столько бед России, был побеждён в своём логове. В обычае европейцев было бы разграбить и сжечь его столицу, однако русское воинство во главе с императором поступило в корне иначе. Армия собралась, чтобы воздать благодарность Господу за эту победу. На берегу Сены был установлен помост с алтарём. Вокруг выстроились войска.
На помост поднялся русский император Александр I в сопровождении прусского короля и православных священников. Пехотинцы обнажили головы и опустились на колени. Кавалеристы опустили вниз свои сабли. Священники в золотых ризах начали торжественное богослужение. Зазвучали древние византийские мелодии и славянское пение.
Эффект от красоты службы и благочестия русских был настолько велик, что французы, забыв о своём католическом вероисповедании, прониклись величием момента. Это писал император Александр I в своём письме в Петербург. В соборах Кремля были устроены конюшни, возле иконостасов расстреливали мирных жителей, Новодевичий монастырь чудом не был взорван при отступлении французов: одна из монахинь сумела добраться до подожжённого запала и потушить его. Наполеон вывез из Италии великолепную коллекцию античных древностей. Александр I не разрешил возвращать её обратно.
В Париже русские ходили по дворцам и музеям, но ни один экспонат от их рук не пострадал и не был вывезен. Мало того: русским самим пришлось защищать от парижан исторические ценности: французы хотели снести поставленную в честь побед Наполеона Вандомскую колонну, но русские солдаты окружили её и не позволили этого сделать.
Об этом «КП» рассказал Дмитрий де Кошко, председатель Координационного совета российских соотечественников во Франции. Он прямой потомок легендарного российского Шерлока Холмса Аркадия Францевича Кошко, который в начале прошлого века заведовал уголовным сыском Российской империи.
После Октябрьской революции семья оказалась во Франции. В любых странах редко отмечают свои поражения. Больше отмечают победы. Вот битву при Бородино отмечали широко.
Но чтобы взятие Парижа праздновали - этого не будет. И я сам не уверен, что нужно об этом напоминать сейчас. Экономический кризис. К тому же власти во Франции заражены русофобией.
Очень много выступлений против русских из-за Украины. Много искажений информации. Мы, конечно, выступаем в защиту России. Но напоминать о бывших поражениях - я не считаю, что сейчас это самая нужная вещь.
На следующий день он поспешил со своей небольшой армией на спасение Парижа, однако прибыл слишком поздно. Оборона Парижа и диспозиция сторон[ править править код ] План сражения за Париж в 1814. Дата 18 марта указана по старому стилю Париж был крупнейшим городом Европы с населением 714 600 человек 1809 [1] , большая часть его находилась на правом берегу Сены. Излучины Сены и её правый приток Марна ограждали город с трех сторон, на северо-восточном направлении от Сены до Марны протянулась цепь возвышенностей из которых наиболее значимой был Монмартр , замыкая кольцо природных укреплений. Канал Урк с северо-востока проходил между этими высотами, впадая в Сену в самом Париже. Оборонительная линия столицы Франции располагалась примерно вдоль частично укреплённых высот: от Монмартра на левом фланге через селения Лавилет и Пантен в центре и до возвышенности Роменвиль на правом фланге. Места, примыкающие к Сене на левом фланге и Марне на правом, прикрывались отдельными отрядами и кавалерией.
В некоторых местах были возведены палисады для препятствия действиям конницы союзников. Расстояние от передовой линии обороны до центра Парижа составляло 5—10 км. Левый фланг от Сены до канала Урк включая Монмартр и Лавилет защищали войска под командованием маршалов Мортье и Монсея. Верховное командование формально сохранял наместник Наполеона в Париже его брат Жозеф. Число защитников города оценивается историками с широким разбросом от 28 [2] до 45 [3] тысяч, наиболее часто фигурирует цифра в 40 тысяч солдат. По разным данным у французов было 22—26 тысяч регулярных войск, 6—12 тысяч ополченцев Национальная Гвардия под командованием маршала Монсея , из которых далеко не все появились на боевых позициях, и около 150 орудий. Нехватка войск частично компенсировалась высоким боевым духом защитников столицы и их надеждой на скорое прибытие Наполеона с армией.
Союзники подошли к Парижу с северо-востока тремя основными колоннами общей численностью до 100 [4] тысяч солдат из них 63 тысячи русских : правую русско-прусскую Силезскую армию вёл прусский фельдмаршал Блюхер , центральную возглавлял российский генерал от инфантерии Барклай-де-Толли , левая колонна под командованием кронпринца Вюртембергского двигалась вдоль правого берега Сены. Боевые действия в центре и на левом фланге союзников возглавил главнокомандующий русскими войсками в Главной армии генерал от инфантерии Барклай-де-Толли. Оборона заставы Клиши в Париже в 1814 году Картина О. Верне , который был участником обороны Парижа. Союзники спешили овладеть Парижем до подхода армии Наполеона, поэтому не стали дожидаться сосредоточения всех сил для одновременного штурма со всех направлений. В 6 часов утра 30 марта наступление на Париж началось с атаки селения Пантен в центре русским 2-м пехотным корпусом принца Евгения Вюртембергского. Одновременно генерал Раевский с 1-м пехотным корпусом и кавалерией Палена 1-го пошёл на штурм высот Роменвиля.
Гвардия оставалась в резерве. Французы предприняли настолько сильную контратаку на Пантен, что Евгений Вюртембергский , потеряв только убитыми до 1500 солдат, запросил подкреплений. Барклай-де-Толли послал две дивизии 3-го гренадерского корпуса, которые помогли переломить ход боя. Французы отступили от Пантена и Роменвиля к селению и возвышенности Бельвилю, где могли рассчитывать на прикрытие своих сильных артиллерийских батарей. Барклай-де-Толли приостановил продвижение, ожидая вступления в дело запоздавших Силезской армии Блюхера и войск кронпринца Вюртембергского. В 11 часов утра Блюхер атаковал левый фланг французской обороны. По воспоминаниям генерала Мюффлинга , силезская армия запоздала с началом штурма из-за канала Урк , который не был нанесён на карты и который пришлось с трудом форсировать.
К укреплённому селению Лавилет приблизились прусские корпуса Йорка и Клейста с корпусом Воронцова. Русский корпус Ланжерона пошёл на Монмартр, господствующую возвышенность над Парижем. Увидев с Монмартра превосходство вражеских сил, формальный командующий французской обороной Жозеф Бонапарт решил покинуть поле боя, оставив Мармону и Мортье полномочия для сдачи Парижа ради спасения города. Сражение при Париже в 1814 г.
Смелый рейд казаков, в котором участвовала и черноморская гвардейская сотня, значительно повлиял на исходсражения. После Бородина черноморцы четыре часа удерживали Драгомиловскую переправу, обеспечив армии успешный отход к Москве. Черноморская казачья сотня под командованием Афанасия Бурсака вместе с русской армией прошла всю Отечественную войну 1812 г. В рядах сотни покрыли себя бессмертной славой будущие кубанские атаманы А. Бескровный и Н. Во всех значительных сражениях за границей принимали участие гвардейцы-казаки — под Дрезденом, Кульмом, в "битве народов" под Лейпцигом.
За свои ратные подвиги были награждены серебряными трубами и Георгиевским штандартом. Во французской столице их бивуак расположился на Елисейских полях. Подвиги казаков и их героев — А.
Увидеть Париж и остаться в живых. Блеск и нищета русской армии 1814 года
История в лицах | Взятие Парижа — факты о событиях 1814 года, которые положили конец эпохе наполеоновских войн и привели к отречению от французского престола Бонапарта. |
ЗАГРАНИ́ЧНЫЕ ПОХО́ДЫ РОССИ́ЙСКОЙ А́РМИИ 1813–14 | 31 марта 1814 года русские войска торжественно вступили в сдавшийся Париж. |
Русская оккупация Парижа: интересные факты | Пикабу | На оборотной стороне, по всему обводу медали, в лавровом венке прямая пятистрочная надпись: «ЗА — ВЗЯТИЕ — ПАРИЖА — 19 МАРТА — 1814». |
Слово предоставляется памяти
- Забытая победа
- Русские в Париже. Забытый триумф
- Читайте также
- Русская оккупация Парижа: галантные офицеры и «страшные» казаки - Статьи
- Навигация по записям
Этот день в истории: 1814 год — взятие Парижа
Париж, 1814. Великий триумф России | 1 января 1814 г. армия антинаполеоновской коалиции во главе с Императором Александром I перешла Рейн и вступила в пределы Франции. |
Увидеть Париж и остаться в живых. Блеск и нищета русской армии 1814 года | Аргументы и Факты | взяли штурмом столицу Франции и положили конец Наполеоновским войнам! |
Наказание без мести. Взяв Париж, Россия предложила обойтись без репараций | На исходе марта 1814-го в результате решающего обманного манёвра русские в составе армии союзников войска проникли в тыл Наполеона и вошли в Париж. |
31 марта в 1814 году русские войска и их союзники вступили в Париж | Да, русские войска занимали Париж не единожды, а дважды: многие знают и помнят взятие Парижа русскими и союзными войсками в 1814 году, но мало кто знает, что уже в следующем 1815 году российские войска вновь вошли в столицу побеждённой Франции. |
От Березины до Парижа: зарубежный поход русской армии
Неприятели, вступая в средину Царства нашего, нанесли нам много зла, но и претерпели за оное страшную казнь. Гнев Божий поразил их. Не уподобимся им: человеколюбивому Богу не может быть угодно бесчеловечие и зверство. Забудем дела их; понесем к ним не месть и злобу, но дружелюбие и простертую для примирения руку". Следование армии... Погода во все время благоприятствовала, и мы обыкновенно выступали при первых лучах солнца. Громкие и сердечные восклицания "ура!
В эту минуту торжествовала Россия; общая радость превратилась в безмолвие; у многих видны были на глазах слезы. Ныне лежащий у ног наших Париж напоминал весь ряд побед от Тарутина до Сены! С вечера солдаты чистили оружие и конскую сбрую, офицеры примеривали лучшие мундиры свои; все готовились встретить день, которому подобного не бывало в нашей Истории. Вступление русских войск в Париж в 1814 году. На заре прекраснейшего утра, 19 марта, начали сходиться на обширном дворе, перед замком Бонди, генералы и офицеры, принадлежавшие к свите Государя; встречаясь, мы жали друг у друга руку и безмолвствовали. Ровно в восемь часов подвели Государю серую лошадь, называемую Марсом, и мы поехали...
Версты за три от города начали показываться парижане; они спрашивали: "Где император Александр? Воины, порываемые любопытством, едва оставались в рядах своих; они горели нетерпением войти в город, который долгое время давал уставы во вкусе, в модах и в просвещении, город, в котором хранились сокровища наук и художеств, который вмещал в себе все утонченные наслаждения жизни, где недавно писали законы народам и ковали для них цепи, откуда выступали ополчения, проходившие все концы Европы, и который, одним словом, почитался столицею мира.
Мортье, Б. Верховным главнокомандующим обороны города был старший брат Наполеона, Жозеф Бонапарт. Войска союзников состояли из трёх основных колонн: правую русско-прусскую армию возглавлял фельдмаршал Блюхер, центральную — российский генерал М.
Барклай-де-Толли, левой колонной руководил кронпринц Вюртембергский. Сражение за Париж стало одной из самых кровопролитных битв для союзных войск, потерявших за один день более 8 тыс. Наступление началось 18 30 марта в 6 ч. Воронцова, а русский корпус генерала А.
А 30 августа того же 1814 года манифестом императора Александра I была учреждена наградная серебряная медаль, на лицевой стороне которой помещено погрудное, вправо обращенное, изображение Александра I в лавровом венке и в сиянии расположенного над ним лучезарного «всевидящего ока». Медаль предназначалась для награждения всех участников взятия французской столицы - от солдата до генерала. Но она не была им вручена. С восстановлением династии Бурбонов русский император счел негуманным выпуск в свет этой медали, которая бы напоминала Франции о былом крушении ее столицы. И только спустя 12 лет она была роздана участникам кампании 1814 года по велению нового императора Николая I, который «... Выдача ее участникам началась 19 марта 1826 года и затянулась до 1 мая 1832 года. Всего было выдано более 160 тысяч медалей. Естественно, что на портретах героев Отечественной войны 1812 года, которые были написаны до 1826 года, эта медаль отсутствует среди других наград. Существовало в основном три ее разновидности по размеру: общевойсковая — диаметром 28 и 25 мм и для награждения кавалеристов — 22 мм. Имелось поперечное ушко с продетым в него колечком для подвески награды на ленте. Подобная медаль, принадлежащая знаменитому партизану 1812 года Денису Давыдову, хранится в Ленинградском военно-историческом музее. Существует также множество разновидностей этой медали уменьшенных размеров - 12, 15, 18 мм. Это фрачные медали для ношения на гражданской одежде. Носили медаль на груди на впервые введенной комбинированной Андреевско-Георгиевской ленте. Она была обычной ширины, но состояла как бы из двух узких ленточек: Андреевской - голубой и Георгиевской - оранжевой с тремя черными полосами. Взгляд русского офицера на Париж в 1814 году Торжественный для всей Европы день 19 марта 1814 года, день вступления в Париж союзных, братских войск разгласит славу россиян в позднейших потомках, а летописцы поставят на первом ряду достопамятностей русскую непреоборимость, увенчанную патриотическим единодушием и неподвижною твердостью. Сама злословная, скрежещущая зависть окаменела при звуках бессмертной славы русских, совершивших с неувядаемыми лаврами важнейшую эпоху в истории. Они доказали вселенной могущество твердости народного духа и возвысили цену мужества древних славян. Великолепнейший вход наших войск в Париж озарялся чистейшим сиянием солнца, - изображения правоты россиян! Оный сопровождаем был бесчисленным стечением народа. Лишь только император Александр и прусский король Фридрих Вильгельм с непобедимыми своими героями приблизились к стенам города, как со всех сторон раздались громозвучные восклицания: «Да здравствуют Александр и Вильгельм, освободители Европы! Все были упоены живейшим восторгом: одни старались перекрикивать других, толпились под лошадей, - как будто считали за счастье быть попранными конями победоносного войска! Тысяча вопросов: «Где российский император? Смиренномудрие и привлекательная кротость были отличительными оттенками величества нашего монарха. Все с жадностью устремляли глаза на государя и пожирали взорами умиленность его взглядов; бросали вверх шляпы, шапки; преграждали улицы; хватались за его коня, который, видимо, гордился столь священным бременем и, высокомерными шагами подавляя камни, озирался на все стороны, не причиняя окружающей тесноте ни малейшего вреда! Сам Буцефал уступил бы его важной поступи - как и Александр Македонский, конечно, отдал бы преимущество Александру Российскому! Дома были наполнены, а кровли усеяны зрителями! Из окон, украшенных наибогатейшими коврами, усыпали цветами улицы, - плескали руками, - развевали платки и с восторгом восклицали: «Да здравствует император Александр, воскреситель Бурбонов! Многие отважные француженки с неотступностью выпрашивали себе лошадей, - взлетали на оных и мчались вслед за государем! Сие неограниченное исступление едва ли свойственно великому народу. Давно ли Буонапарте, чтимый ими за Бога, подобными восклицаниями был встречаем во время наглого побега своего из России? Необдуманные переходы из одной чрезвычайности в другую означают ветреность характера. Все были в изумлении, видя необыкновенную свежесть и совершенное устройство в нашем войске, которое, по уверению Наполеона, было все разбито, рассеяно, и одни остатки оного скитались по Франции! Чистота оружия, амуниции, одежды и порядок в рядах поражали всех до безумия. Никто не мог верить, чтобы сия самая чудесная армия из пределов российских, сражаясь на каждом шагу, проходя по трупам дерзких врагов форсированными маршами, промчалась орлиным полетом чрез все пространство от Москвы до Парижа без всякого изнурения! Можно сказать, что природа сама была участницей в наших победах... На зачинающаго Бог! Не спасается царь многою силою, и исполин не спасется множеством крепости своея.
На третий день ударами с трёх сторон корпус Вандама о котором Наполеон говорил, что если бы тот воевал в аду, то лично взял бы дьявола в плен был полностью разбит. Сам Вандам, его начальник штаба и 13 тысяч рядовых попали в плен. А прусский король, потрясённый жертвенным мужеством русских солдат, велел наградить каждого участника той эпической битвы высшей наградой — Железным крестом. Наградные кресты были вырезаны из железа конской сбруи французских лошадей. Участник тех событий — поэт и офицер дослужился до генерал-майора Павел Катенин писал в своём стихотворении о сражении под Кульмом: «Лестно было назваться воином русским…». А Иван Лажечников восклицал: «Гордись, Россия! Дух сынов твоих победил величие Греции и Рима. Потомство твоё, при новых непомерных подвигах мужества, не будет более говорить: они сражались и умирали, как спартанцы под Фермопилами! Сыны и внуки наши скажут тогда: они сражались и побеждали, как русские под Кульмом». В декабре 1813 года Александр I в своём приказе по поводу вступления в пределы Франции писал: «Воины! Мы уже спасли, прославили Отечество своё, возвратили Европе свободу её и независимость. Остаётся увенчать великий подвиг сей желаемым миром». Но и во Франции лилась русская кровь: битва за Париж была жестокой — в предместьях шли бои с перестрелками и штыковыми атаками. А некоторые пригороды по несколько раз переходили из рук в руки.
Увидеть Париж и остаться в живых. Блеск и нищета русской армии 1814 года
После падения Парижа Наполеон отрёкся от трона #памятнаядата #деньвоинскойславы #деньвистории #взятиеПарижа #АлександрПервый #Наполеон #1814 #31марта. Серия Казаки в Париже в 1814 году насчитывала более 40 листов и живо передавала ту необычную праздничную атмосферу, которая царила в столице Франции весной 1814 года. 31 марта 1814 года русские войска в составе сил антифранцузской коалиции вступили в Париж. Взятие Парижа в 1814 году завершило период наполеоновских войн. Русские войска весной 1814 года разгромили армию Наполеона и взяли Париж.
Как проходила оккупация Парижа русскими войсками в 1814 году
Нельзя не отметить актуальность вызовов и возможностей, связанных с развитием новейших цифровых технологий и технологий искусственного интеллекта. Кроме того, сложно переоценить политическое значение партнерских связей разведки. Правда, Вы, господин Бернс, почему-то отрицаете наличие такого "ресурса" у пребывающих, по Вашим словам, "в одиночестве" соперников США. Я, можно сказать, стоял у истоков налаживания партнерских связей между СВР и иностранными спецслужбами и могу заверить, что Служба общалась и, насколько мне известно, общается далеко не только с западными коллегами. Российская внешняя разведка взаимодействует с большинством спецслужб государств Азии, Африки и Латинской Америки. Самое тесное и продуктивное сотрудничество налажено, разумеется, с разведструктурами стран постсоветского пространства. Наши державы вместе работают над отражением угроз национальной безопасности, вызванных — будем называть вещи своими именами — прежде всего постоянным грубым вмешательством США в дела Евразии. В российских спецслужбах видят и, что называется, отдают должное достижениям ЦРУ в области адаптации оперработников и аналитиков к современным, в... Каждое Послание Федеральному собранию это, прежде всего, взгляд в будущее.
И сегодня речь пойдет не только наших ближайших планах, но и о стратегических задачах. О тех вопросах, решение которых считаю принципиально важным для уверенного, долгосрочного развития страны. Такая программа действий, конкретных мер во многом формировалась и в ходе поездок в регионы, прямого разговора с рабочими, инженерами гражданских и оборонных заводов, с врачами, учителями, учеными, волонтерами, предпринимателями, с многодетными семьями, с нашими героями-фронтовиками, добровольцами, солдатами и офицерами Вооруженных сил России. Конечно, мы понимаем, что такие мероприятия готовятся. Но, тем не менее, реальные потребности у людей, безусловно, прорываются в этих беседах. Много идей было выдвинуто и на крупных общественных экспертных форумах. Предложения граждан, их устремления и надежды стали основой, стержнем тех проектов, инициатив, которые прозвучат и сегодня. Рассчитываю, что их общественное обсуждение, безусловно, продолжится.
Кроме того, нужно напомнить всему миру, особенно Европе, что мы уже дважды её освобождали. Сначала был Париж в 1814-м, потом Берлин в 1945-м», — рассказывал Красов «Парламентской газете. Его тревожат попытки некоторых историков и журналистов интерпретировать события того периода в пользу Наполеона, сформировать положительный имидж французскому императору. Между тем в научно-исследовательском институте военной истории Военной академии генштаба предложенную формулировку дня воинской славы России сочли некорректной и не соответствующей историческим данным, так как крупного сражения за Париж в марте 1814 года не было. Её возглавил вице-спикер Пётр Толстой.
Хита Вступление союзников в Париж 31 марта 1814 г. Рисунки имеют несколько карикатурный характер, и это неслучайно, потому что автор оригинала, британский художник Уильям Хит, был признанным мастером политической карикатуры.
Теперь сравним английскую и немецкую гравюры. Один лист, датированный 1816 г. Гравюра Р. Боуера Великое вступлении союзных войск в Париж 31 марта 1814 г. Bowyer, 1785—1834. Та же композиция присутствует на гравюре мастеров немецкой школы, где автором рисунка указан Людвиг Вольф Wolf Ludwig, 1776—1832 , а перевел его в гравюру Иоганн Фридрих Югель. Помимо гравирования офортом и акватинтой, Югель был известным портретистом, писавшим, в частности, портреты французского императора Наполеона I и русских великих князей.
Оба художника работали в Берлине и были свидетелями нахождения русской армии на территории Германии в 1813—1814 гг. Надо заметить, что немецкие художники были одними из лучших мастеров архитектурной графики. Сцена вступления союзных войск в Париж в русской гравюре первой четверти XIX века представлена двумя лубочными картинками, исполненными неизвестными художниками. Гравюра В. Последнюю можно смело датировать не ранее, чем 1816 г. Поскольку работ русских художников-баталистов этого периода очень мало, для нас ценно любое живое свидетельство очевидца. Сохранилась репродукция с акварельного рисунка Дмитриева-Мамонова на тему вступления русской армии в Париж, не вошедшего в литографированную Шифляром батальную серию.
Фототипия хранится в Историческом музее, происходит из собрания бывшего Музея 1812 года. Местонахождение оригинала неизвестно, как и всех восьми рисунков Дмитриева-Мамонова. На наш взгляд, интерес может представлять хромолитография «Въезд императора Александра 1-го с союзниками в Париж в 1814 году», изданная в 1896 г. Эта публикация была осуществлена владелицей московского книжного магазина «Сотрудник школ», специализировавшегося на выпуске и продаже учебных пособий, детской художественной литературы, сувенирной продукции. Если сравнить хромолитографию и акварельный рисунок Алексея Даниловича Кившенко 1880 г. Гвардия, гренадерский корпус, кирасиры и несколько казачьих полков расположились прямо в Париже. Об этом красноречиво говорят достаточно известные работы французского гравера акватинтой Жан-Пьер-Мари Жазе Jazet Jean-Pierre Marie, 1788—1871 , исполненные по оригиналу русского художника немецкого происхождения Александра Зауервейда и немецкого рисовальщика Георга Эмануэля Опица Opitz Georg Emanuel, 1775—1841 , с изображением бивуака казаков на Елисейских полях в Париже 19 31марта 1814 года.
Жазе по рисунку А. Зауервейда Бивуак казаков на Елисейских полях в Париже 31 марта 1814 года, 1810-е гг. Казаки, расположившиеся на Елисейских полях, на целых два месяца стали основной достопримечательностью и «главным удивлением» французской столицы. Апрельские события парижской жизни предваряет акварельный рисунок французского художника конца XIX века Пьера Межанеля P. Бумага, акварель, белила Русский император принял приглашение Ш. Талейрана остановиться в его доме, что имело серьезные политические последствия, так как в ходе их частных бесед было принято решение о формировании Временного правительства Франции.
Вы дали обет не класть оружия до той поры, пока хотя бы один неприятель остается в пределах Отечества нашего. Неприятель изгнан, пора положить оружие».
Я приводил ему всякие доказательства того, что я прав, но скажу тебе откровенно, друг мой, когда он не в силах опровергнуть мои доказательства, он, бывает, подойдет ко мне, обнимет, поцелует, я расплачусь и соглашаюсь с ним. На балу у Кутузова между императором и фельдмаршалом едва не вспыхнула ссора, когда выяснилось, что Александр под влиянием царедворца поляка Чарторыйского объявил амнистию всем полякам, принимавшим участие в войне против нас на стороне Наполеона. Михаил Илларионович был в бешенстве. Мало того, что все эти богатейшие Потоцкие и Радзивиллы, поддерживая врага, продолжали получать доходы со своих русских имений, еще и амнистия! И это при том, что Кутузов требовал у императора передать все земли, принадлежащие польским магнатам, в руки доблестных офицеров, героев 1812 года. Отныне Кутузов готов был поддержать Александра в его стремлении нанести ответный визит, но при том условии, чтобы в первую очередь русские войска вошли в Польшу. В течение последних пятидесяти с лишним лет было принято умалчивать об участии Польши в войне 1812 года, дабы не бросать тень на нашу условную дружбу с польским народом. По свидетельствам очевидцев, поляки хуже всех зверствовали в Москве и в Смоленске, яростнее других грабили и убивали мирных жителей.
Для подтверждения этого достаточно осмыслить лишь один факт. Александр благодушно настроен по отношении к Польше, амнистирует поляков и не отнимает земли у магнатов. В таком настроении он приезжает в Вильну нынешний Вильнюс и здесь обнаруживает, что во время оккупации Вильны поляками было вырезано всё остававшееся в городе русское население. Зрелище до сих пор не убранных, обезображенных трупов столь сильно повлияло на государя, что его отношение к Польше стало резко меняться. В январе 1813 года русские войска перешли границу Варшавского герцогства. Ответный визит начался. Портрет М. Кутузова кисти Р.
Волкова К сожалению, Кутузов после окончания кампании 1812 года сильно сдал. Он продолжал считаться главнокомандующим, но силы его с каждым днем покидали. Ему было еще только 67 лет, но сказывались тяжелые раны, полученные им в походах. Руководил оккупацией Польши доблестный генерал Милорадович. В конце января он вступил в Варшаву. Ключи от города ему вручил тот же префект, который девятнадцатью годами раньше преподносил их Суворову. Адам Чарторыйский в письме предложил Александру создать Польское королевство под властью великого князя Михаила Павловича. Александр отвечал ему отказом.
Он уверял Чарторыйского, что ему по-прежнему дороги интересы польского народа, но «…образ поведения у нас польской армии, грабежи в Смоленске и Москве, опустошение всей страны оживили прежнюю ненависть». Никакой речи о построении польской государственности быть не могло. Тем более, что Чарторыйский предлагал включить в территорию Польского королевства обширные земли. Пруссия оставалась союзником Наполеона. Еще в конце 1812 года Витгенштейн, Чичагов и Платов, преследуя отступающего Мюрата, взяли штурмом Кёнигсберг. В начале 1813 года они стремительно форсировали Вислу и взяли Данциг нынешний Гданьск. Тем временем наши войска завершили оккупацию Польского герцогства, перешли Одер и вступили в пределы Пруссии в районе Бреслау нынешний Вроцлав. Прусский король Фридрих-Вильгельм мгновенно примчался в Бреслау и бросился в объятья русского императора.
Отныне он вновь становился нашим союзником и противником Наполеона. Теперь встал вопрос о том, как и когда идти дальше. Слабеющий Кутузов по-прежнему был против: «Самое время идти теперь за Эльбу. Но как воротимся? С рылом в крови! К счастью, пророчества великого полководца не сбылись. Заграничный поход русской армии оказался успешным. Прежде всего, потому, что два первых были отображены в бондарчуковских экранизациях бессмертного романа Льва Николаевича Толстого «Война и мир», да и сам роман многие наши соотечественники, коим за сорок, читали.
Про Ватерлоо был также снят Бондарчуком фильм, правда, похуже. Шведская эстрадная группа «Абба» в свое время пела популярнейшую песню «Waterloo». К тому же, запоминается, что это было последнее сражение великого императора Франции. Битва под Лейпцигом О Лейпцигской битве, возможно, и помнят, что это была «Битва народов», но кто там сражался и как развивались события — это уже для среднестатистического россиянина многовато, а житель Европы или Америки, загрузив свои мозговые файлы информацией об этом событии мировой истории, вообще рискует перегреть и перенасытить извилины. Между тем, по своему значению, это была одна из важнейших битв эпохи наполеоновских войн, а по количеству погибших — самая кровопролитная. В «Битве народов» сражалось максимальное количество человек — с обеих сторон в общей сложности полмиллиона, что по тем временам было непревзойденным рекордом. И войска Наполеона , в основном — французы и поляки, потеряли доселе неслыханное количество убитых и раненых. Потерпев поражение под Лейпцигом, Наполеон в дальнейшем не одержал ни одной победы.
Об этой битве мы знаем, что русские войска «тоже в ней участвовали». Но нам неплохо бы знать и то, что среди множества народов, дравшихся на огромном пространстве вокруг Лейпцига, русских было больше всего — 127 тысяч. При 65 тысячах австрийцев и 90 тысячах пруссаков. Войска коалиции состояли из четырех армий, которые с северо-запада и юго-востока наступали на Лейпциг, занятый Наполеоном. А вот как выстраиваются все участники «Битвы народов» по своему количеству от наибольшего к наименьшему: русские, французы, австрийцы, пруссаки, поляки, шведы, итальянцы, бельгийцы, голландцы и другие. Таким образом, основными действующими лицами сражения вновь, как и при Бородине, являлись русские и французы. Как и год назад, все решалось между ними. Почему же тогда Лейпцигское сражение менее известно у нас, чем Бородинское?
А к нему в нашей истории, особенно советского периода, отношение было хуже некуда. Как заклеймил его Александр Сергеевич «плешивым щёголем», «властителем слабым и лукавым», «нечаянно пригретым славой», так и пошло-поехало.
Русская армия вступает в Париж
Это было одно из самых кровопролитных сражений той компании. Париж в те годы был крупнейшим городом Европы. Мегаполис был окружен с трех сторон реками, также французы использовали естественные высоты. Город защищали до 45 тысяч солдат, которые ждали подхода основных сил Наполеона. Чтобы не допустить объединения армий - союзники штурмовали Париж практически с марша одновременно с трех направлений.
Собранная при помощи cookie информация не может идентифицировать вас, однако может помочь нам улучшить работу нашего сайта. Информация об использовании вами данного сайта, будет передаваться и храниться на сервере Яндекса в Российской Федерации. Яндекс будет обрабатывать эту информацию с целью анализа пользовательской активности Вы можете отказаться от использования cookies, выбрав соответствующие настройки в браузере.
Да здравствуют Русские! Лейб-гвардии конный полк в Париже. Между тем мы прошли Монмартрское предместье и поворотили направо по бульварам, где ликования, возрастая беспрестанно, превзошли всякую меру.
С трудом можно было ехать верхом: жители останавливали на каждом шагу лошадей наших и, превознося Александра и Русских, они почти вовсе не упоминали о прочих Союзниках... Следуя мимо великолепных зданий и памятников, воздвигнутых во славу Французского оружия, мы достигли наконец Елисейских полей, где Император остановился и смотрел проходившие церемониальным маршем войска. Сюда устремились все парижане, привлеченные новостью зрелища; француженки просили нас сойти с лошадей и позволить им встать на седла, чтобы удобнее видеть Государя. Но коль скоро показались Русские гренадеры и пешая гвардия, то французы были столь поражены их воинскою осанкою, что не токмо не надобно было говорить им, чтобы они сторонились, но все единодушно, как бы по некоторому тайному согласию, отступили назад гораздо далее черты, которая назначена была для зрителей. Они взирали с безмолвным удивлением на Гвардейский и Гренадерский корпуса и сознались, что армия их, в блистательное время Французской империи, не была в столь цветущем положении, как сии корпуса после трех бессмертных походов. Часть войск заняла караулы, а прочие пошли в назначенные для них в городе квартиры. Настал вечер: победителям и побежденным необходимо было спокойствие; улицы начали пустеть и мало по малу водворилась всеобщая тишина, тем более ощутительная, что в течение предыдущих дней грудь каждого волновалась от разнообразных ожиданий и надежд, увенчанных потом счастливейшими событиями. Все, что мы видели и чувствовали, было столь изящно и велико, что воображению ничего не оставалось приобщить или украсить: мы были обессилены радостью. Медаль "За взятие Парижа". Сон бежал моих глаз.
Почти в полночь я вышел из дома; никого из жителей не было видно на улицах; там, где остановился Государь, расположен был батальон Преображенского полка. Огни в домах угасли...
Литография С.
Шифляра по рисунку А. Дмитриева-Мамонова Сражение при Фер-Шампенуазе марта 13 дня 1814 года, 1823 Четыре графических листа из собрания ГИМ иллюстрируют события 18 30 марта 1814 г. Накануне вечером союзники подошли к французской столице тремя колоннами — с севера, с юга и с востока, и увидели высоты Монмартра и парижские башни.
Измотанные долгим маршем, войска расположились на ночлег, а утром 18 30 марта начался штурм высот. Бои были тяжелыми. Французы прилагали все силы, чтобы отстоять подступы к своей столице.
Особый интерес представляют русские лубки, изданные в Москве в первой четверти XIX в. Они снабжены обширными надписями, согласно которым на гравюрах изображены события конкретного дня 18 30 марта 1814 г. Около 9 часов утра 19 31 марта был подписан акт о капитуляции Парижа и колонны союзных армий с барабанным боем, музыкой и распущенными знаменами вошли через ворота Сен-Мартен в Париж.
Этот излюбленный сюжет в творчестве европейских художников представлен в ГИМ несколькими гравюрами, но самый известный лист принадлежит венскому издательству Артария. И хотя гравюры неподписные, поиск аналогов в других музейных собраниях, в частности, в Музее армии Париж , помог установить имена авторов оригиналов и граверов. Это прекрасный союз немецкого живописца, рисовальщика и графика Иоганна Клейна Johann-Adam Klein, 1792—1875 и австрийского художника и гравера Карла Раля Carl Heinrich Rahl, 1779—1843 , работавших для венского издательства в 1805—1815 гг.
Плодом их совместной работы послужили 22 офорта с акварельной раскраской на тему эпохи 1812 года. В основном это батальные сцены битвы при Бриенне, Ганау, Ватерлоо и жанровые высадка Наполеона на о. Эльба, отступление французской армии из Москвы, пожар Москвы.
На гравюре «Вступление союзников в Париж» изображена живописная композиция с городской площадью, в центре которой движутся позади лейб-гвардии Казачьего полка российский император Александр I, король Пруссии Фридрих Вильгельм III и представляющий Австрийскую империю фельдмаршал князь К. Шварценберг, сопровождаемые гвардейцами и многочисленной свитой. Можно рассмотреть и хорошо выписанные фигуры горожан, с интересом взирающих на это действо.
Гравюра К. Раля по рисунку И. Клейна Вступление союзников в Париж 31 марта 1814 г.
В первую очередь хочется отметить лондонское издательство Джеймса Дженкинса James Jenkins , сотрудничавшее с замечательными художниками, иллюстраторами современной жизни: рисовальщиком Уильямом Хитом William Heath, 1795—1840 и гравером Томасом Сазерлендом Thomas Sutherland, 1785—1820. Их творческий союз был недолог, чуть более года, но оставил нам несколько ярких произведений, в том числе на тему наполеоновских войн. Гравюра Т.
Сазерленда по рисунку У. Хита Вступление союзников в Париж 31 марта 1814 г. Рисунки имеют несколько карикатурный характер, и это неслучайно, потому что автор оригинала, британский художник Уильям Хит, был признанным мастером политической карикатуры.
Теперь сравним английскую и немецкую гравюры.
Взятие Парижа и конец кампании. Март 1814
Забытая победа | Русские и союзные прусские и австрийские войска вступили в Париж 205 лет назад, 31 марта 1814 года. |
Вступление союзников в париж в 1814 году глазами современников — Журнальный зал | Взятию Парижа 210 лет назад предшествовало скоротечное, но весьма ожесточенное сражение. |
31 марта 1814 - Взятие Парижа | Вопреки распространенному заблуждению казачьи части в сражении и взятии Парижа в 1814 году не участвовали! |
Вступление русской армии в Париж в 1814 глазами очевидца - Родина | Битва за Париж произошла 30-31 марта 1814 года между Шестой коалицией, состоящей из России, Австрии и Пруссии, против Французской империи. |
Взятие Парижа: как русские войска захватили столицу Франции
31 марта 1814 года русская армия Александра I во главе союзных войск торжественно вступила в Париж. Взятие Парижа (1814) Война Шестой коалиции Русская армия вступает в Париж Дата 30 марта 1814 Место Париж, Франция Итог Капитуляция Парижа Стороны Россия Пруссия Вюртемберг Франция Командующие ген. Барклай-де-Толли ф.-маршал Блюхер маршал Мармон маршал. В этот день в 1814 году русские войска во главе с императором Александром I триумфально вступили в Париж после сражения у его стен. Взятие Парижа в 1814 году — завершающее сражение Наполеоновской кампании 1814 года, после которого император Наполеон отрёкся от трона. Городские власти Парижа, трепетавшие сначала при одной мысли о взятии города дикими татарами и людоедами, вскоре совершенно успокоились, убедившись воочию в крайнем добродушии и непритязательности своих победителей.