В ужасе она бежит из города и попадает в ходячий замок таинственного Хаула, волшебника и якобы тоже сердееда (только уже в переносном смысле).
О PROTOVARY.STYLE
- Краткое содержание ходячий замок аниме
- Ходячий замок
- Краткое содержание
- Ходячий замок. Смысл аниме. Женская инициация. Разбор - YouTube
Скрытые детали в аниме “Ходячий замок Хаула”
Целевая аудитория: любители литературы, кинолюбители, фанаты аниме и фэнтези Задачи проекта: 1. Провести сравнительный анализ сюжета и образов в книге и аниме. Выявить ключевые отличия в трактовке персонажей автором и режиссером. Исследовать влияние культурных особенностей на интерпретацию и адаптацию произведения. Введение Описание темы работы, актуальности, целей, задач, тем содержашихся внутри работы. Рассмотрение изменений в сюжете, образах персонажей и общей атмосфере произведений.
Он хорошо помнит бомбардировку родного города, которую пережил в детстве во время Второй мировой войны. Режиссёр даже не приехал в США на церемонию вручения премии «Оскар» за работу над «Унесёнными призраками», так как испытывал отвращение к войне в Ираке. Поэтому в «Ходячем замке» Хаяо Миядзаки может говорить о психическом расстройстве героев, возникшем на фоне жестоких военных действий.
Война и у режиссёра, и у героя мультфильма Хаула вызывает явное отторжение. Причём в случае с персонажем «Ходячего замка» — даже депрессию. Не всё в порядке Депрессия у человека может проявляться по-разному, она многолика и далеко не всегда заметна окружающим. Человек не обязательно лежит целыми днями в кровати и ничего не делает, как обычно показывают в фильмах. Он может и работать, и общаться, и даже шутить. Как же автор передал тяжёлое эмоциональное состояние Хаула? Во-первых, люди в таком состоянии часто лишены физических сил и не способны делать даже простые повседневные дела. Волевые качества снижаются до минимума, становится сложно провести даже небольшую уборку.
Поэтому стоит вспомнить, как выглядит ходячий замок Хаула. И внутри, и снаружи он скорее напоминает ходячую свалку из старых, ненужных вещей, погребённых под слоем пыли и грязи. И хозяина замка это ничуть не волнует. Беспорядок в доме — первый признак депрессии. Жизнь без удовольствия Второй признак психического расстройства — изменение аппетита. При депрессии он может как повышаться, так и снижаться, как у Хаула.
Они спасают мир, себя, родителей и окружающих их существ: «Во многих моих фильмах есть сильные героини — отважные, самодостаточные девушки, которые борются за то, во что верят всем сердцем.
Им необходим друг или помощник, но точно не спаситель. Я считаю, что каждая женщина способна быть героем в той же степени, что и мужчина» из интервью Хаяо Миядзаки Более того, те черты, что обычно приписывают женским персонажам слабость, неуверенность, одержимость своей внешностью , режиссёр отдаёт мужчинам: вспомните того же Хаула, хозяина Ходячего замка, который в буквальном смысле расклеился из-за того, что покрасил волосы краской не того цвета. И в то же время героиня Софи — молодая очаровательная девушка — превратившись в старуху, практически не переживает из-за потери красоты и молодости. Мифология Кадр из мультфильма «Принцесса Мононоке», 1997 год Но помимо главных, в картинах Миядзаки есть герои второго и третьего планов, которые важны не меньше а, может, и больше , чем основные персонажи. Откуда же они берутся? Конечно, главное, на что ориентируется режиссёр, — японская мифология. В «Принцессе Мононоке» мы встречаем духов деревьев — «кадама», само слово «мононокэ» означает «демон», там же мы видим хозяина леса, тоже частого героя японских легенд.
А вот черные чернушки из «Моего соседа Тоторо» — это уже фантазия Миядзаки. Кстати, этих же героев мы видим на службе в котельной в «Унесённых призраками». Есть среди героев и собирательные образы: например, Безликий — это часть не только японской, но европейской культуры. Читайте также: «Ходячий замок» или «Унесённые призраками»? Какой фильм Миядзаки вам посмотреть прямо сейчас Котобус и Тоторо — пожалуй, одни из самых узнаваемых героев картин Миядзаки. Откуда они? Это и чеширский кот, и японские духи, и исковерканное слово «тролль», которым Сацуки называет духа леса.
Но всё же главным секретом персонажей Миядзаки становится то, что он сам придумываем внешность своих героев.
И в чём же смысл? Как и во многих произведениях Миядзаки, главная тема здесь - развитие личности женщины. В данном случае это - путь юной и замкнутой девушки Софи. И, действительно, представить себя на месте Софи более менее приличной девушке удаётся достаточно легко, однако в данном случае это - не просто клише. Серая мышь или главная героиня? Все мы - особенные, но не каждый готов это признать. Софи старательно запирает себя в рамки и ограничения ещё в юности - ей кажется, что она не такая красивая, как её мать или сестра, а значит - недостойна любви. Все мужчины вокруг представляются ей либо грубыми, напыщенными ослами, как большинство из массовки, - например, те усатые солдаты, - либо коварными соблазнителями и нарциссами, которым от женщины нужно только одно, - этот образ прекрасно воплощает Хаул.
Все мы уже с детства наслышаны от мам и бабушек о предательствах мужчин, их ненадежности, инфантильности. И, конечно, о несчастливых и, порой, даже ужасных браках своих родственниц и их знакомых. Любая адекватная девушка в таком случае придёт к мысли: ну и зачем оно мне надо? И тут мы сталкиваемся с другой проблемой: такой скептицизм и отрицание чувств не даёт возможности радоваться и быть счастливой. А ведь жизнь без любви - не жизнь. В глубине души милая девушка уже ей стала, поэтому так легко смиряется и привыкает к новому образу. Возможность быть рядом с прекрасным Хаулом, при этом не чувствуя себя обязанной соответствовать и проявлять кокетство, воспринимается ей, как подарок судьбы. Ещё бы - с чего красивому волшебнику обращать внимание на бабушку, а значит, сердце Софи в безопасности. Постепенно привыкая к жизни в замке, Софи видит настоящую личность Хаула, всё меньше обращая внимание на его внешность.
Из неизвестного прекрасного принца, спасшего её в начале фильма, он превращается сначала в импульсивного и эгоистичного подростка, впадающего в уныние из-за сущих мелочей, а затем и вовсе оказывается чудищем, отдавшим своё сердце огненному демону Кальциферу. Но не смотря ни на что, Софи помнит доброту по отношению к ней, замечает те проблески света в его душе, и не отворачивается от волшебника. И он, и она - жертвы общественного мнения: Софи недостаточно привлекательна для красавицы, а Хаула за его внешность, напротив, окрестили «пожирателем женских сердец».
2. Нужно верить, что чудеса всегда где‑то рядом
- Храбрые девочки, пацифизм и сочувствие злодеям. Тайный смысл мультфильмов Хаяо Миядзаки
- Разница между книгой и фильмом
- Очерк к произведению Дианы Уинн Джонс Ходячий замо
- Отличие №1. Главный конфликт
«Ходячий замок» и его обитатели: путешествие вглубь себя
В основу сюжета приключенческого аниме-мультфильма «Ходячий замок» лег одноименный роман известной английской писательницы Дианы Уинн Джонс. Смотреть онлайн мультфильм Ходячий замок (Hauru no ugoku shiro, 2004) в онлайн-кинотеатре Okko. Никогда не задумывались, почему ходячий замок из знаменитого мультфильма издает не так много шума? "Ходячий замок" это роскошный мультфильм, наполненный таким количеством странных образов, что становится сложно разглядеть красную нить сюжета в переплетении демонстрируемых судеб. Во время просмотра аниме-фильма «Ходячий замок» у зрителя возникает множество вопросов касающихся тайн главных героев: заклятие, превратившее молодую девушку.
Проект 'Ходячий замок'
Депрессия и "Ходячий замок Хоула" Миядзаки: avashima_midori — LiveJournal | В «Ходячем замке» много потайных значений и непонятных деталей, и сегодня мы разберемся: в чем же смысл мультфильма. |
«Ходячий замок»: исследователь культуры Японии и поклонник Миядзаки анализирует фильм | Таинственный Хаул, путешествующий на собственном Ходячем Замке, нажил себе немало врагов, в том числе и могущественную Ведьму Пустоши, которой не понравилось близкое знакомство Софи с Хаулом. |
О чем "Ходячий замок" Миядзаки на самом деле | Выходит в прокат «Ходячий замок» — новый мультфильм Хаяо Миядзаки, автора «Унесенных призраками» и других чудес анимации. |
Скрытые детали в аниме “Ходячий замок Хаула” | Премьера "Ходячего замка" состоялась в Японии, в 2004 году. Его режиссёром и сценаристом является неподражаемый Хаяо Миядзаки, а продюсером выступает Тосио Судзуки. |
Храбрые девочки, пацифизм и сочувствие злодеям. Тайный смысл мультфильмов Хаяо Миядзаки
А финал мультфильма намекает, что спасти людей может только любовь. Ходячий замок. слишком много в нем темных сил, и тесное кольцо, которое они сплетают вокруг главных героев, создают ощущение безысходности и обреченности, селят в сердце зрителя чувство неуверенности и страха. второй мой мультфильм, который я посмотрела у Миядзаки (первый, конечно же, "Унесенные призраками"). прекрасный мультфильм. Читал и слышал о нем много мнений - привожу свое. Как и в остальных произведениях Миядзаки - основным лейтмотивом мультфильма является всепобеждающая доброта, которая способна избавить от любого проклятия. Мультфильм Ходячий замок (Hauru no ugoku shiro, Япония, 2004) – смотреть онлайн, актеры, трейлеры, отзывы пользователей и рецензии критиков, похожие мультфильмы и кадры из кино. один из наиболее показательных примеров творческого метода японского маэстро; наглядный образец того, как Миядзаки комбинирует различные культурные влияния.
«Ходячий замок»: смысл легендарного мультфильма Хаяо Миядзаки
Сюжет «Ходячего замка» полностью соответствует всем сказочным канонам. «Ходячий замок» — это и есть нагромождение слоев земного опыта в нашей родовой памяти. В целом, история мультфильма «Ходячий замок» носит в себе богатый и многогранный смысл, который приглашает зрителя задуматься о природе судьбы человека и власти на Земле. В основу сюжета приключенческого аниме-мультфильма «Ходячий замок» лег одноименный роман известной английской писательницы Дианы Уинн Джонс.
Скрытый смысл мульта"Ходячий замок":как взрослеть в мире,где взрослые ужасны
Хаяо Миядзаки стал первым японским аниматором, прославившимся на весь мир, и его имя знают даже те, кто не интересуется аниме. Однако в Японии работает множество выдающихся аниматоров, чей талант не уступает Миядзаки. О великих режиссерах, их работах и истории японской анимации мы рассказываем на курсе «История аниме: от манги до Миядзаки».
В удивительных технических устройствах, созданных руками человека, проявляется полет фантазии, неизбежно соотносящий себя с эстетикой и физическими законами биосферы летательные аппараты в «Навсикае», дружелюбные роботы в «Лапуте», самолеты Дзиро в «Ветер крепчает». Кроме того, радость новых открытий и чистых грез особенно заметна на фоне лиминального европейского XIX века, вернее, того образа, который он оставил нам о себе, любуясь достижениями позитивных наук. На открытках и фотографиях со всемирных промышленных выставок тех лет перед нами возникает «Европа без войны» — источник паропанка, в русле которого и работает Миядзаки, изображая безмятежные архитектурные формы цивилизованной городской жизни рядом с акварельными природными ландшафтами, полными тайн и загадок [5]. Вдохновившись элегантно деконструирующим клише волшебных сказок романом «Ходячий замок» британской детской писательницы Дианы Джонс, Миядзаки создает свой фильм. Отказавшись от Уэльских пейзажей, режиссер поместил своих героев на фон традиционной архитектуры французского Эльзаса и сельской местности [6] , чтобы, по словам продюсера картины Тосио Судзуки, показать любовь, выросшую под огнем войны [7]. Улицы тихого промышленного города, задыхающегося от угольной пыли поездов, наполняют барочно-сюрреалистические цвета женских платьев, пышность маршей и праздничных обедов аристократии.
Где-то далеко от города в сером тумане шагает Ходячий Замок — «избушка», построенная из множества зданий разных эпох, магическое чудовище прогресса. По легенде, в нем живет знаменитый маг Хаул, похищающий, благодаря своей красоте, девичьи сердца. Кроме Хаула, демонстративно выбравшего путь неучастия в войне, поскольку ему не за кого и незачем воевать, нет никого, кто мог бы противопоставить грядущему иную перспективу. Поезда, постоянно несущиеся вдаль, грозные самолеты, разрывающие небо, бомбы, взрывающие дома и, подобно войскам США во время второй мировой, разбрасывающие нечитаемые с экрана пропагандистские листовки… Визуальный ряд войны, несмотря на отказ режиссера от яркого и эпического изображения батальных сцен, представлен как сгущенное историческое впечатление — как сон о войне без начала, заранее заложенной в фундамент этого мира. Как следствие, теряется убедительность противостояния — смысловой центр тяжести переносится с бытия общественного на индивидуальное, заставляя Хаула все-таки бросится в огненную пропасть. Его руки остаются чистыми, как и руки японской гуманитарной миссии в Ираке — в конце фильма он обороняется, словно вторя нобелевской речи Альбера Камю — однако тело его, не переставая, звереет. Но и магия, призванная в фэнтези оспорить научный консенсус реальности военный заказ и призыв , в таком контексте превращается в «черную» служанку милитаризма — в проклятья, жертвами которых стали все остальные герои картины.
En Forcer Издательство "Азбука" - в контрафакте и дрянных переводах не замечено.
Подробнее смотрите на Озоне. Мсье явно не психолог. Герои данного мультфильма - в особенности героиня, это подростки накануне взросления, а сам Хоул - заигравшийся в детство юноша, не желающий переходить на следующую социальную ступеньку. Некто сказал, что взрослым считается человек, который вполне отвечает не только за себя, но и за своих близких, свою семью.
Миядзаки говорил, что на тот момент испытывал сильный гнев по поводу войны в Ираке, из-за чего снял фильм, который может быть плохо принят в США.
Действительно, перед выпуском перевод ленты пришлось адаптировать для американского зрителя, однако это коснулось не антимилитаристского посыла истории, а передачи тончайших жестов, свойственных японской культуре, языком слов, понятных американскому и европейскому зрителю. Сценаристы, занимавшиеся адаптаций, старались не менять сюжет, а лишь аккуратно пояснять подобные культурные различия. Миядзаки позднее признавался, что фильм стал его любимым творением: «В этом фильме я хотел передать сообщение, что жизнь стоит того, чтобы жить». Во многом это заслуга персонажей и тем, которые раскрываются в их образах. Главная героиня, как это часто бывает у Миядзаки, сильная девушка.
Как персонаж любой классической сказки, она сталкивается с проблемой, разрешить которую ей помогает «волшебный помощник» — колдун Хаул. При этом важно, что принципы сказочной драматургии совмещены в их отношениях с классической любовной драмой. Возраст здесь изображается как положительное качество, нечто, что дает главной героине свободу и делает ее более юной в душе. И восьмидесятилетние бабушки чувствуют то же, что и восемнадцатилетние. Это то, что я наконец смог изучить в моем возрасте».
Впрочем, отличия от романа в этом решении не было.
Ходячий замок Хаула — что интереснее: аниме или книга?
IMDb: 8,6. Во время переезда в новый дом Тихиро с мамой и папой заблудились и забрели в пустой городок. Перекусив там, родители превратились в свиней и вместе с дочерью оказались в волшебном мире, которым правит колдунья Юбаба. Теперь Тихиро должна придумать, как снять заклятие. Здесь героине внезапно приходится стать самостоятельной , как часто случается и в реальности.
И девочка делает всё, чтобы вернуть родителей к нормальной жизни. Ведь что бы ни происходило, семья — это главное.
Об этом во вторник, 5 сентября, сообщает « Царьград ». Фильм «Ходячий замок» вышел в период творческого расцвета — в 2004 году. Критики называют этот период «золотым десятилетием» Миядзаки, так как с 1997 по 2008 год автор создал такие мультфильмы, как «Принцесса Мононоке», «Унесенные призраками» и «Рыбка Поньо на утёсе».
Ну что ж, во-первых, книга не просто так, сама по себе книга, а целая трилогия хотя часть первая, собственно "Ходячий замок" вполне самодостаточна , причём, судя по отзывам, наиболее интересна там заключительная часть. Общий синопсис всё тот же: злая Ведьма заколдовала юную девушку Софи, превратив её в древнюю старуху и лишав возможности так или иначе рассказать об этом кому бы то ни было только если сами догадаются...
С этого начинаются приключения - забавные и жуткие. Книга относительно мультфильма более мрачная, хотя и сказочная, более насыщенная персонажами и...
Режиссер с детства не просто увлекается, а по-настоящему грезит техникой. Для него это — мечта, символ свободы и надежды. Авиацию Хаяо Миядзаки профессионально изображает в двух своих взрослых фильмах — «Порко Россо» 1992 и «Ветер крепчает», но и в аниме для детей он рисует летательные аппараты и сцены полета. Даже название студии отсылает к итальянскому разведывательному самолету фирмы Caproni — Ca. Миядзаки который и предложил название было известно, что имя самолет получил от сильного горячего ветра. Так появился и девиз Ghibli: «Вдохнем свежее дыхание в мир японской анимации» — он одновременно раскрывал принципы студии и ее шаткое положение производство полнометражного аниме тогда было рискованным занятием. Caproni Ghibli Человек, создающий технику в попытках сделать свою жизнь лучше, в фильмах Миядзаки неизбежно становится причиной гибели мира — именно поэтому в его творениях всегда звучат экологические мотивы. Это противостояние жизни природы и желания жить человека , причем борьбу против мира и против себя каждый раз начинает человек.
Режиссер не говорит «так жить нельзя» и не уходит в морализаторство о том, что раньше было лучше. Он только показывает, что это неизбежно, не предлагая искать решения — потому что и сам не знает, где его искать. По сути, это постапокалиптическая фантастика о выживании людей после экологической катастрофы, которая, разумеется, была вызвана многолетней войной. О «свежем дыхании» в мире аниме говорить не приходится — воздух отравлен ядовитыми спорами, надышавшись которыми люди заболевают и умирают. Очень похоже на последствия ядерного взрыва, но сюжет аниме как будто перекликается и с трагедией в Минамате. Ядовитые споры. На фото — результат экологической катастрофы в Минамате, следствие болезни от отравления ртутью Люди оказываются на грани гибели, их постепенно убивает ядовитый лес. Страх заставляет человечество обвинять природу и друг друга — они почти готовы начать новую войну, после которой всё умрет окончательно. Выжить за счет других, бороться — путь насилия, который человечество избирает снова. За смертью идет смерть, ненависть застилает глаза — в какой-то момент главная героиня переживает ожесточение на себе и приходит в ужас.
Мотив распространения зла, для которого не должно быть причин и оправданий, повторяется и в «Принцессе Мононоке» 1997. Там Миядзаки показывает это буквально: обезумевший от ненависти зверь ею же и болеет. Главный герой Аситака заражается ею потому, что убивает вепря. И даже если он делает это для того, чтобы спасти свой дом, — он всё равно заражен. Если ты хоть раз убил — жизнь не будет прежней. Болезнь вепря. Аниме часто называют фантазией режиссера на тему «Касабланки» реж. Майкл Кёртиц, 1942 — линия Марко свина и Джины действительно похожа на историю героев культового фильма. Но интереснее всего проклятие летчика — никто не понимает, откуда оно взялось и можно ли его снять. Парадоксально и то, что свиное рыло никого не удивляет — словно персонажи видели всякое дерьмо и даже обычные люди забыли, что значит ужасаться.
Джина и Марко. Он единственный, кто выжил из своей команды летчиков в Первую мировую. В собственном воспоминании алый свин видит облачное море — своего рода Млечный путь на голубом небе, забравший тысячи невернувшихся авиаторов. Сбитые летчики поднимаются в небо. То самое, что мучает и самого Миядзаки. Причастность к событиям, унесшим жизни. Стыд за то, что он продолжает свое существование а его друзья нет.
Метафоры и скрытые смыслы в «Ходячем замке»
Очерк к произведению Дианы Уинн Джонс Ходячий замо | В «Ходячем замке» много потайных значений и непонятных деталей, и сегодня мы разберемся: в чем же смысл мультфильма. |
Фильм Ходячий замок 2004 Премьера 2019 - отзывы | "Золотую Озеллу". |
13. Замок, проклятие и коллектив. «Ходячий замок» . Волшебные миры Хаяо Миядзаки [litres] | На примере Софи Миядзаки исследовал тему старости, в шутку называя «Ходячий замок Хаула» «аниме для пожилых людей». |
«Ходячий замок Хаула — что интереснее: аниме или книга?» — Яндекс Кью | Поэтому в «Ходячем замке» Хаяо Миядзаки может говорить о психическом расстройстве героев, возникшем на фоне жестоких военных действий. |
Как создавался «Ходячий замок» Хаяо Миядзаки
Раскадровка к мультфильму «Ходячий замок Хаула» (2004) / Фото: Studio Ghibli. Ходячий замок смотреть онлайн был создан в 2004 году Хаяо Миядзаки по роману британской писательницы Дайаны Уэйн Джонс. взрослые в мультфильме неприятные Взрослые в"Ходячем замке"жадны,эгоистичны,гоняются за деньгами и славой,воюют или борются за власть,манипулируют друг другом.У Софи есть коллеги. Поэтому в «Ходячем замке» Хаяо Миядзаки может говорить о психическом расстройстве героев, возникшем на фоне жестоких военных действий. Софи в «Ходячем замке Хаула» такая же. Главная героиня мультфильма — трудолюбивая и скромная девушка, отец которой погиб при неизвестных обстоятельствах, оставив на ее плечах небольшую лавку. На протяжении всего анимационного фильма «Ходячий замок Хаула» Хаяо Миядзаки не покидает вопрос: сон это или явь?
«Ходячий замок»: антивоенный мультфильм о стремлении к личному счастью и бегстве от общей беды
Статьи Ходячий замок смотреть онлайн был создан в 2004 году Хаяо Миядзаки по роману британской писательницы Дайаны Уэйн Джонс. Однако сам режиссер много думал над проектом и взял лишь сюжет из книги. Еще интереснее проанализировать, какое значение он вкладывает в изображение. Прикольно взять за основу образа замка русскую избу-голень — уж есть за что.
Кальцифер - огненный демон с экзистенциальным кризисом Самый симпатичный из всех мультдемонов сталкивается с той же проблемой, что и другие персонажи, но в более метафорическом смысле. Его мучает вопрос о том, что произойдет, если он изменится. Может ли он измениться, оставаясь тем же существом?
Если он изменится, он умрёт? Собака, у которой есть своя история Подкашливающая собака прикидывается старой, чтобы её протащили вверх по лестнице, и принимает ключевое решение жить собственной жизнью. Вы это заметили? Замок Хоула тоже персонаж Замок меняется на протяжении всего фильма, и его вопрос такой же, как у Кальцифера: выживу ли я, если буду продолжать меняться? Если я развалюсь на части, смогу ли я снова собраться? Он растёт, страдает, но он выживает, и все эти изменения необходимы для того, чтобы он "повзрослел" и стал больше похож на дом, в котором может жить каждый из нас.
Все взрослые в мультфильме неприятные Взрослые в "Ходячем замке" жадны, эгоистичны, гоняются за деньгами и славой, воюют или борются за власть, манипулируют друг другом. У Софи есть коллеги, которые очень поверхностны и сплетничают о лучшей жизни, хотя толком ничего не делают. А ещё у неё есть сестра Летти, вся жизнь которой вращается вокруг того, чтобы выглядеть красивой и приятной мужчинам в обмен на внимание. И наконец, есть мама, про которую даже вспоминать стыдно, настолько она пустоголовая личность. А какие там "замечательные" мужчины! Их уличные домогательства выглядят настолько неприятно, что мы с облегчением выдыхаем, когда "мышку" Софи спасает от них утончённый красавец Хоул.
В этой Европе идет война. Она редко касается обычных жителей, но наш главный герой волшебник Хаул принимает в ней участие. Сюжет начинается с того, что злая Ведьма Пустоши превращает 18-летнюю шляпницу Софи в старушку. Чтобы не объясняться перед родственницами, Софи незаметно уходит из дома и отправляется в Дикую Пустошь — магическое место, в котором с нее должны снять заклятие. Непонятно как, просто надо туда идти. Там она встречает своего первого друга — пугало Репку. Он устраивает ей ночлег в том самом ходячем замке того самого Хаула, и именно в нем Софи обретает новую семью.
Ходячий замок — это такая большая «избушка на курьих ножках», дом, который постоянно путешествует по разным городам и разным измерениям. Без женской руки дом зарос пылью и паутиной, по нему бегают мыши и тараканы, везде мусор. Софи начинает с того, что устраивает генеральную уборку и назначает себя уборщицей в доме. Это становится первым шагом на пути ко всеобщему счастью этой новой семьи. Этот шаг — хороший символ, ведь считается, что духовная чистота всегда начинается с физической: хочешь быть здоровым и возвышенным избавиться от своих «проклятий» в виде лени или болезней — сначала приберись дома. Главные герои и их судьбы Обитатели ходячего замка: хозяин дома волшебник Хаул, его ученик и помощник Маркл, огненный демон и «душа» замка Кальцифер, пугало Репка и «старушка» Софи. Это положительные герои мультфильма.
Их противники: Ведьма Пустоши, госпожа Салиман. И главный их противник — война. У каждого героя есть своя история. Истории причудливо пересекаются друг с другом, создавая общий сюжет. Поэтому, чтобы не запутаться в сказке, важно проследить судьбы главных героев по отдельности. На главных героев наложены проклятия, которые им нужно победить. Софи нужно вернуться в свое молодое тело, Кальциферу — вырваться из заточения, Хаулу — не стать демоном… Софи — 18-летняя девушка.
Она трудолюбивая, скромная и ответственная, но очень стеснительная.
Ей приходится полагаться на свой ум и сообразительность, а также заботиться о благополучии замка и его обитателей. Котани делает радикальное предположение, что настоящее проклятие Софи было более коварным и случилось раньше — это проклятие быть молодой девушкой[294]. Именно молодых девушек общество всячески ограничивает и заставляет вести себя определенным образом, например, быть очаровательными или кокетливыми. Когда мы впервые встречаем Софи, она, кажется, осознанно отказывается от такой роли и даже специально носит скромную шляпу, явно отличающуюся от роскошных головных уборов, которые продаются у нее в лавке.
И именно превращение в старуху позволяет ей окончательно отказаться от роли молодой девушки. Миядзаки последовательно изображал юных девушек, разрушающих эту парадигму и своими действиями, и отношением к ней, но предыдущие персонажи сёдзё были женственными и симпатичными. В отличие от них, пожилая Софи, с огромным носом, морщинистым лицом и обвисшим, приземистым телом явно не симпатична. Режиссер даже включает в фильм сцену, где она храпит у огня, что было бы немыслимо для любой другой из его юных героинь. Даже в конце фильма она сохраняет уверенность в своих силах, сострадательность и прямоту, которые развились благодаря ее превращению, и это преображение остается с ней в виде серебряных волос, даже когда тело обретает прежнюю молодость.
Если старение Софи не «настоящее» проклятие, то есть ли в фильме настоящее? На самом деле их даже несколько, в том числе традиционный магический договор, который держит Кальцифера в заточении в очаге замка, а также заклинание, из-за которого принц превратился в пугало. С точки зрения современного общества, самым значимым, хотя и более аморфным, является проклятие, которое сковывает молодого волшебника Хаула. Следуя оригинальному сюжету, в начале Миядзаки представляет Хаула как самовлюбленного эгоистичного похитителя сердец, который использует магию, видимо, только в своих эгоцентричных целях. Затем мы понимаем, что, как и в книге, Хаул связан договором с демоном огня Кальцифером, который завладел его сердцем.
Возможно, в техническом смысле это не проклятие, но из-за него Хаул не может стать по-настоящему сострадательным взрослым, ведь его сердце и душа такие же, как у подростка. Миядзаки же ограничивает Хаула еще одним проклятием, которое можно назвать духовным. Это растущее негодование и ужас Хаула перед лицом войны, которые разрастаются вокруг него и других обитателей замка. Из-за своей ярости Хаул в конечном счете превращается в ужасного хищного монстра и не может вернуться в облик человека. Фильм «Ходячий замок» выходит за рамки оригинального волшебного романтического произведения Джонс и показывает мир, где оружие превращает окружающую среду в «море огня», которое угрожает поглотить не только Софи и Хаула, но и других невинных жителей городов вокруг них.
Рядом с Софи Хаул начинает многое понимать и осознавать, он становится нетерпим к войне и поведению других волшебников, которые служат военным. В кульминационный момент повествования он признается Софи: «Мне наконец есть что защищать. И это ты». Оправданная ярость Хаула по отношению к всепоглощающей жестокости вокруг него не обязательно является отрицательным чувством. Поначалу его превращение в крылатое существо, сражающееся с другими магами, говорит о новых глубинах страсти и праведности в его душе.
Но продолжительная трансформация начинает угрожать его человеческой личности. Кальцифер предупреждает Хаула, что если тот будет столько летать, то не сможет снова стать человеком. Хаул всё чаще совершает ночные полеты и борется с врагом, но постепенно превращается в то, что сам презирает, — бессмысленное орудие войны. В этом отношении он напоминает Сан в «Принцессе Мононоке». В отличие от Аситаки, на Сан не лежит явное проклятие, но она проклята самой судьбой — родители бросили ее волкам, когда она была еще ребенком, и она стала изгоем.
Как и Сан, Хаул вторит Камо-но Тёмэю, который пытался отвернуться от жестокости двенадцатого века. У Хаула даже есть тайный домик и сад, где, как и Камо-но Тёмэй, он может отдохнуть от разочаровывающего внешнего мира. Однако Сан и Хаул отличаются от средневекового монаха своей предельной готовностью взяться за оружие, чтобы сохранить добро, которое еще существует в мире. В изображении Хаула в качестве воина и в увеличении роли войны Миядзаки сильно отходит от оригинала, хотя стоит признать, что война преподносится на удивление поверхностно. В отличие от очаровательно детализированных бытовых сцен развешивания белья или приготовления завтрака, кровавая реальность войны в фильме не изображена, а заменяет ее отдаленная перспектива.
Режиссер включил в фильм свои фирменные оригинальные летательные аппараты, и на этот раз они обретают анималистическую форму или даже напоминают насекомых, а примечательно в них почти полное отсутствие человека. Это касается и жертв войны. Миядзаки изображает многочисленные бомбежки, небо в огне, горящие дома. Эти картины говорят о поджогах Токио, которые он видел в детстве, и бомбардировке Кобе, запечатленной в знаменитом фильме его партнера Такахаты «Могила светлячков». Однако, в отличие от «Могилы светлячков», здесь мы так и не видим землю.
Мы ничего не знаем о жизни и смерти жертв бомбардировок и можем лишь строить предположения. Поэтому самым личным аспектом войны становится яростный гнев Хаула, вылившийся в его рискованное превращение в нечеловеческое существо. В своем нечеловеческом облике он ироничен: ясно, что Хаул единственный участник битвы, которому небезразлично человечество, и свое сострадание он выражает в жалобе Кальциферу о том, что другие воюющие маги «как плакать — и то забудут». Превращение Хаула в воина — попытка защитить не только Софи, но и других членов его псевдосемейки, к которой присоединилась, что весьма удивительно, и Ведьма Пустоши. Ведьму, впервые представшую перед нами грозной и гламурной, когда она наложила на Софи заклятие, другая волшебница и советница короля мадам Салиман превратила в жалкую старушку, явно напоминающую слоеный пирог, оставленный под дождем.
Оказывается, Ведьма Пустоши, как и Хаул, заключила договор с демоном огня, который искусственно поддерживал в ней молодость и красоту. То, что Миядзаки возвращает ей истинный облик что отличается от оригинального сюжета , не только в высшей степени визуально занимательно, но и косвенно контрастирует с интеллектом и полноценной личностью Софи, так как ведьма одержима тщетным стремлением к искусственной молодости и красоте. Страсть, с которой Хаул защищает свою территорию и семью, говорит о его вновь обретенной мужественности, одновременно традиционной и революционной. Эндрю Осмонд сравнивает Хаула с Марко, героем «Порко Россо», и предполагает, что каждый фильм «становится отражением пределов мужественности, которая изображается как благородно идеалистская и в то же время неисправимо детская, пока ее не уравновесит любовь»[295]. В отличие от Марко, Хаул не избегает своей возлюбленной, ждущей его в саду, выполняя над садом воздушные трюки.
Он сам создает сад для Софи, превращает замок в удобный дом и сам навсегда как мы понимаем превращается обратно в человека. Как отмечалось ранее, многие критики осудили «счастливый конец» «Ходячего замка», сочтя его наигранным и чересчур сентиментальным. Критики отмечают, что окончанию войны нет никакого реального объяснения, кроме заявления королевской советницы мадам Салиман, которая говорит: «Пора положить конец этой глупой войне». После выхода фильма в газете «Асахи Симбун» даже опубликовали статью о «трех загадках» «Ходячего замка»: как Софи сняла с себя заклятие?