Новости слово давно вышедшее из обихода

Но сколько еще слов уже давно вышли из обихода! Устаревшие русские слова все так же часто встречаются нам в классических произведениях или мелькают на страницах словарей, так почему бы не включить их в свою речь или, по крайней мере, не узнать о значении, погружаясь.

16 непонятных слов из «Записок охотника», которые давно устарели

Неологизмы 2023 — какие новые слова нужно знать образованному человеку? Таким образом, предварительно как минимум около 36 тыс. слов из знаменитого четырехтомника можно считать вышедшими из обихода.
Русский язык, который мы забыли Всю свою жизнь Владимир Даль собирал слова, которые и стали первоосновой толкового словаря Даля. Но с тех пор прошло 150 лет и многие слова вышли из обихода, устарели и потеряли своё значение.
Как слово становится архаизмом? Или, скажем, слово МТС сейчас понимается исключительно как название оператора сотовой связи, а в старом значении — «машинно-тракторная станция» — его уже помнят разве что люди старшего поколения, и станций тех давно нет.

5 модных словечек из СССР, которые сегодня выдают человека той эпохи

В российский орфографический словарь добавили 151 слово. Среди новых слов: «погуглить», «антиваксер», «шаверма» и другие. Многие слова из словаря Даля давно вышли из обихода. А ведь они наверняка что то серьезное несли людям. А сейчас больше воспринимаются с улыбкой. В словарь внесли слова «коптер», «фотовидеофиксация» и «почтомат». Всего в словаре содержится нормативное написание более 200 тысяч единиц языка — слов, первых частей слов и собственных имен.

«"Надысь", "давеча", "намедни"»: глава Зауралья рассказал, какие слова были в обиходе в деревнях

Статистика в IT Научно-популярное IT-компании 22 ноября в день рождения создателя «Толкового словаря живого великорусского языка» Владимира Даля «Яндекс» опубликовал результаты исследования о том, как изменилась лексика русского языка с первой половины XX века, а также составил список 100 уходящих и ушедших слов из обращения старых слов. Для первоначальной базы данных для сравнительного исследования специалисты «Яндекса» использовали текущие публикации и комментарии различных блогеров на «Яндекс. Дзене» и старинные дневниковые записи из собрания центра « Прожито » при Европейском Университете в Санкт-Петербурге, сделанные авторами с 1900 года по 1940 год. В результате сравнительного анализа текстов «Яндекс» сформировал два списка из тысячи слов в каждом. В первом списке собраны слова, частотность которых в употреблении снизилась по крайней мере в десять раз за последний век.

Тему в этом году подсказала круглая дата: 60 лет назад в эфир Всесоюзного радио вышел первый выпуск программы "В мире слов", которую более 30 лет готовил известный советский филолог Лев Скворцов. В электронном словаре Института русского языка только за последнее время появилось 150 новых слов. Любопытное наблюдение сделал выступивший на чтениях завкафедрой медийной политики и связей с общественностью МГИМО Петр Меньшиков: с началом СВО в наш язык незаметно вошло слово "работать" в значении "осуществить военную операцию", "совершать боевой вылет", "выполнять задание" и проч. Но почему "отработала"? Приступила "по часам" или "по звонку" к работе, работу завершила и ушла "на заслуженный отдых" ужинать и спать? Речь же идет не просто о "работе", а об участии в боевых действиях, о жизни и смерти в конце концов.

Почему столь эмоционально нейтральный термин? Согласитесь, кощунственно прозвучит фраза "Подольские курсанты достойно отработали осенью 1941 года на подступах к Москве", командование и потомки навсегда запомнят "тяжелую работу двадцати восьми панфиловцев", или "Успехом завершилась работа по сдерживанию фашистов в Сталинграде". Это война, это пролитая кровь и погибшие люди. Это ратный подвиг, но никак не "работа". Возможно, подобный стиль допустим самими участниками СВО или иных вооруженных конфликтов вспомним ставшую крылатой фразу Магомеда Нурбагандова "Работайте, братья! И в мирной жизни из уст лиц гражданских звучит стилистически странно, зачастую неуместно. Про свое и чужое А что думают филологи о возросшем в русском языке числе заимствований из языков других народов? Она, в частности, говорила об английских переводах "Евгения Онегина". Заимствования встречаются в любом языке. Это результат языковых контактов, взаимоотношений народов и государств.

При этом процент слов-"пришельцев" в разных языках и в разные исторические периоды неодинаков. Слова, освоенные до конца, становятся незаметными в языке, и их былую чужеродность можно установить лишь специалистам. Так, из греческого языка пришли в русский кровать, бумага, кукла; из арабского - халат, казна, сундук; из тюркских - лошадь, тулуп, аршин; из французского - солдат, котлета, ваза; из польского - коляска, кофта, лекарь.

Некоторые наши чиновники, как островные туземцы, однажды услышав иноземное слово «электорат», напрочь забыли прозрачное для русского ума и слуха слово «избиратель». А оно наше, корневое слово. С помощью его мы понимаем, кого мы себе выбираем в начальники, которые вершат наши судьбы, кого мы берем себе в жёны или обручаемся с избранником-суженым на всю земную жизнь.

Но даже высокопоставленные чиновники упрямо будут произносить заёмное слово «электорат». Видно, крепко засело в их сознании чувство неполноценности всё родное кажется плохим, а всё европейское видится неким совершенством , отсюда происходит желание попугайничать и подражать чужому языку. Какое-нибудь слово, которое для европейца обычное и повседневное, для наших властителей и даже образованного учительства превращается в некое заклинание, окружённое ореолом священнодействия. Такие странные потуги мне приходилось наблюдать, когда я был членом городской аттестационной комиссии, где определяли первую квалификационную категорию для учителей, заявивших намерения на неё, соискателей нарочно не скажу «претендентов». Они не так давно подслушали слово «инновация» или прочитали о нём в какой-нибудь наукообразной дидактике и давай его употреблять к месту и не к месту. Им, вероятно, да и отдельным членам комиссии, совестно было употребить те же русские слова, с тем же смыслом: «новшество», «нововведение», «обновление», потому что это было бы «ненаучно».

Вот так, в погоне за наукообразием, а также для того, видимо, чтобы напустить побольше туману, стали повсеместно употреблять слово «модернизировать». А ведь есть русские слова, вполне равные слову-иностранцу — «осовременивать», «усовершенствовать», «изменять». Они понятны любому русскому человеку. Но их не употребляют, очевидно, ещё и потому, что ничего в нашей жизни не меняется, не осовременивается или, по их речению, не «модернизируется». Вот такие устойчивые губительные направления, изменения в развитии русского языка нарочно не употреблю «тренды» наметились в последнее время. Но чтобы сохранить наш «великий и могучий», нам необходимо заняться сбережением русского народа, сохранив при нем Русский Мир, а не придумывать для него губительные «тренды» и «бренды».

Пора нам уже не «трендеть», а действовать в соответствии с истинными потребностями русской жизни. Как из рога изобилия Когда мы говорим о богатстве русского языка, то всё больше убеждаемся в верном афоризме А. Пушкина, сказавшего, что «язык неистощим в соединении слов». Это и о фразеологизмах. Можно открыть словарь фразеологизмов, различные сборники пословиц и поговорок и заметить, что многие сочетания слов, крылатые выражения имеют «крестьянскую биографию». Это навеяно еще и горечью, что с исчезновением крестьянства главного источника русской речи язык наш скудеет, становится маловыразительным, бесцветным… Мой собеседник в деревне, маленький, щуплый старик, прошлой осенью почивший, всегда с радостью встречал меня на своей лавке и, закуривая цигарку с самосадом, от которого закатывали глаза даже куры, шнырявшие возле ног деда, говорил мне: «Садись, языки почешем, а то в деревне — никого.

Скукота смертная — мухи мрут». С дедова языка фразеологизмы сыпались как из рога изобилия. Я ему об этом тут же сказал. Я ему, упростив, объяснил, что истинное происхождение словосочетания «рог изобилия» кроется в древнем поверье, что подлинное изобилие заключено в роге козы или быка. Это пришло к нам из Древней Греции, пояснил я деду. В магазинах ваших всего полно.

И, правда, как из рога изобилия. Но всё не нашенское. Видно, выбились из колеи мы, раз позарились на чужое. А ить сказано народом: «На чужой каравай рот не разевай, а свой затевай! Но о чем там думают и чем думают? Одна сутолока, свалка и суета людская.

Ничего там не разберёшь, кто правый. Наверное, чтобы дыма было больше, дед скрутил еще одну цигарку: комары покою не давали, и старик курил не переставая. А депутатов этих, шалопутов, волк за ночь не перегрызет. Держать их на привязи надобно — вот что я тебе скажу, — всё более горячился старик, и пальцы его от нервных речей дрожали и сыпали искры с горящим табаком на траву под ногами. Окончательно распалившись, он заключил: — Наломали дров, сучьи дети! Погляди на взгорок, там была ферма об двадцати строениях.

А теперь — бурьян. Одни лисицы бешеные живут… Нет. Надо брать в шоры всю власть, а то внуки по миру пойдут. Дед задумчиво посмотрел на вечереющее небо и сказал мне: — Пора домой. Вон уже и одуваны зажмурились, к ночи готовятся. Действительно, луг еще час назад был золотым, а теперь одуванчики спрятали золотые лепестки, и он стал зеленым.

Я сказал старику «до свидания», потому что хотелось непременно встретиться с ним еще раз, чтобы сполна насытиться образными выражениями, которыми сыпал старик из своих уст как из рога изобилия. О богатстве нашей речи можно судить, например, по тому, как мы используем синонимы родного языка. Особенно интересны так называемые народные синонимы, которые использовали в русских говорах. Лингвисты насчитали их около четырех тысяч. Мы живем в Курской области, и нам небезынтересно знать, что такое «русский курский» язык. То есть, какие слова и выражения используют земляки в обыденной речи, какие народные синонимы «гуляют» иногда по курскому Подстепью.

Эта зарисовка небольшая и всё многообразие народных синонимов «курского русского» отобразить не может. Однако вот одна иллюстрация к сказанному, которая воскресла в памяти. Как-то ранней весной находясь в деревне, еще не потерявшей своих коренных жителей, я метался по огородам в поисках трактора, чтобы вспахать огород. Мощные агрегаты с плугами то тут, то там натужно ревели, вздыбливая лемехами созревший чернозём. Наткнулся на соседского деда, ходившего по волнистой неровной пашне, чертыхаясь и отпуская в адрес тракториста те слова и выражения, которые нельзя назвать печатными. Увидев меня, «сбавил обороты» и перешел на «культурную лексику».

Абы как! Я давно привык к тому, что все огороды местные жители называли «усадьбой». Значение выражения «абы как» тоже мне стало очевидным в «данном контексте» дедовой речи. Но я молчал, и дед счел нужным перевести мне с «русского курского» на общепринятый, как ему казалось, русский: «Кое-как вспахал, тяп да ляп, шаляй-валяй, лишь бы сварганить да по-шустрому магарыч стребовать. Дак анадысь, то исть, вчерась, заскакивал ко мне, — вопил дед, жалуясь на тракториста, — налил же я ему, аспиду, цельный малинковский — под анютин поясок. Пей, думаю, хоть захолонись ею, лишь бы вспахал по-людски.

Я вспомнил, что дед однажды уже давно, когда был жив и тайком от бабки черпал из фляги самогон налил и мне огромный граненый, о шестнадцати гранях, стакан, который он называл «малинковским». Грани доходили до верхнего ободка, который и значился «анюткиным пояском». Если бы я был немцем, то умер бы сразу, захолонился бы им, свёкольным первачом. Но я оказался русским человеком… Дед налил еще, говоря: «Пей взаправду, а то заобижусь…» Провожая, дед благодарил меня: — Спасибо, что не чапурился, не выкобенивался, не важничал, не брезговал хрестьянской жизнью. А большаком не иди: на широкой дороге… бабы глазастые да языкастые, ну их к лешему, треп подымут по всей деревне… Иди огородами. А опосля заходь, когда вечерять буду, опохмелимся — первачом.

Я понял, что идти огородами в «данном контексте» означало «идти тайком от баб». Чтобы не прослыть, по местному выражению, алкачом. Я плелся по стежке, путаясь в поросли одуванчиков, и видел, как в дедовом саду курился сизый дымок. Дед возобновлял работу «анюткиной фабрики» — так он называл установку с самогонным аппаратом… Я шел и успокаивал себя тем, что находился не абы где, а у замечательного деда, обладателя той «курской русской речи», ради которой готов был пойти на грешное предприятие с выпивкой… Тех, кто ломает русский язык, а с ним и сознание граждан, можно сравнить с разносчиками инфекции. На исконно русские слова нужен переводчик? Однажды своим городским ученикам читал я «Метель» А.

Как всегда в таких случаях, перед чтением пояснил ребятам слова, которые устарели и не могут быть восприняты ими с налету. Я был уверен, что всё остальное будет детьми понято. И вот читаю фразу «Но едва Владимир выехал за околицу в поле, как поднялся ветер и сделалась такая метель, что он ничего невзвидел».

Многие слова полностью устаревают, но все же и они имеют современные синонимы.

Например: пагуба — гибель или вред, уповать — надеяться, твёрдо верить, дабы — чтобы. И чтобы избежать возможных ошибок в толковании этих слов, при работе с художественными произведениями настоятельно рекомендуется пользоваться словарем устаревших слов и диалектных оборотов, либо толковым словарем. Историзмы — это такие слова, которые обозначают такие явления или предметы, которые полностью исчезли или перестали существовать в результате дальнейшего развития общества. Историзмами стали многие слова, которые обозначали различные предметы быта наших предков, явления и вещи.

Много историзмов встречается среди слов, которые так или иначе, связаны с военной тематикой.

20 слов в русском языке, значение которых не знает 90% носителей

Хотя оно немного изменило своё первоначальное значение. Теперь это уже не «некрасивый», а «бессмысленный, лишённый разумных оснований» и также «нескладный, неуклюжий». Клюжий Кстати, история прилагательного «неуклюжий» очень напоминает ситуацию с прилагательным «нелепый». Устаревшее слово «клюжий» происходит от «клюдь» — «порядок, красота». Соответственно, «клюжий» — это «красивый, статный». От него когда-то было образовано «уклюжий», а позже — «неуклюжий». Взрачный Это ещё один ныне умерший синоним «красивого». Происходит он от устаревшего «зрак» «зрачок». Сравните с выражением «видный человек»: семантика зрения здесь связана с приятной внешностью.

Дуг До сих пор многим знакомо прилагательное «дюжий».

Первое издание «Толкового словаря живого великорусского языка» В. Даля выходило в 1863-1866 годах. Он не является нормативным: его далеко не всегда можно использовать для ответа на вопросы о том, как пишется то или иное слово и что оно значит. Зато он представляет собой уникальный справочник по живому разговорному языку XIX века. Поисковые запросы содержат в том числе и разговорную лексику, так что, сравнив слова из словаря и слова из запросов, можно увидеть, что изменилось за 150 лет.

Таким образом, предварительно как минимум около 36 тыс. Таким образом, глаголы из словаря Даля устаревают быстрее, чем существительные», — говорится в исследовании. Почти треть исчезнувших существительных оканчивается на «-ье» или «-ие» и образована от соответствующих глаголов: «вывороченье», «избоданье», «ловничанье». С ноября 2015-го по октябрь 2016-го пользователи ввели примерно 70 млрд запросов в поисковике «Яндекса». Однако другие производные слова от корней неиспользуемых существительных, отмечают в компании, до сих пор широко используются. Тут важным моментом, отмечают они, являются омонимы — слова, которые звучат и пишутся одинаково, но имеют разные значения.

Иногда написание слов у Даля совпадает с распространенной в поиске ошибкой или опечаткой — "навинка", "кател", "насиление", "загатка"», — сообщает компания.

Узнаете слова? Источник: Полина Авдошина Наш великий русский язык, как и другие языки, меняется постоянно, приобретая что-то новое и отправляя на покой слова, ставшие ненужными. В последние десятилетия история менялась круто, и многие выражения, которые вы слышали еще в детстве, сейчас уже стали устаревшими. А ведь в значительной степени это были интересные, звучные слова! Давайте вспомним, как говорили еще совсем недавно, в те времена, когда были живы носители этого языка, родившиеся в начале XX века. Выражения собирал Дмитрий Косенко. Итак, наша познавательная страничка с некоторыми словами, вышедшими из обихода. Какие-то вы знаете и, может быть, раньше употребляли, а какие-то услышите в первый раз. Прощелыга Мое любимое слово.

Забавное, звучное и немного снисходительное к тому, кого так называют. Из старых синонимов — «плут, плутишка, пройдоха». На прощелыгу! Раньше шофёрами называли тех, кто именно работал за рулем, а не просто водил свою личную машину.

Застал, когда еще в наших деревнях бабушки, рожденные аж в самом начале ХХ века, говорили с весьма своеобразным быстрым говорком, налегая на букву «о». Приезжие далеко не все понимали. Слова «надысь», «давеча», «намедни» были в частом обиходе. Видя молнию, крестились и говорили «воссияло». А ряженых под Новый год называли шиликунами.

УСТАРЕ́ВШИЕ СЛОВА́

10 новых слов, которые большинство из нас пишут неправильно (Кажется, в слове «телеграм» ошибку допускают почти все). Тему в этом году подсказала круглая дата: 60 лет назад в эфир Всесоюзного радио вышел первый выпуск программы "В мире слов", которую более 30 лет готовил известный советский филолог Лев Скворцов. 10 новых слов, которые большинство из нас пишут неправильно (Кажется, в слове «телеграм» ошибку допускают почти все). Лексическое значение слова "новости": простое объяснение. это уникальный и масштабный памятник словесности. Многие из слов, собранных в знаменитом издании, уже давно вышли из обихода за ненадобностью. Обращали внимание на то, как незаметно выходят из обихода когда-то привычные вещи? Таким образом, предварительно как минимум около 36 тыс. слов из знаменитого четырехтомника можно считать вышедшими из обихода.

Ковидло и сидидомцы — какие новые слова вошли в нашу речь в 2020 году

Во-первых, слово архаизм состояит из букв: первая А, вторая Р, третья Х, четвертая А, пятая И, шестая З, седьмая М. Слова, вышедшие из активного повседневного употребления, – устаревшие. Традиционное слово из обихода стиляг 1950-х годов. Означало «неспешно прогуливаться». Мы давно уже задумывались над идеей создания словаря новой лексики в медиа, искали путь, чтобы выйти на понятие «ключевое слово текущего момента». Многие из слов, собранных в знаменитом издании, уже давно вышли из обихода за ненадобностью. Словарь Даля онлайн.

«"Надысь", "давеча", "намедни"»: глава Зауралья рассказал, какие слова были в обиходе в деревнях

Таким образом, предварительно как минимум около 36 тыс. Таким образом, глаголы из словаря Даля устаревают быстрее, чем существительные», — говорится в исследовании. Почти треть исчезнувших существительных оканчивается на «-ье» или «-ие» и образована от соответствующих глаголов: «вывороченье», «избоданье», «ловничанье». С ноября 2015-го по октябрь 2016-го пользователи ввели примерно 70 млрд запросов в поисковике «Яндекса». Однако другие производные слова от корней неиспользуемых существительных, отмечают в компании, до сих пор широко используются. Тут важным моментом, отмечают они, являются омонимы — слова, которые звучат и пишутся одинаково, но имеют разные значения. Иногда написание слов у Даля совпадает с распространенной в поиске ошибкой или опечаткой — "навинка", "кател", "насиление", "загатка"», — сообщает компания.

Популярные запросы по словарю Даля: порно — крепко, надежно, дюже, прочно, споро; двач — предмет, состоящий как бы из срослых двойней, близнят; прикол — действие по глаголу «прикалывать»; клубняк — вообще все клубоватое, образующее клубки. Чтобы точнее определить, какая часть словаря Даля до сих пор жива, в компании оценили долю омонимии, а также посчитали, сколько слов люди искали с целью узнать их значение. Яндекс сравнил поисковые запросы пользователей со словарём Даля Выяснилось, что омонимами оказалась почти треть изученных слов. А среди таких слов с более высокой частотностью больше 100 тыс. Из них самые популярные — "инсинуация", "демагогия", "утрировать", "моногамия" и "импонировать".

Однако на самом деле никто правила не придумывает, они являются результатом эволюции языка. Вот так просто. Язык развивается, в чем-то упрощается, в чем-то усложняется, в общем, совершенствуется.

И результаты всех этих процессов со временем становятся неотъемлемой его частью. Читайте также Международный день грамотности Международный день грамотности — праздник, который напоминает о важности получения знаний и постоянного развития как для отдельного человека, так и для общества в целом Подробнее Быстрее всего новые веяния проникают в лексику, ведь наша цивилизация постоянно движется вперед, поэтому возникает необходимость в новых словах — неологизмах. Наиболее бурно появляются неологизмы во времена активных изменений в жизни людей. К примеру, научно-техническая революция, изменение общественного строя очень заметно ускоряют появление новых слов. Навскидку можно обозначить три источника: конкретные люди, которые придумывают новые слова, другие языки, из которых мы берем нужные нам слова, и третий источник — «народ». Неологизмы последней группы появляются спонтанно, рождаются как бы сами по себе, но для этого всегда есть весомые причины, например необходимость назвать что-то новое, недавно появившееся в нашей жизни. Жизнеспособность всех этих слов очень разная. Какие-то так и остаются неологизмами и не поступают в широкий оборот.

Это касается, в первую очередь, авторских неологизмов — окказионализмов: большинство из них нигде, кроме, произведения, для которого и были созданы, не использовались. Особенно этим известны поэты-футуристы, творившие в первой четверти XX века. Из-под пера самого известного футуриста Владимира Маяковского, к примеру, вышло немалое количество окказионализмов. Другой поэт-футурист Игорь Северянин создал слова «ветропросвист», «крылолет». Вряд ли мы услышим или увидим их в обычной речи, а вот слово «громадье», окказионализм Маяковского, органично вошло в язык и уже не является неологизмом. То же произошло и со словами «недотепа» «родитель» его А. Чехов , «достопримечательность» создано Н. Благодаря М.

Ломоносову мы получили такие слова, как «квадрат», «диаметр», «вещество». Сейчас мы тоже живем во времена перемен: пандемия короновируса вносит свои коррективы в нашу жизнь, и язык, конечно же, не остается в стороне. И это понятно, ведь народу нужно описать новые переживания и впечатления. Филологи насчитали более 50 неологизмов, связанных с данной темой. В основном это неологизмы на основе корней слов «корона», «вирус», «ковид», «карантин». Многие из них даже не требуют разъяснения: «коронойя», «коронаскептики», «ковид-диссиденты», «карантикулы». Другие корни тоже принимают участие в словообразовании. К примеру, появились словечки с явной просторечной окраской: «маскобесье», «голомордые».

Еще интересен такой момент, как появление нового значения у старых слов. Сегодня при слове «корона» мы скорее всего подумаем не о головном уборе символе власти, а о вирусе, который стал причиной пандемии. Кстати, филологи прогнозируют новый виток словообразования, вероятно, с корнем слова «вакцина». Скорее всего, все эти «детища пандемии» уйдут в небытие и станут историзмами вместе с отступлением вируса. Срок жизни неологизма разный и зависит от того, насколько новые слова необходимы языку и разговаривающему на нем народу. Если слово «ушло в народ», то через некоторое время оно перестает быть неологизмом и становится общеупотребительным, а если оно уходит из языка за ненадобностью, то превращается в историзм. Читайте также Орфография русского языка: сложные правила простыми словами Орфография русского языка сложна даже для педантичных сторонников грамотности, ведь правила русского языка полны исключений. Чтобы орфография стала вашим козырем, читайте раздел о правописании.

СЛОВО ДНЯ Сложные термины простым языком Каждую неделю мы выбираем несколько понятий из разных областей: литературы и искусства, театра и кино, истории и философии, — объясняем их значение и рассказываем об их происхождении и употреблении в современном языке. Вы узнаете, кто такие передвижники и мирискусники, чем ирония отличается от сарказма, когда появился сталинский ампир — и многое другое.

Кто такие шушлепени, и что такое нюни: 5 ярких русских слов с неожиданным значением Это интересно Кто такие шушлепени, и что такое нюни: 5 ярких русских слов с неожиданным значением 2 года назад Римма Петриченко Каждому русскому известен труд Владимира Даля, который проделал колоссальную работу, собрав воедино более 200 тысяч русских слов, причем множество из них использовались в разных диалектах. В его словаре встречаются довольно интересные примеры, демонстрирующие богатство языка, причем некоторые яркие слова до сих пор используются в обиходе.

Ниже рассказываем о пятерке русских слов из труда Даля, значение которых окажется неожиданным даже для россиян. Анчутки В мифологии под таким названием встречаются маленькие злые духи, которые могут проживать в банях, водоемах и полях. В далевском словаре значение этого слова не сильно отличается, так как этнограф сообщает, что этим словом называют «чертенят». В словаре также приведен пример употребления слова, который утверждает, что допиться можно всем известно до чего.

УСТАРЕ́ВШИЕ СЛОВА́

Акаренок — малорослый, коренастый 3. Ватарба — суматоха, тревога, суета. Выдень — будень, рабочий день, рабочее время или срок в сутках, рабочие часы дня 5. Ендовочник — охочий до пива, браги, попоек 6. Завеньгать — заплакать 8.

В итоге «Яндекс» отнес к вышедшим из употребления словам те, что ни разу не встречались ни в запросах, ни в текстах из корпуса русского языка, а также те, которые оказались там только из-за омонимии или по ошибке. Если перевести все в абсолютные цифры, то получится, что около 76 тыс. Еще 60 тыс. Глазеть в прогаль Также на основании поисковых запросов компания проанализировала, какие слова из словаря Даля чаще используют в разных регионах, чем в целом по России. Но и здесь главными «действующими лицами» оказались омонимы.

Чаще всего омонимами оказываются фамилии и топонимы — названия населенных пунктов, рек, районов. Например, слово "даровушка" в словаре объяснено как "дарун, дарунок, дарунчик м. Яндекс сравнил поисковые запросы пользователей со словарём Даля Больше всего омонимов 9 из 10 оказалось в Воронежской области и Республике Тыва, а меньше всего 2 из 10 в Москве, Московской и Астраханской областях и Санкт-Петербурге. Так, наиболее популярным словом из словаря Даля в поисковом запросе в Москве оказалось слово «перевирочный» [«Перевиральный, перевирочный или перевирный, перевранный — к пустым, вздорным вестям, вракам относящ. Оно использовалось в следующем виде: «Украинська мова завдання для перевирочных робит Г. В Барае». А вот в Подмосковье наиболее популярным оказался более привычный пока глагол «глазеть».

Плоть — тело. Плюсеное — грязное, заброшенное, всякая «дрянь». Повадка — поблажка, потачка, привычка к чему-либо. Повадно — привычно, легко, приятно. Повалушка — общая холодная летняя спальня. Поверстаться — сравняться, поровняться. Поветь — крыша над скотным двором, также настил над скотным двором, где хранили сено, крытый теплый двор. Повивальная бабушка — женщина, оказывающая акушерскую помощь при родах. Повивка — обмотка, обвивка. Повой — повойник, головной убор, шапочка из ткани замужних женщин; обряд повивания невесты во время которого на нее надевают повойник. Погост — сельское кладбище, церковь с кладбищем, земельным участком и домами притча. Погребец — дорожный ларец с отдельным местом для посуды. Погутка — прибаутка, побаска. Подвох — злонамерное действие с целью подвести кого-то. Поджид — ожидание, от слова «поджидание». Подклеть — помещение в фундаменте дома, служившее для разных хозяйственных нужд. Подоплека — подбой у крестьянской рубахи, от плеч по спине и груди. Подреза — «сани с подрезами» — с окованным санным полозом. Поезд — поезжане на свадьбе седячие — также свидетели на свадьбе, но с другой стороны — жениха или невесты. Пожитки — мелкое имущество, вещи. Пожня — луг, покос; нива, засеянная пашня. Позорище — зрелище, представление. Покров — христианский осенний праздник в честь Богородицы 1 октября по ст. Покуть — передний угол; почетное место за столом и на пиру. Полати — деревянный настил в избе для спанья. Устраивается под потолком от печи до наружной стены. Полба — культурный злак, разновидность пшеницы. Полдень — юг. Полица — пола, нижняя часть одежды. Полно — достаточно. Полтевое мясо от полть, полотки — разделанная вдоль на две части тушка птицы. Полтина — старинная монета достоинством в пятьдесят копеек или сумма в пятьдесят копеек. Полушка — старинная монета достоинством в четверть копейки.

Как из рога изобилия Когда мы говорим о богатстве русского языка, то всё больше убеждаемся в верном афоризме А. Пушкина, сказавшего, что «язык неистощим в соединении слов». Это и о фразеологизмах. Можно открыть словарь фразеологизмов, различные сборники пословиц и поговорок и заметить, что многие сочетания слов, крылатые выражения имеют «крестьянскую биографию». Это навеяно еще и горечью, что с исчезновением крестьянства главного источника русской речи язык наш скудеет, становится маловыразительным, бесцветным… Мой собеседник в деревне, маленький, щуплый старик, прошлой осенью почивший, всегда с радостью встречал меня на своей лавке и, закуривая цигарку с самосадом, от которого закатывали глаза даже куры, шнырявшие возле ног деда, говорил мне: «Садись, языки почешем, а то в деревне — никого. Скукота смертная — мухи мрут». С дедова языка фразеологизмы сыпались как из рога изобилия. Я ему об этом тут же сказал. Я ему, упростив, объяснил, что истинное происхождение словосочетания «рог изобилия» кроется в древнем поверье, что подлинное изобилие заключено в роге козы или быка. Это пришло к нам из Древней Греции, пояснил я деду. В магазинах ваших всего полно. И, правда, как из рога изобилия. Но всё не нашенское. Видно, выбились из колеи мы, раз позарились на чужое. А ить сказано народом: «На чужой каравай рот не разевай, а свой затевай! Но о чем там думают и чем думают? Одна сутолока, свалка и суета людская. Ничего там не разберёшь, кто правый. Наверное, чтобы дыма было больше, дед скрутил еще одну цигарку: комары покою не давали, и старик курил не переставая. А депутатов этих, шалопутов, волк за ночь не перегрызет. Держать их на привязи надобно — вот что я тебе скажу, — всё более горячился старик, и пальцы его от нервных речей дрожали и сыпали искры с горящим табаком на траву под ногами. Окончательно распалившись, он заключил: — Наломали дров, сучьи дети! Погляди на взгорок, там была ферма об двадцати строениях. А теперь — бурьян. Одни лисицы бешеные живут… Нет. Надо брать в шоры всю власть, а то внуки по миру пойдут. Дед задумчиво посмотрел на вечереющее небо и сказал мне: — Пора домой. Вон уже и одуваны зажмурились, к ночи готовятся. Действительно, луг еще час назад был золотым, а теперь одуванчики спрятали золотые лепестки, и он стал зеленым. Я сказал старику «до свидания», потому что хотелось непременно встретиться с ним еще раз, чтобы сполна насытиться образными выражениями, которыми сыпал старик из своих уст как из рога изобилия. О богатстве нашей речи можно судить, например, по тому, как мы используем синонимы родного языка. Особенно интересны так называемые народные синонимы, которые использовали в русских говорах. Лингвисты насчитали их около четырех тысяч. Мы живем в Курской области, и нам небезынтересно знать, что такое «русский курский» язык. То есть, какие слова и выражения используют земляки в обыденной речи, какие народные синонимы «гуляют» иногда по курскому Подстепью. Эта зарисовка небольшая и всё многообразие народных синонимов «курского русского» отобразить не может. Однако вот одна иллюстрация к сказанному, которая воскресла в памяти. Как-то ранней весной находясь в деревне, еще не потерявшей своих коренных жителей, я метался по огородам в поисках трактора, чтобы вспахать огород. Мощные агрегаты с плугами то тут, то там натужно ревели, вздыбливая лемехами созревший чернозём. Наткнулся на соседского деда, ходившего по волнистой неровной пашне, чертыхаясь и отпуская в адрес тракториста те слова и выражения, которые нельзя назвать печатными. Увидев меня, «сбавил обороты» и перешел на «культурную лексику». Абы как! Я давно привык к тому, что все огороды местные жители называли «усадьбой». Значение выражения «абы как» тоже мне стало очевидным в «данном контексте» дедовой речи. Но я молчал, и дед счел нужным перевести мне с «русского курского» на общепринятый, как ему казалось, русский: «Кое-как вспахал, тяп да ляп, шаляй-валяй, лишь бы сварганить да по-шустрому магарыч стребовать. Дак анадысь, то исть, вчерась, заскакивал ко мне, — вопил дед, жалуясь на тракториста, — налил же я ему, аспиду, цельный малинковский — под анютин поясок. Пей, думаю, хоть захолонись ею, лишь бы вспахал по-людски. Я вспомнил, что дед однажды уже давно, когда был жив и тайком от бабки черпал из фляги самогон налил и мне огромный граненый, о шестнадцати гранях, стакан, который он называл «малинковским». Грани доходили до верхнего ободка, который и значился «анюткиным пояском». Если бы я был немцем, то умер бы сразу, захолонился бы им, свёкольным первачом. Но я оказался русским человеком… Дед налил еще, говоря: «Пей взаправду, а то заобижусь…» Провожая, дед благодарил меня: — Спасибо, что не чапурился, не выкобенивался, не важничал, не брезговал хрестьянской жизнью. А большаком не иди: на широкой дороге… бабы глазастые да языкастые, ну их к лешему, треп подымут по всей деревне… Иди огородами. А опосля заходь, когда вечерять буду, опохмелимся — первачом. Я понял, что идти огородами в «данном контексте» означало «идти тайком от баб». Чтобы не прослыть, по местному выражению, алкачом. Я плелся по стежке, путаясь в поросли одуванчиков, и видел, как в дедовом саду курился сизый дымок. Дед возобновлял работу «анюткиной фабрики» — так он называл установку с самогонным аппаратом… Я шел и успокаивал себя тем, что находился не абы где, а у замечательного деда, обладателя той «курской русской речи», ради которой готов был пойти на грешное предприятие с выпивкой… Тех, кто ломает русский язык, а с ним и сознание граждан, можно сравнить с разносчиками инфекции. На исконно русские слова нужен переводчик? Однажды своим городским ученикам читал я «Метель» А. Как всегда в таких случаях, перед чтением пояснил ребятам слова, которые устарели и не могут быть восприняты ими с налету. Я был уверен, что всё остальное будет детьми понято. И вот читаю фразу «Но едва Владимир выехал за околицу в поле, как поднялся ветер и сделалась такая метель, что он ничего невзвидел». Краем глаза отслеживаю некое замешательство на лицах моих подопечных. Спрашиваю: «Что вызвало ваше недоумение? Это даже нельзя было назвать недоумением. Это было такое огорчение, которое можно испытать при глубоком разочаровании, когда вдруг находишь, что твои собеседники не разумеют простых, ясных вещей, понятий и слов. Мне, прожившему всё детство в селе, не могло прийти в голову, что современные городские ребятишки, не знакомы с очевидными, общеупотребительными словами! С такими, как «околица», например! Именно с этого случая и пошел отсчет возникшему у меня тягостному огорчению. Оно связано с потерей русскими людьми, семьдесят процентов или более проживающими теперь в городах, целого пласта великолепных русских слов: «урбанизированное бытие» стёрло их из народной памяти. И жутко подумать, что с потерей деревни — родника нашей духовности и исконной культуры — мы утратим прекрасную русскую речь. А взамен — чудовищно звучащее англоязычие: айпад, айфон, твиттер, тренд, треш, вип-персона, топ-менеджер, дилер, триллер и прочий чужеземный мусор. Конечно, я не осознаю себя человеком с безнадежно посконным видением жизни и понимаю неизбежность некоторых заимствований. Но когда мои внуки или другие дети с бойкостью и завидной расторопностью усваивают чужеродную лексику вроде «драйв», а на свою, родную, кровную требуют переводчика, то «как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома»! Валентин Непомнящий, один из самых авторитетных нынче пушкинистов, сказал об этом так: «Для Тургенева великий язык, данный «великому народу», был защитой от «отчаяния», вызываемого реальностью жизни; нынче же отчаяние то и дело вызывает состояние самого языка: он сам болен, на каждом шагу свидетельствуя о том, что «совершается дома…» «В поле, за околицей, там, где ты идешь, и шумит и клонится у дороги рожь…», — звучала в пору моей юности простенькая, но милая песенка. И каждому моему сверстнику, даже если он находился в городской квартире, словно наяву виделось: конец сельской улицы, поворот — вдоль огородов плетни или ограды. Начиналась в конце улицы околица! А дальше — проселок, грунтовая дорога до следующей деревни.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий