О том, с какой целью Украина стянула военных к границам Приднестровья и может вторгнуться в непризнанную республику, почему Молдавия не реагирует на эскалацию и как долго смогут обороняться российские миротворцы — в материале «». «Но если Молдова в попытке восстановить свою территориальную целостность решит захватить Приднестровье, то Румыния, естественно, будет двумя руками «за», — пояснил Земцев.
Наша миссия
Для Украины и Молдовы Приднестровье стало своего рода тем, чем был для Рима Карфаген. Для того чтобы переговорный процесс по ситуации вокруг Приднестровья вышел из тупика, власти Молдавии должны пересмотреть свою политику по данному вопросу, заявила 28 апреля официальный представитель МИД РФ Мария Захарова. Благодаря доступу Молдовы к Европейскому Союзу, треть экспорта Приднестровья идет на рынок ЕС.
По разные стороны стола. 30 лет назад начались переговоры между Молдовой и Приднестровьем
История вооруженного конфликта между Приднестровьем и Молдовой восходит к событиям конца 1980-х годов, когда летом 1989 года Верховный Совет Молдавской ССР (МССР) принял законы о языке. Россия продолжает настаивать на урегулировании конфликта с учетом интересов обеих сторон — и Молдовы, и Приднестровья. История вооруженного конфликта между Приднестровьем и Молдовой восходит к событиям конца 1980-х годов, когда летом 1989 года Верховный Совет Молдавской ССР (МССР) принял законы о языке.
Наша миссия
Правовую базу участия России в урегулировании конфликта в Приднестровье изначально содержало Соглашение о принципах мирного урегулирования вооруженного конфликта в Приднестровском регионе Республики Молдова. Это привело к конфликтам с русскоговорящей частью населения, а 2 сентября 1990 года по результатам референдума второй съезд Народных представителей Приднестровья объявил о создании Приднестровской Молдавской Советской Социалистической Республики. Ситуация в Приднестровье в 2024 году. Приднестровье сегодня — Политолог предрек Молдавии гражданскую войну из-за желания войти в Евросоюз.
Мятежный регион: что происходит в Приднестровье и возможна ли там новая война
Обмен грозными заявлениями по поводу ситуации вокруг Приднестровья необязательно является свидетельством надвигающегося столкновения, однако говорит о том, что разные стороны пытаются каждая по-своему разыграть ситуацию. Последние и самые главные новости из Молдавии и Приднестровья каждый день на EADaily. «Но если Молдова в попытке восстановить свою территориальную целостность решит захватить Приднестровье, то Румыния, естественно, будет двумя руками «за», — пояснил Земцев. Приднестровье попросило помощи у России из-за экономического и политического давления со стороны Молдовы.
Новости про Приднестровье
На молдавской стороне сражались волонтёры и наёмники из Румынии, на приднестровской — добровольцы из России, Украины и других республик постсоветского пространства. Затем группа бойцов Народного фронта Молдовы и кишиневского отряда полиции особого назначения ОПОН напали на мотострелковый полк российской армии, расположенный в селе Кочиеры близ Дубоссар. Президент Приднестровья Игорь Смирнов ввел чрезвычайное положение. Пик противостояния в Дубоссарах пришёлся на вторую половину мая 1992 года. Молдаванам с брошенных военных складов досталось 34 истребителя, 8 вертолетов, 54 БТР, 54 ПТУРС, 144 орудия, 87 минометов, 27 гранатометов, 50 пулеметов.
Усиленная группировка с 17 по 20 мая произвела более десяти безуспешных атак, а также подвергла Дубоссары интенсивному артиллерийско-минометному обстрелу. В Приднестровье было убито 60 человек, половина из которых - мирные жители. Кишинев обвинил Россию в нарушении нейтралитета. Однако военные, объясняя ситуацию, рассказали так: толпа приднестровцев, в основном женщин, проникла в воинскую часть и вынудила командование отдать танки.
Некоторые из тел приднестровских ополченцев были специально изуродованы. Так, был обнаружен труп Григория Батарчука с отрезанными пальцами и половыми органами, выколотыми глазами и вбитой в голову металлической расческой. Летом 1992 года центр противостояния переместился из Дубоссар в Бендеры, расположенные на правом берегу Днестра, но населённые преимущественно этническими великороссами и украинцами. Из регулярных войск на приднестровской стороне сражались 2-й Бендерский батальон, который поддерживали казачьи подразделения - всего - 1200 человек.
На молдавской стороне сражались 1-й, 3-й и 4-й моторизированные пехотные батальоны и бригада ОПОНа общей численностью около 5 тысяч человек, а также авиация. Тем не менее, молдавские силы были вскоре вытеснены за пределы города. Они сделали несколько заходов на цель и сбросили в общей сложности 14 бомб.
Скорее-таки речь идет о наиболее приграничных территориях. Другое дело, что с Запада поставляют все более и более дальнобойные ударные средства. Поэтому да, эта зона может начать расширяться. И в принципе, конечно, подготовить возможность для укрытия населения — это правильный шаг. Опять же, я не понимаю, почему это не было сделано раньше. Я не исключаю частичной эвакуации жителей, по крайней мере, из непосредственно приграничных районов.
Но, откровенно говоря, вряд ли что-то масштабное будет происходить, просто потому что возможности Украины по нанесению таких ударов пока что весьма и весьма ограничены. Сомнения по поводу качества планирования операции уже существуют. Да, недовольство жителей тех районов такой политикой, конечно, будет, и сомнения тоже. Но до тех пор, пока это все останется в ограниченных масштабах, я не вижу серьезного политического влияния на эти настроения. О ресурсах на ведение спецоперации на Украине Мое личное ощущение, что активные боевые действия, скорее всего, продлятся не больше месяца. Ограничены ресурсы со стороны России, со стороны Украины тоже. Потому что оружие оружием, но нужны люди, нужно горючее, нужны боеприпасы и все такое прочее. Очень сложно перебрасывать войска. Дальше будет еще сложнее, особенно, если Россия возьмется за мосты.
Чувствует ли Тирасполь себя на равных во время проведения тех или иных встреч в рамках переговорного процесса? Формулировки и принципы в рамках переговорного процесса чётко оформлены, в нашей дипломатической переписке никаких слов-паразитов вроде «так называемых», нет, конечно. Есть чёткое наименование Приднестровья как «Приднестровье» и Молдовы. Но в последнее время, действительно, молдавские политики, даже дипломаты, и даже мой визави как-то начали активно спекулировать, бравируя тем, что они могут называть Приднестровье с маленькой буквы. Для меня это что-то такое удивительное, это точно не адекватная реакция, в Европейском союзе нет требований использовать слова-паразиты или уничижительные эпитеты для диалога. Это бессарабское ноу-хау, может быть, что-то связанное с какими-то новыми принципами будущей Молдовы, которую они там строят, я не знаю. Это всё-таки тревожный признак, и с медицинской точки зрения такой определённый сигнал, да и с дипломатической — о том, что молдавские коллеги не готовы быть ответственными участниками диалога.
Но, повторюсь, в рамках переговорного процесса этой проблемы нет, потому что молдавские коллеги знают, как надо правильно именовать Приднестровье и как оформлять документы. Как изменилась тональность переговоров в последние 2 года, с началом боевых действий на Украине? Усилилось ли давление на Приднестровье со стороны молдавских переговорщиков? Изменилась, и речь не о тональности, а конкретных действиях. Молдова использовала закрытие Украиной границы с Приднестровьем, чтобы комплексно усилить давление на нас. Оформила гуманитарно-экономического блокаду, ограничивая все сферы жизнедеятельности. Примеров очень много, я уже говорил о лекарствах, о безопасности наших граждан, об экономике, о банковской работе.
Молдова создала проблемы и нашему производству, отдельным предприятиям. Кишинёв придумал, что электродвигатели могут быть, якобы, товарами двойного назначения. Номенклатура ЕС не включает это в товары двойного назначения, да и в Молдове они также не относятся к ним. Возможны ли в правовом государстве такие действия? Когда документально, юридически, не может быть товарами двойного назначения, но по политическим мотивам вся продукция, весь товарооборот наших предприятий должны проходить через комиссию по товарам двойного назначения, которая в принципе не может принять решение? Это привело к тому, что уже порядка 1,5 тысяч работников этих предприятий находятся без средств к существованию. Заводы простаивают, люди в вынужденных отпусках.
Во время визита действующего председателя ОБСЕ мы детально обсудили эту вопиющую ситуацию. Наши коллеги очень удивились, что блокируются поставки в страны Евросоюза, в ту же Румынию, в Чехию, а кроме того, в Казахстан, в Армению, в другие страны. То есть, если речь идёт о каких-то санкционных попытках воспрепятствовать торговле с Российской Федерацией, то нарушается вся торговля в принципе. Действительно, Молдова изменила свои подходы, они стали контрпродуктивными. Это большая проблема. Источник: Sputnik Moldova.
Для того чтобы переговорный процесс по ситуации вокруг Приднестровья вышел из тупика, власти Молдавии должны пересмотреть свою политику по данному вопросу, заявила 28 апреля официальный представитель МИД РФ Мария Захарова. Сейчас этот процесс находится в кризисе по вине Кишинёва, который нарушает договорённости и пытается оказывать на Тирасполь экономическое и иное давление, сказала Захарова. Очевидно, что без пересмотра молдавской стороной такой линии ожидать подвижек в процессе приднестровского урегулирования не приходится», — цитирует своего официального представителя пресс-служба МИД.
Мятежный регион: что происходит в Приднестровье и возможна ли там новая война
RU - Руководство Молдавии не допустит возобновления конфликта в Приднестровье, заявила на митинге в связи с 31-й годовщиной начала вооруженного конфликта на Днестре президент страны Майя Санду. Мы не позволим горячим головам превратить Приднестровье в арену нового военного конфликта", - сказала она. Мы не может забывать цену, которую заплатило общество за то, чтобы Молдавия продолжила свой путь к независимости, свободе и миру... Мы не хотели войны тогда и не хотим ее сейчас.
Новый виток В 2022 году на фоне спецоперации на Украине в Приднестровье снова начались провокации. В апреле там произошли три теракта, за которыми предположительно стоят украинские спецслужбы. Их мишенью также стало здание Министерства государственной безопасности Приднестровья — его обстреляли из гранатометов. В непризнанной республике был введен красный уровень террористической угрозы и даже был отменен парад 9 Мая. В непризнанной республике до сих пор проживают около 220 тысяч российских граждан, которых продолжают притеснять власти Молдовы. Это связано с их представлением о том, что в этом случае Россия будет вынуждена перебросить часть сил и средств на приднестровское направление, тем самым ослабив давление на ВСУ на юго-восточном и восточном направлениях", — считает историк Наталья Харитонова. Подпишитесь и получайте новости первыми Читайте также.
Этот социально-гуманитарный приоритет он и сегодня остается актуальным, особенно, если мы посмотрим на те проблемы, которые создаются Молдовой для Приднестровья. Это вопросы, связанные с блокированием лекарственных препаратов, давняя проблема, ещё пандемийного периода, которая сегодня остается острой, это отказ от поставки медоборудования, блокирование банковско-экономического развития Приднестровья и так далее. Был ли этот формат успешен с точки зрения решения важных для Приднестровья вопросов и почему Молдова упорно пытается его разрушить? Формат был, безусловно, успешен, если мы посмотрим на большой пакет заключённых договоренностей. Была динамика, подписание соглашений, стороны даже выходили на какие-то осязаемые планы по урегулированию.
Мы все прекрасно помним инициативы Примакова, Козака, планы Ющенко. В разные исторические периоды мы подходили к каким-то принципиальным решениям, но каждый раз именно молдавская сторона демонстрировала неготовность к исполнению тех или иных соглашений, неготовность идти дальше для того, чтобы поставить какую-то точку в рамках конфликта. У нас телефонная блокада была, экономическая. Очередной виток социально-гуманитарной блокады произошёл после 2019 года, когда у нас одна за одной возникли проблемы: летом — банковская блокада, потом проблемы с лекарствами и пошло дальше расширяться. Сегодня мы находимся в ситуации, когда приднестровцы вынуждены платить дань Молдове путем двойных таможенных экспортно-импортных пошлин.
И это еще пытаются оправдывать некими европейскими правилами или цинично заявляют о том, что это как бы равенство сторон и экономических агентов. Молдова использует мировой геополитический шторм и региональное напряжение, в том числе конфликт Украины и России, чтобы блокировать нормальный диалог. Причём, Кишинёв очень часто любит высказываться за других участников переговорного процесса. За Украину что-то рассказывает, пытается что-то рассказывать за Россию, за Приднестровье даже иногда. Так ли это?
Что касается спекуляции по поводу форматов. У нас был опыт с прошлым президентом Молдовы Игорем Додоном — прим. К сожалению, этот уровень диалога не привёл к ожидаемым результатам. И молдавская сторона как раз и отказалась от работы в этом формате. Было множество обращений, официальных письменных приглашений нашего президента к действующему президенту Молдовы Майе Санду — прим.
И здесь тоже есть проблемы, потому что мой визави, я так понимаю, имеет сложности с полномочиями. Есть предложения в части подписания соглашений, мы передавали согласованный экспертными рабочими группами текст нескольких документов, но мой визави боится его подписывать, не может. Это означает, что общение в таком формате, это, конечно, важная форма коммуникации, но назвать переговорным процессом или диалогом это нельзя. И уж тем считать диалог на уровне политпредставителей результативным тоже очень сложно. Это попытка имитировать переговорные процессы, называть переговорами политико-дипломатической коммуникацию.
Я полагаю, что это не совсем корректно. Переговоры — это когда мы обсуждаем конкретные проблемы и выходим на конкретные решения. И вообще, Россию, по его мнению, нужно исключить из переговоров, а вот Евросоюз, наоборот, должен стать не просто наблюдателем, а участником переговоров.
Говоря о "замороженном" конфликте в Приднестровье, эксперт подчеркнула, что в сложившихся условиях существует гипотетическая угроза захвата Россией южной части Украины и "замыкания" ее на территории Приднестровья. А это, в свою очередь, будет означать, что Украине перережут выход к морю. Кстати, на территории Молдовы есть еще один регион с особым статусом и, судя по сообщениям СМИ, там тоже могут выступить с аналогичным призывом к России и Турции. Речь идет о Гагаузии, автономии в составе Молдовы. За это время состоялось только одно заседание в Братиславе в конце 2019 года, которое завершилось безрезультатно", - напомнила политолог. По словам Айнур Ногаевой, "ситуация действительно тревожная".
Что происходит в Приднестровье: экономическая блокада со стороны Молдавии, обращение к России
В 2020 году президент Молдавии Игорь Додон пообещал предоставить Тирасполю некие гарантии и широкую автономию. Он убежден, что у Приднестровья нет будущего отдельно от Молдавии. Новый виток В 2022 году на фоне спецоперации на Украине в Приднестровье снова начались провокации. В апреле там произошли три теракта, за которыми предположительно стоят украинские спецслужбы. Их мишенью также стало здание Министерства государственной безопасности Приднестровья — его обстреляли из гранатометов. В непризнанной республике был введен красный уровень террористической угрозы и даже был отменен парад 9 Мая. В непризнанной республике до сих пор проживают около 220 тысяч российских граждан, которых продолжают притеснять власти Молдовы. Это связано с их представлением о том, что в этом случае Россия будет вынуждена перебросить часть сил и средств на приднестровское направление, тем самым ослабив давление на ВСУ на юго-восточном и восточном направлениях", — считает историк Наталья Харитонова.
Все это позволяет сделать вывод, что России необходимо в будущем более детально проработать свою политику по Приднестровью, чтобы избежать подобных пробелов9. Это еще раз подтверждает тот факт, что большая часть международного сообщества поддерживает позицию Молдавии, о которой уже говорилось выше. Против данной позиции выступает не только Россия, но и МИД ПМР, который сразу же напомнил, что присутствие в зоне конфликта российских миротворцев закреплено соглашением 1992 года10. Правовую базу участия России в урегулировании конфликта в Приднестровье изначально содержало Соглашение о принципах мирного урегулирования вооруженного конфликта в Приднестровском регионе Республики Молдова, которое было подписано 21 июля 1992 года в Москве президентами РФ Б. Ельциным и РМ М. Главным достижением этого соглашения явились договоренность о прекращении огня в зоне конфликта и обязательство РФ и РМ поддерживать это положение11. Не удалось реализовать, как уже отмечалось выше, и «Меморандум Козака»: с одной стороны, это произошло из-за противодействия Запада, с другой - по причине нежелания властей Молдовы сохранить присутствие в Приднестровье российских миротворцев. Тогда был подготовлен визит В. Путина в Кишинев, но в последний момент, явно поддавшись давлению со стороны Запада, Президент Молдовы В. Воронин отказался от подписания «Меморандума». Новое пришествие Д. Козака в процесс разрешения данной проблемы состоялось 11 июля 2018 года, когда, согласно Указу Президента РФ, он был назначен специальным представителем президента по развитию торгово-экономических отношений с РМ12, что рассматривалось как возврат к «Меморандуму Козака» 2003 года. Козак действительно развил бурную деятельность. Так, только в июне 2019 года он дважды посещал столицу Молдовы Кишинев, и его визиты в какой-то мере изменили расклад политических сил в стране. В частности, Д. Козак встретился не только с представителями традиционно считающейся пророссийской Партии социалистов Республики Молдова ПСРМ , лидером которой является Президент страны И. Додон, но и с представителями явно стоящего на прозападных позициях блока «ACUM» «Сейчас» , объединяющего партии «Платформа «Достоинство и правда» и «Действие и солидарность», которые стоят на правых позициях. В основном на базе этих объединений в РМ было создано правительство во главе с М. Санду в ноябре 2019 г. Плахотнюка, которого за глаза называли «хозяином Молдовы» и который долгое время возглавлял одну из наиболее влиятельных политических сил в стране - Демократическую партию СМИ даже писали, что бежал В. Плахотнюк весьма своеобразным способом - через неконтролируемое официальным Кишиневом Приднестровье в Одессу, а потом в неизвестном направлении. Осознавая важность и значимость контактов с Россией, ее роли в урегулировании конфликта в Приднестровье, руководство ПМР придает большое значение контактам с парламентариями РФ по вопросам урегулирования конфликта. В январе 2018 года президент ПМР В. Красносельский и министр иностранных дел В. Косачевым, в ходе которой были также обсуждены перспективы экономических связей13. Что касается последних, то соответствующий указ о выдаче жителям этих непризнанных республик паспортов в упрощенном порядке в конце апреля 2019 года подписал Президент РФ14. В Приднестровье же выдача российских паспортов началась задолго до того, как это стали делать в других непризнанных республиках постсоветского пространства. Что касается миротворческой миссии России в Приднестровье, то о ее значимости говорит хотя бы тот факт, что за 27 лет в разделительной зоне безопасности по Днестру не произошло ни одного столкновения, которое сопровождалось бы человеческими жертвами. Эту тенденцию отмечают и в самой ПМР. В частности, в конце июля 2019 года пресс-служба президента ПМР В. Красносельского распространила заявление, приуроченное к 27-летию начала миротворческой операции на Днестре. В нем отмечалось, что деятельность российских миротворцев демонстрирует надежный и эффективный механизм преодоления данного конфликта и неповторения кровавых событий в этом регионе, которые имели место в 1992 году15. Кроме того, президент ПМР лично вручил в городе Бендеры государственные награды республики военнослужащим, отличившимся при проведении миротворческой операции. Проблема Приднестровья остается особой заботой российско-молдавских отношений, в которых наметилось потепление после прихода к власти в республике лидера ПСРМ И. В сентябре 2019 года Президент РМ посетил Россию с официальным визитом, в ходе которого были обсуждены вопросы российско-молдавского сотрудничества и, главное, поставок в Молдову российского газа. Встреча И. Додона с В. Накануне Молдавский коммерческий банк, в котором открыты счета ряда предприятий ПМР, заблокировал проведение всех операций, мотивируя это тем, что приднестровские предприятия якобы занимаются отмыванием денег. Всего в молдавских банках обслуживалось более 400 предприятий Приднестровья. В ПМР это обвинение расценили как действие, которое ставит под угрозу наметившийся диалог представителей конфликтующих сторон. Целью такого формата, уже доказавшего свою эффективность, является нахождение приемлемой площадки для переговоров по приднестровской проблеме. Чуть позже эта тема получила развитие в ходе переговоров Д. Козака с премьер-министром РМ М. Но глава молдавского правительства вновь настаивала на том, что руководство республики ни при каких обстоятельствах не согласится на федерализацию страны. В свою очередь, представитель России заверил, что этот вопрос в любом случае не будет решаться без участия молдавских властей16. В противовес России они всецело поддерживают позицию РМ, утверждая, что именно вмешательство РФ в Приднестровский конфликт ведет к невозможности принятия адекватного разрешения - то есть условий Кишинева. Как и Россия, западные политические структуры изначально пытались участвовать в выработке механизмов прекращения данного противостояния, но шли здесь несколько иными путями. Соединенные Штаты до начала XXI века вообще мало уделяли внимания РМ и Приднестровью, поскольку рассматривали эти образования в качестве так называемых «барьерных государств», которые должны отделить Россию от Европы на западе, от Черноморского бассейна на юге и от Каспийского бассейна на востоке.
Все просто: «Россия провоцирует». Но все понимают, что провокации возможны как раз со стороны киевского режима и его западных кураторов. Ранее председатель движения «Мы вместе с Россией», член главного совета администрации Запорожской области Владимир Рогов сообщил РИА «Новости», что «согласно поступившей оперативной информации, режим Зеленского отдал приказ о переброске войск к границам Приднестровья». По его мнению, планы киевских властей в очередной раз доказывают, что границы спецоперации нужно расширить до Одессы. Самая сложная позиция российских войск сейчас не на Донецком направлении, не на Запорожском направлении, а именно в Приднестровье, считает украинский журналист и общественный деятель Дмитрий Василец. С одной стороны, Молдавия, куда, по его мнению, в негласном порядке уже зашли румынские войска — «и в районе Приднестровья ведут свою разведывательную и подрывную деятельность». В Киеве признали факт стягивания войск и обосновали это некоей угрозой с этого направления «С другой стороны, натовские войска на территории Украины. Фактически российская группировка войск миротворцев на базах в Приднестровье — они окружены с двух сторон», — констатировал Василец в очередном своем видео. Он добавил, что на территории Приднестровья большое количество граждан РФ и там же находятся большие склады вооружений. По мнению журналиста, именно эти склады натовские войска постараются атаковать с целью их захвата, чтобы ликвидировать снарядный голод ВСУ. И здесь речь идет о том, будет ли все-таки удар по миротворцам российским в Приднестровье или нет. И если он будет, то, конечно же, это очень печально закончится для государства Молдова», — сказал Василец, пояснив, что это «будет означать прямую конфронтацию с Российской Федерацией».
В 2003 году Россия предложила еще одну модель урегулирования данного конфликта, которую обосновал Д. Козак в связи с этим документ получил название «меморандум Козака» , являющийся ныне заместителем председателя правительства РФ, а в ту пору - бывший заместителем руководителя администрации президента РФ. Главная идея «Меморандума» сводилась к плану создания на территории Молдовы ассиметричной федерации под названием «Федеративная Республика Молдова», в составе которой должны были быть представлены два субъекта федерации - Приднестровье и Гагаузия, что выглядело вполне оправданным5. Этот документ предусматривал нахождение до 2020 года на территории будущей федерации российских миротворцев, что и вызвало наибольшие возражения - этого не хотели ни Запад, ни молдавское руководство. А начавшиеся в Молдове массовые антироссийские выступления окончательно поставили крест на этом проекте, который в итоге так и не был реализован. Не удалось решить приднестровскую проблему и путем создания «Постоянного совещания по политическим вопросам в рамках переговорного процесса по приднестровскому урегулированию». Отчасти это объяснялось абсолютно различными подходами участников процесса к урегулированию конфликта. С 2011 года начался третий этап урегулирования, который продолжается по настоящее время. Попытка решить на этом этапе приднестровскую проблему была связана со сменой президентов в самой непризнанной республике. В течение 20 лет с декабря 1991 г. Смирнов, в 2011-2016 годах президентом ПМР был Е. Шевчук, а с 2016-го главой республики является В. Несмотря на различные политические предпочтения, позиция всех трех президентов оставалась неизменной - ПМР является независимым государством, и в этом качестве республика должна быть признана международным сообществом6. Диаметрально противоположный взгляд на данную проблему имеет руководство РМ. Обращает на себя внимание то, что позиция официального Кишинева существенно не изменилась и после избрания в 2016 году Президентом страны социалиста И. Додона, который неоднократно заявлял, что Приднестровье - неотъемлемая часть РМ, и никак иначе этот вопрос рассматриваться не может. Несмотря на ряд встреч и переговоров, которые в двустороннем формате провели И. Додон и В. Красносельский, эта позиция молдавского руководства остается неизменной7. Российский фактор процесса Проблемным остается вопрос и о присутствии в широком смысле России в Приднестровье. С определенной долей условности здесь можно выделить несколько сегментов. Во-первых, военное присутствие. Местное население в целом согласно с тем, что Россия продолжает оставаться главным гарантом безопасности в регионе; это присутствие поддерживается и руководством ПМР. Во-вторых, политическое присутствие. Оно выглядит более проблемным в связи с тем, что не налажен механизм постоянных политических контактов и консультаций между двумя сторонами. Однако это отчасти компенсируется достаточно регулярными переговорами на уровне парламентских делегаций и наличием должности спецпредставителя Президента РФ по торгово-экономическим отношениям с Молдовой с июля 2018 г. Козак , которая появилась взамен упраздненной должности спецпредставителя Президента РФ по Приднестровью. В-третьих, социально-экономическое присутствие является крайне несбалансированным. Важным шагом, с одной стороны, стало решение о выплате российских пенсий приднестровским пенсионерам, правда не всем, а только гражданам России, постоянно проживающим на территории Приднестровья. Но при этом в Приднестровье практически не реализуются какие бы то ни было серьезные инвестиционные проекты, за исключением деятельности российского инвестора «Интер РАО», который владеет Молдавской ГРЭС, осуществляет поставки электроэнергии главным образом на молдавский рынок, но при этом активно работает и в Приднестровье. В целом же российский бизнес, несмотря на крайне либеральное по отношению к иностранным инвесторам законодательство Приднестровья, не спешит развивать свою активность в этой непризнанной республике. В-четвертых, гуманитарное сотрудничество достаточно активно развивается, на регулярной основе проводятся конкурсы, олимпиады, научные конференции, семинары и т. Но возникает большой вопрос: достаточно ли этого для маленькой республики, зажатой между ориентирующимися на США и ЕС Молдовой и Украиной? Ведется ли активная работа по линии соответствующих российских ведомств, например Россотрудничества и др.? В-пятых, оставляет желать лучшего институциональное сотрудничество, то есть постоянное взаимодействие российских и приднестровских профильных органов. В ПМР работают несколько пунктов выездного консульского обслуживания, общественные приемные отдельных депутатов Госдумы, но отсутствуют полноценные консульские учреждения, нет генерального консульства, так и не было создано «Бюро специального представителя Президента России по Приднестровью» о его создании в свое время заявлял Д. Рогозин, занимавший эту должность в 2012-2018 гг. Нет аккредитованных в России специальных центров, которые могли бы контролировать поставки в Россию приднестровской продукции. Все это позволяет сделать вывод, что России необходимо в будущем более детально проработать свою политику по Приднестровью, чтобы избежать подобных пробелов9. Это еще раз подтверждает тот факт, что большая часть международного сообщества поддерживает позицию Молдавии, о которой уже говорилось выше. Против данной позиции выступает не только Россия, но и МИД ПМР, который сразу же напомнил, что присутствие в зоне конфликта российских миротворцев закреплено соглашением 1992 года10. Правовую базу участия России в урегулировании конфликта в Приднестровье изначально содержало Соглашение о принципах мирного урегулирования вооруженного конфликта в Приднестровском регионе Республики Молдова, которое было подписано 21 июля 1992 года в Москве президентами РФ Б. Ельциным и РМ М. Главным достижением этого соглашения явились договоренность о прекращении огня в зоне конфликта и обязательство РФ и РМ поддерживать это положение11. Не удалось реализовать, как уже отмечалось выше, и «Меморандум Козака»: с одной стороны, это произошло из-за противодействия Запада, с другой - по причине нежелания властей Молдовы сохранить присутствие в Приднестровье российских миротворцев. Тогда был подготовлен визит В. Путина в Кишинев, но в последний момент, явно поддавшись давлению со стороны Запада, Президент Молдовы В. Воронин отказался от подписания «Меморандума».
Глава ПМР: прямой путь к мировой войне лежит через Приднестровье
Удар из Приднестровья или совместная миссия с Турцией — как Россия может защитить Гагаузию | Я слышал и читал разные высказывания о том, что Румыния может и захочет воспользоваться конфликтом на Украине, чтобы прибрать Молдавию и Приднестровье. |
История Приднестровского конфликта — 25.07.2022 — Статьи на РЕН ТВ | Приднестровье попросило помощи у России из-за экономического и политического давления со стороны Молдовы. |
Обстановка в Молдавии за 27 ноября — 3 декабря 2023 года | Сегодня любой оппозиционер в Молдове — это уже изначально предатель, любое политическое мероприятие заканчивается арестами, сопровождается обысками и наказаниями со стороны проевропейского режима. |
«Шутки закончились». Почему НАТО не начнет войну с РФ из-за Приднестровья
Приднестровье — последние и свежие новости сегодня и за 2024 год на | Известия | О том, с какой целью Украина стянула военных к границам Приднестровья и может вторгнуться в непризнанную республику, почему Молдавия не реагирует на эскалацию и как долго смогут обороняться российские миротворцы — в материале «». |
Обстановка в Молдавии за 27 ноября — 3 декабря 2023 года | Официальный комментарий властей Молдовы по поводу атаки беспилотника в Приднестровье. Молдова отрицает «украинский след» и рассматривает инцидент как провокацию. |
Приднестровский конфликт и вопросы урегулирования | Что происходит в Приднестровье: экономическая блокада со стороны Молдавии, обращение к России. |