"Задача курса "Основы Российской государственности" – заложить основы формирования гражданского мировоззрения студента и укрепить его гражданскую идентичность. Мы начинаем важный этап по внедрению курса "Основы российской государственности" в образовательные программы высшего образования России. Его главной целью является разработка курса "Основы российской государственности", который должен дать представление о России как цивилизации. Об этом в беседе с «БИЗНЕС Online» рассказал Андрей Полосин, проректор РАНХиГС при президенте РФ, научный руководитель проекта «ДНК России», в рамках которого был разработан обязательный курс «Основы российской государственности» для студентов. «Курс “Основы российской государственности” является междисциплинарным и представляет синтез всего имеющегося социально-гуманитарного знания.
В России началась подготовка специалистов для преподавания основ российской государственности
По его словам, когда идёт речь об инновациях в сфере образования, особого внимания требует методическая проработка курса. Тогда мы получим эффект и возможность говорить со студентами о том, что такое государственность и зачем нам ее изучать», — уточнил Бобков. Разработкой методик занимается проект «ДНК России».
Перевезенцев познакомил участников проекта с первыми результатами совместных исследований на эту тему с другими экспертами РОП — преподавателями кафедры социологии и психологии политики факультета политологии МГУ доктора политических наук Селезневой Антонины Владимировны и кандидата исторических наук Евгеньевой Татьяны Васильевны. В своих исследованиях аксиологических основ российской государственности эксперты пришли к выводу, что в общественно-политическом сознании народа, помимо духовно-нравственных и социально-политических ценностей, значительную роль играют ценности, которые можно назвать духовно-политическими.
Русская социально-политическая мысль на протяжении многих столетий развивалась в русле православной традиции и была прежде всего духовно-политической. Значимость социальных и политических идей определяется их духовным содержанием, тем, насколько они способствуют реализации в социально-политической практике православных идеалов.
Герцена Роман Соколов в своем докладе поделился мыслями о том, какой дизайн преподавания курса по истории является наиболее эффективным с точки зрения решения поставленных перед ним задач. Она говорит о том, как все обстояло на самом деле, не скрывая и не ретушируя. Нам не нужно ничего выдумывать: наша история достаточно богата материалом для выработки чувства гордости за свою страну», — подчеркнул эксперт. Доктор философских наук, профессор, директор высшей школы философии, истории и социальных наук БФУ Роман Светлов в своем выступлении отметил, что ценностно ориентированные курсы не могут быть просто «добавкой» образовательным программам: Как и в случае с критическим мышлением, ценность вырабатывает не на отдельной «паре», но на всех занятиях в целом.
В своих исследованиях аксиологических основ российской государственности эксперты пришли к выводу, что в общественно-политическом сознании народа, помимо духовно-нравственных и социально-политических ценностей, значительную роль играют ценности, которые можно назвать духовно-политическими. Русская социально-политическая мысль на протяжении многих столетий развивалась в русле православной традиции и была прежде всего духовно-политической. Значимость социальных и политических идей определяется их духовным содержанием, тем, насколько они способствуют реализации в социально-политической практике православных идеалов. Духовные, религиозные идеалы становятся критериями для оценки как конкретных политических деятелей, так и создаваемой ими политической системы общества.
Экспертный клуб «ДНК России»: проект рабочей тетради «Основы российской государственности»
"Задача курса "Основы Российской государственности" – заложить основы формирования гражданского мировоззрения студента и укрепить его гражданскую идентичность. Губернатор Олег Кожемяко поприветствовал участников окружной научно-методической конференции «Основы российской государственности» в Приморье в пятницу, 17 марта. Проректор по учебной работе РГЭУ (РИНХ) Василий Боев принимает участие в работе конференции «Мировоззренческий вектор технологического лидерства России», проходящей в рамках проекта «ДНК России» при поддержке Минобрнауки РФ.
В российских вузах появится идеологический предмет «Основы российской государственности»
Он считает, что курс будет иметь «мощную воспитательную функцию». Шутов также сказал, что сейчас разрабатывается четвертое поколение государственных образовательных стандартов по политологии, будет создан новый учебник по этой науке. Правда, он напомнил о печальном опыте «научного коммунизма» и посоветовал не попадать в ту же самую ловушку, поэтому предложил курс основ российской государственности преподавать через современные формы подачи материала. Выступила на круглом столе и представитель Минобрнауки — замдиректора департамента молодежной политики Анна Брайнес. По ее мнению, курс основ российской государственности позволит ответить молодым людям на вопросы «кто я?
На Госсовете по молодежной политике 22 декабря президент официально предложил ввести «основы» в программу вузов, а 29 января поручил Минобрнауки до 1 августа разработать и включить предмет в образовательные программы вузов.
Директор института истории и социальных наук РГПУ им. Герцена Роман Соколов в своем докладе поделился мыслями о том, какой дизайн преподавания курса по истории является наиболее эффективным с точки зрения решения поставленных перед ним задач. Она говорит о том, как все обстояло на самом деле, не скрывая и не ретушируя.
Нам не нужно ничего выдумывать: наша история достаточно богата материалом для выработки чувства гордости за свою страну», — подчеркнул эксперт.
В его разработке и обсуждении приняли участие три тысячи преподавателей из 562 университетов России. Балтийский федеральный университет выбрали одним из опорных вузов для разработки содержания модуля, подготовки педагогов, обеспечение экспертной и информационной поддержки курса. Новые задачи обсудили эксперты на IV Симпозиуме «Антропологическая миссия современного образования», который состоялся на базе калининградского вуза 18 апреля. Симпозиум открыл президент БФУ им.
Проект призван объединить академическое сообщество и на межпредметной и междисциплинарной основе создать профессиональную дискуссию по поводу российского мировоззрения. В рамках проекта запущены десятки грантовых исследований, направленных на его изучение. Ученые со всех регионов России понимают и осознают важность данной проблемы. Участники проекта «ДНК России» уже успели выделить ориентиры российского мировоззрения. Сюда входят созидание, служение, солидарность, стабильность и суверенитет.
ДНК России: основы государственности
Считаю очень полезным введение основ российской государственности и на другие направления», — рассказал заместитель председателя Государственного Совета РК Владимир Бобков. По его словам, когда идёт речь об инновациях в сфере образования, особого внимания требует методическая проработка курса. Тогда мы получим эффект и возможность говорить со студентами о том, что такое государственность и зачем нам ее изучать», — уточнил Бобков.
Образовательный курс будет проходить в формате увлекательных интерактивных занятий. Студентов ждут экскурсии, дискуссии, деловые игры и т. И образовательный курс «Основы российской государственности» как раз про это.
В УМК нового курса будут внесены финальные корректировки, а уже 10 апреля состоится утверждение концепции курса «Основы российской государственности» межведомственной рабочей группой. С 11 апреля будет запущена программа дополнительного профессионального образования для преподавателей высшей школы. Напомним, что курс «Основы российской государственности» разрабатывается в соответствии с рекомендацией экспертного Совета комиссии Государственного Совета РФ по направлению «Наука» и поручением Президента. Магистральной задачей курса является формирование у молодёжи представления об особенностях исторического пути становления и развития российского государства, ценностных константах и ориентирах, вызовах будущего, а также возможностях профессионального развития.
На конференции в Санкт-Петербурге рассказали, каким будет учебный курс «Основы российской государственности» Создатели курса обещают, что это будут «увлекательные интерактивные занятия: экскурсии, дискуссии, деловые игры». Эксперты обсудили концепцию курса «Основы российской государственности», который стартует в российских вузах уже 1 сентября 2023 года, с учётом региональной специфики высших учебных заведений, расширение и оптимизацию педагогического инструментария и образовательных технологий, а также проработали алгоритмы внедрения курса в учебные планы в ближайшее время. По словам начальника управления развития компетенций Новгородского государственного университета имени Ярослава Мудрого Инны Андреяновой, формирование у молодёжи представления об особенностях исторического пути становления и развития российского государства, ценностных константах и ориентирах, вызовах будущего сейчас имеют особую актуальность.
В российских вузах появится идеологический предмет «Основы российской государственности»
Научно-методическая конференция «Основы российской государственности» собрала представителей более 40 вузов Сибири. Основы российской государственности: учебное пособие для студентов естественно-научных и инженерно-технических. Проректор Донского ГАУ по молодежной политике, воспитательной и социальной работе Светлана Гуржий приняла участие в конференции «Основы российской государственности», которая прошла в рамках проекта «ДНК России» при поддержке Минобрнауки РФ. Россия как социальное государство: конституционная модель и реальность М.: Изд-во СФ ФС РФ, 2007.
Для «Основ российской государственности» подготовили 6 тыс. преподавателей
Проход по ссылкам навигации Конференция «Экономические основы российской государственности» в рамках проекта «ДНК России». Научно-методическая конференция «Основы российской государственности» собрала представителей более 40 вузов Сибири. ЭИСИ провел круглый стол «ДНК России: основы государственности». Проректор по учебной работе РГЭУ (РИНХ) Василий Боев принимает участие в работе конференции «Мировоззренческий вектор технологического лидерства России», проходящей в рамках проекта «ДНК России» при поддержке Минобрнауки РФ. Новый предмет получит название «Основы российской государственности». — обсудить актуальные проблемы в области российской государственности.
Ученые разрабатывают курс «Основы российской государственности» для вузов
Слушателями станут студенты всех специальностей: как гуманитарных, так и технических. Создатели курса обещают, что «Основы российской государственности» — это «не скучные лекции, а увлекательные интерактивные занятия: экскурсии, дискуссии, деловые игры». Проект «ДНК России» направлен на вовлечение академического сообщества в решение практических задач в области просвещения, высшего образования и молодёжной политики. Фото: пресс-служба проекта «ДНК России».
Этот компонент должен оказаться в наших методических материалах, - подчеркнул Андрей П олосин. В целом по итогам двухдневной работы конференции ее участники сошлись во мнении, что курс должен включать как можно больше живых дискуссий и наглядного интерактивного материала: деловых игр, интеллект-карт и так далее. Однако, несмотря на многообразие предложений, к преподаванию "Основ российской государственности" необходимо утвердить единый подход.
Этот подход влияет абсолютно на все науки. Чтобы быть современным, устремлённым в будущее, не обязательно жить по чужим стандартам, нужно идти своим путём. Нам нужно учиться на уроках прошлого, ведь накоплен огромный опыт. Всё это и нужно переводить в преподавание, и постепенно всё будет меняться. Анна Брайнес, замдиректора Департамента государственной молодежной политики и воспитательной деятельности Министерства науки и образования РФ: — Молодёжь требует ответы на то, что их окружает, как они могут себя более комфортно чувствовать. Этот курс может закрыть много подобных важных вопросов, даже с философской точки зрения. Курс сможет формировать образ будущего для молодёжи, образ самоощущения не только во благо себе, но и во благо окружающих, того пространства, в которым молодые люди живут. Также курс положит и огромную основу для научно-исследовательской деятельности. Это та сфера, где также можно себя развить и как учёного. Наша задача — вести общественный, научный диалог. И делать это не только внутри страны.
Заместитель начальника управления образования, учитель истории Ирина Хуако уверена, что новый подход и новая концепция преподавания — необходимость. Подобные дисциплины преподавались и ранее на факультетах гуманитарного профиля. Нужно еще, чтобы это изучение сопровождалось хорошими учебниками, где будут представлены самые глубинные смыслы. Тогда мы получим эффект и возможность говорить о том, что такое государственность и зачем нам ее изучать, — подчеркнула Ирина Кадырбечевна.
ДНК России: СКФУ запустил курсы подготовки преподавателей основ российской государственности
Его содержание должно охватить три ключевых блока: социально-политические характеристики России как особой цивилизации, ценностно-мировоззренческий консенсус и его параметры, стратегия развития нашего государства. Ломоносова, научный руководитель проекта «ДНК России»: — Важно понять, как именно в жизни молодого человека отражается происходящее. Сейчас есть проблема, которая связана с хаотичным заполнением мировоззренческого контура. Этот контур не позволяет человеку находить решение жизненных задач. У нас есть понимание, какие четыре константы могут быть оценены действительно постоянными: 1. Наличие сверхцели. Понимание того, что действие, направленное обществом, преследует не только сиюминутные задачи.
Понятие общинности как антитеза индивидуализму. Екатерина Соколова, заместитель исполнительного директора по стратегии и прогнозированию ЭИСИ — Для нашего будущего, для формирования работающего социального человеческого капитала такой курс необходим. Допустим, приходят студенты, у кого был хороший курс обществознания в школе, но многие понятия для них абстрактны, они отдалённо представляют политическое устройство нашей страны — у них ограниченные гражданские компетенции. Это серьёзная проблема, которая приводит к гражданскому абсентеизму.
В течение двух дней эксперты обсуждали вопросы, связанные с новым образовательным курсом. В каждом регионе есть своя специфика, и необходимо учесть региональный компонент, чтобы была максимально эффективная отдача. В апреле будет создано 20 опорных центров, где планируется проводить повышение квалификации преподавателей. По словам заместителя полномочного представителя президента России в ЮФО Владимира Гурбы, основная цель — изменить формат образовательной деятельности, чтобы у молодого человека формировалось мышление государственника на основе достоверных знаний.
В первом разделе «Что такое Россия» будут говорить о «стране в ее пространственном, человеческом, ресурсном, идейно-символическом и нормативно-политическом измерении».
В частности, студентам расскажут о территории страны, ее ресурсах, национальном бизнесе, инфраструктуре и артефактах, будут знакомить с российскими регионами и местными культурами. Также расскажут о российских героях, «испытаниях и победах России». Во втором разделе «Российское государство-цивилизация» со студентами поговорят об исторических, географических, институциональных основаниях формирования «российской цивилизации». В этой части курса студентам объяснят, «почему Россия — цивилизация», то есть о культурном вкладе, политическом влиянии и т. А также поведают о роли и миссии России в работах философов, историков, политиков, деятелей культуры. В третьем разделе «Российское мировоззрение и ценности российской цивилизации» внимание будет уделено «ценностному каркасу российской цивилизации, теоретическим концепциям мировоззрения» и «пятиэлементной модели» так называемом «пентабазисе», разработанном Полосиным и начальником управления президента по обеспечению деятельности Госсовета Александром Харичевым , который включает в себя «человека — семью — общество — государство — страну». У этих пяти элементов будут «раскрываться» «идеи — символы — нормы — ритуалы — институты». Здесь студентам будут говорить о мировоззрении и «особом восприятии российской цивилизации». А также об основных ценностных принципах российской цивилизации — многообразии, суверенности, согласии, доверии, созидании.
Эти константы позволяют обеспечивать непротиворечивую интерпретацию как исторических событий, так и трансформаций текущего периода, говорится в презентации проекта. Каждая из констант включает в себя определенные термины: многообразие — общинность, адаптивность, стабильность; согласие — единство, духовность, добро; суверенность — независимость, «свой путь», самобытность; доверие — легитимность, идеализм, солидарность; созидание — «поиск новых путей развития», первопроходчество, «свобода и воля». Четвертый раздел «Политическое устройство» расскажет о российских государственных и общественных институтах, «ключевых причинно-следственных связях последних лет социальной трансформации». В частности, студентам прочитают лекции об основах конституционного строя, ветвях власти и институте президентства, региональном и местном уровне власти, нацпроектах и госпрограммах, а также о возможностях политического участия, которые открываются гражданам. Пятый раздел «Вызовы будущего и развитие страны» включает в себя информацию о «цивилизационных вызовах и ценностных ориентирах российской цивилизации, траектории реализации творческого и профессионального потенциала человека».
В его рамках четко определено, что нужно сказать молодежи и как донести эту важную информацию. Наша задача - победить через воспитание, - отметил федеральный инспектор по Ярославской области аппарата полномочного представителя президента в ЦФО Русл ан Семенов. При этом, по словам руководителя проекта "ДНК России" Андрея Полосина, курс не предполагается как продолжение "разговоров о важном" - он должен дать знания и сформировать компетенции, которые позволят студентам сформировать свои профессиональные индивидуальные траектории еще на этапе обучения в вузе.
Что точно должно быть в курсе - это предложение группы, работавшей над разделом "Россия - государство - цивилизации", составлять с обучающимися интеллект-карты для наглядного отображения образа цивилизации.