Именно в этот период Карп Осипович Лыков принимает решение о переселении вместе со своими братьями в места, наиболее удаленные от цивилизации, на Алтай. Первым на Алтай уехал Карп Осипович Лыков и его братья. Там Карп Лыков познакомился со своей будущей супругой Акулиной. Главная» Новости» Агафья карповна лыкова последние новости. Карп Осипович лишь однажды взял из рук журналиста банку сгущённого молока: "Кошкам! После того как брат Карпа Лыкова был убит советским патрулем, Карп и Акулина Лыковы с двумя детьми, Савиным и Натальей, бежали из своего родного города Лыково (Тюменская область) на восток.
Сибирская отшельница Агафья Лыкова отказалась голосовать на выборах президента
Анализируя многочисленные видео сюжеты о семье Лыковых, я задумалась: «А сполна ли Карп Осипович Лыков выполнил свой родительский долг?». Так остались вдвоём Карп Осипович и Агафья, которой в тот злой для Лыковых 1981 год исполнилось 37 лет. Чаще всего Карп Осипович с сыном использовали самодельные ловушки, с помощью которых и ловили добычу. Агафья Лыкова родилась 17 апреля 1944 года в семье староверов часовенного согласия — Лыковых, бежавших в труднодоступные места сибирской тайги от гонений на веру[1]. Отец — Карп Осипович Лыков, мать — Акулина Карповна. Главные новости дня в России и мире.
Хозяйство Агафьи Лыковой и ракеты с «Байконура»
Карп Осипович вытряхивал из мордушки хариусов, когда увидел идущего к нему человека. Уход в тайгу Как известно, глава семьи Карп Осипович Лыков, впрочем, как и его жена Акулина, придерживался старообрядческих взглядов. Страна и мир - 9 марта 2024 - Новости Оренбурга - Карп Осипович Лыков (ок. 1899–1988). Тихоновы – в Иркутск, большой город, чтобы затеряться среди людей.
Семья Лыковых прожила почти весь ХХ век вдали от цивилизации в сибирской тайге
Страна и мир - 9 марта 2024 - Новости Саратова - Глава семьи Карп Осипович Лыков, как и его жена Акулина, придерживался старообрядческих взглядов. Именно в этот период Карп Осипович Лыков принимает решение о переселении вместе со своими братьями в места, наиболее удаленные от цивилизации, на Алтай. «Карп Осипович (Лыков, отец Агафьи. Вместе с родичами переселился и будущий основатель семьи — Карп Иосифович Лыков.
Агафья Лыкова: живучая отшельница из таежного тупика
Первой в семье скончалась супруга Карпа Осиповича — Акулина Карповна. Уход в тайгу Как известно, глава семьи Карп Осипович Лыков, впрочем, как и его жена Акулина, придерживался старообрядческих взглядов. Как известно, глава семьи Карп Осипович Лыков, впрочем, как и его жена Акулина, придерживался старообрядческих взглядов. История жизни Агафьи Лыковой. Страна и мир - 9 марта 2024 - Новости Ставрополя - Главная» Новости» Агафья карповна лыкова последние новости.
Таёжный тупик. История семьи Лыковых, которые ушли от мира навсегда
Его нанесли на карты с пометкой «Заимка Лыкова». Карп и сын Савин вывели отряд картографов через перевал. Но, вернувшись, осторожный Лыков срочно перебрался выше в горы. На «запасной аэродром», где уже два года стоял крытый сруб на случай внезапного переселения.
Но Василий Михайлович не знал продолжения истории. Властям о встрече с отшельниками картографы, разумеется, доложили. Рассказали об их крайней нищете, троих детях Агафья только родилась.
Директора Алтайского заповедника вызвали в обком партии и сделали внушение - у него скрываются староверы, нарушая законы! Директор предложил переселить Лыковых на Абаканский кордон, оформить Карпа охранником, оказать семье помощь. Но бюро обкома постановило отправить к староверам НКВД.
Зимой отряд ушел в верховья Абакана. Чекисты надеялись, что до весны Лыковы не сбегут, надеялись застать их врасплох. Но изба была пустой.
Все эти годы, считалось, что в таежный тупик их загнала религия. Но как выяснилось, дело было не только в ней Летом 1947 года конный отряд НКВД совершил еще один секретный рейд по абаканским местам. Выяснилось, что все староверы, сбегавшие в 30-е в тайгу от коллективизации, рано или поздно вернулись к людям.
А про Лыковых никто не слышал. Словно сгинули. Я имею в виду, что с выходом из тайги он был бы арестован и предан суду».
Постепенно о Лыковых в заповеднике стали забывать. Да и у чекистов появились другие заботы. И так бы никто не узнал о Лыковых, если бы не геологи на вертолете.
Трогательные очерки и уникальные авторские фотографии собраны в великолепно изданные альбомы, приобрести которые можно на shop. Таежный тупик Слова «Таежный тупик» не нуждаются в пояснении. Редкий из читающих газеты людей не знает, что речь идет о судьбе Лыковых.
Впервые о таежной «находке» геологов «Комсомольская правда» рассказала в 1982 году.
После случайной встречи с военными топографами в 1946-47 годах семье пришлось переехать еще дальше — в самую глубь таежного леса. Только летом 1978 года советские геологи на вертолете, которые искали место для посадки, обнаружили семью Лыковых — они увидели освещенный забор там, где не должно было быть ничего, кроме леса. Небольшая постройка послужила доказательством того, что район был заселен, хотя у советской власти не было никаких данных по проживающим. До ближайшего города — 250 километров: никому и в голову не могло прийти, что на неисследованном участке дикого леса могут жить люди.
Четыре геолога, которые прилетели изучать тайгу, были поражены открытием и решили установить контакт с местными жителями. Причем ученые под руководством Галины Письменской приготовили не только подарки, но и оружие — никто не знал, что их могло ждать впереди. На фото: Галина Письменская с семьей Лыковых 1978 На берегу горного притока реки Еринат геологи обнаружили хижину. Маленькое сооружение с крошечным окошком размером с ладонь совсем не походило на жилой дом. Геологов встретил старый человек, который проводил путников в свое скромное жилище.
Внутри было темно, а кругом расставлены палки — подпорки для крыши. Было сложно представить, что в таком доме умещалась большая семья: сам 77-летний Карп Осипович и его дети — Савин, Наталья, Дмитрий и Агафья. Жена Карпа Акулина умерла от голода в 1961 году. Отчужденные люди Геологи предложили новым знакомым еду, чай, хлеб, сладости и другие вещи, которые с детства знал Карп, но которых никогда не видели его дети.
Срубили пятистенные избы, надеясь в глуши пережить сатанинские времена.
Их поселок звался в документах «Верхняя кержакская заимка». Восстановил те драматические события автор книги «Лыковы» Тигрий Дулькейт. Его отец, биолог Георгий Дулькейт, руководил научным отделом Алтайского заповедника. Заимка оказалась на его территории. Начальство объявило староверам, что жить им здесь нельзя — в заповеднике запрещена охота и рыбная ловля.
Кержаки разбрелись кто куда. Лишь Евдокиму Лыкову разрешили остаться: жена Аксинья ждала ребенка. К тому же он согласился работать в охране заповедника. Но был анонимный донос, дескать, Лыков — браконьер, всех зверей перебьет. Братья копали картошку Карп приехал помочь Евдокиму и не сразу заметили вооруженных людей: черные галифе и гимнастерки, на головах черные же остроконечные шлемы.
Такую форму ввели в заповеднике недавно, Лыковы про нее не знали. Братья бросились к избе. Русаков вскинул винтовку. Но тот выстрелил в спину Евдокиму. Рана оказалась смертельной.
Чтобы выгородить себя, охранники составили протокол, обвинив Лыковых в вооруженном сопротивлении. Карп отказался подписать «ложную бумагу». Об убийстве сообщили в район. Расследование провели поверхностно, никого не судили. Жуткие тридцатые годы.
Застрелили — значит, виноват. Подробно расспрашивали про убийство Евдокима. Мол, решено вновь разобраться в этой истории. Карп насторожился. Убийцы брата могут на следствии оговорить его.
Им веры больше. Потому и увел семью в «пустынь» — верховья Большого Абакана. Горы, тайга, сотни километров без жилья — и никаких дорог.
Заимку Лыковых открыли в 1979 году, спустя два года к ним приехал известный советский журналист Василий Песков. Его интересовал быт отшельников, их традиции и обряды, речь. Все было старинное, не подвергавшееся изменениям с 1930-х годов.
В мире прошла Вторая мировая война, прогресс развивался семимильными шагами, а эти люди добывали огонь при помощи кремня, ткали для себя одежду, ходили в обуви из бересты и кожи даже в лютые морозы. Полученные сведения о жизни Лыковых стали основой для книги "Таежный тупик". Увидеть Лыковых приезжали этнографы и фольклористы Новости о старообрядцах быстро облетели Советский Союз, и десятки экспедиций направились к их заимке. Как и предполагали некоторые ученые, допускать контакта с цивилизацией было категорически нельзя: сыновья и дочь, рожденные в изоляции, тут же заразились вирусами от приезжих гостей. Савин, Дмитрий и Наталья умерли в 1981 году, Агафья - вылечилась, благодаря тому, что, вопреки страху, приняла необходимые лекарства. Агафья Лыкова с Василием Песковым Глава семьи Карп Осипович прожил до 1988 года, после его смерти Агафья осталась одна, и стало понятно, что ей нужна помощь.
С ней остался жить бывший геолог Ерофей Седов, мужчина инвалид, по хозяйству практически ничего не может делать, но все же выбрал путь уединения.
История семьи отшельников, которая прожила в изоляции больше 42 лет
В наши дни химики-медики, разложив содержимое плода кедровой сосны, нашли в нем множество компонентов — от жиров и белков до каких-то не поддающихся удержанию в памяти мелких, исключительной пользы веществ. На московском базаре этой веской я видел среди сидельцев-южан с гранатами и урюком ухватистого сибиряка с баулом кедровых шишек. Чтобы не было лишних вопросов, на шишке спичкой был приколот кусочек картона с содержательной информацией: «От давления. Рубль штука». Лыковы денег не знают, но ценность всего, что содержит орех кедровой сосны, ведома им на практике. И во все урожайные годы они запасали орехов столько, сколько могли запасти. Орехи хорошо сохраняются — «четыре года не прогоркают».
Потребляют их Лыковы натурально — «грызем, подобно бурундукам», толчеными подсыпают иногда в хлеб и делают из орехов свое знаменитое «молоко», до которого даже кошки охочи. Животную пищу малой толикой поставляла тоже тайга. Скота и каких-либо домашних животных тут не было. Не успел я выяснить: почему? Скорее всего на долбленом «ковчеге», в котором двигались Лыковы кверху по Абакану, не хватило места для живности. Но, может быть, и сознательно Лыковы «домашнюю тварь» решили не заводить — надежней укрыться и жить незаметней.
Многие годы не раздавалось у их избенки ни лая, ни петушиного крика, ни мычанья, ни блеянья, ни мяуканья. Соседом, врагом и другом была лишь дикая жизнь, небедная в этой тайге. У дома постоянно вертелись небоязливые птицы — кедровки. В мох у ручья они имели привычку прятать орехи и потом их разыскивали, перепахивая у самых ног проходившего человека. Рябчики выводили потомство прямо за огородом. Два ворона, старожилы этой горы, имели вниз по ручью гнездо, возможно, более давнее, чем избенка.
По их тревожному крику Лыковы знали о подходе ненастья, а по полету кругами — что в ловчую яму кто-то попался. Изредка появлялась зимою тут рысь. Не таясь, небоязливо она обходила «усадьбу». Однажды, любопытства, наверное, ради, поскребла даже дверь у избушки и скрылась так же неторопливо, как появилась. Собольки оставляли следы на снегу. Волки тоже изредка появлялись, привлеченные запахом дыма и любопытством.
Но, убедившись: поживиться тут нечем — удалялись в места, где держались маралы. Летом в дровах и под кровлей селились любимцы Агафьи — «плиски». Я не понял сначала, о ком она говорила, но Агафья выразительно покачала рукой — трясогузки! Большие птичьи дороги над этим таежным местом не пролегают. Лишь однажды в осеннем тумане Лыковых всполошил криком занесенный, как видно, ветрами одинокий журавль. Туда-сюда метался он над долиной реки два дня — «душу смущал», а потом стих.
Позже Дмитрий нашел у воды лапы и крылья погибшей и кем-то съеденной птицы. Таежное одиночество Лыковых кряду несколько лет с ними делил медведь. Зверь был некрупным и ненахальным. Он появлялся лишь изредка — топтался, нюхал воздух возле лабаза и уходил. Когда «орешили», медведь, стараясь не попадаться на глаза людям, ходил неотступно за ними, подбирая под кедрами что они уронили. Этот союз с медведем был неожиданно прерван появлением более крупного зверя.
Возле тропы, ведущей к реке, медведи схватились, «вельми ревели», а дней через пять Дмитрий нашел старого друга, наполовину съеденного более крупным его собратом. Тихая жизнь у Лыковых кончилась. Пришелец вел себя как хозяин. Разорил один из лабазов с орехами. И, появившись возле избушки, так испугал Агафью, что она слегла на полгода — «ноги слушаться перестали». Ходить по любому делу в тайгу стало опасно.
Медведя единодушно приговорили к смерти. Но как исполнить такой приговор? Оружия никакого! Вырыли яму на тропке в малинник. Медведь попался в нее, но выбрался — не рассчитали глубины ямы, а заостренные колья зверь миновал. Дмитрий осенью сделал рогатину, надеясь настигнуть зверя в берлоге.
Но берлога не отыскалась. Понимая, что весною голодный зверь будет особо опасным, Савин и Дмитрий соорудили «кулёмку» — ловушку-сруб с приманкой и падавшей сверху настороженной дверью. Весною медведь попался, но, разворотив бревна ловушки, ушел. Пришлось попросить ружье у геологов. Дмитрий, зная медвежьи тропы, поставил на самой надежной из них самострел. Эта штука сработала.
Пошли осторожно и видим: лежит на тропке — повержен». Тех, что лапу имеют, мы не едим. Бог велит есть лишь тех, кто имеет копыта, — сказал старик. Копыта в здешней тайге имеют лось, марал, кабарга. На них и охотились. Охоту вели единственным способом: на тропах рыли ловчие ямы.
Чтобы направить зверя в нужное место, строили по тайге загородки-заслоны. Добыча была нечастой — «зверь с годами смышленым стал». Но когда попадалась в ловушку хотя бы малая кабарожка, Лыковы пировали, заботясь, однако, о заготовке мяса на зиму. Его разрезали на узкие ленты и вялили на ветру. Эти мясные «консервы» в берестяной таре могли храниться год-два. Доставали их по большим праздникам или клали в мешок при тяжелых работах и переходах.
В Москву я привез подарок Агафьи — жгутик сушеной лосятины. Понюхаешь — пахнет мясом, но откусить от гостинца и пожевать я все-таки не решился. Летом и осенью до ледостава ловили Лыковы рыбу. В верховье Абакана водится хариус и ленок. Ловили их всяко: «удой» и «мордой» — ловушкой, плетенной из ивняка. Ели рыбу сырой, печенной в костре и непременно сушили впрок.
Но следует знать: все годы у Лыковых не было соли. Ни единой крупинки! Обильное потребление соли медицина находит вредным. Но в количествах, организму необходимых, соль непременно нужна. Я видел в Африке антилоп и слонов, преодолевших пространства чуть ли не в сто километров с единственной целью — поесть солонцовой земли. Они «солонцуются» с риском для жизни.
Их стерегут хищники, стерегли охотники с ружьями. Все равно идут, пренебрегая опасностью. Кто пережил войну, знает: стакан грязноватой землистой соли был «житейской валютой», на которую можно было выменять все — одежду, обувку, хлеб. Когда я спросил у Карпа Осиповича, какая трудность жизни в тайге была для них наибольшая, он сказал: обходиться без соли. Но соль взяли. Случался ли голод?
Да, 1961 год был для Лыковых страшным. Июньский снег с довольно крепким морозом погубил все, что росло в огороде, — «вызябла» рожь, а картошки собрали только на семена. Пострадали корма и таежные. Запасы предыдущего урожая зима поглотила быстро. Весною Лыковы ели солому, съели обувку из кожи, обивку с лыж, ели кору и березовые почки. Из запасов гороха оставили один маленький туесок — для посева.
В тот год с голоду умерла мать. Избенка бы вся опустела, случись следом за первым еще один недород. Но год был хорошим. Уродилась картошка. Созревали на кедрах орехи. А на делянке гороха проросло случайное зернышко ржи.
Единственный колосок оберегали денно и нощно, сделав возле него специальную загородку от мышей и бурундуков. Созревший колос дал восемнадцать зерен. Урожай этот был завернут в сухую тряпицу, положен в специально сделанный туесок размером меньше стакана, упакован затем в листок бересты и подвешен у потолка. Восемнадцать семян дали уже примерно с тарелку зерна. Но лишь на четвертый год сварили Лыковы ржаную кашу. Урожай конопли, гороха и ржи ежегодно надо было спасать от мышей и бурундуков.
Этот «таежный народец» относился к посевам как к добыче вполне законной. Недоглядели — останется на делянке одна солома, все в норы перетаскают Делянки с посевами окружались давилками и силками. И все равно едва ли не половину лыковских урожаев зерна запасали себе на зиму бурундуки. Милый и симпатичный зверек для людей в этом случае был «бичом божиим». Проблему эту быстро решили две кошки и кот, доставленные сюда геологами. Бурундуки и мыши заодно, правда, с рябчиками были быстро изведены.
Но все в этом мире имеет две стороны: возникла проблема перепроизводства зверей-мышеловов. Утопить котят, как обычно и делают в деревнях, Лыковы не решились. И теперь вместо таежных нахлебников вырастает стадо домашних. Еще один существенно важный момент. В Москве перед полетом в тайгу мы говорили с Галиной Михайловной Проскуряковой, ведущей телепрограммы «Мир растений». Узнав, куда и зачем я лечу, она попросила: «Обязательно разузнайте, чем болели и чем лечились.
Наверняка там будут названы разные травы. Привезите с собой пучочки — вместе рассмотрим, заглянем в книги. Это же интересно! На вопрос о болезнях старик и Агафья сказали: «Да, болели, как не болеть…» Главной болезнью у всех была «надсада». Что это был за недуг, я не понял. Предполагаю: это нездоровье нутра от подъемов тяжестей, но, возможно, это и некая общая слабость.
Лечились «правкою живота». Что значит «править живот», я тоже не вполне понял. Объясняли так: больной лежит на спине, другой человек «с уменьем» мнет руками ему живот. Двое из умерших — Савин и Наталья, очевидно, страдали болезнью кишок. Лекарством от недуга был «корень-ревень» в отваре. Лекарство скорее всего подходящее, но при пище, кишок совсем не щадящей, что может сделать лекарство?
Савина прикончил кровавый понос. В числе болезней Агафья называла простуду. Ее лечили крапивой, малиной и лежанием на печке. Простуда не была, однако, тут частой — народ Лыковы закаленный, ходили, случалось, по снегу босиком. Но Дмитрий, самый крепкий из всех, умер именно от простуды. Раны на теле «слюнили» и мазали «серой» смолою пихты.
От чего-то еще, не понял, «вельми помогает пихтовое масло» выпарка из хвои. Пили Лыковы отвары чаги, смородиновых веток, иван-чая, готовили на зиму дикий лук, чернику, болотный багульник, кровавник, душицу и пижму. По моей просьбе Агафья собрала еще с десяток каких-то «полезных, богом данных растений». Но уходили мы из гостей торопясь: близилась ночь, а путь был не близкий — таежный аптечный набор остался забытым на кладке дров. Вспоминая сейчас разговор о болезнях и травах, я думаю: были в этом таежном лечении мудрость и опыт, но заблуждения были тоже наверняка. Удивительно вот что.
Район, где живут Лыковы, помечен на карте как зараженный энцефалитом. Геологов без прививок сюда не пускают. Но Лыковых эта напасть миновала. Они даже о ней не знают. Тайга их не балует, но все, что крайне необходимо для поддержания жизни, кроме разве что соли, она им давала. Добывание огня — Я зна-аю, это серя-янки!
Велосипеда она не знала. Не видела она ни разу и колеса. В поселке геологов есть гусеничный трактор. Но как это ездить на колесе? Для Агафьи, с детства ходившей с посошком по горам, это было непостижимо. Наша-то штука лучше.
Мы с Николаем Устиновичем спорить не стали, вспомнив: во время войны «катюшами» называли не только реактивные установки, но и старое средство добывания огня: кресало, кремень, фитиль. Именно этим снарядом Лыковы добывали и добывают огонь. Только трубочки с фитилем у них нет. У них — трут! Гриб, из которого эта «искроприимная» масса готовится, потому и называют издревле «трутовик». Но брызни искрами в гриб — не загорится.
Агафья доверила нам технологию приготовления трута: «Гриб надо варить с утра до полночи в воде с золою, а потом высушить». С сырьем для трута у Лыковых все в порядке. А вот кремень пришлось поискать. Горы — из камня, а кремень, что золото, редок. Все же нашли. С две головы кремешок!
Запас стратегически важного материала лежит на виду у порога, от него откалывают по мере необходимости, по кусочку… Но огонь — это не только тепло. Это и свет. Как освещалась избенка? Но все ли знают, что это всего лишь тонкая щепка длиною в руку до локтя. Предки наши пользовались сальными и восковыми свечками, недавно совсем — керосином. Но всюду в лесистых местах «электрической лампочкой» прошлого была древесная щепка — лучина.
Характерный корень у слова: луч — лучи солнца — лучина. Сколько песен пропето, сколько сказок рассказано, сколько дел переделано вечерами возле лучины! Лыковы были вполне довольны лучиной, ибо другого света не знали. Но кое-какую исследовательскую работу они все-таки провели: задались целью выяснить, какое дерево лучше всего для лучины подходит. Все испытали: ольху, осину, ивняк, сосну, пихту, лиственницу, кедр. Нашли, что лучше всего для лучины подходит береза.
Ее и готовили впрок. А вечерами надо было щепку лишь правильно под нужным углом укрепить на светце — чтобы не гасла, и чтобы не вспыхнула сразу вся. В поселке геологов, увидев электрическую лампочку, Лыковы с интересом поочередно нажимали на выключатель, пытаясь, как двухлетние дети, уловить странную связь между светом и черной кнопкой. Аки солнце, глазам больно глядеть. А перстом прикоснулся — жжет пузырек! Ткань для одежды добывалась с величайшим трудом и усердием.
Сеялась конопля. Созревшей она убиралась, сушилась, вымачивалась в ручье, мялась. Из кудели на прялке, представлявшей собой веретенце с маховичком, свивалась грубая конопляная нить. А потом уже дело доходило до ткачества. Станочек стоял в избе, стесняя жильцов по углам. Но это был агрегат, производивший продукцию жизненно необходимую, и к нему относились с почтением.
Продольные нити… поперечная нить, бегущая следом за челноком слева направо, справа налево… Нитка к нитке… Много времени уходило, пока из стеблей конопли появлялось драгоценное рубище. Из конопляной холстины шили летние платья, платки, чулки, рукавицы. Мы, пленники моды, часто бросаем в утиль еще вовсе крепкое платье, примеряя что-нибудь поновее, поживописней. Легко понять, какою ценностью в этом мире была простая игла. Иголки, запасенные старшими Лыковыми на заимке, береглись как невозобновляемая драгоценность. В углу у окошка стоит берестяной ларец с подушечкой в нем для иголок.
Сейчас подушечка напоминает ежа — так много в ней принесенных подарков. А многие годы существовал строжайший порядок: окончил шитье — иголку на место немедля! Уроненную однажды иглу искали, провевая на ветру мусор. Для самой грубой работы младший из сыновей, Дмитрий, ухитрился «изладить» иглы из вилки, принесенной в числе другого «железа» с заимки. Нитками для всякого вида шитья из холстины и бересты, а позже из кожи, были все те же конопляные нитки. Их ссучивали, натирали, если надо, пихтовой «серой», пропитывали дегтем, который умели делать из бересты.
На рыболовные лески шла конопляная нитка. Из нее же вязались сети, вились веревочки, очень в хозяйстве необходимые. Кто из наших читателей видел, как растет конопля? Ручаюсь, очень немногие. Я сам три года назад удивился, увидев в Калининской области на огороде делянку высокостеблистой, характерно пахнущей конопли. Зашел спросить: отчего не забыта?
Оказалось, «посеяли малость — блох выводить». А было время — совсем недалекое! И в каждом доме была непременно прялка, был ткацкий стан. Коноплю, так же, как Лыковы, «брали», когда созревала, сушили, мочили, опять сушили, мяли, трепали… Из далекого теперь уже детства я помню вкус конопляного масла. Из холста — наследство мамы от бабушки, — лежавшего на дне семейного сундука, во время войны сшили нам с сестрой по одежке, окрасив холстину ольховой корой. Но если в деревне холст при нужде можно было и выменять или купить, то тут, в тайге, коноплю надо было обязательно сеять, бережно сохранять семена и прясть, ткать… Сейчас заниматься этим у Лыковых уже некому, да и незачем.
Но коноплю, я слышал, наряду с картошкой и «кедрой» Карп Осипович упоминал благодарно в своей ежедневной беседе с богом. Такого же уважения в здешнем быту заслужила береза. В молитвах Лыковых, наверное, места ей не нашлось — в тайге березы сколько угодно, недоглядел — березняк прорастает и в огороде. Но сколько всего давало это дерево человеку, судьбой заточенному в лес! И прежде всего береза Лыковых обувала. Липа в этих местах не растет, и плетенной из лыка обувки у Лыковых быть не могло.
Что-то вроде калош шили из бересты. Тяжеловата была обувка и грубовата. Набивали ее для создания ноге тепла и удобства все той же сушеной болотной травой. Служили калоши во всякое время года, хотя какая уж там обувка при толще снега в полтора метра! Геологов калоши из бересты почему-то поразили больше всего, и они растащили их все на память, оставляя взамен Лыковым сапоги, валенки и ботинки… Но назначение главное бересты — посуда! Тут Лыковым изобретать было нечего.
Их предки повсюду в лесах делали знаменитые туеса — посуду великолепную для всего: для сыпучих веществ, для соли, ягод, воды, творога, молока. И все не портится, не нагревается, не «тратится мышью». Посуда легка, красива, удобна. У Лыковых я насчитал четыре десятка берестяных изделий: туеса размером с бочонок и с майонезную банку, короба громадные, как баулы, и с кулачок Агафьи — класть всякую мелочь. Берестяной у Лыковых рукомойник. Им подарили жестяной, наблюдая, как часто они «омывают персты», но Лыковы этот фабричный прибор запихнули под крышу и держат по-прежнему в хижине берестяной.
В хозяйстве у Лыковых там и сям лежат заготовки — большие листы бересты, распаривай и делай из этого материала все, что угодно. Когда прохудилось единственное ведро и затыкание дырки тряпицей эффекта уже не давало, из ведерной жести Дмитрий сделал сносное решето для орехов, а железную дужку пристроил к ведерку из бересты. Оно до сих пор служит. Именно этим ведерком Агафья с отцом носили воду к лесному пожару. Одна слабость у берестяной посуды — нельзя на огонь ее ставить. Воду согреть и хорошо!
Но в печь туес не поставишь. И это было очень «узкое место» в посудном хозяйстве. С заимки Лыковы взяли несколько чугунков. Но чугунок хрупок, и к приходу геологов «вечная посуда» исчислялась двумя чугунками, сохранность которых защищалась молитвой. Сейчас Агафья вовсю гремит кружками, котелками и мисками из «чудного железа» — из алюминия. Но старый испытанный чугунок в убогом ее хозяйстве, как заслуженный ветеран, стоит на самом почетном месте.
В нем варит Агафья ржаную кашу. Много в хозяйстве деревянной долбленой посуды. Корытец больших и малых я насчитал более десяти. Любопытно, что «хлебово» картофельный суп до появления алюминиевых мисок и чашек ели из общего небольшого корытца самодельными ложками с длинными черенками. Слово «дефицит» Лыковым неизвестно. Но именно этим словом они бы назвали постоянную нехватку железа.
Все, что было взято с заимки: старый плужок, лопаты, ножи, топоры, рашпиль, пила, рогатина, клок толстой жести, ножницы, шило, иголки, мотыги, лом, серп, долото и стамески, — все за многие годы сточилось, поизносилось и поржавело. Но ничто железное не выбрасывалось. Подобно тому как бедность заставляет перелицовывать изношенную одежду, тут «лицевали» железо. Мы сделали снимки мотыг, которыми ежегодно и много трудились на огороде.
Посетители привозят ей с «большой земли» лекарства и продукты, а также необходимые в суровом таежном быту предметы. И не только.
Таежная глухомань Фото: Хроники бабушки Агафьи Несколько лет назад пожар чуть было не уничтожил постройки на таежной заимке: кто-то из гостей неправильно топил печь, так что загорелась крыша избы. После чего в 2021 году Агафья Лыкова переехала в новый дом, который для неё построили при поддержке российского олигарха Олега Дерипаски, а материалы и оборудование доставили для него волонтеры. Новый дом отшельнцы Фото: Хроники бабушки Агафьи Освятил новое жилище предстоятель Русской православной старообрядческой церкви — митрополит Московский и всея Руси Корнилий. Интересно также, что летом Агафья с раннего возраста предпочитает жить в шалаше. Тогда же появились опасения, что запуски с космодрома Восточный ракет, трассы которых проходят и над Хакасией, могут угрожать безопасности отшельницы падением отделяющихся частей, хотя, на самом деле, вероятность этого близка к нулю. Тем не менее, всякий раз Агафью оповещают о пуске, предлагая ей эвакуацию, и всякий раз она отказывается.
Завидное здоровье и 3 смерти К приходу геологов из всех членов семьи Лыковых умерла только жена Карпа Осиповича Акулина. Она скончалась в 1961-ом, самом неурожайном, году от голода. Все остальные были живы и казались здоровыми. Как признавались сами старообрядцы, они почти не болели, разве что иногда страдали от легких травм да «простуд». Мало того, по словам профессора Игоря Назарова, который не раз приезжал к отшельникам, они выглядели моложе своих «цивилизованных» сверстников на 10, а то и на все 15 лет. Однако через 3 года после того, как мир узнал о существовании Лыковых, а именно в конце 1981 года один за другим скончались сразу 3-ое детей Карпа и Акулины: Дмитрий, Саввин и Наталья. Геологи предлагали лекарства для больных, но их отец отказался от помощи, сказав, что каждому человеку определенный срок отмерян свыше.
Тогда в живых остались только сам Карп Осипович и его младшая дочь Агафья. Хотя, если исходить из результатов исследований ученых, они тоже рисковали умереть. Почему это произошло? Как выяснил Игорь Назаров из рассказов Карпа Осиповича и Агафьи, все они заболели приблизительно в одно и то же время. У всех наблюдались схожие симптомы: жар, озноб, затрудненное дыхание. Исходя из этих признаков, Назаров сделал вывод о том, что причиной смерти Дмитрия, Саввина и Натальи стало воспаление легких.
Потом была коллективизация, которая посёлка этого тоже коснулась. Потом начали вылавливать «религиозных» людей. Время было смутное. И Карп Осипович Лыков — глава семьи Лыковых, принимает сложное решение, которое человеку из «мира» может показаться абсолютно нерациональным и в какой-то степени безрассудным. Собрав свою семью — на тот момент жену Акулину Карповну Лыкову, одиннадцатилетнего сына Савина 1926 года рождения и годовалую дочь Наталию 1936 года рождения — плюс весь скарб, который можно было перевезти, Карп Осипович отправился от людей подальше — ещё дальше в тайгу, где людей нет совсем. Это было его решение и воля — так он пытался сберечь близких от властей и сохранить свою веру. Потом совершенно случайно через девять лет Лыковых встретили военные топографы в 1946 году у реки Еринат. Когда после топографов туда отправили поисковую группу — никого не нашли. Потом в 1958 году на Лыковых случайно наткнулись туристы. И всё. О том, что сейчас происходит с этой семьёй и живы ли они вообще, никто не знал следующие 20 лет. Да и знать особо не было интересно. В тайге было разбросано много старообрядческих общин, жители которых вели достаточно изолированный и замкнутый образ жизни. Но в 1978 году про Лыковых узнал весь Союз. В тот год у реки Большой Абакан территория Хакассии геологи проводили исследование — рядом относительно тайги рядом уже стояли буровые. Облетая квадрат на вертолёте, геологи заметили прямо посреди тайги небольшой огород и что-то, что напоминало дом-землянку. Потом говорили, что даже не поверили своим глазам. Места там настолько глухие и непроходимые, что встретить что-то от человека там абсолютно нереально. Когда вертолёт с геологами вернулся на базу — решили сходить уже пешком и посмотреть, что же там такое. Лагерь геологов был примерно в 15 километрах. Собрались и отправились в это удивительное путешествие. Взяли с собой оружие и гостинцы — всё на всякий случай. Когда люди из большого мира дошли до «дома» и окликнули жильцов — первым вышел уже старый Карп Осипович. Геологи представились, рассказали, что увидели сверху… Карп Осипович пригласил гостей в дом. Дом Лыковых даже землянкой было сложно назвать. Он есть на фото. Крохотное строение с малюсеньким окошком — размером с карман — так потом опишет его журналист Песков. Внутри очень темно. Стены и потолок чёрные от копоти лучин. Пол устлан смесью из картофельных очистков и ореховой шелухи. Тогда в тот день в доме геологи увидели ещё двух женщин. Они при виде гостей испугались и принялись усердно молиться. Гости не стали пугать хозяев и вышли из «дома». Позже жильцы всем составом — Карп Осипович и обе его дочери Агафья и Наталия вышли сами. Это было первое знакомство, которое привело в замешательство обе стороны. Агафья и Наталия впервые видели других людей. Геологи не могли представить, что встретятся в тайге с отшельниками, которые сорок лет прожили вне мира. На следующий день геологи вернулись. Оказалось, что уже много лет в тёплый сезон они жили на другой заимке у реки. Карп Осипович сам отселил сыновей. Чтобы не дошло до кровосмешения. Хотя зимой всё равно все жили вместе. Среди геологов была одна девушка, которая потом вспоминала, что когда её увидели братья, то первой реакцией Дмитрия была: «Тятя, гляди — девка! Стало понятно, что изоляция была полнейшей. Вся семья в момент знакомства ходила в домотканой одежде.
Последняя в своем роде: рассказываем, кто такая Агафья Лыкова
Умер он 16 февраля 1988 года, так уж случилось что именно Агафье пришлось хоронить отца. К этому времени все члены семьи уже умерли. Перед смертью отец сказал Агафье, что бы оставалась в тайге и не уходила к людям, однако взяла себе помощницу.
Евдокима убили и нас изведут! Страх разделить трагическую судьбу брата, застреленного на его глазах, та самая кровь, на которую он намекал позже Василию Пескову, гнали «бегуна».
А вовсе не вера. Вскоре началась Великая Отечественная. В заповеднике стало не до Карпа. Заимка была нанесена на карты еще в конце 40-х.
И не только на секретные генштабовские. К концу лета 1941-го чекисты взяли на контроль все таежные заимки. Чтобы там не спрятались дезертиры. Отряд пограничников и чекистов ушел в рейд по поиску беглецов.
Проводником взяли старовера Данилу Молокова, давнего знакомого Карпа Осиповича. Из разговоров чекистов тот понял, что главу семьи Лыковых могут запросто порешить в тайге. Карп издали заметил отряд. И когда Молоков отстал, окликнул его.
Данила сообщил, что началась война с «германцем», энкавэдэшники ищут дезертиров. Карп Осипович срочно увел семью в непроходимые дебри верховьев Абакана. В тот самый Таежный тупик, где поныне живет отшельница Агафья. В 1946 году на убежище наткнулся отряд военных топографов.
Его нанесли на карты с пометкой «Заимка Лыкова». Карп и сын Савин вывели отряд картографов через перевал. Но, вернувшись, осторожный Лыков срочно перебрался выше в горы. На «запасной аэродром», где уже два года стоял крытый сруб на случай внезапного переселения.
Но Василий Михайлович не знал продолжения истории. Властям о встрече с отшельниками картографы, разумеется, доложили. Рассказали об их крайней нищете, троих детях Агафья только родилась. Директора Алтайского заповедника вызвали в обком партии и сделали внушение - у него скрываются староверы, нарушая законы!
Дым, гром, машины — страшное дело», — вспоминает Агафья свою поездку в город. Хотя зимы в тайге очень суровые и холодные, Агафья Лыкова настояла на том, что хочет вернуться в дом, где родилась, и жить там в монашестве. Правительство пошло ей навстречу, помогло построить новый дом и периодически снабжало необходимыми продуктами и медикаментами. Несмотря на преклонный возраст отшельница самостоятельно ведет хозяйство, читает молитвы и остается в добром здравии. От него ведь молоко и мясо. Но надо сено косить, овинники готовить — если одному все делать, больше ни на что времени не остается.
Весной я 40 ведер картошки посадила и 340 выкопала», — сетует отшельница. Навещать ее можно, только получив специальное разрешение. Медики опасаются, как бы визитеры не заразили отшельницу гриппом или коронавирусом. В 2021 году в доме Агафьи Лыковой произошел пожар. Его причиной, по мнению сотрудников МЧС, мог стать перекал печи. К счастью, на тот момент на заимке Лыковой проживали три помощника-добровольца — они потушили огонь и помогли Агафье восстановить крышу, которая больше всего пострадала от огня.
Фото: Данил Барашков Как Агафья Лыкова живет сейчас В 2023 году отшельнице исполняется 79 лет — немалый возраст даже для городских жителей. А чтобы справляться с суровыми условиями тайги, особенно зимой, требуется большая физическая сила. Агафье Карповне неоднократно предлагали переселиться в город, пытались найти постоянную помощницу, которая жила бы с ней и помогала по хозяйству, однако эти попытки ни к чему не привели. Агафья рада визитам волонтеров, которые привозят медикаменты, продукты, подарки и письма от родственников, но менять место жительства не планирует. В хозяйстве у нее — куры, овцы и кошки.
С самого рождения, почти 80 лет, она живет в тайге. Ее отец Карп Осипович Лыков увел туда семью в 30-х годах, подальше от коллективизации. Агафья родилась в 1944 году. Она колет дрова, носит воду, запасает сено козам.
Свежих новостей от Агафьи Лыковой не поступает
А если смотреть ещё глубже, то начало вообще можно считать с петровских времён и раскола православной церкви, когда появились те, кого мы сейчас зовём старообрядцами. Но религия и церковь сама по себе была лишь толчком, началом. Название этого поста — это название оригинальной документальной книги, которую написал журналист-писатель Василий Песков. Если вам станет очень интересно, то рекомендуем прочесть его книгу — вы в полной мере откроете для себе удивительный мир отшельников в самом сердце непроходимой тайги. Начать пост можно было бы со знакомства с главными героями, но мы решили для начала показать вам современную карту — для тех, кто хочет посмотреть своими глазами, как далеко от цивилизации живут Лыковы, сообщаем координаты: 51. Сейчас от семьи осталась всего одна представительница — Агафья. Но об этом позже. Ещё примерно в 1920-х годах в 150 километрах от города Абазы жила-была одна не сильно большая старообрядческая община. Посёлок пусть и был небольшим, но от мира не совсем оторванным.
Да, далеко, но события, которые проходили где-то за посёлком и здесь оставались актуальными. Потом была коллективизация, которая посёлка этого тоже коснулась. Потом начали вылавливать «религиозных» людей. Время было смутное. И Карп Осипович Лыков — глава семьи Лыковых, принимает сложное решение, которое человеку из «мира» может показаться абсолютно нерациональным и в какой-то степени безрассудным. Собрав свою семью — на тот момент жену Акулину Карповну Лыкову, одиннадцатилетнего сына Савина 1926 года рождения и годовалую дочь Наталию 1936 года рождения — плюс весь скарб, который можно было перевезти, Карп Осипович отправился от людей подальше — ещё дальше в тайгу, где людей нет совсем. Это было его решение и воля — так он пытался сберечь близких от властей и сохранить свою веру. Потом совершенно случайно через девять лет Лыковых встретили военные топографы в 1946 году у реки Еринат.
Когда после топографов туда отправили поисковую группу — никого не нашли. Потом в 1958 году на Лыковых случайно наткнулись туристы. И всё. О том, что сейчас происходит с этой семьёй и живы ли они вообще, никто не знал следующие 20 лет. Да и знать особо не было интересно. В тайге было разбросано много старообрядческих общин, жители которых вели достаточно изолированный и замкнутый образ жизни. Но в 1978 году про Лыковых узнал весь Союз. В тот год у реки Большой Абакан территория Хакассии геологи проводили исследование — рядом относительно тайги рядом уже стояли буровые.
Облетая квадрат на вертолёте, геологи заметили прямо посреди тайги небольшой огород и что-то, что напоминало дом-землянку. Потом говорили, что даже не поверили своим глазам. Места там настолько глухие и непроходимые, что встретить что-то от человека там абсолютно нереально. Когда вертолёт с геологами вернулся на базу — решили сходить уже пешком и посмотреть, что же там такое. Лагерь геологов был примерно в 15 километрах. Собрались и отправились в это удивительное путешествие. Взяли с собой оружие и гостинцы — всё на всякий случай. Когда люди из большого мира дошли до «дома» и окликнули жильцов — первым вышел уже старый Карп Осипович.
Геологи представились, рассказали, что увидели сверху… Карп Осипович пригласил гостей в дом. Дом Лыковых даже землянкой было сложно назвать. Он есть на фото. Крохотное строение с малюсеньким окошком — размером с карман — так потом опишет его журналист Песков. Внутри очень темно. Стены и потолок чёрные от копоти лучин. Пол устлан смесью из картофельных очистков и ореховой шелухи. Тогда в тот день в доме геологи увидели ещё двух женщин.
Они при виде гостей испугались и принялись усердно молиться. Гости не стали пугать хозяев и вышли из «дома». Позже жильцы всем составом — Карп Осипович и обе его дочери Агафья и Наталия вышли сами. Это было первое знакомство, которое привело в замешательство обе стороны.
Тогда же выяснилось, что среди из причин, по которой Лыковы все глубже уходили в тайгу, была и война. Кстати, поэтому на заимке со временем появилось оружие. После того, как в февраля 1988 года Карп Осипович скончался, Агафья осталась совсем одна, но и тогда отказалась покинуть свое прибежище. Однако помощь из внешнего мира принимала и принимает. Посетители привозят ей с «большой земли» лекарства и продукты, а также необходимые в суровом таежном быту предметы. И не только. Таежная глухомань Фото: Хроники бабушки Агафьи Несколько лет назад пожар чуть было не уничтожил постройки на таежной заимке: кто-то из гостей неправильно топил печь, так что загорелась крыша избы. После чего в 2021 году Агафья Лыкова переехала в новый дом, который для неё построили при поддержке российского олигарха Олега Дерипаски, а материалы и оборудование доставили для него волонтеры.
Но к чему я клоню? Мудрый отец обязан был подумать, что рано или поздно Агафья останется одна в труднодоступной таежной глуши. И ей придется не только рубить деревья для обогрева жилья в долгие сибирские зимы, заниматься рыболовством для пропитания, а это тяжкое дело даже для мужчин, ремонтировать жилье, время разрушает и то, что добротно построено. Разве такое посильно для женщины? Не мог не понимать Карп Осипович Лыков грамотный человек, отправившийся в тайгу с книгами 15 века! Что такое в таежных условиях, без людской поддержки, без элементарного родовспоможения выносить и родить ребенка? Это - верная смерть. Целомудренная дочь тайги это прекрасно понимала, и когда на нее были поползновения со стороны одного негодяя, женщина вынуждена была свой, как она считала, позор предать огласке, обратившись к властям. Насильника поймали и посадили в тюрьму. Отец, воспитавший в строгих стандартах религиозных правил дочь, обязан был задуматься, как защитить ее после своей смерти? На мой взгляд, он должен был дать ей наказ: идти к людям. Отцовское слово — великая сила! Но отец не сделал этого, чем в подсознании дочери установил программу, не позволяющую ей нарушить свое обещание! Легко ли пожилой женщине жить с этим добровольно взятым на себя долгом? Думаю, что нет.
Стало понятно, что изоляция была полнейшей. Вся семья в момент знакомства ходила в домотканой одежде. Ноги босые. Но у Лыковых были самодельные онучи из кожи маралов и лапти из бересты. Говорили все они странно по меркам современных людей — смесь русского со старославянским. Лыковы постоянно молились, крестились, но гостей изучали с любопытством и без страха. Геологи принесли угощения и подарки. Лыковы отказались почти от всего — «нам это не можно». Даже от хлеба. Геологи спросили, мол, ели ли они хлеб вообще. Карп Осипович ответил, что он-то ел, а вот дети его — нет. Сами они делали хлеб из картошки, который и хлебом трудно назвать. Особенности быта Лыковых поражают сейчас ещё даже больше, чем в 1978 году. Питались небольшим огородом, на котором растили картофель, репу, лук, горох, рожь, коноплю. Хлеба не знали. Собирали и заготавливали кедровые орехи, ягоды, мясо, если везло в охоте и рыбалка летом. Но жили очень голодно. Все годы отшельничества у Лыковых не было соли, что, по их признанию, доставляло «истинное мучение». Журналист Песков многократно напоминает, что тайга даже летом — это суровое место, где нельзя просто жить — можно только с трудом выживать. Что говорить про холода, которые наступают в октябре и стоят до апреля? Спичек у Лыковых не было и от принесённых отказались — вера не позволяла ими пользоваться. Огонь можно было добывать только кремнем. Хотя в наши дни Агафья спичками пользуется, но с оговоркой — на огне, добытом спичками можно топить печь для обогрева, но нельзя для приготовления еды. Одежда была вся самодельная. Занимались прядением конопли и ткачеством для изготовления одежды, которая у Лыковых была домотканая и соткана на ручном ткацком станке. Вопрос гигиены тоже был открыт — в баню им было нельзя. Только по праздникам могли помыться в корыте. Уже взрослые дети Карпа Осипивича не представляли, как выглядят не только другие люди, но и домашние животные. Знали о них только по рассказам родителей. У них жили только кошки, которые каким-то образом сделали этот переход в изоляцию вместе с Лыковыми ещё в тридцатых годах и так и остались — одно кошачье поколение за другим. Сам по себе переход Лыковых из их посёлка в тридцатые годы кажется нереальным. Геологи и охотники потом прикидывали, что это 150 километров Лыковы шли не меньше восьми недель. А вокруг всё та же неприветливая тайга и звери — медведи там ходят везде. Несмотря на тотальную изоляцию, Лыковы умудрялись не только как-то вести свой быт, молиться и растить детей, но и ни на день не сбились со счёта времени, хотя календарей и часов у них не было. Считают время по дореформенному летоисчислению, но всё же… — всё точно. В новом мире Лыковых впечатляло всё. Резиновые сапоги, фонарики, полиэтиленовые пакеты, стекло, одежда «пришельцев» и ткань, из которой делают палатки. В лагере геологов, куда Лыковых пригласили они с детским восторгом рассматривали всё железное, лесопилку, щёлкали выключателями и восторгались лампочками. Для них это был совершенно иной мир, как для нас, возможно, мир на других планетах. Восхищались моторными лодками, которые могут идти против реки, но покататься не решились. Лыковы были рады встрече с людьми. Возвращаться в мир они не собирались, но соседство такое оценили. Жили по-прежнему своим трудом и рассчитывали только сами на себя, но и от какой-то помощи от геологов не отказывались. Хотя брали далеко не всё. Даже к крупам типа риса и перловки их «приучали» больше десяти лет.
Сталин против отшельников Лыковых
С приходом советской власти многие старообрядцы, которые и без того жили довольно изолированно, начали уходить все дальше от цивилизации. Не стали исключением и Лыковы. Последней каплей для Карпа Осиповича оказалось убийство большевиками его родного брата. После трагедии прежде колебавшийся Лыков-старший решил, что пора бежать. В 1936 году Карп, Акулина и их дети, 9-тилетний Саввин и 2-хлетняя Наталья, отправились в Саянскую тайгу. Уже в отшельничестве у четы родились еще 2-ое детей: в 1940-ом году — Дмитрий, а в 1944-ом - Агафья. Долгое время супруги и их дети никак не контактировали с внешним миром. Младшие дети Лыковых до 1978 года, когда семью случайно обнаружили геологи, даже не видели других людей, кроме родственников. Завидное здоровье и 3 смерти К приходу геологов из всех членов семьи Лыковых умерла только жена Карпа Осиповича Акулина.
Но она весьма неприхотлива — в основном, ест одна, но, если рядом христиане — приезжают же к ней и единоверные наши братья, то она с ними с радостью разделяет свою трапезу, чем-то даже угощает, причем делает это с детской искренностью и непосредственностью, которые умиляют. Слушаешь и диву даешься! Для нее воскресенье — это действительно святой день. Будем честны: большинство из нас могут не пойти в воскресенье в храм и «обойдутся» без молитвы, однако для нее это совершенно неприемлемо. Честно говоря, я впервые встретил в своей жизни человека, для которого воздержаться от молитвенного правила невозможно. Она много молитв помнит и для нее важно, чтобы каждое слово шло четко одно за другим, молитва — за молитвой. И путаница в них недопустима — очень многое знает наизусть. Определили место и поднялись, скрывшись от людей еще на 30 лет. Там их и обнаружат позже геологи. Там в горах и преставятся ко Господу мать, сестра и братья Агафьи. Мы отправились на место прежнего поселения. Агафья не была на могилах близких два года. Одна пойти туда не может — медведь лютует в округе, и хозяйство не бросишь. Предложил сходить, так Агафья ухватилась за эту просьбу и потом уже никакие отговоры не смогли заставить ее поменять решение. И вот с восходом солнца бабушка в свои 77 лет по заваленным буреломом звериным тропам поднимается в таежные горы по отвесным склонам. Это, друзья, взрыв сознания! Не знаю, кто бы мог повторить подобное в ее возрасте. Оператор мой не пошел — побоялся, что здоровья не хватит.
Осенью 1981 года внезапно заболел Дмитрий и спустя несколько дней скончался. И хотя была возможность обратиться за помощью к врачу, которая предлагала свои услуги, Лыковы этого не сделали, объяснив: «На все воля Божья». А спустя еще два месяца в течение десяти дней скончались Савин и Наталья, и также за помощью к врачу не обратились. Понял ли Карп Осипович, что и здесь, когда дети оказались на смертном одре, он, не позволив обратиться к врачу, невольно способствовал их гибели? Успели бы врачи оказать помощь и спасти заболевших или нет, сказать трудно, но совесть была бы чиста у всех. Но оставим укоры, факт свершился. Во все времена с глубокой древности крестьяне, заболевшие какой-либо болезнью, обращались за помощью к местному лекарю и никакого греха в этом не усматривали. Причина смерти сразу трех Лыковых — это контакт с людьми. Лыковы всю свою жизнь прожили в чистой темнохвойной тайге, где не было и быть не могло никаких болезнетворных бактерий благодаря тому, что воздух в тайге заполнен так называемыми фитонцидами. Эти летучие вещества, выделяемые растениями, особенно хвойными породами деревьев, буквально насыщают воздух, и Лыковым ничего не грозило. Образно говоря, они были на протяжении всей жизни как бы в абсолютно стерильной капсуле, что в общем ослабляло иммунитет, так как никогда они не подвергались нападениям каких-либо болезней, поэтому их организмы были совершенно неспособны противостоять любой, если так можно выразиться, малейшей инфекции. А в той обстановке, в какой они оказались, встречаясь с людьми, среди которых могли быть носители различных инфекционных заболеваний, Лыковы как раз и оказались теми объектами, с которыми любой инфекции нетрудно было справиться. Это, без сомнения, так, и других здесь причин быть не могло. А вот что это за болезни, которые так легко свалили, казалось, крепкие организмы, теперь мы уже не узнаем. Кроме этого немаловажную роль сыграло то стрессовое состояние, нервное потрясение, когда в их жизнь пушечным ядром ворвались пришедшие с миром люди, такие же, как и они сами, но совершенно другие. Единственное, чем никогда не могли заболеть Лыковы, — это клещевой энцефалит. Жители всех таежных деревень, заимок никогда энцефалитом не болели, хотя с малых лет, с грудного возраста подвергались укусам клещей. Все мы ежегодно каждую весну выдергивали из своих тел десятки клещей. Клещей выдергивали из коров, лошадей, собак сотнями. Очевидно, сами клещи, кусая нас, делали нам прививки, так, во всяком случае, объясняли нам врачи. Спустя еще семь лет, в 1988 году, скончался Карп Осипович. Он умер на 87 году жизни в тот же день и месяц, в какой умерла его жена Акулина Карповна в далеком 1961 году, т. Агафья Карповна рассказывала, что в последние дни и часы жизни Карп Осипович в полусознательном состоянии стремился куда-то уйти. Думая над последними часами его жизни, я прихожу к выводу, что даже в таком состоянии срабатывал инстинкт самосохранения, и он делал попытки уйти от всего и от всех. Так и закончила существование одинокая семья, невесть где жившая, отказавшаяся от всего земного непонятно ради чего. Осталась одна младшая дочь Агафья, которая, ссылаясь на то, что «тятенька благословения не давал», категорически отказалась уехать к родственникам, которые предлагали ей хорошее место жительства; в том числе обещали срубить домик и обустроить хозяйством. Будучи в поселке Килинск, где в то время гостила Агафья у своих близких родственников, я принимал участие в длительных беседах с Агафьей вместе с В. Песковым и группой местных мужчин-единоверцев. Все наши уговоры, предложения перебраться к родне на жительство не возымели действия. Агафья была непреклонна, и понять ее можно. Да и видно было, что наши уговоры больно отражаются в ее душе. Она осталась на своем родном месте, где родилась и выросла. И так бы поступил, пожалуй, каждый, кто оказался бы на ее месте.
Уход в тайгу Как известно, глава семьи Карп Осипович Лыков, впрочем, как и его жена Акулина, придерживался старообрядческих взглядов. С приходом советской власти многие старообрядцы, которые и без того жили довольно изолированно, начали уходить все дальше от цивилизации. Не стали исключением и Лыковы. Последней каплей для Карпа Осиповича оказалось убийство большевиками его родного брата. После трагедии прежде колебавшийся Лыков-старший решил, что пора бежать. В 1936 году Карп, Акулина и их дети, 9-летний Саввин и 2-летняя Наталья, отправились в Саянскую тайгу. Уже в отшельничестве у четы родились еще 2 детей: в 1940 году — Дмитрий, а в 1944 - Агафья. Долгое время супруги и их дети никак не контактировали с внешним миром. Младшие дети Лыковых до 1978 года, когда семью случайно обнаружили геологи, даже не видели других людей, кроме родственников. Завидное здоровье и 3 смерти К приходу геологов из всех членов семьи Лыковых умерла только жена Карпа Осиповича Акулина. Она скончалась в 1961-ом, самом неурожайном году, от голода.