Космонавт Сергей Крикалев поделился воспоминаниями о том, как "застрял" в космосе в 1991 году. Крикалев был выбран в качестве космонавта в 1985 году, завершил базовую подготовку в 1986 году и на какое-то время был направлен в программу шаттлов "Буран".
Крикалёв, Сергей Константинович
Наборы в отряд космонавтов Биографии космонавтов СССР и РФ Действующие космонавты Экипажи на подготовке Позывные космонавтов. Крикалев известный и уважаемый космонавт, но пост с душком и штампами, дескать последний гражданин СССР и прочая дичь. В космической биографии Сергея Крикалёва часто звучит слово «первый». КРИКАЛЁВ Сергей Константинович. Космонавт-испытатель Ракетно-космической корпорации "Энергия" имени С.П. Королева, Россия. ДАТА И МЕСТО РОЖДЕНИЯ: 27 августа 1958 года в городе Ленинграде (ныне г. Санкт-Петербург). Биография космонавта Крикалёва Сергея Константиновича: детство и юность, первый полет и российско-американский, личная жизнь после космоса.
Сергей Константинович Крикалев
Более того, он и фактически может ничего не делать. Но при этом в голове его постоянно происходит работа. Нередко на тренировках снимаешь шлем с головы, а она — вся сырая от напряжения. При том, что никаких физических действий предпринимать даже не пришлось. О первом старте — Мой первый старт был ночью. Уже через несколько минут мы вышли на свет и увидели тоненькую-тоненькую полоску атмосферы. Это было очень чудно.
Сколько бы я ни летал на самолётах на большой высоте, горизонт всегда при этом оставался плоским. А здесь наша планета была круглой и подёрнутой голубоватой дымкой. Хотя, конечно, в первые минуты полёта любоваться на эту красоту просто некогда. О станции «Салют-7» — Во время спасения станции «Салют-7», которую проводили ваш земляк Виктор Савиных и Владимир Джанибеков, я входил в состав комиссии, занимавшейся разбором того, что произошло, и принятием решения о судьбе станции. В недавно вышедшем художественном фильме упор сделан на сложность стыковки со станцией. Но на самом деле сложнее всего было подлететь к станции и сблизиться с ней.
При разработке методики сближения постоянно что-то мешало — то тяги двигателей не хватало, то топлива, иногда удавалось подлететь достаточно близко, но после этого корабль вновь резко уносило на сотни километров… Мы опробовали многие разные методики, прежде чем нашли нужный вариант. О самом долгом полёте — Во время полёта в космос в 1991 году моя экспедиция была внепланово продлена в два раза. Мне пришлось остаться ещё на несколько месяцев. Я согласился на это, когда уже подходило время возвращаться на Землю. Потом я сравнивал для себя, на что это похоже. А похоже это на эстафету в спорте: бежишь 5 километров, рассчитываешь свои силы… Их не должно остаться к концу дистанции, ведь, как меня учил тренер в спорте, «если у тебя на финише есть силы, значит ты где-то сачковал».
И вдруг на финише тебе говорят: «А теперь мы бежим не 5, а 10 км». Хватит ли сил? Это был главный вопрос для меня. Пришлось перераспределить нагрузку. Дома я отсутствовал почти год: полёт больше 10 месяцев, до него — подготовка, а затем — восстановление.
Королева в подмосковном г. Калининграде ныне Королев. С сентября 1981 г.
Занимался разработкой инструкций для космонавтов, отработкой действий экипажей пилотируемых космических аппаратов. В 1985 г. Принимал участие в разработках методов стыковки с неуправляемой станцией и ремонта ее бортовых систем. В отряде космонавтов 2 сентября 1985 г. После прохождения курса в Центре подготовки космонавтов им. Гагарина в 1986 г. В 1986-1988 гг. Впоследствии программа была закрыта.
В феврале 1987 г. Затем занимал должности заместителя начальника отдела 1990-1992 , инструктора-космонавта-испытателя I класса 1992 , начальника отдела 1992-1994. Сергей Крикалев совершил свой первый полет в качестве бортинженера корабля "Союз ТМ-7" и 4-й основной экспедиции ЭО-4 орбитальной станции "Мир". Работал на станции вместе с Александром Волковым, Валерием Поляковым и первым французским космонавтом Жан-Лу Кретьеном член экспедиции посещения. Во время второго полета, 18 мая 1991 г. Совершил с борта станции семь выходов в открытый космос. Осенью 1992 г.
В октябре 1992 руководство НАСА объявило о том, что на американском корабле многоразового использования полетит российский космонавт, имеющий опыт космических полётов. Крикалёв стал одним из двух кандидатов второй — Владимир Титов , направленных Российским космическим агентством для тренировок вместе с экипажем STS-60.
В апреле 1993 года С. Крикалёв был объявлен основным кандидатом. Третий полёт[ править править код ] Участвовал в полёте STS-60 — первом совместном американо-российском полёте на корабле многоразового использования шаттле Discovery. В течение восьми суток экипаж корабля Discovery выполнил много различных научных экспериментов в области материаловедения, как в устройстве WSF так и в модуле Spacehab, биологических экспериментов и наблюдений поверхности Земли. Крикалёв выполнил значительную часть работ с дистанционным манипулятором. Совершив 130 витков и пролетев 5486215 километров, 11 февраля 1994 года корабль Discovery совершил посадку в космическом центре имени Кеннеди штат Флорида. Таким образом, С. Крикалёв стал первым российским космонавтом, совершившим полёт на американском шаттле. Продолжительность полёта составила 8 сут.
В одном видеоинтервью Крикалёву задали вопрос: тяжело ли ему было в этом полёте — непривычная обстановка, совершенно другая техника, коллеги все иностранцы, чужой язык… Ответ был неожиданным: «Так ведь и им было непросто! Он периодически направлялся в командировки в Космический центр имени Линдона Джонсона в Хьюстоне , чтобы работать в Центре управления полётами с Поисково-спасательной службой в ходе совместных американо-российских полётов. Четвёртый полёт[ править править код ] Был назначен в первый экипаж Международной космической станции и первым в декабре 1998 года побывал с краткосрочной миссией на МКС на челноке Индевор c 4 по 15 декабря 1998 года в качестве специалиста полёта-4 STS-88. В ходе полёта к выведенному ранее на орбиту первому российскому модулю МКС — Функционально-грузовому блоку ФГБ «Заря» был пристыкован американский узловой модуль Unity. Участвовал в работах на борту МКС. Продолжительность полёта составила 11 суток 19 ч 17 мин 54 с.
Ему было очень тяжело, нахождение на орбите больше положенного, вредно сказывается на здоровье. Последствия очень серьезные - космическая радиация, риск возникновения рака, ослабление иммунитета. При желании Сергей мог покинуть "МИР" в любой момент. На станции есть спасательная капсула. Но это привело бы к гибели самой станции. Сергей свой пост не сдал. Его миссия продлилась вдвое дольше - 311 дней. Вместо четырех запланированных полетов на станцию "МИР" было отправлено всего два. Ни одну из двух отправленных миссий не смогли укомплектовать бортинженером. В России началась гиперинфляция. Правительство продавало все, что могло, в том числе и места на станцию "МИР".
Новости по теме
- Крикалёв Сергей Константинович
- Наши веб-проекты
- Иммануил Кант: философ, присягнувший на верность Российской империи
- Курсы валюты:
Сообщить об ошибке в тексте
- Жизнь Сергея Крикалева
- Сергей Крикалёв - герой космоса. Доклад по ОДНКНР (5 класс) | ДоклаДики
- Сергей Крикалев: биография и история космонавта, которого «забыли» в космосе
- Сергей Крикалев
Крикалёв, Сергей Константинович
В Штаты езжу, как трамвай по рельсам, по маршруту Москва-Хьюстон. Это по работе. Прихожу в НАСА — всех там знаю. Народ, который со мной туда в командировку приезжает, удивляется. Иду по собственной фирме — иногда вообще не узнают. А чтобы поехать заграницу просто так, посмотреть на что-то — такого ещё ни разу в жизни не было. Во время полёта на станции произошёл отказ электронной системы вентиляции, что привело к повышенному уровню влажности в модуле и мешало работе. Американский ЦУП в Хьюстоне долго не мог вмешаться в нештатную ситуацию и ситуация становилась опасной.
Американские астронавты спросили тогда Крикалёва: как бы поступил он? Наш космонавт пожал плечами и ответил: «Починил бы». Говорят, именно этот случай на орбите лёг в основу образа русского космонавта Льва Андропова в американском блокбастере «Армагеддон». В одном видеоинтервью на вопрос, тяжело ли ему было в заокеанской командировке, Крикалёв ответил: Непривычная обстановка, совершенно другая техника, коллеги все иностранцы, чужой язык… Так ведь и им было непросто! В четвёртый раз на орбиту Сергей Крикалёв отправился в декабре 1998 года в рамках первой сборочной миссии STS-88 к Международной космической станции. Сергей Крикалёв и командир шаттла «Индевор» Роберт Кабана первыми открыли люк и вошли в новую станцию, также в ходе экспедиции экипаж осуществил три выхода в открытый космос. Основной задачей экипажа была доставка на орбиту американского модуля «Unitу» и его стыковка с уже находящимся на орбите российским модулем «Заря».
Полёт продолжался 11 суток. Обычно самое пугающее в космосе — это неизвестность. Совсем не обязательно, что какие-то страшные события должны произойти. Но если ты не знаешь, могут они случиться или нет — именно это и напрягает. Очень большое моральное напряжение связано с ответственностью, которая на тебя возложена. Ты тренируешься в течение нескольких лет, многие годы идешь к тому, чтобы полететь в космос. В конце концов, тебе в руки дается многомиллионное оборудование, и чем оно сложнее, тем проще совершить какую-то ошибку.
Именно вот этот риск — совершить глупую ошибку, из-за которой остановится работа всего коллектива, — пугает больше всего. Свой пятый космический полёт Сергей Крикалёв совершил в октябре 2000 года в качестве бортинженера корабля «Союз ТМ-31» по программе первой долговременной экспедиции на Международную космическую станцию вместе с коллегой по отряду Юрием Гидзенко и американским астронавтом Уильямом Шепердом.
Вскоре стало известно, что он был уволен с должности исполнительного директора с причиной, связанной с нарушением корпоративной этики. Это стало серьезным обстоятельством, которое повлияло на его дальнейшую карьеру и имидж. Тем не менее, несмотря на этот инцидент, Сергей Крикалев продолжает оставаться известной и уважаемой фигурой в космической индустрии. Он остается официальным лицом, дающим комментарии и интервью относительно развития отечественной и международной космонавтики. Благодаря своему опыту и знаниям в этой области, он продолжает предоставлять информацию СМИ и освещать планы, касающиеся космических исследований и технологий. Сергей Константинович Крикалев — российский космонавт, имеющий значительный опыт полетов в космос. Его первый полет состоялся в 2000 году, когда он присоединился к команде экспедиции на МКС и провел на орбите 140 суток.
После этого последовали еще несколько полетов, включая его шестой полет в статусе командира в 2005 году. Во время этого полета Сергей Константинович провел 4 часа в открытом космосе, что сделало его мировым рекордсменом с восьмым таким опытом. Однако, в 2021 году, глава Роскосмоса Дмитрий Рогозин объявил о переводе Крикалева на другую должность. Согласно Рогозину, это является нормальной практикой для структуры, так как космонавты периодически меняют свои роли и обязанности. Новым назначенным на место Крикалева был экс-советник Рогозина Александр Блошенко. Герой России Сергей Крикалев Однако, вскоре после этого решение было пересмотрено, и Сергей Константинович был восстановлен на прежней должности. Это свидетельствует о значимости и ценности его опыта и заслуг в космической отрасли. За свою карьеру он провел на орбите впечатляющие 803 дня, что подтверждает его выдающиеся достижения и вклад в исследование космоса. По словам исполнительного директора госкорпорации по пилотируемым программам Сергея Крикалева, осенью был оглашен наиболее актуальный проект, который вызвал большой интерес.
Важными препятствиями на пути к заключению соглашения стали не только технические, но и документальные вопросы, решение которых требовало согласования на уровне правительства. Это позволило сделать проект еще более перспективным и уникальным в масштабах международного сотрудничества. В результате, стороны смогли найти компромиссные решения и продолжить сотрудничество в области космических исследований. Начало новой эры в космических отношениях между Россией и Соединенными Штатами оказало положительное влияние на развитие глобальной астронавтики. Личная жизнь Семейная жизнь Сергея Крикалева и Елены Терехиной имеет связь с их профессиональной деятельностью, ведь будущая супруга космонавта работала в РКК «Энергия». Именно там они и познакомились, их совместная жизнь началась совсем скоро после этого знакомства.
Какие-то суеверия исходят от традиций, а из примет рождаются традиции. Так и с водой из Гагаринского колодца: для кого-то - примета, для кого-то - традиция, а для других - то и другое вместе. А как было в вашем случае? Вы когда оказались первый раз в Гагарине? Сергей Крикалев: Мой случай скорее исключение. Перед первым полетом у меня был очень напряженный график подготовки - сначала по одной программе, потом по другой, что просто не позволило тогда выехать в Гагарин. И оказался я здесь только перед вторым полетом. Есть, мы знаем, Циолковские чтения. Есть научные чтения памяти академика Королева. Что выделяет в этом ряду Гагаринские общественно-научные чтения? Сергей Крикалев: Здесь мы получаем сплав исторических, научных, научно-технических сведений - с их проекцией на молодежь. Другая особенность в том, что эти чтения всегда открываются в один и тот же день - 9 марта, когда родился Юрий Алексеевич Гагарин. И не важно, приходится это на рабочую неделю или на выходные. В этот день на родину первого космонавта приезжают специалисты из Звездного, из РКК "Энергия", из других организаций "Роскосмоса" и ветераны нашей отрасли - самые активные участники Гагаринских чтений. А в истории есть немало поучительного. То, как создавалась космическая техника и принимались решения на рубеже 50-60-х годов, можно ставить в пример и на это равняться. Факт известный, но далеко не всем, поэтому напомню: от того момента, как экскаватор поднял первый ковш на месте будущего космодрома в казахстанской степи, до пуска первой ракеты прошло всего два года. А в наши дни бывает так, что два года только документы могут согласовывать... У гагаринского колодца в Клушине: 9 марта тут случается очередь... Фото: Александр Емельяненков Инициатором первых памятных встреч, а потом уже "мотором" Гагаринских чтений был до недавнего времени Алексей Архипович Леонов. Почему, на ваш взгляд, он за это взялся и как расцениваете все, что им в этом отношении сделано? Сергей Крикалев: Думаю, это внутреннее состояние человека - особая личная ответственность. Однажды начав, он считал себя обязанным это дело вести, поддерживать, развивать. Чтить память, выступая с лекциями и воспоминаниями, - это одно. А тут гораздо шире: забота о родителях Юрия Гагарина, поддержка для близких и земляков. Не буду говорить за всех, но мое личное мнение - город Гагарин стал таким, как сейчас, во многом благодаря Алексею Леонову. Знаю, что вы были на открытии мемориала в его честь, который создан в центре города рядом с памятником Юрию Гагарину. А теперь, когда Леонова не стало, возглавили оргкомитет Гагаринских чтений. Что побудило принять эту эстафету? Сергей Крикалев: В первую очередь это была просьба самого Алексея Архиповича поддержать, когда ему в силу возраста стало физически трудно это делать. А с другой стороны - если не мы, то кто?
Кретьеном Франция ; 11 февраля 1987 г. Арцебарским и Р. Кикути Япония ; с марта по ноябрь 1988 г. Кретьеном Франция ; 7 апреля 1992 г. Джонсона в качестве дублера В. Получил сертификат по работе с манипулятором шаттла, прошел подготовку при полетах на самолете Т-38 в качестве второго пилота; с апреля 1994 г. Джонсона в составе экипажа STS-88; с октября 2000 г. Сураевым сменил С. Действительный член академик Российской академии космонавтики имени К. Циолковского 2011 г. Стартовал вместе с Александром Волковым и Ж ан-Лу Кретьеном Франция на космическом корабле «Союз ТМ-7», Из-за изменения программы полета вместе с другими членами экипажа выполнял консервацию станции. Посадку совершил вместе с Александром Волковым и Валерием Поляковы м. Продолжительность полета: 151 сут 11 час 08 мин 24 сек.
Доктор в космосе: история самого «марсианского» рекорда
После окончания института работал в НПО «Энергия». Испытывал оборудование, применяемое в космических полётах, разрабатывал методы работы в космосе и участвовал в работе наземной службы управления. В 1985 году, когда возникли неисправности на станции «Салют-7», он работал в группе восстановления, разрабатывал методы стыковки с неуправляемой станцией и ремонта её бортовых систем. Крикалёв был отобран для подготовки к космическим полётам в 1985 году, в следующем году закончил курс основной подготовки и был на время направлен в группу по программе корабля многоразового использования «Буран».
В начале 1988 года начал подготовку к своему первому долговременному полёту на станции «Мир». Тренировки включали подготовку к выходам в открытый космос, к стыковкам с новыми модулями, к первым испытаниям установки для перемещения космонавта и к работе во второй советско-французской научной экспедиции. Космические полёты «Союз ТМ-7» был запущен 26 ноября 1988, экипаж состоял из командира Александра Александровича Волкова, бортинженера Крикалёва и французского астронавта Жан-Лу Кретьена.
Предыдущий экипаж оставался на станции «Мир» ещё двадцать шесть дней, установив тем самым наиболее длительное время пребывания на станции экипажа из шести человек. После того, как предыдущий экипаж вернулся на Землю, Крикалёв, Поляков и Волков продолжили выполнять эксперименты на борту станции. В связи с тем, что прибытие следующего экипажа задержалось, они подготовили станцию к беспилотному полёту и вернулись на Землю 27 апреля 1989 года.
За этот полёт Крикалёву было присвоено звание Героя Советского Союза. В 1990 году Крикалёв готовился к своему второму полёту как член дублирующего экипажа для восьмой долговременной экспедиции на станцию «Мир». В декабре 1990 Крикалёв начал подготовку к участию в девятой экспедиции на станцию «Мир».
Он один из немногих космонавтов, кто окончил Ленинградский механический институт — знаменитый «Военмех», питерская школа. Пока не проверит распоряжение на разумность, не уяснит правильный алгоритм, выполнять не будет. Поэтому с Крикалевым начальству всегда было непросто. У него по любому профессиональному поводу есть свое мнение — продуманное, аргументированное. И — самое неприятное для руководства — он имеет привычку его отстаивать. По шапке за письмо Помню, иду как-то по коридору Центра управления полетами. Было это еще во времена станции «Мир». И натыкаюсь на выскользнувшего из кабинета Крикалева. И своим спокойным, размеренным голосом рассказывает о том, что во время подписания очередного договора с NASA что-то там с грузами на орбиту решили не то — возим их оборудование в ущерб своему.
Он понимает: перед ним журналист, будет заметка в газете. И после нее, как обычно, не порядок будут наводить, а искать крайнего. И сейчас-то на космических предприятиях режим молчания сотрудников — информация только через пресс-службу. А тогда нелояльных руководству, по сути приватизировавшему крупнейшие космические фирмы, просто выгоняли пинком под зад. Или вот такая история — в конце 90-х в коттедже космонавтов на Хованскойулице мы с Крикалевым и его другом и соседом Александром Калери в очередной раз обсуждали, что будет с российской космонавтикой дальше. Настроение у всех было гадкое, как раз тогда говорили о возможном затоплении станции «Мир». Мол, проедаем запасы в 70-80-х, не вкладываем в развитие. Скоро отстанем так, что и не догнать. Давайте срочно принимать перспективную программу, концентрировать ресурсы и шагать вперед.
Как достучаться до начальства? Пишем письмо на самый верх. Передать, чтобы попало в нужные руки? Я в редакции набираю письмо на компьютере не было тогда у космонавтов персональных ноутбуков. Ставлю свою подпись, расписываюсь за ребят — времени ехать на Хованскую еще раз нет. Как раз в «Комсомолку» на встречу с коллегами приехал бывший главный редактор, а в то время председатель Госдумы Геннадий Селезнев. Я сую письмо ему в карман: «Геннадий Николаевич, прочтите! А вышло так — Селезнев письмо прочел и передал для реагирования своему коллеге, депутату и бывшему космонавту Виталию Ивановичу Севастьянову, тоже выходцу из королевской фирмы, РКК «Энергия». А он письмо передал на предприятие.
Не знаю, с какими комментариями, но подтекст был понятен — смотрите, что у вас там космонавты самоуправством занимаются, их мнения никто не спрашивает, а они вон что... Спасло тогда Крикалева и Калери то, что их личных подписей под письмом не было. Ну и, конечно, то, что оба — грамотные, опытные космонавты. Идут сложные полеты — на «Мире» проблемы одна за другой. Одновременно готовятся к запуску первые модули Международной космической станции, а они российского производства и работать на них, оживлять должны наши космонавты-инженеры. В 27 лет он участвует в разработке методики стыковки с мертвой станцией «Салют-7», технологии ее восстановления. Помните недавний фильм «Салют-7», где космонавты прилетают на обесточенную, вращающуюся по нескольким осям космическую станцию? Так вот это как раз та история. Потом проходит отбор в отряд космонавтов, должен был лететь на одном из первых советских шаттлов — «Буранах».
Не случилось.
После возвращения предыдущего экипажа на Землю, Крикалев, Поляков и Волков продолжили осуществлять эксперименты на борту станции. Поскольку прибытие следующего экипажа задержалось, они провели работы по подготовке станции к беспилотному полету и вернулись на Землю 27 апреля 1989 года.
В 1990 году Сергей Крикалев готовился к своему второму полету в качестве члена дублирующего экипажа для восьмой долговременной экспедиции на станцию «Мир». Второй космический полет В декабре 1990 года началась подготовка Сергея Крикалева к участию в девятой экспедиции на станцию «Мир». Через неделю Хелен Шарман вернулась на Землю вместе с предыдущим экипажем, а Крикалев и Арцебарский остались на «Мире».
В течение лета они провели шесть выходов в открытый космос, в рамках которых выполнили множество научных экспериментов и работы по обслуживанию станции. Возвращение Крикалева должно было произойти через пять месяцев, но в июле 1991 года он согласился остаться на станции «Мир» в качестве бортинженера с другим экипажем, который должен был прибыть в октябре, так как следующие два полета были объединены в один. Он и Франц Фибек, первый космонавт Австрии, вместе с А.
Арцебарским 10 октября вернулись на Землю, а командир экипажа Александр Волков остался на орбите с Крикалевым. После смены экипажа Волков и Крикалев совершили еще один выход в открытый космос и вернулись на Землю 25 марта 1992 года. Этот полет вошел в историю тем, что космонавты улетали из СССР, а вернулись уже в Россию - во время экспедиции Советский Союз прекратил существование.
Продолжительность полета составила 311 суток 20 часов 00 минут 34 секунды. Он стал последним космонавтом, получившим за полет автомобиль «Волга» в подарок. За первые два полета провел в космосе более года и трех месяцев, совершив семь выходов в открытый космос.
В октябре 1992 года руководство НАСА объявило, что на американском корабле многоразового использования полетит российский космонавт с опытом космических полетов. Крикалев стал одним из двух кандидатов вторым был Владимир Титов , направленных Российским космическим агентством для тренировок вместе с экипажем STS-60. В апреле 1993 года С.
Крикалев был объявлен основным кандидатом. Третий космический полет Он был участником полета STS-60 - первого совместного американо-российского полете на корабле многоразового использования шаттле Discovery. За 8 суток экипаж корабля Discovery выполнил много различных научных экспериментов в области материаловедения, как в устройстве WSF так и в модуле Spacehab, биологических экспериментов и наблюдений поверхности Земли.
Сам Сергей Крикалев выполнил значительную часть работ с дистанционным манипулятором. Совершив 130 витков и пролетев 5486215 километров, 11 февраля 1994 года корабль Discovery совершил посадку в космическом центре имени Кеннеди штат Флорида. Крикалев стал первым российским космонавтом, совершившим полет на американском шаттле.
Продолжительность полета составила 8 сут. После завершения миссии STS-60 вернулся к обязанностям в России. Регулярно он отправлялся в командировки в Космический центр имени Линдона Джонсона в Хьюстоне, где принимал участие в работе Центра управления полетами в рамках совместных американо-российских миссий с Поисково-спасательной службой.
Четвертый космический полет В декабре 1998 года Сергея Крикалева назначили в первый экипаж Международной космической станции МКС , а с 4 по 15 декабря 1998 года он совершил краткосрочную миссию на МКС на челноке Индевор в качестве специалиста полета-4 STS-88.
Этот полет интересен тем, что космонавты улетали из СССР, а вернулись уже в Россию — во время их полета Советский Союз прекратил существование. За два первых полёта Крикалёв провёл в космосе более года и трёх месяцев и совершил семь выходов в открытый космос. В октябре 1992 руководство НАСА объявило о том, что на американском корабле многоразового использования полетит российский космонавт, имеющий опыт космических полётов. Крикалёв стал одним из двух кандидатов, направленных Российским космическим агентством для тренировок вместе с экипажем STS-60. В апреле 1993 года он был объявлен основным кандидатом. Крикалёв участвовал в первом совместном американо-российском полёте на корабле многоразового использования шаттле Discovery. В течение восьми суток экипаж корабля Discovery выполнил много различных научных экспериментов в области материаловедения, как в устройстве WSF так и в модуле Spacehab, биологических экспериментов и наблюдений поверхности Земли.
Крикалёв выполнил значительную часть работ с дистанционным манипулятором. Совершив 130 витков и пролетев 5486215 километров, 11 февраля 1994 года корабль Discovery совершил посадку в космическом центре имени Кеннеди штат Флорида. Таким образом Крикалёв стал первым российским космонавтом, совершившим полёт на американском шаттле. Он периодически направлялся в командировки в Космический центр имени Линдона Джонсона в Хьюстоне, чтобы работать в Центре управления полётами с Поисково-спасательной службой в ходе совместных американо-российских полётов. Крикалёв был назначен в первый экипаж Международной космической станции и первым в декабре 1998 года побывал с краткосрочной миссией на МКС на челноке Индевор. В октябре 2000 года в составе первого экипажа длительной экспедиции Сергей Крикалёв совместно с Юрием Гидзенко и Уильямом Шепердом начал постоянные пилотируемые полёты на МКС.
Космонавт, улетевший из СССР, а вернувшийся в Россию
Космонавт, провел в космосе 803 дня, 59 лет, Москва. Затем по настоянию НАСА Сергей Крикалев первым из российских космонавтов полетел на американском многоразовом космическом корабле. Приказом Президента РКК "Энергия" от 5 февраля 2007 года С.К. Крикалёв назначен вице-президентом РКК "Энергия" по пилотируемым полётам, с сохранением должности "инструктор-космонавт-испытатель". Сергей Крикалев сегодня — Путин назначил Крикалева своим спецпредставителем по вопросам в области космоса. Космонавт Крикалев рассказал о российском экипаже на МКС. Сергей Крикалёв, космонавт, Герой Советского Союза и Герой России. История полета на станцию «Мир» Сергея Крикалева, который улетел из СССР, а вернулся в Российскую Федерацию, биография космонавта.
Космонавт, улетевший из СССР, а вернувшийся в Россию
Сергей Крикалев сегодня — Путин назначил Крикалева своим спецпредставителем по вопросам в области космоса. Космонавт Крикалев рассказал о российском экипаже на МКС. С.К. Крикалев не только самый опытный космонавт мира, но и блестящий фотограф, своим творчеством ознаменовавший новый этап на пути эволюции фотоискусства и расширивший предмет художественной фотографии до космических масштабов. 1 февраля 1992 г. Космонавт Сергей Крикалев во время медицинского контроля на борту станции "Мир".
Сергей Крикалёв — биография космонавта
Крикалёв стал одним из двух кандидатов второй — Владимир Титов , направленных Российским космическим агентством для тренировок вместе с экипажем STS-60. В апреле 1993 года С. Крикалёв был объявлен основным кандидатом. Третий полёт[ править править код ] Участвовал в полёте STS-60 — первом совместном американо-российском полёте на корабле многоразового использования шаттле Discovery. В течение восьми суток экипаж корабля Discovery выполнил много различных научных экспериментов в области материаловедения, как в устройстве WSF так и в модуле Spacehab, биологических экспериментов и наблюдений поверхности Земли. Крикалёв выполнил значительную часть работ с дистанционным манипулятором. Совершив 130 витков и пролетев 5486215 километров, 11 февраля 1994 года корабль Discovery совершил посадку в космическом центре имени Кеннеди штат Флорида. Таким образом, С. Крикалёв стал первым российским космонавтом, совершившим полёт на американском шаттле. Продолжительность полёта составила 8 сут. В одном видеоинтервью Крикалёву задали вопрос: тяжело ли ему было в этом полёте — непривычная обстановка, совершенно другая техника, коллеги все иностранцы, чужой язык… Ответ был неожиданным: «Так ведь и им было непросто!
Он периодически направлялся в командировки в Космический центр имени Линдона Джонсона в Хьюстоне , чтобы работать в Центре управления полётами с Поисково-спасательной службой в ходе совместных американо-российских полётов. Четвёртый полёт[ править править код ] Был назначен в первый экипаж Международной космической станции и первым в декабре 1998 года побывал с краткосрочной миссией на МКС на челноке Индевор c 4 по 15 декабря 1998 года в качестве специалиста полёта-4 STS-88. В ходе полёта к выведенному ранее на орбиту первому российскому модулю МКС — Функционально-грузовому блоку ФГБ «Заря» был пристыкован американский узловой модуль Unity. Участвовал в работах на борту МКС. Продолжительность полёта составила 11 суток 19 ч 17 мин 54 с. С 1999 по октябрь 2000 года продолжал подготовку в качестве бортинженера основного экипажа МКС-1 вместе с Юрием Гидзенко и Уильямом Шепердом.
Занимался разработкой инструкций для космонавтов, отработкой действий экипажей пилотируемых космических аппаратов. Работал в ЦУПе методистом по действиям экипажей, в 1985 г. Волковым и Ж.
Кретьеном Франция ; 11 февраля 1987 г. Арцебарским и Р. Кикути Япония ; С марта по ноябрь 1988 г. Кретьеном Франция ; 7 апреля 1992 г. Джонсона в качестве дублера В. Получил сертификат по работе с манипулятором шаттла, прошел подготовку при полетах на самолете Т-38 в качестве второго пилота; с апреля 1994 г. Джонсона в составе экипажа STS-88; с октября 2000 г. Сураевым сменил С. Действительный член академик Российской академии космонавтики имени К.
Циолковского 2011 г.
Прошел подготовку в качестве основного испытателя для первого испытания средства передвижения космонавта СПК. Вместе в А. Волковым готовились к приему и началу эксплуатации нового модуля "Квант 2". В соответствии с программой полета прошли подготовку к выходам в открытый космос. Продолжительность полета: 151 сут 11 час 08 мин 24 сек. Арцебарским и Р.
Кикути Япония. Арцебарским и X. Шарман Великобритания. В ходе полета выполнил 7 выходов в открытый космос общей продолжительностью 36 час 29 мин. Продолжительность полета: 311 сут 20 час 00 мин 54 сек. С 1 ноября 1992 года по январь 1994 года проходил подготовку в Центре им. Прошел полную подготовку и был сертифицирован для работы с манипулятором шаттла для захвата свободно летящего спутника, включая работу со спутником, потерявшим ориентацию.
Третий космический полет совершил с 3 по 11 февраля 1994 года в составе экипажа STS -60 на бору космического корабля "Дискавери" в качестве специалиста полета-4. Продолжительность полета: 8 сут 07 час 09 мин 22 сек. С апреля 1994 года по январь 1995 года проходил подготовку в Центре им. Джонсона в качестве дублера В. Титова - специалиста полета-4 экипажа корабля "Дискавери" по программе STS-63.
Тут самолет на час в воздухе задержат - уже с ума сходишь, а 311 суток в невесомости - каково? В 1985 году, когда возникли неисправности на станции «Салют-7», Сергей Крикалёв работал в группе восстановления и разрабатывал методы стыковки с неуправляемой станцией, а также ремонта её бортовых систем. На съёмках фильма "Салют-7" Крикалёв выступил консультантом. Я уже не был в себе уверен. Мышечная атрофия, радиация, ослабление иммунной системы с каждым днем - это лишь некоторые из возможных последствий длительной космической миссии". Четверо мужчин помогли ему встать, ведь он впервые за 10 месяцев ступил на землю. Один из них накинул на него шубу, а другой подал миску с бульоном". Возвращение Крикалёва. А во всём мире он известен как последний гражданин Советского Союза. За тот героический полёт продолжительностью в 311 суток Крикалёва наградили звездой Героя Российской Федерации за номером 1 Героем Советского Союза он стал после первого полёта. А ещё Сергей Крикалёв считается основоположником жанра космической 3D фотографии - он автор коллекции "Живопись Творца", снятой с околоземной орбиты. Посмотреть на фото его авторства можно по ссылке. Одно из самых известных фото Сергея Крикалёва. Особенно сейчас, когда мы тоже не знаем, когда нас заберут с орбиты такого долгого 2020 года...
Герой России Сергей Крикалёв: «Мне очень повезло с профессией»
В 1985-1986 годах прошел курс общекосмической подготовки в ЦПК им. В 1986 году решением Межведомственной квалификационной комиссии ему присвоена квалификация "космонавт-испытатель". В 1986 - 1988 годах проходил подготовку в составе группы космонавтов по программе "Буран", а затем, в составе экипажа 4 экипаж со Щукиным 22 марта 1988 года заменил в основном экипаже корабля "Союз-ТМ-7" А. Калери, отстраненного от подготовки по состоянию здоровья. Волковым и Ж. Кретъеном Франция. Прошел подготовку в качестве основного испытателя для первого испытания средства передвижения космонавта СПК. Вместе в А. Волковым готовились к приему и началу эксплуатации нового модуля "Квант 2". В соответствии с программой полета прошли подготовку к выходам в открытый космос.
Продолжительность полета: 151 сут 11 час 08 мин 24 сек. Арцебарским и Р. Кикути Япония. Арцебарским и X. Шарман Великобритания. В ходе полета выполнил 7 выходов в открытый космос общей продолжительностью 36 час 29 мин. Продолжительность полета: 311 сут 20 час 00 мин 54 сек. С 1 ноября 1992 года по январь 1994 года проходил подготовку в Центре им.
Если где-то и возникают трения я не скажу даже — конфликты, скорее, трения , то в основном они по поводу работы. Редко кто-то кому-то на ногу наступит, потому что в космосе, в невесомости, сложно это сделать. Иногда один считает, что лучше делать так, а другой так... Но, если люди нормальные и соображающие, они быстро понимают, что, — да, может быть, у моего партнера какое-то другое мнение, но, если мы будем долго спорить, в конце концов, мы работу не сделаем совсем. Поэтому, рано или поздно, мы всегда находим общий язык. Единственное могу сказать, что нормальный космонавт приходит в профессию по призванию. И в монастырь люди тоже идут по зову сердца. Такого нет, чтобы кто-то написал тебе предписание, и ты, как солдат пошёл выполнять задание, которое тебе не нравится. Люди приходят в монастырь, наверное, во-первых — самостоятельно, во-вторых — и там, и там это непростая деятельность, потому что во многом и жизнь на станции, и жизнь в монастыре — должна быть самодостаточной. То есть, люди должны уметь организовать свой быт, свой труд так, чтобы обеспечивать себя, обеспечивать своих друзей, своих партнёров по команде, своего соседа по келье, и организовать труд таким образом, чтобы он был максимально эффективным. Поэтому, наверное, общее найти можно. Полететь не просто в космос, а высадиться на другую планету или на другое небесное тело и посмотреть на Землю с большей дистанции. С точки зрения достижимости, Луна находится к нам ближе других. Но, к сожалению, это дело пока ещё не реализовано. Поэтому оно остаётся мечтой. Я слышал про Валаам, ещё будучи школьником. Потом с набором жизненного опыта, я узнавал о нем больше. Я узнавал, что есть монастырь, узнавал историю Валаама. Во многих случаях история, культура, религия, — всё очень переплетено. Валаам — это часть истории России. Да, с одной стороны, может быть, какие-то традиции здесь старомодны, но, с другой, без этих основ, от которых можно отталкиваться, мы не будем двигаться дальше. Поэтому тем, кто здесь живёт, кто сохраняет историю, кто обустраивает это место, — надо сказать большое спасибо за непростой труд. Причём вы это делаете не только для себя, вы это делаете и для других. Поэтому, я считаю, совершенно правильным то, что сюда, на Валаам, приезжают туристы. Кто-то приезжает просто из любопытства, у кого-то есть внутренняя потребность здесь побывать, посмотреть, послушать, помолиться, приобщиться к святыням, просто послушать природу, в конце концов. У каждого есть какие-то свои взгляды. Кто-то больше делает акцент на христианстве, а кто-то, может быть, на той уникальной природе, которая есть на Валааме. Это всё является нашим богатством, и мы должны делать так, чтобы людей, которые разделяют наши ценности, становилось больше. Пусть всё это распространяется как круги на воде. В чём отличие этого вида спорта от других, где возраст в 35 лет уже считается критическим? Человек тренируется, чтобы больше поднять, быстрее пробежать... Игровые виды спорта более сложные. Высший пилотаж — очень технически сложный вид спорта, требующий от человека не только воспринимать перегрузки, но и продолжать соображать на этих перегрузках. Здесь гораздо более важна не физиология, а голова, опыт, хладнокровие, может быть. Это приходит с годами, поэтому ребята выступают на чемпионатах мира или Европы по высшему пилотажу в более зрелом возрасте. То есть, в ограниченном пространстве ты должен чётко выполнять какие-то маневры, несмотря на то, что тебя «плющит» перегрузка, из-за быстрых вращений сбивается вестибулярный аппарат. Мы соревнуемся в том, кто лучше может видеть пространство, чётко действовать, пространственно представлять, где находится самолет, где находится граница, какая будет следующая фигура пилотажа. Как говорят, грамотный горнолыжник — не тот, кто входит хорошо в поворот, и даже не тот, кто видит следующие ворота, — а тот, кто просчитывает на 5-7 ворот вперёд. В молодости я входил в сборную Ленинграда по высшему пилотажу, выполнил норматив мастера спорта, был в сборной России и кандидатом в сборную СССР. Но когда я начал заниматься космонавтикой, у меня было все меньше и меньше времени и возможностей заниматься спортом профессионально. И уже после третьего моего космического полета меня снова пригласили в сборную, потому что появилась новая матчасть, новые летательные средства — пилотажный планер. И бывшие, и действующие члены сборной собрались вместе для того, чтобы выступить на чемпионате мира. И, в общем, у нас неплохо получилось, основываясь на базе, которая была получена за много лет до этого. Если можно, расскажите какой-то интересный случай из космоса. Каждый день что-то бывает... Может быть, в следующий раз специально для этого приедем. Соберёте братию, мы расскажем, как мы летаем. Мне хотелось бы, чтобы у нас была возможность общаться почаще.
А Валерий Рюмин говорит: «Через 3 часа давай еще раз свяжемся и определимся». Как можно понять, хватит вам сил или нет? Ведь я тем самым брал риск на себя, это была моя ответственность. Ту ситуацию можно сравнить с беговой дистанцией: словно ты бежишь пять километров, пробежал уже три, думаешь, что тебе осталось меньше половины. И тут говорят: «Теперь бежим не пять километров, а десять». Вот в этот момент ты вынужден резко изменить темп своего движения… — И психологически перестроиться… — Да, перестроиться психологически и тактически. Чтобы добраться до конца дистанции, мне в тот момент пришлось переосмыслить необходимость соблюдения режима, начать немного больше времени тратить на восстановление, чтобы хватило сил добраться до финиша. Я получал об этом обрывочную информацию. Кстати, часть таких сведений дошла до меня от радиолюбительницы из Австралии благодаря любительскому радио, которое было на станции. Во время одного из эфиров я познакомился со школьной учительницей информатики из Австралии. Мы с ней устраивали уроки из космоса: она собирала детей в своей радиорубке, а мы отвечали на их вопросы на ломаном английском языке. Однажды она спрашивает: «Сергей, а как ты себя чувствуешь? У нас здесь пишут в СМИ, что ты стал узником и настолько ослаб, что у тебя уже сил не хватит вернуться на Землю». Я тогда отшутился: «Вы вообще в Австралии живете по отношению ко всем остальным вверх ногами, вот у вас и новости такие же». Например, на МКС Международная космическая станция. Существует система упражнений, которая позволяет нагружать мышцы так, чтобы оставаться в тонусе. Конечно, после полета все равно требуются восстановление и реабилитация, но занятия спортом позволяют оставаться в такой физической форме, чтобы безопасно вернуться на Землю. Помните свои первые ощущения? Первое ощущение — это возможность прочувствовать мелкие запахи, в том числе снега, земли, травы и свежего воздуха, на которые обычно не обращаешь внимания. А после длительного пребывания внутри пространства из металла и пластмассы они крайне заметны. Это действительно был скафандр с советским флагом на рукаве.
Не всё, что мы делаем, получается, к сожалению, по разным причинам. Причины есть технические, психологические, социальные, личностные... Самое простое — это хлопнуть дверью и отойти в сторону. То, что Вы говорите — какая-то отстранённость, наверное, была бы самым простым сценарием, но, пока у меня есть силы, меня этот вариант не устраивает. Понимаю, что иногда, для получения даже небольшого результата приходится тратить очень много сил, бывает неоправданно много. Потому что, существуют какие-то субъективные причины, — не то, чтобы законы природы, просто какая-то бюрократия, бухгалтерия, другие люди... Может быть, не всё происходит так быстро и правильно, как хотелось бы. Все понимают, что это неправильно, но, по существующим ныне правилам, положено так, так и так. Поэтому я в меру своих возможностей стараюсь делать то, что надо. Где-то это может быть напоминает сизифов труд, но где-то всё-таки удаётся добиться какого-то результата. Поэтому я продолжаю оставаться вовлечённым, продолжаю стараться делать то, что должен. А творчество, фотография — это для Вас отдушина? Об этом много говорят — «космическая фотография! Но по большому счёту, фотография — это часть нашей профессии. В процессе общекосмической подготовки с нами работали профессиональные художники, режиссёры, операторы, которые немного обучали нас операторскому искусству, немного технике фотографии. И делалось это всё, конечно, не для художественного искусства, хотя и на примере того, как делаются художественные фильмы: «обратите внимание на то, обратите на это…». Я, кстати, очень много интересных вещей впервые услышал именно на общекосмической подготовке, — потому что до этого всю жизнь занимался техникой. И вдруг люди, кинематографисты, преподавали нам какие-то основы операторского искусства: как строится кадр, как кадры связываются друг с другом, как меняются планы. И делалось это всё в основном для того, чтобы грамотно создавать фотографии, которые необходимо делать по работе. Очень часто так бывает замечал это за собой, замечал и за многими своими друзьями , когда человек, оказавшись вдруг в интересном месте, хватает какую-то, пусть даже непригодную совсем, «мыльницу», и пытается сделать фотографии. Сам себя и своих друзей я всегда уговаривал: «Ребята, ну, не тратьте время... Есть ведь качественные открытки, которые делали профессионалы. Ну, не сделаете вы этой техникой лучше! Я знаю, что кто-то из моих друзей продолжает жить в Подмосковье, и у него нет возможности увидеть то, что я вижу. Поэтому, залезая куда-то в горы, оказываясь в новом городе, человек вполне естественно делает эти снимки. Оказавшись на орбите, я понимаю, что такой перспективы, которую я вижу в космосе, — только считаное количество людей сможет увидеть своими глазами. Поэтому, естественно, благодаря вот этому инстинкту, может быть, мы и старались сделать фотографии, поделиться с другими, тем, что нравится. Техника становится лучше, появляется больше умения, желания сделать хорошую фотографию — и, в общем, действительно есть некоторые снимки, получившиеся неплохо. Наиболее яркий пример, наверное, когда первый шаттл англ. Слышали, что когда шаттл разбился, было два года перерыва? Я тогда находился на станции вместе со своим партнёром. И проблема гибели людей, разрушения вот этого корабля была в том, что, как они предполагали, у них было нарушено защитное покрытие. Поэтому у первого шаттла, который прилетел после перерыва, задача была такая — они должны были перевернуться к нам «брюхом», чтобы мы аккуратно сделали фотографии. Причём, на самом деле, мы даже придумали это сами, потому что они пытались сделать какую-то систему, чтобы с помощью манипулятора, удлинителя, сфотографировать своё «брюхо». И у них из-за этого переносились пуски, они не могли сделать нормальную систему — всё ведь надо проверить, сертифицировать... И мы сказали: «Слушайте, ребята, мы фотографируем так, что видны мелкие детали на Земле, вот такой оптикой. Вы свой корабль к нам переверните, и мы сфотографируем вам «брюхо». Каждую плитку будет видно». Они говорят: «Хорошая идея! Поэтому технология была следующая: подлетев, они, делали как-бы толчок этот толчок они могли хорошо просчитать , и шаттл просто делал кувырок. Этот кувырок занимал около двух минут, и при этом совершенно точно за это время он не мог к нам приблизиться. Все остальные системы стабилизации были выключены, ничто не могло привести к тому, что он с нами столкнётся. Но это накладывало на нас ограничения: время, которое они будут находиться к нам «брюхом», составляло 90 секунд. И за эти 90 секунд нам нужно было сделать порядка 120 фотографий. То есть, это как, знаете, скоростная стрельба по движущейся цели. Нужно было аккуратно покрыть снимками всё «брюхо» шаттла. И, понимая, что повтора не будет, мы работали вдвоём с партнёром: он делал фотографии более широким углом, а я узконаправленным — таких фотографий нужно было сделать больше, они более детальные. И у нас рядом лежала на всякий случай ещё одна камера — вдруг заест фотоаппарат или еще что-то случится.
Жизнь и необычные приключения космонавта Сергея Крикалева
Сергей Константинович Крикалёв – российский космонавт, единственный россиянин, который побывал в космосе шесть раз! Сергей Константинович Крикалёв – российский космонавт, единственный россиянин, который побывал в космосе шесть раз! Крикалёв Сергей Константинович – советский и российский космонавт, авиационный спортсмен, талантливый и самобытный руководитель предприятий ракетно-космической отрасли, активный общественный деятель. Сергей Константинович Крикалёв (27 августа 1958) — советский и российский авиационный спортсмен и космонавт, лётчик-космонавт СССР. 18 мая 1991 года к станции отправился корабль «Союз ТМ-12» с командиром Анатолием Арцебарским, бортинженером Сергеем Крикалёвым и британской женщиной-космонавтом Хелен Шарман.