— Александр Невский канонизирован как благоверный князь. Братство святого благоверного и великого князя Александра Невского при Феодоровском Городецком монастыре, Нижегородской епархии, Балахнинского уезда. Князь Александр Невский был причислен к лику святых не за ратные подвиги, а за защиту православия на Руси. Великий князь Александр Ярославич Невский скончался в 1263 г. Причисленный к лику святых, он стал символом победы для народа.
Исторический экскурс «Александр Невский: только факты»
Святой Александр Невский икона В условиях страшных испытаний, обрушившихся на русские земли, Александр Невский сумел найти силы для противостояния западным завоевателям, снискав славу великого русского полководца, а также заложил основы взаимоотношений с Золотой Ордой. В условиях разорения Руси монголо-татарами он умелой политикой ослабил тяготы ига, спас Русь от полного уничтожения. Жизнь и судьба полководца неразрывно связана с Нижегородским краем: из Городца и Нижнего Новгорода он неоднократно отправлялся в Орду, чтобы освободить из плена русские семьи. Независимое поведение князя даже в пору полного порабощения Руси монголо-татарами вызывало постоянный гнев Батыя, но при личной встрече в 1246 году «хан подивился и рече велможам своим:: воистину поведаша ми, яко несть подобна сему князю; и, почитав его, отпусти с честию». В орде Александр Невский откупал уведенных в полон людей, заселял ими опустевшие русские города и веси. В Нижегородском крае он был в 1242, 1246, 1249 и 1252 годах.
Как говорил Василий Осипович Ключевский, житие отличается от биографии точно так же, как икона отличается от портрета.
Мы можем посмотреть, например, на недавно канонизированных святых, от которых остались и портреты, и фотографии, и иконы, и мы увидим, что Фёдор Ушаков на иконе выглядит иначе, чем на его портрете, не говоря уже о новомучениках. Житие Александра Невского — идеализированное повествование о нем. Время, в которое жил Александр Невский, было чрезвычайно трудным, трагичным и, исходя из особенностей этого времени, нужно и рассматривать, и оценивать эту фигуру. Как известно, самые безгрешные люди, люди, делающие наименьшее количество ошибок — это люди, которые вообще ничего не делают, потому что проще всего остаться вне упреков, ничего не делая. А Александр Невский делал. И жил он, как я уже сказал, в очень непростое, драматичное и трагичное время.
С одной стороны, Русь пала под натиском татаро-монгольских полчищ в 1237 году. С другой стороны, на северо-запад Руси была целенаправленно осуществлялась агрессия с латинского Запада. Александр Невский, как князь, выступал прежде всего политиком. Для князей начала XIII века политическая составляющая была не менее важна, чем военная составляющая. Если мы посмотрим на быт, на общественное поведение людей более раннего времени, например, XI века, среди них, конечно, тоже были выдающиеся политики, но это были именно воины, стоящие во главе своей дружины. Но ситуация меняется, Русь разделяется на княжества, в каждом княжестве появляется свой князь, и в начале XIII века князь является главой уже некой земли.
Он выступает уже как политик. Чем Александр Невский запомнился как политик? Александр Невский отличается от своих современников решительными действиями политического характера. Но как политик и как государственный деятель он был действительно удачлив — будучи приглашенным в Новгород для отражения сначала шведской агрессии, потом и агрессии со стороны ордена, он и ту, и другую битву выиграл: и Невского сражение, и два года спустя в 1242 году Ледовое побоище. Он на долгие годы восстановил статус-кво, который был до его прихода, до начала смутных времен на северо-западе, когда Русь ослабла и когда на неё стали наступать и с Востока, и с Запада. Здесь Александр Невский проявил себя как решительный полководец на северном, на западном направлении.
Но когда умер его отец великий князь Ярослав Всеволодович, Александру Невскому пришлось ехать к монгольскому хану, для того чтобы принимать на себя бразды правления Русью. Как говорит летопись, сначала он получил великое княжение киевское, потом великое княжение владимирское. Он выступает как русский князь, подвластный монгольскому хану. На него было возложено очень тяжелая обязанность — он должен был распространить на Руси так называемое число, то есть подверстать русские города и русские княжества, чтобы они платили ежегодный выход — дань Золотой Орде — чрезвычайно тяжелые в тех условиях выплаты. Это навязывание дани проходило в условиях яростного сопротивления. Александр Невской должен был преодолеть сопротивление.
Критики фигуры Александра Невского как раз часто ставят ему в вину то, что он достиг какого-то соглашения на западе за счёт того, что на востоке он полностью принял все условия и чуть ли не положил Русь к ногам завоевателей. Критиковать проще всего тех деятелей, которые действительно что-то делают и которые принимают самостоятельные решения. Решение было однозначным, самостоятельным, и Александр Невский, наверняка, понимал, что он будет нести за него ответственность и перед современниками, и перед потомками. Разумеется, это было решение небезупречное. Но в защиту Александра Невского можно сказать, что у него не было другого выхода. Русь была слаба после татаро-монгольского нашествия, после того, как были выжжены города, уничтожены селения, уведены в полон сотни-тысячи русских людей.
Обескровленная Русь не могла противостоять татаро-монгольским полчищам. Это была вынужденная мера. Но сила Александра Невского как политика в том, что в одном случае он решительно противопоставил военной силе военную силу и победил, а в другом случае избрал дипломатический путь — пошел навстречу тому, с чем Русь объективно не могла бороться. Был ли это его выбор мировоззренческий? Можно ли говорить, что он был сторонником восточной политики, а не западной, и противопоставлять его князьям наподобие Даниила Галицкого, который заключил союз с римским престолом и связывал будущее Галицко-Волынского княжества с союзом с западной Европой? Уже предположения — размышление о том, была ли это для Александра Невского программа и тактические действия, которые, как он полагал, были необходимы в данном случае.
Возможно, это была его программа, возможно, это было его убеждение. А, может быть, он так поступал, полагая, что в данном случае поступить иначе нельзя. Источников, которые бы позволили ответить на этот вопрос, нет? Все только домыслы? Это не домыслы, это предположения. Известно, что Александру Невского направлялись предложения со стороны папской курии римского престола.
Он пытался склонить русских князей к унии с католическом. Но есть данные, подтверждающие, что Александр Невский пытался заключить династический союз с Норвегией, но он не состоялся. Фактов мало, но они есть. Важно, в какой именно контекст ставить эти факты. Тогда можно строить предположения. Факты были выявлены в XIX веке и остаются хрестоматийными до нашего времени.
Александр Невский вел успешную политику, западную и восточную. Благодаря западной политике, он оградил Русь от военной агрессии со стороны Швеции, со стороны ордена. Восточная политика имела последствием включение Руси в золотоордынскую протоимперию. В результате Русь стала одной из частей державы Золотой Орды. С одной стороны, это привело к отрыву Руси от Западной Европы на долгие годы.
Священник рассказал биографию князя, о войнах под руководством князя, о значении церкви в событиях того времени. Александр Невский — патриот страны, преданно любивший Русь. Вся его деятельность была посвящена стремлению защитить страну от угрозы с запада и востока, облегчить положение народа в трудные годы ига Золотой Орды.
Как и житие, иконография князя чутко реагировала на изменения в государственной политике. Эпоха Петра Великого приносит новые знаки власти — инсигнии, которые появляются на парадных портретах и обозначают Петра уже не как царя, а как императора Российского. Меняется система зрительных образов. Мало того, что Петр запретил изображать Александра Невского как монаха, что было принято на древних иконах, теперь и образ Великого князя становится неактуальным, хотя не отвергается полностью.
Это формировало непривычный облик правителя для рядового россиянина. Петру необходим был авторитетный пример для утверждения своего образа как императора в российском обществе. На эту идеологическую роль прекрасно подошел Александр Невский. Императорский тип иконографии святого сформировался на основе парадных коронационных портретов Петра.
Она не претендует на историческую достоверность, поскольку древнерусский князь, сам боровшийся с рыцарями, не мог носить рыцарские средневековые доспехи. Однако образ великого князя как императора успешно используется для прославления нового типа власти в России. В тот же день в Лавре молитвенно отметили день рождения святого благоверного великого князя Александра Невского. Божественную литургию в храме его имени совершил наместник монастыря епископ Кронштадтский Назарий в сослужении братии, а также протоиереев Андрея Дьяконова и Геннадия Никитина.
За богослужением пел архиерейский хор обители. Прославился как умелый и удачливый полководец, не потерпевший ни одного поражения, и как мудрый правитель и политик, который заложил основы развития России как великого государства. С его именем связано успешное военное противостояние шведам битва в устье реки Ижоры в 1240 году, когда новгородский князь Александр Ярославич разбил шведов и получил свое прозвище «Невский» , немецкому Тевтонскому ордену знаменитое Ледовое побоище 1242 года и литовцам. Своими победами он остановил наступление западных соседей на русские земли, а искусной дипломатией сдержал агрессию Золотой Орды.
Скончался великий князь в схиме высшая ступень православного монашества с именем Алексий и был погребен 6 декабря 1263 года в Рождественском соборе Владимира. Местное его почитание было установлено в 1380 году, в 1547-м он был прославлен Русской Церковью. Просим жертвователей указывать свои имена для молитвенного поминовения — в платеже или письме в редакцию.
Канонизация князя Александра Невского
Прежде всего это великий князь, который жил в середине XIII века и деятельность которого отражена в исторических источниках. Второй образ - святой благоверный князь, причисленный к лику святых через 40 лет после кончины. До Петра I делался акцент на духовном подвиге. Особое почитание Александр Ярославич приобрел в XIX веке, многие семьи считали его своим духовным и небесным покровителем. Он победил шведов практически на том самом месте, которое Петр I избрал для строительства Санкт-Петербурга. Император считал себя продолжателем борьбы новгородского князя с экспансией, так что вопрос о выходе России в Балтику оказался сильно связан с победой Александра на Неве. Именно поэтому он - святой покровитель северной столицы России, а день его памяти, 30 августа, это заключение Ништадтского мира. Кроме того, Екатерина I в 1725 году учредила орден Александра Невского, который по значимости был вторым после ордена Андрея Первозванного и просуществовал до 1917 года. Четвертый образ - образ великого защитника Руси от немецкой агрессии, и формированию этого восприятия серьезно поспособствовал фильм Сергея Эйзенштейна 1938 года.
Новый всплеск популярности этого кино произошел в 1942 году, и тогда же в СССР появился орден Александра Невского для награждения командного состава Красной Армии за выдающиеся заслуги в организации и руководстве боевыми операциями и за достигнутые в результате этих операций успехи в боях за Родину.
Впоследствии он прославился более как политик и дипломат, однако периодически выступал и как военачальник. За всю свою жизнь князь Александр не проиграл ни одного сражения. К этому лику святых причисляются миряне, прославившиеся искренней глубокой верой и добрыми делами, а также православные правители, сумевшие в своем государственном служении и в различных политических коллизиях остаться верными Христу.
Как и любой православный святой, благоверный князь — вовсе не идеальный безгрешный человек, однако это в первую очередь правитель, руководствовавшийся в своей жизни прежде всего высшими христианскими добродетелями, в том числе милосердием и человеколюбием, а не жаждой власти и не корыстью. Так, среди русских святых княжеского происхождения большинство прославлены в лике святых за свою мученическую смерть ради ближних и ради сохранения христианской веры. Ему удалось также способствовать созданию православной епархии в Золотой Орде. Как дипломат, строивший отношения с Ордой, и уж тем более как монах и святой, он был для советской власти совершенно неуместен.
Потому и шедевр Сергея Эйзенштейна «Александр Невский» рассказывает не обо всей жизни князя, а лишь о битве на Чудском озере. Это породило расхожий стереотип, будто к лику святых князь Александр был причислен за свои военные заслуги, а сама святость стала чем-то вроде «награды» от Церкви. Официальная канонизация князя произошла в 1547 году. Церковное почитание А.
Карпов Церковное почитание святого князя началось, по-видимому, сразу же после его смерти. Житие рассказывает о чуде, случившемся при самом погребении: когда тело князя было положено в гробницу и митрополит Кирилл, по обычаю, хотел вложить в его руку духовную грамоту, люди увидели, как князь, «будто живой, простер руку свою и принял грамоту из руки митрополита… Так прославил Бог угодника своего». Спустя несколько десятилетий после кончины князя было составлено его Житие, которое впоследствии неоднократно подвергалось различным переделкам, переработкам и дополнениям всего насчитывается до двадцати редакций Жития, датируемых XIII—XIX веками. Официальная же канонизация князя Русской Церковью состоялась в 1547 году, на церковном соборе, созванном митрополитом Макарием и царем Иваном Грозным, когда были причтены к лику святых многие новые русские чудотворцы, ранее почитавшиеся лишь местно.
Церковь в равной мере прославляет и воинские доблести князя, «николиже во бранех побеждаема, всегда же побеждающа», и его подвиг кротости, терпения «паче мужества» и «непобедимого смирения» по внешне парадоксальному выражению Акафиста. Если мы обратимся к последующим векам русской истории, то перед нами предстанет как бы вторая, посмертная биография князя, незримое присутствие которого отчетливо ощущается во многих событиях — и прежде всего в переломные, наиболее драматичные моменты жизни страны. Первое обретение его мощей совершилось в год великой Куликовской победы, одержанной правнуком Александра Невского, великим московским князем Дмитрием Донским в 1380 году. В чудесных видениях князь Александр Ярославич предстает непосредственным участником и самой Куликовской битвы, и битвы на Молодях в 1572 году, когда войска князя Михаила Ивановича Воротынского разбили крымского хана Девлет-Гирея всего в 45 километрах от Москвы.
Образ Александра Невского видят над Владимиром в 1491 году, спустя год после окончательного свержения ордынского ига. В 1552 году, во время похода на Казань, приведшего к покорению Казанского ханства, царь Иван Грозный совершает молебен у гроба Александра Невского, и во время этого молебна происходит чудо, расцененное всеми как знамение грядущей победы. Мощи святого князя, пребывавшие до 1723 года во Владимирском Рождественском монастыре, источали многочисленные чудеса, сведения о которых тщательно записывались монастырскими властями. Победитель шведов и основатель Санкт-Петербурга, ставшего для России «окном в Европу», Петр увидел в князе Александре своего непосредственного предшественника в борьбе со шведским господством на Балтийском море и поспешил передать под его небесное покровительство основанный им на берегах Невы город.
Еще в 1710 году Петр повелел включить в отпусты при богослужении имя святого Александра Невского как молитвенного предстателя за «Невскую страну». В том же году он лично выбрал место для построения монастыря во имя Святой Троицы и Святого Александра Невского — будущей Александро-Невской лавры. Петр желал перенести сюда из Владимира мощи святого князя. Войны со шведами и турками замедлили исполнение этого желания, и только в 1723 году приступили к его исполнению.
За крышкой были сняты один за другим три покрова, из коих два верхних оказались довольно простыми шелковыми, третий же, нижний, облекавший самые мощи, оказался дорогим, с шитым изображением князя. По удалении этого последнего покрова, увидели человеческую фигуру — целую, в монашеском одеянии схимника, со странно выпяченной грудью. Казалось, таким образом, что тело оказалось сохранным. Удаление схимы и ближайший осмотр, подробно проведенный одним епископом Серафимом при явном смущении двух других преосвященных, обнаружил следующее: вся передняя часть головы и лоб оказались сделанными искусственно и вылепленными из воска, только небольшая верхняя часть — часть черепа — подлинно-серого цвета. Грудь и живот оказались тоже искусственными, из ваты, зашитой в шелковые мешки. С прибавлением ваты оказались ноги и руки, так как подлинных костей было мало.
На бумаге с этими мелкими костями есть надпись, указывающая, что мощи были в церкви, подвергшейся пожару, при коем в этой церкви сгорели все деревянные образа». Пожар произошел в Рождественском соборе Владимира в 1491 г. О результатах освидетельствования было доложено Святейшему Синоду, по решению которого было произведено переоблачение мощей, то есть были отделены подлинные мощи от инородных предметов. Выяснилось, что чучело было изготовлено во время царствования Петра I людьми, стремившимися скрыть правду о повреждении мощей от пожара. Восковая голова была растоплена и использована в виде «воскомастика», служащего для освящения престолов. Участники событий выдвинули предложение о повсеместном переосвидетельствовании всех прочих мощей с целью исключить из употребления нелепый и кощунственный обычай «дополнения» мощей до полной фигуры Святые мощи.
До настоящего времени рака святого экспонируется в одном из подразделений Министерства культуры — музее «Государственный Эрмитаж» — преемнике Музея революции Лебедев С. В мае 1988 г. В настоящее время небольшая частица мощей благоверного князя Александра Невского хранится в ковчеге в Троицком соборе Александро-Невской лавры, в этом соборе хранится также и одна из чтимых икон святого князя. В том же 1941 г. Популярность фильма была так велика, что, когда в июле 1942 г. Черкасова в роли Александра.
Следует отметить, что классический фильм Сергея Эйзенштейна и сегодня формирует представление граждан России о благоверном князе. Среди фильмографии можно выделить и последующие работы: «Житие Александра Невского» Реж. Георгий Кузнецов; 1991 ; «Александр. Невская битва» Реж. Игорь Каленов; 2008. Кроме того, в 1992 г.
Фильм рассказывает о создании памятника Александру Невскому к 750-летней годовщине Ледового побоища. В 2009 г. Рубан и командир отдельного стрелкового батальона 62-й армии капитан С. Всего этим орденом было награждено более 40 тысяч человек, из них 70 граждан иностранных государств. Тем же Указом были учреждены ордена Суворова 1, 2 и 3-й степени; Кутузова 1-й и 2-й степени Балязин В. Я, конечно, сразу помчался в Александро-Невскую лавру.
Вхожу в Троицкий собор и гляжу: на карнизе, рядом со статуями, растут молоденькие березки! В соборе я, прежде всего, устремился к месту, где стояли мощи Александра Невского. Там был поставлен грубо побеленный фанерный ящик с надписью, утверждающей, что на этом месте были поставлены Петром I мощи Александра Невского.
Сопровождал отца в походах, в 1227 году перебрался с отцом в Новгород Великий. В 1235 году Александр был участником битвы на реке Эмайыги, где войска Ярослава разгромили немцев. В 1236 году Ярослав уезжает в Киев, оставив княжить своего сына Александра в Новгороде. Князь Александр возглавил русские войска в борьбе с монгольской ордой. Невская битва 1240 года предотвратила угрозу вражеского нашествия с севера. За эту победу народ назвал князя Александра Невским. Крестоносцы были полностью разгромлены. Имя князя Александра прославилось по всей Святой Руси. За свою жизнь Александр Невский не проиграл не одного сражения. Однако в более взрослом возрасте, Александр Невский прославился как дипломат, талантливый полководец, мудрый и сильный правитель.
«Александр Невский: от рождения до канонизации»
Икона Невского Александра, присутствующая в домашнем иконостасе, защитит все семейство от напастей, болезней и происков врагов. Печать Александра Невского (лицевая и оборотная стороны) с изображениями самого князя в виде всадника и святого Феодора Стратилата[12][13]. Великий князь Александр Ярославич Невский скончался в 1263 г. Причисленный к лику святых, он стал символом победы для народа. Ранняя смерть Александра Невского в 1263 году (ему было 42 года) перевела образ великого князя в иную плоскость: из мирской политики в область сакральную, затем в сферу военно-патриотическую и политическую.
Как воин стал святым? Канонизация благоверного князя Александра Невского
Тогда Василий горожан поддержал, за что был смещен и сослан отцом. Ученый рассмотрел эти два эпизода в контексте борьбы двух сословий: «меньших», то есть черни, и «вятших», то есть знати, бояр. Он опроверг мнение, что это была территориальная борьба, определив ее как сословную. Великий князь в этом противостоянии мудро комбинировал проявление силы с уговорами и компромиссами. Доклад ректора Свято-Филаретовского института Алексея Мазурова был посвящен первому посмертному чуду Александра Невского. В житии святого описан эпизод, когда во время его похорон митрополит Кирилл хотел вложить в руку усопшему разрешительную молитву. Умерший поднял руку и взял ее сам. Свидетелями чуда были сам митрополит, его эконом и автор жития. Докладчик предложил разобраться, что именно вкладывал владыка Кирилл в руку великого князя.
В списках жития этот свиток назывался по-разному. До XIV века в похоронном обряде не было традиции вкладывать разрешительную молитву в руку покойного, ее читали над гробом вслух. Но в гроб действительно вкладывались тексты, наиболее древний из них — душевная грамота, которая являлась письменно оформленным завещанием. Поскольку житие святого подвергалось редакциям, то и тексты, актуальные для каждого временного отрезка, смешивались. Очевидно, в руку князю было вложено его завещание — душевная грамота — где был зафиксирован раздел земель среди его сыновей. На многочисленных редакциях, которым подвергалось житие святого, остановился проректор СПбДА протоиерей Константин Костромин. Сразу после смерти Александра Невского было написано его житие. Существовали немногочисленные примеры, среди которых — святые князья Борис и Глеб, князь Андрей Боголюбский и еще несколько.
Однако их жития не претерпевали существенных изменений.
Настоящий пример для подражания в современных реалиях. Сегодня мы имеем порядка 20-ти памятников в честь Александра Невского, Ледового побоища и Невской битвы на территории России, Белоруссии и Украины. Эти территории подпадают под юрисдикцию РПЦ. Отсюда снимают абсолютно дурацкие фильмы, типа "Викинг", где четко показано, что до христианства Русь жила в грязи, а после - все стали мыться в речке и солнце всех озарило.
Церковь канонизирует государственных деятелей, так как ей это выгодно.
Князь распространял христианские проповеди на север и на восток, способствовал приобщению поморов к христианству и создал православную епархию в Золотой Орде. Князь вёл переговоры с с папским престолом и отверг чужую веру. По дороге из Золотой Орды, князь заболел смертельно и приняв монашество, скончался, став схимником. Донесли его тело до Владимира, собрался народ в Боголюбове.
Оно также присутствует в городской топонимике: в честь Александра Невского названы площадь и улица возле Лавры, станция метро, мост. Деятели культуры и искусства посвящали ему свои произведения. Проект памятника святому существовал еще в 1914 году, однако его установке помешали революционные события. Сейчас в городе и окрестностях семь памятников Александру Невскому. Иерей Димитрий Пономарев остановился на жизни Лавры в XXI веке, проанализировав основные события, повлиявшие на новейшую историю монастыря. Императорскому типу иконографии святого посвятил доклад руководитель иконописной мастерской монастыря Дмитрий Мироненко.
Как и житие, иконография князя чутко реагировала на изменения в государственной политике. Эпоха Петра Великого приносит новые знаки власти — инсигнии, которые появляются на парадных портретах и обозначают Петра уже не как царя, а как императора Российского. Меняется система зрительных образов. Мало того, что Петр запретил изображать Александра Невского как монаха, что было принято на древних иконах, теперь и образ Великого князя становится неактуальным, хотя не отвергается полностью. Это формировало непривычный облик правителя для рядового россиянина. Петру необходим был авторитетный пример для утверждения своего образа как императора в российском обществе.
На эту идеологическую роль прекрасно подошел Александр Невский. Императорский тип иконографии святого сформировался на основе парадных коронационных портретов Петра. Она не претендует на историческую достоверность, поскольку древнерусский князь, сам боровшийся с рыцарями, не мог носить рыцарские средневековые доспехи. Однако образ великого князя как императора успешно используется для прославления нового типа власти в России. В тот же день в Лавре молитвенно отметили день рождения святого благоверного великого князя Александра Невского. Божественную литургию в храме его имени совершил наместник монастыря епископ Кронштадтский Назарий в сослужении братии, а также протоиереев Андрея Дьяконова и Геннадия Никитина.
За богослужением пел архиерейский хор обители. Прославился как умелый и удачливый полководец, не потерпевший ни одного поражения, и как мудрый правитель и политик, который заложил основы развития России как великого государства.
В Белгород прибудут две великие святыни
Канонизирован князь Александр Невский был в 1547 году, Русской Церковью митрополитом Макарием, при царе Иване Грозным. иерей Александр Гурин, секретарь комиссии по канонизации святых Пятигорской и Черкесской епархии. Краткая биография святого князя Александра Невского, деятельность, значение побед, невской битвы, итоги правления, история, другая информация. День памяти Святого благоверного Великого Князя Александра Невского. Сегодня мы также вспоминаем ученого ва, славянофила а и адмирала ова. В город доставят Годеновский чудотворный крест и мощи Александра Невского. Новости Спасского благочиния. Почему был канонизирован Александр Невский?
Исторический экскурс «Александр Невский: только факты»
Певая русская канонизация состоялась в 1547 году. До этого это было церковное почитание, но формально оно не провозглашалось как канонизация. И в Византии, и на Руси святых почитали, и для этого не требовалось официальное заключение Собора. Почитание могло быть и без этого. Но как люди понимали, что кто-то святой? После смерти православного христианина над его погребением служат панихиды. По мере того, как появляется почитание — то есть происходят чудеса от его мощей — в какой-то момент вместо панихиды приходят церковные песнопения, сочиняются тропарь, кондак. Это уже церковное почитание. Чисто формально именно так можно определить, когда началось церковное почитание того или иного святого, и в частности того или иного князя. Когда мы видим, что над погребением какого-то древнерусского князя перестают служить панихиду, но появляется тропарь и кондак, мы можем говорить, что началось его церковное почитание.
Память этого святого заносят в святцы. Святцы распространяются. Можно проследить, как ширится церковное почитание. Но что интересно в случае с Александром Невским — его житие было написано вскоре после его кончины. Житие Александра Невского появилось вскоре после его кончины. Что в этом значимого сейчас? На это неоднократно обращал внимание Дмитрий Сергеевич Лихачев, когда писал о первоначальной редакции жития Александра Невского. Автор жития пишет: «Я есть самовидец возраста его». Иными словами, он говорит, что он и современник, и знакомый Александра Невского.
Он его знал. Знал самого князя еще при жизни. Это обстоятельство позволяет говорить, что житие было составлено вскоре после его кончины. Надо сказать, что житие в первоначальном виде прославляло Александра Невского и как военачальника. Именно в житии появляется эпический рассказ, основанный на библейских текстах, о том, как проходила Невская битва, где появляются богатыри Александра Невского. Замечательный финский историк, филолог начала XX века Вильо Йоханнес Мансикка обратил внимание на то, что рассказы о богатырях Александра Невского перефразируют соответствующие библейские ветхозаветные тексты, в которых речь идет о битвах, о богатырях. На самом деле, по житию Александра Невского невозможно реконструировать Невскую битву. Это текст, построенный на библейских источниках. Но что важно — с одной стороны, в житии рассказывается об Александре Невском как о воине, с другой стороны, подчеркивается его добровольное пострижение в монашество, его погребение в монастыре.
Алесандр Невский прославляется как преподобный святой. Можно сказать, что в первой редакции жития Александра Невского мы наблюдаем соединение его княжеского, государственного, военного начала и начала, церковного, монашествующего. Судя по всему, это житие было написано во Владимире на месте погребения Александра Невского. Дальше память об Александре Невском раздваивается: какая-то ее составляющая так и остается во Владимире, в Москве, Александра Невского московские князья почитают как своего непосредственного предка. Там редактируется первоначальное житие Александра Невского и усиливаются его княжеское начало. В новгородских редакциях князь Александр Невский выступает, прежде всего, как политик и военачальник. Связано ли это с политическими событиями того времени, Новгород противостоял тогда Москве. Это несомненно связано с политическими устремлениями Новгорода XV века. Но есть, на мой взгляд, еще одно обстоятельство — в северо-восточной Руси Александра Невского почитали.
Центр почитания был известен — Рождественский монастырь города Владимира, где пребывали его мощи, источающие чудеса. Именно в этом монастыре его почитали как преподобного, как святого монаха. Отсюда и особенность культа Александра Невского в северо-восточной Руси — почитание его прежде всего как преподобного. В Новгороде такого культа, такого центра почитания не было. Зато была историческая память о подвигах Александра Невского и о подвигах новгородцев и об отстаивании новгородцами своих земель, своей независимости. Здесь Александр Невский выступает как предводитель новгородцев. Мы видим политическую волю московских великих князей и царей, конкретно — Ивана Грозного. Именно для Ивана Грозного Александр Невский был чрезвычайно важным историческим героем. Как так, если в Новгороде его почитали как своего… и Иван Грозный, который осуществлял против новгородцев карательные экспедиции, тоже считал его своим?
Иван Грозный имел для этого все основания. Иван Грозный был прямым потомком Александра Невского. В царствование Ивана Грозного конфликты с новгородцами имели частный характер. Всерьез никто не рассматривал возможность того, что Новгород отсоединится от российского государства. Для XVI века эта проблема была уже неактуальной. Гораздо важнее для Ивана Грозного было стать царем и получить международное признание своего царского титула. Уже к моменту его вокняжения стало очевидно, что запад императорский титул московского самодержца не признает. Но как это прозвучало в одном документе, так в последующих этого титула уже не было.
Он — «святой правитель», определивший стратегическое направление политики Руси-России. Вполне понятно, почему Иоанн Грозный, начиная войну с Ливонией 1558 г. Как утверждают современные исследователи, рассуждающие о «церковном» и о «династическом» дискурсах святого Александра Невского, именно династический фиксируется на нем как властителе3. Для Иоанна Грозного, решавшего задачу укрепления русского централизованного государства и претендовавшего на родство с «кесарем Августом», святой Александр Невский был важен и как политик, имевший не только обязанность, но и безусловное право бороться с Западом в лице его представителей — тевтонов и других исполнителей воли Римского Первосвященника. Символ Святой Троицы Однако окончательно внешнеполитический аспект почитания святого Александра Невского проявился в эпоху Петра Великого. Именно царь-преобразователь избрал святого Александра Невского в качестве центрального исторического героя России, во время Северной войны обосновывая свои претензии на невские территории исторической границей, существовавшей между Новгородом и Швецией эпохи святого Александра Невского. Для Петра Великого святой Александр Невский — великий предшественник в деле борьбы со шведами. Характерно, что, чествуя царя после покорения им Ингерманландии, Карелии, Эстонии и Ливонии , его апологеты не забывали указывать: «Се, идеже Александр святый посея малое семя, тебе превеликая угобзися нива. Где он трудился, да бы не безвестна была граница российская, ты престол российский тамо воздвигл еси»4. Получалось, что Петр, завоевав Остзейский край, восстановил справедливость, вернув России то, что ей принадлежало «исстари», по праву. В этой связи становится вполне понятно и почему царь-реформатор, основав новую столицу на северо-восточной окраине своего государства, выбрал в качестве покровителя города именно святого Александра Невского. Санкт-Петербург, строившийся в тех местах, где в XIII веке святой князь одержал победу над шведами, стал городом, в котором Петр I правил как своеобразный его «наместник». Показательно и то, что «наместник» с самого начала согласно имеющим место предположениям, уже в 1704 году задумал основать монастырь в честь святого Александра Невского. Летом 1710 года Петр I лично отправился к устью Невы, дабы определить место для будущего монастыря в честь «Живоначальныя Троицы и святого благоверного великого князя Александра Невского». В результате монастырь будущую Александро-Невскую лавру основали на месте впадения Черной речки в Неву, где, по преданию, в 1240 году были разбиты шведские войска. Обратим внимание, что монастырь был основан и в честь Святой Троицы.
Еще при жизни он утвердился как надежный защитник Руси и православной веры. В XIII веке держава стояла перед сложнейшими вызовами. С востока на русские земли посягала огромная Монгольская империя , а с запада — католическая Европа. Под угрозой было само существование Древней Руси как славянского государства. Деяния великого князя В те сложные времена князь боролся с врагами не только мечем, но и словом. Он проявлял истинные чудеса дипломатии в условиях, когда каждое решение могло стать поводом для войны. И если нападение происходило, Александр Невский отражал его с мастерством великого полководца. За свою жизнь князь не проиграл ни одной битвы, хотя случаи бывали разные. Князя нельзя упрекнуть в чрезмерной осторожности. Об этом свидетельствует блестящая победа в Невской битве. Когда в июле 1240 года шведы во главе со своим ярлом и несколькими епископами вошли в Неву, над Ладогой нависла реальная угроза захвата. Александр Невский узнал о происходящем от старейшин. Он сразу понял, что времени на подготовку к битве нет. Полный сбор ополчения был уже невозможен, поэтому князь со своей дружиной и небольшими отрядами из местных воинов решительно атаковал шведский лагерь. После победы над западными агрессорами русичи еще больше уверились в том, что их князь — истинный Божий посланник. Ответ Римскому престолу Кроме вооруженных нападений, католическая Европа предпринимала многочисленные попытки католизации Руси путем хитрости и уговоров. Дважды папа Иннокентий IV обращался с посланиями, в которых предлагал князю следовать по пути отца, якобы согласившегося на подчинение Риму. Одновременно осуществлялось папское давление на Александра Невского с целью объединения усилий с тевтонцами для отражения татаро-монгольских нападений. Во втором папском послании говорится о якобы имевшем место согласии князя на присоединение к католической церкви.
Вспомним слова псалмопевца: сии в оружии, и сии на конех, мы же во имя Господа Бога нашего призовем... Не убоимся множества ратных, яко с нами Бог". В 1240 году Ливонский орден немцев-крестоносцев в 1237-м объединившийся с Тевтонским атаковал новгородские и псковские рубежи. Все было иначе: ошибки изменили память о Куликовской битве Великий князь владимирский Ярослав Всеволодович направил возглавить сопротивление своего сына Андрея, но новгородцы настояли на кандидатуре уже побеждавшего с их войсками Александра. Князь выбивает крестоносцев из новгородской крепости Копорье, входит в захваченный ими Псков, освобождает только что потерянную Псковскую землю, а затем переносит войну на территорию противника. Там, на берегу Чудского озера, разыгрывается главная битва кампании — Ледовое побоище, исход которой не оставляет шансов ордену. Русские и западные источники разнятся в описании сражения, но согласны, что крестоносцы оставили поле боя, а Александр возвратился в русские княжества с победой, имевшей долгосрочные последствия: на обозримое будущее нападения ордена прекратились. Именно практический итог выигранной Александром войны важнее деталей о Ледовом побоище, восстановить которые спустя столетия практически невозможно. Западные и русские свидетельства находятся в непримиримом противоречии между собой: согласно первым, жизни на озерном льду лишились 26 рыцарей, согласно вторым — 400, что значило бы: после встречи с русскими орден потерял большинство своих воинов. Иностранные авторы, отдавая предпочтение латинским хронистам, ставят значение битвы под сомнение. Но невозможно оспорить главное достижение Александра — изгнание крестоносцев из Пскова и освобождение территорий, по своей площади сравнимых с западноевропейским королевством. Победив ливонцев, как до того шведов, князь возвратился на родину с триумфом. Матерь римская Политика Александра во второй половине 1240-х привела к его канонизации православной церковью как защитника восточного христианства — на языке средневековой культуры благоверного князя. Это значило: в ходе переписки с папой Иннокентием IV, убеждавшим его принять католицизм, Александр от этой возможности отказался. Предложение папа делал ему в таких словах: "Вот о чем светлость твою просим, напоминаем и ревностно увещеваем, дабы ты матерь Римскую церковь признал и ее папе повиновался, а также со рвением поощрял твоих подданных к повиновению апостольскому". Кремль с нуля: как стихийное бедствие раз и навсегда изменило облик Москвы Александр ответил не сразу.
Канонизация Александра Невского
12 июня 2021 года в Святодуховском центре Александро-Невской лавры в Санкт-Петербурге прошла конференция «Святой Александр Невский. Тема: "Канонизация Александра Невского: к 475-летнему юбилею"Лектор: Тимошенкова Зоя Александровна, кандидат исторических наук, доцент Псков ГУНапоминаем: Ст. Князь Александр Ярославич Невский (1221−1263) в разное время имел титулы князя Новгородского, Киевского, а впоследствии — великого князя Владимирского.
Священник Александр Каневский о канонизации святого благоверного князя Александра Невского (06.12
Канонизация Александра Невского. Святой Благоверный Князь Александр Невский./. Князь Владимир – креститель Руси был канонизирован во второй половине XIII века. Князь Александр Невский, защитивший Русь от набегов шведов и немцев, договорившийся о мире с Батыем, был канонизирован в 1547 году. Псевдоправославная секта Православная церковь Украины постановила «удалить из церковного календаря ПЦУ день памяти благоверного князя Александра Новгородского (Невского), в схиме Алексея, 23 ноября».
«Александр Невский: от рождения до канонизации»
Крестный ход с прибывшими святынями начнется в Белгороде 16 сентября в 15. От Николо-Иоасафовского собора верующие пронесут нетленные мощи святителя Иоасафа и Александра Невского, а также Годеновский крест к Троицкой площади. Напомним, он был создан в Византии, а 9 мая 1423 года явился в пределах Ростова Великого, и по свидетельствам верующих около него многие годы происходят чудеса и исцеления. Крест и мощи благоверного князя будут находиться в Свято-Троицком домовом храме здания Белгородской митрополии Свято-Троицкий бульвар, 24 до 18 сентября.
В ранней редакции его нигде не называют святым, а на первое место выходит его храбрость, которую постоянно испытывают — некий римский король и татарский хан Батый.
В первом случае храбрость испытывается в бою, во втором — в дипломатии. Великий князь выступает как праведный, боголюбивый и человеколюбивый. Он одним из первых получил святость не благодаря мученической кончине — как князья до него — а благодаря праведности. В редакции XIV века появляется термин «святое тело», что свидетельствует о почитании его мощей.
Через столетие он уже называется благоверным. Макарьевский Собор 1547 года подтвердил его святость, а не установил ее. Она была очевидной для царской семьи, для народа, для тех, кто молился у мощей в Рождество-Богородичном монастыре Владимира. Директор Института истории и социальных наук Российского государственного педагогического университета им.
После 1917 года великий князь оказался в забвении из-за своей святости. Наступала атеистическая эпоха, и святым в ней не было места. Но уже в 1937 году выходит первая статья историка и библиографа Антона Козаченко о победах полководца над шведами и немецкими рыцарями, автор провeл параллели между агрессивными планами Гитлера в отношении СССР и действиями немецких рыцарей в XIII веке. В 1937-1939 годах в СССР стали выходить публикации, прославлявшие победы Александра Невского над немецкими рыцарями, в которых последние изображались как опасный, жестокий и коварный враг.
Личность Александра Невского становится частью советской культуры. Выходит знаменитый фильм Сергея Эйзенштейна «Александр Невский». В нем впервые в положительном ключе изображено духовенство. В городе многое связано с именем великого князя.
К 1917 году существовало 58 алтарей, освященных в его честь, и 30 отдельно стоящих храмов.
То есть у нас есть три прекрасных варианта действия - передача, копирование и совместное изучение остающихся в наших музеях вещей. Хочу подчеркнуть, что для памятника культуры важно не столько место его размещения, сколько сохранение предмета в сфере музейного поля… Но при этом надо понимать, что всякое нахождение шедевра в общественном пространстве это риск. В музее этот риск меньше, чем в церкви. Однако сегодня открытая борьба и настаивание музея на том, чтобы надгробие осталось в нерискованном музейном пространстве, опасно для, условно говоря, социального мира. Сейчас противостоять, не соглашаться, говорить твердое "нет", это все равно, что призывать людей к некому социальному неповиновению, на улицы и т. В теперешней ситуации это несет другие, не музейные, но не менее опасные риски.
Так что надгробие будет стоять в Александро-Невской лавре. Троицкий собор пока реставрируются. Гробница тоже находится на реставрации - саркофаг у нас готов, трофеи тоже, а громадную пирамиду надо делать еще несколько лет. Вскрытие раки Александра Невского 12 мая 1922 года. В тексте договора очень четко сказано, что должны быть соблюдены все условия температурно-влажностного режима. Это все очень подробно описано в приложении к договору. Дело в том, что в зале, где стояло надгробие, у нас устроена особая система вентиляции и очистки воздуха.
А после реставрации эти вещи нельзя даже никакой кисточкой чистить. Для хранения надгробия должны быть обеспечены все упомянутые мною условия, включая витрину. Надгробие должно стоять в климатической витрине. Конечно, у нас есть немалые опасения, что кто-нибудь однажды вытрет гробницу тряпкой. Договор предполагает регулярный контроль Эрмитажа за ее состоянием. Так что перемещать надгробие в лавру можно будет только после того, как Эрмитаж подтвердит, что условия его хранения там правильные. В подписанном нами договоре также сказано, что если условия хранения не будут выполняться, то ссудодатель а это Эрмитаж имеет право в одностороннем порядке разорвать договор.
Мы отдаем надгробие на 49 лет - это временное хранение, с возможностью автоматического продления, если к этому не возникнет никакого- препятствия.
Уже тогда он почитался в народе святым. Первая редакция Жития «Повесть о житии и о храбрости благоверного и великого князя Олександра» , как полагают исследователи, появилась спустя всего двадцать лет после его кончины1. Вместе с тем агиограф молчит как об устроенном монголами погроме Русских земель, так и о том, что великий князь активно сотрудничал с ордынцами. Конечно, Житие — не биография, посему акцент делался не на исторических фактах как таковых, а на том общем, что характерно для признания христианина святым. Неслучайно поэтому подчеркивается благочестие великого князя, его почтение к духовенству, рассказывается об участии в закладке храмов и о принятии на смертном одре «ангельского образа» иноческого пострига. Житие изображает его как копию первообраза святого правителя. О святом Александре Невском вспоминали прежде всего как о защитнике, надеясь на его теперь уже небесное заступничество. В тех условиях и в то время внешнеполитический аспект канонизации и почитания был явно вторичен. Смена акцента О внешнеполитическом аспекте можно говорить да и то с достаточной долей условности лишь начиная с XV века, когда постепенно формируется другой центр культа великого князя — в Новгороде.
В то время Новгородская республика втягивается в противостояние с быстро растущим и набирающим силу Московским государством. Именно тогда новгородцы вновь вспомнили о заслугах великого князя, защищавшего независимость их земель от Швеции, Тевтонского ордена и Литвы. Неслучайно современные исследователи, занимающиеся изучением истории жизни святого Александра Невского, отмечают, что в сложившихся условиях почитание великого князя должно было «помочь укрепить оборонческое региональное самосознание», говорят о его «новгородизации»2. Для нас, впрочем, важнее отметить иное обстоятельство: в Новгороде XV века впервые обращается внимание именно на внешнеполитические успехи святого Александра Невского хотя само обращение было вызвано прежде всего и преимущественно противопоставлением «свободного Новгорода» экспансионистским притязаниям Москвы. Между 1430 и 1464 годом в Новгороде были созданы две редакции Жития великого князя, в которых он предстает в качестве символа борьбы с внешним врагом, а само его правление идеализируется. Как известно, при Иване III вечевая республика прекратила свое существование, подчинившись «государю всея Руси». Постепенно изменилась, трансформировавшись, и «линия памяти», связанная со святым Александром Невским.
ПЦУ исключила Александра Невского из числа святых, пишут украинские СМИ
УНН назвало Александра Невского "образом российской пропаганды". Канонизация и почитание Александра Невского. Александр Невский был похоронен в Рождественском монастыре во Владимире. Согласно некоторым летописям, его останки чудесным образом уцелели во время пожара 1491 года, что и стало одной из предпосылок к канонизации. Канонизация и почитание Александра Невского. Как Александр Невский был канонизирован и почему вообще возник вопрос канонизации светского человека, который известен прежде всего как политик и военачальник?