Чудо произошло после того, как икона побывала в храме посвященном Новомученикам Российским, который строится на проспекте Зерюнова г. Ухты.
Please wait while your request is being verified...
Икона новомучеников и исповедников Церкви Русской Иситринской земли помещена в резной киот, в который вставлена копия Туринской плащаницы. Сегодня важно помнить о подвиге новомучеников. Мученичество Церковью всегда признавалось особым видом святости. Слово "мученик" переводится как "свидетель".
Икона сейчас находится в центре храма для поклонения верующих до 10 июня — дня смерти священника, а после обретёт своё место в храме. Протоиерей Михаил Громогласов родился в 1863 году в Стерлитамакском уезде. По окончании Уфимской духовной семинарии был рукоположён в священники и назначен на служение в приход Свято-Никольского храма Белорецкого завода. Затем был переведён в приход Узянского завода, а с 1905-1918 годы служил настоятелем Свято-Никольского собора города Верхнеуральска.
Она и подарила ему холст своей работы, из которого он сшил потом себе архиерейское облачение, которое хранил на собственное погребение. Во время Первой мировой войны в Спасо-Преображенском монастыре был устроен лазарет для раненых. Сам же настоятель в 1916 году служил священником в действующей армии. После февральского переворота отец Пётр назначается на должность настоятеля Тверского Свято-Успенского Жёлтикова монастыря. И уже в 1918 году в Твери он подвергается кратковременному аресту. Сразу после хиротонии владыка Пётр приехал в Нижний Новгород и поселился в Печерском монастыре на берегу Волги. Монастырь находился в упадке, братия была малочисленна, древний Успенский собор пришел в запустение. Владыка сам принял участие в уборке храма, и ввел строгую уставную службу. Случалось, что всенощная длилась всю ночь, и тогда владыка привлекал к службе усердствующих прихожан, поскольку никакие певчие не могли столь долго стоять на клиросе.
Акафистов за всенощной он никогда не читал, но требовал, чтобы вычитывались все кафизмы. Сокращений он не допускал ни при служении панихид, ни при отпеваниях. Порой владыка с грустью говорил: «Кто отслужит по мне такую панихиду? В Печерском монастыре он завел преподавание Закона Божия для детей и сам учил их. Нижегородцы полюбили владыку, увидев в нем настоящего духовного наставника. Эта слава не понравилась правящему архиепископу Нижегородскому Евдокиму впоследствии отпавшему в обновленческий раскол. И вскоре владыка был переведен в Канавино, за Оку. Там в мае 1921 года его арестовали во второй раз. Рабочие местных заводов по поводу ареста любимого архипастыря устроили трехдневную забастовку, и местные власти пообещали его выпустить, но вместо этого тайно отправили в Москву.
С декабря он находился в заточении в московских тюрьмах. Сначала его поместили на Лубянку, но и там владыка не прекращал проповедь: ему не успевали посылать кресты: обращая людей к вере, святитель снимал свой крест и надевал на обращенного. С Лубянки владыку перевели в Бутырскую тюрьму, оттуда — в Таганскую. С плачем прощались с ним заключенные, а при переводе из Бутырок его провожали даже надзиратели. В Таганской тюрьме в это время находилось двенадцать архиереев. Их духовные чада передавали просфоры и облачения, и святители прямо в камере совершали соборную службу. Там владыка Пётр заболел от истощения и попал в больницу. В конце июля 1921 года он был отправлен по этапу в Петроград, где оставался в заключении до зимы. В декабре владыка был освобожден и вернулся в Москву, где вскоре получил назначение епископом Старицким, викарием Тверской епархии.
Вскоре святитель вновь был арестован за выпущенное им обращение к тверской пастве, в котором он объяснял сущность обновленчества. В ноябре 1922 года его доставили в Москву. На допросах он показал, что признаёт Патриарха Тихона главой Русской Православной Церкви, а решениям самозванного обновленческого совета ВЦУ не подчиняется. В марте 1923 года святитель был отправлен по этапу в Ташкент, а оттуда в Кызыл-Орду. Жил он в тяжелых условиях, болел цингой, в результате чего лишился зубов.
Особенностью данного образа является встроенная в нее другая икона, обретенная при обустройстве мемориала на месте предполагаемого погребения протоиерея Михаила. На большой иконе священник держит в левой руке на уровне сердца образ святого пророка и предтечи Господня Иоанна Крестителя, который прострелен пулей из винтовки Мосина. Именно так, возможно, встретил смерть протоиерей Михаил. Икона сейчас находится в центре храма для поклонения верующих до 10 июня — дня смерти священника, а после обретёт своё место в храме.
Икона Собора новомучеников
Из гродненского собора исчезли 2 иконы новомучеников, пострадавших от большевиков – «Хрысціянская візія». Образ святых новомучеников еще вчера разместили над входом в храм, а сегодня, во время молебна, его освятил настоятель храма иерей Иоанн. Икона святых Бронницких новомучеников будет установлена в храме Иерусалимской Божьей матери.
Икона « Новомученики и Исповедники Российские»
Кроме древних подвижников здесь написаны русские святые: прп. Серафим Саровский, св. Иоанн Кронштадтский, прп. Амвросий Оптинский и другие, кто духовно подготовил или благословил новомучеников на их подвиг. Образ Спасителя в центре деисуса объясняет смысл мученичества — это следование за Господом по крестному пути. Центр композиции иконы — крест, символ подвига всех святых мучеников. Справа и слева от креста у престола стоят Святейший Патриарх Тихон, святой митрополит Петр Полянский , преемник патриарха и митрополиты Кирилл Смирнов Казанский и Агафангел Преображенский Ярославский, которые также были названы в завещании патриарха Тихона кандидатами в местоблюстители патриаршего престола. Суд над священномучеником Вениамином Казанским , митрополитом Петроградским и Гдовским, и с ним пострадавшими. В 1922 году священномученик Вениамин Казанский , митрополит Петроградский и Гдовский, и большая группа верующих были осуждены по ложному обвинению и расстреляны.
В древних иконах судья всегда изображался сидящим, а судимый — стоящим. Здесь же, чтобы точнее передать факты, иконописцы отошли от канона. Кроме того, использован прием «мертвого угла»: подсудимые и судья повернуты друг ко другу в три четверти — они одновременно обращены и друг к другу, и к зрителю. На свитке в руке неправедного судьи вместо приговора читаются только имена обвиняемых, без самого текста обвинения — этот прием показывает, что святые принимают смерть безвинно, за веру Христову. В ответ на приговор святитель благословляет своих палачей. За стеной, отделяющей пространство зала суда, изображена петроградская тюрьма «Кресты», где томились осужденные, купол Исаакиевского собора и море. Вокруг них расположены фигуры еще 55 святителей того времени, что намного меньше реального количества святых епископов, но иконописцы при помощи церковных историков и комиссии по канонизации постарались выбрать самых значимых. Лик каждого святого писался по сохранившимся фотографиям.
Причем собиралась специальная комиссия, чтобы выбрать, какое фото взять за образец, — например, лагерное, с измученным лицом или, наоборот, семейную фотографию мирного времени.
Услышав стоны женщины, некий сторож перенес ее в свою каморку. Но когда «боксеры» узнали и увидели, что она жива, то зарубили так, чтобы умерла. Оба раза во время мучения Ия Вэнь отважно исповедала веру во Христа перед мучителями», — говорится на сайте Благовещенской епархии. Фото: blaginform.
Образ был написан ярославским мастером Григорием. Резной киот изготовлен из липы — и вот так совпадение! Владимир Лыпарь рассказал редакции Pravprihod. Ru предысторию события и поделился подробностями о том, что связывает «Иоанновскую семью» с памятью о свмч. Вениамине и церковью в Осиновой роще. Николаем Беляевым. Кроме того, рядом находится Левашовская пустошь — место захоронения новомучеников, расстрелянных в годы гонений на Церковь. По одной из версий, здесь может быть погребен и священномученик митр. Вениамин, так как точное место захоронения его останков неизвестно.
Владыку справедливо называли «народным митрополитом», потому что он принял на себя служение сирым и убогим. Это роднит его и с дорогим батюшкой св. Иоанном Кронштадтским. Вениамин стал одним из светильников Церкви, сохранивших ее единство ценой собственной жизни, «страдальцем до Голгофы», как и была названа посвященная ему памятная оратория.
Уникальный и единственный на Кубани образ, собравший лики всех прославленных кубанских святых, написан по благословению митрополита Екатеринодарского и Кубанского Исидора известным иконописцем Юрием Найденовым. В икону вставлена частица мощей священномученика Александра Флегинского, мощи которого покоятся в Екатерининском кафедральном соборе Краснодара.
Икона Собора новомучеников Российских: лики писали по фотографиям
Так же расходящиеся верхний и нижний контуры стен усиливают эффект движения в разные стороны. Центральная ось, несущая основную смысловую нагрузку, усилена колокольней, изображенной за стеной, почти над входом, но на ней отсутствуют колокола, что означает разорение монастыря. По сторонам колокольни изображены Успенский и Троицкий соборы. Здесь как и повсюду в других клеймах гонители представлены как воины в легко узнаваемой форме того времени в виде силуэтов зеленовато-болотистого цвета. Это клеймо, наиболее светлое из всех клейм левого ряда, является его тональным центром и потому принимает на себя наибольшую смысловую нагрузку.
Имя преподобного Сергия, как великого заступника за русский народ, особенно тесно связано с периодами наибольших испытаний и страданий русского народа: татарским игом, Смутным временем, наконец, с революцией. Святой Патриарх Тихон, являвшийся священноархимандритом Лавры, протестовал против насилий в отношении монастыря и его святынь; он изображен рядом, в соседнем нижнем клейме. Шестое клеймо Трагедия в Алапаевске 5 июля 1918 года. Святых Великую княгиню Елизавету и ее келейницу Варвару вместе с Великим князем Сергеем Михайловичем, князем Владимиром Палеем, еще тремя князьями и преданными слугами сбрасывают в шахту.
Великая княгиня Елизавета Федоровна, по происхождению принцесса Гессен — Дармштадтская, являлась родной сестрой Императрицы Александры Федоровны и вышла замуж за Великого князя Сергея Александровича, пятого сына Императора Александра Второго. Родившись в протестантизме, она познакомилась с православным вероучением после переезда в Россию. Елизавета Федоровна от рождения обладала глубокой религиозностью, и в Православии она нашла то, что отвечало самым главным запросам ее души. Великий князь Сергей Александрович боролся с революционерами и в 1905 году погиб от бомбы, брошенной одним из них.
После кончины супруга Великая княгиня полностью предается духовной жизни и делам милосердия. Ею была создана знаменитая Марфо-Мариинская обитель в Москве. Духовный путь завершился мученическим венцом. На иконе святые жены изображены в светлых, почти белых одеждах, которые в соединении с духом полного смирения и покорности Воле Божией, выраженном в недвижной сдержанности их падающих фигур, являют в них Невест Христовых.
Здесь цвет символизирует невинность жертв с одной стороны и свирепость убийц — с другой. Святая Елизавета в слегка розовато-желтых, Варвара в едва желтых ризах. Светлозеленый пейзаж, отсутствие ярких пятен — цветовая специфичность данного клейма. Чистый и звучный зеленый цвет в иконописи обычно считается символом вечной юности.
В спокойном ритме горок и деревьев чувствуются тишина и покой души, обретшей мир. Образ удивительно созвучен словами тропаря святой мученице, обращенным ко Спасителю: «Тебе Женише мой люблю и Тебе ищуще, страдальчествую, и сраспинаюся и спогребаюся крещению Твоему, и стражду Тебе ради…». Последними словами преподобномученицы Елизаветы были слова Спасителя: «Боже, прости им, не ведают, что творят». Дух этих святых слов отражен в клейме: в нем мало движения, но много спокойного пространства, знаменующего пустыню поскольку убийство было совершено в стороне от города ; даже злодейские действия врагов, в их болотисто-зеленоватых одеждах, не могут нарушить общего тихого настроения, выраженного в композиции.
Седьмое клеймо Святейший Патриарх Тихон а заточении в Донском монастыре. Святой Тихон — великий иерарх, «первый среди равных» в сонме выдающихся епископов — исповедников Русской Церкви период гонений в ХХ веке. Он — избранник Божий, Престолом Божиим возведенный на Патриарший Престол после двухсотлетнего перерыва в необычайно трудный исторический период, когда на церковный корабль обрушились жесточайшие волны гонений, массовых кровавых расправ, грандиозных провокаций. Он во всем равен своим великим предшественникам, первоиерархам — исповедникам митрополиту Филиппу, Патриархам, Иову и Ермогену, образы коих помещены в иконе вверху, в деисусном чине.
Выбранный для иконного изображения момент его жизненного подвига позволяет с наибольшей полнотой отразить две основные стороны его служения: исповедничество и духовное попечение о спасении вверенного ему православного народа. Святитель находился под арестом с мая 1922 года по июнь 1923 года, примерно в то же самое время, когда разворачивалось «дело» митрополита Вениамина Петроградского. На иконе изображено, как святитель преподает благословение народу со стены, куда ему разрешалось выходить из келлии. Духовенство и народ снизу молитвенно обращаются к Патриарху.
В лице Патриарх благославляет весь православный русский народ. В клейме отражена конкретная действительность: верующие люди собирались под стеной, ожидая выхода и благословения Святейшего. Но эти реальные исторические факты оказались прообразом его общецерковного почитания и прославления в лике святых. В композиции он изображен как прославленный святой, а молящийся народ является образом Церкви, прославляющей святителя.
Пространственная среда композиции представлена только в виде монастыря. Храма, стена и башня максимально заполняют поле клейма, как ни в одном другом клейме, оставляя лишь узкую полосу позема. Линия верха стены монастыря делит композицию пополам по горизонтали, а левое прясло стены храма и фигура мальчика делят ее по вертикали, смещенной от центра немного влево. Фигура святителя Тихона, склоняясь, вписывается в левое прясло стены храма.
Это придает композиции особенно строгий стиль и увеличивает моральную значимость архитектуры. Церковь — здание всегда есть символ Церкви как Тела Христа. Храм изображен в одном плане со стеной. Пересечение основных линий образует скрытый крест, совпадающий с образом святителя Тихона.
Молящийся народ изображен внизу, перед храмом, а святитель Тихон — вплотную с храмом. В такой системе знаков образ святителя Тихона становится выражением церковности в наибольшей полноте. Изображение святого Тихона в данной композиции находится также на пересечении двух воображаемых диагональных линий: от фигуры воина внизу слева к куполам храма и от группы народа справа к крыше башни. Такое расположение фигуры Патриарха делает его четким композиционным центром.
По стилю его образ напоминает московских святителей Петра и Алексия на иконах знаменитого иконописца Дионисия начала ХVI века. Преобладающий розовый цвет напоминает о реальном цвете стен Донского монастыря. Но в системе больших обобщений иконописного искусства он становится символом. В античности и затем в искусстве Византии розовый цвет ассоциировался с цветом зари.
Здесь он может рассматриваться как обозначение духовной зари, никогда не гаснущей, невзирая на мрак гонений. Несмотря на вынужденное отречение от власти, Государь Николай II неотъемлемо являлся Помазанником Божиим в качестве главы русского православного Царства. Именно поэтому он и его семья вызывали особо озлобленную ненависть врагов Церкви и России. Благочестивый Государь был глубоко предан Церкви и Отечеству и говорил, что готов стать жертвой Богу, если это необходимо.
Пленение и смерть Государя и его семьи были по существу добровольным согласием на эту жертву. С высот величайшего могущества, только лишь мыслимого на земле, они сошли, лишенные всего, в подвал дома Ипатьева. Родившись в день праведного Иова Многострадального, Государь всю жизнь считал это особым предзнаменованием. Действительно, попущением Божиим Россия превратилась в гноище, а Государь со всей семьей, презираемые и отверженные, как прокаженные, были изолированы и затем убиты в подвале.
Семья Государя является удивительным, благодатным примером истинно христианского единодушия. Жизнь в условиях гонения и заключения сделала благочестивую Царскую Семью подлинным образцом малой Церкви. Все это — истинный пример великой святости. Государь оставил этот пример своему народу в вечное наследство, как самую большую ценность, которая дарована каждому, желающему принять ее.
Композиция клейма принадлежит к типу пространственных построений переднего плана, в этом отношении она симметрична клейму с изображением Патриарха Тихона. Подвал изображен в виде сводчатого помещения, над которым условно обозначен дом, как указание на место, где происходило событие. Царственные мученики изображены на лестнице, по которой их вели. Лестница обратилась в пьедестал, на котором смиренно и величественно возвышаются Царственные мученики.
По ступеням лестницы они восходят на небо — она стала для них лестницей Иаковлей. Убийцы в безобразных позах с двух сторон стреляют в святых. Мученики представлены сплоченной группой, выражающей свойственное им глубокое единство. В центре возвышается строгая, собранная фигура Государя с сыном Цесаревичем Алексеем на руках.
Он в форме зеленого цвета, но это совсем иной зеленый цвет, чем тот, который обозначает убийц. У Государя это насыщенный, глубокий и сочный цвет — символ вечности. Рядом с ним в торжественно белом одеянии стоит Государыня Александра Федоровна. Цвет ее одежд напоминает о раннехристианских мучениях.
Вокруг Царственной четы стоят Цесаревны, обозначенные одеяниями разного цвета: Ольга — в желтом, Татиана — в красно-розовом, Мария — в зеленом, Анастасия — в розовом. Черный фон подвала означает тьму, которая пытается поглотить святых, но «свет во тьме светит и тьма не объяла его». Арка подвала становится триумфальной аркой Императора — победителя. Ее цвет — желтый, но здесь он выполняет функцию золота, свидетельствующего о вечном Божественном свете, в котором пребывают праведники.
Клеймо с Царственными мучениками находится напротив клейма со святым Патриархом Тихоном. Это две основные темы, композиционно расположенные у основания средника. По вертикали композиция с Царственными мучениками по смыслу соединена с двумя выше расположенными клеймами с изображениями преподобномученицы Елизаветы и города Тобольска. Девятое клеймо Массовый расстрел праведников на полигоне в Бутове под Москвой в 1930-е годы.
Бутовский полигон — одно из трагических мест русской истории ХХ века. В течение длительного периода здесь ежедневно совершались массовые расстрелы. Были уничтожены десятки тысяч невинных людей, в том числе многие тысячи священнослужителей. Осужденных привозили на одну ночь, расстреливали и тут же зарывали в огромных рвах.
Ныне в Бутове поставлен крест и воздвигнут деревянный храм. Праведники изображены в виде двух групп, в которых стреляют убийцы. Основная группа — центре, над рвом, где видны их убиенные собратья. В центре на фоне мирных зеленых горок предстоит фигура некоего старца священнослужителя в светло-желтых ризах, за ним еще двое в темно-красных и розовых одеяниях.
В центральной фигуре наиболее подчеркнуто бесстрашие и мужество исповеднического подвига умирания за православную веру. Старец в светлых одеждах благословляет палачей. Слева группа ведомых на казнь. Они также в светлых ризах — желтоватого, серебристо-серого цвета.
У праведников связаны руки. Во рвах изображены убиенные в розовых, темно-красных, зеленых, фиолетовых ризах. Цвет обозначает их праведность, переход в вечную жизнь. Композиция замыкает левую вертикаль клейм, соответствуя верхнему клейму, которое изображает так же массовые расправы на Соловках.
Клейма нижнего ряда, расположенные под средником, не имеют между собой жестких границ. Действия могут переходить на территорию соседних композиций, изображения храмов соединены стенами, создавая образ как бы некоего святого града, в котором собрано многообразие святых мест, прославленных подвигами мучеников. Этот «град» является композиционной опорой средника с его громадным храмом. Ритмичный переход от одного события к другому внутри фризообразной композиции «града» создает, несмотря на весь драматизм изображаемых ситуаций, несомненную художественную изысканность.
Икона включает девять фигур, расположенных в два ряда. В центре композиции в первом ряду - фигура святителя Тихона, патриарха Московского и Всея Руси, слева от святителя - священномученики Алексий Смирнов и Алексий Никольский, справа — священномученики Владимир Амбарцумов и Василий Холмогоров. Икона является списком с ранее созданного образца, но включает ряд новых разработок и дополнений как в художественном плане, так и в технике.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
По благословению главы Кубанской митрополии в новый образ вставлена частица мощей священномученика Александра Флегинского , которые были торжественно обретены 19 сентября 2017 года и ныне покоятся в Екатерининском кафедральном соборе краевой столицы. На иконе изображены все прославленные Кубанские новомученики: священномученики Александр Флегинский память 6 апреля , Михаил Лисицын память 11 марта , Иоанн Пригоровский память 4 мая , Михаил Лекторский память 27 октября , Григорий Троицкий , Григорий Конокотин , Андрей Ковалев и Иоанн Яковлев память 28 сентября. Икона будет постоянно находиться в храме и доступна для всех верующих ежедневно.
Please wait while your request is being verified...
Икона святых Бронницких новомучеников будет установлена в храме Иерусалимской Божьей матери. иконописная мастерская,написание икон на заказ,заказать икону, создание новых иконографий, иконы святых новомучеников, иконы малоизвестных святых. Также в нашем храме появилась икона девяти святых Левашовских новомучеников, мощи которых покоятся на Левашовском мемориальном кладбище. Иконография иконы "Собор Новомучеников и Исповедников Российских за Христа пострадавших явленных и неявленных" прославленных на Юбилейном Архиерейском Соборе. Икона святых Бронницких новомучеников будет установлена в храме Иерусалимской Божьей матери.
На фасаде храма Архангела Михаила в Торжке установили иконы новомучеников
В 2000 году была написана первая икона Собора новомучеников и исповедников. Иван Ковшаров и Юрий Новицкий были причислены к новомученикам только в 1992 году, а посвящённая им икона появилась в 2016 году. Там был совершён молебен с чтением акафиста Калужской иконы Божией Матери.
В Сыктывкаре мироточит икона воина-мученика Евгения (Родионова)
Икона состоит из трех частей: средника 1 , как главной части, где представлен собор святых, предстоящих в прославленном состоянии; деисусного чина 2 в верхнем ряду; боковых клейм 3 с изображениями мученических подвигов. Средник: Средник. Деисусный чин: В центре деисусного чина помещен образ Христа, восседающего на престоле. В раскрытом Евангелии в Его руках написаны слова: «Аз есмь свет миру» Ин.
Дальнейшие события, изменение отношения новой власти к религиозным деятелям только усугубили ситуацию. У нее обучалась одна из основоположниц нашего факультета церковных художеств, Ирина Васильевна Ватагина. Еще один наш преподаватель, отец Николай Чернышов учился у другого мастера иконописи — архимандрита Зинона. Таким образом и мы оказались преемниками иконописной традиции. Сохранили эту тонкую ниточку, почти оборвавшуюся за время противостояния советской власти и церкви. Путь к образам Когда говоришь о художественной мастерской, первое, что приходит в голову: помещение, заставленное мольбертами или досками для росписи, где пахнет красками, растворителями и деревом. Все это, конечно, присутствует, но мастерская — в первую очередь люди. Мастерская существует не только для того, чтобы в ней работали выпускники факультета церковных художеств. Она поддерживает и развивает высокие идеалы церковного искусства, которые провозглашает наш университет.
Первые мастера пришли сюда в 90-е. Помимо тех, кто обучался у иконописцев в монастырях и храмах, были еще и выпускники светских художественных вузов, пришедшие к вере и решившие связать свою судьбу с русской иконой. Сурикова, — вспоминает Лариса. Тогда мы получили возможность обратиться к церкви, к вере. Мои друзья и коллеги пришли сюда после того, как посвятили православной тематике свои дипломные работы в светских институтах. К вере тогда приходили по-разному. Я родилась в семье философов, и, хотя все мои близкие крестились в 1972 году, когда я появилась на свет, моя семья была верующей, но не церковной. В храм меня привел мой диплом, сделанный еще в художественном училище. В 1991 году были найдены мощи преподобного Серафима Саровского, и их переносили крестным ходом через всю Россию, и это было разрешено впервые после безбожных лет.
Я еще подумала, что лучше темы для диплома не найти. Лариса вспоминает, как делала первые эскизы и наброски в Дивееве, рисовала портреты паломников, они тогда показались как будто сошедшими с полотна Павла Корина «Русь уходящая», там осознала, что как верующий человек должна быть в церкви, а потом поняла, что не хочет быть светским художником. Истории иконописцев во многом разнятся, но в одном точно сходятся — сначала в душе появилась настоящая вера, а потом духовные наставники благословили их на дело сохранения традиции церковной живописи. Сейчас мне 32 года, я продолжаю писать иконы, и вряд ли может случиться так, что я однажды откажусь от этого. Это просто невозможно. Все строго по канону Сегодня мастера трепетно сохраняют не только традиции написания образов в том или ином стиле, но даже правила создания красок для икон. Лариса подходит к одному из ящиков, открывает стеклянную дверцу и показывает настоящую коллекцию минералов. Из них прямо здесь иконописцы изготовляют колера — краски для росписи. Все только натуральное.
Никакого акрила или другой современной химии. Каждый художник в нашей мастерской подходит к созданию иконы как к процессу сакральному, как к священнодействию. Все начинается с эскиза.
Песнопения праздничного богослужения исполнил хор храма Рождества Пресвятой Богородицы города Кирова под управлением иерея Георгия Павлова. За богослужением молились прихожане вятских храмов, верующие жители и гости города Кирова, губернатор Кировской области Александр Валентинович Соколов, представители органов власти, силовых структур, военные, семьи защитников Отечества, казаки, представители общественных организаций. Мария Валерьевна рассказала о посещении иконой воинских подразделений на территории специальной военной операции. Губернатор выразил надежду на то, что икона Божией Матери «Августовская победа» послужит «защите наших солдат, которые с честью выполняют воинский долг на передовой и будет утешением и подспорьем всем семьям, родным и близким воинов, чтобы они могли молиться за здоровье и возвращение с победой». Митрополит Вятский и Слободской Марк обратился к верующим с архипастырским словом: - Дорогие братья и сестры. Все всегда наполнено глубоким смыслом и содержанием.
В деле защиты Отечества мы все нуждаемся в поддержке как физической, так и духовной.
Наутро тело священника было перенесено в бывший дворцовый госпиталь. Посетивший госпиталь председатель Думы вместе с одним из гласных, видел тело священника, но серебряного креста на груди уже не было». Его похитила и тут же расстреляла группа солдат. Фотография семьи императора Николая II 18 июля 1918 года в Алапаевске сбросили в шахту и забросали гранатами нескольких представителей Дома Романовых и близких к ним людей. Русская православная церковь за границей канонизировала всех убитых под Алапаевском кроме управляющего Ф. Ремеза в лике мучеников.
Русская православная церковь причислила к лику святых только двух из них — великую княгиню Елизавету Фёдоровну и инокиню Варвару, которые до казни вели монашескую жизнь. Елизавета Фёдоровна после смерти мужа от рук террористов основала Марфо-Мариинскую обитель милосердия, насельницы которой занимались лечением нуждающихся и благотворительностью. Там и была арестована. Елизавета Фёдоровна и инокиня Варвара Среди новомучеников есть дети. Отрок Сергий Конев, воспитанник епископа Гермогена, считал Владыку дедушкой. После ареста и расстрела епископа мальчик сказал одноклассникам, что его дедушка пострадал за веру в Бога. Кто-то передал это красноармейцам.
Те изрубили мальчика шашками. Часто на допросах чекисты старались добиться, чтобы человек признался в антисоветских высказываниях. Нужен был формальный повод для осуждения его как врага революции. Поэтому заставляли подследственных клеветать друг на друга, фабриковали дела о контрреволюционных организациях. Верующие люди не желали свидетельствовать против ближних, за это они подвергались пыткам. Жития Новомучеников и Исповедников безупречны. Они помнили слова Евангелия: «Не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить; а бойтесь более Того, Кто может и душу и тело погубить в геенне» Мф.
В безвинности пострадавших от репрессий можно убедиться сразу. Священник Александр Соколов пострадал за то, что организовывал хождения с молебнами по окрестным сёлам. По мнению следствия, он намеренно отвлекал колхозников от уборки урожая. За что и был расстрелян 17 февраля 1938 года на полигоне Бутово. Священник Василий Надеждин читал молодёжи Василия Великого, Иоанна Богослова, рассказывал о поездке в Дивеевский монастырь, за что был сослан в Соловецкий лагерь особого назначения, где заболел тифом и умер 19 февраля 1930 года. Священник Иоанн Покровский советовал местным школьникам молиться, чтобы уроки лучше запоминались. Один из учителей донёс на него.
Обвинённый в религиозной пропаганде, священник был расстрелян 21 февраля 1938 года. Кто-то пожалел о том, что больше не празднуют Рождество, кто-то принял у себя монахов и за это упокоился в братской могиле или пошёл по этапу на Север… Разумеется, были представители духовенства и миряне не только заявлявшие о своей вере, но и разоблачавшие Советскую власть. Эта критика была рождена христианскими убеждениями, которая не позволяла мириться с грабежами, насилием, разрухой, которые принесли большевики.
На фасаде храма Архангела Михаила в Торжке установили иконы новомучеников
Ответственная за составление списка паломников - Наталия Барабанова. Подробнее Материал 2003 года. В этом году в нашем храме впервые со дня прославления Царской Семьи совершалось праздничное вечернее богослужение, посвященное этому празднику. В 2001 году Служба Царственным страстотерпцам еще не была издана, а в прошлом году ее получили буквально перед самым праздником и Службу совершали утром 17 июля перед Литургией. Но вот в этом году, в год 135-летия со дня рождения Царя-мученика Николая Александровича и 85-летия мученического подвига Царской Семьи, уже заранее запланировав вечернее богослужение, мы смогли накануне дня прославления совершить это праздничное молитвовозношение. Переступив порог храма Божьего, православный христианин, в первую очередь, осенив себя крестным знамением, подходит приложиться к праздничной иконе, лежащей на аналое посреди храма. Придя в храм незадолго до начала богослужения, мы немного смутились отсутствием на аналое посреди храма какой-либо иконы - не было на нем ни иконы Царственных мучеников, ни иконы Воскресения Христова.
И это не то, чтобы насторожило, а скорее предвозвестило какую-то сокрытую от нас на время тайну. Нужно отметить, что в нашем храме три иконы, посвященные Царской Семье - одна икона Новомучеников и Исповедников Российских , вторая маленькая бумажная иконочка Царя-мученика она появилась в дни, когда в нашем храме прибывала чудотворная икона Царя-мученика ,и третья - икона Царственных мучеников, за неимением достаточного места в нашем маленьком храме находившаяся за общим большим киотом других икон. Вот как раз этой иконы и не было на своем привычном месте. Приложившись к иконе Новомучеников и Исповедников Российских мы ожидали начала вечернего праздничного богослужения. К сожалению, в этот день вопреки нашему ожиданию, в храме собралось не так много прихожан. Отчасти это можно объяснить тем, что июль - время летних отпусков, да и день 16-го июля пришелся на будний день.
А отчасти - нашим упорным нежеланием почитать Царскую семью и молиться ей. Вспоминается такой же будний день 18 декабря 2002 года накануне дня памяти святителя Николая Чудотворца, престольного праздника нашего храма, когда желающих прийти в храм было столь много, что некоторые не могли войти в храм и вынуждены были молиться вне храма, у стен его. А ведь для нас день памяти, день подвига Царской семьи должен быть таким же большим праздником, как и день памяти небесного покровителя Царя-мученика святителя Николая, которые духовно связаны между собой. Более того, для нашего храма, который имеет особенную, уникальную историю , связанную с именем Царя-мученика Николая , этот праздник имеет большое значение.
Большой праздник встретили торжественным молебном. На нем присутствовали прихожане, представители компании «ФосАгро», известный телеведущий и Андрей Николаевич Малахов, а также другие почетные гости. Богослужение возглавил нынешний настоятель храма иерей Иоанн и первый настоятель - протоиерей Василий.
Слово «август» не только обозначает месяц в году, но имеет более глубокий смысл, переводится как «божественное, всесильное, всепобеждающее». Название иконы мы переводим как «Высочайшая, божественная победа». Мы с вами прекрасно понимаем - то, что происходит сейчас на линии соприкосновения, это не борьба с тем или иным государством, с тем или иным народом, с тем или иным существующим строем или идеологией. Это цивилизационная война за будущее человечества. Противостоя этому вселенскому злу, смотришь, какие руководители сейчас в так называемой «просвещённой» Европе? Куда эти люди с изменённым сознанием могут привести народы мира? К самоуничтожению и самоуничижению.
Мне кажется, у нас нет сегодня школы, есть отдельные люди. Есть художники, которые обратились к церковной тематике и начали писать иконы. Но школы как таковой нет, потому что нет концепции. Никто не знает, как и куда идти, к чему стремиться, что нужно развивать сейчас? За две тысячи лет иконопись прошла через множество разных стилей, различных вариантов воплощения Образа: от самых скупых и аскетичных графических схем, до узорочья и украшательства, которые характерны для 17-го века. Был и период «живописной иконы». Сейчас у Церкви нет концепции в этой области. Мне кажется, что было бы хорошо, если бы священноначалие определилось с направлением хотя бы в общих чертах. Разве священноначалие может сказать художнику, как ему творить, ведь это идет изнутри человека? По крайней мере, священноначалие могло бы это обсудить. Сегодня ведь уже полный произвол в области создания икон. Поэтому те люди, которые писали иконы в первые века христианства, и в Средневековье, во времена Рублева , не имели такого зрительного «мусора» в голове. У наших современников все по-другому, и мы от этого никуда не уйдем. Даже, если человек заявляет, что не смотрит телевизор, но какая-то визуальная информация все равно окружает его повсюду, причем не природная. Не то, что художник видит окружающий мир и пытается его изобразить. Но он теперь знает, как это делали тысячи людей до него, при этом не всегда благочестивых и не всегда с хорошими целями. То есть существуют уже сформированные визуальные образы, какие-то мультперсонажи, афишные стереотипы, которые засоряют голову художника. Вот в чем проблема. Роль иконы за две тысячи лет изменилась? По большому счету — нет. Изменился человек, причем особенно в двадцатом веке. Изменилось восприятие образа и восприятие любой картинки. Сейчас икона — это лейбл, логотип. В машине висит, значит все нормально. А какая это икона, и молится ли человек, когда она у него перед глазами, это уже второй вопрос. Сейчас икона часто воспринимается как элемент церковного антуража. Раньше икона несла в себе познавательный момент: для человека не знакомого с грамотой иконостас раскрывал Евангелие. Вы думаете, много народу сейчас читают Евангелие? Но если нецерковному человеку попадается сюжет в росписи или на иконе, то он может заинтересовать или зацепить. Иногда сам факт изображения сюжета вызывает вопросы: а почему так? И это является толчком к тому, что человек либо сам пытается узнать о сюжете, либо спрашивает. Сегодня мало кто способен увидеть сюжет. Большинство видит некое плоское изображение, не может обратить внимания на детали, в которых скрыт смысл. Вот это еще один негативный момент, связанный с изобилием картинок. Но мы работаем для тех, кому это нужно. Чтобы человек мог помолиться перед образом и получить ответ. Я сама слышала, как простой рабочий говорил про лик Спасителя, увиденный им в куполе Исаакиевского собора, что Христос наблюдал за ним, в какой бы точке собора он не находился. Это сказал человек, который не то что духовной литературы не читает, а вообще не церковный. Вот это его зацепило. Вот это образ. Как получилось, что сегодня для многих икона является не ликом святости, а художественной ценностью, причем не культурной, а материальной? К сожалению, это есть. Причем среди многих людей, ходящих в церковь. Именно «гламур», жажда получить дорогое, богатое, ценное привели к этому. Если в первые годы после безбожного периода, когда церкви только открылись это середина и конец восьмидесятых годов ХХ века , был особенно востребован Дионисий. Потому что он очень простой, аскетичный. А сейчас даже священники говорят иконописцу: — «нам не надо вашего Дионисия, у иконы должен быть «имперский стиль»! Когда восстанавливался храм Христа Спасителя, было много обсуждений, в которых я участвовала как архитектор по проекту реконструкции росписи его интерьера. Все эксперты сначала склонялись к тому, чтобы сделать роспись в стиле Рублева, или мозаику по византийским аналогам. А потом пришел один художник и сказал: «Да что Рублев, можно же лучше сделать!