Роман Фрэнка Герберта «Дюна» вышел в 1965 году и быстро стал культовым среди любителей научной фантастики. Плохие новости: научно-фантастический роман Фрэнка Герберта "Дюна" 1965 года давно интриговал талантливых режиссеров, но только для того, чтобы разбить их мечты в клочья.
Выбор редакции
Все компьютеры уничтожены более шести тысяч лет назад, теперь люди с помощью генного конструирования и аналогичных технологий подгоняют индивидов под потребности общества. Скажем, за космические перелеты отвечают Навигаторы, у которых почти не осталось человеческих черт. Главной ценностью Вселенной является пряная соль спайс, которую добывают только на планете Дюна, и ее выжженная солнцем земля становится полем битвы между имперскими кланами Атрейдисов и Харконненов, втянувшими в междоусобицу коренное население фрименов. Но, к сожалению, вынужден признать: фантастический боевик "Дюна", наверное, самый слабый его фильм.
В 1984 году "Дюну" экранизировал режиссер Дэвид Линч. Для многих эта лента стала культовой, но в прокате картина Линча провалилась.
О чем фильм "Дюна"? Сюжет фильма "Дюна" разворачивает в будущем. Человечество расселилось по разным планетам, а власть над обитаемым пространством делят могущественные семьи. В центре противостояния оказывается пустынная планета Арракис, рассказывает "КиноПоиск". Ее главная ценность — спайс пряность — вещество, необходимое для космических перелетов.
Сам Линч не питал теплых чувств к жанру научной фантастики, и уже успел отклонить предложение снять «Возвращение джедая». Неудивительно, что в 1984 году снятая им киноверсия «Дюны» получила в итоге разгромную прессу и с треском провалилась в прокате. И хотя сам Фрэнк Герберт более или менее благосклонно отнесся к фильму Линча, ни о каких продолжениях космической саги не могло идти и речи. Не считая сериала по «Дюне», вплоть до 2016 года проект масштабной экранизации пылился «на полке», пока не был закреплен за канадским режиссером Дени Вильневым. Российский зритель сможет узнать об этом 17 декабря 2020 года, в день премьеры фильма.
Как связаны фильм «Дюна» и Месопотамия
Один из самых влиятельных в западной культуре научно-фантастических романов «Дюна» Фрэнка Герберта вышел в 1965 году. Новость о том, что "Дюну" Дени Вильнёва мы видим сквозь советские объективы Гелиос-44 облетела весь рунет. В России на широкий экран вышел фильм «Дюна» Дени Вильнева. Что известно о «Дюне-2»: когда выйдет фильм и покажут ли его в России.
Звезда фильма "Дюна Вильнева" отдает должное всему оригинальному роману
Как и многие большие истории, «Дюна» началась с пустяка: Фрэнк Герберт, работая репортером, отправился в Орегон, чтобы написать статью о борьбе местных властей с песчаными дюнами. Текст так и не был закончен, но эта поездка пробудила интерес писателя к пустыням. Интерес к подобным практикам в Америке середины XX века обусловил появление ряда субкультур — например, битников и хиппи. В то же время западный мир пожинал плоды научно-технической революции — развитие технологий причудливо сочеталось с тягой к мистическим культам.
Мир Фрэнка Герберта выглядит похожим образом: в далеком будущем, после войны с машинами во вселенной «Дюны» это событие называется Батлерианским джихадом , люди решили отказаться от использования роботов и компьютеров, а вместо этого развивать собственные экстрасенсорные способности. Для этого употребляют особое вещество — пряность она же спайс или меланж. Поскольку пряность ускоряет работу мозга, ее прием упрощает космическую навигацию: пилоты кораблей могут прокладывать дорогу без использования компьютеров.
Кроме того, меланж продлевает жизнь и может служить топливом местной нефтью. Продолжительное употребление меланжа вызывает зависимость и мутации — например, глаза окрашиваются в синий цвет. Здесь же стоит ответить и на, возможно, самый интригующий вопрос: «При чем тут гигантские черви?
Сюжет «Дюны» начинается с того, что император вселенной передает управление Дюной от Дома Харконненов к Дому Атрейдес. Два дома давно враждуют, и барон Владимир Харконнен, глава дома, не желая отдавать власть над Арракисом Лето Атрейдесу, совершает военный переворот и захватывает в плен Лето.
Подробнее на Афише Гигер, Уивер, Ксеноморф: как снимали первый фильм о Чужом «Дюна», 1984 Дальше проектом занялся арт-продюсер Дино Де Лаурентис, известный как по сотрудничеству с Феллини и Висконти, так и работой над жанровым кино. Де Лаурентис планировал привлечь к съемкам подающего надежды британца Ридли Скотта, но тот отказался от «Дюны» в пользу «Бегущего по лезвию».
Выбор пал на молодого постановщика Дэвида Линча, чей «Человек-слон» был дважды номинирован на «Оскар». На саундтрек, например, были выписаны Брайан Ино и рок-группа Toto. Де Лаурентис посчитал, что это скажется на динамике повествования, и забраковал идею. Студия Universal планировала снять свой ответ «Звездным войнам», поэтому от режиссера требовалось снимать под рейтинг PG-13.
После премьеры фильм часто критиковали за сумбурный темп — людям, которые не читали роман, было сложно разобраться в происходящем, а фанаты книги сетовали на неточную адаптацию. И хотя сам Герберт оценил визуальный ряд фильма, «Дюна» Линча с треском провалилась в прокате, собрав немногим больше половины собственного бюджета. У фильма практически не было звезд роль Пола Атрейдеса, к слову, была дебютом в большом кино для Кайла МакЛоклена — кажется, единственного поклонника книги среди всей съемочной команды. Львиная доля бюджета была потрачена на декорации и спецэффекты, но и те не оправдали затрат — уже на момент выхода фильм визуально проигрывал тому же «Возвращению джедая» и «Бегущему по лезвию», не говоря о том, что сегодня линчевская «Дюна» может показаться наивной.
Режиссера отстранили от финального монтажа, и фильм фактически собирался продюсерами. Эта творческая катастрофа навсегда отвратила Дэвида Линча от коммерческого кино.
Сюжет продолжения «Дюны» будет посвящён Полу Атрейдесу и его становлению среди местных жителей планеты Арракис. Немалая часть хронометража будет отведена и персонажу Чани, которую играет Зендея. Сценарий будет основан на второй половине научно-фантастического романа Фрэнка Герберта «Дюна», вышедшего в 1965 году.
Джеймс Дэвис, второй помощник режиссера, упал на съемках с высоты 6 метров на бетонный пол, получив несколько переломов. Линч без указания в титрах снялся в «Дюне» — в роли оператора спайс-шахты. Над фильмом на разных этапах производства работала команда в 1700 человек — абсолютный рекорд для того времени. Съемки фильма проходили в Мексике. В то же время в том же месте снимался «Конан-разрушитель». В расчете на кассовый успех фильма, продюсеры обсуждали вероятность съемки сиквелов. Кайл Маклахлен дал согласие на участие в двух последующих сериях. Фильм собрал в американском прокате чуть больше 27 миллионов долларов, что, хотя и было неплохим результатом для того времени, не погашало и половины средств, затраченных на производство картины. Дэвид Линч согласился стать режиссером «Дюны» только на том условии, что Де Лаурентис даст ему карт-бланш на постановку следующего фильма. Этой картиной стал «Голубой бархат». После того, как Стинг с блеском справился с работой в фильме, Линч сделал практику привлечения рок-звезд на роли в свои фильмы постоянной.
Когда выйдет продолжение фильма Дени Вильнёва «Дюна»?
Юному наследнику Полу предстоит путешествие вглубь пустыни, где он должен завоевать доверие местного населения и вернуть контроль над планетой. Главную роль в фильме исполнил номинант на премию «Оскар» Тимоти Шаламе. Являясь фанатом оригинального романа, Ханс Циммер предпочел работу над саундтреком к «Дюне» предложению Кристофера Нолана написать музыку к фильму «Довод».
Об этом он рассказал в интервью SlashFilm. На «многострунном» музыкальном инструменте, по задумке автора, играл Гурни Халлек — мастер меча из дома Атридесов. В фильме Дэвида Линча 1984 года этого персонажа играл актер Патрик Стюарт. Возможно, самая ожидаемая премьера этого года — «Дюна» канадца Дени Вильнева должна выйти в прокат 16 сентября.
Ученый отмечает, что при экранизации книги Дэвидом Линчем подтекст был усилен за счет визуального ряда. Актеры подбирались таким образом, чтобы соответствовать реальным политикам. К примеру, Пол Атрейдес должен был ассоциироваться у зрителей с Джоном Фицджеральдом Кеннеди-младшим.
На Арракисе этот ресурс считался драгоценным. В финальной версии картины заимствований осталось достаточно. Лею сделали похожей властным характером и именем на принцессу Алию, а дядя Люка занимался промыслом, схожим с занятием фермеров-влагосборников с того же Арракиса. Голос «Дюны» вдохновил Лукаса создать управление разумом джедаями и ясновидение. Франшиза «Звездные войны» в итоге стала врагом новой «Дюны» Дени Вильнева : ему пришлось искать свою индивидуальность и донести до зрителя свежесть идеи. Спустя десятилетия рэп-исполнитель Мирон Федоров, известный под псевдонимом Оксимирон Oxxxymiron , выпустил концептуальный альбом «Горгород». Его антиутопический сюжет описывает город, где царит строгое разделение на классы, а сам он существует благодаря некоему веществу — гору. Это в том числе наркотик, который употребляют чиновники и вельможи. В «Дюне» Герберт описывал пряности как высохшие под пустынным солнцем продукты жизнедеятельности гигантских червей. Их использовали как топливо, психотропное вещество и средство, продлевающее жизнь. Она была основана на сюжете романа Фрэнка Герберта и использовала образы персонажей и материалы из экранизации Дэвида Линча. В ней можно было управлять юнитами, строить базы и собирать ресурсы.
Фильм «Дюна 2» выйдет раньше: теперь премьера 1 марта
Изданная в 1965 году «Дюна» стала одним из важнейших романов в жанре фантастики XX века. Роман Фрэнка Герберта «Дюна» 1965 года по праву считается одним из величайших когда-либо написанных научно-фантастических романов, и теперь он ставит своей целью новую экранизацию фильма режиссера Дени Вильнева «Бегущий по лезвию 2049». Благодаря первых кадрам из фильма "Дюна 2" мы можем увидеть несколько новых персонажей, а также множество вернувшихся из оригинального фильма. Американская киностудия Warner Bros. почти на год отложила премьеру фильма "Дюна" (Dune) режиссера Дени Вильнева. Когда я узнал, что режиссер «Бегущего по лезвию 2049» занимается новой экранизацией «Дюны», сразу вспомнилось потрясающее внимание к деталям в визуальной составляющей его фильмов и густая атмосфера, буквально сочащаяся с экрана. Научно-фантастический роман Фрэнка Герберта «Дюна» вышел в 1965 году и стал настоящим бестселлером, а первые попытки экранизировать историю Пола Атрейдеса начались в 1971-м.
Студия Paramount нашла режиссера новой "Дюны"
С 4 марта в российских кинотеатрах начали неофициально показывать фильм «Дюна: Часть 2» Дени Вильнёва. Научно-фантастический роман Фрэнка Герберта «Дюна» вышел в 1965 году и стал настоящим бестселлером, а первые попытки экранизировать историю Пола Атрейдеса начались в 1971-м. В фильме «Дюна 2» после смерти Лето Атрейдеса в «Дюне» (2021) явно прошло не больше года.
Что нужно знать перед просмотром «Дюны 2»: интересные факты о фильме
Французский консорциум приобрёл права на сценарий и подписал контракт с Ходоровски. По задумке режиссёра это должна была быть десятичасовая сага, наполненная фантастическими видами и яркими смелыми образами. Среди художников-постановщиков был Х. Гигер, за несколько лет до того, как он помог создать «Чужой» Ридли Скотта. Позже Скотт был задействован в собственном проекте, где он и Гигер впервые пересеклись. Алехандро нанял самых лучших, ярких и талантливых творческих личностей, чтобы заполнить эту уникальную вселенную. Ханс Руди Гигер и его работы для «Дюны» Ходоровски. В недавнем «Прометее» есть кадры, один к одному повторяющие гигеровские эскизы замка Харконнена. Орсону Уэллсу предстояло сыграть злодея барона Харконнена.
Возможно, он был польщён, узнав, что режиссёр снял с фильма «Прикосновение зла» Уэллса 1958 запланированный первый кадр «Дюны». Мик Джаггер изображал Фейда-Рауту, родственника барона, который выступает против Атридеса. Эрве Вильшайз, получивший известность на большом экране в том же году, что и Ник Нак в фильме «Человек с золотым пистолетом», получил роль Гурни Халлека. Хотя Дали проявил себя весьма холодным реалистом, когда дело коснулось его гонорара, он запросил баснословные по тем временам 100 000 долларов… в час. Хитрый Алехандро планировал отснять все сцены с Дали за шестьдесят минут, а в остальном, где это возможно, воспользоваться манекеном. Легендарные Pink Floyd, только что снискавшие оглушительный успех и мировое признание со своей пластинкой «The Dark Side of the Moon», должны были сочинить музыку. Ходоровски и Мёбиус на фоне имперского спецназовца-сардаукара. Ходоровски был идеален для той уникальной атмосферы конца 1960-х — начала 1970-х годов, когда смешалось всё: ЛСД, маоизм, йога, карты Таро, алхимия, движения, провозглашающие возврат к земле и простой жизни, и всепоглощающее желание изменить мир.
Фильмы режиссёра привлекали и городских интеллектуалов, расширяющих своё сознание, и посетителей ночных сеансов в грайндхауcных кинотеатрах, где обычно показывали фильмы с обилием кровищи и обнажёнкой. В картинах Алехандро было всё. Каждый мог найти в них что-то, что было бы ему по душе. Как это часто бывает и что особенно обидно, что всё развалилось из-за банальной нехватки денег. Для того, чтобы воплотить все режиссёрские идеи, нужно было от десяти до пятнадцати миллионов долларов. Это кроме того, что на этапе развала в картину было уже элементарно не имели таких средств. Отснятый материал и готовую раскадровку ленты они пытались продать в Голливуд.
Жрицы ордена обладают невероятными умственными и физическими способностями и много лет проводят масштабный генетический эксперимент по созданию сверхчеловека. Сёстры обязуются рожать только дочерей, но Джессика подарила своему господину сына. Пол с детства познаёт тайные искусства Бене Гессерит, и уже осваивает Голос — ментальную способность подчинять волю другого человека. Перед самым отлётом пареньку приходится встретиться с Гайей Еленой Мохийям — Преподобной Матерью ордена, которая подвергает юношу смертельному испытанию, которое сводится к нечеловеческой боли. Если Пол не сможет сдержать эмоции, он умрёт на месте. Однако юный герцог выдерживает испытание, и Преподобная Мать включает его в число избранных. Тимоти Шаламе в роли главного героя, Пола Атрейдеса. Тайный план Харконненов Глава сестринского ордена знает, чем закончится назначение Атрейдесов наместниками на Арракис. Там должно произойти полное уничтожение всего Дома силами Харконненов и бойцов личной императорской гвардии — сардаукаров. Это солдаты-фанатики, которые относятся к Дому Коррино, проходят жёсткую подготовку на пустынной планете Салуса Секунда. Далее, по содержанию фильма «Дюна», Атрейдесы прибывают на Арракис. Сестринский орден Бене Гессерит провёл небольшую подготовку среди коренного населения планеты, и теперь фримэны считают Пола мессией, называя его Лисан аль-Гаиб. Герцог начинает осваивать доставшееся ему месторождение по добыче пряности. У него есть обязательства по большим поставкам и изношенное оборудование. Арбитр смены, Льет Кайнз — ставленник императора на Арракисе, занимает нейтральную позицию. Она фримэн, поэтому придерживается общего постулата своего народа: Великие Дома приходят и уходят, и только фримэны живут на Дюне вечно. Предательство С первых дней нахождения на Дюне герцог Лето проявляет себя мудрым правителем. Он встречается с лидером фримэнов, соблюдает местные традиции, находит консенсус при разграничении интересов. Вместе с Льет Кайнз и сыном он вылетает к месту добычи пряности, где лично видит силу песчаного червя, который проглатывает огромную машину, добывающую спайс. Однако времени, чтобы укрепиться в этом мире, у герцога нет. Его придворный врач, Веллингтон Юэ, служивший Дому много лет, оказывается предателем. Доктор заключает сделку с бароном Владимиром Харконненом и сдаёт своего господина в обмен на свободу жены. На Дюну начинается массированное вторжение солдат Харконненов и сардаукаров. Смена власти на Арракисе Силы Атрейдесов уничтожены. Помня об обещании, Владимир сохраняет жизнь Полу и Джессике, но лишь на время. Барон собирается бросить их в пустыне, где мать и сына ждёт неминуемая гибель. Пленников перевозят вглубь песков на орнитоптере, но пользуясь Голосом, мать и сын заставляют своих похитителей уничтожить друг друга. Герцог оказывается в плену у барона, где совершает самоубийство, раскусив искусственный зуб с ядом, который ему поставил доктор Юэ. Лето планирует прихватить с собой на тот свет и барона, но тот не получает нужную порцию яда, и используя антигравы, поднимается к потолку, куда не достаёт ядовитое облако. План по смене власти на Арракисе реализован. Барон проходит курс реабилитации, даёт указание своему племяннику Раббану возобновить поставки пряности в прежних объёмах, чтобы компенсировать убытки, вызванные уничтожением Дома Атрейдесов. Дейв Батиста в роли Глоссу Раббан. Спасение Джессики и Пола Джессика с Полом оказываются в пустыне, где встречают чудом спасшегося Дункана и Льет Кайнз, которая решила помочь изгнанникам. Однако сардаукары выслеживают беглецов. Чтобы спасти юного герцога, Дункан жертвует собой, чтобы дать время уйти Полу. Кайнз отправляется к фримэнам, но её настигают сардаукары.
При этом Френк Герберт в "Дюне" более подробно и точно описывает взаимоотношения Генриха Пола и Маргариты Ирулан , восстанавливая таким образом историческую правду. Искусственный интеллект также обнаружил, что фоном "Дюны" выбрана политическая ситуация в Иране, связанная с борьбой за контроль над добычей нефти. Нефть в фильме символизирует "специя, от которой зависит мировая торговля и без которой не может работать транспорт". Ученый отмечает, что при экранизации книги Дэвидом Линчем подтекст был усилен за счет визуального ряда.
Уже в 1985 году вышел «Синий бархат», потом «Твин Пикс», «Шоссе в никуда», «Малхолланд Драйв» и другие работы Линча, которые превратили его из создателя игрового и зрелищного кино в автора странных и таинственных кинолент. След в кино и музыке Источником вдохновения книжная «Дюна» стала для легендарного Джорджа Лукаса и его космической саги «Звездные войны». Влияние его романа на первые фильмы франшизы довольно очевидно. Родина Люка Скайуокера — Татуин — представляет собой песчаную планету, ставшую пристанищем для множества контрабандистов. Чем не Арракис, пусть даже и с двумя лунами их было три. Черновики сценария «Новой надежды» тоже говорили о влиянии «Дюны» на фильм: предполагалось, что в мире «Звездных войн» должны быть феодальные дома, а у принцессы Леи хотели отобрать груз пряностей. На Арракисе этот ресурс считался драгоценным. В финальной версии картины заимствований осталось достаточно. Лею сделали похожей властным характером и именем на принцессу Алию, а дядя Люка занимался промыслом, схожим с занятием фермеров-влагосборников с того же Арракиса. Голос «Дюны» вдохновил Лукаса создать управление разумом джедаями и ясновидение. Франшиза «Звездные войны» в итоге стала врагом новой «Дюны» Дени Вильнева : ему пришлось искать свою индивидуальность и донести до зрителя свежесть идеи. Спустя десятилетия рэп-исполнитель Мирон Федоров, известный под псевдонимом Оксимирон Oxxxymiron , выпустил концептуальный альбом «Горгород».
Искусственный интеллект нашел первоисточники фильма "Дюна"
Потратив около 50 миллионов долларов, продюсер картины Дино Де Лаурентис потерпел финансовую неудачу - "Дюна" с треском провалилась в прокате. Вместо увлекательного "фэнтези" Дэвид Линч ухитрился снять скучное зрелище с целым созвездием знаменитостей включая известного певца Стинга и бергмановского актера Макса фон Сюдова. Правда, время от времени, история о гигантских космических червях 10991 года поражает качеством спецэффектов. Но в целом скука, она и есть - скука...
Противоборствующие группировки — дом Ордосов и дом Атрейдесов начинают войну за влияние над планетой, которая получает неожиданный поворот из-за появления на арене ещё одной недооценённой домами силы — аборигенов «Фрименов». Премьера фильма назначена на 17 декабря 2020 года. Главный режиссёр картины — Дени Вильнев Бегущий по лезвию 2049.
Считается, что священное древо представляет собой условное, абстрактное изображение финиковой пальмы, а ритуал, в котором участвуют окружающие его мифологические существа, восходит к практике искусственного опыления женских цветков финиковой пальмы Мужские и женские цветки финиковой пальмы растут на разных деревьях. Пыльца образуется в огромных количествах, разносится ветром, и для перекрестного опыления достаточно одного мужского дерева на 20—100 женских. Для повышения урожайности применяют доопыление женских соцветий. Для этого срезают мужские соцветия и подвешивают или обтряхивают их в кроны женских деревьев..
Точный смысл ритуала неизвестен, но можно говорить о том, что он связан с плодородием, то есть с возникновением и поддержанием жизни. Этот тип посадки также напоминает об ассирийских рельефах, где стоящие в один ряд пальмы служат фоном разворачивающегося действия — угона пленных или подсчета военной добычи и отрубленных голов врага.
Писатель-фантаст Фрэнк Герберт ранее уже интересовался темой экологии и влияния человека на природу нашей планеты, поэтому он решил написать статью об этом эксперименте. Увы, но текст так и не был опубликован — редакция сочла его недостаточно конкретным, ему недоставало четкости, а Герберт не стал его дорабатывать. Позднее, в 2005-ом году статья «Они остановили движение песков» всё-таки увидела свет. Она вошла в книгу « Путь к Дюне » наравне с другими наработками к роману. Но мы забежали вперёд… «Песчаный» эксперимент оказался удачным и произвёл впечатление на писателя.
Её написанию предшествовали шесть лет исследований и полтора — конкретно работы над книгой. Сначала роман вышел в двух частях в журнале Analog Science Fiction and Fact , а затем был издан единой книгой. Было это в 1965-ом году, то есть почти шестьдесят лет назад. Обложка журнала Analog Science Fiction and Fact, выпуск за декабрь 1963 г. Потомки землян живут на различных планетах, объединённых властью межзвёздной империи. Здесь смешаны научная фантастика и философия, политика, экология и религия. Центром повествования стали вопросы, касающиеся мессианства и предвидения.
И полно червей — огромных пустынных монстров. Кроме того, планету населяют племена аборигенов, фрименов, то есть свободных людей, не подчиняющихся императорской власти, которые за многие поколения приспособились к жизни в суровых маловодных условиях. Добычу спайса на планете контролировали Харконнены, а теперь, по приказу императора, их место займут Атрейдесы. Две эти знатные семьи многие годы враждовали между собой, и вот — такое ценное сокровище важнейшее вещество в современной Империи вдруг ускользает у барона Харконнена из-под носа. Нетрудно представить, как у него полыхнуло — и, разумеется, он намерен вернуть власть, могущество и деньги. Пол Атрейдес — ГГ, или местный Избранный — легко завладевает эмпатией читателя. Ведь он юн, ему всего пятнадцать, и он ничего не знает о Дюне, о местных порядках и правилах жизни на планете, где воды настолько мало, что людям приходится копить и перерабатывать влагу своих тел.
Именно глазами Пола мы увидим Арракис и развернувшиеся среди песков события. Ему суждено стать для населения Дюны ожившей легендой, пророком, мессией… Вот такая затравочка. Кто знает — тот знает, а кто не читал книгу и не смотрел фильмы — тому без спойлеров. Помимо межзвездных перелетов, в книге есть и другие элементы, присущие жанру фантастики: это и «ведьмы» Бене Гессерит, которые владеют тайными практиками, позволяющими им контролировать сознание других людей. И ментаты, люди-компьютеры. И даже какое-никакое разнообразие космических рас. Но достаточно и приземленного: Герберт наделяет персонажей вполне человеческими страстями, эмоциями и пороками.
Здесь есть место интригам, заговорам, предательству и, конечно, любви. Тогда, около шестидесяти лет назад, издатели, критики и читатели не сразу признали «Дюну». Кому-то книга показалась слишком тягомотной, кому-то не хватало типичных для жанра роботов, войнушек и бластеров. Что и говорить, если сам Герберт в своём романе выказывал неприязнь к компьютерам и прочим умным машинам — в его мире человечество отказалось от компьютеров и даже некогда объявило им войну, так называемый Батлерианский джихад. То есть это была не та научная фантастика, к которой все привыкли. Однако в «Дюне» ценили глубину, а уже значительно позже, когда стали говорить об экологических катастрофах как о реальности, Герберта даже назвали первым экофутуристом.