Северная Двина — это равнинная река с медленным течением и по большей части прямым руслом. Северная Двина — крупная судоходная река на севере Европейской части России, протекающая в Вологодской и большей частью (примерно 90 % общей длины) Архангельской областях.
Лед тронулся на реке Северная Двина.
Ледоход на Северной Двине движется в 60 километрах от Архангельска. Северная Двина — река на севере Европейской части России. Длина от устья Сухоны — 744 км, длина с Сухоной — 1300 км. Площадь бассейна — 360 тыс. кв. км. Образуется слиянием рек Сухона и Юг. Главная» Пресс-центр» Новости компании» Страницы истории судоходства на Северной Двине. Дельта Северной Двины — ширина ее достигает 45 км, а длина 37 км — представляет собой лабиринт из более чем 150 рукавов и проток.
Ледоход в Архангельске ожидается 27 апреля после 21 часа
Связаться с нею можно по телефону ЕДДС: 8(81830)33-008. В администрации также передают, что более серьезных последствий удается избежать благодаря тому, что льды сейчас сдерживает песчаная дамба: она была создана на Северной Двине накануне. Марат Хуснуллин: В Архангельской области завершена реконструкция моста через Никольское устье Северной Двины. Малой Северной Двиной называется верхний участок водоема длиной 74 км от места слияния Сухоны и Юга в Великом Устюге до места впадения в Двину Вычегды.
Список притоков
- Поделись позитивом в своих соцсетях
- Красавица Северная Двина |
- Исток Северной Двины
- Северная Двина — Флагман-ньюс
РЖД завершили капитальный ремонт моста через Северную Двину в Архангельске
Западная Двина протекает в Восточной Европе и частично России. Её протяженность составляет 1020 километров, и лишь 325 из них приходятся на нашу страну. Исток Северной Двины, одной из самых красивых рек Северной Европы, находится на территории Вологодской области в районе города Великий Устюг. Читайте также: река Воронеж на карте. Судоходство Многие столетия подряд Северная Двина была связующим звеном между центром Русского государства и его северными частями. Также эта река долгое время была единственным водным путём из России в Европу. В последние годы снижается количество пассажирских перевозок по Северной Двине. Такая тенденция присуща и другим рекам страны. Однако грузовое судоходство очень популярное.
На этой реке курсирует старейший пароход в России «Н. Он построенный в 1911 году и всё ещё находится в эксплуатации. Для пассажирских перевозок используются небольшие паромы. Они идут с Архангельска к небольшим островкам, на которых туристы устраивают пикники и отдыхают с палатками. Архангельск По всей протяженности на берегах Северной Двины есть населённые пункты. Крупнейшие из них: Котлас. Население более 62 000 человек.
Гидрология Питание смешанное, с преобладанием снегового. Наибольший размах колебаний уровня между устьями рек Ваги и Пинеги до 14 м. Замерзает в конце октября — начале ноября, вскрывается от начала апреля до начала мая. Ледоход бурный с частыми заторами. Соединена через реку Сухона , озеро Кубенское и др. Судоходство Северная Двина судоходна на всём протяжении. В середине XIX века существовал план улучшения судоходства по Северной Двине в районе Архангельска , над ним работал американский инженер Дж. Уистлер [3]. Крупные морские суда могут заходить только в морской порт Экономия, вблизи устья.
В настоящее время происходит выход льда из рукавов Холмогорского разветвления. По главному руслу — затор льда ниже д. Кеницы 71 км от г.
Река на большом протяжении течет здесь одним рукавом. Долина ее, врезаясь в толщи гипсов пермского пе риода, сужается, и пойма местами исчезает полностью. Белые поросшие лесом обрывы над широкой полноводной рекой просто сказочно хороши. Высота берегов возле пристани Звоз достигает 50—60 м. В половодье белокаменные стены отвесно уходят в воду, в межень внизу открывается узкая полоска песка и осыпей, по которой почти везде можно про браться вдоль берега. Надо только, если не хочешь иску паться, стараться не наступать на шаткие, неустойчивые глыбы. В осыпях попадаются небольшие куски гипса белого, голубого, желтоватого и розового цвета. Местами гладкие плиты ступенями, словно белая лестница, спускаются под воду, и невольно на память приходит легенда о древнем Китеже. Среди камней стекают к реке небольшие ручейки, узкие трещины в белых обрывах уходят в глубину гипсовых толщ. В районе пристани Звоз вода вымыла в береговых обрывах семь пещер. Когда плывешь по этому участку реки, не знаешь, куда и смотреть. Прекрасен высокий, чисто-белый, как сахар, обрыв, но не менее живописны и белая стена с тремя, словно по линейке, на равном расстоянии друг от друга проведенными кирпичными полосами, и идущий за ней желто-бурый откос, отороченный понизу, словно пеной, осыпью из белых камней. Кое-где между залежами гипсов и растущим наверху лесом лежит толстая подстилка песка, а в других местах сосны растут почти прямо на камнях и слой дерна так тонок, что, кажется, его можно скатать, как ковер. Постепенно берега реки пони жаются, гипсы тянутся теперь вдоль воды неширокой лентой, словно белокаменная набережная. Прорвавшись через преградившие дорогу к морю толщи гипсов, Северная Двина опять растекается рукавами, и вновь по руслу ее вниз по течению сползают побочни, перераспре деляется сток по рукавам. Река живет своей жизнью, равно душная к тревогам и заботам речников, которым надо под держивать гарантированные глубины на фарватере, ширину судового хода и радиус его закругления. Казалось бы, чего проще — загородить протоку, и все. Но вступать в спор с такой мощной рекой, как Северная Двина, рискованно. Иногда бывает выгоднее подчиниться реке и не отстаивать прежнее место положение фарватера, а, учитывая направленность русловых процессов, перенести его. Но в данном случае и этого делать не пришлось. Через некоторое время побочень, сдвигаясь вниз по течению, сам стал загораживать вход в протоку Мар тушева. К сожалению, так бывает далеко не всегда. Река подмывает то правый берег, то левый. Золотистые песчаные отмели сменяются глинистыми откосами, под ко торыми возле уреза воды лежат вымытые из морены ва луны. Лес то отодвигается к горизонту, открывая поля и де ревни, то вновь вплотную подступает к реке, загораживая обзор. Вот уже остаются слева впадающая в Репный рукав быстрая Емца, Сийские пески и леса. За пристанью Ракула в береговых осыпях начинают попадать ся известняки. Вскоре долина Северной Двины сужается, и возле деревни Орлецы над рекой встают светло-серые скалы. Русло реки делает здесь крутой поворот, и поверх ность воды Плитные выходы светло-серого и желтоватого известняка попадаются местами в береговых обнажениях Северной Двины вниз по течению еще примерно около 25 км. Сразу же за впадением Пинеги возле села Усть-Пинега правый берег Север ной Двины поднимается сравнительно невысокой, около 25 м, скалой, и дальше вниз по течению скалистых берегов нет. Рядом со скалой по склону к воде проложены слеги для скатки леса — в устье Пинеги оборудована большая запань. Ниже Усть-Пинеги по течению начинается устьевая область Северной Двины, ее самый молодой участок. Ведь после лед никового периода река впадала в Белое море не там, где теперь, а гораздо северо-восточнее, сбрасывая воду по Кулой-Пи нежской долине, пока в одно из высоких половодий не прорвала Холмогорскую конечно-моренную гряду. Процесс формирова ния Северной Двиной своего русла продолжается. Вероятно, в конце концов река обойдет большой моренный массив, находящийся сейчас по ее правому берегу в 118 —124 км от устья. В устьевой области Северная Двина почти на всем протя жении течет несколькими рукавами, причем выделить главный среди них не всегда легко. По наиболее крупным рукавам — Богоявленке, Мечке, Косковскому и Бокарицкому проходят местные судоходные линии. Ширина реки в устьевой области в среднем составляет 600—800 м, но возле села Уймы до стигает 2,0—2,5 км. Высота коренных берегов к морю по степенно снижается — в районе Холмогорского расширения русла она составляет примерно 20—25 м, а у Архангельска — около 10 м. В начале устьевого участка, вскоре после Усть-Пинеги, вдоль левого низкого берега Северной Двины тянутся широ кие отмели светлого песка, а по верхней части поросшего лесом довольно крутого правобережного откоса идут неболь шие оползни треугольной формы, словно кто-то специально срезал здесь куски дерна. От небольшой пристани вверх к знаменитому некогда селу Вавчуга ведет деревянная лестница. В 1680 г. В 1733 г. Автор: Плаксин Олег Дата: 2 июля 2019 г. Почти сразу за Вавчугой начинается Холмогорское рас ширение. Левый, поросший кустами берег реки становится все ниже и ниже и в конце концов переходит в песчаную отмель, через которую перекатываются поднятые теплоходом волны. За отмелью к далеким, похожим на зеленые застывшие волны холмам убегает широкая протока. Несмотря на большое рас стояние, на холмах ясно и четко, словно это старинная лито графия, видны дома, церковь, куртины рощ и даже отдельные деревья. Левый берег закрывает окно в просторный мир зеленых холмов и песчаных проток. Словно в компенсацию, справа на фоне неба вскоре вырисовываются на высоком берегу шатровая часовня и церковь деревни Чухчермы. Потемневшее от времени и непогод дерево подчеркивает их четкий строгий силуэт. По деревням на Северной Двине сохранились еще местами и чудесные деревянные часовни, и церкви, и коло кольни, и просторные дома с высокой подклетью, с изукра шенным, на две стороны выходящим балконом-крыльцом. В Малых Корелах под Архангельском создан музей-запо ведник деревянного зодчества. В него свозятся все наиболее интересные, как культовые, так и бытовые, постройки Север ного края. Конечно, это в какой-то мере компромиссное решение, но других реальных средств уберечь и сохранить этот деревянный эпос нет. За низкими островами и мелями с борта теплохода на какое-то время снова приоткрывается чудесный мир зеленых холмов. Где-то там, на Курострове, в деревне Мишанинской, возле Холмогор, родился в 1711 г. Отдаленность их от моря этому не мешала, ведь основным занятием местного населения был не только морской промысел, но и охота в тайге на пушного зверя. Лишь когда в Холмогорах разместились контора и склады торговой английской Московской компании, стало очевидным, что для дальнейшего успешного развития торговли Русского государства с Европой нужен город-порт, расположенный ближе к морю. Из-за перекатов иностранные корабли не доходили до Курострова, товары с них приходилось перегружать в мелкосидящие суда, а это вызывало не только дополнительные денежные затраты, но и потерю времени. Понимая, что "заведенные по Двине Российские с Англи чанами и Голландцами торги посредством мореплавания" станут прибыльнее, если торговые лавки и склады перенести ближе к морю, Иван IV решил заложить новые Холмогоры. В 1584 г. Строительство Новохолмогорска впоследствии переименованного в Архангельск велось строго по "росписи и чертежу". Через 110 лет после закладки города со стапелей заложенной Петром I Соломбальской Военного ведомства верфи сошло на воду и отправилось за границу с грузом казенного товара первое русское торговое судно. В Архангельске многое связано с именем Петра I. Здесь на голландском корабле у шкипера Клааса Месшу русский царь проходил обучение "распорядку морскому". Здесь, готовясь к войне со Швецией за невские берега, начал он в 1694 г. Предусмотрительность Петра I оказалась не лишней. Вступившая в войну с Россией Швеция решила блокировать торговые связи русского государства с Европой. V 1701 г. Обезоружив поднявшуюся на борт корабля для досмотра русскую стражу, шведы выслали на разведку к Архангельску два фрегата и яхту.
Уровень воды в Северной Двине в Абрамково сегодня
На месте к реагированию готова оперативная группа. Сегодня сотрудники отдела спецработ центра гражданской защиты проводят ледовзрывные работы в двух точках: на Северной Двине у деревни Бабонегово в Приморском округе и на реке Пинеге у деревни Нижняя Паленьга в Холмогорском округе. В порту Архангельск и в устьевой области Северной Двины проводятся ледокольные работы. Из-за прохождения местного ледохода при высокой скорости течения затруднены буксирные маршруты к островным территориям. Сегодня ледоколу «Чадаев» удалось освободить путь буксиру, и с 15:15 возобновились пассажирские перевозки на остров Хабарка.
Кубенское — р. Сухона — р. Северная Двина составляет 1683 км.
Площадь бассейна — 357 тыс. Северная Двина — одна из самых больших рек европейской части России, эта река является основой северного речного пути. Впадает в Белое море около города Архангельск.
Далее течёт на север, в Архангельскую область. Возле города Котлас Малая Северная Двина сливается с Вычегдой следует отметить, что Вычегда при слиянии несёт больше воды, чем Малая Северная Двина , после чего поворачивает на северо-запад, а затем постепенно на север. Почти на самом севере сливается с Пинегой.
Возле Архангельска и Северодвинска впадает в Двинскую губу Белого моря. Ниже впадения Пинеги Северная Двина разбивается на протоки с многочисленными островами, ширина долины возрастает до 18 км. У Архангельска река ещё раз собирается в одно русло, а ниже города образует дельту пл.
В устюжской летописи о Северной Двине записано: «Реки Юг и Сухона, совокупившиеся воедино слияние, третью реку из себя производят, которая особенно восприемлет именование Двина, потому наречеся, что сдвинулись две и производят из себя третью… Сия река Двина… простирается от горы Гледен на шестьсот вёрст и далее и впадает в великое море-океан, в Соловецкую пучину». Гидрология реки Северная Двина Питание смешанное, с преобладанием снегового. Наибольший размах колебаний уровня между устьями рек Ваги и Пинеги до 14 м.
Замерзает в конце октября — начале ноября, вскрывается от начала апреля до начала мая. Ледоход бурный с частыми заторами. Основные притоки: Вычегда, Пинега, Вага, Юмиж.
Соединена через реку Сухона, озеро Кубенское и др. Северная Двина судоходна на всём протяжении. В середине XIX века существовал план улучшения судоходства по Северной Двине в районе Архангельска, над ним работал американский инженер Дж.
Крупные морские суда могут заходить только в морской порт Экономия, вблизи устья. Периодически в районе Архангельского порта проводят дноуглубительные работы. Ежегодно во время половодья вода приносит большое число мусора, песка и ила, ухудшающего судоходство.
На Северной Двине работает «Н. Гоголь» — самый старый сохранившийся пароход России, всё ещё находящийся в эксплуатации построен в 1911 году. Некоторые лингвисты возводят её название к индоевропейской основе др.
Шёгрен связывал этот гидроним со словом из языка коми вына «могучий, сильный». Вдоль Северной Двины на всем протяжении имеется огромное множество населённых пунктов. Наиболее крупные из них: Великий Устюг — город в Вологодской области, находится у истока Северной Двины, в месте слияния рек Сухона и Юг.
Котлас — город на юге Архангельской области, на границе с Вологодской, расположен в месте впадения в Северную Двину крупнейшего притока — р. Красноборск — районный центр. Верхняя Тойма — в месте впадения реки Верхняя Тойма.
Березник Двинской Березник — поселок в районе впадения реки Вага. Проходит федеральная трасса М-8. Емецк — расположен в районе слияния Сев.
Двины с рекой Емца. Усть-Пинега — в районе слияния с притоком Пинега. Архангельск — областной центр, расположен в начале дельты Северной Двины.
Северодвинск — второй по численности населения город в Архангельской области. От города Архангельск по федеральной трассе М-8 до Двинского Березника. На протяжении этого участка 291 км дорога проходит вдоль русла Северной Двины.
Дорожное полотно хорошего качества. Дорога также расположена вдоль русла Северной Двины. Таким образом, в связи со значительной заселённостью, на всем протяжении Северной Двины имеется множество подъездных путей.
Северная Двина имеет множество притоков. Наибольшие из них — река Вычегда, река Пинега, река Вага. Северная Двина связана с Волго-Балтийским водным путём через реку Сухона, оз.
Федеральная трассу Тюмень — Омск в экстренном порядке укрепили насыпью. Сейчас сама дорога сухая, но к дамбе уже вплотную подступила река Ишим. А в Оренбургской области после ухода большой воды подсчитывают ущерб. Картина дня.
Это настоящий музей на воде и настоящее приключение. Грузовые перевозки по воде оказались мало кому нужны, а пассажирские не выгодны.
Дешевле все доставлять по дорогам. Судоходному руслу каждый год надо делать дноуглубительные работы, а это дорого. Интересно, а можно ли песок со дна реки использовать для строительства дорог? Ведь он идеальный по составу. Тогда можно решить сразу две проблемы. Как вам идея?
Сейчас самыми частыми посетителями Северной Двины можно считать рыбаков, а не туристов. Их тут как раз совсем немного. Мы пока ездили по диким местам, не видели ни одного, а вот на трассе машины встречаются с разными регионами России. Богата была раньше Двина на рыбу. Это река кормилица для местных жителей. Этакая Волга, только северная.
Сейчас рыба тоже водится, но ловится хуже и мало осталось ценных видов рыб. При желании и упорстве реально поймать стерлядь, семгу и горбушу, а в малых реках водится хариус. Тут сказалась экология. Кстати, по поводу экологии, один раз видели красно-оранжевую воду. Как будто огромное содержание железа. Кто знает, почему так, напишите, интересно.
Сейчас в этих местах, где когда-то жила чудь заволочская, живут их далекие потомки, а в деревнях из поколения в поколение передаются истории, что Петр 1 выходил на берег именно у них в деревне. Так это или нет, теперь только гадать, а вот заливные луга и грибные леса по берегам Северной Двины сохранились по сегодняшний день. Климат только стал теплее. Этим летом выросла даже кукуруза. Если так пойдет дальше, то погодные условия на юге станут не пригодными для земледелия, а на севере наоборот будет жить хорошо. Вы как думаете?
Дальше мы переправились на пароме на правый берег Двины и двинули на Пинежье, но про это и особенности местных дорог расскажу в следующих частях. Подписывайтесь, чтобы не пропустить, за комментарии и репосты нажать красную кнопку D под этой записью всем огромное спасибо! Как себя вела машина в путешествии я рассказывал ранее:.
Правила комментирования
- Популярное
- Северная Двина (река) — Россия — Планета Земля
- Северная Двина – место русской силы - | Статьи по туризму от
- Характеристика реки Северная Двина Кононова Анна 8 в
- Наши проекты
Северная Двина – место русской силы
Река Северная Двина находится на севере Европейской части Росиии и впадает в Двинскую губу Белого моря. В Архангельской области на р. Северная Двина произошел разлив нефтепродуктов, по реке плывет нефтяной пятно длиной 4 км. Об этом сообщила глава Росприроднадзора С. Радионова. Северная Двина от г. Великий Устюг до устья. «Реконструкция моста через Никольское устье Северной Двины выполнена по поручению президента с финансовой поддержкой из федерального бюджета в рамках национального проекта «Безопасные качественные дороги» и с использованием механизма опережающего. Поскольку в месте слияния Вычегда по длине больше Северной Двины, река между истоком и впадением в Вычегду иногда называют Малой Северной Двиной (русский: Малая Северная Двина). Ледоход на Северной Двине движется в 60 километрах от Архангельска.