Полет Гагарина в 1961 году прошел успешно, хотя и не совсем по плану. Об этих словах Гагарина долго не говорили, но именно так он сказал, когда увидел в иллюминаторе языки пламени и ручейки расплавленного металла.
День космонавтики – 2023: история полета Гагарина в цифрах / Известия
Впрочем, как и Крис Райли. В кинотеатрах его не покажут, но 12 апреля, в день 50-летия полета Гагарина, картину можно будет увидеть в Интернете». Крис Райли, режиссер: «Мы везде искали эти записи, без преувеличения. Поиск занял год. Искали с помощью британского посольства, Британского совета, Роскосмоса, даже связались с НАТО и российскими военными». За три дня до начала монтажа записи удалось достать. Без них работа была бы неполной, как голос космонавта без видео. А так 108 минут полета — почти хроника. Единственный художественный вымысел — это Луна в кадре.
Приказом Министра обороны СССР за успешное выполнение правительственного задания первому космонавту Земли старшему лейтенанту Гагарину было присвоено внеочередное воинское звание «майор». Первый полёт человека в космос имел важнейшее значение для дальнейшего развития космонавтики и всего человечества. Следом за Гагариным, 6—7 августа 1961 года, первый суточный космический полёт на космическом корабле «Восток-2» совершил космонавт Герман Степанович Титов, а 11—15 августа 1962 года состоялся первый групповой полёт двух кораблей — «Восток-3» космонавт Андриян Григорьевич Николаев и «Восток-4» космонавт Павел Романович Попович. В ноябре 1968 года на конгрессе Международной федерации авиационного спорта было принято решение отмечать 12 апреля как Всемирный день авиации и космонавтики, а 7 апреля 2011 года на заседании Генеральной ассамблеи ООН была принята предложенная Россией резолюция, согласно которой 12 апреля объявлено Международным днём полёта человека в космос. Одним из первых, кто выдвинул идею об использовании ракет для космических полётов, был российский учёный Константин Эдуардович Циолковский. Ракету для межпланетных сообщений он спроектировал ещё в 1903 году. Через полвека, 4 октября 1957 года, с помощью первой в мире межконтинентальной баллистической ракеты Р-7, спроектированной советским учёным Сергеем Павловичем Королёвым, в СССР был произведён запуск первого в мире искусственного спутника Земли, что позволило впервые измерить плотность верхней атмосферы, получить данные о распространении радиосигналов в ионосфере, отработать вопросы выведения на орбиту, тепловой режим и др.
В начале 1960 года был создан Центр подготовки космонавтов и набран первый отряд космонавтов.
Гагарина вызывают в Москву, где он проходит следующую, ещё более строгую проверку состояния здоровья, и теперь ожидает вызова… Юрий Алексеевич на медосмотре Тянутся недели ожидания. Один месяц, второй… Юрий задумывается о том, что его могут не взять по причине низкого роста — всего 165 сантиметров. В кабину истребителя он брал подушку, но разве позволят взять её на борт космического корабля? Наконец, весной 1960 года приходит долгожданный вызов.
Строжайшая медкомиссия оставляет всего 20 кандидатов в отряд из 400. Разные по темпераменту, характеру, интересам, уровню образования они схожи по физическим параметрам: маленький рост 165 - 170 см и небольшой вес до 68 кг. Кабина космического корабля слишком тесная, чтобы там поместился богатырь. В конце концов, неисправность найдена. Сергею Павловичу докладывают: «Крышка люка кабины плохо подогнана, нарушена герметичность».
Специалистам приходится откручивать три десятка болтов и устанавливать крышку по новой, ведь необходима абсолютная герметичность. Космодром Байконур 1961 год. С именем Мишина связана подготовка новых космических кораблей «Союз», а также программа «Союз-Аполлон» — стыковка кораблей двух стран с переходом членов экипажей «в гости» друг к другу. Второй полет Юрия Гагарина в космос Через 6 лет после полёта Гагарина, в марте 67-го выбрана дата запуска «Союза-1» — 22 апреля. Знаковая дата — день рождения Ленина.
Да и Первомай, праздник трудящихся, недалеко. Прекрасный подарок от тех, кто покоряет космическое пространство, народу страны — так считает Политбюро КПСС. Владимир Комаров должен лететь на аппарате «Союз-1». Но кораблям требуется доработка, слишком многое не отлажено. Однако Василий Мишин не сумеет найти весомых аргументов, чтобы доказать советскому руководству, что запуск ракет не готов.
Ведь для Брежнева и всей партийной верхушки предстоящее 50-летие Октября куда важнее… «Лететь безоговорочно! Вот опять политика вмешивается туда, где ей не место. Не поможет даже обращение первого космонавта планеты к тогдашнему министру обороны Устинову. Гагарин предложит собственную кандидатуру, надеясь, что запуск отложат. Но Герой страны услышит категорическое: нет.
Единственное, что ему удастся — это назначение дублёром, хотя Политбюро сначала категорически против. Я спрашивала его об этом. Помню, он сказал, что обязательно будет летать. Он добился своего», — Галина Гагарина, дочь космонавта. Трагедия «Союза-1» и запрет на полеты Гагарину Оба космонавта осознают, что полёт может обернуться трагедией.
Многое не учтено, недоработано. Полёт проходит нештатно, и приземление заканчивается бедой — происходит сбой в системе посадки. Он погиб от удара о землю. У него от удара ноги отвалились в коленках. Мы переживали очень после этого.
Гагарину сказали: «Все, больше никаких полетов». Ему запретили даже на самолетах летать, и вот видите, как судьба получилась. Он же, бедный ездил, мы его понимали, он говорил: «Ну, как я буду руководить, если я даже на самолете летать не буду? Космодром Байконур, 1961 год. Конструкторы уже четверть часа устраняют неисправность одного из контактов крышки люка.
Гагарин в зеркальце на рукаве скафандра следит за работой. Он спокоен и даже насвистывает мотив известной песни: «Родина слышит, Родина знает». Ремесленное училище в Люберцах Юра оканчивает в 1955-ом. Двухлетний период учёбы промчался незаметно. Программа давалась Гагарину легко, он успевал по всем предметам, да и в забавах сверстников участвовал с удовольствием, будь то танцы в клубе, драки «стенка на стенку» и даже игра в молодежном оркестре на трубе.
Юрий Гагарин с товарищами по ремесленному училищу После училища, которое он оканчивает с отличием, Гагарина Юрия сразу зачисляют в Саратовский индустриальный техникум. И там за три года только отличные отметки. Кроме того, юноша записывается в аэроклуб. Превосходное знание теоретических дисциплин выделяет его среди прочих, а вот полёты… Они пропущены из-за учёбы. Но ведь «будущий летчик проверяется только в небе», — говорит Сергей Иванович Сафронов — лётчик-инструктор и Герой Советского Союза.
Он берёт парнишку с собой в небо и демонстрирует Юре фигуры высшего пилотажа. Сафронов не просчитается, ведь уже полгода спустя Гагарин станет в аэроклубе лучшим молодым пилотом. Когда в 1960-м, за год до первого полёта в космос, новоявленные члены первого отряда космонавтов будут приглашены Королёвым на демонстрацию космического корабля, Сергей Павлович поинтересуется, желает ли кто-нибудь осмотреть ракету внутри. Заминка, и тут первым вызовется Гагарин. Неожиданно перед входом в корабль он присядет на пол и станет расшнуровывать ботинки.
Юрий Алексеевич Гагарин и Сергей Павлович Королев Главный конструктор потом всегда будет отмечать удивительное сочетание в характере Юрия Гагарина смелости, аналитических способностей, добросовестности и честности, выделяя его среди всех, как через некоторое время и Валентину Терешкову. Мы, наверное, были как та первая любовь, если говорить в целом о первых космонавтах. Никто так нас не умел любить и ругать, спрашивать самым строгим образом. Уже в начале марта 61-го среди членов первого отряда космонавтов заметны три фаворита на предстоящий полёт человека в космос: Юрий Гагарин, Герман Титов и Григорий Нелюбов. Борис Раушенбах, заместитель Королёва, считал перспективнее других Нелюбова, поскольку видел в нём лучшего пилота.
Николай Каманин, под чьим руководством проходила подготовка будущих космонавтов, выделял Титова, который славился отточенностью тренировок. Выбор был непростым. Кого отправить в неизвестность, что вполне могло означать гибель, или кому достанется мировая слава? Чьё имя навсегда будет вписано в историю? Байконур: отложенный старт Уже минут 45 идёт монтаж крышки люка.
Как долго он ещё продлится, сколько ждать? И говорит мне: «Музыку бы мне дать». А я и говорю ему по радио: «Сейчас мы тебе дадим «Ландыши! В ЦУПе — взрыв хохота, а руководство никак не может понять, почему. Ведь «Ландыши» — хорошая песня.
А потому, что мы эту песню перефразировали: «Ты сегодня мне принес не букет из алых роз, а бутылочку «Столичную». Заберемся в камыши, надеремся от души, ах, зачем нам эти ландыши», — из воспоминаний летчика-космонавта Павла Поповича, дважды Героя Советского Союза. Получив мировую известность и обожание всего земного шара, Юрий Гагарин среди близких и друзей, как и прежде, будет предпочитать бочковые огурцы, солёное сало, русские пельмешки — простую еду под стопочку, сдобренную шутками и застольными песнями. Юрий Гагарин на пикнике «Хохотать любил безумно, петь любил безумно, а пел отвратительно всегда. Громко, нечисто, козлиным голосом, но как любил петь и как всех заводил!
Ремонт крышки люка затягивается, и Королев, чтобы отвлечь космонавта, вместо заведенного порядка переговоров, вдруг принимается говорить о «космическом меню»: что на завтрак, на обед и ужин. Все блюда в специально изготовленных тубах. Кроме первого и второго, есть и десерт к чаю — конфетки-драже и даже варенье. Главный конструктор шутит, что старший лейтенант Гагарин может ненароком и поправиться, придется ему скафандр расставлять. По завершении полета Юрию Алексеевичу вменят в обязанность ведение общественной, как тогда говорили, работы.
За покорение космоса ему полагалась сумма в тридцать тысяч рублей, просторная квартира в «Звездном городке» — целых три комнаты! А также свой собственный катер, черный автомобиль «Волга», который полагался разве что партийным чинам, и оклад в шесть сотен, за который обычный гражданин должен был отработать в среднем месяцев пять. Плюс к этому регулярные банкеты и приемы в самых высших сферах.
Известие о его успешном полете произвело колоссальное впечатление на всех в мире. В СССР устроили большой народный праздник, чтобы отметить это событие. Улицы и площади Москвы заполнились людьми, все читали новости в газетах и обсуждали полет. Официальная встреча Юрия Гагарина была тщательно подготовлена руководством города.
Все мероприятия были запланированы на 14 апреля и четко расписаны. План мероприятий Моссовета сохранился в Главархиве Москвы. Юрия Гагарина встречали в аэропорту Внуково в 12 часов дня: самолет доставил его из Саратовской области, где приземлилась капсула ракеты, в Москву. Над аэродромом звучали приветственные лозунги в адрес первого героя-космонавта. Из аэропорта Хрущев и Гагарин со своей супругой Валентиной направились в город в открытой машине, украшенной цветами, в сопровождении почетного эскорта мотоциклистов. В 13 часов дня планировалось шествие людей по улицам столицы от Ленинского проспекта до Боровицких ворот Кремля.
Потерял карандаш в космосе
- Человек с голливудской улыбкой, или как в Москве встречали Юрия Гагарина
- Космонавт Леонов о том, как русские покоряли космос в Пасхальные дни (+ВИДЕО) /
- Эффект Гагарина. Из-за режима секретности первый человек в космосе стал загадкой
- «Не так страшен чёрт»
Поехали! «Вечерка» первой из газет сообщила о полете человека в космос
Самочувствие хорошее, чувствую перегрузку, вибрация, все нормально, - докладывает космонавт из несущейся с невероятной скоростью ракеты. Все нормально? До свидания! До скорой встречи, дорогие друзья! До свидания, до скорой встречи! Все последующие секунды Гагарин скрупулезно докладывает на Землю, что происходит с кораблем и как он сам себя чувствует. Наконец «Восток» выходит на орбиту, и Гагарин впервые видит Землю из космоса с помощью оптического прибора «Взор». И тут же начинает описывать ее.
Во «Взор» вижу Землю. Хорошо различима Земля, - докладывает Гагарин. Отлично у вас там все видно, но звезд на небе не видно, - рассказывает первый космонавт.
Так как исход полета никто не мог предсказать, подготовили сразу три сообщения ТАСС , одно из которых было об успешном возвращении из космоса. Во втором сообщалось, что космонавт приземлился за пределами СССР, а в третьем — о его гибели. Но, как мы знаем, все завершилось благополучно. Во время полета корабль совершил один оборот вокруг Земли. Полет стал важным этапом в истории космонавтики и открыл новые возможности для исследования космоса. Гагарин комментировал увиденное: «Вижу Землю... Красота-то какая!
Затем корабль вышел на околоземную орбиту. Во время полета космонавт производил записи в бортжурнал, принимал пищу и воду и комментировал свои ощущения, производил запись на магнитофон. Корабль вышел на орбиту примерно на 85 километров выше , чем планировалось. По телефону доложил, что разделение не произошло». Посадка внутри спускаемого аппарата не была предусмотрена из-за опасения, что люк может заварить при входе в атмосферу.
Меня зовут Андрей Коняев и я буду сегодня писать серым цветом. Это означает, что время исторического старта - 8:07 по поясному - соответствует 10:07 по сегодняшнему московскому. Так что мы не сошли с ума и не опоздали, а просто придерживаемся исторической достоверности. На него не следует обращать внимания - на самом деле, он показывает время начала онлайна. Андрей сейчас объяснит вам, почему мы начали его именно в это время. Поэтому перчатки были, скорее, символической предосторожностью. Как говорится, кончилась пленка? Хотя подобие скафандров у них было. Как, помните, в фантастических романах первой половины XX века писали про межзвездные перелеты, маршрут которых закладывался по перфокартам. Среди прочего - "О далеком курносом детстве" Марка Бернеса. Вообще пение было одним из любимых занятий первого космонавта. Именно песней он подбадривал себя во время испытания сурдокамерой - в течение нескольких суток будущие космонавты проводили в тишине специальной камеры. Дана команда закрыть гермошлем 09:56 Андрей уже упоминал это, но, на всякий случай, повторю, что "Восток" с первым космонавтом Земли на борту стартует в 10:07 по нынешнему московскому времени. Первый космонавт занял исходное положение "для регистрации физиологических функций", в котором ему предстоит провести последующие полтора часа. Отзывы "ленточных" экспертов и фотографии неземных блюд можно найти тут. Если за прошедшие несколько дней это имя вам еще не надоело, то сегодня это обязательно случится. В результате инженерам пришлось резко срезать всевозможное оборудование. Это естественно - технологию отправки человека в космос предполагалось испытать впервые. Теперь она смотрится очень нарядно. Не забывайте нажимать F5! Что бы это ни значило, но Кедр ответил, что понял конструктора. Это верно, конечно. Заработала вторая ступень. После полета многие американцы, кстати, принимали именно его за сам корабль. Гагарин увидел Землю и воскликнул: "Красота-то какая! Мне кажется, это должно было звучать успокаивающе. Гагарин сообщил на Землю, что почувствовал это и подтвердил, что полет проходит нормально. Сразу после этого, кстати, заработала третья ступень. Вижу Землю. Вижу горизонт во "Взоре". Горизонт несколько сдвинут к ногам". Гагарин продолжает рапортовать о бодром настроении и отличном самочувствии. Он видит складки гор леса, но земная поверхность постепенно становится неразличима. Гагарин приближается к настоящему космосу... А в 1961 году единственными, кто представлял, как смотрится наш шарик с орбиты, были собаки, обезьяны, крысы и прочие мыши. Но они-то ничего не могли рассказать. Ровно 50 лет назад произошло разделение космического корабля с носителем и выход его на орбиту. Гагарин стал первым представителем человечества, очутившимся на орбите Земли.
И даже немногочисленные отщепенцы-диссиденты, злобно клеветавшие на советский строй даже по самым невинным поводам в общем говоря, хватало и поводов вполне возмутительных , не находили — да, наверно, и не искали — дурных слов по поводу «нашего Юры». Ну, может быть, истории о благосклонном отношении к алкоголю — а кто на Руси к нему не благосклонен? Мелкие слабости лишь добавляли штрихи к образу простого парня из деревни Клушино, который сказал: «Поехали! Понимание, что Гагарин выше любых идеологических и любых других различий, стало, наверно, всеобщим. Снегирев Летчик-космонавт Юрий Гагарин занимается утренней зарядкой И со «свободными европейцами» не поспоришь: Гагарин действительно почти моментально стал едва ли не единственным супергероем для всего мира родом с одной шестой части суши. Над майором Гагариным не работали имиджмейкеры тогда и слова-то такого не было — но всё в нем магическим образом складывалось в образ самого земного и самого живого человека. Азартно игравшего в баскетбол, поднимавшего в гостях у Шолохова в Вёшенской тосты простецким самогоном и фотографировавшегося с королевой Елизаветой после парадного приема при чинном британском дворе, разъезжавшего по Москве на подаренной французами спортивной Matra Djet и продолжавшего летать — побывав в космосе, он продолжал жить небом. Превратить его в забронзовелый монумент — ни при жизни, ни в последовавшем бессмертии — не удалось даже советской пропагандистской махине. От знаменитой улыбки до мелких деталей, вроде столь же легендарного развязавшегося шнурка во Внуково — всё в Гагарине было слишком человеческим, к большому удивлению тогдашних наших идеологических противников. И если Ivan был мрачноватым типом в шапке-ушанке и с калашниковым наперевес, то Yuri улыбался как настоящая звезда и летал к звездам. Для очеловечивания образа советского — и, в самом широком смысле, русского — человека в остальном мире, пожалуй, никто не сделал столько, сколько сам того, наверно, не замечая Гагарин. Сравниться по степени влияния на западную аудиторию с ним смог, пожалуй, только спустя десятилетия Горбачев, но Михаила Сергеевича действительно любили и хотя бы отчасти уважали только «там». Мировой парень Гагарин дал жизнь множеству культурных мемов от «в космосе был, Бога не видел» до по сей день бродящей по Сети истории с обучением королевы Елизаветы II правильному чаепитию с лимоном.
Юрий Алексеевич Гагарин
И в СССР примерно с начала 1960 года знали, что американцы готовят полет человека в космос. Именно тогда и наши конструкторы стали форсировать этот сложный и рискованный проект, проект, в котором частичной удачи быть не могло. Недостаточно было вывести первого космонавта на орбиту. Он должен был непременно вернуться живым. Но с животными и манекенами было немало неудачных запусков. Риск был велик. Отряд для «Востока» Наши возможности были известны, их хватало на различные вариации шарообразного спутника, одним из которых и стал будущий космический корабль «Восток-1». Чтобы действовать в столь тесном пространстве, будущий космонавт должен быть худощавым, по-юношески гибким.
Сразу можно было исключить из числа кандидатов летчиков выше среднего роста. Подготовку первого отряда космонавтов пришлось форсировать с оглядкой на заокеанских конкурентов. Поэтому наши «отцы космонавтики» сделали ставку на молодых, но уже достаточно опытных летчиков, которые способны были выдержать тяжелейшую программу подготовки, а потом не сломаться в полете. И тут, как в революционной песне, «были сборы недолги» — всего лишь один год. Недолги, но трудны беспрецедентно. Это были изнурительные испытания на выживание, без компромиссов. Юрий Гагарин и Герман Титов прошли этот путь чуть лучше других.
И первый космический корабль был далеко не просторным. В гагаринском скафандре имелся запас кислорода на четыре часа. Такова была первая космическая квартира — малогабаритная, зато, как показал полет, надежная. Было ясно, что в полете человека ждут невиданные перегрузки. И ни врачи, ни главные конструкторы не знали в точности, от чего и как следует защищаться. Ни малейших гарантий безопасности у космического первопроходца не было, хотя инженеры, конечно, делали все возможное, заранее борясь за жизнь космонавта. Рассчитывали аварийные режимы, разработали систему экстренного спуска на парашютах при пожаре на старте ракеты.
Но многих неожиданностей, которыми чреват космос, они предвидеть не могли. И знали об этом. А иначе полет Гагарина, наверное, не был бы таким Подвигом с большой буквы. Многих специалистов пугала невесомость — загадочная, неизученная. Как отреагирует на нее человеческий организм, даже самый натренированный? Попытки создать искусственную невесомость на борту самолета не могли дать окончательного ответа. Многие врачи считали, что в непривычном состоянии может не выдержать психика.
Но голос Гагарина в первые минуты полета звучал на удивление оптимистично. Он восхищался красотой космических видов, которые первым в мире наблюдал в иллюминатор.
Теперь космонавты готовы к этому яркому и впечатляющему зрелищу, которое первым увидел Гагарин. Известные кадры съёмки переговоров Юрия Гагарина в кабине корабля и главного конструктора Сергея Королёва на командном пункте — это имитация, сделанная в более поздний период. Впрочем, упрекать в этом участников исторического события вряд ли стоит — в момент реального старта им было просто не до этого. Позже недостающую хронику решили воссоздать, попросив Гагарина и Королёва повторять те же слова, что были сказаны ими 12 апреля 1961 года.
На космических кораблях «Восток» не была предусмотрена посадка космонавтов внутри спускаемого аппарата: на высоте 1500 метров пилот катапультировался. Связано это было с тем, что на «Востоках» не было двигателей мягкой посадки, которые обеспечивают безопасное приземление. Кроме того, специалисты опасались «заваривания» люка под воздействием высокой температуры в плотных слоях атмосферы. Однако из-за посадки вне корабля Международная аэронавтическая федерация отказывалась регистрировать рекордный полёт Гагарина. И тогда советские представители слукавили, объявив, что первый космонавт приземлился в кабине. Фактические обстоятельства посадки СССР официально признал только в 1964 году.
Одна из самых бурно обсуждаемых тем, связанных с полётом Гагарина, — это надпись «СССР» на шлеме космонавта. Возникла она в связи с тем, что в последние годы на гагаринских изображениях надпись очень часто куда-то пропадает. В связи с этим возник вопрос — а как она вообще появилась на шлеме первого космонавта?
Кстати, среди игроков были такие, которые не знали, что зовут спортсмена Юрий. Некоторые считали, что это прозвище, данное за юркость. Свое знаменитое приветствие «Поехали! Марк Лазаревич занимался с Юрием Гагариным на тренажерах и перед тем, как нажать на них кнопку «Пуск», произносил одну и ту же фразу: - К полету готов? Ну, тогда - поехали! В 1961-м «Поехали! Приземляясь после полета, Юрий Алексеевич боялся, что упадет в Волгу.
К счастью, этого не произошло. Точку приземления космонавта сразу же засекретили. Да и монумент в честь первого полета в космос установили в другом месте.
А командир экипажа П. Михайлов пригласил его в кабину и дал ему в руки штурвал. В Чехословакии Гагарин посетил литейный завод и получил от местных рабочих сувенир — статуэтку литейщика.
При подлёте к Софии болгарские лётчики встретили его почётным эскортом истребителей. Гагарин побывал в нескольких городах Болгарии, в Пловдиве и Софии его избрали Почётным гражданином города; побывал у памятника Алёше. В Финляндии Гагарин побывал дважды — в 1961 и 1962 годах. В июле 1961 года Гагарин прибыл в Англию по приглашению профсоюза литейщиков Англии. Сначала он посетил Манчестер и находящуюся в нём штаб-квартиру старейшего профсоюза литейщиков Великобритании. Там Гагарину вручили диплом Почётного литейщика Англии.
За время этого визита Юрий Гагарин получил золотую медаль от Фонда развития космоса первый экземпляр и встретился с руководством страны: с премьер-министром Гарольдом Макмилланом и с королевой Елизаветой II. Королева вопреки этикету сфотографировалась с космонавтом на память, мотивировав это тем, что он не обычный, земной человек, а небесный и потому нарушения этикета нет [71]. В январе — феврале 1962 года Гагарин посетил Объединённую Арабскую Республику Египет по приглашению вице-президента и главнокомандующего вооружёнными силами страны, маршала Абдель Хаким Амера. Гагарин пробыл в Египте 7 дней. В октябре 1963 года вместе с В. Всего Юрий Гагарин в рамках зарубежных визитов посетил около 30 стран [6].
Дальнейшая жизнь и карьера[ править править код ] Космонавты: Юрий Гагарин третий слева на фотографии , Виктор Горбатко на пикнике в Долгопрудном с друзьями, 19 августа 1963 года 3 сентября 1961 года Юрий Гагарин поступил в Военно-воздушную инженерную академию им. Жуковского, а 17 февраля 1968 года под руководством С. Белоцерковского защитил в ней дипломный проект по методологии использования и дозвуковой аэродинамике разрабатываемого группой слушателей-космонавтов одноместного воздушно-космического летательного аппарата. Государственная экзаменационная комиссия присвоила полковнику Юрию Гагарину квалификацию «лётчик-инженер-космонавт» и рекомендовала его в адъюнктуру академии [75]. В течение трёх лет встречи и поездки отнимали у Юрия большую часть его личного времени. По свидетельству Н.
Каманина, дополнительную нагрузку создавало то, что такие встречи часто сопровождались застольем [76]. В результате Гагарин набрал лишние 8—9 килограммов веса, перестал систематически заниматься спортом. Вновь начавшаяся подготовка к космическому полёту, полёты на самолётах и необходимый режим смогли остановить этот процесс [77]. В 1964 году Гагарин стал заместителем начальника Центра подготовки космонавтов и был назначен командиром отряда советских космонавтов. Советские космонавты слева направо: Павел Попович , Юрий Гагарин, Валентина Терешкова в студии телевидения, Москва 1 января 1964 года Гагарин учился в Военно-воздушной инженерной академии имени Н. Жуковского и поэтому некоторое время не имел лётной практики, также сказывалась и общественно-политическая деятельность.
Кроме того, историческое значение полёта в космос сделало его узнаваемой персоной и за рубежом. Гагарин являлся президентом Общества советско-кубинской дружбы [79] , почётным членом Общества «Финляндия — СССР» и посещал многие страны мира с миссией мира и дружбы. В 1966 году Гагарина избрали Почётным членом Международной академии астронавтики , в июне того же года Гагарин уже приступил к тренировкам по программе « Союз ».
Гагарин и цензура
В нашей реальности «Восток-2» с Титовым полетел только в августе, но в нашей истории торопиться уже было некуда. Гагарин, Титов и Нелюбов на Красной площади Кто бы полетел следующим? Еще в январе 1961 года госкомиссия определила порядок полета космонавтов: Гагарин, Титов, Нелюбов, Николаев, Быковский, Попович. На 12 апреля скафандры успели сшить только для первых трех, так что следующим, как и в нашей реальности, скорее всего был бы Герман Титов, с дублером Григорием Нелюбовым. Единственной подходящей ракетой-носителем была межконтинентальная баллистическая ракета SM-65 Atlas. Но с ней у американцев было огромное количество технических проблем — что на военных испытаниях как МБР, что на космических пусках, «Атлас» постоянно терпел аварии. Первый суборбитальный пуск для проверки теплозащиты корабля «Меркурий». Теплозащита и приводнение корабля успешно отработаны, но вот ракета подвела — не отделился хвостовой отсек, так что траектория получилась ниже, а также ракета догнала корабль после отделения, и пришлось дополнительными командами с земли его отделять. Как видите, США начали испытания первыми.
СССР — 15 мая 1960 — «Спутник-4» — неудача. Беспилотный корабль без теплозащиты успешно вывели на орбиту. Но для построения посадочной ориентации, вопреки имеющейся информации, выбрали основную систему ориентации, инфракрасную вертикаль и гироорбитант. Но мотор в инфракрасной вертикали сломался, корабль выдал импульс в случайном направлении и перешел на более высокую орбиту. СССР — 28 июля 1960 — неудача. Корабль с собаками Чайкой и Лисичкой разбился из-за отказа двигателя бокового блока на 23 секунде и разрушения ракеты-носителя. Собаки погибли. США — 29 июля 1960 — Mercury-Atlas 1 — неудача.
Разрушение ракеты-носителя на 58 секунде полета. СССР — 19 августа 1960 — «Спутник-5», успех. Собаки Белка и Стрелка успешно совершили орбитальный полет и вернулись на Землю. СССР — 1 декабря 1960 — неудача. Собаки Комета и Шутка совершили суборбитальный полет из-за разрушения двигателя третьей ступени и приземлились в Якутии. Собаки выжили из-за отказа системы катапультирования, оставшись в спускаемом аппарате они не погибли в якутский сорокаградусный мороз.
Слово дали не только знаменитым людям: писательнице Мариэтте Шагинян, композитору Тихону Хренникову, президенту Академии медицинских наук, хирургу-онкологу Николаю Блохину, но и простым деятелям производства: руководителю одной из метростроевских бригад, работнице завода «Красный богатырь», директору Ростокинского мехового комбината. Это была характерная для эпохи установка. К сожалению, неизвестно, уложились ли журналисты в срок или "посадили номер" то есть опоздали с ним - информации о времени его сдачи в печать нигде не обнаружилось. Чувствуется, что вторую полосу готовили в спешке: ее выдают повторы в текстах и заголовках, некоторая лексическая небрежность. Журналист Евгений Мар назвал Константина Циолковского "отцом наших космонавтов": он, конечно, хотел сказать, что Циолковский - "отец нашей космонавтики". Поэт Владимир Агатов известен текстами к песням «Темная ночь» и «Шаланды» дал короткий стихотворный отклик, в котором рифмуются однокоренные слова: Опережая мудрый век Ушел советский человек Сегодня в звездные пространства... Некоторые авторы вернулись к этой теме потом, когда уже можно было не спешить. Например, Юрий Нагибин, выступивший в историческом номере с заметкой «Наш товарищ», в 1979 году издал книгу для детей «Рассказы о Гагарине». Сегодня мы вспоминаем самые яркие заметки из праздничного номера. Летчик-космонавт майор Гагарин сообщил: «Прошу доложить партии и правительству и лично Никите Сергеевичу Хрущеву, что приземление прошло нормально, чувствую себя хорошо, травм и ушибов не имею». Осуществление полета человека в космическое пространство открывает грандиозные перспективы покорения космоса человечеством».
Проблемы с герметичностью Первый космический полет могли перенести. Юрий Гагарин уже лежал в кабине «Востока», когда выяснилось, что люк с герметизирующей крышкой закрылся не до конца — не сработал один из контактов. Это было опасно: от его исправности зависел запуск таймера катапультирования при возвращении на Землю. До старта оставались считанные минуты, а отменять полет было крайне нежелательно. До Сергея Королева дошли слухи, что американцы пошлют на орбиту своего космонавта уже через неделю. И он решил оперативно проверить контакт. Инженеры со скоростью современных механиков «Формулы-1» сняли больше трех десятков гаек, подняли крышку, поправили нужный контакт и снова заперли люк. Юрий Гагарин знал: что-то пошло не так. Но вопросов задавать не стал. Все это время он насвистывал песню: «Родина слышит, Родина знает». Полет в режиме автопилота До первого полета в космос было неясно, как организм человека отреагирует на экстремальные нагрузки: выдержит ли психика и сможет ли он остаться работоспособным в условиях невесомости. Чтобы минимизировать риск, полет решили проводить в полностью автоматическом режиме. Космонавт мог взять управление только в случае отказа автоматики, но для этого ему требовался цифровой код. Некоторые врачи боялись, что во время полета пилот потеряет контроль над собой и захочет без необходимости включить ручной режим. Для перестраховки секретный код запечатали в специальный конверт и приклеили рядом с креслом космонавта. Психологи считали, что открыть его можно только в здравом рассудке. По воспоминаниям инструктора Марка Галлая, в конверте было спрятано число «125». К счастью, вводить его Гагарину не потребовалось. Прощайте, товарищи» Первый космонавт не подозревал о том, что будет происходить с кораблем при входе в плотные слои атмосферы.
Во многом поэтому корабль «Восток» работал в автоматическом режиме. Так как исход полета никто не мог предсказать, подготовили сразу три сообщения ТАСС , одно из которых было об успешном возвращении из космоса. Во втором сообщалось, что космонавт приземлился за пределами СССР, а в третьем — о его гибели. Но, как мы знаем, все завершилось благополучно. Во время полета корабль совершил один оборот вокруг Земли. Полет стал важным этапом в истории космонавтики и открыл новые возможности для исследования космоса. Гагарин комментировал увиденное: «Вижу Землю... Красота-то какая! Затем корабль вышел на околоземную орбиту. Во время полета космонавт производил записи в бортжурнал, принимал пищу и воду и комментировал свои ощущения, производил запись на магнитофон. Корабль вышел на орбиту примерно на 85 километров выше , чем планировалось. По телефону доложил, что разделение не произошло».
Миссия неповторима
Здесь нет его знаменитой "гагаринской" улыбки. Есть человек, который наконец осознал, что произошло и каким чудом он остался жив. Например, в день перед вывозом ракеты-носителя на стартовый стол при взвешивании Гагарина в скафандре с креслом обнаружился перевес в 14 килограммов. Тогда в срочном порядке в течение одной ночи были разработаны и проведены работы по облегчению космического корабля, которые, в частности, включали в себя обрезку ряда кабелей, что впоследствии и привело к ряду нештатных ситуаций во время полета", — вспоминает Борис Черток. По его словам, вместе с кабелями, необходимыми для непилотируемых полетов, были обрезаны важные датчики давления и температуры. Утро 12 апреля 1961 года, космодром Байконур. Предстартовая подготовка.
После посадки Юрия Гагарина в корабль "Восток" и закрытия посадочного люка было обнаружено, что один из трёх контактов "Люк закрыт" не замкнулся. Состояние этого контакта было принципиально важным: за счёт его срабатывания на спуске после отстрела крышки люка должен был запускаться таймер катапультирования космонавта. По указанию генерального конструктора Сергея Королева люк был открыт, контакт поправлен, а люк закрыт заново. Потом начинают люк вновь открывать. Смотрю, люк сняли. Понял, что-нибудь не в порядке.
Мне Сергей Павлович говорит: "Вы не волнуйтесь, один контакт почему-то не прижимается. Все будет нормально". Расчетом скоро были переставлены платы, на которых установлены концевые выключатели. Все подправили и закрыли крышку люка", — доложил на Госкомиссии после полета Гагарин. Ведущий конструктор «Востока-1» Олег Ивановский с рабочими продемонстрировали фантастические навыки, на зависть нынешним механикам «Формулы-1», в считанные минуты отвернув 30 гаек, проверив и поправив датчик и вновь закрыв люк положенным образом. В самом начале подъёма ракеты Гагарин воскликнул: «Поехали!
Ракета-носитель «Восток» проработала без замечаний, но на завершающем этапе не сработала система радиоуправления, которая должна была выключить двигатели 3-й ступени. Сход с такой орбиты с помощью «аэродинамического торможения» мог занять по разным оценкам от 20 до 50 дней. На орбите Гагарин сообщал о своих ощущениях, состоянии корабля и наблюдениях. Он в иллюминатор наблюдал Землю с её облачностью, горами, лесами, реками, морями, видел небо и Солнце, другие звёзды во время полёта в тени Земли. Ему нравился вид Земли из космоса, так, он, в частности, записал на бортовой магнитофон такие слова: "Наблюдаю облака над Землёй, мелкие кучевые, и тени от них. Красиво, красота!
Вижу горизонт Земли. Очень такой красивый ореол. Сначала радуга от самой поверхности Земли и вниз. Такая радуга переходит. Очень красиво! Тормозной двигатель, как и положено, сработал на 67-й минуте орбитального полета, и "Восток" с Гагариным начал спуск.
Однако и здесь не обошлось без неприятных сюрпризов: тормозная двигательная установка не выдала полный импульс из-за потери части топлива.
Звучит знаменитое «Поехали! Потом Юрий Алексеевич, смеясь, рассказывал, как после приземления решил, что ему, видимо, сейчас надо будет драться: «Приземлился. Никого кругом нет. Не успел прийти в себя — уже набежало полно народу. Сначала женщина с маленькой девочкой подошла, потом группа механизаторов. И один так, знаете, ключом гаечным поигрывает. Ну, думаю, наверное, бить будут.
Ведь всего год назад Пауэрса сбили. Вдруг и меня за шпиона примут? А Вале — скромной медсестре — пришлось смириться с тем, что тысячи и тысячи женщин жаждали познакомиться с ее мужем поближе. Прекрасная половина человечества сходила по Гагарину с ума. К нему бросались на улицах, на приемах, на торжественных встречах. Те, кого охранники не успевали вовремя оттащить, кидались целоваться, рвали пуговицы на мундире. Гагарин даже возил с собой запасные пуговицы. На вопросы журналистов, как он себя чувствует, Юрий Алексеевич часто отвечал, что от приветствий болит рука.
В Японии он купил для дочек пару кукол. Журналисты на пресс-конференции не преминули задать провокационный вопрос: «Вы что же, не можете купить кукол в СССР? Теперь об этом напишут — и сюрприза не будет. Вы испортили радость двум маленьким девочкам…» Британская королева Елизавета II ради снимка с Гагариным проигнорировала правило, по которому ее величеству не положено фотографироваться с простыми людьми. Елизавета заявила: «Он не земной человек, а небесный, так что этикет я не нарушаю». Кинозвезда Джина Лоллобриджида в одном из интервью призналась, что часто целует фото с галантной подписью Юрия Алексеевича: «Много видел я звезд, но самая прекрасная — Джина Лоллобриджида». Поездка Гагарина в аристократическую Англию в июле 1961 года только подтвердила безграничность гагаринского обаяния. Приехав в Манчестер в проливной дождь, Юрий попросил, чтобы крышу его кабриолета не поднимали, — и всю дорогу приветствовал встречающих его людей.
В Лондоне женщины прямо в бигуди выскакивали из парикмахерских, чтобы взглянуть на кортеж с космонавтом. Люди стояли по обе стороны дороги от аэропорта до Букингемского дворца. Точно так же, живым коридором, выстроились вдоль стен королевские слуги, мимо которых шел космонавт. Всем хотелось его увидеть. В вестибюль даже выкатили коляску с годовалым принцем Эндрю, чтобы, по словам королевы, и он, когда вырастет, мог сказать, что видел живую легенду. Не знающий всех тонкостей этикета Гагарин умудрился во время традиционного файф-о-клока съесть лимон из чашки. Королева, чтобы не ставить гостя в неловкое положение, последовала его примеру, чем создала прецедент. Елизавета II проглотила лимон, не поморщившись, и произнесла: «Великолепно!
Сразу можно было исключить из числа кандидатов летчиков выше среднего роста. Подготовку первого отряда космонавтов пришлось форсировать с оглядкой на заокеанских конкурентов. Поэтому наши «отцы космонавтики» сделали ставку на молодых, но уже достаточно опытных летчиков, которые способны были выдержать тяжелейшую программу подготовки, а потом не сломаться в полете. И тут, как в революционной песне, «были сборы недолги» — всего лишь один год. Недолги, но трудны беспрецедентно. Это были изнурительные испытания на выживание, без компромиссов.
Юрий Гагарин и Герман Титов прошли этот путь чуть лучше других. И первый космический корабль был далеко не просторным. В гагаринском скафандре имелся запас кислорода на четыре часа. Такова была первая космическая квартира — малогабаритная, зато, как показал полет, надежная. Было ясно, что в полете человека ждут невиданные перегрузки. И ни врачи, ни главные конструкторы не знали в точности, от чего и как следует защищаться.
Ни малейших гарантий безопасности у космического первопроходца не было, хотя инженеры, конечно, делали все возможное, заранее борясь за жизнь космонавта. Рассчитывали аварийные режимы, разработали систему экстренного спуска на парашютах при пожаре на старте ракеты. Но многих неожиданностей, которыми чреват космос, они предвидеть не могли. И знали об этом. А иначе полет Гагарина, наверное, не был бы таким Подвигом с большой буквы. Многих специалистов пугала невесомость — загадочная, неизученная.
Как отреагирует на нее человеческий организм, даже самый натренированный? Попытки создать искусственную невесомость на борту самолета не могли дать окончательного ответа. Многие врачи считали, что в непривычном состоянии может не выдержать психика. Но голос Гагарина в первые минуты полета звучал на удивление оптимистично. Он восхищался красотой космических видов, которые первым в мире наблюдал в иллюминатор. Позже это восклицание невольно будут повторять едва ли не все космонавты.
Почти не прерывалась радиосвязь Востока с Землей, с Москвой. К тому же Гагарин на протяжение всего полета даже в самые трудные, критические минуты записывал свои впечатления и ощущения на магнитофон. Самым трудным и непредсказуемым оказался спуск. Не только потому, что неидеально сработала техника. Гагарин увидел в иллюминаторе языки пламени. Это горела обшивка капсулы.
Огонь не представлял роковой опасности для космонавта, но на Земле этот эффект не отрабатывали — Гагарин не только мысленно, но и вслух, под запись, прощался с товарищами.
Ощущение было таким, как-будто что-то сразу отрывается от ракеты. Почувствовал что-то вроде хлопка. При этом резко упал шум. Будто возникло состояние невесомости, хотя в это время перегрузка примерно равна 1. Затем опять появляется и начинает расти перегрузка. Начинает прижимать к креслу, уровень шума значительно меньше. На 150 сек. Процесс очень яркий.
Получился толчок, хлопок. Одна половина обтекателя как раз была против «взора». У меня светофильтр «взора» был закрыт, а шторка открыта. Обтекатель медленно пошел вниз от «взора», за ракету. В это время во «взоре» была очень хорошо видна Земля. Как раз не было облачности. Видел складки местности, немножко гористый район. Видно было лес, реки, овраги. Я не мог привязать то, что видел, так как во «взоре» оказалось очень мало территории.
По-моему Обь там была или Иртыш, но видно было, что это большая река и на ней острова. Можно видеть все. Я вел репортаж об этом. Когда идет ракета, то по «взору» можно наблюдать, что она немножко колеблется вокруг продольной оси по крену, но колебания незначительные. Ракета как бы живет. К концу работы первой ступени, когда слетел головной обтекатель, во «взоре» горизонт немного до верхнего края не доходил. Ракета шла с некоторым углом тангажа. Затем к концу работы второй ступени она легла по горизонту и даже несколько ниже горизонта. Здесь был некоторый небольшой просвет по «взору».
На 211 сек. Вторая ступень выключается примерно так же, как и первая. При этом происходит такой же резкий спад перегрузок и падение шума, такое же ощущение невесомости. Невесомость была примерно секунд 10-15 до включения третьей ступени. Затем слышал глухой хлопок и включение третьей ступени. Она работала очень плавно. Ракета как бы подошла и нежненько все повела от нуля. Очень плавно стала появляться перегрузка. Затем по «взору» горизонт занял все его кольцо.
Начал увеличиваться угол тангажа, и к концу работы третьей ступени примерно только половина внешнего кольца «взора» была занята горизонтом. Затем я наблюдал, передавал, вел репортаж, видел облачность, тень облаков на Земле. Землю во «взор» видно очень хорошо. Предметы на Земле хорошо различимы. Выключение третьей ступени было резким. Перегрузка немножко возросла, почувствовал резкий хлопок. Примерно секунд через 10 произошло разделение. При этом почувствовал толчок. Корабль начал медленно вращаться.
Земля стала уходить влево, вверх, затем вправо, вниз. Вращение было хорошо видно во «взоре». Видел я горизонт, звезды, небо. Небо совершенно черное, черное. Величина звезд и их яркость немножко четче на этом черном фоне, скорость перемещения их во «взоре» и в правом иллюминаторе большая. Виден очень красивый горизонт, видна окружность Земли, Горизонт имеет красивый голубой цвет. У самой поверхности Земли нежно-голубой цвет, постепенно темнеющий и переходящий в фиолетовый оттенок, который плавно переходит в черный цвет. В это время вел устойчивую хорошую связь с Колпашевом — «Зарей 2». При пролете Елизово связь была нормальной.
Я несколько раз повторял свои доклады и донесения. Вся система спуска заработала. Произвел доклад. Но по KB подтверждение докладов и команд в это время ни от кого не получал. Связи не было. Примерно градусов около 30 сев. На этом фоне услышал телеграфные позывные «ВСН» — «Весны». В это время я опять начал связь с «Весной», но никто не отвечал. Производил записи наблюдений в бортжурнал.
При пролете над морем поверхность его казалась серой, а не голубой. Поверхность неровная, как бы в виде песочных барханов на фотографии. Мне кажется, что сориентироваться над морем будет вполне возможно. Можно вести ориентировку, привязаться к местности, сориентировать корабль для включения тормозной установки. Доклады осуществлял в соответствии с заданием в телеграфном и телефонном режимах. Произвел прием воды и пищи. Воду и пищу принял нормально, принимать можно. Никаких физиологических затруднений при этом я не ощущал. Чувство невесомости несколько непривычное по сравнению с земными условиями.
Здесь возникает такое ощущение, как будто висишь в горизонтальном положении на ремнях, как бы находишься в подвешенном состоянии. Видимо, подогнанная плотно подвесная система оказывает давление на грудную клетку, и поэтому создается такое впечатление, что висишь. Потом привыкаешь, приспосабливаешься к этому. Никаких плохих ощущений не было. Производил записи в бортжурнал, доклады, работал телеграфным ключом. Когда принимал пищу, пил воду, пустил планшет, и он с карандашом «плавал» передо мной. Затем надо было мне записать очередной доклад. Взял планшет, а карандаша на месте не оказалось. Улетел куда-то.
Ушко было привернуто к карандашу шурупчиком, но его, видимо, надо было или на клей поставить или потуже завернуть. Этот шуруп вывернулся, и карандаш улетел. Свернул бортжурнал и вложил в карман. Все равно не пригодится, писать же нечем. В это время я был в тени Земли, а еще до входа в тень Земли все время производил запись на магнитофон Перед входом в тень Земли в магнитофоне кончилась вся лента. Магнитофон не работал. Я принял решение перемотать ленту, чтобы произвести дальнейшие записи. Переключил его на ручное управление и перемотал. По-моему, не до конца перемотал.
И затем, когда производил доклады, то запись на магнитофон осуществлял вручную, так как при автоматической работе магнитофона он почти все время работает и, естественно, много расходуется ленты. Это вызывается высоким уровнем шума в кабине. Перед этим я вошел в тень Земли. Вход в тень Земли очень резкий. До этого временами наблюдал сильное освещение через иллюминаторы. Приходилось отворачиваться от него или прикрываться, чтобы свет не попадал в глаза. Затем посмотрел в один иллюминатор — на горизонте ничего не видно. В другой «взор» — тоже темно. Думаю, что же такое?
Заметил по времени, что это связано со входом в тень. В это время корабль вращался, градуса 2-3 в секунду. Горизонта и Земли не было видно. Звезд тоже не видно. Но тут я сообразил, что, очевидно, попал иллюминатор на Землю. Когда «взор» и иллюминатор выходили на небо, то на черном его фоне видны звезды. Иногда в иллюминатор попадало 2-3 звезды каких-то созвездий. Но созвездия определить было трудно, потому что не все созвездие попадает в иллюминатор. Включилась солнечная система ориентации, о чем я доложил по KB и по телеграфу.
Начал расходоваться воздух. При работе солнечной ориентации воздух расходовался из обоих систем одновременно. К моменту выхода из тени давление в системах ориентации было примерно 150-152 атм. Я почувствовал, что когда включилась система ориентации, угловое перемещение корабля изменилось и стало очень медленным, почти незаметным. В это время производил доклад по KB и через систему «Сигнал» в телеграфном режиме. При подлете примерно градусов до 40 южн. Градусов около 40-45 южн. Меня телефоном вызывали: «Кедр, я Весна» и еще что-то говорили, но остальных слов я разобрать не мог. Позывные повторялись три раза.
Я сразу включился на передачу, стал передавать: «Как меня слышите?
Поехали! Поминутный репортаж о первом космическом полете Гагарина
На главную Новости Шымкента Общество Гагарин в космосе! Первая полоса экстренного выпуска газеты «Правда» от 12 апреля 1961 года, посвящённого полёту Юрия Гагарина в космос. В космос Юрий Гагарин улетел в звании старшего лейтенанта, а приземлился уже майором, минуя капитанское звание. Увидеть это письмо и посмеяться над ним Гагарин не успел. Сообщение о полете в космос никому не известного майора Гагарина для жителей Земли было полной неожиданностью и вызвало ликование во всем мире. Юрий Алексеевич Гагарин — первый человек, побывавший в космосе и увидевший Землю с орбиты.
Рассекречены слова Гагарина перед стартом
Особенности космического корабля «Восток», на котором Юрий Гагарин полетел в космос, не предполагали совершения мягкой посадки. Пользователь Юрий Гагарин задал вопрос в категории Естественные науки и получил на него 8 ответов. Юрий Гагарин у врача после полета в космос, 1961 год. Гагарин увидел в иллюминаторе яркое пламя и решил, что через несколько секунд он погибнет. Социальные новости. Юрий Гагарин совершил первый полет в космос, когда ему было всего 27 лет.
«Звёзды мелькали в иллюминаторе, как светлячки», - Юрий Гагарин
Сообщение ТАСС о полете Гагарина стало самой цитируемой новостью в мире | Увидев в иллюминаторе языки пламени, Гагарин решил, что корабль терпит катастрофу, и передал на землю: «Я горю, прощайте, товарищи!». |
Эффект Гагарина. Из-за режима секретности первый человек в космосе стал загадкой | Правмир | Новость о полете Юрия Гагарина произвела впечатление на все человечество, а в Советском Союзе вызвала стихийное торжество, сравнимое с радостью по случаю окончания войны в мае 1945 года. |
Юрий Гагарин: «Паша, посмотри на приборы, сердце у меня бьется?» | Особенности космического корабля «Восток», на котором Юрий Гагарин полетел в космос, не предполагали совершения мягкой посадки. |
Минутная слабость Юрия Гагарина
Миллионы людей теперь могут увидеть то, что видел Юрий Гагарин в иллюминатор корабля «Восток». Миф №3: В космосе Юрий Гагарин был на волосок от гибели. И, видимо, кто-то увидел, и пошли сплетни, что он неудачно слетал в космос.