Перед вами снимки главных зданий Ленинграда в конце войны: его дворцы после нескольких лет оккупации оказались в руинах, и на их восстановление ушло не одно десятилетие. Через 2 месяца после освобождения города было принято решение о восстановлении в прежнем виде дворцово-паркового ансамбля города Пушкина. Парторганизации Москвы и Ленинграда возглавляли два ждановских выдвиженца — Попов и Попков, Ленгорисполком возглавлял Лазутин. Бесплатные онлайн экскурсии по по послевоенному восстановлению Ленинграда (СПб) от ведущих искусствоведов и историков города. После полного снятия блокады и постановления Государственного Комитета Обороны от 29 марта 1944 г. «О первоочередных мероприятиях по восстановлению промышленности и городского хозяйства Ленинграда в 1944 году» реэвакуация резко возросла и к апрелю 1946 г.
Возвращение Невского проспекта. Взлет и гибель идеи «русской России» при Сталине
Восстановление Ленинграда после блокады Уже в апреле 1944 года начали восстанавливать город, не дожидаясь окончания войны. Данная разработка урока посвящена восстановлению пригородных императорских резиденций Санкт-Петербурга после ВОВ, восстановлению пригородов Ленинграда. Послевоенное строительство Еще во время блокады был разработан план восстановления Ленинграда. Через несколько дней после начала операции к наступлению должна была подключиться 67-я армия, которая освободит Мгу, Ульяновку, Тосно и вместе с Волховским фронтом восстановит контроль над другими населенными пунктами. Как восстанавливали Ленинград после войны и блокады.
Восстановление города после войны
Считается, что дом в Кирпичном переулке – один из первых, восстановленных после войны. После полного снятия блокады, в марте 1944 г. вышло постановление правительства «О первоначальных мероприятиях по восстановлению Ленинграда». Восстановление Ленинграда после вражеской осады потребовало от ленинградцев много сил и времени. Парторганизации Москвы и Ленинграда возглавляли два ждановских выдвиженца — Попов и Попков, Ленгорисполком возглавлял Лазутин. Опыт восстановления Ленинграда после блокады применят в Мариуполе.
Восстановление и дальнейшее развитие Ленинграда и его промышленности в послевоенный период.
- Восстановление послевоенного Ленинграда. | Санкт-Петербург
- История Ленинграда середины XX века — Википедия
- Строительство ленинграда после войны
- Петергоф: послевоенное возрождение
- Новости из Петербурга
- Как в послевоенном Ленинграде восстанавливали памятники архитектуры
Вы точно человек?
Трудились все: опытные специалисты и мастера, студенты и школьники, и даже токари, пекари и профессора после работы становились строителями. В первую очередь восстанавливали малоповреждённые дома, затем отстраивали здания на главных магистралях, площадях и набережных Ленинграда. По всему городу были развешаны плакаты, которые вдохновляли строителей. Интенсивно шли восстановительные работы на Невском проспекте, где были воссозданы ряд домов на Гостином дворе.
Об этом много и подробно описано в книге В. Кутузова «Возрождение» 1977 года выпуска. Там в статье О. Шилиной «Врачеватели красоты» есть интересный пример, имеющий отношение к укрытию Александрийского столпа - гранитной колонны высотой в 47,5 метров. Известно, что она держится на постаменте благодаря силе собственной тяжести. Выдвигались разные предложения, однако решение было такое: «Ладно, пусть так стоит».
И памятник в честь Победы 1812 года, без которой немыслима и вся торжественная Дворцовая площадь —выстоял. Также лектор на примере двух знаменитых объектов - Исаакиевского собора и Зимнего дворца — рассказала, с каким трудом восстанавливали и оберегали живописные фрески и витражные окна, лепнину и гранитные столпы, купола и музейные ценности.
Парадный зал дворца использовали в качестве прохода между террасой и садом, а жилые комнаты — в качестве караульного помещения: здесь соорудили двухъярусные нары, для отопления установили печки-времянки, их трубы вывели в дымоходы через изящную лепку каминов.
Сначала показалось, что росписи сильно пострадали, но уже в процессе реставрационных работ обнаружилось, что повреждения некоторых плафонов незначительны. Удалось установить, по каким причинам они возникли: протечки, конденсат, перепады температур, механические повреждения, в том числе от взрывной волны, осколочных попаданий и вандализма оккупантов. Самые значительные утраты произошли из-за протечек кровли: были повреждены известковый намет и гипсовый грунт, в некоторых местах было ослаблено их сцепление с дранкой, и появились осыпания вместе с красочным слоем.
В некоторых местах, наоборот, известковый намет и гипсовый грунт с красочным слоем оставались целыми, а дранка была поражена гнилью и жучком-точильщиком. В этом случае поздние поновления росписей масляными красками отрицательно сказались на их сохранности. При кратковременных протечках отсутствие утепления чердака дает возможность известковому намету и гипсовому грунту просохнуть самостоятельно.
Кроме того, свойство темперных красок позволяет испаряться влаге с их поверхности. Масляный красочный слой, наоборот, задерживает испарение, и, если протечка не устранена, сначала разрушаются гипсовый грунт и известковый намет, а потом гниет древесина, на которой они держатся. В Монплезире от протечек пострадали кессонированные потолочные перекрытия и три падуги в Парадном зале, значительная часть плафона в Спальне Петра I, северо-западный медальон в Секретарской, а также росписи в галереях и люстгаузах.
Плафон Буфетной до реставрации. Северо-западный угол дворца разрушился от взрывной волны, и часть росписи в Морском кабинете Петра I погибла. Провалилась крыша восточного люстгауза.
Фигура Аполлона в куполе центрального зала была изрешечена пулями. Поскольку потолочные перекрытия достаточно тонкие, на чердаке можно передвигаться исключительно по балкам. Хождение по дощатой подшивке неизменно приводило к образованию трещин на живописи и даже к осыпанию красочного слоя, что и произошло во время войны.
На состоянии росписей негативно сказалось использование печек-времянок, размещенных фашистами в Спальне и Кабинете Петра I, Секретарской, Лаковом кабинете. При нагревании помещений разогревались росписи, гипсовый грунт, известковый намет, а со стороны чердака, наоборот, происходило сильное охлаждение. Все это способствовало появлению конденсата.
Длительный срок такого состояния ослабил грунт, и он начал отслаиваться вместе с росписями в виде небольших чешуек. Кроме того, плафоны в указанных интерьерах покрылись копотью и потемнели. Жар, исходивший от печек, отрицательно повлиял и на живопись Парадного зала, хотя он не отапливался.
Дело в том, что теплый и влажный воздух вырывался из теплых помещений и, соприкасаясь с холодными потолками в зале, конденсировался. При низкой температуре эта влага намерзала на росписях, ослабляя красочный слой. Летом 1945 г.
К сожалению, имена многих реставраторов остались неизвестными для потомков, сведения о других ограничены только фамилией и инициалами. Поскольку самые большие повреждения случились из-за протечек, в первую очередь на крыше промазали все щели. Параллельно архитекторы четвертой мастерской Ленпроекта Л.
Гольдвассер и Б. Кикин составили проект реставрации Парадного зала, галерей и люстгаузов21. В следующем году отремонтировали перекрытия, соорудили временную кровлю, после чего произвели консервацию дворца, а в восточной галерее поставили поддерживающую конструкцию перекрытий, чтобы избежать их обвала вместе с росписями.
В 1947 г. Казанская и А. Гессен начали работу над проектом пяти жилых комнат и кухни.
В восточной галерее была проведена консервация живописи. Научные сотрудники Петергофа Н. Архипов, М.
Андреева, Н. Удаленков, М. Тихомирова собирали необходимые для реставрации рисунки, чертежи и фотографии по архивам, музеям и библиотекам.
Без этих данных выполнять реставрационные работы было невозможно. Все это требовало времени, но живопись не могла ждать, она могла погибнуть. Поэтому первоочередной задачей специалисты считали «не удаление поздних записей, которые можно удалить в любое время, а сохранение и консервацию разрушающегося красочного слоя росписей такими, какими они сохранились на сегодняшний день».
Эти работы были проведены в 1950 г. Слева Плафон Морского кабинета Петра I до реставрации. Конец 1940-х.
Какие цели теперь преследовали реставраторы? С 25 июля до 23 октября 1951 г. С наступлением холодной погоды все работы пришлось приостановить.
Следующий период начался только через четыре года и продолжался шесть лет 1955—1961. Перед реставраторами стояла задача не только укрепить живопись, но и расчистить ее от поздних записей. Здесь возникает довольно деликатный вопрос о том, насколько правомерны подобные методы.
Дело в том, что в прошлом некоторые ученые доказывали «недопустимость удаления позднейших наслоений для возвращения первоначального вида сооружению» и призывали «сохранять изменения, которые объект претерпел на протяжении веков». Подобной точки зрения до сих пор придерживаются отдельные специалисты. Нередко это оправдано.
Однако, как можно убедиться на примере росписей сей Монплезира, расчистки от старых ремесленных записей бывают необходимы для того, чтобы сохранить и не утратить бесценный памятник. Новый этап реставрации начался с обстоятельного осмотра и фиксации росписей. Специалисты выполнили подробное фотографирование и копирование на кальки.
В основном тогда подновили фоновые части, покрыв их масляными красками, выполнили обводку фигур, орнамента, элементов пейзажа; часть облетевшей или поблекшей позолоты покрасили бронзовой краской. Самые значительные изменения претерпели плафоны в галереях и люстгаузах, где местами были переписаны орнамент и некоторые композиции. Менее всего во время войны пострадали росписи в Лаковом кабинете, Буфетной и купольной части Парадного зала: незначительные выпады и шелушение красочного слоя, мелкие кракелюры, волосяные трещины по штукатурке.
В юго-восточном клейме отставала гипсовая накрывка, а вставка северо-западного угла сильно повредилась от протечек: дранка и подшивка сгнили, штукатурка разрушилась и не имела прочности, красочный слой отставал и шелушился. Серьезные вопросы возникли в связи с сильно испорченными из-за протечек плафоном в Спальне и тремя падугами центрального зала. Западная падуга погибла полностью, превратившись в «расплывшееся грязно-серое пятно».
Вызывало тревогу и состояние Морского кабинета: треть плафона была целиком потеряна от взрывной волны. Следует особо отметить реставрацию потолочных перекрытий в галереях и люстгаузах. При первых визуальных осмотрах казалось, что «из всех помещений Монплезира, состояние росписей наиболее благополучно в восточной и западной галереях, которые не отапливались и меньше имели протечек, хорошо проветривались и одновременно с наружной температурой нагревались и охлаждались».
Однако именно здесь дранка и подшивка в местах протечек не только сгнили и превратились в труху, но и были поражены жучком-точильщиком, в этих местах штукатурка и грунт оказались полностью утрачены. Эти скрытые серьезные разрушения потребовали локальной замены подшивки и дранки. Почему в центральной части дворца не было подобных повреждений?
Дело в том, что в галереях и люстгаузах пространство между крышей и потолочными перекрытиями невелико, доступ туда невозможен или затруднен. Соответственно, в холодное время года конденсат образуется в большем количестве, и дощатая подшивка при протечках в этих местах сохнет хуже, чем над другими залами. В западной галерее Р.
Саусен обнаружил разницу в манере живописи француза Пильмана и русских мастеров и, опасаясь потерять при дальнейшем прописывании своеобразие «почерка кисти» последних, решил отказаться от «прикосновения кистью» в композиции с изображением Флоры после расчисток. Насколько обоснованно воссоздание пропавших фрагментов подлинной живописи? Какие варианты рассматривались в случае с Монплезиром?
Этим было бы восстановлено общее значение единства. А к большему можно было бы и не стремиться. Однако именно здесь, в Монплезире, который не просто консервировался, но именно воссоздавался во всей целостности его художественного замысла, этот в принципе грамотный и допустимый подход представлялся неприменимым.
Монплезир должен был вернуться к своему характерному облику историко-художественного памятника, который не может где-то производить лишь «общее» впечатление, но должен читаться в деталях, как книга. И содержанием его никак нельзя пренебречь«31. Утраченную отделку стен воссоздавали полностью, должны были вернуться эвакуированные во время войны экспонаты, и окраска утраченных мест живописи нейтральным тоном исказила бы восприятие интерьеров петровского дворца.
Кроме того, собранный иконографический материал позволял достаточно обоснованно воссоздать эти произведения. Такие суждения научных сотрудников разделяли реставраторы: «…воссоздание всех утраченных мест композиций должно быть произведено полностью, но с непременным условием совершенно ясного, но не бросающегося в глаза, отделения вновь написанного от подлинного. Особое внимание следует обратить на недопустимость подхода новой живописи впритык к подлинной, так как в этом случае неизбежна запись последней у контуров».
Хранители и реставраторы пришли к единому мнению: утраченные фрагменты росписи были воссозданы, а при соприкосновении с подлинной живописью, оставлены еле заметные линии. Что помогло реставраторам воссоздать утраченное? Хотя в архивах Петергофа не нашлось четких фотографий сильно пострадавших плафонов, удалось разыскать нужные материалы в других музеях.
В негатеке Государственного Русского музея найдены фотографии А. Хотеновского, выполненные в 1921 г. Никаких изобразительных материалов Филиппа Пильмана не сохранилось, но в отделе эстампов Эрмитажа хранятся альбомы его учителя Клода Жилло, которому он во многом подражал.
Создавая образы четырех стихий, Пильман обращался к традиционным аллегориям, поэтому при реставрации западной падуги зала использовались гравюры, выполненные по рисункам Шарля Лебрена для Королевской гобеленовой мануфактуры. Реставрация плафонной живописи Монплезира в 1950-х гг. С тех пор работы с росписью проводились довольно редко и носили избирательный характер.
Спустя более десяти лет, в 1972, 1977 и 1978 гг. Летом 1987 г. В июле—августе 1999 г.
Последний раз в Монплезире роспись Спальни консервировали в августе-сентябре 2006 года. На протяжении почти 300 лет на плафоны Монплезира влияли особенности местности, ее климатических условий, вызывающие перепады температуры и влажности. То, что росписи сохранялись все это время в довольно хорошем состоянии, доказывает, что дальнейшее существование этого неповторимого памятника и его живописного оформления возможно только в подобной среде.
Какие-либо кардинальные изменения могут привести к разрушительным и необратимым последствиям. Несмотря на то что применение масляных красок невозможно из-за климатических особенностей Монплезира, тем не менее в какой-то мере специалисты использовали их вплоть до 1990-х гг. Так, в 1999 г.
Корбан заметил, что «предыдущая реставрация была произведена масляными красками, которые, помимо блестящей поверхности, обладают способностью удерживать под собой влагу», и эти краски необходимо заменить. Установление в результате реставрационных работ 1950-х гг. Теперь росписи в Голландском домике больше не требуют серьезного вмешательства.
Предусматривалось ускоренное восстановление Ленинграда как крупнейшего индустриального и культурного центра страны. В первое послевоенное время коллектив Ленгорфинотдела был нацелен на выявление и реализацию резервов в промышленности, на контроль за соблюдением экономии во всех звеньях народного хозяйства Ленинграда. Первоначально составленный и согласованный с Наркомфином РСФСР бюджет носил предварительный характер, учёт вносимых изменений и дополнений не вёлся.
Руководящим документом для исполнения бюджета являлся план доходов и расходов, составленный перед началом каждого квартала. В пределах сумм каждого квартала составлялись месячные кассовые планы, где и учитывались все изменения с начала года. Именно эти документы и определяли обязательства по платежам на право получения средств из бюджета.
В декабре 1947 года в СССР началась денежная реформа. Она не только корректировала последствия войны в денежном обращении, но и последовательно реализовывала основные принципы советской денежно-кредитной политики. Одновременно с денежной реформой была отменена карточная система снабжения продовольственными и промышленными товарами.
В ходе реформы проводился обмен наличных денег, производилась переоценка денежных вкладов в сберкассах и Госбанке СССР.
Восстановление и дальнейшее развитие Ленинграда и его промышленности в послевоенный период.
Он был поддержан главой ленинградских коммунистов и партийным идеологом Андреем Ждановым который, по всей видимости, и стоял за этим проектом. Маркса есть в каждом городе; в любом районном центре вы найдете не одну, а две-три, обязательно будет Советский, затем Ленина, проспект Сталина и прочие. Значит, в этом отношении специфика Ленинграда стерта», — обосновывал решение Жданов, точно предвидя будущую коллизию «Иронии судьбы». В городской партийной верхушке состоялось голосование. При согласии в целом некоторые партийные лидеры хотели оставить советские названия некоторых улиц.
Второй секретарь горкома Кузнецов засомневался, стоит ли убирать улицы Ленина и Советскую. Жданов его переубедил: «Советский проспект — неудачное название, как будто бы остальные проспекты антисоветские или несоветские». А с Лениным решил вопрос так: «Очень плохая улица, для проспекта Ленина не годится, одна из худших улиц названа проспектом Ленина. Надо снять название проспекта Ленина, придумать другое название».
Правда, возвращать проспекту Ленина имя Петровский тоже не решились, вместо Ленина — Петра Великого, этак и об имени города речь может зайти. В итоге проспект назвали Пискаревским. Второй секретарь Капустин засомневался из-за Дворцовой площади и Дворцовой набережной, наверное, вспомнил «Мир хижинам — война дворцам». Тут его переубеждал уже Кузнецов: «Надо к прежнему названию вернуться.
Ведь дворец остался, не выкинешь». Зато «церковные» названия ни у кого не вызвали возражений. В итоге общей жертвой желания что-нибудь выкинуть пали Конногвардейский бульвар и несколько улиц, переименованных недавно по инициативе самого же Кузнецова. В таком виде проект был отправлен Сталину и после высочайшего одобрения окончательно утвержден «советской властью».
Петербуржцам, по сути, вернули их город, впрочем, и сами горожане своим пассивным сопротивлением внесли свой вклад в возвращение. Восстановление имен улиц было только одним, пожалуй, самым выразительным и нарочитым жестом того политического курса на возвращение в советское общество национального, русского начала, который был связан с деятельностью секретаря ЦК по идеологии в 1934-48 годах и вождя ленинградских коммунистов Андрея Жданова и его многочисленных выдвиженцев в партийной, советской и управленческой элите этому феномену посвящено немало работ, в частности, биография в серии «ЖЗЛ» авторства А. Волынца, книга Святослава Рыбаса «Московские против питерских» и интереснейшая работа В. Кузнечевского «Ленинградское дело», вышедшая в 2017 году.
Уроженец Мариуполя, внук священника и сын дворянина-инспектора народных училищ Жданов сочетал искреннюю приверженность социалистической революции со столь же искренним патриотизмом и даже русским национализмом «Ведущая роль русского народа в борьбе за социализм не может не наполнять каждого русского чувством гордости», — писал он в одном из проектов 1944 года , неприятием антирусских и антинародных идеологий — будь то западнический космополитизм, декадентство или революционный нигилизм. Именно «ждановские» времена 1934-1948 характеризуются резким возвращением советской власти к русскому патриотизму. В массовом сознании этот национальный поворот обычно считается «сталинским», однако по факту справедливей считать его «ждановским», именно он «лоббировал» русский поворот и соответствующим образом влиял на Отца Народов — после смерти идеолога в 1948 году началась обратная дерусификация сталинизма. Пока же Жданов стоял у руля, шло возвращение нормального преподавания истории, введение концепции «русского национального государства» применительно к прошлому России, торжественные мероприятия в связи со столетием кончины Пушкина, чреда патриотических книг и фильмов, прославляющих русский народ.
Одновременно был нанесен удар по русофобскому коммунистическому антипатриотизму, что так ярко проявилось в расправе над издевательской антирусской опереткой Демьяна Бедного «Богатыри». Разумеется, у Жданова по локоть руки были в крови расправ 1937 года. Однако показательно, какое именно направление репрессий он выбрал для себя: это была «чистка» в Татарской и Башкирской АССР, где он жестоко расправился с националистически настроенными кадрами.
К маю 1941 года в Карелии насчитывалось уже 150 действующих электростанций, включая дизельные и локомобильные, общей установленной мощностью 66,1 тыс. Перед началом Великой Отечественной войны выработка электроэнергии достигла 178 млн. Во время войны значительная часть объектов была разрушена или повреждена, однако в послевоенные годы энергосистему в кратчайшие сроки восстановили. Так, Кондопожская ГЭС уже в 1947 году заработала снова и сыграла значительную роль в росте промышленности Кондопожского района и Петрозаводска. Именно на базе Петрозаводско-Кондопожского промышленного узла произошло становление энергосистемы республики. Восстановление станции началось осенью 1944 года. Основное оборудование — генераторы и гидротурбины — были приобретены в Швеции и Финляндии.
Полное восстановление станции закончилось в марте 1951 года с пуском третьего генератора мощностью 4,2 МВт. На параллельную работу эти ГЭС были включены незадолго до войны, в апреле 1941 года. В 1942 году началась реэвакуация оборудования. По его приказу батальон инженерных войск полностью восстановил машинный зал станции. Для защиты ГЭС было установлено три батареи дальнобойных орудий, которые заставили самолеты-разведчики врага подняться на большие высоты. В 1944 году выработка превысила довоенную. Третий агрегат изготовили заново и пустили 30 марта 1946 года. Янискоски ГЭС была построена в 1938—1942 годах для электроснабжения предприятия акционерного общества «Петсамо. Никель Ою». Эта гидроэлектростанция эксплуатировалась во время войны до 1944 года.
Осенью 1944 года, при отступлении немецких войск, все сооружения станции были подорваны и разрушены.
Политолог убежден, что президент России Владимир Путин принял правильное решение, начав восстановление Донбасса и Новороссии сразу после их освобождения, не дожидаясь завершения специальной военной операции. Основными пунктами плана по восстановлению города после нацистской блокады были определены подготовка квалифицированных кадров, строительство заводов по производству строительных материалов, применение новых методик и технологий, позволяющих ускорить темпы благоустройства города. Поделиться: Подписывайтесь на «Газету. Ru» в Дзен и Telegram.
За два с половиной года осады Ленинград постоянно подвергался бомбардировкам и атакам, что привело к значительным разрушениям. Разрушения в ходе военных действий За годы войны и блокады был нанесен значительный ущерб историческому центру Ленинграда, его зданиям и памятникам. Этот ущерб мог бы оказаться еще более масштабным, если бы не инженерные работы по маскировке значимых культурных объектов и вывозу наиболее ценных экспонатов из музеев и дворцов. Стоит сказать о том, что план маскировки существовал до начала военных действий, его разработала команда архитекторов под управлением главного архитектора Николая Баранова. Ценные исторические объекты, памятники закапывались в землю, их прятали под мешками с песком.
Послевоенные годы
Постановлением намечалось восстановить город как крупнейший индустриальный центр страны с сохранением присущих ему профилей промышленного развития - малой металлургии, турбостроения, электроэнергетики, станкостроения, приборостроения, промышленности строительных материалов. В апреле состоялся пленум городского комитета партии, на котором были подведены итоги героической борьбы ленинградских трудящихся с немецко-фашистскими захватчиками и всесторонне обсуждены мероприятия по выполнению постановления. Вслед прошло общегородское собрание партийного актива, в районах и на предприятиях - партийные собрания. В мае VII сессия Ленинградского городского Совета депутатов трудящихся обсудила и одобрила план первоочередных работ, по восстановлению городского хозяйства. В постановлении Совет указал: «Выполнение больших восстановительных работ в городском хозяйстве может быть обеспечено только при активном участии всех трудящихся города». Ленинград получил новую технику. Предприятия общего машиностроения получили более 500 единиц нового оборудования.
Еще не закончилась война, а бюро горкома ВКП б 23 ноября 1944 года приняло постановление «О проведении подготовительных работ по возобновлению строительства метрополитена в Ленинграде». Но работы начались не сразу. Слишком нереальной казалась тогда даже сама мысль о продолжении дорогостоящего подземного транспортного строительства. Да и возникал вопрос: надо ли вообще строить метро в Ленинграде, ведь в нем после освобождения от блокады остались лишь 546 тысяч жителей? Требовалось очистить строительные площадки, разобрать завалы, заняться расконсервацией пройденных до войны стволов, откачкой воды из затопленных шахт, строительством наземных сооружений. К 1947 году шахты удалось осушить, почти все они были использованы повторно. Возобновилась работа по проходке тоннелей. В том же году началась разработка архитектурной части станций первой очереди. Довоенный проект был кардинально пересмотрен, теперь намечалось восемь станций — от «Площади Восстания» до «Автово». Строительство финансировалось лишь из городского бюджета, поэтому средств не хватало.
Соответственно, столько семей и селилось в эту квартиру. Послевоенное время Несмотря на нехватку жилья, на предприятия нужны были рабочие руки. Поэтому старались заселить людей как можно плотнее. После блокады город нуждался в специалистах. Поэтому было решено набрать их со всей страны. В послевоенное время более тридцати тысяч производственников и восемнадцать тысяч сельской молодежи приехали, чтобы участвовать в подъеме промышленности города. Известно, что к концу войны в городе насчитывалось примерно 1,2 миллиона населения, а к 1959 году оно увеличилось вдвое. Через восемь лет численность населения в Ленинграде уже превышала три миллиона.
Центральное место в экспозиции занимает медаль "За оборону Ленинграда", выпущенная на Ленинградском Монетном дворе. Эта награда была учреждена указом президиума Верховного Совета СССР от 22 декабря 1942 года, до конца войны медалью были награждены около 600 тысяч человек. Посетители выставки смогут увидеть трофейные предметы награды, знаки отличия, предметы быта, обмундирование немецко-фашистских войск из собрания музея, предоставленные поисковым отрядом "Рейд". Об освобождении города на выставке напоминают картины Владислава Измайловича "Салют в честь снятия блокады", Николая Тимкова "Салют в Ленинграде 27 января 1944 года", Гавриила Малыша "Первый салют в Ленинграде в честь снятия блокады" все - 1944 , открытки, а также сохранившиеся в фондах музея части корпуса ракеты, пущенной во время салюта в честь снятия блокады Ленинграда. Главным символическим акцентом зала о возрождении города является художественная инсталляция "Разрушенный и восстанавливаемый дом". Руины здания соседствуют с вновь возведенными стенами, разбросанные игрушки, посуда и предметы быта с одной стороны и восстанавливаемая квартира с сервированным для мирного чаепития столом - с другой.
Презентация на тему Восстановление Ленинграда
Новости Подробности Фото Видео. Как в послевоенном Ленинграде восстанавливали памятники архитектуры. Зоосад в годы Великой Отечественной войны и блокады Ленинграда (1941-1945). Очень немногим известно, что Ленинградский зоосад продолжал свою работу в течение всей Великой Отечественной Войны. Как возобновилось строительство метро после войны | ФОТО Unsplash. В условиях войны Ленинград не мог рассчитывать на большую помощь извне, а восстановление местных предприятий промышленности строительных материалов начиналось и велось относительно медленно. Послевоенная жизнь жителей Ленинграда Образ жизни ленинградцев. Победа была великим событием и в жизни страны, и в жизни каждой семьи, и каждого. Ситуация с жильем в Ленинграде после блокады с одной стороны накалилась ввиду того, что многие жилые дома оказались разрушенными, с другой стороны, наоборот, количество населения существенно уменьшилось во время блокады.