Михаил Александрович Врубель — русский художник, который работал практически во всех видах и жанрах изобразительного искусства. "Летящий Демон" 1899 г. Михаил Александрович Врубель Государственный Русский музей, Санкт-Петербург. Живая речь искусствоведа Успенского о произведении Михаила Врубеля "Демон летящий" (1899) из собрания Государственного Русского музея. Как сообщает НТВ, более полувека о судьбе «Демона летящего» никто не знал. Михаил Александрович Врубель принадлежал к плеяде художников и графиков, своим необычным и новаторским творчеством вызывающих всю гамму эмоций публики и критики: раздражение, недоумение, откровение, восторг.
Демон летящий - Врубель Михаил Александрович
Врубелевский камин «Микула Селянинович и Вольга» получил золотую медаль на Всемирной выставке в Париже 1900 г. Известность Врубеля началась с неожиданно скандального эпизода, связанного с двумя панно, написанными по инициативе Мамонтова для Всероссийской промышленной и художественной выставки в Нижнем Новгороде 1896 — «Принцесса Греза» и «Микула Селянинович». Работы не были приняты жюри Академии художеств. Отвергнутые панно Мамонтов выкупил и выставил в отдельном павильоне рядом с входом на выставку. Слухи об этой истории дошли до императорской семьи. Несколько лет спустя майоликовая версия «Принцессы Грезы» вознесется над Москвой, украсив главный фронтон гостиницы «Метрополь».
Врубель был влюблен в мир театра, с которым были связаны многие его оформительские работы. Его женой стала настоящая оперная дива и красавица — Надежда Ивановна Забела, любимая певица Н. Римского-Корсакова, писавшего партии для ее голоса. Художник увидел ее в впервые на сцене в спектакле «Гензель и Гретель» и сразу сделал предложение. Свадьба состоялась в Женеве в 1896 году.
Надежда Ивановна оставалась верной спутницей и музой художника до его последних дней; много раз он воплощал ее образ в живописных и графических портретах. В «Царевне-Лебедь» 1900 , одной из самых знаковых картин Серебряного века, Забела представлена в своей заглавной роли в опере «Сказка о царе Салтане». Сочувствие, а затем и признание искусство Врубеля найдет благодаря деятельности объединения «Мир искусства», на выставках и в журналах которого начнут появляться его произведения. Бенуа посвятит отдельную главу творчеству художника в своей «Истории русской живописи в XIX веке». В 1905 г.
Врубель был удостоен звания академика Императорской Академии художеств «за известность на художественном поприще». В начале 1906 года художник окончательно потерял зрение. Его последняя работа -оставшийся незавершенным портрет В. На похоронах Александр Блок произнес надгробную речь: «…перед тем, что Врубель и ему подобные приоткрывают перед человечеством раз в столетие, — я умею лишь трепетать. Тех миров, которые видели они, мы не видим, и это заставляет нас произнести бедное, невыразительное слово: «гениальность».
Ангелы и демоны, а поле битвы — сердце человека Демон сидящий. Реставратор Адриан Прахов пригласил его, подающего надежды студента Академии, поновить фрески XII века в Кирилловской церкви — прописать контуры, восполнить утраты. При этом отдельные фигуры и даже целые композиции художник создал сам по византийским образцам, стилизуя древнюю живопись. Одна из таких фигур — Ангел с лабарами. Дописал Врубель ангелов и в куполе Софии Киевской — на месте утраченных древних мозаик.
Затем художник разработал целый ряд эскизов к композиции «Воскресение Христово» для самой ответственной стройки того времени — Владимирского собора в Киеве. На этих акварельных листах, отвергнутых комиссией как «несвоевременные», — восстание Христа из белых пелен созерцают Ангелы — безмолвные свидетели Чуда, свершающегося в мистической синеве Великой ночи. Эти образы так занимают Врубеля, что он создает отдельный этюд — «Ангел со свечой и кадилом», один из самых нежных и поэтичных. Слева — «Ангел со свечой и кадилом»,1887 г. Справа — «Богоматерь с Младенцем», 1885 г.
Большое впечатление на него произвела и постановка одноименной оперы А. Постепенно кристаллизуется главная тема художника, прошедшая сквозь все его творчество: образ Ангела — вестника иных миров, и Демона — ангела отпавшего, искусившегося, утратившего блаженство.
Сам Демон, несмотря на поверженное состояние, сохраняет взгляд полный гнева и протеста. Его поза - защитная, он все еще сжимает незримое оружие. Художник запечатлел последний момент борьбы Демона перед окончательным падением. На днях обедали делегаты Венского Сецессиона, очень милые венские художники, они в восторге от Миши и все хотят забрать на выставку; к сожалению, с «Демоном» он не поспеет на эту выставку. Так писала в 1901 году жена художника Н. Забела о растущей славе мужа и его работе над «Демоном». Премьера полотна действительно произвела фурор.
Трактовки образа Демона в картине Врубеля Образ Демона в картине Врубеля допускает различные трактовки: Демон как символ упадка человеческой морали. Демон как отражение внутреннего мира самого Врубеля. Демон как олицетворение темных демонических сил. Демон как символ творческого кризиса художника. Скорее всего, Врубель вкладывал в этот образ сразу несколько смыслов. Демон - универсальный символ человеческих страстей, внутренней борьбы и страданий. Именно многозначность образа Демона и обеспечивает бессмертие этого шедевра. Загадки создания шедевра Несмотря на восторженные отклики зрителей, сам Врубель остался неудовлетворен своим творением. Он продолжал вносить изменения в образ Демона даже после выставки картины.
По свидетельствам современников, Врубель каждое утро приходил к своему «Демону» и целыми часами что-то переделывал в его облике. Он менял черты лица, позу, детали фона. Демон то представал перед зрителями пугающе безумным, то вновь обретал черты печальной красоты. Ни один из вариантов не устраивал творца полностью. Чем были вызваны эти творческие метания? Возможно, Врубель хотел запечатлеть сложность натуры Демона, его внутренние противоречия. А может быть, в этом отразился собственный душевный кризис художника.
По сонным улицам мелкой рысцой бежит извозчичья лошадь. Какое-то пьянство без вина. Пища, которая не насыщает. Опять тоска». Тоска врубелевского Демона. Интеллигенция на сломе веков. Они делали идола из искусства, обожествляли себя как творцов. Забела-Врубель — Криза «Нерон» А. Забела стала для Врубеля светлым ангелом, который согревал, вдохновлял, спасал от одиночества. Когда они поженились, Врубелю было 39. Судьба открывала следующую страницу. Из его жизни ушло какое-то общее неустройство, о котором вспоминали многие. После встречи с Забелой Врубель перестал рисовать Демона. Развеялся лиловый сумрак. Он словно освободился от демонических чар и гнета. И вокруг, и в нем самом все просветлело. И обычная ругань критиков воспринималась по-другому — легче. Она была Принцессой Грезой художника и великой певицей. Он был Великим художником, который искал образ и видел все тайное вокруг, «пурпур лиловых миров», «сине-лиловый мировой сумрак», который искал, как говорил Блок, «дивные краски и причудливые чертежи, похищенные у Вечности». Необычный тембр ее голоса — вот что впервые поразило Врубеля, ее дивное пение явилось ему прежде ее внешней красоты. Это был знак-символ. Он был всегда напоен фантазиями и мечтами, все его образы, рождавшиеся на картинах, в жизни распадались на осколки мозаики. Это панно «Принцесса Греза». Это встреча Врубеля и Забелы. Встреча сказочная. Он загорелся сюжетом Эдмона Ростана, чья пьеса «Принцесса Греза» в этот год была восторженно принята русской читающей и театральной публикой. В основе пьесы лежала средневековая легенда о принце и трубадуре по имени Жоффруа Рюдель, очарованном рассказами пилигримов об антиохийской принцессе Мелисинде. Предчувствуя свой близкий конец, он решил пуститься в дальнее плаванье за море, «не в силах умереть, не увидев хотя на миг ее». Врубель плывет на корабле и, умирающий, с лютней в руках, силой своего таланта и искусства как будто из воздуха воссоздает свою романтическую грезу — образ прекрасной и недостижимой принцессы. Он сам жаждал появления в своей жизни вызванной его искусством грезы-любви. И это случилось. Ее он прежде услышал, а потом увидел. Такое могло случиться только с ним. Врубель Михаил, картина «Принцесса Грёза» У Нади Забелы был голос неземной красоты и такая светлая душа, что казалось, жизнь её будет чудесным восхождением к вершинам гармонии и совершенства. Русская оперная и концертно-камерная певица, обладательница прекрасного лирического колоратурного сопрано с особенно высокой тесситурой и невероятно чистым тембром. Надежда Ивановна Забела-Врубель родилась 1 апреля 1868 года в Ковно Kovno , нынешнем Каунасе, в семье старинного украинского рода. Старинный род, к которому принадлежал Надин отец, начальник казённой палаты, прославил в XIX веке поэт-самородок Виктор Забела. Ее отец, Иван Петрович, в юности сам неплохо рисовал и интересовался искусством. Затем он сделал карьеру на государственной службе, но продолжал увлекаться музыкой и живописью и дочерей своих, Екатерину Ивановну Yekaterina Ivanovna Zabela и Надежду Ивановну, воспитал в атмосфере искусства. Портрет А. Ге с детьми 1861 — 1866. Украинский хутор Плиски, где обитало семейство живописца Н. Ге, стал настоящим храмом искусства. Надя и ее старшая сестра Катя часто бывали в Плисках, и их восторженные, восприимчивые натуры радостно впитывали в себя необычный уклад. Ге с сыном Николаем» 1885 — 1886 Музыкально одарённая Надя с детства мечтала петь, и киевский институт благородных девиц, где получила начальное музыкальное образование у Николая Лысенко , и который она закончила в 1883 с большой серебряной медалью, ещё более укрепил её желание. Девушка грезит о столичной консерватории, родные это ее желание всячески поддерживали. В Петербурге судьба улыбается ей в лице Натальи Ирецкой — тонкого вокального педагога, сразу оценившей идеально чистый голос юной соискательницы. Потрет Надежды Забелы. Для решения вопроса о приеме она обязательно прослушивала кандидаток у себя дома, подробнее знакомилась с ними. Вот что пишет Л. Барсова: «Вся палитра красок строилась на безукоризненном вокале: чистый тон как бы бесконечно и беспрерывно течет и развивается. Самым большим недостатком она считала фальшивую интонацию, а форсированное пение рассматривалось как величайшее бедствие — следствие неблагополучного дыхания. Уроки Ирецкой Забела усвоила идеально…» Знаменательным станет уже первое выступление в оперном спектакле. Исполнение партии Натальи в консерваторской постановке «Опричника» П. Чайковского привлечёт к студентке внимание самого композитора. Этот декабрьский день 1888 года принесёт ей большую радость и утвердит в правильности избранного пути. Петербургская критика отнеслась к ней очень благожелательно. Портрет композитора А. Рубинштейна 1887 После окончания консерватории Надежда по приглашению А.
Финал был предсказуем. Врубель вынужден был уехать, а еще начал резать себя. Так ему становилось легче. Новый этап в жизни художника начался в Москве. Здесь он познакомился с главным свои благодетелем, меценатом Саввой Мамонтовым. Еще до этого у Врубеля случился кризис веры, в тот момент, когда он писал картину «Моление о чаше». В одном из писем к сестре мастер писал: «Рисую и пишу изо всех сил Христа, а между тем, вероятно, оттого, что вдали от семьи, — вся религиозная обрядность, включая и Христово Воскресение, мне даже досадны, до того чужды» Странно, но именно работая над росписью киевских церквей художник пришел к теме, которая не оставляла его уже до конца жизни. Он обрёл своего «Демона». Его поражением и его триумфом. Многие считают серию полотен и скульптур своеобразной иллюстрацией к поэме Михаила Юрьевича Лермонтова. Но это не совсем так. Произведение Лермонтова — первопричина, но в сознании Врубеля причудливым образом преображалось все. Демон у художника — не дух зла. Он — душа самой природы и самого мастера. У Врубеля всегда был свой взгляд на мир. Он считал природу не просто живой, а населённой духами! Духи эти и есть настоящее лицо окружающего нас мира, его суть, но видят их совсем немногие. Таким образом, история Демона превращается в совершенно другой сюжет, чем в поэме Лермонтова. Это история о смерти этого мира. В серии три картины, как три этапа сюжета. Размышление — «Демон сидящий», битва — «Демон летящий» и поражение — «Демон поверженный». Символично, что последняя картина в этой трилогии должна была быть наиболее яркой.
Описание картины
- 160 лет со дня рождения русского художника Михаила Александровича Врубеля
- Завещание художника
- Художник и его демоны . Михаил Врубель: galkadan — LiveJournal
- На границе миров: «даймоны» у Даниила Андреева и «Демон сидящий»
- Поделитесь статьей с друзьями
- Картина "Летящий демон", Михаил Врубель, 1899
«Демоны» и «ангелы» Михаила Врубеля. 5 известных картин художника
Для художника демон - символ противостояния всему, непокорности и отважной защиты своих убеждений, вопреки всем авторитетам. Свобода - главное для мастера в его герое. Коричневые тона - отсылка к оперению орла. Причины по которым автор оставил работу незаконченной, остались неизвестными. Возможно, мастер не нашел достаточно глубокой идеи для полотна, или посчитал сам сюжет достаточно упрощенным.
На рисунке главная героиня, встретившись с маленьким сыном после долгой разлуки, выглядит охваченной сильными чувствами. От рисунка веет внутренним трагизмом. В облике Анны просвечивают темные силы, уже завладевшие ею.
Врубель сумел показать то, что ожидает падшую женщину, — божью кару. Таков и эпиграф к роману Толстого: «Мне отмщение и аз воздам». В рисунке Врубель искусно показал, что над прекрасной Анной властвует зло и сопротивляться ему она не может. Молодой художник смог создать в образе Карениной «расхождение этического и эстетического, божеского и человеческого». Демон второй. Центральной частью панно является образ Маргариты, нежной, как душа облаков и цветов. По обе стороны от этого невинного существа — Мефистофель и Фауст с учеником.
Фауст близок образу демона, каким его ощущал Михаил Врубель. В поэме Гете Мефистофель говорит, что «в нем ничто — ни близкое, ни даль — не может утолить грызущую печаль». Здесь у Мефистофеля лицо выдает эмоции, страсть. А летящему рядом Фаусту скучно, поражает его безучастность к окружающему миру. Изображенное на холсте выглядит мистично и зловеще. Усиливают это чувство колючки чертополоха на переднем плане, пытающиеся задержать всадников. Созданы произведения для украшения особняка А.
Сейчас они находятся в Третьяковской галерее. Демон третий: безумная техника и странная эстетика Роза в стакане, 1904. Бумага на картоне, акварель Мне нравится1 Не нравится1 Демоническое начало прослеживается в самой технике художника, поэтому картины Михаила Врубеля выглядят так необычно. В мастерской Павла Чистякова молодой художник научился создавать объем, разделяя пространство на грани.
Я резал себя ножом».
Что это — операция, что ль, как это? Я страдал в невозможности объяснить ей это мешающее. Я страдал, но когда резал себя, страдания уменьшались». Михаил Врубель Михаил Александрович Врубель — русский художник, который работал практически во всех видах и жанрах изобразительного искусства. С 1896-го был женат на известной певице Надежде Забеле, портреты которой неоднократно писал.
Для художника демон - символ противостояния всему, непокорности и отважной защиты своих убеждений, вопреки всем авторитетам. Свобода - главное для мастера в его герое. Коричневые тона - отсылка к оперению орла. Причины по которым автор оставил работу незаконченной, остались неизвестными. Возможно, мастер не нашел достаточно глубокой идеи для полотна, или посчитал сам сюжет достаточно упрощенным.
Знаменитый рисунок Михаила Врубеля вернулся в Приморье через 60 лет после пропажи
Судьба этого рисунка удивительна и загадочна. Арсеньева, откуда был похищен 4 января 1945 года. Его поисками занимались сотрудники Владивостокского уголовного розыска, но так и не нашли… Без наводчиков не обошлось? Прошло 60 лет. В декабре 2005 года во Всероссийский художественный научно-реставрационный центр имени академика Игоря Грабаря Москва на экспертизу поступил рисунок «Демон летящий», якобы выполненный Михаилом Врубелем. И тут экспертов ожидал сюрприз с «пропиской» рисунка. По имевшимся данным, он должен был находиться в фондах Приморской государственной картинной галереи, куда попал из краеведческого музея имени В.
Но неведомым путем оказался в Первопрестольной. Эскиз картины «Демон летящий» появился в экспозиции Владивостокского государственного областного музея так ранее назывался краеведческий музей имени Арсеньева. Рисунок Врубеля в числе других картин и рисунков известных русских и западноевропейских художников был передан Третьяковской государственной галереей периферийному «коллеге» для пополнения его фондов. В Советском Союзе подобные акции со стороны центральных музеев были обычным явлением. Благодаря таким щедрым жестам в 30-е годы прошлого столетия сформировалась основная коллекция художественного отдела краеведческого музея имени Арсеньева. Новорожденному учреждению культуры по наследству перешла часть фондов музея, в том числе и дары Третьяковки.
Только «Демона летящего» среди них не было. Рисунок исчез! Его следы обнаружились в папке «Акты о пропажах картин», которая в 1966-м была передана картинной галерее вместе с архивными документами. Как раз там хранился и акт о краже рисунка Михаила Врубеля от 4 января 1945 года за подписями сотрудников краеведческого музея имени В.
Прошло 60 лет. В декабре 2005 года во Всероссийский художественный научно-реставрационный центр имени академика Игоря Грабаря Москва на экспертизу поступил рисунок «Демон летящий», якобы выполненный Михаилом Врубелем. И тут экспертов ожидал сюрприз с «пропиской» рисунка. По имевшимся данным, он должен был находиться в фондах Приморской государственной картинной галереи, куда попал из краеведческого музея имени В. Но неведомым путем оказался в Первопрестольной.
Эта художественно-платоническая экзальтация пугала и нервировала жену профессора. После рая — прямиком в ад. Зал трёх демонов — летящего, сидящего и поверженного. Он соответствовал настроениям - был хмур, насмешлив, не жаловал царя и — трагически рано погиб, успев снискать превеликую славу. Врубель создаёт иллюстрации к "Демону" - эта вещь, не являясь самой востребованной при жизни поэта, стала культовой на рубеже столетий. Популярен демонизм, как таковой — неслучайно Тэффи высмеивала расхожий типаж — «демоническую женщину», которая на поверку оказывалась просто дурой. Все жаждали мятежа супротив устоев и —Бога, а лермонтовский персонаж годился для этого наилучшим образом. Сам Врубель оправдывает героя: «Демон — дух не столько злобный, сколько страдающий и скорбный, при всем этом дух властный, величавый». Эскизы, наброски, удачные и неудачные ракурсы — мы отслеживаем ту колоссальную работу, что проделал художник, ища своего Демона. И врубелевский Демон всматривался в мастера! Но нет, злобно-печальный дух отвёл взор — ему всё невмочь. Алеет закат и плавится равнодушное светило. Этого Демона жалко. Типичная формула Серебряного Века — заметить человеческое в потустороннем и — потустороннее в человеческом. Один из центральных экспонатов - портрет Саввы Мамонтова, негоцианта и мецената. Это он заказал Врубелю панно "Принцесса Грёза" для нижегородской выставки. Тогда во всех театрах и — театриках ставили пьесу Эдмона Ростана "La Princesse lointaine" — буквально «далёкая принцесса», но в России это перевели, как «принцесса грёза». Тема излюбленная - созерцание высшей красоты и — патетическая смерть. Врубель сотворил шедевр, но академики дружно разбранили и Грёзу, и позы, и глаза, и руки. Главное, что это понравилось заказчику. Мамонтов благоволил к Врубелю, понимая в искусстве чуть больше профессионалов. Портрет насыщен эмоциями — тут всё живо и пламенно. Предприниматель словно бы на секунду отвлёкся от расчётов и мыслей — тут и настигла его кисть художника. Знакомство с Надеждой Забела — игра случая и тоже, благодаря Мамонтову. Она была примой-сопрано его Русской частной оперы и потому судьба распорядилась так, чтобы художник встретил музу. На экспозиции даны роскошные свидетельства того брака — Надежда предстаёт в нарядно-дорогих платьях и — в древнерусских уборах, на фоне торжествующей сирени и — в образе Морской Царевны. Он писал даже не её саму как и в случае с Лебедью, портретное сходство — минимальное , а любовь к ней. Это было потрясающее по силе, глубокое чувство. Биографы подчёркивают, что сначала Врубель воспламенился от звука её голоса, а потом уже пришла волнующая страсть к женщине.
На раскрытых картах, лежащих на переднем плане, выделяется туз пик — знак рока и фатума. Над всем торжествует лицо гадалки, в руках которой еще нераскрытые карты: наполовину освещенное, наполовину сокрытое в тени, оно символизирует вечное противоборство тьмы и света, прозрение высшей тайны бытия, стоящее за игрой фортуны. На его создание Врубеля вдохновила драма Эдмона Ростана, навеянная легендой рыцарских времен. Принц и поэт Жоффруа Рюдель из рассказов пилигримов узнает о принцессе Мелисанде, живущей далеко за морем. Проникшись любовью к Прекрасной Даме, принц посвящает ей стихи. Предчувствуя скорую смерть, он отправляется в странствие за своей мечтой. Врубель изображает кульминационный момент сюжета: на корабле, который как будто взлетает над волнами, умирающий принц с лирой в руках поет песню о своей грезе, принцессе Мелисанде. В это мгновение красота торжествует над миром и происходит чудо: прекрасная принцесса склоняется к изголовью поэта. Это произведение стало воплощением идеи вечности искусства. В том же году Сергей Юльевич Витте заказал Врубелю два живописных панно для предстоящей нижегородской художественно-промышленной выставки. Одно из них Врубель выполнил на тот же самый сюжет пьесы Ростана, а второе — "Микула Селянинович" — на былинный. В основу сюжета панно, а затем камина легла русская былина о Вольге и Микуле. Направляясь за данью во вверенные ему князем Владимиром города, Вольга встречает землепашца Микулу Селяниновича, богатырская сила которого изумляет. Он просит Микулу проводить его в те города, где должен собирать дань. В керамическом панно Врубель изображает момент диалога двух героев. Композиция камина и его колористическое решение построены на противопоставлении двух образов, которые олицетворяют различную природу их сверхъестественной силы. Согласно тексту былины Вольга наделен таинственными колдовскими способностями, а мощь Микулы Селяниновича исходит от самой земли — это настоящий русский богатырь. Известны несколько вариантов камина на тему былины о Вольге и Микуле, выполненные в технике майолики. Камин, хранящийся в Третьяковской галерее, находился в особняке на Садовой-Самотечной улице, где он долгое время использовался по прямому назначению, то есть в отличие от всех других известных декоративных экземпляров, этот камин был действующим, его топили. Он был смонтирован как изразцовая печь, фрагменты майолики были соединены между собой металлической проволокой и крепились к стене на известково-цементном растворе. Михаил Врубель, "Портрет Н. С нее он писал большинство женских образов.
Картина "Демон" Врубеля: описание и история шедевра. Тема демонов в творчестве Михаила Врубеля
Написана в 1899 году и является частью серии иллюстраций к поэме Михаила Лермонтова « Демон » [1]. История создания Врубель вернулся к демонической теме через восемь лет после работы над картиной « Демон и Тамара ». Работа над картиной не закончена по неизвестной причине [2].
Он словно совмещал композицию поверженного демона с колоритом демона летящего. А голова была расположена неестественно, она была вклеена позднее. Стало ясно: Врубель менял положение головы своего персонажа. Догадку подтвердило экспресс-исследование в ультрафиолетовых лучах: все полотно светилось одним тоном, а голова и большое пятно рядом с ней — другим. Это означало, что эти два фрагмента были переписаны Врубелем. И тогда стало ясно: если перевернуть демона летящего, это будет картина демона поверженного. Первая работа была словно эскизом или первым подходом ко второй: для Врубеля реинкарнация мотива — распространенный прием.
О сирени, к которой Врубель возвращался неоднократно, говорили, что в ней он нашел лиловый сумрак ночи для своих демонов. Одна из двух больших представленных на выставке работ со сходными композициями девушка и огромный куст сирени не закончена. Художник писал ее с фотоснимка, но увлекся и «забыл», что это портрет, оставив фигуру внизу холста недописанной. Зато наверху из сирени вышла другая, неопознанная фигура. До 1955 года сирень показывали зрителям без этой фигуры: на картине до сих пор можно заметить складку, часть за которой была скрыта рамой по желанию покупателя — Ивана Морозова. Перламутровая раковина «Морское ушко». Осенью 1904 года Врубелю подарили большую жемчужную раковину в качестве пепельницы. Художник был восхищен и сделал около 30 рисунков, большинство — на двусторонних листах. Работа только углем и карандашом, он хотел передать цвет, надеясь, что когда-нибудь зритель научится видеть переливы раковины в черно-белом изображении, как видел он сам.
Конечно, он посылал Забеле-Врубель кусочки ее партии, но целиком оперы Врубель не видел. Очень ему было интересно видеть, что возникает на полотне. Так что, возможно, именно это полотно во многом способствовало созданию царевны-лебедь». Интересно, что, в отличие от сегодняшнего зрителя, большеглазая девушка-лебедь совсем не была символом чистоты. Современники воспринимали ее иначе: сам Римский-Корсаков писал о том, что лебедь — апокалиптическая птица, а биограф Александр Иванов рассуждал, «не сама ли это дева Обида, которая плывет вдоль таинственных и зловещих, освещенных заходящим солнцем лесов?
В Академии художеств Врубель попадает в мастерскую П. Чистякова, учениками которого были И. Репин, В. Суриков, В.
Поленов, В. Васнецов и В. Знаменитая врубелевская обрисованность и «кристаллообразность» — от Чистякова. У него художник научился структурному анализу формы и разбивке рисунка на мелкие плоскости, стыки между которыми образовывают грани объема. Белый ирис. Много лет спустя художник М. Мухин вспоминал, какое ошеломляющее впечатление произвела на студентов Строгановского училища врубелевская техника: «... Рисовал он разрозненными, между собой не связанными кусками. Другие учителя в начале рисунка призывали нас к цельности, отсутствию детализации, мешавшей видеть крупную форму.
Но врубелевский метод был совершенно иной; в какой-то момент нам показалось даже, что художник потерял контроль над рисунком... И вдруг на наших глазах космические штрихи на бумаге стали постепенно приобретать кристаллическую форму. Богоматерь с младенцем. Демон четвертый. Неразделенная любовь Во время работы над росписью Кирилловской церкви, для реставрации которой его пригласил в Киев профессор А. Прахов, Врубель без памяти влюбился в эксцентричную жену Прахова — Эмилию Львовну.
То есть Мефистофель здесь — прежде всего дух искушения, дух сомнения, дух отрицания, как он сам себя характеризует, тот, кто вечно желает зла и совершает благо. Острая, такая колючая его фактура связана с этим образом, этот образ использует и Врубель в своем произведении. Но при этом здесь, конечно же, сам мир Средневековья прежде всего входит в его полотна. И мы видим здесь глубокие готические арки, под которыми развивается действие, старинные манускрипты, где пытался найти ответы на свои вопросы Фауст и не нашел даже вызов Духа Земли не помог ему ни в чем , старинные свитки, которые у его ног лежат, череп, такой символ vanitas, «Помни о смерти», который всегда связан с путем познания и который был тогда в келье каждого ученого, мумия крокодила, которая подвешена здесь под потолком. И в центре, но в самом особняке не в центре, а с другой стороны находится образ Маргариты, Маргариты той, какой она предстает уже в райском саду после того, как она, погубленная Фаустом, спасена Господом. У ее ног маргаритки, символы ее красоты. Мы узнаем, конечно, в образе Маргариты, как и во всех женских образах Врубеля, образ его любимой жены Надежды Забелы. Позднее этот образ Мефистофеля повлиял, конечно, и на Шаляпина, который знаменитую свою роль сыграл на сцене театра. Пожалуй, самое удивительное полотно из цикла панно для особняка Алексея Викуловича Морозова на тему Фауста — это «Полет Фауста и Мефистофеля». Создавалась отдельно эта картина, когда первые три длинных полотна были уже написаны. И не случайно вот эти форматы тоже напоминают форматы готических стрельчатых арок, бойниц древних монастырей и замков. Эта картина была написана уже в Швейцарии в 1896 году, в самый счастливый период, когда именно там, в Швейцарии, состоялось бракосочетание Врубеля и Надежды Забелы. И до сих пор представляет собой загадку, как совпали вдруг два разных образа, написанных независимо один от другого. Швейцарский художник Арнольд Беклин и его знаменитое произведение «Война». Она известна в двух вариантах. Тот же самый год, как видите, дата совпадает. Как раз в Швейцарию отправился Врубель, чтобы сочетаться браком с Надеждой Забелой. А Арнольд Беклин в это время был в Италии, где и создал один из вариантов «Войны». Как видите, почти буквально композиции здесь совпадают. И если в картине Беклина это четыре апокалиптических всадника, которых связывают с чумой, войной, голодом и смертью, то другой совершенно образ у Врубеля, где мы видим коней, словно облака, несущимися по небесам, и именно вот эта небесная фактура облачная и создает здесь ощущение сказки и в то же время убедительности, когда на первом плане оказывается словно зацепившийся за колючки чертополоха конец плаща Фауста и шпора, той же звездчатой формы, что и цветы чертополоха, напоминает о тех звездах, куда мчатся Фауст и Мефистофель, чтобы разгадать загадки мира. Это та самая цель, ради которой заплатил свою высокую цену Фауст. Демон летящий и поверженный И целых 9 лет разделяют «Демона сидящего» и «Демона летящего». Это 1899 год. Но тем не менее, конечно, «Демон сидящий», «Демон летящий» и «Демон поверженный» 1902 уже года — это такая трилогия, которая составляет ось произведений Врубеля на демоническую тему. Это как бы зачин, кульминация и трагический финал. Но при этом кульминация опять же очень необычная, потому что мы не видим здесь упоительного полета, даже такого, как только что мы видели у Фауста и Мефистофеля, когда они мчатся все выше и выше к облакам. Наоборот, этот полет очень трудный, он очень медленный, он очень тяжелый, словно продирается не сквозь воздух, а сквозь какую-то очень плотную среду здесь «Демон летящий». Что касается Даниила Андреева, который исследовал те миры, где живут различные демоны, то он пишет по поводу и «Демона поверженного», но можно это сказать и о «Демоне летящем», что отличаются эти миры как раз тем, что там очень плотная среда и при всей своей мощи, при всех крыльях, которые могли бы действительно понести высоко Демонов, они не могут развернуть там эти крылья, они сжаты со всех сторон этой средой. Так это или нет, но это ощущение есть, конечно, здесь, когда мы смотрим на «Демона летящего». И в этом полете уже есть падение. Голова Демона здесь совершенно иная, чем видели мы в картине «Демон сидящий». Она уже словно наполнена тьмой. Она сама собой представляет сгусток тьмы, как и его черные крылья, как и тот плащ, который развевается за его спиной. Это отсутствие света — никогда не пишет Врубель тьму как самостоятельную сущность, это именно отсутствие света. И вот здесь, вероятно, именно это отсутствие света и создает то ощущение трагического падения, обреченности «Демона летящего», которую мы чувствуем, когда смотрим на эту картину. Если перевернуть «Демона летящего» вот здесь мы видим как раз перевернутый такой слайд , то уже очень хорошо видно, что это «Демон поверженный», то есть уже его падение предрешено. И, наконец, «Демон поверженный», который особенную, трагическую роль сыграл в судьбе Врубеля. Об этом есть очень много воспоминаний, о том, как появился на выставке «Демон поверженный». Точнее, появился он на двух выставках: сначала он был выставлен в Москве, затем он переехал в Петербург, и там на выставке «Мир искусства» он был представлен. Сохранилось очень много свидетельств современников. Это и Надежда Забела, это и ее сестра Екатерина Ге, которая вышла замуж за сына художника Николая Ге, это Александр Николаевич Бенуа, лидер мирискусников, и другие художники. В частности, Бенуа говорит о том, как менялся образ Демона, что первоначально, как вы можете в этой цитате прочитать, в нем было что-то змеиное, в нем что-то было глубоко отталкивающее, что-то от слизня, что-то такое совершенно отвратительное. Но Врубель, который не мог оставить образ таким, переписывал его снова и снова, и образ стал тем, каким видим мы его сейчас. По свидетельству Екатерины Ге, образ становился то страшным, то притягательным. То Врубель говорил, что Демон его взлетает — и действительно, всем, кто наблюдал этот процесс, казалось, что он сейчас вот-вот взлетит, — то он взглядывал так, словно живыми глазами, с полотна, что все буквально отшатывались в ужасе от картины. Этот процесс продолжался так долго, что в конце концов всем стало ясно, что что-то неладное происходит с художником. И Бенуа, в частности, пишет о том, что было полное ощущение, когда мы наблюдали за этим процессом, что Врубель видит того, кого он пишет, но образ от него ускользает. Демон словно издевается над ним: он то являет ему один лик, то другой, то он прячется. И этот процесс мучительный в конце концов привел к срыву, который закончился тем, что Врубель оказался в психиатрической клинике. До самого конца своей жизни, до 1910 года, когда то наступали просветления, то снова разум его погружался во тьму, он по-прежнему был во власти образа Демона, хотя последнее его произведение скорее связано с ангельскими образами, к которым он пытался обратиться от демонической темы. И если мы посмотрим внимательно на тот образ, каким он сохранился сегодня картина находится в Третьяковской галерее , то здесь видно, насколько нарушает совершенно сознательно анатомию Врубель. В этом, кстати, его упрекали и Серов, который в прошлом, казалось бы, очень хорошо его понимал, и Остроухов. А Серов и Остроухов в это время были уже в совете Третьяковской галереи, и Врубелю было очень больно, что прошлые его друзья, особенно Серов, теперь его не понимают. И картина эта не была приобретена в Третьяковскую галерею именно из-за того, что эти анатомические неправильности бросались в глаза даже художникам. Но Врубель сам говорил, что он хочет как можно дальше отойти здесь от реальности и создать образ именно иного мира, каким он здесь нам и является. И тот свет, который мы видим на опаловом венце, горящем красками яркими на голове у Демона, здесь не внутренним светом горит, а это словно отраженный свет от тех закатных или рассветных красок, которые мы видим далеко в Кавказских горах. В данном случае Врубель даже использовал фотографию, он иногда прибегал к таким методам в своей работе, то есть фотографию, которую он использовал для убедительности образа, хотя иногда мог и вверх ногами, например, ее перевернуть, и тогда вот такой удивительный узор природы прежде всего он подчеркивал в картине. И здесь вот эти павлиньи перья, которые рассыпались по всему ущелью, и горящий непримиримой злобой взгляд, который говорит уже о том, что образ становится совершенно иным, чем видели мы его в «Демоне сидящем». То есть если говорить обо всех трех образах главных картин Врубеля — «Демон сидящий»», «Демон поверженный», «Демон летящий», — то это как бы такие стадии нисхождения в бездну, когда мы видим его еще на пороге, когда мы видим его уже готового упасть и уже на самой глубине падения, на дне самой-самой глубокой пропасти, где все его тело изломано, но по-прежнему горят бунтом его глаза. И многие художники, многие писатели приняли в нем участие, принимались на этот конкурс и поэтические произведения. Журнал включал в себя, так же как и «Мир искусства», и литературную часть, и произведения прозаические, и произведения живописные. И если за поэтические и прозаические произведения были присуждены премии — Брюсов тоже был среди жюри, которое оценивало эти работы, — то живописная премия не была присуждена никому, хотя некоторые интересные работы были присланы туда. Вы видите здесь обложку журнала «Золотое руно» за 1906 год именно в этом году состоялся этот конкурс , работу одного из символистов Феофилактова под названием «Дьявол», тоже достаточно литературный образ, где в образе кошки такое женское демоническое существо, черная кошка в руках. И, наверное, самый знаменитый образ, созданный для этого конкурса, — это рисунок Леонида Бакста, одного из знаменитых участников группы «Мир искусства» и журнала «Мир искусства»: дьявол, которого в образе огромного паука здесь представляет художник. Удивительным образом этот паук и те люди, которые обреченно в таком кругу ходят между его лап, напоминают знаменитую гравюру Гюстава Доре «Острог». И, как известно, Ван Гог в своей знаменитой работе «Прогулка заключенных» использовал именно эту гравюру. В последние годы жизни, также находясь в лечебнице и не имея возможности работать в мастерской, Ван Гог просил и своего брата Тео, и других своих корреспондентов присылать ему репродукции знаменитых работ и создавал свои произведения на эту тему. В данном случае вы видите прямую перекличку этих образов, когда замкнутое душное пространство немного напоминает тот ад, о котором пишет Достоевский в «Преступлении и наказании», и вот этот образ страшного паука, но тем не менее все равно, конечно, образ литературный. Никому не была присуждена здесь премия за живописную работу, как я уже сказала. Понятно, почему. Потому что Врубель уже не мог работать в это время. Он окончательно ослеп, он находился в лечебнице. И не было никого, кто способен был бы такой проникновенный образ иного мира создать, какие способен был когда-то создавать Врубель. Что касается самого Врубеля и Брюсова, который послужил моделью последней его работы, то именно Брюсову принадлежит, наверное, самое пронзительное стихотворение, посвященное образам Врубеля, которые здесь в едином сонме предстают перед нами. Брюсов, так же как и сам Врубель, не разделяет здесь ангелов и демонов, он не разделяет существ из античной мифологии. Вот это замечательное стихотворение перед нами: От жизни лживой и известной Твоя мечта тебя влечет Иль в глубину сапфирных вод. Нам недоступны, нам незримы,.
Демоны Михаила Врубеля: история художника, его поисков и душевного расстройства
Судя по всему, до рассвета еще очень далеко. И вопрос: «... Ведь в этом полотне при всей его своеобычности, как ни в одном другом произведении современников Врубеля, отчетливо проступает великолепное владение всеми традициями мировой культуры. В колорите холста слышны звуки мелодий несравненных венецианцев, а в лепке формы угадываются ритмы самого великого флорентийца Микеланджело. В колористических соцветиях Врубеля, «в борьбе золота и синевы» Александр Блок усматривал, и совершенно справедливо, аналогию лермонтовскому: «Он был похож на вечер ясный — ни день, ни ночь, ни мрак, ни свет». И стало быть, как образ-знак колористической тональности, врубелевский Демон — тот, кто призван и послан «заклинать ночь», и «синий сумрак ночи, — пишет Блок, — медлит затоплять золото и перламутр». Он — «ангел ясного вечера», то есть опять персонификация, аллегория — но не преходяще-земного, а бесконечно длящегося вселенского Вечера.
В 1891 году к юбилейному изданию сочинений Лермонтова под редакцией Кончаловского Врубель выполнил иллюстрации, из тридцати — половина относилась к «Демону». Эти иллюстрации, по существу, представляют самостоятельные произведения, значительные в истории русской книжной графики, и свидетельствуют о глубоком понимании Врубелем лермонтовской поэзии. Иллюстрации к поэме М. Лермонтова «Демон». Он в равной мере блестяще владел всеми графическими материалами. Подтверждением того служат иллюстрации к «Демону» М.
С поэтом художника сближало то, что оба лелеяли в своей душе идеал гордого, непокорного творческого характера. Сущность этого образа двойственна. С одной стороны, величие человеческого духа, с другой — безмерная гордыня, переоценка сил личности, которая оборачивается одиночеством. Крепко, страшно, жутко и неотразимо... От Врубеля мой Демон», — говорил Шаляпин. В течение полувека не находилось художника, который хоть сколько-нибудь достойно воплотил бы могучий и загадочный образ, владевший воображением Лермонтова.
Только Врубель нашел ему равновеликое выражение в иллюстрациях, появившихся в 1891 году. С тех пор «Демона» уже никто не пытался иллюстрировать, слишком он сросся в нашем представлении с Демоном Врубеля — другого мы, пожалуй, не приняли бы. Через несколько лет, вне всякой связи с обстоятельствами личной жизни, по-видимому, благоприятными, им овладело мрачное лихорадочное возбуждение, появились первые симптомы надвигавшейся душевной болезни. Он вновь обратился к образу Демона. Демон летящий. Он колебался — написать ли Демона летящим или поверженным.
Сначала остановился на первом: сохранился большой неоконченный холст «Демон летящий» 1899. Закрывая небосвод, дух изгнанья парит на тускло-серебряных крыльях над пропастями и кручами земли. Лицо дано крупно и более всего закончено: холодное, мрачное, неумолимое лицо. Образ пронизан предчувствием гибели, обреченности. Колорит картины мрачен. Такой Демон, какой ныне рисовался воображению художника, летел навстречу катастрофе, гибели: идея «поверженного» сама собой возникала.
Последняя картина врубелевской демонианы — «Демон поверженный» — относится к 1901-1902 годам. Художник ощущает приближение неотвратимого конца. Все силы его напряжены до предела. С такой одержимостью Врубель не работал никогда. Бросив начатое им преподавание в Строгановском училище, он остался наедине со своим героем, по двадцать часов в сутки без отдыха проводя со своим заветным творением. Он десятки раз переписывает огромный холст.
Использование данного инструмента помогло художнику добиться эффекта кристаллов, внеся в живописное полотно скульптурные элементы. Это позволило ему придать грани изображению и сделать живописное произведение похожим на каменное изваяние и мозаичный витраж. Эскиз картины «Демон сидящий» Как создавался «Демон сидящий»? Первого своего Демона, который, к сожалению, не сохранился, художник написал в Киеве в 1885 году. В то время он занимался росписью Владимирского собора.
Расписывая собор, художник испытывал душевные страдания, связанные со стилистикой и собственным виденьем евангельских сюжетов. Многие современники критиковали стенопись живописца. Из-за своего нестандартного понимания Иисуса Христа и религии в целом, мастер ощущал свое отчуждение, ставшее для художника настоящим испытанием. Мысленно он постоянно возвращался к образу Демона и в результате все-таки осуществил задуманное. В это время к Михаилу Александровичу в гости приехал его отец, которого ужаснула не только бытовая неустроенность жившего в одиночестве сына, но и созданный им персонаж — «чувственный, агрессивный и отталкивающий».
Отец Врубеля счел, что созданный Михаилом Демон напоминает своим внешним видом ужасную, грубую женщину. Увидев реакцию отца и решив, что отзывы других людей будут аналогичными, Михаил Врубель уничтожил написанную им картину. Полотно «Демон сидящий» было создано Врубелем во время проживания художника в семье московского купца Мамонтова, известного покровителя талантов и ценителя живописи. Савва Мамонтов, хотя сначала и не разделял живописных пристрастий своего гостя, чувствовал, что тот наделен неординарным талантом. Во время работы над этой картиной художнику пришлось подклеивать и подшивать холст, чтобы увеличить его размеры, так как для изображения фигуры Демона ему понадобилось намного больше пространства, чем предполагалось перед написанием полотна.
Фигура Демона заполняла собой все место на полотне, художник никак не мог разместить ее. Врубелю пришлось зажать героя между низом и верхом, после чего к нему пришло понимание того, что эта поза — то, что он искал. Стесненное, неудобное положение Демона на картине отражало внутренний мир самого художника и показывало насколько тесными для его таланта были рамки окружающей действительности. Отношение создателя к своему герою Создатель проецировал «Демона» не столько злобным духом, сколько скорбным и страдающим персонажем, величавым и властным, совмещающим в себе мужское и женское начало. Это понимание сущности Демона не совпадало с общепринятым мнением.
Врубель считал, что ему единственному удалось верно прочувствовать это существо, в отличие от людей, расценивающих его как дьявола.
Картина выполнена в мрачных коричневых тонах, в абстрактном стиле. Многие детали отсутствуют или прорисованы плохо, отчего замысел автора ясен не до конца. Для художника демон - символ противостояния всему, непокорности и отважной защиты своих убеждений, вопреки всем авторитетам. Свобода - главное для мастера в его герое. Коричневые тона - отсылка к оперению орла. Причины по которым автор оставил работу незаконченной, остались неизвестными. Возможно, мастер не нашел достаточно глубокой идеи для полотна, или посчитал сам сюжет достаточно упрощенным.
Михаил Врубель, 1899 год. Фото: соцсети Наконец, создание последнего демона - «Поверженного» - стало кульминацией в драме жизни художника. По свидетельству современников, над этой картиной художник трудился со страшным напряжением. Каждый день он пишет по 14 часов в день, при тусклом освещении, почти не покидая пределов своего дома.
Во время работы они почти ни с кем не общался и не желал принимать гостей. Много раз он переписывал картину, портя при этом, по мнению коллег по кисти. Михаил Врубель. Демон поверженный.
Третьяковская Галерея, Москва, Россия. Фото: соцсети Первые попытки сбыть ее оказались неудачными.
Михаил Александрович Врубель
17 марта исполнится 160 лет со дня рождения Михаила Александровича Врубеля, одного из главных русских художников начала XX века. Михаил Александрович Врубель — русский художник, который работал практически во всех видах и жанрах изобразительного искусства. Врубель не механически следовал за Лермонтовым, хотя картины о Демоне изначально являлись иллюстрациями к бессмертной поэме Михаила Юрьевича.
Врубель Михаил Александрович
«Демон летящий» — незаконченная картина русского художника Михаила Врубеля. Написана в 1899 году и является частью большой темы, волновавшей художника. Михаил Александрович говорил, что теперь Демон уже не повержен, а летит; и многие видели полет Демона», — вспоминала Екатерина Ге, сестра супруги художника — Надежды Забелы-Врубель. Летящий Демон Михаил Александрович Врубель 1899. У этого изломанного Демона — пустые остекленевшие глаза, оперение когда-то мощных крыльев обратилось в декоративные павлиньи перья. И тут Михаил Александрович проявил свой необыкновенный дар графической черты и формы»,— восторгался мемуарист.
Описание картины
- История одной картины. Демоны Михаила Врубеля: Занимательные истории в журнале Ярмарки Мастеров
- Ангелы и демоны Михаила Врубеля: lovers_of_art — LiveJournal
- Популярное в разделе
- Демон как мятежный дух: философские представления
- «Демоны» Михаила Врубеля — VATNIKSTAN
Врубель летящий и Врубель поверженный
Михаил Врубель впервые почувствовал себя печальным Демоном, «духом изгнания», о котором так пронзительно писал любимый им Михаил Лермонтов. Картина Михаила Врубеля "Летящий Демон" (1899 год) на выставке "Михаил Врубель", приуроченной к 165-летию со дня рождения художника, в Новой Третьяковке на Крымском Валу в Москве. Картине Врубеля «Демон летящий» не было суждено предстать перед публикой: художник не закончил полотно из-за сложных семейных обстоятельств. Михаил Александрович говорил, что теперь Демон уже не повержен, а летит; и многие видели полет Демона», — вспоминала Екатерина Ге, сестра супруги художника — Надежды Забелы-Врубель. Летящего демона Михаил Врубель писал, как часть из серии иллюстраций для поэмы Михаила Лермонтова «Демон». Михаил Александрович Врубель1890.