10 июня 2023 года в День отдания праздника Пятидесятницы Архиепископ Пятигорский и Черкесский Феофилакт совершил Божественную Литургию в Покровском храме поселка Зеленогорский города Кисловодска. После богослужения архиепископ Пятигорский и Черкесский Феофилакт обратился к верующим с проповедью. В 2021 и 2022 годах по благословлению Святейшего Патриарха Кирилла архиепископ Феофилакт возглавлял престольные торжества храма.
Архиепископ Амвросий совершил визит в Пятигорскую и Черкесскую епархию
Но есть и наши особенности, есть то, что не поддается какому-либо сомнению, потому что является это основой веры, к примеру, мы говорим, тоже был интересный разговор, о сущности Иисуса Христа, как к Нему мы относимся в православии, как Он исповедуется и как Он называется в исламе, и когда мы говорили о том, что есть совершенно разные взгляды, но, поверьте опыту моего общения, внимательно слушали и никто не говорил, что: «да нет, это вот так или так». Да, это та точка зрения, которая свойственна твоей традиции, уважение к ней и такое доброе, нормальное отношение является, в том числе свидетельством и твоей веры, потому что если ты в ком-то начинаешь, если уж не сомневаться или не ненавидеть, а начинаешь как-то так относиться очень остро и говорить, что это чуть ли не мой враг, значит, тогда и твоя вера пока еще не дала никаких плодов. Мацан: — У меня был случай с таксистом, это к вопросу об уважительном диалоге: диалог был очень уважительный, он меня вез в монастырь, где у нас студия Радио ВЕРА находится, и он увидел в карте, в навигаторе, что речь идет о здании монастыря, начал меня спрашивать, я, что называется, исповедал себя православным христианином, и он начал спрашивать про нашу доктрину, и я так аккуратно упомянул, что: ну вот мы верим в воплощение, во Второе Лицо Троицы Бог воплотился, и тут моего собеседника, что называется, понесло, ну просто он уже не мог молчать, потому что первой его фразой было: «Бог воплотиться не может» и дальше была лекция по исламскому богословию, я сидел, слушал и как-то кивал. У вас были подобные такие рьяные собеседники?
Феофилакт: — Прямо таких рьяных собеседников, может, и не было, потому что, понимаете, хотя сейчас вспоминаю историю, в одном вузе была некая такая попытка, но мы очень быстро нашли общий язык, мы же пришли поговорить, рассказать о своем взгляде, «вы же, — говорю, — прекрасно понимаете, что навряд ли сможете меня в чем-то переубедить, как и я не ставлю своей целью в чем-то переубедить вас, если мы касаемся таких доктринальных вопросов, но мне кажется, вам, как верующему человеку, это должно быть очень интересно, что вам может сказать другой верующий человек из другой традиции» и это его очень сильно так вдохновило, он говорит: «Извините, ну давайте тогда еще расскажите вот об этом или об этом». Мацан: — Просто очень важная мысль то, что вы высказываете, судя по тому, что вы говорите, хотя эта встреча была в медресе, то есть в религиозной школе: вот людям важно, во что они верят и поэтому им важно узнать, во что верит человек другой традиции, но вот это настолько далеко отстоит от какого-то религиозного равнодушия просто, которое мы нередко встречаем, то есть не получается ли так, что искренне верующий мусульманин нам, как собеседник, друг и сосед в каком-то смысле предпочтительнее, может быть, дороже и приятней, чем вот такой религиозный агностик, которого вопросы религии и веры никогда особенно не касались, и я таких много встречал, когда, например, вел программу «Не верю! Феофилакт: — Вы знаете, Константин, нет, у меня не было таких случаев, чтобы как раз вот такой человек не вызывал интерес, нет, не скажу, потому что с такими, кстати, намного чаще общаюсь.
Мацан: — Вот я поэтому и спрашиваю. Феофилакт: — Намного чаще, летишь в самолете, рядом сидит сосед или соседка, увидел священника и давай тут тебе, пока ты летишь, расспрашивать или даже спорить. Все зависит от того языка, который ты избираешь для общения, и если верующий человек начинает говорить с таким, знаете, чувством знания или из такого личного опыта и уже менторским голосом, по-отцовски: надо поступать так или надо поступать эдак, то навряд ли этот диалог приведет к какой-то пользе, но если ты расскажешь с интересом о том, кого ты любишь, поверьте, это любому интересно.
Мацан: — Архиепископ Феофилакт, правящий архиерей Пятигорской епархии, управляющий приходами Русской Православной Церкви в Туркменистане и временно управляющий приходами Русской Православной Церкви в Азербайджане сегодня с нами и с вами в программе «Светлый вечер». Задам вопрос, мне действительно очень любопытно: а бывали случаи, когда в ваших епархиях в православие обращался из ислама человек, для себя открыв красоту православия, то есть в каком-то смысле, может быть, в противоречие с семейной традицией, с верой предков? Феофилакт: — Вы знаете, такие случаи, конечно, происходили и происходят, но сразу скажу вот что самое важное и самое главное: я сам имел общение с таким человеком, общался с ним, самым важным, что вкладывал в это общение это было то, что ты не делай очень быстрого или какого-то эмоционального шага.
В древности, это было связано тоже с некоей традицией, когда люди приходили в православие и начинали очень близко соприкасаться с православными людьми, им становилось это интересно, был долгий институт оглашения, он мог длиться не протяжении от одного-двух дней до нескольких лет, это было связано с очень многими обстоятельствами, не для того, чтобы ты все сначала узнал, а потом уже сделал шаг, а для того, чтобы ты поменял свой образ жизни, для того, чтобы, если хочешь, ты начал думать по-другому и на других смотреть по-другому, и только тогда дальнейший шаг становится вполне естественным. А если этот шаг связан с неким понуждением, принуждением с чьей-то стороны тем более это совершенно недопустимо, как правило, мы знаем, такие люди нередко становятся, кто очень быстро какие-то шаги делает, сразу скажу: как в одну, так и в другую сторону, они становятся очень быстро опасными. Недавно у нас была встреча с одним из муфтиев, и он говорит: «Да, для нас вот есть люди, которые вот так появились, очень рьяно взялись за изучение основ веры, а до этого вообще были он конкретный привел пример одного человека, совершенно неверующего и для нас это да, вот смотрим на него и думаем: такие переходы и такие скачки достаточно могут в дальнейшем быть в том числе неполезными для этого человека», то есть нужно время и достаточное время, чтобы человек постепенно сделал для себя выбор, чтобы этот выбор был связан с тем, о чем я говорю: с новым образом твоих мыслей, отношения к тем людям, которые находятся рядом с тобой.
Мацан: — У вас такие широкие пространства, которые входят в вашу пастырскую ответственность: Туркменистан, Азербайджан, Пятигорская епархия в России, просто большие перемещения. Как-то недавно я одного архиерея, правда, служащего в Ярославской области, спросил: «А где вы живете? Феофилакт: — смеется Ну да, у меня уже такой налет часов, что можно перед некоторыми командирами самолетов и похвалиться.
Мацан: — А не тяжело вот так служить? Феофилакт: — Знаете, Константин, тяжело не знать, что делать, а тяжело, когда ты начинаешь полагаться на какие-то свои собственные силы или на то, что лишнее ты можешь сделать. А когда ты доверяешь промыслу Божию и тем людям, которые рядом с тобой, вот я уже говорил слова благодарности священникам, это слава Богу, есть те люди, на кого можно опереться.
Да, сейчас эти полеты стали немножко усложнены и продолжительны в связи со всеми нынешними реалиями и обстоятельствами, но если есть такая возможность, я всегда с большой радостью этой возможностью пользуюсь. Кстати, был тяжелый период, вот, наверное, отвечающий на вопрос, что такое тяжело лично для меня, был период пандемийных ограничений, когда я не мог посетить свою паству в Туркменистане, когда даже на территории здесь, в России, Северо-Кавказских республик, тоже были некие ограничения по передвижению, особенно в первый период у нас были зафиксированы большие, неконтролируемые так называемые вспышки и тогда вводился какой-то режим пропусков и всего прочего, вот это было очень тяжело, было намного тяжелее и было очень тяжело служить в полупустых храмах и, как я уже сказал, еще тяжелее не иметь возможности посетить свою паству по тем причинам, о которых я уже сказал. Сейчас не тяжело.
Мацан: — Вы так, наверное, не случайно, отвечая на мой вопрос, сказали, что вот «тяжело не знать, что делать» и это снова во многом возвращает нас к началу нашего сегодняшнего разговора, мне кажется, что вот эта фраза «не знаю, что делать», она сегодня очень многих людей внутреннее состояние может описать.
Апостол Варфоломей понёс подвиг распространения подлинной веры в Единого Бога. Будучи простым рыбаком, он жил на берегах Галилейского озера. Сюда пришёл он пешком, проповедовал и остался верен Христу несмотря ни на что. Мы сегодня поддаёмся различным страхам. А апостол Варфоломей не убоялся мучений. Он имел самоотверженность, имел твёрдое упование на Бога и отдал свою жизнь.
Святой апостол Варфоломей не призывал никого убивать, свергать власть, ничего плохого с точки зрения общественного и государственного порядка не делал. Он просто учил тем заповедям, которые принес Христос. Эти заповеди были обличением грешного мира. Этот мир не мог переубедить праведника, и поэтому лишил его жизни.
Имена собеседников изменены.
Ему глава государства присвоил почетное звание «Заслуженный работник физической культуры РФ». Ранее Владимир Путин наградил ставропольского священника. Настоятель Михайловского храма Новоалександровска и еще в начале СВО попросил направить его на передовую для окормления и духовной поддержки воинов.
Карачаевские общественники просят сместить архиепископа Феофилакта
Обычное общение архиепископа Пятигорского и Черкесского Феофилакта с прихожанами Спасского собора Пятигорска после воскресной литургии, конечно, во многом, посвятили ситуации вокруг нас. 13-18 октября 2022 года временно управляющий Патриаршим благочинием приходов Русской Православной Церкви в Туркменистане архиепископ Пятигорский и Черкесский Феофилакт совершил рабочую поездку на приходы страны. Настоятель Успенского Бештаугорского Второ-Афонского монастыря архиепископ Пятигорский Феофилакт дал интервью порталу «Монастырский вестник». Гостем авторской программы председателя Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ, главного редактор «Фомы» В.Р. Легойды «Парсуна» стал архиепископ Пятигорский и Черкесский Феофилакт.
Еще по теме:
- Архиепископ Пятигорский и Черкесский (Курьянов) Феофилакт на РНЛ
- Архиепископ Пятигорский Феофилакт совершил рабочую поездку в Патриаршее благочиние в Туркменистане
- Покров - Мин.Воды - Архиепископ Феофилакт совершил литургию в храме хутора Красный Пахарь
- Правящий архиерей
Архиепископ Пятигорский Феофилакт: «В истории России межрелигиозных войн никогда не было»
В Ашхабаде состоялась встреча архиепископа Феофилакта с духовенством Туркменистана. Прежде всего передаю всем вам благословение Предстоятеля Русской Церкви Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, который благодарит вас за искреннее служение Церкви Христовой и многонациональному народу вашей Родины — Туркменистана», — сказал архиепископ Феофилакт, открывая встречу. Владыка поблагодарил духовенство за социальное служение, просветительскую деятельность среди прихожан храмов и выразил удовлетворение конструктивным взаимодействием православных приходов с органами власти Туркменистана в вопросах сохранения храмов-памятников и гуманитарной деятельности общин. И совершенные хиротонии, и таинства Крещения и Венчания, духовное окормление верующих в храмах дружелюбного Туркменистана — яркое тому свидетельство. Святыни не приходят в запустение благодаря нашей общей любви к Богу, к стране, в которой мы живем, и нашему единству», — заключил архиепископ Феофилакт.
Владыка пообщался с каждым священником, обсудил положение дел на приходах.
Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник. Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим?
А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов.
Это естественное человеческое сострадание. Беда в том, что на этих искренних чувствах играют нечистоплотные провокаторы и разжигатели конфликтов, которые, находясь далеко от нашего дома и от горячего сейчас Ближнего Востока, стараются наполнить наши умы ненавистью, уничтожить мир и согласие наших народов. Потому что ненавидят и нашу Родину — Россию и её многонациональный народ. Не забыли ли те, кто поддался на провокацию, что они — кавказцы?
Но вот все-таки, в пределах епархии ведь ваша власть, она ничем не ограничена. Как же не ограничена? Ну а вот… ну есть такая точка зрения, что власть архиерея, она в его епархии ничем… Это так — не так? Вообще, тяжело это, вы чувствуете вот это испытание властью? Вам приходится что-то терпеть, с чем-то бороться? Самое тяжелое испытание властью — когда от тебя требуют принять решение. Требуют — в смысле кто-то? Принять решение. Или обстоятельства? Ну вот, к примеру, происходит ситуация сложная: конфликт на приходе между одними и другими. Бывает, что и священник в этот конфликт каким-то образом вмешан. И от тебя требуют принять решение. И одна сторона права, и другая. И когда ты говоришь о том, что нужно нам примириться, найти какие-то пути, другие решения... Вот здесь это всегда очень непросто. Знаете почему? Потому что ты же понимаешь, что ты это делаешь для того, чтобы удовлетворить справедливость. Но у каждого она ведь своя правда... А значит, нужно искать что-то другое. Значит, нужно что-то вместе сделать. По-разному складываются ситуации, по-разному. Но всегда встречаюсь с людьми. И когда говорят: «Вот давайте сделайте так», я говорю: «Вы знаете, я своей властью благословляю собрать весь приход, приеду пообщаться. Вот мы... А что касается безграничности — не знаю, не согласен. Господь такие границы кладет. Ты думаешь: вот я сегодня сделаю так. Потом, если вовремя вспомнишь слова апостола: «Если Бог даст», то сделаешь. А если не вспомнишь, то навряд ли сделаешь. То есть здесь очень быстро могут поставить на место. Всё очень быстро меняется. И знаете, у святителя Игнатия как-то в одном из его писем прочитал удивительные слова, когда он говорит, что архиерей — это, в общем-то, человек, который владеет над своим сердцем и должен владеть над своим сердцем. Вот, наверное, самую большую силу власти или удовлетворение от нее я чувствую тогда, когда что-то удается в себе самом поменять, заставить себя что-то сделать: наконец-таки взялся дочитать эту книгу; наконец-таки поехал на прогулку велосипедную. Вот это власть над своим сердцем. Наконец-таки смог простить, наконец-таки смог простить. Владыка, а вот нет какого-то конфликта монаха и архиерея? Все-таки монах —находящийся в послушании, как сейчас говорят, по определению. Хотя понятно, можно спорить: значит ли это, что монах у всех вообще в послушании. Это же тоже не так. Это особая такая история. Но архиерей, он все-таки реализует властные полномочия. Вот у вас, в вас лично монах и архиерей не борются? Раньше боролся, пока я не жил в монастыре. Вот сейчас живу в монастыре, и эта борьба как-то сама собой прекратилась. Потому что ты, с одной стороны, понимаешь, что ты — насельник монастыря и священноархимандрит не по сану, а по тому, что ты там находишься, и в общем-то, от тебя требуются определенные поступки, шаги, первые решения, образец. Что ты выходишь во двор к братии не для того, чтобы сказать им, как надо делать, а в общем-то, они же смотрят на тебя, и вольно-невольно то, что ты делаешь сам, делают другие. И вот и все, вся борьба на этом закончилась. А до этого почему была? Ну до этого была, потому что тебе всегда, ты убежден в том, что из опыта… не личной жизни, а какого-то начитанного из правильных книжек ты знаешь, как надо. И еще потому, что ну вот так как бы складывались обстоятельства жизни, что, живя в каком-то другом пространстве, ты живешь в другой атмосфере — людей, звуков, гостей, разговоров, проведенного вечера. А монастырь, он и хотя не имеет высоких стен, но какие-то хорошие стены внутри стали тебя. И вот это твое пространство перестает наполняться ненужным. И этого монашеского, этой какой-то свободы становится больше. Это наша следующая тема. И вы сегодня уже вспомнили первую чеченскую кампанию и то, что вы тогда переживали. Я, если позволите, хочу напомнить один эпизод, который вы как-то в интервью описали. Когда вы шли по улице в Грозном и после авианалета увидели женщину, которая шла и тянула на санках какое-то кресло из парикмахерской, непонятно, зачем оно ей нужно. И вы к ней подошли, а она, видя, что вы священник, сказала: «Есть ли Бог? А она посмотрела на вас, вот на все вокруг, на кресло это нелепое и сказала: «Мне кажется, что нет». А вот в ситуациях, когда человек не прощает Бога, вот в таких… ну это же карамазовский вопрос, это, собственно, то, что сказала вам эта женщина, то же самое, что Иван говорил Алеше, да? Вот вы что говорите в таких ситуациях человеку? Нет такой, знаете, вынутой таблетки, которая тут же от этого избавит. Нужно помолчать с человеком, побыть еще немножко. Я той женщине тогда говорю: «Давайте я вам помогу дотянуть эти ваши санки». А я вас как раз хотел спросить. А у вас продолжение было? То есть вы ей просто помогли эти санки… Да, да, говорю: «Давайте эти санки дотяну». Просто прошлись там несколько шагов. Мне вот: «Я пришла». Ну помоги вам Бог». Мне кажется, она потом… я не знаю, я больше никогда эту женщину не встречал, но мне кажется, что она потом не раз еще возвращалась к этому моменту. Ведь в этот момент в своей жизни, когда ей казалось, что все ее оставили и прежде всего — Бог, она все же шла не одна. И если она до конца будет честна, перед собой хотя бы, она тогда скажет: «Да, Господи, Ты шел рядом со мной вот этим неизвестным человеком». И в общем, так же происходит и в жизни. Все наши обиды к Нему — это тогда, когда мы слишком высоко задираем голову и не смотрим по сторонам. Бог, Он же ведь не сверху смотрит — изнутри. И помогает Он не сверху, а рядом: справа и слева. Вот и действует так же. Но, если человек до конца честен, он все равно почувствует в своей руке чужую руку. И этого хватит, даст ему сил сказать: «Господи, ну хоть за это спасибо». И начать по-другому жить. Бог не нуждается в том, чтобы мы Его прощали или не прощали. Он нуждается в том, чтобы мы Его любили. Но в том смысле, что без этого тогда мы перестаем быть счастливыми людьми. Вот и всё. Владыка, а вот про прощение еще хотел вас спросить. Я часто священникам задаю этот вопрос. Ну потому что для меня, у меня естественно нет этого опыта — это опыт исповеди со стороны того, кто исповедует. И как переживать то, что ты слышишь? И всегда, ну или часто, мне говорили священники, что человек же Богу исповедуется, он же не мне исповедуется. И священник это понимает. И вот по крайней мере на этом все делают акцент, что мы хорошо понимаем, что «аз только свидетель есть». А ну вот смотрите, какая получается штука. Исповедуется человек Богу, но епитимью же вы накладываете. Вот как здесь, какой здесь критерий? Это же, собственно, вы же принимаете решение в конце: допускаете человека к причастию или не допускаете. Это вообще сложно, это тяжело? Да, сложно. И знаете, я сознаюсь, как на исповеди, что даже после того, как принял исповедь, поговорил с человеком и наложил определенную епитимию, долго размышляю: вот не то, что там хороша не хороша не, сложна несложна, отвечает преступлению или нет сделанному. Нет, размышляю о том, что вот как этот человек это теперь выполняет. И потом переспрашиваю. Вот я тебе сказал вот это делать. Но давай вот приходи, вместе поклоны положим или вот это правило прочитаем. Как раз мне правило читать надо, вот вместе почитаем». Я исповедую не очень много людей. Это в основном те, кто как-то находится в такой близкой орбите общения. А когда я помню себя, еще в то время, когда еще был священником на приходе, то тоже самое. Мерило всегда одно — что человеку сейчас нужней. Ну это чувствуешь, это Господь открывает тебе. Вот ты совершенно понимаешь, что человек пришел не просто с пониманием, что он сделал что-то дурное, а с тем, чтобы от этого дурного избавиться, ему теперь нужно сделать что-то другое. Ему нужно это сделать. Вот, знаете, бывают такие вещи, когда говорят: «Я просыпал мусор». Но чтобы избавиться от него, нужно его собрать. Нужно что-то сделать другое. Не просто ходить и печалиться: надо же, вот эта куча валяется. Так и здесь. И бывают моменты, когда нужно что-то делать, когда нужно ограничить человека в его свободе. Когда налагаю епитимью в том числе и для священников. И когда я понимаю, что эта невозможность предстоять у престола на какое-то время связана с тем как раз, что нужно пособирать и вынести мусор. И это нужно сделать. Иначе не будет никакого толку для самого священника. Куда он вернется от Престола — вот к этой мусорной куче? Владыка, а вот у меня складывается впечатление, что либо вы читали мой сценарий, либо вы просто, как говорится, страдаете прозорливостью. Вы про друзей сказали, про ближний круг. А я как раз хотел спросить: а вот друзей тяжело исповедовать? Ну это же все-таки у вас с человеком близкие… Да. Я более того скажу, Владимир Романович: друзьям тяжело исповедоваться. Потому что вы вот... Потому что да. Ну потому что это твой друг, и когда ты идешь к нему на исповедь: и духовник, и друг — это намного тяжелей. Намного тяжелей. То есть исповедоваться друзьям тяжелей, чем исповедовать друзей? Ну да, да. Я поэтому…. И тогда можно этим утешаться, что, может быть, и не надо… Я так, кстати, иногда и говорю своим друзьям: «Знаешь, мне тоже ехать на исповедь к другу. Не переживай». Владыка, а у меня есть один такой подлый журналистский вопрос. Вот вы исповедуете какого-нибудь благодетеля и понимаете, что, в общем, надо ему мусора сейчас насобирать столько, чтобы… Ну а как он отреагирует, Бог его знает. Бывают такие мысли? Здесь есть сложности? А вы знаете, обычные люди, они тоже этого ждут. И когда ты говоришь, что нужно сделать вот так или поступи так, что вот тебе это дело, которое нужно выполнять теперь постоянно». Человек говорит: «Спасибо». Ну то, о чем вы уже стали говорить… Да. Да, как мне, им тоже хочется искренности, в отношениях, а не…. Ну конечно. Никому не нужна договоренность.
Осетия: воздух - чистый; страсти - человеческие.
Все они имеют или получают духовное образование. Рукоположенные студенты продолжат обучение в Казанской духовной семинарии. Архиерей совершил монашеский постриг протоиерея Альвиана Григорьянца с наречением имени в честь апостола Фомы, а также подписал и передал на приходы страны антиминсы. В Ашхабаде состоялась встреча архиепископа Феофилакта с духовенством Туркменистана. Прежде всего передаю всем вам благословение Предстоятеля Русской Церкви Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, который благодарит вас за искреннее служение Церкви Христовой и многонациональному народу вашей Родины — Туркменистана», — сказал архиепископ Феофилакт, открывая встречу. Владыка поблагодарил духовенство за социальное служение, просветительскую деятельность среди прихожан храмов и выразил удовлетворение конструктивным взаимодействием православных приходов с органами власти Туркменистана в вопросах сохранения храмов-памятников и гуманитарной деятельности общин.
По результатам обучения выпускники смогут работать на горячей линии помощи участникам СВО и членам их семей, запуск которой планируется в Пятигорской епархии. В конце третьего дня в программу включаем тему: "Сложные случаи в доабортном консультировании" Опытом поделится Ирина Юрьевна Малюченко - генеральный директор АНО "Кризисный центр "С верой в жизнь! Балашов, семейный психолог БФ "Александр Невский" г.
Все они имеют или получают духовное образование. Рукоположенные студенты продолжат обучение в Казанской духовной семинарии. Архиерей совершил монашеский постриг протоиерея Альвиана Григорьянца с наречением имени в честь апостола Фомы, а также подписал и передал на приходы страны антиминсы. В Ашхабаде состоялась встреча архиепископа Феофилакта с духовенством Туркменистана. Прежде всего передаю всем вам благословение Предстоятеля Русской Церкви Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, который благодарит вас за искреннее служение Церкви Христовой и многонациональному народу вашей Родины — Туркменистана», — сказал архиепископ Феофилакт, открывая встречу. Владыка поблагодарил духовенство за социальное служение, просветительскую деятельность среди прихожан храмов и выразил удовлетворение конструктивным взаимодействием православных приходов с органами власти Туркменистана в вопросах сохранения храмов-памятников и гуманитарной деятельности общин.
Это храмовый день столичного кафедрального собора Бакинско-Азербайджанской епархии - Рождества Богородицы. Архиерею сослужили архимандрит Алексий Никоноров и настоятель храма иерей Ростислав Шахваладов. После литургии состоялось чаепитие, во время которого прихожане имели возможность в теплой и непринужденной обстановке пообщаться с владыкой Феофилактом, услышать слова назидания и получить ответы на интересующие их вопросы.
Из Пятигорска – в Магадан: за что потребовали сослать архиепископа Феофилакта
Он нуждается в том, чтобы мы Его любили. Но в том смысле, что без этого тогда мы перестаем быть счастливыми людьми. Вот и всё. Владыка, а вот про прощение еще хотел вас спросить. Я часто священникам задаю этот вопрос. Ну потому что для меня, у меня естественно нет этого опыта — это опыт исповеди со стороны того, кто исповедует. И как переживать то, что ты слышишь? И всегда, ну или часто, мне говорили священники, что человек же Богу исповедуется, он же не мне исповедуется. И священник это понимает. И вот по крайней мере на этом все делают акцент, что мы хорошо понимаем, что «аз только свидетель есть».
А ну вот смотрите, какая получается штука. Исповедуется человек Богу, но епитимью же вы накладываете. Вот как здесь, какой здесь критерий? Это же, собственно, вы же принимаете решение в конце: допускаете человека к причастию или не допускаете. Это вообще сложно, это тяжело? Да, сложно. И знаете, я сознаюсь, как на исповеди, что даже после того, как принял исповедь, поговорил с человеком и наложил определенную епитимию, долго размышляю: вот не то, что там хороша не хороша не, сложна несложна, отвечает преступлению или нет сделанному. Нет, размышляю о том, что вот как этот человек это теперь выполняет. И потом переспрашиваю.
Вот я тебе сказал вот это делать. Но давай вот приходи, вместе поклоны положим или вот это правило прочитаем. Как раз мне правило читать надо, вот вместе почитаем». Я исповедую не очень много людей. Это в основном те, кто как-то находится в такой близкой орбите общения. А когда я помню себя, еще в то время, когда еще был священником на приходе, то тоже самое. Мерило всегда одно — что человеку сейчас нужней. Ну это чувствуешь, это Господь открывает тебе. Вот ты совершенно понимаешь, что человек пришел не просто с пониманием, что он сделал что-то дурное, а с тем, чтобы от этого дурного избавиться, ему теперь нужно сделать что-то другое.
Ему нужно это сделать. Вот, знаете, бывают такие вещи, когда говорят: «Я просыпал мусор». Но чтобы избавиться от него, нужно его собрать. Нужно что-то сделать другое. Не просто ходить и печалиться: надо же, вот эта куча валяется. Так и здесь. И бывают моменты, когда нужно что-то делать, когда нужно ограничить человека в его свободе. Когда налагаю епитимью в том числе и для священников. И когда я понимаю, что эта невозможность предстоять у престола на какое-то время связана с тем как раз, что нужно пособирать и вынести мусор.
И это нужно сделать. Иначе не будет никакого толку для самого священника. Куда он вернется от Престола — вот к этой мусорной куче? Владыка, а вот у меня складывается впечатление, что либо вы читали мой сценарий, либо вы просто, как говорится, страдаете прозорливостью. Вы про друзей сказали, про ближний круг. А я как раз хотел спросить: а вот друзей тяжело исповедовать? Ну это же все-таки у вас с человеком близкие… Да. Я более того скажу, Владимир Романович: друзьям тяжело исповедоваться. Потому что вы вот...
Потому что да. Ну потому что это твой друг, и когда ты идешь к нему на исповедь: и духовник, и друг — это намного тяжелей. Намного тяжелей. То есть исповедоваться друзьям тяжелей, чем исповедовать друзей? Ну да, да. Я поэтому…. И тогда можно этим утешаться, что, может быть, и не надо… Я так, кстати, иногда и говорю своим друзьям: «Знаешь, мне тоже ехать на исповедь к другу. Не переживай». Владыка, а у меня есть один такой подлый журналистский вопрос.
Вот вы исповедуете какого-нибудь благодетеля и понимаете, что, в общем, надо ему мусора сейчас насобирать столько, чтобы… Ну а как он отреагирует, Бог его знает. Бывают такие мысли? Здесь есть сложности? А вы знаете, обычные люди, они тоже этого ждут. И когда ты говоришь, что нужно сделать вот так или поступи так, что вот тебе это дело, которое нужно выполнять теперь постоянно». Человек говорит: «Спасибо». Ну то, о чем вы уже стали говорить… Да. Да, как мне, им тоже хочется искренности, в отношениях, а не…. Ну конечно.
Никому не нужна договоренность. По крайней мере в храм когда человек, да, приходит. Уж тем более. Или у меня есть, знаете, кто-то говорит: «Да у меня есть там свой знакомый священник». Я говорю. Мне так тоже как-то говорят: «Вот, у меня там батюшка знакомый есть. Я там с ним там». Я говорю: «Здорово, — говорю. Вы с Богом тоже так договариваетесь?
И вы думаете, эта ваша договоренность, она сильна до самого Неба? Конечно, речь идет не о том, что тебя поймут, войдут в твое положение, оценят всё так, как тебе самому бы хотелось бы, чтобы оценили, мол, ну ты не совсем тут, конечно, и виноват, конечно дело, поступил неплохо, но если на самом-то деле все вокруг, мир такой, все плохие и все прочее — нет, нет. Ведь дружба, она как раз-таки не входить в положение. А дружба — это идти вместе: ну ты шлепнулся, ну давай я на колено встану, подыму тебя. Но только для одной цели — не валяться в этой луже, а пойти вместе. Вот это и есть сила дружбы. Она и налагается на… особенно вдохновляема силой духовных отношений, когда это и друг, и духовное чадо. Владыка, а вот еще про исповедь у вас спрошу. Вот священники же, ну естественным образом так получается, гораздо реже исповедуются, чем миряне.
Все по-разному. То есть ну в массе, скажем. Вот всегда по-разному. И не знаю, я тоже как-то вот звоню духовнику и обо всем поговорю. Говорю: «Ну а теперь разреши мне. Вот мы поговорили о проблеме, о том, что сделал. Я хотя бы понимаю, что на самом деле это исповедь. Ну вот разреши мне, я завтра служу и с этим мне очень тяжело завтра будет подойти к престолу». Чтобы мое сердце было поспокойней, я переживаю об этой ситуации, что вот так получилось там.
Какая-то конфликтная ситуация или что-то еще. И какие-то слова услышу. Я это, собственно, и хотел спросить. Что ведь это очень важно и для священника, и для архиерея, да, вот. Ну а как без этого? Это же все по-честному. У престола-то стоять…, не знаю, каждый по-своему и по-разному переживает… это возможность там стоять со страхом. И ты понимаешь, что это не твое место. И от этого еще страшней.
А надо. Тебя призвали. Ну и потом, когда ты совершаешь молитвословие, это же, в общем-то, прежде всего о своих грехах приносить жертву и затем — за народ. И чтобы народу стало легче, должно твоей совести стать легче, о своих грехах, и потом уже — за народ. И поэтому прежде всего это правило духовной жизни. А как без этого? Вы уже начали говорить про любовь и про дружбу. Владыка, вы человек, ну наверное, я могу сказать, что человек общительный. И я могу предположить, что и до принятия сана у вас было очень много друзей.
А вот когда вы стали архиереем, у вас с людьми —с друзьями, с близкими, не знаю, с товарищами — как-то изменились отношения? Ну, допустим, кто-то с вами был на «ты» и стал на «вы», вот. У меня таких нету. Нет, ну есть такие, которые вдруг стали на «вы». Вдруг стали говорить: «Ваше высокопреосвященство». Я обижаюсь: «Ну подожди, мы же с тобой постригались в один день. Ты что мне выкаешь». Ну не знаю, я как-то не замечаю этого. Совершенно не замечаю этого.
Вот есть священники, с которыми я общаюсь, и они ко мне обращаются на «ты», но когда вот мы лично. А когда это обращение в обществе… Да. Ну это понятно. Это педагогика. И здесь, скорее, как раз, как отношение с архиереем. И здесь это вполне нормально, это норма. И другого я как-то не замечал. Вот вы задали вопрос, а я… нет, ничего не поменялось. Владыка, а я вот знаю, что у вас есть близкие.
А вы знаете, что поменялось, простите, Владимир Романович, говорили так: «Теперь тебя нельзя так называть» — ну по моему старому имени. Я говорил: «Ни в коем случае. Нельзя, это просто, это верх». Так посмеялись. Владыка, а я вот знаю, что у вас есть близкие друзья-архиереи. А вот близкие друзья не архиереи у вас есть? Есть, есть. Вот с давних пор, да, которые? Или и новые есть?
И с давних пор, и новые. Есть такие. Разные люди. То есть архиерей тоже человек. Как ни странно. А вот архиерей — это начальник же. А вот начальник, мы на эту тему сегодня уже говорили, но здесь в общем, конкретный вопрос. Вот как сочетать эту все-таки необходимость быть руководителем, принимать решение, о чем вы уже сказали, и сочетать все это с любовью? Вот можно человека уволить с любовью?
Ну вы же наверняка увольняли людей. Ну если по собственному желанию.
Согласны ли Вы с утверждением: «Если вера не растет, она умирает»?
Мне кажется, что это проблема и тех подростков, о которых Вы сейчас говорили, и взрослых, чья вера в какой-то момент перестает расти, а значит, начинает умирать. Вы знаете, наверное, парадокс веры заключается в том, что она растет как вовнутрь нашего сердца, так и наружу. Поэтому апостол Иаков и говорит нам, что вера, если не имеет дел, мертва сама по себе Иак.
Что это означает? Если нет дел, то есть того, что снаружи, то нет и корня — того, что внутри. Значит, вера не проросла в нашу совесть, не проросла в наше сердце, значит, она не питается там и потому не приносит никакого плода.
Вера, несомненно, растет и изменяется вместе с нами. Хочу привести такое сравнение: думаю, люди, которые живут в горах, особенно хорошо поймут, о чем я говорю. Вот ты идешь по знакомой горной тропе.
С одной стороны, ты знаешь эту тропу, знаешь, куда она ведет, где на ней самые опасные места. Но, кроме этого, ты знаешь одну особенность всех горных троп: она в эту ночь могла измениться. Например, ее могло засыпать камнями.
Поэтому каждый раз, когда ты идешь даже по изведанному пути, ты идешь не с закрытыми глазами, широко шагая, а очень аккуратно, внимательно. И при этом, когда ты не один, ты особенно внимательно смотришь вперед, чтобы успеть и самому остановиться, и остановить тех, кто идет за тобой. Это ежедневное испытание, это такая собранная жизнь: ты каждый день идешь по известному пути, но как будто в первый раз.
И дорога веры — она именно такая: она, с одной стороны, давно тебе известна, с другой — она каждый раз новая: все, что угодно, могло на ней за ночь произойти. И значит, ты должен быть готов разобраться с этим завалом — обойти его или расчистить; должен быть готов отказаться от каких-то своих планов, заночевать там, где не планировал, не прийти к вечеру туда, куда стремился. Ты понимаешь, что в горах может быть всё, но это не останавливает тебя, наоборот, это помогает тебе каждый раз приобретать новый опыт, спасаться самому и спасать тех, кто идет с тобой рядом.
Вот это и есть рост твоей веры. Как, какими судьбами Вы, будучи еще совсем молодым человеком, сказали, подобно Исаие: вот я, Господи, пошли меня? Что привело Вас к этому?
Двадцать пять лет пытаюсь я стать монахом, надеюсь, что на двадцать шестом году у меня это получится. Решение это было связано с одним-единственным желанием — послужить матери-Церкви. Где-то внутри у меня что-то говорило: «Господи, если благословишь и если примешь, то будет так».
И всё. И дальше пошел… и не знаю, что еще тут сказать. У нас на Кавказе — может быть, это связано с традиционным воспитанием, с пространством, в котором находишься, с людьми, которые здесь живут, — не принято отвечать дважды на один и тот же вопрос.
И у нас в семье так всегда было: если человек ответил уже на вопрос, его не переспрашивали, другого ответа от него добиться не пытались. Это по-евангельски: Но да будет слово ваше: да, да; нет, нет; а что сверх этого, то от лукавого Мф. И, слава Богу, все эти годы я радовался тем людям, тем друзьям, которые меня поддерживали, которые помогали и помогают мне в моей монашеской и духовной жизни и дают не столько советы, сколько, как я уже сказал, примеры своей собственной жизни.
Неужели духовного образования и духовного просвещения недостаточно? Что это для Вас изменило и как это Вам помогло, если помогло, конечно? Психологическое образование — это если не возмещение недостатка жизненного опыта, то, во всяком случае, возможность получения опыта других людей именно в тех вопросах, которые связаны с душепопечением.
И, собственно говоря, мы всегда так и поступаем, мы так и учимся — пользуясь чужим опытом. Наша Церковь — апостольская и святоотеческая. Это означает преемственность, традицию.
И священный сан мы получаем по апостольскому преемству: благодать рукоположения через епископов идет от апостолов, а им ее дал Христос. Принять решение стать священником означает пойти и взять то, что оставлено на тебя, и понести это на себе дальше. И это не какая-то эстафета — схватил и побежал.
Это произрастание — от семени к дереву, а дерево даст новые семена. Потребность в приобретении — не собственного опыта, а опыта людей, искусных в душепопечении, собственно говоря, и стало основой для того, чтобы продолжить образование, полученное уже в духовной школе, — получить еще образование светское. Мне необходимо было иметь представление о состоянии и потребностях того общества, которое складывалось в постцерковный, в советский период.
Психологическое образование помогло мне не только сопоставить святоотеческие традиции и традиции наших современных духовных школ; оно помогло мне перевести учение святых отцов на язык этого общества, на язык современного человека; сделать святоотеческую традицию доступной, показать, что она не только далекому прошлому принадлежит, что она действует и сегодня. Моим первым учителем и примером для меня в этом деле остается Алексей Ильич Осипов, который смог такую непростую науку, как богословие, сравнительное богословие, сделать настолько интересной для ныне живущих людей, ввести ее в современное информационное пространство. Я вспоминаю его лекции в Московской духовной академии, которую я заканчивал.
Как это всегда меня впечатляло и вдохновляло — умение говорить о древних отцах-пустынниках так, как если бы они жили совсем недавно, да еще и где-то здесь, с нами рядом; умение доносить до слушателей их слова таким образом, что это вызывало очень глубокое доверие. Ведь когда ты понимаешь то, что до тебя стараются довести, ты доверяешь этому и затем используешь это в своей жизни. Вот, собственно говоря, психологическое образование тоже стало для меня таким экспериментом, который, надеюсь, помогает и мне самому, и другим.
Тяжкий крест? Возможности, которых не было бы иначе? Огромная ответственность?
Что оно означает для Вас, прежде всего? Знаете, когда я был священником и не знал, как поступить, что людям сказать, как на чей-то вопрос ответить, я всегда брал паузу и говорил: «Спрошу у Владыки и потом дам Вам ответ, как Владыка благословит». А теперь я сам Владыка.
И в трудных ситуациях мне остается только, образно выражаясь, дозваниваться до неба. Зато сейчас я понимаю, как никогда, что выше закона может быть только любовь. Но эта любовь — она не может быть без почвы, она произрастает из молитвы, из личного переживания той или иной ситуации, из личных поступков.
И все эти трудные обстоятельства нашего служения — они удобряют, постоянно скапливаясь, твое собственное сердце, твою душу. Ты ждешь, как пророк ждал, ты просишь: «Господи!
И не оставляет возможностей для полуподпольной проповеди экстремистских идеологий. Об отношении к инославию Владыка поделился горьким опытом личного общения с юной православной христианкой, оказавшейся беззащитной перед агрессивным инославным прозелитизмом.
Рядом с ней не нашлось достаточно образованного православного человека, чтобы адекватно ответить на её вопросы. В то же время агрессивный прозелитизм в отношении славянского населения вызывает тревогу. Пренебрегая православной культурой, как основой фундамента нашего общего кавказского дома, мы рискуем потерять и всё многоцветие наших уникальных культур, допустив перекраску общества в радикальные черно-белые тона», - отметил Владыка. В следующем году запланирован курс лекций для духовенства и активных мирян с привлечением религиоведов, посвященный теме открытых дискуссий с инославными по чувствительным вопросам.
О воинах Отмечая изменения в обществе, которые происходят в связи со специальной военной операцией, архиепископ Феофилакт благословил особое внимание уделять воинам, которые нуждаются в пастырской заботе после возвращения с СВО.
По традиции духовенство и прихожане совершили Пасхальный крестный ход. Состоялись рабочие встречи архиепископа Феофилакта с представителями органов власти, дипломатами, общественными деятелями, служителями Бакинской епархии.
Архиепископ Пятигорский Феофилакт совершил рабочую поездку в Патриаршее благочиние в Туркменистане.
Пятигорского и Черкесского Феофилакта (Курьянова) из Пятигорской епархии, не связывался с самой епархией для обсуждения вопросов, сообщил РИА Новости представитель ископ Феофилакт возглавляет Пятигорскую епархию с 22 марта 2011 года. В 2021 и 2022 годах по благословлению Святейшего Патриарха Кирилла архиепископ Феофилакт возглавлял престольные торжества храма. Феофилакт, Архиепископ Пятигорский и Черкесский. 22 ноября 2023 года, в день памяти иконы Божией Матери «Скоропослушница» архиепископ Пятигорский и Черкесский Феофилакт совершил Божественную литургию. Архиепископ Феофилакт вручил медали «За труды на благо Пятигорской епархии» III степени секретарю Архиерейского Совета Ставропольской митрополии протоиерею Иоанну Моздору, секретарю Георгиевского епархиального управления протоиерею Анатолию Маршалкину. Обычное общение архиепископа Пятигорского и Черкесского Феофилакта с прихожанами Спасского собора Пятигорска после воскресной литургии, конечно, во многом, посвятили ситуации вокруг нас.
За Христом по горной тропе
новости прихода. 10 сентября 2023 года архиепископ Пятигорский и Черкесский Феофилакт навестил протоиерея Анатолия Роткина. Архиепископ Пятигорский и Черкесский Феофилакт совершил Божественную литургию в древнем Георгиевском храме на горе Шоана. Архиепи́скоп Феофила́кт — архиерей Русской православной церкви, архиепископ Пятигорский и Черкесский, управляющий приходами Патриаршего благочиния. С основным докладом выступил архиепископ Пятигорский и Черкесский Феофилакт.
Правящий архиерей
Экзамены у меня принимал нынешний ректор Московских духовных школ архиепископ Верейский Евгений, тогда – ректор Ставропольской духовной семинарии. ЧЕРКЕССК, 29 октября – Архиепископ Пятигорский и Черкесский Феофилакт ответил на вопрос об отношении к стихийным митингам в Карачаево-Черкесии и Кабардино-Балкарии. Архиепископ Пятигорский и Черкесский Феофилакт наградил победителей епархиального конкурса «Фотолетопись Благословенного Кавказа». Архиепископ Пятигорский и Черкесский Феофилакт (Курьянов Денис Анатольевич) родился 27 августа 1974 в городе Грозном в семье служащих. Архиепископ Феофилакт вручил медали «За труды на благо Пятигорской епархии» III степени секретарю Архиерейского Совета Ставропольской митрополии протоиерею Иоанну Моздору, секретарю Георгиевского епархиального управления протоиерею Анатолию Маршалкину. Архиепископ Пятигорский и Черкесский Феофилакт, временно управляющий Бакинской епархией, совершил очередной архипастырский визит в столицу Азербайджана.
Архиепископ Пятигорский Феофилакт посетил православные приходы Туркмении
Второй награжденный со Ставрополья - тренер краевой Спортивно-адаптивной школы Сергей Гагикович Халатян. Ему глава государства присвоил почетное звание «Заслуженный работник физической культуры РФ». Ранее Владимир Путин наградил ставропольского священника.
Черкесские общественники давно протестуют против действий епархии, обращаются с жалобами в правоохранительные органы, а на этот раз решили написать главе РПЦ.
Также на их сайте опубликовано обращение к генпрокурору Игорю Краснову. Поводом для возмущения в этот раз стала литургия, которую 6 мая, в день памяти святого Георгия Победоносца, архиепископ Феофилакт совершил в храме на горе Шоан. Черкесских активистов возмутило то, что в мероприятии приняли участие казаки, члены осетинской общины и военнослужащие, а с представителями местных народностей богослужение и паломничество верующих не согласовали.
Черкесы также недовольны тем, что герой кавказского нартского эпоса Уастырджи отождествляется в РПЦ с христианским святым Георгием. Победоносцу православное духовенство посвятило Шоанинский храм. По мнению местных жителей, мифический герой Уастырджи имеет исключительно языческое происхождение.
Согласно «Мифологическому словарю», подготовленному в 1991 году при участии таких общепризнанных специалистов в филологии, как Елеазар Мелетинский, Сергей Аверинцев и Аза Тахо-Годи, там всё же есть упоминание об отождествлении Уастырджи со святым Георгием. С другой стороны, в словаре этот герой нартского эпоса называется «небожителем, отцом сатаны», осетинским богом войны. Как считают авторы письма, Пятигорский архиепископ «идеологически облекает эти богослужения в межнациональные и межконфессиональные противопоставления».
После чтения Священного Писания Владыка обратился к верующим с проповедью: «В сегодняшнем евангельском чтении мы слышали повествование о чудесном улове рыбы, — обратился со своим словом к прихожанам архиепископ Феофилакт. Доверившись слову Христа, Петр с друзьями рыбаками, превозмогая усталость от ночи, в которой они ничего не поймали, набрали полные лодки рыбы! Послушание Богу никогда не оставит нас без плода!
Владыка Феофилакт также пожелал молодым людям успехов в труде и учебе. Архиепископ Феофилакт совершил диаконские и иерейские хиротонии студентов Казанской духовной семинарии из приходов Патриаршего благочиния в Туркменистане. В настоящее время на 12 приходах Туркменистана совершают служение 18 священнослужителей. Все они имеют или получают духовное образование. Рукоположенные студенты продолжат обучение в Казанской духовной семинарии. Архиерей совершил монашеский постриг протоиерея Альвиана Григорьянца с наречением имени в честь апостола Фомы, а также подписал и передал на приходы страны антиминсы. В Ашхабаде состоялась встреча архиепископа Феофилакта с духовенством Туркменистана.
Жизнь в Церкви
- Епископ Пятигорский и Черкесский Феофилакт прибыл в Пятигорск
- Русская Православная Церковь
- Еще по теме:
- Жизнь в Церкви
Читать также
- Архиепископ Пятигорский и Черкесский Феофилакт (Курьянов)
- Архиепископ Феофилакт совершил архипастырский визит в Азербайджан
- Свято-Троицкий монастырь в КБР посетил архиепископ Пятигорский и Черкесский Феофилакт
- Международная деятельность
Архиепископ Пятигорский Феофилакт совершил рабочую поездку в Патриаршее благочиние в Туркменистане
14 октября после вечернего богослужения в храме святителя Алексия архиепископ Феофилакт ознакомился с ходом реконструкции храма и высоко оценил первые результаты. Лариса Антышева, Варвара Мовчанова и Виктория Ендовицкая - получили из рук архиепископа Феофилакта дипломы и сертификаты на паломничество к святыням Санкт-Петербурга. Архиепископу Пятигорскому и Черкесскому Феофилакту. Экзамены у меня принимал нынешний ректор Московских духовных школ архиепископ Верейский Евгений, тогда – ректор Ставропольской духовной семинарии. 10 июня 2023 года в День отдания праздника Пятидесятницы Архиепископ Пятигорский и Черкесский Феофилакт совершил Божественную Литургию в Покровском храме поселка Зеленогорский города Кисловодска. Что такое Майкопская и Адыгейская епархия? В канун воскресного дня архиепископ Пятигорский и Черкесский Феофилакт, ВРИО Управляющего Бакинской и Азербайджанской епархией, совершил всенощное бдение в столичном храме Архангела Михаила.