фугасная авиационная бомба. Фугасные авиабомбы предназначены для поражения живой силы и бронетехники противника путем воздействия на них преимущественно продуктами взрыва и ударной волной. Сюда следует отнести российские ФАБ-1500 (Фугасная Авиационная бомба) — особенно мощные авиабомбы, которые сильно влияют на очертания линии соприкосновения. Также обеспечивается больший разлёт осколков для ФАБ и ОФАБ, так как бомба падает с большим углом.
Фугасная авиационная бомба ФАБ-50
Что такое - 3000? Это вес всего боеприпаса. Почти половина этого веса 1200 кг - взрывчатое вещество. Длина бомбы - более 3 метров. После ее взрыва в обычном грунте образуется воронка диаметром более 30 метров и глубиной - 15 метров. Это как если бы четыре КамАЗа поставили друг на друга, они полностью скрылись бы в такой ямине. Она была была принята на вооружение еще в 1946 году и много раз модернизировалась. Предназначается такой боеприпас для поражения промышленных, городских, портовых сооружений, крупных укрепленных целей, мощных опорных пунктов.
Масса боеприпаса составляет 1525 кг, а вес боевой части — 1010 кг. Но, видимо, этого оказалось недостаточно.
Могущественней этих авиабомб лишь тактические ядерные заряды. Источник Военный летчик Попов: «Азовсталь» можно зачистить за ночь с помощью особых авиабомб Провести зачистку мариупольского завода «Азовсталь» можно за одну ночь с помощью использования особых боеприпасов. К утру все националисты будут уничтожены, а само предприятие останется практически целым, уверен военный летчик Владимир Попов. Оставшиеся нацисты забаррикадировались на заводе «Азовсталь». ВСУ превратили предприятие в крепость с бункером. Предприятие имеет большую площадь в несколько километров, включая цеха и подсобную базу противника. Чтобы зачистить «Азовсталь» за несколько дней, можно работать более эффективными боеприпасами, выразил мнение заслуженный военный летчик России, генерал-майор в отставке Владимир Попов. По ним можно применить объемно-детонирующие авиабомбы. Маленькие, на 500, 1000, 1500 килограмм.
ФАБ при этом существенно дешевле. Однако, тут стоит оговориться, что Россия сейчас не может производить спутники для ГЛОНАСС из-за санкционных запретов, поскольку они собираются с существенной долей импортных комплектующих. Более того, за последние годы Россия только теряли спутники. Впрочем, сейчас группировка восполнена до необходимого количества спутников для покрытия всей планеты, и до 2030 года планируется заменить 18 спутников первого поколения, на новые ГЛОНАСС-К, которые будут обеспечивать более высокую точность. К слову, Россия по общему количеству действующих спутников находится лишь на четвертом месте в мире, и сильно уступает в этом показателе тем же США. Так, по данным на 2022 год, у США было 2944 спутника, в то время как у России 69. При этом, спутники у России самые старые — в среднем возраст их 7,4 года, в то время, как у США возраст спутников 3,1 года, а у Великобритании при возрасте 1,7 года есть 452 спутника.
Возвращаясь к планирующим бомбам. В прессе появились сообщения о применении ФАБ-1500М-54, которые были взяты из телеграм-каналов.
Бомбы использовались, как бомбардировщиками, так и истебителями. ТТХ бомбы: длина — 936 мм; диаметр — 219 мм; масса — 50 — 60 кг; масса ВВ — 25 кг; толщина стенок — 8-9 мм; размах оперения — 210 — 264 мм; бронепробиваемость — до 30 мм палубной брони, 900 мм кирпичной кладки или 220 мм железобетона. ФАБ-50шг - фугасная авиационная бомба сварная со штампованной головкой С целью расширения производства сварных фугасных авиабомб калибра 50 кг по заданию Государственного Комитета Обороны СССР в 1943 г.
Авиабомба этой модели выгодно отличалась значительно большим коэффициентом наполнения взрывчатым веществом при минимальном количестве металлических деталей. Кроме того, все металлические детали также штамповали. Но, пожалуй, что самое важное - авиабомба превосходила прототип по эффективности боевого применения. В условиях военного времени предприятия тыла работали по минимально упрощенным технологиям, чтобы бесперебойно снабжать «сталинских соколов» боеприпасами.
«Умная» российская авиабомба ФАБ‑500: характеристики и применение на Украине
Российские авиационные бомбы ФАБ-250 поставили на крылатую платформу и оснастили навигационной системой, что позволило сделать их высокоточными боеприпасами, сообщает ТАСС со ссылкой на источник в оборонно-промышленном комплексе. ФАБ принято относить к свободнопадающим авиационным бомбам. свободнопадающая толстостенная фугасная бомба.
На фронт СВО начнут массово поставлять ФАБ-3000: что это за бомба
Они предназначены для поражения живой силы, не- и легкобронированной техники. Старые авиабомбы имеют цилиндрический корпус с жестким стабилизатором обеспечивают нерегулярное дробление, современные бомбы имеют сферическую или полусферическую конструкцию, складывающийся стабилизатор, аэродинамические устройства приливы или лопатки , насечки для организованного дробления корпуса или уже готовые поражающие элементы. Бомбы с готовыми осколками изготавливаются из двух полусфер, армированных стальными шариками. Внутри корпуса имеется разрывной заряд и контактный взрыватель. Бомбы с насечками кроме того имеют взрыватель с замедлением. При встрече с преградой такая бомба разделяется на две части и через время, необходимое для поднятие на несколько метров, подрывается [1]. ПТАБ — противотанковая авиационная бомба. Предназначены для поражения бронированных объектов. Поражающим действием является кумулятивная струя , образующаяся при помощи кумулятивной выемки внутри корпуса бомбы.
Между собой и с продольным запальным стаканом они соединялись приваренными стальными планками. Поскольку масса боевого заряда ФАБ-5000 намного превышала суточную норму выработки целого снаряжательного завода, снаряжали каждую из них в течение недели, доставляя взрывчатое вещество порциями на особо охраняемую дальнюю заводскую площадку. Конус стабилизатора коробчатого типа на конической части корпуса авиабомбы прижимало специальное кольцо хвостовой втулки. Его перья к угольникам конической части авиабомбы, как и стальные 5-мм растяжки, приваренные к ним для жесткости, притягивали 14-мм болтами. Поскольку ФАБ-5000 транспортировали без укупорки, то для предохранения деталей ее запальных стаканов и снаряжательных люков от деформации приваривали уголковые профили. В замки бомбодержателей самолета бомбу подвешивали на специальных поясах.
Начиная с 1944 г. И это не самая большая — есть ведь ещё ФАБ-9000 Современные авиабомбы ФАБ-5000М-54 Всего за годы войны было произведено 98 авиабомб ФАБ-5000НГ — с одной стороны потому, что очень уж специфический получился боеприпас — не каждый день приходилось Красной Армии штурмовать крепости, а с другой — носителем сверхмощных бомб был Пе-8, а их самих-то построили 93 штуки. Так как одновременное сбрасывание нескольких бомб среднего калибра не приводило к желаемому результату из-за их неминуемого рассеивания, а дешевых управляемых авиабомб делать ещё не получалось, требовалось мощное, сосредоточенное воздействие на цель. Так появилась фугасная авиационная бомба ФАБ-5000М-54, представлявшая собой проверенную конструкцию, в новом корпусе и с тремя взрывателями. В 1954 году новая «пятитонка» была принята на вооружение. При этом, как и её предшественница времен войны, ФАБ-5000 М-54 не предназначена для поражения живой силы противника — она эффективна только против защищенных и относительно крупных укрепленных целей.
Источник: armedman. Пырьев, С. Бомбардировочное вооружение авиации России 1912-1945 гг.
Область применения та же. При столкновении с поверхностью специальный заряд, именуемый диспергирующим, распыляет жидкое взрывчатое вещество, которое образует вокруг места падения бомбы топливо-воздушную смесь. После достаточного распространения смеси, в том числе и в укрытия противника, срабатывает второй детонирующий заряд, который воспламеняет это топливное облако. Прочный корпус и высокая кинетическая энергия, достигаемая часто путем использования реактивных ускорителей, позволяют пробивать до метра железобетона и до трех метров земляного укрытия. По принципу действия после попадания в цель отличия от фугаса незначительны.
Самым легким самолетом, который мог быть носителем ФАБ-1500, был фронтовой реактивный бомбардировщик Як-26 — он мог взять один боеприпас. Современный Су-34 может нести три ФАБ-1500, но с учетом эффективности применения таких тяжелых боеприпасов ему пришлось бы делать большое количество вылетов. Ведь круговое вероятное отклонение таких бомб составляет более 200 м. Убойная точность И еще один момент: фугасное воздействие тяжелых бомб огромное, но с увеличением расстояния от точки падения смертоносность бомбы падает в геометрической прогрессии. По опыту боевого применения ФАБ-3000 радиус летального для личного состава противника сплошного поражения ударной волной составляет не менее 40 м, а радиус поражения с выводом личного состава из строя контузии, ранения и т. Понятно, что если такой бомбе обеспечить точность хотя бы в 10 м, то можно «менять ландшафты», уничтожая намеченные цели. Опыт разработки и применения УМПК на боеприпасах калибра 500 кг показал рекордное повышение боевой эффективности — игра стоила свеч. Применение беспилотников-камикадзе станет эффективнее и безопаснее То, что форма бомбы не предназначена для скоростного полета, было элегантно обойдено — на нее поставили обтекатель, который обеспечил ей устойчивый полет с высокой скоростью на расстояние не менее 60 км.
«Будто открылись врата ада». На вооружении ВКС — новая планирующая бомба
При встрече с преградой такая бомба разделяется на две части и через время, необходимое для поднятие на несколько метров, подрывается [1]. ПТАБ — противотанковая авиационная бомба. Предназначены для поражения бронированных объектов. Поражающим действием является кумулятивная струя , образующаяся при помощи кумулятивной выемки внутри корпуса бомбы. Также при подрыве корпус бомбы образует осколки, которые могут поразить живую силу и небронированную технику.
Для эффективного воздействия кумулятивной струи взрыв должен происходить на расстоянии, называемом фокусным. Старые образцы бомб имеют контактный головной или донный взрыватель. Современные бомбы имеют головодонный взрыватель с датчиком цели [1]. ОАБ с готовыми осколками слева и с насечками справа.
То есть, условно говоря, второй тип больше, тяжелее первого, а соответственно и мощнее. Именно с ними стало поступать больше рассказов о применении. Россия производила их в большом количестве еще с середины прошлого века. В некоторых военных конфликтах они уже применялись и в современной истории, например в Сирии в 2015 году. Тогда был задействован широкий спектр авиабомб. От кумулятивно-осколочных до осколочно-фугасных.
ФАБ-1500 может сбрасываться с бомбардировщика с высоты около 12 километров, и за несколько десятков километров от цели бомбометания. Доработанная небольшими крыльями, такая бомба летит не строго вертикально вниз, а по параболе к земле, за счет чего ее называют «планирующей». Доработка ФАБ-1500 реактивным двигателем позволила увеличить дальность полета бомбы почти до 150 км.
Применение в военных операциях Когда разгорелась Афганская война, советские военачальники решили, почему бы не использовать ФАБ-9000М-54 против мусульманских радикалов, скрывавшихся в скалистых местностях, пещерах. Ко времени этой войны на складах накопилось огромное количество невостребованных бомб ФАБ-9000.
Военные решили, что практичнее будет их растратить на операцию в Афганистане, чем отправлять на утилизацию. Использовали даже бомбы с истекшим сроком годности. Причина банальна — нежелание возиться со сложной и трудоемкой утилизацией оружия. Оружейные хранилища постепенно освобождались от залежей, а на самолетах-бомбардировщиках Ту-16 лишь в течение зимы 1988 года было сброшено почти 290 бомб ФАБ-9000М-54. Но при таком подходе к использованию оружия понятно, что эффективность бомбометания оказалась невысокой.
Одна из проблем заключалась в обеспечении ее аэродинамики при планировании. Бомба тяжелая, удержать ее горизонтальный полет длительное время при помощи не очень больших крыльев - задача сложнейшая. Наши инженеры справились. Более того, проходила информация, что ФАБ-1500 планирует на дальность почти в 100 км.
Это больше, чем у гораздо более легкой ФАБ-250. И при этом точность удара не меньше, чем у 250-киллограммовой бомбы с УМПК. Количество взрывчатки в полуторатонной бомбе - около 700 кг. Большая часть ее веса приходится на прочный корпус, благодаря которому ФАБ-1500 пробивает несколько метров железобетонных укрытий.
Самая крупная американская планирующая бомба весит около 900 кг. Основным носителем нашей полуторатонной планирующей бомбы является фронтовой бомбардировщик Су-34.
ФАБ, ОФАБ, ОДАБ и КАБ: наглядно о различиях авиабомб ВКС России!
Россия наращивает производство фугасных ФАБ 3000: в чем особенность и уникальность данных бомб. фугасная авиационная бомба. Фугасные авиабомбы предназначены для поражения живой силы и бронетехники противника путем воздействия на них преимущественно продуктами взрыва и ударной волной. Не так давно начали поступать сообщения о применении более тяжёлых бомб (ФАБ-1500) с УМПК.
Авиабомбы ФАБ-500 считаются эксклюзивом СВО
Фугасные авиационные бомбы (ФАБ), осколочно-фугасные (ОФБ), бетонобойные (БетАБ), бронебойные (БрАБ) относят к свободнопадающим авиабомбам. 1) ФАБ — фугасная авиационная бомба. Фугасные авиабомбы предназначены для поражения живой силы и бронетехники противника путем воздействия на них преимущественно продуктами взрыва и ударной волной. Предлагаемой бомба обладает малыми потерями кинетической энергии при контакте с препятствием или грунтом.
В России расконсервировали бомбы ФАБ-3000 на фоне операции на Украине
Потом с разрешения командира соединения сидели на командном пункте, впившись глазами в табло, где отмечались координаты и боевые действия каждого самолета. Счастливые, что в ту ночь вернулись все, встречали отбомбившиеся машины на стоянках. И вот наступило утро. Конструкторам в тот день пришлось волноваться дважды. Сначала за самолет - оторвется ли он от земли? Hа старте собрались все участники работы, командный состав части. Пришли, недоспав, и летчики - наступила их очередь "болеть" за инженеров. После сигнальной ракеты Пе-8 начал разбег, показавшийся всем бесконечно долгим. Он и в самом деле был почти вдвое больше обычного. Hаконец у всех вырвался вздох облегчения - самолет в воздухе!
Медленно, кругами Пе-8 набрал высоту. Теперь настало время волноваться вторично - не закувыркается ли бомба? Hо и тут все прошло благополучно. Летчик сбросил ее недалеко, за краем летного поля. Устойчивый полет пятитонки все видели очень хорошо. Теперь надо было делать опытную партию. Когда корпуса были готовы, их отвезли на снаряжательный завод. Создателям пятитонки предстояло преодолеть еще одно грозное препятствие. Аппарата для приготовления сразу 4 т взрывчатой смеси не было.
Предстояло плавить ее в нескольких малых установках, но держать в расплавленном состоянии столько сильнейшей взрывчатки крайне опасно! Поэтому решили придерживаться жесткого графика постепенной заливки. С точностью до минуты окончание приготовления смеси в каждом последующем аппарате должно было совпадать с опорожнением предыдущего. Осторожность, осторожность и еще раз осторожность! Уже на следующий день после снаряжения опытной партии бомб первую из них подвесили под Пе-8, за штурвал которого сел опытнейший летчик, командир полка В. Главный конструктор убедился в правильности подвески, договорился о точном времени вылета и сел в стоящую наготове автомашину, где его ждали ближайшие сотрудники. Через два часа бешеной езды конструкторы были на полигоне. Тем временем на аэродроме в бомбу впервые ввернули все взрыватели. Получив разрешение на вылет, пилот в условленное время уверенно взмыл вверх.
Путь от аэродрома до полигона занял у него считанные минуты. Однако летчику удалось набрать лишь 2500 м высоты вместо расчетных 3000 м. Ситуация была критической. Выше облачность, а внизу, всего в километре от цели, конструкторы и военные. Садиться с такой "начинкой" - верная гибель. И бросать опасно - взрывная волна может достать самолет. Командир решает: бросать и тут же набирать высоту. Самолет все-таки тряхнуло, хотя и несильно. Hи люди, ни машина не пострадали.
Предполагается, что данные боеприпасы специально достали из резерва, чтобы убедить сдаться остатки полка «Азов» НГУ экстремистская организация, запрещенная на территории России , окопавшиеся на заводе «Азовсталь» в Мариуполе не только добрым словом, но и громкой бомбой.. На одном из представленных снимков на заднем плане находится дальний сверхзвуковой ракетоносец-бомбардировщик Ту-22М3 — единственный носитель указанных боеприпасов. Сама авиабомба находится на тележке, предназначенной для транспортировки боеприпаса к самолету. Пусть вас не смущает внешний вид ФАБ-3000-М46 — это очень надежный и проверенный временем боеприпас с толстыми стенками литого корпуса, который создавался не для выставок. ФАБ-3000-М46 предназначены для ударов по промышленным объектам, плотинам и подземным сооружениям. Авиабомба была принята на вооружение в 1946 году. Она выполнена по бесхвостой аэродинамической схеме и имеет кольцевой стабилизатор. Его масса составляет 3000 кг, а вес взрывчатого вещества — 1400 кг. Масса боеприпаса составляет 1525 кг, а вес боевой части — 1010 кг.
Но, видимо, этого оказалось недостаточно. Могущественней этих авиабомб лишь тактические ядерные заряды.
Вспомогательная аэронавигационная морская бомба, выпускавшаяся с 1936 г. Кроме того, их применяли для постановки «вспомогательной точки прицеливания» на местности и маркирования заданной точки на водной поверхности. АНАБ транспортировали в кабине штурмана и сбрасывали вручную. Головная часть бомбы выполнена из 0,25-мм белой жести, хвостовая часть — из 0,75-мм декапированного железа, состояла из двух разделенных диафрагмой камер — поплавковой и камеры под снаряжение. Поплавковую камеру оживальной формы с приваренным стабилизатором оснащали газоотводящими трубками. Головные части заполняли раствором флуоресцина в ацетоне и фосфористого кальция снаряжение дневного действия , а заливное отверстие закрывали крышкой и запаивали. При ударе о водную поверхность головная часть разбивалась, освобожденный груз тонул, а жидкость, растекаясь по поверхности воды, образовывала яркое зеленовато-желтое пятно протяженностью 9-10 м.
Хвостовая часть через 2-3 секунды всплывала и, приняв через трубку и донное отверстие воду, «запускала» реакцию разложения фосфористого кальция. При этом образовывался жидкий фосфористый водород, воспламенявшийся на воздухе и зажигавший смесь фосфина. Горения сопровождалось выделением белого дыма. Кроме того, пламя бело-желтого цвета имело вид факела высотой 20 — 25 см с продолжительностью горения 1 — 1,5 минуты, после чего еще 10 — 15 минут можно было наблюдасть вспышки с интервалом 5 — 15 с. Гидростатические плавающие боеприпасы предназначались для постановки на море маскирующих дымовых завес с целью прикрытия ими атаки и маневров своих кораблей. В 1939 г. В 1944 г. Корпус авиабомбы состоял из двух поперечных половин, соединенных между собой на резьбе. В передней части содержалась дымовая смесь, а задняя выполняла роль поплавковой камеры.
Бомба сбрасывалась со специальным парашютом. Взрыватель — мговенного действия. ТТХ бомбы: масса заряда — 40 кг; время образования дыма — 7 — 10 минут. С 1944 г. Боеприпасы предназначались для постановки на местности маскирующих дымовых завес с целью прикрытия атак и маневра своих войск, а также ослепления огневой системы обороны противника авианаводчиков и корректировщиков артогня. Боеприпасы изготавливали в сварных корпусах, штампованных и свальцованных из листовой стали. Оперение — четырехперистое, взрыватель — мгновенного действия. ТТХ ДАБ-25-30Ф: масса — 15 кг; масса заряда — 17 кг белого фосфора ; диаметр — 203 мм; толщина стенки — 4 мм; время образования дыма — 3 — 5 минут. ТТХ ДАБ-100-80Ф: масса — 100 кг; толщина стенки — 3 мм; время образования дыма — 5 — 10 минут; протяженность дымовой завесы — 100 — 1500 м; высота завесы — 50 — 80 м.
Осветительные светящие авиабомбы, относящиеся к боеприпасам вспомогательного назначения, применяли в ночных операциях разведывательной и бомбардировочной авиации в ходе визуальной разведки и освещения местности при прицельном бомбометании, в совместных действиях авиации с кораблями ВМФ и авиации с артиллерией. Последнее заключалось в корректировке артиллерийского огня с самолетов, наведении кораблей и подводных лодок ночью на флот противника, бомбардировщиков — на цели, а также в освещении местности при посадках самолетов вне аэродромов. Бомба состояла из трех основных узлов: корпуса из тонкой листовой стали, осветительного пиротехнического факела в бумажной гильзе и парашюта. При сбрасывании бомбы на заданной дистанции пиротехнический факел воспламеняется и давлением пороховых газов вместе с парашютом выталкивается из корпуса авиабомбы. Выброшенный из корпуса горящий факел медленно снижается на парашюте, освещая местность. Наиболее распространненая бомба САБ-50-15 2. Время горения — около 4,5 минут. Масса — 55 кг; толщина корпуса — 04 мм. Всего в период войны было выпущено 602 тысячи осветительных бомб всех типов.
Авиабомба являлась источником света при ночном воздушком фотографировании. Она представляла собой заряд пиротехнического состава, заключенный в оболочку авиационной бомбы и дающей мощную вспышку. Этого освещения было достаточно, чтобы в ночных условиях получать качественные аэрофотоснимки с высоты до 7500 м. Иногда бомба использовалась среди ночи для подавления наводчиков зенитных орудий посредством мощной вспышки. ТТХ бомбы: максимальная сила света — 500 млн. Агитационные бомбы предназначались для разбрасывания листовок и других агитматериалов на территории противника. Бомба состояла: из пустотелого разборного корпуса, который заполнялся листовками перед использованием; вышибного заряда для выталкивания агитационных материалов; дистанционного взрывателя , обеспечивающего срабатывание вышибного заряда на определенном расстоянии или высоте. Бомба была создана в габаритах ФАБ-100. Ее корпус был выполнен из фанеры и весил не более 20 кг.
Вдоль корпуса была установлена труба с пороховой петардой, позволяющая взрывом разкрыть корпус на заданной высоте. Снаряжали бомбу листовками в виде рулонов массой 2,7 — 3,2 кг каждый. Листовка имела формат 206х146 мм. Сбрасывали бомбу, как с наружных, так и с внутренних бомбодержателей. В зависимости от погоды высота сброса составляла от 50 до 500 м. Для применения малых фугасных, осколочных, зажигательных и других авиационных бомб массой 1-2,5 кг в СССР были разработаны разные носители — стационарные кассеты, контейнеры и РРАБ ротативно-рассеивающие авиационные бомбы. При сбрасывании боеприпас набирал вращательное движение с увеличивающейся частотой.
В то же самое время точность бомбометания прямо зависела от факторов высоты, скорости и погодных условий тот же боковой ветер, который на разных высотах разный по силе и направлению.
Соответственно, чем выше забирался бомбардировщик и чем раньше он сбрасывал бомбы до вхождения в активную зону ПВО , тем ниже была результативность. Отчасти это решалось ракетным вооружением, ведь ракета имеет собственный двигатель и может управляться в полёте. Соответственно, авиация сильно ограничена в возможностях использовать особенно мощные ракетные вооружения. Корректируемые и управляемые бомбы Корректируемые бомбы родились ещё в годы всё той же Второй мировой. От обычных бомб их отличало более развитое оперение, что позволяло значительно точнее предсказать её место падения и снизить зависимость от погодных условий. Тогда же появляются и управляемые бомбы, а в экипаже появляется оператор вооружения, который при помощи радиосигналов управляет оперением. Для повышения точности уже в 1944 году у британцев появляется телевизионный канал наведения, когда оператор в бомбардировщике видел на экране, куда летит бомба, и оперативно корректировал подлёт к цели. В наши дни различия между корректируемыми и управляемыми бомбами всё более размыты.
Происходит это из-за внедрения комплексов навигации и наведения. Сегодня для авиабомб применяются как методы спутниковой навигации, так и наведения по лазерному лучу, а оперение управляется уже в автоматическом режиме. Комплексами наведения и навигации можно модернизировать самые архаичные бомбы, 1940-х или 1950-х годов, не важно. В отличие от лазерного наведения, спутниковое не боится погодных условий, в том числе пылевых бурь. С тех пор это стало стандартом бомбардировок. В соотношении цена-качество-могущество «умная бомба» оставляла ракеты далеко позади… для тактических дистанций, конечно.
На фронт СВО начнут массово поставлять ФАБ-3000: что это за бомба
При падении с 2 км ОФАБ-100 формировала воронку шириной 4,3-4,8 м, а разлетающиеся осколки поражали людей в радиусе 50 м, при этом они даже прошивали 30-40-миллиметровую броню рядом стоящей техники. Данные типы бомб и сегодня широко распространены. Применяются различные типы ФАБ калибром от 100 до 9000 кг. Принцип действия Фугасные бомбы в действие приводят взрыватели контактного мгновенного либо замедленного действия. Контактные авиабомбы ФАБ-250 применяются при нанесении ущерба объектам, находящимся на поверхности земли. Система замедленного действия используется, если требуется поразить некую цель изнутри например, внутри зданий или заглубленный в почву объект бункер, блиндаж, склад боеприпасов и т. Если боезаряд взрывается под землей, к поражающим факторам добавляется сейсмический удар, усиливающий энергию взрыва. Кстати, ФАБ можно замедлить не только на минуты, но даже на часы и дни. В этом случае они выполняют роль мин замедленного действия. Если установить специальные датчики, то бомбы будут детонировать только после определенных событий. Например, вибродатчики следят за силой вибрации.
По неподтверждённым данным, благодаря техническим характеристикам модулей дальность поражения ФАБ достигает 35—40 км звучат оценки и в 60—70 км. Модернизированные ФАБ высоко оценивают эксперты. С учётом того, что она модернизирована, у неё есть возможность на десятки километров уходить от сброса самолётом, что позволяет не подвергать опасности экипаж. При этом точность попадания велика, а значит, что это новое мощное оружие». Первое время о применении ФАБ сообщали редко — самолётам именно они в основном и доставляют ФАБ приходилось входить в опасную зону, поэтому предпочтение отдавали другим средствам.
Bild писал, что ФАБ сыграли большую роль в уничтожении позиций ВСУ, оставляя после себя воронки глубиной несколько метров. Помимо этого, именно с использованием ФАБ-1500 на Западе связывали высокий уровень потерь в украинских войсках. Какие ФАБ есть за рубежом Фугасные авиабомбы есть на вооружении многих стран мира — это распространённый вид боеприпаса.
Полноразмерные макеты этих боеприпасов представлены на Международном авиационно-космическом салоне — 2019 в подмосковном Жуковском. Оба боеприпаса являются высокоточным оружием благодаря установленной на них инерциально-спутниковой системе наведения. Авиабомбы прошли весь цикл испытаний и уже поступают в Воздушно-космические силы Российской Федерации. В этом году компания отмечает свое 50-летие.
Необычная конструкция Разработка вооружения во время войны шла в авральном режиме, технические детали приходилось отрабатывать не за тупиками, а непосредственно на полигонах. Задача создания тяжелой бомбы должна быть решена в кратчайшие сроки. Первым шагом к увеличению мощности бомб без увеличения веса стала замена стальных тяжелых корпусов тонкостенными железобетонными конструкциями. В результате боеприпас, имея прежнюю массу, стал нести больший заряд. Инженер-полковник Кравец предложил ставить сверхмощные боеприпасы на устаревшие модели бомбардировщиков ТБ-3 и управлять самолетом дистанционно по радио. Была создана 6-метровая бомба с массой взрывчатого вещества 4,2 тонны. Его собирали непосредственно в корпусе самолета из 6 цилиндрических деталей.
Внутри каждой секции разместили детонирующие гранаты. Взрывчатку готовили паритами по хорошему графику, земат соединили. Но конструкторы не смогли установить радиоуправление, от проекта отказались. Инженеры приступили к реализации очередного плана, полученный опыт помог им быстро проработать детали. Носителем боеприпасов решили сделать Пе-8 — тяжелый бомбардировщик с четырьмя двигателями и большим радиусом действия. Исходя из размеров самолета рассчитали допустимые параметры бомбы — длина 5 метров, диаметр 1 метр. Но Пе-8 мог брать на борт только груз массой 4 тонны, а бомбоотсек не закрывался после установки ФАБ-5000.
Проведенные испытания показали, что фронтовой бомбардировщик даже с нагрузкой до тонны способен подняться, долететь до цели и сбросить боекомплект. Модификации В середине 1930-х началось серийное производство фугасных бомб. Однако вскоре заводы столкнулись с острой нехваткой металла. Металлургическая промышленность была развита недостаточно и не могла покрыть дефицит стали и чугуна. Испытания показали их достаточную эффективность, и в 1941 году их приняли на вооружение. В 1942-1943 годах с целью увеличения объемов выпуска стали выпускать авиабомбы упрощенной конструкции, получившие обозначение ФАБ-250 М43. Корпус отливали из дешевого стального чугуна, механическая обработка сводилась к минимуму.
Из-за отсутствия станков и квалифицированного персонала резьбовые соединения нарезались только для предохранителей, а на менее ответственных позициях формировалась грубая резьба методом литья. Незадолго до окончания войны с Германией была завершена разработка более мощных и эффективных осколочно-фугасных авиабомб.
Предназначены для создания пожаров и непосредственного поражения техники и живой силы огнем. По характеру бывают сосредоточенного и рассредоточенного действия. ЗАБ крупных калибров снаряжаются огнесмесями, Воспламенение происходит за счет белого фосфора. Температура горения 1000…12000С. Калибр 100,250 и 500 кг. Аналогичную конструкцию имеет зажигательный бак. Применяется по площадным целям, имеет большой коэффициент наполнения. Фугасно-зажигательная авиабомба ФЗАБ.
Обладает комбинированным действием. Применяется по складам ЧСМ и нефтехранилищам. При взрыве происходит воспламенение термитных шаров, которые разбрасываются на расстояние до 100 м. Разовые бомбовые кассеты РБК. Авиабомбы малых калибров 0,5…50 кГ применяются из РБК, обеспечивающих: повышение эффективности при атаке площадных и групповых целей за счет рассеивания малогабаритных АБ на местности и создания требуемой плотности точек разрыва; рационального использования грузоподъемности самолета. Калибр 100, 250 кГ. Снаряжаются смесью алюминиевого и магниевого порошка с окислителем и воспламенительно-разрывным зарядом. Время вспышки 0,1…0,2 с. Сила света 106 свечей.