Новости этимология слова украина

В этом значении этимология слова Украина рассматривается у российских [1], а также у наиболее влиятельных украинских и западных учёных, таких как Орест Субтельный [2], Пол Магочий [3], Омельян Прицак [4], Михаил Грушевский [5], Иван Огиенко [6], Пётр Толочко [7].

Вопрос об Украине

  • О ком постонала Украина?: magadansky — LiveJournal
  • Доисторический период и античные времена
  • Откуда взялись Украина и украинцы
  • Фёдор Гайда: Как произошло слово "украинцы"

Украина — без мифов: фильм Лайфа про историю становления государства

я заметил что этимология слова Украина, на самом деле другая нежели принято считать. Украины, затем распространено на всю территорию, называвшуюся прежде малорусской (см. Дурново — Ушаков 108 и сл.). русский язык этимология украина, украинец Название Украина происходит от древнерусского слова «ѹкраина» (приграничная область, земля у края), которое изначально применялось к разным пограничным землям Руси и древнерусских княжеств.

От Литвы до Польши

  • украина этимология
  • Как произошло слово "украинцы"
  • Давайте обсудим ваш вопрос или заказ!
  • Край, а не окраина
  • Navigation menu
  • Историческая бомба: откуда взялись украинцы и Украина | Русская весна

Историческая бомба: откуда взялись украинцы и Украина

Новости в Викиновостях. Украина (укр. Україна) — государство в Восточной Европе. После 1991 года и до 1994—1996 годов Украина располагала третьим по величине стратегическим ядерным запасом после США и России. Последние новости» Другие новости» Историческая бомба: откуда взялись украинцы и Украина. 1. Как и когда появилось слово "Украина"? Если слово "Украина" в значении ”окраина” пришло из польского, то осталось выяснить, как по польски будет ”окраина”?

Этимология. Пример #7. Слово «Украина» (Ukraine)

В 12 веке впервые упоминается слово Украина, а также Украина Галицкая. Так как украинское понятие понятие «Україна» і «Вкраїна» нельзя отождествлять с его русским «украина», который в русском языке означает окраину (рязанская, псковская). наименование Украина мы может отсчитывать только от момента, когда русское слово оукраина стало именем собственным с новым. Использованы данные словаря М. Фасмера см. =Шаблон:этимология:Украина=3478732 Этимология слова Украина Происхождение и изменение значений названия «Украина.

Значение слова «украина»

Со временем короткая согласная перед протяжной гласной потерялась и осталась Окраина, или Украина. По соображениям нравственного порядка, слова УКРАИНА и УКРАИНСКИЙ (и другие однокоренные слова) употребляются в данном словаре только в этой статье и нигде больше. В этом значении этимология слова Украина рассматривается у российских[1], а также у наиболее влиятельных украинских и западных учёных, таких как Орест Субтельный[2], Пол Магочий[3], Омельян Прицак[4], Михаил Грушевский[5], Иван Огиенко[6], Пётр Толочко[7].

Происхождение слов «Украина», «украинцы»: что говорят документы?

Пользователь обязуется высказываться уважительно по отношению к другим участникам дискуссии, читателям и лицам, фигурирующим в материалах. Публикуются комментарии только на русском языке. Комментарии пользователей размещаются без предварительного редактирования.

Специалист по истории русской культуры С. Шамин в недавней работе показал, что написания «в Украине» и «на Украине» употреблялись в русском языке как равноправные с середины XVII столетия. Произошедший во время революционных событий начала XX века подъем украинского национального движения привел к тому, что люди начали усматривать идеологический смысл в конструкциях, которые изначально не несли какой-либо идейной нагрузки. Это привело к тому, что нейтральные прежде конструкции были наполнены идеологическим смыслом: «на Украине» стало символом братства, особых отношений между двумя народами, а «в Украине» подчеркивало независимость украинцев.

Второй вариант не вписывался в рамки национальной политики СССР. В результате конструкция «на Украине» стала единственным нормативным написанием в советской стране. Исследователь считает, что вопрос о выборе написания не лингвистический, а политический и мировоззренческий. Его можно решить только вместе с другими проблемами в отношениях между народами. Ученый предполагает, что «остроту проблемы могло бы сгладить возвращение к исторически существовавшему равноправию обоих написаний и отказ от поиска в них идеологической составляющей. Ведь изначально такой составляющей, действительно, не существовало» [36].

Однако очевидно, что существующее на сегодняшний день мировоззренческое противостояние лишь усиливает проблему выбора.

Слово Украина в Российской империи в некотором смысле снова вернулось к своему географическому значению, став глобальным обозначением всех юго-восточных земель бывшей Киевской Руси, теперь чаще употребляемого в отношении заграничных территорий вне империи, но слова - украинцы и украинец - уже приобрели оттенок принадлежность к некоему землячеству, если человек принимал таковое самоназвание. Украина Тараса Шевченко В 19 веке начинается общий рост национального самосознания.

Причем, интерес к слову Украина - уже в значение некой народности, появится вместе с разделами Польши точнее разделами Речи Посполитой , когда с польских территорий, присоединенных к России, в главные российские города стали переезжать поляки, в массе своей очень обиженные на Россию за крах Польской республики. Малороссийская элита, да и вся малороссийская интеллигенция, давно имела общие культурные связи с Польшей, да часто сама и по происхождению была из этнических поляков. Среди них так же был подъем, связанный с возникшей модой на все польское, потому полякам в светских посвященных кругах России прощали их фрондерские идеи - антиимперские, а по-смыслу чаще антироссийские.

Увлечение блеском Речь Посполитой было столь велико, что мы знаем, как великий князь Константин Павлович , получивший возможность стать императором, даже отрекся, лишь ради того, чтобы остаться в Польше. Тогда Польша для русских олицетворяла тот западный вариант развития, который сама Россия, как евразийская территориальная империя , имевшая черты типичной деспотии, характерной для стран Востока, тем более, противостоящая европейской империи - никогда бы не могла пройти. Сегодня, когда многие мечтатели говорят: - «Ах, как бы хорошо зажили россияне, если еще в средник века Россия бы утратила свою проклятую имперскую сущность и переняла бы от Польши высокие европейские ценности», - то им можно посоветовать поискать на карте Великое княжество Литовское и Русское , которое как раз этот рецепт исполнила полностью.

Но где оно теперь? Западного пути развития у России быть не могло, если бы она не распалась на десяток Латвий или Эстоний. Для охлаждения пыла поклонникам евроцентризма надо напомнить, что Европа после падения Римской империи была самым нищим краем и, лишь за последние 3 столетия капитализм сделал ее богаче Китая.

Так что им пора менять европейскую ориентацию на Поднебесную, раз центр мира переехал снова в Китай. Возможно, столь легковесный критерий простителен дамам при выборе европейского фасоне, но при изучении истории - надо принимать реальную жесткость логики исторического развития, не совпадающей с дурью и фантазиями о высоких ценностях. Как правило, при выяснении истории слова Украина приводят как довод поэта Тараса Шевченко, который в своих письмах часто использовал слово Украина и называл себя в частной переписке словом украинец.

Собственно, все используют поэта для оправдания своей позиции, тогда как позиция самого Тараса Григорьевича вполне понятна. Кирилло-Мефодиевское братство , идеи которого разделял Шевченко, было одним из первых кружков, так называемых, украинофилов, интересовавшихся как народной культурой Малороссии, так и общим положением малороссийской народности, как стали называть в России коренное русинское население присоединенной Малой России. Интерес отчасти был вызван модой на поляков, солидаризировавшихся с малороссийской интеллигенцией в столице империи.

Члены кружка были или сами малороссийского происхождения и русскими, имевшими корни в Малороссии, что и вызывало у них интерес к проблемам развития Малороссии и, особенно - самый острый вопрос того времени - проблемы освобождения крепостных в Малороссии. У кирилломефодиевцев были идеализированные представления, особенно в части реального положения вольных - то есть свободных от закрепощения - галичан и других русинов в Австро-Венгрии. Так как крепостное право считалось основным пороком России, то в купе с неведением о жизни закарпатских русинов они выставляли их примером для подражания для малороссиян, так что называть одинаковои галичан и малороссов - украинцами - казалось им прогрессивно.

Тогда ведь появлялся провод для критики положения "украинцев" в царской России, на фоне воображаемого счастья таких же украинцев, но в смысле "свободных" австрийских галичан. Собственно, миф о "счастье" свободных галичан и закарпатских русинов развеют публикации в герценовском журнале "Колокол" серии репортажей из этнографической экспедиции под общим названием - Галичина и Молдавия, путевые письма Василия Кельсиева , но это будет позднее. Интересы самого Тараса Шевченко ограничивались попыткой создать украинскую письменность на основе « кулишовки » — одной из ранних версий украинского алфавита, которую разработал другой член братства - Кулиш Пантелеймон Александрович , но осуждение поэта «по собственным отдельным действиям», так как участие в братстве не было доказано, показывает, что тема Украины уже была под большим запретом в российской империи.

Так в докладе начальника Третьего отделения А. Орлова прямо говорилось: С любимыми стихами в Малороссии могли посеяться и впоследствии укорениться мысли о мнимом блаженстве времен гетманщины, о счастии возвратить эти времена и о возможности Украйне существовать в виде отдельного государства. Сам Тарас Григорьевич употреблял слово украинец в личной переписке для подчеркивания принадлежности его и его корреспондента к узкому кругу украинофилов хохломанов , тогда как мнение современных свидомых украинцев совпадает с подозрением жандармского полковника о том, что Тарас Шевченко был родоначальником самого ярого украинского национализма.

Украина Запорожская сечь Настороженное отношение русских властей к слову Украина происходило от самого устройства Войска Запорожского, которое постоянно воспроизводило природный сепаратизм казаков, который российской элите был полезен, когда казаки в составе Польши боролись за право самоопределения, но после вхождения Левобережья в состав России становилось большой проблемой для устоев крепостнической России. Недовольство простых запорожских казаков привело к гражданской войне между разными группировками казаков, получившей название Руина название очевидным образом происходило от слова ук-Раина , в которой эпизодически участвовали Польша, Россия и Швеция. Результатом стал раздел территории казаков на три части - Запорожье фактически сама по себе , Гетманщина на Правобережье неофиц.

Правобережная Украина, ассоциированная с Польшей и Гетманщина на Левобережье неофиц. Левобережная Украина - почти автономная в составе российской империи. Поочередный порядок перехода земель казаков в состав России не способствовал утверждению названия Украина, кроме того, предательство Маземы открыло императору Петру глаза на опасность организационной структуры казаков, так как запорожские казаки пошли еще дальше, предложив причислить всех жителей Малороссии к вольным казакам, что означало освобождение от крепостного права всех малороссийских крестьян.

Заслугой Мазепы можно считать объединение Правобережной и Левобережной Украины в «Войско Запорожское обеих сторон Днепра», но судьба всей Запорожской Сечи как республики вольных казаков была предрешена и началось все с разрушения Меньшиковым по приказу Петра столицы Войска Запорожского на острове Хортица. Из-за возникшего недоверия к малороссийским казакам командирами в основные гарнизоны стали назначать великороссов, что было попыткой реформирования Войска Запорожского. Окончательно судьба запорожцев была решена 3 августа 1775 года подписанием российской императрицей Екатериной II манифеста «Об уничтожении Запорожской Сечи и о причислении оной к Новороссийской губернии», которая появилась на южных причерноморских территориях, отвоеванных у Турции.

Теперь надобности в защитниках южных рубежей уже не было и 5 июня 1775 года, на троицкую неделю, имперские войска заняли Сечь с разговлявшимися казаками и, после предъявления ультиматума, старшинам с участием духовенства лишь после длительного обсуждения удалось уговорить рядовых казаков сдать крепость Сечь миром. Началась ликвидация Сечи как организации, казаки были предоставлены своей судьбе, бывшим старшинам было дано дворянство, а нижним чинам разрешено вступить в гусарские и драгунские полки. Слово Украина, ставшее теперь лозунгом разоруженных самостийников подпало под запрет в официальных документах, как центральных, так и малороссийских властей, что в некотором роде даже через сто лет послужит причиной для выдвижения против Тараса Шевченко обвинений лишь за возможное возрождении интереса к Украйне.

Что еще обозначает слово Украина Так, слово "украина" по причине сепаратистского, перешедшего в самостийническоезначению - не было признано в качестве названия страны казаков. Слово Украина вернулось в лексикон теперь в качестве названия для хозяйственного комплекса всего Юго-запада России захватывавшего часть Краснодарского края. В отношении земель Краснодарского края украинские националисты до сих пор высказывают притязания, так как они считают их частью Великой Украины на основании того факта, что территория левобережной Кубани была подарена Екатериной II-й Черноморскому казачьему войску восстановленное Войско Верных Запорожцев в знак благодарности за участие в Русско-турецкой войне 1787—1792 годов.

Притязания основаны на признании всех казаков в расовом смысле прародителями всех украинцев, только с логикой задом наоборот - мол, была раса украинцев, от которых пошли все казаки. Самым слабым моментом этой бредовой теории, считающей казаков некой расой - является вопрос - где появилось название «казаки», что логически приводит к безвариантному отнесению народности казаков, а следом и всех украинцев к потомкам монголоидной расы. На картах самой российской империи никогда не указывалась Украина, даже Малороссия редко, больше - как некий ряд малороссийских губерний, считавшихся российскими губерниями европейской части империи.

По многим причинам этноним украинец как и название Украина - не мог появиться в царской России, эти слова были в лексиконе казаков и использовались ими для противопоставления себя «низовцев» - господствовавшей нации поляков. Парадоксально, что в расовом смысле слово украинец первыми применили австро-венгерская администрация в Галиции, предложив его в качестве самоназвания галичанам, имевшим опосредованное отношение к Украине. Приведу цитату из статьи Триединый русский народ о концепции, разработанной, главным образом, именно малороссийским духовенством и ставшей официальной государствообразующей концепцией Российской империи: Если сепаратистские движения среди меньшинств например, поляков или финнов воспринимались как возможная угроза территориальной целостности империи, то украинское и белорусское национальные движения, возникшие на протяжении второй половины XIX века, воспринимались, прежде всего, как угроза единству государственной нации.

С встраиванием малороссийской элиты в вертикаль российского государства слово Украина вообще теряло какие-либо перспективы стать топонимом, так как идеи самостийничества и украинского национализма могли бы вообще исчерпать себя в России, если бы не целая программа австро-венгерских властей по созданию идейного украинства в Галиции, так как они начали готовиться к большой войне против России.

Вы Вам ведь не приходит в голову объяснять происхождение украинского слова "вродливий" опираясь на русское слово "уродливый". Ведь значения у них диаметрально противоположные. Впрочем, я профан. Рязанская, псковская, сибирская. Этимология более чем прозрачная.

ЧТО ТАКОЕ УКРАИНА - РАЗ И НАВСЕГДА !

Но временное понятие бывает очень ленивое и длится дольше задуманных сроков. Как же оценивал в Циркуляре малороссийский язык российский министр: «Большинство малороссов сами весьма основательно доказывают, что никакого особенного малороссийского языка не было, нет и быть не может, и что наречие их, употребляемое простонародьем, есть тот же русский язык, испорченный влиянием на него Польши…» Но надо понимать, что на протяжении XIX века, особенно в Восточной Европе, происходили процессы, связанные с ростом национального самосознания. На Украине отмечался фактор формирования украинской нации. Польское восстание 1830—1831 годов заставило российское правительство попытаться ослабить влияние Варшавы на Правобережной Украине путем противопоставления ей украинского движения в виде массового создания просветительских кружков и групп, издававших собственную периодику. Ими являлись «Кирилло-Мефодиевское братство», «Общество друзей народа», «Громада», журнал «Основа», которые одновременно поддерживали украинскую национальную идею и стояли на позициях народничества. Они открыто отвергали подозрения в их адрес в сепаратистских намерениях. При всем этом по оценке российского историка А.

Миллера господствовала идея «большой русской нации», объединяющей в себе всех восточных славян Российской империи, что исключало признание отдельной национальной идентичности украинцев малороссов. Польша делала всё возможное и невозможное, чтобы ту часть Приднепровья, которая входила в состав Речи Посполитой оторвать от России и ополячить. Процесс полонизации предполагал замену православия католичеством. После отмены крепостного права стал остро вопрос образования огромной массы теперь уже освободившего от средневековья вольного крестьянства. Созданный специальный комитет в составе правительства, занимающийся вопросами просвещения, в 1861 году предложил два первых года обучать детей на местных языках. Именно в это время развернулась дискуссия о статусе малороссийского языка.

Одни считали его частью «великороссийского языка», другие склонялись к тому, что это уже самостоятельный язык. Но всех их объединяла идея категорического запрета перевода малороссийского языка и других наречий в Западной России на латиницу, усматривая в этом фактор полонизации местного населения. Шляхетское восстание в Царстве Польском, Северо-Западном крае и Волыни 1863 года с целью восстановления Речи Посполитой в границах 1772 года, показало, что поляки горят желанием объединения в так называемый «трилистник», — Польши, Литвы и Западной Руси. Поляки распространяли листовки и прокламации с обещанием создания украинского государства «от Кавказа до Карпат». Царское правительство переполошилось этими событиями и бросило войска на подавление восстания. Но еще больше его насторожил сепаратизм на Малороссии, всячески поддерживаемый поляками.

Со стороны официальной прессы было организовано преследование украинского движения с увольнением с работы и арестами членов украинских громад. Как отмечал историк А. Миллер, обер-прокурор Синода и шеф жандармов, меры, предлагаемые Валуевым, полностью поддержали. Однако министр народного просвещения Головин уже 20 июля 1863 года ответил Валуеву бурным протестом. Он писал, что вредность или полезность книги определяется не языком, на котором она написана, а ее внутренним содержанием. В 11 томе «Литературной энциклопедии», подготовленной В.

Фриче и А. Луначарским и выходившей с 1929 по 1939 годы так оценивается Валуевский циркуляр: «Украинский язык претерпел немало репрессий и ограничений со стороны царского правительства. Последовательное и систематическое искоренение украинского языка нашло свое отражение в валуевском циркуляре 1863 года, наложившем запрет на печатание всей литературы на украинском языке, за исключением художественной, под тем предлогом, что «никакого особенного малороссийского языка не было, нет и быть не может».

Столица Украины, Киев, основан в 6 в. Стал столицей Руси в 882 и оставался ведущим политическим, экономическим, религиозным и культурным центром Восточной Европы вплоть до его разрушения монголо-татарами в 1240. Большую часть территории Украины занимают низменности Полесская, Приднепровская, Причерноморская и отдельные слабовсхолмленные возвышенности высотой до 300-500 м Подольская, Приднепровская, Донецкий кряж и др. Говерла в Карпатах 2061 м над у. Реки и озера. На Украине хорошо выражена почвенно-растительная зональность.

К северу от черноземного пояса распространены серые лесные и дерново-подзолистые почвы под смешанными лесами, к югу - темно-каштановые и каштановые почвы под сухими степями. Почвенным поясам соответствуют три природные зоны - лесная, лесостепная и степная. Для степной зоны характерны травы и ленточные лесонасаждения. До 18 в. Склоны Карпат покрыты смешанными и хвойными лесами из дуба, бука, ели и пихты. Животный мир. Вследствие своего преимущественно равнинного рельефа и недостатка лесов на Украине мало эндемичных видов животных. Всего представлено 28 тыс. Развивающаяся система заповедников, национальных парков, природных заказников дает возможность частично сохранить и даже разводить новые виды диких животных.

По переписям и оценкам советского периода, население Украины составляло 26,9 млн. В 1993 численность населения страны составляла 52,2 млн. К январю 1998 население Украины сократилось до 50,5 млн. В 1997 на 10 тыс. Наиболее плотно заселены промышленные области Поднепровья и востока Донецкая, Днепропетровская, Киевская, Харьковская и Луганская ; меньше - аграрные западные области Волынская, Закарпатская, Ровенская и Тернопольская. Естественный прирост населения Украины в последние десятилетия снижался и перешел в депопуляцию за счет повышения смертности у мужчин и ухудшения условий жизни в целом. В 1989 средняя продолжительность жизни мужчин равнялась 65, женщин - 75 лет, однако с 1990-х годов отмечалась тенденция к ее снижению. Численность населения резко сокращалась в 1930-х годах из-за массового голода 1932-1933 и репрессий погибло от 3 до 7 млн. Первая мировая война и гражданская война 1917-1921 обошлись Украине в несколько миллионов жизней.

Этнический состав, языки и религия. По переписи 1989 в стране проживало 37 419 тыс. К другим крупным этническим группам относились евреи 486 тыс. Доля русских и евреев, напротив, в городах возрастает. Основные языки - украинский и русский. Идиш и польский были распространены в городах запада и юго-запада до Второй мировой войны. Большинство украинского населения городов, особенно востока и юга, говорит на русском языке. Благодаря близости русского и украинского языков большинство русских Украины читают и понимают по-украински. Основные религии - православие разделено на Украинскую православную церковь Московского патриархата, Украинскую православную церковь Киевского патриархата и Украинскую автокефальную православную церковь , католицизм с греческим и латинским обрядами , протестантизм, иудаизм, ислам.

Православие - наиболее распространенная вера, католицизм исповедуется на Западной Украине. С 1989 обострились отношения между ветвями православной церкви выступающими за сохранение отношений с Русской православной церковью или за автономность церкви внутри Украины , а также между православными и греко-католиками деятельность последних была запрещена, а их собственность передана в 1946 Украинской православной церкви, к которой в 1990-х годах предъявляются имущественные и иные претензии. Урбанизация быстро развивалась в 1930-е годы, когда большевистской партией под руководством Сталина проводилась кампания индустриализации и разрушения индивидуального крестьянского хозяйства. В 1998 крупнейшими городами стали: Киев 2629,3 тыс. Киев - столица государства. Харьков и Днепропетровск - центры военно-промышленного комплекса Украины. Одесса, Херсон и Николаев - портовые города с судостроительной промышленностью. Севастополь - главная база бывшего советского Черноморского флота. Западноукраинские Львов и Черновцы долгое время находились в составе Австро-Венгрии, поэтому их культура своеобразна, а архитектура напоминает архитектуру Вены, Кракова и Бухареста.

Из украинских властей только КПУ - в первую очередь ее первый секретарь и политбюро - имели некоторое влияние на политические решения и действия Москвы. Во времена относительного либерализма 1920-х и 1950-х годов украинские коммунисты стремились самостоятельно заниматься политическими, экономическими и культурными проблемами своей республики. Они назначали в руководство партии и административные органы по преимуществу украинцев, создали большое число украиноязычных школ, украинизировали средства массовой информации, усилили местный контроль над осуществлением экономической политики и планированием. Во времена жесткого диктата Москвы такая политика называлась "национальным коммунизмом" и запрещалась. Скрыпник 1872-1933 , который покончил жизнь самоубийством, чтобы спастись от преследований, и первый секретарь КПУ П. Шелест 1908-1996 , который был вынужден уйти в отставку в 1972. В период перестройки при М. Горбачеве, особенно в 1988-1991, украинские коммунисты вновь подняли знамя национальной идеи. Государственное устройство.

Государственность независимой Украины поначалу сохраняла многие советские атрибуты, в т. Нововведением стал пост президента, который в декабре 1991 занял Л. Кучма, бывший секретарь парткома одного из крупнейших заводов Днепропетровска. Позже, 28 июня 1996, была принята новая конституция, определившая функции и полномочия различных ветвей власти, а также другие вопросы государственного устройства страны. Украина является унитарным демократическим правовым государством, опирающимся на принцип разделения властей - законодательной, исполнительной и судебной. Главой государства является президент, который назначает с согласия парламента - именуемого Верховной Радой и представляющего собой единственный орган законодательной власти - премьер-министра и, по его представлению, членов кабинета министров. Местное управление. Система местного управления наследует черты прежней советской системы, по которой республика разделялась на 25 областей и 479 районов. После провозглашения независимости в 1991 местные органы власти, где все еще доминировали руководители советской эпохи, пытались препятствовать проведению политики центрального правительства.

Чтобы ослабить власть местных руководителей, президент Кравчук назначил в 1992 на места своих полномочных представителей. В августе 1994 новый президент Кучма усилил централизованный контроль над местными советами и исполнительными комитетами. Законы о местном самоуправлении стали предметом спора между парламентом и президентом. В 1992 Крымской области был предоставлен статус автономной республики; статус городов республиканского подчинения имеют также Киев и Севастополь. Местное самоуправление осуществляется территориальными исполнительными органами села нескольких сел или города кроме Киева и Севастополя ; областные и районные советы рады утверждают программы развития и бюджеты и контролируют их исполнение. Основные политические организации. Вплоть до 26 августа 1991 КПУ оставалась главной политической силой. Профессиональные партийные руководители так называемая номенклатура занимали все важные посты в политике, экономике и культуре. После 1988 на Украине возникли многочисленные партии.

В их числе: Партия демократического возрождения Украины, Демократическая партия Украины, Украинская республиканская партия, Партия зеленых, Социал-демократическая партия Украины, Селянская крестьянская партия Украины. Сильной политической организацией стало Народное Движение - "Рух", объединивший демократические и националистические организации Запада Украины. В конце 1991 бывшие коммунисты организовали Социалистическую партию Украины, а в 1993 была возобновлена деятельность самой КПУ. В 1995 появилась пропрезидентская Народно-демократическая партия НДП , а в 1997 - Прогрессивная социалистическая партия Украины национальной ориентации. В марте 1999 НДП выступила инициатором создания Всеукраинского объединения демократических сил "Согласие" "Злагода" и предложила программу "Украина-2010". Целью блока была поддержка кандидатуры Кучмы на президентских выборах в октябре 1999. Политические процессы. Из-за отсутствия общенациональных политических целей и неясно определенных властных полномочий Украинская республика в первые годы независимости оказалась в политическом тупике. Верховная Рада и ее председатель выступали против президента, который со своей стороны осложнял работу председателя кабинета министров премьер-министра ; представители центральной власти в Киеве игнорировались местными органами власти, которые в своем большинстве находились в руках бывших функционеров КПУ.

Верховная Рада первого созыва разделилась на реформистов, реакционеров - противников реформ и радикалов-националистов. По итогам выборов 1994 был сформирован новый парламент, разделившийся на коммунистов и их союзников, националистов и пропрезидентских центристов. Марчук 15 мая был выдвинут кандидатом на пост президента. Выборы в Верховную Раду 1998 привели к формированию такого парламента, в котором левые коммунисты и социалисты получили большинство, оттеснив Народно-демократическую партию и ее правых союзников. На выборах октября-ноября 1999 победу одержал лидер правых Л. Судебная система. Будучи формально независимыми, суды советской Украины фактически подчинялись политическому диктату компартии. Гражданские и уголовные дела рассматривались с учетом приоритета интересов государства; политические процессы диссидентов были всегда закрытыми, а их сценарии составлялись в КГБ. Добровольные "народные дружинники" помогали регулярной милиции; товарищеские суды занимались рассмотрением мелких происшествий и правонарушений.

Верховный суд Украины является высшим органом судебной власти.

Летопись С. Величко составлена между 1720 и 1728 гг. В документе содержатся следующие фразы: "Не забудь к тому же и того, что мы, войско низовое запорожское, скоро поднимемся на тебя, а вместе с нами встанут и все обабочные украинцы, наша братия, и премногие другие пожелают отомстить тебе за обиды и разорения. В какой час и с какой стороны налетит на тебя вихорь и подхватит и унесет тебя из Чигирина, ты и сам не узнаешь, а поляки и татары далеко будут от твоей обороны". Население Малороссии в целом Величко именовал "народом козако-руським". В Лизогубовской летописи по В.

Иконникову - 1742 г. Выходец из известного малороссийского рода Я. Маркович 1776-1804 в своих "Записках о Малороссии, ее жителях и произведениях" СПб. Маркович также называл их "степными Малороссиянами" и полагал, что они произошли от русских или половцев, которые приняли казачий образ жизни; их потомков польский король Стефан Баторий расселил против крымских татар "при обоих берегах Днепра". Он также сообщал, что эти "украинцы", хотя и стали расселяться по Екатеринославской и Новороссийской губерниям, тем не менее составляли особое сословие и не смешивались с малороссиянами. Когда "украинцами" начали называть всё население Украины-Малороссии? Выдающийся военный инженер генерал-майор А.

Ригельман 1720-1789 - обрусевший немец, служивший в 1745-1749 гг. Как уже было сказано, на Черниговщине жили казаки, в отношении которых использовалось именование "украинцев". Ригельман впервые распространил именование "украинцев" на население всей Украины-Малороссии. Понятия "украинцы" и "малороссияне", а также "Украина" и "Малороссия" использовались им как тождественные. Рукопись Ригельмана была хорошо известна историкам и привлекалась к исследованиям в частности, Д. Бантыш-Каменским в его "Истории Малой России" , однако никто из малороссийских историков - современников Ригельмана П. Симоновский, С.

Лукомский и др. Польский граф-эмигрант, впоследствии российский чиновник, Ян Потоцкий 1761-1815 издал в 1795 г. Во введении он привел список славянских народов, среди которых фигурировали "украинцы" или "малороссы" - отдельный от "русских" славянский народ, в древности разделявшийся на 4 племени: полян, древлян, тиверцев и северян. Потоцкий впервые эпизодически использовал слово "украинцы" как этноним. Интересно отметить, что оно фигурирует всего 3 раза, но сразу в двух формах написания les Uckrainiens, les Ukrainiens. По мнению польского графа, русский народ происходил от словен новгородских, а кривичи, дреговичи и бужане влились в состав украинского, русского и отчасти польского народов. Более к украинской теме автор не возвращался, а сама концепция ни в других трудах Потоцкого, ни у его современников развития не получила.

Однако почины Ригельмана и Потоцкого восприняты не были. Слово "украинцы" в литературных и политических произведениях до середины XIX в. Харьковский писатель И. Квитка, одесский историк А. Скальковский, а также А. Пушкин вероятно, вслед за Марковичем и Квиткой именовали "украинцами" малороссийских казаков. В драме "Борис Годунов" 1825 Г.

Отсюда видно, что в русском варианте слово изначально имело ударение на второй слог укрАинец , в то время как в польском по правилам польского ударения - на предпоследний украИнец. Использовалось и прежнее петровское значение слова. Декабрист П. Пестель 1792-1826 в своей "Русской Правде" делил "народ русской" на пять "оттенков", различаемых, по его мнению, лишь "образом своего управления" то есть административным устройством : "россиян", "белорусцев", "русснаков", "малороссиян" и "украинцев". Харьковский драматург Г. Квитка Основьяненко 1778-1843 , племянник И. Квитки, в небольшом очерке "Украинцы" 1841 писал: "Народы, населившие нынешнюю Харьковскую губернию, большею частью были украинцы и имели с малороссиянами один язык и одни обычаи, но со времени своего здесь поселения значительно отклонились от них до заметной разности...

Рылеев в набросках своей поэмы "Наливайко" 1824-1825 писал: "... Этот отрывок "Весна" был впервые опубликован только в 1888 г. В 1834 г. Максимович издал в Москве "Украинские народные песни", в комментариях к которым писал: "Украинцы или Малороссияне составляют восточную половину Южных или Черноморских Руссов, имевшую своим средоточием богоспасаемый град Киев". Однако позднее, принявшись за изучение истории и культуры Малороссии, Максимович сузил понятие "украинцы": по его мнению, так именовались потомки полян - казаки и жители Среднего Поднепровья. Максимович не считал "украинцев" особым этносом. Когда под "украинцами" стали понимать отдельный славянский народ этнос?

На рубеже 1845-1846 гг. Владимира Н. Костомарова ученика Максимовича возникло "Кирилло-Мефодиевское братство", поставившее перед собой задачу борьбы за создание славянской федерации, куда должна была войти и свободная Украина. В Уставе братства Костомаров написал: "Принимаем, что при соединении каждое славянское племя должно иметь свою самостоятельность, а такими племенами признаем: южно-руссов, северно-руссов с белоруссами, поляков, чехов с [сло]венцами, лужичан, иллиро-сербов с хурутанами и болгар". Таким образом, автор Устава использовал искусственное слово "южно-руссы", противопоставленное им "северно-руссам с белоруссами". Сторонник Костомарова Василий Белозерский написал пояснительную записку к Уставу, в которой содержалась следующая фраза: "Ни одно из славянских племен не обязано в той мере стремиться к самобытности и возбуждать остальных братьев, как мы, Украинцы". Именно с этого документа можно вести историю употребления слова "украинцы" в этническом смысле.

Белозерский, черниговский уроженец и преподаватель истории, не мог не знать рукопись Ригельмана, хранившуюся у его сына, черниговского поветового маршала А.

В этот период, который можно назвать переходным, в переписке еще встречается и старое название «Русь» для обозначения всех русских земель Речи Посполитой. Так, например, польский аноним в конце 50-х гг.

XVII в. Но такие случаи уже редки и в польском употреблении к концу XVII в. То, что инициатива замены «Руси» на «Украину» шла от поляков видно из донесения папского нунция в Польше Торреса 1622 г.

В этом деловом послании он придерживается более привычной и понятной для контрагентов в Риме терминологии: «Русь, которая делится на три части: Червоная Русь с городами Львовом и Перемышлем, к которой принадлежит и Волынь; Белая Русь, протянувшаяся от Риги, столицы Лифляндии, до Московской границы, включая Полоцк, Оршу, Витебск, Могилев; Черная Русь, находящаяся между Литвой и Волынью, до Киева с городами Пинском, Новогрудком и Овручем». В своем развитии эта польская концепция замены Руси на «Украину» доходит до логического конца в XIX в. Духинского середина XIX в.

У первого Украина — древнейшее название от древнего славянского племени «укров», а у второго полностью отрицается славянское происхождение великороссов и утверждается их «финно-монгольское» происхождение. Эстетической подпоркой для подобного представления об «Украине» в польском обществе первой половины XIX в. Сила воздействия ее была очень велика, она существенно поддерживала политические претензии польской аристократии на «утерянные земли» на Востоке.

Этими претензиями объясняется живучесть польского мифа об отдельной от Руси «Украине». Постепенно данная польская концепция получила распространение и среди русского населения Малой России. В комиссиях с пограничными реестровыми казаками комиссары польского короля в преамбулах договоров с ними пишут: «прибыв сюда на Украину» Ольшанская комиссия 1617 г.

Тут в «Украине» еще слышится семантический оттенок «пограничье». Но в данном случае важно другое: такое общение казаков точнее их верхушки с поляками, получение от них своего экземпляра договора с ними, где фиксируется понятие «Украины», приводит к тому, что они понемногу начинают также воспринимать данный термин. Вместе с внедрением «Украины» как заменителя Руси у поляков, данное понятие воспринимается и казачьими старшинами, получившими польское образование.

При этом они еще отграничивают его использование как внешнее т. Но со временем казачья старшина, во многом равнявшаяся на обычаи и образование польской шляхты, начинает использовать название «Украина» наравне с «Русью» и «Малой Русью».

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий