Первая, конечно же, геополитическая: не так и важно, если ли у Ирана ядерное оружие или нет, взаимные удары двух стран по ядерным объектам могут вызвать не только локальную ядерную катастрофу, но и глобальную Третью мировую войну. На столе есть все варианты, чтобы не дать Ирану получить ядерное оружие". Лавров: у Ирана нет ядерного оружия, это подтверждает МАГАТЭ.
Востоковед Геворгян заявила о невозможности поразить ядерные объекты Ирана
- Кто кого «сровняет с землей»: Иран — Израиль, или наоборот?
- Яков Кедми назвал аргументы против ответа Израиля на ночную атаку Ирана
- Ядерные державы мира на 2024 год, список стран имеющих ядерное оружие
- Кремль передал Ирану ядерное оружие? Как отреагируют на это шаг США и Израиль?
Иранская ядерная программа
«Ядерное оружие, если оно будет применено, Израиль использует против Ирана. При этом бывший глава британского МИД Джек Стро объясняет — Израиль был главным поставщиком оружия Ирану против Ирака в 80-х. Принц Саудовской Аравии заявил, что королевству придется обзавестись ядерным оружием, если таковое появится у Ирана. не должен получить доступ к ядерному оружию.
У вас нет бомбы? А если проверим?
- Президент Ирана заявил, что страна не намерена создавать ядерное оружие
- Удар по Ирану: причастны США и «ещё одна страна»
- Вторая Великая депрессия и ядерная война. Что ждет США из-за конфликта Израиля и ХАМАС?
- Поделиться
- Поделиться
- У вас нет бомбы? А если проверим?
Прямая война Израиля и Ирана может получить ядерное измерение
Вчера все с тревогой ожидали обращения президента США Дональда Трампа к нации в связи с иранским ударом по американским военным базам в Ираке. Трамп не стал объявлять войну Ирану, но пообещал еще более ужесточить санкции в отношении ИРИ и потребовал от международных посредников выйти из иранской ядерной сделки, поклявшись, что "Тегеран не получит ядерного оружия". Как бы события не развивались дальше, одно мы знаем почти наверняка: убийство могущественного военного командира в прошлую пятницу - только начало кровопролития. Командующий силами специального назначения "Кудс" Корпуса стражей исламской революции Касем Сулеймани считался вторым наиболее влиятельным человеком в Иране после верховного лидера аятоллы Али Хаменеи. Трамп хотел его смерти в отместку за гибель американских войск в Ираке.
Ядерная война на Ближнем Востоке - реальна. Но будет ли это война или просто бойня? Есть ли у Ирана что-то, способное нанести по врагу серьезный удар? Скажем, как воевать с Израилем, до которого 2 тыс. И чем бить? В начале 2018 года, были опубликованы некоторые документы по ядерной программе Ирана, из которых стало ясно, что Исламская Республика разрабатывает ядерное оружие с 1990-х годов.
Эти документы появились в распоряжении израильской разведки «Моссад». Еще в 2003 году, США обвинили Иран в попытке создания ядерного оружия, а после последовали и многочисленные санкции. Единственным доказательством работы Ирана над ядерным оружием, кроме документов от 2018 года, похищенных «Моссад», является отчет МАГАТЭ от 2005 года, в которых утверждается, что страна обладает технологией переработки гексафторида урана в металлический уран и изготовления из него полусфер, которые применяются исключительно в ядерных боевых зарядах. Сейчас Иран имеет восемь объектов, связанных с производством и исследованием в области ядерной энергетики, а военные эксперты не исключают, что на одном из них идет разработка ядерных боеголовок. Так, Исламская Республика Иран обладает установкой по переработке урана в Исфахане, исследовательским заводом по обогащению ядерного топлива в городе Нетез, а также рядом других объектов. Урановая фабрика в иранском ядерном центре в Исфахане. Сама официальная ядерная программа Ирана по обогащению урана реализовывается с 1960-х годов и касается только мирного атома и строительства многочисленных АЭС на территории страны. Однако, на сегодня в странах НАТО существует общее мнение, что Иран обладает 10-15 единицами ядерных боеголовок мощностью 10 килотонн.
Последние новости и события Ирана Срочные новости и актуальные обзоры событий, произошедших в Иране. Россия может воспользоваться китайским и иранским опытом противодействия санкциям, хотя и с оговорками, считают эксперты ВШЭ, мнение которых опубликовал РБК. С таким заявлением выступил президент исламской республики Ибрагим Раиси.
Им традиционно привычно жить во враждебном окружении, им привычно собирать остальных «не таких, как все». На этом Тегеран и выстроил внешнеполитический контур. И работает этот «шиитский мир» весьма удачно хочется добавить «в отличие от». Но и благодаря шиитским танкистам из афганского Бамиана. Против Израиля у Тегерана есть целая ливанская Хезболла - государство в государстве. Война 2006 года, помните? Когда Израиль в итоге сделать ничего толком не смог. При этом политика Тегерана крайне гибкая. На территории Северного Альянса в 2001 мы встречали иранских военных инструкторов. Без договорённостей по Герату и транспортному коридору через эти западные ворота, афганцам пришлось бы сейчас кисло. Отдельная тема — это отношения Тегерана с Пекином и транспортные проекты. Так что считать, что Иран совсем ничего не сможет сделать в ответ, — это ошибка. Ошибка, впрочем, ожидать, что иранцы немедленно нанесут удар по Израилю баллистическими ракетами а такое пишут впадающие в возрастной маразм «аналитики». Точно не нанесут. Иранцы вообще весьма осторожны. Резкие и эмоциональные реакции это не про них. Но в той или иной форме ответ готовить будут. Непрямой, скорее всего. Ударить по военным производствам Израиля они не смогут, не тот уровень технологий и разведки. Усиление Хезболлы, закрепление в южной Сирии — скорее так. То есть формирования центров угроз. Во всяком случае пока. А там, глядишь, со временем, будет, чем оттуда бахнуть. И когда такая возможность появится, когда Тегеран будет уверен в успехе, бахнут обязательно, без малейших рефлексий". Обозреватель "Царьграда" Андрей Перла: "Израильтянам очень нравится мысль, что почти никто в мире не хочет сказать вслух на официальном уровне, что Израиль постоянно атакует объекты в Сирии и иногда в Иране, будучи уверенным в своей полной безнаказанности. Безнаказанность, по-видимому, главное слово для описания сегодняшней израильской внешней политики. Поведение еврейского национального государства больше всего похоже на старинную забаву уличной шпаны. Все знают, как это бывает: идёт себе по улице большой дядя, никого не трогает, а к нему вдруг цепляется злобный, противный мелкий пацан с оскорблениями. Дядя терпит-терпит, пацан всё не унимается, делать нечего, даст тому в ухо. Тут-то из подворотни выходят добры молодцы — они просто так почесать кулаки стесняются, им непременно надо маленького защитить. Вот такая, прямо скажем, непочётная роль у Израиля на нынешнем Ближнем Востоке. Провоцировать мусульманские страны, особенно те, которые считают своим долгом поддерживать палестинскую автономию. Провоцировать в твёрдой уверенности, что в ухо никто не даст, в крайнем случае ограничатся громкими речами. А если нет — тогда на стороне Израиля сразу же нарисуется большой парень. Самый большой на земле — США называется. Сплотить нацию проще всего, показав ей внешнего врага. В Израиле внешнего врага долго искать не надо — мусульманские страны со всех сторон. Но безопаснее всего атаковать Сирию и Иран: потому что с Ираном нет общей границы, потому что он считается государством-изгоем, а ещё потому, что в Сирии стоят русские войска — и обеспечивают стабильность. Военные столкновения Сирии и Израиля России не нужны. Безнаказанность во внешней политике в сочетании с трудностями во внутренней делает Израиль очень опасным. И оставляет его в большой опасности. Как того мелкого пацана рядом с подворотней. Кто знает, может, этот добродушный с виду большой дядя так даст в ухо, что и не встанешь больше.
Яков Кедми назвал аргументы против ответа Израиля на ночную атаку Ирана
Иран может создать ядерное оружие всего за несколько месяцев, если решит его разработать. «Хотят Ирану приписывать, в том числе, атаку с использованием ядерного оружия, которого у него нет. Командование считает, что в целях полного прекращения конфликта допустимо нанести прямой удар по иранской ядерной инфраструктуре.
Кто кого «сровняет с землей»: Иран — Израиль, или наоборот?
И при этом никакого ядерного оружия у Ирана нет, а подписанные им под давлением мирового сообщества (не заинтересованного в бесконечной эскалации американо-иранского противостояния) соглашения по ограничению атомных исследований ("ядерная сделка") были. У Ирана хватит обогащенного до 20% и 60% урана, чтобы создать 5 ядерных бомб, заявил министр обороны Израиля Йоав Галант. Факт накопления Ираном больших запасов обогащенного урана не означает наличия у Тегерана ядерного оружия, у Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ) нет информации о существовании иранской ядерной программы. Иран же вел разработку ядерного оружия самостоятельно и основательно. Поэтому разобраться в тонкостях иранской общественной жизни и политики с точки зрения наших линейных и упрощенных представлений совершенно невозможно.
Тегеран не заявляет о наличии у него ядерного оружия, но для научного сообщества это — не секрет
- Востоковед Геворгян заявила о невозможности поразить ядерные объекты Ирана
- Прямая война Израиля и Ирана может получить ядерное измерение / КАРТ-БЛАНШ / Независимая газета
- ТАКЖЕ ПО ТЕМЕ
- Последствия удара Ирана по Израилю и международная реакция на него
- Тель-Авив готовит персам ядерный «Пурим»
Какое отношение может иметь Израиль к взрыву на ядерном объекте в Иране?
Это подчеркивает важность развития прочной, многослойной противоракетной защиты. Решение администрации Обамы переориентировать американскую противоракетную оборону в Европе на противодействие ракетам меньшей дальности, продолжая при этом работать над созданием защиты от ракет большей дальности, — это совершенно правильный подход. Более сложная проблема — обеспечение стабильного сдерживания в отношениях между Ираном и Израилем. Поворотным пунктом здесь также может стать предельная степень развития иранской ядерной программы: Иран, имеющий на вооружении ядерные боеприпасы, представит куда бЧльшую угрозу, чем Иран, обладающий лишь потенциалом для их производства. Вашингтон должен продолжать оказывать дипломатическое и экономическое давление, чтобы воспрепятствовать Тегерану, если тому удастся завершить ядерный топливный цикл, сделать этот последний шаг. Соединенные Штаты должны также публично пообещать прибегнуть к любым мерам возмездия по своему усмотрению, если Иран применит ядерное оружие против Израиля.
Это, по сути, дополнит потенциал ответного удара, которым обладает Израиль. Если Израилю для дополнительного спокойствия понадобится формальное обязательство, его следует включить в исполнительное соглашение либо договор. США также должны быть готовы развернуть свои войска на территории Израиля в качестве сил прикрытия. Это показало бы, что в случае иранской агрессии Соединенные Штаты будут неразрывно связаны с Израилем. Еще Вашингтон должен проинформировать Тегеран, что нанесет превентивный удар всеми средствами, которые сочтет нужными, если Иран приведет свои ядерные силы в состояние боеготовности.
И Израиль, и его арабские соседи должны быть защищены американским «зонтиком» противоракетной обороны. Чем агрессивнее будет становиться Иран, тем больше его соседи будут склонны сотрудничать с Вашингтоном в области создания систем ПРО на своей территории. Удержание Ирана от передачи ядерных вооружений, материалов и технологий другим государствам или негосударственным субъектам потребует иного комплекса мер. По большому счету у Ирана нет причин совершать такие рискованные действия, но он может поддаться соблазну, воспользовавшись тем, что тайную торговлю ядерными материалами отследить трудно. Чтобы помешать Тегерану получить выгоду на международном ядерном базаре, США и их союзники должны будут действовать решительно — например, в рамках Инициативы по безопасности в области распространения и резолюций ООН, налагающих дополнительные санкции на Иран и его потенциальных партнеров по бизнесу.
Чтобы внушить иранским муллам, что для них исключительно важно контролировать каждый созданный либо приобретенный ядерный арсенал, Вашингтон должен считать Тегеран ответственным за любую ядерную передачу, разрешенную или нет. Нельзя позволить ему избежать наказания либо возмездия, ссылаясь на утрату контроля. Жизненную важность приобретут увеличение инвестиций в мониторинг и шпионаж за Ираном. Соединенные Штаты должны повысить свою способность отслеживать движение ядерных вооружений, материалов и отходов, удостоверяясь, поступили ли они из Ирана или какой-либо другой страны. Такая криминалистика крайне важна для определения ответственных за ядерные передачи и для поддержки любого акта возмездия США против Ирана, если он окажется виновным.
Сдержать поддержку Тегераном террористических и диверсионных группировок третий категорический запрет, который должны наложить Соединенные Штаты будет трудно. Подобного рода деятельность происходит втайне, и поэтому нелегко точно установить соучастников. Такие сложности делают приоритетным улучшение способности разведывательной системы США — как самостоятельно, так и совместно с зарубежными коллегами — отслеживать тайную деятельность Ирана. Энергичная дипломатия, смягчающая разногласия между Израилем и его соседями, подорвала бы усилия Ирана, направленные на то, чтобы воспользоваться недовольством в регионе. Дружные и настойчивые меры — дипломатические и экономические — по улучшению жизни палестинцев снизили бы для них притягательность Ирана.
Вовлечение Сирии во всесторонний израильско-палестинский процесс мирного урегулирования не только ослабит связи Тегерана с Дамаском, но и затруднит для Ирана поставки оружия «Хезболле». Вашингтон должен стремиться и впредь ограничивать стратегический размах Ирана, укрепляя институциональный и военный потенциалы Афганистана и Ирака. США следует заверить страны Персидского залива в своей приверженности к сохранению существующего баланса сил. Для этого потребуется расширять торговлю, усиливать аппараты безопасности и разведки этих государств, а также выработать более целостный подход к оборонному планированию в регионе. В то же время Соединенным Штатам нужно убедить правительства указанных стран, что подавление шиитских меньшинств играет на руку Тегерану.
И, наконец, Вашингтон должен сделать все возможное для предотвращения вероятности получения ядерного оружия другими странами Ближнего Востока. США не могут больше закрывать на это глаза, как делали в отношении Пакистана в 1980-х гг. Тон и убедительность будут иметь значение. Следует помнить, что вступление Ирана в «ядерный клуб» будет истолковано Израилем и арабскими государствами как недостаток политической воли и демонстрация ограниченности американской мощи. Вашингтон не может ставить под удар свою репутацию дальнейшими колебаниями либо сомнениями.
Нерешительность Соединенных Штатов подорвет усилия и по сдерживанию Ирана, и по убеждению друзей и союзников США в регионе. Вашингтон должен побудить и другие крупные державы к сдерживанию иранской угрозы. Пять постоянных членов Совета Безопасности ООН инициировали многочисленные резолюции с требованиями к Ирану прекратить его ядерную деятельность и сотрудничать с Международным агентством по атомной энергии. В принципе они кровно заинтересованы в наказании Ирана, подписавшего в свое время ДНЯО, если он отступит от своего обещания остаться неядерной державой, данного много десятилетий тому назад. Бездействие подорвет авторитет Совета Безопасности ООН, а вместе с тем и статус стран, которые являются его постоянными членами.
Необходимо добиться от Европы, чтобы для обеспечения свободного перемещения транспорта через Персидский залив были предоставлены войска и военные суда. Россия должна прекратить ядерное сотрудничество с Ираном и продажу ему обычных вооружений. От Китая надо требовать сокращения инвестиций в иранскую энергетику, которые в значительной степени способствуют раздуванию воинственности Ирана. Соединенным Штатам придется взять на себя основную тяжесть решения задачи по сдерживанию ядерного Тегерана, но любая согласованная стратегия требует не только региональной поддержки, но и международного оформления. Не менее важно определить, чтЧ Вашингтону не следует делать для сдерживания Ирана.
Если Иран получит ядерную бомбу, США могут поддаться соблазну отреагировать на это существенным расширением американского военного присутствия на Ближнем Востоке. Однако в регионе уже достаточно сил Соединенных Штатов, и их увеличение не повысит способность Вашингтона удержать Иран от ядерного или обычного нападения, но может сыграть на руку Тегерану, пробудив антиамериканские настроения и вызвав гражданские беспорядки в зоне Персидского залива. Вашингтон может также поддаться соблазну попытаться еще больше подорвать экономику Ирана, применив всеобъемлющие экономические санкции эта идея пользуется значительной поддержкой на Капитолии. Но такие меры в конечном счете нанесут ущерб только бесправным иранским гражданам именно потому лидеры оппозиции энергично возражали против санкций. Более дальновидным представляется ужесточение действующего экспортного контроля, дабы препятствовать доступу ядерной и оборонной отраслей Ирана к технологиям двойного назначения, и усиление целевых санкций против иранского руководства и предприятий, контролируемых Революционной гвардией.
Вашингтон должен настаивать — как внутри, так и вне ООН — на за-прете поездок иранских лидеров и на мерах по отказу, например, в доступе к рынкам капитала. Он должен также найти способы штрафовать иностранные компании, которые инвестируют в обветшалую нефтяную отрасль Ирана. Умные санкции такого рода могли бы наказать иранских лидеров, но пощадить рядовых граждан, которые не имеют права голоса по поводу действий режима. Соединенным Штатам следует воздержаться от значительного расширения номенклатуры вооружений, продаваемых странам Персидского залива, которые смотрят на США как на военного гаранта и своего основного поставщика оружия. До определенной степени объемы продаж оружия придется увеличить: арабские правительства будут рассматривать такие продажи как осязаемый знак прочной приверженности Вашингтона к их защите.
Если он проявит сдержанность, эти правительства начнут искать оружие в ином месте. С другой стороны, если распахнуть настежь ворота арсенала, это не укрепит гарантии безопасности покупателей и может существенно дестабилизировать обстановку в регионе. Умная политика Соединенных Штатов по продаже оружия должна сосредоточиться на предложении таких систем вооружений, которые предназначены для сдерживания или отражения нападения Ирана. Речь идет, например, о системах противоракетной защиты и системах управления и наведения, которые могли бы заранее оповестить о действиях Тегерана. Наконец, Вашингтону следует воздержаться от заключения каких-либо договоров о взаимной безопасности с арабскими странами Ближневосточного региона.
Израиль, чьи отношения с Ираном в корне отличаются от отношений с любой другой региональной державой, — особый случай. Такие меры мало способствуют укреплению сдерживания, но могут его подорвать. Многие члены Сената США, который должен ратифицировать любой союзнический договор, поставят вопрос, следует ли Соединенным Штатам еще теснее связывать себя с авторитарными режимами, которые многие американцы считают одиозными. Усилия по созданию формальных альянсов могут также заставить Иран поверить в то, что любая страна, не включенная в такие соглашения, является законной мишенью для устрашения либо атаки. Вашингтону следует остерегаться повторения ситуации 1950 г.
Словом, восстановление разрушенной США ядерной сделки, скорее всего, становится делом отдаленного будущего, хотя с практической точки зрения, то есть снятия санкций в обмен на подписание нового СВПД, должно устраивать Тегеран — особенно в условиях введения западных санкций против России, касающихся углеводородного сектора. Западу, оставшемуся без российских энергоносителей, тоже выгодно заключение ядерной сделки — нормализация отношений с Ираном, снятий с него санкций позволит ему смягчить экономический кризис и параллельно «душить» Россию эмбарго на нефть и газ. Правда, такой сценарий возможен, если Россия не компенсирует Ирану, в том или ином виде, не наращивание поставок нефти и газа на мировые рынки. Так что надо думать, что на сей раз Москва не станет столь активно, как прежде, лоббировать подписание СВДП — 2, но не мирный иранский атом не нужен и ей. Узнать подробнее Что же до отношения Ирана к новому варианту сделки, оно сейчас видится таким: страна не спешит ее восстанавливать, настаивая на том, чтобы США прежде исключили КСИР из списка террористических организаций. Судя по сообщениям американской прессы, Байден рассматривал такую возможность в обмен на обязательство Ирана перейти к «деэскалации в регионе», однако что под этим подразумевается — безусловное свертывание ядерной и ракетной программ Ирана, или еще что-то, не вполне понятно. Но затем президент США от такой «уступки» отказался. По всей вероятности, случилось это не без усилий Израиля: Беннет в своем интервью The Economist выступил за еще более жесткие, для Ирана, условия подписания СВПД — 2, то есть такие, которые устроят Израиль. Логика его такова: Иран настолько остро нуждается в снятии санкций, что в случае «жесткого поведения США» заморозит свои ядерные разработки.
Но КСИР, как видим, Тегеран не уступает, то есть трезво смотрит в будущее: ведь США могут и надуть, то есть вскорости подвести под любой бизнес Ирана с зарубежными компаниями участие или интерес в нем террористического, с их точки зрения, КСИР. И что тогда?
Так, политолог Сергей Караганов в интервью «ФедералПресс» рассказывал, что даже Россия может прийти к использованию ядерного оружия для выполнения геополитических задач. Что касается Израиля, ЯО как крайняя мера может быть применено в случае провала наступления, считает Владимир Прохватилов. В этом никто не сомневается.
Если на фронте у Израиля дела пойдут плохо», — пояснил военный эксперт. В беседе с корреспондентом «ФедералПресс» он сравнил операцию Израиля с войной в Чечне. И в этом конфликте Израилю не нужно применять ядерное оружие, точно так же, как Российской Федерации не надо было применять ядерное оружие в конфликте с исламистами в Чечне, о чем тем не менее довольно много говорили», — рассказал Сатановский. Однако если противником Израиля в итоге станет не ХАМАС, а Иран, то столкновение двух ядерных держав на Синайском полуострове может привести к катастрофическим последствиям.
Это примерно до 500 крылатых ракет «Томагавк». Какую-то часть из них иранская ПВО наверняка собьет. Насколько мощным может быть столкновение США и Ирана сейчас оценить тяжело. Повторюсь, на земле преимущество будет за силами Ирана.
Никто оказать им серьёзного сопротивления не сможет. Борьба, которая будет происходить в воздухе, скорее всего, тоже не будет в пользу США. Иран располагает средствами радиоэлектронной борьбы и большим количеством беспилотных аппаратов, как разведывательных, так и ударных. Плюс к этому есть баллистические ракеты. То есть подступиться к границам Ирана тяжело. Пакистан и Ирак вряд ли захотят выступить на стороне США. Получается, что США нужно использовать какие-то другие свои базы для того, чтобы атаковать Иран, либо авианосную группировку, а это только дистанционные удары. Однозначно история будет затяжная.
Нарушится вся экономика региона, будет перекрыт Аденский залив и все, что будет находиться в Красном море, попадет под удар иранских ракет.