Новости дорога победы в блокадном ленинграде

Временная выставка «Артерии Победы», посвящённая 80-летию прорыва блокады Ленинграда и открытия движения по «Дороге Победы». История блокадного Ленинграда. Что такое Дорога жизни, по-настоящему понимают, наверно, лишь те, кто пережил самую страшную первую блокадную зиму и кого спасла эта невидимая трасса через Ладожское озеро — единственная ниточка, связывавшая осажденный Ленинград с остальной страной.

Дорога жизни блокадного Ленинграда: история создания, роль в обороне Ленинграда

В представленной презентации «Блокада Ленинграда» дети просмотрели фотоматериалы будней блокадного Ленинграда, узнали о трагических событиях того времени: 40 километровой полосе по Ладожскому озеру, как ее называли «Дорогой жизни». По официальным данным в Ленинграде во время блокады погибло 642 тысячи жителей. Ленинград оказался в блокаде. Бои под Ленинградом не прекратились, но изменился их характер. В блокадный Ленинград по Дороге Жизни отправилась первая автоколонна.

Дорога Победы в Ленинград: подвиг в «коридоре смерти»

А в блокадном Ленинграде люди умирали от голода. До наладки ж/д путей ситуация с продовольствием была крайне тяжёлой. Во время блокады Ленинграда Кобона стала одним из основных остановочных пунктов Дороги жизни. Как отмечают историки, Дорога Победы сыграла важную роль в срыве планов гитлеровского командования по уничтожению Ленинграда. «Дорога победы» — временная советская железнодорожная линия Поляны — Шлиссельбург, действовавшая с 5 февраля 1943 года по 10 марта 1944 и служившая как более эффективная замена «Дороги жизни» для доставки грузов в блокадный Ленинград. «Дорогой Победы» в осаждённый Ленинград: к 80-летию прорыва блокады.

Вам будет интересно

  • В блокадном Ленинграде открыта Дорога победы - Знаменательное событие
  • Дорога жизни
  • Программа «Дороги Победы» подвела итоги 2023 года
  • Дорога Победы как символ подвига

Программа «Дороги Победы» подвела итоги 2023 года

Главная» Новости» Поезд победы спб 2024. Прорыв блокады Ленинграда в 1943 году. Ленинградская «Дорога победы»: как первый поезд с большой земли пришел в блокадный город. Закономерно, что железнодорожная ветка, проложенная сразу после прорыва блокады и обеспечившая подготовку разгрома немецко-фашистских войск под Ленинградом, в историю вошла под названием Дорога победы. В интерактивной форме рассказать о событиях блокады Ленинграда поможет наш исторический квест «Блокадный Ленинград». А когда блокада была прорвана, появилась ещё одна дорога, которую неофициально называли «Дорогой победы».

Программа «Дороги Победы» подвела итоги 2023 года

Этот мост сами машинисты позже называли старой калошей, так как рельсы хлюпали, булькали и качались. Но все-таки поезда ходили, и железнодорожная связь была», — объясняет Ирина Паршакова. Участок пути длиной в 33 километра был построен в рекордный срок — за 17 дней. Не стоит забывать, что работы шли на территории, которую враг удерживал почти два года. Прокладывать рельсы приходилось через бывшие укрепления и минные поля. Кроме того, дорогу строили не только профессиональные железнодорожники, но и не ушедшие на фронт местные жители — пожилые люди, молодые девушки, дети и подростки. Несмотря на свою физическую слабость, они работали наравне с мужчинами. Со 2 февраля, уже во время строительства, на отдельных участках начали запускать рабочие поезда. Прибытие долгожданного первого поезда на Финляндский вокзал со станции Волховстрой произошло 7 февраля 1943 года в 12 часов дня. Встретить его собрался весь город.

Люди шли пешком даже из отдаленных районов, чтобы поучаствовать в этом празднике надежды и освобождения. Железнодорожники тоже готовились к встрече с ленинградцами. Опасная, но почетная роль вести состав досталась самой отважной и заслуженной паровозной бригаде. Вагоны заполнили присланными со всего Советского Союза продуктами. В основном это были мука и сахар, но часть груза составил удивительный подарок, деликатес — 800 тонн сливочного масла. А на фронтоне паровоза красовался плакат: «Боевой привет шлет Родина героическому Ленинграду! Проклятие и смерть немецко-фашистским захватчикам, их государству, их армии, их новому порядку в Европе! На него пришли все, кто мог прийти. Первый поезд с большой земли — это, конечно же, мощный эмоциональный стимул, который позволил ослабевшему городу взять себя в руки и продолжить бороться.

Ленинград — единственный в мировой истории город, который смог выдержать почти 900-дневное окружение. Наступательная операция Ленинградского и Волховского фронтов называлась "Январский гром". В ее ходе советские войска уничтожили петергофско-стрельнинскую группировку фашистов и отбросили их на 60—100 километров от Ленинграда.

Блокада Ленинграда Кольцо блокады сомкнулось вокруг Ленинграда 8 сентября 1941 года, на 79-й день Великой Отечественной войны. Гитлеровские планы не оставляли Ленинграду никакого будущего: германское руководство и лично Гитлер высказывали намерения сравнять город с землей. Такие же заявления звучали от руководства Финляндии — союзника Германии в военных действиях по блокаде Ленинграда.

Потерпев неудачу в попытках прорвать оборону советских войск внутри блокадного кольца, немцы решили взять город измором. По всем расчетам германского командования, Ленинград должен был быть стерт с лица земли, а население города умереть от голода и холода. Стремясь осуществить этот план, немцы вели варварские бомбардировки и артиллерийские обстрелы Ленинграда.

Вспыхнули около 200 пожаров — один из них уничтожил Бадаевские продовольственные склады. Целью немцев было не только разбомбить важные предприятия, но и создать панику среди населения. Для этого в часы начала и окончания рабочего дня велся особенно интенсивный артобстрел.

Всего за период блокады по Ленинграду было выпущено около 150 тысяч снарядов и сброшено свыше 107 тысяч зажигательных и фугасных бомб. Многие ленинградцы погибли во время обстрелов и бомбежек, множество зданий было разрушено. Голод в блокированном городе В блокированном Ленинграде оказались более двух с половиной миллионов жителей, в том числе 400 тысяч детей.

Продовольственных запасов было мало, приходилось использовать пищевые суррогаты. В ноябре — декабре 1941 года рабочий мог получить лишь 250 граммов хлеба в день, а служащие, дети и старики — всего 125 граммов. Когда 25 декабря 1941 года впервые была сделана прибавка хлебного пайка — рабочим — на 100 граммов, остальным — на 75, — изможденные люди вышли на улицы, чтобы поделиться своей радостью.

Это небольшое увеличение нормы выдачи хлеба давало пусть слабую, но надежду умирающим от голода людям. Осень — зима 1941—1942 годов — самое страшное время блокады. Ранняя зима принесла с собой холод — отопления и горячей воды не было, и ленинградцы стали жечь мебель, книги, разбирали на дрова деревянные постройки.

Транспорт стоял. От дистрофии и холода люди умирали тысячами. Прорыв блокады Ленинграда Советские войска неоднократно пытались прорвать кольцо блокады, но добились этого лишь в январе 1943 года.

В результате успеха операции "Искра" южнее Ладожского озера образовался коридор шириной 8—11 километров. По южному берегу Ладоги за 18 дней была построена железная дорога протяженностью 33 километра и возведена переправа через Неву. В феврале 1943 года по ней в Ленинград пошли поезда с продовольствием, сырьем, боеприпасами.

Операция "Январский гром" Утром 14 января 1944 года ленинградцев разбудил гул оглушительной канонады. Масштабная артподготовка, которая проводилась в районе Ораниенбаумского плацдарма советской артиллерией, стала началом крупной наступательной операции под кодовым названием "Январский гром" по полному снятию блокады Ленинграда. Один из авторов повести "Республика ШКИД" Леонид Пантелеев, находившийся в январе 1944 года в Ленинграде, вспоминал: "Среди ночи проснулся от совершенно невообразимого гула.

Так бывало осенью сорок первого года, когда поблизости работали все окрестные зенитки. Но на этот раз это были не зенитки. И не поблизости, а где-то очень далеко.

Казалось, что посылают снаряды сразу несколько тысяч орудий. От этого грохота и грома просыпался среди ночи раз пять-шесть. Утром, часов в восемь, в номере звенело все, что может звенеть и сотрясаться: оконные стекла, зеркала, подвески на люстрах.

Такого на моей памяти в Ленинграде еще не бывало. И вообще, я никогда не слышал такого орудийного грома. Почему-то вдруг решил, что это — наши, что началось наступление".

План наступления В операции "Январский гром" участвовали Ленинградский и Волховский фронты. Они планировали нанести одновременно удары в районе Петергофа, Стрельны и Великого Новгорода.

Трасса должна была пройти по лесам, болотам и местам довоенных торфоразработок, которые считались совершенно непригодными для железнодорожного сообщения. Здесь не было автомобильных дорог для подвоза стройматериалов, людей и техники. Зато в избытке — неразорвавшиеся снаряды, бомбы, оставленные врагом минные поля. Задача максимально осложнялась тем, что весь маршрут предполагаемой трассы проходил в прифронтовой полосе, накрывался гитлеровской авиацией, огнем артиллерии, даже минометов, и немецкое командование сделало всё возможное, чтобы не дать построить и запустить железнодорожное сообщение с блокированным Ленинградом. А отбросить врага дальше у советских войск сил пока еще не было. Маршрут Дороги жизни и Дороги победы Строительство железной дороги началось всего через четыре дня после прорыва блокады, 22 января 1943 года, силами Управления военно-восстановительных работ, железнодорожными войсками и спецформированиями Наркомата путей сообщения — всего порядка пяти тысяч человек. Как и сам прорыв, оно шло одновременно с запада и с востока. Возможности строить с соблюдением норм мирного времени, разумеется, не было, но на помощь железнодорожникам пришла русская зима.

Хорошо промерзшая болотистая почва — вот что было основанием пути, по которому должны были быть пущены поезда с тяжелыми паровозами», — вспоминал начальник службы пути Октябрьской железной дороги в годы войны Алексей Кананин. Для ускорения работ удалось использовать заброшенную трассу узкоколейки, построенную в годы довоенных торфоразработок, но большая часть пути все равно шла по труднопроходимым болотистым местам. Стали прокладывать дорогу от карьера к насыпи — вспоминал бывший командир 57-го железнодорожного батальона майор Ященко. Машинам не пройти. В ход пошли трофейные мешки. В них насыпали грунт в карьере и таскали на плечах к полотну. Возили землю и на санках. Даже какую-то немецкую коляску на резиновом ходу приспособили для перевозки грунта. Сделали насыпь, а она стала оседать в болото. Пришлось сначала по торфу делать слани, а уж потом сыпать землю.

Дня не хватало, люди работали ночью». Позиции врага располагались всего в 4—6 километрах от трассы, и ежедневные обстрелы приводили к тому, что приходилось постоянно восстанавливать уже построенное полотно. С Синявинских высот, которые всё еще были заняты немцами, на строителей дороги наводили огонь батарей и авиацию. Тем не менее, уже к 5 февраля 33 километра главного пути, от Шлиссельбурга до Полян, были готовы принять составы с грузами и людьми. Строительство Дороги победы Два моста за два месяца Но для того, чтобы пробить железнодорожный путь к Ленинграду, необходимо было форсировать Неву в районе только что освобожденного Шлиссельбурга. Здесь полноводная река вытекает из Ладожского озера, и у истока Невы водные массы разгоняются до двух метров в секунду, что само по себе делает строительство на воде в этом месте чрезвычайно сложной задачей. Совсем недавно по толстому невскому льду прошли танки атакующих советских войск, но для движения провозов и вагонов нужен мост. Причем такой, чтобы выдержал весенний ледоход и мог эксплуатироваться в летнее время. И навести его нужно было всего за несколько дней, опять же, под снарядами и бомбами противника. Решено было соорудить на вбитых в дно реки сваях низководный мост, без судопропускных пролетов.

Причем, чтобы успешнее противостоять течению, нужно было выгнуть мост дугой по направлению к Ладоге, а также сделать подъем от правого берега к более высокому левому. Ширина Невы в выбранном месте стройки, у начала Староладожского канала, превышала 1 километр, глубина достигала 6,5 метров. Строительство железнодорожной эстакады Строительство моста началось 24 января 1943 года, его строили и военные, и гражданские, среди последних были в основном женщины. О том, с какими сверхчеловеческими усилиями строился мост, рассказывается, в частности, в сборнике воспоминаний и документов «Был город-фронт, была блокада» Ленинград, 1984 г.

Одновременно из Ленинграда были эвакуированы 539 400 человек, около 3700 вагонов промышленного оборудования, культурных ценностей и другого имущества. Но самое главное, что благодаря перевозкам по Ладоге с 25 декабря в Ленинграде были увеличены нормы выдачи хлеба: рабочим и инженерно-техническим работникам на 100 граммов, а служащим, иждивенцам и детям - на 75 граммов. Весной 1942-го, с началом второй навигации, доставка грузов в Ленинград продолжилась силами Ладожской военной флотилии. За это время было перевезено в обоих направлениях свыше миллиона тонн различных грузов. Из города было эвакуировано около 540 тыс. Ледовая трасса снова начала действовать с 19 декабря 1942 года, за 101 день, по 30 марта 1943 года, было перевезено более 200 тыс. За весь период действия «Дороги жизни» в Ленинград было перевезено свыше 1 млн 615 тыс. За это же время из города эвакуировали около 1 млн 376 тыс. Каждый день по дороге в оба конца перевозилось примерно 6 тыс. Но, кроме «Дороги жизни», Ленинград с Большой землёй связывала ещё одна важная магистраль. По решению ГКО от 25 апреля 1942 года для подачи в Ленинград нефтепродуктов в рекордные сроки через Ладожское озеро был проложен трубопровод длиной 35 км, из них 27 км под водой. Одновременно проложили и кабель, по которому в город поступала электроэнергия с частично восстановленной Волховской ГЭС. Работа водителей на ледовой трассе, как и экипажей судов, была исключительно опасной. Немецко-фашистское командование прилагало большие усилия, чтобы парализовать поставки. Более того, предпринимались попытки минирования магистрали и высадки десантов. Однако попытки прервать работу «Дороги жизни» не увенчались успехом. Охрана и оборона «Дороги жизни» осуществлялась стрелковыми частями и подразделениями морской пехоты, расположенными по берегам озера и вдоль трассы, а также авиационными и зенитными частями Ленинградского фронта, Войск ПВО страны, Балтийского флота и Ладожской военной флотилии, объединённых в Ладожский район ПВО. Основными объектами боевого обеспечения и ПВО являлись: трасса через озеро, железные и грунтовые дороги, связывавшие трассу с внутренними путями сообщения, перевалочные базы и площадки для складирования грузов. На ледовой трассе были созданы службы связи, регулирования, дорожно-комендантская, санитарная и спасательная, военно-продовольственные пункты. Тем не менее немцам удалось потопить пять буксирных пароходов и 46 барж. Советское руководство принимало все меры, чтобы увеличить возможности «Дороги жизни». Зимой 1942-1943 годов по льду озера начали строить железную дорогу. Точнее - железнодорожный мост на всю длину трассы, который позволил бы перевозить большее количество грузов в любую погоду и при любой толщине льда. Железная дорога должна была соединить станцию Кобона на восточной стороне Ладоги со станцией Ладожское Озеро на западном берегу. Одновременно строилось два пути: узкоколейный и стандартной ширины.

Снятие блокады Ленинграда: от «Январского грома» до салюта

Сегодня о подвиге железнодорожных строителей напоминает только обелиск на берегу Невы. Это здесь в январские морозы забивали сваи в дно реки, вмораживали шпалы в лёд и укладывали рельсы. С февраля 1943-го по май 1944-го силами 48-й паровозной колонны в Ленинград доставили 4,5 млн тонн грузов. Это позволило блокадному городу спастись. Поэтому каждый год на станции Петрокрепость вспоминают погибших на пути в Ленинград железнодорожников Октябрьской магистрали.

Всё село явилось свидетелем этого мерзкого преступления…» Акт о злодеяниях немецко-фашистских захватчиков и их сообщников в Демянском и Лычковском районах Ленинградской области. Непросто приходилось и жителям территории Ленинградской области, которая осталась вне зоны оккупации. Однако немалый вклад и они внесли в победу над фашистами на северном направлении. Большинство мужчин, конечно же, ушли на фронт, а женщины, старики и дети спешно овладевали новыми профессиями, чтобы трудиться в колхозах и на заводах. Работа длилась по 13 часов в сутки.

Сами находясь на грани голодной смерти, отправляли в осаждённый Ленинград продовольствие. Семь январских дней Неоднократно советские войска шли на прорыв блокады, но окончательно это удалось сделать только в январе 1943 года. К военной операции «Искра» были привлечены войска Ленинградского и Волховского фронтов, часть сил Балтийского флота, авиация дальнего действия. Подготовка к ней проходила с ноября 1942 года в атмосфере строжайшей секретности: все работы проводились исключительно по ночам. Подготовка бойцов велась в тренировочных городках, которые повторяли немецкие оборонительные позиции. Начать операцию могли уже 1 января 1943 года, но из-за оттепели было решено отложить. Так, в ночь 12 января был нанесён массированный удар по позициям противника. С утра войска Ленинградского и Волховского фронтов приступили к артподготовке, а дивизии первого эшелона 67-й армии Ленинградского фронта перешли в наступление между «Невским пятачком» плацдарм на восточном берегу Невы напротив Невской Дубровки и Шлиссельбургом. В первый день успеха добились 136-я и 268-я стрелковые дивизии под командованием генерал-майора Н.

Симоняка и полковника С.

А ещё дорогу строили на виду у немцев: на некоторых участках до передовой было не более 4 км. Сколько человек погибло от снарядов, замёрзло или утонуло, нигде не сказано. В фантастические сроки — за семнадцать дней — было построено 33 км дороги и три моста, включая мост через Неву длиной 1 300 м. Всё сооружалось с отступлениями от обычных технических регламентов.

Железнодорожное полотно вели с минимальными радиусами поворота и с крутыми подъёмами. Использовались простейшие технологии из так называемых шпальных клеток, причём часто вместо шпал в ход шли обычные брёвна. Столь примитивные технологии себя оправдали не только тем, что удалось быстро построить всю трассу. В случае разрушения их можно было быстро ремонтировать, и это тоже оказалось серьёзным преимуществом. В тот же день состав отправился на Большую землю.

Первоначально удавалось проводить по два-три состава в сутки, после чего ввели караванную схему движения. Поезда в одну ночь шли в сторону Ленинграда, в другую — на Большую землю. Составы двигались с минимальным интервалом, так чтобы видеть хвостовые сигналы впереди идущих. Вдоль дороги стояли опытные движенцы, осуществлявшие «живую блокировку».

Выведет к берегу. И в годы войны об этом не забыли. Крест пережил суровую годину и сохранялся до середины 1990-х годов. Но время его, увы, не пощадило. От реликвии осталась лишь одна пластина, сейчас она хранится в храме. Когда придете поклониться, обратите внимание на ступени. Реставраторы специально оставили две из них — те, по которым шли ленинградцы, прибывавшие в Кобону. Ближе к самой Ладоге несколько лет назад силами энтузиастов появился небольшой памятный комплекс, посвященный Дороге жизни. Без пафоса и гранита его воссоздали по архивным фотографиям. И хотя это территория базы отдыха, само место и памятники остаются доступными для всех. Главный памятник — «Полуторка». В 2014 году его подняли со дна и поставили здесь после реставрации. На подходе к мемориалу — фотографии «Бессмертного автобата». Нехитрые и небогатые стенды, с них смотрят множество лиц: кто-то в гимнастерках по образцу 1941-го, кто-то в модном послевоенном костюме с орденскими плашками. Километровые отметки Короткая трасса, которую до войны использовали разве что дачники для выездов загород, спасла тысячи жизней, став символом мужества и отваги. Сейчас здесь проходит А-128 «Санкт-Петербург — Морье». От железнодорожной станции Ржевка до Ладожского Озера вдоль шоссе стоят памятные километровые столбы. Их начали устанавливать еще в 1960-е по инициативе поэта Михаила Дудина. Именно он считается автором «Зеленого пояса славы Ленинграда» — большого мемориального комплекса, окружающего город со всех сторон. Удивительно, но количество памятников растет до сих пор. Открываются архивы и подробности героической обороны города, появляются новые монументы. Но весь комплекс памятников на Дороге жизни можно осмотреть только на личном автотранспорте — прямого автобусного сообщения между многими точками маршрута просто не существует. А на перекладных — долго и хлопотно. Памятный знак «Регулировщица» Дорога жизни в целях маскировки от авианалетов не освещалась, единственным ориентиром для водителей были регулировщики, стоящие с флажками вдоль всей трассы. Молодые девушки работали в любую погоду днем и ночью, не покидали свои посты даже во время бомбежек. В память о стойких регулировщицах в 1985 году возле железнодорожной станции Ржевка установили стелу с барельефом. Уже в наше время — в ходе строительства КАД в 2005 году — памятник снесли. К счастью, власти быстро одумались и восстановили мемориал чуть поодаль. Нам показалось символичным, что именно регулировщица провожала нас в эту короткую патриотическую поездку. Значит, направление задано верно.

Петербуржцам показали поезда, следовавшие по Дороге жизни в блокадном Ленинграде

Учреждение Дня снятия блокады Ленинграда, появление статуса «Житель блокадного Ленинграда», предоставление льгот и надбавок людям, пережившим блокаду, произошло уже при Собчаке. Дорога жизни связывала блокадный Ленинград со страной с 12 сентября 1941 по март 1943 года. У стенда «Блокада Ленинграда – боль и смерть» рассказывали, как мужественно сражался осажденный врагом город Ленинград, о стойкости его жителей, ладожской «Дороге жизни». Блокада Ленинграда началась 8 сентября 1941 года. Операцию по прорыву блокадного кольца вокруг Ленинграда назвали «Искра», памятуя крылатое выражение: «Из искры возгорится пламя».

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий