Во вторник 6 июня 1944 года в ходе Второй Мировой Войны американскими и английскими войсками была проведена самая крупная в истории морская десантная операция. Операция началась 6 июня 1944 года высадкой в Нормандии (день «Д»). Морскому десанту с участием более 5000 судов предшествовал воздушный десант с участием 1200 самолетов.
Хроника Великой Отечественной войны/Июнь 1944 года
Новости. Знакомства. 29 августа 1944 года. 1944, июнь. Оперативная сводка за 1 июня.
СПАСИБО ДЕДУ ЗА ПОБЕДУ!
10 июня 1944 года советские войска предприняли наступление на северном крыле фронта, а 23 июня началась Белорусская операция — одна из крупнейших в Великой Отечественной войне. Десантная операция началась шестого июня 1944 года. Я думаю, что каждый образованный человек, знает о том, что 6 июня 1944 года, была высадка союзников в Нормандии, и наконец, полноценное открытие второго фронта. 10 июня 1944 года советские войска предприняли наступление на северном крыле фронта, а 23 июня началась Белорусская операция — одна из крупнейших в Великой Отечественной войне.
6 июня 1944 года был открыт Второй фронт
ИсторияДляВсех 58 подписчиков Подписаться 6 июня 1944 года произошло одно из ключевых событий в истории Второй мировой войны: началась высадка союзников в Нормандии, положившая начало грандиозной операции под названием «Оверлорд». Удар вооружённых сил Великобритании и США по гитлеровской Германии непосредственно в Европе ожидался с 1941 года и должен был стать важной вехой в разгроме фашизма. Кто из лидеров «большой тройки» настоял на открытии Второго фронта именно в Северной Франции?
Перед операцией 13-я воздушная армия была усилена 334-й бомбардировочной и 113-й дальнебомбардировочной авиационными дивизиями резерва Верховного Главнокомандования, вооруженными самолётами Ту-2 и Ил-4 [44]. К началу операции в 13-й воздушной армии вместе с соединениями резерва Верховного Главнокомандования и 2-м гвардейским Ленинградским истребительным авиакорпусом ПВО было готово к выполнению боевой задачи 757 самолётов, из них 249 бомбардировщиков, 200 штурмовиков, 268 истребителей, 20 разведчиков и 20 корректировщиков. Кроме того, к операции привлекалось 220 самолётов ВВС Балтийского флота [44]. В Выборгской операции количественное и качественное превосходство в авиационной технике было на нашей стороне и авиация использовалась в форме авиационного наступления. На вооружении наших авиационных частей и соединений состояли новые самолёты бомбардировщики Ту-2, Ил-4, Пе-2, штурмовики Ил-2, истребители Як-9, Ла-5. Подготовка 13-й воздушной армии к Выборгской операции началась в мае 1944 года, Части тыла заранее подготовили аэродромы для приема летных частей с нарвского направления и авиасоединений резерва Верховного Главнокомандования.
За несколько дней до начала операции они перебазировались на Ленинградский аэроузел. Для обслуживания шести авиадивизий, сосредоточенных в районе Ленинграда, пришлось перебросить туда и тыловые части армии [44]. Большое внимание уделялось оперативной маскировке. Авиацией и войсками фронта имитировалась подготовка к наступлению на нарвском направлении. На нарвском направлении строились ложные аэродромы и устанавливались макеты самолётов. Эти меры способствовали обеспечению скрытности перебазирования летных частей в район Карельского перешейка и подготовки Выборгской операции [44]. За время подготовки к операции полеты воздушных разведчиков совершались одиночными самолётами, чтобы не вызвать подозрения о готовящемся наступлении. Для этой цели было выделено 60 самолётов, большую работу в разведке обороны противника на Карельском перешейке проделал 13-й разведывательный авиаполк.
Летчики воздушной армии для фотографирования совершили 610 самолёто-вылетов и засняли площадь в 87 тысяч квадратных километров [44]. Особенно сложно было обнаруживать финские оборонительные сооружения. При первых полетах воздушные разведчики вместо главной оборонительной полосы финнов сфотографировали лишь старые оборонительные сооружения линии Маннергейма, не представлявшие серьёзной угрозы. В дальнейшем три экипажа 277-й штурмовой авиадивизии на самолётах Ил-2 прошли над Карельским перешейком с включенными аэрофотоаппаратами, затем другие экипажи Пе-2 произвели площадное фотографирование. Новые оборонительные сооружения были сфотографированы [44]. Боевые действия авиации были спланированы на четыре дня операции, предусматривалось проведение предварительной авиационной подготовки, она начиналась за день до проведения операции. Перед авиацией ставилась задача разрушать долговременные оборонительные сооружения противника и подавлять артиллерийской-минометные батареи в районе переднего края на направлении главного удара 21-й армии. В день атаки пехоты планировалось совершить два налета с целью уничтожения артиллерийских группировок противника и разрушения дзото-траншейной системы.
Для нарушения управления войсками противника части воздушной армии должны были нанести удары по штабам финских войск и узлам связи. Также ВВС Балтийского флота в первый день наступления должны были совершить 90 самолёто-вылетов бомбардировщиками и 300 штурмовиками с целью разрушения оборонительных сооружений противника в первой оборонительной полосе [44]. Высокая насыщенность авиации на узком участке фронта требовала от штурманской службы тщательной отработки всех вопросов самолётовождения. К наступательным боям готовилась и инженерно-авиационная служба. На Ленинградский фронт впервые в 13-ю воздушную армию поступили самолёты Ту-2 и Ил-4. Особое внимание уделялось самолётам только что прибывшим с заводов. За одну ночь на моторах всех новых машин были проведены регламентные работы, к утру все самолёты были готовы к боевому вылету. Части тыла 13-й воздушной армии подготовили аэродромы для быстрого перебазирования авиационных соединений и частей на Ленинградский аэроузел, создали необходимые запасы для их боевой работы [44].
Авиационное наступление 9 июня 1944 года авиация совместно с артиллерией нанесла удары по финским позициям в районе Старый Белоостров, озеро Светлое, Раяйоки. Только в одном налете по этим объектам участвовало 215 бомбардировщиков Ил-4, Пе-2 и Ту-2 113-й, 276-й и 334-й бомбардировочных авиадивизий и 155 штурмовиков Ил-2 277-й и 281-й штурмовых авиадивизий. Эти удары разрушали дзото-траншейную систему в первой полосе обороны противника [44]. Бомбардировщики шли к цели колонной полков, боевой порядок которых состоял из колонны эскадрилий. По сигналу ведущего каждая девятка самолётов с высоты 1000-3000 м сбрасывала бомбы и освобождала место для следующей группы. Вслед за бомбардировщиками вражеские позиции бомбили штурмовые авиадивизии. Они наносили удары в боевом порядке полков с одного захода. Плотность бомбометания была очень высокой.
На участках, подвергшихся ударам, были разрушены почти все инженерные сооружения [44]. Затем были нанесены ещё два массированных удара пожелезнодорожным станциям Выборг, Рауту, Райвола и тыловым частям противника в районе Кивиниеми, Валкярви и Кивеннапа. Расположенные там резервы противника и его огневые средства были разрушены, также была дезорганизована работа железнодорожного транспорта [44]. Во время нанесения первых ударов истребительная авиация надежно прикрывала наземные войска и группы бомбардировщиков и штурмовиков. В этот день наши летчики в воздушных боях сбили 9 самолётов противника. Летчики-истребители наносили штурмовые удары по противнику, уничтожая колонны на дорогах, подавляя зенитные средства в районе действий бомбардировщиков и штурмовиков [44]. Через час после начала наземной части операции началась 30-ти минутная авиационная подготовка. Наступление пехоты поддерживалось непрерывным патрулированием, над полем боя, штурмовиков в составе 4-6 Ил-2.
Штурмовики также действовали по узлам сопротивления противника по заявкам наземного командования [44]. В первый день наступления войска 21-й армии при поддержке авиации прорвали оборону противника на 20-ти километровом фронте и на главных направлениях вышли ко второму оборонительному рубежу. В последующие дни действиям авиации препятствовала испортившаяся погода, но 13-я воздушная армия продолжала обеспечивать наступление наземных войск. Хорошо было налажено взаимодействие штурмовой авиации с танковыми соединениями. Штурмовикам по радио передавались координаты узлов сопротивления врага, которые мешали продвижению танковых войск [44]. Утром 14 июня начался прорыв второй полосы обороны финских войск. Затем ещё 280 бомбардировщиков и штурмовиков нанесли удары по опорным пунктам Неувола и Мустамяки. Средняя плотность ударов достигала 324 т на квадратный километр [44].
Сопротивление финских войск было очень упорным. Особенно ожесточенный бой разгорелся за укрепленный узел Кутерселькя, упирающийся в Финский залив. Необходимо было усилить удары авиации, но низкая облачность исключала возможность применения авиации. В этот район было решено направить все экипажи штурмовиков, которые могли действовать при такой погоде. Под ураганным огнем зенитной артиллерии и пулеметов летчики-штурмовики шесть часов подряд бомбили вражеские позиции. Не успевали самолёты приземляться, как их быстро заправляли, загружали бомбами и боеприпасами, и они снова улетали на задание. При поддержке авиации наши войска к вечеру заняли этот пункт и продолжили наступление на Выборг. Обеспечивая наступление наземных войск авиация препятствовала отводу живой силы и техники противника на третью полосу обороны, производству оборонительных работ на этой полосе, массированными бомбардировками разрушали оборонительные сооружения финнов.
Финское командование продолжало усиливать свои войска на Карельском перешейке. На это направление было переброшено более 100 самолётов из состава 54-й истребительной эскадры, 1-й эскадры пикирующих бомбардировщиков и авиационных частей, базирующихся в Карелии. К моменту боев за Выборг активность авиации противника, особенно истребительной, сильно возросла. Немецкие и финские истребители нападали на советские бомбардировщики и штурмовики. В этот период бои в воздухе приняли исключительно ожесточенный и тяжелый характер. При боях за Выборг, авиация 13-й воздушной армии, оказывала поддержку ударной группировке 21-й армии на поле боя и не допускала подвоза и подхода резервов противника со стороны Хельсинки, а также уничтожали отходящие части и колонны врага. В этот период неприятельская авиация предпринимала попытки бомбить наши войска группами по 30—50 самолётов Ю-87 и Ю-88. Немецкие и финские истребители оказывали упорное сопротивление нашей авиации, стремились не допустить советские самолёты к своим войскам и объектам [44].
Для отражения налетов вражеской авиации высылались группы по 6 — 8 истребителей с последующим наращиванием сил в зависимости от обстановки. Истребители, вылетавшие на отражение налетов воздушного противника, делились на сковывающую и ударную группы. Перед нанесением массированных ударов нашей авиации вылетали группы по восемь истребителей, очищавших воздушное пространство от вражеских самолётов. Нападения немецких и финских самолётов отбивались не только нашими летчиками-истребителями, но и штурмовиками и бомбардировщиками [44]. Итоги операции В 1941—1944 годах финские войска вместе с немецкой Группой армий «Север» осаждали Ленинград.
За 5 июня на всех фронтах в воздушных боях и огнём зенитной артиллерии сбито 48 самолётов противника. Читайте также Оперативная сводка за 1 июня 1944 года Оперативная сводка за 1 июня 1944 года В течение 1 июня в районе севернее ЯССЫ наши войска успешно отбили все атаки пехоты и танков противника. По предварительным данным, за день бея наши войска уничтожили 18 немецких танков и 15 самолётов. По уточнённым данным, в районе Оперативная сводка за 4 июня 1944 года Оперативная сводка за 4 июня 1944 года В течение 4 июня в районе северо-западнее и севернее города ЯССЫ наши войска успешно отбили все атаки крупных сил пехоты и танков противника и нанесли ему большие потери в живой силе и технике.
Для обслуживания шести авиадивизий, сосредоточенных в районе Ленинграда, пришлось перебросить туда и тыловые части армии [44]. Большое внимание уделялось оперативной маскировке. Авиацией и войсками фронта имитировалась подготовка к наступлению на нарвском направлении. На нарвском направлении строились ложные аэродромы и устанавливались макеты самолётов. Эти меры способствовали обеспечению скрытности перебазирования летных частей в район Карельского перешейка и подготовки Выборгской операции [44]. За время подготовки к операции полеты воздушных разведчиков совершались одиночными самолётами, чтобы не вызвать подозрения о готовящемся наступлении. Для этой цели было выделено 60 самолётов, большую работу в разведке обороны противника на Карельском перешейке проделал 13-й разведывательный авиаполк. Летчики воздушной армии для фотографирования совершили 610 самолёто-вылетов и засняли площадь в 87 тысяч квадратных километров [44]. Особенно сложно было обнаруживать финские оборонительные сооружения. При первых полетах воздушные разведчики вместо главной оборонительной полосы финнов сфотографировали лишь старые оборонительные сооружения линии Маннергейма, не представлявшие серьёзной угрозы. В дальнейшем три экипажа 277-й штурмовой авиадивизии на самолётах Ил-2 прошли над Карельским перешейком с включенными аэрофотоаппаратами, затем другие экипажи Пе-2 произвели площадное фотографирование. Новые оборонительные сооружения были сфотографированы [44]. Боевые действия авиации были спланированы на четыре дня операции, предусматривалось проведение предварительной авиационной подготовки, она начиналась за день до проведения операции. Перед авиацией ставилась задача разрушать долговременные оборонительные сооружения противника и подавлять артиллерийской-минометные батареи в районе переднего края на направлении главного удара 21-й армии. В день атаки пехоты планировалось совершить два налета с целью уничтожения артиллерийских группировок противника и разрушения дзото-траншейной системы. Для нарушения управления войсками противника части воздушной армии должны были нанести удары по штабам финских войск и узлам связи. Также ВВС Балтийского флота в первый день наступления должны были совершить 90 самолёто-вылетов бомбардировщиками и 300 штурмовиками с целью разрушения оборонительных сооружений противника в первой оборонительной полосе [44]. Высокая насыщенность авиации на узком участке фронта требовала от штурманской службы тщательной отработки всех вопросов самолётовождения. К наступательным боям готовилась и инженерно-авиационная служба. На Ленинградский фронт впервые в 13-ю воздушную армию поступили самолёты Ту-2 и Ил-4. Особое внимание уделялось самолётам только что прибывшим с заводов. За одну ночь на моторах всех новых машин были проведены регламентные работы, к утру все самолёты были готовы к боевому вылету. Части тыла 13-й воздушной армии подготовили аэродромы для быстрого перебазирования авиационных соединений и частей на Ленинградский аэроузел, создали необходимые запасы для их боевой работы [44]. Авиационное наступление 9 июня 1944 года авиация совместно с артиллерией нанесла удары по финским позициям в районе Старый Белоостров, озеро Светлое, Раяйоки. Только в одном налете по этим объектам участвовало 215 бомбардировщиков Ил-4, Пе-2 и Ту-2 113-й, 276-й и 334-й бомбардировочных авиадивизий и 155 штурмовиков Ил-2 277-й и 281-й штурмовых авиадивизий. Эти удары разрушали дзото-траншейную систему в первой полосе обороны противника [44]. Бомбардировщики шли к цели колонной полков, боевой порядок которых состоял из колонны эскадрилий. По сигналу ведущего каждая девятка самолётов с высоты 1000-3000 м сбрасывала бомбы и освобождала место для следующей группы. Вслед за бомбардировщиками вражеские позиции бомбили штурмовые авиадивизии. Они наносили удары в боевом порядке полков с одного захода. Плотность бомбометания была очень высокой. На участках, подвергшихся ударам, были разрушены почти все инженерные сооружения [44]. Затем были нанесены ещё два массированных удара пожелезнодорожным станциям Выборг, Рауту, Райвола и тыловым частям противника в районе Кивиниеми, Валкярви и Кивеннапа. Расположенные там резервы противника и его огневые средства были разрушены, также была дезорганизована работа железнодорожного транспорта [44]. Во время нанесения первых ударов истребительная авиация надежно прикрывала наземные войска и группы бомбардировщиков и штурмовиков. В этот день наши летчики в воздушных боях сбили 9 самолётов противника. Летчики-истребители наносили штурмовые удары по противнику, уничтожая колонны на дорогах, подавляя зенитные средства в районе действий бомбардировщиков и штурмовиков [44]. Через час после начала наземной части операции началась 30-ти минутная авиационная подготовка. Наступление пехоты поддерживалось непрерывным патрулированием, над полем боя, штурмовиков в составе 4-6 Ил-2. Штурмовики также действовали по узлам сопротивления противника по заявкам наземного командования [44]. В первый день наступления войска 21-й армии при поддержке авиации прорвали оборону противника на 20-ти километровом фронте и на главных направлениях вышли ко второму оборонительному рубежу. В последующие дни действиям авиации препятствовала испортившаяся погода, но 13-я воздушная армия продолжала обеспечивать наступление наземных войск. Хорошо было налажено взаимодействие штурмовой авиации с танковыми соединениями. Штурмовикам по радио передавались координаты узлов сопротивления врага, которые мешали продвижению танковых войск [44]. Утром 14 июня начался прорыв второй полосы обороны финских войск. Затем ещё 280 бомбардировщиков и штурмовиков нанесли удары по опорным пунктам Неувола и Мустамяки. Средняя плотность ударов достигала 324 т на квадратный километр [44]. Сопротивление финских войск было очень упорным. Особенно ожесточенный бой разгорелся за укрепленный узел Кутерселькя, упирающийся в Финский залив. Необходимо было усилить удары авиации, но низкая облачность исключала возможность применения авиации. В этот район было решено направить все экипажи штурмовиков, которые могли действовать при такой погоде. Под ураганным огнем зенитной артиллерии и пулеметов летчики-штурмовики шесть часов подряд бомбили вражеские позиции. Не успевали самолёты приземляться, как их быстро заправляли, загружали бомбами и боеприпасами, и они снова улетали на задание. При поддержке авиации наши войска к вечеру заняли этот пункт и продолжили наступление на Выборг. Обеспечивая наступление наземных войск авиация препятствовала отводу живой силы и техники противника на третью полосу обороны, производству оборонительных работ на этой полосе, массированными бомбардировками разрушали оборонительные сооружения финнов. Финское командование продолжало усиливать свои войска на Карельском перешейке. На это направление было переброшено более 100 самолётов из состава 54-й истребительной эскадры, 1-й эскадры пикирующих бомбардировщиков и авиационных частей, базирующихся в Карелии. К моменту боев за Выборг активность авиации противника, особенно истребительной, сильно возросла. Немецкие и финские истребители нападали на советские бомбардировщики и штурмовики. В этот период бои в воздухе приняли исключительно ожесточенный и тяжелый характер. При боях за Выборг, авиация 13-й воздушной армии, оказывала поддержку ударной группировке 21-й армии на поле боя и не допускала подвоза и подхода резервов противника со стороны Хельсинки, а также уничтожали отходящие части и колонны врага. В этот период неприятельская авиация предпринимала попытки бомбить наши войска группами по 30—50 самолётов Ю-87 и Ю-88. Немецкие и финские истребители оказывали упорное сопротивление нашей авиации, стремились не допустить советские самолёты к своим войскам и объектам [44]. Для отражения налетов вражеской авиации высылались группы по 6 — 8 истребителей с последующим наращиванием сил в зависимости от обстановки. Истребители, вылетавшие на отражение налетов воздушного противника, делились на сковывающую и ударную группы. Перед нанесением массированных ударов нашей авиации вылетали группы по восемь истребителей, очищавших воздушное пространство от вражеских самолётов. Нападения немецких и финских самолётов отбивались не только нашими летчиками-истребителями, но и штурмовиками и бомбардировщиками [44]. Итоги операции В 1941—1944 годах финские войска вместе с немецкой Группой армий «Север» осаждали Ленинград. Даже после полного освобождения от блокады финские войска на Карельском перешейке находились всего в 30 километрах к северу от города. И только в результате Выборгской операции вражеские войска были окончательно отброшены от Ленинграда. Стремительное наступление 21-й армии на Выборг стало самым успешным этапом всей Выборгско-Петрозаводской операции. Всего за 10 дней войска армии продвинулись вперёд на 110—120 километров, прорвали несколько полос финской обороны и овладели штурмом городом Выборг. Действия 23-й армии, которой отводилась вспомогательная роль, были не столь удачными и свою задачу она выполнила лишь частично — части 3-го финского армейского корпуса избежали разгрома и организованно отступили за Вуоксу. На Карельском перешейке финские войска потерпели тяжёлое поражение и понесли большие потери в людях и технике. Под Выборг были переброшены значительные силы из южной Карелии, что облегчило задачу Карельскому фронту в Свирско-Петрозаводской операции.
События в истории 6 июня
Первые волны десанта понесли крупные потери. Участок высадки «Суорд» являлся ключевым, так как именно в этом районе находился довольно большой город Кан. Британские коммандос при поддержке авиации сумели быстро закрепиться на участке и отбиться от наступающей немецкой танковой дивизии. Однако Кан не был взят сразу: отступившие войска Вермахта организовали оборону, прорвать которую удалось лишь спустя полтора месяца. Канадские десантники из полка «Горцы из Стормонта, Дандеса и Гленгарри» 9-й бригады 3-й пехотной дивизии высаживаются в секторе «Нан уайт» пляжа «Джуно». Можно заметить специальные велосипеды для перевозки снаряжения Канадские войска высаживались на пляже «Джуно». На этом плацдарме располагались мощные немецкие укрепления, которые не смогла подавить артиллерия и авиация союзников. В первые же минуты канадцы понесли тяжёлые потери, вплоть до половины личного состава в некоторых подразделениях. Лишь благодаря поддержке бронетехники им удалось продвинуться вглубь обороны и полностью захватить пляж «Джуно».
Танки-тральщики расчищали дорогу для огнемётных танков, которые, в свою очередь, пробивались сквозь укрепления противника. Только после этого выдвигалась пехота. По похожему сценарию проходил захват пляжа «Голд». Несмотря на отчаянное сопротивление немцев, англичанам удалось укрепиться на позициях и выполнить задачу. Высадка подразделений роты E 16-го пехотного полка 1-й пехотной дивизии. Роберт Сарджент, сделавший фотографию, назвал её «Челюсти смерти». На этом участке погибло около 3000 американских солдат. Высадка американского десанта на пляже «Юта» прошла не там, где планировалось.
Из-за тумана и сильного волнения десантные отряды отклонились от изначального курса, и морпехи высадились абсолютно в другом месте, что, впрочем, не стало проблемой. Благодаря хладнокровию генерала Теодора Рузвельта-младшего, американцы сумели захватить плацдарм при минимальных потерях. Обстановка на «Омахе» была гораздо хуже. Туман затруднял навигацию, а из-за низкой облачности бомбардировщики не нанесли никакого урона батареям немцев. По причине сильного волнения катера высаживали десант практически в море. Многие солдаты просто утонули. Такая же участь постигла и танки-амфибии, не рассчитанные на работу в шторм. Те немногие пехотинцы, которым посчастливилось добраться до суши, погибали под пулемётным огнём.
А тех, кто смог найти укрытие, обстреливали из орудий и миномётов. Спустя час подразделения союзников были полностью дезорганизованы и сломлены морально. Американцы так и не сумели организовать прорыв, хотя небольшие группы морпехов проникли в тыл оборонительных рубежей. Раненые американские солдаты из состава 1-й пехотной дивизии. Район «Фокс Грин» к востоку от деревни Кольвиль-сюр-Мер, сектор «Омаха-бич» Провал на «Омаха-бич» связан, в первую очередь, с плохими погодными условиями, которые не позволили авиации нанести точные удары, и неэффективной поддержкой корабельной артиллерии — практически все огневые точки немцев сохранили боеспособность.
Поэтому было решено захватывать плацдарм в стороне от портов и создавать искусственную гавань, пирсы которой получили условное наименование "Малбери". Для отражения ожидавшегося десанта в распоряжении немецкого командования во Франции, Бельгии и Голландии в начале июня 1944 года было 880 тыс. Теоретически они представляли собой значительную силу. Однако немецкие части были разбросаны на большом пространстве и не могли быть оперативно собраны в одном месте.
Некоторые дивизии вообще были "стационарными", с низкой подвижностью. Поэтому союзники могли без труда создать локальное превосходство в произвольной точке высадки. Вместе с тем, не вполне верны легенды о пропустившей высадку союзников "дивизии желудочников". Это соединение из ограниченно годных солдат находилось на подступах к Амстердаму и, как ни странно, держалось довольно долго. Большие споры среди немецких командующих вызвал выбор стратегии отражения десанта. Имевший значительный опыт войны с союзниками командующий группой армий "Б" Эрвин Роммель считал, что вопрос об успешности высадки будет решен в первые 24 часа сражения. Поэтому он выступал за удержание прочной обороны на побережье и предлагал создать вдоль него "жемчужное ожерелье" танковых частей. Другого мнения придерживались главнокомандующий немецкими войсками на Западе Герд фон Рундштедт и командующий танковой группой "Запад" Гейр фон Швеппенбург. Они предлагали держать танки в глубине континента, а в случае высадки разгромить противника в маневренном сражении.
Фон Швеппенбург указывал, что на побережье танки попадут под огонь корабельной артиллерии. Роммель в ответ напоминал о господстве союзников в воздухе висящие над головой истребители-бомбардировщики затрудняли любые перемещения войск. В итоге Адольфом Гитлером было принято компромиссное решение: три танковые дивизии получил Роммель, три - Рундштедт и Гейр, и еще четыре находились в резерве верховного командования. Серьезным препятствием на пути реализации обоих вариантов было то, что многие немецкие подвижные соединения в Нормандии были недавно выведены с Восточного фронта на переформирование и мало боеспособны. Из вышеупомянутых десяти дивизий в Западной Европе только две были полностью боеготовы. Наихудшим для немцев было соотношение сил в воздухе. В распоряжении 3-го воздушного флота находилось около 500 самолетов. Союзники же могли противопоставить им более 7 тыс. Высадке предшествовало воздушное наступление, длившееся несколько недель и приведшее к сильным разрушениям на севере Франции.
Авиаударам подвергалась дорожная сеть, но одновременно разрушались жилые постройки, под бомбами союзников гибли французские мирные жители. Определенные надежды на успех немцам давал строившийся с 1942 года "Атлантический вал" - полоса укреплений вдоль побережья. Однако в первую очередь укреплялись порты и прилежащее к ним побережье. Снабжение бетоном строительства "Атлантического вала" на других участках осуществлялось по остаточному принципу.
Мастерство военачальников и героизм советских солдат были основой успеха блестящей операции. Свою роль сыграли также просчеты немецкого командования.
Белорусская операция — самое большое поражение Германии за всю историю. Военные операции 1944 г. В ходе зимних и весенних кампаний Красной Армии удалось снять блокаду Ленинграда, очистить от немцев Карелию, Крым и Украину. Пятым ударом стала Белорусская наступательная операция «Багратион» против германской группы армий «Центр». В 1941 г. Удары советских войск в Белоруссии оказались для немцев настолько ошеломительными, что их армии не успели отступить на новые рубежи обороны, они были окружены и уничтожены — группа армий «Центр» практически перестала существовать.
Белорусская операция «Багратион» «Белорусский балкон»: стратегические планы противников На линии фронта к началу 1944 года образовался «Белорусский балкон» — выступ на восток по линии Витебск — Орша — Могилев. Войска ГА «Центр» стояли здесь всего в 500 км от Москвы, в то время как на севере и юге страны враг был отброшен далеко на запад. Значимость операции С оккупированной территории Белоруссии немцы имели возможность вести позиционную войну и осуществлять нападение стратегической авиации на советскую столицу. Три года оккупационного режима стали настоящим геноцидом белорусского народа. Освобождение Белоруссии Ставка Верховного Главнокомандования считала первостепенной задачей Красной Армии после победы на Курской дуге. Осенью 1943 г.
Стратегическую задачу по разгрому ГА «Центр» и освобождению Белоруссии предстояло решить в 1944 году. Антонов наметил в Ставке ГК контуры нового наступления в Белоруссии: операция носила кодовое название «Багратион» и под этим наименованием вошла в историю. Высшее командование КА сумело извлечь уроки из неудачного наступления на этом направлении осенью-зимой 1943 года.
Парашютный взвод, возглавляемый офицером, состоял из штаба и трёх отделений [К 1] по 8 рядовых под командованием капрала и сержанта , всего — 36 человек [22]. Десантники были вооружены ручными гранатами, винтовками Lee Enfield и пистолет-пулемётами STEN , причём количество последних было значительно больше, чем в обычном пехотном батальоне. Кроме того, на каждое отделение приходилось по одному ручному пулемёту Bren , 2-дюймовому миномёту и одной снайперской винтовке Lee Enfield с оптическим прицелом [23]. С 1944 года батальону была добавлена штабная рота иначе — рота поддержки в составе пяти взводов: автотранспортного, взвода связи, миномётного, пулемётного и противотанкового.
Их вооружение состояло из восьми 3-дюймовых миномётов , четырёх пулемётов Vickers и десяти ручных противотанковых гранатомётов PIAT. Кроме того, в составе батальона имелись авианаводчики , разведчики, инженеры, медики и десантники- планеристы [21]. Направление стрельбы лёгкого крейсера HMS Arethusa англ. Фрагмент карты обстрела кораблями союзников немецких береговых позиций 6 июня 1944 года. Учитывая исключительную трудность задачи, подполковник Отуэй получил от командования карт-бланш на планирование и подготовку операции. Внимательно изучив разведданные, Отуэй разработал сложный план штурма, согласно которому, сразу после полуночи Дня «Д» англ. D-Day на площадке приземления «V», расположенной между коммуной Варавиль и батареей в 2,5 километрах от последней [24] , вместе с авианаводчиками высаживается передовая разведгруппа из десяти человек 9-го парашютного батальона.
Её задача — незаметно подобраться к батарее, провести детальную рекогносцировку , прорезать заграждение из колючей проволоки и разминировать проходы через минное поле. В 00:30 сотня тяжёлых бомбардировщиков Королевских ВВС Lancaster или Halifax наносит удар по батарее бомбами особой мощности Blockbuster калибр 1800 кг в попытке уничтожить её или, по крайней мере, разрушить оборонительные сооружения. Затем в 00:50 на площадку приземления высаживается весь 9-й парашютный батальон в сопровождении взвода сапёров 591-й парашютной роты Королевских инженеров [25] с большим количеством снаряжения, включая миноискатели , « бангалорские торпеды » для прорыва заграждений из колючей проволоки, а также две противотанковые пушки QF 6 pounder , предназначенные для пробивания стальных дверей казематов. Далее наступает наиболее рискованный этап плана подполковника Отуэя — удар coup de main по батарее [14]. Штурмовая команда из 50 добровольцев роты «A» и группы Королевских инженеров, вооружённых огнемётами Lifebuoy , высаживается на трёх планёрах Airspeed Horsa непосредственно между казематами, ломая, при необходимости, крылья о наземные сооружения [20]. В тот же самый момент рота «C» начинает прорыв к ним на помощь по заранее подготовленным проходам через колючую проволоку и минное поле, за ней следуют остальные бойцы рот «A» и «B» [20]. В 05:30, в случае отсутствия условных сигналов об успехе наземной операции, лёгкий крейсер Королевского флота Arethusa англ.
После нейтрализации батареи 9-му парашютному батальону предстояло в тот же день выполнить ещё две боевые задачи — захватить и уничтожить немецкий штаб и береговую РЛС Кригсмарине в коммуне Сальнель , а затем — освободить и удерживать населённый пункт Ле-Плэн фр. Le Plein; ныне — достопримечательность в коммуне Амфревиль , который также был весьма важной целью для десантников, поскольку находился на господствующей возвышенности, откуда простреливался практически весь плацдарм, занятый 6-й воздушно-десантной дивизией [27]. Всего 9-й парашютный батальон насчитывал 600 человек [2] [К 2]. Кроме того, с учётом характера предстоящей миссии, в распоряжении подполковника Отуэя в качестве дополнительной медицинской помощи находился 3-й взвод 224-го парашютного медицинского отряда англ. Королевского армейского медицинского корпуса [28] , в составе 14 санитаров с носилками, писаря и трёх медбратьев -рядовых под командой военврача-офицера и медбрата в звании штаб-сержант [29]. Ещё одно подразделение — рота «A» 1-го канадского парашютного батальона англ. Однако непосредственного участия канадцев в штурме не планировалось [30].
Для связи с крейсером Arethusa Отуэю было придано несколько морских радистов, обученных прыжкам с парашютом [31]. Общая численность десантников, задействованных в этой операции — около 750 человек [21]. Доставку в район десантирования 9-го батальона осуществляли 32 транспортных самолёта Dakota 512-й эскадрильи Королевских ВВС англ. Доставку тяжёлого вооружения с боеприпасами — противотанковых орудий, пулемётов и миномётов, транспортных средств джипов Willys MB с прицепами, сапёрного снаряжения, включая взрывчатку и миноискатели, а также радиостанций — организовали ещё на пяти планёрах Horsa, имевших размах крыльев 27 и длину 20 метров и максимальную грузоподъёмность 7140 килограмм [33]. В апреле 1944 года 9-й парашютный батальон был переброшен в Уолбери-Хилл англ. Беркшир , где в течение семи дней Королевские инженеры построили полномасштабную копию Мервильской батареи, включая заграждения из колючей проволоки и другие препятствия. Следующие пять дней были посвящены инструктажу десантников и ознакомлению с устройством батареи.
Были проведены девять учебных штурмов, четыре из которых — ночью [25] [34]. Высадка и концентрация сил[ править править код ] Сразу после полуночи 6 июня 1944 года передовая группа 9-го парашютного батальона высадилась вместе с авианаводчиками бригады и без каких-либо проблем добралась до места сбора батальона. Пока часть парашютистов занималась подготовкой позиций, заместитель командира батальона майор Джордж Смит англ.
Вы точно человек?
Известный американский профессор Карл Куалс публично выразил удивление шумихой вокруг празднования годовщины высадки в Нормандии в 1944 году, напомнив при этом о главной роли Красной армии в победе над фашизмом. Да, событие большое, важное, драматичное, но Красная армия сражалась и умирала в течение трех лет до «Дня Д» и теснила нацистов более чем за год до того, как кто-либо высадился на пляже Омаха», — написал он в «Твиттере». Если вы устали, уважаемый профессор, то ваша усталость — ничто по сравнению с нашей! Но вам отдельное спасибо — и за гражданскую смелость, и за преданность вашим же американским и английским солдатам-антифашистам. И за знания, которыми вы делитесь с нашими современниками-американцами. Надеемся, у вас для этого есть не только «Твиттер», но и профессорская кафедра в колледже Дикинсона, где вы преподаете. Это, конечно, не Джорджтаунский университет, который вы окончили, но близость к Вашингтону — всего 170 километров — обнадеживает. Может там, в Белом доме, вас услышат?! И, может, вспомнят, что был и у них великий президент Франклин Делано Рузвельт, который в последний день своей жизни обратился с посланием не к кому-нибудь, а к Сталину с такими словами: «Я уверен, что, когда наши армии установят контакт в Германии и объединятся в полностью координированном наступлении, нацистские армии распадутся». То есть до того и без Красной армии Рузвельт и не надеялся, что «нацистские армии распадутся»!
Человек знал, что говорил. И эти слова Рузвельта можно считать его политическим завещанием… И пусть нынешние западные политики ответят хотя бы самим себе — и ради безопасности своих народов — верны ли они завету того, кого сегодня они же превозносят как главного из Большой тройки.
Командир корабля сбежал с мостика, чтобы помочь комендору, но был смертельно ранен прежде, чем успел добежать до орудия.
Мичман Фаулер принял командование кораблем и продолжал двигаться к берегу, хотя рулевое управление судном было повреждено. Несмотря на непрекращающийся огонь противника, Фаулер начал выгрузку танков. На палубу корабля упала противотанковая граната, но, прежде чем она взорвалась, старший машинист корабля Д.
Гембл схватил ее и бросил назад в сторону врага. Двое из экипажа корабля были убиты, а трое ранены, когда мичман Фаулер закончил выгрузку танков и тут только обнаружил, что его корабль завяз в прибрежном песке. Мичман сошел на берег, где упросил водителя тяжелого бульдозера столкнуть судно в воду.
Волнение на море было сильным, дул порывистый ветер, а легкий сам по себе, да еще разгруженный, танко-десантный корабль не имел к тому же рулевого управления.
Таким образом, в ходе наступления наши войска завершили окружение группировки немцев в составе пяти пехотных дивизий в районе Витебска. Наши войска ворвались в город Витебск, где завязали уличные бои. В течение 26 июня войска Карельского фронта продолжали наступление к западу и югу от города Медвежьегорск, где продвинулись вперёд на 10 - 14 километров. Севернее и северо-западнее Олонец войска фронта, форсировав реку Олонка продвинулась за день на 15 километров. На правом фланге во взаимодействии с Онежской флотилией был высажен Лахтинский десант. Войска Ленинградского фронта вели наступательные бои в районе северо-восточнее города Выборг. Группе противника, насчитывавшей до 8 тыс.
Войска 3-го Белорусского фронта продолжали развивать наступление в общем направлении на Борисов. Главные силы армии продолжали уничтожать окруженную группировку противника юго-западнее Витебск и в районе Островно. Войска 2-го Белорусского фронта развивали наступление в направлениях Шклов, Могилев. Севернее Могилева 49-я армия силами двух стрелковых дивизий форсировала реку Днепр. Войска северной ударной группировки 1-го Белорусского фронта продолжали развивать наступление на Бобруйском направлении. Войска южной ударной группировки 1-го Белорусского фронта обходили Бобруйск с юго-запада. В полосе армии катерами Днепровской военной флотилии высажен успешный речной десант в селе Здудичи. Конно-механизированная группа, переправившись через реку Птичь, продолжала выдвижение в северо-западном направлении.
Войска 1-го Прибалтийского и 3-го Белорусского фронтов вели бои по уничтожению окружённой группировки противника в районе Витебска и, сжимая кольцо окружения, штурмом овладели крупным областным центром Белоруссии городом Витебск - важным стратегическим узлом обороны немцев на западном направлении. Завершилась Тулоксинская десантная операция. Войска 1-го Прибалтийского фронта, преодолевая упорное сопротивление противника, широко использующего для обороны межозерные дефиле и реки, продолжали наступление на Полоцком и Лепельском направлениях, овладели городом Чашники, продвинувшись за день до 15 километров. Люхтикова 43-й армии вёл бой с группой противника под командой генерал-лейтенанта Писториуса, пытавшейся выйти из окружения в северо-западном направлении. Войска 3-го Белорусского фронта развивали наступление на Минском направлении и продвинулись вперёд на 30 километров. Юго-западнее города Витебск 39-я армия, разгромив окруженную группировку противника, продолжала уничтожать его разрозненные группы южнее реки Западная Двина. Войска 2-го Белорусского фронта очистили от противника восточный берег Днепра и форсировали реку, продвинувшись за день на 25 километров. Войска 1-го Белорусского фронта, развивая охватывающие удары с востока и юга на Бобруйск, завершили окружение группировки противника в составе пяти пехотных дивизий немецкой 9-й армии.
Юго-западнее города ВИТЕБСК наши войска завершили ликвидацию окружённой группировки противника в составе 4, 197, 206, 246 пехотных и 6 авиаполевой дивизий. Ввиду отчаянного сопротивления, большая часть окружённых немецких войск была перебита нашими войсками; при этом противник оставил на поле боя более 20. Остатки этих дивизий приняли ультиматум Советского Командования о капитуляции, прекратили сопротивление и сложили оружие. По предварительным данным, сдалось в плен свыше 10. Войска Ленинградского фронта на Карельском перешейке вели наступательные бои в районе северо-восточнее города Выборг и на отдельных участках продвинулись вперёд на 1-2 километра. Войска фронта, во взаимодействии с Краснознамённым Балтийским флотом, полностью очистили от противника остров Уран-Сари и овладели городом Урас Тронгсунд. На Карельском фронте десант Онежской военной флотилии в 11. Родина торжественно салютовала войскам Карельского фронта, овладевшим Петрозаводском.
Войска 1-го Прибалтийского фронта продолжали наступление южнее Полоцка, продвинувшись за день на 18—20 километров. Войска 3-го Белорусского фронта развивали наступление на Минском направлении, продвинулись вперёд на 22—88 километров. Конно-механизированная группа вышла на реку Березина севернее Борисова и передовыми отрядами форсировала реку. Завершилась Витебско-Оршанская операция. Советские войска разгромили витебскую и оршанскую группировки противника, продвинулись на 150 километров, правым крылом вышли на Березину и глубоко охватили 4-ю немецкую армию, действовавшую на могилевско-минском направлении. Войска 2-го Белорусского фронта, форсировав реку Днепр на участке протяжением 120 километров, прорвали вторую оборонительную полосу немцев, подготовленную по западному берегу реки и штурмом овладели городами Могилев, Шклов, Быхов. Завершилась Могилевская операция. Войска 2-го Белорусского фронта на могилевском направлении сковали значительные силы противника и лишили его возможности организованно отвести свои части за Березину.
Левофланговые части армии вели упорные бои с окруженными частями противника. Основные силы 65-й армии продолжала наступление в северо-западном направлении. Ставка Верховного Главнокомандования направила командующим войсками 1-го Прибалтийского, 3, 2, 1-го Белорусских фронтов Директивы о развитии наступления. Группа армий «Центр». Немецкое командование попыталось образовать сплошной фронт обороны по Березине. Для этого им были брошены в сражение резервы: 14-я и 95-я пехотные дивизии на витебском, 60-я моторизованная дивизия на могилевском и 20-я танковая дивизия на бобруйском направлениях. Началась переброска дивизий с других участков советско-германского фронта. Войска Карельского фронта в течение 29 июня продолжали наступление на Поросозерском и Сортавальском направлениях, продвинувшись вперёд на 15-18 километров.
Войска Ленинградского фронта на Карельском перешейке вели наступательные бои севернее города Выборг и продвинулись вперёд на 1-2 километра. Полоцкая операция. Началась Полоцкая наступательная операция войск 1-го Прибалтийского фронта, продолжавшаяся до 4 июля 1944 года. Части 1-го танкового корпуса, выйдя на оперативный простор, стремительным ударом овладели городом Ушачи. Минская операция. Началась Минская наступательная операция войск 3-го, 2-го и 1-го Белорусских фронтов при содействии войск 1-го Прибалтийского фронта, продолжавшаяся до 4 июля 1944 года. Конно-механизированная группа 3-го Белорусского фронта вышла к реке Березина севернее города Борисов и форсировала реку. Войска 2-го Белорусского фронта продолжали наступление на Минском направлении и продвинулись вперёд на 15 - 25 километров.
Противник окруженными частями оказывал ожесточенное сопротивление и пытался пробиться из города Бобруйск на северо-запад и запад. Конно-механизированная группа завязала бои на юго-восточной окраине города Слуцк. Завершилась Бобруйская операция. Войска 1-го Белорусского фронта закончили ликвидацию окруженной в районе Бобруйска группировки противника и освободили город Бобруйск. Потери противника и трофеи войск 3-го Белорусского и 1-го Прибалтийского фронтов за время наступательных боев с 23 по 27 июня сего года. В итоге наступательных боёв, проведённых в тесном взаимодействии двух фронтов - 3-го Белорусского и 1-го Прибалтийского - и завершившихся окружением и уничтожением витебской группировки противника и освобождением города Витебск, потери немцев по главным видам боевой техники и живой силе составляют: пленными и убитыми - 77. Войска Карельского фронта продолжали наступление на Поросозерском и Сортавальском направлениях и продвинулись вперёд на 10-25 километров. Войска Ленинградского фронта на Карельском перешейке вели наступательные бои в районе северо-восточнее города Выборг и продвинулись вперёд на 2-5 километров.
Фельдмаршал Герд фон Рундштедт, командующий войсками в Западной Европе, не скрывал своего недовольства по этому поводу: «Я должен был защищать побережье протяженностью в 3000 миль от итальянской границы на юге до немецкой границы на севере, имея в своем распоряжении только 60 дивизий, большинство из которых были недостаточно обучены и укомплектованы». Весьма трагикомично обстояли дела с 70-й пехотной дивизией Вермахта, которую прозвали «дивизией белого хлеба». Почти весь личный состав подразделения страдал от различных заболеваний желудочно-кишечного тракта и проблем с пищеварением. В связи с этим солдаты соблюдали специальную диету. Во время боевых действий обеспечить особое питание 15 тысячам пехотинцев было довольно затруднительно.
Генерал-фельдмаршал Эрвин Роммель инспектирует береговую оборону Нормандии. Оборона нормандского участка и других районов «Атлантического вала» была усилена именно под его руководством Помимо «дивизии белого хлеба», в Нормандии располагались дивизии, сформированные из восточных народностей, проживавших, в том числе, на территории Советского Союза. Некоторые подразделения формировались из солдат, которые получили ранения лёгкой и средней тяжести. Таким образом, к середине 1944 года на фоне успехов Красной армии требования к службе в немецкой армии были занижены, что неминуемо привело к снижению боевого потенциала войск. Стоит отметить, что силы Кригсмарине и Люфтваффе на этом участке были весьма ограничены.
В распоряжении немцев находилось всего 90 бомбардировщиков и 70 истребителей — то есть, имеющаяся авиация физически не могла оказать хоть какое-то влияние на ход дальнейших событий. Немецкий флот также был малочисленным: в распоряжении командования зоны Ла-Манша находилось лишь пять эсминцев, пара десятков торпедных катеров и примерно сто тральщиков. Сильный подводный флот более сотни океанских подлодок в планах защиты Ла-Манша не учитывался, так как такие субмарины были не приспособлены к действиям в мелких водах пролива. А крупные корабли тяжёлые и лёгкие крейсеры, линкоры базировались в норвежских и балтийских водах и большую часть времени находились на стоянке в своих базах. Для сохранения флота командование Кригсмарине было вынуждено отказаться от проведения рейдов и разведывательных операций.
И при полном отсутствии взаимодействия авиации и флота немецкие войска были не в состоянии быстро отреагировать на меняющуюся обстановку во время высадки. Линкор HMS Warspite поддерживает огнём высадку британской 3-й дивизии на участке «Суорд», обстреливая береговую батарею в Виллервилле. Третья башня ГК не работает в результате попадания бомбы Fritz-X и развернута в походное положение Союзники, в свою очередь, для поддержки десантных подразделений задействовали американские и английские линкоры Texas, Arkansas, Nevada, Ramillies и Warspite. Общее число крейсеров достигало 23, эсминцев и миноносцев — 135. Всего флот союзников включал в себя почти 7 тысяч кораблей, а авиация — более 10 тысяч самолётов.
Экспедиционные войска были готовы к отправке уже третьего июня. Однако из-за отвратительной погоды десантные отряды вышли в море лишь утром пятого числа. Вечером того же дня авиация союзников начала массированную бомбардировку немецких укреплений в зоне высадки. Было сброшено свыше 7 тысяч тонн различных бомб, которые не нанесли никакого ощутимого урона. Кроме морского десанта, готовились к высадке и парашютисты.
Главной их задачей являлось отвлечение внимания противника путём выведения из строя узлов связи и дорог. Помощь в этом оказывали и французские партизаны, действовавшие в глубоком тылу. Места высадки воздушного и морского десанта 6 июня 1944 года Ночью шестого июня союзники провели крупнейшее за всю войну воздушное десантирование, итоги которого, однако, оказались провальными. В немецкий тыл было сброшено почти 25 тысяч парашютистов и сотни единиц различной техники. Из-за немецкого зенитного огня и низкой облачности десантные отряды разбросало на много километров, и с организацией взаимодействия возникли большие трудности.
Хроника освобождения Беларуси
Да, верховным главнокомандующим союзными войсками в Европе был американский генерал Дуайт Эйзенхауэр, однако его заместителем был маршал Королевских ВВС британец Артур Теддер. Британцами были и трое командующих видами вооружённых сил», — пишет исследователь. По словам Холланда, план операции «Оверлорд» был по большей части разработан британским генералом Бернардом Монтгомери — главнокомандующим сухопутными войсками союзников в Европе, а основная ответственность за реализацию высадки легла на британские ВМС. Холланд отмечает, что по итогам десантной операции США и Великобритания потеряли примерно равное количество людей. Историк подчёркивает, что он не умаляет заслуги американской стороны, однако стремится показать общественности более широкий взгляд на это важное историческое событие. Согласно информации из открытых источников, нормандская операция, или операция «Оверлорд» — стратегическая операция союзников по высадке войск в Нормандии, начавшаяся рано утром 6 июня 1944 года и закончившаяся 31 августа 1944 года, после чего союзники пересекли реку Сену, освободили Париж и продолжили наступление к французско-германской границе.
Флотилия 10 береговой охраны Великобритании. Десантные катера на буксире британского десантного судна, которое готовится отплыть по Ла-Маншу на операцию по вторжению в оккупированную нацистами Францию. С подобных десантные катеров войска высаживались на Омаха Бич. Army 6.
Немецкие военные осматривают побережье во время оккупации Нормандии Германией в 1944 году. National Archives 7. Бомбардировщики A-20 бомбят батарею береговой артиллерии на мысе Хок 22 мая 1944 года. National Archives 8. Союзные караваны кораблей в открытом море в июне 1944 года. National Archives 9. Союзный десантный катер приближается к окутанному густым белым дымом пляжу Омаха в июне 1944 года. National Archives 10. Американские солдаты приближаются к Омаха Бич, их оружие обернуто целлофаном, чтобы не намокло.
National Archives 11. Союзные войска пробиваются через волны к Омаха Бич. National Archives 12. Американские войска подкрепления идут вброд, высадившись в Нормандии, через несколько дней после основной высадки ударной группы в июне 1944 года. Бомбардировщик A-20 сбрасывает бомбы 6 июня 1944 года. Army 14. Вид с воздуха на часть союзных сил у берегов Франции. Air Force 15. Американские солдаты высаживаются с десантной баржи на пляже Нормандии 6 июня 1944 года.
National Archives 16. Взрыв зенитного 88-милимметрового снаряда на Юта Бич. На переднем плане американские солдаты укрываются от вражеского огня.
Немецкие войска, понесшие значительные потери от авиации и огня корабельной артиллерии, не оказывали большого сопротивления. Уже к исходу первого дня союзные войска захватили пять плацдармов глубиной от 2 до 9 км. Битва за Нормандию продолжалась около трех месяцев закончилась 31 августа , а параллельно с ней, и в дополнение, с 15 августа американские и французские войска успешно провели Южно-французскую операцию, которая еще более ослабила немцев. А главной причиной, не позволившей усилить войска вермахта на западе, стало наступление советских войск в Белоруссии. Закончилась Нормандская операция освобождением Парижа и падением Фалезского котла.
А войска союзников, наступавшие с севера и юга Франции, после этих двух операций соединились и продолжили наступление к германской границе, освободив практически всю территорию Франции.
Открытие второго фронта оттянуло на себя часть немецких дивизий, снизило военный потенциал Германии, который мог быть направлен против СССР. Англо-американский десант в Нормандии стал одним из крупнейших в военной истории.
Союзникам пришлось преодолеть отчаянные контратаки противника. Порой казалось, что операция "Оверлорд" просто обречена. Но в поддержку союзников 10 июня 1944 года советские войска начали гигантское наступление на Восточном фронте, которое гитлеровцам удалось приостановить только у Варшавы.
Взаимодействие союзнических армий на Западе и Востоке стало важнейшим фактором окончательного изменения военно-стратегической ситуации в Европе и пользу антигитлеровской коалиции. В сентябре 1944 года против Германии выступили уже ее бывшие партнеры: Румыния, Финляндия, Болгария. Но к 1944 году, когда наметился коренной перелом во Второй мировой войне, а на Восточном фронте он произошел и годом ранее, открытие второго фронта носило уже более политический, нежели военный характер.
Сегодня мы постараемся разобраться во всех тонкостях этого вопроса и узнать, почему союзники не открыли его раньше и насколько сильно открытие второго фронта повлияло на политическую конъюнктуру в ходе Второй мировой войны. Планы и предпосылки Открытие второго фронта — вопрос, который всегда интересовал советское высшее военно-политическое руководство. Тяжелая ситуация на фронтах в начальный период Великой Отечественной войны и достаточно ограниченная помощь союзников по программе ленд-лиза диктовали необходимость открытия второго фронта.
Консультации между лидерами государств-союзников по антигитлеровской коалиции по вопросу открытия второго фронта начались еще в 1941 году. Сталин в ходе войны всегда отстаивал точку зрения о необходимости скорейшего открытия второго фронта, он понимал, что это снимет нагрузку с Красной Армии и сохранит много человеческих жизней. Тем не менее союзники решили перенести высадку в Европе на 1944 год.
Большая дискуссия шла и между западными лидерами. Так, британский премьер У. Черчилль настаивал на «барахтании» в Средиземном море и высадке на Балканах с целью отсечь Красную Армию от Восточной Европы.
А вот лидер США Ф. Рузвельт был сторонником высадки в Западной Европе здесь его позиция была близка к Сталину.
Заключительный этап и итоги Великой Отечественной войны
1944, июнь. Оперативная сводка за 1 июня. 6 июня 1944 года еще известен как День Д, это была крупнейшая операция союзников на Западном фронте, в ней участвовали более 150 тысяч солдат США, Великобритании, Франции, Польши и других стран. Например, в феврале 1944 года в ходе Рогачевско-Жлобинской операции войска 3-й армии генерал-лейтенанта Александра Горбатова освободили часть Рогачевского района и сам город. 6 июня 1944 года в советской историографии было принято называть днем "высадки союзников в Нормандии" с непременным добавлением комментариев о ее несвоевременности, о слабом сопротивлении немцев, занятых боями на Восточном фронте, и об ошибках планирования.