Искусственные параллели по средам На выставке Павел Филонов. Художник Мирвого расцвета в день закрытия В выставочном центре Зарядья прошла потрясающая выставка одного из важнейших представителя русского авангарда, художника-исследователя Павла Филонова.
Павел Филонов. Самый неразгаданный художник русского авангарда
Художник Мирóвого расцвета» С16 декабря 2023 года по17марта 2024 года вМедиацентре парка Зарядье пройдет выставка Павел Филонов. Искусственные параллели по средам На выставке Павел Филонов. Художник Мирвого расцвета в день закрытия В выставочном центре Зарядья прошла потрясающая выставка одного из важнейших представителя русского авангарда, художника-исследователя Павла Филонова. Павел Филонов – одна из центральных фигур русского авангардизма, художник, поэт и преподаватель. 8-го января исполняется 140 лет со дня рождения русского и советского художника Павла Николаевича Филонова (1883-1941). Свои произведения Павел Филонов никогда не продавал. 3 декабря 1941 года в блокадном Ленинграде от голода умер Павел Филонов, знаменитый русский художник, изобретатель аналитического метода в живописи. рассказывает о жизни и творчестве одного из самых загадочных творцов XX века.
В Москве открылась выставка к 140-летию самого загадочного художника ХХ века
Отсюда и проблемы… Его не понимали, не принимали, хотя и считали гением. Так кто же он, Павел Николаевич Филонов? Обычно о нём говорят так: русский и советский художник, иллюстратор, поэт, преподаватель, один из лидеров русского авангарда; основатель, теоретик, практик и учитель аналитического искусства — уникального реформирующего направления живописи и графики первой половины XX века, оказавшего и оказывающего заметное влияние на творческие умонастроения многих художников и литераторов новейшего времени. Родители Филонова, как он сам пишет, — «мещане г. Отец Николай Иванов, крестьянин села Реневка Ефремовского уезда Тульской губернии, до августа 1880 года — «бесфамильный». Считается, что фамилия «Филонов» была закреплена при переезде семьи в Москву. Всю жизнь работал кучером, потом извозчиком. Академия После смерти отца маленький Паша как мог помогал матери Любови Николаевне зарабатывать на хлеб. Она за гроши стирала чужое белье, а он вышивал скатерти и полотенца крестиком и продавал их на Сухаревской площади. Однако трудная жизнь не помешала с отличием окончить «Каретнорядную» приходскую школу в Москве. В 1897 году мать умерла от туберкулёза.
В тот же год Филонов переезжает в Петербург, где поступает в живописно-малярные мастерские и работает «по малярно-живописному делу». Одновременно учится на рисовальных классах Общества поощрения художеств, а с 1903 года — в частной мастерской академика Л. Завершив занятия в частной мастерской, Филонов трижды пытался поступить в Петербургскую Академию художеств. Сделать это удалось в 1908 году, однако учёба закончилась в 1910 году после довольно неприятного инцидента на занятии. Зато именно тогда он впервые участвовал в выставке «Союза молодёжи», созданного по инициативе Волдемара Матвея, Елены Гуро и Михаила Матюшина. Филонов и Хлебников В начале 1910-х произошло сближение Павла Филонова и Велимира Хлебникова, который впоследствии вывел его в рассказе «Ка»: «… Я встретил одного художника и спросил, пойдёт ли он на войну? Он ответил: «Я тоже веду войну, только не за пространство, а за время. Я сижу в окопе и отымаю у прошлого клочок времени. Мой долг одинаково тяжёл, что и у войск за пространство». Он всегда писал людей с одним глазом.
Я смотрел в его вишнёвые глаза и бледные скулы. Ка шёл рядом. Лился дождь. Художник писал пир трупов, пир мести… Мертвецы величаво и важно ели овощи, озарённые подобным лучу месяца бешенством скорби». В свою очередь художник создал портрет писателя, который, к сожалению, не сохранился, и проиллюстрировал его «Изборник» 1914. В 1915 году и вовсе опубликовал свою поэму «Пропевень о проросли мировой» с собственными иллюстрациями. Следует отметить, что в творчестве Павла Филонова и Велимира Хлебникова наблюдается явное духовное родство и взаимовлияние. Причём, оно заметно как в изобразительных принципах художника, так и в поэтическом строе поэта. Важный момент: возникшее соавторство было единственным, как и единственным — случай участия Павла Николаевича в литографских изданиях футуристов. Эта была первая печатная декларация аналитического искусства — единственное свидетельство существования общества.
В ней провозглашается реабилитация живописи в противовес концепции и методу Казимира Малевича, «живописному анекдоту» Владимира Татлина — «сделанных картин и сделанных рисунков»: «Цель наша — работать картины и рисунки, сделанные со всей прелестью упорной работы, так как мы знаем, что самое ценное в картине и рисунке — это могучая работа человека над вещью, в которой он выявляет себя и свою бессмертную душу. В дальнейшем у художника получится развивать тезисы манифеста: «Упорно и точно рисуй каждый атом.
Сам по себе уровень художественного дискурса Филонова, его всеохватность, дает исчерпывающую картину русского мира первой половины 20 века. Но это документ стиля эпохи, по которому можно понять, сколько самонадеянности и смелости было тогда в головах русской художественной элиты. Ниже представлены фото картин Павла Филонова с выставки кликабельно. Женщина в восточной одежде, 1915.
Вся изобразительная история человечества до них вступала в сделки с цветом и формой вещей. Если считалось, что помидор красный и что крест на церкви — крестообразный и золотой, то они и рисовались художниками так, чтобы изображение их опознавалось быстро и просто, независимо от того, что художники и все окружающие — сквозь свет, пьянь и туман — видели на самом деле: красным, крестообразным и золотым. Формула весны. И в пуантилизме дошли до предельного расчленения цвета и формы до изобразительных «молекул». В ХХ веке сезаннисты и кубисты предельно разрушили и формы, врезая в любой объём его невидимое измерение, вторую жизнь предмета, которую художнику мог бы рассказать его сосед, смотрящий на предметы с иной, неведомой стороны. Так и «аналитическое» искусство Павла Филонова — объявило и показало, что под «кожей» цвета и предмета есть иная жизнь формы-цвета, что видимая «форма [буквально] изобретается» зрителями и художниками, как и любым человеком. Что всё кругом — от формы до цвета — изобретение, идущее после разрушения формы и снятия «кожи» цвета. Так простой человек с социального дна художнически понял самое главное в том, что к концу ХХ века узнало о себе человеческое знание. Белая картина. Мне понятна и дорога эта моя общая с ними личная и этнографическая тульско-рязанская народная природа.
Теперь его внимание занимала не видимая реальность, а недоступные человеческому глазу области бытия. Максимально приблизившись к атомам с помощью остро заточенного карандаша и тончайших кистей, художник силился рассмотреть алгоритмы развития Вселенной. Филонов описывал свой метод как «изображение в изобретённой, то есть субъективной форме попросту абстракции идеи о невидимых процессах, происходящих в каждом атоме, материи, воздухе, человеческом теле, в любом предмете». Именно исходя из этого метода, как бы выстраивая картину из одной точки, Павел Филонов создаёт многомерные кристаллические образы, которые органически или, скорее, даже физико-химически заполняют всё живописное пространство. Лучше всего теме эволюции соответствует работа «Перерождение интеллигента Перерождение человека » из серии «Введение в мировый расцвет». Здесь в окружении трёх очевидцев ветхий человек преображается в нового. Множественные изображения стоп, кистей рук и голов являются отдельными стадиями этого процесса, метафорой вечного движения. Сценой этому историческому явлению служит плотно заставленная многоэтажными домами площадь. Подобное решение городского пейзажа может быть результатом отношения Филонова к месту концентрированного проживания людей как к чему-то противоестественному, клаустрофобическому. С другой стороны, и открытые пространства художник подчас наполнял накладывающимися друг на друга плоскостями цвета. Возможно, в этом стремлении вместить в свои холсты всё мельче и мельче дробящиеся абстрактные фигуры выразилось представление о Вселенной как о чём-то наполненном, не терпящем пустоты. В этом стремлении уплотнить пространство и время Павел Филонов напоминает испанца Эль Греко.
Подпишитесь на нашу рассылку
- Прекрасный и страдальческий Павел Николаевич Филонов | Журнал «ТРЕТЬЯКОВСКАЯ ГАЛЕРЕЯ»
- Информация о событии
- Фанатик, философ, аскет: выставка Павла Филонова в «Зарядье»
- Подпишитесь на нашу рассылку
- Павла Филонова не смогли похоронить в архивах: 55 лет жизни скандальной выставки
- Павел Филонов загадочный мастер русского авангарда (Наталья Швец) / Проза.ру
Коллекция онлайн
- «Павел Филонов и его ученики»: выставка из коллекции Русского музея
- Павел Филонов. Самый неразгаданный художник русского авангарда
- Другие новости раздела
- «Павел Филонов и его ученики»: выставка из коллекции Русского музея
- Подпишитесь на нашу рассылку
Месяц подписки бесплатно
- Еще материалы
- Каждый атом
- Павел Филонов и его окна в параллельную реальность
- Очевидец незримого
- «Павел Филонов и его ученики»: выставка из коллекции Русского музея
Выставка «Павел Филонов. Художник мирового расцвета»
Художник Мирового расцвета», которая проходит в Медиацентре в Парке «Зарядье» в Москве и продлится до середины марта этого года. Что такое Выставка «Павел Филонов. Выставка «Павел Филонов. Художник Мирового расцвета» в Медиацентре в Парке «Зарядье» в Москве — это выставка, приуроченная к юбилею художника Павла Филонова 1883—1941 — одного из самых загадочных представителей русского авангарда ХХ века.
Далее Филонов пишет картину «Победа над вечностью» 1920—1921.
В 1922 году дарит две работы Русскому музею в том числе — «Формулу петроградского пролетариата», 1920—1921, х. К 1922 г. Но Филонов прочёл ряд лекций по теории и «идеологии» аналитического искусства. Филонов там настаивает, что, кроме формы и цвета, есть целый мир невидимых явлений, которые не видит «видящий глаз», но постигает «знающий глаз», с его интуицией и знанием.
Художник представляет эти явления «формою изобретаемою», то есть беспредметно. В 1920-е годы Филонов создал и в дальнейшем всеми силами поддерживал собственную художественную школу — коллектив « мастеров аналитического искусства » — МАИ. В 1927 г. К этому периоду относятся такие работы Филонова, как два варианта «Формулы весны», 1927—1929 гг.
Государственный Русский музей Могила Филонова и его сестры Е. Глебовой на Серафимовском кладбище Санкт-Петербурга. Активный приверженец школы Филонова, художник Василий Купцов , не выдержав нападок, покончил с собой. Мастер голодал, экономил на всём, продолжая преподавать бесплатно.
Как и раньше, из-за нехватки денег на покупку холста он часто писал масляными красками по бумаге или картону. Одна из последних работ Филонова — «Лики», 1940 г. В 1932 году группа МАИ под художественным руководством П. Филонова иллюстрировала финский эпос « Калевала » издательства «Academia».
Работа велась строго по принципу аналитического метода П. Филонова [18]. Над оформлением книги работали: Т. Глебова , А.
Порет , Е. Борцова, К. Вахрамеев, С. Закликовская , Павел Зальцман , Н.
Иванова, Э.
А тут прекратились даже и редкие участия в сборняках и совсем уж редчайшие госпокупки его работ, за гроши, впрочем. А продавать Филонов готов был только своему, как он считал, родному коммунистическому государству — он себя называл коммунистом. Несколько раз он общался с западными коллекционерами, которые предлагали ему неслыханные для него бабки, и — отказывал им. При этом Филонов бедствовал жутко. В 30-е годы он продолжал полулегально преподавать своим адептам — принципиально бесплатно. Какое-то нищенское содержание, типа профсоюзного, он не смог получить, поскольку нужно было получать кучу бумаг, а у него, как он сказал, не было для этого времени — он все время фанатически работал. Когда безденежье достигало каких-то уж совсем безнадежных пределов, типа, не на что было лечить жену, он вспоминал свое первое образование — малярно-художественное, и брался за любую работу кистью.
Вроде создания списка жильцов для жилтоварищества. Или брал оформленные на пасынка госзаказы типа этих: Портрет И. Сталина Тракторный цех Но даже эти не компромиссы, а, с точки зрения Филонова, прямые предательства своего пути денег не приносили. Слишком это все отличалось от того, что готово было купить государство. Сталин какой-то не божественный, цех какой-то не вдохновляющий на труд. В общем, Филонов продолжал месяцами кушать суп из килограмма луковиц, разрезанных пополам, с морковкой и картошками реальный рецепт, описанный его женой , разрабатывать свой аналитический метод и подпольно учить фанатов, которые съезжались к нему со всей страны. Когда началась война, основной заботой Филонова было сохранение своих работ, хранившихся в мастерской на чердаке. Он постоянно по ночам дежурил на крыше.
Ленинград-то бомбили, в том числе - и зажигательными бомбами. В этой заботе о своем наследии не было ничего похожего на обычное беспокойство художника о сохранности своих картинок. Это было, скорее, стремление спасти некий корпус необходимых человечеству знаний, каких-то важных свидетельств об ином. Художническими амбициями в традиционном для авангардизма виде Филонов никогда не обладал, типа - это я первый придумал и сделал. Короче, там, на крыше он и простудился. А через несколько дней умер от пневмонии. Блокада же шла вовсю, слабые все были. Одна из последних работ.
Бегство в Египет Еще он писал вот такие странные картинки.
Искусство Выставка Павла Филонова в Зарядье 16 декабря 2023 года в выставочном зале Медиацентра парка «Зарядье» открылась выставка художника Павла Филонова 1883— 1941 — одного из самых загадочных мастеров русского авангарда ХХ века 18 декабря 2023 Павел Филонов. Масштабный проект приближает зрителя к пониманию творческого наследия Филонова, сохранившегося не только в живописи и графике, но и в статьях, манифестах, дневниковых записях. Всего в экспозицию вошло более 60 живописных и графических работ. Они дают представление о свойственном художнику понимании мира, космического пространства и взаимоотношений человека и Вселенной.
7 малоизвестных полотен Павла Филонова
Главная Новоcти Анонсы Русский музей открывает «Школу Филонова». 20 декабря 2023 года я гулял в парке "Зарядье" и увидел, что в Медиацентре проходит выставка Павла Филонова, которая завершает год 140-летия со дня рождения одного из ключевых художников русского-10. Нынешний, довольно странный статус Филонова обыграл в своей инсталляции «Монумент утопии», помещенной постскриптумом к выставке, в последнем зале, художник-концептуалист Вадим Захаров. Художник вернулся к публике в 1918 году, став гвоздем программы выставки, устроенной в Зимнем дворце среди представителей разных жанров, стилей и направлений. Художник вернулся к публике в 1918 году, став гвоздем программы выставки, устроенной в Зимнем дворце среди представителей разных жанров, стилей и направлений. Свыше 60 работ одного из важнейших художников русского авангарда Павла Филонова на три месяца поселились в медиацентре парка «Зарядье».
В парке «Зарядье» пройдет выставка «Павел Филонов. Художник мирового расцвета»
Зрителя в потемках подвального зала моментально завораживает движение на картинах Филонова: акцентное освещение полотен высвечивает кинетизм и логику живописи. Архитектура выставки позволяет делать паузы у каждой работы: она походит на реку с ломаным, зигзагообразным руслом, которое бьется то о левый, то о правый «берег», а потом упирается в скалу и делает резкий поворот. Логика погружения в творчество Филонова отражает его концепцию, где важно движение от частного к общему и где картина развивается из точки, подобно прорастающему зерну. Так филоновская идея «мирОвого расцвета» с ударением на второй слог раскрывается постепенно — от маленького карандашного портрета представленного копией в лайтбоксе к большим полотнам с множеством деталей, где сюжет разложен на атомы и молекулы. Таким образом художник показывает не только видимый мир, а выходит за его пределы, пытаясь осмыслить незримые процессы мироустройства. Филонов не просто живо интересовался научными трудами своего времени, будь то теория эволюции Чарльза Дарвина или относительности Эйнштейна, а препарировал их живописными средствами.
На базе Института художественной культуры, где он был профессором и вел свой курс, вокруг художника сложилась отдельная школа. Ее идеи визуализированы на холстах Филонова и изложены письменно в «Декларации мирОвого расцвета», которая начала формироваться еще накануне Первой мировой войны, а окончательно оформилась к 1923 году. Для художника мир — это Вселенная, где каждый атом взаимосвязан с бесконечностью Вселенной, на своих холстах он пытается уловить непрекращающееся движение всего сущего. При этом понятие времени для него относительно. Поэтому в его работах то и дело возникают иконописные образы, как в работе «Святое семейство» или «Богородица с Младенцем».
Фото: Мария Москвичева Идеи Филонова довольно объемно изложены куратором выставки из Русского музея Евгенией Петровой, которая и 20 лет назад делала проект к его 120-летию в корпусе Бенуа.
Из иллюстраций к пушкинской «Истории села Горюхина». Из фондов «Михайловского» Как уточнила Ольга Сандалюк, в коллекции Пушкинского заповедника есть акварели Всеволода Сулимо-Самуйлло — виды Святогорского монастыря, деревни Луговки, Тригорского, а также несколько иллюстраций к пушкинской прозе. В фонды музея эти листы передала вдова художника. Напомним, что в рамках интернет-проекта «Художник и музей», стартовавшего без малого два с половиной года назад, сотрудники заповедника регулярно знакомят своих виртуальных посетителей с творчеством живописцев и графиков, в разные годы запечатлевших псковские пушкинские места, иллюстрировавших произведения поэта. В «Михайловском» убеждены, что цифровые экспозиции, при всей их внешней скромности, весьма и весьма значимы: «Это самый простой и в то же время достаточно действенный способ показать большому количеству людей вещи из музейного собрания; возможно, после этого знакомства кому-нибудь захочется побывать в выставочных залах Пушкинского заповедника и без «посредничества» электронных средств коммуникации».
Всего в экспозицию вошло более 60 живописных и графических шедевров. Они дают представление о свойственном Филонову понимании мира, космического пространства и взаимоотношений человека и Вселенной. Выставка будет интересна как профессиональному сообществу художников и искусствоведов, так и широкой аудитории.
Чтобы посетителям выставки было легче «расшифровать» работы уникального, но трудно понимаемого мастера, организаторы наполнили экспозицию большим количеством пояснительных текстов. Аннотации сопровождают основные разделы, посвященные становлению Филонова-художника и относящиеся к его конкретным полотнам. Выставка будет интересна как профессиональному сообществу художников и искусствоведов, так и широкой аудитории.
Прекрасный и страдальческий Павел Николаевич Филонов
Подлинник или копия? О судьбе творческого наследия Павла Филонова можно написать настоящий детектив Подлинник или копия? О судьбе творческого наследия Павла Филонова можно написать настоящий детектив В Медиацентре парка "Зарядье" открылась выставка Филонова, посвященная юбилею художника. Одному из самых известных и самых загадочных русских авангардистов в... Одному из самых известных и самых загадочных русских авангардистов в 2023 году исполнилось бы 140 лет.
Но жизнь его была короткой. Павел умер от голода в блокадном Ленинграде, когда ему было 58 лет. Смотрите также: Жизнь художника не была легкой. Как и жизнь его картин.
Как это часто бывает, творчество авангардиста было признано только через много лет после его смерти. Причем первыми признали его не официальные лица, а подпольные антиквары и контрабандисты.
Самый приём — изображение фигуры, распадающейся на многие иные фигуры — буквально схоже с приёмом, применённым Марселем Дюшаном в его программной вещи Дюшан писал её несколько лет «Обнаженная, спускающаяся по лестнице.
Если сопоставить эти произведение Дюшан закончил свою вещь годом раньше, в 1912 поражает идентичность высказывания— смысл картины только в одной: цельного образа бытия более не существует: по сути, написана антиикона. Следующий по времени холст — уже военной поры. Филонов называет «Перерождение человека», в нём тема зеркал, внутрь которых попадает герой, доходит до крещендо.
Здесь сюжет ясен — в город входит крестьянин при желании можно его адресовать к картинам Венецианова и укоренить в русскую живопись XIX века и в городе с ним происходит чудо. В покривившемся квартале, где дома словно рассыпанные кубики, этот крестьянин сперва превращается в горожанина, меняет платье, а затем его облик начинает троиться, перед нами уже три человека, с единым торсом, но бесчисленным множеством рук-ног — и с тремя головами. Три головы странного мутанта похожи на Велимира Хлебникова, Маяковского и Кручёных.
То, что в итоге мутаций пред нами возникает справа фигура поэта Владимира Маяковского, у меня сомнений не вызывает. Если это так и моя догадка верна: из русского крестьянина и крепостной доли возник пролетарий и творец Маяковский, — то перед нами программный труд по воспитанию пролетарского сознания. Но, глядя на все эти мутации, невозможно сказать, чем же конечный продукт трансформаций отличается от расходного материала.
Чем человек нового мира принципиально лучше крестьянина, пущенного в переделку? Ответить на этот вопрос невозможно в принципе, поскольку герой Филонова никак не показывает нам характер. У него вообще нет никакого характера — он продукт мира, он строит новый мир, он ложится в удобрение этого нового мира, а хорошо это или плохо, он не знает.
Его сила имеет не осознанную природу, иначе говоря, рождена не сознанием, но волей и упорством в существовании, и оценить, чем хорошо такое упорство, невозможно. Так и герой Платонова, «сокровенный человек» Пухов, «на гробе жены варёную колбасу резал» не потому, что он плохой или бесчувственный человек, но потому, что «естество своё берёт», — и у писателя Платонова, пристально вглядывающегося в мир явлений, нет осуждения такой естественности; писатель анализирует явления первичные, смотрит безоценочно. Сила жизни в данном существе заложенная, такова, что никакие внешние критерии не справляются.
И хотя такой анализ выглядит нетактичным по отношению к художнику, чьей задачей жизни было творить вне контекстов, но говорить о первичном словаре понятий Платонова или о протолюдях Филонова вне контекста современной им культуры — неправильно. Именно одновременно и это существенно возникают лабораторные попытки исследовать феномен как бы «первичного» сознания. Однако Мерсо, герой романа Камю, отгораживается от запрограммированной как это видится ему реальности именно строгим анализом своих первичных ощущений.
Мерсо пребывает вне морали общества, поскольку общество лицемерно и шаблонно, а он сам — первичен и точен в описании своих эмоций. Его возлюбленная Мари спрашивает, любит ли её Мерсо; тот «посторонний» ко всякому речевому штампу , трезво взвесив свои эмоции, отвечает, что, скорее всего, он её не любит, но, впрочем, уточняет, что значения это не имеет никакого, поскольку он вообще не понимает, что такое любовь. Их физиологическим радостям или совместным походам в кино ничуть не мешает тот факт, что мелодраматическое понятие «любовь» ничего не говорит Мерсо, или то, что в этот день умерла его мать.
Любопытно, что мы, читатели, сами, безусловно находясь в культурном контексте, склонны относиться хорошо к Пухову и недоброжелательно относимся к Мерсо, хотя оба эти персонажа совершенно идентичны, это очищенные от культурных штампов, а вместе со штампами и от нравственных идеалов, существа — это человеческие механизмы, люди из плоти и крови, и даже с некоей душой, но душа прошла своего рода «чистку»; механизм отремонтировали. Можно ли человеческому механизму сострадать? Может ли человеческий механизм стать героем?
И ещё важнее спросить: если наделённый избыточными эмоциями человек ведёт мир в беду, может быть, человеческий механизм мир спасёт? Лабораторные эксперименты по изучению «сокровенного человека» — «постороннего» — «человека без свойств» потребовались после Первой мировой войны, то есть после тотального разочарования в европейской культуре, приведшей к бойне культурных народов. Приняв вызов, начал свою работу Филонов — и создал героев, которые в полной мере характеризуют первичный мир труда, очищенный от представлений о культурных и речевых клише.
Затруднительно определить его героев — они лишены индивидуальных черт; это колоссы, изваяния людей, словно вырубленные из дерева: структура тел, голов, даже поверхность кожи, как её изображает художник, напоминают нам о дереве. Это протолюди, вовлечённые в вечный трудовой процесс, и кажется, что их рабочая трудовая сущность первична в этом мире, как все протоэлементы — вода, огонь, ветер, лес. Зрителю не удастся сказать, чем один из персонажей отличается от другого, эти фигуры более или менее однообразны, но ведь и скульптуры в средневековых соборах тоже довольно однообразны и выполнены грубым резцом.
Слово «Средневековье» в данном случае условно, строгий Филонов его бы не употребил. Европейское Средневековье — это христианство. Вещи Филонова создают эффект древнего собора, однако при этом храма не христианского, но сугубо языческого.
Простота иной бы сказал: примитивность этих образов обусловлена тем, что все лишние эмоции словно бы отсечены — они могли бы оказаться фальшивы. Остаются только упорство и тяжесть труда, въедливость и истовость — и странным образом эти качества, вообще говоря присущие индивидуальным характерам, в данном случае характеризуют обобщённые примитивные типы. В этом сочетании въедливой детали и обобщённого, почти примитивного образа — очарование и притягательная сила Филонова.
Его вещи потрясают многодельностью и необыкновенно усидчивой деталировкой; мастер проводил часы, дни и месяцы, усложняя, добавляя, вкрапливая всё новые и новые подробности. Его крупные формы буквально набиты микроскопическими мелкими штрихами и подробностями, подчас напоминая структуру клетки, как мы её видим в микроскоп. Метод филоновского рисования, в котором большая форма дробится на малые, а эти малые формы — на ещё меньшие, получила название «аналитическое» рисование, и появился даже целый ряд адептов этой школы.
Интересно здесь то, что данный аналитический метод ничего не анализирует, то есть вообще ничего. Сколь ни тщиться, разглядывая мелкие детали, вписанные в большую филоновскую примитивную форму, вы не отыщете в них никакой информации тем более анализа. Эти большие примитивные формы заполнены такими же примитивными формами, и даже ещё более упрощёнными, — геометрическими телами и точками, квадратами и прямоугольниками.
Иногда кажется, что внутри крупных филоновских лесовиков бушует хаос, созданный беспредметным Малевичем. Возникает страннейший эффект — сложности, которая ничего не проясняет, анализа, который ничего не анализирует, детали, которая не детализирует ничего. И это тем более любопытно, что творческий метод Филонова, как его описывал сам мастер, заключался не в уточнении большой формы, как то делает большинство художников мира, но в создании большой формы вокруг форм малых — в том, что художник идёт от частного к общему.
В идеологическом плане это совершенно понятно — Филонов деталь низвёл до чёрточки, индивидуальность растворил — это закономерно по отношению к коммунистической утопии. Так поступает и Платонов. Но вот как сугубо рисовальный метод это вообразить трудно — судя по всему, Филонов начинал всякую вещь с абстракции, поскольку его деталь сугубо абстрактна, это всегда беспредметная форма, мелкая загогулина, точка.
И то, что мелкая бижутерия абстракций ткёт образ человека, каковой сам художник считает реалистически конкретным, — это само по себе поразительно. Значит ли это, что очищенная от культурных наслоений эмоция абстрактна? Значит ли это, что абстрактная эмоция порождает безличного идола?
Неужели именно это хотел нарисовать художник? С точки зрения метода письма— перед нами исключительный парадокс: данная техника заполнение формы абстрактными разноцветными точками буквально воспроизводит приём пуантелизма. Именно так поступали французские художники-дивизионисты, Сёра и Синьяк, они ставили мириады пёстрых точек, усложняя локальный цвет, причём делали это почти механически.
Несомненно, Павел Филонов такому сравнению бы не обрадовался— для пролетарского художника-аналитика, каким он себя считал, сравнение с певцами мещанских красивостей— оскорбительно. Между тем, сходство есть. И в том и в другом случае, мастера ничего конкретного усложнением цвета сообщить не хотели — это имитация сложного письма, разложение цвета на спектр делалось пуантелистами механически, имитируя сложную работу.
Фактически, пёстрым конфетти, художники пуантелисты заменили лессировку— трудный метод, в котором цвет пишется поверх цвета прозрачным слоем.
Их особая культурная и карьерная жизнь тоже богата, но не сравнима по скорости с беспрецедентным аферизмом столиц. Но одни парвеню повторяют карьеры Жюльена Сореля из стендалевского «Красного и чёрного» или Жоржа Дюруа из мопассановского «Милого друга», а другие становятся рабами своего дара, отдавая ему всю жизнь и все её столичные шансы.
Филонов выбрал последнее. Наверное, он просто не имел такого выбора и просто никогда не колебался, ибо по главным чертам своего характера был идеократом, учителем и столпником, который вне искусства превратился бы в создателя секты. Павел Филонов быстро вошёл в столичную среду нового русского искусства, особенно в круг его тогда самых радикальных борцов — Хлебникова и Маяковского.
И в этой новой среде стал в ряду не эпигонов, а изобретателей. Собственно, главное, фундаментальное, революционное изобретение в области изобразительного художественного языка было совершенно задолго до Филонова — французскими импрессионистами. Вся изобразительная история человечества до них вступала в сделки с цветом и формой вещей.
Если считалось, что помидор красный и что крест на церкви — крестообразный и золотой, то они и рисовались художниками так, чтобы изображение их опознавалось быстро и просто, независимо от того, что художники и все окружающие — сквозь свет, пьянь и туман — видели на самом деле: красным, крестообразным и золотым. Формула весны.
И, опять же как Бог, он одновременно есть везде — в прошлом, будущем и, естественно, в настоящем. Конечно, все это слабо вписывалось в сталинский - не менее масштабный - проект. Я еще об этом проекте напишу. Поэтому с начала 30-х гг. Его персональную выставку в Русском музее уже отменяли и раньше, в 29 году — уж очень он никуда не вписывался.
А тут прекратились даже и редкие участия в сборняках и совсем уж редчайшие госпокупки его работ, за гроши, впрочем. А продавать Филонов готов был только своему, как он считал, родному коммунистическому государству — он себя называл коммунистом. Несколько раз он общался с западными коллекционерами, которые предлагали ему неслыханные для него бабки, и — отказывал им. При этом Филонов бедствовал жутко. В 30-е годы он продолжал полулегально преподавать своим адептам — принципиально бесплатно. Какое-то нищенское содержание, типа профсоюзного, он не смог получить, поскольку нужно было получать кучу бумаг, а у него, как он сказал, не было для этого времени — он все время фанатически работал. Когда безденежье достигало каких-то уж совсем безнадежных пределов, типа, не на что было лечить жену, он вспоминал свое первое образование — малярно-художественное, и брался за любую работу кистью.
Вроде создания списка жильцов для жилтоварищества. Или брал оформленные на пасынка госзаказы типа этих: Портрет И. Сталина Тракторный цех Но даже эти не компромиссы, а, с точки зрения Филонова, прямые предательства своего пути денег не приносили. Слишком это все отличалось от того, что готово было купить государство. Сталин какой-то не божественный, цех какой-то не вдохновляющий на труд. В общем, Филонов продолжал месяцами кушать суп из килограмма луковиц, разрезанных пополам, с морковкой и картошками реальный рецепт, описанный его женой , разрабатывать свой аналитический метод и подпольно учить фанатов, которые съезжались к нему со всей страны. Когда началась война, основной заботой Филонова было сохранение своих работ, хранившихся в мастерской на чердаке.
Он постоянно по ночам дежурил на крыше. Ленинград-то бомбили, в том числе - и зажигательными бомбами. В этой заботе о своем наследии не было ничего похожего на обычное беспокойство художника о сохранности своих картинок. Это было, скорее, стремление спасти некий корпус необходимых человечеству знаний, каких-то важных свидетельств об ином. Художническими амбициями в традиционном для авангардизма виде Филонов никогда не обладал, типа - это я первый придумал и сделал.
Павел Филонов – репортаж с выставки в Зарядье
Конец 1920-х и 1930-е период творчества художника характеризуется наибольшим стилистическим многообразием. Выставка также знакомит с публицистическими работами, манифестами и личными записями художника, раскрывающими его философские взгляды на мир.
В том числе такие хрестоматийные шедевры, как «Пир королей», «Крестьянская семья» «Святое семейство» , «Формула весны», «Формула петроградского пролетариата», «Цветы мирового расцвета». Но не менее ценно, что музей предоставил «Зарядью» немало графических работ. Рисунки на бумаге нельзя показывать в постоянном режиме, как живопись, поэтому после выставки они вернутся в запасники и когда снова вынырнут на свет божий — неизвестно. А ведь среди них есть такие жемчужины, как религиозная акварель «Волхвы», мистическая «Формула Вселенной Земля в пространстве » и безымянная абстракция, на которой изображено множество спиралей-вирхей, будто раскручивающихся на наших глазах и превращающих мир в хаос. Для него это не вспомогательные штудии, а самостоятельные работы. Вот и на выставке каждый лист заслуживает внимания — это явно не тот случай, когда рисунки берут «в нагрузку» к картинам, чтобы стены не пустовали.
Всего через год после их создания художник погибнет от голода в блокадном Ленинграде. И написанные им на картине глаза, будто просвечивающие сквозь план несуществующего города и заглядывающие в самую душу, воспринимаются жутким пророчеством. Вдобавок из-за обилия оттенков красного и желтого кажется, что кварталы, увиденные с высоты птичьего полета, пылают огнем, а сама поверхность красочного слоя страдает от множества трещин. И то и другое — иллюзии.
И она, покуда ходишь под землей выставочного зала, кажется убедительнее и объемнее натуральной. Вроде ничего особенного — привезли и правильно развесили, но выглядит все это выдающимся аттракционом локальных красочных вихрей. Выставка «Павел Филонов. Художник Мирового расцвета», в выставочном зале Медиацентра парка «Зарядье». Фото: Парк «Зарядье» Зритель легко включается в энергоцепочку любого холста, не только подзаряжается сам, но и начинает прорастать в ячеистых структурах. Когда по отдельности есть кубизм и кубофутуризм, итальянский футуризм, немецкий экспрессионизм и русский авангард, всемирный заговор сюрреалистов, есть локальные открытия отдельных гениев, а у Филонова оно есть все сразу — в логике естественного, органического роста.
Когда, точно соринки в глазу, рыбки в воде, окна в стене, вместе с чужими, точечными исключениями случаются и параллельные открытия, симметричные извилины, вспышки и всполохи схожих озарений. У Филонова рассыпаны их десятки, сотни — масса открытий, которых хватило бы на поколения художников, а их вот точно так и хватило. Все пущено в рост: фигуры интуиции, мембраны, вакуоли и ячейки, соединительные ткани и противительные союзы, атомы и их дрожания, всполохи и протоны, нейтроны, электроны, мюоны и даже кварки, шкварки и клейкая зелень, огонь, вода, земля и кислород — словом, все жизни, все жизни, вплоть до рыб, цветов, детей и их игрушек, мячей, кубиков, золотых обмолвок, шевелящихся виноградин, лунных городов и лунных рабочих поселков.
На выставке есть одна из последних его картин — «Лики», написанная в 1940 году. Картинам Филонова было суждено долгое забвение, затем выход из небытия и, наконец, признание — первый показ его работ в России состоялся в 1988 году. Выставка интересна как профессиональному сообществу художников и искусствоведов, так и широкой аудитории.
Экспозиция организована при поддержке Автономной некоммерческой организации по реализации проектов в сфере культуры и искусства «Территория культуры». Выставка продлится до 17 марта 2024 года Редактор Хотите предложить новость, напишите нам expert travelexpert.
В парке «Зарядье» пройдет выставка «Павел Филонов. Художник мирового расцвета»
Выставка работ художника Павла Филонова «Рабочий Изо» открылась в воронежском музее Крамского в среду, 3 июня. Павел Филонов — это особенная фигура русского авангардного искусства. Кажется, что этот художник всегда оставался в стороне от мейнстрима футуризма-конструктивизма. Павел Филонов – одна из центральных фигур русского авангардизма, художник, поэт и преподаватель. живописец, график.