Невероятные, малоизвестные и просто удивительные факты из жизни и биографии Николая Гоголя. БИОГРАФИЯ. Николай Гоголь родился в селе Сорочинцы — том самом, куда впоследствии поместил героев своей мистической повести «Сорочинская ярмарка».
Гоголь, Николай Васильевич
Государственная Третьяковская галерея Судьба второго тома «Мёртвых душ» Тут огромное количество точек зрения, но всё сводится к четырём-пяти. Первая, самая распространённая и, скорее всего, верная: Гоголь действительно уничтожил второй том. В доме у Александра Толстого, где жил, на Никитском бульваре. Свидетель был только один — слуга Семён. Гоголь его ночью разбудил: «Пойдём в другую половину». Он жил на правой половине, пошли на левую половину, там была печка. Он взял с собой портфель, велел развести огонь, бросил туда несколько тетрадок. И когда слуга понял, что что-то такое происходит, он заплакал: «Что вы делаете, барин?
И продолжал свою операцию. А потом заплакал, лёг на кушетку и сник. И фактически больше с неё не вставал. Вторая точка зрения — что это случайность, потому что он хотел избавиться от разного рода ненужных бумаг, в том числе и от письма Белинского, которое его компрометировало. И поэтому вместо того, чтобы сжечь письмо, он сжёг несколько тетрадей. Но это, как говорят, ни в какие ворота. Во-первых, нет доказательств, что у него был текст письма.
Во-вторых, чтобы уничтожить письмо, не нужно было вставать ночью. Возьми свечку, поднеси к ней несколько этих листочков — и проблема решена. На этой версии особенно настаивает норвежский учёный Гейр Хьетсо, замечательный учёный, значительный. Третий вариант — что сожгли рукопись «враги». Не враги Гоголя, а враги правды. Якобы, когда Гоголь получил это письмо Белинского, он исправился и стал писать в духе Белинского. А друзья Гоголя — тот же Александр Толстой, Шевырёв, Погодин — были очень недовольны такой переменой и решили уничтожить рукопись… Очень известный учёный Екатерина Смирнова-Чикина опубликовала в журнале «Октябрь» в 1959 году огромную статью «Легенда о Гоголе».
Она говорила, что рукопись припрятали или уничтожили недоброжелатели Гоголя. И сочинили легенду о том, что это сделал сам Гоголь. Когда я прочитал эту статью, то очень возмутился и пошёл в «Новый мир», где я тогда сотрудничал как автор. Я написал об этом статью.
Сквозной идеей его творчества является тема губительности для мужчин женского начала. Характерные примеры — судьба Хомы Брута и Андрия Бульбы. Причина таких взглядов Гоголя неизвестна, но за ним вообще водилось очень много чудачеств, в основном — неприятных и неудобных окружающим.
Сюжет пьесы "Ревизор" подарил Гоголю как случай из своей жизни касающейся работы над "Историей пугачёвского бунта" Пушкин. Он же настаивал, чтобы Гоголь закончил её. Цензор пропускать пьесу убоялся, но, помня об особых заслугах друга и учителя Гоголя, отправил пьесу на высочайшее имя. Император Николай I лично дал разрешение на постановку "Ревизора", присутствовал на премьере и смеялся до слёз. По основной версии убедил императора Василий Жуковский, подавший её как разоблачение "отдельных недостатков". Хорошая версия, придуманная умными людьми. Тем же Жуковским.
Нет оснований ей не верить. Гоголь крайне критично относился к своей внешности. Особенно его злил длинный острый нос. В конце концов он его оторвал и выпустил на страницы одноимённого рассказа, в качестве "носа майора Ковалёва". Нос запечатлён на трёх памятниках в Петербурге и одном в Киеве. Таким именем назывался у малороссиян начальник гномов, у которого веки на глазах идут до самой земли. Вся эта повесть есть народное предание.
Я не хотел ни в чём изменить его и рассказываю почти в такой же простоте, как слышал". В малороссийской мифологии нет ни гномов это персонаж европейского фольклора , ни их "начальника", ни самого имени "Вий" до появления гоголевской повести. Присутствуют только мотивы убивающего взгляда в русском фольклоре — Кот Баюн и тяжёлых век, которые поднимают вилами.
Он мял его в руках и скатывал из мякиша хлебные шарики, которые затем поедал. Пушкин очень высоко оценивал творчество Н.
Оба знаменитых литератора были знакомы лично, и Пушкин даже подарил Николаю Васильевичу собаку, экзотического по тем временам мопса. Писатель был не чужд коллекционированию. Причём выбор он сделал весьма экстравагантный, начав собирать миниатюрные книги. Коллекция у него была довольно обширная. Гоголь никогда не был богат, но при этом он и не стремился к богатству и стяжательству.
Когда его родители умерли, он по доброй воле отказался от своей части наследства в пользу своих сестёр, рассудив, что им деньги нужнее, чем ему. После похорон Н. Гоголя на его могилу установили массивный надгробный камень. После его перезахоронения надгробие заменили, и первый камень надолго убрали в подсобку с кладбищенским инвентарём, соскоблив с него надписи. Позднее его установили на могилу писателя Михаила Булгакова , где он и стоит по сей день.
В краткой биографии Гоголя упоминается, что в молодости, сразу после переезда в Петербург, он пытался стать театральным актёром, а затем и чиновником, но в обоих случаях не добился успеха. Просто столица удивила писателя высокими ценами, и ему пришлось испробовать разные способы зарабатывать себе на жизнь. Возможно, жизнь Гоголя повернулась бы иначе, если бы он развивал в себе талант к живописи. В детстве он постоянно рисовал, и очень талантливо, но рисунки его казались взрослым странными и порой даже пугающими, поэтому он забросил изобразительное искусство.
Именно А. Более того — именно благодаря Александру Сергеевичу пьеса всё-таки была закончена! Факт 7. У родителей Гоголя была дюжина детей, из которых детство пережила половина. Сам писатель нежно любил своих сестёр, и ещё в юности он научился отлично шить и вязать, причём все сделанные своими руками платья, шарфы и прочие предметы гардероба он дарил именно сёстрам.
А когда скончались его родители, Николай Васильевич, который при этом не был богат, сразу отказался от своей части наследства, передав её сёстрам. Факт 8. Личная жизнь Гоголя до сих пор остаётся тайной за семью печатями. Он был весьма скрытным человеком, но, судя по всему, он вообще никогда не имел никаких отношений с женщинами. По крайней мере, исследователи биографии Гоголя не нашли даже намёка на то, что писатель интересовался кем-либо. Так что потомков он после себя не оставил, хотя род его не прервался благодаря его братьям и сёстрам.
Образование и работа
- 57 Комментарии
- Кулинар и щеголь: 5 фактов о Николае Гоголе
- Интересные факты о романе «Мертвые души» Николая Гоголя:
- Интересные факты из жизни и биография Гоголя ::
- Интересные факты из жизни и биография Гоголя ::
Тайна Гоголя: 5 интересных историй о летаргических снах
Мы в ADME покопались в биографии писателя и нашли кое-что любопытное. Например, по сведениям писателя Пантелеймона Кулиша, Гоголь приобрел миниатюрное издание «Математической энциклопедии» несмотря на то, что не любил эту науку. Гоголь тогда довольно тесно общался с фрейлиной императорского двора, а позже женой чиновника Министерства иностранных дел Александрой Смирновой-Россет.
Гоголь, Николай Васильевич
Туда же была перенесена и «Голгофа» [43]. Согласно одним его воспоминаниям «Перенесение праха Н. Гоголя» , написанным спустя 15 лет после события и опубликованным посмертно в 1991 году в «Российском архиве», в могиле Гоголя отсутствовал череп писателя [44]. Согласно другим его воспоминаниям, передаваемым в форме устных рассказов студентам Литературного института в бытность Лидина в 1970-е годы его профессором — череп Гоголя был повёрнут на бок. Об этом свидетельствует бывший студент В. Лидина, а позднее старший научный сотрудник Государственного Литературного музея Ю. Алёхин [45]. Обе эти версии носят апокрифический характер.
Они и породили множество легенд, в том числе о «захоронении Гоголя в состоянии летаргического сна» и «похищении черепа писателя для коллекции известного московского собирателя театральной старины А. Бахрушина ». Такой же противоречивый характер носят многочисленные воспоминания об осквернении могилы Гоголя советскими писателями и самим Лидиным при эксгумации захоронения Гоголя, публикуемые СМИ со слов всё того же В. Лидина [46] [47] [48] [49] [50] [51]. В 1952 году на могиле вместо «Голгофы» установили новый памятник в виде постамента с бюстом Гоголя работы скульптора Н. Булгакова , подыскивавшая подходящее надгробие для могилы покойного мужа , М. Елена Сергеевна выкупила надгробие, после чего оно было установлено над могилой Михаила Афанасьевича.
Таким образом, исполнилась мечта писателя: «Учитель, укрой меня своей чугунной шинелью» [52]. К 200-летию со дня рождения писателя по инициативе членов оргкомитета юбилея [53] могиле был придан почти первоначальный вид: бронзовый крест на чёрном камне. Творчество Основная статья: Библиография Николая Гоголя Ранним исследователям литературной деятельности Гоголя представлялось, писал А. Пыпин , что его творчество разграничивается на два периода: первый, когда он служил «прогрессивным стремлениям» общества, и второй, когда он стал религиозно-консервативным. Другой подход к изучению биографии Гоголя, включавший, среди прочего, анализ его переписки, раскрывавшей его внутреннюю жизнь, позволил исследователям прийти к выводу, что как, по-видимому, ни противоположны мотивы его повестей, «Ревизора» и «Мёртвых душ», с одной стороны, и «Выбранных мест» — с другой, в самой личности писателя не было того перелома, какой в ней предполагался, не было брошено одно направление и принято другое, противоположное; напротив, это была одна цельная внутренняя жизнь, где уже в раннюю пору были задатки позднейших явлений, где не прекращалась основная черта этой жизни — служение искусству; но эта личная жизнь была осложнена внутренним взаимным оспариванием поэта-идеалиста, писателя-гражданина и последовательного христианина [7]. О свойствах своего таланта сам Гоголь говорил: «У меня только то и выходило хорошо, что взято было мной из действительности, из данных, мне известных». При этом изображённые им лица не были просто повторением действительности: они были целыми художественными типами, в которых была глубоко понята человеческая природа.
Его герои чаще, чем у кого-либо другого из русских писателей, становились именами нарицательными. Другая личная черта Гоголя заключалась в том, что с самых ранних лет, с первых проблесков молодого сознания его волновали возвышенные стремления, желание послужить обществу чем-то высоким и благотворным; с ранних лет ему было ненавистно ограниченное самодовольство, лишённое внутреннего содержания, и эта черта сказалась потом, в 1830-х, сознательным желанием обличать общественные язвы и испорченность, и она же развилась в высокое представление о значении искусства, стоящего над толпой как высшее просветление идеала… Памятник Н. Гоголю работы скульптора Н. Андреева 1909 Все коренные представления Гоголя о жизни и литературе были представления Пушкинского круга. Художественное чувство его было сильно, и, оценив своеобразный талант Гоголя, кружок приложил заботы и о его личных делах. Как полагал Пыпин, Пушкин ожидал от произведений Гоголя больших художественных достоинств, но едва ли ожидал их общественного значения, как потом не вполне его оценивали друзья Пушкина и как сам Гоголь готов был дистанцироваться от него [7]. Гоголь дистанцировался от того понимания общественного значения своих произведений, какое вкладывала в них литературная критика В.
Белинского и его круга, критика социально-утопическая. Но при этом Гоголь сам был не чужд утопизма в сфере социального переустройства, только его утопия была не социалистической, а православной. Идея « Мёртвых душ » в окончательном виде — не что иное, как указание пути к добру абсолютно любому человеку [54]. Три части поэмы — это своеобразное повторение «Ада», «Чистилища» и «Рая» [55]. Падшие герои первой части переосмысливают своё существование во второй части и духовно возрождаются в третьей. Таким образом, литературное произведение нагружалось прикладной задачей исправления человеческих пороков. Такого грандиозного замысла история литературы до Гоголя не знала [54].
И при этом писатель намеревался написать свою поэму не просто условно-схематичной, но живой и убедительной. После смерти Пушкина Гоголь сблизился с кругом славянофилов , или собственно с Погодиным и Шевырёвым , С. Аксаковым и Языковым ; но он остался чужд теоретическому содержанию славянофильства, и оно ничем не повлияло на склад его творчества. Кроме личной приязни, он находил здесь горячее сочувствие к своим произведениям, а также и к своим религиозным и мечтательно-консервативным идеям. Гоголь не видел России без монархии и православия, он был убеждён, что церковь не должна существовать отдельно от государства [56]. Однако позднее в старшем Аксакове он встретил и отпор своим взглядам, высказанным в «Выбранных местах». Самым острым моментом столкновения мировоззренческих представлений Гоголя со стремлениями революционной части общества явилось письмо Белинского из Зальцбрунна, сам тон которого больно ранил писателя Белинский своим авторитетом утвердил Гоголя главою русской литературы ещё при жизни Пушкина , но критика Белинского уже ничего не могла изменить в духовном складе Гоголя, и последние годы его жизни прошли, как сказано, в мучительной борьбе художника и православного мыслителя.
Бюст Н. Гоголя в Днепре , Украина Для самого Гоголя эта борьба осталась неразрешённой; он был сломлен этим внутренним разладом, но тем не менее значение основных произведений Гоголя для литературы было чрезвычайно глубокое. Не говоря о чисто художественных достоинствах исполнения, которые уже после самого Пушкина повысили уровень возможного художественного совершенства у писателей, его глубокий психологический анализ не имел равного себе в предшествующей литературе и расширял круг тем и возможности литературного письма. Однако одними художественными достоинствами невозможно объяснить ни того энтузиазма, с каким принимались его произведения в молодых поколениях, ни той ненависти, с какою они встречены были в консервативной массе общества. Волею судьбы Гоголь явился знаменем нового социального движения, которое формировалось вне сферы творческой деятельности писателя, но странным образом пересеклось с его биографией, поскольку на данную роль иных фигур подобного масштаба в этот момент у этого социального движения не было. В свою очередь, Гоголем были ошибочно истолкованы надежды читателей, возлагаемые на окончание « Мёртвых душ ». Поспешно обнародованный конспективный эквивалент поэмы в виде «Выбранных мест из переписки с друзьями» обернулся чувством досады и раздражения обманутых читателей, поскольку среди читателей сложилась устойчивая репутация Гоголя-юмориста.
К иному восприятию писателя публика пока была не готова. Дух гуманности, отличающий произведения Достоевского и других писателей после Гоголя, уже ярко раскрывается в гоголевской прозе, например, в « Шинели », «Записках сумасшедшего», «Мёртвых душах». Первое произведение Достоевского примыкает к Гоголю до очевидности. Точно так же изображение отрицательных сторон помещичьего быта, взятое на вооружение писателями « натуральной школы », обычно возводят к Гоголю. В дальнейшей работе новые писатели совершали уже самостоятельный вклад в содержание литературы, так как жизнь ставила и развивала новые вопросы, — но первые мысли были даны Гоголем. Произведения Гоголя совпадали с зарождением социального интереса, которому они сильно послужили и из которого литература не выходила вплоть до конца XIX века. Но эволюция самого писателя происходила куда сложнее, чем формирование «натуральной школы».
Сам Гоголь мало совпадал с «гоголевским направлением» в литературе. Любопытно, что в 1852 году за небольшую статью в память о Гоголе И. Тургенев был подвергнут аресту в части и месячной ссылке в деревню. Объяснение этому долгое время находили в нерасположении николаевского правительства к Гоголю-сатирику. Позднее было установлено, что истинным мотивом запрета было желание правительства наказать автора «Записок охотника», а запрещение некролога по причине нарушения автором цензурного устава печать в Москве статьи, запрещённой цензурой в Петербурге , было лишь поводом пресечь деятельность социально-опасного с точки зрения николаевской цензуры литератора [57]. Единой оценки личности Гоголя в качестве проправительственного или антиправительственного писателя среди чиновников Николая I не существовало. Так или иначе, второе издание «Сочинений», начатое в 1851 году самим Гоголем и не оконченное вследствие его преждевременной смерти, могло выйти только в 1855 — 1856 годах.
Но связь Гоголя с последующей литературой не подлежит сомнению. Связь эта не ограничилась XIX веком. В следующем веке освоение творчества Гоголя происходило на новом этапе. Многое для себя нашли в Гоголе писатели символисты: образность, чувство слова, «новое религиозное сознание» — Ф. Сологуб , Андрей Белый , Д. Мережковский и т. Позднее свою преемственность с Гоголем установили М.
Булгаков , В. Гоголь и православие Н. Бердяев , считавший Гоголя одним из самых загадочных русских писателей [58] , трактовал сожжение писателем второго тома «Мёртвых душ» как «мучительную религиозную драму…при обстоятельствах, остающихся загадочными»: Трагедия Гоголя была в том, что он никогда не мог увидеть и изобразить человеческий образ, образ Божий в человеке. И это его очень мучило. У него было сильное чувство демонических и магических сил. Гоголь наиболее романтик из русских писателей, близкий к Гофману. У него совсем нет психологии, нет живых душ.
О Гоголе было сказано, что он видит мир sub specie mortis лат. Он сознавался, что у него нет любви к людям. Он был христианин, переживавший своё христианство страстно и трагически. Но он исповедывал религию страха и возмездия. В его духовном типе было что-то не русское [58]. Личность Гоголя всегда выделялась особой таинственностью. С одной стороны он являл собой классический тип писателя-сатирика, обличителя пороков, общественных и человеческих, блестящего юмориста, с другой — начинателя в русской литературе святоотеческой традиции, религиозного мыслителя и публициста и даже автора молитв.
Последнее его качество до настоящего времени недостаточно изучено и нашло отражение в работах доктора филологических наук, профессора МГУ им. Ломоносова В. Воропаева , который убеждён, что Гоголь был православным христианином, и его православие было не номинальным, а действенным, полагая, что без этого невозможно что-либо понять из его жизни и творчества [59]. В письме к графу А. Толстому в 1844 году Гоголь писал [60] : Поблагодарите Бога прежде всего за то, что вы русский. Для русского теперь открывается этот путь, и этот путь есть сама Россия. Если только возлюбит русский Россию, возлюбит и всё, что ни есть в России.
К этой любви нас ведёт теперь Сам Бог. Гоголь получил начатки веры в кругу семьи. В письме к матери от 2 октября 1833 года из Петербурга Николай Гоголь вспоминал следующее: «Я просил вас рассказать мне о Страшном Суде, и вы мне ребёнку так хорошо, так понятно, так трогательно рассказали о тех благах, которые ожидают людей за добродетельную жизнь, и так разительно, так страшно описали вечные муки грешных, что это потрясло и разбудило во мне всю чувствительность. Это заронило и произвело впоследствии во мне самые высокие мысли» [59]. С духовной точки зрения, раннее творчество Гоголя содержит не просто собрание юмористических рассказов, а обширное религиозное поучение, в котором происходит борьба добра со злом и добро неизменно побеждает, а грешники наказываются. Глубокий подтекст содержит и главное произведение Гоголя — поэма «Мёртвые души», духовный смысл замысла которого раскрыт в предсмертной записи писателя: «Будьте не мёртвые, а живые души. Нет другой двери, кроме указанной Иисусом Христом…» [59] По мнению В.
Воропаева, сатира в таких произведениях, как «Ревизор» и «Мёртвые души» — это лишь их верхний и неглубокий пласт. В этом, по мнению Воропаева, заключена главная идея произведения: бояться нужно не Хлестакова и не ревизора из Петербурга, а «Того, кто ждёт нас у дверей гроба»; это идея духовного возмездия, а настоящий ревизор — наша совесть [61]. Литературный критик и писатель И. Золотусский считает, что модные сейчас споры о том, был ли Гоголь мистиком или нет, неосновательны. Верующий в Бога человек не может быть мистиком: для него всем в мире ведает Бог; Бог — не мистик, а источник благодати, и божественное несоединимо с мистическим. По мнению И. Золотусского, Гоголь был «верующий в лоне Церкви христианин, и понятие мистического не приложимо ни к нему самому, ни к его сочинениям».
Хотя среди его персонажей есть колдуны и чёрт, они всего лишь герои сказки, и чёрт у него зачастую фигура пародийная, комическая как, например, в «Вечерах на хуторе». А во втором томе «Мёртвых душ» выведен дьявол современный — юрисконсульт, довольно цивильный с виду человек, но по сути более страшный, чем любая нечистая сила. С помощью коловращения анонимных бумаг он устроил в губернии великую путаницу и превратил существовавший относительный порядок в полный хаос [62]. Гоголь неоднократно посещал Оптину пустынь , наиболее тесное духовное общение имея со старцем Макарием [63]. Гоголь завершил свой писательский путь «Выбранными местами из переписки с друзьями» — христианской книгой. Однако её до сих пор по-настоящему не прочли, по мнению Золотусского. Начиная с XIX века принято считать, что книга является ошибкой, уходом писателя в сторону со своего пути.
Но возможно, она и есть его путь, и даже более, чем другие книги. По словам Золотусского, это две разные вещи: понятие дороги «Мёртвые души» на первый взгляд — дорожный роман и понятие пути, то есть выхода души к вершине идеала [62].
В частности, поэту Н. Языкову он рассказывал о своём якобы перевёрнутом желудке: «Его будто осматривали и ощупывали в Париже знаменитые врачи и нашли, что желудок его вверх ногами». При этом, по свидетельствам очевидцев, классик всегда отличался отменным аппетитом, мог на спор съесть миску галушек или банку варенья. Помимо общей с Эдгаром По тафофобии боязни быть погребённым заживо, название переводится буквально как «могилобоязнь» , его мучали и другие многочисленные страхи. Он боялся темноты никтофобия , грозы астрафобия , общения с незнакомыми людьми кайнофобия или ксенофобия , червей и пресмыкающихся сколецифобия и герпетофобия , вообще всего тёмного, извивающегося и скользкого, что ассоциировалось у него с нечистой силой. Повышенная пугливость давала о себе знать с самого детства. Известно, что в пятилетнем возрасте Никошу, как называли его родители, страшно напугала прокравшаяся в комнату кошка, которую он с перепугу утопил в пруду: «Мне было страшно, я дрожал, а в то же время чувствовал какое-то удовлетворение, может быть, месть за то, что она меня испугала.
Но когда она утонула и последние круги на воде разбежались, водворились полный покой и тишина, — мне вдруг стало ужасно жалко «кисы». Я почувствовал угрызения совести. Мне казалось, что я утопил человека. Я страшно плакал и успокоился только тогда, когда отец, которому я признался в поступке своём, меня высек». Из этого автобиографического эпизода впоследствии родилась повесть «Майская ночь, или Утопленница»: образ невинно убиенной кошки «породил» сразу двух героинь: злую ведьму-оборотня и несчастную утопленницу. Сослужили полезную службу и комплексы по поводу собственной внешности: переживания из-за длинного носа подарили миру фантастическую повесть «Нос», из-за дурной и неряшливой одежды — ту самую «Шинель», из которой вышли все русские реалисты. Разнообразные таланты и хобби С. Гоголь в группе русских художников в Риме 1845. Фото с сайта wikipedia.
Ещё подростком он поразил всех блестящим исполнением роли госпожи Простаковой в гимназической постановке «Недоросля», впоследствии же впечатлял профессиональных актёров чтением роли Хлестакова, своего собственного героя. Близкая приятельница писателя А. Смирнова-Россет вспоминала, как в Страсбурге он срисовывал готические орнаменты, а у неё самой вырвалось восхищённое восклицание: «Как Вы хорошо рисуете! Гоголь всю жизнь дружил с художниками-живописцами. Один из них, А. Иванов, изобразил его на своей знаменитой картине «Явление Христа народу» 1837— 1857 гг. Единственное прижизненное фото 1845 года, сделанное одним из первопроходцев фотографического искусства, С. Левицким, символично запечатлело автора повести «Портрет» в окружении русских художников в Италии. Гораздо ранее, отправляясь покорять Петербург, юный Николай утешал в письме обеспокоенного своей судьбой двоюродного дядюшку: «…вы ещё не знаете всех моих достоинств.
Я знаю кой-какие ремёсла. Хороший портной, недурно раскрашиваю стены алфрескою живописью, работаю на кухне и много кой-чего уже разумею из поваренного искусства; вы думаете, что я шучу, спросите нарочно у маминьки…». И это вовсе не были пустые похвальбы. Гоголь действительно превосходно умел шить, а ещё вязал и вышивал по канве. Кроме того, был отличным кулинаром. Правда, расхожее мнение, что Гоголь изобрёл гоголь-моголь, далеко от истины: он лишь утверждал, что любит гоголь-моголь более других напитков. Да и тут ошибался, почему-то принимая за гоголь-моголь английский поссет из козьего молока с ромом. Смерть и бессмертие Памятник Н. Гоголю на Малой Конюшенной.
Фото: Saint-petersburg Точная причина смерти русского гения до сих пор неизвестна.
Факт 1 Гоголь с детства увлекался рукоделием и сам кроил шейные платки, рисовал узоры для ковров, занимался вышивкой и шил платья сестрам. Факт 2 У Гоголя было много фобий - он боялся грозы, обмороков, быть погребенным заживо и смерти. Допускают, что он страдал маниакально-депрессивным психозом.
Их принимают за покойников и хоронят. Либо уже неизлечимое коматозное состояние — спят 20 лет. Это же страшное дело. Гоголь, могилу которого вскрыли, перевернулся там, в гробу. Надо было его в склеп положить — сам бы проснулся. Кстати, пробуждение после коматозного состояния, даже кратковременного, пробуждает новый виток болезни. То есть после любой отключки они все больше и больше погружаются в болезнь. Либо кома, либо летаргическое состояние. Бывают разные виды ком — диабетическая, печеночная, а бывает летаргическая кома, природа которой неизвестна. Коматозное состояние всегда связано с потерей сознания и с определенным состоянием отключения — мерцающим сознанием. Так вот, очень может быть, что летаргическую кому как раз и вызывает Virus Vampirus" "Признаки вампиризма " astro. Бердяев не зря пишет: "Трагедия Гоголя была в том, что он никогда не мог увидеть и изобразить человеческий образ, образ Божий в человеке. И это его очень мучило. У него было сильное чувство демонических и магических сил. Гоголь наиболее романтик из русских писателей, близкий к Гофману. У него совсем нет психологии, нет живых душ.
Интересные факты из жизни и биография Гоголя
Николая Гоголя называют талантливым поэтом, прозаиком и классиком русской литературы XIX века. БИОГРАФИЯ. Николай Гоголь родился в селе Сорочинцы — том самом, куда впоследствии поместил героев своей мистической повести «Сорочинская ярмарка». Николай Васильевич Гоголь – выдающийся классик русской литературы XIX столетия. Гоголь Николай Васильевич, биография которого рассматривается в этой статье, появился на свет в 1809 году, 20 марта, в поселении Великие Сорочинцы в Полтавской губернии. Интересные факты из жизни Гоголя говорят о том, что он был очень впечатлительным и мнительным человеком.
«Таинственный Карла»: факты и легенды из жизни Н.В. Гоголя
Но писатель оставался верен своим пристрастиям. Хлеб и сахар Творить Гоголю, как ни странно, помогал хлеб. Во время работы писатель постоянно катал из хлебного мякиша шарики и ел их. Иногда на смену хлебу приходили кусочки сахара, которые классик любил грызть. Сознательное одиночество Писатель никогда не вступал в брак, у него не было детей. Более того, современники не помнили, чтобы у Гоголя когда-либо имелась возлюб ленная. С осторожностью он относился и к новым знако мс твам. Если в компании появлялись незнакомцы, Гоголь стремился поскорее уй ти, чт обы избежать общения с чужими людьми. Дружил с Пушкиным Николай Васильевич Гоголь и Алек сандр Сергеевич Пушкин бы ли приятелями и положительно отзывались о творчестве друг друга. Интерес к произведениям Пушкина возник у Гоголя во время учёбы.
Богородица и святой Николай в семейной истории Согласно семейному преданию, когда будущей матери Гоголя, Марии Ивановне Косяровской, был всего лишь годик, её последующее супружество уже было предопределено, и не кем-нибудь, а самой Пресвятой Богородицей. Жившему в соседнем имении Яновщина 14-летнему пареньку Богородица явилась во сне, указала на младенца-девочку в белых одеждах и произнесла: «Вот твоя суженая». Вскоре мальчик «опознал» маленькую героиню видения наяву, после чего 13 лет ожидал исполнения пророчества. Фото с сайта gallerix. Зато «предсказанный» супруг обладал иными талантами: дружелюбным нравом, остроумием и красноречием. Выйдя в отставку с чином коллежского асессора, он добровольно стал директором, режиссёром, актёром и драматургом домашнего театра Д. Трощинского, бывшего министра юстиции. Известны две его комедии, написанные, как тогда говорили, «на малороссийском наречии»: «Собака-Вивця» и «Простак, или Хитрость женщины, перехитрённая солдатом». Кроме того, он искренне обожал свою жену, признанную первой красавицей Полтавщины.
Казалось бы, такой чудесный, благословленный свыше брак должен быть исключительно счастливым. Однако супружеское счастье вскоре было омрачено смертью первых двух сыновей. Забеременев в третий раз, набожная Мария Ивановна ездила молиться о сохранении жизни младенца местночтимой иконе св. Николая Чудотворца и именно в честь этого святого впоследствии назвала новорожденного. Существует легенда, что она обещала святому Николаю посвятить выжившего ребёнка церковному служению, и именно этот неисполненный материнский обет мучил Гоголя последние годы жизни, будто бы даже сподвиг его тайно принять монашество. Рождение, магия цифр и Эдгар По Любители символики часто обращают внимание на тот факт, что гениальный русский сатирик родился 1 апреля, в День смеха, что якобы уже предопределило его дальнейшую судьбу. Однако на момент его рождения этого совпадения попросту не было, поскольку по старому дореволюционному календарю он родился вовсе не в апреле, а в марте см. Магию цифр усматривают и в творчестве Н. Гоголя, в частности, в судьбе последнего его произведения: 11 июня 1842 года вышел первый том поэмы «Мёртвые души», а 11 февраля 1852 года автор уничтожил второй том.
Однако неясно, какой же смысл можно извлечь из этой действительно имеющей место симметрии. Иллюстрация к повести Гоголя «Шинель» 1985. Фото с сайта artifex. Обе интерпретируются как сделанные автором предсказания собственной смерти. Как известно, Гоголь умер практически в 43 года на момент смерти до его дня рождения оставалось около месяца. Первая из несуществующих дат прочитывается как «зеркальное», перевёрнутое отображение этого рокового числа. Соединённая же с ним цифра 9, наиболее любимая автором 9 мая по старому стилю он отмечал День Ангела , как будто бы символизирует его самого, обречённого уйти. Во втором 2 случае обречённого художника символизируют три нуля, графически эквивалентные трём буквам «о» таким псевдонимом он изредка подписывался в юности, имея в виду звучание своего имени: «никОлай гОгОль». Очевиднее и любопытнее всех этих домыслов кажется другое совпадение: 1809 год подарил миру двух великих мистиков, Гоголя в Российской империи и Эдгара По в Соединенных Штатах Америки.
В жизни и творчестве этих двух писателей, разделённых океаном, находят множество параллелей: оба создавали пугающие фантастические образы и ужасно боялись быть похороненными заживо, обоих подозревали и продолжают подозревать в безумии и различных тайных пороках, обоим суждено было умереть, слегка перешагнув рубеж сорокалетия, и тайной своей смерти озадачить почитателей вплоть до сегодняшнего дня. Факты биографии Гоголя Переживание потерь Детство и юность Н. Гоголя были омрачены потерями близких. Из 12 детей в семье Гоголь-Яновских пережили свое детство лишь пятеро. Особенно тяжёлой для впечатлительной натуры художника оказалась смерть младшего брата Ивана, которого он лишился во время их совместной учёбы в Полтавском училище. Девятилетний Иван умер в результате внезапной болезни неизвестно, какой , а десятилетнего Николая вследствие потрясения пришлось отправить домой, а затем перевести в другое учебное заведение, Нежинскую гимназию. На смерть брата он написал одно из своих первых произведений, несохранившуюся балладу «Две рыбки», очень трогательную, по воспоминаниям одноклассников. Портреты неизв.
Литератор даже настаивал, чтобы художники, писавшие его портреты, меняли форму носа на более привлекательную.
Вероятно, это послужило поводом для создания знаменитой абсурдистской повести «Нос». Поразительная память Гоголь обладал феноменальной памятью. Он мог запоминать гигантские объёмы информации и не упускал из виду даже мельчайшие детали. Только слева По неизвестным причинам Гоголь предпочитал ходить по левой стороне дорог и тротуаров. Это вызывало определённые сложности, ведь все остальные пешеходы передвигались по правой стороне. Но писатель оставался верен своим пристрастиям. Хлеб и сахар Творить Гоголю, как ни странно, помогал хлеб. Во время работы писатель постоянно катал из хлебного мякиша шарики и ел их. Иногда на смену хлебу приходили кусочки сахара, которые классик любил грызть.
Все это, безусловно, привлекает к личности особое внимание. О вкладе Гоголя в русский язык Еще стоит сказать и о языке — Николай Васильевич очень трепетно к нему относился. В той же книге «Выбранные места из переписки с друзьями» есть замечательное высказывание: «Необыкновенный язык наш есть еще тайна. В нем все тоны и оттенки, все переходы звуков от самых твердых до самых нежных и мягких; он беспределен и может, живой как жизнь, обогащаться ежеминутно». Писатель довольно глубоко погрузился в тему и обогатил язык в первую очередь крылатыми выражениями: «У меня легкость необыкновенная в мыслях», как сказал Хлестаков в «Ревизоре».
А еще слова Манилова из «Мертвых душ»: «Майский день — именины сердца». Или «Давненько не брал я в руки шашек» — фраза Чичикова во время игры с Ноздрёвым. И это только навскидку! На самом деле огромное количество цитат сегодня используют активно и в разговорной речи, и в газетных, журнальных публикациях. Какое непопулярное произведение Гоголя достойно большего внимания Иллюстрация к комедии «Игроки» Конечно, комедия «Игроки».
Она находится немного в тени «Ревизора» и «Женитьбы». Хотя нельзя сказать, что последнюю часто вспоминают — она вроде бы на слуху, но все же в затмении первой. Тем не менее «Женитьба» и «Игроки» — тоже очень смешные и искрометные комедии.
Факты о Николае Гоголе
Николай Гоголь — очень многогранный писатель; внимательный и любопытный, пишущий об окружающей действительности — и все-таки не совсем в духе реализма. Николай Гоголь – русский писатель, драматург, критик, публицист, классик литературы, оказал большое влияние на мировую литературу. Гоголем-Яновским начал именовать себя его дед Афанасий, которому хотелось думать, что происходит он от Остапа Гоголя, казацкого военного деятеля времен Богдана Хмельницкого. Факт 6. Будучи в преклонном возрасте, Гоголь завещал близким людям захоронить его тело только при характерных признаках разложения.
Какие самые интересные и малоизвестные факты о Н.В.Гоголе?
Среди биографий великих писателей, биография Гоголя стоит в отдельном ряду. Загадочная биография и интересные факты из жизни Гоголя удивляют нас, но и вызывали непонимание у его современников. Все дело в том, что Гоголь намеренно просил художников изображать его с таким носом, какой он хотел бы иметь. Загадочная биография и интересные факты из жизни Гоголя удивляют нас, но и вызывали непонимание у его современников. 1 апреля исполняется 215 лет со дня рождения великого писателя Николая Гоголя.
Психоз и несварение
- Болезни Гоголя
- Сообщить об опечатке
- Интересные факты из жизни и биография Гоголя
- Факты о Николае Гоголе
«Таинственный Карла»: факты и легенды из жизни Н.В. Гоголя
10 фактов про Николая Васильевича Гоголя. Автор одной из биографий писателя Анри Труайя называл эту черту Гоголя «мистической настроенностью, предрасположенностью к страху». Однако тому, кто осилит всю переписку Гоголя с матерью, становится понятно, что сын выдумывал некоторые несоответствующие действительности факты.